Методические рекомендации по вопросам развития дополнительного образования для детей и организации воспитательного процесса в образовательных организация в

Дополнительное образование детей– вид образования, направленный на развитие личности учащегося, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.

Изменяющиеся образовательные и досуговые запросы и потребности детей необходимость постоянного совершенствования профессионального роста педагогических кадров, создания оптимальных условий для повышения качества дополнительного образования и воспитания детей и учащейся молодежи.

В Донецкой Народной Республике обеспечено правовое регулирование вопросов функционирования системы образования, всех ее уровней и подсистем, деятельности образовательных организаций разных типов и форм собственности, организации различных форм обучения. Особое внимание уделяется системе дополнительного образования детей и учащейся молодежи, которое рассматривается как сфера наибольшего благоприятствования для развития личности ребенка, подростка, молодого человека на всех уровнях образования – от дошкольного до высшего профессионального образования.

На сегодня в системе образования функционируют 79 организаций государственной и муниципальной формы собственности, в т.ч. 20 детско-юношеских спортивных школ. Дополнительным образованием детей охвачено более 59000 детей.Для детей работают кружки и творческие объединения художественно-эстетического, научно-технического, эколого-натуралистического, туристско-краеведческого, физкультурно-спортивного и других направлений.

Следует отметить, что сегодня кроме образовательно-воспитательной и развивающей, организации дополнительного образования удачно справляются с другими важными функциями, преимущественно социальной направленности. Государственная дополнительное образование — это шанс для развития детей из социально незащищенных категорий, которым крайне необходима поддержка и защита государства.

Кроме того, организации дополнительного образования детей остаются центрами всей организационно-массовой работы с детьми и молодежью, организациями, обеспечивающим их содержательный досуг, организаторами творческих конкурсов, фестивалей, выставок, концертов, соревнований и т.п., т.е. мероприятий, где дети могут проявить свои способности и таланты.

В первом полугодии 2016 года приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04 апреля 2016 года за № 310 утверждена Концепция развития дополнительного образования детей.

4 стр., 1995 слов

Развитие организации и управление стрессом

  Современные организации осуществляют свою деятельность в условиях постоянных изменений – технических, экономических, политических, демографических и социальных. Изменения открывают дополнительные возможности для поступательного развития организации, одновременно создавая дополнительные сложности: сопротивление изменениям как на уровне организации, так и на уровне конкретного работника ...

В рамках реализации Концепции развития дополнительного образования в первом полугодии 2016 года расширен перечень образовательных программ в сфере дополнительного образования детей, направленных на позитивную социализацию, профессиональную ориентацию и предпрофессиональную подготовку детей.

В течение первого полугодия 2016 года совершенствовалась республиканская многоуровневая и вариативная система массовых мероприятий с обучающимися по различным направлениям образовательной деятельности. Было проведено 90 массовых мероприятий (в том числе 13 Республиканских спортивных мероприятий по 9 видам спорта), в которых приняло участие около 17000 детей.

Данные методические рекомендации создаются с целью улучшения качества дополнительного образования и воспитания детей и учащейся молодежи, повышения эффективности образовательного процесса, обеспечения продуктивного творческого поиска, выявления и внедрения лучших образов педагогической деятельности, выработки единых подходов, требований, норм к оценке результатов творческой деятельности обучающихся и профессиональной деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательных организаций.

 

Развитие дополнительного образования для детей в 2016-2017 учебном году

В новом учебном году организации дополнительного образования работают по учебным планам, которые составлены согласно рекомендациям Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики (письмо МОН ДНР от 28.06.2016 г. № 2719 «О рекомендациях по составлению учебного плана учреждения дополнительного образования в 2016-2017 учебном году»).

Обращаем внимание, что образовательные программы дополнительного образования для детей составляются согласно Требованиям, утвержденных приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2015 г. № 392. Дополнительные образовательные программы рассматриваются педагогическим или методическим советом учреждения дополнительного образования и утверждаются директором учреждения дополнительного образования. Ответственность за содержание и реализацию дополнительной образовательной программы возлагается на автора-составителя данной программы и заместителя директора по учебно-воспитательной работе учреждения дополнительного образования.

7 стр., 3395 слов

Тема 1. Информатизация образования как фактор развития общества

Исользование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе Логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» Требования ГОС к содержанию курса Рабочая учебная программа Цели и задачи курса Тематический план курса Содержание программы курса по темам Темы семинаров Темы лабораторных работ, практических занятий, методические указания к их проведению ...

Учреждениям дополнительного образования следует уделить особое внимание методической работе. Основная цель методической работы учреждения дополнительного образования – создание условий для совершенствования личностно-профессионального уровня педагогов, формирования их педагогического мастерства и творчества.

На создание системы методической работы влияют следующие факторы:

• концептуальная модель развития учреждения;

• локальные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность;

• этап развития учреждения дополнительного образования (стабильное функционирование, режим развития, становление нового педагогического коллектива и др.);

• проблема, над решением которой работает учреждение;

• единая методическая тема (если учреждение работает в режиме развития);

• региональные особенности учреждения (республиканское, городское, районное, профильное, многопрофильное и др.);

• профессиональный уровень педагогов;

• морально-психологический климат в коллективе;

• наличие социально-педагогической и психологической службы;

• уровень и стиль управленческой деятельности;

• материально-техническая база.

Для успешного решения целей и задач методической работы педагоги объединяются в профессиональные методические формирования. В настоящее время в учреждениях образования действуют самые различные профессиональные формирования педагогов: методические объединения, школы передового опыта и развития профессионального мастерства, педагогические студии, ателье, мастерские, творческие и проблемные микрогруппы, временные творческие и научно-исследовательские коллективы, проектные команды, школы исследователей, лаборатории, кафедры, кружки качества, творческие союзы, психолого-педагогические консилиумы и так далее.

Наиболее распространенным в педагогической среде профессиональным формированием является методическое объединение. Этот вид педагогического сообщества позволяет объединиться педагогам одного конкретного направления (или смежных) для решения, в первую очередь, частнометодических проблем. Разумеется, в арсенале методических объединений есть и обсуждение современной нормативной базы и инструктивно-методической документации по общим вопросам развития системы дополнительного образования. Рассматриваются также и «вечные» общепедагогические проблемы.

2 стр., 660 слов

Роль врача в формировании здорового образа жизни и привычек здорового поведения .

В сохранении здоровья человека особенно важную роль играет его поведение. Поведение человека способно воздействовать на здоровье, либо улучшая, либо ухудшая его.Здоровый образ жизни – это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню ...

Документация методического объединения:

• приказ директора об организации методической работы;

• положение о методическом объединении;

• функциональные обязанности руководителя и членов методического объединения;

• план работы методического объединения на учебный год;

• протоколы заседаний методического объединения;

• мониторинг профессионального роста педагогов;

• темы по самообразованию;

• банк инновационного опыта (приемы, методики, технологии);

• материалы по обобщению эффективного педагогического опыта;

• результаты внутреннего контроля (информационные и аналитические справки, сведения о профессиональных потребностях педагогов, полученные в результате анкетирования).

В мае-июле 2016 года согласно плану работы отдела дополнительного образования Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики с целью выполнения статьи 26 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» был проведен мониторинг информационного наполнения и обновления официальных сайтов учреждений дополнительного образования городов и районов. В результате проведенного мониторинга выявлено следующее.

Большинство учреждений дополнительного образования городов и районов не имеют функционирующих сайтов (некоторые учреждения имеют официальные страницы в ВКОНТАКТЕ).

Отмечаем хорошее содержание официальных сайтов таких учреждений дополнительного образования, как Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр, Донецкий Республиканский Центр туризма и краеведения учащейся молодежи,Донецкий городской дворец детского и юношеского творчества, Макеевский городской дворец детского и юношеского творчества им. В.Г. Джарты, Торезский дворец детского и юношеского творчества «Юность».

Учитывая вышеизложенное, директорам учреждений дополнительного образования рекомендуется в сжатые сроки создать официальные сайты учреждений, повысить ответственность за информационное наполнение сайтов, осуществлять систематический контроль за своевременное обновление сайтов.

19 стр., 9431 слов

Формирование здорового образа жизни у младших школьников

... Нац. ин-т образования, 2010. -- 144 с. 7. Рымкевич, В. В. Лицеистам - здоровый образ жизни / В.В. Рымкевич // Здоровый образ жизни : сб. ст. ... чтения учащимися, тексты для чтения учителем и дополнительные материалы для самостоятельной, дифференцированной работы с ... обучения позволяют резко увеличить процент усвоения материала обучающимися. Результаты этого исследования показывают, что наименьший ...

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики для практического использования в работе образовательных организаций рекомендует методические рекомендации, разработанные Донецким республиканским институтом дополнительного педагогического образования, которые будут размещены на сайтах Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики и Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования.

 

Для практической деятельности педагога дополнительного образования Министерство образования и науки рекомендует следующей перечень документов:

1. Дополнительная образовательная программа.

2. План занятия. При проведении занятия каждый педагог должен иметь план занятия: опытный — краткий (сжатый), начинающий – более развернутый. Наличие подробных планов-конспектов необходимо в случаях, если педагогом проводится открытое занятие.

3. Индивидуальные образовательные маршруты (если существует необходимость в индивидуальной работе и есть резервные часы педагогической нагрузки).

4. Журнал планирования и учета работы кружка.

5. Заявление о приеме обучающихся в детское объединение от родителей обучающихся (законных представителей).

6. Расписание занятий, оформленное как отдельный документ.

7. Инструкции по технике безопасности во время учебных занятий и проведения массовых мероприятий.

8. Копия должностной инструкции педагога дополнительного образования.

9. Материалы по организации и проведению массовых мероприятий.

10. План самообразования педагога дополнительного образования.

11. Материалы обобщения педагогического опыта работы.

Формирование здорового образа жизни у детей и молодёжи

 

27 стр., 13051 слов

Формирование здорового образа жизни трудных подростков как социально-педагогическая проблема

... вырабатывать навыки здорового образа жизни. Школа должна помочь обучающимся в противостоянии ... ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 1.1 Содержание понятия «здоровый образ жизни подростка» Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на укрепление, сохранение и улучшение здоровья ... к здоровому образу жизни является внеклассная работа и дополнительное образование, так ...

В образовательных организациях воспитание обучающихся осуществляется в контексте гражданской и общечеловеческой культуры, охватывает весь образовательный процесс, основывается на свободе выбора цели жизнедеятельности и объединяет интересы личности, общества и государства.

Согласно Концепции формирования здорового образа жизни у детей и молодёжи (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 № 815) основными заданиями образовательных организаций являются:

— внедрение в образовательный процесс личностно ориентированной модели формирования у обучающихся здорового и ответственного образа жизни, умения принимать оптимальные решения по сохранению и укреплению собственного здоровья;

— совершенствование форм и методов формирования навыков здорового образа жизни;

— формирование у детей негативного отношения к вредным поведенческим привычкам.

Обучение здоровому образу жизни во всех возрастных труппах должно быть системным и предусматривает целый комплекс мероприятий, направленных на обеспечение и осознание обучающимися здорового образа жизни как личной и социальной ценности.

Цели здоровьесберегающей педагогики с учетом возрастных особенностей психофизического развития детей и подростков:

— формирование здорового и безопасного образа жизни через заботливое отношения к собственному здоровью, здоровья других людей как наивысшей жизненной ценности на Земле (для детей 1-4 классов);

— создание условий для формирования здорового и активного образа жизни, увеличение подвижного режима общеобразовательной организации (для обучающихся 5 – 9 классов);

— работа с обучающимися 10-11 классов через систему ученического самоуправления (совет старшеклассников) по формированию здорового и ответственного образа жизни в школе.

Валеологическое просвещение формирующейся личности должно начинаться с начальной школы и осуществляться на протяжении всей дальнейшей учебы в школе:

12 стр., 5667 слов

Особенности формирования здорового образа жизни школьников в общеобразовательном учреждении

... здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. 1.2 Здоровьесберегающая образовательная среда как необходимое условие формирования здорового образа здоровый образ жизнь учащийся Формирование здорового образа жизни ... из элементов, оказывающих жизненно важные влияния на обучающихся в процессе получения образования [9,с. ...

I этап — формирование навыков здорового образа жизни (ЗОЖ)у детей 1-4 классов, определяется уровнем развития ответственного отношения к самому себе и своему организму: к своему телу, душе и разуму на уровне готовности быть здоровым. Эта готовность должна складываться и из потребности (хочу) быть здоровым, и из способности (могу) строить отношения с самим собой и окружающим миром; а также решимостью (буду) жить по природосообразным правилам и законам.

Критерии оценки здоровья

— для физического здоровья — я могу;

— для психического — я хочу;

— для социального — я должен.

II этап — формирование навыков ЗОЖ у обучающихся 5 – 9 классов в первую очередь, определяется уровнем здоровья микросоциума, т.е. уровень здоровья определённой группы людей (семьи, друзей).

Под этим понятием имеется в виду ближайшее, относительно постоянное окружение подростка — его семья, родственники, друзья, знакомые, с которыми она повседневно общается. Это круг общения, где подросток практически ежедневно пребывает, постоянно на него влияет своим поведением. Именно через ближайшее окружение прежде всего осуществляется позитивное и негативное влияние на образ жизни и здоровье.

Прежде чем говорить о ведении подростками здорового образа жизни, необходимо создать условия для эффективного формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, а именно внедрения комплексной методики, учитывающей психологические механизмы формирования ценностных ориентаций личности в подростковом возрасте.

III этап — формирование навыков ЗОЖ у обучающихся 10-11 классов происходит непосредственно через взаимодействие с определёнными формальными (общественными) и неформальными организациями, т.е. тот ближайший социум, где молодой человек пребывает продолжительный период своей жизни. Этот этап требует от педагогов целенаправленных и скоординированных усилий с другими социальными институтами по пропаганде здорового образа жизни.

Для успешного закрепления формирующихся навыков ЗОЖ у обучающихся 10-11 классов важным является:

1) формирование у обучающихся валеологического мировоззрения, бережливого и заботливого отношения к собственному здоровью как наивысшей ценности и важному условию наиболее полной реализации потенциальных возможностей личности, гражданина Донецкой Народной Республики;

2) создание у обучающихся постоянных мотивационных установок на здоровый образ жизни как на одно из главных условий формирования, сохранения и укрепления физического, психического, духовного и социального здоровья;

3) формирование у обучающихся осознания того, что человек является частью Природы и Космоса, от экологического состояния которых зависит жизнь на Земли и здоровье всего человечества и каждого детей и учащейся молодёжи в частности;

4) прививание навыков личной гигиены как важного компонента человеческой культуры и формирования личности;

5) ознакомление обучающихся с основными принципами и методами профилактики наиболее распространенных инфекционных заболеваний, детского травматизма, несчастных случаев, отравлений и дорожно-транспортного травматизма;

6) ознакомление обучающихся с основными принципами и методами первичной профилактики наиболее распространенных соматических заболеваний;

7) проведение полового воспитания обучающихся, ознакомлениес принципами профилактики венерических заболеваний и СПИДА, беременности и абортов несовершеннолетних;

8) осуществление валеологического мониторинга физического развития обучающегося в течение всех лет учебы, профилактика респираторных инфекций, нарушений осанки и зрения обучающихся;

9) профилактика вредных привычек и борьба с ними;

10) возможность доступа к специальной информации по ЗОЖ: о важности достаточного объёма двигательной активности, сбалансированности питания, профилактике стрессогенных состояний, и других составляющих ЗОЖ, касающихся преимущественно не только физического и психического, а также социального и духовного здоровья.

 

Одним из главных критериев деятельности образовательных организаций должно быть осуществление такой политики, при которой родители чувствуют свою определяющую роль в делах ученического и педагогического коллективов.

Министерство рекомендует широко привлекать к образовательному процессу родительскую общественность, проводить Родительские форумы — открытые диалоги непосредственных детей с родителями для выработки общих взглядов на решение проблем в отношениях, где залогом понимания является попытка понять друг друга и сделать шаг навстречу.