Методические указания к самостоятельной работе для студентов специальности «Социальная работа» дневной формы обучения

Министерство образования и науки Российской Федерации

Саратовский государственный технический университет

Балаковский институт техники, технологии и управления

ГЕНДЕРОЛОГИЯ И ФЕМИНОЛОГИЯ

Методические указания к самостоятельной работе

для студентов специальности «Социальная работа»

дневной формы обучения

Одобрено

редакционно-издательским советом

Балаковского института техники,

технологии и управления

Балаково 2010

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………….3

Тематическое содержание курса……………..……………………………7

Задания для самостоятельной работы по темам курса…………………..14

Рекомендательные списки литературы

Приложения

ГЕНДЕРОЛОГИЯ И ФЕМИНОЛОГИЯ

Методические указания к самостоятельной работе

для студентов специальности «Социальная работа»

дневной формы обучения

Составила Марина Валентиновна Тулузакова

Рецензент Ю.В. Хилимов

Редактор Л.В. Максимова

Подписано в печать Формат 60х84 1/16

Бум.тип. Усл.-печ. л. 1,0 Уч.-изд.л.

Тираж 50 Заказ Бесплатно

Саратовский государственный технический университет

410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77.

Копипринтер БИТТиУ, 413840, г. Балаково, ул. Чапаева, 140

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Гендерология и феминология» – одна из важных дисциплин общепрофессиональной подготовки социальных работников и современное направление, развивающее идеи использования гендерного подхода в теории и практике социальной работы. Курс является базовым в системе гендерного образования социальных работников.

Гендерология и феминология формируют представления о социальных и экономических механизмах воспроизводства гендерного неравенства и способах его государственного регулирования в рамках социальной политики; дает представление о способах организации социального, политического и экономического пространства с целью удовлетворения потребностей мужчин и женщин в рамках реализации концепции социального партнерства и кооперации.

Особенностью курса является его междисциплинарный характер. Такой подход позволяет студентам познакомиться с различными концепциями гендера и с позиций гендерного подхода проанализировать реальные проблемы современного общества: личность и ее отношения с миром, права, свободы, справедливость и неравенство, профессиональное становление и безработица и др. В рамках курса студенты знакомятся с основными направлениями в западной феминистской мысли и методологическими позициями в организации и проведении гендерных исследований, а также овладевают конкретным диагностическим инструментарием, изучающим гендерные характеристики личности.

11 стр., 5296 слов

Методические указания для студентов, изучающих курс философии Методические указания по организации учебной работы на лекциях и в рамках самостоятельной раб

Методические указания для студентов, изучающих курс философии Методические указания по организации учебной работы на лекциях и в рамках самостоятельной работы. Освоение содержания учебной дисциплины осуществляется на лекциях и в процессе самостоятельной учебной деятельности студентов. Внимательное слушание и умелая запись лекции - это только начало работы над материалом учебной дисциплины. Студент ...

Изучение курса закладывает основы гендерной компетентности будущих специалистов в социальной сфере, которая включает: 1) знания о существующих ситуациях гендерного неравенства, факторах и условиях их вызывающих; 2) умения замечать и адекватно оценивать ситуации гендерного неравенства в разных сферах жизнедеятельности; 3) умение реализовать гендерную экспертизу социальных проектов; 4) способность планировать использование гендерного подхода в практике социальной работы в сфере здравоохранения, политики занятости, в работе с различными группами населения.

Цель курса состоит в изучении специфики женской и мужской социально-демографических общностей, развития навыков и закрепления умения работать с данной категорией населения.

Задачи курса:

— дать целостные представления о гендерных основах общественного развития,

— определить роль и место гендерного подхода (гендерного менеджмента) в системе социального управления,

— сформировать у студентов основы гендерного мышления, умение владеть практикой гендерного анализа и давать аргументированную гендерную оценку социально-экономическим процессам.

— сформировать навыки и умения по применению гендерного анализа и показать возможности по его применению в теории практике социальной работы через использование социального материала, актуального для студентов, и собственных жизненных ситуаций.

Содержание курса разработано в соответствии с ГОС ВПО специальности «Социальная работа». Основные дидактические единицы отражены в тематическом содержании курса.

В результате изучения гендерологии и феминологии студенты специальности «Социальная работа» должны:

— иметь представление о роли и месте курса в системе гуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, об основных гендерных про­блемах социально-экономического развития в философской, социологической, культурологической и психологической ретроспективе, о направлениях прак­тического использования выводов и рекомендаций гендерной теории в системе социального управления.

— знать систему гендерных категорий; сущность и меха­низм действия гендерной асимметрии во всех сферах общества; гендерные методы анализа социально-эко­номических процессов и явлений, особенности гендерного по­ведения мужчин и женщин в семье, на предприятиях, в отраслях народного хозяйства; условия и виды гендерного равновесия на микро-, мезо- и макроуровнях экономики; направления гендерно-чувствительной политики государства.

— уметь ориентироваться в вопросах гендерной теории, оперировать важнейшими гендерными понятиями и категориями, находить и анализировать новую экономическую информацию, грамотно разъяснять основные экономические события в России и за ее пределами;

— уметь применять полученные знания для принятия гендерно-чувствительных решений, разработки практических рекомендаций по гендерной оптимизации функционирования общественного сектора экономики в краткосрочном и долгосрочном периодах;

— уметь осуществлять гендерный анализ статистических показателей, отражающих динамику развития социально-экономических процессов на микро- и макроуровне, осуществлять гендерную экспертизу действующих законодательных актов и программ, разрабатывать и реализовывать нормативно-правовые и программно-целевые документы с учетом гендерной методологии.

Данные навыки приобретаются в процессе изучения двух дисциплин, взаимодополняющих друг друга: феминологии – науки о статусе и роли женщин в обществе (femme – женщина и logos – учение); гендерологии – науки о гендере.

Феминология и гендерология не противостоят накопленным знаниям базовых и других традиционных дисциплин. Более того, данный курс является междисциплинарным по своей сути. Базой для понимания и изучения его проблематики являются такие дисциплина как «Социология», «История», «Психология», «Культурология», «Социальная антропология».

Фактически содержание этих дисциплин, так или иначе, содержит элементы активного гендерного просвещения, которое позволяет изменить привычный взгляд на многие существенные проблемы в жизни человека, понять взаимодействие мужчин и женщин в контексте культуры и социальных отношений, а также увеличить познавательную мотивацию студентов в процессе получения высшего профессионального образования в области социальной работы. Изучение феминологии и гендерологии необходимо будущим социальным работникам, призванным активно разрешать социальные проблемы.

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ

Наименование тем

Всего часов

Из них

Лекц

Сем

СРС

1. Понятие гендерологии, её объект, предмет, основные методы анализа.

14

4

4

6

2. Мужчины и женщины как субъекты общества. Медико-биологическая, психическая и социокультурная характеристика их социализации: общее и особенное.

22

6

6

10

3. Проблемы культуры пола, стереотипы феминности и маскулинности в обществе

22

6

6

10

4. Гендерные аспекты социальной работы

19

6

6

7

5. Женский вопрос и его эволюция. Женское движение в прошлом и настоящем.

18

4

4

10

6. Половозрастные характеристики и социальный статус женщины в обществе.

18

4

4

10

7. Сравнительно-исторический анализ положения мужчины и женщины в России и за рубежом.

19

4

4

11

ИТОГО

135

34

34

67

В результате изучения курса студенты должны приобрести теоретические знания и научиться анализировать социальные проблемы с применением метода гендерной интерпретации.

Формы промежуточной оценки: 5 письменных работ (эссе).

1 комплексный тест.

Форма итоговой оценки: экзамен. Используется рейтинговая система оценки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Понятие гендерологии, её объект, предмет, основные методы анализа.

Предмет гендерологии. Цели и задачи гендерологии. Проблемы институционализации гендерологии в России. Институционализация гендерологии как междисциплинарного знания и её взаимосвязь с феминологией. Развитие науки о социальном положении женщин – феминологии. Место гендерологии и феминологии в структуре высшего образования.

Понятие «гендер». Пол и гендер. Гендер как социально-демографическая категория. Гендер как продукт социального конструирования реальности. Гендер как стратификационная категория. Гендер как культурная метафора в философских и постмодернистских концепциях.

Тема 2. Мужчина и женщина как субъекты общества. Медико-биологическая, психическая и социокультурная характеристика их социализации: общее и особенное.

Определение понятий «мужчина» и «женщина» в гендерологии. Исследования различий между женщинами и мужчинами на основе компонентов половой идентичности, биологического пола, гендерной идентичности, культурных стереотипов поведения мужчин и женщин, гендерных ролей и статусов, связанных с разделением труда. Основные теории дифференциации гендерных ролей. Теории детерминации гендера биологией человеческих существ.

Понятие гендерной идентичности. Формирование гендерной идентичности: возрастные границы и механизмы. Основные процессы становления гендерной идентичности: моделирование или имитация поведения взрослых; подкрепление или поощрение поведения, соответствующего полу ребенка, и осуждение несоответствующего поведения; самосоциализация или воспроизведение образцов поведения, вызывающих одобрение со стороны групп ровесников.

Различия в воспитании детей различного пола: исторический, этнографический, социокультурный аспект. Норма и отклонение гендерного поведения детей и подростков. Гендерные стереотипы воспитания в российских семьях. Воспроизведение родительских аттитюдов отношения к детям разного пола. Влияние системы и характера образования на формирование гендерной идентичности. Феминизация российской школы как негативный фактор половой социализации. Гендерные стереотипы в школьной учебной литературе.

Гендерные интересы и поведение в период взросления. Развитие поведения, соответствующего половой роли. Особенности процесса взросления у женщин и мужчин. Процесс отделения от родительской семьи у девушек и юношей. Особые проблемы девушек в отношениях с родителями. Изменение стереотипов сексуального поведения.

Специфика женской и мужской субкультур в детском и подростковом возрасте. С. Фрис о «культуре спальни» девочки подростка. Компьютеризация и социокультурные различия девушек и юношей. Формирование социальных половых ролей в подростковом возрасте: гетеросексуальная идентификация, отклонения, амбивалентность. Факторы развития гетеросексуального поведения.

Тема 3. Проблемы культуры пола, стереотипы феминности и маскулинности в обществе.

Понятие социокультурного статуса. Специфика социокультурного статуса мужчин и женщин. Социокультурные и символические смыслы, приписываемые женщине в мифологии, мировых религиях, в системе культуры.

Социокультурные образцы феминного и маскулинного. Социокультурные образцы феминной и маскулинной социализации. Теории гендерных субкультур: мужская и женская субкультура.

Образ современного мужчины и современной женщины в СМИ, литературе, искусстве, рекламе.

Особенности женского и мужского речевого поведения. Понятие «гендерлекта». Гендерные отношения в русской фразеологии и современных языковых практиках. Гендерная языковая политика по переосмыслению и изменению языковых норм по сознательному нормированию языка. Результаты гендерной языковой политики в Германии, США, Франции. Перспективы развития гендерной языковой политики в российской Федерации.

Учет гендерного аспекта при общении социального работника с клиентами. Различия в языке и коммуникации клиентов-женщин и клиентов-мужчин.

Тема 4. Гендерные аспекты социальной работы.

Понятие гендерных исследований. Эволюция гендерных исследований и их сущность: исследования с включением групп женщин; исследования женщин как социальной группы; исследование через противопоставления женщин и мужчин; исследование особых гендерных явлений (домашнего труда как сферы микроэкономики, материнства и отцовства как социальных явлений и др.)

Использование гендерной методологии исследований в социальной работе. Направления гендерных исследований в социальной работе. Исследования смертности, рождаемости, инвалидности и других демографических показателей. Исследование социальной мобильности в зависимости от гендера, гендерных отношений в экономической сфере, гендера как стратификационного фактора. Исследование семейных циклов, семейного рода, семейной преемственности, социальной истории семьи. Различия между количественными и качественными исследованиями. Преимущества качественной методологии при проведении гендерных исследований.

Феминизация сферы социальной работы: проблемы и противоречия.

Гендерные аспекты социальной работы и социальной политики. Зарубежный опыт гендерно-чувствительной социальной работы. Практики и технологии гендерно-чувствительной социальной работы: возможности разработки и внедрения в современной России.

Современная концепция социальной защиты женщин. Активная и пассивная социальная защита женщин. Понятие самозащиты женщин как инициативной модели поведения в экономической, общественно-политической и семейной сферах с целью повышения статуса, самореализации, защиты своих интересов и прав. Слагаемые самозащиты. Технологии стимулирования самопомощи.

Система социальных служб для мужчин и женщин. Кризисные центры-приюты. Женские программы центров занятости. Программы переобучения мужчин – специалистов. Социальные технологии поддержки экономически активных женщин. Традиционные и нетрадиционные формы работы с женщинами и мужчинами в службах занятости.

Гендерные аспекты социальной работы с молодежью. Учет гендерных аспектов в социальной работе с детьми и подростками.

Государственная стратегия охраны материнства и детства. Формы и методы социальной работы среди мужчин и женщин по укреплению и совершенствованию семейных отношений.

Сущность понятия «насилие в отношении женщины». Насилие в семье как социальная проблема: причины, формы, профилактика. Стратегические меры искоренения насилия в отношении женщин. Жертвы насилия и социальная работа с ними. Технологии поддержки, помощи и реабилитации жертв насилия. Профилактическая и информационная деятельность социального работника по предупреждению насилия.

Тема 5. Женский вопрос и его эволюция. Проблемы женского движения в прошлом и настоящем.

Зарождение феминизма как социальной теории. Новое время и эмансипация женщин: истоки феминизма во Франции, Англии, США.

Первая волна феминизма. Великая Французская революция и идеи женского равноправия. «Декларация прав женщины и гражданки» Олимпии де Гуж. «Защита прав женщин»(1790) Мери Уолстоункрафт (1792).Социалисты-утописты и их теории решения женского вопроса. Идеи женской эмансипации в работах Н. Чернышевского, Д. Писарева, В. Хвостова, М. Михайлова. Марксизм о причинах социального неравенства полов и путях разрешения женского вопроса. Теории Ф. Ницше, О. Вейнингера, З.Фрейда о социальном предназначении женщины.

Основные течения феминизма второй волны. Симона де Бовуар «Второй пол». (1954) Последовательницы С. де Бовуар: Б. Фридан, К. Миллет, С. Файерстоун. Политический контекст второй волны феминизма.

Третья волна феминизма: философия, теория и исследовательская практика. Постмодернизм и концепция включения женского опыта восприятия в научную картину мира. (Н. Чодороу, М. Фуко, Ю. Кристева, Л. Иригари, К. Гиллиган) Радикальный феминизм и его характеристика. Феминистская критика классического психоанализа.

Российская специфика развития феминизма. Теория социалистического феминизма. «Государственный феминизм» в СССР. Причины игнорирования феминизма в российской науке.

Понятия «женский вопрос» и «женское движение». Эволюция «женского вопроса» и «женского движения». Феминизм и женское движение. Суфражизм как идеология и общественное движение.

Предпосылки возникновения и этапы развития женского движения в России. Первые женские политические организации и борьба за политические права женщин. Направления женского движения второй половины Х1Х – начала ХХ века: либерально-демократическое, социал-демократическое (пролетарское), национал-патриотическое.

Специфика решения «женского вопроса» в СССР. Женские организации в советский период (1917-1991).

Комитет советских женщин и женсоветы.

Современные направления решения «женского вопроса» и их характеристика. Современное женское движение в Российской Федерации. Женские организации как носители идеи эгалитарной концепции решения «женского вопроса». Типология женских общественных организаций.

Тема 6. Половозрастные характеристики и социальный статус женщины в обществе

Основные теории о социальном статусе женщин в обществе: патриархальная, экономическая, демографическая, эгалитарная и демографическая. Положение женщины-матери, сочетание профессиональных и семейно-бытовых функций в интерпретациях российских исследователей. Государственная политика в отношении женщин России: исторический аспект и современные подходы. Сущность и основные направления эгалитарной женской политики. Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации. Феминизация бедности.

Гендерные отношения в системе прав человека. Проблема правового и фактического равенства женщин и мужчин. Международные акты о правах и свободах женщин. Стратегии улучшения положения женщин на период до 2005 года. Конституция Российской Федерации о правах женщин. Гендерный подход при разрешении проблемы равенства женщин и мужчин в осуществлении власти.

Объективные и субъективные причины отчуждения женщин от власти в современной России. Основные приоритеты и формы привлечения женщин к государственному управлению. Концепция паритетной демократии в России. Оценка принципа квотирования мест для женщин в высших органах власти. Роль современных российских женщин-лидеров в парламенте, правительстве, общественных движениях и партиях.

Гендерная методология рассмотрения социальных процессов в современной России. Теории рыночной дискриминации по признаку пола. Основные понятия гендерной теории занятости. Понятия «гендерное неравенство», «гендерная асимметрия», «гендерная дискриминация». Различия в занятости и трудовом статусе мужчин и женщины. Дифференциация в оплате мужского и женского труда. Последствия безработицы для мужчин и женщин. Меры по снижению женской и мужской безработицы.

Факторы, определяющие положение женщин на рынке труда. Женские сферы труда: кризисные, финансово дефицитные, бюджетные, разрушаемые. Участие мужчин и женщин в развитии формального и неформального рынков труда. Роль воспитания и СМИ в изменение поведения женщин на рынке труда: установка на самореализацию, способность к перемене труда, переквалификацию формирование нового типа семейного разделения труда.

Полоролевые стереотипы в бизнесе. Специфика мотивации женщин-предпринимателей.

Гендерные аспекты пенсионной реформы. Соотношение участия женщин и мужчин в экономическом развитии страны и их пенсионное обеспечение.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ТЕМАМ КУРСА

Тема 1. Понятие гендерологии, её объект, предмет, основные методы анализа.

Задание 1. Составление синквейна термина «гендер», понятий «женщина», «мужчина».

Методика составления синквейна

Слово синквейн происходит от французского «пять». Это текст из пяти строк, который основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Работу можно выполнить в паре, но лучше – индивидуально, поскольку у каждого из нас – свои смыслы.

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

В отличие от сочинения-эссе, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).

Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Синквейны полезны в качестве инструмента для обнаружения понимания в понятийном содержании жизненных позиций. В данном случае синквейн используется как одну из форм обнаружения смысла собственной познавательной деятельности. Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты:

— составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

— коррекция и совершенствование готового синквейна;

— анализ неполного синквейна для определения его отсутствующей части. (Например, дан синквейн без указания темы – без первой строки, необходимо на основе существующих слов его определить).

Правила построения синквейна

Первая строка – тема, выражается ОДНИМ словом, оно обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Обычно выражается именем существительным или местоимением.

Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, это имена прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка – описание характерного действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами или деепричастиями.

Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая личное отношение автора к данной проблеме, к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка – ОДНО слово-резюме, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Примеры составления синквейна

Синквейн на тему «Социализация»
1. Общество
2. Социальное, общее
3. Работать, учиться, взаимодействовать
4. Социализация — усвоение ролей и функций
5. Социум

Синквейн на тему «Толерантность»
1. Терпение
2. Невраждебный, конструктивный ,неконфликтный
3. Взаимодействовать, уважать, прислушиваться
4. Мудрость человеческая и в терпимости.
5. Миролюбие.

Синквейн на тему «Здоровье»
1. Ценность
2. Благополучное, необходимое
3. Жить, богатеть, процветать
4. Здоровье — это красота в любом возрасте
5. Благо

Синквейн на тему «Образование»

1. Знание

2. Свободное, индивидуальное.

3.Стремиться, думать, рассуждать.

4.Век живи – век учись!

5.Жизнь.

Тема 2. Мужчина и женщина как субъекты общества. Медико-биологическая, психическая и социокультурная характеристика их социализации: общее и особенное.

Задание 1. Сравните и проанализируйте распределение гендерных ролей в ваших семьях. Используйте следующую примерную схему анализа:

— Опишите членов семьи (возраст, образование, этничность, вероисповедание);

— Какой процент времени каждый член семьи тратит на оплачиваемую работу;

— Какой денежный вклад (в процентах) от оплачиваемой работы вносится в общий бюджет семьи;

— Кто и как решает, на что нужно потратить семейный бюджет;

— Кто оплачивает счета;

— Сколько времени тратит каждый член семьи на неоплачиваемую работу (уход за детьми, готовка, стирка, уборка, работа на даче, вынос мусора, уход за автомобилем, домашними животными и т.п.).

Задание 2. На основе полученных в результате выполнения практического задания №1 составьте модель идеальных гендерных отношений в семье.

Задание 3. Попробуйте выявить и сравнить цель получения высшего образования для девушки и юноши, матери и дочери, отца и сына. Существуют ли гендерные аспекты ценностных ориентаций?

Тема 3. Проблемы культуры пола, стереотипы феминности и маскулинности в обществе.

Задание 1. Изучите сохранившиеся у вас школьные учебники с точки зрения гендерного подхода (частота обращения к мужским и женским образам; характеристики маскулинности и феминности и т.п.).

Проанализируйте их на наличие и содержание гендерных стереотипов.

Задание 2. Сравните учебную и внеучебную активность девочек и мальчиков в школе, отношение к этому учителей. Существуют ли гендерные стереотипы среди учительства?

Задание 3. Подготовка самостоятельной письменной работы на тему «Гендерные стереотипы»

Данная письменная работа предполагает обязательное изучение основной и дополнительной литературы по теме. Выполняется после отработки материалов семинара на указанную тему.

Объем работы: 15-20 страниц 14 шрифтом через 1,5 интервала. Структура работы должна включать в себя титульный лист, оглавление, краткое введение, основное содержание, заключение и список использованной литературы. Все страницы доклада нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. Работа должна быть самостоятельной! Скопированная из Интернета работа не принимается! Любой фрагмент чужого текста необходимо закавычивать и делать на него ссылку с указанием автора, выходных данных и страницы. Оформление ссылок на электронные источники должно осуществляться так же как и на печатные издания с указанием автора и названия работы, только вместо выходных данных следует указывать электронный адрес сайта.

При написании работы можно ориентироваться на следующие вопросы.

1. Каковы ваши собственные представления о женственности и мужественности, о присущих мужчинам и женщинам чертах характера и особенностях поведения?

2. Каковы, как вам кажется, истоки ваших гендерных представлений и идеалов? Какое отношение имеют к ним родители и другие родственники, игрушки и игры вашего детства, одобряемое и запрещаемое в детстве поведение?

3. Как ваши личные гендерные стереотипы проявляются в отношениях с вашими близкими, детьми, с коллегами по работе?

4. Как вам кажется, кто сыграл (или что сыграло) решающую роль в становлении вашей гендерной идентичности?

5. Если можете, определите вашу гендерную идентичность (дайте ей название, опишите модель).

6. Вспомните тендерные стереотипы, с которыми вы сталкивались. Сформулируйте их кратко, например: «женщины — эмоциональны, мужчины — рациональны»; «женщина должна быть красивой и сексуально-привлекательной»; «мужчина должен все знать и ни в чем не сомневаться».

7. Что вы видите негативного в воспроизводстве и действии гендерных стереотипов?

8. Что вы видите позитивного в воспроизводстве и действии гендерных стереотипов?

9. Необходимо ли следовать гендерным стереотипам в жизни, соответствовать предъявляемым ими требованиям?

Тема 4. Гендерные аспекты социальной работы.

Задание 1. На основании литературных источников заполните таблицу.

Отличия академических программ женских и гендерных исследований

Отличия академических программ

Женские исследования (Women’s Studies)

Гендерные исследования (Gender Studies)

Время возникновения

Причины возникновения

Пол исследователей

Основные задачи

Основной объект изучения

Основной предмет изучения

Перспективы развития

Задание 2. Изучение системы законов, государственных гарантий и льгот для различных категорий женщин с указанием нормативных актов, являющихся основанием для предоставления мер социальной зашиты и указанием источников финансирования. (Комментированное чтение законов и их оценка с точки зрения практики социальной работы в условиях современной российской действительности)

Задание 3. На основание изучения дополнительной литературы подготовить письменное сочинение-рассуждение на общую для всех студентов тему «Проблема семейного насилия в российском обществе и практики социальной работы». Сочинение может быть озаглавлено автором в соответствии с собственным интересом, но в рамках изучаемой темы. Например, «Женщины как объект семейного насилия», «Мужчина как субъект семейного насилия», «Социальная работа с детьми-жертвами семейного насилия».

Тема 5. Женский вопрос и его эволюция. Проблемы женского движения в прошлом и настоящем.

Тема 6. Половозрастные характеристики и социальный статус женщины в обществе.

Задание 1. Написание «Гендерной автобиографии»

Гендерная автобиография — средство изучения становления и развития гендерной идентичности. В процессе написания гендерной автобиографии человек может осознать характеристики своей гендерной идентичности, а также пути и способы их формирования. Как способ саморефлексии данная работа направлена на реконструкцию индивидуального социального опыта.

Цели написания гендерной автобиографии:

1) проследить развитие собственной гендерной идентичности на примере условий своей гендерной социализации;

2) выделить механизмы и способы, при помощи которых осуществляется конструирование гендерной идентичности.

Вспомните свое раннее детство и школьные годы. Вспомните отношение к себе как представителю определенного пола, ваших родителей, родственников, учителей. На основе воспоминаний напишите свою гендерную автобиографию, опираясь на предложенный план.

1. С какого возраста вы себя помните? Когда вы впервые почувствовали различия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами? Когда вы заметили разное отношение взрослых к мальчикам и девочкам?

2. С кем вы предпочитали играть в возрасте 5-8 лет? Помните ли вы свои любимые игрушки? Кто были любимыми сказочными героями и героями мультфильмов? Любимые игры: подвижные или спокойные, групповые или одиночные? Какова была ваша одежда и внешний вид в раннем детстве, в младших классах, в подростковом возрасте?

3. Что вам говорили в детстве, какой должна быть девочка, каким должен быть мальчик? Как вам давали понять, какого поведения от вас, как от мальчика или девочки, ждут окружающие?

4. Гендерные процессы в школе. Поведенческие модели, насаждаемые учителями: различались ли для мальчиков и девочек? Отношение учителей к успеваемости и дисциплине мальчиков и девочек — было ли оно различным?

5. Отношения с родителями. Кто из родителей был вам ближе в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте? Какие правила отношений между представителями разного пола существовали в вашей семье? Каким моделям отношений вы стараетесь следовать?

6. Какие качества вы больше всего цените в мужчинах, какие — в женщинах? Почему? Считаете ли вы, что женщины и мужчины страдают от гендерных и норм, распространенных в обществе?

7. Кто (или что), по вашему мнению, в большей мере повлиял на сложившиеся у вас гендерные взгляды и представления?

8. Выделите наиболее часто встречающиеся механизмы, приемы, способы, используемые окружающими для формирования вашей идентичности и ваших гендерных представлений.

Тема 7. Сравнительно-исторический анализ положения мужчины и женщины в России и за рубежом

Задание 1. Написание эссе на тему «Гендерное равенство»

Опираясь на изученную литературу и собственный опыт, необходимо написать эссе (сочинение-рассуждение).

Объем работы не менее 5 страниц 14 шрифтом через 1,5 интервала. Работа должна быть самостоятельной! Скопированная из Интернета работа не принимается! При его написании можно ориентироваться на следующие вопросы.

1. В какой мере гендерные стереотипы могут выступать препятствием в создании условий для самореализации личности? Приведите конкретные примеры.

2. Случалось ли Вам встречаться с фактами гендерного неравенства в процессе обучения, в ходе производственной практики, в повседневной жизни?

3. Как Вы считаете, зависит ли профессиональная карьера специалиста от его половой принадлежности?

4. Если бы Вам пришлось осуществлять набор специалистов, кому бы Вы отдали предпочтение, мужчинам или женщинам? Обоснуйте свою точку зрения.

5. В какой мере, по Вашему мнению, на отношения между мужчинами и женщинами в обществе влияют культурные традиции?

Задание 2. Подготовка к дискуссии на тему «Что такое – быть женщиной/мужчиной в России».

Задание 3. Подготовка к итоговому тестированию по курсу путем повторения пройденного материалы и отработки понятий и терминов.

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Список обязательной литературы

1. Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие для студентов вузов /Под общ. ред. И.В. Костиковой. М., 2005

2. Гендерная стратегия России: показатели социального развития. М., 2002.

3. Гендерные аспекты политической социологии: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2004

4. Гендерология и феминология.: учеб. Пособие/Л.Д. Ерохина и др. – М.: Флинта:Наука, 2009.

5. Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология. Учебное пособие. М.. 2001.

6. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология.. учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. подгот. и спец. «Социальная работа». М.. 2006.

7. Социология гендерных отношений: Учеб. пособие для студентов вузов. /Под ред. З.Х. Саралиевой. М., 2004.

8. Социальная политика и социальная работа: гендерные аспекты: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой. М., 2004.

Список дополнительной литературы

1. Абубикирова Н.И. Что такое «гендер»?//Общ. науки и современность. 1996. №2.

2. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины//Вопр. психологии. 1991. №4.

3. Бабаева Л.В. Женщины России в условиях перелома: работа, политика, повседневная жизнь. М., 1997.

4. Барсукова С. Ю. Женское предпринимательство: специфика и перспективы//Социс. 1999. №9.

5. Бондаренко Л. Ю. Роль женщины: от прошлого к настоящему//Общ. науки и современность. 1996. №6.

6. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе//Общ. науки и современность. 2000. №4.

7. Грошев И.В. Гендерная невербальная коммуникация в рекламе//Социс. 1999. №4.

8. Ионов И.Н. Женщины и власть в России: история и перспективы//Общ. науки и современность. 2004. №4.

9. Здравомыслова Е.А.. Темкина А.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии//Социс. 2000. №11.

10. Здравомыслова Е., Темкина А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России//Общ. науки и современность. 1999. №6.

11. Киселева Т.Г. Социальный образ женщины в культурах мира//Общ. науки и современность. 2003. №3.

12. Клецина И.С. Развитие гендерных исследований в психологии//Общ. науки и современность. 2002. №3.

13. Малышева М.М. Поиск эффективной модели карьеры женщины-политика//Народонаселение. 2001. №4.

14. Мезенцева Е. Гендерная экономика: теоретические подходы//Вопр. экономики. 2000. №3.

15. Мещеркина Е.Ю. Социологическая концептуализация маскулинности//Социс. 2002. №1.

16. Митина О.В., Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США)//Вопр. психологии. 2000. №1.

17. Митина О.В.. Касперт А., Низовских Н.А. Идеология маскулинности в России: постановка проблемы и экспериментальное исследование//Общ. науки и современность. 2003. №2.

18. О роли и месте и женщин в экономике и общественно-политической жизни разных стран//Вопр. статистики. 2000. №3.

19. Поленина С.В. Социогендерный аспект в социологии права//Социс. 1995. №7.

20. Пушкарева Н.Л. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы//Вопр. философии. 1998. №6.

21. Ржаницына Л. Работающие женщины России в конце 90-х годов//Вопр. экономики. 2003. №3.

22. Силласте Г.Г. Гендерная социология как частная социологическая теория//Социс. 2000. №11.

23. Султанова Р.М. Социальная защита женщин в период рыночных преобразований//Народонаселение. 2000. №1.

24. Ушакин С. Поле пола: в центре и по краям//Вопр. философии. 1999. №5.

25. Хоткина З.А. Гендерным исследованиям в России – десять лет//Общ. науки и современность. 2000. №4.

26. Ярская В. Н, Ярская-Смирнова Е.Р. «Не мужское это дело». Гендерный анализ занятости в социальной сфере//Социс. 2002. №6.

3. Интернет-ресурсы

1. Портал «Женщины и общество» — http://www.owl.ru

2. Библиотека Гумера – Http://www.gumer.info

3. Харьковский центр гендерных исследований —