Методические рекомендации по изучению психологической готовности ребенка к школе

Содержание заданий по психологии студентам V курса

 

Задания по психологии для студентов V курса направлены на закрепление и применение знаний, полученных при изучении ими дисциплин психологического цикла (Общей психологии, Экспериментальной психологии, Возрастной и педагогической психологии); овладение навыками и умениями исследовательской работы при изучении психологических особенностей младшего школьника и классного коллектива; развитие у студентов профессионально-значимых качеств личности и формирование активной педагогической позиции.

 

Исследовательская деятельность студентов 5 курса в период педагогической практики осуществляется по трем направлениям:

I. Изучение психологической готовности ребенка к обучению в школе;

II. Изучение классного коллектива;

III. Самоанализ профессиональных умений и педагогической позиции студента.

 

I. Изучение готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе">психологической готовности ребенка к обучению в школе

«Первые дни ребенка в школе»

 

Задачи педагогической практики «Первые дни ребенка в школе»:

1. Ознакомление студентов с особенностями учебно-воспитательного процесса в первые дни обучения ребенка в школе;

2. Ознакомление студентов с особенностями работы учителя с первоклассниками и их родителями в первую неделю учебного года;

3. Формирование у студентов исследовательских умений, связанных с выявлением уровня подготовленности детей к обучению в школе.

В процессе практики у студентов должны быть сформированы умения наблюдать и анализировать деятельность учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Студенты получают определенный опыт общения с первоклассниками и их родителями.

4 стр., 1943 слов

Задания для самостоятельной работы студентов к разделу «Педагогическая ...

... тарелки, ножи, вилки, салфетки и пр. 8 Задача. Дети приносят в школу свои любимые игрушки — черепашек-ниндзя, кукол Барби и ... для подобной ситуации — несложная контрольная по геометрии — и дети расслабятся, и учитель отдохнет; б) право учителя — наотрез отказаться ... в) если общая культура и начитанность позволяют, поговорить с детьми о месте геометрии в жизни людей — вчера и ...

Задание по психологии в период обозначенной практики заключается в определении «школьной зрелости» у учащихся (2-3 человек) первого класса на начальный период обучения.

 

Методические рекомендации по изучению психологической готовности ребенка к школе

Исследовательская деятельность студентов при изучении психологической готовности первоклассников к школьному обучению может быть организована по следующему плану:

1. Целенаправленное наблюдение за вербальными и невербальными особенностями поведения детей в первые дни обучения в школе;

2. Беседа со школьным психологом, анализ школьной документации по предварительному тестированию детей при поступлении в первый класс (по возможности);

3. Выборочное наблюдение за отдельными учащимися из класса, определение у них особенностей адаптации к новым социальным условиям (школе);

4. Беседа с этими первоклассниками, налаживание психологического контакта, изучение учебной мотивации;

5. Определение «школьной зрелости» у этих учащихся с помощью психологического тестирования;

6. Формулировка выводов о степени психологической готовности к школьному обучению у первоклассников (2 -3 человека из класса).

Психологическая готовность к школе — сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Эти аспекты важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

Не только педагогам известно, как трудно научить чему-либо ребенка, если он сам этого не хочет. Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным занятиям», «ответственным» поручениям. Появление такого рода желаний свидетельствует о сформированной мотивационной готовности к школьному обучению

Если детей привлекают лишь новые атрибуты школьной жизни — разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т.д. – можно говорить о внешней мотивации, не направленной на процесс получения новых знаний. Для начального периода обучения это характерно. Однако у отдельных ребят явно проявляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою «работу» отметки (разумеется, только хорошие).

Такого рода проявления свидетельствуют о внутренней мотивации, направленной на процесс учебной деятельности.

В младшем школьном возрасте у детей проявляются мотивы, выражающиеся в стремлении занять новую для них позицию школьника. Эти мотивы могут быть как личными («хочу учиться, чтобы прочитать много книг»), так и общественно значимыми (научусь быть врачом, буду лечить людей).

Изучение мотивационной готовности как составного компонента «школьной зрелости» студент может проводить методом выборочного наблюдения, а так же методом беседы с учеником (заранее продуманные вопросы позволят получить необходимую информацию).

12 стр., 5570 слов

Динамика развития профессионально важных качеств личности студента ...

... в разрешении конфликтов. [1] В период обучения на младших курсах (1-3 курсы) факультета психологии Института молодежи у студентов отмечаются: усиление экстернальных тенденций в межличностных и ... эмоциональная холодность, рационализм, для практика выделяется более широкий круг значимых качеств: готовность к установлению контактов, быстрая ориентация в ситуации, умение вызывать доверие, умение ...

Вопросы для организации беседы с первоклассником могут быть такими:

· Ходил ли ты в детский сад? Если нет, то с кем был дома?

· Чем тебе нравилось больше всего заниматься до школы? Почему?

· Хотел ли идти в школу? Почему?

· Нравится ли тебе в школе? Что нравится? Почему?

· На каких уроках интересней всего заниматься? Почему?

· Хотел ли ты вернуться снова в детский сад? Почему?

· Хотел бы ты, чтобы учитель приходил к тебе домой и занимался с тобой одним? Почему?

Интеллектуальная готовность к школе определяется не только количеством накопленных ребенком знаний, представлений и понятий, но и уровнем развития мыслительных процессов — способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные закономерности, делать выводы.

В настоящее время существует большое количество вариантов определения познавательной готовности ребенка к школе. Однако, учитывая тот факт, что практика «Первые дни ребенка в школе» рассчитана на короткий срок, совпадающий с нелегким для первоклассника периодом жизни, мы сознательно не рекомендуем их использовать в большом количестве, и ограничиваем студентов одной — двумя из них, наиболее информативных, простых в проведении и обработке.

Успех обучения в школе зависит от того, насколько у дошкольника будет сформирована произвольность поведения, что в первую очередь выражается в его организованности. Это проявляется в умении ребенка планировать свои действия, выполнять их в определенной последовательности, соотносить со временем, осуществлять самоконтроль. Обозначенные показатели поведения ребенка, свидетельствующие так же о готовности к новым социальным требованиям, студент-практикант может определить методом выборочного наблюдения.

 

По итогам исследований сформированности у детей «школьной зрелости» студент составляет характеристику на 2-3 учеников из класса, ориентируясь на предложенную ниже схему. К характеристикам прикладываются результаты проведения тестирования по определению психологической готовности к школе (1-2 теста на выбор студента).

 

II. Изучение классного коллектива

Выполнение этого задания предполагает составление психолого-педагогической характеристики классного коллектива (класса, в котором студент проходит практику) по предложенной схеме.

 

Схема составления психолого-педагогической характеристики

классного коллектива

1. Общие сведения о коллективе учащихся (когда был сформирован класс; количество в нем учащихся, из них мальчиков и девочек; распределение учащихся по успеваемости и т. д.).

8 стр., 3763 слов

Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися общеобразовательных ...

... коллектива учащихся; Ценностно-смысловую направленность осуществляемой деятельности. Прогностическая функция классного руководителя: Прогнозирует логику становления и развития коллектива учащихся; Определяет перспективы жизни и деятельности учащихся, коллектива; Проектирует модель воспитательной системы класса; Организационно-координирующая функция: Изучает особенности развития учащихся класса, ...

2. Характеристика деловой (формальной) структуры коллектива класса:

— сплоченность и организованность учащихся класса (отношение младших школьников к педагогическим требованиям; наличие в коллективе общественного мнения, проявление взаимной требовательности и взаимопомощи; традиции класса, их влияние на воспитание учащихся начальных классов);

— актив класса (инициативность и ответственность активистов класса, отношение к требованиям учителя, их статус в коллективе учащихся; требовательность активистов к себе и другим членам коллектива, умение организовать совместную деятельность и самоконтроль).

3. Характеристика личностной (неформальной) структуры коллектива класса (наличие в классе неформальных лидеров, их влияние на класс и отдельных учащихся; наличие «отверженных». Причины их отвержения; наличие неформальных группировок, направленность их деятельности, основа объединения учащихся в группировки, степень их заинтересованности в делах класса; особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками; проявление товарищества и дружбы между учащимися класса и т. д.).

4. Содержание коллективной деятельности класса:

— учебно-познавательная деятельность учащихся (общая характеристика успеваемости учащихся по отдельным предметам, организация взаимопомощи в учебной деятельности, дисциплина на уроках, отношение к выполнению домашних учебных занятий, степень самостоятельности в выполнении домашней учебной работы и т. д.);

— внеучебная деятельность учащихся (виды совместной деятельности и участие в ней младших школьников; проявление учащимися активности и самостоятельности во внеучебной деятельности; участие младших школьников в кружках и спортивных секциях, творческих коллективах; посещение учащимися класса учреждений дополнительного образования и т. д.).

5. Общие выводы:

— характеристика уровня развития коллектива класса;

— предложения по дальнейшему формированию коллектива учащихся.

 


Методические рекомендации по изучению классного коллектива

В начальной школе

 

Изучение классного коллектива осуществляется методами наблюдения, социометрии, анкетирования, других психодиагностических методик.

Для качественного выполнения этого задания студентам в период педагогической практики необходимо:

а) в процессе целенаправленного наблюдения отмечать характерные проявления поведения учащихся класса, отдельные поступки и действия детей, имеющие значение для выделения специфики данного классного коллектива;

б) подобрать психодиагностические методики для изучения отношения учащихся данного класса к учебной деятельности, их интересов и направленности;

в) провести социометрию для изучения структуры классного коллектива, проанализировать полученные результаты, оформить в виде приложения;

9 стр., 4333 слов

VI.2. Педагогический стиль и его влияние на межличностные отношения ...

... с учащимися, классным коллективом. Чтобы выявить влияние педагогического стиля на характер межличностных отношений в классе, нами было проведено изучение структуры формальных и неформальных отношений классных коллективов, которыми ... подавляло детей, мешало формированию у них самостоятельной оценочной и самооценочной деятельности. Авторитет учителя переродился в авторитарность. Во втором случае у « ...

г) составить психологическую характеристику классного коллектива по предложенной схеме.

 

Характерной особенностью организации классного коллектива в начальной школе является неоформленность, нестабильность, ситуативность, управляемость со стороны учителя. Однако уже во 2-3 классе в детском коллективе начинают вырисовываться структурные единицы малой группы, выделяются лидеры, непринимаемые («отверженные»).

Вырисовываются и общая картина успеваемости, познавательные и внеурочные интересы, наличие в коллективе общего мнения и социальных оценок, «традиции» класса.

На первых этапах изучения студенту-практиканту необходимо познакомиться со школьной документацией (журналом, личными делами школьников, результатами успеваемости).

Такого рода знакомство позволит студенту получить общие сведения о классе, количестве в нем учащихся, распределение учащихся по успеваемости.

Будет интересным дополнить свое первое впечатление о коллективе учащихся мнением педагога, полученным из организованной с ним беседы.

Многие пункты предложенной схемы составления психолого-педагогической характеристики классного коллектива предполагают использование в качестве основного метода исследования – метод целенаправленного наблюдения.

Особым и специфическим методом изучения структуры классного коллектива является метод социометрии (см. Приложение).

Социометрия (от лат. societas — общество, metrio — измеряю) метод психологического исследования межличностных отношений в группе, классном коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости. Учащимся предлагается письменно ответить на вопрос, содержащий необходимость выбора (Например, “С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?” или “С кем из класса ты захотел бы попасть на необитаемый остров?” и т.д.).

Общее количество выборов подсчитывается для каждого ученика и результаты заносятся на социограмму, напоминающую мишень. Как правило, социограмма состоит их четырех концентрических окружностей: в центре – «лидеры», набравшие наибольшее количество выборов, далее «приближенные», третья окружность – «принимаемые», и последняя – «отверженные». Учащиеся класса графически размещаются на социограмме в зависимости от степени популярности: либо в центре, либо ближе к периферии. Для получения «психологического портрета» классного коллектива можно стрелками указать направление выборов каждого ученика – получится сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий, «проявится» наличие группировок, характер взаимоотношений мальчиков и девочек и пр.

Социометрия позволяет сделать предположение о стиле лидерства, о мере организованности группы в целом.

Достоинством метода является быстрое и относительно несложное получение информации о внутренней структуре малой группы, о взаимоотношениях ее членов. Недостаток метода состоит в том, что он не позволяет выявить действительные мотивы выбора, понять причины сложившейся структуры отношений. Так же метод отличается трудоемкостью в обработке результатов.

16 стр., 7885 слов

1. Психолого-педагогическая характеристика класса

... 5 класса класс был сформирован, в 10 классе добавилось двое учеников из параллельного класса, они быстро привыкли к новому коллективу. Классный руководитель с 5 класса не менялся, у учащихся с ... ним доброжелательные отношения на основе взаимоуважения и взаимопонимания. Староста класса умеет организовать ...

Удобнее всего проводить социометрию на 3-4 неделе педагогической практики, когда ученики «привыкнут» к студенту, результаты исследования будут более достоверными. Причем, можно с обозначенными для социометрии вопросами предложить учащимся ответить письменно на дополнительные вопросы, позволяющие оценить отношение детей к школе и учебе, отношение к классу в целом, к учителю, к тем или иным предметам. Такого рода анкета даст богатый материал для анализа содержания коллективной деятельности класса.

 

В конце характеристики студент-практикант формулирует выводы об уровне развития классного коллектива, указывает трудности (если они имеются) в учебной деятельности и в общении детей со сверстниками и взрослыми (в целом и у отдельных учащихся).

На основе этих выводов составляются рекомендации по коррекции негативных проявлений и трудностей в классе, предложение по дальнейшему формированию коллектива.

 

Примечание: С психолого-педагогической характеристикой классного коллектива, составленной студентом-практикантом, должен ознакомиться и дать свой отзыв классный руководитель.

Окончательную оценку (на основании подробного анализа содержания психолого-педагогической характеристики классного коллектива и методов, с помощью которых студент-практикант собирал материал для её составления) даёт методист по психологии.