Методические рекомендации по совершенствованию работы социальных педагогов в учреждениях образования

Документ разработан по заказу

Главного управления социальной и воспитательной работы

Министерства образования Республики Беларусь

(документ опубликован в журнале «Социально-педагогическая работа», 2000г., №2))

Социальная педагогика как наука о воспитательных влияниях социальной среды исследует воспитательные силы общества и способы их актуализации, пути создания условий для развития и позитивной самореализации человека. В контексте детско-подростковых и молодежных проблем социальная педагогика рассматривается как одно из наиболее значимых и перспективных направлений науки и практики, способное оптимизировать учебно-воспитательный процесс в современных условиях, развивать личностно ориентированные подходы в жизнеорганизации учащейся молодежи. Введение в штаты воспитательно-образовательных учреждений с 1 сентября 1996 г. должности социального педагога и предполагало решение этих актуальных задач в конкретных условиях школы, училища, внешкольного учреждения. Социальный педагог должен помогать и поддерживать детей и подростков, которые оказались в сложных пли неблагоприятных условиях и нуждаются в социальной защите, повышенном педагогическом внимании.

Понятно, что за такое короткое время не смог сформироваться высокопрофессиональный специалист, тем более что основная масса работающих в этой должности пока не имеет специального образования (в лучшем случае это курсы переподготовки при институтах повышения квалификации).

Однако образовательный стандарт социального педагога предусматривает его социально-психолого-педагогическую подготовленность и компетентность с ориентацией на многоплановую социальную практику: на овладение педагогикой отношений в социуме, в семье, в общине, в условиях открытой микросреды индивида, в сферах учебы, труда, быта и досуга, в разрешении конфликтных ситуаций, в работе с различными возрастными, социальными и профессиональными группами, с людьми с ограниченными возможностями и другими категориями с учетом поселенческой, социокультурной и другой специфики. Социальный педагог должен обладать фундаментальными и прикладными умениями, чтобы обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между индивидом, семьей, с одной стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами — с другой, при необходимости быть связующим звеном между ними.

11 стр., 5352 слов

Деятельность школьного социального педагога по формированию детского ученического коллектива

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЕТОДИКЕ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА Тема: Деятельность школьного социального педагога по формированию детского ученического коллектива СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Деятельность социального педагога в школе 2. Коллектив как фактор развития и воспитания учащихся 3. Характеристика и этапы развития ученического коллектива 4. Работа социального педагога по формированию ...

Он должен быть способным целенаправленно влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, побуждать индивида к той или иной созидательной деятельности, стимулировать его положительные инициативы. Социальному педагогу в достаточной степени должны быть присущи такие качества, как коммуникабельность, экстравертность, участливость, эмпатийность, широкая эрудиция и общекультурная подготовка, социальная активность и т.п. Человек, избравший эту профессию, «обязан быть в высшей степени гуманистом, обладать хорошими организаторскими способностями, высокой духовной культурой, чувством такта, иметь достаточную психологическую подготовку. Он должен уметь анализировать социальные явления, видеть свою роль в защите прав человека, иметь устойчивые нравственные принципы.

Социальный педагог обязан: знать основные закономерности развития личности в различных условиях, на всех возрастных этапах, специфику формирования отношений в социуме, экологическую, демографическую, социально-педагогическую характеристику различных сфер микросреды; владеть необходимым минимумом валеологических, культурологических, правовых знаний, основами конфликтологии, социологии; знать формы и методы социально-педагогической работы с семьей, с различными группами и категориями населения; представлять функции, права и обязанности современных государственных и общественных институтов по отношению к семье и индивиду; знать концептуальные подходы и программу современной социальной политики, основы трудового законодательства, гражданского, жилищного, семейного кодексов, принципиальных положений блока законов о льготах и пособиях; владеть методикой и технологией диагностики проблем человека и его микросреды, навыками анализа и планирования, проектирования и программирования социально-педагогической работы, проведения социально-педагогических исследований. В своей деятельности социальный педагог должен неукоснительно руководствоваться принципами и требованиями общепризнанного кодекса этики социальных работников и социальных педагогов. Социальному педагогу учреждений системы образования главным образом приходится работать с детьми, подростками, учащейся молодежью, поэтому приоритетными направлениями его деятельности являются:

6 стр., 2512 слов

Программа работы Службы Социальной помощи молодежи с педагогами школ по профилактике наркотической

... Л.М. Некоторые проблемы и особенности организации социально педагогической работы с детьми из неблагополучных семей // Образование и социальное развитие региона. - 1995. - N 2. 8 ... . Львиная доля ответственности в этом случае возлагается на институты воспитания человека: семью и школу. Школьные работники как профессиональные педагоги должны донести ...

исследование характера проблем, организация учета и определение контингента, которому необходима социально- педагогическая помощь;

защита прав и интересов ребенка в обществе, семье, микроколлективах учебно-воспитательного учреждения и места проживания;

оказание практической помощи конкретному ребенку в его социальной адаптации, абилитации, реабилитации, преодолении сложных жизненных ситуаций;

содействие созданию гуманных, комфортных условий обучения, оказание помощи ребенку в его саморазвитии, самосовершенствовании, самореализации;

координация усилий по педагогизации среды обитания детей и подростков, организация участия институтов социума в социальном воспитании;

организация превентивно-профилактической работы по предупреждению преступлений и правонарушений, пьянства, наркомании, токсикомании, коррекция негативной девиантности детей и подростков;

оказание необходимой помощи семье в осуществлении семейного воспитания;

участие в организации здорового образа жизни, развивающего досуга и т.п.

Однако деятельностное поле социального педагога гораздо шире, так как оно должно включать все категории населения и различные интерпретации положений «человек в среде», «человек в ситуации». Специалист социально-педагогической работы призван помогать людям всеми имеющимися в его распоряжении средствами и способствовать повышению социального благополучия, самовыражению личности, достижению социальной справедливости. В его обязанности входит также помощь развитию ресурсов для удовлетворения индивидуальных, групповых, национальных и интернациональных потребностей и устремлений человека, в защите всех его прав, в достижении им гармонии с самим собой.

Социальный педагог должен внимательно отслеживать и выверить свою посредническую, стабилизирующую и защитную функции, отдавая предпочтение превентивно-профилактическим мерам. Работая в воспитательно-образовательном учреждении, он, как правило, не ждет обращений клиента, а в рамках правовых норм и в этически допустимой форме сам выходит на контакт, ставит социальный диагноз, учитывает психологические, возрастные и другие особенности, способности растущего человека, вникает в мир его интересов, в условия жизни, моральный климат, выявляет позитивные и негативные влияния, психологические, медицинские, правовые, экологические осложнения, решение которых затем осуществляется совместно с другими социально-психолого-педагогическими работниками, специализирующимися по профилям проблем, а также с участием юристов, представителей власти, правопорядка, заинтересованных общественных организаций.

14 стр., 6726 слов

Психолого-педагогический анализ проблемы внимания в младшем школьном возрасте

35 КУРСОВАЯ РАБОТА по психологии Психолого-педагогический анализ проблемы внимания в младшем школьном возрасте специальность 050709 Преподавание в начальных классах2008Содержание ВВЕДЕНИЕ1. Внимание как психический феномен 1.1 Физиологические основы внимания 1.2 Функции внимания 1.3 Свойства внимания 1.4 Виды внимания 2. Особенности внимания младших школьников 3. Трудности в обучении и развитие ...

Социально-педагогической работе присущи особые интегративные свойства, при этом затрагиваются как сложные случаи, так и весьма деликатные жизненные ситуации. Поэтому такая работа требует от социального педагога не только профессионального мастерства, но и высокой личностной и профессиональной культуры. Для проработки этого положения предлагаем познакомиться с публикацией в журнале «Сацыяльна-педагапчная работа» (1999.- № 3.-С.23-36).

Здесь же подчеркнем, что основными компонентами профессиональной культуры социального педагога являются:

  • личностная предрасположенность к профессии и ее осознанный выбор;
  • профессиональные знания;
  • необходимая квалификация;
  • высокая культура деятельности;
  • культура личности.

Как показывает получаемая с мест информация, социальные педагоги нередко нагружаются не свойственными обязанностями. Поэтому для определения или уточнения роли и места социального педагога и общей системе функционирования учебно-воспитательного учреждения необходимо руководствоваться основными документами, которые характеризуют его деятельность: рекомендациями по основным направлениям деятельности социальных педагогов в образовательно-воспитательных учреждениях (Сборник нормативных документов Министерства образования, №12 за 1996 год), тарифно-квалификационной характеристикой социального педагога и настоящими методическими рекомендациями. Весьма существенным ориентиром являются материалы ученых, методистов и практиков по различным аспектам социально-педагогической работы, публикуемые на страницах журнала «Сацыяльна-педагапчная работа» и других научно-методических изданий.

8 стр., 3830 слов

Социально-психологический портрет педагога дошкольного учреждения

... социального поведения дошкольника. Но подобных работ явно недостаточно. Среди исследований по проблемам психологии педагога, его профессиональной деятельности значительное место занимают работы, посвященные педагогическим ... самодиагностики педагога. Классификация социально-психологических качеств педагога воспитатель педагог личность мастерство Роль личностных качеств педагога несомненно велика ...

Вместе с тем необходимо подчеркнуть и то, что социальный педагог не администратор, раздающий указания, не контролер, выявляющий всевозможные негативы и сигнализирующий о них по инстанции. Социальный педагог образовательно-воспитательного учреждения – специалист, компетентный в вопросах осуществления психолого-педагогических подходов в различных условиях и ситуациях, к различным категориям индивидов, групп и коллективов, способный грамотно подойти к проблеме, добиться ее правильного понимания и должного восприятия имеющих к ней отношение социальных институтов, способный при необходимости организовать осознанное участие в разрешении проблемы ребенка его заинтересованных близких, соответствующих профессионалов и должностных лиц.

Одним из главных результатов работы социального педагога должно стать улучшение морально-психологического состояния ближайшего социального окружения личности, снижение отрицательных влияний на нее. Необходимо сосредоточить усилия на индивидуальной работе с детьми и учащейся молодежью по предупреждению распространения в их среде негативных проявлений: курения, употребления алкоголя, наркотиков и токсических веществ, правонарушений и преступлений, профилактике ВИЧ-инфекции и т.п. Деятельность социального педагога должна, прежде всего, концентрироваться вокруг личности ребенка по созданию благоприятного социально-психологического фона для позитивного развития и становления.

Работа социального педагога в учреждениях системы образования преимущественно формируется по трем основным позициям:

– на индивидуальном уровне;

– в группах;

– в социуме (общинный уровень).

Комплексный подход к проблеме и гуманистическая основа – непременные ингредиенты социально-педагогической практики. Комплексность и гуманность должны выражаться, прежде всего, в восприятии обозначившейся проблемы подростка как результата взаимодействующих в блоке социально-педагогических и биолого-психологических причин. Поэтому необходимым предисловием социально-педагогической работы в конкретном воспитательно-образовательном учреждении является его социально-педагогическая паспортизация (как общая, так и по сложившимся подразделениям), а также исследование того социального окружения, что, так или иначе, взаимодействует с данным учреждением.

11 стр., 5352 слов

Разработка практической программы развития (повышения) социально-психологической компетентности педагога для целевой группы

... ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине: Педагогическое общение с тренингом социально-психологической компетентности. На тему: Разработка практической программы развития (повышения) социально-психологической компетентности педагога ... развитие ребенка. В проведении мониторинга участвуют педагоги, учитель-логопед, психолог, социальный педагог. Критерии достижения цели: готовность к ...

В результате социально-педагогической паспортизации учреждения и микрорайона определятся институты-партнеры, сотрудничество с которыми целесообразно при организации социального воспитания, социально-педагогической помощи и поддержки учащихся и их семей. Обозначатся образования, негативно влияющие на детей и подростков, определится контингент нуждающихся в социально-педагогической помощи.

В целях достижения системности, действенности и результативности социально-педагогической работы необходимо проводить классификацию выявленных негативных отклонений воспитанников по характеру их проблем. В этом плане представляется целесообразной такая градация: социальные проблемы семьи ученика; проблемы, связанные с физическим или психическим нездоровьем ребенка или подростка; проблемы, определяемые сложностями его учебной деятельности; проблемы поведенческого характера; проблемы общения.

Комплексное изучение выявленных девиаций даст возможность выдвигать гипотезы исправления тех или иных положений и выхода из сложившихся ситуаций, планировать необходимые интервенции, позволит целенаправленно составлять проекты социально-педагогических мероприятий.

Завершающим этапом в данном направлении является конкретная социально-педагогическая работа, выражающаяся в помощи, поддержке, защите, консультировании, адаптации, коррекции, реабилитации, попечительстве, профилактике и т.п. Помимо непосредственного осуществления соответствующих социально-педагогических акций, социальный педагог в необходимой степени должен выступать как организатор и координатор, ибо на данном этапе проведения обозначенных вмешательств наряду с социальным педагогом, в силу востребованности, должны участвовать психологи, учителя, воспитатели, медики, юристы, культработники, администрация учреждения, представители местной власти, общественные организации и т.д.

6 стр., 2593 слов

Социально-психологические аспекты педагогической деятельности А.С. Макаренко

... , рекреации и адаптивной физической культуры РЕФЕРАТ по дисциплине «Социальная психология» на тему: «Социально-психологические аспекты педагогической деятельности А.С. Макаренко» Выполнила студентка 2 ... концепции Заключение Список литературы Введение Антон Семенович Макаренко - выдающийся советский педагог-психолог, основатель теории коллектива и человек, который провел большое количество ...

Второй важнейшей составляющей социально-педагогической деятельности является работа в группах. От рождения и до смерти человек постоянно входит во всевозможные группы, которые формируют его как личность. Работа в группах условно представляется в двух направлениях. Первое – улучшение функционирования естественных и формальных групп (семья, класс, бригада, звено, учебная или туристическая группа и т.п.), введение в рамки правовых и морально-нравственных норм участников неформальных объединений (друзья-единомышленники, группы негативной девиантной ориентации и т.п.).

Второе – использование социально-психологического эффекта группы в качестве исцеляющего, трансформирующего инструмента. Объединенные целевым образом в терапевтическую группу и взаимодействующие между собой индивиды способны уменьшить собственное напряжение и получать взаимное удовлетворение от общения, снимая тем самым остроту ситуативных проблем. Таким образом, группа – действенное средство в арсенале методов работы социального педагога и широко используется в практике профессионалов.

Следующее направление социально-педагогической деятельности – работа на общинном уровне, т.е. в социуме по месту жительства, что имеет целью педагогизацию среды, психолого-педагогическое просвещение родителей учащихся. Обустроенность, эстетика, соответствие местопроживания учащихся экологическим нормам, благоустройство территории, организация досуга, условия культивирования здорового образа жизни и тому подобное – все это исключительно важно в организации культуры бытия, в формировании внутренней культуры детей, подростков, молодежи, а поэтому не может не входить в круг профессиональных интересов социального педагога.

Следует подчеркнуть, что для работающего в воспитательно-образовательном учреждении социального педагога в центре внимания могут быть не только проблемные дети и подростки, хотя, конечно же, это его наибольшая озабоченность. Сам процесс развития, становления, самоутверждения растущего человека требует грамотного подхода, чуткого внимания, поддержки, и это должно соответствующим образом отражаться в деятельности социального педагога.

Отдельной строкой следует записать о работе социального педагога с учащимися так называемых групп риска. Конечно же, ошибаются руководители учреждений, которые эту сложную проблему пытаются целиком возложить на плечи социального педагога, а весь смысл социально-педагогической работы видят только в статистике, отражающей динамику правонарушений. Этой воистину важнейшей проблемой в равной степени должны быть озабочены все члены педагогического коллектива, и каждый педагогический работник обязан нести свою ношу, играть соответствующую роль в осуществлении профилактики правонарушений среди воспитанников.

Тем не менее, социальный педагог должен создать исчерпывающий банк данных по социально-педагогическому состоянию учреждения и его микрорайона. Именно на базе социально-педагогической диагностики необходимо осуществлять профилактическую работу по предупреждению правонарушений среди учащихся, по оказанию помощи родителям в семейном воспитании, методической помощи учителям и воспитателям по проблемам социального воспитания. С учетом результатов социально-педагогических исследований следует строить всю систему социальной и воспитательной работы в учреждении.

Особому социально-педагогическому учету и вниманию подлежат учащиеся, для которых характерно:

— осложненное положение в семье;

— неуспеваемость в учебе;

— нездоровые тенденции в формировании потребностей и способов их удовлетворения;

— деформированные взаимоотношения со сверстниками;

— конфликтные отношения с учителями.

Социальный педагог в содружестве с психологом должен исследовать причины аномального поведения школьника и выступить координатором усилий педагогического коллектива по его коррекции. Для этой довольно сложной и деликатной работы нужен большой спектр специальных методик и технологий, которыми обязан владеть социальный педагог. Мировая практика показывает, что многие приемы и методы социально-педагогической работы требуют особых умений и навыков, содержат элементы не только психологии, но и психотерапии. В связи с этим нельзя не высказать озабоченности, что до настоящего времени в среде социальных педагогов больше говорится о том, «что надо», превалирует формальный фактор и в меньшей степени прорабатывается позиция, «как надо», какие приемы, методы, специальные методики, апробированные мировой социально-педагогической наукой и практикой, могут применяться в тех или иных случаях и ситуациях. В осуществлении подвижек в данном направлении, в росте профессионального мастерства и повышении профессиональной компетентности ведущую роль должны сыграть районные методические объединения социальных педагогов, значительный вклад может внести Белорусская ассоциация социальных педагогов и социальных работников.

Одна из важнейших задач школы на современном этапе – содействие становлению саморазвивающейся, свободной, творческой личности на основе овладения общечеловеческими ценностями, национальным культурным наследием, на основе высокой духовности. В общем объеме стоящих перед школой учебно-воспитательных задач особое внимание уделяется социальному воспитанию, которое осуществляется в процессе реальной жизнеорганизации детей и подростков и должно разрешать проблему развития потенциальных сущностных сил ребенка на основе холизма, гуманистических принципов, гармоничного сочетания внутреннего мира личности и факторов окружающей среды. В этом видится главнейшая задача и роль социального педагога образовательно-воспитательного учреждения.

В своей профессиональной деятельности социальный педагог имеет право:

1. Исходя из сложившейся социально-педагогической обстановки самостоятельно формулировать конкретные цели и задачи работы с детьми, подростками, молодежью, со значимыми для них взрослыми и осуществлять их решение в границах собственной профессиональной ответственности, компетенции учебно-воспитательного учреждения и нужд микрорайона.

2. Исходя из конкретных условий функционирования учреждения и особенностей его контингента, самостоятельно определять направления, приоритеты, формы и методы работы.

3. В рамках профессиональной компетенции знакомиться с необходимой документацией учреждения и заведенными в нем личными делами клиентов.

4. Обращаться с запросами в медицинские, правовые учреждения, органы местной исполнительной власти, общественные организации по вопросам защиты прав и интересов учащихся, оказания информационно-педагогической помощи.

5. Ставить вопросы о создании условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей социального педагога.

6. Действовать в соответствии с должностными обязанностями, профессионально-этическими принципами, задачами социально-педагогической работы, когда распоряжения руководства учебно-воспитательного учреждения, органов образования, администрации региона противоречат этим требованиям.

7. Участвовать в работе общественного объединения социальных педагогов, выступать с обобщением опыта своей работы в научно-методических журналах и других средствах информации.

8. Участвовать в работе различных органов и комиссий, рассматривающих проблемы охраны прав и социальной защиты детства. В случае несогласия с решением того или иного вопроса социальный педагог имеет право донести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций.

9. Вести работу по пропаганде социально-педагогических знаний среди педагогов, учащихся, родителей и общественности.

10. Иметь дополнительную учебную и факультативную нагрузку в соответствии с педагогическим образованием и квалификацией и в рамках существующих норм и правил.

11. Посещать уроки, проводимые в учреждении мероприятия с целью изучения социально-педагогических проблем.

Этические нормы деятельности социального педагога

Участие в создании условий и оказании помощи в самовыражении, улучшении социального функционирования личности, повышении уровня жизнеорганизации детей, подростков, молодежи – суть деятельности социального педагога. Такого рода деятельность может быть основана на искренности, доверии между людьми, на взаимопонимании и сотрудничестве, ответственности, деликатности, тактичности. В процессе профессионального контактирования социальному педагогу приходится прикасаться ко многим личным и семейным тайнам. Его работу довольно сложно проверить, объективно оценить итоги деятельности, не менее сложно вести обоснованный учет ее результатов. Таким образом, социальный педагог, возможно, как никакой другой специалист, остается один на один со своей профессиональной компетентностью, совестью, порядочностью, морально-нравственными установками.

Признанные международным профессиональным сообществом нормы этического поведения социальных работников и социальных педагогов изложены в журнале «Сацыяльна-педагапчная работа» (1997., № 3., С. 16–26; 1998., № 1., С. 65–74).

Суть свода этических приоритетов и стандартов заключается в следующем.

1. Каждый человек представляет собой ценность независимо от происхождения, этнической принадлежности, пола, возраста, взглядов, социального и экономического статуса, его вклада в общество.

2. Социальный педагог обязан использовать соответствующую систему знаний, умений и навыков для оказания помощи индивидам, группам, общинам в их развитии, предупреждении и разрешении конфликтов, устранении их последствий.

3. Социальный педагог обязан поддерживать высокие морально-нравственные стандарты своего положения, исключая нечестные действия, всевозможные уловки, введение кого-либо в заблуждение; он должен четко различать заявления и действия, сделанные им как частным лицом и как представителем этой профессии.

4. Социальный педагог обязан нести персональную ответственность за качество работы, которую он индивидуально исполняет.

Клиентами социального педагога могут быть не только ученики, но и их родители, учителя, другие люди, имеющие отношение к осуществляемому учебно-воспитательному процессу. По отношению к ним необходимо выполнять следующие обязательства.

  1. Социальный педагог не должен использовать отношения с клиентом в собственных интересах.
  2. Нельзя способствовать или принимать участие в любых формах дискриминации, связанных с национальностью, возрастом, вероисповеданием, семейным статусом, материальным положением, умственными, психическими или физическими недостатками, политическими взглядами или какими-то предпочтениями, привилегиями, персональными характеристиками.
  3. Социальный педагог должен избегать связей или отношений, которые могут принести вред его клиентам.
  4. Нельзя позволять вовлекать себя в любые действия, которые оскверняют или ущемляют гражданские или юридические права клиента, даже если это делается по его просьбе.
  5. Социальный педагог должен обеспечивать активную субъективную позицию самого клиента, не допуская унижения достоинства личности формами оказываемой ему помощи.

6. Необходимо уважать тайны клиентов и не распространять информацию, пришедшую в ходе профессиональной помощи. Сбор и передача информации о клиенте другим лицам происходит только в рамках профессиональной деятельности и в интересах клиента, который предварительно должен быть проинформирован о необходимости таких действий. Никакая информация не передается без согласия клиента (в случае несовершеннолетних – без согласия родителей или лиц, их заменяющих), кроме случаев, когда он не может отвечать за свои действия или когда непередача сведений в соответствующие службы может повлечь серьезную опасность для других лиц.

Во взаимоотношениях между коллегами социальный педагог должен создавать и поддерживать ситуации, облегчающие их этические, профессионально компетентные действия, поддерживать репутацию коллег, оберегать и защищать их от несправедливых нападок, от кого бы они ни исходили.

Профессия социального педагога относится к категории тех профессий, которые нередко надо поддерживать, отстаивать, доказывать их значимость и необходимость. В данном случае делать это следует, прежде всего, не во имя самого социального педагога, а во имя ущербных, закомплексованных, депрессированных, депривированных, попавших в сложную жизненную ситуацию людей, который не могут обойтись без социально-педагогической помощи. Таким образом, защита профессии социального педагога – проявление гуманизма, акция помощи социально незащищенным детям и взрослым.

На основании изложенного можно заключить, что социальный педагог должен:

1) всячески оберегать профессию от несправедливой критики и нападок, делать все возможное для укрепления уверенности в ее необходимости;

  1. сберегать ценности, умножать знания, развивать методологию, вносить вклад в популяризацию своей профессии;
  2. поддерживать разработку новых подходов и методов, необходимых для удовлетворения возникающих и уже существующих потребностей в социально-педагогической работе;
  3. предотвращать неквалифицированную и запрещенную практику социально-педагогической работы;
  4. решительно выступать против неэтичного поведения любого из своих коллег;
  5. не допускать искажений при рекламе своей квалификации, компетентности и результатов, которые могут быть достигнуты в процессе практической деятельности;
  6. критически анализировать и оценивать, быть в курсе новых знаний, относящихся к профессии;
  7. вносить вклад в развитие знаний о помощи населению, делиться с коллегами практическим опытом, хорошо зарекомендовавшими себя апробациями.

Критерии оценки эффективности деятельности социального педагога и организации социально-педагогической работы

Основой для оценки деятельности социального педагога образовательно-воспитательного учреждения является выполнение им функциональных обязанностей в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой (Приказ Министерства образования № 296 от 31 июля 1996 г.) и данными методическими рекомендациями.

В качестве основных критериев оценки деятельности социального педагога можно считать:

1)деятельность по созданию условий для эффективной работы: социально-педагогическая паспортизация образовательно-воспитательного учреждения и его микрорайона, оборудование и методическое оснащение рабочего кабинета, достаточность и системность созданного социально-педагогического банка данных;

2)регулярное прохождение курсов повышения квалификации, активное участие в работе регионального методобъединения, посещение семинаров и других мероприятий, направленных на повышение профессионального уровня социального педагога;

3)обоснованность, технологичность и эффективность оказываемой социально-педагогической помощи;

4)актуальность превентивных мер и действенность профилактической социально-педагогической работы;

5)адекватность и качество планирования и документирования;

6)активность в пропаганде сущности социально-педагогических подходов, гуманистических идей;

7)развитие и поддержание социально-педагогических инициатив среди детей, подростков, молодежи;

8)отзывы учащихся и их родителей, педагогов, руководителей учреждения о работе социального педагога;

9)участие в научно-исследовательской работе, выступления в профессиональной периодической печати и других средствах информации по вопросам социально-педагогической деятельности, развития социальной педагогики как науки и практики.

Рекомендации по оборудованию и функционированию социально-педагогического кабинета

Социально-педагогический кабинет предназначен для проведения индивидуальных консультаций, бесед, других видов профессионального контактирования, групповых занятий. Помещение должно располагаться в достаточно спокойном месте, за пределами прямой видимости кабинетов администрации, учительской, иметь хорошую звукоизоляцию, быть доступным для посетителей, иметь рабочий стол социального педагога, не менее 15 удобных посадочных мест с незакрепленной мебелью. Совмещение кабинета социального педагога с чем-то другим крайне нежелательно. Кабинет должен быть уютным, вызывать положительные эмоции, располагать к доверительности.

В социально-педагогическом кабинете рекомендуется иметь:

  1. сейф для хранения конфиденциальной документации;
  2. шкаф для хранения вспомогательных средств и материалов, печатных изданий;
  3. телефон;
  4. компьютер;
  5. магнитофон;
  6. видеомагнитофон с телевизором;
  7. слайдопроектор;
  8. каталожные ящики для размещения картотек;
  9. подшивку профессионального журнала;
  1. подборку специальной литературы в помощь социальному педагогу;
  2. аптечку первой медицинской помощи;
  3. чайный набор.

Планирование, документирование и учет социально-педагогической работы

Основными документами социального педагога являются:

  1. Социально-педагогический паспорт образовательно-воспитательного учреждения (примерный образец – Приложение 1).
  2. Социально-педагогический паспорт структурного подразделения (класс, учебная группа и т.д.) (примерный образец – Приложение 2).
  3. Социально-педагогическая характеристика микрорайона, в которой отражены его характерные особенности по демографическим, социокультурным, криминогенным и другим признакам. Особо выделяются те институты, которые могут быть партнерами в осуществлении социальной и воспитательной работы в учреждении и микрорайоне. Во второй блок следует внести все то, что идет вразрез с целями и задачами социокультурной деятельности и социально-педагогической работы. Для удобства и, естественно, для повышения эффективности социально-педагогической работы в контексте характеристики целесообразно создать картотеку, состоящую из трех подразделов:

-институты, реально или потенциально содействующие осуществлению социально-педагогических инициатив;

-негативные проявления в учреждении и социуме;

-контингент нуждающихся в социально-педагогической помощи.

4. Перспективный план социально-педагогической работы составляется, как правило, на год и может быть представлен как отдельным документом, так и в контексте годового плана работы учреждения. Здесь должны быть отражены те предполагаемые мероприятия, акции, другие виды деятельности, которые являются базовыми, основополагающими в социально-педагогической работе. Это прежде всего необходимые социально-педагогические исследования и эксперименты, создание и уточнение банка данных, картотек, социально-педагогических паспортов, взаимодействие с социальными институтами окружения, пропаганда социально-педагогических идей на участке своей деятельности, темы выступлений на педсоветах, родительских собраниях, перед учащимися и т.п. Здесь же должна быть показана работа по повышению собственного профессионального уровня, предполагаемые выступления по социально-педагогическим проблемам, написание статей и т.д. Главная цель перспективного плана – развитие социально-педагогической работы, совершенствование ее форм и методов, повышение эффективности и результативности.

5. План работы социального педагога на месяц конкретизирует, развивает, детализирует соответствующие пункты годового плана, соотносит их с конкретным временем. Здесь также отражается то значимое, что предстало как необходимость в результате осуществления социально-педагогической деятельности, хотя в перспективном плане и не значится. Форма плана работы социального педагога на месяц может быть следующей:

Социально-

педагогическая

деятельность

С кем

и для

кого

Основные

формы

работы

Соучаствующие

специалисты,

институты

Ориентиро-

вочное время

исполнения

Приме-

чание

1

2

3

4

5

6

6. Рабочий план социального педагога на день. Составляется на основе помесячного плана и тех ситуативных проблем, которые возникают по ходу осуществления социально–педагогической деятельности. Форма плана может быть произвольной, однако он должен быть удобным для работы, в нем конкретно и ясно должна задаваться программа работы на день, развернутая как по видам осуществляемой деятельности, так и по затратам времени.

7.Конфиденциальные информационные материалы, которые появляются в результате проведения индивидуальной работы, работы с семьями и в других всевозможных случаях контактирования. Эти документы не подлежат какому бы то ни было контролю со стороны администрации или других проверяющих, хранятся в специальном сейфе, доступном только для социального педагога. Для удобства пользования такого рода информация может заноситься в журнал следующей формы:

Дата записи

Клиент

История, фрагменты, проблемы

Гипотезы, предполагаемое продолжение

Сроки

последующих контактов

Примечания

1

2

3

4

5

6

8. При необходимости, можно вести журнал учета работы социального педагога, в котором фиксируется его основная деятельность за рабочий день с указанием затраченного времени (рекомендуется, прежде всего, в целях защиты самого социального педагога при разного рода проверках).

Предлагаемая форма такого учета:

Дата

Проведенная

работа

Участники

Затраченное

время

Примечание

1

2

3

4

5

Примерное распределение недельного рабочего времени социального педагога (40 часов)

  1. Оказание необходимой практической социально-педагогической помощи учащимся в разрезе требований, обусловленных тарифно-квалификационной характеристикой, 16 ч.
  2. Социально-педагогические исследования, изучение ситуативных проблем, возникающих при осуществлении учебно-воспитательного процесса, 8 ч.
  3. Социально-педагогическое консультирование учителей, родителей, учащихся, установление необходимых деловых контактов, социально-педагогическое просвещение и пропаганда в зоне деятельности социального педагога, 8 ч.
  4. Работа с научно-методической литературой, участие в семинарах, заседаниях методических объединений и другая работа по повышению профеcсионального уровня, 8 ч.

Главное управление социальной Белорусская ассоциация

и воспитательной работы социальных педагогов и

Министерства образования социальных работников

Республики Беларусь

15