Методические указания для обучающихся по дисциплине «Психология и педагогика» 5

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого" Министерства здравоохранения и

социального развития Российской Федерации"

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздравсоцразвития

России

Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО

специальности 60 101 — Лечебное дело (очная форма обучения)

К семинарскому занятию № 3

ТЕМА: «Ощущения и восприятие»

Утверждена на кафедральном заседании

протокол № ____от «___"_________________ 2012 г.

Заведующий кафедрой

д.псх.н., доцент_________________________________Логинова И.О.

Составители:

к.псх.н., доцент_________________________________Чупина В.Б.

преподаватель _________________________________Чернова Е. И

преподаватель__________________________________Сенченко Г. В.

Красноярск

2012

Занятие № 3

Тема «Ощущения и восприятия»

  1. Значение изучения темы:
  • Учебное — изучение закономерностей и особенностей процессов ощущений, восприятия.
  • Профессиональное — становление личности врача, обладающего определенным комплексом знаний психологических особенностей и закономерностей, владеющего методами психологического исследования, обладающего определенным комплексом знаний о психических процессах ощущения и восприятия.
  • Личностное — формирование целостной личности и воспитание профессиональной культуры личности врача

  1. Цели занятия:
    1. — общая: обучающийся должен обладать общекультурными компетенциями способностью и готовностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);
    2. — Способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1)

— Учебная: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь представление об ощущениях и восприятии, как о процессах отражения окружающего мира и их значении в жизнедеятельности человека; должен знать особенности и закономерности этих психических процессов; уметь проводить психологическое исследование и анализ особенностей ощущений и восприятия.

9 стр., 4055 слов

Нейрофизиологические механизмы восприятия и их возрастные особенности

... неодновременность созревания областей коры в процессе онтогенеза определяют существенные особенности процесса восприятия в различные возрастные периоды. Определенная степень зрелости первичных проекционных ... зонах информация, поступающая из определенных анализаторов, синтезируется в сложные сенсорные комплексы. В зонах перекрытия анализаторов — ассоциативных областях коры интегрируется возбуждение, ...

  1. Форма организации занятия: семинарское занятие

  1. План изучения темы:

4.1. Исходный контроль знаний (тестирование).

4.2. Самостоятельная работа по теме:

  • Исследование восприятия (работа в парах) путем использования стимульного материала для проведения нейропсихологических проб.
  • Подготовка протоколов и заключения.

4.3. Итоговый контроль знаний:

  • Проверка заключений по исследованию.
  • Решение ситуационных задач.

5. Основные понятия и положения темы:

Понятие об ощущениях. Представление об ощущениях. Происхождение ощущений. Виды ощущений. Значение ощущений в жизни человека. Физические характеристики среды, порождающие ощущения. Многообразие ощущений и отражение множества значимых для человека свойств среды его обитания. Связь различных ощущений с объективными свойствами среды. Ощущения света как отражение электромагнитных волн. Качественное кодирование этих волн в цвете. Ощущения слуха как отражение колебаний давления воздуха. Специфика обонятельных, осязательных, вкусовых ощущений. Кинестетические ощущения. Субсенсорные ощущения, их значение и экспериментальные доказательства существования.

6 стр., 2596 слов

Ощущение 6

... которую воздействует раздражитель. +лекция(2 вопрос); Закономерности процесса ощущения Пороги чувствительности Раздражитель, действуя на анализатор, не ... выращено виноград. Живопись предъявляет особые требования к восприятию формы, пропорций и цветовых соотношений при изображении ... анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Понятие "анализатор" введено И. П. ...

Измерение и изменение ощущений. Количественные характеристики ощущений. Понятия чувствительности, абсолютного и относительного порогов ощущений. Психометрическая кривая. Примеры пороговых значений ощущений разных модальностей. Константа Вебера. Закон Вебера-Фехнера. Изменчивость абсолютного и относительного порогов ощущений. Адаптация и сенсибилизация органов чувств.

Восприятие, его виды и свойства. Отличие восприятия от ощущений. Явление объективизации в восприятии. Основные свойства образа восприятия: предметность, константность, целостность, категориальность. Факторы, определяющие интеграцию ощущений в целостные зрительные образы: близость воспринимаемых элементов друг к другу, их сходство, естественное продолжение и замкнутость. Особенности восприятия человеком осмысленных плоскостных изображений. Восприятие человеком лица другого человека. Иллюзии зрительного восприятия. Восприятие пространства, времени и движения. Механизмы восприятия формы предметов и их величины. Восприятие глубины и удаленности, направления и скорости движений. Восприятие времени.

Законы восприятия. Движение и его роль в различных видах восприятия. Устойчивость образов восприятия. Значение умозаключений и жизненного опыта в восприятии. Восприятие и механизмы работы мозга. Восприятие, научение и мышление. Последовательность перцептивных актов, включенных в процесс восприятия. Развитие восприятия у детей.

Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.

7 стр., 3089 слов

Ощущения и свойства ощущений

... этих предметов и явлений невозможно без отражения их свойств и качеств. Простейший познавательный психический процесс - ощущение. Ощущение-это отражение в коре головного мозга отдельных ... на его основе возникают более сложные по своей структуре познавательные процессы: восприятия, представления, память, мышление. Как бы прост ни был первичный познавательный ...

Органы чувств накапливают информацию и ежесекундно передают ее в мозг. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при воздействии раздражителя на анализатор. Анализатор — анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения. Каждый анализатор состоит из трех частей:

1. Периферического отдела, или рецептора. В нем проходит преобразование определенного вида воздействия энергии в нервный процесс.

2. Афферентных, или центростремительных проводящих путей, по которым возбуждение передается в центральный отдел анализатора, и эфферентных, центробежных нервов, по которым передается ответная реакция.

3. Центрального отдела анализатора — специализированного участка коры головного мозга, где происходит преобразование нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Ответная реакция передается по эфферентному нерву.

В зависимости от расположения рецепторов ощущения принято делить на три группы:

Экстерорецептивные — это ощущения, которые отражают свойства предметов и явлений окружающей среды и имеют рецепторы на поверхности тела.

Интерорецептивные (органические), — это ощущения, которые воспринимаются с помощью рецепторов, находящихся во внутренних органах и тканях тела и отражают состояние организма.

Проприорецептивные (кинестетические) — это такой вид ощущений, который воспринимается с помощью проприорецепторов, расположенных в мышцах и связках. Они дают информацию о движении и положении нашего тела.

Экстерорецепторы подразделяются на две большие группы: контактные и дистантные.

7 стр., 3281 слов

Ощущение

... отмечалось, входят вкусовые, кожные (болевые, тактильные, температурные). Вкусовые ощущения. Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы – вкусовые почки, ... о том, что отражается в ощущениях и восприятиях. Ощущения, восприятия, представления, мышление составляют познавательные процессы. Ощущения являются источником наших знаний о мире ...

Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном соприкосновении с раздражителем, например, вкусовые и осязательные.

Дистантные рецепторы — воспринимают информацию на расстоянии, например, зрительные, слуховые, обонятельные

Слуховые ощущения вызываются действием на слуховой рецептор звуковой волны с частотой колебаний от 16 до 20 000 Гц. Слуховые ощущения различаются по высоте, силе и тембру. Высота звука определяется в основном количеством колебаний в секунду.

Сила звуковых ощущений называется громкостью. Громкость связана с интенсивностью звука, зависит от высоты. Тембр звука — это специфическое качество, которое отличает звуки друг от друга.

Зрительные ощущения возникают в результате действия электромагнитных волн длиной от 380 до 770 миллимикронов, которые преобразуются в зрительном анализаторе в нервный процесс, вызывающий зрительное ощущение.

Кожные ощущения вызываются действием механических и термических свойств предмета на поверхность кожи. К кожным ощущениям принадлежат: температурные, тактильные, болевые ощущения.

Вкусовые ощущения вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или воде, на вкусовые рецепторы (вкусовые почки), расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, небе, надгортаннике. Разные участки языка по-разному чувствительны к разным веществам.

Обонятельные ощущения вызываются действием химических свойств летучих веществ на рецепторные клетки.

Отдельные органы чувств могут работать вместе, обусловливая новый вид чувствительности. Это явление переноса качеств одной модальности на другую называется синестезией.

Различные виды ощущений характеризуются общими для всех видов ощущений свойствами.

Такими свойствами являются: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

24 стр., 11747 слов

Исследование восприятия в психологии

... Ощущение и восприятие: Пер. с англ. - 5 - е изд. - СПб. Питер, 2003. - 928с. - (Серия "Мастера психологии"). Приложение Методика восприятия ... 2001. - 848с.: ил. 10. Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. - СПб.: Питер, 2002 ... 480с. - (Серия "Советы психолога"). 23. Хрестоматия по общей психологии: Учеб. пособие для студентов вузов/ Отв. ред.В. В. Петухов; Ред ...

Качество — специфические особенности данного ощущения, отличающие его от других видов. Например, слуховые ощущения характеризуются тембром, высотой, громкостью; зрительные — цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.

Интенсивность — определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецепторов.

Длительность — определяется состоянием органов чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Пространственная локализация раздражителей — пространственный анализ производится дистантными рецепторами, которые дают нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущение соотносится с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.

Восприятие — это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав. В акте восприятия всякий предмет приобретает обобщенное значение и выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида.

Восприятие — результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обусловливающих целостность, предметность отражаемых явлений.

Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности.

25 стр., 12187 слов

Психология. Учебное пособие по написанию курсовой работы

... работы Челябинск Издательство ЮУрГУ 2000 ББК Ю93.я7   Психология: Учебное пособие по написанию курсовой работы / Н.А. Батурин, И ... . Источником таких положительных чувств может быть удовлетворенность от восприятия мира как легко постигаемой реальности. Тогда объяснительные возможности ... количество страниц. Пример: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. – М.: ...

Свойства восприятия.

Предметность выражается в отношении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру.

Целостность. Восприятие всегда есть целостный образ предмета.

Структурность. Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру.

Константность. Благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. д.

Осмысленность. Восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета.

Избирательность проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

6. Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности

  • Тесты:
  1. АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ОСЯЗАТЕЛЬНЫХ РАЗДРАЖЕНИЙ ПРОИСХОДИТ В … ОБЛАСТИ КОРЫ:
  1. теменной
  2. височной
  3. лобной
  4. затылочной

  1. ЗА ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ ОТВЕЧАЕТ:
  1. левая височная область
  2. правая височная область
  3. левая затылочная область
  4. правая затылочная область

  1. СПОСОБНОСТЬ ВОСПРИНИМАТЬ ПРЕДМЕТЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОСТОЯННЫМИ ПО ФОРМЕ, ЦВЕТУ, ВЕЛИЧИНЕ И ДРУГИМ ПАРАМЕТРАМ НЕЗАВИСИМО ОТ МЕНЯЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВОСПРИЯТИЯ, НАЗЫВАЕТСЯ:
  1. предметность
  2. константность
  3. категориальность
  4. целостность

  1. КАКИЕ РЕЦЕПТОРЫ НЕСУТ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ:
  1. экстерорецепторы
  2. интерорецепторы
  3. проприорецепторы
  4. рецепторы

  1. КАКИЕ РЕЦЕПТОРЫ ОТНОСЯТСЯ К ДИСТАНТНЫМ ЭКСТЕРОРЕЦЕПТОРАМ:
  1. кинетические
  2. слуховые
  3. кожные
  4. вкусовые

  1. ВРЕМЯ, В ТЕЧЕНИЕ КОТОРОГО У ЧЕЛОВЕКА СОХРАНЯЕТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ДАННОГО КОНКРЕТНОГО ОЩУЩЕНИЯ, НАЗЫВАЕТСЯ:
  1. сила
  2. интенсивность
  3. длительность
  4. качество

  1. ЯВЛЕНИЕ ПЕРЕХОДА КАЧЕСТВ С ОДНОЙ МОДАЛЬНОСТИ В ДРУГУЮ:
  1. восприятие
  2. адаптация
  3. перцепция
  4. синестезия

  1. ОШИБОЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩИХ ОБЪЕКТОВ:
  1. избирательность
  2. иллюзия
  3. осязание
  4. апперцепция

  1. АДАПТАЦИЯ — ЭТО:
  1. величина раздражителя, способная вызвать ощущение
  2. форма целостного психического отражения ощущения
  3. постепенное изменение чувствительности под действием часто повторяющихся раздражителей
  4. нет верных ответов

  1. ОБРАЗ ВОСПРИЯТИЯ, КОТОРЫЙ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ПРЕИМУЩЕСТВЕННОМ ВЫДЕЛЕНИИ ОДНИХ ОБЪЕКТОВ ПО СРАВНЕНИЮ С ДРУГИМИ:
  1. константность
  2. избирательность
  3. целостность
  4. предметность

  1. ОТРАЖАЕТ ПРЕДМЕТ В ЦЕЛОМ:
  1. восприятие
  2. ощущение
  3. предметность
  4. целостность

  1. ПЕРЦЕПЦИЯ — ЭТО:
  1. умственные установки
  2. отражение объекта
  3. создание образа
  4. накопление информации

  1. СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВОСПРИНИМАТЬ МИР В ФОРМЕ ОТДЕЛЬНЫХ ДРУГ ОТ ДРУГА ПРЕДМЕТОВ, ОБЛАДАЮЩИХ СВОЙСТВАМИ, ВЫЗЫВАЮЩИМИ ДАННЫЕ ОЩУЩЕНИЯ — ЭТО:
  1. целостность
  2. категориальность
  3. предметность
  4. ощущаемость

  1. ПРОЦЕСС, С КОТОРОГО НАЧИНАЕТСЯ АКТ ВОСПРИЯТИЯ:
  1. аперцепция
  2. перцепция
  3. синестезия
  4. ощущение

  1. ВТОРОЙ ЭТАП АКТА ВОСПРИЯТИЯ:
  1. прецепция
  2. перцепция
  3. апперцепция
  4. нет верных ответов
  • Ситуационные задачи:

1. Человек мгновенно может распознать любую фигуру, например квадрат, независимо от того, большой он или маленький, расположен ли он вертикально или под углом, нарисован белым цветом на черном фоне или черным на белом фоне или просто очерчен контуром. Человек распознает квадрат даже в том случае, если бумага, на которую он нанесен, наклонена так, что изображение падающее на сетчатку глаза. Выглядит параллелограммом.

От какой закономерности восприятия зависит эта способность человека? Дайте определение этого свойства.

2. У больного К. после тяжелой аварии полностью отсутствует зрение. После осмотра окулистом и невропатологом нарушений не выявлено.

Какие структуры пострадали в результате травмы?

3. У больной В. в результате перенесенного инсульта нарушилась речь. Она с трудом понимает обращенную к ней речь, в устной и письменной речи не дифференцирует сходные фонемы. При этом интонационный компонент полностью сохранен.

Какие структуры пострадали в ходе патологического процесса? Какое исследование может помочь в диагностике?

4. Больная Д., архитектор по специальности неожиданно стала путать правые и левые предметы в чертежах и рисунках. При этом возникли явления дезориентировки на местности: не могла найти свой дом, квартиру, была растеряна.

Деятельность каких структур нарушилась, где имеется патологический процесс? Выполнение каких проб будет нарушено в ходе проведения исследования?

5. Больной М., музыкант, перестал различать звуковые мелодии. Позднее он заметил, что не может определять голоса близких людей по телефону, затем изменилось восприятие голоса при непосредственном контакте, нарушился интонационный компонент речи.

Какое исследование следует провести для выявления локализации патологического процесса? В каких структурах имеются нарушения?

7. Список тем по уирс, предлагаемый кафедрой:

  1. Связь ощущений со свойствами внешней и внутренней среды организма.
  2. Законы и загадки зрительного восприятия человека.
  3. Влияние мышления на восприятие.
  4. Факторы, влияющие на формирование образов.

8. Рекомендуемая литература:

— основная;

  1. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: Учебник — М.: Медицина, 2004.
  2. Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3-х кн., Т.1. — Москва, 2002.

— дополнительная;

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие. — М., 2005.
  2. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие. — М., 2006.
  3. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: Учебное пособие. — СПб, 2006.
  4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебное пособие. — СПб, 2005.
  5. Общая и социальная психология: Учебное пособие / под науч. ред. Г. П. Котельникова. — Самара, 2002.
  6. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. К.А. Абульхановой и др. — М., 1998.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб, 2002.
  8. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие. — М., 2002.

— учебно-методические пособия.

  1. Петросян Е.Ю. Методические указания по общей психологии. 2000.
  2. Петросян Е.Ю., Потапова Т.Ф. и др Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям по общей и медицинской психологии. 2000.

— Электронные ресурсы:

  1. ЭБС КрасГМУ
  2. Медиатека
  3. БД МедАрт

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос