Методические рекомендации по интеграции здоровьеформирующего компонента

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

«Старооскольский городской институт

усовершенствования учителей"

(МОУ ДПО (ПК) «СОГИУУ»)

Рассмотрено на заседании муниципального экспертного совета управления образования администрации Старооскольского округа

от «____» ______________ 2010 г.

Протокол №______

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИНТЕГРАЦИИ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕГО

КОМПОНЕНТА

В СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТОВ

УЧЕБНОГО ПЛАНА

Авторы-составители:

Куропаткина А.Н., начальник отдела координации и прогнозирования повышения квалификации педагогических кадров МОУ ДПО (ПК) «СОГИУУ»

Корчагина И.В., методист

Панченко Ю.А., методист

«Воспитание нравственности достигается не объяснением, что есть нравственность, не морализующими рассуждениями, а лишь правильной организацией работы с учащимися на принципах справедливости, взаимопомощи,

взаимоуважения, доверия, чувства ответственности".

С.И. Гессен

Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения стали в настоящее время первоочередными не только государственными, но и общенациональными задачами. Здоровье рассматривается как фактор социальной жизни, основа экономического благополучия государства, социального прогресса общества, повышения качества жизни населения, улучшения демографической ситуации, морально-психологического климата в стране.

Об этом говорится в целом ряде федеральных документов («Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел 3.4 „Образование“ (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36)», «Основные направления Правительства РФ на период до 2012 года (от 17 ноября 2008 г. № 1663-р)», «Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию» (5 ноября 2008 г., 12 ноября 2009 г.), ПНП «Образование», президентская инициатива: «Наша новая школа»).

На сферу образования, как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, возложены следующие задачи:

· воспитание здоровой личности, личности, ориентированной на здоровый образ жизни;

· организация такого образовательного процесса, который не навредит здоровью ребенку;

· использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития детей.

Для реализации данных задач на региональном уровне принята в 2008 году Концепция развития системы общего среднего образования Белгородской области. В ней обоснование получила линия, направленная на воспитание каждого выпускника, ориентирующегося на здоровый образ жизни. В развитие Концепции издан целый ряд приказов департамента, которые акцентировали внимание всех управленческих структур и педагогических коллективов на необходимости активизации работы по реализации идей педагогики здоровья. В контексте реализации данных документов школа Белгородчины, как и в целом отечественная, должна стать другой, новой, а в решении проблемы здоровья детей — инновационной по целям, задачам, содержанию образования, формам, технологиям, организации и, что самое главное, по результатам работы.

Исходя из этого, при организации здоровьеориентированного образовательного процесса рекомендуется учитывать следующее:

1. В образовательных учреждениях должны быть созданы следующие условия:

— образовательный процесс в решении проблемы здоровья детей должен носить целостный и целенаправленный характер;

— образовательные ресурсы образовательного учреждения в решении проблемы культуры здоровья детей должны увеличиться за счет обновления содержания образования по каждому учебному предмету;

— в образовательном учреждении должна быть создана здоровьесозидающая образовательная среда и использоваться все ее педагогические возможности;

— все участники образовательного процесса должны быть включены в разнообразные формы деятельности здоровьесозидающей направленности.

2. Реализация здоровьеориентированного образования может происходить через следующие организационные формы:

— комплексные программы;

— программы, раскрывающие отдельные вопросы здоровья;

— план отдельных мероприятий;

— интеграция вопросов здоровья в различные предметы.

3. Содержание образования должно приобрести здоровьеориентированную направленность:

— во все предметы общеобразовательного цикла в рамках отведенного количества часов базисным учебным планом вводится здоровьеформирующий компонент;

— во внеклассной воспитательной работе, в дополнительном образовании детей расширяется составляющая здоровьеориентированного плана.

4. Основные принципы организации работы образовательного учреждения по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни у школьников

Целостность: воспитание основ здорового образа жизни осуществляется в рамках единого процесса воспитания и формирования личности.

Комплексность: вовлечение в сферу формирования навыков ЗОЖ всех основных институтов социализации школьника (участие школы, семьи, окружения ребенка).

Безопасность: тщательный отбор информации, предоставляемой школьнику и исключение сведений, которые могут провоцировать его интерес к поведению, разрушающему здоровье.

Возрастная адекватность: содержание образования в области здорового образа жизни базируется на актуальных для конкретного возраста потребностях и ценностях, и учитывает реальные для данного возраста факторы риска.

Социокультуральная адекватность: учет свойственных обществу стандартов и норм поведения, в том числе обычаев, традиций, связанных со здоровьем.

Для того, чтобы школьник захотел уже сегодня заботиться о здоровье, он должен понимать — чем ему это полезно сейчас и как это может помочь в дальнейшем. Обучение здоровому образу должно учитывать возрастные особенности школьников и опираться на сферу актуальных интересов детей и подростков.

Особенности организации обучения здоровому образу жизни

младших школьников

Основные усилия педагога, работающего с младшими школьниками, должны быть сосредоточены на воспитании у них понимания важности и необходимости заботы о своем организме. Предлагается следующая модель организации такой работы.

Возраст

Цель

Задачи формирования ценности здоровья и ЗОЖ

Пути реализации

Формы реализации

6−7

1. Формирование представления о здоровье, его значении, основах здорового образа жизни.

1.Формирование представления о зависимости здоровья и поведения человека

2.Формирование представления о формах поведения, способствующих сохранению здоровья и разрушающих здоровье.

3. Освоение навыков безопасного поведения

1. Развитие умения оценивать и описывать свое внутреннее состояние

1. Игра

2. Интегрирование в различные формы детского творчества

8−9

1. Развитие личностной мотивации здорового образа жизни.

2. Освоение поведенческих схем, направленных на сохранение и укрепление здоровья

1. Формирование представления о ситуациях, связанных с риском для здоровья.

2. Формирование приемов и навыков безопасного поведения

1. Развитие навыков самоконтроля

2. Формирование умения прогнозировать последствия своих поступков

3. Развитие умения оценивать и описывать свое внутреннее состояние

1. Ролевые игры.

2. Контекстное обучение (включение информации об основах ЗОЖ в содержание базовых учебных курсов).

3. Интегрирование в различные формы детского творчества

10−11

1. Формирование комплексного представления о здоровье как важнейшей человеческой ценности и его составляющих.

2. Расширение представления о поведенческих схемах, способствующих сохранению и укреплению здоровья

1. Развитие представлений о ценности здоровья и его роли в жизни человека.

2. Расширение представления о факторах, негативно влияющих на здоровье человека

1. Развитие коммуникативных навыков.

2. Развитие умения оценивать влияние внешних факторов с точки зрения их влияния на здоровье

3. Формирование устойчивости к негативному влиянию среды

1. Тренинговые формы (игры, упражнения)

2. Контекстное обучение

3. Ролевые игры

4. Участие старших школьников в обучении младших

5. Интеграция в различные досуговые формы, популярные в детской среде

Особенности организации обучения здоровому образу жизни

подростков и юношей

При обучении здоровому образу жизни нужно учитывать возрастные особенности школьников. Так, в подростковом и юношеском возрасте еще недостаточно сформирована личностная ценность здоровья. Далеко не все школьники осознают здоровье как обязательное условие достижения жизненного успеха, самореализации, а также могут прогнозировать влияние на здоровье последствий своего поведения.

У школьников может быть уже сформировано отношение к той или иной проблеме, нередко расходящееся с оценками и взглядами педагога. Для учащихся большое значение имеет общение со сверстниками, поэтому для них более значимым является мнение товарищей, одноклассников, а не учителей и родителей. Школьники часто с недоверием относятся к информации, которую они получают от взрослых, считая, что их взгляды «устарели», «не соответствуют» действительности, «преувеличивают» опасность и т. д.

Учитывая возрастные особенности подростков и юношей педагогу при обучении здоровому образу жизни можно рекомендовать следующее:

— избегать «навязывания» учащимся готовых оценок и нормативов. Основное внимание следует уделять созданию условий, стимулирующих активный обмен мнениями между подростками, обсуждению и анализу различных позиций;

— использовать формы и методы, обеспечивающие самим учащимся роль ведущих, организаторов работы. Например, антинаркогенная информация, представленная сверстниками, будет иметь более действенный эффект, чем сведения, полученные от педагога;

— основной акцент следует делать на наиболее значимых для школьника факторах. Например, следует показать, что ухудшение здоровья может негативно отразиться на внешности подростка, его спортивных достижениях, привести к ограничениям при выборе профессии, затруднениям во взаимоотношениях с окружающими и т. д.

При обучении подростков и юношей основам здорового образа жизни рекомендуется использовать такие формы работы, которые носят преимущественно интерактивный характер и основываются на самостоятельной, творческой деятельности самих учащихся.

Проектная деятельность обеспечивает школьникам наиболее высокий уровень самостоятельности, они выступают в роли разработчиков и исполнителей проекта. Эта форма работы позволяет удовлетворить одну из главных потребностей этого возраста — почувствовать себя взрослым, проявить себя в социально значимой деятельности. В результате у школьников формируются универсальные полезные навыки (умение ставить задачи и выполнять намеченное, рационально распределять свою работу, умение сотрудничать и т. д.), а также решаются специальные воспитательные задачи (например, формирование негативного отношения к наркотизации).

Дискуссии способствуют формированию личной позиции школьника в отношении той или иной проблемы, воспринимаемой значимой, интересной. Дискуссия может быть организована в форме круглого стола, ток-шоу, брейн-ринга и т. п. К участию в дискуссии могут привлекаться родители, а также представители различных профессий — медики, психологи, юристы и т. п. Это сделает дискуссию более интересной и содержательной. Разновозрастный состав участников поможет взрослым и школьникам «услышать» друг друга, понять позицию другого.

Игры. Традиционно принято рассматривать игру как ведущую форму деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Между тем, игра продолжает сохранять свое значение и на последующих возрастных этапах. Так, у старших школьников игра проявляет себя как форма реализации мотивации достижения и самоопределения. Можно использовать ролевые, ситуационные игры, которые эффективны для отработки конкретных поведенческих схем.

Лекция — самая популярная среди взрослых и самая «нелюбимая» среди учащихся форма работы. Однако при обсуждении ряда тем (например, проблем наркотизма), такая форма оказывается необходимой. Как можно увеличить коэффициент ее полезного действия?

При выборе темы выступления следует учитывать интересы самой аудитории. Предоставляемая информация должна быть объективной и достоверной. Даже из самых лучших побуждений не следует искажать данные, пытаясь предостеречь своих слушателей. Ведь такие «художественные преувеличения» способны вызвать недоверие к лектору, сомнения в его компетентности.

Помимо классического варианта лекции, могут использоваться такие формы, как лекция-дискуссия и лекция с обратной связью. Лекция — дискуссия включает в себя не только сообщение материала, но и его обсуждение. При проведении лекции с обратной связью лектор представляет проблемную информацию, которая затем обсуждается школьниками в малых группах. Задача групп — не только высказать свое отношение к услышанному, но и представить свой вариант решения проблемы.

Таким образом, при обучении школьников основам здорового образа жизни необходимо учитывать психолого-педагогические особенности формирования личного отношения к своему здоровью на разных этапах возрастного развития ребенка.

В школе должны использоваться специальные модульные образовательные программы, направленные на формирование у детей и подростков ценности здоровья и здорового образа жизни.

Отличительными особенностями таких программ являются:

1. Преобладание интерактивных методов организации воспитания. То есть, роль учащихся не ограничивается пассивным восприятием готовой информации. Школьники оказываются активными участниками воспитательного процесса, стимулирующего их самостоятельность, творческую активность.

2. Практическая значимость содержания программы. Формируемые оценки, приемы и навыки должны быть актуальными для конкретной возрастной группы детей, востребованы в их повседневной жизни.

3. Модульность структуры и содержания, обеспечивающая вариативность при выборе вариантов реализации (учебная, внеучебная деятельность и т. д.), сроков реализации (выбирает сам педагог в зависимости от особенностей детской аудитории).

4. Обеспечение активного участия семьи в воспитательном процессе. Взрослые члены семьи должны осознавать важность и значимость результатов, на достижение которых направлена программа, участвовать в ее реализации.

5. Организуя включение здоровьеформирующего компонента во все предметы общеобразовательного цикла в рамках отведенного количества часов базисным учебным планом необходимо учитывать рекомендации, разработанные В.Н. Ирхиным, доктором педагогических наук, профессором Белгородского государственного университета.

Формирование ценностей здоровья учащихся

через содержание уроков гуманитарного цикла

Предметы гуманитарного цикла позволяют формировать духовное здоровье учащихся на основе общечеловеческих и национальных ценностей. На уроках с позиций конкретной науки раскрывается особенность взаимовлияния общих для гуманитарных дисциплин (история, обществоведение, литература, языки и др.) объектов изучения — индивидуального (человеческого) и общественного здоровья.

На уроках русского языка в начальной школе целесообразно проводить изложения и сочинения на темы: «Что такое здоровье», «Что может человек — что могу я?», «А мир прекрасен, если …», «Мое поведение и мое здоровье» и т. д.

На уроках изобразительного искусства в начальной и средней школе одна из ключевых тем связана с исследованием культуры человеческого тела, его пропорций. Важным моментом является формирование у школьников этического смысла красоты человеческого тела. Такая задача решается, в частности, при изучении образа человека в искусстве, культуры древней Греции, античной скульптуры. В темах «Олимпийские игры», «Спартакиада», тесно переплетаются нравственные и физические аспекты здоровья человека.

Взаимосвязь психического, физического и нравственного прослеживается в теме «Рисуем доброго и злого героя». На уроке перед учащимися ставится задача передать внутреннее состояние человека через его глаза. А тема «Передача настроения через цвет» (1−3 классы) дает возможность не только научить ребенка выражать свои чувства, но и в зависимости от выбора учеником цвета определить его настроение.

Уроки изобразительного искусства, музыки, развивая культуру чувств ребенка, его умение понимать других людей, сопереживать им и владеть собой в любых ситуациях, вносят определенный вклад в культуру здоровья школьников. Слушая и анализируя музыкальные произведение, ученики узнают о влиянии музыки на здоровье человека и его психическое состояние. Через задание по слушанию музыки дети учатся определять её характер, дифференцировать музыкальные произведения по их способности возбуждать или успокаивать, ободрять либо веселить.

Школьная практика показывает, что культура здоровья учеников успешно формируется на уроках иностранного языка. Наряду с традиционными темами «Питание», «Спорт», «Режим дня», творчески работающие учителя вносят в учебную программу такие темы, как «Здоровье», «Грипп и его осложнения», «Профилактика инфекционных болезней».

Неоценимо значение уроков литературы в формировании и коррекции нравственного здоровья учащихся. Известно, что предназначение литературы, как учебного предмета, заключается в том, чтобы очеловечить душу ребенка, представить ему гуманистическую картину мира и помочь в поисках смысла жизни. Уникальность литературы видится в том, что посредством художественных образов, возможно, надолго запечатлеть в сознании учащихся нравственные категории добра, чести, справедливости, долга, любви, верности, которыми изобилуют предлагаемые для изучения программные произведения.

Изучение истории создает необходимый фундамент для диалектического понимания учащимися причин и особенностей влияния общественного развития на здоровье нации. Опосредованное воздействие опыта прошлых поколений обусловлено установленной в психологии связью между человеческим сознанием и исторической действительностью. Принцип историзма позволяет на уроках приобщиться к вековому опыту своего и других народов по сохранению и укреплению здоровья и ЗОЖ: культ здорового человека в Аттике, культура здоровья в странах востока и у славян и т. д.

Обращение учителей к персоналиям — историческим деятелям, выдающимся путешественникам, ученым, писателям, которые показывали примеры здорового образа жизни, является эффективным способом достижения этой сложной педагогической цели. В качестве примера для подражания можно использовать общеизвестные факты из биографии А. В. Суворова, Л. Н. Толстого, Н. М. Пржевальского, Р. А. Амундсена и других великих людей. Исследуя жизненный путь великих людей, педагог помогает школьникам осознать, что следование принципам здорового образа жизни является важным источником жизненной энергии и непременным условием реализации творческого потенциала личности. И еще один вывод — помимо опоры на общие принципы здорового образа жизни человеку важно найти «ключ к себе», выстраивая индивидуальную программу здоровья.

Анализ содержания учебного материала по курсу истории, например, в 5−9 классах показывает, что интеграция темы «Здоровье» возможна в следующих разделах программы:

1. Гигиена: в странах Древнего Мира; в средневековом обществе; в культуре и быте русского народа XVI­XVIII веках; общественное движение в первой половине XIX века (утомление и восстановление работоспособности).

2. Рациональное питание: Римская империя — мировая держава; средневековая деревня и ее обитатели; Великие географические открытия; расширение колониальных империй (традиции национальной кухни); коллективизация сельского хозяйства (питание и болезни).

3. Развитие медицины, профилактика эпидемий: развитие культуры и науки в Древнем Мире; культура Западной Европы в средние века; культура и быт русского народа XVI­XVIII веках (применение лекарственных средств); глобальные проблемы человечества (ВИЧ-инспекция и СПИД); развития науки в XX веке (правила обращения с лекарственными веществами).

4. Негативное отношение к алкоголю, табакокурению, наркомании: цивилизация Древнего Египта; Эллинистическая культура; культура и быт русского народа XVI­XVIII веках (история употребления алкоголя и табакокурения на Руси); Великие географические открытия (история распространения табака); Опиумные войны в Китае в середине XIX века; глобальные проблемы человечества (наркомания).

5. Правила техники безопасности: средневековый замок и рыцарские соревнования; промышленный переворот в Европе; Французская революция (экстремальные ситуации в местах массового скопления людей); Первая мировая война (отравляющие вещества).

6. Развитие физической культуры: Афинская, Спартанская и Римская системы физического воспитания; Олимпийские игры в древности; система физического воспитания рыцарей; физическое воспитание в странах Востока; оздоровительные практики Индии и Китая; физическая культура Эпохи Возрождения; немецкая, шведская, французская и сокольская гимнастики XVIII -XIX веков; буржуазные системы физического воспитания, развитие игровых видов спорта; возрождение современных Олимпийских игр; физическая культура славян и Древнерусского государства; физическое воспитание в России XVII -XIX веков.

7. Психология здоровья: возникновение цивилизаций (особенности групповой деятельности); страна «корня солнца» — Япония (психосаморегуляция); средневековое европейское общество (оптимизация межличностных отношений); Контрреформация и религиозные войны (конфликт); Франция от республики к империи. Завоевательные войны Наполеона I (ролевые позиции в группе); мировой экономический кризис конца 20-х-нач. 30-х годов XX века (стресс); тоталитарные режимы в Европе (способы манипулирования людьми).

8. Здоровье и гармоничное развитие человека: становление и развитие человеческого общества; античная культура Древней Греции; Эпоха Возрождения в Европе; абсолютизм в Европе (мода на здоровье); наука и культура в XIX веке (соотношение биологического и социального в человеке).

О том, как можно использовать содержание учебного материала на уроках истории для формирования культуры здоровья школьников свидетельствует пример из методического пособия для учителей «Здоровье: Вопросы здоровья в курсе истории (5−9 классы).

— М., 2002», разработанного А. С. Митькиным и А. Е. Неудахиной.

Использование потенциала уроков

естественнонаучного цикла с целью формирования культуры здоровья учащихся

Содержание предметов естественнонаучного цикла также обладает существенным потенциалом формирования культуры здоровья учащихся, поскольку раскрывает законы, механизмы развития, функционирования и взаимодействия объектов живой и неживой природы как факторов, обусловливающих здоровье человека.

Предметы естественнонаучного цикла (математика, естествознание, география, физика, химия, биология и др.) дают возможность в полной мере представить учащимся факторы обусловленности здоровья человека: влияние климатических условий на здоровье человека и структуру питания в соответствии с климатическими особенностями; своеобразие окружающей среды и воздействие человека на нее (воздух, вода, состояние живой и неживой природы) и др.

Формируя культуру здоровья школьников на уроках географии, учитель обращает внимание учащихся на прямую зависимость между техногенным воздействием человека на природную среду и здоровьем человека в темах: «Внутренние воды и человек», «Человек и живая природа», «Почва и человек», «Изменение природных комплексов под влиянием деятельности человека», «Основы природопользования и охрана природы» и другие.

Знания в сфере культуры здоровья, получаемые учащимися на уроках физики

Класс

Разделы (темы) программы

Программа курса «Физика»

Валеологические знания и установки, формируемые у школьников

7

Сила трения

Значение инерции тел и трения в повседневной жизни человека. Тормозной путь автомобиля. Элементы правил уличного движения. Торможение и загрязнение окружающей среды

Безопасность поведения на дорогах

Свойства твердых, жидких и газообразных тел

Водопровод, значение и необходимость очистки воды. Критерии качества питьевой воды

Соблюдение гигиенических правил при употреблении воды для питья

Давление жидкостей и газов

Газы в быту. Правила безопасного пользования газовыми приборами

Соблюдение правил безопасности пользования газовыми приборами в быту. Понимание значения проветривания кухни

8

Теплопередача

Механизм охлаждения организма в воде, при лежании на земле или в снегу. Влияние вида ткани одежды на температурный комфорт организма

Профилактика простудных заболеваний и обморожений

Нормальная температура человеческого тела. Физиологическая оптимальная температура и влажность воздуха

Понимание значения изменения температуры тела при заболеваниях

Теплота и работа

Тепловой баланс организма. Калорийность пищи. Потребность организма в калориях, в зависимости от характера работы окружающей среды

Гигиена питания

Нагревание тел излучением

Действие тепла на организм человека. Польза и вред солнечных лучей для человека. Солнечный удар и ожоги. Роль цвета одежды в их профилактике

Профилактика тепловых ударов и солнечных ожогов

Перевод веществ из одного состояния в другое

Испарение. Охлаждение человеческого тела при высыхании

Профилактика простудных заболеваний после купания

Электричество

Механизм поражения человека электрическим током. Факторы, влияющие на электропроводность тела

Первая помощь пострадавшему от удара молнией и при поражении электрическим током. Правила пользования бытовыми электроприборами. Поведение человека во время грозы дома, в поле, в лесу

9

Сила трения в природе

Значение силы трения для организма человека

Понимание действия торможения в практической жизни человека

Уличный травматизм. Обледенение дорог и тротуаров. Методы профилактики уличного травматизма

Оказание первой помощи при переломах

10

Газы

Понимание роли газообмена в жизни человека. Газы в быту

О роли сохранения чистоты атмосферного воздуха для здоровья человека

Атмосферное давление, его влияние на организм человека. Принципы действия и применения медицинских банок

Лечение простудных заболеваний. Правила применения медицинских банок

Свойства паров

Влажность воздуха и ее значение для жизнедеятельности человека

Гигиена помещения

Тепловые двигатели

Роль тепловых двигателей в загрязнении окружающей среды

Профилактика вредного воздействия тепловых двигателей на организм человека

Электродинамика

Травмы человека от электрического тока

Техника безопасности при работе с электроприборами

Постоянный ток

Понятие о биопотенциале человеческого организма. Электрокардиограмма. Электроэнцефалограмма

Позитивное отношение к медицинским обследованиям

11

Звук

Шум — производственный и бытовой. Влияние шума на здоровье человека. Необходимость и средства по уменьшению шума

Профилактика шумового воздействия. Гигиена слуха

Оптика

Человеческий глаз как оптическая система. Сущность близорукости и дальнозоркости. Факторы, предполагающие нарушение зрения. Гигиенические нормы освещенности жилых и учебных помещений

Соблюдение правил гигиены зрения

Излучение и спектры

Действие на человеческий организм инфракрасных, ультрафиолетовых, рентгеновских лучей. Применение лучевых аппаратов в диагностике и лечении болезней

Режим использования солнечных лучей. Методы защиты организма от поражающего действия лучей

Ядерная энергия

Влияние ядерного излучения на человеческий организм. Допустимые дозы облучения. Биологическая защита. Использование радиоактивных изотопов в медицине

Осмысленное восприятие мероприятий МЧС. Осознание опасности источников радиационного излучения.

В ходе решения математических задач учащиеся могут узнать дополнительную информацию об индивидуальном здоровье и факторах его обеспечения. Так, задачи, разработанные на основе анатомо-физиологической тематики, позволяют учащимся узнать много нового о составе и функциях опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, нервной и других систем. Примеры:

1. У младенцев насчитывается более 300 костей, впоследствии многие из них срастаются. Скелет взрослого человека состоит из 206 костей. Сколько костей срослось в процессе взросления? (Ответ: 94)

2. Человек на три четверти состоит из воды и на две части из твердых составляющих. Сколько воды в ученике 5 класса, весящем 40 килограммов? (Ответ: 24 кг.).

3. Известно, что 30% от первого числа на 4,1 больше, чем 20% от второго. А 280% от второго числа на 1,85 больше, чем 25% от первого. Найдите эти числа и узнайте сколько фтора и цинка в мг требуется человеку ежедневно. (Ответ: 2 мг, 15 мг).

Цинк необходим детям для нормального роста и созревания, а также для формирования иммунитета. Фтор необходим для построения эмали зубов и костей.

4. Одна сигарета сокращает жизнь на 6 минут. Сколько дней из каждого года теряет человек, выкуривающий в день 20 сигарет? (Ответ: 30 дней, 10 часов).

В школьном курсе биологии заложены гигиенические основы жизнедеятельности человека, особенности его анатомии и физиологии. Учащиеся на научной основе могут усвоить факторы, определяющие здоровье человека, гигиенические аспекты его труда и отдыха, вопросы профилактики инфекционных, респераторных, кожно-венерических заболеваний, отравления ядовитыми веществами, предупреждении зависимых состояний, оптимальный статус питания, эмоциональная и физическая стабильность, коррекции отклонений в состоянии здоровья и т. д.

В курсе «Естествознание» (5 класс) учитель способен раскрыть вопросы взаимовлияния природы и человека; разнообразие мира растений и их влияние на здоровье, питание людей; способы защиты и очистки воздуха, воды.

В 6 классе на уроках поднимаются вопросы питания человека; заболевания зубов и гигиена полости рта; организации труда и отдыха человека; влияние вредных привычек на здоровье человека и их профилактика; особенности режима дня школьника; роль физической культуры и труда в профилактики гиподинамии; способы закаливания организма; личная гигиена; профилактика курения, алкоголизма и наркомании и др.

В курсе «Биология» в разделе «Растения» учащиеся знакомятся с их разнообразием и возможностями в плане профилактики и лечения болезней, а в разделе «Бактерии. Грибы. Лишайники» — с полезными и болезнетворными бактериями, способами борьбы и ними, мерами предупреждения отравления грибами и первой помощью при отравлениях.

В разделе «Животные» школьники приобретают знания о влиянии животных на среду обитания и жизнь человека, о болезнях, вызываемых животными и способах профилактики, о питании пищей животного происхождения, о гигиенических правилах и предупреждении инфекционных заболеваний.

В разделе «Человек и его здоровье» учащиеся получают знания об особенностях строения человеческого тела; о функциях, болезнях систем человеческого организма и способах профилактики болезней; о первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата; о гигиене питания, дыхания, зрения, кожи, труда и отдыха; о здоровом образе жизни; о предупреждении психоактивных веществ и др.

Изучение различных блоков ЗОЖ необходимо осуществлять с учетом личностного смысла, значимости получаемой учащимися информации, а также на основе комплексного подхода к исследованию, как частных вопросов, так и проблемы обеспечения здоровья человека в целом. В темах «Опорно-двигательная система», «Дыхание», «Кровь и кровообращение» учащиеся могут получить объективные показатели состояния организма, используя при этом простейшие функциональные пробы и справочные материалы.

Как показывает практика, такая методика способствует самопознанию учащимися своих резервов здоровья и стимулирует их познавательную активность. С этой целью учитель может использовать разнообразные задания. Например, задания на формирование умения прогнозировать последствия на организм стресса или закаливания; задания на отработку умений осуществлять самоконтроль, самооценку состояния и резервных возможностей организма (оценка работоспособности, гибкости, определение веса и др.); задания на составление практических рекомендаций по увеличению роста, снижению веса, снятию нервного напряжения, советы по отказу от курения; задания, требующие раскрытия ценностно-смыслового и ценностно-деятельностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Основные валеологические знания, получаемые учащимися на уроках химии, можно условно распределить на следующие разделы. В 8 классе в теме «Состав воздуха» школьники изучают состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, влияние загрязнения воздушной среды на здоровье человека, знакомятся с понятиями «активно» и «пассивно» курение. У педагога есть возможность сформировать у подростков негативное отношение к активному и пассивному курению, а также к антропогенным факторам загрязнения воздуха. В теме «Горение» определяется механизм ожога тела человека, обосновываются правила оказания первой помощи при ожогах. Данная тема очень благодатна для формирования умения школьников оказать первую помощи при термических ожогах. В содержании темы «Кислоты» раскрывается роль соляной кислоты в усвоении пищи человеческим организмом, причины изжоги и первая помощь при ней. Таким образом, тема позволяет выявить действие кислот на кожу и слизистую оболочку человека, приемы оказания первой помощи при ожогах кислотой, а также показать негативные последствия выпадения кислотных дождей для здоровья человека и окружающей среды. На уроке по этой теме, возможно, формировать умения школьников оказать первую помощь при химических ожогах. А в теме «Вода» научно обосновывается роль воды в жизнедеятельности человеческого организма, учащиеся изучают оптимальный питьевой режим человека.

6. При подготовке уроков с использованием здоровьеформирующего компонента педагогу необходимо:

1. Проанализировать содержание конкретной темы учебного предмета с точки зрения его возможностей формировать ценности здорового образа жизни школьников.

2. Подобрать, в соответствии с профилем учебного предмета, конкретные факты, задания, задачи, упражнения, направленные на формирование культуры здоровья школьников.

3. Разработать сценарный план урока в соответствии с задачей приобщения учащихся к культуре здоровья.

7. Моделируя урок здоровья, педагог должен учитывать различия между традиционным уроком и уроком здоровья.

Традиционный урок

Урок здоровья

Тема урока

Тема урока (имеет отношение к ребенку)

Знаешь ли ты свое тело?

Цели и задачи урока

образовательные

развивающие (память, речь, мышление)

воспитательные (любовь к …, патриотизм, коллективизм)

Цель урока (имеет отношение к ребенку)

Научить чувствовать собственное тело, формировать способность конструктивного взаимодействия с близкими людьми

Уровни усвоения:

отношение (сформировать убеждение о необходимости бережного отношения к своему организму)

представления (сформировать убеждение о важности слаженной работы различных частей тела, их назначении и функции)

способы поведения (привить привычку соблюдать правила личной гигиены, режима дня, закаливаться)

Организационный момент

Мотивация (детям сообщается цель урока)

Проверка домашнего задания

Ритуал приветствия

Мотивация (на протяжении всего урока прослеживается связь того, о чем говорится с потребностями детей)

Проверка домашнего задания (рефлексия, эмоции детей)

Подготовка к объяснению нового материала (устный счет, разбор предложения)

Объяснение нового материала

Вводная часть (актуализация представлений учащихся, их отношения, стратегий и технологий)

Основная часть (формирование представлений; методы: игра, беседа, аукцион идей)

Первичное закрепление (упражнения на новую тему)

Самостоятельная работа на новую тему

Итог урока (чем мы занимались? что изучили?)

Домашнее задание

Заключительная часть (отработка личной стратегии)

Итог урока (обобщение)

Домашнее задание (с привлечением к выполнению близких взрослых)

8. При интегрированном подходе, в основу организации учебного занятия необходимо заложить характеристики здоровьесберегающего образовательного процесса на учебном занятии (авторы В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина).

1.Условия проведения учебного занятия соответствуют гигиеническим нормам и требованиям.(освещенность, режим проветривания, мебель, дизайн, санитарно-гигиеническое состояние классного помещения)

2.Цели учебного занятия сориентированы на обучение, воспитание и развитие здоровой личности ученика; определены в соответствии с требованиями программы, трудностью и сложностью темы, реальными учебными, индивидуальными и возрастными возможностями и особенностями учащихся.

3.Организованы действия учащихся по принятию целей учебного занятия.

4.Созданы положительный эмоциональный настрой и рабочая обстановка в классе; организованы действия учащихся по мобилизации на учебное занятие.

5.Обеспечен высокий уровень мотивации учебной деятельности учащихся в течение всего учебного занятия.

6.Содержание учебного материала соответствует целям учебного занятия и отвечает следующим требованиям: полнота, системность, интегративность, практико-ориентированность, включенность субъектного опыта учащихся, дифференцированность, эмоциональная окрашенность.

7. Содержание учебного материала способствует формированию культуры здоровья учащихся.

8.Методы и формы обучения соответствуют:

— учебному содержанию;

— целям учебного занятия;

— психофизиологическим и учебным возможностям учащихся.

9.Используемые учителем методы и формы обучения обеспечивают:

— адекватный психофизиологическим особенностям ученика темп обучения;

— достаточную двигательную активность учащихся на уроке;

— учет индивидуальных и половозрастных особенностей учащихся;

— учет реальных учебных возможностей учащихся, дифференцированность обучения;

— включение каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность;

— дозированную помощь учащимся при затруднениях, создание ситуации успеха;

— обратную связь;

— объективную оценку продвижения и развития каждого ученика;

— контроль и оценку знаний учащихся, способствующих сохранению их психического здоровья;

— профилактику и снижение утомительности учебного занятия, преодоление психического и статического напряжения учащихся;

— доброжелательное и продуктивное сотрудничество учащихся, а также учителя и учащихся.

10.Педагогическая техника учителя обеспечивает создание благоприятного психологического климата, способствует раскрепощению ученика.

11.Трудность учебного занятия (количество новых учебных единиц, характер деятельности учащихся, уровень усвоения учебного материала) соответствует половозрастным индивидуальным и учебным возможностям учащихся.

12.Средства обучения используются в соответствии с гигиеническими нормами и требованиями.

13.Характер, объем и дифференцированность домашнего задания определяются реальными учебными возможностями, индивидуальными особенностями и способностями учащихся.

14.Уровень достижения целей учебного занятия.

9. Хронометраж урока проводится по следующим компонентам:

· плотности урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу);

· количеству видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров);

· длительность каждого вида учебной деятельности (в минуту);

· частоте чередования видов деятельности (среднее время в минутах смены деятельности);

· количеству видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения, самостоятельная работа);

· месту, длительности и условиям применения ТСО;

· частоте чередования видов преподавания;

· наличию, месту, содержанию и длительности физкультминуток.

Отслеживается момент снижения учебной активности школьников как показатель наступления их утомления. (Определяется в ходе хронометража по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы).

Кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, соблюдение учащимися правильной позы, ее соответствие виду работы и чередование в течение урока.

Список используемой литературы

1.

Возрастные особенности психического развития детей (Под ред. И.В.Дубровиной, М.И.Лисиной).

М., 1982.

2.

Гигиеническая оценка условий обучения школьников / Сост.: Н.В. Анисимова, Е.А. Каралашвили. — М.: ТЦ Сфера, 2002. — 48 с.

3.

Добровольская, С.Г. Педагогическая ориентация учащиейся иолодежи на здоровый образ жизни. — Казань: Центр инновационных технологий, — 189 с.

4.

Зайцев, Г. К.. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечение здоровья учащихся и родителей. — 2-е изд., перераб. И доп., — СПб.: Акцидент, 2998. — 159 с.

5.

Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1−11 классов / Под редакцией В.Н. Касаткина, Л.А. Щеплягиной. Ярославль: Аверс Пресс, 2003. 2-е изд., доп. И испр., 446 с.

6.

Ирхин, В.Н. Эксперимент в школе здоровья (из опыта работы школы здоровья Белгородской области) / В.Н. Ирхин: метод. Пособие. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. — 112 с.

7.

Мухина, В.С. Возрастная психология. М., 1998.

8.

Педагогика и психология здоровья: Сборник работ сотрудников кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укреплания здоровья. — М.: АПКиПРО, 2003. — 128 с.

9.

Попов, С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников).

— СПб.: СОЮЗ, 1998, — 256 с.

10.

Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. — М.: АРКТИ, 2003. — 272с.

11.

Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М.: АПКиПРО, 2002. — 121 с.

12.

Формирование здорового образа жизни российских подростков: Для классных руководителей 5 — 9 кл.: Учеб.-метод. Пособие / ВЛАДОС, 2002. — 192 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector