Методические рекомендации по подготовке и защите курсовой работы 2

Министерство образования Российской Федерации

Для студентов факультета коррекционной педагогики

УДК 378

ББК 74.480.268

М 54

Методические рекомендации содержат материал, который окажет помощь студентам при написании курсовых работ по специальным психолого – педагогическим и медицинским дисциплинам.

Авторы составители: Л. А. Дружинина – канд. пед. наук

В. С. Васильева — канд. пед. наук

Рецензенты: Л. И. Плаксина – д — р психол. наук, профессор

Института коррекционной педагогики РАО

Т. А. Шульгина — канд. пед. наук, доцент ЧГПУ

© Издательство Челябинского государственного педагогического

университета, 2004

Общие положения о выполнении курсовой работы

Согласно учебному плану студенты факультетов коррекционной педагогики, дошкольного образования, учителей начальных классов в период обучения в вузе выполняют две курсовые работы — одну на третьем курсе, другую — на четвертом.

Курсовая работа является промежуточным результатом самостоятельной творческой работы студентов в вузе, направленной на углубление и обобщение теоретических знаний и практических умений по дисциплинам профессиональной и предметной подготовки учителей – дефектологов (олигофренопедагогов, тифлопедагогов, сурдопедагогов, учителей – логопедов, специальных дошкольных педагогов и психологов, специальных психологов), способствует овладению методами научных исследований, формированию умения подбирать и адаптировать методики исследования особенностей развития детей с особыми образовательными потребностями, в ходе реализации цели и решения задач научного исследования. Курсовая работа формирует у студентов навыки самостоятельного творческого решения обозначенных профессиональных задач.

3 стр., 1252 слов

Презентация на тему: ОБЛАСТЬ ПРЕДМЕТНОЙ, НАУЧНОПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...

... форм социадльного поведения Цели специальной педагогики Презентация на тему: Задачи специальной (коррекционной) педагогики Задачи специальной (коррекционной) педагогики 1.Изучает педагогические закономерности развития личности ... к самостоятельной взрослой жизни. Объект и предмет специальной (коррекционной) педагогики Объект – специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями ...

В зависимости от года обучения выделяются особенности содержания и выполнения курсовых работ, которые проявляются в постепенном усложнении объектов и методов исследования.

Целью первой курсовой работы (третий курс) является выработка навыков работы с литературой, в том числе поиска и отбора информации, критического анализа и синтеза ее содержания.

Задачи выполнения первой курсовой работы:

  • анализ общей и специальной психолого – педагогической и медицинской литературы по теме исследования;
  • систематизация, закрепление, углубление и расширение научных и методических знаний, умений и навыков по дисциплинам профессиональной и предметной подготовки;
  • сравнительный анализ полученных данных;
  • полное и достоверное отражение результатов проведенного исследования;
  • подготовка аргументированных выводов и предложений.

Цель второй курсовой работы (четвертый курс) — выработка навыков проведения научного психолого – педагогического исследования.

Задачи выполнения второй курсовой работы:

  • анализ общей и специальной психолого – педагогической и медицинской литературы по теме исследования;
  • подбор и адаптация методик для проведения психолого – педагогического исследования;
  • самостоятельное проведение исследования;
  • обработка полученной информации и ее сопоставление с имеющимися теоретическими положениями;
  • подготовка аргументированных выводов и предложений по перспективному плану оказания коррекционной помощи.

Порядок подготовки и выполнения курсовой работы

Студентам предлагается ряд тем по специальной психологии, педагогике и основам медицинских знаний.

Научным руководителем и студентом совместно составляется задание на курсовую работу и план — график ее выполнения.

Содержание заданий по выполнению курсовой работы включает перечень основных вопросов, подлежащих исследованию или разработке, срок сдачи на кафедру (приложение 1).

План-график выполнения курсовой работы содержит сведения об этапах работы, результатах, сроках выполнения задания отметки научного руководителя (приложение 2).

Студент самостоятельно выполняет курсовую работу по утвержденной на кафедре теме.

Научный руководитель проводит систематические консультации для оказания как организационной, так и научно-методической помощи студенту, осуществляет контроль за выполнением работы в соответствии с планом-графиком, проверку содержания и оформления завершенной работы. Он же рекомендует курсовую работу к защите.

Структура и содержание курсовой работы

Структурными компонентами курсовой работы являются титульный лист, задание и отметка о выполнении задания курсовой работы, содержание, введение, основная часть, заключение, библиографический список, вспомогательные указатели, приложения.

6 стр., 2725 слов

Научно-исследовательская работа. Научно-исследовательская работа ...

... выполнения научно-исследовательской работы магистранта относятся следующие на данной практике(3.10-30.10.2016): · планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в избранной области и выбор темы исследования; ... личностного развития учителя в инновационном музыкально-образовательном процессе педагогического вуза : монография / под науч. ...

Титульный лист

Оформляется в соответствии с едиными требованиями, принятыми в ЧГПУ (приложение 3)

Отметка о выполнении задания курсовой работы

Оформляется в соответствии с обозначенными требованиями.

Содержание

Должно отражать перечень структурных элементов курсовой работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в тексте, в том числе введение, главы, параграфы; выводы по главам; заключение; библиографический список; вспомогательные указатели; приложения (приложение 4).

Введение

Во введении следует обосновать выбор темы, ее актуальность и социальную значимость, степень разработанности в отечественной и мировой теории и практике. Выделяется объект и предмет исследования. Обозначается цель и задачи исследования, перечисляются методы сбора и обработки информации, указывается база проведения констатирующего эксперимента.

Объект исследования — это часть реальности, которую необходимо исследовать.

Объектом педагогического исследования выступают педагогические явления и процессы (процесс образования, процесс воспитания, процесс формирования отдельных качеств, сторон личности педагога и воспитанников, учебно-воспитательный процесс, учебно-организационный и управленческий процесс).

Объектом психологического исследования выступает ребенок.

Предмет исследования — избранные для анализа некоторые свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Предмет исследования всегда находится в рамках исследуемого объекта и является его конкретной частью за счет более детального рассмотрения, изучения чего-либо.

Предметом исследования может выступать содержание образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями; диагностика психических процессов и познавательной деятельности детей, учебно-воспитательного процесса, качеств и свойств личности педагога и воспитанников, взаимоотношения педагога и воспитанников, коммуникативная деятельность детей, условия совершенствования педагогических процессов, формы, средства, методы организации процесса специального (коррекционного) обучения и воспитания, развития личности и т.д.

Примеры взаимосвязи темы, объекта и предмета исследования:

Тема исследования: “Состояние зрительного восприятия дошкольников с детским церебральным параличом”.

Объект исследования: процесс психофизического развития дошкольников с детским церебральным параличом.

Предмет исследования: особенности зрительного восприятия дошкольников с детским церебральным параличом.

Тема исследования: “Межличностные отношения дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения”.

20 стр., 9687 слов

Эмпирическое исследование детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ

... осуществлялся с использованием методики «Тест - опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин» [21]. База исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе ГБС(К)ОУ школы-интерната I-II вида ... является дополнительным источником деструктивных и тормозящих влияний, определяющих формирование вторичных нарушений личности ребенка. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает ...

Объект исследования: процесс формирования и развития межличностных отношений детей с нарушениями зрения.

Предмет исследования: особенности межличностных отношений слепых и слабовидящих дошкольников.

На основании темы, объекта и предмета намечается цель исследования. Цель любого исследования — это решение определенной проблемы и конечный результат, который желает получить исследователь.

Тема исследования: “Состояние зрительного восприятия дошкольников с детским церебральным параличом”.

Объект исследования: процесс психофизического развития дошкольников с детским церебральным параличом.

Предмет исследования: особенности зрительного восприятия дошкольников с детским церебральным параличом.

Цель исследования: теоретически изучить и проанализировать особенности зрительного восприятия дошкольников с детским церебральным параличом (3 курс).

Тема исследования: “Развитие зрительного восприятия дошкольников с детским церебральным параличом”.

Объект исследования: процесс психофизического развития дошкольников с детским церебральным параличом.

Предмет исследования: особенности зрительного восприятия дошкольников с детским церебральным параличом.

Цель исследования: выделить условия развития зрительного восприятия дошкольников с детским церебральным параличом (4 курс).

Тема исследования: “Межличностные отношения дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения”.

Объект исследования: процесс формирования и развития межличностных отношений детей с нарушениями зрения.

Предмет исследования: особенности межличностных отношений слепых и слабовидящих дошкольников.

Цель исследования: теоретически изучить и проанализировать особенности межличностных отношений дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения (3 курс).

Тема исследования: “Формирование межличностных отношений дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения”.

Объект исследования: процесс формирования и развития межличностных отношений детей с нарушениями зрения.

7 стр., 3296 слов

Контрольная работа — Особенности межличностных отношений ...

... исследования по целому ряду характеристик, таких как оценка нравственных качеств, физических, умственных способностей и отношение к своей речи. Среди дошкольников ... заикающихся разного возраста. Особенности личности и межличностных отношений при нарушениях речи. Наблюдаемые у детей ... который может быть разорван только целенаправленной работой логопеда и психолога. В литературе неоднократно ...

Предмет исследования: особенности межличностных отношений слепых и слабовидящих дошкольников.

Цель исследования: определить особенности формирования межличностных отношений дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения (4 курс).

Для достижения поставленной цели необходимо решение определенных задач, которые в специальной педагогике и психологии могут быть представлены следующим образом:

  • провести сравнительный анализ состояния проблемы в общей и специальной психолого – педагогической и медицинской литературе;
  • подобрать и адаптировать методики изучения детей с особыми образовательными потребностями;
  • описать результаты исследования;
  • разработать рациональные методы, приемы, формы организации обучения и воспитания;
  • адаптировать имеющиеся в общей педагогике методы и приемы и формы взаимодействия педагогов и детей с особыми образовательными потребностями.

3 курс

Тема исследования: “Межличностные отношения дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения”.

Цель исследования: показать особенности межличностных отношений дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения.

Задачи исследования

1.Проанализировать психолого – педагогическую и медицинскую литературу по проблеме исследования.

2.Выделить значение межличностных отношений в психофизическом развитии детей дошкольного возраста.

3.Определить особенности межличностных отношений дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения.

4 курс

Тема исследования: “Формирование межличностных отношений дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения”.

Цель исследования: определить особенности формирования межличностных отношений дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения.

Задачи исследования

1.Проанализировать психолого – педагогическую и медицинскую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить особенности межличностных отношений дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения.

3.Показаить особенности формирования межличностных отношений дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения.

Методы исследования и их выбор

Студент самостоятельно выбирает методы исследования в зависимости от выбранной темы, цели и задач.

Наиболее распространенными методами, отвечающими назначению, целям и характеру исследования являются методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, сходства и различия, изучения теоретических источников, анализа реального педагогического процесса; изучения состояния проблемы; экспериментального поиска новых решений проблемы, обработки данных эксперимента; построения новых теоретических концепций на основе полученных экспериментальных данных, уточнения основных теоретических понятий, изложения и интерпретации научных результатов; качественного анализа и количественной обработки результатов исследования (статистические или нестатистические), анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа.

5 стр., 2171 слов

II. Подготовка исторической справки по теме дипломного (курсового) исследования.

... работыосуществляется в соответствии с правилами, принятыми для курсовых и дипломных работ. Работы включает титульный лист, содержание, основной текст, список использованной литературы. Ссылки на литературные источники ... пятого класса, то, вероятно, никто до Вас не занимался специальным научным исследованием детей данного класса применительно к изучаемой программе. Следует выйти на более высокий ...

База проведения констатирующего эксперимента

Указывается полное название специального (коррекционного) учреждения, на базе которого проводится экспериментальное исследование, количество испытуемых и их возраст.

Например: Исследование проводилось на базе МДОУ д/с № 138 (компенсирующего вида) для детей с нарушением зрения. В эксперименте приняли участие 12 детей в возрасте 4 – 5 лет, имеющих нарушения зрения разной степени тяжести.

Основная часть курсовой работы

Основную часть следует делить на главы, параграфы, которые являются законченными по смыслу элементами работы. В структуре основной части должно быть выделено не менее двух – трех глав, а в их составе не менее двух параграфов.

В первой курсовой работе (3 курс) подразумевается написание теоретической части.

Во второй курсовой работе (4 курс) предполагается написание теоретической и практической части.

Обязательным структурным элементом теоретической части курсовой работы является анализ литературы, содержащий обобщенные и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета исследования.

Студент проводит сравнительный анализ общей и специальной психолого – педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования, разных точек зрения ученых-исследователей по изучаемому вопросу.

Практическая часть включает описание экспериментального исследования: подбор и модификация методик с учетом особенностей психофизического развития исследуемой группы детей, описание результатов исследования и выделение общих рекомендаций по осуществлению коррекционной работы.

Заключение

В заключении раскрывается значимость вопросов, рассматриваемых в исследовании, для научной теории и практики: кратко даются главные выводы по итогам работы, рекомендации и предложения по внедрению результатов и дальнейшему развитию исследуемой темы. Не рекомендуется повторение выводов, сделанных по главам.

Библиографический список

Должен составлять не менее 30 — 40 источников, соответствующих теме курсовой работы, на которые имеются ссылки в исследовании.

В перечень используемых литературных источников могут входить разнообразие виды изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные научные, производственно-практические: научно-популярная литература, научные статьи, монографии отечественных и зарубежных исследователей, программы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, учебники и т.п.

Библиографический список оформляется в соответствии с требованиями Единой государственной системы документации и представляет собой перечень книг и статей, которые располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов и названиям коллективных трудов.

Примеры оформления источников представлены в приложении 5.

Вспомогательные указатели

Состав вспомогательных указателей курсовой работы определяется студентом исходя из особенностей ее содержания.

В состав вспомогательных указателей курсовой работы могут входить:

  • список условных обозначений, который оформляется в виде перечня использованных условных обозначений с соответствующей их расшифровкой (ЗПР – задержка психического развития);
  • указатель авторов, который оформляется в виде алфавитного перечня фамилии, имени и отчества авторов изданий, использованных при подготовке текста курсовой работы (Выготский Лев Семенович – основоположник специальной психологии и коррекционной педагогики);
  • указатель таблиц, где представлен перечень названий таблиц в соответствии с их месторасположением в тексте курсовой работы.

(Таблица 1. Уровень развития зрительного восприятия детей 4 лет.

Таблица 2. Уровень развития ориентировки в пространстве детей 4 лет.)

Приложение

В приложение рекомендуется поместить конспекты занятий, анкеты, перечень дидактических пособий, используемых при проведении занятий.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и нумероваться арабскими цифрами. В приложении не отражается общая с остальной частью курсовой работы сквозная нумерация страниц. На все приложения в основной части курсовой работы должны быть ссылки.

Варианты содержания текстовой части курсовой работы

Содержание текстовой части курсовой работы может быть представлено в виде собственно текста, таблиц, иллюстраций и других составляющих.

В тексте могут использоваться ссылки на структурные элементы работы, таблицы, иллюстрации, перечисления, приложения, документы.

Ссылки на структурные элементы и фрагменты текста оформляются по следующим правилам:

— при ссылках на структурные элементы курсовой работы (проекта) или другие формы представления материала необходимо указывать их названия и порядковые номера. Например: “… в разделе 1 были рассмотрены …”, “… согласно 1.1. …”, “ в соответствии с таблицей 1 …” (таблица 1), “… на рисунке 1 …”, (рисунок 1), “ … в приложении 1 …”, (приложение 1) и т.п.;

— если в тексте приводится только одна иллюстрация, одна таблица, одно приложение, то в ссылке следует указывать: “ … на рисунке … ”, “… в таблице …”, “… по формуле …”, “в приложении …”;

Допускается форма ссылки; на документ в целом, определенный фрагмент документа, группу документов (библиографические ссылки).

Ссылки на документ в целом приводятся в виде порядкового номера этого документа в библиографическом списке, который указывается в скобках, без точки, например: “Выготский Л. С. в Основах дефектологии рассматривает закономерности психического развития ребенка как … [5]”.

Ссылки на фрагмент документа отличаются от предыдущих обязательным указанием страниц рассматриваемого или цитируемого документа. Их следует приводить в скобках в виде порядкового номера документа по библиографическому списку, с отделенным от него запятой порядковым номером страницы, содержащей данный фрагмент. Например: [1, 3]. Если фрагмент в источнике размещается на нескольких страницах, их номера записываютя через тире. Например [33, с.201 — 202].

Ссылки на мнение, разделяемое рядом авторов, либо аргументированное в нескольких работах одного и того же автора, оформляются указанием в скобках всех порядковых номеров документов в библиографическом списке, которые разделяются точкой с запятой. Например: “Результаты исследований [7, 12 — 15; 31] доказали, что…»

В состав текста курсовой работы также могут входить сокращения, условные обозначения, примечания и другие составляющие.

Таблицы представляют собой форму организации материала, позволяющую систематизировать и сократить текст, обеспечить обозримость и наглядность информации. Выделяются правила обозначения таблиц:

  • каждая таблица должна иметь название, точно и кратко отражающее ее содержание. Название таблицы помещают над ней;
  • таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста;
  • слово “Таблица” и порядковый номер таблицы помещаются над ней в правом верхнем углу над названием;
  • если в тексте только одна таблица, она не нумеруются, но слово “Таблица” пишется.

Таблицы в зависимости от размера располагаются после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, а при необходимости — в приложении. На все таблицы в тексте должны быть ссылки.

Иллюстрации. К иллюстрациям относятся: фотоснимки, репродукции рисунки, эскизы, чертежи, планы, карты, схемы, графики, диаграммы и др. Использование иллюстраций целесообразно только тогда, когда они заменяют, дополняют, раскрывают или поясняют словесную информацию, содержащуюся в курсовой работе. Выделяются правила оформления иллюстраций:

  • иллюстрации обозначают словом “Рис.” и нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста;
  • если в тексте только одна иллюстрация, то она не нумеруется и слово “Рис.” пишется без нумерации;
  • слово «Рис.», порядковый номер иллюстрации, ее название помещают под иллюстрацией. При необходимости перед этими сведениями помещают поясняющие данные;
  • иллюстрации располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице;
  • на все иллюстрации в тексте должны быть ссылки.

Цитирование. Оформление сносок.

Если в работе используются прямые цитаты из текста первоисточника, то в их оформлении возможны два варианта.

Первый — оформление цитаты в виде прямой речи. Соответственно соблюдаются знаки препинания, используемые при оформлении прямой речи.

Например: Характеризуя детей с нарушением интеллекта, Е. А. Стребелева писала: “Для детей с нарушением интеллекта дошкольный возраст оказывается лишь началом развития перцептивного действия”.

Здесь слова автора представляют непосредственный текст работы, а собственно прямая речь является цитатой из источника.

Второй — наиболее распространенный способ цитирования – оформление цитаты как части авторского текста. Дословно цитируемая фраза заключается в кавычки, но пишется с маленькой буквы, так как входит в состав авторского предложения (в качестве придаточного предложения).

Например: Характеризуя детей с нарушением интеллекта, Е. А. Стребелева писала, что “для детей с нарушением интеллекта дошкольный возраст оказывается лишь началом развития перцептивного действия”.

Важным моментом в оформлении работы является сноска. Наиболее удобный, экономичный и правильный способ оформления сноски после цитирования первоисточника или упоминания фамилии автора в квадратных скобках указывается порядковый номер источника в библиографическом списке и номер страницы в источнике (книге, статье).

Например: Особенности развития дошкольников с нарушением интеллекта глубоко исследовались Е. А. Стребелевой [3].

Цифра 3 означает, что в библиографическом списке под этой цифрой находится источник, на который осуществляется ссылка. Если цитата приводится полностью, то ссылка дополняется указанием страницы: [3, 265]. Это означает, что в источнике, пронумерованном цифрой 3 на странице 265 находятся слова, приводимые в качестве цитаты.

Требования к оформлению текстовой части курсовой работы

При оформлении текста курсовой работы рекомендуется выполнять следующие требования.

Текст курсовой работы должен быть набран на компьютере. Формат страницы А4, поля по 20 мм сверху и снизу, 30 мм слева, 15 мм справа. Шрифт “Тimes New Roman”, размер № 14 или “Аriа1”, размер шрифта № 12, отступ для красной строки 1,25 мм, выравнивание по ширине, полуторный междустрочный интервал.

Страницы текста нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту, посредине верхнего листа, начиная с 3-й — введения. Титульный лист и лист с содержанием считаются, но не включаются в общую нумерацию страниц текста. Иллюстрации и таблицы учитываются как страница текста. Объем курсовой работы должен составлять 30 – 40 страниц.

Главы, параграфы, пункты, подпункты текста нумеруются арабскими цифрами с точкой, например: 1., 1.1., 1.1.1. и т. д.

Введение, главы основной части, заключение, библиографический список, вспомогательные указатели и приложения должны начинаться с новой страницы и иметь заголовок, напечатанный прописными буквами. Параграфы, пункты и подпункты располагаются по порядку друг за другом.

Заголовки структурных элементов текста следует располагать в середине строки без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между заголовками и текстом должно быть 2 интервала.

Подготовленный в соответствии с вышеуказанными требованиями текст курсовой работы оформляется в специальную папку или переплетается. Кроме этого, необходимо приложить дискету с научно-методическими материалами по теме исследования, которые заранее согласовываются с научным руководителем.

Порядок защиты курсовой работы

Курсовая работа должна быть представлена студентом на кафедру за две недели до защиты.

Принятие решения о допуске студента к защите курсовой работы осуществляется научным руководителем. Допуск студента к защите курсовой работы подтверждается подписью научного руководителя с указанием даты допуска.

Курсовая работа может быть не допущена к защите при невыполнении существенных разделов “Задания” без замены их равноценными, а также при грубых нарушениях правил оформления работы.

Защита курсовой работы носит публичный характер и включает доклад студента и его обсуждение.

Формами защиты курсовой работы могут быть выступления студентов на конференциях, методических объединениях в учреждениях образования, заседаниях кафедр, курсах и семинарах, а также публикации в сборниках и периодической печати, выступления в базовых учебных заведениях, в рамках работы студенческих научных кружков и ассамблеи студенческой науки.

На защите студент делает краткое сообщение (7—10 мин.), в котором излагает мотивы выбора темы курсовой работы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи, основные результаты исследования, характеризует итоги проведенной работы, намечает перспективы работы над данной темой и пути внедрения результатов в практическую деятельность.

В процессе защиты курсовой работы рекомендуется использовать современные средства ТСО и компьютерные технологии.

Защищенная и зачтенная курсовая работа может стать основой для будущей квалификационной работы. Лучшие курсовые работы могут быть оставлены в методическом кабинете в качестве образцов или методических пособий для студентов.

Порядок обсуждения курсовой работы предусматривает ответы студента на вопросы членов комиссии и других лиц, присутствующих на защите; выступление научного руководителя, дискуссию по защищаемой курсовой работе.

Решение об оценке курсовой работы принимается членами комиссии по результатам анализа предъявленной курсовой работы, доклада студента и его ответов на вопросы.

Библиографический список

  1. Курсовая работа по психолого – педагогически дисциплинам: Метод. рекомендации для студ. пед. вузов / Сост. Н. П. Рябинина, Е.В. Фролова, И. В. Забродина. – Челябинск, 2000. – 16 с.
  2. Методические рекомендации по выполнению квалификационных работ по педагогике / Сост. Н. О. Яковлева, А. Я. Камалетдинова. – Челябинск: Изд – во ЧГПУ, 2002. – 59 с.
  3. Трубникова Н. М. Практическая логопедия: Учеб.-метод. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2002. – 97 с.

Приложение 1

Образец задания на выполнение курсовой работы

Челябинский государственный педагогический университет

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра специальной педагогики психологии и предметных методик

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Студент ________________________________________________________

(Ф.И.О. группа)

________________________________________________________________

Тема работы ____________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

утверждена на заседании кафедры от ________ протокол № ____________

Срок сдачи работы _______________________________________________

Перечень вопросов, подлежащих исследованию и разработке:

1._______________________________________________________________

2._______________________________________________________________

3._______________________________________________________________

4._______________________________________________________________

5._______________________________________________________________

Научный руководитель _________________подпись ______________ дата

Зав кафедрой _________________________ подпись _______________дата

Задание принял к исполнению ___________подпись _______________дата

Приложение 2

Образец формата плана — графика выполнения курсовой работы

ПЛАН-ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Студент _________________________________________________________

(Ф.И.О. группа)

________________________________________________________________

Тема работы ____________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

утверждена на заседании кафедры от ________ протокол № ____________

Этапы работы

Сроки

выполнении

Вид

отчетности

Отметка о выполнении

Дата _________________ Подпись студента __________________________

Дата _________________ Подпись научного руководителя _____________

Приложение 3

Образец титульного листа курсовой работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Челябинский государственный педагогический Университет

Кафедра специальной психологии, педагогики и предметных методик

Курсовая работа Особенности зрительного восприятия дошкольников с детским церебральным параличом

Выполнила:

студентка 343 группы

факультета коррекционной педагогики

В. С. Хардина

Научный руководитель:

канд. пед. наук,

доцент кафедры СПП и ПМ

В. С. Васильева

Челябинск 2004

Приложение 4

Примеры составления плана курсовой работы выполняемой

на 3 курсе

Развитие зрительного восприятия у дошкольников с

детским церебральным параличом

Содержание

Введение ……………………………………………………………..…….….. 3

Глава I. Теоретические вопросы изучения зрительного восприятия …… 5

I.1. Понятие “Восприятие” в психологии. Основные

Характеристики …………………………………………………… 5

I.2. Закономерности развития зрительного восприятия у детей

дошкольного возраста ……………………………………………. 9

Глава II. Особенности развития дошкольников с детским

церебральным параличом …………………………………..…… 15

II.1. Клиническая картина детского церебрального паралича …..… 15

II.2. Психолого — педагогическая характеристика дошкольников

с детским церебральным параличом …………………………… 21

II.3. Особенности зрительного восприятия у дошкольников,

с детским церебральным параличом …………..………..……. 30

Глава III. Коррекционная помощь дошкольникам с детским

церебральным параличом ………………………………………. 39

III.1. Методики изучения зрительного восприятия дошкольников

с детским церебральным параличом ………………..………… 39

III.2. Особенности коррекционной работы по развитию зрительного

восприятия дошкольников с детским церебральным

параличом ………………………………………………………… 45

Заключение ………………………………………………………………….. 50

Библиографический список ……………………………………………….. 52

Вспомогательные указатели ……………………………………………….. 54

Приложения …………………………………………………………………. 56

Развитие внимания слепых и слабовидящих

Содержание

Введение ……………………………………………………………..…….… 3

Глава I. Теоретические вопросы изучения внимания …………………… 5

I.1. Понятие “Внимание” в психологии. Основные

характеристики ………………………………………………….. 5

I.2. Закономерности развития внимания у детей

дошкольного возраста ………………………………………..…. 9

Глава II. Особенности внимания детей с тяжелыми

нарушениями зрения ……………………………………………. 15

II.1. Психолого — педагогическая характеристика детей с тяжелыми

нарушениями зрения ………..………………………………..….. 15

II.2. Проявление видов и свойств внимания у школьников

с нарушением зрения в процессе обучения…………………….. 21

Глава III. Коррекционная помощь детям с тяжелыми

нарушениями зрения …………………………………………… 39

III.1. Методики изучения внимания у детей с тяжелыми

нарушениями зрения ……………………..……………….. 39

III.2. Формирование видов и свойств внимания на уроках в школе

слепых и слабовидящих ………..……..………………………… 45

Заключение ………………………………………………………………….. 50

Библиографический список ………………………………………………… 52

Вспомогательные указатели ……………………………………………….. 55

Приложения ………………………………………………………………… 58

Психологическая готовность к школьному обучению детей

с задержкой психического развития

Содержание

Введение ……………………………………………………………..…….… 3

Глава I. Теоретические вопросы психологической готовности

к школьному обучению ………..………………………………… 5

I.1. Особенности психофизического развития детей

старшего дошкольного возраста …..……………..…………..…. 5

I.2. Содержание понятия “психологическая готовность

к школьному обучению …………………………….…..………… 10

Глава II. Особенности развития детей с задержкой психического

развития ………………………………………………………… 15

II.1. Клиническая характеристика дошкольников с задержкой

психического развития ……………………………………….… 15

II.2. Психолого — педагогическая характеристика детей с задержкой

психического развития ………………………………..……..… 25

II.3. Психологическая готовность к школьному обучению детей с

задержкой психического развития …………………….…..… 35

Глава III. Изучение психологической готовности к школьному обучению

детей с задержкой психического развития ………………. ….. 39

III.1. Методики изучения уровня психологической готовности к

школьному обучению ………………………..………………… 39

III.2. Направления коррекционной работы по подготовке старших

дошкольников с задержкой психического развития к обучению

в школе …………………………..……………………………… 45

Заключение ………………………………………………………………….. 50

Библиографический список ………………………………………………… 52

Вспомогательные указатели …….………………………………………… 54

Приложения ………………………………………………………………. 56

Примеры составления плана курсовой работы выполняемой

на 4 курсе

Формирование коммуникативной сферы дошкольников

с нарушением опорно — двигательного аппарата

Содержание

Введение ……………………………………………………………..…….… 3

Глава I. Теоретические вопросы изучения коммуникативной сферы …. 5

I.1. Коммуникативная сфера как фактор

психологического развития ……………………………………. 5

I.2. Закономерности развития коммуникативной сферы у детей

дошкольного возраста …………..……………………………….. 9

Глава II. Особенности развития дошкольников с

детским церебральным параличом ………………………..…… 15

II.1. Клиническая картина детского церебрального паралича ……. 15

II.2. Психолого — педагогическая характеристика дошкольников,

с детским церебральным параличом ……………..……….….. 21

II.3. Особенности коммуникативной сферы дошкольников,

с детским церебральным параличом ……….………..………. 30

Глава III. Коррекционная помощь дошкольникам с

детским церебральным параличом …………………………….. 39

III.1. Методики изучения коммуникативной сферы дошкольников

с детским церебральным параличом ………………………….. 39

III.2. Состояние коммуникативной сферы дошкольников

с детским церебральным параличом ………………..….…… 45

III.3. Содержание коррекционной работы по формированию

коммуникативной сферы дошкольников

с детским церебральным параличом …………….……….…. 55

Заключение ………………………………………………………………… 65

Библиографический список ..……………………………………………… 67

Вспомогательные указатели ………………………………………………. 70

Приложения ………………………………………………………………. 72

Роль игры в развитии внимания дошкольников

с нарушением зрения

Содержание

Введение ……………………………………………………………..…….… 3

Глава I. Теоретические вопросы изучения внимания детей

дошкольного возраста …………………………………………. 5

I.1. Понятие “Внимание” в психологии.

Основные характеристики ……………………………………… 5

I.2. Закономерности развития внимания

у детей дошкольного возраста …………………….…………… 9

Глава II. Теоретические вопросы изучения игровой деятельности

детей дошкольного возраста ………….……………………….. 15

II.1. Игра – ведущий вид деятельности детей

дошкольного возраста …………………….…………………… 15

II.2. Игра в системе коррекционно – реабилитационной работы

с дошкольниками ………………………………………………. 20

Глава III. Категория детей с нарушением зрения …………………..…… 25

III.1. Психолого — педагогическая характеристика детей с

нарушениями зрения …………………………………………… 25

III.2. Проявление видов и свойств внимания у дошкольников

с нарушением зрения …………………………………………… 31

III.3. Особенности игровой деятельности дошкольников …………. 40

Глава IV. Коррекционная помощь дошкольникам

с нарушением зрения …………………………………………. 45

IV.1. Методики изучения внимания дошкольников,

с нарушением зрения ………………………………………….. 45

IV.2. Состояние внимания дошкольников,

с нарушением зрения ……………….……………………….. 51

IV.3. Коррекционная направленность игры в процессе развития

внимания дошкольников, с нарушением зрения …………….. 55

Заключение ………………………………………………………………… 65

Библиографический список ………………………………………………. 67

Вспомогательные указатели ……………………………………………….. 70

Приложения ………………………………………………………………… 72

Приложение 5

Примеры оформления источников

Монография

  1. Выготский Л. С. Психология. — М.: Изд – во ЭКСМО – Пресс, 2000. — 1008 с.
  2. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб.: СОЮЗ, 1998.- 336 с.

Статья из журнала

  1. Конвенция о правах ребенка: Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН // Вестник образования. — 1991. — № 10. — С. 4 — 10.
  2. Ульенкова У.В., Метиева Л. А. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов // Дефектология. — 2003. — № 2. — С.18 — 25.

Статья в сборнике

  1. Дружинина Л. А. Понятие индивидуального и дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста // Вестн. ин-та развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. – 2003. — №19. – Сер. — Проблемы развития личности дошкольника в образовательном процессе / Гл. редактор А. Ф. Аменд. — Изд – во Челяб. гос. пед. ун – та, 2003. – С. 140 – 147.

Тезисы

  1. Бурова Н.И. Активные формы обучения в подготовке будущих учителей – дефектологов // Методика вузовского образования: Тез. докл. на VI межвуз. науч. – практ. конф.. – Челябинск, 2003. – С. 29 – 30.

Материалы конференции

  1. Васильева В. С. К вопросу о подготовке специалистов для работы с детьми с отклонениями в развитии // Диагностике, коррекция, оздоровление в системе специального образования: Сб. науч. материалов Всерос. науч. конф., 29 – 31 октября 2002 г. – Красноярск: РИО КГПУ, 2002. – С. 65 – 66.

Приложение 6

Тематика курсовых работ (3 курс)

  1. Зрительное восприятие лиц с нарушением зрения.
  2. Роль осязательного восприятия при обучении слепых и слабовидящих.
  3. Особенности психических процессов у детей с нарушением зрения.
  4. Особенности нарушений речи у дошкольников с детским церебральным параличом.
  5. Состояние познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями.
  6. Состояние связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
  7. Состояние артикуляционного праксиса у учащихся с нарушениями интеллектуального развития.
  8. Особенности письменной речь у учащихся с нарушениями интеллектуального развития.
  9. Состояние фонематической системы у учащихся с нарушением интеллекта.
  10. Характеристика грамматического строя речи у учащихся с нарушением интеллекта.
  11. Характеристика словарного запаса у учащихся с нарушением интеллекта.
  12. Характеристика классного коллектива учащихся с нарушениями интеллектуального развития в условиях специальной (коррекционной) школы.
  13. Проявление депривации у дошкольников с церебральным параличом.
  14. Психология семейного воспитания дошкольников с проблемами в развитии.
  15. Особенности коммуникативной деятельности детей с отклонениями в развитии.
  16. Особенности речевого развития дошкольников с детским церебральным параличом.
  17. Характеристика психического развития детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
  18. Психология деятельности коррекционного педагога.
  19. Особенности предметных представлений у детей с нарушениями в развитии.
  20. Особенности речевого развития детей с отклонениями в развитии.
  21. Роль семейного воспитания в психическом развитии ребенка.
  22. Готовность к обучению в школе слабослышащих дошкольников.
  23. Особенности логического мышления слабослышащих детей с задержкой психического развития.
  24. Особенности речевого развития глухих дошкольников.
  25. Роль дактильной и жестовой речи в развитии глухого дошкольника.
  26. Роль речи в развитии мышления глухого ребенка.
  27. Литература и киноискусство о людях с отклонениями в развитии.

Приложение 7

Тематика курсовых работ (4 курс)

  1. Содержание логопедической работы по преодолению нарушений речи у дошкольников с детским церебральным параличом.
  2. Роль трудового обучения в развитии познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями.
  3. Преодоление нарушений связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
  4. Влияние нарушений артикуляционного праксиса учащихся с нарушениями интеллектуального развития на состояние их письменной речи.
  5. Направления коррекционной работы по предупреждению акустико – артикуляционной дисграфии у учащихся с нарушением интеллекта.
  6. Формирование мотивационной сферы у детей с отклонениями в развитии.
  7. Преодоление нарушений личности у детей с отклонениями в развитии.
  8. Преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с отклонениями в развитии.
  9. Преодоление детских страхов у детей с отклонениями в развитии.
  10. Преодоление агрессивности у детей с отклонениями в развитии.
  11. Психологические проблемы сенсорного воспитания детей с отклонениями в развитии.
  12. Зрительное восприятие дошкольников с нарушением зрения.
  13. Содержание коррекционной работы по развитию ориентировки в пространстве слепых дошкольников и младших школьников.
  14. Развитие социально-бытовой ориентировки у дошкольников с нарушением зрения.
  15. Формирование представлений о форме у детей с нарушением зрения.
  16. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения.
  17. Взаимосвязь в работе медицинских и педагогических специалистов в условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида.
  18. Дидактическая игра как средство развития зрительного восприятия.
  19. Подготовка слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе.
  20. Развитие логического мышления слабослышащих детей с задержкой психического развития.
  21. Деятельность воспитателя по развитию речи глухих детей во внеурочное время.
  22. Формирование математических способностей у дошкольников с нарушением слуха.

Приложение 8

Взаимосвязь тематики курсовых и квалификационной работы

Первая курсовая работа

Вторая курсовая работа

Квалификационная

работа

Игровая деятельность

дошкольников с

нарушением зрения

Развитие зрительного восприятия у дошкольников

с нарушением зрения

Дидактическая игра как

средство развития

зрительного восприятия

у дошкольников

нарушением зрения

Состояние внимания

слепых и слабовидящих

Роль игры в развитии внимания дошкольников

с нарушением зрения

Организация и

содержание коррекционной работы по развитию внимания слепых и слабовидящих дошкольников

Межличностные отношения при тяжелых нарушениях зрения

Психокоррекционная

работа в системе

оказания коррекционной

помощи детям

с отклонениями в развитии

Содержание

психокорреционной

работы по формированию

межличностных отношений у детей с тяжелыми нарушениями зрения

Особенности

коммуникативной сферы

детей с нарушениями

опорно — двигательного аппарата

Формирование

коммуникативной сферы

детей с нарушением опорно- двигательного аппарата

Театральная деятельность как средство развития

коммуникации детей

с нарушением опорно- двигательного аппарата

Особенности сюжетно – ролевой игры дошкольников с тяжелыми нарушениями слуха

Социально-бытовая ориентировка детей

с тяжелыми нарушениями

слуха

Сюжетно — ролевая игра

как средство развития

социально — бытовой

ориентировки детей с

тяжелыми нарушениями

слуха

Роль семьи в воспитании ребенка с отклонениями в развитии

Коррекционная работа

с детьми раннего возраста

по предупреждению речевых нарушений

Содержание работы с семьей по предупреждению нарушений речи у детей раннего возраста

Особенности личностного

и социального развития детей с задержкой психического развития

Компенсация нарушений

в развитии школьников с ЗПР через систему внеклассной

и профориентационной работы

Организация и содержание психокоррекционной работы по профессиональному самоопределению школьников с ЗПР.

Содержание

21

Общие положения о выполнении курсовой работы …………………..…. 3

Порядок подготовки и выполнения курсовой работы …………….………. 4

Структура и содержание курсовой работы ……………………………..…. 5

Варианты содержания курсовой работы …………………………………. 14

Требования к оформлению текстовой части курсовой работы ….………. 17

Порядок защиты курсовой работы ……………………………………….. 18

Библиографический список ………………………………………………. 20

Приложения …………………………………………….…………………..

Учебно – методическое издание

Методические рекомендации

по подготовке и защите

курсовой работы

Для студентов факультета

коррекционной педагогики

Авт. – сост. Лилия Александровна Дружинина

Виктория Сергеевна Васильева

Редактор Т. И. Шуканова

Компьютерная верстка Сорокиной М. Е.

Издательство ЧГПУ

454080 г. Челябинск, пр. Леннна, 69

Объем 1,7 уч-изд. л. Сдано в набор 20.12.03.

Тираж 100 экз. Подписано к печати

Формат 60 х 80 1/16 Бумага

Заказ №

Отпечатано с готового оригинал – макета

в типографии ЧГПУ

454080 г. Челябинск, пр. Ленина, 69