Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы для специальности 2−26 02 03 «Маркетинг» Составил преподаватель В

министерство ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАрусь

учреждение образования

«Гомельский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ политехнический КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

________В.В.Лукашевич

_______ 2011

Психология и этика деловых отношений

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы

для специальности 2−26 02 03 «Маркетинг»

Составил преподаватель В.В.Лукашевич

Рассмотрено и одобрено

на заседании цикловой комиссии

социально-гуманитарных наук

(Протокол № 1 от «30» 08. 2011 г.)

Председатель комиссии ________ И.М.Савицкая

Гомель

2011

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка …3

II. Тематический план по курсу «Психология и этика деловых

отношений"…4

III. Перечень рекомендуемой литературы…5

IV. План самостоятельного изучения дисциплины…6

V. Методические указания по выполнению домашней контрольной работы 10

VI. Вопросы для домашней контрольной работы…11

VII. Распределение вопросов по вариантам…14

Приложение …16

I. Пояснительная записка

В деятельности современного специалиста все большее значение приобретает профессиональная компетентность в области психологии и этики деловых отношений, которая основывается, прежде всего, на знании себя, своих возможностей, понимании внутреннего мира другого человека, умении общаться, предотвращать и преодолевать конфликтные ситуации и т. п.

Целями изучения дисциплины являются:

11 стр., 5458 слов

Задания для самостоятельной работы Пример задания для самостоятельной домашней работы

... отношений психолога и клиента. Понятие о рабочем контракте. Методические рекомендации к написанию и выполнению контрольной/самостоятельной работы(Эссе) Контрольная/самостоятельная работа ... заданию теста. Вопросы к зачету По дисциплине « Индивидуальное консультирование теория и практика». ... ; по развитию воли; по совершенствованию деловых качеств характера; по потребностно-мотивационным проблемам ...

— формирование представлений о значимости и роли психологических и этических знаний в профессиональном становлении будущего специалиста;

— формирование практических умений поддерживать благоприятный морально-психологический климат в коллективе;

— воспитание личностных качеств, обусловливающих социальную адаптацию выпускников среднего специального учебного заведения в коллективе, развитие организаторских и коммуникативных способностей.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать:

— основные понятия, задачи и методы психологии и профессиональной этики;

— психологическую структуру личности, психологические характеристики компонентов структуры личности современного специалиста;

— основные психологические характеристики эмоционально-волевой сферы личности специалиста, их роль в профессиональной деятельности специалиста;

— характеристики индивидуально-психологических особенностей личности специалиста (темперамент, характер, способности), их проявления в учебной и трудовой деятельности;

— сущность, причины, пути предупреждения и способы разрешения конфликтов в трудовом коллективе;

должны уметь:

- определять особенности развития познавательной сферы личности, характеризовать методы развития познавательных процессов;

— определять особенности волевого потенциала личности, вырабатывать умение волевой саморегуляции;

— определять состояние морально-психологического климата в трудовом коллективе;

— применять основные приемы общения на практике;

— применять способы предупреждения и разрешения конфликтов в учебной и профессиональной деятельности.

Изучение данной дисциплины взаимосвязано с дисциплинами социально-гуманитарного компонента как «Социология», «Политология», «Философия», «Биология» и др. дисциплины.

Содержание методических рекомендаций разработано на основе типовой учебной программы «Психология и этика деловых отношений» утверждённой Министерством образования Республики Беларусь 25.06.2007 г.

II . ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел, тема

Количество учебных часов

Всего по дневной форме обучения

В том числе

на обзорные и установочные занятия

на практические занятия

на самостоятельную работу учащихся

Введение

2

1

-

1

1.

Познавательная сфера личности современного специалиста.

10

-

1

9

1.1.

Психологическая характеристика внимания

2

-

1

1

1.2.

Ощущение и восприятие

2

-

-

2

1.3.

Память

2

-

-

2

1.4.

Мышление и речь

2

-

-

2

1.5.

Воображение

2

-

-

2

2.

Эмоционально-волевая сфера личности.

4

-

1

3

2.1.

Эмоции и чувства

2

-

1

1

2.2.

Воля

2

-

-

2

3.

Личность и деятельность.

4

1

-

3

3.1.

Психологическая структура личности современного специалиста

2

1

-

1

3.2.

Психологическая характеристика деятельности

2

-

-

2

4.

Индивидуально-психологические особенности личности специалиста.

9

1

1

7

4.1.

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности специалиста

4

-

1

3

4.2.

Характер

3

1

-

2

4.3.

Способности

2

-

-

2

5.

Морально-психологический климат трудового коллектива и этические нормы взаимоотношений в коллективе.

2

1

-

1

Итоговая контрольная работа

1

1

-

-

6.

Деловое общение и этикет.

8

1

1

6

6.1.

Психологические особенности общения и этикет

4

1

-

3

6.2.

Конфликты: причины, пути преодоления

4

-

1

3

Итого:

40

6

4

30

III . ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

№№

Пп.

Наименование

Автор

Издательство, год издания

1.

Психология и этика деловых отно­шений

Г. В.Бороздина

Минск, РИПО 2008

2.

Основы психологии

Л.Д.Столяренко

Ростов-на-Дону, 2000

3.

Психология т. 1,2,3

Р.С. Немов

Минск, 1990

4.

Основы психологии и педагогики

Г. Ф. Вечорко

Минск, 2008

5.

Психология и этика деловых отно­шений. Практикум.

С.П. Цуранова

И.М.Павлова

А.С. Вашкевич

Минск, РИПО 2008

6.

Психология делового общения

М.И. Чеховских

Минск, «Но­вое знание» 2008

7.

Психология и этика деловых отно­шений. Типовая учебная программа

РИПО

Минск, 2007

Дополнительная литература:

8.

Этика делового общения

И.Н.Браим

Минск. 2008

9.

Психология взаимоотношений в ма­лых группах

Я.Л.Коломинский

Минск, 2000

10

Психология делового общения.

Ю.А.Фомин

Минск «Амалфея», 2000

11

Человек: психология

Я.Л.Коломинский

Минск, 2000

12

Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей

Д.Карнеги

Москва, «Альта- Принт» 2005

13

Социальная психология

В.Г.Крысько

Москва, Владос

Пресс, 2002

IV . ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел

Требования к знаниям и умениям

Литература;

задание для самостоятельной работы уч-ся

Вопросы для самоконтроля

Введение

Представляет цели, задачи и методы дисциплины.

Высказывает общее суждение о развитии психологии и этики деловых отношений

Л-1, 4 — 31

Л- 2, 5−14

Ответьте на вопросы самоконтроля

1.Чем было обусловлено появление дисциплины?

2.Зачем необходимо изучать психологию и ЭДО?

3.Охарактеризуйте цели, задачи и методы дисциплины.

1.

Познавательная сфера личности современного специалиста.

Характеризует основные

особенности познавательной сфер личности.

Поясняет основные познавательные процессы, их типы, виды, свойства и функции, законы. Излагает особенности, внимания, памяти, мышления и речи. Описывает законы памяти, формы мышления, техники воображения, нарушения восприятия и ощущения.

Л-1, 55−95;

Л-2, 15 — 66

Л-3, 3−162

Л-5, 8−32

Ответьте на вопросы самоконтроля

1.На какие виды подразделяются ощущения и дайте их характеристику?

2. Чем отличается внимание от других познавательных процессов?

3. Какую роль играет память в жизни человека и какой вид памяти наиболее необходим в вашей профессии?

4.Каким образом связаны мышление и речь?

2.

Эмоционально-волевая сфера личности.

Раскрывает сущность эмоционально-волевой сферы личности. Излагает общее понятие об эмоциях, чувствах, воле. Описывает типы эмоциональные состояния и высшие чувства. Даёт классификацию и функции эмоций. Поясняет индивидуальные различия эмоциональной жизни. Раскрывает волевые качества личности и развитие, условия воспитания воли. Объясняет структуру волевого действия.

Л-1,96 -111;

Л-13,17−20;

Л-2,с.63−90;

Ответьте на вопросы самоконтроля.

1.Чем чувства отличаются от эмоций?

2. Какие функции выполняют эмоции в управлении поведением человека?

3. Каким образом человек выражает свои чувства и на какие группы они делятся?

4. В чем заключается структура волевого действия?

5. Каковы основные признаки воли и перечислите основные её качества?

3.

Личность и деятельность.

Раскрывает сущность понятия «личность» и «деятельность». Объясняет структуру и основные виды деятельности, биологическое и социальное в структуре личности. Описывает психологическую характеристику трудовой деятельности и механизмы социолизации.

Даёт характеристику направленности личности, классифицирует мотивы и мотивацию.

Л-1,32−54, 135- 148;

Л-13,42−47;

Ответьте на вопросы самоконтроля.

1.Что такое деятельность, мотив и потребности?

2. Какими способами можно поддержать успешную деятельность?

3. Каковы отличительные психологические черты трудовой деятельности?

4.Перечислите разновидности трудовой деятельности и охарактеризуйте труд.

5. Каким образом связаны мотивы и потребности, иерархия потребностей?

4.

Индивидуально-психологические особенности личности специалиста.

Описывает индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер и способности. Излагает особенности типов темперамента и даёт их характеристику. Поясняет индивидуальный стиль деятельности в зависимости от темперамента. Раскрывает понятие о характере, структуре и чертах. Объясняет влияние социума на формирование характера. Объясняет формирование и развитие способностей и даёт их классификацию.

Л-1,112−135; Л-13, 20−31;

Л-2,32−67;

Л-3,121−166.

Ответьте на вопросы самоконтроля.

1.Можно ли оценивать темпераменты, как «лучшие» и «худшие»?

2. Дайте психологическую характеристику типам темперамента.

3. Как формируется характер человека и чем обусловлены индивидуальные черты характера?

4. В чём различие «задатки» и «способности» и какими должен обладать человек в той или иной сфере деятельности?

5.

Морально-психологический климат трудового коллектива и этические нормы взаимоотношений в коллективе.

Раскрывает сущность группы и их классификацию. Описывает коллектив как высшую форму развития группы. Делает характеристику коллектива и межличностных отношений. Поясняет понятие морально-психологический климата, лидерства и стилей управления коллективом.

Л-1,149−165; Л-13, 42−51;

Л-8,71−112;

Ответьте на вопросы самоконтроля.

1.Что такое морально-психологический климат коллектива? 2. Каковы функции коллектива?

3. Как вы понимаете понятия «формальный» и «не формальный» лидер?

6.

Деловое общение и этикет.

Даёт общее представление об общении, конфликтах: виды свойства, средства и функции. Описывает структуру делового общения, технику и приёмы. Раскрывает взаимодействие в общении, типы и стратегии поведения в конфликтах. Поясняет причины конфликтов и даёт их классификацию. Излагает нормы и правила этикета. Объясняет роль культуры речи и этикет телефонных переговоров.

Л-1, 166−208;

Л-13,52−58

Л-8, 115−159

Ответьте на вопросы самоконтроля.

1.Какую роль играет общение в жизни человека?

2. Почему взаимосвязаны между собой понятия: общение, язык и речь?

3. Какие барьеры общения вы знаете? Дайте им характеристику.

4. Перечислите причины конфликтов и какие виды конфликтов вы можете назвать?

5. Что включает в себя понятие «культура речи» и правила телефонных переговоров?

6. Что такое этикет и почему современный человек должен знать этические нормы и правила?

V . МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Учебным планом заочного отделения предусмотрено выполнение одной домашней контрольной работы и написание итоговой контрольной работы.

Домашняя контрольная работа выполняется в ученической тетради в клеточку. Её объём должен быть не более 16 листов рукописного варианта на двух сторонах листа. Текст работы выполняется синими или чёрными чернилами. В текст работы могут включаться схемы, таблицы, рисунки и другие иллюстрации. Титульный лист контрольной работы оформляется в соответствии со стандартом, принятым в учебном заведении.

Контрольная работа должна быть краткой, ясной, с точно обоснованным теоретическим материалом. В ответах на вопросы следует обратить внимание на полноту, логичность и последовательность изложенного материала. В работе не допускается дословное копирование текста учебника (за исключением цитат, понятий, ссылок на первоисточник).

Изложение должно отличаться самостоятельностью, не следует использовать материалы, не имеющие прямого отношения к вопросам.

В каждой контрольной работе должен быть указан перечень используемой литературы: название учебника, учебного пособия, журнала; авторы; год издания. Выполненная контрольная работа подписывается учащимся ниже списка литературы с указанием даты выполнения.

Все вопросы переписываются в домашней контрольной работе полностью в соответствии с контрольным заданием.

Для выбора вопросов по вариантам необходимо пользоваться таблицей (приложение 1)

Каждый вариант содержит 3теоретических вопроса и одну задачу.

Приступая к контрольной работе, учащийся должен:

— ознакомиться с программой курса;

— ознакомиться с соответствующими разделами учебных пособий, которые указаны в каждом варианте;

— прочитать дополнительную литературу, материалы первоисточников, периодической печати, пользуясь библиографическими справочниками;

— изучив литературу, отобрать материал, который будет использоваться при освещении темы; составить план изложения и черновой вариант работы;

— оформить окончательный вариант контрольной работы.

Порядок оформления контрольной работы:

— текст работы пишется разборчиво, грамотно, без сокращений, следует четко выделять отдельные части, разделы или главы; ответ на каждый вопрос начинается с новой страницы;

— использованные цитаты в тексте берутся в кавычки, и делается ссылка на источник, сноски записываются внизу страницы;

— в конце контрольной работы оформляется список литературы, которая использовалась при подготовке;

— на последней странице ставиться дата и личная подпись;

— объем контрольной работы — ученическая тетрадь.

Контрольная работа должна быть сдана в срок, указанный в учебном графике;

Работа, выполненная, не по заданному варианту, неразборчивым почерком или небрежно возвращается учащемуся без проверки, с указанием причины возврата.

По всем вопросам, возникающим при выполнении домашней контрольной работы, следует обращаться к преподавателю.

Критерии оценки домашней контрольной работы:

— контрольная работа, признанная преподавателем удовлетворительной и содержащая 75% положенного объема, оценивается словом «Зачтено»;

— контрольная работа, выполненная не по варианту, в которой не раскрыто основное содержание вопросов задания или в которой имеются грубые ошибки в освещении вопроса, и т. д., не зачитывается (оценивается словом «Незачтено») и возвращается учащемуся с подробной рецензией для дальнейшей работы над учебным материалом, обеспечивающем успешное выполнение работы.

Таблица

оценочных критериев по десятибалльной системе

Уровни

знаний

Номера

заданий

Стоимость одного

задания (баллы)

Суммарное значение баллов

Отметка учащегося

I

1

4

4

4

7

5

II

2

6

10

6

14

7

III

3

8

18

8

23

9

IV

4

10

28

10

Выставление оценок осуществляется в следующих интервалах:

10 (десять) → 26−28 баллов

9 (девять) → 21−25 баллов

8 (восемь) → 16−20 баллов

7 (семь) → 12−15 баллов

6 (шесть) → 9−11 баллов

5 (пять) → 6−8 баллов

4 (четыре) → до 5 баллов

VI. Вопросы для домашней контрольной работы

1. Предмет и задачи психологии и профессиональной этики. Методы современной психологии и этики и их использование в профессиональной деятельности.

2. Требования к нравственному облику современного специалиста. Высшие общечеловеческие ценности.

3. Сознание и психика. Структура сознания и его основные психологические характеристики.

4. Познавательная сфера личности современного специалиста.

5. Психологическая характеристика внимания: понятие, виды, их характеристика.

6. Свойства внимания и их развитие в профессиональной деятельности. Развитие наблюдательности.

7. Ощущение и восприятие. Классификация и виды ощущений и восприятий.

8. Особенности ощущений и восприятий и их развитие в профессиональной деятельности

9. Память: понятие, виды и их развитие в трудовой деятельности.

10. Процессы памяти. Рациональные приемы запоминания.

11. Мышление и речь. Единство мышления и речи. Функции речи. Виды речи.

12. Мышление как высшая форма познавательной деятельности; виды, операции и формы мышления.

13. Психологические и профессиональные особенности видов, операций и форм мышления. Развитие технического мышления.

14. Воображение; воображение как «образное мышление». Виды воображения. Индивидуальные качества воображения.

15. Роль воображения в профессиональной деятельности. Техническое творчество.

16. Рациональные приемы развития творческого воображения.

17. Эмоционально-волевая сфера личности специалиста. Эмоции и чувства.

18. Основные эмоциональные состояния и их внешнее выражение. Настроение.

19. Стрессовые состояния; теория стресса.

20. Виды чувств и их формирование в профессиональной деятельности.

21. Нравственные чувства. Роль чувств в познавательной и практической деятельности специалиста.

22. Чувства и потребности человека.

23. Воля: понятие, особенности волевой деятельности. Волевое усилие. Волевой акт. Волевое действие.

24. Особенности проявления воли в профессиональной деятельности. Волевые качества личности и самовоспитание воли современного специалиста.

25. Определение волевого потенциала личности.

26. Личность и деятельность.

27. Психологическая структура личности современного специалиста.

28. Структура личности: биологическое и социальное в структуре личности.

29. Направленность. Мотивы. Интересы.

30. Нравственные убеждения. Мировоззрение.

31. Установки и особенности их формирования в процессе профессионального становления.

32. Движущие силы развития личности.

33. Самосознание личности современного специалиста. Нравственное самовоспитание. Образ «Я», самооценка и уровень притязаний.

34. Психологическая характеристика деятельности.

35. Понятие о деятельности, основные виды деятельности, их психологические особенности.

36. Деятельность и активность современного специалиста.

37. Потребности человека как источник активности.

38. Потребности и мотивация деятельности.

39. Навыки, умения, привычки как способы выполнения деятельности.

40. Индивидуально-психологические особенности личности специалиста.

41. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности специалиста.

42. Типология темпераментов и их психологическая характеристика.

43. Темперамент и индивидуальные стили профессиональной деятельности.

44. Характер: понятие, структура.

45. Поступок и формирование характера в учебной и трудовой деятельности. Характер и индивидуальность.

46. Способности: понятие, виды, характеристики, структура.

47. Задатки и способности. Профессиональные способности. Формирование способностей в трудовой деятельности.

48. Морально-психологический климат трудового коллектива.

49. Этические нормы взаимоотношений в коллективе.

50. Группы и их классификация. Коллектив как высшая форма развития группы.

51. Межличностные отношения в коллективе. Межличностный выбор.

52. Психологический климат.

53. Лидерство и власть.

54. Формирование коллективизма в трудовой деятельности. Соотношение личного и общественного.

55. Деловое общение и этикет.

56. Психологические особенности общения и этикет.

57. Деловое общение: содержание, структура, цели и функции.

58. Особенности общения по «вертикали» и по «горизонтали». шЭтикет как выше проявление нравственной культуры в профессиональной деятельности.

59. Конфликты: структура, причины, пути преодоления и разрешения в трудовом коллективе.

60. Способы реагирования в конфликте.

VII . Распределение вопросов по вариантам:

Вариант № 1

1. Предмет и задачи психологии и профессиональной этики. Методы современной психологии и этики и их использование в профессиональной деятельности.

2. Нравственные чувства. Роль чувств в познавательной и практической деятельности специалиста.

3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности специалиста.

4. Задача № 1

" Я не знаю, — пишет юноша девушке, — люблю я тебя или ненавижу. Мне кажется, что эти чувства во мне странным образом перемешаны. Ставлю вопрос: почему я тебя могу любить? Не нахожу ответа. Но нет, кажется, оснований и для ненависти. Может быть, ты поможешь мне понять самого себя и чем вызвано мое такое нелепое состояние по отношению к тебе" (по Н.Д. Левитову).

Какое явление эмоционально — чувственной сферы здесь проявилось?

Как оно называется?

Вариант № 2

1. Требования к нравственному облику современного специалиста. Высшие общечеловеческие ценности.

2. Чувства и потребности человека.

3. Типология темпераментов и их психологическая характеристика.

4. Задача № 2:Определите тип темперамента:

Вариант № 3

1. Сознание и психика. Структура сознания и его основные психологические характеристики.

2. Воля: понятие, особенности волевой деятельности. Волевое усилие. Волевой акт. Волевое действие.

3. Темперамент и индивидуальные стили профессиональной деятельности.

4. Задача № 3. Какими волевыми качествами можно охарактеризовать Василя и Марко? Докажите, что названные качества присущи им. (текст прилагается)

Вариант № 4

1. Познавательная сфера личности современного специалиста.

2. Особенности проявления воли в профессиональной деятельности. Волевые качества личности и самовоспитание воли современного специалиста.

3. Характер: понятие, структура.

4. Задача № 4: Определите, какова связь между свойствами темперамента и свойствами характера в приведенных примерах.

— Нине Н., учащейся колледжа, трудно справляться с хлопотливой жизнью в учреждении. Под влиянием неудач она быстро опускает руки. Нина хорошо поет и танцует и поэтому стремится участвовать в концертах художественной самодеятельности. На репетициях, когда что-нибудь не получается, у нее очень резко меняется настроение, и тогда она может даже расплакаться и раскиснуть. Нина довольно мнительна и крайне болезненно переживает несправедливость. В такие минуты она уходит в себя, замыкается в кругу своих переживаний; наказание переживает очень тяжело.

— Слесарь А.А. работает на заводе восемь лет. Всегда спокойный, тихий, незаметный. Он долго не обращал на себя внимания как организатор. После неоднократного успешного выполнения небольших организаторских задач был выдвинут в бригадиры. В организаторской работе нетороплив, молчалив. О нем говорят, что работает медленно, но аккуратно, после него переделывать не придется. А.А. отличается трудолюбием, основательностью. Он долго и кропотливо готовится к работе, все заранее продумывает, взвешивает. Тщательное планирование деятельности всей бригады, настойчивая последовательность в выполнении всех работ, жесткий, даже несколько педантичный характер, спокойная деловитость и эмоциональная уравновешенность отличают его как бригадира. Вместе с тем очень душевный человек, всегда готовый помочь товарищу в беде. Большое трудолюбие, упорство в работе, размеренность и спокойная основательность является примером для других.

Вариант № 5

1. Психологическая характеристика внимания: понятие, виды, их характеристика.

2. Определение волевого потенциала личности.

3. Поступок и формирование характера в учебной и трудовой деятельности. Характер и индивидуальность.

4. Задача № 5. В характеристике личности выделите проявление черт характера и свойств темперамента. Дайте обоснование своего ответа.

— Ира Н., девушка 18 лет, жизнерадостная, кокетливая, любит поболтать; добрая, но завистливая, старается быть заметной в коллективе, заслужить похвалу. Общительна, но очень обидчива. Ира интересуется всем, но ее интересы не стойкие, она быстро остывает. Много уделяет внимания своей внешности: часами может сидеть перед зеркалом, менять прически. Девушка в коллективе активна, но если ей в общей работе приходится подчиняться кому-либо из товарищей, она теряет к занятию всякий интерес, становится ко всему безучастной.

Вариант № 6

1. Свойства внимания и их развитие в профессиональной деятельности. Развитие наблюдательности.

2. Личность и деятельность.

3. Способности: понятие, виды, характеристики, структура.

4. Задача № 6. Добиваясь успешного выполнения деятельности, человек осознанно или неосознанно компенсирует отсутствие или недостаточное развитие способностей. Е.П.Ильин выделяет следующие виды компенсаций:

а) недостаток способностей компенсируется приобретаемыми знаниями и умениями; б) недостаточно выраженные способности компенсируются за счет формирования типического стиля деятельности; в) недостаточное развитие одной способности компенсируется другой, более развитой и не связанной с первой способностью; г) недостаточно выраженная способность компенсируется другой, сильно выраженной способностью, находящейся с первой в компенсаторных отношениях.

Приведите примеры различных видов компенсаций в той области деятельности, которой вы занимаетесь или к которой готовите себя как профессионала.

Вариант № 7

1. Ощущение и восприятие. Классификация и виды ощущений и восприятий.

2. Психологическая структура личности современного специалиста.

3. Задатки и способности. Профессиональные способности. Формирование способностей в трудовой деятельности.

4. Задача № 7

Известный лингвист Р. Якобсон считал, гласные звуки имеют цветовую окраску, в то время как все согласные — черно-белые. «А" — самый яркий по окраске звук, «И" — самый светлый, «У" — самый темный. А. Ахматова вспоминает:» А. Блок прослушал Игоря Северянина, вернулся в артистическую и сказал: «У него жирный адвокатский голос».

В рецензии о певице: «У нее красивый голос, чистый как хрусталь, и вместе с тем плотный, как запах поздних осенних цветов…».

Заявление музыканта: «У моего друга желтый, рассыпчатый голос».

О какой закономерности ощущений свидетельствуют приведенные факты.

Укажите тип ощущений.

Вариант № 8

1.Особенности ощущений и восприятий и их развитие в профессиональной деятельности

2. Структура личности: биологическое и социальное в структуре личности

3. Морально-психологический климат трудового коллектива

4. Задача № 8.

На рисунке изображен пятнистый пес: почти все полутона на фотографии утрачены (так бывает видно при лунном свете).

И все же нетрудно отличить пятна на теле собаки от исходных пятен фона.

Почему это возможно? К каким свойствам восприятия это относится?

Вариант № 9

1. Память: понятие, виды и их развитие в трудовой деятельности.

2. Направленность. Мотивы. Интересы.

3. Этические нормы взаимоотношений в коллективе.

4. Задача № 9. Для того, чтобы учащиеся легче запомнили последовательность смены цветов в спектре, преподаватель просил их заучить фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» Каждое слово этой фразы начинается с той же буквы, что и названия цветов.

Какой прием организации памяти был применен преподавателем?

Вариант № 10

1. Процессы памяти. Рациональные приемы запоминания.

2. Нравственные убеждения. Мировоззрение.

3. Группы и их классификация. Коллектив как высшая форма развития группы.

4. Задача № 10. Разговор двух драматургов:

— Когда я пишу какую-нибудь сцену, я слышу ее. Я слышу голос каждого действующего лица.

— А я вижу сцену, герои ходят, действуют. Знаете, где я мысленно нахожусь? В середине партера.

О каких типах памяти здесь идет речь?

Вариант № 11

1. Мышление и речь. Единство мышления и речи. Функции речи. Виды речи.

2. Установки и особенности их формирования в процессе профессионального становления.

3. Межличностные отношения в коллективе. Межличностный выбор.

4. Задача № 11. К приведенным ниже рядам понятий подберите более общие. Как называются первые понятия. А как называются более общие понятия?

а) ощущение, восприятие, представление, мышление; б) страх, гнев, радость, печаль

в) зрение, слух, обоняние, вкус

Вариант № 12

1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности; виды, операции и формы мышления.

2. Движущие силы развития личности.

3. Психологический климат.

4. Задача № 12. Какая мыслительная операция недостаточно развита у детей 6−10 лет, вследствие чего у них наблюдаются ошибки в решении задач?

А. Ребенка, поступившего в школу, спрашивают: «Что такое птица?» Он отвечает: «Она серенькая, маленькая, имеет маленький носик и ротик».

Б. Ребенку предлагают задачу: «У мальчика было 3 конфеты, одну он потерял. Сколько конфет у него осталось?» Не обращая внимания на вопрос, ученик говорит: «Нужно искать ее и найти»

Вариант № 13

1. Психологические и профессиональные особенности видов, операций и форм мышления. Развитие технического мышления.

2. Самосознание личности современного специалиста. Нравственное самовоспитание. Образ «Я», самооценка и уровень притязаний.

3. Лидерство и власть.

4. Задача № 1. Дайте определение следующих понятий: береза, дерево, гора, труд. Назовите признаки этих понятий.

Вариант № 14

1. Воображение; воображение как «образное мышление». Виды воображения. Индивидуальные качества воображения.

2. Психологическая характеристика деятельности.

3. Формирование коллективизма в трудовой деятельности. Соотношение личного и общественного.

4. Задача № 14. Какая ошибка допущена в изображении этих ножниц? Можно ли ими резать?

Вариант № 15

1. Роль воображения в профессиональной деятельности. Техническое творчество.

2. Понятие о деятельности, основные виды деятельности, их психологические особенности.

3. Деловое общение и этикет.

4. Задача № 15. Манилов- герой повести Н.В.Гоголя «Мертвые души»

" Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву, и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах…"

Укажите какой это вид воображения. Аргументируйте свой ответ.

Вариант № 16

1. Рациональные приемы развития творческого воображения.

2. Деятельность и активность современного специалиста.

3. Психологические особенности общения и этикет.

4. Задача № 16. Ключ, шляпа, лодка, сторож, дорога, дождь.

Используя слова, составьте логически связный рассказ. Укажите какой это вид воображения.

Вариант № 17

1. Эмоционально-волевая сфера личности специалиста. Эмоции и чувства.

2. Потребности человека как источник активности.

3. Деловое общение: содержание, структура, цели и функции.

4. Задача № 17. Укажите к какому виду эмоционального состояния относятся группы слов:

— любовь, товарищество, долг, честь, дружба, ненависть, жадность;

— юмор, ирония, сарказм, удивление, сомнение, уверенность

— любовь к природе, людям, искусству

Вариант № 18

1. Основные эмоциональные состояния и их внешнее выражение. Настроение.

2. Потребности и мотивация деятельности.

3. Особенности общения по «вертикали» и по «горизонтали». Этикет как выcшее проявление нравственной культуры в профессиональной деятельности.

4. Задача № 18. 1) Учащийся Н. был в очень хорошем настроении; заранее намеченный им план действий был реализован в благоприятных условиях.

2) Медики отмечают, что после выхода на пенсию у многих людей возникает депрессивное настроение, связанное с привыканием к новому, более облегченному режиму жизни; ухудшается. Как правило, и физическое самочувствие. Каковы физиологические механизмы описанных эмоциональных явлений? Дайте аргументированный ответ.

Вариант № 19

1. Стрессовые состояния; теория стресса.

2. Навыки, умения, привычки как способы выполнения деятельности.

3. Конфликты: структура, причины, пути преодоления и разрешения в трудовом коллективе.

4. Задача № 19. Слева начерчены три равных между собой отрезка. Как изменилось восприятие этих отрезков, помещенных справа, и почему?

Вариант № 20

1. Виды чувств и их формирование в профессиональной деятельности.

2. Индивидуально-психологические особенности личности специалиста.

3. Способы реагирования в конфликте.

4. Задача № 20. Верхний поперечный брусок кажется длиннее нижнего, хотя они равные. Почему?

Приложение 1

№№

варианта*

Вопросы

Задачи

1

1, 21, 41

Задача № 1

2

2, 22, 42

Задача № 2

3

3, 23, 43

Задача № 3

4

4, 24, 44

Задача № 4

5

5, 25, 45

Задача № 5

6

6, 26, 46

Задача № 6

7

7, 27, 47

Задача № 7

8

8, 28, 48

Задача № 8

9

9, 29, 49

Задача № 9

10

10, 30, 50

Задача № 10

11

11, 31, 51

Задача № 11

12

12, 32, 52

Задача № 12

13

13, 33, 53

Задача № 13

14

14, 34, 54

Задача № 14

15

15, 35, 55

Задача № 15

16

16, 36, 56

Задача № 16

17

17, 37, 57

Задача № 17

18

18, 38, 58

Задача № 18

19

19, 39, 59

Задача № 19

20

20, 40, 60

Задача № 20

*Номер варианта соответствует

порядковому списочному номеру учащегося по журналу

VIII. Вопросы для контрольной работы

1.Предмет и задачи психологии и профессиональной этики. Методы современной психологии и этики и их использование в профессиональной деятельности.

2.Требования к нравственному облику современного специалиста. Высшие общечеловеческие ценности.

3.Сознание и психика. Структура сознания и его основные психологические характеристики.

4.Познавательная сфера личности современного специалиста.

5.Психологическая характеристика внимания: понятие, виды, их характеристика.

6.Свойства внимания и их развитие в профессиональной деятельности. Развитие наблюдательности.

7.Ощущение и восприятие. Классификация и виды ощущений и восприятий.

8. Особенности ощущений и восприятий и их развитие в профессиональной деятельности

9. Память: понятие, виды и их развитие в трудовой деятельности.

10. Процессы памяти. Рациональные приемы запоминания.

11. Мышление и речь. Единство мышления и речи. Функции речи. Виды речи.

12. Мышление как высшая форма познавательной деятельности; виды, операции и формы мышления.

13. Психологические и профессиональные особенности видов, операций и форм мышления. Развитие технического мышления.

14. Воображение; воображение как «образное мышление». Виды воображения. Индивидуальные качества воображения.

15. Роль воображения в профессиональной деятельности. Техническое творчество.

16 Рациональные приемы развития творческого воображения.

17. Эмоционально-волевая сфера личности специалиста. Эмоции и чувства.

18. Основные эмоциональные состояния и их внешнее выражение. Настроение.

19. Стрессовые состояния; теория стресса.

20. Виды чувств и их формирование в профессиональной деятельности.

21. Нравственные чувства. Роль чувств в познавательной и практической деятельности специалиста.

22. Чувства и потребности человека.

23. Воля: понятие, особенности волевой деятельности. Волевое усилие. Волевой акт. Волевое действие.

24. Особенности проявления воли в профессиональной деятельности. Волевые качества личности и самовоспитание воли современного специалиста.

25. Определение волевого потенциала личности.

26. Личность и деятельность.

27. Психологическая структура личности современного специалиста.

28. Структура личности: биологическое и социальное в структуре личности.

29. Направленность. Мотивы. Интересы.

30. Нравственные убеждения. Мировоззрение.

31. Установки и особенности их формирования в процессе профессионального становления.

32. Движущие силы развития личности.

33. Самосознание личности современного специалиста. Нравственное самовоспитание. Образ «Я», самооценка и уровень притязаний.

34. Психологическая характеристика деятельности.

35. Понятие о деятельности, основные виды деятельности, их психологические особенности.

36. Деятельность и активность современного специалиста.

37. Потребности человека как источник активности.

38. Потребности и мотивация деятельности.

39. Навыки, умения, привычки как способы выполнения деятельности.

40. Индивидуально-психологические особенности личности специалиста.

41. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности специалиста.

42. Типология темпераментов и их психологическая характеристика.

43.Темперамент и индивидуальные стили профессиональной деятельности.

44. Характер: понятие, структура.

45. Поступок и формирование характера в учебной и трудовой деятельности. Характер и индивидуальность.

46. Способности: понятие, виды, характеристики, структура.

47. Задатки и способности. Профессиональные способности. Формирование способностей в трудовой деятельности.

48. Морально-психологический климат трудового коллектива.

49. Этические нормы взаимоотношений в коллективе.

50. Группы и их классификация. Коллектив как высшая форма развития группы.

51. Межличностные отношения в коллективе. Межличностный выбор.

52. Психологический климат.

53. Лидерство и власть.

54. Формирование коллективизма в трудовой деятельности. Соотношение личного и общественного.

55. Деловое общение и этикет.

56. Психологические особенности общения и этикет.

57. Деловое общение: содержание, структура, цели и функции.

58. Особенности общения по «вертикали» и по «горизонтали». шЭтикет как выше проявление нравственной культуры в профессиональной деятельности.

59. Конфликты: структура, причины, пути преодоления и разрешения в трудовом коллективе.

60. Способы реагирования в конфликте.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector