Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «психология и педагогика»

  1. Общие положения.

Письменная курсовая работа – самостоятельная проработка конкретной темы небольшого объёма с элементами научного анализа, отражающая приобретённые студентом теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать различные источники, делать обстоятельные и обоснованные выводы.

Цель курсовой работы – научить студентов творчески применять полученные теоретические знания и выработать навыки самостоятельного проведения научных исследований.

Работа над избранной темой требует от студента знания основ методологии исследования, творческого мышления, логики аргументации и изложения личной позиции по данной проблеме, прилежания и профессионализма.

Процесс написания курсовой работы включает ряд взаимосвязанных этапов:

— выбор темы и изучение литературы;

— сбор, анализ и обобщение материалов по выбранной теме;

— формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций;

— оформление курсовой работы и представление на кафедру.

  1. Выбор темы.

Именно с выбора темы начинается творческая работа студента, которая требует вдумчивого подхода, глубокого осознания актуальности избранной темы, её теоретического и практического значения.

Студент выбирает тему курсовой работы из предлагаемого перечня, исходя из своих личных и профессиональных интересов. В выборе темы, как и в выборе объекта и предмета исследования, студенту предоставляется полная самостоятельность.

Наибольшую трудность вызывает выполнение первой курсовой работы. Поэтому на младших курсах рекомендуется выбирать конкретные узкие темы, так как это позволит глубже вникнуть в проблематику курсовой работы, избежать поверхностности и описательного характера излагаемого материала. В процессе подготовки курсовой работы студент при необходимости консультируется с научным руководителем.

  1. Структура курсовой работы.

Курсовая работа должна включать следующие основные структурные компоненты:

— титульный лист;

— содержание (оглавление) работы;

8 стр., 3798 слов

В области социальной работы Подготовительный этап – выбор проблемы

... планируется использовать при оформлении текста исследовательской работы. Знание обобщенной характеристики каждого понятия или категории, которые ... дать название главам и параграфам. Определение и выбор целевой группы На подготовительном этапе важно ... знанию и новому опыту», от «привычного к новому и содержать момент столкновения нового со старым». Научная тема – это задача научного характера, требующая ...

— введение (1-2 страницы);

— основную часть, распределённую на главы и параграфы (2-3 вопроса; 20-25 страниц);

— заключение (2-3 страницы);

— библиографический список использованной литературы (1-2 страницы);

— приложения (до 10 страниц).

Во введении требуется:

— обосновать актуальность темы работы, ее новизну: показать необходимость теоретического анализа и переосмысления выбранной темы, представив степень ее разработанности в отечественной и зарубежной науке;

— сформулировать объект, предмет, цели и задачи исследования;

— дать краткий обзор литературы по выбранной теме (законодательные и нормативные акты, опубликованные научные труды, авторские работы, архивные документы, использованные в работе);

— наметить структуру работы;

— определить практическую значимость работы.

В основной части:

— необходимо разбить материал на главы (две или три: первая глава – историко-теоретическая; вторая глава — основная, отвечающая на главные вопросы темы; третья глава – экспериментальная — носит практический характер, посвящена описанию и анализу психолого-педагогического опыта работы по данной проблеме);

— главы следует разбить на параграфы (очень дробное деление нежелательно);

— сформулировать краткие выводы по главам и параграфам (при необходимости).

В заключительной части:

— следует дать обобщение основных положений и выводов, сделанных в работе, на основе теоретических и экспериментальных данных;

— привести авторские предложения, например, по совершенствованию педагогической системы, практике педагогической работы, улучшению положения дел в исследуемой проблеме, определению путей устранения недостатков;

— изложить перспективы дальнейших исследований в данной сфере.

Библиография.

Библиография – это перечень книг, журналов, статей с указанием основных данных (место и год издания, издательство и др.).

Библиографический список включает библиографические описания всех использованных, цитированных или упоминаемых в работе документов, а также прочитанную литературу по теме.

Приложения.

Приложения могут быть различными: таблицы, схемы, графики, диаграммы, данные опросов, иллюстрации, копии нормативных документов и т.д.

Приложения не засчитываются в заданный объём курсовой работы.

Примерный вариант оформления 2-ой страницы (оглавления) курсовой работына тему «Психические особенности общения и взаимоотношений подростков».

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………..………………………… 2

Глава 1. Теоретический анализ психологических особенностей общения и взаимоотношений подростков…………………………………………………………… 4

1.1. Психологические особенности отношений подростков с родителями………………………………………………………………………………… 4

19 стр., 9125 слов

Методы исследования социально-психологических технологий в групповой ...

... методы исследования социально - психологической работы с "трудными" подростками в группах. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. . Теоретический анализ содержания психо-социальной работы с "трудными" подростками .1 ...

1.2. Психологические особенности общения и взаимоотношений подростков со сверстниками……………………………………………………………………….… 11

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей общения и взаимоотношений в подростковом возрасте ……….……………………………………………………….. 17

2.1. Описание процедуры исследования…….………………………….……. 17

2.2. Результаты исследования представлений о дружбе и романтических отношениях у подростков…………………………………………………………….… 22

2.3. Выводы……………………………………………………………………….. 26

Заключение……………………………………………..……………………………….. 30

Библиография…………………………………………..……………………………….. 32

Приложения………………………………………….………………………………….. 33

  1. Самостоятельная работа по сбору, анализу и обобщению материалов исследования.

Это один из самых сложных и трудоёмких этапов деятельности студента, так как предстоит ознакомиться с нормативным материалом, множеством литературных источников, с различными подходами и взглядами авторов.

Работа с литературой требует конспектирования основных положений. Записи прочитанного материала могут быть различными: простой и развёрнутый план, тезисы, цитаты, конспект. Неоценимую помощь на этом этапе играет использование персонального компьютера. Итогом работы должна стать логически выстроенная система знаний сущности исследуемой проблемы по психолого-педагогической тематике и формулирование основных теоретических и практических положений.

Особое внимание следует уделить эмпирической (практической) части исследования, т. е. получению и описанию конкретных данных о состоянии психолого-педагогических явлений по изучаемой проблеме, используя при этом различные методы научного исследования: наблюдение, беседу, анкетирование, тестирование, методы математической обработки данных и др.

5. Оформление курсовой работы.

Завершающим этапом разработки курсовой работы является письменное изложение основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций. На основе собранных материалов уточняется структура, содержание и объём курсовой работы.

Изложение материала должно быть логичным, последовательным, доказательным, аргументированным. Работа должна быть написана правильным литературным языком, не должна содержать орфографических ошибок.

Объем курсовой работы – 30-40 страниц. Курсовая работа должна быть выполнена в печатном виде на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала, шрифт: Times New Roman, 14 пт, выравнивание по ширине.

Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – не менее 3 см, правое – не менее 10 см, верхнее и нижнее – не менее 20 см.

При выполнении курсовой работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и чёткость изображения.

9 стр., 4311 слов

Социальная работа в учреждениях социальной защиты населения с ...

... .Рассмотреть специфику социальной работы в учреждениях социальной защиты с беспризорными детьми В работе были использованы следующие методы: анализ литературы, реферирование, цитирование. Курсовая работа состоит из введения, трех ... различных контролирующих органов, других социальных институтов[16]. В законе Российской Федерации, принятом в июне 1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и ...

Фамилии, названия учреждений, организаций и другие собственные имена приводят на языке оригинала.

Наименования структурных элементов курсовой работы – «Введение», «Заключение», «Библиографический список использованной литературы» — следует располагать в середине строчки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчёркивая. Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы вразрядку, не подчёркивая, без точки в конце.

Расстояние между заголовками структурных элементов и разделов основной части и текстом должно быть не менее 3-4 интервалов.

Пункты и подпункты основной части следует начинать печатать с абзацного отступа.

Нумерация курсовой работы. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в правом верхнем углу без точки в конце.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц, однако, номер страницы на титульном листе не проставляют.

Разделы, подразделы следует нумеровать арабскими цифрами (например: 1., 2., 3. и т.д.).

Пункты курсовой работы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела и подраздела (например: 1.1., 1.2., 1.3. или 1.1.1., 1.1.2., 1.2.3. и т.д.).

Таблицы. Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. На все таблицы должны быть ссылки в тексте.

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией, номер размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица».

Приложения оформляются после списка источников и литературы и располагаются в порядке ссылок в тексте. Каждое приложение начинается с нового листа с обозначением в правом верхнем углу словом «Приложение». Приложения должны нумероваться последовательно, арабскими цифрами (например, «Приложение 10») и иметь заголовок. Если приложение одно, то оно не нумеруется.

В приложении в левом углу должно быть указано, на основании каких источников оно составлено.

Оформление ссылок на литературные источники.

В курсовой работе при использовании в тексте цитат, цифр, других фактических сведений необходимо делать ссылки на источники и литературу, а также правильно оформленные сноски (постраничные или в конце текста).

Например, в тексте в квадратных скобках указывается порядковый номер, под которым данная работа включена в общий список литературы и соответствующие страницы этой работы: [14, с. 115].

Оформление библиографического списка использованной литературы осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 (Библиографическое описание документа.).

В списке литературы называются как те источники, на которые студент ссылается в работе, так и все другие, изученные по данной проблеме.

Источники должны располагаться в следующей последовательности:

  1. Документы и материалы Российской Федерации (СССР):

Она приводятся в хронологическом порядке при соблюдении следующего принципа расположения:

— Конституция Российской Федерации;

— Указы Президента Российской Федерации;

— Законодательные материалы Совета Федерации;

— постановления и распоряжения Правительства РФ;

— акты различных министерств и ведомств;

— тематические сборники документов Российской Федерации.

2. Литературные источники:

— опубликованные:

— отечественные издания (книги, статьи, документы политических партий и общественных организаций), в том числе переводные, располагаются в алфавитном порядке;

— зарубежные издания (книги и статьи на иностранных языках) располагаются в алфавитном порядке;

— неопубликованные.

Примеры библиографического описания.

  1. Российская Федерация. Конституция (1993).

    Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.

  2. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии [Текст] / Р. М. Грановская. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Свет, 1997. – 608 с.
  3. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика [Текст]: Курс лекций / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. – М.: Академия, 2000. – 440 с.
  4. Гуткина, Н. И. Психологические проблемы взаимодействия учителя с подростком [Текст] / Н. И. Гуткина // Вопр. психологии. – 1984. — №2. — С. 99-106.
  5. Электронный каталог ГПНТБ России [Электронный ресурс]: База данных содержит сведения о всех видах лит., поступающей в фонд ГПНТБ России. Электрон. дан. (5 файлов, 178 тыс. записей).

    – М., [199-]. – Режим доступа: http // www.gpntb.ru/win/search/help/elcat.h tml. — Загл. С экрана.

  1. Аттестация курсовой работы.

После полного завершения курсовая работа сдаётся научному руководителю. При выявлении серьёзных отклонений от предъявляемых к ней требований она дорабатывается, а затем ставится на защиту. Курсовая работа оценивается комиссией по пятибалльной шкале. Оценка заносится в протокол и в зачетную книжку, а затем – в приложение к диплому.

Критериями оценки курсовой работы являются:

— степень разработки темы;

— полнота охвата научной литературы;

— самостоятельный и творческий подход к написанию работы;

— надёжность методов исследования;

— правильность и научная обоснованность выводов;

— стиль изложения;

— аккуратность и правильное оформление курсовой работы;

— качество устной защиты.

Наиболее уязвимыми местами курсовой работы чаще всего являются:

— нарушение правил оформления работы, неправильное оформление библиографического материала;

— бессистемное изложение материала;

— слабость доказательств, неубедительность выводов;

— обилие цитат, выдержек из книг;

— расплывчатость заключения.

Именно на эти места в курсовой работе следует обратить внимание студентам при выполнении своей работы.

Защищённые курсовые работы студентам не возвращаются и хранятся в фонде института. Студенты, не сдавшие курсовые работы или получившие на защите неудовлетворительные оценки, не допускаются к очередным экзаменам.

Тематика курсовых работ по психологии (для 308Р гр.).

  1. Психологические особенности творческой личности.
  2. Природа творческих способностей и пути их развития.
  3. Терапия искусством: диагностические и психотерапевтические возможности творческого процесса.
  4. Понятие о самоактуализирующейся личности в гуманистической психологии.
  5. Арт-терапия как средство сохранения психического здоровья.
  6. Проблема бессознательного в изучении творческой деятельности.
  7. Ценности и ценностные ориентации личности и их формирование в учреждениях культуры.
  8. Психологический анализ черт характера людей в творческом коллективе.
  9. Социальные и личностные факторы в развитии творческой одаренности.
  10. Социальные и психологические барьеры в развитии и реализации творческой одаренности.
  11. Типы темпераментов и их учет в профессиональной деятельности руководителя художественного коллектива.
  12. Особенности развития внимания в профессиональной деятельности.
  13. Межличностные конфликты и их проявление в студенческом (творческом) коллективе.
  14. Социально-психологические феномены в малой группе и особенности их проявления в творческом коллективе.
  15. Творческий потенциал личности и пути его развития.
  16. Особенности эмоционального процесса в творческой (сценической) деятельности.
  17. Влияние профессиональной творческой среды на развитие личности.
  18. Толерантность как профессионально важное качество современного педагога.
  19. Сравнительный анализ уровня толерантности студентов первого и старшего курса ОГИИК.
  20. Особенности проявления эмпатии в общении студентов ОГИИК.
  21. Акцентуированные черты характера и их связь с творческим характером деятельности.
  22. Акцентуированные черты характера и проблема отклоняющегося поведения.
  23. Проблема самооценки и уровня притязаний в молодёжной среде.
  24. Ценности и ценностные ориентации личности (на примере студентов ОГИИК).
  25. Характерологические особенности творческой личности.
  26. Сравнительная характеристика самооценки студентов первого и старшего курсов.
  27. Социально-психологические особенности самоактуализирующейся личности.
  28. Психологические механизмы восприятия искусства.
  29. Сопереживание как составная часть художественного восприятия.
  30. Повышение эффективности общения с учётом репрезентативных систем людей (подход НЛП).
  31. Изучение психологических типов личности с точки зрения соционики.

Образец оформления титульного листа

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫС­ШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

Психические особенности общения и взаимоотношений подростков

Курсовая работа

Исполнитель: Иванов Н. А.

студент 210М группы

специальности 071401 «Менеджер социально-культурной деятельности»

Научный руководитель: Еремина С. Р.

ст. преподаватель ________________

Дата допуска к защите ____________

Орел, 2011

7