Задания для СРС по дисциплине «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления»
Тема: Состав, структура и виды профессиональной деятельности; классификация профессий. Профессиональная деятельность педагога-психолога
Задание 1. Составьте краткие конспекты ответов на вопросы:
- Понятия «профессионал» и «деятельность».
- Состав деятельности.
- Структура компонентов трудовой деятельности.
- Виды профессиональной деятельности.
- Классификация профессий.
- Профессиональная деятельность педагога-психолога:
- научно-исследовательская деятельность;
- организационно-воспитательная деятельность;
- коррекционно-развивающая деятельность;
- преподавательская деятельность;
- культурно-просветительная деятельность;
- консультативная деятельности
Задание 2.
- Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:
- Дифференциальный диагностический опросник Е.А. Климова.
- Методика «Карта интересов».
- Опросник для определения профессиональной пригодности Л.Н. Кабардовой.
Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть понятие, сущность, специфику «профессионал» и «деятельность». Определить состав деятельности и структуру компонентов трудовой деятельности. Охарактеризовать виды профессиональной деятельности. Раскрыть основные конпоненты профессиональной деятельности педагога-психолога. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный характер.
Литература
- Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 192 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология : учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. / Зимняя И. А. — Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. — М. : Логос, 2008 ; 2007.
- Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 382 с.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2010. – 308 с.
- Концепция и методология формирования профессионального сознания педагога в новых кросскультурных условиях России: сборник науч. статей / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. пед. ун-т ; науч. ред. А. В. Белошистая. — Мурманск : МГПУ, 2010.
- Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: Московский институт экономики менеджмента и права, 2010. – 78 с.
- Лапина О.А., Пядушкина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Педагогика и психология». — М.: Академия, 2008.
- Недосека О.Н. Основы теории коммуникаций: Учебное пособие. – Мурманск, 2007.
- Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по гуманит. спец. — СПб. [и др.] : Питер, 2012.
- Хозяинов Г.И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения: монография / Г. И. Хозяинов. — М. : Физическая культура, 2006. — 224 с.
Тема: Профессиограмма и психограмма. Профессионально важные качества и психологический портрет профессионала
Задание 1. Составьте краткие конспекты ответов на вопросы:
Разработка электронного учебника «Общая и профессиональная психология»
... В связи с этим возникла необходимость в создании электронного пособия «Учебник «Общая и профессиональная психология»». Разработанный учебник должен содержать информацию, необходимую для успешного усвоения ... курсовой работы является разработка электронного справочного пособия для преподавателей и студентов по дисциплине «Общая и профессиональная психология». Данная курсовая работа состоит из четырё ...
- Функциональная модель работы психики профессионала: профессионально важные качества и признаки профессиональной непригодности.
- Психологический портрет профессионала.
- Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной и операциональной сфер специалиста, отражаемые в психограмме.
- Схема описания профессии.
- Профессиональные качества психолога.
- Основные требования к подготовленности психолога по профессиональным дисциплинам.
- Психологический портрет профессионала.
- Психоэмоциональное состояние. Самооценка. Уровень субъективного контроля.
Задание 2.
- Изучить схему описания профессиональной деятельности по Г.С. Никифорову.
- Изучить порядок проведения экспертной оценки профессионально значимых свойств.
- Подобрать материал для составления профессиограммы педагога-психолога ДОУ СОШ.
- Подобрать материал для составления профессиограммы педагога-психолога МОУ СОШ.
- Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:
- Опросник «психологический портрет учителя».
- Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности.
Методические рекомендации по изучению темы
Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть функциональную модель работы психики профессионала: профессионально важные качества и признаки профессиональной непригодности. Определить психологический портрет профессионала. Охарактеризовать мотивационной, волевой, эмоциональной и операциональной сферы специалиста, отражаемые в психограмме. Раскрыть основные требования к подготовленности психолога по профессиональным дисциплинам. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный характер.
Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной ...
... ориентации в нестандартных ситуациях реальной профессиональной деятельности. Реализация данного направления возможна при построении профессионального образования в логике контекстно-компетентностного подхода. Материалы, ... и компетенции. В отечественной педагогике и психологии определение и состав этих единиц обновления профессионального образования содержатся в работах В.И.Байденко, ...
Литература
- Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 192 с.
- Дмитриева М.А. Исследование представлений субъекта труда о необходимых для деятельности свойствах личности // Практикум по инженерной психологии и психологии труда / Под ред. А.А. Крылова. – СПб.: Питер, 2010. – С. 110-116.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология : учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. / Зимняя И. А. — Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. — М. : Логос, 2008 ; 2007.
- Климов Е.А. Пути в профессионализм. Психологический взгляд : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. — М.: Моск. психолого-соц. ин-т : Флинта, 2003.
- Климов Е.А. Педагогический труд : психологические составляющие : учеб. пособие для студ., магистрантов и аспирантов вузов / Е. А. Климов ; МГУ им. М. В. Ломоносова. — М. : Академия, 2004.
- Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: Московский институт экономики менеджмента и права, 2010. – 78 с.
Тема: Профессиональная деятельность как условие реализации основных жизненных ориентаций человека. Мотивация педагогической деятельности
Задание 1. Составьте краткие конспекты ответов на вопросы:
- Операциональная модель жизненных ориентаций работника.
- Степень реализации жизненных ориентаций у рабочих и служащих.
- Оценка организационной среды рабочих и служащих.
- Связь оценок организационной среды и показателей степени реализации жизненных ориентаций.
- Понятие «мотив» в психологической литературе.
- Проблема мотивации профессиональной деятельности в психологических исследованиях.
Задание 2.
Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:
- Опросник Рокича.
- Тест смысложизненных оринтаций.
- Опросник «Мотив достижения успеха».
- Опросник «Мотив избегания неудач».
Методические рекомендации по изучению темы
Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть операциональную модель жизненных ориентаций работника. Определить степень реализации жизненных ориентаций у рабочих и служащих. Охарактеризовать связь оценок организационной среды и показателей степени реализации жизненных ориентаций. Раскрыть проблему мотивации профессиональной деятельности в психологических исследованиях. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный характер.
Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...
... её достижения Умения: ставить цели и формулировать задачи, связанные с профессиональной деятельностью ПК-6 ориентирован на преподавательскую работу в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях ... получат дальнейшее развитие при изучении таких дисциплин, как, «Философия», «Этика», «Психология» и др. Освоение дисциплины «Педагогика» необходимо обучающемуся для успешного прохождения ...
Литература
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. / Зимняя И. А. — Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. — М. : Логос, 2008 ; 2007.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2010. – 308 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008.
- Климов Е.А. Педагогический труд : психологические составляющие : учеб. пособие для студ., магистрантов и аспирантов вузов; МГУ им. М. В. Ломоносова. — М. : Академия, 2004. — 240 с.
- Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. – М.: Академия, 2000. – 380 с.
- Маркова А.К., Никонова А.Я. Психология труда учителя. – М., 1993. – 78 с.
- Савенков А.И. Педагогическая психология: в 2 т.: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. «Педагогика и психология». — Т. 1, 2 — М.: Академия, 2009.
Тема: Индивидуальный стиль профессиональной деятельности
Задание 1. Составьте краткие конспекты ответов на вопросы:
- Проблемы формирования индивидуального стиля трудовой деятельности.
- Формирование различных психологических систем профессиональной деятельности по В.Д. Шадрикову.
- Основные аспекты в формировании индивидуального стиля деятельности по В.С. Мерлину.
- Обобщенная схема освоения профессиональной деятельности.
Задание 2.
Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:
- Опросник «Якорь карьеры» Э.Шейна (оценка карьерных ориентаций).
- Методика А.К. Марковой (оценка особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности).
Методические рекомендации по изучению темы
Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть проблемы формирования индивидуального стиля трудовой деятельности. Определить специфику и особенности формирования различных психологических систем профессиональной деятельности по В.Д. Шадрикову. Охарактеризовать основные аспекты в формировании индивидуального стиля деятельности по В.С. Мерлину. Представить обобщенную схему освоения профессиональной деятельности. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный характер.
Литература
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. — Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2008 ; 2007.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2010. – 308 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008.
- Климов Е.А. Педагогический труд : психологические составляющие : учеб. пособие для студ., магистрантов и аспирантов вузов; МГУ им. М.В. Ломоносова. — М.: Академия, 2004.
- Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: Московский институт экономики менеджмента и права, 2010. – 78 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996.
Тема: Праксические состояния. Освоение профессиональной деятельности. Психологическая профилактика эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
Задание 1. Составьте краткие конспекты ответов на вопросы:
- Понятие «праксические состояния».
- Праксические состояния положительные.
- Праксические состояния отрицательные.
- Вербально-графическое отображение праксических состояний человека (сетевая форма).
- Вербально-графическое отображение праксических состояний человека (радиально-круговая форма).
- Особенности педагогической деятельности.
- Понятие «синдром эмоционального выгорания».
- Причины, способы решения и профилактика профессионального выгорания педагогов.
Задание 2.
Подготовить стимульный материал:
- Наблюдение как метод оценки уровня профессионализма.
- Протокол наблюдения.
- Карта наблюдения.
Методические рекомендации по изучению темы
Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть понятие «праксические состояния». Определить особенности педагогической деятельности. Охарактеризовать проблему профессионального выгорания. Раскрыть причины, способы решения и профилактика профессионального выгорания педагогов. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный характер.
Литература
- Аминов А.Н. Российская энциклопедия социальной работы, Синдром эмоционального сгорания. — В 2-х т., Т.2. — М., 1997.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Информ. Издат.дом «Филин», 1996. Водопьянова Н.Е., Старченко Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
- Малкина-Пых И.Г. Психология экстремальных ситуаций. Справочник практического психолога. – М., 2005.
- Мотков О.И. Психология самопознания личности: практ. пособие. – М., 1993. – С. 56-59.
- Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: учеб. пособие. – СПб. Речь, 2002. – 298 с.
- Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2003.
Тема: Профессиональные: самоопределение, диагностика, ориентация, отбор, адаптация, обучение
Задание 1. Составьте краткие конспекты ответов на вопросы:
- Сущность и содержание понятия «профессиональное самоопределение».
- Сущность и содержание понятия «профессиональная диагностика».
- Сущность и содержание понятия « профессиональная ориентация».
- Сущность и содержание понятия «профессиональный отбор».
- Сущность и содержание понятия «профессиональная адаптация».
- Сущность и содержание понятия «профессиональное обучение».
Задание 2.
Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:
- Методика Дж. Холланда (1985).
- Опросник профессиональных предпочтений (ОПП).
- Опросник Йовайши для изучения профессиональных предпочтений.
Методические рекомендации по изучению темы
Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть сущность и содержание понятия «профессиональное самоопределение». Определить сущность и содержание понятия «профессиональная диагностика». Охарактеризовать сущность и содержание понятия «профессиональная ориентация». Раскрыть сущность и содержание понятия «профессиональная адаптация». Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный характер.
Литература
- Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер. – С. 200-234.
- Климов Е.А. Пути в профессионализм. Психологический взгляд : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. — М.: Моск. психолого-соц. ин-т : Флинта, 2003.
- Климов Е.А. Педагогический труд : психологические составляющие : учеб. пособие для студ., магистрантов и аспирантов вузов; МГУ им. М.В. Ломоносова. — М. Академия, 2004.
- Лапина О.А., Пядушкина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Педагогика и психология». — М.: Академия, 2008.
- Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 3. – 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2011.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996. — С. 237-244.
Тема: Изучение и проектирование профессиональной деятельности
Задание 1. Составьте краткие конспекты ответов на вопросы:
- Сущность понятия «профессиональная деятельность».
- Психологическая структура профессиональной деятельности.
- Профессионально обусловленные требования к личности педагога.
- Изучение и проектирование профессиональной деятельности.
Задание 2.
Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:
- Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности.
- Опросник профессиональной готовности (автор Л. Н. Кабардова).
- Методика «Мотивы выбора деятельности преподавателя» (автор Е. П. Ильин).
- Методика «Оценка профессиональной направленности личности учителя».
Методические рекомендации по изучению темы
Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть сущность понятия «профессиональная деятельность». Определить психологическую структура профессиональной деятельности. Охарактеризовать профессионально обусловленные требования к личности педагога. Раскрыть сущность и содержание проектирования профессиональной деятельности. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный характер.
Литература
- Дмитриева М.А. Исследование представлений субъекта труда о необходимых для деятельности свойствах личности // Практикум по инженерной психологии и психологии труда / Под ред. А.А. Крылова. – СПб.: Питер, 2010. – С. 110-116.
- Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 2. – 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2011.
- Седова Н.Е. Основы практической педагогики: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 050501.65 «Профессиональное обучение (по отраслям)». — М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Хозяинов Г.И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения: монография. — М.: Физическая культура, 2006.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 050711 — соц. педагогика, 050701 — педагогика. — Изд. 2-е, доп. — М.: Педагогическое общество России, 2005.
Тема: Психолого-педагогическое взаимодействие
-
Участников образовательного процесса
- Задание 1. Составьте краткие конспекты ответов на вопросы:
- Стили педагогического общения и педагогического взаимодействия.
- Основные проблемы и трудности общения и взаимодействия педагога и учащегося.
- Психология педагогической оценки. Педагогический такт.
Задание 2.
- Составить схемы «Стили педагогического общения», «Типы педагогического взаимодействия» (Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. — М., 1998. — С. 370-372, 419-424, 431-434).
- Составить таблицу «Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии» (Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник для студ. вузов, обуч. по пед. и психол. спец. / Зимняя И. А. — Ч. У1, гл. 4, п. 2).
Область затруднения
Причины затруднений
Внешние проявление
Пути устранения
- Выписать основные характеристики педагогического такта (Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. — М., 1998. -; 379-381).
Методические рекомендации по изучению темы
Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть сущность стилей педагогического общения и педагогического взаимодействия. Определить основные проблемы и трудности общения и взаимодействия педагога и учащегося. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный характер.
Литература
- Иванова А., Немцова Н.Н., статья «Общение в педагогическом процессе»http://www.avpu.ru/proect/sbornik2004/161.html
- Климов Е.А. Пути в профессионализм. Психологический взгляд : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. — М.: Моск. психолого-соц. ин-т : Флинта, 2003.
- Климов Е.А. Педагогический труд : психологические составляющие учеб. пособие для студ., магистрантов и аспирантов вузов; МГУ им. М. В. Ломоносова. — М.: Академия, 2004.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик, 1996.
- Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: Учеб. пособие. Кемерово, 1996.
- Недосека О.Н. Основы теории коммуникаций: Учебное пособие. – Мурманск, 2007.
- Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 2. – 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2011.
- Реан А.А. , Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.
- Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. — М., 1998. — С. 345-388, 419-434.
Тема: Профессиональная компетентность и профессиональная культура педагога и психолога
Задание 1. Составьте краткие конспекты ответов на вопросы:
- Модульное представление профессиональной компетенции учителя по А.К.Марковой.
- Уровни продуктивности деятельности учителя по Н.В. Кузьминой.
- Профессиональная культура педагога и психолога.
Задание 2.
- Подготовить стимульный материал, ключи, порядок интерпретации тестов:
- Опросник для оценки уровня социально-психологической адаптации специалиста.
- Многоуровневый личностный опросник адаптивности МЛО-АМ.
- Опросник Басса-Дарки.
Методические рекомендации по изучению темы
Внимательно изучить теоретический материал. Раскрыть модульное представление профессиональной компетенции учителя по А.К.Марковой. Определить уровни продуктивности деятельности учителя по Н.В. Кузьминой. Исследовать специфику и особенности профессиональной культуры педагога и психолога. Познакомиться со словарем психологических терминов, сделать выписки основных понятий по данной теме. При подготовке к практическому занятию ознакомиться с работами психологов, взгляды которых будут обсуждаться. Проанализировать литературные источники и обратить внимание на их субъективный характер.
Литература
- Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 512 с.
- Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 192 с.