Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы организации наблюдений в природе со старшими дошкольниками 8
1.1 Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования 8
1.2 Психологические аспекты проблемы организации наблюдений в природе со старшими дошкольниками 21
1.3 Педагогические условия организации наблюдений в природе со старшими дошкольниками 29
1.4 Методические рекомендации для воспитателей по организации наблюдений в природе со старшими дошкольниками 36
Выводы по 1 главе 41
Библиографический список 43
Приложение 1 48
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена кризисным состоянием природы и снижением ценностных ориентиров в обществе, обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара. Кризисная ситуация в обществе привела к искажению взаимоотношений человека с природой как средой его жизнедеятельности, что повлияло и на внутренний мир человека, разрушая его ценностные ориентиры, установки и потребности.
Решение глобальных экологических проблем возможно на основе обращенности педагогической науки к вопросу экологического воспитания личности, так как одной из важнейших причин экологического неблагополучия является низкая экологическая культура людей, отсутствие у них экологического самосознания и четкой позиции на природоохранную деятельность. Поэтому одним из значимых путей изменения современной экологической ситуации в стране является экологическое образование (Н.Н. Моисеев, К.А. Романова, Г.Я. Ягодин и др.).
На уровне принятия законодательных и управленческих решений возникло понимание необходимости увязки вопросов обеспечения экологической безопасности с повышением уровня экологического сознания людей. Международная конференция по образованию в области охраны окружающей среды (Тбилиси, 1977), Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) позволили разработать наиболее приемлемую концепцию экологического образования в России.
Данная позиция закреплена Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». Указом Президента Российской федерации от 04.02.94 № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».
В приказе за №4/1-6 от 30.03.94 года Коллегии Министерства отмечается, что современная экология приобрела интегральный характер и стала наукой, которая затрагивает сферы экономической, социальной и духовной жизни человека и общества. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений.
Наблюдение — ведущий метод экологического воспитания и ...
... экологические знания, понятия, представления и суждения, отражение эстетики и экологии природы в собственном творчестве, конкретно-тематическом общении, гуманно-эстетическое отношение и поведение, деятельность на благо природы. Старшие дошкольники ... приобщаются к прекрасному в природе, познают ее красоту, зависящую от окружающей среды, делают ...
Необходимость экологического образования отражена в следующих нормативно-правовых актах: Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (2001), Концепция дошкольного воспитания (1989), Постановление Правительства РФ «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (1994), Концепция устойчивого развития России (1996), Национальная стратегия экологического образования (2000).
Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.
Основное содержание экологического образования детей дошкольного возраста определено требованиями Государственного стандарта образования по созданию условий для развития у детей экологической культуры и экологического сознания (Р.Б. Стеркина).
В настоящее время ряд ученых (З.Н. Мишанина, Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева, Н.Н. Кондратьева, Н.А. Рыжова) под экологическим образованием дошкольников понимают процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.
Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому.
Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволили выделить противоречие между потенциальными возможностями метода наблюдения в формировании основ экологической культуры у старших дошкольников и степенью их теоретической обоснованности.
На основе выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске и определении педагогических условий организации наблюдений в природе со старшими дошкольниками.
Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия определили выбор темы исследования: «Организация наблюдений в природе со старшими дошкольниками».
Цель исследования — теоретически обосновать педагогические условия организации наблюдений в природе со старшими дошкольниками.
Объект исследования: наблюдение как метод экологического воспитания старших дошкольников.
Наблюдение как метод экологического образования дошкольников
... экологического образования дошкольников. Предмет исследования: наблюдение как метод экологического образования дошкольников. Цель: изучить наблюдение как метод экологического образования. Задачи: Изучить психолого-педагогические особенности экологического образования; Рассмотреть наблюдение как метод экологического образования; Проанализировать методику использования наблюдения в экологическом ...
Предмет исследования: педагогические условия организации наблюдений в природе со старшими дошкольниками.
Гипотеза исследования: организация наблюдений в природе в процессе экологического образования старших дошкольников будет эффективной, если будут соблюдены следующие педагогические условия:
К педагогическим условиям организации наблюдений в природе со старшими дошкольниками мы относим:
— создание эколого-развивающей среды в детском саду (наличие объектов для наблюдений);
— организация наблюдений с учетом этапов их проведений в различных формах познавательной деятельности детей (на занятиях, экскурсиях, повседневной жизни);
— организация работы по взаимодействию ДОУ и семьи в экологическом образовании старших дошкольников;
— создание картотеки наблюдений в природе.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования ставились и решались следующие задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Определить содержание педагогических условий организации наблюдений в природе со старшими дошкольниками.
3. Разработать рекомендации для воспитателей по созданию картотеки наблюдений в природе.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
— современные психолого-педагогические идеи и концепции о сущности человека и его взаимодействии с обществом и природой (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Л.Н. Коган, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн);
— исследования в области экологии С.Г. Глазачева, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Н.Н. Моисеева, И.Т. Суравегиной, З.И. Тюмасевой и др., в которых подчеркивается актуальность проблемы экологического образования в истории отечественной педагогики;
— теоретические основы экологического образования и воспитания детей, представленные в психолого-педагогических исследованиях С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой, Н.И. Кондратьевой, Л.М. Маневцевой и др.;
— работы Н.Я. Гальперина, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьева, В.А. Смирнова, Л.В. Трубайчук и др., которые рассматривали дошкольный возраст как сензитивный период в формировании и развитии личности;
— исследования, рассматривающие методику проведения наблюдений (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.Я. Зинченко, С.Л. Рубинштейн, А.П. Усова, Н.А. Менчинская).
Методы исследования: теоретические — теоретический анализ научной литературы, систематизация, синтез, классификация, планирование.
Практическая значимость исследования: разработанные рекомендации для воспитателей по созданию картотеки наблюдений в природе со старшими дошкольниками и перспективный план по организации наблюдений в природе могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных учреждений.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, одной главы, выводов по первой главе, библиографического списка и приложения.
***************************************************************************************
Библиографический список
1. Аветисян Л. Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой // Дошкольное воспитание. — 1986. — №1.- С.10-12.
Реализация проектно — исследовательской деятельности в ...
... здорового развития ребенка, расширяющей область исследования мира и качества жизни ребенка на протяжении длительного времени. Необходимость экологического образования дошкольников не вызывает ... речевому развитию детей» г. Кингисеппа. Методы исследования: - теоретические: анализ, синтез, обобщение; - практические: наблюдение, беседа; - анализ. База исследования: опытно-экспериментальная ...
2. Адам Д.А. Формирование эколого-ориентированных ценностей у дошкольников средствами современного искусства. — Екатеринбург, 2005. — 22с.
3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. — М.: Элизе Трэйдинг, 2004. — 112с.
4. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 206 с.
5. Аракчаева Л.К. Методические подходы в экологическом воспитании. – М., 2001. — 102 с.
6. Ашиков В.И. Программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. — №2. – С.34-39.
7. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. – М., 1997.
8. Бабкова Е.Г. Познание природы дошкольниками путем наблюдения // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск 6-7 ноября 2008 г. Ответ. за выпуск О. И. Кобзарь, Т. В. Хахалкина. — Томск: ОГУ РЦРО, 2008. — С.40-41.
9. Бехтерева Л.П. К экологическим знаниям через наблюдения // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск 6-7 ноября 2008 г. Ответ. за выпуск О. И. Кобзарь, Т. В. Хахалкина. — Томск: ОГУ РЦРО, 2008. — С. 63-64.
10. Борзова Е.Ю. Моделирование в экологическом воспитании // Ребенок в детском саду. — 2007. — №4. — С. 49-50.
11. Ветрова Н.И. Этапы формирования приемов абстрагирования наблюдаемых признаков у детей старшего дошкольного возраста // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. -Л.,1976.
12. Выготский Л.С. Психология. — М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
13. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя: проблемы, противоречия, опыт // Экологическое образование в России: проблемы и практика / Под ред. А.Н. Захлебного, Л.П. Симоновой-Салеевой. – М., 1995.
14. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
15. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. — 2000. — №1. — С. 41-49.
16. Дерябо С.Д., Ясвин В.А.. Экологическая педагогика и психология. — Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 480 с.
17. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб.: Акцидент, 1999. – 224 с.
18. Дмитриевский Р.С. Экологическая культура и образование в России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2007. — №1. — С. 124-127.
19. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. — 2004. — №1. — С. 60-68.
20. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. — М.: Линка-Пресс, 2001. — С.25-26.
«Дидактическая игра как средство экологического развития дошкольников»
... принципы, содержание и методы экологического воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой. В данном исследовании рассмотрены подходы к содержанию экологического воспитания дошкольников, дидактические игры и ...
21. Захлебный А.Н. На тропе (опыт экологического воспитания).
– М.: Знание, 1986.
22. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методиеский аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
23. Зебзеева В.А. Программы экологического развития детей дошкольного возраста // Управление ДОУ. — 2007. — № 3.
24. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. — М. 2006.
25. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 56 с.
26. Иванова А.И. Методический комплекс «Живая экология» // Управление ДОУ. — 2007. — №3.
27. Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1978. – 223 с.
28. Ковтун Т.Ю. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края в условиях города. – М., 2004. — 25с.
29. Козлова А. В. Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. — М.: Сфера, 2004. — 112 с.
30. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «»Мы»: Азбука экологии». — СПб., 1996.
31. Концепция общего среднего экологического образования / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. – М. : ИОШ РАО, 1994.
32. Красилов В.А. Природа в общественной жизни и культуре // Экология и жизнь. — 2003. — №3. — С.38-40.
33. Краснопольский Б.Х. Окружающая среда и проблемы выживания человечества // Использование и охрана природных ресурсов в России. — 2007. — №4. — С.123-134.
34. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999. – 232 с.
35. Лазарева О.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. Ч. 1.: Теоретические основы методики обучения естествознанию в начальной школе. – Екатеринбург, 2003.
36. Лазарева О.Н. Теория и методика экологического образования детей. — Екатеринбург, 2004. — 279с.
37. Лихачева А.И. Экологическое воспитание в детском саду // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск 6-7 ноября 2008 г. Ответ. за выпуск О. И. Кобзарь, Т. В. Хахалкина. — Томск: ОГУ РЦРО, 2008. — С.93-95.
38. Логинова В.И., Матвеева А.К., Саморукова П.Г. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -1970.-№6.
39. Максимова Л.И. Формирование эколого-гуманистической картины мира у детей старшего дошкольного возраста. — Якутск, 2003. — 18 с.
40. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. – М. : Пед.общество России, 2002.
41. Моисеев Н. Экология в современном мире. // Наука и жизнь. — 1998. — №3. — С.2-10.
42. Моисеев Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования // Биология в школе. – 1996. – № 3.
43. Моисеева Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования. — Екатеринбург, 2004. — 168с.
Экологическое воспитание в профессиональной школе
... экологического воспитания. Цели и задачи. На мой взгляд, рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Я считаю, что экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единство экологического ...
44. Моисеева Л.В. Естественнонаучная картина мира как компонент профессиональной подготовки // Образование и наука. — 2007. — №2. — С. 3-12.
45. Николаева С.Н. «Зеленый детский сад»: типовая модель экологического воспитания дошкольников // Модели экологического воспитания детей. – М., 2005. – С.14-39.
46. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. — М.: Академия, 1999. — 182 с.
47. Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. – М., 2005. – 310 с.
48. Николаева С.Н. Типовая модель экологического воспитания \\ Дошкольное воспитание. – 2004. — № 4. – С.14-21.
49. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. — 2007. — №5. — С. 22-27.
50. Петровский, В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. — М., 2003. — 211 с.
51. Потапова Т. Праздник леса в детском саду: экологическое воспитание дошкольников // В мире науки. — 2007. — №1. — С. 88-89.
52. Россихина Л.А. Формирование экологических ценностных ориентаций в процессе образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. — 2007. — №2. — С.26-29.
53. Рыжова Н.А. Наш дом — природа: Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 7.
54. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. — М., 2000.
55. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.
56. Тарасов А.И. Экскурсии в лес по экологической тропе. – М. 1997. — 64 с.
57. Экологическое воспитание детей: Методическое пособие для воспитателей. – Краснодар: Эдви, 1995 – 182 с.