Профессиональные интересы учащихся 9 и 11-х классов общеобразовательных школ города Нарьян-Мара

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

Социальная работа и социальная безопасность

.62 Организация работы с молодежью

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине

Педагогическое обеспечение работы с молодежью

На тему

Профессиональные интересы учащихся 9 и 11-х классов общеобразовательных школ города Нарьян-Мара

Шубин Дмитрий Сергеевич

Архангельск 2014

Содержание

Вступление

Глава I. Теоретические особенности понятия профессиональный интерес

1.1 Теоретические аспекты понятия «интересы»

1.2 Теоретические аспекты понятия профессиональный интерес

Глава II. Профессиональные интересы учеников 9, 11 классов

2.1 Психолого-педагогические особенности учеников 9 классов

2.2 Психолого-педагогические особенности учеников 11 классов

2.3 Особенности города Нарьян-Мара в формировании профессиональных интересов учеников

Глава III. Практическая часть

3.1 Организация исследования

3.2 Анализ и интерпретация полученных результатов

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Вступление

Курсовая работа посвящена проблеме изучения профессиональных интересов учащихся 9 и 11-х классов общеобразовательных школ города Нарьян-Мара. Под интересом понимается активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет. Применительно к выбору профессии интересы — это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности.

9 стр., 4223 слов

Курсовая работа понятие психологической безопасности образовательной среды

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В.Ломоносова" Институт педагогики, психологии и социальной работы Кафедра психологии     Курсовая работа ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ   ...

Интересы различаются по содержанию (музыкальные, технические), широте (разносторонние или поверхностные), длительности (устойчивые или неустойчивые).

Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать препятствия.

В девятом и одиннадцатом классе решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать — продолжить обучение или устроится на работу, какую специальность выбрать. При этом они должны разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области.

Поэтому очень важно заниматься профориентационной деятельностью в школе. От успешности протекания процесса профессионального самоопределения учащегося зависит его успешность в учебе, что непосредственно влияет на его самооценку и психологическое здоровье. Если ученик уже определился со своими интересами ему проще выбрать учебное заведение для продолжения своей учебы.

Объектом исследования указанной темы являются профессиональные интересы учеников 9 и 11 классов.

Предметом исследования являются профессиональные интересы учащихся в 9 и 11-ых классах города Нарьян-Мара.

Цель работы: изучить содержание профессиональных интересов учеников 9 и 11 классов города Нарьян-Мара

Задачи:

)Описать особенности понятия профессиональный интерес

2)Описать учащихся как субъекты половозрастной группы

)Выявить профессиональные интересы учеников 9 и 11 классов города Нарьян-Мара

)Провести опрос учащихся 9 и 11 классов школ №5 и №1 города Нарьян-Мара

2 стр., 972 слов

Психофизиологическое состояние учеников пятых классов в динамике учебного года

Психофизиологическое состояние учеников пятых классов, обучающихся по гимназической и общеобразовательной программе в динамике учебного года. Фуксина Т.Н., Новоселова Е.И. В последние годы наблюдается тенденция снижения здоровья детей, занимающихся в школе с дифференцированным обучением (Александрова и др., 1994) , что усугубляется на фоне гиподинамии, значительного нервно-эмоционального ...

)Проанализировать данные анкеты

Основным методом исследования данной работы являются: анкетный опрос в целях изучения профессиональных интересов учеников 9 и 11 классов города Нарьян-Мара. Авторская работа (опрошено 40 учеников школы №5 из 9-ых и 11-ых классов и 40 учеников школы №1 из 9-ых и 11-ых классов).

Глава I. Теоретические особенности понятия профессиональный интерес

.1 Теоретические аспекты понятия «интересы»

Интерес — проявление положительного, эмоционально окрашенного отношения к объекту или явлению, вызывающее стремление познать его. Интерес обусловлен не только внутренними, но и внешними причинами, то есть качествами и особенностями того, что воспринимается. Интересы бывают разнообразными по содержанию: к литературе, физике, спорту, музыке, технике и т.д. Они различаются также по устойчивости, широте и влиянию на деятельность.

Устойчивый интерес ученика к своей будущей профессии вызывает у него активность, творчество, полнее познать и лучше ею овладеть. Развитие интереса к профессии достигается разъяснением ее целей и значения, углубленным изучением теоретических вопросов, включением учеников в рационализаторство и изобретательство, привлечением к изготовлению наглядных пособий. Яркие впечатления и новизна фактов, обстановки влияют на интересы учеников, но не считаются главными в их развитии. Более важным является осмысление материала уроков, самостоятельная умственная деятельность, овладение знаниями. [1]

В работах других ученых интерес рассматривается и как особое, избирательное отношение человека к деятельности, и как мотив действия и деятельности, и как стимул деятельности, а в связи с этим — и как средство обучения. В конечном же итоге интерес в структуре личности выступает как важная форма ее направленности, выражающаяся в активном отношении к миру, в любознательности и пытливости.

27 стр., 13341 слов

9 Труд как вид деятельности. Психологические признаки труда

... труда). 14. Понятие профессии, профессиональной пригодности и профессионально значимых свойств. Профессиональная пригодность – вероятностная харак-ика‚ отражающая возможности человека в овладении какой0либо профессиональной деятельностью. Профессиональная ... методиками, направленными на выявление общей профессиональной направ-ости, яв-тся «Карта интересов», методика «Ценностные ориентации» Рокича, ...

Интерес, по своим физиологическим основам ближе стоит к рефлексу цели, чем к исследовательскому рефлексу, так как имеет направленность, устремленность личности. Границы интереса простираются лишь до того момента, где начинается действие. Интерес — психическое состояние, содержащее лишь тенденцию к деятельности, но не ее самое. Интерес поддерживает деятельность, но не содержит ее в себе. Он возникает вследствие воздействия объекта, вызывающего положительное отношение, именно поэтому он содержит в себе и побуждение к деятельности и сопровождает, поддерживает эту деятельность.

Можно выделить два вида интереса: первый — ситуативный, реактивный, эпизодический — примыкает непосредственно к переживанию своего отношения (в данный момент) к предмету. Второй — личностный, инициативный, стойкий — связан с характеристикой личности, ее направленностью.

Важно различать интерес от сходных состояний и видов отношений (потребность, мотив, склонность).

Без этого уточнения невозможно ни воспитывать, ни развивать интерес, ни управлять его изменением в процессе генетического и функционального развития.

Потребность как нужда в чем-либо недостающем, отсутствующем, необходимом для поддержания жизни и деятельности может быть удовлетворена различными предметами, после чего она исчерпывается. В последующем могут возникнуть новые потребности, но данная потребность удовлетворена.

Необходимо различать интерес и мотив. Мотив можно понимать как побуждение; под мотивом учения понимать ту отдаленную цель, ради которой человек действует, ради которой достигает знания, умения, навыков.

При наличии интереса к деятельности ее мотив (познание и овладение) совпадает с целью — познать и овладеть этой деятельностью.

3 стр., 1418 слов

Психологические основы профессионального развития личности

... иной конкретной профессии. Таким образом, профессиональное развитие личности представляет ... профессионального развития и формой реализации творческого потенциала человека в профессиональном труде ... интересам специалиста. В деятельности специалист, следующий этой модели, как правило, руководствуется принципом экономии сил и пользуется главным образом наработанными алгоритмами решения профессиональных ...

1.2 Теоретические аспекты понятия профессиональный интерес

За определение понятия «профессиональный интерес» можно взять формулировку Кревневича В.В.: «Под профессиональным интересом, — писал он, — мы понимаем окрашенное положительным эмоциональным тоном отношение человека к определенной профессии, заключающееся в выделении ее из ряда других и стремлении больше узнать о ней». [4]

Между интересами и склонностью много общего, но есть различие. Интересы выражаются формулой «я хочу знать», а склонности можно выразить словами «я хочу делать». Профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями.

Интересы и склонности человека в какой-либо области знаний или практической деятельности не всегда переходят в профессиональные. Они становятся профессиональными только в том случае, если с ними связаны жизненные планы человека. [3]

Основными приемами развития профессионального интереса и склонностей являются: хорошее представление учащимися перспективы развития изучаемой профессии, объекта, их роли в решении народно-хозяйственной задачи; построение процесса обучения на основе проблемного метода; обучение рациональным приемам учебной работы; обязательное и постоянное включение подростков в практическую профессиональную деятельность.

Осознанный интерес к профессии может иметь место там и тогда, где и когда личность осознает свои индивидуальные особенности и их соответствие содержанию, специфике профессионального труда. Все это дает основание рассматривать в качестве предмета профессионального интереса не только содержание, но и специфику профессии.

Однако специфика профессии выступает в качестве предмета профессионального интереса, прежде всего на этапе выбора профессии, то есть задача формирования интереса к профессии должна решаться на этапе школьного трудового обучения, воспитания, в процессе профессиональной ориентации. В процессе профессионального обучения, трудовой деятельности предмет интереса от специфики перемещается на содержание профессионального труда, подростка все более увлекает сам процесс трудовой деятельности.

21 стр., 10108 слов

Влияние престижности профессии на процесс профессионального самоопределения старшеклассников

Размещено на http://www. Размещено на http://www. Реферат Курсовая работа 36 страниц, 3 таблицы, 3 рисунка, 28 источников, 3 приложения Ключевые слова: профессиональное самоопределение, старший школьный возраст, престижность профессии, профориентация, личность, интересы, мотивация Объект исследования: профессиональное самоопределение. Предмет исследования: престижность профессии как фактор ...

Можно выделить три уровня развития интереса и профессии.

Первый уровень — агрегативный, когда интерес к профессии преимущественно основан на привлекательности внешних сторон профессионального труда. Интерес на этом этапе как бы зарождается, он диффузный, не локализован на специфическом виде труда. Подростки не имеют опыта профессиональной деятельности, систематизированных профессиональных знаний о данном виде труда, профессиональные функции работника ими еще не полностью конкретизированы.

Второй уровень развития — эссенциональный (сущностный).

Интерес к профессии опирается на систематизированные знания о содержании труда (предметы, средства, результаты и процесс труда).

Подростки ознакомлены с организацией того или иного вида труда, имеют первоначальный опыт работы.

Третий уровень развития профессионального интереса — когда интерес к профессии перестает в общую профессиональную направленность личности. Профессиональный интерес на этом этапе — это взгляд на содержание своего труда с позиций творчества на основе имеющегося трудового опыта (который является необходимым условием развития интереса к профессии, так как позволяет видеть экономические, технологические, эстетические и другие стороны будущего квалифицированного труда, создает способность его творческого преобразования).

[5]

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается мнение родителей оказывает огромное влияние. По методике Е.А. Климова можно выделить 8 факторов выбора.

. Позиция старших членов семьи.

8 стр., 3518 слов

Роль родительского комитета в воспитательной работе с учениками в младших классах

Министерство образования и науки Российской Федерации ВЫБОРГСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) АОУ ВПО «ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.С. ПУШКИНА» УТВЕРЖДАЮ: Председатель ПЦК частных методик, педагогики и психологии Сарамуд Н.Г. Роль родительского комитета в воспитательной работе с учениками в младших классах Курсовая работа по педагогике Трофимова Дарья Валерьевна специальность 050709.52 « ...

профессиональный интерес учащийся школа

Есть старшие, которые несут прямую ответственность’ за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

Дружеские связи в твоем возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

. Позиция учителей, школьных педагогов.

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о. тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

. Личные профессиональные планы.

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

. Способности.

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

. Уровень притязаний на общественное признание.

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

. Информированность.

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

. Склонности.

Глава II. Профессиональные интересы учеников 9, 11 классов

2.1 Психолого-педагогические особенности учеников 9 классов

Второй этап подросткового развития (14-15 лет, 8-9 классы) характеризуется: бурным, скачкообразным характером развития, т.е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребенка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний; стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками; особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира; процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»; обостренной, с одной стороны, в связи с возникновением чувства взрослости восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающую фактически интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности; сложными поведенческими проявлениями, с другой стороны, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослым со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста); изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объемы и способы получения информации (СМИ, телекоммуникационная сеть Интернет) [6]

В этом возрасте сложно угадать интересы ученика к определенной профессии. Он сам еще не знает, чего хочет и еще находится в стадии познания себя.

В 9-том классе решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать — продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать? По существу от ученика общество требует профессионального самоопределения, хотя и первоначального. При этом он должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области. Это сама по себе сложная задача. Еще более она усложняется в наше время — переломный исторический период. Девятиклассникам не вполне ясно, что их ждет впереди, и это неопределенное будущее вызывает у них опасения, страхи и повышенный уровень тревожности.

Поэтому нужно сразу помочь ученику определиться с областью будущей профессии. Это должны делать учителя на классных уроках, родители дома, и специальные люди, психологи, которые будут определять у учеников склонности к профессиям.

2.2 Психолого-педагогические особенности учеников 11 классов

Старшие школьники уже включаются в новый тип деятельности — учебно-профессиональный. Учебная деятельность для учащихся 11 классов является средством реализации жизненных планов, поэтому она направлена на структурную организацию и систематизацию индивидуального опыта путем его расширения и пополнения. В этом возрасте учебная информация может быть осмыслена самостоятельно и ученики способны самостоятельно выбирать формы получения информации.

Старший школьный возраст (11 класс) — время активного мировоззренческого поиска, центром которого становится проблема смысла жизни. Потребность в самоопределении не только влияет на характер учебной деятельности старшеклассников, но часто и определяет ее. Современное общество предъявляет высокие требования к профессиональному образованию и готовности к созданию семьи, поэтому переход от детства к взрослости занимает длительное время и после гормонального созревания. [2]

Больший интерес у старших школьников вызывают не сверстники, а взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах связанных с будущей жизнью. Менее значимыми становятся межличностные отношения, отношения в семье.

Будущая жизнь интересует старших школьников в первую очередь с точки зрения профессиональной. Поиски смысла жизни, своего места в мире могут быть напряженными, но не у всех. Некоторые старшеклассники плавно и постепенно продвигаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Тем не менее, при таком благополучном протекании ранней юности существуют и некоторые минусы в личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях. Считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. [7]

Диагностика профессиональных интересов и склонностей школьников важнейший компонент профильного обучения — предъявляет высокие требования к психодиагностическому исследованию. В связи с тем, что число желающих продолжить образование в классах может превысить возможности приема, в каждой школе должна быть открытая, гласная и надежная процедура отбора.

2.3 Особенности города Нарьян-Мара в формировании профессиональных интересов учеников

В городе Нарьян-Мар функционирует 6 школ, одна из них Ненецкая школа интернат. В среднем в год выпускается 205 учеников одиннадцатого класса и 513 учеников из девятых классов. На территории НАО нет ни одного высшего учебного заведения. Зато есть Ненецкий аграрно-технический техникум, Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И.П. Выучейского <#»center»>Глава III. Практическая часть

3.1 Организация исследования

Вопрос о выборе профессии в школе — это вопрос о том, что ищет в профессии ученик, какие жизненные планы, потребности, интересы и намерения пытается реализовать в выбираемой сфере деятельности. Конечно, не всякий план и не всякая потребность, интерес и намерение обусловливают устойчивый и достаточно сознательный выбор.

Цель данного эмпирического исследования — выявить, профессиональные интересы учеников 9 и 11 классов школ города Нарьян-Мара.

Задачи:

. Разработать анкету для учащихся.

. Провести анкетирование на профессиональные интересы учащихся.

. Проанализировать полученные результаты.

В соответствии с темой исследования была разработана анкета на профессиональное самоопределение, позволяющая выявить определились ли учащиеся с выбором профессии и учебного заведения, и какая работа проводилась с учениками по профессиональной подготовке.

Анкета приложение 1.

Всего в исследовании приняли участие 40 учащихся девятых классов и 40 учащихся одиннадцатых классов двух школ города Нарьян-Мара.

3.2 Анализ и интерпретация полученных результатов

По результатам анкеты, проведенной среди учеников девятых классов, оказалось, что 92,5% уже задумывались о своей будущей профессии, а в одиннадцатом классе уже все думают о будущей профессии.

На вопрос: «Проводилась ли в школе с Вами профориентационная работа?» были получены следующие результаты:

Девятые классы 40 учеников

Да, проводилась 0

Скорее проводилась 16 ответов или 40%

Скорее не проводилась 13 ответов или 32,5%

Не проводилась 11 ответов или 27,5%

Одиннадцатые классы 40 учеников

Да, проводилась 22 ответа или 50%

Скорее проводилась 12 ответов или 30%

Скорее не проводилась 3 ответа или 7,5%

Не проводилась 5 ответа или 12,5%

Согласно полученным данным среди 80% учеников 11 класса проводилась профориентационная работа. А 20% учеников считают, что профориентационная работа скорее не проводилась или вовсе не проводилась.

В 9 классе результаты совсем иные. Чуть больше четверти учеников ответили, что с ними не проводилась профориентационная работа. А 72,5% учащихся точно не знают, проводилась ли с ними данная работа.

Можно сделать вывод, что в 11 классе профориентационная работа выполняется лучше, чем в девятом. Это может зависеть от нескольких факторов: перед выпускником уже стоит четкая задача поступить в ВУЗ или СУЗ, а девятиклассник может продолжить обучение дальше в школе. Или высшие учебные заведения заинтересованы в том, что бы в их университет поступало больше абитуриентов.

Не удивительно, что в 9 классе низкий процент профориентационной активности, это может быть из-за того что опрос учеников происходил в октябре месяце, а профориентационные работы еще не начались с данной группой.

Среди 11 классов можно проанализировать уровень удовлетворенности профориентационной работы в школах №1 и №5. Девятые классы не берем, потому что там не проводилась профориентация.

Рис. 1 Уровень удовлетворенности профориентационной работы учениками школ.

Примечание: по оси ординат — количество учеников. По оси абсцисс — варианты удовлетворенности. Синие столбики — школа №1, красные — школа №5.

Опрос показал, что большинство учеников школ неудовлетворенны профориентационной работой. По их мнению, нужно больше проводить такого вида работ, и надо задействовать не только классных руководителей, но и специальных рабочих и представителей из учебных заведений. Можно проводить ярмарки профессий, на которых будут рекламировать себя различные высшие и средние учебные заведения.

Можно проанализировать какие в основном виды профориентационной работы проводились в школах.

Рис. 2 Основные виды профориентационной работы проводились среди учеников 11-х классов.

Примечание: ось ординат — виды профориентационной работы, ось абсцисс — количество учеников 9 и 11-х классов.

Большинство ответило, что на классных часах проводились занятия на тему профессионального выбора, и на этих же занятиях проводилось тестирование на выявление способностей к определенным профессиям. Но из предыдущего наблюдения мы узнали, что большинство учеников не довольны профориентационной работой, либо ученики считают, что таких работ проводилось недостаточное количество, либо их не удовлетворяет качество проведенной работы. Для классных учителей я подобрал наиболее рациональную методику, которую можно найти в приложении 2.

На вопрос: «где бы вы хотели обучаться?» ученики 11 класса ответили:

Таблица 1.

Обучение после школы.

Варианты желаний обучения учениковКоличество учениковПроцентное соотношениеССУЗы г. Нарьян-Мара00%ВУЗы или ССУЗы г. Архангельска820%ВУЗы или ССУЗы г. Санкт-Петербурга2665%ВУЗы или ССУЗы г. Других городов615%

Рис. 3 Варианты желаний обучения учеников.

Большинство учеников 11 классов хотят поступить в ВУЗ города Питера. Это связано с такими причинами.

Нравится университет в этом городе 7 учеников

Нравится город, хочу там остаться жить 27 учеников

За кампанию 3 ученика

На вопрос: «Что в большей степени повлияло на Ваш выбор специальности/направления подготовки?» ученики 9 класса ответили:

Таблица 2.

«Что повлияло на ваш выбор профессии?»

Варианты влиянияКоличество учениковПроцентное соотношениеЛичный выбор1890%Советы родителей, родственников1785%Советы друзей, одноклассников1575%Советы учителей315%СМИ, Интернет1050%Случайные обстоятельства00%

Примечание: ответы учеников 9-х классов.

Таблица 3.

«Что повлияло на ваш выбор профессии?»

Личный выбор1995%Советы родителей, родственников1155%Советы друзей, одноклассников945%Советы учителей525%СМИ, Интернет1680%Случайные обстоятельства00%

Примечание: ответы учеников 11-х классов

Что бы сравнить ответы учеников для наглядности построим диаграмму.

Рис. 3. «Что повлияло на ваш выбор профессии?»

Примечание: ось абсцисс — варианты факторов влияющие на выбор учеников, по оси ординат — количество учеников. Синие столбики — 9-е классы, красные — 11-е классы.

Наглядно видно, что советы родителей в 11 классе заметно меньше влияют на выбор учеников, это связано с тем, что одиннадцатиклассники уже способны сами ориентироваться в мире профессий. Они стали сами ориентироваться, то есть у большинства из них уже сложились профессиональные интересы.

Семьдесят пять процентов девятиклассников зависят от мнения сверстников, это связано с их психолого-педагогической особенностью подражать другим и быть как все, а одиннадцатиклассники смотрят на взрослых, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах связанных с будущей жизнью. Что раннее было написано в курсовой работе (глава 2.1).

Средства массовой информации большей степени влияют на выбор одиннадцатиклассника, нежели на девятиклассника. Это связано с тем, что реклама у высших учебных заведений намного лучше (больше), чем у средне специального учебного заведения. Это опять же зависит от того, что одиннадцатиклассник сам может ориентироваться в мире профессий.

На вопрос: «На что Вы ориентировались при выборе учебного заведения?» ученики 11 класса ответили.

Рис. 4. Ориентиры учеников 11-ых классов при выборе учебного заведения.

Примечание: ось абсцисс — варианты ориентиров выбора профессии, ось ординат — количество учеников.

Наглядно видно, что большинство учеников уже ориентированы на будущую специальность, и поэтому они стремятся в нужный ВУЗ. И это хорошо, что ученики хотят поступить по интересам. Опять же ученики смотрят на местоположение ВУЗа, а не на престижность, не на наличие бюджетных мест, не на качество обучения в ВУЗе. То есть по большому счету их интересует город. А точнее Санкт-Петербург.

Это беда не только города Нарьян-Мара, но по сути большинства западных регионов страны. «Иногородним студентам петербургских вузов в общей сложности не хватает около 10 тыс. мест в общежитиях. На данный момент нехватка составляет приблизительно 10 тысяч мест. Где-то лет восемь 35% из всех поступивших абитуриентов были студенты из других городов. Сегодня во многих вузах на первый курс на бюджет поступило до 95% иногородних студентов» (8)

На вопрос: «Что вы знаете о выбранной вами специальности?» ученики 9 классов ответили:

Рис. 5. уровень знания о будущей профессии учениками 9 и 11-х классов.

Примечание: ось абсцисс — варианты уровня знания о профессии, ординат — количество учеников. Синие столбики — 9-е классы, красные — 11-е классы

Наглядно видно, что ученики одиннадцатых классов знают о своей будущей специальности гораздо больше, чем ученики девятых классов. Это связано с тем, что у них профориентация проходила гораздо качественнее. Можно сделать вывод, что профориентационные работы важны в формировании профессиональных интересов у учеников школ.

В ходе исследования выяснилось, что профориентационная работа важна и то, что она плохо проводиться среди учеников девятых и одиннадцатых классов города Нарьян-Мара, надо развивать данный вид работы.

Заключение

Старшеклассник прощается с детством, со старой привычной жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослости, он устремлен в будущее, которое одновременно притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь.

На этапе профессионального обучения роль факторов социального прогноза и социальной поддержки в структуре профессиональной направленности становится определяющей, отражая базовую потребность в безопасности и защите. Школьники получают информацию о востребованности профессии, стоимости соответствующих профессиональных услуг, о социальных перспективах и т.д. не из обезличенных средств массовой информации, а от конкретных представителей выбранной (неважно, добровольно или «добровольно-принудительно») профессии.

Таким образом, профессиональные интересы учеников 9 и 11 классов — это один из важнейших факторов профессиональной жизни человека, представляющей, в свою очередь, центральную составляющую жизненного пути личности.

Список литературы

1.Бабушкин Г.Д. Взаимосвязь профессионального интереса и склонности к педагогической деятельности: Вопросы психологии, 1987.

2.Глебова М.В. Психолого-педагогическое условие развития продуктивного мышления старшеклассника. 2009

.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.

.Кревневич В.В. Формирование профессиональной направленности у учащихся старших классов: Дис. канд. пед. наук. М., 1958.

5.Кузнецова Н.А. <#»center»>Приложение 1

Анкета

. Укажите ваш статус и пол:

Ученик (ца) — ____ класса Пол — М Ж

. Вы уже задумывались о выборе своей будущей профессии? а) ДАб) НЕТ

3. Проводилась ли в школе с Вами профориентационная работа? а) Да, проводилась б) Скорее проводилась в) Скорее не проводиласьг) НЕ проводилась

4. Какие в основном виды профориентационной работы проводились в Вашей школе? (возможно НЕСКОЛЬКО вариантов ответа) а) Индивидуальные беседы о профессиональных предпочтениях.

б) Тестирование на выявление способностей к определенным профессиям.

в) Проведение занятий (классных часов) на тему профессионального выбора.

г) Встречи с людьми разных профессий.

д) Экскурсии на предприятия.

е) Встречи с представителями различных учебных заведений.

ж) Беседы с сотрудниками центра занятости

з) Другое _____________________________________________________

и) Работа не проводилась

5. Оцените уровень удовлетворенности профориентационной работой в Вашей школе? а) Удовлетворен б) Скорее удовлетворен в) Скорее не удовлетворен г) Не удовлетворен

6. Где бы Вы хотели обучаться после окончания школы? а) ССУЗы г. Нарьян-Мара б) ВУЗы или ССУЗы г. Архангельска в) ВУЗы или ССУЗы г. Санкт-Петербурга г) ВУЗы или ССУЗы других регионов

7. Вы уже определились с выбором Вашей будущей профессии и места обучения? а) ДАб) НЕТ

8. Укажите направления подготовки, на которые Вы хотели бы поступить? 1) ______________________ 2) ______________________ 3) ______________________ 4) Еще не определился

Если на ВОПРОС №7 Вы ответили «ДА», то перейдите на следующую страницу.

Если на ВОПРОС №7 Вы ответили «НЕТ», то Вы можете закончить заполнение анкеты.

. Что в большей степени повлияло на Ваш выбор специальности/направления подготовки? (не более ДВУХ вариантов ответа)

а) Личный выбор

б) Советы родителей, родственников

в) Советы друзей, одноклассников

г) Советы учителей

д) СМИ, Интернет

е) Случайные обстоятельства

ж) Другое__________________________

10. На что Вы ориентировались при выборе учебного заведения? (не более 2 вариантов)

) Качество образования в ВУЗе

) Наличие бюджетной формы обучения

) Реальная возможность поступить

) Престижность, известность ВУЗа

) Местоположение ВУЗа

) Советы родителей

) Советы друзей

) Отсутствие в ВУЗе коррупции

) Другое ________________________

11. На что Вы ориентировались прежде всего при выборе профессии? (1 вариант)

а) Свои потребности б) Свои возможности

в) Потребности рынка трудаг) Другое_____________________

12. Что вы знаете о выбранной Вами специальности? (не более ДВУХ вариантов)

а) Хорошо знаю содержание деятельности выбранной профессии.

б) Знаю о содержании выбранной профессии в общих чертах.

в) Я знаком (а) с людьми данной профессии.

г) Знаю, что эта профессии важна для общества.

д) Знаю, что специалисты это профессии востребованы на рынке труда.

е) Знаю, что эта профессия хорошо оплачивается.

ж) Мне ничего не известно о своей будущей профессии.

з) Другое ____________________________________________________

13. После окончания учебы в ВУЗе или ССУЗе, где Вы планируете искать работу?

а) в г. Нарьян-Маре или населенных пунктах НАО

б) в том регионе, где находится ВУЗ или ССУЗ

в) в другом регионе РФ.

г) за границей.

14. Если после обучения Вы не планируете вернуться в г. Нарьян-Мар, укажите причины:

1) __________________________________________________________

) __________________________________________________________

) __________________________________________________________

) _________________________________________________________

) _________________________________________________________

) _________________________________________________________

) __________________________________________________________

Благодарим за участие в исследовании!

Приложение 2

Классный час

Тема: «Склонности и интересы в выборе профессии»

Цель: определение интересов учащихся.

Форма: психологический практикум.

Участники: учащиеся 7-х классов, классный руководитель или психолог.

Материалы: опросник, бланки для заполнения, ручки, карандаши.

Вариант вступительного слова классного руководителя.

Для правильного выбора профессии необходимо представлять себе те требования, которые она предъявляет к человеку, а также знать свои индивидуально-психологические особенности, чтобы соотнести их с этими требованиями.

Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать препятствия. Интересы различаются по содержанию (музыкальные, технические), широте (разносторонние или узкие, направленные только на один предмет или одну его сторону), глубине (глубокие или поверхностные), длительности (устойчивые или неустойчивые).

Интересы могут переходить в склонности — стремление заниматься определенной деятельностью. Между интересом и склонность много общего, но есть и различие. Как вы думаете, какое?

Интересы выражаются формулой «хочу все знать», а склонности — «хочу делать».

Учащимся предлагается выполнить тест, с помощью которого они смогут выявить свои интересы и определить степень их устойчивости.

Для этого всем раздаются бланки ответов и опросники (карта интересов А.Е. Голомштока), дается инструкция:

«У вас есть возможность продолжить учебу или поступить на интересную работу. Для того чтобы помочь вам выбрать профессию, предлагаем перечень вопросов. Подумайте перед тем, как ответить на каждый вопрос, постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если вы не раз убеждались, что очень любите или вам очень нравится то, о чем мы вас спрашиваем, то в листе ответов под тем же номером, что и номер вопроса, поставьте два плюса, если не знаете, сомневаетесь — ноль; если не нравится — два минуса.

Отвечайте на каждый пункт, не пропуская ни одного».

Опросник «Карта интересов»

Любите ли Вы (нравится ли Вам, хотели бы Вы)

. Читать книги по «Занимательной физике » или «Занимательной математике.

. Читать об открытиях в химии.

. Выяснять устройство электрорадиоприборов.

. Читать технические журналы («Техника — молодежи», «Юный техник», «Моделист-конструктор).

. Узнавать о жизни людей в разных странах, о государственном устройстве этих стран.

. Знакомиться с жизнью растений и животных.

. Читать классическую художественную литературу.

. Обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом.

. Читать книги о школьной жизни.

. Знакомиться с работой врачей.

. Заботиться об уюте в доме, в классе, в школе.

. Посещать театры, музеи, художественные выставки.

. Читать книги о войнах и сражениях.

. Читать научно-популярную литературу о физических (математических) открытиях.

. Выполнять домашние задания по химии.

. Исправлять бытовые электрорадиоприборы.

. Посещать технические выставки или слушать (смотреть) передачи о новинках техники.

. Ходить в походы по родному краю с целью его изучения.

. Читать литературно-критические статьи.

. Участвовать в общественных мероприятиях.

. Давать объяснения товарищам, как выполнять учебное задание, если они сами не могут его сделать.

. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями.

. Шить, вышивать, готовить пищу.

. Читать об искусстве.

. Знакомиться с военной техникой.

. Проводить опыты по физике.

. Проводить опыты по химии.

. Читать статьи в научно-популярных журналах.

. Собирать и ремонтировать машины, например, велосипед.

. Собирать коллекции минералов.

. Работать в саду, на огороде.

. Письменно излагать свои наблюдения.

. Читать книги по истории.

. Читать, рассказывать детям сказки, играть с ними.

. Ухаживать за больным, следить за правильным приемом лекарств.

. Помогать по хозяйству дома.

. Заниматься в каком-либо кружке художественной самодеятельности.

. Участвовать в военных играх, походах.

. Заниматься в математическом (физическом) кружке.

. Готовить растворы на лабораторных работах по химии.

. Собирать радиоприемники.

. Моделировать, например, изготовлять модели планеров.

. Участвовать в географических или геологических экскурсиях.

. Наблюдать за живой природой.

. Изучать иностранный язык.

. Выступать с докладами на исторические темы.

. Выполнять работу вожатого.

. Ухаживать за детьми.

. Делать разные покупки.

. Беседовать с товарищами по вопросам искусства.

. Заниматься в спортивных секциях.

. Участвовать в физических (математических) олимпиадах.

. Решать задачи по химии.

. Выполнять работы с измерительными приборами.

. Выполнять работы по механике с простыми расчетами.

. Знакомиться с географическими, геологическими картами.

. Проводить опытническую работу по биологии.

. Обсуждать с товарищами прочитанные книги.

. Изучать политический строй в разных странах.

. Обсуждать вопросы воспитания.

. Знакомиться с тем, как устроен организм человека

. Убеждать людей в чем-либо.

. Знакомиться с историей искусства.

. Быть организатором в походах и играх.

. Производить математические действия по формулам.

. Находить химические явления в природе.

. Разбираться в радиосхемах.

. Выполнять чертежи.

. Составлять карту местности.

. Ухаживать за животными.

. Выступать с докладами по вопросам литературы.

. Знакомиться с историей культуры.

. Давать объяснения младшим школьникам.

. Изучать причины возникновения различных болезней.

. Знакомиться, общаться с разными людьми.

. Принимать участие в смотрах художественной самодеятельности.

. Соблюдать режим (распорядок дня).

Ключ

Столбцы листа ответов соответствуют следующим профессиональным интересам:

. МАТЕМАТИКА

. ХИМИЯ

. ЭЛЕКТРОРАДИОТЕХНИКА

. ТЕХНИКА

. ГЕОЛОГИЯ И ГЕОГРАФИЯ

. БИОЛОГИЯ И СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

. ФИЛОЛОГИЯ И ЖУРНАЛИСТИКА

. ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

. ПЕДАГОГИКА И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

. ТРУД И СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ

. ИСКУССТВО

. ВОЕННОЕ ДЕЛО

Несколько советов,

как управлять своими интересами и склонностями.

. Препятствие, которое человек должен преодолеть для достижения своей цели, должно быть преодолимым.

. Постарайтесь вообразить и внутренне настроиться на интересную работу, даже если она таковой не является, т.е. измените установку.

. Одной установки мало. Надо приложить чуть-чуть старания и выполнить работу более тщательно, чем всегда.

. Сколько же времени нужно, чтобы сформировался устойчивый интерес? Единого мнения на этот счет нет. Однако большинство психологов считают, что не менее трех недель.