- Общие положения.
Письменная курсовая работа – самостоятельная проработка конкретной темы небольшого объёма с элементами научного анализа, отражающая приобретённые студентом теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать различные источники, делать обстоятельные и обоснованные выводы.
Цель курсовой работы – научить студентов творчески применять полученные теоретические знания и выработать навыки самостоятельного проведения научных исследований.
Работа над избранной темой требует от студента знания основ методологии исследования, творческого мышления, логики аргументации и изложения личной позиции по данной проблеме, прилежания и профессионализма.
Процесс написания курсовой работы включает ряд взаимосвязанных этапов:
— выбор темы и изучение литературы;
— сбор, анализ и обобщение материалов по выбранной теме;
— формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций;
— оформление курсовой работы и представление на кафедру.
- Выбор темы.
Именно с выбора темы начинается творческая работа студента, которая требует вдумчивого подхода, глубокого осознания актуальности избранной темы, её теоретического и практического значения.
Студент выбирает тему курсовой работы из предлагаемого перечня, исходя из своих личных и профессиональных интересов. В выборе темы, как и в выборе объекта и предмета исследования, студенту предоставляется полная самостоятельность.
Наибольшую трудность вызывает выполнение первой курсовой работы. Поэтому на младших курсах рекомендуется выбирать конкретные узкие темы, так как это позволит глубже вникнуть в проблематику курсовой работы, избежать поверхностности и описательного характера излагаемого материала. В процессе подготовки курсовой работы студент при необходимости консультируется с научным руководителем.
- Структура курсовой работы.
Курсовая работа должна включать следующие основные структурные компоненты:
— титульный лист;
— содержание (оглавление) работы;
В области социальной работы Подготовительный этап – выбор проблемы
... планируется использовать при оформлении текста исследовательской работы. Знание обобщенной характеристики каждого понятия или категории, которые ... дать название главам и параграфам. Определение и выбор целевой группы На подготовительном этапе важно ... знанию и новому опыту», от «привычного к новому и содержать момент столкновения нового со старым». Научная тема – это задача научного характера, требующая ...
— введение (1-2 страницы);
— основную часть, распределённую на главы и параграфы (2-3 вопроса; 20-25 страниц);
— заключение (2-3 страницы);
— библиографический список использованной литературы (1-2 страницы);
— приложения (до 10 страниц).
Во введении требуется:
— обосновать актуальность темы работы, ее новизну: показать необходимость теоретического анализа и переосмысления выбранной темы, представив степень ее разработанности в отечественной и зарубежной науке;
— сформулировать объект, предмет, цели и задачи исследования;
— дать краткий обзор литературы по выбранной теме (законодательные и нормативные акты, опубликованные научные труды, авторские работы, архивные документы, использованные в работе);
— наметить структуру работы;
— определить практическую значимость работы.
В основной части:
— необходимо разбить материал на главы (две или три: первая глава – историко-теоретическая; вторая глава — основная, отвечающая на главные вопросы темы; третья глава – экспериментальная — носит практический характер, посвящена описанию и анализу психолого-педагогического опыта работы по данной проблеме);
— главы следует разбить на параграфы (очень дробное деление нежелательно);
— сформулировать краткие выводы по главам и параграфам (при необходимости).
В заключительной части:
— следует дать обобщение основных положений и выводов, сделанных в работе, на основе теоретических и экспериментальных данных;
— привести авторские предложения, например, по совершенствованию педагогической системы, практике педагогической работы, улучшению положения дел в исследуемой проблеме, определению путей устранения недостатков;
— изложить перспективы дальнейших исследований в данной сфере.
Библиография.
Библиография – это перечень книг, журналов, статей с указанием основных данных (место и год издания, издательство и др.).
Библиографический список включает библиографические описания всех использованных, цитированных или упоминаемых в работе документов, а также прочитанную литературу по теме.
Приложения.
Приложения могут быть различными: таблицы, схемы, графики, диаграммы, данные опросов, иллюстрации, копии нормативных документов и т.д.
Приложения не засчитываются в заданный объём курсовой работы.
Примерный вариант оформления 2-ой страницы (оглавления) курсовой работына тему «Психические особенности общения и взаимоотношений подростков».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………..………………………… 2
Глава 1. Теоретический анализ психологических особенностей общения и взаимоотношений подростков…………………………………………………………… 4
1.1. Психологические особенности отношений подростков с родителями………………………………………………………………………………… 4
Методы исследования социально-психологических технологий в групповой ...
... методы исследования социально - психологической работы с "трудными" подростками в группах. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. . Теоретический анализ содержания психо-социальной работы с "трудными" подростками .1 ...
1.2. Психологические особенности общения и взаимоотношений подростков со сверстниками……………………………………………………………………….… 11
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей общения и взаимоотношений в подростковом возрасте ……….……………………………………………………….. 17
2.1. Описание процедуры исследования…….………………………….……. 17
2.2. Результаты исследования представлений о дружбе и романтических отношениях у подростков…………………………………………………………….… 22
2.3. Выводы……………………………………………………………………….. 26
Заключение……………………………………………..……………………………….. 30
Библиография…………………………………………..……………………………….. 32
Приложения………………………………………….………………………………….. 33
- Самостоятельная работа по сбору, анализу и обобщению материалов исследования.
Это один из самых сложных и трудоёмких этапов деятельности студента, так как предстоит ознакомиться с нормативным материалом, множеством литературных источников, с различными подходами и взглядами авторов.
Работа с литературой требует конспектирования основных положений. Записи прочитанного материала могут быть различными: простой и развёрнутый план, тезисы, цитаты, конспект. Неоценимую помощь на этом этапе играет использование персонального компьютера. Итогом работы должна стать логически выстроенная система знаний сущности исследуемой проблемы по психолого-педагогической тематике и формулирование основных теоретических и практических положений.
Особое внимание следует уделить эмпирической (практической) части исследования, т. е. получению и описанию конкретных данных о состоянии психолого-педагогических явлений по изучаемой проблеме, используя при этом различные методы научного исследования: наблюдение, беседу, анкетирование, тестирование, методы математической обработки данных и др.
5. Оформление курсовой работы.
Завершающим этапом разработки курсовой работы является письменное изложение основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций. На основе собранных материалов уточняется структура, содержание и объём курсовой работы.
Изложение материала должно быть логичным, последовательным, доказательным, аргументированным. Работа должна быть написана правильным литературным языком, не должна содержать орфографических ошибок.
Объем курсовой работы – 30-40 страниц. Курсовая работа должна быть выполнена в печатном виде на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала, шрифт: Times New Roman, 14 пт, выравнивание по ширине.
Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – не менее 3 см, правое – не менее 10 см, верхнее и нижнее – не менее 20 см.
При выполнении курсовой работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и чёткость изображения.
Социальная работа в учреждениях социальной защиты населения с ...
... .Рассмотреть специфику социальной работы в учреждениях социальной защиты с беспризорными детьми В работе были использованы следующие методы: анализ литературы, реферирование, цитирование. Курсовая работа состоит из введения, трех ... различных контролирующих органов, других социальных институтов[16]. В законе Российской Федерации, принятом в июне 1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и ...
Фамилии, названия учреждений, организаций и другие собственные имена приводят на языке оригинала.
Наименования структурных элементов курсовой работы – «Введение», «Заключение», «Библиографический список использованной литературы» — следует располагать в середине строчки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчёркивая. Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы вразрядку, не подчёркивая, без точки в конце.
Расстояние между заголовками структурных элементов и разделов основной части и текстом должно быть не менее 3-4 интервалов.
Пункты и подпункты основной части следует начинать печатать с абзацного отступа.
Нумерация курсовой работы. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в правом верхнем углу без точки в конце.
Титульный лист включают в общую нумерацию страниц, однако, номер страницы на титульном листе не проставляют.
Разделы, подразделы следует нумеровать арабскими цифрами (например: 1., 2., 3. и т.д.).
Пункты курсовой работы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела и подраздела (например: 1.1., 1.2., 1.3. или 1.1.1., 1.1.2., 1.2.3. и т.д.).
Таблицы. Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. На все таблицы должны быть ссылки в тексте.
Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией, номер размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица».
Приложения оформляются после списка источников и литературы и располагаются в порядке ссылок в тексте. Каждое приложение начинается с нового листа с обозначением в правом верхнем углу словом «Приложение». Приложения должны нумероваться последовательно, арабскими цифрами (например, «Приложение 10») и иметь заголовок. Если приложение одно, то оно не нумеруется.
В приложении в левом углу должно быть указано, на основании каких источников оно составлено.
Оформление ссылок на литературные источники.
В курсовой работе при использовании в тексте цитат, цифр, других фактических сведений необходимо делать ссылки на источники и литературу, а также правильно оформленные сноски (постраничные или в конце текста).
Например, в тексте в квадратных скобках указывается порядковый номер, под которым данная работа включена в общий список литературы и соответствующие страницы этой работы: [14, с. 115].
Оформление библиографического списка использованной литературы осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 (Библиографическое описание документа.).
В списке литературы называются как те источники, на которые студент ссылается в работе, так и все другие, изученные по данной проблеме.
Источники должны располагаться в следующей последовательности:
- Документы и материалы Российской Федерации (СССР):
Она приводятся в хронологическом порядке при соблюдении следующего принципа расположения:
— Конституция Российской Федерации;
— Указы Президента Российской Федерации;
— Законодательные материалы Совета Федерации;
— постановления и распоряжения Правительства РФ;
— акты различных министерств и ведомств;
— тематические сборники документов Российской Федерации.
2. Литературные источники:
— опубликованные:
— отечественные издания (книги, статьи, документы политических партий и общественных организаций), в том числе переводные, располагаются в алфавитном порядке;
— зарубежные издания (книги и статьи на иностранных языках) располагаются в алфавитном порядке;
— неопубликованные.
Примеры библиографического описания.
- Российская Федерация. Конституция (1993).
Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.
- Грановская, Р. М. Элементы практической психологии [Текст] / Р. М. Грановская. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Свет, 1997. – 608 с.
- Василькова, Ю. В. Социальная педагогика [Текст]: Курс лекций / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. – М.: Академия, 2000. – 440 с.
- Гуткина, Н. И. Психологические проблемы взаимодействия учителя с подростком [Текст] / Н. И. Гуткина // Вопр. психологии. – 1984. — №2. — С. 99-106.
- Электронный каталог ГПНТБ России [Электронный ресурс]: База данных содержит сведения о всех видах лит., поступающей в фонд ГПНТБ России. Электрон. дан. (5 файлов, 178 тыс. записей).
– М., [199-]. – Режим доступа: http // www.gpntb.ru/win/search/help/el—cat.h tml. — Загл. С экрана.
- Аттестация курсовой работы.
После полного завершения курсовая работа сдаётся научному руководителю. При выявлении серьёзных отклонений от предъявляемых к ней требований она дорабатывается, а затем ставится на защиту. Курсовая работа оценивается комиссией по пятибалльной шкале. Оценка заносится в протокол и в зачетную книжку, а затем – в приложение к диплому.
Критериями оценки курсовой работы являются:
— степень разработки темы;
— полнота охвата научной литературы;
— самостоятельный и творческий подход к написанию работы;
— надёжность методов исследования;
— правильность и научная обоснованность выводов;
— стиль изложения;
— аккуратность и правильное оформление курсовой работы;
— качество устной защиты.
Наиболее уязвимыми местами курсовой работы чаще всего являются:
— нарушение правил оформления работы, неправильное оформление библиографического материала;
— бессистемное изложение материала;
— слабость доказательств, неубедительность выводов;
— обилие цитат, выдержек из книг;
— расплывчатость заключения.
Именно на эти места в курсовой работе следует обратить внимание студентам при выполнении своей работы.
Защищённые курсовые работы студентам не возвращаются и хранятся в фонде института. Студенты, не сдавшие курсовые работы или получившие на защите неудовлетворительные оценки, не допускаются к очередным экзаменам.
Тематика курсовых работ по психологии (для 308Р гр.).
- Психологические особенности творческой личности.
- Природа творческих способностей и пути их развития.
- Терапия искусством: диагностические и психотерапевтические возможности творческого процесса.
- Понятие о самоактуализирующейся личности в гуманистической психологии.
- Арт-терапия как средство сохранения психического здоровья.
- Проблема бессознательного в изучении творческой деятельности.
- Ценности и ценностные ориентации личности и их формирование в учреждениях культуры.
- Психологический анализ черт характера людей в творческом коллективе.
- Социальные и личностные факторы в развитии творческой одаренности.
- Социальные и психологические барьеры в развитии и реализации творческой одаренности.
- Типы темпераментов и их учет в профессиональной деятельности руководителя художественного коллектива.
- Особенности развития внимания в профессиональной деятельности.
- Межличностные конфликты и их проявление в студенческом (творческом) коллективе.
- Социально-психологические феномены в малой группе и особенности их проявления в творческом коллективе.
- Творческий потенциал личности и пути его развития.
- Особенности эмоционального процесса в творческой (сценической) деятельности.
- Влияние профессиональной творческой среды на развитие личности.
- Толерантность как профессионально важное качество современного педагога.
- Сравнительный анализ уровня толерантности студентов первого и старшего курса ОГИИК.
- Особенности проявления эмпатии в общении студентов ОГИИК.
- Акцентуированные черты характера и их связь с творческим характером деятельности.
- Акцентуированные черты характера и проблема отклоняющегося поведения.
- Проблема самооценки и уровня притязаний в молодёжной среде.
- Ценности и ценностные ориентации личности (на примере студентов ОГИИК).
- Характерологические особенности творческой личности.
- Сравнительная характеристика самооценки студентов первого и старшего курсов.
- Социально-психологические особенности самоактуализирующейся личности.
- Психологические механизмы восприятия искусства.
- Сопереживание как составная часть художественного восприятия.
- Повышение эффективности общения с учётом репрезентативных систем людей (подход НЛП).
- Изучение психологических типов личности с точки зрения соционики.
Образец оформления титульного листа
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
Психические особенности общения и взаимоотношений подростков
Курсовая работа
-
-
-
Исполнитель: Иванов Н. А.
студент 210М группы
специальности 071401 «Менеджер социально-культурной деятельности»
Научный руководитель: Еремина С. Р.
ст. преподаватель ________________
Дата допуска к защите ____________
-
-
Орел, 2011
7