МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

 

                                                                      

                                                                                      УТВЕРЖДЕНО

 

 

                                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ДИСЦИПЛИНЫ

«Педагогика и психология высшей школы»

 

 

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

 

                                                                          

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная цель данной дисциплины – формирование у аспирантов гуманистического мировоззрения, готовности к организации субъект – субъектных отношений в образовательной среде, к продуктивному взаимодействию со студентами. Освоение курса предполагает ознакомление с дидактическими особенностями проектирования, организации и оценки эффективности образовательного процесса вуза.

11 стр., 5225 слов

Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов

... ВПО ДВГГУ Педагогика личности – дисциплина, предусмотренная для изучения в аспирантуре. Программа по данной дисциплине предназначена для ... личности. Три уровня организации человека: уровень биологической организации, социальный уровень и уровень психической организации. Стадии развития ... надежду, что изучение указанных источников позволит аспирантам более подробно ознакомиться с основными научными ...

       Задачами курса выступают:

1. формирование у аспирантов профессионального мышления и культуры;

2. развитие педагогических способностей, формирующих индивидуальный стиль профессиональной деятельности;

3. развитие саморефлексии и эмпатии.

Аспирант должен знать:

— теоретико-методологические основы той науки, в рамках предмета которой осуществляется подготовка к научно-исследовательской деятельности, современные достижения этой научной области знания и тенденции ее развития;

— философские основы и историю развития научной области знаний, в рамках предмета которой осуществляется подготовка;

— историю развития высшего образования в России и за рубежом, реформы и инновации в системе высшего образования, правовые и нормативные основы ее функционирования;

— дидактику высшей школы и методику преподавания своей учебной дисциплины, современные образовательные и информационные технологии в практике высшей школы, подходы в понимании и оценке качества преподавания, качества научно-методической продукции преподавателей вузов, качества образовательных результатов и качества подготовки специалистов в России и за рубежом;

уметь:

— использовать в образовательном процессе со студентами знание фундаментальных основ своей научной отрасли, психологии обучения студентов, дидактики высшей школы и образовательные технологии в процессе преподавания своей учебной дисциплины;

— организовывать учебный процесс со студентами в соответствии с психолого-дидактическими требованиями, успешно реализовывая государственный образовательный стандарт и свою образовательную программу;

— стимулировать студентов к самостоятельному поиску и творчеству, организовывать самостоятельную образовательную поисковую и научно-исследовательскую деятельность студентов;

— создавать атмосферу творчества, поиска, дискуссий;

— использовать знание иностранного языка в разных аспектах своей профессиональной деятельности в вузе;

— моделировать и проектировать образовательный процесс и взаимодействие со студентами, оценивать качество результатов своей профессионально-педагогической деятельности;

владеть:

— методами и приемами трансляции результатов научных исследований и практических инноваций в сфере будущей профессиональной деятельности студентов в условиях образовательного процесса;

— основами профессионально-педагогической деятельности в вузе, в том числе учебно-методической работы;

— разнообразными образовательными и информационными технологиями, методами и приемами обучения;

— методами активизации образовательной деятельности студентов, актуализации творческого и личностного потенциала, стимулирования студентов к самостоятельности и научному творчеству, методами развития у них профессионального мышления и необходимых для будущей профессиональной деятельности личностных качеств;

23 стр., 11443 слов

Педагогика и психология высшей школы

... -педагогическую деятельность в разных типах образовательных учреждений и готовых к ее осуществлению на высоком научно-методическом уровне. Программа интегрированного курса "Педагогика и психология высшей школы" (84 часа) для студентов ...

— деловым профессионально-ориентированным иностранным языком.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Основные проблемы и тенденции развития отечественного и зарубежного высшего образования.

Основные достижения в отечественной и зарубежной педагогике и психологии высшей школы. Модели образования. Исторические типы образования. Качество образования. Основные элементы качества образования. Основные направления развития современного образования. Вузовский государственный образовательный стандарт. Основные свойства современного образовательного пространства. Международные образовательные проекты конца ХХ – начала ХХI века. Современные модели образования в развитых странах мира.

Тема 2. Субъект — субъектные отношения в образовательном процессе высшей школы.

Биологические и психологические пределы восприятия и усвоения человеком информации. Психологические особенности юношеского возраста. Развитие психологических процессов. Развитие способности к самоуправлению. Становление характера. Учебная деятельность в юношеском возрасте. Проблемы студенческой адаптации. Двусторонний характер взаимодействия в образовательном процессе. Ценностные ориентации и жизненные стратегии современного студенчества. Типы студентов по отношению к образованию. Проявление мотивации достижения успеха и мотивация избегания неудач в учебной деятельности студента.

Тема 3. Профессионально-педагогическая деятельность

преподавателя вуза.

Структура профессиональной деятельности преподавателя вуза. Системный подход к анализу профессионально-педагогической деятельности. Стили профессионально-педагогической деятельности, их типология. Влияние стиля деятельности преподавателя на результативность обучения студентов.

Тема 4. Психологические закономерности структурирования предметно – содержательного знания и системы организации учебных задач.

Система учебных и воспитательных задач высшей школы. Воспитательные компоненты высшего образования. Уровни воспитанности. Виды педагогических задач. Алгоритм их решения. Роль предметно-содержательного знания в системе организации учебных задач.

Тема 5. Интерактивные процессы в современной высшей школе.

Интеграция в образовательном пространстве. Системный подход в изучении педагогических процессов и явлений. Стили мыслительной деятельности студентов. Интегративные связи (учебно-междисциплинарные, опосредованно-ментальные и т.д.).

Тема 6. Формы организации обучения в системе ВПО.

Лекционные курсы. Семинарские и практические занятия. Практикумы. Производственные практики. Различные формы контроля (коллоквиум, зачёт, экзамен).

Курсовые и дипломные работы. ГЭК.

Тема 7. Самостоятельная работа в системе ВПО (в аспекте компьютерных технологий и дистанционной подготовки) .

Самостоятельная работа студентов высшей школы, её роль в формировании профессионального мастерства. Виды самостоятельной работы. Роль общеучебных умений в обработке учебной информации. Соотношение самостоятельной работы и НИРС. Самообразование студентов: содержание, формы и методы.

Тема 8. Методология научного творчества преподавателя.

Характеристика общих приёмов и методов научных исследований. Взаимосвязь интуитивного (неосознанного) и сознательного. Репродуктивный и творческий уровень деятельности в научном познании. Креативность как качество творческой личности. Культура научного мышления.

Тема 9. Научно-исследовательская деятельность педагога.

Научное исследование. Методы научного исследования в высшей школе. Актуальные проблемы научно-педагогической деятельности. Проектировочные умения. Гностические умения. Антропологический подход в педагогических исследованиях. Методы статистической обработки результатов психолого-педагогических исследований.

 

Тема 10. Педагогическое мастерство. Основы профессионального саморазвития

Педагогическое мастерство: содержание и структура. Педагогические способности. Актёрское мастерство в профессиональной деятельности учителя. Педагогические умения. Уникальность педагогической трактовки развития педагога. Творческий уровень деятельности педагога.

Учебно-тематический план

№ п/п Содержание темы Всего Лекционные занятия Практические занятия СР
1 Основные проблемы и тенденции развития отечественного и зарубежного высшего образования 11 2 1 8
2 Субъект — субъектные отношения в образовательном процессе высшей школы 11 2 1 8
3 Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя вуза 11 2 1 8
4 Психологические закономерности структурирования предметно – содержательного знания и системы организации учебных задач 11 2 1 8
5 Интерактивные процессы в современной высшей школе 10 2 1 7
6 Формы организации обучения в системе ВПО 10 2 1 7
7 Самостоятельная работа в системе ВПО (в аспекте компьютерных технологий и дистанционной подготовки) 11 2 1 8
8 Методология научного творчества преподавателя 11 2 1 8
9 Научно-исследовательская деятельность педагога 11 2 1 8
10 Педагогическое мастерство. Основы профессионального саморазвития 11 2 1 8
  Итого 108 20 10 78

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Специфика самостоятельной работы аспирантов

 

Понятие «самостоятельная работа» многогранно, поэтому вполне естественно, что оно не получило единого толкования в педагогической литературе. Понятие «самостоятельная работа» трактуется как самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний, использование этих знаний для решения учебных, научных и профессиональных задач (С. И. Архангельский); как деятельность, складывающаяся из многих элементов: творческого восприятия и осмысления учебного материла в ходе лекции, подготовки к занятиям, экзаменам, зачетам, выполнения курсовых и дипломных работ (А. Г. Молибог); как разнообразные виды индивидуальной, групповой познавательной деятельности аспирантов на занятиях или во внеаудиторное время без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя (Р. А. Низамов).

Организация самостоятельной работы в высшей школе рассматривается как система мер по воспитанию активности и самостоятельности как черт личности, по выработке умений и навыков рационально приобрести полезную информацию (Б. Г. Иоганзен).

Самостоятельная работа понимается также рядом авторов как система организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью, проетекающей в отсутствие преподавателя (В. Граф, И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис).

Иногда самостоятельная работа отождествляется с самообразованием (С. И. Зиновьев).

Как видно из приведенных выше определений и толкований, самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес, и как основа самообразования, толчок к дальнейшему повышению квалификации, а с другой – как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью аспирантов.

Мы видим, что исследователи, занимающиеся проблемой самостоятельной работы, вкладывают в это понятие разное содержание. На наш взгляд, самостоятельная работа может рассматриваться как один из видов познавательной деятельности, направленной на общеобразовательную и специальную подготовку и управляемую преподавателем.

Самостоятельная работа является неотъемлемой частью учебного процесса в подготовке квалифицированных специалистов, способных самостоятельно и творчески решать стоящие перед ними задачи.

К видам самостоятельной работы относятся:

– систематическое чтение и конспектирование литературы по вопросам специализации;

– подготовка к семинарским, методическим и практическим занятиям, составление конспектов и планов для выступлений;

– подбор материала и написание диссертационной работы;

– самостоятельное углубленное изучение узловых вопросов учебной программы, недостаточно освещенных в учебных пособиях;

– обработка и анализ экспериментальных данных, полученных во время экспериментов и наблюдений для научно-исследовательских работ в рамках диссертационного исследования.

В зависимости от места и времени проведения самостоятельная работа аспирантов, характера руководства ею со стороны научного руководителя и способа контроля за ее результатами подразделяется на следующие виды:

– самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);

– самостоятельную работу под контролем преподавателя и научного руководителя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;

– внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении аспирантом диссертационного исследования.

Конечно же, самостоятельность перечисленных выше видов работ достаточно условна, и в реальном образовательном процессе эти виды пересекаются друг с другом. В целом же, самостоятельная работа аспирантов под управлением преподавателя является педагогическим обеспечением развития целевой готовности к профессиональному самообразованию и представляет собой дидактическое средство образовательного процесса, искусственную педагогическую конструкцию организации и управления деятельностью обучающихся.

Таким образом, структурно самостоятельную работу аспирантов можно разделить на две части: организуемая преподавателем (организация самостоятельной работы) и самостоятельная работа, которую аспирант организует по своему усмотрению, без непосредственного контроля со стороны преподавателя. В этой связи подчеркнем, что управление самостоятельной работой аспирантов – это прежде всего умение оптимизировать процесс сочетания этих двух частей. Организация самостоятельной работы аспирантов должна составлять не менее 40 % от общего времени, выделяемого по учебному плану на самостоятельную работу. Непосредственное распределение часов на организацию самостоятельной работы аспирантов утверждается по каждой дисциплине. Предполагается, что организация самостоятельной работы аспирантов должна быть предусмотрена для всех дисциплин учебного плана.

Содержание организации самостоятельной работы аспирантов может быть описано в рабочей программе каждой дисциплины и направлено на расширение и углубление знаний по данному курсу и на усвоение межпредметных связей. Время на ее выполнение не должно превышать нормы, отведенной учебным планом на самостоятельную работу по данной дисциплине. В связи с этим необходимо еще на стадии разработки учебных планов, назначая объемы времени, отводимого на аудиторную и внеаудиторную работу аспиранта, учитывать форму организации самостоятельной работы, ибо разные ее формы, естественно, требуют разных временных затрат.

Если говорить о технологической стороне, то организация самостоятельной работы аспирантов может включает в себя следующие составляющие:

1. Технология отбора целей самостоятельной работы.

2. Технология отбора содержания.

3. Технология конструирования заданий.

4. Технология организации контроля.

Организация самостоятельной работы аспирантов под руководством преподавателя является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, развивающим самостоятельную творческую деятельность, исключительно сильно стимулирующую приобретение и закрепление знаний. Самостоятельная работа аспирантов приобретает особую актуальность при изучении специальных дисциплин, поскольку стимулирует аспирантов к работе с необходимой литературой, вырабатывает навыки принятия решений.

Большую роль в подобной организации самостоятельной работы аспирантов играют информационные компьютерные технологии и мощные программные продукты, позволяющие существенным образом влиять на процесс проектирования, позволяя, например, имитировать модели реальных процессов с учетом вероятностного характера окружающей реальности. Несомненно, использование в образовательном процессе компьютерных технологий требует в первую очередь от преподавателя высокой подготовки в области современных информационных технологий.