ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ
Методические указания к практическим занятиям
для студентов 1 курса МИППС по направлению подготовки 311600.62 – «Реклама и связи с общественностью»,
квалификация «бакалавр»
Новороссийск
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
1 Содержание дисциплины «Основы теории коммуникации» . . . . . . . . . | |
2 Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
3 Планы проведения практических занятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Тема 1. Коммуникация как объект теоретического анализа. . . . . . . . . . . | |
Тема 2 Типология коммуникации: коммуникативная среда и сферы коммуникации; виды и типы коммуникации. Функциональный анализ коммуникативной деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Тема 3 Вербальная и невербальная коммуникация . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Тема 4 Социальная коммуникация: эволюция и специфика. Информационно-коммуникативное общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Тема 5. Процессно-информационный подход к коммуникации . . . . . . . | |
Тема 6 Семиотические основы коммуникативной деятельности . . . . . . . | |
Тема 7 Коммуникативная личность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Творческие задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Список рекомендуемой литературы к изучению курса . . . . . . . . . . . . . . . | |
Приложение А Фрагмент статьи А. В. Кравченко «Что такое коммуникация? Очерк биокогнитивной философии языка» |
Введение
Основной целью обучения по данной дисциплине является формирование теоретико-методологического базиса изучения следующих за курсом социально-коммуникационных и профессиональных дисциплин «Интегрированные коммуникации (теория и практика рекламы и СО)», «Социология массовых коммуникаций», «Психология массовых коммуникаций», «Теория и практика массовой информации», «Межличностные и деловые коммуникации». Курс носит теоретический характер.
Дисциплина «Основы теории коммуникации» относится к профессиональному циклу, входит в его базовую часть.
Основные задачи изучения дисциплины формулируются следующим образом:
1) дать общее представление об основных теоретические подходы к коммуникации как социальному явлению, структуре, функциях и важнейших характеристиках коммуникативного процесса, видах, средствах, формах и методах коммуникации в рыночной среде;
2) показать специфику коммуникативных процессов в современном обществе;
3) познакомить с подходами к эмпирическим исследованиям коммуникации и с эффективными приемами и методами профессиональной массово-коммуникативной деятельности;
4) сформировать навыки собора и систематизации научно-практической информации по теме исследований в области связей с общественностью и рекламы;
5) сформировать умение вычленять из комплексного коммуникативного процесса отдельные коммуникативные акты, анализировать их по всем возможным критериям типологизации;
6) научить эффективному владению методологическим базисом изучаемой дисциплины.
Процесс изучения дисциплины «Основы теории коммуникации» направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
— использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
— способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);
— обладать базовыми навыками общения, умением устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения, деловые отношения с представителями различных государственных, финансовых, общественных структур, политических организаций, СМИ, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами (ПК-9);
— способность участвовать в формировании эффективных внутренних коммуникаций, уметь создавать и поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе, мотивацию сотрудников на активную деятельность и развитие организации; осуществлять работу по повышению квалификации и общего культурного и профессионального уровня сотрудников (ПК-22);
— способность участвовать в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечении внутренней и внешней коммуникации, в том числе с государственными учреждениями, общественными организациями, коммерческими структурами, СМИ; участвовать в формировании и поддержании корпоративной культуры (ПК-26).
Общая трудоемкость дисциплины составляет 288 часов, 6 зачетных единицы.
По дисциплине предусмотрены следующие виды контроля знанийстудентов: текущий контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль.
Текущий контроль проводится с целью определения качества усвоения лекционного материала на практических занятиях и включает:
1) учет посещаемости лекций;
2) учет посещаемости практических занятий;
3) качество и количество выступлений на практических занятиях.
Промежуточный контроль. В течение семестра студенты выполняют творческие задания, перечень которых приведен в настоящих методических указаниях. Два раза в течение каждого семестра проводится промежуточное тестирование по пройденным разделам курса.
Итоговый контроль по курсу. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрены зачет и экзамен.
При подведении итогов учитываются:
1) посещаемость лекций и практических занятий;
2) активность студента на практических занятиях: подготовка докладов, участие в дискуссии, комментарии, суждения;
3) результаты промежуточных тестов, творческих заданий, а также оценки, полученные за подготовку рефератов и эссе.
1 Содержание дисциплины «Основы теории коммуникации»
Тема 1: Понятие и основные элементы коммуникации. Методологический базис теории коммуникации: понятия объекта и предмета науки, комплексность феномена коммуникации и комплексность предметного пространства коммуникации, объект теории коммуникации, соотношение теории коммуникации со смежными научными дисциплинами, соотношение теории коммуникации с теорией журналистики, предмет теории коммуникации, методологические подходы, применяемые в теории коммуникации – процессно-информационный, семиотический.
Тема 2: Основные подходы к пониманию сущности коммуникации:философский, психологический, технологический, определения Ч.Кули, К.Шеннона и В.Вивера, К.Черри, С.Стивенса, Х.Ласссуэлла, В.Шрамма, Дж.Фиске, общее и особенное в определениях коммуникации, простейшая схема коммуникации, обобщенная типология коммуникационного поведения, жесткий и мягкий подход к пониманию сущности коммуникации. Понятие коммуникативного действия. Понятие коммуникативного акта. Типология коммуникативных актов. Формы и средства коммуникации. Социальная коммуникация в ряду смежных категорий: коммуникация, общение, информация, перцепция, интеракция, речевая деятельность.
Тема 3: Типология коммуникации. Коммуникативная среда и сферы коммуникации.Понятие институционального дискурса. Бытовой, производственный, политический, религиозный дискурсы: основные характеристики.
Тема 4: Виды и типы коммуникации. Методологические подходы к построению типологии коммуникации, типология по критерию соотношения источника и получателя — межличностная, межгрупповая, организационная, массовая коммуникация, типология по критерию характера канала, по критерию типа сообщения, эффекту и наличию обратной связи, дополнительные типологии социальных коммуникаций. Специфика массовой коммуникации: понятие массовой коммуникации – широкий и узкий подходы. Понятие массы и массового общества – теоретические подходы. Особенности источников, каналов и аудиторий массовой коммуникации.
Тема 5: Функциональный анализ коммуникативной деятельности.Потребности человека в коммуникации,цели и функции коммуникации в обществе, функциональная модель коммуникации, речевое воздействие и коммуникативное взаимодействие.
Тема 6: Вербальная и невербальная коммуникация. Сущность, структура, функции. Проксемика как составной элемент невербальной коммуникации. Кинесика – «словарь» языка тела. Различия в невербальном поведении представителей различных стран. Невербальные приемы общения в средствах массовой информации.
Тема 7: Социальная коммуникация: эволюция и специфика.Роль коммуникации в животном мире. Коммуникация у высших животных. Эволюция социальной коммуникации.Развитие средств коммуникации в процессе антропогенеза. Динамика общества и развитие средств коммуникации. Коммуникативные революции. Антропогенез и социальная коммуникация. Развитие средств коммуникации в процессе антропогенеза. Археокультурный и палеокультурный этапы истории становления социальной коммуникации. Мануфактурный, индустриальный и постиндустриальный этапы истории становления социальной коммуникации. Концепция М.Маклюена. Будущее развития средств коммуникации и будущее общества.
Тема 8: Современное информационно-коммуникативное общество.Коммуникация и общество: основные теоретические подходы. Понятие и характеристики информационного общества. Теории информационного общества. Подходы Д.Белла, Э.Тоффлера, М.Кастельса. Понятие сетевого общества. Позитивные и негативные характеристики информационного общества. Информационное общество в России.
Тема 9: Процессно-информационный подход к коммуникации. Общая характеристика. Основные процессно-информационные модели коммуникации: подходы Г. Лассвелла, К. Шэннона-У. Вивера, Т. Ньюкомба, Д. Гербнера, Б. Де Флера, Вестли-Маклина, А. Тэна.
Тема 10: Шумы и барьеры в процессных моделях коммуникации. Понятие коммуникативных шумов; механические и семантические шумы. Коммуникативные шумы в различных моделях коммуникации. Факторы, порождающие коммуникативные шумы. Барьеры коммуникации: понятие, структура и типология коммуникативных барьеров.
Тема 11: Семиотические основы коммуникативной деятельности. Роль знаковых систем в человеческой жизни и коммуникативной деятельности.Семиотический подход к коммуникации: общая характеристика. Семиотическое членение: семантика, синтактика и прагматика.Понятие знака. Классификация знаков. Модели функционирования знаков. Концепция де Соссюра. Модели знака Фреге и Огдена – Ричардса. Прагматическая модель Пирса. Типология знаков. Свойства и характеристики знаков и знаковых систем. Прагматические под ходы Ч. Морриса и П. Грайса. Понятие кода. Типология кодов.
Тема 12: Происхождение языка.Классические теории происхождения языка. Концепция Ф.Энгельса о происхождении человека и роли языка и коммуникации в этом процессе. Российская историко-психологическая школа (Л.Выготский, А.Леонтьев, А.Лурия) о возникновении языка.
Тема 13: Коммуникативная личность. Фигура коммуникатора (адресант): индивидуальное и институциональное в коммуникаторе. Аудитория коммуникации: объективные и субъективные характеристики. Коммуникативная роль адресата. Коммуникативные, социальные и психологические роли. Речь как средство утверждения социального статуса; языковые формы адресации. Стили речевого коммуникативного поведения.
Методические рекомендации по подготовке
К практическим занятиям
Данные методические указания содержат рекомендации по работе над курсом «Основы теории коммуникации», эффективно организуют работу по выполнению практических заданий. В данных указаниях представлены программа дисциплины, вопросы и задания к практическим занятиям, список основных и дополнительных источников для подготовки к практическим занятиям.
Практическое занятие – это один из предусмотренных учебным планом видов учебной работы, где отрабатываются и закрепляются навыки и знания, полученные студентами на лекционных занятиях, а также умение самостоятельно работать с литературой. Поэтому работа над выполнением практического задания должна быть результатом тщательного изучения рекомендованной по данной теме научной и учебной литературы (и не должна быть простым копированием учебников).
Работа над практическим заданием должна показывать, может ли студент сформулировать и раскрыть основные положения темы практического занятия, научился ли он на основе теоретических знаний анализировать изученные материалы. Эта работа должна сформировать навык последовательно, доказательно, четко, грамотно излагать материал, а также работать со специальной литературой.
Практическое занятие состоит из теоретической и практической частей. По каждой теме приводится блок вопросов и блок заданий. Начиная работать с блоком вопросов необходимо, прежде всего, ориентироваться на список рекомендуемой литературы, предложенный к данному практическому занятию. Затем, проконсультировавшись с преподавателем, можно подобрать дополнительную литературу по своему собственному усмотрению. Следует расширять список научной, методической и популярной литературы, предложенный автором методических указаний. Материал можно также искать и в различных справочниках. Для того чтобы определить, в какой степени тема практического занятия освещается в подобранной литературе, нужно пользоваться оглавлением книги, аннотацией или предметным указателем.
Во время работы над теоретическими вопросами практического задания рекомендуется делать выписки наиболее важных определений, доказательств и теоретических выводов. Эти выписки помогают лучше усвоить и закрепить в памяти прочитанный материал, облегчают его систематизирование, позволяют не возвращаться снова к уже изученной литературе. Выписки лучше делать на отдельных листах или специальных карточках, группируя их по вопросам плана, излагая основные мысли изучаемого материала своими словами и приводя цитаты. Необходимо обязательно указывать источник (например: Кашкин В. Б. Основы теории коммуникации. — М.: Восток, 2007.).
Приступая к оформлению работы, следует тщательно продумать изложение материала по всем основным вопросам темы. Выполняя задание, используйте сделанные выписки, приводите свои соображения, собственную аргументацию.
Следует обратить внимание на внешний вид письменной части практической работы: она должна быть выполнена аккуратно, четко, разборчиво, грамотно, без помарок.
Планы проведения практических занятий
Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. — М., 2003.-—С. 37-56
4. Кравченко А. В. Что такое коммуникация? Очерк биокогнитивной философии языка / А. В. Кравченко // Прямая и непрямая коммуникация. — Саратов, 2003. — С. 27-38.
5. Методы современной коммуникации: проблемы теории и социальной практики. — М.5 2002. — С. 4-6.
6. Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 350400 «Связи с общественностью» / Сост. Ж.В.Николаева.- Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004. – С.3-30
7. Моисеева А.П. Основы теории коммуникации: учебное пособие. – Томск: Томский политехн.ун-т, 2004. – С. 6-15
Тема 2. Типология коммуникации: коммуникативная среда и сферы коммуникации; виды и типы коммуникации. Функциональный анализ коммуникативной деятельности
1. Назовите основные типы, виды и формы коммуникации. Какие подходы существуют при обосновании типов коммуникации?
2. Каковы отличительные характеристики говорения и слушания как видов речевой деятельности?
3. Дайте определения устной и письменной коммуникации. Сформулируйте основные различия между этими видами коммуникации. Какие преимущества имеет устная, а какие – письменная коммуникация?
4. Что такое сферы коммуникации? Дайте определение понятию «специализированная коммуникация».
5. Охарактеризуйте особенности личностной, межличностной, массовой, специализированной коммуникации.
6. Какие характеристики межличностной коммуникации можно выявить в описании коммуникативных стилей и стратегий?
7. Что такое межличностная коммуникация? Какие признаки отличают ее от групповой и массовой? Всегда ли здесь «срабатывает» количественный принцип?
8. Каковы основные характеристики массовой коммуникации? Каковы особенности основных структурных компонентов массово-коммуникативного процесса: коммуникатора, сообщения, массовой аудитории?
Задание 1. Составьте таблицу межличностной коммуникации, где должны быть сформулированы аксиомы межличностной коммуникации по П. Вацлавику, ситуации межличностной коммуникации по Э. Берну и трудные (стрессовые) ситуации по М. Аргайлу.
Задание 2. Вспомните, когда Вас неправильно поняли из-за нарушения культурной составляющей речевого сообщения. Какие еще факторы влияют на успешность межличностной коммуникации? Проведите небольшое исследование и составьте список факторов успешности.
Задание 3.Подготовьте самопрезентацию. Основная задача – наилучшим образом показать свои профессионально важные деловые и личные качества: профессиональные знания и опыт работы; степень заинтересованности в данной работе; целеустремленность и готовность работать с максимальной отдачей; степень самостоятельности в принятии решений и ответственность за результаты своей работы; способность руководить и готовность подчиняться; способность творчески подходить к решению проблем; степень самокритичности и объективность оценок; умение хорошо говорить и слушать; внешность и манера поведения; честность и порядочность.
Задание 4.Составьте диаграмму коммуникационных потоков в студенческой группе, в вузе, в известной Вам организации. Укажите направление коммуникационных потоков и виды сообщений, которыми обмениваются коммуниканты. Каковы, по вашему мнению, выгоды этой коммуникативной структуры? Какие коммуникационные проблемы вы здесь себе представляете? Как они могли бы быть разрешены?
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Основы теории коммуникации. / Под ред. проф. М. А. Василика. — М., 2003. – С.193-293
Кашкин П. Б. Основы теории коммуникации. — М., 2007. (лекция 3)
Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. — М., 2003.- С.19-34
4. Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 350400 «Связи с общественностью» / Сост. Ж.В.Николаева.- Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004.
5. Моисеева А.П. Основы теории коммуникации: учебное пособие. – Томск: Томский политехн.ун-т, 2004.
Тема 5. Процессно-информационный подход к коммуникации
1. Почему коммуникация – процесс. Какова структура этого процесса?
2. Для чего ученые моделируют процесс коммуникации?
3. В чем состоит суть коммуникативного процесса? Какие основные элементы представлены в этом процессе? Охарактеризуйте каждый из этих элементов.
4. Охарактеризуйте коммуникационную модель Г.Лассуэлла. Какие проблемы в теории коммуникации они позволили решить?
5. Что понимается под «шумами» в коммуникативной модели Шеннона-Уивера? Каким образом избыточность помогает преодолеть шумы?
6. Какие недостатки модели Шеннона-Уивера позволила преодолеть модель М.де Флера? Какую роль в модели М. де Флера играет обратная связь?
6. Охарактеризуйте основные нелинейные модели коммуникации. Почему считается, что они точнее отражают коммуникативный процесс?
7. Какие еще теории и модели коммуникации Вам известны (из литературы, из интернета, из других источников)? Какие из них больше всего подходят для понимания сути практической работы в Вашем будущем PR-агентстве (рекламном агентстве, пресс-службе, отделе по связям с общественностью и т.п.)?
8. Каким образом процесс «кодирования — декодирования» связан с количеством и скоростью передаваемой информации?
9. Что такое двух- и многоступенчатая коммуникация?
10. Какие барьеры коммуникации Вам известны? По каким основаниям классифицируются коммуникативные барьеры? Как преодолеть барьеры и повысить эффективность коммуникации?
11. Почему фонетический барьер (невнятная речь, скороговорка, плохая дикция) является препятствием «проходимости» информации? Почему нарушения в культуре речи, ошибки в ударении, в словах, в их окончаниях при восприятии речи публичного человека (депутат, политик, представитель власти) являются помехой в общении?
Задание 1.Разговор в офисе.
Этот разговор (ряд «сообщений»), несмотря на то, что он происходил лицом к лицу, явно претерпел искажения «шумом» и декодировался неправильно. Какие, по вашему мнению, сообщения намеревались передать Николай Иванович и Сергей?
Составьте перечень наиболее вероятных причин неудачи данного разговора и попробуйте разобраться, как Николай Иванович и Сергей могли бы избежать такого результата.
Николай Иванович: (Входит в офис с улыбкой на лице и размахивает
отчетом).
Ну, Сергей, отчет за этот месяц выглядит значительно лучше.
Сергей: (Резко вскакивает из-за заваленного бумагами стола).
Что Вы хотите этим сказать?
Николай Иванович: (Складывает руки на груди).
Сережа, не кипятись, злиться не на что!
Сергей: (Садится и откидывается на спинку стула).
Понимаю. Вы снова о том же? Даже после того, как…
Николай Иванович: (Всплескивает руками).
Что? Послушай, я всего лишь сказал…
Сергей: Прекрасно. Просто забудьте об этом, Николай Иванович. Вы знаете, что я очень устал… (Отворачивается от Николая Ивановича и поднимает трубку зазвонившего телефона) О, привет, как твоя лыжная прогулка? (Громко смеется) Ну точно, так и было! И все же, что я могу для тебя сделать, дружище?
Николай Иванович: (Стремительно выбегает из офиса, бормоча под нос что-тонеприятное в адрес Сергея)
Задание 2.Вспомните, когда Вас неправильно поняли из-за нарушения культурной составляющей речевого сообщения. Какие еще факторы влияют на успешность межличностной коммуникации? Проведите небольшое исследование и составьте список факторов успешности.
Задание 3.Среди основных причин, создающих барьер при коммуникации, называют
• неточность высказывания;
• неуместное использование профессиональных терминов;
• несовершенство перекодирования мыслей в слова;
• чрезмерное использование иностранных слов;
• неверное истолкование намерений собеседника;
• неполное информирование партнера;
• быстрый темп изложения информации;
• неполная концентрация внимания;
• витиеватость мысли;
• неадекватные интонации, мимика и жесты, не совпадающие со словами;
• наличие смысловых разрывов и скачков мысли.
С какими из этих факторов сталкиваетесь вы, выступая в роли получателя или отправителя сообщения? Поясните свой ответ, используя конкретные примеры из вашей жизни.
Тема 7. Коммуникативная личность
1. Какие качества коммуникатора вы можете назвать индивидуальными, а какие – социально обусловленными? Кто такой кредитный коммуникатор?
2. Чем отличаются «люди престижа» и «лидеры мнений»? К какой из перечисленных групп Вы бы отнесли специалиста по связям с общественностью? А – руководителя предприятия?
3. Как соотносятся понятия «языковая личность» и «коммуникатор»?
4. Расскажите об основных типах и характеристиках коммуникативной личности. Охарактеризуйте функции коммуникативной личности
5. Охарактеризуйте основные задачи менеджера по связям с общественностью в рамках коммуникационной компании.
Задание 1.Составьте сравнительную таблицу, исходя из определения понятия личности в философии, психологии и социологии.
Задание 2.Проанализируйте себя как члена и как лидера группы с точки зрения сформированности коммуникативных навыков.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. — М., 2003. — С. 43-46.
2. Моисеева А.П. Основы теории коммуникации: учебное пособие. – Томск: Томский политехн.ун-т, 2004. – С. 61-67
Творческие задания
Творческое задание № 1
Назовите и охарактеризуйте аудиторию сериала «Торговый центр», «Универ», «Ефросинья. Таёжная любовь», «Интерны», «Воронины», «След» и др.): укажите причины популярности.
Творческое задание № 2
Составьте схему взаимосвязи речевой деятельности с другими видами деятельности.
Творческое задание № 3
На основе анализа литературы, выпишите основные функции языка. (Источник:
Творческое задание № 4
Сделайте конспект работы А.А.Леонтьева «Слово в речевой деятельности» (М., 1965) и сформулируйте свой вывод относительно роли слова в речемыслительной деятельности человека.
Творческое задание № 5
Определите участие в речевой деятельности: речевого аппарата, механизмов интеллекта, памяти, эмоционально-волевой сферы.
Творческое задание№ 6
Проведите наблюдение за ребенком раннего или дошкольного возраста составьте протокол невербальных и речевых проявлений ребенка. Сделайте выводы о способах общения ребенка раннего (дошкольного) возраста со взрослыми.
Творческое задание № 7Сделайте конспект работы Н.И.Жинкина «Речь как проводник информации» (М., 1982) и сформулируйте собственный вывод относительно роли речи в мыслительной деятельности человека.
Творческое задание № 8Охарактеризуйте с содержательной точки зрения модели порождения речевого высказывания из работ Л.С.Выготского («Мышление и речь»), А.А.Леонтьева («Психологические единицы порождения речевого высказывания»), А.Р.Лурия («Язык и сознание»), Н.Хомского («Язык и мышление»).
Творческое задание № 9
Назовите и охарактеризуйте гендерные, семейные роли и роли друзей в мультфильмах «Король лев» и «Каникулы в Простоквашино» (возможен выбор мультипликационного фильма студентом).
Творческое задание № 10
Опишите пять особенностей речевой организации человека, выделенных Л.В.Щербой в статье «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании». Объясните различия между ЯЗЫК1 и ЯЗЫК2 с учетом специфики их формирования.
Творческое задание № 11
Раскройте точку зрения Л.С.Выготского на вопрос о соотношении мышления и речи в филогенезе и онтогенезе. (Источник: Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999)
Творческое задание № 12
1. Дайте характеристику внутренней речи по Л.С.Выготскому. Чем она отличается от внешней речи человека?
2. Идентичности журналистов частного и государственного ТВ: причины различий и соотношение с нормативными теориями СМИ.
Творческое задание № 13
1.Дайте характеристику технократического подхода к изучению коммуникации: структура, особенности и функции.
Творческое задание № 14
1. Каковы основные виды используемых коммуникативных стратегий? Какие из них Вы предпочитаете?
2. Что представляет собой речевое поведение человека согласно схеме Ч.Осгуда? Объясните суть процессов, происходящих на каждом из рассматриваемых уровней.
Основная литература к курсу «Основы теории комуникации»
1. Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации: Краткий курс. – М.: АСТ:Восток-Запад, 2007.
2. Основы теории коммуникации. Под ред. Василика М.А. − М.: Гардарики, 2006.
3. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: Учебник. − М.: Социальные отношения: Перспектива, 2004.
4. Сепир Э. Коммуникация // Избранные труды по языкознанию и культурологии. − М., 1993.
Дополнительная литература
5. Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 350400 «Связи с общественностью» / Сост. Ж.В.Николаева.- Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004
6. Моисеева А.П. Основы теории коммуникации: учебное пособие. – Томск: Томский политехн.ун-т, 2004. – С. 34-40
7. Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура : курс лекций.- 2-е изд., Москва: Академия, 2007.
8. Мирошниченко И.В. Семиотика: конспект лекций — Москва : А-Приор, 2007.
9. Володина Л.В., Карпухина О.К. Деловое общение и основы теории коммуникации: Учебное пособие [Электронный ресурс]: . – СПб.: Санкт-Петербургский ун-т телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича, 2007.
10. Почепцов Г. Теория коммуникации: Учебник [Электронный ресурс]: http: // www.zipsites.ru/books/pocheptsov_teoriya_kommunikatsii/. М.: Рефл-бук, 2001.
11. Стернин И.А. Понятие коммуникативного поведения и методы его исследования // Русское и финское коммуникативное поведение. Вып. Воронеж, 2000. С. 4-20.
12. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. — М., 1994.
13. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.
14. Шрейдер Ю. А. Логика знаковых систем. — М., 1974.
15. Норман Б.Ю. Проблема происхождения человеческого языка // Основы языкознания. Минск, 1996. С. 70-86.
16. Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. – М., 1973.
17. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М., 1998.
18. Норман Б.Ю. Язык как система знаков // Основы языкознания. Минск, 1996. С. 7-49.
19. Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М., 1995.
20. Степанов Ю.С. Семиотика. М., 1971.
21. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.
22. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. – М.: ИНФРА-М., 2008.
*** Внимание! Источники, помеченные жирным шрифтом, имеются на кафедре и у преподавателя в электронном виде.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1. http://www.aber.ac.uk/media/Functions/mcs.html — один из наиболее полных ресурсов по теории коммуникации
2. — сайт Международной Ассоциации Коммуникации (the International Communication Association), основанной в 1950 г.
3. — тексты в области коммуникации и журналистики
4. http://pr-news.spb.ru/ — газета «PR-news»
5. http://www.evartist.narod.ru/journ.htm — библиотека Екатерины Алеевой: журналистика, реклама, PR
Приложение А
(обязательное)
Фрагмент статьи А. В. Кравченко «Что такое коммуникация? Очерк биокогнитивной философии языка»
Давно утвердившееся в лингвистике понимание коммуникации как обмена информацией, осуществляемого в процессе языкового общения, редко у кого вызывает сомнение в его адекватности. Действительно, разве коммуникация не заключается в том, что один коммуникант {«отправитель») отсылает другому коммуниканту («получателю») некоторое сообщение («информацию»), упакованное (закодированное) в языковой форме («предложение / высказывание»)? Простота этой модели, известной как «модель канала связи» (message model) или «кодовая модель» (code model), интуитивно настолько привлекательна, что вплоть до конца XX века у большинства языковедов не возникало потребности или желания поставить под сомнение эмпирическую адекватность этой модели. <…>
<…> никто не будет оспаривать тот факт, что с помощью языка люди общаются между собой, т. е. вступают в коммуникацию. Но ведь точно так же никто не будет оспаривать и тот факт, что язык не является единственно возможным средством общения — не случайно мы пользуемся такими метафорами, как «язык жестов», «язык танца», «язык одежды», «язык макияжа», «язык запахов» и т. п. <…> Показателен здесь следующий ряд однокоренных слов: община, общность, сообщиость, общение, сообщение, сообща и т. п. Все эти слова объединяет общий (т. е. единый или разделяемый всеми) смысл «совместность» Теоретические вопросыхарактеристика состояния деятельности. Но ведь и латинское communicare имеет тот же самый смысл «действовать совместно». А совместная деятельность вовсе не подразумевает использование для этой цели языка как обязательного и непременного условия — хотя, конечно же, языковая деятельность есть наиболее яркий и типичный вид сущностным свойством языка, хотя на первый взгляд именно эта функция представляется центральной: с языком как эмпирическим феноменом мы имеем дело большей частью именно тогда, когда вступаем в общение друг с другом. <…> Поскольку язык принято рассматривать как средство коммуникации, постольку коммуникация есть обмен информацией. <…> Поскольку большая часть коммуникативной деятельности людей реализуется через их языковую деятельность (связанную, как принято считать, с обменом информацией), происходит невольная подмена понятий в терминоупотреблении, и наиболее явный признак явления (т. е. языковая деятельность) отождествляется с самим явлением (т.е. коммуникацией).
<…> Отметим, что даже на чисто языковом уровне этот эпистемологический парадокс нашел свое отражение, легализовав одновременное существование слов общение и коммуникация, которые часто понимаются как синонимы.
Коммуникация и общение синонимами не являются. Это подтверждается узуальными ограничениями, характерными для этих слов. Так, мы говорим: Я ценю дружеское общение; Общения между ними практически не было и т. п., тогда как предложения Я ценю дружескую коммуникацию; Коммуникации между ними практически не было звучат странно и неестественно. <…> слово коммуникация <…> вошло в лексикон русского языка как специальный термин, обозначающий процесс установления связи, что вовсе не обязательно предполагает какой-то обмен чем-либо, так же как русское слово сообщение имеет значение «связь», не подразумевающее передачу какого-либо сообщения. Ср.: В распутицу между Верхней и Нижней базами всякое сообщение прерывалось. <…> Следовательно, общение можно и нужно рассматривать как экзистенциальное отношение, возникающее в процессе соответствующей деятельности. У этого отношения есть две стороны, о которых не следует забывать: (1) мы пользуемся языком, чтобы сделать что-то, и (2) мы пользуемся языком, делая что-то [Akmajian et a!. 1990: 308]; при этом (2} гораздо более типично для человека, чем (1).
Таким образом, применительно к человеку общение нужно рассматривать как modus vivendi (образ жизни), т. е. нужно ставить вопрос о биологической функции общения / коммуникации. Для этого необходимо определиться в отношении смысла, вкладываемого в термин информация, когда коммуникация характеризуется как обмен информацией, протекающей по каналу связи. <…>
С одной стороны, представления о том, что понимается под информацией, существенно различаются не только в зависимости от того, в какой области научного знания используется это понятие, но и от того, употребляется ли оно в специальном терминологическом или обыденном смысле [Кубрякова и др. 1996]. <…> С другой стороны, в литературе часто не проводят различия между информацией и знанием. <…> В соответствии с трактовкой, принятой в теории коммуникации, информацию содержат лишь сообщения, уменьшающие или полностью устраняющие неопределенность в выборе одной из двух или более возможностей. <…>