МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

для специальности 30 301 — «Психология»

Вологда — 2010

Методические рекомендации по психолого-педагогической практике в образовательном учреждении для специальности 30 301 — «Психология». — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2010. — 33 с.

Подготовила:

Г. В. Гавришина — кандидат педагогических наук, доцент кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, доцент

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России 3 марта 2010 г., протокол № 10

(c)ВИПЭ ФСИН России, 2010

ВВЕДЕНИЕ

Психолого-педагогическая практика курсантов (слушателей) в образовательном учреждении — общеобразовательная школа (или детский дом) направлена:

— на закрепление и систематизация знаний, полученных при изучении дисциплин «Общая психология», «Педагогика» и обучение навыкам их практического применения;

— на приобретение и осознание курсантами (слушателями) опыта практической деятельности практического психолога образовательного учреждения;

— на развитие у курсантов (слушателей) интереса к избранной специальности;

— на обеспечение адаптации будущих специалистов к условиям деятельности практического психолога в образовательном учреждении.

Важными критериями успешности практики являются теоретические знания, практические умения и навыки по психолого-педагогическим дисциплинам, стремление курсанта (слушателя) к профессиональному самообразованию и самовоспитанию, его личностная ответственность и дисциплинированность.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

Задание 1. Изучите содержание, формы, виды и методы работы практического психолога образовательного учреждения по основным направлениям его деятельности (психологическое просвещение, педагогическая профилактика, психологическая диагностика, психологическая коррекция, консультативная деятельность, экспертная деятельность, организационно-методическая деятельность), порядок и условия деятельности с помощью наблюдения, беседы, анализа нормативных документов. По результатам их изучения оформите соответствующую документацию.

9 стр., 4019 слов

Ема: Критерии диагностики результатов деятельности образовательного учреждения.

... службы по надзору в сфере образования и науки. Принципы психолого-педагогического анализа деятельности образовательного учреждения. Задания для самостоятельной работы: 1. Познакомиться с текстом ... . – СПб., 2004.   Ема: Анализ ситуаций, проблемно-ориентированный анализ деятельности образовательного учреждения. Вопросы для обсуждения: Предмет, цели и задачи педагогического анализа. Факторы ...

Методические указания по выполнению задания:

1. Необходимо ознакомиться с нормативными документами, которыми руководствуется в своей деятельности практический психолог образовательного учреждения России — педагог-психолог, и по результатам изучения каждого сделать необходимые выписки. В список основных документов входят:

— Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования РФ от 22.10.1999 г. № 636);

— Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 г. № 27/901−6. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения (с приложениями);

— Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 24.12.2001 г. № 29/1886−6.Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения;

— Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.2003 г. № 28−51−513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся школьников в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации;

— Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России.

2. Необходимо проанализировать содержание служебной документации педагога психолога (документы, определяющие порядок и условия организации его деятельности в конкретном образовательном учреждении; планирующую документацию) и по результатам анализа каждого документа сделать необходимые выписки: В частности, в список служебной документации входят:

— должностная инструкция педагога-психолога;

— положение о кабинете педагога-психолога;

— план работы педагога-психолога на учебный год;

— график работы на неделю.

Образец выписки из общего плана педагога-психолога
МОУ «Детский дом №» г. Вологды _____________ на _______ уч. года

(ФИО) (месяц, год)

№ п/п Содержание, формы и виды работ по направлениям Учебная группа Условия проведения Сроки проведения Форма отчета
Психологическое просвещение
Психологическое просвещение педагогов, воспитателей Воспитатели всех групп По понедельникам Журнал учета форм работы с педагогами
Оценка готовности и адаптивности личности к педагогической деятельности Воспитатели всех групп Первая неделя месяца Сводные таблицы
Психологическая профилактика
Занятия по проблемам адаптации к жизни в детском доме 4,5 гр. Музыкальное сопровождение Один раз в неделю Журнал учета групповых форм работы
Программа подготовки детей и подростков из закрытых учреждений к жизни в семье (6 занятий) 13 гр. Один раз в неделю Журнал учета групповых форм работы
Психологическая диагностика
Диагностика эмоциональной сферы воспитанников дошкольного возраста 4,5 гр. Тест А.И. Захарова, проективные методики В течение месяца Заключения
Психологическая коррекция
Программа занятий по развитию учебно-познавательных мотивов младших школьников (26 занятий) 1 гр. Музыкальное сопровождение Январь — май Коррекционная программа, журнал учета групповых форм работы
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа Весь период Журнал учета групповых форм работы
Консультативная деятельность
Индивидуальные и групповые консультации По запросу Весь период Журнал консультаций
Экспертная деятельность
Участие в совете профилактики, ПМПК, административных и педагогических советов Весь период Рекомендации
Работа по проекту «Замещающая семья»
Работа по проекту «Замещающая семья» Весь период Документация по проекту
Организационно-методическая деятельность
Участие в семинарах, МО Весь период доклад
Самообразование Весь период

3. Необходимо проанализировать содержание различных форм отчетной документации практического психолога образовательного учреждения за прошедший учебный год и подготовить аналитическую справку. Формы отчетной документации практического психолога образовательного учреждения:

— отчет о работе за учебный год;

— журнал учета групповых форм работы,

— журнал консультаций,

— журнал учета форм работы с учителями (классными руководителями, воспитателями);

— рекомендации по результатам деятельности;

— заключения по результатам психологической диагностики;

— программы занятий с педагогами школы и с учащимися;

— сводные таблицы по результатам оценки готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности и др.

3. По результатам бесед с психологом образовательного учреждения, в ходе которых практикант получает необходимую информацию по основным направлениям его деятельности, необходимо составить протоколы (не менее двух бесед).

Это может быть групповая беседа или индивидуальная.

Важно тщательно продумать содержание беседы и представить ее в форме конкретного плана, включающего перечь вопросов, подлежащих выяснению. Вопросы формулировать четко и лаконично.

С учетом того, что данный вид беседы не является диагностической по своему характеру, а выполняет обучающие функции, запись данных желательно проводить в ходе беседы, оформлять в виде протокола на отдельном листе.

Образец оформления протокола беседы с психологом-педагогом

Тема беседы:

Цели проведения беседы:

Время:

Место проведения:

ФИО участника беседы:

Содержание беседы: вопросы и ответы.

4. Необходимо посетить мероприятия, проводимые психологом согласно общему плану его работы на год (не менее двух) и подготовить конспекты по каждому конкретному мероприятию (краткое письменное изложение содержания) и описание конкретных методик.

Задание 2. Изучите индивидуально-психологические особенности личности учащегося с помощью психолого-педагогических методов исследования (наблюдение, беседа, анализ личного дела, медицинской карты, классного журнала, продуктов учебной и творческой деятельности ученика, психологическое тестирование, метод эксперимента и т. д.).

Обработайте и оформите результаты в соответствующей документации и составьте на основе их психолого-педагогическую характеристику личности школьника по предложенной схеме.

Методические указания по выполнению задания:

1. Каждый практикант изучает индивидуально-психологические особенности личности одного из учащихся класса, который определен за ним на период практики.

2. Практикант знакомится со схемой психолого-педагогической характеристики (см. приложение 1) и практикой применения психолого-педагогических методов изучения личности ученика.

3. Описание применения ряда методов и методик дано в приложении 2, другие, необходимые для проведения исследования, можно найти в рекомендуемой литературе (см. список литературы).

4. Использование информации из «Психологического паспорта школьника» (см. приложение 3), позволит структурировать педагогическое наблюдение.

5. Для проведения психодиагностики рекомендуется использовать следующие методики:

— школьный тест умственного развития (ШТУР), предназначенный для учащихся 7 — 10 классов;

— тест умственного развития подростков (ТУРП) Л.И. Тепловой;

— многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16PF;

— диагностика психологического климата в классе (на основе методики И.М. Юсупова);

— какую профессию выбрать?;

— отношение к нравственным нормам поведения;

— изучение отношения к учению и к учебным предметам;

— «тройное сравнение» для изучения мотивов учения;

— «незаконченное решение» для выявления устойчивости ситуативного учебно-познавательного интереса;

— направленность на приобретение знаний;

— направленность на отметку.

Пять методик мотивации учебной деятельности и поведения, названия которых представлено выше, можно найти в книге Ильина Е.П. «Мотивация и мотивы». — СПб., 2004. — С. 427 — 432.

6. Для проведения каждого диагностического исследования заранее необходимо заготовить необходимый инструментарий: бланки методик, карточки, программы наблюдения и др. и проконсультироваться с психологом.

7. В ходе проведения диагностики важно соблюдение таких условий:

— изучение должно носить не только диагностический, но и прогностический характер;

— учет пластичности и компенсаторности возможностей человека;

— соблюдение морально-этических норм в соответствии с принципами диагностики.

8. На основе полученных результатов каждого диагностического исследования составляется психолого-педагогическая характеристика личности школьника по предложенной схеме.

Задание 3. Подготовьте план-конспект двух учебных занятий с учащимися класса по психолого-педагогической тематике (разных по форме), самостоятельно проведите их и дайте самоанализ каждого занятия.

Методические указания по выполнению задания:

1. План-конспект каждого занятия с учащимися класса включает в себя титульный лист и полное изложение текста согласно его структуре.

2. Образец оформления плана-конспекта учебного занятия дан в приложении 4.

На титульном листе (1 страница плана-конспекта) указывается тип учебного занятия, тема, цели, основные понятия, изучаемые вопросы и литература, необходимое оборудование, класс.

Начиная со 2 страницы, дается полное изложение текста конкретного учебного занятия согласно его структуре.

3. Составляется план-конспект занятия каждым практикантом самостоятельно объемом 10 — 14 страниц. Он должен включать не более трех вопросов для изучения и отражать основное содержание темы.

4. Занятие может быть проведено в форме лекции, практического занятия, развивающей беседы, игры с элементами тренинга и др. с учетом возрастных особенностей учащихся класса. Для младших школьников желательно занятия проводить в форме беседы или игры с элементами тренинга.

Возможные темы игровых занятий с элементами тренинга:

Школьные чувства. Для ученика радость — это… Неприятные чувства в школе. Сильный человек — это человек с сильной волей. Школа — это трудный и радостный путь к знаниям.

Можно использовать следующую литературу:

— Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 — 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М., 2003.

— Лабиринт души: терапевтические сказки /Под ред. О.В. Хухлаевой. — М., 2003.

Возможная тематика лекций:

Сотвори самого себя. Характер и пути его воспитания. Как закалить свою волю? Как стать внимательным? Как надо и как не надо заучивать. Можно ли развить у себя способности? Знаешь ли ты свой темперамент? Как жить: чувствами или разумом?

Можно использовать следующую литературу:

— Алякринский Б.С. О таланте и способностях. — М., 1971;

— Коломинский Я. Л Беседы о тайнах психики. — М., 1976;

— Леви В.Л. Искусство быть собой. — М., 1977;

— Платонов К.К. Занимательная психология. — М., 1978 и др.

По профориентационной работе с учащимися старших классов практиканты проводят лекционное занятие на тему «Как поступить в ВИПЭ ФСИН России?». В ходе данного занятия практиканты знакомят учащихся класса с правилами поступления в ВИПЭ ФСИН России и организуют презентацию психологического факультета (буклеты, видеофильмы).

Это может быть лекция-визуализация, когда педагог, представляет информацию для аудитории в различных визуальных формах, а по ходу занятия ее комментирует и делает необходимые выводы.

Для получения более подробной информации потенциальным абитуриентам можно рекомендовать официальный сайт института: www. vipe-fsin.ru

5. Цели учебного занятия формулируются традиционно — через деятельность того, кто проводит занятие (например, раскрыть …, заинтересовать …) или инновационно через результаты — конкретные действия учащихся и педагога (обеспечить понимание …, обеспечить применение …, подвести к пониманию …).

Они должны быть сформулированы точно — соответствовать теме, содержанию занятия, используемым методам и педагогическим условиям, определенным для их реализации; реально — ориентировать на реальные возможности педагога и учащихся данной возрастной группы. Цели, ориентированные на достижение конкретных результатов обучения и определенные через опознаваемые действия учащихся и педагога, отличаются конструктивностью (технологичностью).

6. Конструирование содержания учебного занятия предусматривает анализ необходимых литературных источников согласно теме занятия, выбор оптимального его состава и объема в соответствии с целями и знанием о возможностях пропускной способности каналов человеческого восприятия и памяти данной возрастной группы учащихся. В общелогическом плане желательно материал конструировать от частного к общему (от конкретных, интересных фактов к общим выводам и теоретическим положениям), в логико-методическом плане — в логике диалогического или монологического методов изложения. Психологическая структура построения учебного материала должна соответствовать закономерностям познавательной деятельности учащихся как процессу усвоения, основными этапами которого являются мотивация, восприятие и осмысление.

7. Изложение материала в ходе лекции должно отличаться четкой структурированностью и последовательностью, информативностью, наличием конкретных примеров, доказательностью, наличием резюме после изложения каждого вопроса плана.

Текст изложения должен быть понятен для учащихся на уровне отдельных слов и предложений, что обеспечивается объяснением новых для них слов и использованием простых по своей конструкции предложений.

Изложение должно характеризоваться оптимальным «педагогическим состоянием» лектора (физическим, эмоциональным, интеллектуальным).

Эффективным методом проведения лекции с учащимися школы можно рассматривать метод диалогического изложения материала с использованием средств наглядности. Монологический метод изложения без использования приемов активного слушания утомляет аудиторию и не обеспечивает должную мотивацию усвоения материала.

8. Для проведения самоанализа учебного занятия можно использовать следующую схему:

1) анализ плана учебного занятия:

— наличие всех компонентов структуры плана;

— цели — способ конструирования, соответствие их следующим параметрам — точность, реальность, конструктивность;

— вопросы плана — соответствие их теме и целям;

— наличие литературы и правильность ее библиографической записи;

2) анализ организация учебного занятия:

— эффективность информационного обеспечения и организации деятельности учащихся педагогом — ведущий метод и приемы обучения, соответствие их теме, целям, особенностям возрастной группы, содержанию; осуществление мотивационного обеспечения учебно-познавательной деятельности учащихся,

— активность учащихся в ходе занятия и проявления ее в ходе занятия;

— техническое и дидактическое оснащение необходимыми пособиями, раздаточным материалом, оборудованием и создание условий по их эффективному применению;

3) особенности педагогического общения:

— стиль руководства учебной группой и формы его проявления,

— соответствие характера общения возрасту и состоянию группы — тон общения, позиция педагога по отношению к учебной группе,

педагогические установки — позитивные, негативные, не проявляются,

— особенности вербального и невербального коммуникативного поведения педагога в ходе учебного занятия;

4) выводы по результатам анализа.

Задание 4. Проведите педагогическое наблюдение и психолого-педагогический анализ учебных занятий учителей с учащимися класса (не менее трех).

Оформите итоги наблюдения и результаты анализа учебного занятия по предложенным схемам.

Методические указания по выполнению задания:

1. Для осуществления педагогического наблюдения составляется его программа, где прописывается цель и вопросы для наблюдения (см. в приложении 2 возможные программы наблюдений).

2. Психологический анализ учебного занятия проводится на основе результатов наблюдений и четкой протокольной записи хода урока.

Протокол учебного занятия составляется по следующей схеме:

1. Дата. 2. Школа, класс. 3. ФИО учителя. 4. Тема учебного занятия.

Этапы учебного занятия, время Деятельность педагога-психолога Деятельность учащихся Заметки для анализа учебного занятия
1 этап:
2 этап:
3 этап:

3. Анализ учебного занятия определяется целью и конкретной программой посещения и осуществления наблюдения. Например:

Вопросы для анализа учебного занятия с учетом логики и структуры педагогического процесса

Прослеживается ли наличие всех компонентов педагогического процесса (целевой, содержательный, деятельностный, ресурсный, результативный) и последовательность его этапов?

В каких конкретных задачах реализовывался целевой компонент? Озвучивал ли их преподаватель в ходе учебного занятия?

Какие компоненты содержания образования и в чем были представлены на данном занятии?

Была ли осуществлена преподавателем мотивация педагогического взаимодействия и как?

Каково содержание, направленность и характер деятельности субъектов педагогического процесса? Какие методы и средства использовал преподаватель для достижения поставленных целей и для создания необходимых психолого-педагогических условий?

Какое важное, по вашему мнению, психолого-педагогическое условие было реализовано в ходе занятия?

Подумайте, в чем вам видится главный результат учебного занятия для вас и для преподавателя?

Сформулируйте выводы: с позиций требований какой педагогической научной школы (традиционной или гуманистической) был организован данный педагогический процесс?

Вопросы для анализа учебного занятия с учетом особенностей развития психических познавательных процессов учащихся на учебном занятии:

Организационный этап. Как обеспечивалась организация внимания и восприятия учащихся в начале учебного занятия?

Изучение нового материала. Какими приемами обеспечивается организация внимания и восприятие учащихся во время объяснения нового материала? Как долго внимание остается устойчивым и сосредоточенным? Каковы пути активизации мыслительной деятельности учащихся? Как организуется работа по усвоению понятий учащимися? Дайте анализ речи учителя и учащихся с точки зрения ее содержательности, четкости формулировок, выразительности, образности и др. Отметьте вопросы, активизирующие мышление учащихся. Отметьте вопросы, неудачно сформулированные учителем: внушающие, подсказывающие, повторяющиеся, требующие односложных ответов и др. Какую работу проводит учитель во время объяснения, чтобы вызвать познавательный интерес, эмоциональный отклик у учащихся (чувство удивления, любознательности и др.)?

Закрепление нового материала. Каковы объем, точность восприятия и прочность сохранения материала в памяти учащихся? Опирается ли учитель во время закрепления только на запоминание учащихся того, что было изложено на уроке, или специальной постановкой вопросов вызывает мыслительную активность, тем самым обеспечивая и сосредоточенное внимание.

Общие выводы по уроку. Достигнуты ли психологические цели урока: обеспечение усвоения учебного материала, активизация познавательной деятельности учащихся, создание условий для соответствующих положительных сдвигов в психическом развитии учащихся?

Приложение 1

План психолого-педагогической характеристики ученика

I. Анкетные данные

IV. Познавательная сфера личности

1. Особенности внимания школьника (концентрация, переключение, устойчивость, распределение).

2. Особенности памяти (запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала, владение приемами рациональной организации мнемических процессов, индивидуальные особенности памяти).

3. Особенности мышления (особенности протекания процесса мышления: умение ставить вопрос, выделять главное и второстепенное в задаче, сформированность мыслительных операций, умение аргументировать выводы; индивидуальные особенности мышления).

4. Особенности воображения (степень развития воссоздающего воображения, богатство фантазии).

5. Сформированность учебной деятельности школьника (компоненты: целевой, мотивационный, операционно-деятельностный, контрольно-оценочный).

V. Эмоционально — волевая сфера личности

1. Особенности эмоциональных состояний (преобладание стенических или астенических эмоций, стрессовые и аффективные состояния, причины их проявления).

2. Преобладающие настроения и их причины.

3. Эмоции в интеллектуальной и практической деятельности школьника.

4. Эмоции в сфере нравственных и эстетических отношений.

5. Волевые свойства личности (целеустремленность, решительность, настойчивость, самообладание, импульсивность и др.).

VI. Мотивационная сфера личности

1. Преобладающие потребности личности (материальные, социальные, духовные и др.).

2. Особенности мотивации учебной деятельности (внутренняя, внешняя; мотивация достижения; «обученная беспомощность», познавательные и социальные мотивы, преобладающие типы мотивов и др.).

3. Мотивация других видов деятельности школьника (формы проведения свободного времени, занятия по интересам, межличностное общение со сверстниками и взрослыми, и др.).

4. Профессиональные предпочтения и интересы (познавательные интересы к профессии, склонности к определенному виду деятельности, профессиональные предпочтения и намерения, мотивы выбора профессии).

VII. Индивидуально-психологические особенности личности

1. Темперамент, его свойства и проявления.

2. Особенности характера, наличие акцентуаций.

3. Способности и их проявление, общие и специальные способности.

VIII. Особенности нравственного развития личности

1. Знание нравственных норм, правил поведения.

2. Проявление нравственных чувств.

3. Наличие привычек нравственного поведения.

IX. Профессиональная направленность личности (старшего школьника)

1. Профессиональные предпочтения,

2. Познавательные интересы к профессии,

3. Склонности определенному типу деятельности,

4. Мотивы выбора профессии.

5. Профессиональные намерения.

Х. Педагогические выводы и рекомендации

Прогнозирование личностного развития ребенка: задачи, пути, условия, средства педагогического руководства.

Приложение 2

Методы и методики

Осуществления диагностической деятельности

Метод наблюдения

Наблюдение как один из основных методов получения фактов о деятельности изучаемого объекта в соответствии поставленными целями должен носить аналитический характер. Общая процедура его складывается из следующих этапов:

— определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

— выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

— выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

— выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

— обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Описание процедуры наблюдения оформляется на отдельном листе.

По его результатам готовиться заключение.

Программа наблюдения

Цель наблюдения: изучение особенностей организации самостоятельной работы на учебном занятии.

Примерные вопросы

1. Какое место занимает самостоятельная работа на уроке, насколько четко поставлены ее цели?

2. Какие виды самостоятельных работ практикует учитель, какова методика их проведения?

3. Носят ли самостоятельные работы обучающий характер, способствуют ли они формированию у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков?

4. Осуществляется ли и в какой мере дифференциация самостоятельных работ?

5. Как подводятся итоги выполнения самостоятельных работ, выделяются ли характер затруднений учащихся и типичные недостатки?

Цель наблюдения: изучение особенностей развития психических познавательных процессов на учебном занятии

Примерные вопросы

Развитие памяти на учебном занятии

1. Сообщалась ли на уроке установка на запоминание?

2. Какими приемами привлекалось внимание учеников к тому, что подлежало запоминанию?

3. Имеет ли учитель представление о развитии мнемических способностей отдельных учеников?

4. Как учитываются средние показатели памяти в организации учебной деятельности?

5. Как учитываются половые и возрастные особенности в организации учебной деятельности?

6. Как учитывается на уроке наличие нескольких видов памяти (образной, словесно-логической, двигательной, эмоциональной)?

7. Как учитываются эффекты начала и конца запоминаемого материала?

8. Как организуется материал для заучивания: дозировка по объему, распределение по времени, структурирование материала, логическая группировка, языковое оформление, эмоциональное оформление?

9. Как организуется повторение?

Развитие внимания на учебном занятии

1. Как учитель стимулирует интерес к содержанию занятия?

2. Как на занятии создается установка быть внимательным?

3. Как раскрыта на занятии практическая значимость излагаемого материала?

4. Как используются внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование и т. д.)?

5. Как организовано изложение материала (яркость, образность, эмоциональность речи, смена интонаций, новизна речевых форм)?

6. Как организована смена видов деятельности на учебном занятии?

7. Как учитываются возрастные особенности внимания школьников?

9. Как выбирается темп ведения занятия?

10. Как организуется активность учащихся на занятии?

11. Как учитываются индивидуальные особенности в уровне развития свойств внимания?

12. Как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания?

13. Как учитель использует свои индивидуальные особенности для организации внимания учеников?

Развитие мышления на учебном занятии

1. В какой мере учебное занятие подготовлено с точки зрения создания целей умственной деятельности у учеников, соответствующих целям и задачам урока?

2. В какой мере педагог обучает на учебном занятии учащихся приемам целеполагания, владеют ли учащиеся выделением учебной задачи при выполнении того или иного задания?

3. Соответствуют ли управляющие действия учителя по ходу учебного занятия закономерностям мыслительной деятельности учеников?

4. Формируются ли в ходе учебного занятия мотивы мышления, какие средства использует педагог для формирования интереса к изученному материалу и процессу мышления?

5. В какой мере в ходе учебного занятия формируются у учащихся общие приемы мыслительной деятельности, обучаются ли школьники в ходе урока приемам логической, смысловой обработки материала?

6. Какую обратную связь получает педагог о реальном ходе учебного процесса, какие критерии понимания использует учитель для того, чтобы установить, как понят материал и как учитывается эта информация в управляющих воздействиях педагога?

7. Соответствует ли уровень требований, предъявляемых к учащимся, реальным возможностям школьников?

8. Каковы различия в мере помощи, оказываемой учителем различным учащимся при выполнении ими учебных заданий?

9. Как учитываются индивидуальные особенности мышления?

10. В какой мере на учебном занятии формируются элементы творческого мышления, используются ли элементы проблемного изложения?

11. Использует ли учитель на уроке индивидуализированные формы заданий?

12. Какими средствами учитель стимулирует активную мыслительную деятельность учащихся на уроке?

13. Оцените степень активности мышления класса и отдельных учащихся на уроке?

Метод беседы

Метод беседы удобен при первом знакомстве с изучаемым учащимся, дает возможность получить сведения о нем, о его интересах и мотивах деятельности и др. Существует ряд требований к проведению беседы как методу исследования:

— непринужденность, нельзя превращать беседу в опрос; наилучший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком;

— важно тщательно продумать и представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению; по содержанию беседа не должна иметь шаблонно-стандартный характер, а быть максимально индивидуализированной;

— вопросы формулировать четко и лаконично, постановка их не должна уводить от цели, учитывать индивидуально-возрастные особенности ученика;

— запись данных проводить сразу же после беседы, но в отсутствии ученика, и оформлять в виде протокола на отдельном листе как приложение к результатам задания 2 в индивидуальном отчете практиканта;

— ответы можно оформлять почти дословно или использовать для этого однозначные слова «да» и «нет»;

— в примечании необходимо отмечать эмоциональные проявления (положительные и негативные) собеседника на вопрос.

Диагностика психологического климата в классе (на основе методики И.М. Юсупова)

Для выявления психологического климата можно предложить учащимся класса следующее задание. Каждый ученик дает оценку взаимоотношениям в классе на специальном бланке.

Для 14 утверждений, данных слева, цифра 7 означает — это происходит всегда, 6 — в большинстве случаев, 5 — достаточно часто.

Для утверждений, данных справа: 1 — всегда, 2 — в большинстве случаев, 3 — достаточно часто;

Цифра 4 означает, что трудно согласиться с «левым» или «правым» утверждением.

В каждой строчке надо обвести одну цифру, потом их сумму разделить на 14. Полученный коэффициент будет характеризовать субъективное восприятие учеником психологического климата в классе. Для получения объективной характеристики психологического климата нужно определить средний арифметический коэффициент. Для этого нужно суммировать индивидуальные коэффициенты учеников, участвовавших в обследовании, и разделить на количество этих участников.

Если полученный коэффициент колеблется от 1 до 3,5 — в классе неблагоприятный психологический климат.

При коэффициенте от 3, 6 до 5, 4 — психологический климат неустойчив: настроение колеблется, нет эмоционального единства, коллектив не достаточно развивается.

При значении от 5, 5 до 7 — в классе мажорный психологический климат, с классом будет интересно и радостно работать.

Лист ответов к методике

В классе преобладает жизнерадостное настроение Преобладает пессимистический тон
Доброжелательность в отношениях, взаимная симпатия Конфликты, агрессивность, антипатии
Между группировками — взаимопонимание и расположение Группировки внутри класса конфликтуют между собой
Ученикам нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время Ученики сторонятся участия в совместных делах, неконтактны
Успехи и неудачи одноклассника вызывают активное соучастие других Ученики равнодушны к судьбе одноклассника
Взаимоотношения отличаются поддержкой, критика доброжелательна, замечания высказываются с добрыми намерениями Ученики злорадствуют по поводу неудач другого, критика в виде явных и скрытых выпадов
Ученики уважают мнение друг друга Ученики нетерпимы к мнению одноклассника
В трудных случаях класс выступает по принципу «один за всех и все за одного» В трудных случаях класс «раскисает», становится растерян
Новичкам класс помогает освоиться К новичкам нередко проявляется враждебность
Успехи и неудачи класса каждым переживаются как собственные Успехи и неудачи класса не находят отклика у каждого ученика
Класс активен, полон энергии Класс пассивен, инертен
Класс быстро откликается, если нужно сделать полезное дело Класс невозможно поднять на совместное дело
В классе справедливое отношение ко всем В классе есть привилегированные и пренебрегаемые
Поощрение всего класса вызывает чувство гордости у всех К похвалам и поощрениям коллектива все относятся равнодушно

2. Методика «Какую профессию выбрать?»

Психолог Е.А. Климов разделил все профессии на пять групп:

— первая группа — профессии типа «человек-природа», например, лесовод, агроном, биолог;

— вторая группа «человек-техника», например, слесарь, механизатор, монтажник;

третья группа — «человек-человек», например, педагог, медсестра, администратор;

— четвертая группа — «человек-знаковая система», например, стенографистка, оператор ЭВм, математик;

— пятая группа — «человек — художественный образ», например, ювелир, фотограф, художник.

Ответив на следующие вопросы, вы можете определить, какой тип профессий предпочитаете. Нравится ли вам занятие, о котором говорится в левой части вопроса (колонка а), или нет? Долго раздумывать не надо, лучше полагаться на первое непосредственное чувство.

Если скорее нравится, поставьте в нужной клеточке таблицы 2 знак «+». Если определенно нравиться — два плюса, очень нравиться — три плюса. Если скорее не нравится, чем нравится, — один минус, если определенно не нравится — два, очень не нравиться — три.

Так же надо поступить и со второй половиной вопроса (колонка б). Не забудьте, что одну из половин нужно обязательно предпочесть. Затем подсчитайте в каждом столбике таблицы суммы плюсов и минусов.

Наибольшая сумма укажет на предпочтительную для вас группу профессий.

Таблица 1

а или б?
а б
Ухаживать за животными Обслуживать машины и приборы
Лечить больных Составлять программы для ЭВМ
Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов Следить за состоянием, развитием растений
Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металлы) Рекламировать, продавать товары
Обсуждать научно-популярные статьи Обсуждать пьесы, концерты
Выращивать животных Помогать товарищам в работе, спорте
Настраивать музыкальные инструменты Управлять трактором, тепловозом и т. п.
Давать людям информацию (в справочном бюро, на экскурсии) Оформлять выставки, участвовать в подготовке концертов
Ремонтировать вещи, изделия Искать и исправлять ошибки в текстах, рукописях, рисунках
Лечить животных Выполнять вычисления, расчеты
Выводить новые сорта растений Конструировать машины, проектировать дома
Разбирать споры между людьми, убеждать, разъяснять Разбираться в чертежах и схемах
Наблюдать за работой художественной самодеятельности Изучать жизнь микробов
Налаживать медицинские приборы Оказывать людям медицинскую помощь
Составлять отчеты о наблюдаемых явлениях Художественно описывать события
Делать лабораторные анализы в больнице Осматривать больных, назначать лечение
Красить стены, расписывать изделия Монтировать здания, собирать машины
Организовывать культпоходы, экскурсии Участвовать в концертах
Изготовлять детали, строить здания Чертить, копировать карты
Бороться с болезнями растений Работать на пишущей машинке

Таблица 2

Природа Техника Человек Знаковая система Художественный образ
1 а 2 а 2 б 3 а
3 б 4 а 4 б 5 а 5 б
6 а 6 б 7 а
7 б 8 а 8 б
9 а 9 б
10 а 10 б
11 а 11 б 12 а 12 б 13 а
13 б 14 а 14 б 15 а 15 б
16 а 16 б 17 а
17 б 18 а 18 б
19 а 19 б
20 а 20 б

3. Методика «Отношение к нравственным нормам поведения»

Ниже дано описание различных (нравственных) жизненных ситуаций. Как бы вы поступили, оказавшись в каждой из них?

Из предложенных ответов выберите тот, который совпадает с вашей точкой зрения (запомните под какой он буквой), или запишите вариант

1. Во время каникул, когда вы собирались отдохнуть, классный руководитель неожиданно попросил привести в порядок учебный кабинет. Как вы поступите?

а) скажите, что вы согласны помочь, и отложите свой отъезд,

б) соберете ребят и вместе с ними сделаете всю работу за один день,

в) пообещаете выполнить работу после возвращения,

г) посоветуете привлечь на помощь того, кто остается в городе,

д) или .

2. Вам дали поручение, которое вам не по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу. Как вы поступите?

а) добросовестно выполните поручение,

б) привлечете к выполнению поручения товарищей,

в) попросите дать вам другое, более интересное для вас поручение,

г) найдете повод для отказа,

д) или …

3. Вы случайно услышали, что группа одноклассников высказывала справедливые, но неприятные замечания в ваш адрес. Как вы поступите?

а) постараетесь объяснить ребятам свое поведение,

б) переведете разговор в шутку, но постараетесь поскорее исправить те недостатки, о которых шла речь,

в) сделаете вид, что ничего не слышали,

г) скажите ребятам, что они сами не лучше вас, особенно потому, что говорят о вас в ваше отсутствие,

д) или …

4. В трудовом лагере во время прополки овощей у вас на руках образовались болезненные мозоли. Как вы поступите?

а) будите, превозмогая боль, выполнять норму как все,

б) обратитесь к друзьям с просьбой помочь выполнить норму,

в) попросите освободить вас от этой работы и перевести на другую,

г) оставите работу незаконченной и пойдете отдыхать,

д) или …

5. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Как вы поступите?

а) потребуете от обидчика извинений в адрес пострадавшего,

б) разберетесь в причинах конфликта и добьетесь его устранения,

в) выразите соболезнование тому, кого обидели,

г) сделаете вид, что вас не касается,

д) или …

6. Случайно, не желая того, вы нанесли небольшой ущерб другому или причинили зло другому человеку. Как вы поступите?

а) сделайте все возможное для устранения зла, ущерба,

б) извинитесь, объясните пострадавшему, что вы не хотели этого,

в) постараетесь, чтобы никто не заметил нанесенного вами ущерба, сделаете вид, что вы не виноваты,

г) свалите вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват,

д) или …

Если в ваших ответах варианты:

«а» — это свидетельствует об активном, устойчивом положительном отношении к соответствующим нравственным нормам;

«б» — это отношение активное, но недостаточно устойчивое (возможны компромиссы);

«в" — отношение пассивное и недостаточно устойчивое;

«г» — отношение отрицательное, неустойчивое.

Приложение 3

Блок 2. Учебная мотивация.

На протяжении школьного возраста происходит смена мотивации к обучению: от мотивации к получению высокой оценки до мотивации к приобретению знаний и последующему их применению в деятельности. В соответствии с этим различные варианты данного паспорта отражают возрастное своеобразие учебной мотивации.

Блок 3. Социальная адаптация. Данный блок отражает следующие параметры: житейскую ориентировку, принятие культурных, эстетических стандартов общества, формирование личностной автономности, усвоение нравственных ценностей.

Блок 4. Коммуникативные навыки. Содержание общения с возрастом меняется. Если в младшем школьном возрасте наибольшее значение для ребенка имеют отношения с взрослыми, то в среднем школьном возрасте акцент переносится на общение со сверстниками.

В этот период общение приобретает особую значимость и интенсивность, определяя дальнейшее формирование индивидуального стиля в юношеском возрасте. Обращается внимание на динамику развития следующих коммуникативных навыков: способность к общению со взрослыми; активность в общении, способность к равноправным; неконфликтным отношениям; способность к глубоким эмоциональным привязанностям (дружбе).

Блок 5. Реализация себя в ведущей деятельности. В младшем школьном возрасте ведущая деятельность совпадает с задачами школьного обучения. В среднем и старшем возрасте эти параметры расходятся. Если в среднем возрасте возможна реализация себя в рамках школы, то в старшем возрасте это зачастую происходит вне школы. Школьная успеваемость уже не может быть единственным показателем общей адаптации. Этим вызвана необходимость выделения данного блока.

Целью воспитания является формирование развивающейся личности. Развивающаяся личность отличается высокой способностью к интеллектуальному и личностному росту, способности к гармоничным взаимоотношениям с миром, умением ставить и достигать цели, высокой адаптивностью.

Отличительными чертами данного паспорта являются:

1. Его позитивная направленность — он направлен не на выявление отклонений, а на перспективу личностного и интеллектуального развития ребенка (подростка).

2. Объективизация наблюдения за ребенком. Объективность отслеживания процесса развития обеспечивается наличием в паспорте структуры (системы параметров).

Таким образом, наблюдения разных педагогов становятся сопоставимыми.

3. Преемственность наблюдений за ребенком.

4. Дифференцированность выделенных в паспорте параметров наблюдения позволяет очертить для каждого ребенка область, где он в большей степени нуждается в помощи.

5. Простота и конкретность, предъявляемых вопросов обеспечивает однозначность их интерпретации, а значит и надежность ответов.

6. В таблице «Параметры психологического паспорта школьника» представлены все пять блоков. В левом столбике дается перечень поведенческих проявлений ребенка, справа — психологическое содержание наблюдаемого поведения (психологический эквивалент).

Таблица

Параметры психологического паспорта школьника

Наблюдаемое поведение Психологический эквивалент
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
1. Интеллектуальное развитие
1.1. Произвольная регуляция деятельности
1.Сохраняет удовлетворительную работоспособность в течение всего учебного дня Объем работоспособности, продуктивность
2. Успевает выполнять работу на уроке в заданном темпе Тем интеллектуальной деятельности
3. Внимателен на уроке Объем и устойчивость произвольного внимания.
4. На уроке понимает и выполняет указания учителя без дополнительных разъяснений Вербальная регуляция деятельности.
1.2. Полнота представлений об окружающем, кругозор
1. Имеет достаточный словарный запас Общая осведомленность
1.3. Сформированность предпосылок абстрактно-логического мышления
1. Способен связно рассказывать о событиях своей жизни Ориентировка во времени и пространстве, вербализация мыслей, словарный запас.
2. Ориентируется в основных понятиях времени Способен к установлению причинно-следственных связей.
2. Учебная мотивация
1. Редко пропускает занятия по болезни или другим причинам Психосоматический эквивалент степени школьной адаптации
2. Проявляет заинтересованность в хорошей оценке Принятие роли школьника и школьных стандартов
3. Социальная адаптация
3.1.Житейская ориентировка
1. Самостоятельно добирается до школы Формирование личностной автономии (зависимость, независимость)
2. Умеет пользоваться школьным буфетом Освоение жизненного пространства
3.2. Усвоение эстетических стандартов
1. Может поддерживать опрятный вид в течение дня Усвоение эстетических стандартов
3.3. Принятие ответственности
1. Способен справиться с дежурством по классу Физическая ловкость, принятие ответственности на себя.
4. Коммуникативные навыки
1. Может обратиться с просьбой и вопросами к учителю Способность вступать во взаимоотношения со взрослыми. Социальная адаптация в узком смысле слова
2. Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для игры и занятий. Способность устанавливать контакты со сверстниками
3. Не провоцирует конфликты со сверстниками, не дерется первым. Способность к конструктивным и равноправным отношениям
4. Имеет постоянных приятелей в классе Способность к глубоким эмоциональным привязанностям
5. Реализация себя в ведущей деятельности
1.Обычно имеет все необходимые принадлежности. Организованность, способность прогнозировать
2. Удовлетворительно усваивает учебную программу Усвоение стандартов, соответствие им
СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
1. Интеллектуальное развитие
1.1. Произвольная регуляция деятельности
1.Обычно выполняет домашние задания (при резко отличающихся успехах в различных предметах — указать) Сформированность навыков интеллектуальной работы, планирование деятельности
2.Справляется с самостоятельными работами на уроках (указать предметы) Способность к систематизации знаний, к переносу учебных навыков. Способность к самостоятельной организации деятельности
3.Справляется с учебной нагрузкой Объем работоспособности
1.2. Полнота представлений об окружающем, кругозор
1.Любит читать. Много знает Полнота представлений об окружающем мире, кругозор
1.3. Сформированность предпосылок абстрактно-логического мышления
1.Может связно передать содержание увиденного и прочитанного Организованность мышления, понимание смысла
2.Любит решать логические задачи (в рамках разных предметов) Понимание причинно-следственных связей, выстраивание цели логических рассуждений
2. Учебная мотивация
1.Редко пропускает занятия по болезни и другим причинам Психосоматический элемент степени школьной адаптации
2.Проявляет заинтересованность в хорошей оценке Принятие роли школьника, школьных стандартов
3. Социальная адаптация
3.1.Житейская ориентировка
1.Может совершить поездку самостоятельно (в кружок, к родственникам) Формирование личностной автономности
2.Может сделать покупку в магазине (сувенир, канцелярские товары, подарок другу) Освоение жизненного пространства
3.2. Усвоение эстетических стандартов
1.Следит за своим внешним видом Усвоение эстетических стандартов
3.3. Принятие ответственности
1.Может выполнять поручения типа: передать важное сообщение от учителя классу или другому учителю Принятие ответственности. Владение соответствующими способами поведения.
4. Коммуникативные навыки
1.Способен договориться о передаче материалов на более высокую оценку Умение подержать контакты с взрослыми
2.Участвует в школьных мероприятиях Способность устанавливать контакты со сверстниками
3.Не склонен к конфликтам со сверстниками Способность к конструктивным и равноправным взаимоотношениям
4.Имеет постоянного друга Способность к глубоким эмоциональным привязанностям
5. Реализация себя в ведущей деятельности
1.Пользуется популярностью в классе Общение. Освоение коммуникативных навыков
СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
1. Интеллектуальное развитие
1.1. Произвольная регуляция деятельности
1.Обычно выполняет домашние задания Сформированность навыков интеллектуальной работы, планирования деятельности
2.Может самостоятельно подготовить доклад, реферат Способность к самостоятельному выполнению интеллектуальных задач, к интеллектуальной работе
3.Справляется с учебной нагрузкой Объем работоспособности
1.2. Полнота представлений об окружающем, кругозор
1.Читает периодические издания и /или смотрит информационные передачи Полнота представлений об окружающем и его осмысление
1.3. Сформированность предпосылок абстрактно-логического мышления
1.Может доказательно изложить свою точку зрения, может принимать участие в дискуссиях Организованность мышления
2.Любит решать логические задачи Понимание причинно-следственных связей, выстраивание цепи логических рассуждений
2. Учебная мотивация
1.Есть предпочитаемые предметы Неформальная мотивация к учению, получению знаний
2.Проявляет интерес к процессу приобретения знаний, а не к оценке Неформальная мотивация к учению, получению знаний
3. Социальная адаптация
3.1.Житейская ориентировка
1.Может показать город гостю Освоение жизненного пространства
2.Может воспользоваться кафе Формирование личностной автономии
3.2. Усвоение эстетических стандартов
1.Имеет индивидуальный стиль в одежде или прическе Усвоение эстетических стандартов
3.3. Принятие ответственности
1.Выполняет свои обещания Принятие ответственности
4. Коммуникативные навыки
1.Может не согласиться с учителем в вежливой форме Умение поддерживать контакты со взрослыми, независимость
2.Поддерживает приятельские отношения одноклассниками Способность устанавливать контакты со сверстниками
3.Может прийти к компромиссу, к совместному решению в споре Гибкость, неконфликтность, конструктивность в общении
5. Реализация себя в ведущей деятельности
1.Имеет реалистические планы на будущее Адекватность представлений о себе, достаточный контакт со взрослыми, сформированность представлений о временной (жизненной) перспективе.

Если предлагаемый паспорт используется как схема наблюдения за процессом развития детей, то бланк протокола по сути представляет собой левый столбец таблицы — перечь поведенческих проявлений ребенка.

Если такое проявление есть, то напротив фамилии ребенка проставляется знак «+», если данное проявление не свойственно ученику, то ставится знак «-».

Пример протокола для старшей школы

ФИО __________________________________

Класс________ Дата заполнения______________ год

Инструкция: против фамилии ученика проставляется знак «=», если Вы согласны с утверждением, или знак «-», если Вы считаете, что такое поведение данному учащемуся не свойственно

Наблюдаемое поведение ФИО ученика
1. 1.1.Обычно выполняет домашние задания
1.1.2.Может самостоятельно подготовить доклад, реферат
1.1.3.Справляется с учебной нагрузкой
1.2.1.Читает периодические издания и /или смотрит информационные передачи
13.1.Может доказательно изложить свою точку зрения, может принимать участие в дискуссиях
1.3.2.Любит решать логические задачи
2.1.Есть предпочитаемые предметы
2.2.Проявляет интерес к процессу приобретения знаний, а не к оценке
3.1.1.Может совершить поездку самостоятельно (в кружок, к родственникам)
3.1.2.Может сделать покупку в магазине (сувенир, канцелярские товары, подарок другу)
3.2. Имеет индивидуальный стиль в одежде или прическе
3.3.1.Имеет индивидуальный стиль в одежде или прическе
3.3.2. Выполняет свои обещания
4.1.Может не согласиться с учителем в вежливой форме
4.2.Поддерживает приятельские отношения одноклассниками
4.3.Может прийти к компромиссу, к совместному решению в споре
5.1.Имеет реалистические планы на будущее

Приложение 4

Примерная схема плана-конспекта учебного занятия

Я страница

«Утверждаю»

психолог школы

_______________

«____"_____2010 г.

План-конспект учебного занятия

курсанта (слушателя) _________________

(курс, группа, ФИО)

Тема:

Тип урока:

Время:

Место проведения:

Класс:

Цели:

Основные понятия:

Оборудование (наглядные пособия, раздаточный материал и др.):

Основные вопросы:

1.

2.

3.

Основная литература

Дополнительная литература

Страница

Структура и содержание занятия

I. Организационный этап:

Приветствие.

Формулирование темы и целей.

Сообщение плана учебного занятия и литературы.

Мотивация учебно-познавательной деятельности

II. Основной этап:

Конспективное изложение основных вопросов лекции (или описание содержания упражнений развивающего занятия и др.)

III. Заключительный этап.

Подведение итогов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альманах психологических тестов. — М., 1996.

2. Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. — М., 1995.

3. Банщикова Т.Н., Ветров Ю.П., Клушина Н.П. Профессиональная деятельность психолога. — М., 2004.

4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М., 1997.

5. Гарбер Е.И. Семнадцать уроков психологии. М., 1995.

6. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. — М., 1989.

7. Дубровина И.В., Прихожан А.М. Положение о школьной психологической службе //Вопросы психологии. — 1985. — № 2.

8. Метод беседы в психологи: Учебное пособие / Ред.-сос. А.М. Айламазян. — М., 1999.

9. Метод анкеты в психологии // Практикум по возрастной психологии. — М., 1999. — С. 21−37.

10. Метод анализа продуктов деятельности // Практикум по возрастной психологии. — М., 1999. — С.42−53.

11. Методики изучения мотивации учебной деятельности и поведения // Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2004. — С. 421 — 432.

12. Нормативные правовые документы для педагогов-психологов образования /Сост. И.М. Каманов. — Вып. 1. — М., 2003.

13. Овчарова Р.В. Технология практического психолога образования. — М., 2000.

14. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996.

15. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. — М, 2002.

16. Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1998.

17. Психологическая диагностика /Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. — СПб., 2003.

18. Психологическая диагностика /Под ред. М.К. Акимовой. — СПб., 2005.

19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1995.

20. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультации, тренинги. — М., 1997.

21. Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога: Психологический тренинг. — Дубна, 2000.

22. Толстых А.В. Морально-этические проблемы психологической практики. — М., 1988.

23. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. — М., 2003.

24. Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы //Вопросы психологии. — 2001. — № 1.

25. Я работаю психологом: Опыт, размышления, советы /Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1999

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector