Методические рекомендации по реализации концепции воспитательной деятельности

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

на 2006−2011 гг.

ВОРОНЕЖ 2005

ББК 74.200

М-54

Авторы: Г. В. Агапова, начальник отдела молодежной политики, воспитания и дополнительного образования Главного управления образования Воронежской области, канд. пед. наук, Г. И. Веденеева, зав. кафедрой воспитательной работы ВОИПКРО, канд. пед. наук, В.В. Васильев, зав. кафедрой педагогики и психологии ВОИПКРО, канд. пед. наук, А.В. Енин, доц. кафедры педагогики и психологии ВОИПКРО, канд. пед. наук, Л.Г. Горькова, доц. кафедры теории и методики дошкольного и начального общего образования ВОИПКРО, В.А. Великородная, зам. декана деканата воспитательной работы ВОИПКРО, Е.С. Работкина, ст. преп. кафедры воспитательной работы ВОИПКРО.

М-54 Методические рекомендации по реализации концепции воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006−2011 гг. — Воронеж: ВОИПКРО, 2005. — 39 с.

Адресованы руководителям муниципальных органов управления образованием, руководителям образовательных учреждений всех уровней, заместителям директоров образовательных учреждений, проректорам по воспитательной работе вузов, классным руководителям, кураторам, воспитателям, педагогам-организаторам, вожатым и другим педагогическим работникам образовательных учреждений, руководителям общественных организаций, руководителям учреждений и организаций, в функции которых входят вопросы организации деятельности с детьми, подростками и молодежью.

7 стр., 3388 слов

Современные модели управление образовательно-воспитательными учреждениями. Модели управления учреждениями (шпаргалка) 2

... настоящеевремя «Положение об аттестации педагогических и руководящих работниковгосударственных, муниципальных образовательных учреждений» утвержденоприказом Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2000 г. №1908. ... работы учебно-воспитательный и обслуживающийперсонал школы, поощряет работников школы и учащихся и налагает на нихвзыскания. Личностные качества руководителя школы:  ...

Рекомендованы Главным управлением образования Воронежской области.

© Агапова Г. В., Веденеева Г. И.,

Васильев В.В., Горькова Л.Г.,

Енин А.В., Великородная В.А.,

Работкина Е.С., 2005

© ВОИПКРО, 2005.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В условиях новой экономической и социокультурной ситуации в стране воспитание, ориентированное на лучшие отечественные традиции (опора на положительное в обучаемом, развитие личности в коллективе, связь образовательного учреждения с жизнью, координация всех воспитательных сил в педагогической работе и т. д.), набирает новый виток в своем развитии. Идет поиск новых вариантов организации педагогического процесса, нового содержания и механизмов реализации воспитательной деятельности. Расширился состав организаторов воспитательной работы (в штатное расписание многих образовательных учреждений введены социальные педагоги, классные воспитатели, педагоги-психологи, педагоги-организаторы, призванные совместно с учителями создавать условия для полноценного развития личности).

Теория и практика за последние годы обогатились новыми концепциями воспитательной деятельности.

Практика подтверждает, что для дальнейшего обновления и совершенствования воспитательной деятельности недостаточно каких-либо отдельных рецептов или локальных изменений. Необходимы концептуальные основы образования, одной из функций которого является воспитание.

Характер взглядов, т. е. руководящих идей, во многом определяется пониманием авторами концепций самой сущности воспитания. Согласно концепции системного построения процесса воспитания (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова), это явление определяется как целенаправленное управление процессом развития личности. В концепции Е.В. Бондаревской воспитание ребенка как человека культуры рассматривается в качестве помощи взрослеющему человеку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Н.Е. Щуркова (автор концепции формирования образа жизни, достойной Человека) определяет воспитание как восхождение к культуре современного общества. Эти и другие определения, дополняя друг друга, указывают на сложность и многогранность процесса воспитания, представляющего собой одновременно явление и социальное, и педагогическое.

5 стр., 2061 слов

Воспитательно-образовательный процесс в современных российских дошкольных учреждениях

... единой для всех системы образования к различным его формам. Уход от универсальности воспитательно-образовательного процесса для всех воспитуемых к индивидуальному воспитанию, от застывшей формы ... это необходимо учитывать, говоря о направлении развития деятельности дошкольного образовательного учреждения. А именно эта деятельность играет немаловажную роль в развитии ребенка, в расширении ...

Как социальное явление воспитание выполняет функцию общества по подготовке подрастающего поколения к жизни и осуществляется учреждениями образования, семьей, общественными институтами, организациями, в том числе религиозными, средствами массовой информации, учреждениями культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, социальными учреждениями, органами опеки и попечительства, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, правоохранительными органами и другими организациями.

Как явление педагогическое воспитание представляет собой сознательно организованный и управляемый процесс формирования человека и осуществляемый педагогами в учреждениях образования и через интеграцию структур социума.

С психолого-педагогической точки зрения понятие «воспитание» включает два признака любой педагогической деятельности: целенаправленный процесс и его результат, т. е. «воспитание» (процесс) и «воспитанность» (результат), которые предполагают изменение мировосприятия личности, обогащение ее сферы чувств, повышение уровня культуры поведения. Такое понимание воспитания в условиях образовательных учреждений позволяет педагогическим коллективам работать не на количество воспитательных мероприятий, а на качество их итогов.

Анализ результатов мониторинга «Пути реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (воспитательный аспект) в образовательных учреждениях г. Воронежа и Воронежской области», проведенного весной 2005 года сотрудниками Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ответственный А.В. Енин), показал, что подавляющее большинство участников мониторинга (всего приняло участие 813 образовательных учреждений) к числу главных недостатков современного воспитания отнесли:

3 стр., 1422 слов

Основные функции субъектов воспитательного процесса учреждений образования по организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися, состоящими

... планов,ценностных ориентаций; стимулирование учебной деятельности; воспитание ответственности и дисциплины, чувства собственного достоинства. Основные функции субъектов воспитательного процесса учреждений образования по организации индивидуальной профилактической работы с ...

— материальные и финансовые проблемы образовательных учреждений;

— негативное влияние средств массовой информации;

— отсутствие общей стратегии воспитания, единой программы;

— неблагополучие социума;

— недостаточно высокий уровень профессионализма педагогов, прежде всего в организации воспитательной деятельности;

— слабое взаимодействие семьи и школы;

— отсутствие идеалов (чаще всего приоритет отдается материальным ценностям), что порождает у молодежи потребительское отношение к жизни, их желание «командовать» и неумение подчиняться.

При оценке ранее разработанных документов («Областная концепция воспитательной деятельности (1996−2001 гг.)» и «Программа развития воспитания в системе образования Воронежской области на 2001- 2005 годы») в качестве сильных сторон были отмечены: наличие вариативных форм работы с детьми, в том числе в условиях дополнительного образования; отражение актуальных потребностей общества; помощь в выборе приоритетов воспитания и другие. Слабыми сторонами названы: отсутствие перспективы, ожидаемого результата; однообразие содержания; недостаточное внимание к деятельности детских общественных организаций; зачастую отсутствие приоритетных направлений воспитательной деятельности в образовательных учреждениях, ориентированных на проблемы региона; отсутствие конкретности и ясного, понятного выхода на практику деятельности.

Отмечая «плюсы» и «минусы» указанных документов, организаторы воспитательной работы в то же время подчеркивают значимость общерегиональных рекомендаций в деле воспитания детей, подростков и молодежи.

Центральным звеном системы воспитания являются образовательные учреждения. В Воронежской области имеется 614 дошкольных учреждений, 122 учреждения начального общего образования, 307 основного общего образования, 652 среднего (полного) общего образования, 38 интернатных учреждений, в том числе 22 специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии, 126 учреждений дополнительного образовании, 48 учреждений начального профессионального образования, 54 учреждения среднего профессионального образования.

9 стр., 4423 слов

Организация работы социального педагога с малообеспеченными семьями

... работает. Цель работы: изучение способов и методов организации работы социального педагога с ... стабильности и воспитательной дееспособности. Рассматривая семью как институт воспитания детей, сегодня ... время выбывшей из трудовой деятельности, теряющей свою квалификацию. Ведь ... труда и социальной защиты, здравоохранения, образования. Отслеживает реализацию согласованных действий Министерство юстиции. ...

Реализация воспитательного процесса в образовательных учреждениях рассматривается через организацию учебно-воспитательной деятельности — организацию учебного процесса и процесса воспитательной деятельности во внеурочное, внеаудиторное время и вне учреждения образования.

Одной из важнейших сторон процесса формирования личности растущего гражданина является воспитание ее положительного отношения к учению. Это отношение воспитывается прежде всего в самом процессе обучения. Выдвижение цели учебного занятия, воспринимаемой обучающимися как общей познавательной задачи, объединение усилий для достижения этой цели, преодоление трудностей в ходе решения проблемы, сочетание коллективных и индивидуальных форм работы, педагогическая поддержка, включение обучаемых в самостоятельный поиск и «открытие» нового — эти и другие организационные компоненты учебного процесса обеспечивают успех деятельности ее участников, способствуют развитию их познавательных интересов, создают атмосферу сотрудничества и психологической защищенности.

Приобретаемые знания «присваиваются» субъектом (происходит процесс интериоризации).

На их основе формируется мотивационно-ценностная сфера (переживания, отношения, мотивы, образ «Я»), влияющая на выбор личностью поступка, на ее поведение в целом. В процессе созидательной деятельности, самоактуализации и самореализации личности на основе знаний и опыта происходит процесс экстериоризации.

Вместе с тем «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» определяет воспитание «как первостепенный приоритет в образовании». Оно «должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития». Данное выявление роли и значения воспитания в общеобразовательном процессе отвергает все еще бытующее представление о воспитании как внеклассной, внеаудиторной работе и работе вне образовательного учреждения.

Однако содержание воспитания отличается от обучения, так как под содержанием воспитания подразумевается передача духовных, нравственно- этических норм и нормативно-ценностной системы общества. Именно нравственный аспект в вышеуказанном документе преобладает: «Обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принять решение в ситуации выбора, прогнозировать его последствия; способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу своей страны». Одновременно в организации работы по нравственному воспитанию необходимо обратить особое внимание на формирование умения обучающихся противодействовать асоциальным явлениям, активной жизненной позиции молодых людей.

Процесс перехода от представлений, понятий и системы знаний, на основе которых и формируются идеи, убеждения, позиции человека, к осознанному поступку, умению владеть собой, отстаивать свои позиции, убеждения, направленные на позитивное поведение, активную жизненную позицию, и является главным объектом внимания в воспитательной работе педагога.

Особенности становления человеческой психики, ее зависимость от внешней деятельности определяют методы и приемы воспитательной работы. К ним относятся: а) методы формирования сознания личности (беседа, разъяснение, рассказ, внушение, пример и др.); б) методы организации деятельности детей, опыта социального поведения (упражнение, приучение, создание воспитывающих ситуаций, создание ситуаций выбора, поручение, традиция и др.); в) методы стимулирования (поощрение и наказание: похвала, объявление благодарности, награждение, доверие, недоверие, замечание, прямое и косвенное требование, лишение удовольствия, метод изоляции и др.); г) методы коррекции и контроля деятельности (наблюдение, оказание индивидуальной помощи, взаимопомощь участников совместной деятельности, оценка результатов и др.); д) методы самовоспитания (самоубеждение, самокоррекция, самооценка, рефлексия и др.).

Главным вопросом в организации воспитательного процесса в образовательном учреждении является выбор форм совместной деятельности субъектов образовательного процесса. Практика воспитания, находясь в тесной связи с современной жизнью, должна быть новой по своим формам и средствам, обогащение которых возможно в связи с приходом в образовательную систему педагога-психолога, социального педагога, в связи с установлением контактов с общественностью, в силу обновления социальной жизни или других обстоятельств.

Выбор форм работы определяется возрастными особенностями обучающейся молодежи. В дошкольном учреждении — это сюжетно-ролевая игра, в работе с младшими школьниками преимущественно используются игры-путешествия, с подростками — коллективные творческие дела, со старшеклассниками, студенческой молодежью целесообразно создание научных обществ и т. д.

Средства — необходимый компонент воспитательных систем, который является основным механизмом решения педагогических задач. Средства являются носителями человеческой культуры в концентрированном и педагогически обработанном виде. Среди них можно выделить: социально-педагогические (теоретические, методические, научно-практические аспекты, в т. ч. социальная работа по месту жительства, которая включает организацию воспитательной деятельности в учреждениях культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, дополнительного образования, в центрах и клубах по месту жительства и патриотической направленности, участие в работе общественных детских и молодежных организаций, организацию мероприятий по месту жительства и др.), материально-технические (учебные кабинеты и их оснащение, интерьер образовательных и иных учреждений, оборудование проводимого занятия и т. д.), организационные (деятельность органов самоуправления, соуправления; организация связей между детскими коллективами учреждения «по вертикали» и «по горизонтали»; взаимосвязь социально-педагогических и материально-технических средств и др.).

Главным средством воспитания является педагог: его профессионализм, культура.

Выбор форм, средств и методов воспитания актуален и в решении вопроса о развитии и расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях. Цель деятельности таких объединений можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой участники объединения, с другой — как воспитательную цель, которую ставят перед собой педагоги. Осознание социальной значимости осуществляемой в объединении деятельности, переживание чувства удовлетворения от результатов труда на благо окружающим людям способствуют социализации личности, закрепляют желание и готовность членов организации к выполнению социальных функций в обществе.

В Методических рекомендациях органов управления образованием субъектов Российской Федерации подчеркивается, что развитие детского движения, организуемого по-новому, должно стать одной из главных задач и школы, и системы дополнительного образования. В условиях многообразия детских, молодежных объединений (в конкретном учреждении может действовать не одна детская и молодежная организация) необходимо расширять вариативно-программный подход в их деятельности, при котором подросток, молодой человек имеет возможность: выбирать объединение по интересам, переходить из одного в другое, реализовывать любые созвучные душе образовательные программы, проекты, творческие замыслы. Однако авторы Концепции с целью избежания разрозненности и, напротив, сплочения детских объединений считают, что целесообразно их функционирование в рамках, например, такой организации, как «Содружество детских организаций», насчитывающей более 120 тысяч детей и подростков. В ее состав вошли такие организации, как «Искра», «Молодое поколение России за безопасность движения», «Танаис», пионерская организация, организация скаутов и другие, которые в последнее время успешно зарекомендовали себя в образовательных учреждениях Воронежской области и вне их.

В настоящее время в рамках организации системы воспитания в образовательном учреждении особое внимание необходимо уделять работе с семьей.

В работе по организации психолого-педагогического просвещения родителей рассматриваются такие формы работы, как «Университет педагогических знаний», родительский лекторий, тематические конференции по обмену опытом воспитания обучающейся молодежи, презентация опыта семейного воспитания в средствах массовой информации, семинары, диспуты, вечера вопросов и ответов с привлечением юристов, психологов, врачей и других специалистов, родительские клубы, открытые занятия (урочные и внеурочные), индивидуальная работа с родителями.

Для вовлечения родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс организуются родительские собрания (одна из основных форм работы), встречи родительской общественности с администрацией образовательного учреждения, педагогами («День открытых дверей»), работниками учреждений здравоохранения и представителями правоохранительных органов, совместное участие в профилактической работе с подростками, состоящими на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в ГРОВД или на внутришкольном учете, оказание помощи родителями в укреплении материально-технической базы учебного заведения. Большого внимания заслуживают формы организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся (посадка аллей, ярмарка-распродажа семейных поделок, творческие отчеты по предметам, отчеты научных обществ, турниры знатоков, конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», семейные туристско-краеведческие и экскурсионные программы и др.).

В целях создания условий для обеспечения прав родительской общественности в управлении образовательным учреждением организуется деятельность таких формирований, как родительский комитет, совет учреждения, попечительский совет, комитет общественного контроля, совет содействия семье и школе, управляющий совет и других.

Принципы деятельности педагога определяются как закономерностями самого воспитания (связь воспитания и социальной системы, воспитания и обучения, воспитания и активности личности и т. д.), так и закономерностями развития психики (развитие личности в деятельности, смена ведущих видов деятельности взрослеющего человека, интенсивное формирование каких-либо качеств воспитанника в сензитивные периоды его развития; возникновение психологических новообразований того или иного возрастного этапа и т. д.).

В этой связи при организации системы воспитательной работы в образовательных учреждениях необходимо обратить особое внимание на конечный результат воспитательного воздействия, т. е. на его эффективность. Критерии, показатели и методы изучения эффективности воспитания приведены в таблице.

Критерии, показатели и методы изучения эффективности воспитания

Критерии

Показатели

Некоторые методы

изучения

1

2

3

1. Сформирован-ность познавательного потенциала

Познавательная активность учащихся, их кругозор, пытливость ума, наблюдательность, интерес к познанию.

Развитие мышления обучающихся (креативность, гибкость, критичность и другие качества).

Умение отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других.

Уровень обученности (умение переносить усвоенные знания в новую ситуацию и использовать их в практике, т. е. компетентность)

Работа с картой интересов. Наблюдения за обучающимися в различных видах деятельности.

Диагностико-прогно-стический скрининг в 1 классах (Е. Екжанова).

Тест П. Торренса (фигурная форма) и другие методики.

Методики статистического анализа (диаграммы, графики)

2. Сформированность мотивационно-ценностного поведения

Выбор нравственных норм и способов самореализации и самоутверждения. Приобретение навыков противостояния асоциальным явлениям.

Наличие адекватной самооценки.

Мотивация достижений.

Формирование положительного образа «Я», активной жизненной позиции.

Развитие потребности и способности обучаемого проявлять заботу о других.

Уровень нравственной воспитанности (приобретение требований правовых норм личностного смысла и руководства в повседневном поведении) и знание законов.

Сформированность положительного отношения личности к семье, окружающим людям, сверстникам, труду, природе, Родине.

Сформированность толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания

Формирование ответственности, самодисциплины.

Тест «Размышляем» о жизненном опыте для определения нравственной направленности личности (Н. Щуркова).

Сочинение «Кем я хочу быть».

Методики Б.П. Битинаса и М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся.

Методики для изучения профессиональных предпочтений.

Эмоциональное благополучие личности в семье, детском саду, первичном коллективе в школе или коллективе другого образовательного учреждения.

Стремление к гармонии, красоте

Тесты: «Термометр настроения», «Цветопись» и другие. Педагогическое наблюдение

1

2

3

3. Создание воспитывающей среды образовательного учреждения

Соответствие содержания системы воспитания целям и условиям, которые созданы для ее реализации в учреждении.

Согласованность планов и действий всех подструктур образовательного учреждения и других учреждений, структур, организаций.

Наличие системообразующего фактора воспитательной системы.

Включение обучающейся молодежи в различные виды социально-полезной деятельности.

Взаимодействие с учреждениями культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, клубными учреждениями, дополнительного образования, общественными организациями (в т.ч. ветеранскими, религиозными).

Эстетизация среды образовательного пространства.

Наличие сложившегося единого коллектива всего учреждения.

Удовлетворенность участников образовательного процесса жизнедеятельностью учреждения

Методики статистического анализа.

Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении».

Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью».

Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»

В процессе организации изучения эффективности воспитательной работы не следует перегружать участников образовательного процесса заполнением анкет или выполнением каких-либо других срезовых заданий (целесообразно проводить срезы не более двух раз в год).

План изучения может иметь вид:

Что изучать

Методика (методы)

изучения

Дата

Ответственный

Ведущим специалистом в организации диагностики эффективности воспитания должен быть педагог-психолог, который проводит свою работу совместно с классным руководителем, социальным педагогом при содействии администрации образовательного учреждения.

2. ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА (ДАЛЕЕ — ФОРМЫ) ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

2.1. ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1.1. Дошкольные образовательные

учреждения

а) Формирование мировосприятия на основе развития познавательного потенциала.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир. Через игровую деятельность закрепляются полученные знания. Для интеллектуального развития детей используются современные развивающие игры и технологии, в т. ч. на ступени «предшкольное образование».

Организованные формы обучения — занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием современных развивающих педагогических технологий, по ознакомлению с окружающим миром, с природой (согласно учебному плану).

На них систематизируются, обобщаются представления детей, формируются элементарные понятия. Ведущее место занимают обобщающие занятия-экскурсии, занятия-путешествия, эвристические беседы.

Формы работы вне занятий: совместная деятельность воспитателя и детей в повседневной жизни, наблюдения в уголке природы и на участке, тематические прогулки, самостоятельная деятельность детей в уголке природы, организация разнообразных дидактических и сюжетно-дидактических игр, опытническая деятельность, беседы, разучивание стихотворений, составление и отгадывание загадок, развлечения интеллектуального характера: математический, экологический КВН, «интеллектуальные ярмарки», интеллектуальные игры «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Аукцион знаний».

В речевом развитии детей большое внимание уделяется созданию условий для общения их друг с другом, со взрослыми. Воспитатель создает проблемные ситуации, ставит перед детьми поисковые вопросы, требующие коллективного обсуждения и разрешения, привлекает детей к самостоятельному поиску решения проблемы, опираясь на их предыдущий опыт и предшествующие знания, способствует возникновению коллективных разговоров, косвенно подводя детей к интересной теме.

б) Формирование мотивационно-ценностного поведения.

Нравственное воспитание. Осуществляется как на занятиях, так и вне их:

— «уроки доброты» (занятия, выстроенные в интересной занимательной форме: сказочный сюжет, имитационные игры, психогимнастика, чтение и обсуждение художественных произведений на нравственную тему, обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них);

— этические игры и упражнения;

— театрализация произведений с этическим содержанием;

— сюжетно-ролевые игры, направленные на развитие умения вести себя согласно моральным нормам в любой ситуации;

— ведение «экрана добрых дел», где отражаются хорошие поступки детей;

— беседы на нравственные темы;

— рассматривание сюжетных картинок с хорошими и плохими поступками;

— праздники и развлечения;

— культпоходы в театр, библиотеку, музей и т. д.

Воспитание гражданственности, патриотизма. Основными формами гражданского воспитания в детском саду являются тематическая прогулка, экскурсия к памятным местам, тематические праздники, посвященные Дню Победы, Дню независимости России, Дню защиты детей и т. д.

Имеют место такие формы работы, как «маршруты путешествий дошкольников» по детскому саду, вокруг детского сада, в прилегающий парк, в близлежащую школу (школьный музей), в библиотеку, на станцию юннатов. Таким образом происходит знакомство дошкольников с социальной сферой своего микрорайона, города.

Развитие чувства национальной гордости происходит при знакомстве детей с образцами художественных промыслов (беседы, экскурсии, коллективные творческие работы, проведение народных праздников и развлечений, занятия по ознакомлению с народным творчеством), с художественной литературой, при организации фотовыставок на темы «Как наши деды воевали», «Мой папа военный», «Мой любимый город», конкурса рисунков на тему «Поздравь город с днем рождения»; при проведении викторин «Родной свой край люби и знай».

Одной из форм работы, направленной на гражданское воспитание дошкольника, может быть занятие, на котрое приглашен ветеран Великой Отечественной войны, сотрудник детского сада и т. д. («Гость группы»).

Воспитание трудолюбия. Осуществляется в процессе выполнения поручений, самообслуживания (ухаживание за собой, личными предметами), через организацию хозяйственно-бытового труда (дежурств, ремонта книг, уборки участка, помещения, своего рабочего места), труда на природе (посадка деревьев, уход за растениями и животными, уборка урожая, очистка двора от снега, сбор листьев, перекопка земли и т. д.), ручного труда (изготовление поделок).

Экологическое воспитание. Ежемесячные экскурсии (пешие и транспортные) в заповедник, в лес, к водоему, по водохранилищу. Уход за животными и растениями в «Уголке природы». Труд на природе. Изготовление поделок из природного материала. «Паркотерапия». Сочинение сказок о животных.

Эстетическое воспитание:

— организованные занятия по изодеятельности, лепке, конструированию, ознакомлению с произведениями искусства, музыкальные занятия, хореография и т. д.;

— интегрированные занятия (интегрируются разные виды деятельности детей: познавательная, речевая, художественно-творческая);

— самостоятельная изобразительная деятельность;

— рассматривание книг, альбомов с иллюстрациями произведений искусства;

— культпоходы в театр, на выставки, в музеи и т. д.;

— игровая деятельность: игры-драматизации, игры-спектакли;

— праздники и развлечения на музыкально-драматической, фольклорной, обрядовой, хореографической основах;

— ознакомление через беседы, игры, экскурсии с элементами различных видов искусства (театр, балет, опера, цирк, анимация, кинематограф, сказка, стихотворение, рассказ, иллюстрация, пейзаж, натюрморт, портрет, вышивка, макраме, икебана и т. д.); побуждение к выражению своих впечатлений средствами музыки, живописи, литературы, пластики (этюды, импровизации, сочинение песен, стихотворений, сказок, театральных постановок).

Физическое воспитание (основано на физкультурно-оздоровительной работе): воспитание культурно-гигиенических навыков; приобщение к здоровому образу жизни; закаливающие процедуры (солевое, контрастное, воздушное сухое закаливание; фитотерапия, профилактическое полоскание горла и полости рта), использование элементов спортивных игр и упражнений, подвижных игр, психогимнастики, минуток «шалости».

Семейное воспитание: проведение бесед, составление рассказа о своей семье, о родителях, бабушках и дедушках; изготовление подарков к праздникам, экскурсии на производство к родителям и т. д.

в) Процессуально-деятельностное направление.

Интеграции всех направлений воспитательной деятельности, которые реализуются через игру: сюжетно-ролевую, режиссерскую, строительную, подвижную, театрализованную, пальчиковую, музыкально-дидактическую, настольно-печатную, словесную, спортивную, забаву, аттракцион, драматизацию и т. д. Организованные формы занятий могут проводиться через погружение в ситуацию, как сказочное путешествие с приключениями, преодолениями препятствий, решениями возникающих задач для достижения гуманной цели — помощи сказочным персонажам, освобождения их от колдовских чар и т. д. Занятия и досуговые мероприятия могут проводиться в форме экскурсий, целевых прогулок, этюдов, концертов, спектаклей и др.

2.1.2. Учреждения дополнительного

образования

Интегрированные игры и занятия по теме «Юные знатоки родного края»:

— умственное воспитание: «Я и мое имя», «Моя семья», «Мир вокруг меня», «Аукцион знаний», «Профессии моих родителей, бабушек и дедушек», «Моя родословная», «Что я хочу знать?»;

— нравственное воспитание: «Родная природа», «Экологическая тропинка», «Живая и неживая природа и человек», «Рукотворный и нерукотворный мир», «Будь внимательным к людям», «Как оказать помощь?», «Виноват — проси прощения», «Поведение в общественных местах»;

— воспитание гражданственности, патриотизма: «Дом, в котором я живу», «Мой город, поселок, район», «Символы моего края, моей страны», «Моя планета Земля», «Достопримечательности моего края, города, села», «Моя страна, мой народ», «Я — россиянин», «У каждого народа своя сказка»;

— воспитание трудолюбия: «Туристический быт: что можно и нельзя», «Семейные увлечения», «Труд моих земляков», «Морской круиз», «Полет в космос», «Земля с высоты птичьего полета», «Труд и отдых детей и взрослых», «Что я умею», «Какие правила безопасности я знаю», «Оживи картину труда и быта» (коллаж);

— эстетическое воспитание: «Россыпи народного творчества», «Из уст в уста», «История живет в музее», «Путешествие в прошлое: крестьянская изба», «Народные танцы России и ближнего зарубежья», «Вечер пословиц и поговорок», «Драматизация сказок и потешек», «Народные песенки и потешки»;

— физическое воспитание: «Мы — путешественники», «Имитация путешествий: по горам, по пескам, по джунглям», «Веселые старты на Марсе», «Лыжные гонки», «Покорение снежного городка» (зимой на спортплощадке с ледяными фигурами).

2.2. ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

С УЧАЩИМИСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1. Воспитание в процессе обучения.

Внедрение технологий развивающего, личностно ориентированного обучения, игровых, коммуникативных технологий, использование групповых форм работы на уроке, работа в парах постоянного и сменного состава. Уроки здоровья, проведение бесед, различных видов самостоятельных работ. Использование исследовательского, проблемно-поискового методов обучения. Проведение нестандартных уроков (урок-размышление, урок-сказка, урок-дискуссия, урок-выставка, урок-КВН, урок-эксперимент, урок-путешествие, урок-поиск, урок-мастерская, урок-праздник и др.).

Создание школьных научных обществ в условиях профильного обучения.

2. Формы внеклассной работы с младшими школьниками.

а) Формирование мировосприятия на основе развития познавательного потенциала:

— организация кружков, КВН, игр-викторин: «Учиться, чтобы знать», «Азбука знаний» и др.;

— проведение бесед по научной организации труда: «Я, минута и знание», «45 минут: это много или мало», «Учись учиться с увлечением», «Как развивать память», «От знаний к будущей профессии», «Поиск нужной книги» и т. д.;

— проведение «Недели детской книги»;

— создание объединений и клубов любителей книги, клубов любознательных, организация читательских конференций;

— игры-беседы «Разгаданные и неразгаданные тайны», «Белые пятна на карте нашей области».

б) Формирование мотивационно-ценностного поведения:

— нравственное воспитание: деловые игры, сюжетно-ролевые игры по культуре общения, разыгрывание коммуникативных ситуаций «Я и мой класс»;

— классные часы, концерты, изготовление подарков, сувениров для ветеранов, малышей детского сада;

— проведение цикла этических бесед по культуре поведения «Как себя вести», «Школа вежливости»;

— воспитание гражданственности и патриотизма: классные часы, концерты, экскурсии в краеведческий музей, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны; конкурсы чтецов, рисунков, сочинений на патриотическую тему;

— экскурсии по селу, городу, району; изготовление макета своего города, села из песка, глины, природных материалов; проектирование будущего своего края;

— воспитание культуры труда и формирование первых представлений об экономической культуре: хозяйственно-бытовой труд на приусадебном участке, дежурства в классе, школе;

— работа по самообслуживанию «Школа — наш дом, мы — хозяева в нем»;

— работа по благоустройству школьного двора, изготовление скворечников, организация кружков (икебана, макраме, ателье «Дюймовочка» и др.), экскурсия на предприятия микрорайона, игра «Война с Синьором Сорняком»;

— оформление стенда «Школьное лесничество в действии», профилактическая работа по предупреждению пожаров;

— организация «Бюро добрых услуг» (помощь по хозяйству одиноким людям, престарелым, инвалидам);

— работа по профориентации;

— экологическое воспитание: экскурсии, посещение зоосадов, занятия в кружках, проведение викторин на тему природы, работа с фенологическим календарем, внеклассные часы (игры «Солнышко смеется», «Мальчик Помогай», «Кленовый лист»);

— праздники «Птичий президент», «Экзамен Главного Лесничего», «В гостях у старичка-лесовичка», «Школьная весна», «Осенний бал» и др.;

— эстетическое воспитание: экскурсии в музеи, посещение выставок, концертов; занятия в кружках, изостудиях, конкурс веселых фантазеров «В гостях у барона Мюнхгаузена»; работа музыкального клуба «До-ре-ми», беседа «Что такое художественный вкус?», проведение экскурсий «Самое красивое место нашего села (микрорайона, поселка)», «Цветы наших полей», «Осенний букет»;

— организация работы кукольного или теневого театра, выставки работ юных художников «С карандашом по школе»;

— физическое воспитание: проведение бесед «Как стать сильным и ловким», «Уроки мужества», аттракционов «Играй, город», «Снежная крепость», «Снежная эстафета»;

— соревнования, подвижные и спортивные игры («Переход через болото»), ритмика, школьное мероприятие «Бабушкина каша»; участие в спортивных секциях, клубах;

— семейное воспитание: праздники, театрализация на тему семьи, выставки рисунков, поделок (семейные увлечения), составление родословных (генеалогическое дерево), составление рассказов и написание сочинений «Моя семья»; экскурсии на производство к родителям;

— игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек.

в) Процессуально-деятельностное направление:

— включение младшего школьника в различные виды учебной и внеклассной деятельности; развитие социальной активности личности школьника через индивидуальные и коллективные поручения, формирование качеств лидера, организатора и исполнителя;

— создание микроколлективов, введение элементов самоуправления.

3. Формы внеклассной работы с учащимися 5−11 классов

а) Формирование мировосприятия на основе развития познавательного потенциала:

— использование образовательных программ учебных предметов, возможностей межпредметных связей в воспитательной деятельности;

— проведение олимпиад, конкурсов, встреч, библиотечных часов, тематических бесед, декадников по предметам, дней знаний, конференций, клубов по интересам, вечеров, фестивалей, праздников, бесед, классных часов, викторин: «Союз формул и метафор», «Литературный театр», «В гостях у великих людей», «Бал литературных героев», «Фестиваль дидактических театров», «Тайны пятого океана», игр по развитию логики, памяти, внимания, педагогических тренингов: «Через тернии к звездам», «Путешествие в город наук», аукционов любимых книг, дней фантазеров и изобретателей: «Без учебников, друзья, нам прожить никак нельзя», «Ваше слово, эрудит», «Стремлюсь завоевать мир и знания»; игр-путешествий «По планетам знаний».

б) Формирование мотивационно-ценностного поведения.

— нравственное и эстетическое воспитание:

— акции милосердия, доброты, помощи нуждающимся;

— клубы, объединения, молодежные и детские организации, пресс-центры, конференции (по широкому спектру вопросов), клубы правовых знаний, классные часы по правовой тематике;

— клубы по интересам: «Палитра», «Ретро», «Сто друзей», «Авансцена»;

— конференции, диспуты, беседы о гуманизме и нравственности; часы и уроки раздумий о милосердии и доброте: «Свеча на ветру», «Десять заповедей человечности», «Не причиняй людям зла, обиды, боли, тревоги, беспокойства»;

— диспуты: «Дети большого города», «Говорят, о любви все сказано», «Чью старость ты утешил?», «О красоте, моде и хорошем вкусе»;

— клуб девчонок «Галатея», клуб мальчишек «Мужской разговор»;

— вечера, праздники, дисковечера: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть», бюро добрых услуг «Незабудка», праздники «Благо дать», «Люди в белых халатах», «Вера. Надежда. Любовь», «Что в имени твоем», «Бабушки и внучки», «Согрей теплом души своей», праздник благодарности «Чувство милосердия вечно. Оно старо, как мир, в котором мы живем», вечер поэзии «Песнь любви», «Миллион алых роз», «Праздник нашей школы», акция «Подарок школе», «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», «Хочу быть услышанным», «Школа русской культуры», «Человек XXI века», «Хрусталики души», «Калейдоскоп творчества», конкурс «Веселые артисты», акции «Теплый дом» и «Дом добра», концерт учителей для детей «Здравствуйте, мы вам рады»;

— организация работы с подростками, состоящими на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, на внутришкольном учете, и с родителями;

— организация работы по профилактике асоциальных явлений в подростковой среде;

— активизация работы по развитию толерантности, преодолению ксенофобии (фестивали национальных культур, школьные гражданские форумы по проблемам толерантности);

— привлечение работников правоохранительных органов, общественности к организации мероприятий;

— воспитание гражданственности, патриотизма:

— воспитание гражданского и патриотического сознания детей и молодежи (областной конкурс «Гражданин Воронежского края — гражданин России», конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия», конкурсы творческих работ детей и др.), проведение областных и районных фестивалей творческих и патриотических объединений;

— активизация работы по военно-патриотическому воспитанию; физическое и психологическое развитие будущих воинов; развитие интереса юношей к военной профессии, военной технике, военно-прикладным видам спорта; стимулирование их участия в спартакиадах по военно-прикладным видам спорта, военно-патриотических играх «Зарница» и «Орленок» с привлечением к этой работе ветеранских организаций, военнослужащих, ветеранов локальных конфликтов, активистов-общественников, учащихся кадетских и военных классов;

— организация работы по созданию патриотических объединений школьников, поисковых клубов, школьных музеев как центров патриотического воспитания;

— проведение фестивалей с активным использованием государственной символики, возрождение традиций, гражданских и патриотических ритуалов (марши-парады детских духовых оркестров, торжественное возложение цветов к мемориалам славы);

— приобщение к богатствам российской культуры;

— проведение акций «Мое отечество», «Отчий край», «Земля — мой дом», «Забота», «Деревенька моя»;

— организация клубов, объединений, кружков: «Патриот», «Мужество», «Россия», «Истоки», «Литературные прогулки» и т. д.;

— проведение вечеров «Знай свое Отечество», «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы», «Родина в стихах русских поэтов», «Россия, Русь! Храни себя, храни», «Я люблю Россию, люблю честь Родины» (о великом хирурге Н.И. Пирогове), «Язык — душа русского народа» (о В.И. Дале — создателе «Толкового словаря живого великорусского языка»), вечер духовной музыки «Истоки», час истории религии — «Земная колыбель сына Божьего»;

— организация военно-спортивных праздников: «Салют Победы», «Арсенал», «Слово, которое вело в бой», «Цветы и порох», «Сердце Ленинграда», «Когда поют солдаты»;

— шефство над домами инвалидов Великой Отечественной войны, уход за памятными досками микрорайона;

— проведение экскурсий в города-герои: «Подвиги ратной славы»;

— встречи с участниками ВОВ, офицерами и военнослужащими Российской армии, курсантами военных институтов и училищ, уроки мужества «Бессмертен твой подвиг, мой город родной»;

— проведение игр, конкурсов, олимпиад, диспутов «Фронтовики, наденьте ордена», «Орден в доме твоем», «Ой, ты, Русь моя», «Мы — россияне», «Экспресс «Россия», фольклорная игра «Месяцеслов», праздники «Масленица», «Русский сувенир», «Рождественский вечер», «Встреча зимы», «Воронежские посиделки», «Деревенское подворье», «Детям на потеху», «Я — русский», «Адрес — Россия»;

— воспитание основ экономической культуры и культуры труда:

— беседы, встречи, экскурсии по проблемам «Основы экономических знаний», «Культура труда», профориентационная работа;

— конкурсы будущих экономистов, бизнесменов, «Азбука бизнесмена», встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия, в учреждения, общественно полезная трудовая деятельность, формы самообслуживания, трудовые десанты, работа в лагерях труда и отдыха, шефская деятельность, вечера встреч с интересными людьми, выставки, ярмарки-продажи поделок, сувениров;

— экологическое воспитание:

— поисковые работы (состояние воздушной среды, водоемов, почвы);

— праздники, игры, конкурсы «Экологическая биржа», биологический, зоологический КВН, игры «Путешествие в лесную сказку», «Живое серебро», «Осенний лабиринт», экологическая игра «Лесной детектив», клуб кинологов «БИМ», урок доброты «Мы в ответе за тех, кого приручаем», конкурс «Сберечь себя для России — и Россию для себя», урок домашней экологии, клуб любознательных «Все об экстрасенсах», праздник урожая «Дары природы родного края»;

— игры на выживание в экстремальных природных условиях, познание себя и природы;

— познавательная викторина «Экологический бумеранг»;

— программы «Огромный мир и отчий край», «Сто свиданий с природой»;

— конкурс авторской песни «Я люблю свою землю»;

— санитарно-гигиенические и оздоровительные занятия;

— выездные мероприятия, лагерные общешкольные сборы;

— экологические акции, движения, операции: «Зеленый патруль», «Живое серебро», «Школьное лесничество», «Животные — мои друзья», «Детская ферма», «Воронежский меридиан», «Родничок», «Муравейник», «Российский треугольник», «К тайнам родных лесов», «Возрождение», «Куда ты, тропинка?», «Экологическая галерея», «По лесам, по морям», «Лесная аптека», «День зеленого листа»;

— клубы, объединения, кружки по изучению родного края, его традиций, природы;

— выставки собак, кошек, других домашних животных, птиц, цветов и др.;

— физическое воспитание:

— спортивное шоу «Веселая арена», веселый урок здоровья, медицинский лекторий «Подросток и косметика», «Даем бой курению», «Вредные привычки и как от них избавиться»;

— просмотр фильмов «Подросток и алкоголь», «Подросток и курение»;

— «круглый стол» «Час вопросов и ответов»;

— военно-спортивные праздники;

— туристические походы; спортивные и военно-спортивные праздники, «Роза ветров» (туристический клуб), «Старты надежд», «Если крепок и здоров», «Школа территории здоровья», «Кожаный мяч»;

— игры «Чудо-шашки», «Золотая шайба», соревнования по волейболу, баскетболу, зимним видам спорта;

— туристические слеты, соревнования, игры, игра «Туристическими тропами», «Ледовое побоище», «Следопыт», «Светофор», «Сталкер»;

— экзамен ГИБДД «Наших правил ровно пять, ты их должен выполнять»;

— викторина «Огонь — друг, огонь — враг»;

— малые олимпийские игры;

— организация совместной деятельности с учреждениями здравоохранения, привлечение медперсонала к организации мероприятий;

— семейное воспитание:

— родительская неделя (изучение семьи и ее родословной);

— вечера откровенного разговора (слушатели, родители, друг с другом);

— совместные спортивные мероприятия (учителя — дети — родители);

— совместные мероприятия художественного плана (учителя — дети — родители);

— классные часы, литературные беседы по темам: дружба, любовь, товарищество, семья;

— конкурс писем для детей: «Я боготворю своего отца», «О матери можно говорить бесконечно» (М. Горький);

— откровенный разговор «Какими нас видят наши дети»;

— родительская школа: беседы «Женское окружение» (ребенок в неполной семье), «Государство семьи не заменит», «Порог, или Письма о тревожном возрасте», «Власть вещей, или Повесть о ненайденных идеалах», «Инфаркт миокарда, или Повесть об исцеляющей родительской любви», «Отогреться душой можно только у семейного очага», конкурс «Папа, мама, я — спортивная семья»;

— школа семейного психолога: «В семи известных нотах и дом, и сын, и ты», «Семейный портрет: четверо в лодке, не считая собаки»;

— конкурс песен «Родительский дом».

в) Процессуально-деятельностное направление:

— включение учащихся в различные виды учебной и внеучебной деятельности;

— создание системы самоуправления в коллективе; развитие социальной активности обучаемого.

4. Учреждения дополнительного образования

а) Формирование мировосприятия на основе развития познавательного потенциала:

— проведение занятий кружков, клубов, объединений на основе учебных планов и авторских программ;

— организация научно-исследовательской, опытнической деятельности, проведение научно-практических конференций, творческих отчетов объединений, выставок: «Наши успехи», «Мы сделали сами», «В гостях у наших натуралистов, техников», «Дети, техника, творчество», олимпиад, соревнований, конкурсов, познавательных аукционов, тематических вечеров, встреч, праздников, игр «Азбука человеческих знаний», «Портрет профессора», «Сигмы», «Театр лингвистических миниатюр», «Тайны пятого океана», «От игры к знаниям», «Хочу все знать», «Вопрос — ответ», «Ваше слово, эрудит!».

б) Формирование мотивационно-ценностного поведения:

— нравственное и эстетическое воспитание:

— беседы, акции, встречи, обсуждения, «круглые столы», дискуссии на тему нравственного, эстетического воспитания: «Нравственность в нашей жизни», «Нравственная культура личности», «Из уст в уста», «Россыпи народного творчества», «История живет в музее», «Воспитай в себе чувство прекрасного», «Как ты строишь свои отношения с друзьями», «Воспитание толерантности»;

— организация экскурсий в музей, на природу по маршрутам культурно-исторического наследия;

— воспитание гражданственности, патриотизма:

— реализация областных программ туристско-краеведческого движения: «Край родной», «Юные знатоки родного края», «Отечество»; участие в акциях: «Дом, в котором я живу», «Мой город, поселок, район», «Символы моего края, моей страны»;

— создание школьных музеев, участие в районных, областных, всероссийских смотрах школьных музеев, участие в областных всероссийских конкурсах: «Овеянные славою флаг наш и герб наш», «Человек в истории. Россия. ХХ век»;

— участие в проведении областных и районных научно-практических конференций, семинаров-тренингов по разработке методических рекомендаций, изучению инновационного опыта в области гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи;

— подготовка и издание методических пособий для педагогов по гражданскому и патриотическому воспитанию;

— воспитание основ экономической культуры и культуры труда:

— проведение бесед, тематических встреч, обсуждений по вопросам основ экономических знаний;

— организация обучения по программам дополнительного образования: «Инструктор детско-юношеского туризма», «Промышленный альпинизм», «Основы экскурсоведения», «Менеджмент туризма», «Туристский быт: что можно, что нельзя», «Семейные увлечения», «Труд моих земляков»;

— экологическое воспитание:

— конкурсы «Юные исследователи окружающей среды»; «Зеркало природы»; «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам»;

— смотры-конкурсы учебно-опытных участков, уголков живой природы, ученических производственных бригад;

— акции «Зеленые острова», «День Земли», «День Воды», «День защиты животных»;

— проведение экскурсий (природные памятники природы, учреждения эколого-биологического направления);

— проведение конкурса «Лучший воспитанник года» среди обучающихся станции юных натуралистов;

— заочная эколого-биологическая школа-практикум (очная учебная сессия);

— учебный сбор актива юннатского движения;

— заочная школа школьных лесничеств;

— биологическая олимпиада, эколого-биологические конференции, слет актива трудовых объединений школьников, научно-практические конференции, фотоконкурсы («Мой любимый питомец» и т. д.), фотовыставка «Этот удивительный мир природы»;

— физическое воспитание:

— проведение спортивных соревнований по различным видам спорта, смотров-конкурсов среди спортивных школ, походов по родному краю, повышение разрядов по видам туризма;

— организация школьных, районных и областных туристских слетов, школы безопасности, соревнований по спортивно-туристическому многоборью, спортивному ориентированию, скалолазанию, по технике пешеходного и водного туризма;

— создание спортивно-туристских секций, проведение туристских слетов, соревнований, использование потенциала туризма в физподготовке защитников Отечества.

в) Процессуально-деятельностное направление:

— участие подростков, старшеклассников в подготовке и проведении коллективных творческих дел;

— сотрудничество в организации различных мероприятий спортивного, художественно-эстетического, трудового, экологического содержания;

— приобретение учащимися навыков организатора и исполнителя в условиях разновозрастных объединений;

— поддержка социальных инициатив обучаемых по преобразованию окружающей жизни.

2.3. ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.3.1. Учреждения начального

профессионального образования

а) Формирование мировосприятия на основе развития познавательного потенциала обучающейся молодежи:

в процессе обучения:

— спецдисциплины и общеобразовательные предметы: проведение уроков с использованием различных форм, методов и новейших технологий обучения;

— проведение уроков в нетрадиционной форме (уроки-диспуты, уроки-семинары, уроки-конференции, уроки по защите проектов, бинарные уроки и т. п.);

— предметные недели, мозговые штурмы, олимпиады, научно-практические конференции, защита проектов, рефератов, разработка мастерами и преподавателями собственных педагогических технологий, разноуровневых заданий, индивидуальных и групповых форм работы с использованием ТСО, наглядности;

во внеурочной деятельности:

— интеллектуальные аукционы, конкурсы: «Презентация мира», «Диалоги с веком», «Девять муз», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», КВН и др.;

— работа предметных кружков, тематические вечера, литературно-музыкальные композиции, фестивали, конкурс агитбригад по профессиям;

— выставка технического творчества учащихся в рамках учреждения образования;

в деятельности вне учреждения начального профессионального образования:

— выставка технического творчества обучаемых в рамках города, брейн-ринг знатоков (училище — училище, училище — базовое предприятие), посещения областного центра истории народного образования;

— межучилищные конкурсы профессионального мастерства (по одной профессии);

— конкурсы «Лучший мастер производственного обучения», «Лучший преподаватель».

б) Формирование мотивационно-ценностного поведения:

— нравственное и эстетическое воспитание:

в процессе обучения:

— факультативы «Культура общения», спецкурсы «Святыни России» (природные, литературные памятники Отечества и т. д.), приобщение учащихся к русской национальной культуре через реализацию воспитательных и развивающих целей урока; нетрадиционные уроки;

во внеурочной деятельности:

— кружки «Мир твоих увлечений»;

— трудовые операции «За чистоту и порядок» в рамках учебного заведения и города;

— классные часы за чашкой чая «Расскажи мне о себе, или Будем знакомы», «Уроки этикета», «Уроки добра и красоты», «Что такое духовное богатство человека», «Как познать себя» и т. д.;

— дискуссии «Быть человеком», «Что такое счастье и в чем смысл жизни», «О моральных качествах человека, чести и достоинстве» и т. д.;

— проведение социометрических исследований среди учащихся; формирование малых групп для организации рабочих бригад;

— классные часы «Я и мы», «Конфликты и способы их предупреждения и разрешения в коллективе»;

— ролевые игры «Особо охраняемые территории», «Деятельность человека как экологический фактор» и др.;

— пешие экскурсии «Православные храмы г. Воронежа»;

— конкурс на лучшие КТД группы, коллектива, учебного заведения;

— танцевально-музыкальные вечера;

— конкурсы плакатов, газет, художественной самодеятельности;

— педагогические консилиумы по проблемам учащимся, которые вызывают трудности;

— проведение диагностики в воспитательном процессе (изучение личности и коллектива);

— ведение дневников педнаблюдений, изучение уровня воспитанности учащихся, корректировка учебно-воспитательного процесса на основе результатов диагностики и мониторинга, проведение смотров-конкурсов на лучшую группу, лучший коллектив по художественной самодеятельности;

— проведение собраний-конференций для родителей, испытывающих трудности в воспитании подростков;

— проведение тренингов коммуникативного общения для подростков с целью повышения ответственности за свои поступки;

— организация работы по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде, воспитание толерантности, проведение мероприятий по правовой тематике, профилактических дней совместно с инспектором подразделения по делам несовершеннолетних района;

в деятельности вне учреждения:

— рейды «Милосердие», «Забота», семинары, «круглые столы» для педагогических работников по проблемам социальной и практической психологии, по моделированию позитивного поведения учащихся;

— конкурс кулинарного искусства «Дары осени» совместно с родителями;

— участие в проведении городских форумов молодежи, в организации Дня открытых дверей в музеях города, днях театра, в мероприятиях, проводимых учреждениями культуры, посещение театров, музеев, выставок, «огоньки», танцевально-музыкальные вечера, дискотеки, встречи с интересными людьми города и области, университет эстетического воспитания учащихся, проведение музыкальных классных часов на базе библиотеки искусств г. Воронежа, организация пеших и выездных экскурсий по памятным местам г. Воронежа;

— воспитание гражданственности, патриотизма:

в процессе обучения:

— организация научного творчества обучаемых, связанного с изучением истории (подготовка рефератов, докладов, конференций); истории родного края (города, села, поселка, улицы), «Знай и люби свой край»;

— изучение предметов «Основы российского законодательства», «Обществознание», спецкурс «Профессиональная карьера»;

— конкурсы сочинений «Фронтовики, наденьте ордена», Кольцовские и Никитинские чтения;

— уроки Конституции, посвященные важнейшим конституционным положениям; уроки о правах ребенка и его защите (международные нормы и права, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка);

во внеурочной деятельности:

— поэтическое творчество учащихся (классные тематические часы, вечера, конкурсы), организация молодежных театров, художественных студий в училище, клубов по интересам, музыкальные классные часы, выставка декоративно-прикладного творчества учащихся, проведение общеучилищных мероприятий согласно сложившимся традициям;

— творчество обучаемых, связанное с изучением истории края, страны (выставки, конкурсы «Узнай мир», «Черты национального характера» и др.), краеведческая работа (сбор и оформление материалов для музея боевой и трудовой славы училища), вечера «Родина в стихах русских поэтов», «Знай свое Отечество» и др.;

— классные часы «Человеческая трагедия: войны, убийства, стихийные бедствия», «Расы, народы, нации», «День Конституции Российской Федерации», беседы «Гимн, герб и флаг России», работа актива групп, ученического актива училища по организации деятельности учебного заведения, создание молодежных организаций в учебном заведении, вахта памяти, военно-спортивные праздники «Родина! Будь спокойна, дети достойны», экскурсии в музеи (музей-диорама, «Арсенал»);

— уроки мужества «Бессмертен твой подвиг, мой город родной»;

— организация работы по формированию электоральной культуры гражданина;

в деятельности вне учреждения:

— встречи с интересными людьми города и области. Участие в молодежных объединениях микрорайона (города), встречи с участниками ВОВ, офицерами и военнослужащими Российской Армии, курсантами военных институтов и училищ, работниками райвоенкоматов;

— игры, конкурсы, олимпиады, диспуты;

— воспитание основ экономической культуры и культуры труда:

в процессе обучения:

— факультативы, спецкурсы «Основы экономических знаний», «Менеджмент», «Маркетинг»;

— организация соревнований среди рабочих бригад (по профессиям);

во внеурочной деятельности:

— организация художественной самодеятельности к профессиональным праздникам для предприятий — социальных партнеров; оформление тематических газет;

— проведение классных часов «Успех, приносящий радость», «Хороший специалист начинается с хорошего учащегося», «Наука и техника против человека», «Моя профессия в прошлом, настоящем и будущем"и др., межгрупповые конкурсы «Мы — будущие молодые предприниматели»;

в деятельности вне учреждения:

— участие учащихся в рекламных акциях предприятий — социальных партнеров, организация экскурсий на предприятия города, использующие передовые технологии, управленческий менеджмент;

— проведение городских ярмарок вакансий для молодежи;

— экологическое воспитание:

в процессе обучения:

— предметы «Основы экологии», «Основы медицинских знаний», «ОБЖ»;

— проведение нестандартных уроков (уроки-диспуты, уроки-конференции, защита проектов «Город будущего», «Спид — чума XX века», «Демографические проблемы» и др.), «урок доброты» «Мы в ответе за тех, кого приручаем»;

— познавательная викторина «Экологический бумеранг»;

во внеурочной деятельности:

— конкурс плакатов, бюллетеней «Чистое училище», акция «Чистый город — здоровый город», экологические спектакли, конкурс «Беречь себя для России и Россию для себя», клуб «Зеленая лампа», конкурс песни «Я люблю свою Землю»;

— классные часы, санитарно-гигиенические и оздоровительные занятия с привлечением работников здравоохранения, биолого-экологический КВН, игра «Тайны зеленого друга», экологические викторины;

в деятельности вне учреждения:

— биолого-экологический КВН, акция «Зимний сад — училищу», акции, движения, операции «К тайнам родных лесов», клубы, объединения, кружки по изучению родного края, его традиций, природы;

— мониторинг, окружающей среды в микрорайоне училища, праздники, игры, конкурсы, экологические биржи, праздник урожая «Дары природы родного края», игры на выживание в экстремальных природных условиях, познание себя и природы, конкурс агитбригад.

— физическое воспитание:

в процессе обучения:

— анализ состояния здоровья учащихся в течение учебного года, разработка учебных программ с учетом специфики профессии и состояния здоровья учащихся;

— введение физпауз, проведение активных перемен (шашки, шахматы, спортивные игры: мини-футбол, волейбол, баскетбол, теннис);

во внеурочной деятельности:

— классные часы: «В здоровом теле — здоровый дух». «Преимущества жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков», «Любовь и здоровье», «Правильное питание и здоровье», «Милосердие, доброта, здоровье» и др.;

— работа спортивных секций, проведение дней здоровья, спортивных соревнований между группами;

в деятельности вне учреждения:

— участие в областной спартакиаде учащихся и педагогических работников, ВРО ОГФСО «Юность России», организация работы бесплатных спортивных секций на базе ВРО ОГФСО «Юность России»;

— проведение бесед, дискуссий учащихся со специалистами детского диагностического наркологического центра по пропаганде здорового образа жизни, дней здоровья.

в) Процессуально-деятельностное направление:

— организация ученического самоуправления; обучение актива;

— участие в работе общественных молодежных организаций.

2.3.2. Учреждения среднего

профессионального образования

а) Формирование мировосприятия на основе развития познавательного потенциала обучающейся молодежи:

— проведение студенческих научно-практических конференций, семинаров, творческих и профессиональных конкурсов, фестивалей, олимпиад, предметных недель, интеллектуальных викторин; студенческие СМИ (печатные, мультимедийные), экраны достижений студентов, фоторепортажи, тематические газеты, профессиональные вестники и вестники научно-технической информации;

— интеллектуально-познавательные и деловые игры; лекторий по развитию интеллектуальных и профессиональных способностей студентов;

— организация межвузовского диспут-клуба, встречи с творческими личностями, учеными вузов, представителями профессиональной сферы, ветеранами профобразования, клубы по интересам;

— проведение учебных занятий с применением новых технологий личностно ориентированного обучения.

б) Формирование мотивационно-ценностного поведения.

— нравственное воспитание:

— организация шефской работы в детских домах, интернатах, домах для пожилых людей, хосписах; тренинги по нравственному самосовершенствованию «Тропинки к своему „Я“»; программы религиозного просвещения (циклы лекций, встречи с представителями епархии, экскурсии); циклы мероприятий по профилактике негативных тенденций в юношеской среде «Не отнимаю у себя завтра»; диспуты, «круглые столы», вечера общения, этические беседы, клуб родительского всеобуча «Нравственные истины»; факультативы «Культура влюбленных», «Моя первая любовь»; спецкурс «Этика и психология семейной жизни»;

— турниры по вопросам права, организация цикла мероприятий (лекции, встречи с сотрудниками правоохранительных органов, просмотр видеоматериалов) по предупреждению правонарушений; образовательный проект толерантной личности «Я и другой»; семейный лекторий;

— организация работы по формированию правовой культуры, воспитанию толерантности. Профилактика асоциальных явлений в молодежной среде;

— воспитание гражданственности, патриотизма:

— часы делового общения — встречи с представителями органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, организация творческих встреч, вечеров, праздников с иностранными студентами, дни истории и культуры стран СНГ;

— клуб молодого избирателя, областная студенческая правовая организация «Советник», «круглые столы», встречи с представителями политических партий, общественных движений молодежных организаций, дни воинской славы России, фестивали военно-патриотической песни, школа студенческого актива;

— поисково-исследовательская работа (создание музеев, работа поисковых групп советов по патриотическому воспитанию), экскурсионная работа, уроки мужества, вахты памяти, шефство над памятниками воинской и трудовой славы, аудиторный час «Моя семья в истории страны» с составлением родословных;

— воспитание основ экономической культуры и культуры труда:

— конкурсы профессионального мастерства, конференции, олимпиады, выставки, организация деятельности студенческих трудовых отрядов, лаборатория успеха, встречи с представителями трудовых династий, выпускниками, ветеранами труда, представителями бизнеса, участие в общегородской молодежной акции «Чистый город»;

— профессиональные клубы, кружки, деловые игры и тренинги «Поведение на рынке труда», профориентационная работа: дни открытых дверей, ярмарка вакансий, лектории «Мир профессий. Учебные фирмы», конкурс «Лучший по профессии», кружки технического творчества, сочинения, диспуты, деловые игры «Что я знаю о своей профессии?»;

— экологическое воспитание:

— экологический ликбез (лектории, рейды, пресс-конференции, защита проектов, участие в экологических акциях;

— факультатив «Нравственное и экологическое воспитание», фотоконкурсы «Шаги по росе»;

— эстетическое воспитание:

— посещение театров, встречи с актерами, кинолектории, ролевые игры, «круглые столы», вечера по проблемам эстетического воспитания «Человек человеку кто?», самопрезентация групп I курса «Вертушка», конкурсы художественной самодеятельности;

— экскурсионная, кружковая и клубная деятельность, фестивали команд КВН, танцевальный фейерверк, СТЭМ, ярмарка народного творчества;

— встреча с участниками бардовской песни, фотоконкурсы и фотовыставки различной тематики («Наши таланты»), «воронежская юморина», лекторий «Музыкальные жанры»;

— физическое воспитание:

— спортивно-оздоровительные и развлекательные игры, встреча с воронежскими олимпийцами, дни здоровья, спортивные праздники, малые олимпийские игры, спартакиады, спортивный КВН;

— межссузовские туристические слеты, туристические походы и экскурсии, лекторий «Народный университет здоровья» с привлечением работников здравоохранения.

в) Процессуально-деятельностное направление:

— инструктивно-методические совещания, педсоветы: «Психогигиена — ведущая составная часть воспитательного процесса», «Особенности учащихся нового набора, проблемы их социальной адаптации, выделение учащихся, требующих постоянного педагогического наблюдения и контроля», «Формирование коллектива в учебных группах. Определение направлений работы с каждым учащимся», «Социально-психологический портрет учебной группы», «Психологический микроклимат проблемной учебной группы: анализ, рекомендации», «Рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики группы» в начале и в конце учебного года, заслушивание психолого-педагогических характеристик групп: диагноз, обмен опытом; использование на учебных занятиях методов проблемно-дискуссионного характера, приемов, направленных на формирование самоконтроля и взаимоконтроля учащихся и студентов;

— конкурс «Лучшая группа года», конкурс на лучшего профориентатора среди учащихся «1+1», деловые игры;

— организация участия родителей в решении проблем учебного коллектива: родительские комитеты, актив родителей; оказание помощи обучающимся из малообеспеченных семей; всеобуч родителей: родительские собрания, конференции, «круглые столы» с привлечением различных специалистов по проблемам воспитания и самовоспитания молодежи); памятки, рекомендации для родителей по методам воспитания; использование видеоматериалов в педагогическом просвещении родителей; консультационные дни специалистов; рейды в семьи; открытые родительские дни с посещением занятий или внеучебных мероприятий; творческая совместная деятельность детей и взрослых: игры, познавательно-развлекательные программы, концерты, выставки, дни здоровья; участие родителей в проведении досуга учащихся (кружки, секции); социально-педагогические тренинги общения и поведения родителей в различных жизненных и семейных ситуациях;

— стимулирование творческой инновационной деятельности педагогов: конкурс «Самый классный»;

— разработка концепций воспитательной деятельности педагогами, классными руководителями, кураторами исходя из особенностей учебного коллектива и видения своей роли в нем, проведение творческих отчетов; регулярный цикл лекций городского центра планирования и репродукции семьи по психологии семейной жизни, половому воспитанию молодежи;

— организация ученического самоуправления; обучение актива, участие в работе общественных молодежных организаций.

ЛИТЕРАТУРА

Все вместе — мы сила: Проект государственной программы «Развитие воспитания детей в РФ до 2010 г.» // Учительская газета. 2004. № 21.

Концепция воспитательной деятельности Воронежской области. Воронеж, 1996.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Документы в образовании. 2002. № 4.

Личностно ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2003.

Метлик И.В., Никитина А.Ф. Использование воспитательного потенциала курсов обществознания в общеобразовательном процессе. М., 2004.

О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации. М., 2005.

Организация воспитательной работы в школе: Пособ. для директоров общеобразоват. учреждений. М., 2004.

Основные показатели системы образования Воронежской области. Воронеж, 2004.

Программа развития воспитания в системе образования // Воспитание школьников. 2002. № 1−2.

Программа развития воспитания в системе образования Воронежской области (2001−2005 гг.).

Воронеж, 2001.

Работа классового руководителя: Метод. пособ. / Под ред. Е.А. Слепенковой. М., 2005.

Роль и место учреждений образования в решении проблем воспитания личности учащегося в современных условиях. Воронеж, 1994.

Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Монография. М., 2004.

Сибирцева Г. Н. Настольная книга заместителя директора по воспитательной работе. 2-е изд., доп. Ростов н/Д, 2004.

Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2003.

Стратегия воспитания в образовательной системе России /Под общ. ред. И.А. Зимней. М., 2004.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения…

…3

2. Формы, методы и средства (далее — формы) воспитательной работы

в образовательных учреждениях…

…13

2.1. Формы воспитательной работы с детьми дошкольного возраста…

…13

2.1.1. Дошкольные образовательные учреждения…

…13

2.1.2. Учреждения дополнительного образования…

…17

2.2. Формы воспитательной работы с учащимися в общеобразовательных

учреждениях…

…18

2.3. Формы воспитательной работы с обучающимися в учреждениях

профессионального образования…

…28

2.3.1. Учреждения начального профессионального образования…

…28

2.3.2. Учреждения среднего профессионального образования…

…34

Литература…

…38

Учебное издание

Методические рекомендации

по реализации Концепции воспитательной деятельности

образовательных учреждений Воронежской области

Редакторы Л.М. Волошинова, Н.Н. Ендовицкая

Компьютерная верстка Е.В. Шишкиной

Лицензия ИД № 6 550 от 16.01.02

Подписано в печать 24.11.05. Формат 60×84 1/16.

Уч.-изд. л. 2,8. Печать офсетная. Тираж 300.

ВОИПКРО

394 043, Воронеж, ул. Березовая роща, 54

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector