Методические рекомендации по подготовке и защите курсовой работы

Челябинск, 2013

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Направление 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Профили:

Логопедия

Дошкольная дефектология

Специальная психология

Челябинск, 2013

Методические рекомендации по подготовке и защите курсовой работы. Для студентов факультета коррекционной педагогики / Сост. Л.А. Дружинина, Н.Г. Сошникова, Е.В. Плотникова, Е.В. Шереметьева, Л.Б.Осипова, Щербак С.Г.– Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. – 44 с.

Методические рекомендации содержат материал, который окажет помощь студентам при написании курсовых работ на втором и третьем курсах по специальным психолого-педагогическим и медицинским дисциплинам.

Авторы составители:

Л.А. Дружинина — кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета

Н.Г. Сошникова — кандидат педагогических наук, доцент кафедры СПП и ПМ

Е.В. Шереметьева — кандидат педагогических наук, доцент кафедры СПП и ПМ

6 стр., 2998 слов

Педагогика в системе наук 2

СОДЕРЖАНИЕ Введение. Возникновение и развитие педагогики 3 Объект, предмет и функции педагогики 7 Система педагогических наук 9 Связь педагогики с другими науками 12 Заключение 16 Список используемой литературы Введение. Возникновение и развитие педагогики Термин «педагогика» происходит от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести. В дословном переводе «педагогика» означает «детовождение». В ...

Л.Б.Осипова — кандидат педагогических наук, доцент кафедры СПП и ПМ

С.Г. Щербак — кандидат педагогических наук, доцент кафедры СПП и ПМ

Е.В. Плотникова — старший преподаватель кафедры СПП и ПМ

Научные рецензенты:

Л.И. Плаксина — доктор психологических наук, профессор МПГУ

Общие положения

Согласно учебному плану студенты факультетов коррекционной педагогики по кафедре специальной педагогики, психологии и предметных методик выполняют две курсовые работы – одну на втором курсе, другую — на третьем.

Курсовая работа – это одна из форм учебно-исследовательской работы, ее выполнение является обязательным для всех студентов.

Курсовая работа является результатом самостоятельной и творческой работы студентов в вузе, направленной на углубление и обобщение теоретических знаний и практических умений по дисциплинам профессиональной и предметной подготовки учителей-дефектологов (дошкольных дефектологов, учителей-логопедов, специальных психологов).

Курсовая работа способствует овладению методами научных исследований, формированию умения подбирать и адаптировать методики исследования особенностей развития детей с особыми образовательными потребностями, в ходе реализации цели и решения задач научного исследования.

В ходе выполнения курсовых работ у студентов формируются навыки самостоятельного творческого решения обозначенных профессиональных задач.

В зависимости от года обучения выделяются особенности содержания и выполнения курсовых работ, которые проявляются в постепенном усложнении предмета и методов исследования

Тематику курсовых работ разрабатывает и утверждает кафедра.

Студент выбирает тему курсовой работы из предложенного списка, руководствуясь своими научными интересами и склонностями, или предлагает свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования.

Тема курсовой работы утверждается на заседании кафедры.

Изменение темы курсовой работы допускается по обоснованному ходатайству самого студента или по инициативе научного руководителя.

8 стр., 3698 слов

Исходя из цели курсового исследования, были сформулированы следующие задачи:

... УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТУЙМАЗИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» КАФЕДРА КУРСОВАЯ РАБОТА НАУЧНЫЙ ... с ДЦП. Исходя из цели курсового исследования, были сформулированы следующие задачи: ... родители этих детей часто требуют выполнения ими своих домашних обязанностей, однако ... использование средств и методов психолого-педагогической коррекции будет способствовать ...

Целью первой курсовой работы (второй курс)является обучение студентов работе с литературой, в том числе поиска и отбора информации, критического анализа и синтеза ее содержания.

Задачи выполнения первой курсовой работы:

  • анализ общей и специальной психолого-педагогической и медицинской литературы по теме исследования;
  • систематизация, закрепление, углубление и расширение приобретенных студентом научных и методических знаний по дисциплинам профессиональной и предметной подготовки;
  • сравнительный анализ изученных данных;
  • анализ и выбор методик для проведения психолого-педагогического исследования;
  • подготовка аргументированных выводов и предложений.

В результате написания работы у бакалавра должны быть сформированы следующие компетенции

Готовностью к сбору, анализу, и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9)

Цель второй курсовой работы (третий курс)обучить бакалавров проведить научно-практического психолого-педагогического исследования.

Задачи выполнения второй курсовой работы:

  • анализ общей и специальной психолого-педагогической и медицинской литературы по теме исследования;
  • подбор и адаптация методик для проведения психолого-педагогического исследования;
  • самостоятельное проведение исследования;
  • обработка полученной информации и ее сопоставление с теоретическими положениями;
  • подготовка аргументированных выводов по перспективному плану оказания коррекционной помощи при наличии выявленных нарушений.

В результате написания работы у бакалавра должны быть сформированы следующие компетенции

Способностью организовать и осуществлять психолого-педагогическое образование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5)

Готовностью к сбору, анализу, и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9)

5 стр., 2171 слов

II. Подготовка исторической справки по теме дипломного (курсового) исследования.

Варианты контрольных работ студентов заочного отделения (Выполняется один из предложенных 2-х вариантов контрольных работ)   I. Контрольная работа на одну из ниже перечисленных тем:   1. Естественно-научные представления об организме, его функциях в медицине Древнего Востока и их значение для понимания психики. 2. Психологические учения основных школ Древней Индии и Китая 3. Общая ...

Способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществлении коррекционной работы с лицами с ОВЗ (ПК-12)

Порядок подготовки и выполнения курсовой работы

Научным руководителем и студентом совместно составляется план-график по выполнению курсовой работы.

Содержание заданий по выполнению курсовой работы включает перечень основных вопросов, подлежащих исследованию или разработке, срок сдачи выполненной курсовой работы на кафедру (Приложение 1).

План-график выполнения курсовой работы содержит сведения об этапах работы, результатах, сроках выполнения задания отметки научного руководителя о выполнении объемов работы (Приложение 2).

Студент самостоятельно выполняет курсовую работу по утвержденной на кафедре теме.

Научный руководитель проводит систематические консультации согласно графику, утвержденного на заседании кафедры с целью оказания как организационной, так и научно-методической помощи студенту. Осуществляет контроль за выполнением работы в соответствии с планом-графиком, проверку содержания и оформления завершенной работы. Он же рекомендует курсовую работу к защите.

Критерии оценки курсовой работы являются:

  • актуальность и степень разработанности темы;
  • творческий подход и самостоятельность в анализе, обобщениях и выводах;
  • полнота охвата первоисточников и исследовательской литературы;
  • уровень овладения методикой исследования;
  • научная обоснованность и аргументированность обобщений, выводов и рекомендаций;
  • научный стиль изложения;
  • соблюдение требований к оформлению курсовой работы и сроков ее исполнения.

Курсовая работа может быть оценена на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Научный руководитель на титульном листе делает отметку о допуске к защите курсовой работы. После защиты оценка проставляется на титульном листе с подписью научного руководителя.

19 стр., 9149 слов

Синдром эмоционального выгорания у педагогов (стаж работы более 10 лет) дошкольного образовательного учреждения

Негосударственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Сибирский институт бизнеса, управления и психологии Кафедра психологии Курсовая работа Синдром эмоционального выгорания у педагогов (стаж работы более 10 лет) дошкольного образовательного учреждения Выполнила: Якушева Ю.А., студентка гр. 251-ун Зачетная книжка № 11-5023 Проверил: Машанов А.А. Красноярск 2014 г. ...

Несвоевременное выполнение курсовой работы считается академической задолженностью и ликвидируется в установленном порядке.

Студенты, не получившие положительной оценки по курсовой работе, к сессии не допускаются.

Структура и содержание курсовой работы

Структурными компонентами курсовой работы являются титульный лист, задание и отметка о выполнении задания курсовой работы, оглавление (содержание), введение, основная часть курсовой работы, заключение, список литературы, вспомогательные указатели, приложения.

Титульный лист

Оформляется в соответствии с едиными требованиями, принятыми в ЧГПУ.

Титульный лист должен нести следующую информацию:

  • наименование: Министерство образования и науки РФ, ФГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик;
  • обозначение характера работы (курсовая);
  • наименование темы курсовой работы;
  • фамилию, имя, отчество студента;
  • название факультета и номер учебной группы;
  • фамилию, имя, отчество, ученую степень, ученое звание научного руководителя;
  • дату сдачи и защиты, оценку с подписью научного руководителя;
  • название города, в котором находится учебное заведение;
  • год написания работы (Приложение 3).

Отметка о выполнении задания курсовой работы

Оформляется в соответствии с обозначенными требованиями.

Оглавление

Оглавление должно отражать перечень структурных элементов курсовой работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в тексте, в том числе: введение, главы, параграфы; выводы по главам; заключение; библиографический список; вспомогательные указатели; приложения.

Образец оглавления приведен в Приложении 4.

11 стр., 5199 слов

Методики по исследованию детей старшего дошкольного возраста

    Содержание: 1. Введение……………………………………………………………………2 2. Методика №1 «Эталоны» …………………………………………………4 3. Методика №2 «Лабиринт»…………………………………………………4 4.  Методика №3 «Десять слов»………………………………………………5 5.   Методика №4 «Разложи картинки»………………………………………5 6.  Методика №6 «Четвертый лишний»………………………………………5 7.    Методика №7 «Задачи Пиаже»……………………………………………6     ...

Введение

Во введении следует обосновать выбор темы, ее актуальность и социальную значимость, степень разработанности в отечественной и мировой теории и практике. Выделяется объект и предмет исследования. Обозначается цель исследования и задачи работы, способствующие реализации поставленной цели. Для студентов 2 курса: перечисляются методы сбора и обработки информации, на 3 курсе дополнительно указывается база проведения практического исследования.

Объект исследования– это часть объективной реальности, которую необходимо исследовать.

Объектом педагогического исследованиявыступают педагогические явления и процессы (процесс образования, процесс воспитания, процесс формирования отдельных качеств, сторон личности педагога и воспитанников, учебно-воспитательный процесс, учебно-организационный и управленческий процессы).

Объектом психологического исследованиявыступает ребенок.

Предмет исследования– это избранные для анализа некоторые свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Предмет исследования всегда находится в рамках исследуемого объекта и является его конкретной частью. Предмет уже объекта за счет более детального рассмотрения, изучения чего-либо.

Предметом исследования может выступать: содержание образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья; диагностика психических процессов и познавательной деятельности детей, учебно-воспитательного процесса, качеств и свойств личности педагога и воспитанников, взаимоотношения педагога и воспитанников, коммуникативная деятельность детей, условия совершенствования педагогических процессов, формы, средства, методы организации процесса специального (коррекционного) обучения и воспитания, развития личности и т.д.

Примеры взаимосвязи темы, объекта и предмета исследования (2 курс)

Тема исследования: Особенности речевого развития слабослышащих детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс речевого развития слабослышащих детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: основные особенности речевого развития слабослышащих детей дошкольного возраста.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

Тема исследования: Особенности зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения.

Объект исследования: процесс зрительного восприятия

Предмет исследования: Особенности зрительного восприятия цвета и величины предметов старшими дошкольниками с нарушениями зрения.

Тема исследования: Своеобразие сюжетно-ролевой игры младших дошкольников с нарушениями интеллекта.

Объект исследования: игровая деятельность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности сюжетно-ролевой игры младших дошкольников с нарушениями интеллекта.

Тема исследования: Моторная сфера детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Объект исследования:процесс становления моторной сферы у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности моторной сферы детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

На основании темы, объекта и предмета намечается цель исследования. Цель любого исследования – это решение определенной проблемы и конечный результат, который желает получить исследователь.

Тема исследования: Особенности речевого развития слабослышащих детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс речевого развития слабослышащих детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: основные особенности речевого развития слабослышащих детей дошкольного возраста.

Цель исследования:Теоретически изучить и провести анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и медицинскую литературу по проблеме исследования.
  2.  Теоретически изучить особенности речевого развития слабослышащих детей дошкольного возраста.
  3. Проанализировать имеющиеся методики по изучению особенностей речевого развития слабослышащих детей дошкольного возраста.

Тема исследования: Особенности зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения.

Объект исследования: процесс зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Предмет исследования: Особенности зрительного восприятия цвета и величины предметов старшими дошкольниками с нарушениями зрения.

Цель исследования: Теоретически изучить и провести анализ особенностей зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и медицинскую литературу по проблеме исследования.
  2.  Теоретически изучить особенности зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения.
  3. Проанализировать имеющиеся методики по изучению особенностей зрительного восприятия старших дошкольников с нарушениями зрения.

Тема исследования: Моторная сфера детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Объект исследования:процесс становления моторной сферы у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности моторной сферы детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Цель исследования: теоретически изучить и определить особенности моторной сферы детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать научно-теоретическую и методическую литературу по теме исследования.
  2. Рассмотреть особенности моторной сферы детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
  3. Определить методику изучения моторной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Для достижения поставленной цели необходимо решение определенных задач, которые в специальной педагогике и психологии могут быть представлены следующим образом.

  • Провести сравнительный анализ состояния проблемы в общей и специальной психолого-педагогической и медицинской литературе.
  • Подобрать и адаптировать методики изучения детей с особыми образовательными потребностями.
  • Описать результаты исследования.
  • Разработать рациональные методы, приемы, формы организации обучения и воспитания.
  • Адаптировать имеющиеся в общей педагогике методы, приемы и формы взаимодействия педагогов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Тема исследования: Развитие речевой моторики ребенка раннего возраста: норма и патология.

Цель исследования:теоретически изучить и проанализировать особенности развития речевой моторики ребенка раннего возраста в норме и патологии.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и медицинскую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить особенности развития речевой моторики ребенка раннего возраста в норме и патологии.

3. Определить существующие направления в исследовании речевой моторики ребенка раннего возраста.

Примеры взаимосвязи темы, объекта и предмета, цели и задач исследования (3 курс)

Тема исследования:«Особенности письма младших школьников с минимальными дизартрическими расстройствами».

Объект исследования:процесс становления письма у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: особенности письма младших школьников с минимальными дизартрическими расстройствами.

Цель исследования: теоретически изучить и практически выявить особенности письма младших школьников с МДР.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
  2. Определить параметры изучения письма у младших школьников.
  3. Выявить особенности письма младших школьников с минимальными дизартрическими расстройствами.

Тема исследования: «Особенности мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом»

Цель исследования: изучить особенности мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.

Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.

Предмет исследования: особенности мелкой моторики дошкольников с детским церебральным параличом.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
  2. Дать сравнительный анализ процесса развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в норме и у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
  3. Выявить состояние мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
  4. Определить основные направления коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.

Методы исследования и их выбор

Студент самостоятельно выбирает методы исследования в зависимости от выбранной темы, цели и задач.

Наиболее распространенными методами, отвечающими назначению, целям и характеру исследования являются: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод сходства и различия, анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, методы изучения теоретических источников, методы анализа реального педагогического процесса; методы изучения состояния проблемы; экспериментального поиска новых решений проблемы, обработки данных эксперимента; построения новых теоретических концепций на основе полученных экспериментальных данных, уточнения основных теоретических понятий, изложения и интерпретации научных результатов; методы качественного анализа и методы количественной обработки результатов исследования (статистические или нестатистические).

База проведения констатирующего эксперимента

Для студентов, выполняющих курсовую работу на 3 курсе указывается полное название учреждения, на базе которого проводится экспериментальное исследование, количество испытуемых и их возраст.

Например: Исследование проводилось на базе МДОУ д/с № 138 (компенсирующего вида) для детей с нарушением зрения. В эксперименте приняли участие 5 детей с нарушениями зрения.

Основная часть курсовой работы

Основную часть следует делить на главы, параграфы, которые являются законченными по смыслу элементами работы. В структуре основной части должно быть выделено не менее двух – трех глав, а в их составе не менее двух параграфов.

В первой курсовой работе (2 курс) подразумевается написание теоретической части.

Во второй курсовой работе (3 курс) предполагается написание теоретической и практической части.

Обязательным структурным элементом теоретической части курсовой работы является анализ литературы, содержащий обобщенные и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета исследования.

Студент проводит сравнительный анализ общей и специальной психолого-педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования, анализирует различные точки зрения ученых-исследователей по изучаемому вопросу.

Практическая часть включает описание экспериментального исследования: подбор методик, их модификация с учетом особенностей психофизического развития исследуемой группы детей, описание результатов исследования, и выделение общих рекомендаций по осуществлению коррекционной работы.

Заключение

В заключении раскрывается значимость вопросов, рассматриваемых в исследовании, для научной теории и практики: кратко приводятся главные выводы по итогам проведенной работы, даются рекомендации и предложения по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию исследуемой темы. В заключении не рекомендуется повторение выводов, сделанных по главам.

Список литературы должен составлять не менее 30–40 источников, соответствующих теме курсовой работы, на которые имеются ссылки в исследовании.

В перечень используемых литературных источников могут входить разнообразные виды изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные научные, производственно-практические: научно-популярная литература, научные статьи, монографии отечественных и зарубежных исследователей, программы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, учебники и т.п.

Список цитируемой литературы оформляется в соответствии с требованиями «Единой государственной системы документации» и представляет собой перечень книг и статей, которые располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов и названиям коллективных трудов.

Примеры оформления источников представлены в Приложении 5.

Вспомогательные указатели

Состав вспомогательных указателей курсовой работы определяется студентом исходя из особенностей ее содержания.

В состав вспомогательных указателей курсовой работы могут входить:

  • Список условных обозначений, который оформляется в виде перечня использованных в тексте курсовой работы с соответствующей их расшифровкой (ЗПР – задержка психического развития);
  • Указатель авторов, который оформляется в виде алфавитного перечня фамилий, имен и отчеств авторов изданий, использованных при подготовке текста курсовой работы (Выготский Лев Семенович – основоположник специальной психологии и коррекционной педагогики);
  • Указатель таблиц, где представлен перечень названий таблиц в соответствии с их месторасположением в тексте курсовой работы.

(Таблица 1. Уровень развития зрительного восприятия детей 4 лет.

Таблица 2. Уровень развития ориентировки в пространстве детей 4 лет.)

Варианты представления содержания текстовой части курсовой работы

Содержание текстовой части курсовой работы может быть представлено в виде собственно текста, таблиц, иллюстраций и других составляющих.

В тексте курсовых работ могут использоваться следующие виды ссылок: ссылки на структурные элементы курсовой работы, таблицы, иллюстрации, перечисления, приложения, ссылки на документы.

Ссылки на структурные элементы и фрагменты текста оформляются по следующим правилам:

— при ссылках в тексте на структурные элементы курсовой работы (проекта) или другие формы представления материала необходимо указывать их названия и порядковые номера. Например: «… в разделе 1 были рассмотрены …», «… согласно 1.1. …», « в соответствии с таблицей 1 …» (таблица 1), «… на рисунке 1 …», (рисунок 1), « … в приложении 1 …», (приложение 1) и т.п.;

— если в тексте приводится только одна иллюстрация, одна таблица, одно приложение, то в ссылке следует указывать: « … на рисунке … «, «… в таблице …», «… по формуле …», «в приложении …»

Допускаются следующие формы ссылок: на документ в целом, на определенный фрагмент документа, на группу документов (библиографические ссылки).

Ссылки на документ в целом приводятся в виде порядкового номера этого документа в списке литературы, который указывается в скобках, без точки, например: “Выготский Л.С. в «Основах дефектологии» рассматривает закономерности психического развития ребенка как … [5]”.

Ссылки на определенный фрагмент документа отличаются от предыдущих обязательным указанием страниц рассматриваемого или цитируемого документа. Ссылки фрагмент документа следует приводить в скобках в виде порядкового номера документа по списку литературы, с отделенным от него запятой порядковым номером страницы, содержащей данный фрагмент. Например: [1, 3]. Если фрагмент в источнике размещается на нескольких страницах, их номера записываются через тире. Например [33, 201–202].

Ссылки на мнение, разделяемое рядом авторов, либо аргументированное в нескольких работах одного и того же автора, оформляются путем указания в скобках всех порядковых номеров документов в списке литературы, которые разделяются точкой с запятой. Например: «Результаты исследований [7; 12–15; 31] доказали, что…»

В состав текста курсовой работы также могут входить сокращения, условные обозначения, примечания и другие составляющие.

Таблицы представляют собой форму организации материала, позволяющую систематизировать и сократить текст, обеспечить обозримость и наглядность информации. Выделяются правила обозначения таблиц:

  • каждая таблица должна иметь название, точно и кратко отражающее ее содержание (название таблицы помещают над ней);
  • таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста;
  • слово «Таблица» и порядковый номер таблицы помещают над ней в правом верхнем углу над названием таблицы;
  • если в тексте имеется только одна таблица, то ее не нумеруют, слово «Таблица» не пишется.

Таблицы в зависимости от их размера располагаются после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении. На все таблицы в тексте курсовой работы должны быть ссылки.

Иллюстрации. К иллюстрациям относятся: фотоснимки, репродукции рисунки, эскизы, чертежи, планы, карты, схемы, графики, диаграммы и др. Использование иллюстраций целесообразно только тогда, когда они заменяют, дополняют, раскрывают или поясняют словесную информацию, которая содержится в курсовой работе. Выделяются правила оформления иллюстраций:

  • иллюстрации обозначают словом «Рис.» и нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста;
  • если в тексте только одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут;
  • слово «Рис.», порядковый номер иллюстрации, ее название помещают под иллюстрацией (при необходимости перед этими сведениями помещают поясняющие данные);
  • иллюстрации располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице;
  • на все иллюстрации в тексте должны быть ссылки.

Цитирование. Оформление сносок.

Если в работе используются прямые цитаты из текста первоисточника, то в их оформлении возможны два варианта.

Первый – оформление цитаты в виде прямой речи. И соответственно, соблюдаются знаки препинания, используемые при оформлении прямой речи.

Пример: Характеризуя детей с нарушением интеллекта, Е.А. Стребелева писала: «Для детей с нарушением интеллекта дошкольный возраст оказывается лишь началом развития перцептивного действия».

Здесь слова автора представляют непосредственный текст работы, а собственно прямая речь является цитатой из источника.

Второй – наиболее распространенный способ цитирования – оформление цитаты как части авторского текста. Дословно цитируемая фраза заключается в кавычки, но пишется с маленькой буквы, так как входит в состав авторского предложения (в качестве придаточного предложения).

Пример: Характеризуя детей с нарушением интеллекта, Е. А. Стребелева писала, что «для детей с нарушением интеллекта дошкольный возраст оказывается лишь началом развития перцептивного действия».

Важным моментом в оформлении работы является сноска. Наиболее удобный, экономичный и правильный способ оформления сноски: после цитирования первоисточника или упоминания фамилии автора в квадратных скобках указывается порядковый номер источника в списке литературы и номер страницы в данном источнике (книге, статье).

Пример: Особенности развития дошкольников с нарушением интеллекта глубоко исследовались Е.А. Стребелевой [3].

Цифра «3» означает, что в списке литературы под этой цифрой находится источник, на который осуществляется ссылка. Если цитата приводится полностью, то ссылка дополняется указанием страницы – [3, 265]. Это означает, что в источнике, пронумерованном цифрой «3», на странице 265 находятся слова, приводимые в качестве цитаты.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТОВОЙ ЧАСТИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

При оформлении текста курсовой работы рекомендуется выполнять следующие требования.

Текст курсовой работы должен быть набран на компьютере. Формат страницы: А4, поля по 20 мм сверху и снизу, 30 мм слева, 15 мм справа. Шрифт “ТimesNewRoman”, размер № 14, отступ для красной строки 1,25 мм, выравнивание по ширине, полуторный междустрочный интервал.

Страницы текста нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту, посредине верхнего листа, начиная с 3 страницы – «Введение». Титульный лист и лист с «Оглавление» считаются, но не включается в общую нумерацию страниц текста. Иллюстрации и таблицы учитываются как страница текста. Объем курсовой работы должен составлять 30 – 40 страниц.

Главы, параграфы, пункты, подпункты текста нумеруются арабскими цифрами с точкой, например: 1., 1.1., 1.1.1. и т. д.

Введение, главы основной части, заключение, список литературы, вспомогательные указатели и приложения должны начинаться с новой страницы и иметь заголовок, напечатанный прописными буквами. Параграфы, пункты и подпункты располагаются по порядку друг за другом.

Заголовки структурных элементов текста следует располагать в середине строки без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между заголовками и текстом должно быть 2 интервала.

Подготовленный в соответствии с вышеуказанными требованиями текст курсовой работы оформляется в специальную папку или переплетается. Кроме этого, необходимо приложить дискету с научно-методическими материалами по теме исследования, которые заранее согласовываются с научным руководителем.

Порядок защиты курсовой работы

Курсовая работа должна быть представлена студентом на кафедру за две недели до защиты.

Принятие решения о допуске студента к защите курсовой работы осуществляется научным руководителем. Допуск студента к защите курсовой работы подтверждается подписью научного руководителя с указанием даты допуска.

Курсовая работа может быть не допущена к защите при невыполнении существенных разделов “Задания” без замены их равноценными, а также при грубых нарушениях правил оформления работы.

Защита курсовой работы носит публичный характер и включает доклад студента, а также его обсуждение.

Формами защиты курсовой работы могут быть выступления студентов на конференциях, методических объединениях в учреждениях образования, на заседаниях кафедр, на курсах и семинарах, а также публикации в сборниках и периодической печати, выступления в базовых учебных заведениях, в рамках работы студенческих научных кружков и ассамблеи студенческой науки.

На защите студент делает краткое сообщение (5-7мин.), в котором излагает мотивы выбора темы курсовой работы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи, основные результаты исследования, характеризует итоги проведенной работы, намечает перспективы работы над данной темой и пути внедрения результатов в практическую деятельность.

В процессе защиты курсовой работы рекомендуется использовать современные средства ТСО и компьютерные технологии.

Защищенная и зачтенная курсовая работа может стать основой для будущей квалификационной работы. Лучшие курсовые работы могут быть оставлены в методическом кабинете в качестве образцов или методических пособий для студентов.

Порядок обсуждения курсовой работы предусматривает ответы студента на вопросы членов комиссии и других лиц, присутствующих на защите; выступление научного руководителя, дискуссию по защищаемой курсовой работе.

Решение об оценке курсовой работы принимается членами комиссии по результатам анализа предъявленной курсовой работы, доклада студента и его ответов на вопросы.

Список литературы

  1. Курсовая работа по психолого-педагогическим дисциплинам : метод. рекомендации для студ. пед. вузов / сост. Н. П. Рябинина, Е. В. Фролова, И. В. Забродина. – Челябинск, 2000. – 16 с.
  2. Методические рекомендации по выполнению квалификационных работ по педагогике / сост. Н. О. Яковлева, А. Я. Камалетдинова. – Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2002. – 59 с.
  3. Трубникова, Н. М. Практическая логопедия : учеб.-метод. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2002. – 97 с.

Приложения

Приложение 1

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ПРЕДМЕТНЫХ МЕТОДИК

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Студент ________________________________________________________

(Ф.И.О. группа)

________________________________________________________________

Тема работы ____________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

утверждена на заседании кафедры от ________ протокол № ____________

Срок сдачи работы _______________________________________________

Перечень вопросов, подлежащих исследованию и разработке:

1._______________________________________________________________

2._______________________________________________________________

3._______________________________________________________________

4._______________________________________________________________

5._______________________________________________________________

Научный руководитель _________________подпись ______________ дата

Зав кафедрой _________________________ подпись _______________дата

Задание принял к исполнению ___________подпись _______________дата

Приложение 2

Образец формата плана-графика выполнения курсовой работы

План-график выполнения курсовой работы

Студент _________________________________________________________

(Ф.И.О. группа)

________________________________________________________________

Тема работы ____________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

утверждена на заседании кафедры от ________ протокол № ____________

Этапы работы

Сроки

выполнении

Вид

отчетности

Отметка о выполнении

Дата _________________ Подпись студента __________________________

Дата _________________ Подпись научного руководителя _____________

Приложение 3

Образец титульного листа курсовой работы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

Курсовая работа Особенности зрительного восприятия дошкольников с детским церебральным параличом

Выполнила:

студентка 343 группы

Иванова C.О.

Научный руководитель:

канд. пед. наук,

доцент кафедры СПП и ПМ

Петрова Е. Н.

Челябинск, 2013

Приложение 4

Примеры составления плана курсовой работы,

выполняемой на 2 курсе

Фонематическое восприятие детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………..

Глава I.Теоретические аспекты изучения фонематического восприятия в раннем возрасте

  1. Современное понимание фонематического восприятия в теоретических исследованиях
  2. Понятие отклонений в овладении речью детьми раннего возраста
  3. Становление фонематического восприятия в раннем возрасте……

Выводы по первой главе……………………………………………………………

Глава II. Обзор существующих методик изучения состояния фонематического восприятия

2.2 Специфика развития фонематического восприятия у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью

2.3 Обзор существующих методик обследования фонематического восприятия у детей раннего возраста

Выводы по второй главе……………………………………………………………40

Заключение…….……………………………………..………………………………42

Список литературы……… ………..………………………………………………..43

Примеры составления плана курсовой работы,

Выполняемой на 3 курсе

Особенности фонематического восприятия детей третьего года жизни с отклонениями речевого развития

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………… 3

Глава I.Теоретические основы изучения фонематического восприятия детей раннего возраста с отклонениями речевого развития

  1. Понятие фонематического восприятия и его значение в становлении устной речи детей раннего возраста с отклонениями речевого развития
  2. Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста с отклонениями речевого развития
  3. Генез фонематического восприятия в раннем возрасте
  4. Дизонтогенез фонематического восприятия до трёх лет
  5. Обзор существующих методик коррекции фонематического восприятия у детей раннего возраста

Выводы по первой главе…………………………………………………………..…..………..…26

Глава II. Специфика фонематического восприятия детей раннего возраста с отклонениями речевого развития

2.1 Анализ существующих методик диагностики фонематического восприятия в раннем возрасте

2.2 Организация и содержание экспериментального изучения фонематического восприятия детей раннего возраста с отклонениями речевого развития

2.3 Особенности недоразвития фонематическое восприятие детей раннего возраста с отклонениями речевого развития

Выводы по второй главе…………………………………………………………………………….51

Заключение…………………………………………………………………………………………………………….………53

Список литературы………………..………………………………………………………………..55

Приложения…..……………………………………………………………………………………..60

Особенности развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников с нарушениями интеллекта

Содержание

Введение…………………………….…………………………..………………………………..….3

ГЛАВА I.Теоретические вопросы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………6

1.1. Понятие «мышление» в психолого-педагогической литературе……………………………….6

1.2. Развитие мышления в онтогенезе ……………………………10

1.3. Особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста…………13

Выводы по первой главе ……………………………………………………………………………17

ГЛАВА II. Теоретические вопросы развития старших дошкольниковс нарушениями интеллекта ……………………………………………………………………………………………..….18

2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта ……….………………………………………………………18

2.2. Особенности развития мышления у старших дошкольников снарушениями интеллекта

Выводы по второй главе …………………………………………………..…………………………….29

ГЛАВА III. Психолого-педагогическая диагностика наглядно-образного мышления старших дошкольников с нарушениями интеллекта

3.1. Методики изучения наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

3.2.Состояние наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

3.3. Коррекционная работа по развитию наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Заключение ………………………………………………………………………………………..30

Список литературы……………………………………………………………………………………..42

Приложение……………………………………………………………………………………………………………………..47

«Особенности мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом»

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ …………………………………………………………………..6

  1. Понятие «мелкая моторика» в современной литературе….…………….6
  2. Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте……………………12

Выводы по 1 главе……………………………………………………………….20

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ …………………………………………….21

2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с детским церебральным параличом………………………………………………………..21

2.2. Своеобразие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом……….……………………..…………….29

Выводы по 2 главе……………………………………………………………….34

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С Детским церебральным параличом ….35

3.1. Методики изучения мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом………………………………………………….……………………35

3.2. Состояние мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом……………………………………………42

3.3. Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом ……………….48

Выводы по 2 главе …………………………………………………………….51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….……………………………………………………54

Приложения ………………………………………………………………..57

Приложение 5

Примеры оформления источников

Книга, изданная 1 автором

Иванов. И. И. Название книги [Текст] / И. И. Иванов. — М. : Наука, 2004. — 300 с.

Внимание! Пробел до и после знака «двоеточие»

Книга, изданная 2 – 3 авторами

Иванов, И. И. Название книги [Текст] / И. И. Иванов, П. П. Петров, С. С. Сидоров. — М. : Наука, 2004. — 300 с.

Книга, изданная коллективом авторов (авторов 4 и более)

Название книги [Текст] / И. И. Иванов, П. П. Петров, С. С. Сидоров, С.С. Сергеев. — М. : Наука, 2004. — 300 с.

Название книги [Текст] / И. И. Иванов [и др.]. — М. : Наука, 2004. — 300 с.

Книга с указанием сведений об ответственности

Название книги [Текст] / пер. с фр. И. И. Иванова. — М. : Наука, 2004. — 300 с.

Название книги [Текст] / сост. И. И. Иванов; под общ. ред. П. П. Петрова. — М. : Наука, 2004. — 300 с.

Название книги [Текст] / под ред. И. И. Иванова. — М. : Наука, 2004. — 300 с.

Название книги [Текст] / отв. ред. И. И. Иванов. — М. : Наука, 2004. — 300 с.

Книга, изданная 1 издательством

Иванов, И. И. Название книги [Текст] / И. И. Иванов. — М. : Наука, 2004. — 300 с.

Книга, изданная 2 издательствами

Иванов, И. И. Название книги [Текст] / И. И. Иванов. — М. : Наука : Книга, 2004. — 300 с.

Книга, имеющая 2 места издания

Иванов, И. И. Название книги [Текст] / И. И. Иванов. — М. ; Л. : Наука, 1985. — 300 с.

Внимание! Пробел до и после знака «точка с запятой»

Книга, изданная издающей организацией

Иванов, И. И. Название книги [Текст] / И. И. Иванов ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2004. — 300 с.

Книга с указанием жанра издания

Иванов, И. И. Название книги : учеб. пособие [Текст]. — М. : Наука, 2004. — 300 с.

Иванов, И. И. Название книги : монография [Текст]. — М. : Наука, 2004. — 300 с.

Иванов, И. И. Название книги : метод. Рекомендации [Текст]. — М. : Наука, 2004. — 300 с.

Название книги : сб. науч. тр. [Текст] / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2004. — 130 с.

Книга, изданная повторно

Иванов, И. И. Название книги [Текст] / И. И. Иванов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Наука, 2004. — 300 с.

Статья

Бочкарев, В.И. Государственно-общественное управление образованием: каким ему быть? [Текст] / В.И. Бочкарев // Педагогика. – 2001. – № 2. – С. 9–13.

Источник из

интернета

Об организации деятельности региональных организационных групп по реализации национального проекта «Образование». Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01-88 от 03.02.2006 г. [Электронный ресурс] // /guon/inform.htm.

Приложение 6

Тематика курсовых работ (2 курс)

Профиль «Логопедия»

  1. Ритмическая организация речевой продукции детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.
  2. Фонематическое восприятие детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.
  3. Предметная деятельность детей третьего года жизни с отклонениями в овладении речью.
  4. Эмоциональное реагирование детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.
  5. Коммуникативные компетенции детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью
  6. Речевая интонация детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.
  7. Речь взрослого, обращенная к ребенку раннего возраста с отклонениями в овладении речью
  8. Двигательные предпосылки артикуляции детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.
  9. Связная речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР (IIIуровень).
  10. Письменная речь: лингвистический, физиологический и психолого-педагогический аспекты.
  11. Развитие языковой способности у детей с ОНР (3 уровня).
  12. Коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста с полиморфной дислалией.
  13. Состояние фонематического слуха и акустического гнозиса у младших школьников с минимальными дизартрическими расстройствами.
  14. Развитие зрительных представлений у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
  15. Влияние фонематического восприятия на становление письменной речи детей младшего школьного возраста.
  16. Становление письменной речи: норма и патология.

Профиль «Дошкольная дефектология»

  1. Организация коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе.
  2. Организация ранней помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Семейное воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
  4. Своеобразие мыслительных процессов детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Психологическая готовность ребенка с ограниченными возможностями здоровья к школе.
  6. Особенности общения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
  7. Значение сенсорного воспитания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  8. Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
  9. Особенности нравственного (трудового, эстетического, умственного) воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
  10. Своеобразие речевой деятельности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Темы по воспитанию и обучению детей с нарушениями зрения.

  1. Полисенсорное развитие детей с нарушениями зрения.
  2. Особенности изучения зрительного восприятия у детей.
  3. Воображение, его формы и значение для развития способностей у ребенка при нарушениях зрения.
  4. Изучение эмоциональной сферы и чувств у детей с нарушениями зрения.
  5. Выявление качеств личности, их особенности у детей с нарушениями зрения.
  6. Особенности формирования межличностных отношений у детей с недостатками зрения.
  7. Особенности развития движений и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения с целью ее компенсаторного развития.
  8. Изучение компонентов памяти у детей с нарушениями зрения с целью ее компенсаторного развития.
  9. Особенности формирования представлений у детей с нарушениями зрения.

Темы по воспитанию и обучению детей с нарушениями слуха.

1. Особенности речевого развития глухих (слабослышащих) детей.

2. Особенности умственного развития дошкольников с нарушениями слуха.

3. Роль ранней диагностики и коррекции детей с нарушениями слуха.

4. Возможности использования компьютерной техники в обучении детей с нарушениями слуха.

5. Использование различных форм речи в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха.

6. Особенности подготовки к школьному обучению детей с нарушениями слуха.

7. Интегрированное обучение и воспитание дошкольников с нарушенным слухом.

8. Основные формы работы с родителями, воспитывающими детей с нарушениями слуха.

9. Организация слухо-речевого режима в ДОУ для детей с нарушениями слуха.

Темы по воспитанию и обучению детей с нарушениями интеллекта.

  1. Особенности формирования коммуникативной деятельности детей с отклонениями в развитии.
  2. Формирование личности в условиях нарушенного развития.
  3. Состояние социальной и образовательной интеграции детей с отклонениями в развитии на современном этапе развития специальной педагогики.
  4. Особенности психолого-медико-педагогического сопровождения детей с разным уровнем умственной недостаточности в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.
  5. Социальная интеграция инвалидов и ее основные задачи.
  6. Психологические проблемы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии.
  7. Особенности межличностных отношений и социального поведения детей с нарушениями речи.
  8. Коррекционная работа по развитию наглядных форм мышления у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Приложение 7

Тематика курсовых работ (3 курс)

Профиль «Логопедия»

  1. Особенности ритмической организации речевой продукции детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.
  2. Особенности фонематического восприятия детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
  3. Особенности предметной деятельности детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.
  4. Особенности эмоционального реагирования детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
  5. Логопедическое обследование детей младенческого возраста группы риска по речевому недоразвитию.
  6. Особенности интонации детей третьего года жизни с отклонениями в овладении речью.
  7. Особенности речевой среды детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.
  8. Особенности двигательных предпосылок артикуляции у детей третьего года жизни с отклонениями в овладении речью.
  9. Особенности зрительного восприятия детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.
  10. Особенности формирования языкового анализа и синтеза у учащихся младших классов с нарушениями письменной речи.
  11. Сравнительная характеристика произносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией и полиморфной дислалией.
  12. Сравнительный анализ состояний зрительного восприятия у школьников с различными формами дисграфии.
  13. Состояние фонематического слуха и акустического гнозиса у школьников с различными формами нарушений письменной речи.
  14. Характеристика лексико-семантической стороны речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
  15. Роль текстового редактора MicrosoftWordв профилактике нарушений письменной речи у учащихся вторых классов.
  16. Особенности нарушений связной монологической речи у младших школьников С(К)ОУ Vвида.

Профиль «Дошкольная дефектология»

  1. Песочная игротерапия как средство коррекции детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Роль пальчикового театра в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Формирование сенсомоторных навыков в процессе конструирования у детей дошкольного возраста с проблемами в развитии.
  4. Формирование способов ориентировочно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с проблемами в развитии.
  5. Коррекция страхов у детей дошкольного возраста с детей дошкольного возраста с проблемами в развитии.
  6. Содержание сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
  7. Использование различных форм речи в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха.
  8. Возможности использования компьютерной техники в обучении детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
  9. Дидактическая игра как средство развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
  10. Основные направления в работе по обучению ориентировке в пространстве детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Темы по обучению и воспитанию детей с нарушениями зрения

  1. Психологическая готовность детей с нарушениями зрения к школе.
  2. Основные направления коррекционно-педагогической работы в специальном детском саду для детей с нарушениями зрения.
  3. Физическое воспитание детей с нарушениями зрения. Развитие движений.
  4. Формирование ориентировки в пространстве и мобильности у детей с нарушениями зрения.
  5. Сенсорное воспитание детей с нарушениями зрения.
  6. Ознакомление детей с нарушениями зрения с окружающим миром и их умственное воспитание.
  7. Развитие речи дошкольников с нарушениями зрения и коррекция ее недостатков.
  8. Развитие слепых и слабовидящих детей в разных видах деятельности.
  9. Воспитание самостоятельности, самообслуживания и трудовой деятельности у детей с нарушениями зрения.
  10. Эстетическое и нравственное воспитание дошкольников с нарушениями зрения.
  11. Подготовка детей с нарушениями зрения к обучению в школе.
  12. Воспитание ребенка с нарушениями зрения в семье.
  13. Современные проблемы дошкольной тифлопедагогики.

Темы по обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха

  1. Формирование игровой деятельности глухих и слабослышащих дошкольников.
  2. Формирование социальных представлений у детей с нарушенным слухом в группе детского сада.
  3. Обучение сюжетно-ролевой игре старших дошкольников с нарушениями слуха.
  4. Дидактическая игра как средство развития слухового восприятия дошкольников с нарушениями слуха.
  5. Развитие слухового восприятия дошкольников с нарушениями слуха.
  6. Сюжетно-ролевая игра как средство развития представлений об окружающем мире детей дошкольного возраста.
  7. Формирование коммуникативной деятельности в процессе сюжетно-ролевой игры у детей с нарушенным слухом.

Развитие словесно-логического мышления у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.

Темы по обучению и воспитанию детей с нарушениями интеллекта

  1. Развитие социальной направленности детей с нарушениями интеллекта в процессе коррекционного обучения.
  2. Коррекция сенсорного развития детей с особенностями психофизического развития.
  3. Коррекция познавательных функций у детей с особенностями психофизического развития.
  4. Игра – один из важнейших приемов работы с детьми с нарушениями интеллекта на уроках математики.
  5. Характеристика основных математических понятий начального курса математики и последовательность их изучения в различных системах обучения.
  6. Приемы работы по развитию умений звукового анализа слов в специальной (коррекционной) школе VIIIвида.
  7. Использование логопедических приемов на уроках обучения грамоте.
  8. Особенности коррекции недостатков психического развития умственно отсталого ребенка в условиях депривации.
  9. Особенности общения умственно отсталых школьников, направления коррекционной работы.

Приложение 8

Взаимосвязь тематики курсовых и квалификационной работ

Первая курсовая работа

Вторая курсовая работа

Квалификационная

работа

Игровая деятельность

дошкольников с

нарушением зрения

Развитие зрительного

восприятия у дошкольников

с нарушением зрения

Дидактическая игра как

средство развития

зрительного восприятия

у дошкольников

нарушением зрения

Состояние внимания

слепых и слабовидящих

Роль игры в развитии внимания дошкольников

с нарушением зрения

Организация и

содержание коррекционной работы по развитию внимания слепых и слабовидящих дошкольников

Межличностные отношения при тяжелых нарушениях зрения

Психокоррекционная

работа в системе

оказания коррекционной

помощи детям

с отклонениями в развитии

Содержание

психокорреционной

работы по формированию

межличностных отношений у детей с тяжелыми нарушениями зрения

Особенности

коммуникативной сферы

детей с нарушениями

опорно-двигательного

аппарата

Формирование

коммуникативной сферы

детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Театральная деятельность как средство развития

коммуникации детей

с нарушением опорно-двигательного аппарата

Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников с тяжелыми нарушениями слуха

Социально-бытовая ориентировка детей

с тяжелыми нарушениями

слуха

Сюжетно-ролевая игра

как средство развития

социально-бытовой

ориентировки детей с

тяжелыми нарушениями

слуха

Роль семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционная работа

с детьми раннего возраста

по предупреждению речевых нарушений

Содержание работы

с семьей по

предупреждению

нарушений речи у детей раннего возраста

Особенности личностного

и социального развития детей с задержкой психического развития

Компенсация нарушений

в развитии школьников с ЗПР через систему внеклассной

и профориентационной

работы

Организация и содержание психокоррекционной

работы по

профессиональному

самоопределению

школьников с ЗПР

СОДЕРЖАНИЕ

Общие положения о выполнении курсовой работы 3

Порядок подготовки и выполнения курсовой работы 6

Структура и содержание курсовой работы 8

Варианты представления содержания курсовой работы ……..17

Требования к выполнению курсовой работы ………………………….21

Порядок защиты курсовой работы 22

Список литературы …………. 25

Приложения

Методические рекомендации

по подготовке и защите курсовой

работы для студентов факультета

коррекционной педагогики

Составили

Лилия Александровна Дружинина

Наталья Григорьевна Сошникова

Елена Вячеславовна Плотникова

Елена Викторовна Шереметьева

Светлана Геннадьевна Щербак

Лариса Борисовна Осипова

Информационно-издательский

Учебно-методический центр «Образование»

454048, Г. Челябинск, ул. Каменный Лог, 11

тел.: (8-3512) 37-42-09