Методические рекомендации по подготовке дипломной работы по специальности «Психология» (специализация «Социальная психология»)

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

Утверждено

Ученым советом МПСИ

(Протокол № 5 от 26 января 2009 г.)

Методические рекомендации по подготовке дипломной работы по специальлности «психология» (специализация «Социальная психология»)

Москва

2009

ББК

К 78

О.В. Краснова. Методические рекомендации по подготовке дипломной работы по специальности «Психология» (специализация «Социальная психология»).

– МПСИ, 2009. – 37 с.

В работе рассматривается типовая структура дипломной работы. Приводятся правила оформления титульного листа, оглавления, библиографии, отдельных глав и др., что должно помочь студентам в процессе написания дипломных работ. Особое внимание уделяется как техническому оформлению работы, так и требованиям к научному выражению излагаемого материала.

Пособие может быть полезно студентам факультета психологии, обучающимся по специальности «Психология», а также преподавателям, осуществляющих руководство студенческими научными работами.

Печатается по решению Ученого совета Московского психолого-социального института.

Автор-составитель:О.В. Краснова, д-р психол. наук, доцент.

Рецензент:Л.Б. Шнейдер, д-р психол. наук, проф.

© Московский психолого-

социальный институт,2009

© Краснова О.В., 2009

Предисловие

Каждый студент во время обучения в вузе выполняет разного рода учебные и учебно-научные работы, самой важной среди которых является выпускная квалификационная работа. Ее качество определяется двумя основными характеристиками: глубиной содержания и правильностью, грамотностью оформления. Чтобы написать работу, соответствующую этим характеристикам, студент должен хорошо представлять конкретные требования, которым в итоге должна отвечать его работа, и знать, каким образом можно достичь нужного результата. Справиться с этой задачей поможет данное издание.

2 стр., 978 слов

Используя закономерности работы памяти, составьте психолого-педагогические ...

... умения и навыки, чем другие. Поэтому изучение способностей – это важный раздел психологии индивидуальных различий. Существует множество определений термина «способности», которые можно условно разделить на ... работоспособности человека, непосредственных и опосредованных типах актив..... Литература 1. Выготский, Л. С. Психология развития человека [текст] / Л.С. Выгот-ский. – М. : Смысл, Эксмо, 2005. – ...

Пособие состоит из двух частей. В первой части описываются основные этапы дипломной работы, анализируются основные элементы понятийного аппарата, рассматриваются вопросы, связанные с содержанием работы (объект и предмет исследования, актуальность, научная новизна, цели и задачи работы, гипотеза, методы исследования).

Вторая часть включает правила оформления работы в целом и отдельных ее элементов, в числе которых титульный лист, оглавление, рубрикация, библиография, таблицы, иллюстрации и др.

В приложениях даны примерные темы выпускных квалификационных (дипломных) работ по психологии (специализация «Социальная психология») и образец титульного листа дипломной работы.

В пособии учтены нормативные требования, предъявляемые к выпускным квалификационным работам (приказ Министерства образования РФ от 25 марта 2003 г. № 1155), а также методические рекомендации, содержащие сведения об оформлении библиографических описаний источников и ссылок на них в научных работах с учетом требований ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ 7.1-84 и ГОСТ 7.32-2001.

Методические указаниярассмотрены и утверждены на заседании кафедры социальной психологии. Протокол № 12 от 14 января 2009 года.

Часть I. Содержание, структура и правила оформления дипломной работы

1. Общая характеристика

Дипломная (квалификационная) работа является одной из форм итоговых аттестационных испытаний выпускников вуза и имеет своими целями:

  • систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний специальности «Психология» по направлению «Социальная психология» подготовки специалиста психолога и формированию навыков применения этих знаний при решении конкретных научных и прикладных задач;
  • развитие навыков самостоятельной работы и овладение методологией теоретических, экспериментальных и научно-практических исследований в области социальной психологии;
  • приобретение опыта систематизации полученных результатов исследований, формулировки выводов и положений как результатов выполненной работы и их публичной защиты.

Дипломная работа является не только учебной, но одновременно и научной работой, первым результатом научной и учебно-профессиональной деятельности студента.

Тематика дипломных работ является актуальной и соответствует современному состоянию и перспективам развития социальной психологии. Студентам предоставляется право выбора как направления исследования, так и темы дипломной работы. Актуальность темы исследования проверяется в процессе ее обсуждения с научным руководителем.

Выбранная тема исследования должна содержать новизну и практическую значимость.

Существуют приемы, позволяющие выбрать тему исследования. Среди них можно назвать следующие:

1.   Просмотр каталогов защищенных диссертаций и ознакомление с уже выполненными на кафедре социальной психологии дипломными работами.

5 стр., 2171 слов

II. Подготовка исторической справки по теме дипломного (курсового) исследования.

... представления о предмете своего дипломного исследования. Самостоятельная работа по истории психологии – это исторический анализ темы и основной проблемы дипломного исследования студента. Подготовка справки ... человеческой психики в работах французской социологической школы. 20. Социальная обусловленность психики в работах П.Жане. 21. Аналитическая психология К.Юнга. 22. Работа И.М.Сеченова «Рефлексы ...

2.   Просмотр аналитических обзоров достижений социальной психологии, написанных ведущими специалистами. Часто такие обзоры завершаются перечнем нерешенных научных проблем и перспектив развития данной области.

3.   Выбор исследовательской темы по принципу повторения ранее выполненных исследований, но с использованием новых более совершенных методов и/или приемов, которые дают новые результаты.

4.   Экспериментальная проверка одной из гипотез, выдвинутых, но не проверенных отдельными исследователями.

Обычно при выборе направления исследования бывает трудно сразу сформулировать тему предстоящей работы. В процессе изучения литературы и работы над темой могут возникнуть новые идеи, более интересные варианты рассмотрения той же проблемы, но под другим углом зрения.

В связи с окончательным вариантом формулировки темы дипломной работы, хочется отметить следующее. Заявленная тема должна однозначно отражать содержание дипломной работы; она должна быть «прозрачна» (из темы должно быть понятно, что именно исследовалось в данной работе); понятийный аппарат и выводы должны полностью соответствовать заявленной теме.

Тематика дипломных работ представлены в приложении 1 на стр. 33.

Прикрепление студентов к руководителям с определением темы дипломной работы проводится на 8 семестре для студентов очного отделения (для студентов вечернего и заочного отделений – в соответствии с их учебными планами).

Утверждение темы дипломной работы согласовывается с научным руководителем в рабочем порядке, темы утверждаются на заседании кафедры социальной психологии.

Написание дипломной работы – это творческий процесс, который носит индивидуальный характер и отражает личность исследователя. Но следует помнить, что выработались определенные стандарты, нормы составления и оформления, присущие в наиболее общем виде всем научным работам. Необходимость следования этим нормам объясняется тем, что это облегчает ориентировку читателей в соответствующих работах и тем самым передачу научных идей и знаний. Следование данным нормам является одним из свидетельств научной культуры исследователя, в какой-то степени его сравнивают с необходимостью соблюдения в тексте существующих правил правописания.

Дипломная работа выполняется студентом самостоятельно. Руководитель оказывает студенту-дипломнику помощь в отборе необходимой для изучения литературы, в выборе методов исследования, в организации эксперимента. Эта помощь осуществляется в форме систематических консультаций-собеседований.

Объем дипломной работы по социальной психологии должен составлять не менее 50 и не более 85 печатных страниц (без приложений).

Дипломная работа должна быть напечатана и представлена в сброшюрованном виде.

2. Оценка дипломной работы

Выполненная работа сдается руководителю не позднее, чем за 20 дней до начала государственных экзаменов. Дипломная работа, не сданная вовремя научному руководителю, может быть не допущена к защите.

Руководитель дипломной работы в 10-дневный срок после получения проверяет выполненную работу и дает на нее краткий письменный отзыв, в котором отмечаются степень самостоятельности студента, его личный вклад и результативность. Затем работа передается рецензенту для написания письменной рецензии, в которой он отмечает недостатки и достоинства работы, оценивает суть методов и полученных результатов и их достоверность, новизну и актуальность работы, обоснованность и ценность выводов автора, оценивает само содержание исследования, делает обобщающее заключение. При оценке работы учитываются также уровень раскрытия темы, теоретическая подготовка студента, грамотность и логичность изложения. Дипломная работа с письменным отзывом научного руководителя и рецензией передается в деканат не позже, чем за неделю до дня защиты.

8 стр., 3776 слов

Научные работы, исследования на изучение мотивационно- потребностной сферы.

... 1.6 Мотив учения- это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Научные работы, исследования на изучение мотивационно- потребностной сферы. 3.1 Мотивация младшего школьника как ... приобретает четкая постановка целей и осознание их учащимися. Работу по формированию внутренних мотивов начинают с исследования мотивации учащихся путем наблюдения, проводя анкетирование, беседы ...

Дипломная работа должна быть подписана дипломником на последней странице (после библиографического списка), кроме того, на титульном листе должна быть виза научного руководителя и подпись заведующего кафедрой социальной психологии о допуске к защите. К дипломной работе в обязательном порядке должны быть приложены рецензия и письменный отзыв научного руководителя. Если рецензент не является сотрудником МПСИ, его подпись должна быть заверена кадровой службой по месту его работы.

К защите дипломной работы допускаются студенты, имеющие отзыв о работе научного руководителя и положительную рецензию на дипломную работу.

Дипломная работа может быть не допущена к защите при следующих условиях:

отсутствие какой-либо содержательной части;

неправильное оформление;

отсутствие отзыва научного руководителя и/или рецензии.

При наличии отрицательной рецензии и отзыва научного руководителя студент может быть допущен к защите дипломной работы только по решению кафедры социальной психологии и деканата. В этом случае ему предоставляется право в процессе защиты убедить членов Государственной аттестационной комиссии в качестве выполненной работы и собственной компетенции.

Защита дипломной работы проводится на заседании Государственной аттестационной комиссии. На защите студент делает краткое сообщение (в пределах 7-10 минут), в котором представляет основное содержание и результаты дипломной работы: указывает мотивы выбора темы, методы работы, выводы и их обоснование. Затем зачитываются отзывы руководителя и рецензента, заслушиваются ответы студента на заданные вопросы. Студенту может быть задан любой вопрос по содержанию работы как членами комиссии, так и присутствующими. После обмена мнениями, в котором могут принять участие все желающие, автору предоставляется возможность ответить на сделанные замечания.

Оценка дипломной работы производится на закрытом заседании Государственной аттестационной комиссии.

Работы хранятся на соответствующих кафедрах в течение пяти лет.

3. Общая методика выполнения дипломной работы

После выбора и утверждения темы студент должен с помощью научного руководителя составить предварительный план работы, очертить круг рассматриваемых вопросов, определить основную цель исследования и сформулировать его задачи.

10 стр., 4814 слов

Объектом исследования являются взаимоотношения руководителей и подчиненных

... себе. Разработать рекомендации по проблеме формирования коммуникативных качеств руководителя. Методологической основой работы явилась реализация принципов детерминизма и системности И ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных ...

Начинать работу рекомендуется с изучения и конспектирования литературы по выбранной проблеме.

Конспектирование текста – это вид аналитико-синтетической переработки текстовой информации, цель которого – отбор наиболее ценной информации из первоисточника, ее систематизация, обобщение, переформулирование и письменная фиксация.

Конспект составляется таким образом, чтобы студент через длительный промежуток времени мог достаточно полно восстановить содержание текста без повторного обращения к первоисточнику. Встречающиеся в тексте определения новых понятий следует записывать полностью, оформляя их как цитату (в кавычках) и указывая страницу.

Параллельно с изучением и конспектированием литературы, если этого требует тема исследования, можно начинать сбор фактического (методического и др.) материала, который затем следует анализировать (классифицировать) на следующем этапе работы.

Закончив подготовительный этап (изучение истории и теории вопроса, сбор и обработку фактического материала), можно приступать к написанию работы. После написания чернового варианта Введения, следует начать написание Основного текста. Основной текст рекомендуется писать в последовательности, соответствующей плану работы: теоретическая глава; исследовательская (эмпирическая) глава. Возможно включение еще одной главы, содержащей материалы и рекомендации по практическому применению результатов исследования.

После завершения работы над Основным текстом пишется Заключение и окончательный вариант Введения.

Заключительным этапом будет оформление Библиографии (списков использованных источников), Приложений и иллюстративного материала (таблиц).

Написанную работу необходимо отредактировать. Для этого нужно проверить логичность изложения, язык и стиль работы, правильность оформления отдельных видов текстового материала, сносок, уточнить названия глав и параграфов, оформить титульный лист, оглавление, список условных обозначений и сокращений.

4. Общие требования к дипломной работе

К числу основных требований, предъявляемых к дипломной работе и учитываемых при ее оценке, относятся следующие:

  • актуальность выбранной темы;
  • высокий теоретический уровень работы, хорошее владение историей вопроса;
  • логичность построения работы и изложения материала;
  • убедительность аргументации;
  • полнота и точность формулировок;
  • обоснованность выводов и предложений;
  • высокий эмпирический уровень работы;
  • знание и использование методов и методик исследования;
  • владение статистическими методами (описательная или индуктивная статистика) исследования;
  • грамотность оформления работы в целом и ее отдельных структурных частей, полученных результатов в таблицах и графиках;
  • соответствие текста работы научному стилю речи, хорошее владение понятийно-терминологическим аппаратом данной научной дисциплины.

4.1. Содержание дипломной работы

Типовая структура дипломной работы имеет следующий вид:

1. Титульный лист.

8 стр., 3713 слов

Исследование социальных проблем молодой семьи в Тульской области

... исследования - молодые семьи. Предметом - социальные проблемы молодой семьи. Цель работы: выявить социальные проблемы ... следующие социальные проблемы: 1. Материально-бытовые проблемы; 2. Жилищная проблема; 3. Проблема трудоустройства; 4. Психологические проблемы. Материально-бытовые проблемы. Финансовая проблема. ... возможные пути решения проблем молодой семьи Гипотеза: необходимо осуществление мер ...

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Основной текст, представленный в двух (трех) главах. Выводы по каждой главе

5. Заключение.

6. Библиография – список использованных источников (литература).

7. Приложения.

8. Демонстрационный графический (иллюстративный) материал (таблицы, графики и др.).

Титульный лист (см. образец в приложении 2 на с. 36).

Оглавление

Оглавлениеприводится на второй странице работы. Все заголовки начинаются с прописной буквы. Сокращать заголовки и отдельные слова в них не следует. Названия и обозначения структурных элементов работы вОглавлениидолжны точно соответствовать этим названиям и обозначениям в тексте работы. Необходимо указать страницы, соответствующие каждому заголовку.

4.2. Структура дипломной работы

Введение представляет собой очень важную часть текста, в которой отражаются все достоинства и особенности проделанной работы, поэтому и рекомендуется приступать к написанию окончательного варианта Введения после того, как будет завершена основная часть работы. Введение (3-5 стр.) имеет достаточно строгую структуру, в нем должны быть максимально кратко, но четко изложены:

  • обоснование выбора темы, ее актуальности, где раскрывается научная, социальная и практическая значимость выбранной проблемы(почему автор выбрал именно эту тему);
  • проблема (в чем ее суть);
  • определение объекта и предмета исследования(что исследуется в работе);
  • изложение научной гипотезы; определение основной цели исследования и подчиненных ей задач (для чего оно проводится);
  • теоретическая и методологическая база исследования;
  • перечисление используемых научно-исследовательских методов. (как проводится исследование);
  • теоретическая и практическая значимость исследования.

Различают теоретическую и практическую значимость исследования. Например, можно указать, что полученные результаты вносят вклад в представления о закономерностях выбора профессии подростками и будут полезны в работе школьного психолога при изучении проблемы профессионального самоопределения.

Если дипломная работа выполнена как социальный заказ, то это должно быть подтверждено справкой о внедрении.

Теоретическая часть исследования. Как правило, описание любого исследования начинается с изложения его теоретической части. Оно обычно содержит:

  1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по теме работы для показа того, что уже сделано другими в данной области и каково состояние исследования изучаемой проблемы на сегодняшний день.
  2. Методологические и теоретические предпосылки авторского исследования с изложением теоретических положений, а также интерпретации основных понятий, на основе которых автор строит свое исследование.

Повествование должно идти логически, от общего к частному: описание рассматриваемой проблемы, ее причины и место среди других явлений, разнообразие подходов к пониманию ее сущности, ее механизмы и закономерности, прикладное значение.

Основная цель данной части исследования – на основе проведенного анализа вычленить проблемную область, которая определяет цель дипломного исследования. В заключение главы приводятся основные теоретические выводы, вытекающие из анализа литературы, и формулируется в общем виде цель эмпирической части исследования.

18 стр., 8879 слов

Однако несмотря на многочисленные исследования эта проблема недостаточно изучена

... носящих ожесточённый характер.5 Анализ научной литературы показывает, что проблема агрессии исследуется рядом авторов. Большой интерес представляет работа Роберта Бэрона и Деборы Ричардсон “Агрессия ... достижений таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская.6 Цель исследования: изучить особенности агрессивного поведения молодежи. Задачи: Определить понятие и виды ...

Эмпирическая часть исследования содержит два раздела:

1. Программа эмпирического исследования

Определение проблемы, цели и задач исследования. Автор работы должен обосновать целесообразность обращения к данной теме как с точки зрения наличия реальной проблемной ситуации в обществе (практическая сторона проблемы), так и с точки зрения выхода за пределы изученного в системе психологических знаний (гносеологическая сторона проблемы).

Цель исследования ориентирует на его конечный результат, теоретически-познавательный и практически-прикладной, задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования.

Наибольшие трудности для студентов при написании этой части дипломных работ связаны с установлением объекта и предмета исследования, определением его целей и задач, формулировкой гипотезы и выбором методов исследования.

Всегда нужно различать объект познания и его предмет. Первый существует сам по себе, независимо от информированности о нем человеческих умов. Другое дело – предмет науки. Она его строит с помощью специальных средств, своих методов, теорий, категорий.

Объект исследования – часть объективной реальности, которая подвергается научному изучению. Определяя объект исследования, нужно дать ответ на вопрос: что рассматривается? Объектом исследования могут быть реальные психологические или социально-психологические процессы и явления, социальные общности и группы, молодежная субкультура, игровая деятельность детей, управленческая деятельность, психологический климат малой группы и т.д., т.е. то, на что направлен процесс познания.

Помимо объектавыделяется такжепредметизучения или те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.Предметисследования обычно содержит в себе центральный вопрос проблемы.Предметисследования – это элемент или аспект объекта, который изучается в работе. Например, в качестве предмета психологического исследования может выступать влияние подростковой субкультуры на агрессивность школьников; конфликтные отношения в игровой деятельности детей; психологическая компетентность руководителя; особенности психологического климата в группах разного уровня развития. Иными словами, предметом исследования могут быть психологические особенности, процессы, виды поведения, характеристики явлений, взаимосвязи и взаимовлияния между ними и т.д.

Предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие отношения, свойства, стороны и функции объекта затронуты в работе. Определяются также эмпирические объекты исследования, т.е. дается описание и обоснование выборки, ее характеристика, основные параметры. Например, объектом исследования может быть студенчество как социально-демографическая группа, а в выборку войдет определенное количество студентов определенных вузов с учетом их возраста, пола и других характеристик.

4 стр., 1879 слов

Психологический центр по работе с трудными подростками

... в календарном плане реализации проекта в таблице 1. Таблица 1 Календарный план реализации нашего проекта № Наименование работы и ее описание Кто выполняет Ресурсы Ожидаемый результат Сроки ... 1 Планирование деятельности работы психологической комнаты бухгалтерия ...

Определение проблемы. Требуется обоснованность обращения к данной теме как с точки зрения реальной ситуации (в обществе) (практическая сторона проблемы), так и с точки зрения выхода за пределы изученного в системе психологических знаний (гносеологическая сторона проблемы).

Цель работы формулируется в соответствии с объектом и предметом исследования.Цельисследования может заключаться в описании психологического феномена, выявлении различных взаимосвязей и их характера, изучении возрастной динамики психических процессов, создании классификации, методики и т.д.

При формулировке цели рекомендуется использование отглагольных существительных: исследование, разработка, изучение, выявление, описание, рассмотрение, анализ и др.

Задачи работы вытекают из ее цели и связаны с частными вопросами, рассматриваемыми в исследовании.

При перечислении задач обычно используются глаголы в начальной форме: изучить, описать, установить, определить, выявить, разработать, проанализировать, рассмотреть, предложить и т. д.

Формулирование гипотез. Гипотезы – это логически обоснованные предположения о структуре психологических, социально-психологических объектов, о характере и сущности связей между изучаемыми психологическими и социально-психологическими явлениями. Иными словами, это предположение о возможных конечных результатах исследовательской работы. В ходе исследования гипотеза может быть подтверждена или опровергнута как не оправдавшая себя. Основные гипотезы должны быть развернуты в цепочку гипотез-следствий. В эмпирических исследованиях проверяются именно гипотезы-следствия, сформулированные в менее общих понятиях. Лишь при подтверждении всех гипотез-следствий можно говорить о подтверждении основной гипотезы.

Чтобы построить «хорошие» научные гипотезы, следует помнить, что гипотезы не должны:

  1. содержать понятий, которые не уточнены и эмпирически не интерпретированы;
  2. содержать ценностных суждений;
  3. включать много ограничений и допущений;
  4. должны быть проверяемы при помощи наличной техники.

Описание методов и техники сбора данных. Методы исследования можно разделить на теоретические и эмпирические. К первым относятся теоретический анализ научных источников и литературы, математические и статистические методы, сравнительно-сопоставительный и некоторые другие. Эмпирические методы в большей степени зависят от конкретной научной сферы. В число универсальных входят экспериментальный метод, метод наблюдений, моделирование и др. Выбор конкретного метода исследования определяется спецификой научной дисциплины (социальной психологии) и конкретной проблемой, исследуемой в работе.

Необходимо не простое перечисление методов сбора информации, следует показать, почему выбраны именно эти, а не другие методы. Описана должна быть процедура, т.е. способ организации исследования.

Все методики, которые используются в исследовании, относящиеся как к сбору информации, так и к ее обработке, должны быть кратко описаны с указанием источников, в которых они опубликованы. Текст оригинальных, авторских и малоизвестные методик приводится в приложении, в тексте дипломной работы дается характеристика ее направленности, способ обработки, данные валидизации.

Следует стремиться к полноте и четкости представления программы, но не всякое исследование включает все рекомендуемые компоненты программы. Например, в программе исследования, которая носит поисковый характер, могут отсутствовать гипотезы.

2. Описание проведения исследования и обсуждение полученных результатов

В этом разделе в соответствии с поставленными задачами приводится последовательное и наглядное представление полученных результатов, итоги их статистической проверки на значимость, анализ и интерпретация.

Описываются:

—   осуществление процедуры (логика и последовательность) эмпирического исследования;

—   полученные результаты, их описание, анализ и обсуждение в соответствии с логикой поставленных задач и гипотез.

Особенно сложно провести анализ полученных результатов и их обсуждение. Разделяют первичную интерпретацию в соответствии с гипотезами и вторичную интерпретацию в контексте психологии и в соотношениями с результатами других авторов. В тексте используются компактные таблицы, графики и т.п.

По результатам работы формулируются выводы как по теоретической, так и по эмпирической части работы. В работе могут быть представлены как основные выводы, так и дополнительные. Количество основных выводов должно соответствовать количеству поставленных задач. Количество дополнительных выводов не ограничено. Выводы могут завершать главу дипломной работы, а могут быть представлены в заключении.

3. Практические рекомендации формулируются только в том случае, если работа имеет практическую направленность. В данном разделе необходимо подчеркнуть адресата практических рекомендаций (кому могут быть полезны полученные в исследовании результаты), сферы их применения ( в каких видах деятельности они могут быть применены) и способы использования (каким образом могут быть использованы полученные результаты).

Основной текст

Основная часть дипломной работы должна дать полное представление о проведенном исследовании. В ее состав включаются все материалы, которые поясняют результаты работы и методику ее выполнения. В то же время необходимо предостеречь студентов от распространенной ошибки. Эта ошибка состоит во включении в текст работы теоретического материала, имеющего лишь самое отдаленное отношение к непосредственной теме работы или не имеющего такого отношения вовсе.

Основной текст делится на главы и параграфы. Главы нумеруются римскими цифрами и начинаются с новой страницы. Вверху в центре пишется «Глава I», ниже – заглавными буквами название главы. Параграфы нумеруются арабскими цифрами, где первая цифра показывает, к какой главе этот параграф относится, а вторая – непосредственно номер самого параграфа. Например: «2.3» обозначает третий параграф второй главы. Параграфы имеют свои названия и располагаются последовательно, один за другим.

Обозначения и названия глав и параграфов в Основном тексте должны в точности соответствовать формулировкам, приведенным в Оглавлении. Названия всех структурных элементов работы выделяются полужирным шрифтом.

Глава I (теоретическая) делится на параграфы. Глава включает в себя анализ и обобщение истории изучаемой проблемы и ее современного состояния. На основе анализа литературы необходимо сопоставить различные точки зрения и подходы к исследуемому вопросу, выявить имеющиеся спорные вопросы в трудах разных ученых, определить малоизученные стороны обсуждаемой проблемы. Важной задачей Первой главы является обоснование научно-теоретической базы для дальнейшего исследования.

В конце каждого параграфа и главы в целом делаются краткие выводы.

В обзоре литературы не следует упоминать источники, непосредственно не связанные с решением поставленных задач, и приводить какие бы то ни было выдержки из литературных источников без их последующего анализа.

Глава II (эмпирическая) носит, как правило, исследовательский характер. Она также состоит из нескольких параграфов, посвященных описанию и анализу исследуемого автором фактического материала, самостоятельному решению задач, описанию и анализу результатов проведенного эксперимента, изложению разработанной автором методики и др.

При описании эксперимента необходимо указать место и время его проведения, выборку (количество испытуемых, их возраст, пол и т.д.), назвать использованные методики со ссылкой на источник их изложения. В этой главе могут широко применяться математические методы и модели, современные информационные технологии, при необходимости могут приводиться статистические показатели и формулы, на основе которых обрабатывались материалы исследования. Полученный в ходе работы эмпирический материал тщательно анализируется, на основе анализа приводятся ответы на частные вопросы исследования. Формулируется подтверждение или опровержение гипотезы.

Заключение

Заключение (2-3 стр.) представляет собой итог проведенного исследования, содержит оценку того, насколько автору удалось реализовать цели и задачи исследования, каковы его теоретическая и практическая значимость, включая практические рекомендации. В нем должны быть четко сформулированы основные выводы и результаты. Их описание и анализ излагаются в форме обобщенных ответов на вопросы, сформулированные в виде задач во Введении. Заключение является логическим завершением работы. Выводы должны содержать новую информацию, полученную в результате исследования, отражать научную новизну, теоретическую значимость и практическую ценность работы. А главное – подтвердилась гипотеза или нет.

Заключение не должно быть простым перечислением того, что выполнено в работе. Оно не должно также полностью повторять выводы, заключающие отдельные разделы (главы, параграфы).

В нем обозначаются перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

Библиография

В ходе информационного поиска производится отбор документов, необходимых для изучения, анализа, использования. Создается справочный материал, на базе которого выполняются различные виды научных работ, в том числе дипломная работа.

В списке литературы обязательно приводятся библиографические описания всех публикаций и научных работ, на которые делаются ссылки в исследовании и использованные при выполнении дипломной работы. Литература располагается в алфавитном порядке, вначале на русском, а затем на иностранных языках. Работы одного автора располагаются в последовательности годов их публикации. Кроме печатных публикаций в список литературы могут быть включены и рукописи, в том числе дипломные и диссертационные работы, авторефераты диссертаций. Что касается переводов книг и статей иностранных авторов, то в список литературы включаются лишь изданные переводы. Если такого перевода нет, дается описание работы на языке оригинала. Примеры библиографических описаний различных видов публикаций см. в табл. 1 на стр. 21-22.

Список литературы дипломных работ включает не менее 50 наименований источников литературы.

Следует помнить, что список использованной литературы как библиографическое описание:

—   является органической частью любой учебной или научно-исследовательской работы и помещается в конце основного текста работы;

—   позволяет автору документально подтвердить достоверность, точность приводимых в тексте заимствованных таблиц, иллюстраций, формул, цитат, фактов, текстов документов;

—   представляет самостоятельную ценность как справочный аппарат для других исследователей;

—   является простейшим библиографическим пособием.

Приложения

Приложенияявляются самостоятельной частью работы.

В этом разделе помещают вспомогательный материал, несущий дополнительную информацию по содержанию работы (обобщающие таблицы; статистические сведения; материалы проведенных экспериментов; иллюстративный материал, не вошедший в основной текст работы и т.п.).

В приложениях обычно даются образцы методического инструментария (тексты авторских и модифицированных методик, опросные листы, образцы бланков для заполнения, категории контент-анализа и т.д.), а также таблицы полученных данных, графики, гистограммы и т.п. Иначе говоря, приложения включают те материалы, которые дают наиболее полную и наглядную информацию о проведенном исследовании и полученных результатах, но включение которых в основной текст работы может затруднить ее адекватное восприятие.

В тексте обязательно должны быть ссылки на приложения, которые нумеруются (например, «см. приложение 1»).

Таблицы

Фактический материал (языковой, цифровой), используемый в работе, желательно приводить в виде таблиц, включаемых в основную часть работы или в приложение. Таблица – важный итог аналитической, классификационной, счетной и статистической работы. С помощью таблицы исследователь представляет читателю свои выводы, выраженные наглядно. Это могут быть классификационные таблицы, отражающие типы, виды и разновидности проанализированного материала в обозримом виде, или таблицы, содержащие числовую информацию. Собирают статистические данные в таблицы в тех случаях, когда этих данных много и предполагается сопоставление каких-либо чисел.

Все таблицы должны быть прокомментированы в основном тексте работы, то есть дано их объяснение и анализ. Комментарий должен являться выводом из таблицы, а не повторением того, что в ней помещено.

Правила создания заголовков

Все структурные части дипломной работы должны быть озаглавлены. При этом необходимо соблюдать следующие правила:

1.   Заголовок не должен сокращать или расширять объем информации, которая заключена в тексте.

2.   Заголовки глав и параграфов должны точно отражать содержание относящегося к ним текста.

3.   Заголовок не должен включать:

  • лишние (избыточные) слова;
  • слишком общие понятия, не имеющие прямого отношения к тексту;
  • сокращенные слова и условные обозначения;
  • формулы.

Часть II. Техническое оформление дипломной работы

1. Общие правила

Дипломная работа представляется в двух экземплярах, выполненной на одной стороне стандартного листа (формат бумаги А4 – 210 х 297).

Техническое оформление дипломной работы должно соответствовать требованиям, которые предъявляются к работам, направленным в печать.

Текст может быть напечатан на компьютере (пишущей машинке) через 1,5 интервала на одной стороне. Выбранный интервал соблюдается на протяжении всего текста, как между строчками, так и между абзацами, за исключением таблиц и рисунков.

Шрифт – TimesNewRoman, начертание – Обычный, размер 14 (высота букв – 2,5 мм).

Страницы должны иметь поля: слева – 2,5 см, справа, сверху и снизу – 2 см; расстояние от верхнего и нижнего колонтитулов – 1,25 см. Колонтитулы – выравнивание по середине.

Отступкрасной строки не должен превышать 1,27 см.

Каждая главаначинается с новой страницы. Перед началом новойглавы, а также передВведением иЗаключениемдопускается увеличение верхнего поля до 50-60 мм.

Подчеркивать слова в заголовках не рекомендуется, в конце заголовка точки не ставятся.

Расстояние между последней строкой предыдущего параграфаи названием следующего должно составлять два межстрочных интервала.

Текст выравнивается по ширине страницы. Листы бумаги рамками не обводятся. Допускается написание формулот руки, хотя возможности компьютера позволяют предоставлять их в печатном виде так же, как и текст на иностранном языке.

Приложения оформляют как продолжение работы на последующих страницах или в виде отдельной части ее, располагая приложение в порядке появления ссылок в тексте (например: «См.: Приложение 3»).

Каждое Приложениедолжно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», напечатанного прописными буквами, и иметь содержательный заголовок. Если в работе больше одногоприложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами (без знака №), например, «приложение 1», «приложение 2» и т.д.

Иллюстративный материалсканируется.

Опечатки,опискии графические неточности, обнаруженные в процессе вычитки работы, недопустимо исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской с последующим внесением в это место исправлений машинописным способом или черной пастой. Возможности компьютера позволяют выполнять работу без опечаток.

Все страницы дипломной работы (включая иллюстрации и приложения) нумеруются по порядку, внизу в центре, начиная с титульного листа, на котором номер страницы не ставится, но в общем объеме работы учитывается под номером 1. т.е. нумерация страниц сквозная и начинается с титульного листа. Нумерация обычно выполняется на нижнем поле листа посередине страницы арабскими цифрами.

Все таблицы работы должны быть оформлены однотипно: шрифт – Times New Roman, начертание – Обычный, размер 12, межстрочный интервал – одинарный, в заголовочной части текста (название столбцов, строк) выделяется полужирным и выравнивается по центру без отступов. Номер таблицы – Таблица 1 – выравнивается по правому краю, выделяется курсивом, знак номера (№) не ставится.

Все таблицы должны иметь названия, отражающие их содержание, и порядковую нумерацию, которая указывается над названием таблицы вверху с правой стороны. Например:

Таблица 2

Отношение респондентов к …

При оформлении таблиц нужно соблюдать правила использования в заголовках прописной (большой) и строчной (маленькой) букв.

С прописной буквы начинают:

  • слово «Таблица» в заголовке;
  • тематический заголовок (название таблицы);
  • основные заголовки граф;
  • подзаголовки граф, если они грамматически не связаны с главным заголовком;
  • заголовки строк.

Со строчной буквы начинают:

  • подзаголовки граф, если они грамматически связаны с главным заголовком (составляют с ним одно предложение);
  • элементы центральной части.

Знаки препинания после заголовков, подзаголовков и элементов центральной части таблицы не ставятся.

В тексте работы делаются ссылки на таблицы. Например: «См. табл. 2» или «Данные приведены в табл. 2».

На основе данных, вошедших в таблицы, для большей иллюстративности материала и убедительности выводов можно использовать диаграммы, схемы, графики, фотографии и т.д., которые обозначаются единым названием «рис.» (рисунок).

В работе проставляется общая порядковая нумерация всего иллюстративного материала независимо от его характера. Название и номер помещаются под рисунком. Подписи к рисункам, схемам, диаграммам – выравниваются по центру без отступа, выделяются полужирным, в конце подписи точка не ставится. Например:

Рис. 1. Распределение …

Правила оформления и размещения заголовков

В заголовках не допускаются переносы слов.

В конце заголовка точка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Заголовок и начало текста не должны оказаться на разных страницах.

Все структурные части дипломной работы, а также разделы, имеющие подразделы, располагают с новой страницы.

2. Правила библиографического описания

Библиографическое описание печатных произведений в списке литературы – совокупность библиографических сведений о произведении или его части, дающих возможность идентифицировать произведение. Предметом описания может быть книга (в целом) или совокупность нескольких книг (многотомное издание); статья в книге, в выпуске периодического или продолжающегося издания; отчет о научно-исследовательской работе, диссертация; стандарты, патенты, конструкторская, проектная и другая техническая документация.

Библиографическое описание приводится по определенным правилам. К нему предъявляется ряд требований: точность, полнота, единообразие. Надежность и достоверность библиографической информации достигается за счет унификации и стандартизации. Сведения о произведении печати приводят в установленной ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ 7.1-84 и ГОСТ 7.32-2001 последовательности, объеме и в соответствии с основными правилами библиографического описания.

В студенческих работах применяется в основном краткое описание использованных печатных произведений. Описание составляют, как правило, на языке текста произведения.

Описание книги проводится в общем случае по следующей схеме: автор (авторы) – название произведения – подзаглавие – выходные данные: место издания – наименование издательства – год издания – том (часть) – порядковый номер издания – страницы.

Жирным шрифтом в схеме выделены обязательные элементы описания. Каждый из элементов отделен от последующего условными разделительными знаками, предусмотренными ГОСТом 7.1-84:

. – точка, тире

. точка

, запятая

: двоеточие

; точка с запятой

/ косая черта

// две косых черты

Правила составления библиографического описания могут быть представлены следующим образом:

Автор (фамилия, инициалы); точка. Если произведение написано двумя или тремя авторами, они перечисляются через запятую. Если произведение написано четырьмя авторами и более, то указывают лишь первого, а вместо фамилий остальных авторов ставят «и др.».

Название произведения – без сокращений и без кавычек; двоеточие. Подзаглавие – также без кавычек, точка, тире1.

Выходные данные (порядковый номер издания, место издания, издательство, год издания, том (часть), количество страниц) оформляются следующим образом:

—   порядковый номер издания – с прописной буквы, сокращенно, точка, тире. Цифра с наращением. Например: Изд. 2-е. – ;

—   место издания – с прописной буквы. Москва и Санкт-Петербург сокращенно М., СПб., точка, двоеточие; другие города – полностью: Воронеж, двоеточие;

—   наименование издательства без кавычек с прописной буквы, запятая; слово «Издательство» может быть приведено в сокращении «Изд-во» или опущено;

—   год издания (слово «год» не пишется ни полностью, ни сокращенно); точка, тире;

—   том, часть – пишут с прописной буквы сокращенно (Т., Ч.), точка, после цифры тома или части – точка, тире. Выпуск с прописной буквы, сокращенно (Вып.); точка, тире. Арабские цифры пишут без наращения;

—   страницы – число страниц (цифра), далее буква «с» строчная; точка.

Инициалы автора ставятся после фамилии, заглавие цитируемой работы дается без кавычек. Название статьи из сборника и журнала приводится также без кавычек и отделяется от заголовка двумя косыми чертами (//).

Далее приводится место и год издания, для журналов – номер и год издания. Если на титульном листе книги отсутствует фамилия автора, то запись данных о книге начинается с ее названия, после чего указываются инициалы и фамилия редактора (например: отв. ред. А.В. Петровский или: под ред. Г.М. Андреевой), далее проставляются все остальные элементы, как и для книг с указанием фамилии автора.

Таблица 1

Примеры оформления библиографического списка

ОДНОТОМНЫЕ ИЗДАНИЯ

Книги одного, двух и трех авторов

Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин. – М. : Искусство, 1979. – 423 с.2

Мельникова, О.Т.Фокус-группы: Методы, методология, моделирование: учебное пособие [Текст] / О.Т. Мельникова. – М. : Аспект Пресс, 2007. – 320 с.

Кроник, А.А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я: Психология значимых отношений [Текст] / А.А. Кроник, А.Е. Кроник. – М. : Мысль, 1989. – 204 с.

Гурович, И.Я. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии [Текст] / И.Я. Гурович, А.Б. Шмуклер, Я.А. Сторожакова. – М.: ИД Медпрактика, 2004. – 492 с.

Книги четырех и более авторов

Речевое общение: Искусство убеждать [Текст] / Н.В. Анисина, Е.В. Ганапольская, Л.В. Степанова [и др.] – СПб. : СПбГТУ, 2000. – 129 с.

Психология развития: учебник [Текст] / Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др. ; под ред. Т.Д. Марцинковской. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.

Социальная психология в современном мире : учебное пособие для вузов [Текст] / Т.Л. Алавидзе, Г.М. Андреева, Е.В. Антонюк и др. ; под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 335 с.

Издания, не имеющие индивидуальных авторов

Психология самосознания. Хрестоматия. [Текст]. – Самара : Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003. – 672 с.

Переводные издания

Майерс, Д.Социальная психология [Текст] : пер. с англ. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 794 с.

Сборники научных трудов, статей

Социальная психология : хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая.. – М. : Аспект Пресс, 2003. – 475 с.

Социальная психология: Актуальные проблемы исследования [Текст] : сб. научн. трудов / под ред. Е.П. Белинской, Т.П. Емельяновой. – М. : Фонд им. Л.С. Выготского, 2007. – 413 с.

Рукописи (диссертации)

Дубовская, Е.М. Влияние лидера на сверстников в юношеских группах [Текст] : дис. … канд. психол. наук / Е.М. Дубовская. – М., 1984. – 178 с.

Краснова, О.В. Личность пожилого человека : социально-психологический подход [Текст] : дис. … докт. психол. наук / О.В. Краснова. – М., 2006. – 531 с.

Автореферат диссертации

Котова, М.В. Степень свободы выбора группы как фактор возникновения этнических предубеждений [Текст] : автореф. дис. … канд. психол. наук / М.В. Котова. – М., 2008. – 26 с.

Словари, справочники

Немов, Р.С. Психологический словарь [Текст] / Р.С. Немов. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 560 с.

Официальный документ

Конститутция (Основной закон) Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2001. – 39 с.

МНОГОТОМНЫЕ ИЗДАНИЯ

Издание в целом

Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6-ти т. – М. : Педагогика, 1983–1984.

Отдельный том

Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6-ти т. [Текст] / Л.С. Выготский. – Т. 3. Проблемы развития психики ; под ред. А.М. Матюшкина. – М. : Педагогика, 1983. – 368 с.

СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ИЗДАНИЯ (глава, раздел, статья и т.д.)

Из книги

Соловьева, О.В.Общение: традиционные исследования и новая проблематика [Текст] / О.В. Соловьева // Социальная психология в современном мире : учебное пособие для вузов / Т.Л. Алавидзе, Г.М. Андреева, Е.В. Антонюк [и др.] ; под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М. : Аспект Пресс, 2002. – С. 61–75.

Из материалов конференций, симпозиумов, семинаров и т.д.

Васильев, В.К. Лидер и исполнитель: представления о личности и внешнем облике [Текст] / В.К. Васильев // Ананьевские чтения. – 2004. Материалы научно-практической конференции 26–28 октября 2004 года ; под ред. Л.А. Цветковой, Г.М. Яковлева. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2004. – С. 545–547.

Из журнала

Асмолов, А.Г.Психологическая модель интернет-зависимости личности / А.Г. Асмолов, Н.А. Цветкова, В.А. Цветков [Текст] // Мир психологии. – 2004. – № 1. – С. 179–192.

Из Интернета

Фот, А.П. Оформление библиографических списков в научных работах : методические рекомендации соискателям ученых степеней (о применении стандарта ГОСТ 7.1-2003) [Электронный документ] / А.П. Фот – Оренбург : ГОУ «ОГУ», 2005. – 17 с. (http://www.osu.ru/docs/nauka/bibliograf.doc).

Проверено 22.11.2005

Из зарубежного журнала

Zimbardo Ph.G. Putting Time in Perspective: A Valid, Reliable Individual-Differences Metric / Ph.G. Zimbardo, J.N. Doyd // Journal of Personality and Social Psychology. – 1999. – Vol. 77. – No. 6. – Р. 1271–1288.

3. Оформление ссылок на литературу

Ссылки на источники в публикациях и рукописях бывают двух видов:

а) подстрочные библиографические ссылки, когда библиографическое описание дается внизу страницы. Такого рода ссылки чаще всего встречаются в книгах;

б) отсылки к списку литературы. Там, где требуется ссылка на источник, в квадратных скобках указывается только номер, под которым данный документ числится в списке литературы, либо – в круглых скобках – только фамилия автора и год издания. В дипломных работах используется именно отсылка к списку литературы в одном из указанных вариантов. Указание номера экономней, но второй способ удобнее при составлении текста и чтении. В любом случае следует придерживаться одного способа отсылки к списку литературы.

При изложении работы надо строго отделять свои мысли от заимствованных или уже известных в науке. При этом необходимо делать ссылки на использованную литературу и другие источники. Ссылаться можно только на опубликованные работы.

Оформление ссылок на литературу может осуществляться двумя способами:

1.   Концевые ссылки. В тексте работы в квадратных скобках указывается номер цитируемого издания по общему алфавитному списку используемой литературы, после чего через запятую или двоеточие указывается страница, например [18, с. 95-96]. Возможен и другой способ оформления концевых ссылок: в скобках указывается фамилия автора цитируемой работы, год ее издания и после запятой номер страницы (Леонтьев А.Н., 1972, С. 15).

2.   Постраничные ссылки. В тексте после цитаты или приводимых данных (цифр, фактов и т.п.) ставится цифра; в нижней части страницы под горизонтальной чертой приводятся цифры, соответствующие обозначениям в тексте, далее указывается фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, номер страницы. Сноски такого вида нумеруются в последовательном порядке в пределах главы или работы в целом. Если они постраничные – то нумерация в пределах страницы. Если на одной странице приводятся подряд цитаты из одной и той же книги, то делается следующая ссылка: (Указ. Соч. С. 7).

Если в тексте даются цитаты из одной и той же книги, но не подряд, то ссылка, начиная со второй, оформляется следующим образом: (Макаренко А.С. Указ. Соч. С. 50).

Внутритекстовые ссылки к одно и тому же источнику могут даваться многократно. Они экономят место, облегчают набор и форматирование текста.

При изложении концепции, идеи, методики, взглядов какого-либо автора или нескольких авторов можно ссылаться на соответствующие издания без указания страниц, например: (См. [Донцов, 1988]).

В библиографическом списке: Донцов А.И. Психология коллектива (методологические проблемы исследования): учебн. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1988. 208 с.

3.1. Правила оформления цитат

В дипломной работе используются многочисленные цитаты, которые служат:

  • для подтверждения приводимых доводов ссылкой на авторитетный источник;
  • для критического разбора того или иного научного труда.

Общие требования к цитированию включают:

  1. точность, сохранение особенностей авторского написания;
  2. полноту цитирования без произвольного сокращения текста и искажений мысли (пропуск фрагментов обозначается многоточием);
  3. обязательную ссылку на источник.

При цитировании следует соблюдать некоторые правила:

а) цитировать автора только по его произведениям. Лишь когда источник недоступен, разрешается воспользоваться цитатой из этого автора, опубликованной в каком-либо издании, но предварить библиографическую ссылку словами Цит. по:,

б) цитата должна точно соответствовать источнику. Пропуск отдельных слов или фраз в цитате возможен, если мысль автора цитаты не искажена, а пропуск обозначается многоточием. Если хотят выделить какую-либо часть цитаты, используя курсив или подчеркивание, то в скобках следует отметить соответственно: (курсив мой. – инициалы автора) или (подчеркнуто мной. – инициалы автора).

См. Приложение 3.

Грамотность и правильность оформления дипломной работы во многом определяется грамотным использованием цитат и ссылок. Соблюдайте несколько обязательных правил. Цитирование может быть представлено в виде прямой или косвенной речи. Для прямого цитирования могут быть использованы следующие формулы: А.Н. Леонтьев сказал (говорит, пишет, считает, доказывает, утверждает, предполагает, указывает и т.п.): «Ц…». Цитата берется в кавычки и начинается с прописной буквы.

При косвенном цитировании цитата следует обычно за изъяснительным союзом что и начинается со строчной буквы: А.Н. Леонтьев считает, что «ц…».

При прямом цитировании источник цитаты указывается полностью, с указанием страницы. При косвенном цитировании и свободном изложении содержания источника страница не указывается.

На источник при цитировании могут указывать и специальные вводные слова и предложения: Как считает (полагает, утверждает, доказывает, предполагает) А.Н. Леонтьев, …; По мнению (по предположению, по утверждению…) А.Н. Леонтьева, …; Согласно утверждению (положению, теории, концепции, мнению…) А.Н. Леонтьева, …; В соответствии с 25еорией (положениями, взглядами, утверждением…) А.Н. Леонтьева, «ц»… и т.д. После них ставится запятая, цитата заключается в кавычки и начинается со строчной буквы.

Обратите внимание на то, что инициалы во всех случаях, кроме списка литературы, стоят перед фамилией. Если один и тот же автор упоминается на одной странице несколько раз, то после двух-трех упоминаний возможно использование фамилии без инициалов.

Недопустимо использование литературы без ссылки на ее авторов.

Примеры оформления цитат:

Как отмечает Г.М. Андреева, «критическая позиция европейских авторов относительно состояния социальной психологии “на финише” ХХ столетия в значительной степени связывала ее недостатки именно с просчетами методологического характера (курсив авт. – О.К.), отмеченными прежде всего в американской традиции» [1, с. 17].

«В самом общем виде, – пишет, например, Е.М. Дубовская, – можно, наверное, говорить о возможных личностных проблемах, связанных с нарушением временной перспективы (“жизнь в прошлом”), с усилением тревожности, деструкции социальной идентичности, путаностью и противоположностью индивидуальных норм и ценностей и т.д.» [14, с. 153].

И.Б. Бовина считает, что «социально-психологической теорией, предлагающей подход к объяснению проблем здоровья и болезни, является теория социального сравнения Л. Фестингера» [3, с. 293].

«Цель исследования ориентирует его на конечный результат, теоретически-познавательный и практически-прикладной, задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования» [10, с. 40; подчеркнуто нами. – Н.Б., Т.С.].

«По Леонтьеву, это означает, что «нужно рассмотреть, как складываются жизненные отношения человека в тех или иных общественно-исторических условиях и каково особое строение деятельности, которое данные отношения порождают» (Леонтьев А.Н., 1965, с. 288).

4. Оформление отдельных структурных элементов текста

При написании дипломных работ необходимо обращать внимание на оформление и некоторых других элементов текста: чисел, дат и т.п.

4.1. Оформление дробных чисел

Простые дроби пишутся через косую черту: ½, ¾. В десятичных дробях после запятой цифры группируются по три, начиная слева направо: 1, 094 03; 350, 021; 3,141 059 206 5 (число π).

После простых дробных чисел слова «часть», «доля», как правило, не употребляются. Рекомендуется писать: 1/8 площади, 1/2 квадрата. Не следует писать: 1/8 доля площади, 1/2 часть квадрата.

Существительное после дробного числа согласуется с его дробной частью и поэтому ставится в родительном падеже единственного числа: 1/3 метра; 0,75 литра; 0,5 тысячи.

4.2. Правила написания количественных и порядковых

числительных

При оформлении дипломных работ необходимо соблюдать правила написания числительных.

Пишутся словами:

  • однозначные количественные числительные, если при них нет сокращенного обозначения единиц измерения (семь задач, пять элементов);
  • многозначные количественные числительные, которыми начинается абзац (Сто двадцать восемь членов насчитывает полная парадигма русского глагола).

Пишутся цифрами:

  • числа с сокращенным обозначением единиц (однозначные и многозначные, например: 25 км, 120 т, 10 г и др.);
  • многозначные количественные числительные (за исключением тех, которыми начинается абзац) (В состав РФ входят 89 субъектов).

При перечислении однородных чисел (величин и отношений) сокращенное наименование единицы измерения ставится только после последней цифры, например: 5, 15 и 30 л.

Количественные числительные при записи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, например: в 30 группах (не: в 30-ти группах).

Порядковые числительныев тексте могут иметь следующую форму написания:

буквенную(сто пятый элемент, второе склонение);

буквенно-цифровую(арабскими цифрами с наращением падежного окончания, присоединенного через дефис:35-й вариант, 1-го спряжения);

цифровую(римскими цифрами без наращения падежного окончания:XI конгресс, XXI век).

Падежные окончания в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, должны быть:

  • однобуквенными, если последней букве числительного предшествует гласный звук: 5-й (пятый, пятой), 5-я (пятая), но не 5-ый, 5-ой;
  • двухбуквенными, если последней букве числительного предшествует согласный: 5-го, 5-му, 30-ми, но не 5-ого, 5-ому, 30-ыми.

Если одно за другим идут два порядковых числительных, разделенных запятой или соединенных союзом, падежное окончание наращивают у каждого из них: 1-й, 2-й ряды, 70-е и 80-е годы

Если одно за другим идут два порядковых числительных, разделенных запятой (точкой с запятой) или соединенных союзом, падежное окончание наращивают только у последнего числительного: 60, 70, 80-е годы.

Если подряд идут два числительных через тире, то падежное окончание наращивают:

только у второго, когда оно одинаковое у обоих числительных: 50-60-е годы;

у каждого числительного, когда падежные окончания у них разные или когда предшествующие первому числительному слова управляют только им и не связаны со вторым: в начале 80-х – 90-е годы.

Порядковые числительные не имеют падежных окончаний в следующих случаях:

  • после существительного, к которому относятся (в гл. 2, не в гл. 2-й);
  • при записи римскими цифрами (XX век, не XX-й век);
  • в библиографическом описании, кроме номера издания (т. 3, вып. 4, но 2-е изд.).

Римскими цифрами обозначаются: номера конференций, конгрессов и т.п. (XI конгресс); века (XXI век);номера международных объединений (III Интернационал); номера выборных органов(IV Государственная Дума);номера продолжающихся спортивных состязаний(XXII Олимпийские игры);имена императоров, королей(Александр II, Карл V); кварталы(IIIIV кварталы).

Сложные существительные и прилагательные, имеющие в своем составе числительные, пишутся так: 150-летие, 3-месячный срок, 1-, 2-, 3-секционный шкаф.

Сложные слова с числительными и прилагательным «процентный» пишутся так: 10-процентный или 10%-ный сбор.

4.3. Написание дат

В написании дат следует соблюдать несколько различных правил в зависимости от характера даты, способа ее обозначения, полноты указания временных координат и т.д.

Если в состав даты входит день месяца (число), месяц и год, указанные элементы могут иметь следующие варианты написания: 02.09.2003; 2 сентября 2003 г.; 2 сентября 2003 года.

Если обозначение даты в тексте состоит только из года, слово «год» пишется полностью: задание на 2002 год, смета на 2002 год.

Если дата в тексте состоит из месяца и года, квартала и года, полугодия и года, то она имеет следующую форму написания: в апреле 2004 г.; в июне –июле 2001 г.; в I квартале 2002 г.; в IIIIV кварталах 2003 г.; в первом полугодии 2002 г.

Слова «год», «годы» сокращаются (г., гг.), если они приведены в датах с обозначением месяца, квартала, полугодия.

Слово «год» опускается при его цифровом обозначении на титульном листе, обложке, а также в выходных данных библиографического описания.

Рекомендуется опускать слово «год» при его цифровом обозначении, как правило, при датах в круглых скобках. Обычно это даты рождения, смерти, рождения и смерти рядом с именем какого-либо лица, дата создания или издания произведения, стоящая после его названия, дата исторического события и т.п.: работы И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863), «Кому и как разрабатывать психологию» (1873) и др.; Французская буржуазная революция (1789-1793).

Календарные сроки в тексте пишутся таким образом: в октябре 1993 г., но: за 8 месяцев 1993 года, в 1995 году, с 1974 по 2001 год, в 1999-2002 годах.

Написание десятилетий оформляется следующим образом: 90-е годы XX века; 70-80-е гг. прошлого столетия;1950-е годы; 1920-е гг.; но: в 1860-80-е гг.; но: в 1890-1910-е годы.

4.4. Правила оформления других элементов текста

В тексте дипломных работ можно выделить и некоторые другие типичные элементы, правильность оформления которых влияет на общую оценку грамотности работы. В их числе правила оформления перечисления и правила записи и употребления сокращенных слов.

Правила оформления перечисления

В научных текстах встречается много перечислений (перечней).

Используя перечисление, обратите внимание на его грамматическое и пунктуационное оформление.

Грамматическое оформление перечислений

Правило

Пример верного грамматического оформления

Пример неверного грамматического оформления

Все элементы перечисления должны быть грамматически подчинены фразе, которая предшествует перечислению

Предложение характеризуется двумя основными дифференциальными признаками:

1) коммуникативностью;

2) предикативностью.

Предложение характеризуется двумя основными дифференциальными признаками:

1) коммуникативность;

2) предикативность.

Основную вводную фразу нельзя обрывать на предлогах или союзах

Г.М. Андреева предлагает характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех сторон с позиций:

— коммуникации;

— процесса восприятия и познания друг друга партнеров по общению;

— организации взаимодействия между общающимися индивидами.

Основой подхода Г.М. Андреевой к структуре общения является стремление взглянуть на человека с:

— позиций коммуникации;

— позиций процесса восприятия и познания друг друга партнеров по общению;

— позиций организации взаимодействия между общающимися индивидами.

Правила записи и употребления сокращенных слов

В научном тексте встречаются авторские сокращения и общепринятые сокращения.

Авторские сокращения (аббревиатуры или условные графические сокращения) вводятся авторами работы для сокращенного обозначения часто употребляющегося в работе понятия. При первом упоминании в тексте такие сокращения приводятся в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки. Например: Вспомогательным компонентом составного глагольного сказуемого могут являться описательные глагольно-именные обороты (в дальнейшем – ОГИО).

Общепринятые сокращения

В тексте студенческой работы все слова пишутся полностью, за исключением стандартизированных и общепринятых сокращенных обозначений.

Допускаются сокращения слов, употребляемые:

Не допускаются сокращения слов

самостоятельно

т.е. (то есть)

т.н. (так называемый)

т.к. (так как)

т.о. (таким образом)

в конце предложения

и т.д. (и так далее)

и т.п. (и тому подобное)

и др. (и другие)

и пр. (и прочее)

при цифрах

н. ст. (нового стиля)

ст. ст. (старого стиля)

н. э. (новой эры)

при званиях

акад. (академик)

доц. (доцент)

д-р (доктор)

проф. (профессор)

и т. д. (в середине предложения)

и т. п. (в середине предложения)

и др. (в середине предложения)

и пр. (в середине предложения)

например (напр3.)

около (ок.)

формула (форм.)

уравнение (ур.)

Широко применяются также следующие виды сокращений:

Ссылки на иллюстрации, таблицы и части текста (с указанием номера):

гл. – глава см. – смотрите

п. – пункт ср. – сравните

подп. – подпункт ил. – иллюстрация

пп. – пункты кн. – книга

рис. – рисунок л. – лист

разд. – раздел с. – страница

Ссылки на источники информации:

Цит. по (цитируется по…)… См., в частности…

См. также… Указ. соч. (указанное сочинение)…

Цит. соч. (цитируемое сочинение).. Цит. по кн. ….

См. об этом… Цит. по ст. ….

См., например,…

Различные обозначения (при цифрах):

год, годы – г., гг. век, века – в., вв.

миллиард – млрд. таблица – табл.

миллион – млн. том – т.

тысяча – тыс. часть – ч.

квартал – кв. страница – с.

Буквенные аббревиатуры (в качестве примеров):

РФ – Российская Федерация

РАН – Российская Академия наук

ГОСТ – Государственный стандарт

МПСИ – Московский психолого-социальный институт

Применяются также общепринятые сокращения, употребляемые при:

1)   географических названиях: г. – город; д. — деревня; с. – село; губ. – губерния; обл. – область;

2)   именах и фамилиях: г-жа – госпожа; г-н – господин; им. – имени; тов. – товарищ;

3)   цифрах: к., коп. – копейка; р., руб. – рубль; экз. – экземпляр.

Сокращать слово не допускается, если оно является единственным членом предложения.

Слова и словосочетания сокращать не допускается, если возможно различное понимание текста.

Следует помнить, что насыщенность текста сокращенными написаниями снижает академический тон работы в целом, затрудняет его понимание.

Список использованной литературы

Араканцева Т.А. Методические рекомендации по представлению и защите дипломной работы по специальности «Психология» (специализация «Социальная психология») [Текст] / Т.А. Араканцева, Т.М. Федорова. – М.: МПСИ, 2006.

Богомолова Н.Н, Контент-анализ [Текст] / Н.Н. Богомолова, Т.Г. Стефаненко. – М.: МГУ, 1992.

Зыбина Т.М. Курсовые и дипломные работы в вузе: Учебно-методические рекомендации и справочные материалы [Текст] / Т.М. Зыбина, Н.В. Кузьмина, Н.А. Максимчук. – Смоленск: СГПУ, 2004. – 52 с.

Методические рекомендации по подготовке курсовых работ по психологии [Текст] / Авт.-сост. И.З. Кезикова, Т.А. Лазарева, О.Н. Рожков. – М.:МПСИ; Брянск: БФ МПСИ, 2004. – 59 с.

Методические рекомендации по подготовке рефератов, курсовых работ и дипломных проектов [Текст] / Авт.-сост. О.Б. Крушельницкая, В.А. Орлов. – М. : МГППУ, 2003. – 22 с.

Фот, А.П. Оформление библиографических списков в научных работах : методические рекомендации соискателям ученых степеней (о применении стандарта ГОСТ 7.1-2003) [Электронный документ] / А.П. Фот. – Оренбург : ГОУ «ОГУ», 2005. – 17 с. (http://www.osu.ru / docs / nauka / bibliograf.doc).

Проверено 22.11.2005

Приложение 1

Примерные темы

Выпускных квалификационных (дипломных) работ

По психологии (специализация «Социальная психология»)

Психология общения

Исследование особенностей общения (особых социальных групп, например, школьников) в процессе обучения

Проблемы коммуникативного воздействия, опосредованного использованием технических средств (например, телефонное консультирование, общение в Интернете)

Проблемы коммуникативной компетентности (представителей особых профессий, например, социальных работников)

Технологии эффективного общения в различных профессиональных сферах (управленческой, политической, юридической, в сфере рекламы и маркетинга, работы с персоналом, коммерческих и международных отношений)

Диагностика и коррекция трудностей общения у младших школьников

Социально-психологические барьеры общения и пути их преодоления

Специфика общения со сверстниками в разных возрастных группах

Пути и способы развития компетентности в общении через групповые формы работы

Социально-психологический тренинг как средство повышения коммуникативной компетентности

Этнопсихология

Исследование влияния социального контекста на формирование этнической идентичности (на примере особой этнической группы)

Изучение стратегий поддержания этнической идентичности мигрантов

Исследование динамики этнических конфликтов в современном мире

Социально-психологические аспекты урегулирования этнических конфликтов

Психология семейных отношений

Социально-психологические проблемы межличностных отношений в семье (особых социальных групп)

Гендерные особенности удовлетворенности семейной жизнью (особых социальных групп)

Удовлетворенностьюсемейной жизнью в долгосрочных браках: гендерные и возрастные аспекты

Причины возникновения супружеских конфликтов в молодых семьях

Супружеские конфликты в бездетных семьях

Влияние социального конфликта на супружеские взаимоотношения

Влияние жизненных сценариев на конфликты в молодой семье

Психология больших социальных групп

Социально-психологический подход к изучению социальных классов в современном мире

Проблемы социально-психологического анализа социального неравенства

Гендерные особенности поведения особой социальной группы (например, группы пожилых, взрослых, подростков, детей)

Социально-психологический анализ психологических характеристик особой социальной группы (например, группы пожилых, взрослых, подростков, детей)

Анализ предпочитаемых типов атрибуций в разных социальных классах

Анализ социально-психологических аспектов поведения рабочего класса (на примере особой профессиональной группы)

Психология малой группы. Психология управления

Социально-психологические факторы влияния профессиональной среды на особенности поведения и коммуникации (особой социальной группы)

Психология управления персоналом: проблемы развития, интеграции и дифференциации

Проблемы психологического обслуживания управленческих кадров

Ролевой конфликт в деятельности руководителя и стратегии его разрешения

Разработка социально-психологических и организационных механизмов формирования корпоративной культуры (вуза, организации)

Исследование лидерских качеств у женщин-руководителей

Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивации достижения у менеджеров

Взаимосвязь стиля руководства и психологического климата в коллективе

Управление конфликтными ситуациями и развитие организации

Политическая психология

Модели политического самосознания российских избирателей

Анализ фактора дисциплинированности в управлении поведением избирателей

Идентификация и избирательные технологии

Сущность и функции политических ритуалов в избирательных кампаниях

Исследование социальных представлений политиков о социальной структуре российского общества

Социальная психология возраста

Социально-психологические особенности подросткового возраста

Социально-психологические проблемы личности пожилого возраста

Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей

Оценка эффективности игрового тренинга в оптимизации детско-родительских отношений

Проблемы общения детей дошкольного возраста и их влияние на адаптацию в дошкольном учреждении

Социально-психологические особенности самоопределения в юношеском возрасте

Педагогическая социальная психология

Влияние стиля поведения в конфликте учителя на педагогическую деятельность.

Коммуникативная компетентность учителей начального звена

Образовательная среда как фактор социокультурной адаптации мигрантов

Взаимосвязь этностереотипов учителя и межличностных отношений в ученическом коллективе среднего звена общеобразовательной школы

Влияние стиля поведения в конфликте учителя на педагогическую деятельность

Психолого-педагогический анализ конфликтов в студенческой среде

Психология средств массовой коммуникации (реклама, Интернет).

Психология воздействия

Социально-психологическое исследование современной кинореальности

Гендерные особенности восприятия и воздействия рекламных акций на детей и подростков

Проблемы социально-психологической адаптации Интернет-зависимых подростков

Роль СМИ в построении образа окружающего мира

Изучение особенностей общения подростков в Интернете

Гендерные и возрастные особенности самопрезентации в вируальной реальности

Проблемы конструирования картины социального мира в процессе массовой коммуникации особых социальных групп (детей, подростков, взрослых, пожилых)

Влияние социальных стереотипов на восприятие содержания пропаганды

Социально-психологические особенности современного маркетинга

Психологические аспекты работы с людьми, находящимися в экстремальной ситуации

Социально-психологическое воздействие терроризма (на особые социальные группы)

Разработка модели экстренной психологической помощи жертвам крупных аварий

Особенности проявления ПТСР у сотрудников МВД России – участников боевых действий на территории Чеченской Республики

Психологическая помощь в кризисных ситуациях

Социальная мотивация

Особенности проявления мотиваций власти и достижения у старших дошкольников

Роль семьи в формировании мотивации просоциального поведения у детей разного возраста

Мотивы профессионального роста у разновозрастных групп

Межполовые различия в мотивации достижения в юношеском возрасте

Особенности мотивации достижения на разных этапах взрослости

Взаимосвязь мотивации власти и достижения успехов у женщин в возрасте 25-30 лет

Мотивация достижения и особенности ее проявления у подростков из полных и неполных семей

Психология конфликта

Исследование взаимосвязи конфликтного поведения и социально-психологических качеств личности

Взаимосвязь мотивации социального поведения и склонности к конфликтному поведению

Межличностные конфликты в коллективе ( на примере разных профессиональных коллективов – педагогическом, у медицинского персонала и др.)

Особенности супружеских конфликтов в семьях с разным стажем совместной семейной жизни.

Влияние профессиональных конфликтов на межличностные отношения в коллективе

Особенности трансакций в межличностном конфликте

Значение переговоров в межгрупповом конфликте

Влияние профессиональных конфликтов на межличностные отношения в коллективе

Приложение 2

Образец титульного листа дипломной работы

Негосударственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Московский психолого-социальный институт»

Факультет психологии

Допущена к защите

Заведующий кафедрой

________________/__________/

(подпись)……….… (Фамилия И.О.)

Выпускная квалификационная (дипломная) работа

по специальности 030301.65 «Психология»

специализация «Социальная психология»

На тему:

__________________________________________

(в кавычках и без точки в конце)

Студент группы …

Фамилия, имя, отчество

Научный руководитель

звание,

должность

Фамилия, имя, отчество

(подпись, дата)

Москва, 2009 г.

Содержание

Стр.

Предисловие

3

Часть I. Содержание, структура и правила оформления дипломной работы

4

1. Общая характеристика

4

2. Оценка дипломной работы

5

3. Общая методика выполнения дипломной работы

7

4. Общие требования к дипломной работе

8

   4.1. Содержание дипломной работы

8

   4.2. Структура дипломной работы

9

Часть II. Техническое оформление дипломной работы

17

1. Общие правила

17

2. Правила библиографического описания

19

3. Оформление ссылок на литературу

23

   3.1. Правила оформления цитат

24

4. Оформление отдельных структурных элементов текста

25

   4.1. Оформление дробных чисел

26

   4.2. Правила написания количественных и порядковых

числительных

26

   4.3. Написание дат

27

   4.4. Правила оформления других элементов текста

28

Список использованной литературы

32

Приложение 1. Примерные темы выпускных

квалификационных (дипломных) работ по психологии (специализация «Социальная психология»)

33

Приложение 2. Образец титульного листа дипломной работы

36

1 Допускается ставить тире после названия работы (перед указанием места издания) и перед указанием количества страниц.

2Согласно ГОСТу 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», в диссертационных работах необходимо после количества страниц указывать ISBN (Международная стандартная нумерация книг), однако это не относится к дипломным (курсовым) работам.

3Здесь и ниже курсивом выделены неправильные сокращения.

37