Указания к практическим занятиям и самостоятельной работе по дисциплине «Психология конфликта»

к практическим занятиям

и

самостоятельной работе

по дисциплине «Психология конфликта»

Преподаватель: Козаченко Е.В.

Луганск

ВНУ им. В. Даля

2009

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

ТЕМА: Конфликт: понятие и предмет изучения.

I. Вопросы для самоподготовки

  1. Интерпретация конфликта обыденным сознанием и наукой.
  2. Философско-социологическая традиция изучения конфликтов.
    1. Функциональная («равновесная») и «конфликтная» модели.
    2. Трактовка конфликта в работах Р. Дарендорфа и Л. Козера.
    3. Изучение конфликтов в отечественной науке.
  3. Психологическая традиция изучения конфликтов.

3.1. Конфликт как интрапсихический феномен (З.Фрейд, К.Хорни, Э.Эриксон).

3.2. Ситуационные подходы: конфликт как реакция на внешнюю ситуацию (М.Дойч, М.Шериф).

3.3. Конфликт как когнитивный феномен (К. Левин, Ф. Хайдер).

  1. Современные тенденции в подходе к конфликтам.
  2. Методы изучения конфликтов.

II. Задания для самостоятельной работы.

  1. Какая общая черта характерна для философско-социологической и психологической традиций изучения конфликта?
  2. Определите собственную позицию в позитивном и негативном видении конфликта.
  3. Конфликт – это источник развития. Приведите аргументы «за» или «против».

III. Законспектировать следующие работы:

  1. Дейч М., Шикман С. Конфликт: социально-психологическая перспектива. // Социальный конфликт: современные исследования. Реферативный сборник. – М.: ИСАН, 1991. – С. 70-74.
  2. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. // Социологические исследования, 1994. — №5. – С. 142-147.
  3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997. – С.100 – 115.
  4. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., Питер, 2001. – С.14-18, 35-40.

IV. Выписать все ключевые понятия.

V. Рекомендуемая литература.

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология.-М.: ЮНИТИ,1999. — 446с.
  2. Анцупов А.Я., ШипиловА.И.

    12 стр., 5893 слов

    Управление конфликтами в современных организациях

    ... структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности, называют продуктивным (конструктивным) конфликтом. С точки зрения современного менеджмента, конфликты являются не только необходимым ...

    Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. – М.: ЮНИТИ, 1992. – 364с.

  3. Бандурка А.М., Друзь В.А. Конфликтология.- Харьков: Университет внутренних дел, 1997.
  4. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.
  5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М.: Аспект Пресс, 1996.
  6. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс,1998.
  7. Конфликтология/Под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999.

Семинарское занятие №2 тема: Теории поведения личности в конфликте.

I. Вопросы для самоподготовки

  1. Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии и их характеристика.
  2. Характеристики основных стратегий поведения личности в конфликте.
  3. Двухмерная модель Томаса-Киллмена стратегии поведения в конфликте. Рационально-интуитивная модель овладения конфликтной ситуацией Дж. Грехем Скотт.
  4. Теория акцентуации характеров: К. Леонгард, А.Е. Личко и др.
  5. Типы конфликтных личностей.

II. Задания для самостоятельной работы:

  1. Как взаимосвязаны выделенные различными авторами стратегии поведения в конфликте? Определите стратегию поведения, которая вам импонирует (обоснуйте свой ответ).
  2. Дайте графическое изображение модели К. Томаса и Р. Киллмена.
  3. В чем опасность конформистской модели поведения в конфликте?
  4. Определите тип конфликтной личности по характеристикам, которые даны в каждом из приведенных ниже вариантов:

а) хочет быть в центре внимания; избегает кропотливой, систематической работы; налицо эмоциональное поведение;

б) подозрителен; обладает завышенной самооценкой; прямолинеен; обидчив;

в) импульсивен; непредсказуем; агрессивен; несамокритичен;

г) скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; обладает повышенной тревожностью;

д) неустойчив в оценках и мнениях; внутренне противоречив; зависит от мнения окружающих; легко поддается внушению.

5. Какой модели поведения в конфликте присущи нарушения этики общения, отказ от компромисса и т.п.?

III. Законспектировать следующие работы:

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ. 1999. – Гл. 14.
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2001. – С. 195-208.
  3. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл.3.
  4. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение; Владос, 1994. – С. 348-350.

IV. Выписать все ключевые понятия.

V. Рекомендуемая литература:

  1. Бабосов Е.М. Социология управления. Мн. 2000. Гл. 15. «Управление конфликтами».
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2001.
  3. Козлов А.С. Современные технологии регулирования и разрешения конфликтов как составляющая конфликтологического образования. // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М. 1999.
  4. Конфликтология. /Под ред. А.С. Кармина. СПб. 1999.
  5. Основы конфликтологии./ Под ред. В.Н. Кудрявцева. М. 1997.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

2 стр., 900 слов

Этика. Психология. Конфликтология

... Список литературы 1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2001. 2. Бороздина Г.В. Психология Делового общения: учебное пособие / Г.В. Бороздина. ... событий и поступков. Виды конфликтов по последствиям: конструктивные, предполагающие рациональные преобразования; деструктивные, разрушающие организацию. Характеристика основных стратегий поведения людей в конфликтной ...

ТЕМА: Технологии эффективного общения

и рационального поведения в конфликте.

I. Вопросы для самоподготовки:

  1. Понятие технологий эффективного общения и их разновидности.
  2. Общение как основной элемент в конфликтном взаимодействии.
  3. Понятие технологий рационального поведения в конфликте.
  4. Правила и кодексы поведения в конфликтном взаимодействии.

II. Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите основные содержательные аспекты процесса общения.
  2. Сформулируйте психологический закон общения.
  3. Выберите вариант правильного ответа:

Технологии эффективного общения в конфликте сводятся к таким способам, приемам и средствам общения, которые позволяют достичь следующих целей:

  • Добиться убеждения соперника в своей правоте;
  • Добиться соглашения даже ценой серьезной уступки соперника;
  • Добиться взаимного понимания и взаимной эмпатии с соперником;
  • Добиться превосходства в переговорном процессе над соперником;
  • Овладеть инициативой в споре.
  • Технологии рационального поведения в конфликте это:

а) совокупность способов психологической корркции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов на основе самоконтроля своих эмоций;

б) совокупность способов воздействия на соперника, позволяющих добиться реализации своих целей в конфликте;

в) вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у соперника намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями;

г) поддержание высокой самооценки в переговорном процессе;

д) спокойная реакция на эмоциональные действия соперника.

  1. Социология Практикум / Сост. И отв. Ред. А.В. Миронов, Р.И. Руденко. – М.: Социально-политический журнал, 1993. – С. 194-203.
  2. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб.: Об-во «Знание», 1999. – С. 465-469.
  3. Ладанов И.Д Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. – М.: Перспектива, 1997. – С.256.
  4. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 13.

IV. Выписать все ключевые понятия.

V. Рекомендуемая литература:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – Гл. 32, 35.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.

3. Конфликтология. /под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 3, 13.

4. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение; Владос, 1994.

5. Данченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. – Киев, 1989.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

Тема: Психология переговорного процесса

по разрешению конфликтов.

I. Вопросы для самоподготовки:

1. Переговорный процесс, его функции и основное содержание.

2. Модели поведения партнеров в переговорном процессе.

3. Манипулятивные технологии в переговорном процессе и противодейстивие им.

14 стр., 6557 слов

Психология ФЕПО -14 2011-12

... человека и животных» (1863). «Отец» экспериментальной психологии. Десятитомная «Психологии народов» (1900—1920). Как исследователь психологии народов предлагал изучить поведение, инстинкты и реакции ... группы (Уманский) – группа-кооперация; группа-автономия. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА – командообразование, конфликты. ГРУППОВОЕ ВЛИЯНИЕ. Типы (Дойг, Джерард) - нормативное; информационное. ГРУППОВОЙ ФАВОРИТИЗМ – ...

4. Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе.

II. Задания для самостоятельной работы:

  1. Перечислите манипуляции, основанные на правилах приличия.
  2. Как соотносятся между собой понятия: «стратегия переговорного процесса» и «тактики переговорного процесса»?
  3. Выберите вариант правильного ответа:

К какому варианту посредничества относится взаимодействие, представленное на схеме:

Где S1 и S2 — субъекты конфликта; П – посредник (медиатор).

а) коньюктивный;

б) конгруэнтный;

в) дизъюктивный;

г) смешанный;

д) линейный.

4. Какая из тактик в переговорном процессе характеризуется совокупностью таких приемов как: критика конструктивных положений партнера, использование неожиданной информации, обман, угроза, блеф?

  1. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб.: Об-во «Знание», 1999. – С.319-323.
  2. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: Владос, 1999. – С.144-146.
  3. Гришина Н.В. Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов // Московский психотерапевтический журнал, 1992. — № 2. – С. 87-95.

IV. Выписать все ключевые понятия.

V.Рекомендуемая литература:

  1. Белкин А.С., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Конфликтология: наука о гармонии. – Екатеринбург: ГЛАГОЛ, 1995.- 88с.
  2. Доценко Е.Л Психология манипуляции. – М., 1997.
  3. Конфликты в коллективе и пути их преодоления – Л., 1991.
  4. Прикладная конфликтология: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченко. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2003. – 624с.
  5. Фишер Р., Юрии У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М.: Наука, 1990.
  6. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Минск: Амал-фея, 1997. – 277с.

Семинарское занятие №5 Тема: Внутриличностные конфликты

  1. Вопросы для самоподготовки:
  1. Понятие внутриличностного конфликта и его особенности.
  2. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов.
  3. Формы проявления внутриличностных конфликтов и их симптомы.
  4. Способы разрешения внутриличностных конфликтов и их содержание.
  1. Задания для самостоятельной работы:
  1. В чем основная суть «экзистенциальной дихотомии» Э. Фромма?
  2. Назовите свойства проницательного человека, характерные для Вас (особенно те, которые Вы используете для прогнозирования и предупреждения конфликтов).
  3. Почему внутриличностный конфликт является социальным?
  4. Выберите вариант правильного ответа:

Витальный внутриличностный конфликт – это:

а) конфликт, связанный с выбором между двумя в равной мере непривлекательными объектами;

б) конфликт, связанный с выбором 2 или более в авной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов;

в) конфликт, связанный с выбором объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны;

6 стр., 2839 слов

Конфликты в межличностном общении

... эмоций и нежелание их обуздывать приводят к частым конфликтам в межличностном общении. Разрабатываются коммуникативные стратегии для урегулирования околоконфликтных ситуаций, уже ... возникших конфликтов, разрешения последствий конфликтов. В процессе жизнедеятельности очень важно не ...

г) конфликт, связанный с ситуацией, когда ожидаемый результат решения какой-либо задачи личностью не получает одобрения в обществе, коллективе или семье;

д) конфликт, связанный с сочетанием в равной мере во внутреннем мире личности склонности к экстраверсии – интраверсии.

  1. Законспектировать следующие работы:
  1. Гришина Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению // Психические состояния / Под.ред. А.А. Крылова и др. – Л., 1982. – С. 90-96.
  2. Данченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. – Киев, 1989. – С.64 – 71.
  3. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: Владос, 1999. – С. 144 – 146.
  4. Фрустрация, конфликт, защитаю // Вопросы психологии. – 1991. — № 6. – С. 71 – 72, 76 – 80.

IV. Выписать все ключевые понятия.

  1. Рекомендуемая литература:
  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – Разд.V.
  2. Мольц М.Я. Я – это Я, или как стать счастливым. / Пер.с англ. — СПб., 1992.
  3. Шугуров М.В. Социальный конфликт и самоосуществление личности. – Саратов, 1994.
  4. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. – СПБ.: Лань, 1997.
  5. Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 1998. – Гл.18; 19; 22.

Семинарское занятие №6 Тема: Межличностные конфликты

  1. Вопросы для самоподготовки:
  1. Понятие межличностного конфликта и его структура.
  2. Основные подходы в изучении межличностных конфликтов.
  3. Классификация межличностных конфликтов.
  4. Уровни развития межличностных конфликтов.
  5. Специфика проявления межличностных конфликтов в различных видах профессиональной деятельности и пути их разрешения.
  1. Задания для самостоятельной работы:

1. Перечислите сферы проявления межличностных конфликтов.

2. Что такое трансактный анализ в межличностном восприятии по Э. Берну?

3. Какую роль играют стереотипы и установки в межличностном восприятии?

4. Какие факторы влияют на межличностную совместимость (несовместимость)?

5. Назовите основные варианты исхода межличностного конфликта?

6. Что такое «готовность к разрешению конфликта», в чем она выражается?

7. Основные детерминанты выбора типа поведения в межличностных конфликтах.

  1. Законспектировать следующие работы:
  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – Гл. 26.
  2. Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М., 1981. – С.26 – 44.
  3. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема детерминант межличностного конфликта в группе. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1977. — №4. – С. 23-32.

IV. Выписать все ключевые понятия.

  1. Рекомендуемая литература:
    1. Белкин А.С., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Конфликтология: наука о гармонии. – Екатеринбург, 1995. – С.15 – 25.
    2. Конфликты в коллективе и пути их преодоления. — Л., 1991. – С. 19-21.
    3. Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. – М.: АО Стрингер, 1992.

Семинарское занятие №7

7 стр., 3342 слов

Общая характеристика конфликтов в деятельности органов внутренних дел

... с: - квалификацией, - психологическими особенностями. 3. Межличностные отношения в коллективе. Причины конфликтов, связанные с межличностными отношениями это конфликты: · между успевающими и отстающими работниками, · ... психологический и эмоциональный барьер общения. 4. Личностные особенности руководителя Особая группа причин конфликтной ситуации связана с руководителем подразделения ОВД: · со ...

Тема: Групповые конфликты

I. Вопросы для самоподготовки:

  1. Понятие групповых конфликтов и их структура.
  2. Классификация групповых конфликтов.
  3. Конфликт типа «личность – группа» и его особенности.
  4. Межгрупповые конфликты, их причины и функции.
  5. Классификация межгрупповых конфликтов.
  6. Формы протекания межгрупповых конфликтов и способы их разрешения.

II. Задания для самостоятельной работы:

  1. Объясните понятие «групповая атрибуция».
  2. Перечислите особенности субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта.
  3. К групповым конфликтам относятся конфликты:

а) личность – группа;

б) группа – группа;

в) личность – группа и группа – группа;

г) руководитель – коллектив;

д)микрогруппа – микрогруппа внутри коллектива.

  1. Для каких конфликтов характерны следующие причины: новый руководитель, назначенный со стороны (в коллективе был свой достойный претендент на эту должность); стиль управления; низкая компетентность руководителя; сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров:

а) конфликт между руководством и коллективом ;

б) конфликт между лидером и микрогруппой;

в) конфликт между администрацией и персоналом;

г) конфликт между рядовым сотрудником и коллективом;

д) конфликт между подразделениями внутри организации?

5. Перечислите варианты конфликтов «личность – группа».

III. Законспектировать следующие работы:

  1. Полозова Т.А. О методических принципах исследования внутригруппового конфликта // Новые исследования в психологии. – М.,1981. — № 2. – С.94-98.
  2. Цуканова Е.В. Влияние межличностных отношений на процесс общения в условиях совместной деятельности // Проблема общения в психологии /Отв. Ред Б.Ф. Ломов. – М., 1981. – С. 148 – 167.
  1. Рекомендуемая литература:
  1. Агеев В.С Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М., 1990.
  2. Кэмпбелл Д.Т. Реалистическая теория группового конфликта. – Психологические механизмы регуляции социального поведения. – М., 1997.
  3. Морено Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. – М., 1958.
  4. Робер М.А., Титман Ф. Психология индивида и группы. – М., 1988.