Методические рекомендации по подготовке к промежуточному государственному контролю для студентов специальности 5В3 001 -юриспруденция", 5В4 004 «Таможенное

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой «Право»

______Т.В. Сидоренко

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРОМЕЖУТОЧНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОНТРОЛЮ

для студентов специальности 5В3 001 -Юриспруденция", 5В4 004 — «Таможенное дело»

По дисциплине Теория государства и права

Форма обучения очная, заочная, на базе среднего образования

Усть-Каменогорск, 2011

Пререквизиты дисциплины: изучение студентами теории государства и права основывается на их знаниях, приобретенных ими в общеобразовательной школе в процессе преподавания истории общества, основ государства и права, обществоведения. Для изучения курса студентам необходимы знания по следующим вузовским дисциплинам: «Политология», «История Казахстана», «Всеобщая история государства и права». Усвоение курса должно также опираться на целеустремленную, последовательную, самостоятельную работу студентов, ибо иным путем достигнуть нужного результата невозможно.

Постреквизиты дисциплины: основательное изучение теории права поможет выработать студентам умение толковать и применять нормативные акты, грамотно оценивать юридически значимые обстоятельства и квалифицировать юридические факты, совершать разнообразные юридические действия в соответствии с действующим законодательством. Теория государства и права как базовая учебная дисциплина, способствует в дальнейшем усвоению студентами всех других юридических дисциплин, подготовке специалистов для органов юстиции, судов, прокуратуры, внутренних дел, следственных комитетов, юридических служб государственных, общественных и иных организаций.

Краткое описание дисциплины: как учебная дисциплина теория государства и права призвана вооружить студентов знаниями о том, что представляет собой государство, право, почему они возникли, каково их социальное назначение, какие изменения они претерпевают в своем развитии, какова их историческая судьба. Дисциплина предусматривает аудиторных — 20 часов, СРСП — 20 часов, СРС — 140 часов. Выполнение курсовой работы. Форма итогового контроля — экзамен.

10 стр., 4501 слов

В результате изучения дисциплины студент должен

... в удобные для студента часы, часто вне аудитории, а когда того требует специфика дисциплины, – в лаборатории ... Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы по дисциплине студентов заочного отделения «Общеметодические аспекты обучения в специальных ... рекомендации по организации деятельности классного руководителя. Конвенция о правах ребенка. Направления социальной работы школы с семьей. ...

Цель курса: доведение до обучаемых при помощи методических приемов и методов учебного процесса определенных знаний о государстве и праве, государственно-правовых явлениях и процессах.

Задачи курса :

— вооружить студентов знаниями системы общих государственных правовых понятий, категорий, владение которыми является необходимым условием успешного усвоения конкретных юридических дисциплин;

— сформировать основу профессионального мировоззрения, выработать умение методологически грамотно анализировать государственно-правовые явления;

— способствовать формированию политической и правовой культуры студентов.

В результате изучения курса студент должен уметь:

— легко ориентироваться в специальной литературе;

— мыслить правовыми категориями;

— самостоятельно анализировать многообразные общественно-политические явления современности.

знать:

— общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;

— что такое государство и право, каково их социальное назначение;

— систему основных понятий и категорий.

владеть:

— навыками самостоятельного мышления; юридическими категориями, способами и методами исследования государственно-правовых явлений.

Темы лекционных занятий (30 часов)

Лекция 1.Предмет и метод теории государства и права (1час.)

Развитие научно-методологических основ теории государства и права — важное условие успешного познания данной наукой своего предмета. Специфический характер закономерностей возникновения, функционирования и развития государства и права; их отличие от законов природы и материального мира.

10 стр., 4727 слов

Теория и практика управления Программа курса

... требованиями. Литература Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 1997. Административные реформы ... Представление о социальной функции. Государство как гарант юридических прав и свобод отдельной личности. ... нормативные, информационные, целевые характеристики, связанные с правовым статусом государственного органа. Присутствующие в стиле общекультурные, интеллектуальные, ...

Сочетание общенаучной и частнонаучной методологии в теории государства и права.

Сравнительный, конкретно-социологический, статистический, формально-юридический, кибернетический и другие частные методы и их роль в научном познании.

Несовместимость принципа партийности с научным характером теории государства и права. Необходимость познания государственно-правовых явлений с позиции общечеловеческих ценностей.

Применение теорией государства и права таких приемов научного мышления, как анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотезы.

Лекция 2. Теория государства и права в системе гуманитарных наук и конкретных юридических дисциплин (1 час).

Взаимоотношения теории государства и права с основными гуманитарными науками (философией, политологией, социологией, экономической теорией).

Использование теорией государства и права положений философии для формирования и развития методологии юриспруденции.

Место теории государства и права в системе наук, изучающих государственно-правовые явления. Взаимосвязь теории государства и права с всеобщей историей государства и права, а также историей государства и права Казахстана. Принцип историзма в изучении государственно-правовых явлений. Теория государства и права и конкретные (в том числе отраслевые) юридические дисциплины. Обобщение опыта познавательной и исследовательской деятельности конкретных юридических наук, а также самостоятельный анализ закономерностей государственно-правового развития как основа выработки теорией государства и права общих принципов, имеющих методологическое значение в сфере юриспруденции.

Лекция З. Научный статус теории государства и права (1 час).

Научность как принцип теории государства и права. Функции теории государства и права: исследовательско-познавательная, ориентирующая, воспитательная, прогностическая. СисЛекция курса теории государства и права. Роль теории государства и права в формировании юридического мировоззрения и в становлении юриста- профессионала.

Сочетание фундаментальных и прикладных задач теории государства и права и их взимодополнение.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... основе которых сформировал теории: теория Х – «теория понукания» теория У – «теория гуманизма» теория Z – «теория группизма» М ... , дал характеристику обязанности государя и государства. Роберт Оуэн – внес идею ... производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность ... опираются на власть руководителей его права присущие организации дисциплины и ...

Меры по преодолению кризиса, в котором долгое время находилась теория государства и права.

Лекция 4. Происхождение государства (1 час).

Отличительные особенности первобытного общества и присущей ему системы управления. Постепенное развитие производительности труда, появление возможности присвоения и вытекающее из этого возникновение отношений собственности. Предпосылки социального расслоения общества, его стратификации, разложение родовой и племенной организации, ее преобразование в раннегосударственную структуру. Выделение особого слоя людей, функцией которых является управление. Появление бюрократии. Усиление социального неравенства и конфликтов.

Особенности возникновения государства у разных народов. Европейская, азиатско-африканская и американская модели возникновения государственности. Государство как политическая, структурная, территориальная организация, формирование ее признаков и свойств — таких, как публичная власть, территориальное деление подданных, сбор налогов с населения на содержание аппарата.

Основные теории происхождения государства: патерналистская, теологическая, договорная, теория насилия, естественно-правовая, диалектико-материалистическая и др. Научная оценка достоинств и недостатков указанных теорий.

Лекция 5. Происхождение права (1 час).

Система нормативного регулирования отношений людей в первобытном обществе. Мононормы как способы нерасчлененного восприятия первобытными людьми окружавшей их действительности. Разложение и кризис мононорм, постепенное выделение из них обычаев, морали, религиозных ритуалов. Формирование экономических и социальных предпосылок возникновения права. Основные закономерности возникновения права. Общесоциальное и классовое содержание в праве. Отличие права от социальных норм первобытного общества.

Характеристика теорий происхождения права: теологической, договорной, психологической, естественно-правовой, диалектико-материалистической.

Лекция 6. Основные этапы развития государства и права (1час).

Периодизация развития государства и права. Критерии периодизации.

2 стр., 947 слов

Психология развития. Лекции

... 8.02.2016. Лекция 1 Психология развития изучает возрастную динамику развития психики человека, онтогенез ... насколько организм включается в среду, перерабатывает информацию) Свойства развития: Необратимость Направленность (движение от количества к качеству) ... Возрастная психология разбивает жизнь человека на периоды. Развитие – процесс направленных закономерных изменений, необратимо приводящий ...

Хронологический подход к периодизации государства и права.

Государство и право древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени.

Марксистская периодизация развития государства и права. Рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое государство и право. Смена исторических типов государства и права. Эволюционный и революционный пути перехода от одного типа государства и права к другому.

Государство и право переходного (транзитного) общества.

Периодизация развития государства и права по типу цивилизаций, в которых они действуют. Западная, мусульманская, китайская, степная и другие разновидности цивилизации и их влияние на характер, содержание и направленность развития действующих в них систем государственности и права.

Лекция 7. Понятие и общая характеристика государства (2 часа).

Государство как особая политическая организация человеческого общежития. Сущность государства и ее эволюция: изменения в соотношении общесоциальных и классовых задач, решаемых государством на разных этапах его развития. Основные признаки государства, отличающие его от других организаций, существующих в обществе. Суверенность государственной власти — специфическое политико-юридическое свойство государства. Государственная власть как разновидность социальной власти, способы и формы ее осуществления. Право как эффективный способ ограничения государственной власти и преодоления ее произвола. Государство как публично-правовая общность. Нация и государство. Неравномерность развития государственности у разных народов. Государство и государственность: грани соотношения.

Лекция 8. Социальное предназначение государства и необходимость его развития в современный период в либерально-демократическом направлении (1 час).

Дуализм в социальном назначении государства государство как средство управления обществом и орудие разрешения классовых конфликтов. Стремление господствующего в обществе класса или господствующей социальной прослойки навязать государству односторонне-классовую ориентацию. Постепенное преодоление таких стремлений и утверждение либерально-демократических ориентации — важная тенденция современного политико-правового развития, отстаиваемая передовыми силами общества.

4 стр., 1893 слов

Мини-лекция об особенностях развития речи детей раннего возраста

... лучше воспринималось и почему?»   Мини-лекция об особенностях развития речи детей раннего возраста На этапе становления речи ... нее. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные уп­ражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание ... слухового вос­приятия; познакомить с игровыми приемами по его развитию. Неречевой (физиологический слух) — это улавливание, обра ...

Сосредоточение в государстве огромных ресурсов (организационных, материальных, финансовых, людских) и возможностей (использование властных полномочий, принуждения и т. д.) и связанная с этим его способность оказывать позитивное или негативное воздействие на экономические, социальные и духовные процессы в обществе, в какой-то мере влиять на темпы общественного развития и его направленность.

Лекция 9. Научные основы типологии государства (1 час).

Значение научной типологии государства для правильного понимания его сущности и общественного предназначения.

Формационные основания типологии государства, исходящие из необходимости его рассмотрения в неразрывной связи с общественно-экономической формацией, существующей в данный период. Настоятельная необходимость изучения цивилизационных оснований типологии государства, учитывающих влияние на него культуры и социокультурных факторов (ценностных, религиозных, психологических, этнодемографических и др.).

Оптимальное сочетание формационных и цивилизационных критериев типологии государства- путь к его взвешенной оценке и правильной трактовке роли и значения в жизни общества.

Лекция 10. Форма государства (1 час).

Понятие формы государства. Относительная самостоятельность формы государства в сопоставлении с его сущностью. Факторы, определяющие форму государства: экономические, политические, исторические, национальные, географические, климатические, личные качества руководителей.

Форма правления. Монархические и республиканские формы правления, их разновидности, особенности и роль в жизни общества.

Форма государственного устройства. Унитарное и федеративное государства, их особенности. Отличие федераций, основанных на национально-этнических признаках, от федераций, построенных по территориально-государственному принципу. Смешанные федерации. Отличие федерации от конфедерации. Иные государственные и межгосударственные образования: сообщества, содружества, империи. Административно-территориальное деление государства.

12 стр., 5880 слов

Формирование Супер-Эго — системы норм и ценностей.

Лекция № 6 Эта лекция будет посвящена формированию в эдипальной фазе Супер-Эго – системы ценностей и норм у ребенка, в которой заключено наследие образа родителей, ... , как отец» (ты не можешь иметь на маму таких же прав и т.д.).   [1] Катексис — психоаналитическое понятие, обозначающее ... мамой безраздельно, он не хочет, чтобы папа имел какие-либо права на маму. Чем сильнее у него Ид, тем более ...

Государственно-политический режим и его разновидности. Характеристика либерально-демократического, авторитарного и тоталитарного режимов.

Государственная идентичность РК: параметры суверенитета, инварианты новой модели, пути их достижения. Стратегия «Казахстан -2030» о «профессиональном» государстве.

Лекция 11. Функции государства (1 час).

Влияние сущности государства и стоящих перед ним задач, на функционирование государства. Различные подходы к выработке понятия функций государства. Классификация функций государства на внутренние и внешние, постоянные и временные, основные и не основные.

Эволюция развития функций государства на современном этапе. Функция обеспечения, гарантирования и защиты прав человека — главная функция либерально-демократического государства. Возрастающая роль экономической, социальной и охранительной функций государства, а также функции усиления сотрудничества с иными государствами.

Правовые и организационные форма осуществления функций государства. Содержание, объекты воздействия и методы осуществления функций государства. Соотношение функций государства и функций государственных органов.

Развитие функций государства в период обновления общества, перехода к рыночным отношениям, вхождения в мировое содружество государств.

Лекция 12. Механизм (аппарат) государства (1 час).

Понятие механизма (аппарата) государства, принципы его устройства и функционирования: разделение властей, демократизм, интернационализм, профессионализм, законность, реализация интересов населения.

Кадры государственного аппарата. Развитие института государственной службы. Деление служащих на политических и административных, различие их статуса.

Структура механизма (аппарата) государства. Орган государства, его задачи, функции, компетенция. Наличие властных полномочений — отличительный признак органа государства. Классификация органов государства на законодательные, исполнительные и судебные. Высшие и местные органы государства. Органы общей и специальной компетенции.

Система государственных органов Республики Казахстан: Президент, Парламент, Правительство, Конституционный Совет, Верховный Суд, Прокуратура, министерства и ведомства, местные государственные органы, органы местного самоуправления.

Организационно-принудительные инструменты властвования (армия, разведка, тюрьмы, полиция) как составная часть механизма (аппарата) государства. Необходимость их функционирования в строгом соответствии с законом.

Лекция 13. Государство в политической системе общества (1 час).

Государство — важнейшая часть политической системы общества. Политическая власть и ее соотношение с властью государственной. Политические и государственно-правовые институты, структуры и отношения; необходимость разграничения их свойств и признаков.

Структура политической системы общества. Место в ней политических партий, общественных организаций, массовых движений, взаимоотношения их государством и его органами. Формы участия политических партий в управлении государством. Правящие и оппозиционные партии. Многопартийность — принцип устройства политической системы современного общества.

Эволюция политической системы РК в современный период.

Лекция 14. Правовое государство и гражданское общество (1 час).

Объективная необходимость построения правового государства. Его основные характеристики: цели, задачи, функции, социальное назначение. Политические, экономические и нравственные основы правового государства.

Отличие правового государства от государства этатистского. Обеспечение, защищенность прав человека-свойство политического режима в правовом государстве. Реальность прав и свобод, их гарантированность, создание условий для достойного и свободного существования личности. Взаимная ответственность государства и личности.

Единство права и закона -особенность нормативной системы правового государства. Соблюдение принципа законности и справедливости, верховенство закона, эффективность правоприменительной и правоохранительной. Разделение деятельности властей, обеспечение четкого механизма сдержек и противовесов. Объективный суд, свободный от коррупции. Обеспечение принципа: «Что не запрещено законом, то дозволено». Становление гражданского общества — социально- экономическая предпосылка формирования и развития правового государства. Институты, с помощью которых гражданское общество противостоит возможному давлению государства (партии, общественные организации, независимая печать, общественное мнение).

Пути формирования правового государства и гражданского общества в Казахстане.

Лекция 15. Понятие права, его признаки и способы формирования (2часа).

Общая характеристика современного правопонимания. Определение права. Нормативность, общеобязательность, формальная определенность, системность, волевой характер права. Связь права с государством. Право объективное и право субъективное, их соотношение.

Влияние нормативизма, социологической школы права, теории естественного права, психологической теории на формирование современных представлений о праве.

Регулятивная, охранительная, юрисдикционная, ориентирующая и стимулирующая функции права. Воспитательное и информационное воздействие права. Сочетание начал «должного» и «сущего» в праве. Право и закон.

Правовое опосредование социальных интересов и потребностей. Противоречия в развитии права и пути их разрешения.

Лекция 16. Необходимость правового регулирования общественных отношений (1 час).

Экономические, социально-политические и идеологические причины существования права. Ф. Энгельс о возникшей на определенном этапе общественного развития потребности охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена. Важность нормативного регулирования трудовых и имущественных отношений, закрепления порядка деятельности государственного механизма, распределения обязанностей между его звеньями, установления гарантий охраны прав и свобод граждан, определения направлений борьбы с преступностью и правонарушениями.

Содержание регулирующего воздействия права на общественные отношения: предоставление одним гражданам правомочий, возложение на других обязанностей, привлечение нарушителей к ответственности.

Лекция 17. Право в системе социальных норм (1 час).

Многообразие социальных норм, действующих в обществе. Классификация социальных норм, их отличие от технических норм.

Формы взаимодействия правовых, моральных и нравственных норм в процессе регулирования поведения людей. Особенности традиций и обычаев в их сопоставлении с правовыми нормами, сферы их применения на практике. Правовые обычаи. Регулирующая роль норм, издаваемых общественными организациями, и их соотношение с правовыми нормами. Нормы политических партий. Усиление действенности религиозных норм.

Учет организационных правил, деловых обыкновений и других нормативов в правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государства.

Проблема гуманизации правовых норм в современный период.

Лекция 18. Норма права (1 час).

Норма права, как правило поведения людей, образец, мера, масштаб поведения. Признаки нормы права — ее общеобязательность, многократность действия, обеспеченность мерами государственного воздействия, предоставительно-обязывающий характер. Отличие нормы права от индивидуальных правовых предписаний, а также от призывов и обращений государственных органов. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта. Парламента, исполнительного Конституционного Совета РК.

Структура правовой нормы. Диспозиция как главная часть правовой нормы, функциональное предназначение гипотезы и санкции. Виды норм права. Критерии классификации норм права: юридическая сила, способ воздействия на поведение людей (обязывание, запрет, дозволение), предмет и метод регулирования, сфера действия.

Лекция 19. Типы права и основные правовые системы современности (2часа).

Формационный подход к типологии права, его преимущества и недостатки. Цивилизационное основание типологии права как средство восполнения «белых пятен» формационного подхода. Необходимость органического взаимодополнения результатов использования формационного и цивилизационного подходов к трактовке права.

Правовая сисЛекция общества и ее элементы. Рене Давид о «правовых семьях» и правовых сисЛекциях современности. Характеристика континентальной, англосаксонской и традиционных религиозных правовых систем. Промежуточные правовые системы (латиноамериканская, дальневосточная, скандинавская, иудейская и др.)

Лекция 20. Источники (формы) права (1 час).

Понятие источников права в юридической науке. Виды источников права и их соотношение. Источники права в материальном и юридическом смысле. Правовой обычай. Обычное право.

Прецедент как источник права в государствах англо-саксонской системы права и некоторых других странах. Особенности судебного и административного прецедентов.

Нормативный правовой акт — главный источник современного казахстанского права.

Договоры нормативного содержания и их виды: внутригосударственные, межгосударственные, международные, типовые, примерные.

Соотношение источников права с его формами. Правовые формы деятельности государства: правотворческая, правоприменительная, правоохранительная. Право как форма существующих в обществе социально-экономических отношений.

Лекция 21. Нормативный правовой акт (1 час).

Нормативный правовой акт, его признаки и отличие от индивидуально-правовых актов (актов применения и толкования права).

Виды нормативных правовых актов, их классификация по разным критериям (по юридической силе, субъектам, их издающим, сфере действия и т. д.).

Иерархия нормативных правовых актов.

Ведущее место закона в правовой системе государства. Право и закон. Верховенство закона. Виды законов — основные, конституционные, кодексы и обыкновенные. Законодательные акты.

Подзаконные нормативные правовые акты: акты Президента, власти, судов, метеных органов. Акты Конституционного Совета РК.

Лекция 22. Правотворческий процесс и систематизация законодательства (2 часа).

Правотворчество и обусловливающие его факторы. Стадии правотворческого процесса и стадии законодательного процесса. Законодательная
инициатива, ее субъекты, формы регулирования. Разработка, внесение в парламент и обсуждение проектов законов. Принятие законов и иных
нормативных актов государства и их опубликование. Принципы правотворчества:
демократизм, законность, профессионализм, учет интересов населения.

Понятие систематизации законодательства. Виды систематизации. Особенности инкорпорации, кодификации и консолидации нормативных актов. Акты кодификации и консолидации: кодексы, основы законодательства, своды законов, положения, уставы. Законодательная (юридическая) техника и ее роль в обеспечении качества правотворчества и систематизации нормативных актов, требования к использованию в них терминов и понятий. Компьютеризация некоторых видов работы по систематизации законодательства.

Лекция 23. Система права и система законодательства (1 час).

Основания деления правовых норм на отрасли, подотрасли и институты права. Характеристика предмета и метода правового регулирования, а также заинтересованности государства в правовом регулировании соответствующих сфер жизнедеятельности общества.

Обусловленность системы права экономическими, социально-политическими и духовными отношениями.

Отрасли материального и процессуального права. Публичное и частное право. Система внутригосударственного права и ее соотношение с международным правом. Постепенное утверждение приоритета международного права перед актами национального законодательства.

Соотношение системы права и системы законодательства. Комплексные отрасли законодательства Различие темпов динамизма системы права и системы законодательства. Общая характеристика отраслей, подотраслей, институтов и субинститутов права, а также отраслей и подотраслей законодательства.

Лекция 24. Правовые отношения (3 часа).

Правоотношения как особый вид общественных связей. Правовые, экономические, социально-политические и иные отношения. Правоотношение как «способ реализации требований правовой нормы. Классификация правоотношений по их субъектам, содержанию и объектам.

Субъекты правоотношений. Правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. Правовой статус. Граждане (иностранцы, лица без гражданства), государственные органы, общественные объединения как субъекты правоотношений. Юридические и физические лица. Государство как особый субъект правоотношений.

Объекты правоотношений и их классификация.

Субъективные права и юридические обязанности сторон правоотношения, их корреспондирующая связь. Структура и содержание субъективных прав и юридических обязанностей.

Юридические факты как основания возникни 1ия, изменения и прекращения правоотношений. Виды юридических фактов. Фактический состав. События и действия; различие между ними.

Особенности правоотношений в обществе, ориентированном на построение рыночной экономики

Лекция 25. Реализация права (2 часа).

Реализация права как претворение в жизнь его требований. Формы реализации права (соблюдение, исполнение и использование права; применение правовых норм, осуществление субъективных прав и выполнение юридических обязанностей субъектами правоотношений).

Воздержание от действий, запрещенных правом.

Пресечение неправомерных действий. Учет многократности действия каждой правовой нормы и его суммарного результата. Юридическая и фактическая стадии реализации права. Соотношение реализации права и правового регулирования.

Организационно-юридическое обеспечение правильной реализации права.

Лекция 26. Применение правовых норм (2 часа).

Применение норм права — специфическая форма их реализации. Субъекты, применяющие правовые нормы к конкретным жизненным случаям (государственные органы, должностные лица).

Случаи, когда возникает необходимость в правоприменительной деятельности.

Стадии процесса применения правовых норм. Установление фактических обстоятельств дела, к которому следует применить правовую норму, проверка достоверности и юридических качеств применяемой нормы, принятие решения и его оформление.

Акты применения правовых норм, их виды и специфические признаки. Обеспечение законности и обоснованности актов применения права. Их отличие от нормативно-правовых актов. Эффективность правоприменительных актов.

Лекция 27. Толкование нормативных правовых актов (1 час).

Толкование законов и иных нормативных правовых актов государства -как предпосылка к правильному применению, выполнению и осуществлению их требований и предписаний Толкование как уяснение юридического содержания нормативных актов (логическое, историко-филологическое, сисЛекциятическое).

Толкование как разъяснение толкуемых актов (официальное и неофициальное; нормативное и казуальное: аутентичное; доктриналыюе).

Толкование как истолкование нормативных актов (буквальное, распространительное и ограничительное).

Пробелы в праве и способы их восполнения. Аналогия закона и аналогия права.

Лекция 28. Правомерное и противоправное поведение. Юридическая ответственность (2 часа).

Социальные, психологические и юридические предпосылки обеспечения соответствия действий и поступков людей правовым предписаниям. Правомерное поведение как поведение, соответствующее предписаниям юридических норм. Объективная и субъективная стороны правомерного поведения. Виды правомерных действий. Правовая активность граждан. Пассивное и обычное правомерное поведение. Мотивы правомерного поведения: понимание правильности правового предписания, боязнь ответственности, конформизм и маргинальность как черты человека.

Правонарушение как противоправное поведение. Юридический состав правонарушения (объект, субъект, субъективная и объективная стороны).

Виды правонарушений. Преступления, административные и дисциплинарные проступки, гражданские правонарушения. Общественно опасный характер преступлений. Степень вреда от непреступных правонарушений.

Признаки юридической ответственности и ее соотношение с государственным принуждением и общественно-моральной ответственностью. Особенности уголовной, административной, дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности. Основания для привлечения к юридической ответственности (противоправность, вред, вина и причинная связь) и освобождения от нее. Юридическая ответственность и правовые санкции Презумпция невиновности — важнейшее достояние правовой цивилизации.

Лекция 29. Законность и правопорядок (1 час).

Законность как правовой режим жизнедеятельности государства и общества. Взаимосвязь законности и законодательства, являющегося нормативной основой законности. Законность, демократия и дисциплина. Юридические гарантии законности. Законность, целесообразность, справедливость.

Правопорядок как порядок в обществе, сложившийся в результате реализации правовых норм, логическое следствие осуществления требований законности. Правопорядок и общественный порядок. Соотношение правопорядка с законностью.

Соблюдение законности и правопорядка как объективное требование социально-экономического и духовного развития общества на современном этапе.

Лекция 30. Правосознание и правовая культура (2 часа).

Правосознание как форма отражения существующей действительности. Особенности общественного, классового, группового, индивидуального правосознания.

Профессиональное правосознание юристов и его роль в повышении правовой культуры общества. Структура правосознания: правовая идеология и социально-правовая психология, их связь, взаимовлияние, возможности расхождений и противоречий.

Формы взаимодействия правосознания и права. Роль правосознания в правотворческой и правореализующей деятельности, в выборе правомерных действий и поступков, предупреждении правонарушений. Влияние правовых институтов и норм на формирование и развитие правосознания.

Правовая культура общества, социумов, отдельных лиц. Связь правовой культуры с политической, нравственной культурой, культурой общения, их влияние друг на друга. Решение задач по правовому всеобучу населения в современный период. Социальные и духовные причины правового нигилизма в посттоталитарном обществе.

Задания для самостоятельной работы студентов:

По предложенной теме студентам предлагается самостоятельно составить логические схемы, таблицы. Рекомендуется просмотреть видео лекции.

Занятие 1. Правовое государство .

Возникновение и развитие идеи правового государства. Гроций, Спиноза, Гоббс, Локк, Монтескьё, Дидро, Джефферсон, Кант, Гегель, Маркс, Шерешеневич, Гессен, Котляревский о правовом государстве.

Основные характеристики правового государства. Экономическая, нравственная, социальная и политическая основы правового государства. Основные признаки правового государства. Формирование правового государства.

Занятие 2. Право в системе социальных норм общества.

Нормативное регулирование общественных отношений. Система социальных норм. Нормы права в системе социальных норм.

Занятие 3. Типы права и основные правовые системы современности.

Понятие типа права. Исторические типы права. Правовая система общества. Классификация правовых систем современности.

Занятие 4. Правотворчество и систематизация законодательства.

Понятие правотворчества. Формы и виды правотворчества. Принципы правотворчества. Этапы и стадии правотворческого процесса. Систематизация законодательства.

Занятие 5. Законность. Правопорядок и дисциплина

Законность — важнейшая правовая категория. Законность как состояние общественной жизни в правовом государстве. Понятие режима законности. Содержание законности. Требования законности. Основные принципы законности. Законность и законодательство. Гарантии законности. Законность и свобода.

Занятие 6. Реализация права

Понятие и формы реализации права. Соблюдение обязанностей. Использование права. Исполнение права. Применение права как особая форма его реализации. Стадии правоприменительного процесса. Акты применения права: понятие и виды.

Занятие 7. Правосознание и правовой нигилизм

Понятие правосознания. Структура правосознания. Правовая идеология и правовая психология. Виды правосознания. Взаимосвязь права и правосознания. Правовое воспитание: понятие, формы, методы.

Занятие 8. Право и поведение

Правовое поведение. Понятие и признаки. Правомерное поведение. Понятие и основные виды правомерного поведения. Мотивы правомерного поведения. Виды правомерного поведения.

Занятие 9. Правовая культура.

Понятие и общая характеристика правовой культуры. Структура правовой культуры. Функции правовой культуры.

Занятие 10. Личность и государство. Информационно-психологический аспект действия права. Понятие и виды правовых стимулов. Понятие и виды правовых ограничений. Правовые стимулы и правовые ограничения как парные юридические категории. Сочетание стимулов и ограничений в правовых режимах. Понятие, признаки и функции правовых льгот. Понятие, признаки и функции правовых поощрений. Поощрительные санкции.

Список рекомендуемой литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция РК с изм. и доп., внес. ЗРК от 7.10.98 г № 284−1. — Алматы: «Борки», 1998. — 40 с.

2. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года N 167−1 (внесены изменения в соответствии с Законами РК //Ведомости Парламента РК. — 2001. — № 8.

3. Гражданский Кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 г. (Общая часть) с изменениями // Ведомости Парламента Республики Казахстан. — 1996, N 2, ст. 187

4. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 г. N 155-II с изменениями, внесенными Законом РК// Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001, N 5−6, ст. 24; N 17−18, ст. 241; N 21−22, ст. 281.

5. Закон Республики Казахстан от 10 декабря 1999 г. N 493−1 «О труде в Республике Казахстан» (с изменениями, внесенными Законом РК от 06.12.01 г. N 260-II)// Казахстанская правда, 1999, 24 декабря.

6. Закон Республики Казахстан от 8 декабря 1993 г. N 2572-XII «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан» (с изменениями от 19.12.95)//Казахстанская правда, 1993, 12 декабря.

7. Закон Республики Казахстан от 24 марта 1998 г. «О нормативных правовых актах Республики Казахстан».- Казахстанская правда от 28 марта 1998 г.

Основная литература:

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права .- Москва, — 1998, — 624 с.

2. Дмитрук В.Н. Теория государства и права. Уч. Пособие для вузов. — М.: Амалфея. — 1999. — 224 с.

3. Ибраева А.С., Ибраев Н.С. Теория государства и права. Учебное пособие.- Алматы: Жеты-Жаргы, 2003.- 432с.

4. Комаров С.А. Общая ТГиП: Курс лекций / Издание 2-е, исправл и допол. — М.: Манускрипт: 1996. — 312 с.

5. Общая теория государства и права.//Под ред. Лазарева В.В. — М.: Манускрипт: 1996. — 326 с.

6. Сокольская Л.В., Кондюкова И.В. Теория государства и права.-Усть-Каменогорск, 2002−160с.

7. Сокольская Л.В. Теория государства и права. Учебное пособие на казахском и русском языках, Ч.1.- Усть-Каменогорск, 2001−140с.

8. Теория государства и права. Учебник для студентов и аспирантов юридических вузов и факультетов //Под ред. Г. Н. Манова. М.: изд-во БЕК, 1995

9. Теория государства и права. Курс лекций //Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько.- М.: Юристъ, 1997.- 672с.

10. Теория государства и права. //Под ред. В.К. Бабаева .- М.: Юристъ, 1999.-592с.

11. Теория государства и права. //Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова.- М.:НОРМА-ИНФРА, 1998.- 570с.

12. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. — М.: Изд. группа ИНФРА М-НОРМА, 1997. — 652 с.

13. Спиридонов Л.И. Теория ГиП. Учебник. — М.: «Проспект», 1999, — 304.

14. Хропанюк В.Н. Теория государства и права.-М.:Интерстиль, 1999.-375с.

Дополнительная литература:

1. Абденов С. Помощь для экономического роста // Юр. газета, 9 февраля 2000, № 7

2. Абдрасулов А.Б. Толкование закона и норм Конституции: теория, опыт, процедура. — Алматы, 2002.-400с.

3. Абельдинов А. Предпосылки и условия развития законодательства и юрид. техники // Фемида, 2000 № 7, с. 48−49.

4. Абельдинов А. Проблемы правотворчества и систематизации актов // Фемида, 2000, № 1−2 с. 45−48.

5. Адам А. Принципы правотворчества // Юр. Газета № 31, 4 августа, 1999 г

6. Айткалиева А. Правовое положение иностранных граждан в РК // Юрид. газета, 5 января, 2000 г., № 1

7. Алимжан К. Доктрина обычая (обычного права) в судебной практике РК. // Правовая реформа в Казахстане, 1999, № 1, с 37−43

8. Аюпова З. Особенности построения демократического правового государства // Мысль, 1999, № 4, с. 17−19

9. Белиспаев А. Формирование органов самоуправления в Казахстане // Мысль, 2000 г, № 2, с. 10−15

10. Бондарцова Л. Идеологические основы государственной службы // Фемида, 2000, № 7, с. 9−13

11. Водянова Г. Политическая стабильность в условиях автократии // Мысль, 2000 г, № 5−6, с. 75−77

12. Джапаркулов Н.Б. К вопросу о разделении государственной власти в РК // Вестник КазГУ, серия юридическая, 2000 г, № 1, с. 28−33

13. Елемисова А.Т. Конституционные основы судебной власти в РК // Вестник КазГУ, сер. юр., 2000 г, № 1, с. 34−36

14. Жаилганова А. Функции судебной власти // Юр. газета 5 января, 2000 г. № 1

15. Ибраев А. Конституция — высшая юридическая сила // Юр. Газета, 30 августа, 2000 г, № 38

16. Ишпекбаев Ж. Общенациональное согласие — выражение зрелости государства // Мысль, 2000, № 2, с. 2−5

17. Каракузова Д. Имплементация экстрадиционного законодательства заруб. стран в правовую систему РК // Фемида, 2000, 1−2, с. 66−70.

18. Кекилбаев А. Наш президент // Каз. Правда, 6 июля 2000 г, с. 168−169

19. Мами К. Нормотворческая деятельность Президента РК. // Юр. Газета, 30 августа. 2000 г № 38

20. Мамытов Б. Гарантии прав личности — основа стабильности общества // Фемида, 2000, № 3, с. 18−21

21. Матюхин А.А. Государство в сфере права: институциональный подход.- Алматы, 2002 г.

22. Муканова Г. Этническая самоидентификация евразийских народов // Мысль, 1999, № 8, с. 24−27

23. Мукушева А. Незарегистрированные нормативные акты не имеют юридической силы // Фемида, 2000, № 7, с 46−47

24. Мукушева А. Права человека: опыт и проблемы // Юрид. газета, 5 апреля, 2000 г, № 15

25. Мустафина С. План развития республики // Юр. газета, 30 августа 2000, № 38

26. Назарбаев Н. Стабильность и безопасность страны в новом столетии. Послание Президента страны народу Казахстана // Мысль, 2000, № 1, с. 5−7

27. Назарбаев Н.А. Казахстан — 2030. Послание президента страны народу Казахстана.- Алматы: Жеты-Жаргы, 2003.

28. Рузуддинов Ж. Место правовой системы Японии на юридической карте мира // Фемида, 2000, № 1−2 с. 64−62

29. Самалдыкова З. Некоторые вопросы роспуска парламента РК // Фемида, 2000, № 7, с. 14−17

30. Сапарбаева Д. К вопросу о естественных правах человека в Конституции РК // Вестник КазГУ, с. 10, 2000, № 1, с. 141−147

31. Сарсенова. Ж. Автономия морали // Мысль, 2000, № 5, С. 73−76

32. Сулейманов А.Ф. Особенности становления и развития института Президентства в РК // Вестник КазГУ, сер. юр., 2000, № 1, С. 147−154

33. Тасбергенов Р. Судебные системы Казахстана и США // Фемида, 2000, № 7, С. 9−13

34. Турганбеков А. Земля, государство, собственность // Фемида, 2000, № 4, С. 40−44

35. Штаух В. Казахстан в 21 веке. Гипотетический прогноз в контексте геополитики // Мысль, 2000, № 5, С. 26−28

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector