ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ. методические рекомендации для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

 

СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА

 

 

методические рекомендации для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям

 

для курсантов, обучающихся по специальностям

030501.65 – юриспруденция и

 

Белгород-2009

Социология права. Методические рекомендации для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям. – Белгород: Белгородский юридический институт МВД России, 2009. – 22 с.

 

Составитель:

кандидат социологических наук, доцент, подполковник милиции Максимов И.С.

 

 

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин БелЮИ МВД России «___» _________ 2009 г., Протокол № __

 

Обсуждены и одобрены на заседании методического совета БелЮИ МВД России «___» _________ 2009 г., Протокол № __

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Цель изучения дисциплины:

ознакомить обучаемых с основными понятиями и концепциями социологии права, а также обучение студентов знаниям о предмете, исторической эволюции и содержании современной социологии права.

Основные задачи дисциплины:

показать специфику социологии права как отрасли социологического знания;

обосновать место социологии права в системе политико-социологических и правовых научных дисциплин;

осветить ключевые проблемы правового функционирования и развития российского общества;

вооружить научными представлениями о социальном действии права, механизмах и процессах его воплощения в конкретных правоотношениях, социальных факторах, которые наиболее активно влияют на реализацию современного права;

раскрыть социально-психологические механизмы принятия юридически значимых решений личностью, как частным, так и должностным лицом;

обучить знаниям и навыкам прикладных социологических исследований проблем становления и развития системы правовых институтов и правоотношений современного российского общества.

Междисциплинарные связи:

Социология, Психология, Криминология, Конфликтология, Теория государства и права.

Требования к знаниям и умениям по дисциплине.

В результате изучения дисциплины курсант и слушатель должен:

иметь представление о:

  — о предмете социологии права и месте этой дисциплины в системе обще гуманитарного и правового знания;
— об основных направлениях развития социологии права;
— о социальной обусловленности и эффективности права, социальных механизмах правового регулирования;
— о личности как социальном субъекте правовых отношений;
— о правовой культуре и ее роли в социальном взаимодействии между личностью и обществом.
— о социальной норме и отклонениях, их формах и социальной обусловленности;
— об основных концептуальных подходах в социологии преступности;
— о социальной природе криминальной личности;
— о практике уголовного наказания как предмете социологического исследования;
— о социальной природе юридических конфликтов;
 

знать:

— предмет, метод и функции социологии права;
— социальные функции права;
— основные научные школы социологии права;
— механизмы правотворчества и правоприменения как сфер социального действия права;
— своеобразие процесса правовой социализации личности;
— основные формы негативной и позитивной девиации;
— научные концепции социальной природы преступления и криминальной личности;
— причины, динамику, типологию, механизм разрешения юридических конфликтов;

уметь:

— формировать представление о содержании, направленности и противоречиях процесса эволюции правовой сферы современного российского общества;
— применять полученные знания в профессиональной деятельности;

иметь навыки:

— организации социологического исследования в сфере правоотношений.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по курсу «Социология права»

 

№ п/п Наименование тем Всего часов Аудиторные занятия Самостоятельная работа (час.) Послед. изучения
Лекции Семинары Контрольные работы
1. Предмет и метод социологии права. Основные этапы становления социологии права.   Л-С
2. Право как социальный институт. Социальный механизм правового регулирования.   Л-С
3. Правовая социализация личности.   Л-С
4. Девиантное поведение.   Л-С
5. Социология преступности.   Л-С
6. Социология криминальной личности и уголовного наказания.   Л-С
7. Юридический конфликт   Л-С
8. Контрольная работа      
9. Зачет      
  Итого:  
Форма итогового контроля — зачет

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ

 

Семинар является важным звеном системы теоретического обучения и представляет собой одну из форм учебных занятий, широко распространенных в вузе и предназначенных для обсуждения наиболее сложных тем учебной программы под руководством преподавателя. На семинаре курсанты и слушатели учатся рассуждать, дискутировать, находить истину, выдвигать и отстаивать свою точку зрения, опираясь на научные аргументы.

Основными задачами семинара являются: закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на лекции и добытых в процессе самостоятельной работы с рекомендуемой научной и учебной литературой, правовыми актами и другими источниками; формирование у курсантов умений и навыков работы с первоисточниками и специальными документами, анализа и оценки различных источников знаний, подготовки аргументированных выступлений, логически правильно строить свои мысли, грамотно и убедительно говорить. В процессе семинарского занятия также происходит проверка и оценка усвоения курсантами и слушателями программного материала по темам учебных курсов преподаваемых дисциплин.

Подготовка курсантов и слушателей к семинару подразделяется на предварительную и непосредственную. Предварительная подготовка предусматривает получение задания, изучение рекомендованной литературы, написание рефератов и докладов, посещение консультаций. Непосредственная подготовка включает конспектирование рекомендованной литературы, выполнение письменных заданий, подготовку развернутых планов выступления на семинаре.

Осуществляя подготовку к семинару, следует сначала проанализировать тему занятия, подумать о цели и основных проблемах, которые будут рассмотрены. На втором этапе необходимо основательно изучить записи лекций и рекомендованную литературу, составить необходимые конспекты и развернутый план выступления по вопросам, обсуждаемым на семинаре. Особое внимание следует обратить на новые категории и понятия, определения, выявление причинно-следственных связей в развитии социального процесса. При этом рекомендуется выписать наиболее сложные категории, понятия и определения в рабочую тетрадь. Целесообразно зафиксировать возникшие во время самостоятельной работы вопросы, чтобы потом в процессе обсуждения на семинаре получить на них ответы. Подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать заблаговременно, а в случае затруднений обращаться к преподавателю за консультациями, которые проводятся в соответствии с графиком учебных консультаций.

С целью более углубленного изучения предмета на семинарских занятиях в соответствии с требованиями учебной программы по курсу «Социология права» предусматривается заслушивание и обсуждение докладов и рефератов, что способствует развитию у курсантов теоретического мышления, исследовательских, аналитических навыков, формированию ораторских способностей. Опыт организации учебного процесса по предметам социально-гуманитарного цикла показывает значительную эффективность овладения знаниями в результате подготовки рефератов и докладов.

В процессе работы над рефератами и докладами курсантам и слушателям рекомендуется обратиться к учебно-методическим рекомендациям «Как подготовить реферат и выступить с докладом по курсу «Социология права», где содержатся методические рекомендации, примерная тематика рефератов, список необходимой литературы, перечислены основные требования к правильному оформлению работы и устному выступлению в аудитории.

Среди рекомендуемой курсантам и слушателям литературы для подготовки к семинарским и индивидуальным занятиям представлены различные учебные пособия и статьи из периодических изданий.

Самостоятельная работа предполагает самостоятельность мыслей и суждений курсантов в процессе работы над предложенной проблематикой. Для этого сейчас складываются достаточно благоприятные условия. Свободомыслие становиться одним из определяющих факторов социально-гуманитарного образования.

Для самостоятельной работы в процессе подготовки к семинарским занятиям по курсу «Социология права» курсантам и слушателям рекомендуются учебники, учебные пособия, опубликованные лекционные курсы, хрестоматии, словари, методические пособия, а также монографическая литература отечественных и зарубежных авторов, теоретические материалы, публикуемые в научных, особенно ориентированных на высшую школу («Социально-политический журнал», «Общественные науки и современность», «Социологические исследования», «Человек», «Наука и жизнь», «Знание-сила», «Родина»).

В процессе изучения современной социологии права не обойтись без анализа различных документов, статистических материалов, информации об отношении граждан к тем или иным социальным процессам.

Большой интерес для социологического анализа могут представлять и произведения художественной литературы. Хороший писатель — это не только тонкий психолог, глубокий мыслитель, но и социолог. Произведения Шекспира, Пушкина, Льва Толстого, Достоевского и других литераторов содержат множество глубоких мыслей и оценок, относящихся ко всем сферам человеческой жизнедеятельности.

Работая на семинарском занятии, активно участвуйтев обсуждении рассматриваемых вопросов, во время своего выступления стремитесь выделять главное и четко формулировать свои мысли. Не стесняйтесь задавать вопросы, не бойтесь критиковать своих товарищей, но, высказывая критические замечания, будьте объективны и доброжелательны. Не страшитесь ошибок и старайтесь по-деловому воспринимать сказанное в процессе обсуждения.

По окончании семинара обязательно подведите для себя итоги, определите и кратко сформулируйте окончательные и правильные ответы на вопросы плана семинарского занятия.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД СОЦИОЛОГИИ ПРАВА. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ СОЦИОЛОГИИ ПРАВА

 

Семинарское занятие (2 часа)

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Предмет, метод и место социологии права в системе наук об обществе и человеке

2. Задачи, методы и значение социологических исследований в социологии права

3. Основные этапы развития социологии права как отрасли знания

 

ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ:

1. Задачи научного обеспечения законодательного процесса.

2. Социологическое объяснение права.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Васильченко В.П., Лобанов К.Н., Максимов И.С. Философия и социология права (учебное пособие).

— Белгород: БелЮИ МВД России, 2006.

2. Социология для юристов: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / В.Ю. Бельский, А.И. Кравченко, С.И. Курганов; Моск. ун-т МВД России, Фонд содействия правоохран. органам «Закон и право». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Закон и право: ЮНИТИ, 2004.

3. Социология права: учебное пособие / Под ред. проф. В.М. Сырых. — 3-е изд., стереотип. — М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2004.

4. Степанов О.В. Социология права: учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.

5. Юридическая социология: Учеб. для вузов / [Глазырин В. А.( отв. ред.), Грибакина Э.Н., Гулина Н.А. [и др.]. — М.: НОРМА ИНФРА-М, 2002.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Галактионов А.А. Русская социология XI – XX веков. – СПб., 2002.

2. Дмитриев А.В. Право: социологическое объяснение // Право и образование. – 2002. — № 4.

3. Научное обеспечение законодательного процесса. // Социологические исследования. 2002. № 10.

4. Саидов А.Х. Социология права: каков ее научный статус? // Социологические исследования. – 2006. — № 7.

5. Яковлев А.М. Российская государственность (историко-социологический аспект) // Общественные науки и современность. – 2002. — № 5.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

Что является объектом исследования социологии права?

Что является предметом исследования социологии права?

В чем заключается социологический подход к праву?

Какие исследовательские задачи решает социология права?

Раскройте функции социологии права.

Дайте определения следующим понятиям:

«социологическая экспертиза»,

«социологическое толкование»,

«предзаконодательная социология»,

«послезаконоиодателъная социология».

Какова структура социологии права?

Какую роль сыграл О. Конта в зарождении социологии права?

Как представляется право в концепции Э. Дюркгейма?

Дайте определения следующим понятиям:

«аномия»,

«живое право».

Что такое спонтанное правотворчество и чем оно отличается от нормотворческой деятельности?

Охарактеризуйте институциональную социологию права.

Дайте определения следующим понятиям:

«институция»,

«закон»,

«обычай»,

«отменяющий обычай»,

«созидательный обычай».

Что такое социальное право?

Каким представлял генезис нормы права П.А. Сорокин?

Дайте характеристику прагматической школе в социологии права.

Дайте определения следующим понятиям:

«правовая логика»,

«правосудие без права».

Охарактеризуйте реалистическую социологию права.

В чем заключается метод познания реально действующего права?

Дайте определения следующим понятиям:

«возможное право»,

«действительное право».

Дайте характеристику эмпирической социологии права.

Кого из русских ученых вы отнесете к отечественной школе социологии права?

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ:

объект социологии права, предмет социологии права, исследовательские задачи социологии права, функции социологии права, социологическая экспертиза, социологическое толкование, предзаконодательная социология, послезаконоиодателъная социология, право как социальный факт, аномия, живое право, спонтанное правотворчество, нормотворческая деятельность, институциональная социология права, институция, закон, обычай, отменяющий обычай, созидательный обычай, социальное право, прагматическая социология права, правосудие без права, реалистическая социология права, возможное право, действительное право.

 

 

ТЕМА 2. ПРАВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ. СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Семинарское занятие (2 часа)

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Социальные функции права

2. Понятие и формы правового сознания

3. Юридический и социальный механизмы правового регулирования

 

ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ:

1. Механизмы действия права.

2. Правотворчество и социальное прогнозирование.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Васильченко В.П., Лобанов К.Н., Максимов И.С. Философия и социология права (учебное пособие).

— Белгород: БелЮИ МВД России, 2006.

2. Социология для юристов: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / В.Ю. Бельский, А.И. Кравченко, С.И. Курганов; Моск. ун-т МВД России, Фонд содействия правоохран. органам «Закон и право». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Закон и право: ЮНИТИ, 2004.

3. Социология права: учебное пособие / Под ред. проф. В.М. Сырых. — 3-е изд., стереотип. — М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2004.

4. Степанов О.В. Социология права: учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.

5. Юридическая социология: Учеб. для вузов / [Глазырин В. А.( отв. ред.), Грибакина Э.Н., Гулина Н.А. [и др.]. — М.: НОРМА ИНФРА-М, 2002.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Лелеков В.А., Тямкин А.В. Защищенность личности от преступных посягательств // Социологические исследования. — 2005. — № 6.

2. Галактионов А.А. Русская социология XI – XX веков. – СПб., 2002.

3. Дмитриев А.В. Право: социологическое объяснение // Право и образование. – 2002. — № 4.

4. Научное обеспечение законодательного процесса. // Социологические исследования. 2002. № 10.

5. Яковлев А.М. Российская государственность (историко-социологический аспект) // Общественные науки и современность. – 2002. — № 5.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

В чем отличие права от других социальных норм?

Что характеризует право как упорядоченную систему правил?

В чем состоит общеобязательность норм права?

Раскройте содержание основных функций права:

регулятивную,

охранительную,

воспитательную.

Охарактеризуйте правовое сознание как вид социального сознания.

Опишите структуру правового сознания.

Дайте определения следующим понятиям:

«формы правосознания»,

«индивидуальное правосознание»,

«общественное правосознание»,

«правосознание социального слоя».

Что собой представляет юридический механизм правового регулирования?

Раскройте стадии правового регулирования общественных отношений?

Опишите правовые средства правового регулирования?

Раскройте систему юридического механизма правового регулирования.

Что понимается под специальными правовыми средствами?

Что выступает объектом и субъектом механизма правотворчества?

Опишите механизм и средства государственного принуждения.

Что собой представляет социальный механизм правового регулирования?

Каковы компоненты социального механизма правового регулирования?

Каковы особенности социальных средств социального механизма правового регулирования?

Что подразумевается под юридически значимыми действиями?

Раскройте формы социального контроля.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ:

право как система правил, общеобязательность норм права, социальные функции права, регулятивная функция права, охранительная функция права, воспитательная функция права, правовое сознание, индивидуальное правосознание, общественное правосознание, правосознание социальных слоев, юридический механизм правового регулирования, правовые средства, система юридического механизма правового регулирования, компоненты юридического механизма правового регулирования, специальные правовые средства, объект механизма правотворчества, субъект механизма правотворчества, механизм государственного принуждения, средства механизма принуждения, социальный механизм правового регулирования, социально-правовые средства, мораль, обычай, традиция, корпоративные нормы, религиозные нормы, формы социального контроля, субъекты социального механизма правового регулирования, юридически значимое действие.

 

 

ТЕМА 3. ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Семинарское занятие (2 часа)

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Детерминация процессов правовой социализации

2. Социально-психологические факторы правового поведения.

3. Правовая социализация личности

 

ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ:

1. Социальная ценность правовой нормы.

2. Защита личности от преступных посягательств.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Васильченко В.П., Лобанов К.Н., Максимов И.С. Философия и социология права (учебное пособие).

— Белгород: БелЮИ МВД России, 2006.

2. Социология для юристов: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / В.Ю. Бельский, А.И. Кравченко, С.И. Курганов; Моск. ун-т МВД России, Фонд содействия правоохран. органам «Закон и право». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Закон и право: ЮНИТИ, 2004.

3. Социология права: учебное пособие / Под ред. проф. В.М. Сырых. — 3-е изд., стереотип. — М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2004.

4. Степанов О.В. Социология права: учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.

5. Юридическая социология: Учеб. для вузов / [Глазырин В. А.( отв. ред.), Грибакина Э.Н., Гулина Н.А. [и др.]. — М.: НОРМА ИНФРА-М, 2002.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Ивойлов И.В. Управление правовой социализацией молодежи // Право и образование. – 2003. — № 5.

2. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория. // Социологические исследования. 2003. № 1.

3. Липинский Д.А. Воспитательная функция юридической ответственности // Право и образование. – 2003. — № 3.

4. Модель И.М., Модель Б.С. Правовая культура лидеров некоммерческих общественных объединений // Общественные науки и современность. – 2003. — № 3.

5. Самыгин П.С. — Правовая культура молодежи в контексте модернизации правовой системы России // Социально-гуманитарные знания. — 2005. — № 4.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

Что такое социализация?

Что понимается под правовой социализацией?

Чем детерминируется процесс правовой социализации?

Как индивид включается в общественные отношения через правовую социализацию?

Каким бывает отношение к явлениям правовой действительности?

Каковы цели правового регулирования?

Что такое общий интерес? Кто его должен выявлять?

Как соотносятся интересы различных социальных слоев и групп при принятии законов?

Что такое лоббирование законов?

Каковы задачи социологии права в определении социальной обусловленности закона?

Раскройте социально-психологические факторы правового поведения.

Опишите механизм правовой социализации.

Раскройте механизм правовой социализации как основу правового поведения.

Каковы цели правовой социализации?

Как усваивается правовая культура в ходе правовой социализации?

Раскройте структурные элементы правовой культуры.

Как проявляется правовая культура индивида?

Какие вы знаете уровни правовой культуры?

Как усваиваются элементы правовой системы в ходе правовой социализации?

Как идет усвоение правовых норм в ходе правовой социализации?

Как осуществляется социальный контроль в процессе правовой социализации?

Опишите механизм принятия юридически значимого решения.

Опишите процесс воплощения закона в поведение субъекта.

Каковы факторы принятия юридического решения?

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ:

социализация, правовая социализация, общий интерес, групповой интерес, частный интерес, процесс включения индивида в общественные отношения, позитивное отношение к правовой действительности, негативное отношение к правовой действительности, цели правового регулирования, борьба интересов, лоббирования, социальная обусловленность закона, социально-психологические факторы правового поведения, механизм правовой социализации, цели правовой социализации, правовой культуры общества, структурные элементы правовой культуры, проявление правовой культуры индивида, обыденный уровень правовой культуры, профессиональный уровень правовой культуры, теоретический уровень правовой культуры, усвоение элементов правовой системы, оценка реализации правовых норм, правовая идеология, социальный контроль, механизм принятия юридически значимого решения.

 

 

ТЕМА 5. СОЦИОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

 

Семинарское занятие (2 часа)

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Основные концепции социологического изучения преступности.

2. Особенности социологического анализа преступности

 

ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ:

1. Преступная субкультура.

2. Специфика социологического изучения преступления.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Васильченко В.П., Лобанов К.Н., Максимов И.С. Философия и социология права (учебное пособие).

— Белгород: БелЮИ МВД России, 2006.

2. Социология для юристов: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / В.Ю. Бельский, А.И. Кравченко, С.И. Курганов; Моск. ун-т МВД России, Фонд содействия правоохран. органам «Закон и право». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Закон и право: ЮНИТИ, 2004.

3. Социология права: учебное пособие / Под ред. проф. В.М. Сырых. — 3-е изд., стереотип. — М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2004.

4. Степанов О.В. Социология права: учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.

5. Юридическая социология: Учеб. для вузов / [Глазырин В. А.( отв. ред.), Грибакина Э.Н., Гулина Н.А. [и др.]. — М.: НОРМА ИНФРА-М, 2002.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации // Социологические исследования. — 2003. — № 4.

2. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних // Социологические исследования. – 2006. — № 1.

3. Лунеев В.В. Организационная преступность, уголовный терроризм в условиях глобализации // Социологические исследования. — 2002. — № 5.

4. Лысова А.В. Насилие на свиданиях в России // Социологические исследования. – 2006. — № 2.

5. Шипунова Т.В. Подходы к объяснению преступности: противостояние или взаимодополнение // Социологические исследования. – 2006. — № 1.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

В чем заключается специфика социологии преступности?

Каков предмет исследования социологии преступности?

Как социология преступности связана с другими науками?

Охарактеризуйте основные подходы к анализу преступности.

Почему Л. Кетле и Э. Дюркгейм считали преступность нормальным явлением?

В чем заключается позитивная роль преступности в обществе?

Раскройте антропологическую теорию преступности.

Охарактеризуйте концепцию социальной природы преступлений.

Каковы особенности социально-биологической концепция преступности.

Как соотносятся преступность и аномия?

Раскройте теорию дифференциальной ассоциации.

Как объясняется преступность в теории социального конфликта?

Что такое конфликт кодексов культур?

В чем заключается своеобразие социологического взгляда на юридическую жизнь общества?

Какова предметная область социологического исследования преступности?

Каковы основные аспекты социологического анализа преступления?

Как вы понимаете многомерность социологического подхода к исследованию преступления?

Как можно исследовать позитивную роль преступления?

Дайте определения следующим понятиям:

«фактические преступления»,

«юридические преступления»,

«анонимное насилие»,

«репрессии»,

«насилие в теневой экономике»,

«контркультура».

Как изучается субкультура преступного мира?

Что такое виктимологический анализ преступления?

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ:

социология преступности, преступность как нормальное явление, позитивная роль преступности, антропологическая теория преступности, концепция социальной природы преступлений, социально-биологическая концепция престпности, теория дифференциальной ассоциации, теория социального конфликта, конфликт кодексов культур, Чикагская школа, криминология, специфика социологического анализа преступления, многомерность исследования преступления, фактические преступления, юридические преступления, анонимное насилие, репрессии, насилие в теневой экономике, субкультура, субкультура преступного мира, контркультура, виктимология, вктимологический анализ преступления.

 

 

ТЕМА 6. СОЦИОЛОГИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ И УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ

 

Семинарское занятие (2 часа)

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Антропологический и психологические подходы к проблеме криминальной личности.

2. Социологический и социально-психологический анализ антисоциальной личности.

3. Общесоциологический подход к уголовному наказанию.

 

ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ:

1. Социальные функции наказания.

2. Проблема смертной казни в современной России.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Васильченко В.П., Лобанов К.Н., Максимов И.С. Философия и социология права (учебное пособие).

— Белгород: БелЮИ МВД России, 2006.

2. Социология для юристов: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / В.Ю. Бельский, А.И. Кравченко, С.И. Курганов; Моск. ун-т МВД России, Фонд содействия правоохран. органам «Закон и право». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Закон и право: ЮНИТИ, 2004.

3. Социология права: учебное пособие / Под ред. проф. В.М. Сырых. — 3-е изд., стереотип. — М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2004.

4. Степанов О.В. Социология права: учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.

5. Юридическая социология: Учеб. для вузов / [Глазырин В. А.( отв. ред.), Грибакина Э.Н., Гулина Н.А. [и др.]. — М.: НОРМА ИНФРА-М, 2002.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Корчагина О.И., Логашова Д.Т., Шумакова Д.С. Смертная казнь как предмет дискуссии. // Социологические исследования. 2003. № 8.

2. Побегайло Э.Ф. Проблема смертной казни в условиях современной криминологической обстановки в России // Право и образование. – 2003. — № 3.

3. Попова А.Д. Суд присяжных в зеркале общественного мнения // Социологические исследования. — 2007. — № 3.

4. Преснякова Л. Скромное обаяние криминала против тщетных усилий тюрьмы // Социальная реальность. – 2006. — № 1.

5. Шмерлина И. Смертная казнь как норма жизни // Социальная реальность. – 2006. — № 4.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

Какое место занимают проблемы личности в теории и практике права?

Какое место занимают проблемы личности в проблематике социологии права?

Дайте определения следующим понятиям:

«личность»,

«социальные ценности личности»,

«социальные ориентации личности».

Опишите правовую систему социальных координат личности.

Как правовая система социальных координат личности связана с поведением личности?

Охарактеризуйте антропологический подход к исследованию криминальной личности.

Раскройте теорию прирожденного преступника.

Какова взаимосвязь образования и видов преступлений в теории прирожденного преступника?

Охарактеризуйте психологический подход к исследованию криминальной личности.

Дайте определения следующим понятиям:

«инстинкт агрессии»,

«комплекс неполноценности».

«комплекс превосходства»,

«фрустрация».

Как комплекс неполноценности переходит в комплекс превосходства?

Охарактеризуйте социологический подход к исследованию криминальной личности.

Охарактеризуйте социально-психологический подход к исследованию криминальной личности.

Дайте определения следующим понятиям:

«реактивное насилие»,

«зависть»,

«ревность»,

«насилие из мести»,

«компенсаторное насилие»,

«садизм»,

«архаическая жажда крови».

Как взаимодействуют личностный и социальный факторы в поведении криминальной личности?

Как исследуется практика уголовного наказания?

Что такое пенология?

Раскройте социальные функции уголовного наказания.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ:

личность, социальные ценности личности, социальные ориентации личности, правовая система социальных координат личности, антропологический подход, теория прирожденного преступника, преступный тип человека, атавизм, генетический «атавизм» преступника, наследственность преступных наклонностей, психологический подход, инстинкт агрессии, комплекс неполноценности, комплекс превосходства, фрустрация, реактивное насилие, зависть, ревность, насилие из мести, компенсаторное насилие, садизм, архаическая жажда крови, конформистская личность, инновационная личность, ритуалистская личность, ретретистская личность, мятежная, бунтарская личность, пенология, функция возмездия, функция предупреждения, функция исправления.

 

ТЕМА 7. ЮРИДИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ

 

Семинарское занятие (2 часа)

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Юридический конфликт: понятие и особенности

2. Типология и структура юридического конфликта

3. Разрешение юридического конфликта

 

ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ:

Конфликты в правоохранительной деятельности.

Процедуры разрешения юридических конфликтов.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Васильченко В.П., Лобанов К.Н., Максимов И.С. Философия и социология права (учебное пособие).

— Белгород: БелЮИ МВД России, 2006.

2. Социология для юристов: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / В.Ю. Бельский, А.И. Кравченко, С.И. Курганов; Моск. ун-т МВД России, Фонд содействия правоохран. органам «Закон и право». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Закон и право: ЮНИТИ, 2004.

3. Социология права: учебное пособие / Под ред. проф. В.М. Сырых. — 3-е изд., стереотип. — М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2004.

4. Степанов О.В. Социология права: учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.

5. Юридическая социология: Учеб. для вузов / [Глазырин В. А.( отв. ред.), Грибакина Э.Н., Гулина Н.А. [и др.]. — М.: НОРМА ИНФРА-М, 2002.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Богданов Е.В. Юридические конфликты и виды правосудия // Право и демократия: Сборник научных трудов / Отв. ред. В. Р. Бибитло. – Мн/: БГУ, 2003. — Вып. 14. — С. 253 – 269.

2. Бондаренко Т.А. Стереотип восприятия правоохранительных органов в Дальневосточном регионе // Социологические исследования. – 2006. — № 1.

3. Коленникова О.А.Трансформация правоохранительных органов в России социально-политические последствия // Социологические исследования. – 2006. — № 2.

4. Невирко Д.Д., Шинкевич В.Е., Горбач Н.А. Деятельность милиции в зеркале общественного мнения // Социологические исследования. – 2006. — № 2.

5. Тонков Е.Е. Конфликтология правоохранительной деятельности: Учебное пособие. – Белгород, 1998.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

Дайте определения следующим понятиям:

«конфликт»,

«социальный конфликт»,

«противоречие»,

«конкуренция»,

«стычка».

Раскройте понятие юридический конфликт разновидность социального конфликта.

В чем заключаются особенности юридического конфликта?

Охарактеризуйте конфликты в области первичных юридических явлений.

Охарактеризуйте конфликты в области вторичных юридических явлений.

Как происходит переход неюридического конфликта в юридический?

Как трактуется юридический конфликт?

Какая существует типология юридических конфликтов?

Раскройте типологию юридических конфликтов:

по субъектам отношений,

по времени протекания,

по методам воздействия,

по отраслям права,

по природе правовых норм,

по системе государственных правоприменителъных органов,

по системе государственных правоохранительных органов.

Дайте характеристику нормативно-правовым конфликтам.

Какова структура юридического конфликта?

Дайте определения следующим понятиям:

«конфликтная ситуация»,

«объект конфликта»,

«субъект конфликта»,

«группы субъектов»,

«юридизация отношений»,

«инцидент»,

«юридически значимая ситуация».

Раскройте стадии развития юридического конфликта.

Какие возможны варианты разрешения юридического конфликта?

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ:

конфликт, социальный конфликт, противоречие, конкуренция, стычка, юридический конфликт, конфликт в области первичных юридических явлений, конфликт в области вторичных юридических явлений, межотраслевой конфликт, многотраслевой конфликт, уполномочивающий конфликт, обязывающий конфликт, запрещающий конфликт, нормативно-правовой конфликт, конфликт между нормативными актами, конфликт между нормами права и правоприменительной практикой, конфликт между правоприменительными актами, структура юридического конфликта, конфликтная ситуация, объект конфликта, субъекты конфликта, группы субъектов, юридизация отношений, инцидент, юридически значимая ситуация, стадии развития юридического конфликта, разрешение юридического конфликта, юридический консенсус.