Методические рекомендации по дисциплине «Психолого-педагогические методы исследования» Автор-составитель

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова

Кафедра философии

Методические рекомендации по дисциплине

«Психолого-педагогические методы исследования»

Автор-составитель:

Юркина Л.В.

Москва 2008

Содержание

1. Выписка из рабочего плана 2007−08 г. 3

2.Программа лекционного курса . 4

3. Организация подготовки к семинарским занятиям . 6

4. Организация самостоятельной работы студентов . 10

5. Учебный материал, вынесенный на самостоятельную работу . 10

6. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по курсу «Методы психолого-педагогического исследования» . 15

7. Организация индивидуальной работы со студентами . 17

8. Тесты по дисциплине «Методы психолого-педагогических исследований» . 18

9. Критерии оценки студентов на зачете . 28

10. Примерные вопросы к зачету и РКМ 29

1. Выписка из рабочего плана 2007- 08 г.

Распределение учебной нагрузки

Объем

Вид

по неделям семестра

час

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

ауд

общ

10. л .

ДНМ.ВП.02. Методы психолого-педагогических исследований

Зач.

лек

2

2

2

2

2

2

12

сем

2

2

2

2

2

2

12

ирс

2

2

срс

7

7

7

7

7

7

7

49

75

ркм :

кр

кр

кр

2

2

Учебная дисциплина «Методы психологических и педагогических исследований» является обязательной дисциплиной общеобразовательной подготовки студентов по специальности «химия» на 1-ом образовательном уровне магистратуры МИТХТ. Студенты изучают ее в летнем семестре 5 курса. Объем дисциплины составляет 2 зачетные единицы, из них 1 з.е. приходится на аудиторные занятия. Аудиторные занятия включают лекции, семинарские занятия и индивидуальную работу под контролем преподавателя. Изучение дисциплины завершается сдачей зачета.

Курс «Методы психологических и педагогических исследований» является базовым для понимания вопросов научных исследований в психологии и педагогике. Курс включает в себя изучение особенностей научного познания в гуманитарных областях, а также методологию научных исследований в психологии и педагогике. Уровень образовательной программы (дидактические единицы) отвечают требованиям государственного образовательного стандарта.

Цель данной программы — обеспечить необходимый объем знаний о научных исследованиях в области психологии и педагогики, их задачах и методах, помочь выработать целостное представление о способах и формах научного познания.

2.Программа лекционного курса

Лекция 1. Методы научных исследований в гуманитарном знании

Научный метод его виды и особенности применения в гуманитарном знании. Понятие гипотезы. Этапы научного исследования. План научного отчета.

Литература

Основная: [2] стр.49−53. [3] [4] стр. 4−9

Дополнительная: [1] [2] стр. 103−118

Лекция 2. Методология научного познания.

Понятие методологии. Методология научного исследования. Принципы научного познания. Эволюция научного познания. Понятие парадигмы. Ценности и нормы науки. Объяснительные принципы психологии.

Литература

Основная: [2] стр. 53−60 [3] [4] стр. 10−13

Дополнительная: [1] [2] стр. 15−41

Лекция 3. Методы психологических исследований.

Психология в системе научного познания. Виды методов психологических исследований. История их возникновения. Их достоинства и недостатки.

Литература

Основная: [1] стр. 28−37, стр.132−157. [3] [4] стр. 14−23

Дополнительная: [1] [2] стр. 43−57

Лекция 4. Предмет и методы современных психологических исследований.

Доэкспериментальные исследования. Квазиэксперимент. Эксперимент. Особенности применения. Достоинства и недостатки. Психологическая наука и психологическая практика. Их возможности в психологическом исследовании

Литература

Основная: [1] стр. 264−281. [3] [4] стр. 14−23

Дополнительная: [1] [2]ст. 59−98

Лекция 5. Методы психологических исследований.

Естественное наблюдение. Корреляционный метод. Экспериментальный метод. Клинический метод. Метод опроса. Наука и критическое мышление. Псевдонаучные системы. Этичность научного познания.

Литература

Основная: [1] стр. 233−264. [3] [4] стр. 23−31

Дополнительная: [1] [2] стр. 43−57.

Лекция 6. Педагогика в системе научного познания.

Предмет, объект и методы педагогического исследования. Связь педагогики с другими науками. Функции педагогической науки в обществе. Особенности научного педагогического знания. Система педагогических наук

Литература

Основная: [2] стр.53−63. [3] [4] стр. 32−46

Дополнительная: [1]

Список литературы:

Основная:

1. Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Рн/Д. Феникс. 2005.

2. Л.П. Крившенко. Педагогика. М. Проспект. 2005.

3. Волков Б.С. и д.р. Методология и методы психологических и педагогических исследований. М.:Академ. Проспект. 2005

4. Л.В. Юркина. Методы психологических и педагогических исследований. Уч. Мет. Изд. М.МИТХТ. 2006.

Дополнительная:

1. Денис Кун. Основы психологии. М. Олма-пресс. 2002.

2. В.В. Горбунова. Экспериментальная психология в схемах и таблицах. Ростов-на-Дону «Феникс». 2005

3. Организация подготовки к семинарским занятиям

В организацию самостоятельной работы входит, также подготовка докладов к семинарским занятиям. Ниже приводятся ориентировочные темы докладов к семинарским занятиям. Требования к докладу:

· Тема доклада выбирается до семинара и согласовывается с преподавателем.

· Студент может предложить собственную тему, если она совпадает с рассматриваемой на семинаре проблемой.

· Время, отведенное на рассказ доклада группе — 7−10 минут.

· Докладчик рассматривает понятийный аппарат предложенного исследования: проблема, цель, раскрывающие ее задачи, объект, предмет и субъект исследования. Далее докладчик излагает проблему, решение предложенное в статье, и свое отношение к проблеме.

· В процессе доклада можно пользоваться тезисами, но не в коем случае не зачитывать текст.

· Доклад оценивается по степени интереса, проявленного аудиторией и по количеству возникших вопросов и сообщений.(5−7 баллов).

· В 2−3 балла оценивается проблемный вопрос к докладчику.

· Темы докладов приведены по источнику: Эйла Пайнс, Кристина Маслач. Практикум по социальной психологии.-СПб.: Питер, 2000.

Семинар 2. Методология, методы и методики научных исследований в гуманитарном знании.

Научный метод его особенности применения в гуманитарном знании. Этапы проведения научного исследования. Составление плана научного отчета.

1. Методические указания преподавателя: цели, задачи и правила работы на семинарских занятиях.

2. Знакомство с планом семинарских занятий. Распределение тематики докладов.

3. Получение методических пособий [4].

Темы докладов:

· Руководство по разумному потреблению научной информации. М. Лафрас

· О психологии прогнозирования. Д. Канеман.

· Некоторые мысли об этике научных исследований: после прочтения статьи Милграма. Д. Бауминд.

· Проблемы исследования подчинения: Ответ Бауминд. Стенли Милграм.

Семинар 3. Методология научного познания. Соотношение веры и реальности в научном знании

Понятие методологии. Методология научного исследования. Принципы научного познания. Эволюция научного познания. Понятие парадигмы. Ценности и нормы науки. Объяснительные принципы психологии.

1. Входной контроль: основы научного познания (20 минут).

2. Устный анализ вопросов входного контроля.

3. Получение методических пособий [4].

4. Заслушивание сообщений студентов.

5. Подготовка к контрольной работе по лекции 1.

Темы докладов:

· Практическое применение принципов изменения установок и поведения. Ф.Зимбардо.

· Когда пророчество исполняется. Л.Фестингер.

· Когда вера создает реальность: самоподтверждающееся влияние первых впечатлений на социальное взаимодействие. М.Снайдер.

· Невербальные способы передачи самоисполняющихся пророчеств при межрасовом взаимодействии. К. Уорд.

Семинар 4. Методы психологических исследований в сфере социального влияния

Психология в системе научного познания. Виды методов психологических исследований. История их возникновения. Их достоинства и недостатки.

1. Контрольная работа (30 минут)

2. Получение методических пособий [4].

3. Заслушивание сообщений студентов

4. Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 3;

Темы докладов:

· Влияние группового давления на модификацию и искажение суждений. С.Аш.

· Огруппление мышления. Ирвин.Л.Дженис.

· Зависимость реакций на количество и качество аргументов от актуальности проблемы: центральный и периферический пути Р.Э.Петти.

· Третья волна. Р. Джонс.

Семинар 5. Методы современных психологических исследований.

Естественное наблюдение. Корреляционный метод. Экспериментальный метод. Клинический метод. Метод опроса. Наука и критическое мышление. Псевдонаучные системы. Этичность научного познания.

1. Получение методических пособий [4]

2. Заслушивание сообщений студентов.

3. Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 3−4;

4. Подготовка к контрольной работе.

Темы докладов:

· Опыт городской жизни. С. Милграм

· Стенфордский тюремный эксперимент. Ф.Зимбардо.

· Ярлыки старения. Д.Родин.

· Социальные роли, социальный контроль и искажение в процессах социального восприятия. Ли Д. Росс.

· Действующее лицо и наблюдатель: различия в восприятии причин поведения.

Эдвард Э.Джонс.

Семинар 6. Предмет, методы и методики современных психологических исследований.

Доэкспериментальные исследования. Квазиэксперимент. Эксперимент. Особенности применения. Достоинства и недостатки. Психологическая наука и психологическая практика. Их возможности в психологическом исследовании.

1. Контрольная работа (30 минут)

2. Получение методических пособий [4].

3. Заслушивание сообщений студентов.

4. Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 4−5;

5. подготовка к входному контролю

Темы докладов:

· Полицейские опознания как эксперименты. Г. Уэллис.

· Социальное познание и здоровье. Ш. Тейлор.

· Гендерные различия в восприятии привлекательности мужчин и женщин. Б. Глэдью.

· Влияние хорошего настроения на оказание помощи. Э.Айзен.

Семинар 7. Педагогика в системе научного познания.

Предмет, объект и методы педагогического исследования. Связь педагогики с другими науками. Функции педагогической науки в обществе. Особенности научного педагогического знания. Система педагогических наук.

1. Входной контроль: основные понятия педагогических исследований (20 минут).

2. Получение методических пособий [4].

3. Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 5−6 ;

4. подготовка к зачету.

Защита проектов см. п. 5.

4. Организация самостоятельной работы студентов

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по дисциплине «Психология и педагогика» в объеме, определенном рабочим планом, является обязательным видом деятельности в процессе изучения ими элективной дисциплины. Методика организации самостоятельной работы зависит от особенностей подготовки специалистов по конкретным специальностям. Опыт системной организации самостоятельной работы студентов позволяет выделить в ней в качестве обязательных условий: тему и ее ключевые вопросы, цель их самостоятельного изучения, подлежащие усвоению базовые понятия, задания для самостоятельной работы и перечень основных литературных источников, а также выполнение упражнений в операциях с базовыми понятиями с целью самоконтроля.

5. Учебный материал, вынесенный на самостоятельную работу

ТЕМА 1. Методы научных исследований в гуманитарном знании.

Научный метод его особенности применения в гуманитарном знании. Этапы провеждения научного исследования. Составление плана научного отчета.

Литература

· Обязательная:

1. Волков Б.С. и д.р. Методология и методы психологических и педагогических исследований. М.:Академ. Проспект. 2005.

2. Л.В. Юркина. Методы психологических и педагогических исследований. Уч. Мет. Изд. М.МИТХТ. 2006.

· Дополнительная:

1. Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Рн/Д. Феникс. 2005.

2. Л.П. Крившенко. Педагогика. М. Проспект. 2005.

3. В.В. Горбунова. Экспериментальная психология в схемах и таблицах. Ростов-на-Дону «Феникс». 2005

Задания для самоконтроля

Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 1;

ТЕМА 2. Методология научного познания.

Понятие методологии. Методология научного исследования. Принципы научного познания. Эволюция научного познания. Понятие парадигмы. Ценности и нормы науки. Объяснительные принципы психологии.

Литература

· Обязательная:

1. Волков Б.С. и д.р. Методология и методы психологических и педагогических исследований. М.:Академ. Проспект. 2005.

2. Л.В. Юркина. Методы психологических и педагогических исследований. Уч. Мет. Изд. М.МИТХТ. 2006.

3. Эйла Пайнс, Кристина Маслач. Практикум по социальной психологии.-СПб.: Питер, 2000.

· Дополнительная:

1. Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Рн/Д. Феникс. 2005.

2. Л.П. Крившенко. Педагогика. М. Проспект. 2005.

3. В.В. Горбунова. Экспериментальная психология в схемах и таблицах. Ростов-на-Дону «Феникс». 2005

Задания для самоконтроля

Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 2. подготовка к контрольной работе по лекции 1,2.

ТЕМА 3. Методы психологических исследований.

Психология в системе научного познания. Виды методов психологических исследований. История их возникновения. Их достоинства и недостатки.

Литература

· Обязательная:

1. Волков Б.С. и д.р. Методология и методы психологических и педагогических исследований. М.:Академ. Проспект. 2005.

2. Л.В. Юркина. Методы психологических и педагогических исследований. Уч. Мет. Изд. М.МИТХТ. 2006.

3. Эйла Пайнс, Кристина Маслач. Практикум по социальной психологии.-СПб.: Питер, 2000.

· Дополнительная:

1. Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Рн/Д. Феникс. 2005.

2. Л.П. Крившенко. Педагогика. М. Проспект. 2005.

3. В.В. Горбунова. Экспериментальная психология в схемах и таблицах. Ростов-на-Дону «Феникс». 2005

Задания для самоконтроля

Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 3;

ТЕМА 4. Методы психологических исследований.

Естественное наблюдение. Корреляционный метод. Экспериментальный метод. Клинический метод. Метод опроса. Наука и критическое мышление. Псевдонаучные системы. Этичность научного познания.

Литература

· Обязательная:

1. Волков Б.С. и д.р. Методология и методы психологических и педагогических исследований. М.:Академ. Проспект. 2005.

2. Л.В. Юркина. Методы психологических и педагогических исследований. Уч. Мет. Изд. М.МИТХТ. 2006.

3. Эйла Пайнс, Кристина Маслач. Практикум по социальной психологии.-СПб.: Питер, 2000.

· Дополнительная:

1. Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Рн/Д. Феникс. 2005.

2. Л.П. Крившенко. Педагогика. М. Проспект. 2005.

3. В.В. Горбунова. Экспериментальная психология в схемах и таблицах. Ростов-на-Дону «Феникс». 2005

Задания для самоконтроля

Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 3−4;

Подготовка к контрольной работе.

ТЕМА 5. Предмет и методы современных психологических исследований.

Доэкспериментальные исследования. Квазиэксперимент. Эксперимент. Особенности применения. Достоинства и недостатки. Психологическая наука и психологическая практика. Их возможности в психологическом исследовании.

Литература

· Обязательная:

1. Волков Б.С. и д.р. Методология и методы психологических и педагогических исследований. М.:Академ. Проспект. 2005.

2. Л.В. Юркина. Методы психологических и педагогических исследований. Уч. Мет. Изд. М.МИТХТ. 2006

3. Эйла Пайнс, Кристина Маслач. Практикум по социальной психологии.-СПб.: Питер, 2000.

· Дополнительная:

1. Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Рн/Д. Феникс. 2005.

2. Л.П. Крившенко. Педагогика. М. Проспект. 2005.

3. В.В. Горбунова. Экспериментальная психология в схемах и таблицах. Ростов-на-Дону «Феникс». 2005

Задания для самоконтроля

Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 4−5;

Подготовка к входному контролю

Подготовка проектных заданий

ТЕМА 6. Педагогика в системе научного познания.

Предмет, объект и методы педагогического исследования. Связь педагогики с другими науками. Функции педагогической науки в обществе. Особенности научного педагогического знания. Система педагогических наук.

Литература

· Обязательная:

1. Волков Б.С. и д.р. Методология и методы психологических и педагогических исследований. М.:Академ. Проспект. 2005.

2. Л.В. Юркина. Методы психологических и педагогических исследований. Уч. Мет. Изд. М.МИТХТ. 2006.

· Дополнительная:

1. Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Рн/Д. Феникс. 2005.

2. Л.П. Крившенко. Педагогика. М. Проспект. 2005.

3. В.В. Горбунова. Экспериментальная психология в схемах и таблицах. Ростов-на-Дону «Феникс». 2005

Задания для самоконтроля

Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 5−6;

Подготовка к зачету.

6. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по курсу «Методы психолого-педагогического исследования»

В течение семестра самостоятельно конструируют проектное занятие или серию занятий для учащихся школ, техникумов или студентов вузов, по выбору автора проекта.

Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (что получится в результате)

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. (сколько человек может быть задействовано в проекте)

4. Структурирование содержательной части проекта (разбиение деятельности на значимые этапы, с указанием используемых методов, методик и результатов каждого этапа).

5. Отчет по проектному заданию предусматривает определенную последовательность действий:

— формулирование цели. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Прогнозирование практической, теоретической, и познавательной значимости предполагаемых результатов. Формулирование цели влечет за собой вербализацию тематики проектного исследования. При выборе темы целесообразно ставить задачу узкого плана с тем, чтобы можно было её глубоко проработать. Начинающему исследователю необходимо прислушиваться к следующим аспектам, которые могут помочь определиться с тематикой:

1) просмотр тем работ, уже выполненных в избранной области исследования. Такую работу можно осуществить, например, просматривая периодическую научную литературу;

2) ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных, пограничных областях науки, на стыке различных областей знания можно найти новые и порой неожиданные решения;

3) обращение внимания на возможность применения методов, используемых в смежных областях знания, применительно к изучению исследуемой проблемы;

4) пересмотр известных решений при помощи новых методов, с новых теоретических позиций, с привлечением новых существенных фактов и просто фантазии. Определившись с темой, становится возможно уяснить, в чём заключаются цель, конкретные задачи данного проекта.

— разработка или выбор путей выполнения проекта. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблематики и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез их решения (на этом этапе можно использовать методы «мозговой атаки», «круглого стола» и т. д.).

Выдвижение гипотезы — один из основных этапов исследования, так как он напрямую связывает теоретические выкладки с практической работой исследователя. В гипотезе исследователь объединяет и свои предположения, и то, что он собирается изменить в окружающей действительности, и ожидаемый результат исследования. Именно гипотетичность и проверяемость гипотезы позволяют оценить степень владения проблемой.

Обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений, пр.) На этом этапе также нужно определить, сколько человек может быть задействовано в проекте;

— работа над проектом. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Если проект лонгитюдный, то требуется структурирование его содержательной части — т. е. разбиение деятельности на значимые этапы, с указанием используемых методов, методик и результатов каждого этапа;

— оформление результатов. Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.), сбор, систематизация и анализ полученных данных;

— обсуждение результатов работы. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Направления для разработки исследовательских проектов:

· Экологические проблемы

· Проблемы химии

· Проблемы физики

· Проблемы биологии

· Социальные проблемы

· Проблемы психологии

· Проблемы преподавания

· Проблемы воспитания

· Проблемы математики

7. Организация индивидуальной работы со студентами

Организация индивидуальной работы со студентами по дисциплине «Психолого-педагогические методы исследования» представляет собой подготовку к зачету. Зачет охватывает целый круг вопросов (см. вопросы к РКМ) — рассмотренных на лекциях, на семинарских занятиях и в процессе самостоятельных занятий по данной программе.

8. Тесты по дисциплине «Методы психолого-педагогических исследований»

1. К требованиям, предъявляемым к научному знанию, не относят:

1. Объективность;

· Обобщенность;

· Убедительность;

· Надежность;

· Возможность трансляции знаний;

· Валидность;

2. Безусловная, повторяющаяся связь явлений и событий — это

· Закон;

· Закономерность;

· Принцип;

· Метод исследования;

3. Устойчивая, повторяющаяся, но условная связь явлений и событий — это:

· Закон;

· Закономерность;

· Принцип;

· Метод исследования;

4. Выберите правильную последовательность действий:

· Возможность прогнозирования явлений и событий; выявление проблемы исследования; выделение закономерностей; сбор и обобщение информации; проверка полученных закономерностей практикой;

· выявление проблемы исследования; сбор и обобщение информации; выделение закономерностей; проверка полученных закономерностей практикой; возможность прогнозирования явлений и событий;

· сбор и обобщение информации; выявление проблемы исследования; выделение закономерностей; проверка полученных закономерностей практикой; проверка полученных закономерностей практикой; возможность прогнозирования явлений и событий;

5. Наука как социальный институт это:

· Непосредственно научные исследования, процесс получения обобщенной достоверной, объективной и транслируемой информации;

· Научные знания, система представлений о мире;

· Система ценностей, норм, правил, принципов, начало организующее членов общества в систему отношений, ролей, статусов;

6. Способ познания мира основанный на чувственном переживании:

· Наука;

· Искусство;

· Религия;

7. Явления, события их свойства, связи и отношения, которые определенным образом зафиксированы и зарегистрированы — это:

· Аргумент;

· Факт;

· Понятие;

· Положение;

8. Мысль, отражающая в обобщенной и абстрагированной форме предметы, явления и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков — свойств предметов и явлений — это:

· Аргумент;

· Факт;

· Понятие;

· Положение;

9.Положение истинность или ложность, которого требуется доказать — это:

· Аргумент;

· Факт;

· Понятие;

· Тезис;

10.Научное утверждение — сформулированная мысль — это:

· Аргумент;

· Факт;

· Понятие;

· Положение;

11.Выберите правильную последовательность понятий:

· Методология, методика, метод;

· Методика, метод, методология;

· Методология, метод, методика;

12. К теоретическим методам научного познания не относятся:

· Анализ;

· Синтез;

· Эксперимент;

· Дедукция;

· Моделирование;

13.Согласно этому принципу, все существующее возникает, видоизменяется и прекращает существование закономерно:

· Принцип взаимодействия и развития;

· Принцип детерминизма;

· Принцип активности;

· Принцип реконструкции;

14.Согласно этому принципу существует некое подобие между наблюдаемыми характеристиками поведения субъекта и характеристиками скрытых психологических структур:

· Принцип взаимодействия и развития;

· Принцип детерминизма;

· Принцип активности;

· Принцип реконструкции;

15. Понятийный аппарат исследования состоит из:

· Определения целей предполагаемого исследования;

· Формулировки конкретных задач, позволяющих достичь целей исследования;

· Определения объекта исследования;

· Определение предмета исследования;

· Все ответы верны;

· Все ответы неверны;

16. Процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, избранную для изучения — это:

· предмет исследования;

· объект исследования;

· субъект исследования;

17. Непосредственная модель изучения, находящаяся в границах общей проблемы исследования — это:

· предмет исследования;

· объект исследования;

· субъект исследования;

18. К естественнонаучным методикам психологического исследования относят:

· Энцефалограмма;

· Компьютерная томография;

· Магнитно-резонансная;

· Позитро-эмиссионная томография;

· Анализ-литературы;

· Моделирование;

19.Исследование, основной целью, которого является построение классификации объектов, событий и явлений — это:

· Доэкспериментальное исследование;

· Квазиэксперимент;

· Эксперимент;

20.Исследования, устанавливающие наличие связи между явлениями и событиями, но не позволяющие установить характер, причину этих связей — это:

· Доэкспериментальное исследование;

· Квазиэксперимент;

· Эксперимент;

21. Тип исследования, который позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных зависимостях — это:

· Доэкспериментальное исследование;

· Квазиэксперимент;

· Эксперимент;

22. Наблюдение, как метод научного исследования отличается от абстрактного созерцания:

· Целенаправленностью;

· Длительностью;

· Фиксацией наблюдаемых явлений и событий;

23. Если наблюдатель является членом группы, за которой ведется наблюдение, то оно носит название:

· Стандартизированного;

· Естественного;

· Лабораторного;

· Включенного;

· Невключенного;

24. Корреляционное исследование позволяет установить:

· Связь между явлениями;

· Характер связи между явлениями;

· Зафиксировать влияние различных факторов на изучаемое явление, событие;

25.Положительная корреляция показывает что:

· При увеличении величины А, увеличивается величина В;

· При уменьшении величины А, увеличивается величина В;

· При уменьшении величины А, уменьшается величина В;

· При увеличении величины А, уменьшается величина В;

26. Для психологического эксперимента характерны:

· Положительная гипотеза;

· Наличие двух групп: экспериментальной и контрольной;

· Возможность установления характера причинно-следственных связей;

· Наличие одной группы участников эксперимента;

27. Слепой эксперимент проводят для уменьшения:

· Эффекта плацебо;

· Эффекта наблюдателя;

· Эффекта ореола;

28. Дважды слепой эксперимент проводят для уменьшения:

· Эффекта плацебо;

· Эффекта наблюдателя;

· Эффекта ореола;

29.Для клинического исследования характерна:

· Малая достоверность;

· Установление связи между явлениями;

· Установление характера связи между явлениями;

· Малая повторяемость;

30. Анкетирование и интервьюирования это виды исследования:

· Анализ документов;

· Опрос;

· Эксперимент;

· Наблюдение;

31. Научно-педагогический эксперимент: …

· Опыт гибридизации растений на пришкольном участке;

· Опыт проращивания семян фасоли на уроке ботаники;

· Опыт работы ученического комитета школы;

· Опыт осуществления индивидуального подхода в обучении;

· Опыт ускоренного обучения математике под музыку;

32. Наблюдение как метод научного педагогического исследования реализуется, если:

· Дежурный учитель наблюдает за порядком в столовой;

· Педагог ведет наблюдение за развитием школьников при изучении отдельных тем курса с помощью компьютерных программ;

· Классный руководитель наблюдает за опрятностью одежды школьников;

· На экскурсии учитель биологии вместе с учениками наблюдает за поведением муравьев;

33. Беседа как метод научно-педагогического исследования реализуется :

· Беседа учителя с опоздавшими на урок учениками;

· Беседа с учениками о правилах поведения в общественных местах;

· Беседа с учителем, в процессе которой выявляются эффективные приемы стимулирования интереса школьников к изучаемому материалу;

· Беседа директора школы с мальчиком, обидевшим девочку;

· Беседа классного руководителя о правах и обязанностях школьников;

34. Система педагогических наук — это…

· связи педагогики с другими науками;

· исследования факторов воспитания и обучения;

· дифференцированность исследований;

· связи данной науки с другими науками, благодаря которым возникают пограничные научные дисциплины;

35. В раздел общей педагогики не входят: …

· история педагогики;

· дидактика;

· сравнительная педагогика;

· теория воспитания;

· возрастная педагогика;

· школоведение;

36. У педагогической науки существуют несколько функций:

· общетеоретическая;

· прогностическая;

· практическая;

· мировоззренческая;

· преобразовательная;

37.Основными дисциплинами возрастной педагогики не являются:

· коррекционная;

· преддошкольная;

· дошкольная;

· социальная;

· андрогогика;

38. Педагогические научные исследования, имеющие своим результатом обобщающие концепции и модели педагогических систем на прогностической основе — это:

· Фундаментальные исследования;

· Прикладные исследования;

· Разработки;

39. Педагогические научные исследования, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса — это:

· Фундаментальные исследования;

· Прикладные исследования;

· Разработки;

40. Педагогические научные исследования, направленные на обобщение конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения — это:

· Фундаментальные исследования;

· Прикладные исследования;

· Разработки;

41. В педагогической науке методы сбора и накопления данных, контроля и измерения, обработки данных, оценивания, изучения и обобщения педагогического опыта, внедрения результатов исследования в педагогическую практику относят к:

· Теоретическим методам;

· Практическим;

42. К методам сбора и накопления данных относят:

· Дедукцию;

· Наблюдение;

· Анализ документов;

· Синтез;

43. К методам контроля и измерения относят:

· Дедукцию;

· Наблюдение;

· Шкалирование;

· Синтез;

44. К методам оценивания относят:

· Дедукцию;

· Наблюдение;

· Педагогический консилиум;

· Синтез;

45. К методам изучения и обобщения педагогического опыта относят:

· Дедукцию;

· Наблюдение;

· Педагогический консилиум;

· Изучения документов;

46. К методам внедрения результатов в практику относят:

· Эксперимент;

· Наблюдение;

· Педагогический консилиум;

· Изучения документов;

9. Критерии оценки студентов на зачете

Зачет проводится в форме устного собеседования. Оценку «зачтено» студент получает, если:

1) названы и раскрыты все основные понятия по данному вопросу, ответ достаточно полон по содержанию (1−4 уточняющих вопроса позволяют получить основную информацию) (41−50 баллов)

2) допускаются малосущественные фактические ошибки и неточности в ответе, но они исправляются студентом в ходе рассуждений и ответов на уточняющие вопросы (31−40 баллов)

3) студент воспроизводит основные положения и понятия, поставленного вопроса, но значительно нарушается логика рассуждений и объяснений (21−30 баллов)

10. Примерные вопросы к зачету и РКМ

Вопросы к 1-ой контрольной работе (примерный вариант)

1. Понятие метода научного исследования.

2. Понятие научной методологии.

3. Особенности применения научного метода в гуманитарном знании.

4. Порядок планирования и проведения научного исследования.

Вопросы к 2-ой контрольной работе (примерный вариант)

1. Предмет, задачи и методов педагогики.

2. Порядок планирования и проведения научного исследования.

3. Психология в системе научного знания

4. Психологическое исследование, его методы.

Вопросы к зачету по курсу «Методы психолого-педагогических исследований»

1. Понятие научного исследования.

2. Понятие научной методологии.

3. Представление о методах научных исследований.

4. Особенности применения научного метода в гуманитарном знании.

5. Порядок планирования и проведения научного исследования.

6. Психология в системе научного знания

7. Психологическое исследование, его методы.

8. Педагогика в системе научного знания.

9. Система педагогических наук.

10. Педагогическое исследование и его методы.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector