МетодичесКие рекомендации по самостоятельной работе студентов

федеральное государственное образовательное

учреждение Высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

по дисциплине

«психологическое сопровождение проявлений тревожности в детском возрасте»

Для магистрантов 2 года обучения

050700 «Педагогика»

Магистерская образовательная программа

«Психология развития»

Ростов-на-Дону

2010

Погорелова Е.И. «Учебно-методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по дисциплине «Психологическое сопровождение проявлений тревожности в детском возрасте» для магистрантов 2 года обучения (050700 «Педагогика» магистерская образовательная программа «Психология развития»).

Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону, — 36 с.

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов предназначены для магистрантов второго года обучения. В них даны рекомендации, позволяющие самостоятельно осваивать дисциплину, оформлять практические работы в соответствии с ГОСТами, указаны темы и планы контрольных работ с кратким списком литературы. Рекомендации адресованы магистрантам 2 года обучения (050700 «Педагогика», магистерская образовательная программа «Психология развития»).

Содержание

введение ……………………………………………………………………………………..4

1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………6

2.КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА…………………………….8

3.Методические рекомендации к проектным заданиям………………….9

4. Методические рекомендации к практическим заданиям…………..15

17 стр., 8218 слов

Методические рекомендации по интегрированному обучению учащихся с задержкой психического развития

Методические рекомендации по интегрированному обучению учащихся с задержкой психического развития В.А.Демидова, методист отдела коррекционной педагогики и специальной психологии ГОУ РК «ИПКРО» Данные рекомендации подготовлены для педагогов общеобразовательных школ, работающих в условиях интегрированного обучения учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Составлены с учетом опыта работы ...

5. Система текущего и итогового контроля знаний………………………23

6. ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ………………………………………………………25

7. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ……………………………29

введение

Дисциплина «Психологическое сопровождение проявлений тревожности и тревоги в детском возрасте» входит в блок национально-регионального (вузовского) компонента дисциплин учебного плана магистерской образовательной программы «Психология развития», составленного в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2005 г. по направлению 540600 Педагогика.

Целью дисциплины является углубленная подготовка магистрантов в области основных проблем тревоги как состояния и тревожности как устойчивого функционального образования на разных этапах детства. Рассматриваются причины, источники, возрастные и индивидуальные формы проявления тревожности и тревоги; приемы, способы компенсации, а также способы преодоления тревоги и тревожности.

Задачи курса:

  • дать целостное представление о тревоге как состоянии и тревожности как устойчивом функциональном образовании на разных этапах детства;
  • дать представление о приемах и методах преодоления тревоги;
  • сформировать навыки и умения по использованию приемов и методов преодоления тревоги.

Курс построен на основе современных требований к уровню подготовки психологов, что позволяет студенту получить целостное представление и систему научных понятий о тревоге и тревожности. Позволяет получить знания о ключевых проблемах, лежащих в основе появления тревоги, о проблемах и задачах, стоящих на современном этапе, а также основные научные направления и подходы к их решению.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

  • знать об основных психологических направлениях, рассматривающих тревогу и тревожность;
  • уметь применять общие и специальные методы научного познания, владеть методикой эмпирического и теоретического исследования при изучении психологических понятий и сложных социальных явлений;
  • иметь представление о приемах и методах преодоления тревоги и тревожности.

Особенность данного курса заключается в его междисциплинарном и интегративном характере. Концептуальные идеи курса полностью вписываются в формирующуюся парадигму современного высшего образования, основанную на принципах фундаментальности, целостности и междисциплинарности.

Формы текущего контроля: устные ответы, тестовые задания, самостоятельная работа студентов, отчеты по практической работе.

Форма итогового контроля: экзамен.

1. Учебно-тематический план дисциплины

  1. Распределение фонда учебного времени по семестрам и видам занятий

Количество учебных часов

Формы контроля

сем.

К-во

недель

Всего

Аудиторные занятия

СРС

Экз.

Зач

К р

Кп.

Всего

Лекц.

Практ.

Лабор

Курс.

проек.

Контр

раб.

6

30

20

10

Итого:

30

  1. Распределение учебного времени по разделам программы и видам занятий

Номер и наименование учебной программы

Количество учебных часов

Всего

Аудиторные занятия

СРС

Всего

Лекц

Сем.з.

Лаб.з.

Курс. пр.

Модуль 1 Общая характеристика психологического сопровождения проявлений тревожности и тревоги в детском возрасте

  1. Тревожность, тревога и страх: общее представление

4

  1. Психологические причины тревожности и способы ее преодоления.

4

  1. Тревожные расстройства у детей. Классификация тревожных расстройств. Специфические фобии. Коморбидность тревожных нарушений в детском возрасте. Связь тревожности и депрессии.

4

Модуль 2 Сопровождение проявлений тревожности и тревоги в детском возрасте

1.Диагностика тревожных расстройств и фобий у детей. Детская бихевиоральная диагностика. Методика самоотчета. Поведенческие реестры и рейтинговые формы. Стандартизированное наблюдение. Методика аутомониторинга.

4

5

2.Бихевиоральная терапия. Обучение на моделях (А. Бандура), обусловленный страх и контр-обусловливание (Дж. Вольпе).

Два вида невротического страха: классический (респондентно) обусловленный страх и страх когнитивного происхождения. Принцип реципрокного торможения, метод контр-обусловливания, тренинга самоутверждения.

4

5

Итого:

30

20

10

Краткое изложение программного материала

    Модуль 1. Общая характеристика психологического сопровождения проявлений тревожности и тревоги в детском возрасте

    Комплексная цель. Сформировать у студентов общее представление о психологических причинах тревоги и тревожности и способах ее преодоления. Дать представление об основных методах управления травматическими переживаниями.

    Содержание программного материала. Основные теоретические подходы. Психологические причины тревожности и способы ее преодоления. Тревожные расстройства у детей. Классификация тревожных расстройств. Бихевиоральная терапия. (А. Бандура, Дж. Вольпе).

    Травматический стресс. ПТСР, основные понятия, признаки. Преодоление кризиса как процесс развития личности. Особенности кризисной помощи детям и подросткам. Фазы переживания горя пострадавшим. Основные этапы психотерапии при утрате.

    Терминальная психотерапия, работа с умирающими. Психотерапия онкологических больных.

    Модуль 2. Сопровождение проявлений тревоги и тревожности в детском возрасте

    Комплексная цель. Сформировать у студентов представление о диагностике тревожных расстройств и фобий у детей. Дать представление об основных терапевтических подходах, направленных на работу с тревожными и травмирующими переживаниями

    Содержание программного материала. Диагностика тревожных расстройств и фобий у детей. Бихевиоральная терапия. Обучение на моделях (А. Бандура), обусловленный страх и контр-обусловливание (Дж. Вольпе).

    Психотерапия диссоциации и посттравматического стресса. Кризисная психотерапия. Причины возникновения, особенности течения и помощи при духовных кризисах. Понятие «совладание с жизненными трудностями и экстремальными ситуациями» (копинг).

    Процесс совладания и его этапы. Виды совладания. Ресурсы совладания: — личностные, среды, социальной поддержки.

    1. Методические рекомендации к проектным заданиям

      1. Методические указания

    Тщательная самостоятельная подготовка студентов к семинарским занятиям и к лекциям имеет большое значение при освоении курса и создает условия для успешной успеваемости магистранта. Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях. Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо ознакомиться с содержанием соответствующих тем в конспектах лекций, разделах учебников и учебных пособий. Это позволит получить общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным произведениям. Необходимо вести записи. Они помогают понять построение изучаемой книги, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. У человека, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие у читателя при самостоятельной работе над произведением. Полноценные записи отражают не только содержание прочитанного, но и результат мыслительной деятельности читателя. Важно развивать у себя умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал. Готовясь к семинарскому занятию, необходимо продумать стратегию презентации содержания доклада.

    При подготовке к лекциям и семинарским занятиям рекомендуется выполнить самостоятельно проектные задания по теме. Для этой цели предлагаются задания, направленные на активизацию познавательной деятельности и состоящие из следующих пунктов: работа над понятиями; составление плана – конспекта перечисленных ниже заданий; доказательство утверждения, используя определенный алгоритм; сравнение понятий, используя определенный алгоритм.

    Проектные задания Задание 1. Работа над понятиями:

      1. Ситуация, критическая ситуация, эксквизитная ситуация, экстремальная ситуация, проблемная ситуация, жизненные трудности, катастрофа, бедствие, беспомощность.
      2. Переживание, преодоление, фрустрация, конфликт, тревога, угроза, опасность, констелляция.
      3. Стресс, дистресс, ОАС, эмоциональный стресс, невроз, субсиндром, стрессор, оценка первичная и вторичная, требования среды, возможности личности, трудность, состояние дисбаланса, психологический стресс.
      4. Совладание, ресурсы, личностные ресурсы, социальные ресурсы, доступные ресурсы, стратегия совладания.
      5. ПТСР, травматический стресс, травма, «вщемление» аффекта, отчуждение, фиксация на травме, премордит, смыслоутратность, принцип нормализации.
      6. Кризис, противоречия, разрушительные тенденции, стадия предкритическая, собственно критическая, посткритическая, экзистенциальные переживания.
      7. Горе, утрата, страдание, чувство вины, смысл, оглушенность, терминальный, измененное сознание.
      8. Созависимость, зависимость, аддиктивное поведение, аддикт, деструктивный, антисоцильный.
      9. Суицид, суицидность, выключение сознания, душевная боль, безнадежность, амбивалентность, сужение когнитивной сферы, туннельное сознание, эгрессия.

      Примечание: работа над понятиями предполагает знакомство студентов с определениями по книгам и словарям. При этом необходимо выбрать определение, наиболее полно отражающее содержание того или иного понятия и аргументировать свой выбор.

      Задание 2. Составить доклад, а также краткий реферат по темам:

      1. Интенциональность как вид структуры, придающий смысл переживанию. Литература: Мэй Р. Любовь и воля. – М.: «Рефл-бук»; К.: «Вайклер», 1997, с. 241-295.
      2. Бред ревности как феномен. Его отличие от психологической ревности. Литература: Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии в 2х тт. Т.1. – М.: Издательский центр «Академия»; СПб.: «Белый кролик», 1996, с. 123-131, 160-165.
      3. Ностальгия как экзистенциальное переживание. Литература: Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии в 2х тт. Т.1. – М.: Издательский центр «Академия»; СПб.: «Белый кролик», 1996, с. 102-122.
      4. Смысл жизни, смерти, страдания и любви. Литература: Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. – М.: «Прогресс», 1990, с. 157-284.
      5. Психология в концентрационном лагере. Литература: Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. – М.: «Прогресс», 1990, с. 130-157.
      6. Специфика погружения во внутренний мир переживаний больного. Литература: Кемпинский А. Психология шизофрении. – СПб.: «Ювента», 1998, с. 133-194.
      7. Фрустрация самосознания, стыд и проблема психической зрелости. Литература: Налчаджян А.А. Я-концепция // Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара.: Издательский дом «БАХРАХ – М», 2000, с. 317-333.

      Примечание. Составление реферата предполагает подбор литературы по теме. Необходимо сформулировать проблему и ориентировочную тему работы. Составить общее впечатление о вопросах, входящих в данную тему. Оформить список литературы. После детального знакомства с литературой составить подробный план, написать реферат, подготовить доклад.

      Задание 3. Доказать, что:

      1. Эксквизитные ситуации обусловлены финальной направленностью любого физического акта (И.П. Павлов, Т. Липс).
      2. Переживанием является внутреннее отношение человека к чему-либо.
      3. Степень сохранности личности после выхода из критической ситуации зависит от того, какой тип переживаний на данный момент является доминирующим.
      4. Стресс характеризуется активацией резервов организма.
      5. Навязчивые переживания являются переживаниями на травмирующую ситуацию и направлены на попытку разрешения невозможной проблемы.
      6. Диссоциативные феномены направлены на совладание с психической травмой.
      7. Интеграция опыта травмы является основным условием психотерапии при ПТСР.
      8. Туннельное сознание является особенностью когнитивной сферы при суициде.

      Примечание. Для доказательства надо использовать следующий алгоритм: 1) дать определение того, что надо доказать; 2) выявить, исходя из определения, основные направления поиска доказательства; 3) найти согласно этим направлениям конкретно-жизненные факты доказательства.

      Задание 4. Сравнить:

      1. Проблемные и пограничные ситуации.
      2. Переживание (Василюк Ф.Е.) и преодоление (Маслоу А).
      3. Кризис и конфликт.
      4. Опасность и угрозу.
      5. Склонность к риску и готовность к риску.
      6. Совладание с жизненными трудностями и защитные механизмы.
      7. Теории — Г. Селье (физиологический стресс) и Дж. Лазаруса (психологический стресс).
      8. Модели психологического стресса Спилбергера Ч. и Хобфолла С.
      9. Тенденции вторжения и избегания при ПТСР.
      10. Травматический стресс и стресс.
      11. Кризисы возрастные и экзистенциальные.
      12. Переживание при утрате и переживание при суициде.

      Примечание: При сравнении надо использовать следующий алгоритм: 1) дать определение сравниваемых психологических понятий; 2) выделить, исходя из определения, параметры сравнения; 3) установить общее и различное между сравниваемыми психологическими понятиями.

      Литература основная:

      1. Тревога и тревожность: Хрестоматия. СПб., М., Харьков, Минск, 2001
      2. Прихожан А.М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект).

        / Автореф. дис. кан. психол. наук. – М., 1995.

      3. Астапов В.А. Тревожность у детей. М.: ПЕР СЭ, 2001

      Литература дополнительная:

      1. Астапов В.М. Регуляторные функции тревоги в целесообразной деятельности человека // Методические проблемы оснований науки: Тез. докл. – Киев, 1986.
      2. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги //Прикладная психология – 1999. — №1
      3. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии – 1969. — №1
      4. Левитов Н.Д. Психология характера. М., 1969.
      5. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. – Вопросы психологии. 1967, №6
      6. Стресс и тревога в спорте. — М., Физкультура и спорт, 1983
      7. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоонализ: пер. с англ. — М., Изд. Группа «Прогресс» — «Универс», 1993
      8. Хорни К. Собрание сочинений. В 3 т. М., 1997
      1. Методические рекомендации к практическим заданиям

        1. Практическое задание №1 Работа с созависимостями

      Ключевые понятия: зависимость, со-зависимость, аддиктивное поведение.

      Литература:

      1. Боулди Дж. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003. С. 254-256.
      2. Психотерапия, психосоматика, психиатрия. – М.: Алетейа, 1999. С. 193-225.
      3. Психология и лечение зависимого поведения. – М.: Класс, 2000.
      4. Короленко Ц.П. Н.В. Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. – М.: «Академический Проект», Екатеринбург: «Деловая книга», 2000. С. 278-350.

      Применение:

      Работа осуществляется при наличии кризисных переживаний, связанных с потерей близкого человека. Работа поэтапная. Она возможна, если у клиента есть желание, и есть возможность работать (нет чувства вины и обиды).

      Техника:

      Техника пространственная. Психотерапевт просит клиента визуализировать партнера, с которым существует созависимость:

      • как ощущает клиент связь с партнером;
      • в виде чего он может представить эту связь;
      • фиксированная или гибкая эта связь;
      • какова дистанция между ними и т.д.

      Основная цель визуализации — сфокусировать внимание клиента на пространстве со-зависимости с партнером и во всех модальностях описать проблемную зависимость. Психотерапевт выясняет, насколько важно эту со-зависимость убрать, готов ли клиент к этому. При состоянии готовности осуществляется дальнейшая работа. Психотерапевт просит разорвать (разрубить, распилить и т.д.) отношения, к примеру «перепилить черенок». При этом он смотрит на невербальную реакцию клиента. Если реакция указывает на некомфортное состояние, необходимо перейти к следующему этапу. Для более комфортной работы с клиентом, перед имитационным разрывом отношений с клиентом, вначале необходимо простроить будущее как для самого клиента, так и для его партнера.

      К примеру, психотерапевт говорит: «Представь себя в будущем. Что тебе даст этот отрыв. Это тебе даст силы, возможность создать семью и т.д…». Строится идеальный образ будущего. Такой же образ конструируется для будущего партнера. После завершения построения пространства будущего можно идти на окончательный разрыв отношений.

      Дополнительная информация: Построение детально проработанных образов собственного будущего для себя и для партнера является одним из современных подходов к стимулированию процесса реабилитации. Обращение к будущему времени позволяет решить задачу соотношения желаемых изменений в своей жизни с объективными и субъективными возможностями в ближайшем будущем и задачу превентивного осмысления возможных неудач.

      Первая задача связана с моделированием сценариев будущей жизни и увязыванием их с существующими обстоятельствами. Жизнь в будущем представляет собой стройную, отлаженную систему, где все элементы взаимосвязаны, а сама система работает в режиме соответствия и взаимодействия с внешней средой. Изменения, происшедшие с одним элементом, неизбежно нарушат сбалансированность всей системы. Поэтому действительно продуктивными могут быть лишь такие сценарии, при которых не только произойдет замена одних звеньев на другие, но и изменится взгляд на свою роль в целом.

      1. Разорвав имитатор отношений, клиент визуально присоединяет концы имитатора: а) к будущему идеалу клиента один конец; б) к будущему идеалу партнера второй конец.
      2. Психотерапевт просит клиента через имитируемую связь (к примеру, пуповину) получить силу и энергию, а также то позитивное, которое есть в его будущем идеальном образе.
      3. Происходит расставание с визуализированным партнером — «прощай».
      4. Далее человек описывает свою жизнь в будущем, благодарит себя и работа завершается.

      Примечание:

      Сложности при работе:

      Со-зависимость может иметь «теплые» отношения (человек, которого любишь).

      При данных обстоятельствах разрыв необходимо осуществлять медленно, к примеру, на первом этапе растягивать, удлинять имитатор. Существует чувство вины перед партнером, здесь необходима дополнительная техника, или диалог с клиентом. При работе со смертью сложно найти идеальное будущее для партнера (возможно духовное, неземное будущее).

      При этом связь с партнером сохраняется, но меняется качество отношений.

      Со-зависимость характерна для жертвенных людей. Работу строить необходимо таким образом, чтобы они совершили поступок.

      Пример разговора:

      • «Без меня он жить не сможет».
      • «А как вы это узнаете. Давайте проверим».

      Важно при разрыве, чтобы человек не остался один. Сконструированный идеальный образ позволяет клиенту быть безопасным и стабильным.

      Практическое задание № 2. Техника работы с травматическими переживаниями (быстрое лечение фобий)

        Ключевые понятия: диссоциация, ассоциация, фобия, травматическое переживание.

        Литература:

        1. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии. \\ Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара.: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000, с. 74-97.
        2. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. – М.: Психоаналитическая Ассоциация, 1998, с. 33-38, 179-200.
        3. Патнем Френк В. Диагностика и лечение расстройства множественной личности. – М.: «Когито-Центр», 2004.
        4. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб.: «Питер», 2001, с.76-95.

        Применение:

        Используется, чтобы убрать травматическое переживание, а также пусковые моменты фобии. Используется только для фобий, которые имеют реальный пусковой механизм, присутствующий в памяти человека.

        Специфика пациентов:

        1. Не любят и не хотят разговаривать о проблеме.
        2. Имеют желание работать с терапевтом.
        3. Замкнуты, избегают разговоров о себе, не любит, когда их выспрашивают.

        На первом этапе важно установление зоны доверия. Установление зоны доверия может длиться месяцы, а то и годы (1,5 лет).

        Неосторожно сделанный шаг отбрасывает работу с клиентом назад, терапевт « вылетает из зоны доверия». Долгое время с такими клиентами можно ограничиться разговором, не связанным с переживанием травмы. Необходимо быть медленным в ПТСР.

        Вся работа терапевта должна быть обставлена всевозможными атрибутами безопасности. Обязательно наличие в НЛПи диссоциированных позиций, создающих элемент безопасности:

        • участник –ассоциация;
        • зритель – диссоциация.

        Могут быть двойная, тройная и т.д. диссоциации. Диссоциация необходима, чтобы увести пациента от проблемы (зритель наблюдает за вторым, второй за первым).

        Непосредственного участия в травматических событиях нет.

        Принцип работы терапевта — найти проблему и ее проработать. Предполагается, что проблему найти не сложно, основная трудность возникает при проработке проблемы. Иногда говорят, заново прожить. Для более безопасной работы предлагается проживать проблему не клиенту, а его двойнику (метод диссоциаций).

        Клиент наблюдает за переживаниями двойника. Это делается для того, чтобы человек это событие прожил, но при этом ему не было больно. Не было срыва и стресса. В работе важна безопасность клиента, страх необходимо ослаблять, а не усиливать.

        Техника.

        Техника пространственная. Психотерапевт просит клиента визуализировать событие, которое привело к травматическому переживанию. Для этого клиента просят:

        1. Простроить зал кинотеатра визуально. Представить, что на экране идет черно-белый фильм, описывающий травматическое событие. Определяются границы фильма. Он должен начинаться моментом, когда еще все хорошо, и завершаться моментом, когда уже все хорошо. Это обязательное условие.

        2. Обязательное условие — клиент над ситуацией (диссоциация).

        Он в зал помещает своего двойника для просмотра фильма. Все попытки клиента посмотреть на экран должны пресекаться, потому что теряется позиция диссоциации. В процессе просмотра двойником фильма клиент наблюдает за ним, за его переживаниями, описывая его поведение и переживания. Они могут быть различными (убегает, прячется под кресло).

        После того, как фильм закончится, клиент «впрыгивает» в тело двойника, «впрыгивает» вместе с ним в экран в последнее действие. Кадр становится цветным. Клиент внутри сюжета, он уже участник действия и быстро, желательно сопровождая работу каким-то ритмом, какой-то музыкой, прокручивает весь фильм с собой и своим участием в обратном порядке.

        Такое прокручивание должно быть не менее 3-4 раз. Необходимо смотреть за реакцией клиента. Если состояние ухудшается, стоит прекратить работу и выяснить причину. По всей видимости, в этом случае была нарушена последовательность работы. Либо клиент посмотрел на экран, либо неправильно выбраны границы, либо обратный прокрут клиент смотрит из зала, либо где-то остановился и т.д.

        Примечание.

        Это свойство прокручивать фильм в обратном порядке и ускоренно позволяет переучить мозг, который воспринимает это событие не как трагическое, а как гротескное, когда что-то заканчивается, а потом начинается. Важным моментом является быстрый прокрут. Он бывает очень сложным, важно обучать клиента делать эту работу качественно, вначале медленно, постепенно ускоряя процесс обратного просмотра сюжета.

        Если переживание сильное, то можно ввести еще одного двойника. Например, поставить его за колонну, пусть он наблюдает за первым, а клиент наблюдает за ним. Может быть и больше двойников. Они могут быть по разному одеты, вести себя по разному, но это должен быть один и тот же человек — клиент.

        Практическое задание № 3. Техника работы с чувством вины

          Ключевые понятия: чувство вины, паттерн вины, дебрифинг.

          Литература:

          1. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001. С.185-189.
          2. Изард К. Эмоции человека: М.: МГУ, 1980. С.371-396.

          Применение: Используется, чтобы устранить чувство невротической вины клиента.

          Дополнительная информация.

          С точки зрения классического психоанализа стыд развивается из напряжения между Эго реальным и идеальным. Он возникает тогда, когда люди оказываются не в состоянии достичь своих целей и жить, реализуя свое Эго идеальное. Угроза, которая возникает при стыде, это угроза быть отвергнутым. Вина возникает при нарушении ценностей или стандартов поведения, которые характеризуют Супер-Эго. Существует тесная связь между виной и страхом, страхом гнева отца. Угроза, которая возникает при вине – это угроза увечья, кастрации.

          Техника.

          1. Определяется паттерн вины (в чем виноват?).

            И как вина, в каких модальностях представлена.

          2. Определяется источник вины, та ценность, которая была нарушена (за что виноват?).

            Из практики – те ценности, которые человек нарушает, являются не его личностными ценностями, а ценностями общепринятыми (общества, родителей, ставшие со временем его ценностями).

          3. Выясняем, кто оценивает, т.е. источник оценки.
          4. Далее просим сформулировать нарушенную ценность в виде лозунга. Например: «Человеческая жизнь бесценна, а я убил».
          5. Определяем позитивные альтернативы, т.е. возможные варианты поведения, при которых ценность не нарушается.
          6. Принятие вины клиентом (чтобы избавиться от вины, необходимо признать, что я виноват).
          7. Любая вина требует прощения. Устанавливаем, кто может простить. Тот, кто был источником этой ценности, либо кто-то другой. Клиент должен получить прощение.
          8. Помещаем персонал на стул (гештальт).

            Чтобы прощение получить, необходимо составить запрос об этом прощении, попросить. Запрос может быть сделан как устно, так и письменно.

          9. Затем мы просим клиента идентифицироваться с тем персонажем, который осуществил прощение, произнести позитивную альтернативу: «Да ты сделал вот так в той ситуации, но было бы лучше…» и выдается та позитивная альтернатива, которую сформулировал сам клиент. Далее произносится формула прощения. «Да, ты сделал не так… Но было… Но я решаю простить тебя, потому что это… Я готов любить тебя даже…».
          10. После этого клиент принимает прощение, возвращаясь на свой стул.

          Примечание.

          Возможна работа в группах, работа как тренинговая, так и психотерапевтическая. Есть форма работы – дебрифинг. Это в какой-то мере образовательная категория методов. Работают в группе лица, помещенные в одну травмирующую ситуацию (военнослужащие, пожарники, спасатели).

          Проводится после выполнения очередного задания. Основной смысл – актуализировать принцип нормальности. Люди обмениваются информацией, расширяют свою точку зрения, т.е. приближают травматическое восприятие ситуации к реальной.

          Затем работа строится таким образом, чтобы даже в этом травматическом опыте можно было извлечь какие-то позитивные стороны, позитивный жизненный опыт.

          Литература основная:

          1. Тревога и тревожность: Хрестоматия. СПб., М., Харьков, Минск, 2001
          2. Прихожан А.М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект).

            / Автореф. дис. кан. психол. наук. – М., 1995.

          3. Астапов В.А. Тревожность у детей. М.: ПЕР СЭ, 2001.

          Литература дополнительная:

          1. Астапов В.М. Регуляторные функции тревоги в целесообразной деятельности человека // Методические проблемы оснований науки: Тез. докл. – Киев, 1986.
          2. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги //Прикладная психология – 1999. — №1
          3. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии – 1969. — №1
          4. Левитов Н.Д. Психология характера. М., 1969.
          5. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. – Вопросы психологии. 1967, №6
          6. Стресс и тревога в спорте. — М., Физкультура и спорт, 1983
          7. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоонализ: пер. с англ. — М., Изд. Группа «Прогресс» — «Универс», 1993
          8. Хорни К. Собрание сочинений. В 3 т. М., 1997
          1. Система текущего и итогового контроля знаний

          Для студентов используется рейтинг-контроль, который проводится в три этапа: первый и второй в течение семестра, третий – во время сессии.

          Суммарное максимальное количество баллов по курсу – 100 баллов, набрать которые студент может по прохождению промежуточного рейтинг контроля и зачета.

          Рубежный и суммарный рейтинг по дисциплине.

          Рейтинг первого

          контроля

          (стартового)

          Рейтинг второго

          контроля

          Рейтинг третьего

          контроля

          Рейтинг четвертого

          контроля

          макс.

          мин.

          макс.

          мин.

          макс.

          мин.

          макс.

          мин.

          5

          0

          27

          6

          49

          28

          100

          50

          Рейтинг первого контроля является стартовым. Он оценивается по остаточным знаниям студентов. Рейтинг второго контроля оценивается по результатам работы на семинарских занятиях, студент может набрать максимум 27 баллов. Рейтинг третьего контроля выставляются преподавателем по результатам защиты учебно-исследовательской работы и работы творческой (самостоятельная работа студентов) – максимально – 49 баллов. На зачете распределяются оставшиеся баллы – макс. 50 баллов. По общей сумме (мин. – 60б.) набранных баллов выставляется зачет.

          1. Контрольные вопросы к экзамену

          1. Тревожность, тревога и страх: общее представление
          2. Основные теоретические подходы к пониманию тревоги и тревожности в зарубежной и отечественной литературе
          3. Представление о тревоге в концепциях Селье, Лазаруса. Психологический стресс
          4. Функциональная схема развития состояния тревоги и способов его преодоления (Астапов)
          5. Влияния тревожности (как диспозиции и как состояния) на поведение человека в угрожающих и напряженных ситуациях. Концепция Спилбергера Ч.Д.
          6. Развитие переживаний в ситуации, нарушающей равновесие (способствующей возникновению когнитивного диссонанса).

            Утрата, угроза и вызов.

          7. Тревога как состояние. Ее основная задача, Защитные механизмы и копинг-стратегии, как механизмы, редуцирующие тревогу.
          8. Тревога как свойство личности, ее функции. Прошлый опыт и новые ситуации в структуре личностной тревоги.
          9. Оценка ситуации как угрожающей. Природа угрозы, ее функции и основные механизмы.
          10. Страх, его отличие от тревоги. Возрастной и патологический страх.
          11. Возрастная динамика страха. Проявления страха в норме и патологии до года.
          12. Возрастная динамика страха. Проявления страха в норме и патологии от года до трех лет.
          13. Возрастная динамика страха. Проявления страха в норме и патологии от трех лет до пяти лет.
          14. Возрастная динамика страха. Проявления страха в норме и патологии от пяти до семи лет.
          15. Возрастная динамика страха. Проявления страха в норме и патологии от семи до одиннадцати лет.
          16. Техники совладания с тревожностью.
          17. Техники совладания с тревожностью. ABCDE – техника. (Метод Эллиса)
          18. Техники совладания с тревожностью. Метод систематической десенситизации (десенсибилизации).
          19. Техники совладания с тревожностью. Психологический дебрифинг.
          20. Техники совладания с тревожностью. Методика эмотивного воображения (вариант вербальной десенсибилизации в работе с детьми).
          21. Техники совладания с тревожностью. Контактная десинсибилизация (используется в работе с детьми).
          22. Техники совладания с тревожностью. Метод парадоксальной интенции (В. Франкл).
          23. Техники совладания с тревожностью. Жетонный метод (модель оперантного обуславливания Скиннера).
          24. Техники совладания с тревожностью. Холдинг.
          25. Техники совладания с тревожностью. Техника работы с травматическими переживаниями.
          26. Психологические причины тревожности и способы ее преодоления.
          27. Диагностика тревожных расстройств и фобий у детей.

          Темы дипломных и курсовых работ

          1. Психологические аспекты принятия решений с повышенным риском в профессиональной деятельности.
          2. Модели преодолевающего поведения в профессиональной деятельности.
          3. Адаптация студентов первых курсов к учебной деятельности в вузе.
          4. Влияние профессионально-важных качеств личности предпринимателя на безопасность его деятельности.
          5. Влияние неопределенности профессионального трудоустройства на процесс профессиональной самоидентификации.
          6. Психодиагностическое обеспечение процесса профессионального отбора в сфере предпринимательства.
          7. Диагностика уровня готовности оптанта к профессиональному самоопределению.
          8. Исследование профессиональной направленности оптанта.
          9. Эмоциональные особенности в конкретной трудовой деятельности.
          10. Индивидуальный стиль деятельности предпринимателя.
          11. Изучение психологических аспектов безопасности в профессиональной деятельности.
          1. Литература

            1. Основная литература

          1. Василюк Ф.Е. Проблема критических ситуаций. М., 1983.
          2. Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
          3. Психические состояния. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2000.
          4. Психология социальной ситуации. Хрестоматия по психологии. – СПб.: Питер, 2001.
          5. Психология экстремальных ситуаций. Хрестоматия. Составители: А.Е.Тарас, К.В. Сельченок. Минск, Харвест, 1999.
          6. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. Питер, С-Петербург, 2001.
          7. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
          1. Дополнительная литература

          1. Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных ситуациях. // Психология экстремальных ситуаций. Хрестоматия. Составители: А.Е.Тарас, К.В. Сельченок. Минск, Харвест, 1999.
          2. Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000.
          3. Брайт Д. Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
          4. Василюк Ф. Е. Пережить горе // Человеческое в человеке. М.: Политиздат, 1991.
          5. Василюк Ф. Е. Психологические аспекты разрешения критических и травмирующих ситуаций // Социальные, гигиенические и организационные аспекты охраны здоровья населения. Рига, 1981.
          6. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984.
          7. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Стратегии и модели преодолевающего поведения. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова.
          8. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1983.
          9. Выготский Л.С. Собр. соч., т..4. – М.: Педагогика, 1984.
          10. Годфруа Ж.. Что такое психология: В 2-х т. М.: Мир, 1992. Т. 1.
          11. Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. Питер, С-Петербург, 2002.
          12. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1987. (преодоление критических ситуаций).
          13. Гринберг Дж., Управление стрессом. Питер, С-Петербург, 2002.
          14. Дети России: насилие и защита. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: РИПКРО, 1997.
          15. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Л.: Медицина, 1982.
          16. Изард К. Эмоции человека. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 1980.
          17. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001.
          18. Калшед Д. Внутренний мир травмы: Архетипические защиты личностного духа. – М.: Академический Проект, 2001.
          19. Каплан Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия: В 2 т. М.: Медицина, 1994.
          20. Киршбаум Э.И. Еремеева А.И. Психологическая защита. – М.: Смысл, 2000 (эксквизитные ситуации).
          21. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1983.
          22. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М., 1979.
          23. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью. Методическое пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
          24. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии. \\ Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара.: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000.
          25. Корнилова Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску. М.. 1997.
          26. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. – М.: «Академический Проект», Екатеринбург: «Деловая книга», 2000.
          27. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психотерапия. Екатеринбург. 2000.
          28. Котик М.А. Психология и безопасность. Таллин. 1987.
          29. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. В сборнике: «Эмоциональный стресс». Под редакцией В.Н.Мясищева. Изд. «Медицина» Ленинградское отделение. 1970.
          30. Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции. М.2002.
          31. Лебедев В.И. Экстремальная психология. М.2001.
          32. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.
          33. Лобзин В.С. , Решетников М.М. Аутогенная тренировка. Ленинград, 1986.
          34. Лэнг Р. Д. Расколотое «Я». СПб.: Белый кролик, 1995.
          35. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. – М.: Психоаналитическая Ассоциация, 1998.
          36. Марищук В.Л, В.И.Евдокимов. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. С-Петербург, Изд.дом «Сентябрь», 2001.
          37. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными ситуациями. М. «Смысл», 2002.
          38. Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ. Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, т. 1, № 2.
          39. Мэй Р. Любовь и воля. – М.: «Рефл-бук»; К.: «Вайклер», 1997.
          40. Патнем Френк В. Диагностика и лечение расстройства множественной личности. – М.: «Когито-Центр», 2004.
          41. Перре М. Бауманна У. Клиническая психология. – СПб.: Питер, 2002.
          42. Перре М., Лайрейтер А.-Р., Бауманн У. Стресс и копинг как факторы влияния. Клиническая психология. Под ред. М.Перре, У.Бауманна. Питер. СПб, 2002.
          43. Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов на-Дону. 1996.
          44. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.
          45. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова.
          46. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности. – М.: Смысл, 2002.
          47. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000.
          48. Пуховский Н.Н. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций. М. 2000.
          49. Росс Л. Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. – М.: Аспект Пресс, 1999.
          50. Семья в психологической консультации / Под ред. В. В. Столина. М.: Педагогика, 1987.
          51. Соколова Е. Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителем и ребенком и формирование аномалий личности / Семья и формирование личности. М.: Изд-во МГУ, 1981.
          52. Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: Svr-Аргус, 1995.
          53. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. М., 2002.
          54. Сыманюк Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального института, 2004.

          Словарь основных психологических понятий Понятие «тревога» и «тревожность» в словарях

            Психология. Иллюстрированный словарь

            Тревога. Обусловлена ожиданием чего-то опасного. Имеет диффузный характер, не связана с конкретными событиями. При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога чувствительности.

            Азбука социального психолога-практика

            Тревога — личностно напрягающее, иногда личностно травмирующее, порой личностно разрушающее эмоциональное состояние субъекта, оказавшегося в обстоятельствах, оцениваемых им как неопределенно угрожающие и формирующие у него представление о возможных негативных для него последствиях в ближайшем или отдаленном будущем. Если сравнивать тревогу с достаточно родственным ей эмоциональным состоянием — страхом, то, в отличие от него как реакции на реально существующую конкретную опасность, тревога, как правило, не обусловлена непосредственной, по сути дела, объективной угрозой, а связана с субъективным ощущением возможности ее появления и острым переживанием по поводу тех сложностей, которые помешают справиться с ней и ее избежать.

            Большой психологический словарь

            Тревога (англ. anxiety) — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В отличие от страха как реакции на конкретную, реальную опасность Т. — переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы. Согласно др. т. зр., страх испытывается при «витальной» угрозе (целостности и существованию организма, человека как живого существа), а Т. — при угрозе социальной (личности, представлению о себе, потребностям Я, межличностным отношениям, положению в обществе).

            Во многих контекстах Т. и страх могут использоваться как взаимозаменяемые понятия.

            Различают ситуативную Т., характеризующую состояние субъекта в определенный момент, и тревожность как относительно устойчивое образование, личностное свойство (Р. Кэттел, Ч. Спилбергер, Ю. Л. Ханин).

            В зависимости от наличия в ситуации объективной угрозы выделяется также «объективная», «реальная» Т. и Т. «неадекватная», или собственно тревога, проявляющаяся при нейтральных, неугрожающих условиях.

            На физиологическом уровне реакции Т. проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порога чувствительности. На психологическом уровне Т. ощущается как напряжение, озабоченность, нервозность, чувство неопределенности и грозящей неудачи, невозможность принять решение и др. По мере возрастания состояния Т. выражающие ее явления претерпевают ряд закономерных изменений, составляющих явления тревожного ряда (см. Тревожного ряда явления).

            Оптимальный уровень Т. необходим для эффективного приспособления к действительности (адаптивная Т.).

            Чрезмерно высокий уровень, как и чрезмерно низкий — дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизованности поведения и деятельности.

            Т. м. б. ослаблена произвольно — с помощью активной деятельности по достижению цели или специальных приемов (см. Аутогенная тренировка, Методы психологической саморегуляции, Нервно-мышечная релаксация, Релаксация), а также в результате действия неосознанных защитных механизмов (см. Защита психологическая).

            Понятие. Т. было введено в психологию З. Фрейдом (1925), разводившим конкретный страх (Furcht) и неопределенный, безотчетный страх — Т., носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер (Angst).

            В философию подобное разграничение введено Кьеркегором и последовательно проводится в философии экзистенциализма. (А. М. Прихожан.)

            Психологическая энциклопедия

            Тревога (anxiety).

            Фрейд описывал ранние источники Т. в следующей хронологической последовательности: а) отсутствие матери; б) наказания, приводящие к страху утратить родительскую любовь; в) страх кастрации или его женский эквивалент во время эдипова периода; г) неодобрение со стороны Сверх-Я или наказание себя за действия, к-рые индивидуум считает неприемлемыми, несправедливыми или аморальными. В этих случаях Я ребенка может реагировать тревогой. Ребенок может испугаться своих инстинктивных желаний и начать тревожиться, что позволяет ему противится инстинктивному желанию, вынуждая Я противостоять желанию, вызвавшему у него тревогу.

            Есть и др. теории, напр. теория Мелани Клейн, проводившей психоанализ маленьких детей и пришедшей к выводу, что источник Т. заключен в страхе смерти. Клейн различала два типа тревоги: преследующую (persecutory), порождаемую страхом уничтожения Я; и депрессивную, связанную со страхом ребенка причинить вред внешним и внутренним объектам любви из-за своих деструктивных импульсов.

            Ролло Мэй характеризовал Т. как опасение, вызываемое угрозой ценностям, к-рые индивидуум считает необходимыми для своего существования как личности. Г. С. Салливан понимал тревогу как крайне неприятное состояние напряжения, возникающее вследствие переживания неодобрения в межличностных отношениях. Он описывает, как, в силу эмпатической связи между малышом и матерью, тревога и напряжение матери вызывают тревогу у младенца.

            Сэмюел Куташ разработал теорию Т., учитывающую последние достижения в области изучения Т. и стресса. Т., или состояние потери равновесия, возникает, когда испытываемый человеком уровень стресса не соответствует оптимальному для его конституции. Спокойствие, или состояние равновесия либо псевдоравновесия (malequilibrium), возникает при оптимальном уровне стресса, соответствующем конституции индивидуума, как в случае здорового баланса (равновесие), так и в случае нездорового баланса (псевдоравновесие).

            Т. может быть адаптивной, если достаточно выражена и сигнализирует индивидууму о необходимости изменений, и неадаптивной, если ее уровень настолько высок, что вызывает иммобилизацию, или же слишком низок, чтобы мотивировать к каким-либо действиям.

            Теории научения и поведенческие теории. Э. С. Каплан описала основное различие между поведенческими теориями Т. (включ. теории научения), с одной стороны, и психодинамическими или психоаналитическими теориями Т., с др. стороны: первые фокусируют внимание на ближайших (проксимальных) стимулах, в то время как последние придают значение отдаленным (дистальным) причинам. Бутзин и Макс характеризуют его так: «В психодинамической теории тревога или избегающее поведение интерпретируется как признак лежащего в основе интрапсихического конфликта (дистальный стимул); в теориях научения и поведенческих теориях тревога считается реакцией на какой-то непосредственно предшествующий ей стимул, поддерживаемой подкрепляющими последствиями (проксимальные стимулы)». Непосредственные причины могут быть внешними, как, напр., ожидание предстоящего экзамена или отвержение значимым другим, либо внутренними, напр., принижение своих достоинств или воображаемые опасности.

            С поведенческой т. зр., важные данные содержатся в исслед. павловского (классического) обусловливания, подобных первому такому исслед., проведенному Дж. Б. Уотсоном и Р. Рейнер на ребенке. Более совр. модификации теории классического обусловливания придают значение обработке информ. и ожиданиям, а не только образованию связи между стимулом и реакцией на основе подкрепления. Согласно А. Р. Вагнеру и Р. Ресколе, напр., павловское обусловливание условных раздражителей происходит благодаря обеспечиваемой ими новой информ. о безусловном раздражителе, такой как его величина или частота появления. Исслед. научения избеганию пролили дополнительный свет на этот вопрос, начиная с двухп роцессной теории Маурера применительно к первому процессу, павловскому обусловливанию страха на нейтральный (условный) раздражитель; второй процесс происходит, когда организм избегает ситуации, что подкрепляется уменьшением страха. Более поздние исслед., однако, привели к заключениям, таким как вывод Хернштейна, что условные раздражители сигнализируют о возможности подкрепления или наказания, но не выполняют функцию подкрепления или наказания. Бандура подчеркивает предиктивное значение нейтральных стимулов, сочетанных с аверсивными. Раз установившись, защитное поведение сохраняется, потому что избегание лишает испытуемого или подопытное животное всякой возможности узнать, что исходные раздражители, возможно, претерпели изменения и больше не несут в себе опасности.

            Вторая группа важных поведенческих исслед. основана на модели оперантного обусловливания, в к-рой подкрепление или наказание зависит от реакции испытуемого или подопытного животного. Теоретики этого направления концентрируют внимание на поведении избегания и его результатах; терапевтическое воздействие при этом включает положительное подкрепление все более точного воспроизведения желаемого поведения приближения. Акцент делается на подкрепляющих и сигнальных (дифференцировочных) стимулах, а не на условных раздражителях.

            И. Л. Куташ

            Словарь конфликтолога

            Тревога — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, Т. представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх. У человека Т. обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности. Функционально Т. не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой определить угрожающий предмет. В эмпирических исследованиях различают Т. ситуативную, характеризующую состояние индивида в данный момент, и Т. как черту личности (тревожность) — повышенную склонность испытывать Т. по поводу реальных или воображаемых опасностей. Т. ослабляется с помощью защитных механизмов — вытеснения, замещения, рационализации, проекции и др.

            Общая психология. Словарь

            Тревога — эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В сравнении со страхом — реакцией на конкретную угрозу — Т. представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх, вызываемый не наличием опасности, а отсутствием возможности ее избежать в случае, если она появится. Типичными биологическими условиями для развития Т. являются новая, неизвестная ситуация и отсутствие привычных средств защиты (например, возможности скрыться).

            У человека Т. обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности, поэтому субъективно она переживается как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, воспринимаемыми с преувеличением их могущества и угрожающего характера. Функционально Т. не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию ситуации с установкой определить угрожающий фактор. По этой причине она может расстраивать другие виды деятельности, нарушать их направленность и продуктивность. Т., формирующаяся на основе внутренних противоречий в развитии и строении психики человека (например, из-за завышенного уровня притязаний, недостаточной нравственной обоснованности мотивов и т. п.), представляет собой одну из причин развития психопатологических симптомов. Побуждая к поиску угрозы, Т. патологического происхождения может привести к неадекватному убеждению о существовании опасности для человека со стороны других людей (бред преследования), в собственном теле (ипохондрия), в результатах собственных действий (психастения).

            Т. ослабляется с помощью защитных механизмов — вытеснения, рационализации, проекции, замещения и др. Наряду с Т. как особым состоянием индивида выделяется тревожность как черта личности.

            В.К. Вилюнас

            Клиническая психология. Словарь

            Тревога — (англ. anxiety) — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с предчувствием грозящей опасности.

            Понятие Т. было введено в психологию З. Фрейдом, разводившим конкретный страх (Furcht) и неопределенный, безотчетный страх — тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер (Angst).

            В философию подобное разграничение было введено С. Кьеркегором, а затем последовательно оно проводилось философией экзистенциализма. От указанного понимания Т. следует отличать «тревогу» по Г. Селье (англ. — alarm-reaction) — первую стадию адаптационного синдрома, сигнала к мобилизации защитных сил организма.

            В современной психологии и психотерапии Т. и страх используются как взаимозаменяемые понятия. Тем не менее, они качественно различаются по определенности угрозы и по объекту угрозы. В первом случае Т. связана с неопределенной, диффузной, безобъектной угрозой, а страх — с явной и определенной угрозой. Во втором случае объект угрозы может быть: (а) социально-личностным, связанным с представлениями о себе, потребностями «Я», ценностями, межличностными отношениями, положением в обществе и прочими факторами, вызывающими Т.; (б) а, с другой стороны, объект угрозы может быть «витальным», угрожающим целостности и существованию человеческого организма, что, естественно, вызывает страх.

            Различают также ситуативную тревогу, характеризующую состояние субъекта в определенный момент, и тревожность как относительно устойчивое личностное образование (Р. Кэттелл, Ч. Спилбергер, Ю. Л. Ханин).

            На физиологическом уровне реакции Т. проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности. На психологическом уровне Т. ощущается как напряжение, озабоченность, нервозность, чувство неопределенности, грозящей неудачи, невозможности принять решение и др. По мере возрастания состояния Т. выражающие ее проявления претерпевают ряд закономерных изменений. Оптимальный уровень Т. необходим для эффективного приспособления к действительности (адаптивная Т.).

            Чрезмерно высокий уровень Т. (как и чрезмерно низкий) вызывают дезадаптивную реакцию, проявляющуюся в общей дезорганизации поведения и деятельности. Т. может быть ослаблена произвольно — с помощью активной деятельности по достижению цели или специальных психотерапевтических приемов, а также непроизвольно — в результате действия защитных механизмов психики.

            А. М. Прихожан