Методические рекомендации к курсовой работе по дисциплине «Педагогическая и возрастная психология» для студентов 2 курса

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск) Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

ФАКУЛЬТЕТ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра педагогики и психологии

Методические рекомендации

к курсовой работе по дисциплине

«Педагогическая и возрастная психология»

для студентов 2 курса

факультета Высшего сестринского образования.

2008

Методические рекомендации к курсовой работе по дисциплине

«Возрастная и педагогическая психология»

Выполнение курсовых работ.

Курсовая работа является одной из важнейших форм учебной работы, — это самостоятельное научно-практическое исследование по определенной теме, в ходе которого студенты:

— приобретают навыки работы с научной, учебной и специальной литературой, документами, справочными и архивными материалами;

— овладевают методами поисковой деятельности, обработки, обобщения, анализа информации;

— получают знания и переводят в умения по дисциплине, расширяя кругозор;

— решают практические задачи на основе теоретических знаний;

— активизируют творческое мышление, используя различные приемы самостоятельной работы.

7 стр., 3254 слов

Компетентностный подход в высшем образовании — специальность психолог образования

... Курсовая работа Компетентностный подход в высшем образовании - специальность психолог образования Оглавление Введение Основная часть ... может выступать модульная программа построения содержания учебных дисциплин. В курсовой работе были подробно рассмотрены семь компетенций, являющихся ... , родителям, специалистам знаний о психологических и возрастных особенностях детей, о закономерностях их развития, ...

Правила написания курсовой работы:

— написание курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя-руководителя работы;

— автором курсовой работы может быть только один студент;

— выбор темы определяется студентами самостоятельно из представляемого списка курсовых тем по дисциплине;

— не исключена (и даже поощряется) возможность инициативы самого студента в выборе темы курсовой работы;

— структура курсовой работы должна соответствовать требованиям, предъявляемым к данной форме самостоятельной работы студентов;

— все части курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи;

— содержание работы следует иллюстрировать схемами, таблицами, диаграммами, графиками, фотографиями, рисунками и т. д.;

— курсовая работа выполняется в печатном варианте на бумаге стандартного формата на одной стороне листа А4, через полтора интервала, шрифтом Times New Roman — 14 или его аналогом на компьютере. На каждой странице должны быть поля: сверху — 2,5 см., снизу — 2 см., справа — 1,5 см., слева — 3 см.;

— нумерация страниц вверху в центре;

— общий объем курсовой работы должен быть не менее 30 страниц, при использовании не менее 30 источников литературы, в основном последних 5 лет.

— в тексте курсовой работы не должно быть сокращений слов, за исключением общепринятых;

— листы сшиваются в папке-скоросшивателе или переплетаются;

— за принятые в курсовой работе решения и за правильность всех данных отвечает студент — автор курсовой работы.

Содержание курсовой работы:

Курсовая работа представляется в строгой последовательности:

1. Структура и объем курсовой работы

Структурные элементы курсовой работы:

· Титульный лист;

· Содержание (оглавление);

· Введение;

8 стр., 3698 слов

Исходя из цели курсового исследования, были сформулированы следующие задачи:

... развитие детей с ДЦП. Исходя из цели курсового исследования, были сформулированы следующие задачи: 1. Изучение ... для изучения и анализа в настоящей курсовой работе. Целью настоящего исследования является изучение особенностей родительского отношения с ... эмоциональным барьером, осложняющим жизнь ребенку. Одной из основных причин детской тревожности является нарушение детско-родительских отношений ...

· Основная часть:

— Глава 1 (обзор литературы)

— Глава 2 (исследовательская часть)

· Заключение;

· Список использованной литературы;

· Приложения.

На титульном листе указывается наименование министерства, учебного заведения и факультета; наименование темы и код специальности; фамилия, имя, отчество студентки; фамилия, имя, отчество преподавателя.

Оглавление — указатель рубрик (заголовок), включает в себя все разделы курсовой работы. В оглавлении рубрики должны точно соответствовать заголовкам текста с проставлением номера страницы, на которой напечатан данный заголовок в тексте.

Введение — это часть содержит обоснование актуальности темы исследования, основные характеристики курсовой работы (проблема, объект, предмет, цель, задачи исследования и возможны другие моменты), не следует увлекаться ссылками на литературу и особенно цитатами. Введение должно занимать не более 2−3 страниц машинописного текста.

Для того, чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики психолого-педагогического исследования, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

Актуальность — почему данную проблему (согласно теме курсовой работы) нужно в настоящее время изучать?

Проблема — что надо изучить из того, что ранее не было изучено или недостаточно изучено?

Объект исследования — что рассматривается?

Предмет исследования — как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование?

Цель — какой результат исследования намерены получить, каким его видите?

Задачи — что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

Гипотеза — что исследователь видит в решении проблемы в результате проведенного психолого-педагогического исследования?

Основная часть курсовой работы:

Глава 1 — Обзор литературы. Он представляется в логическом рассмотрении различных аспектов темы исследования, выделяются основные теоретические и практические (проведение исследования из литературных источников) положения.

19 стр., 9022 слов

Задания к экзамену по курсу «Качественные и количественные методы исследования» Работы высылаются по адресуlab_gu@mail.Ru

... систематизации знаний. Работа должна быть представлена в электронномвиде, объемом 10-15 страниц печатного текста, содержать титульный лист и список используемой литературы. Литература 1. ... понятием неспецифической ретикулярной активации как физиологической основы индивидуальных различий. Исследования последних лет дают основание говорить о двух относительно самостоятельных психофизиологических ...

Порядок работы над литературным обзором:

  • определить основные понятия по теме исследования, т. е. поиск их толкования в библиографических справочниках (БСЭ, МЭ, справочники по педагогике и психологии), толковых словарях (С. Ожегова, В. Даля и др.).

    Итогом этой части работы является составление глоссария, который прилагается в приложении;

  • выбрать по теме исследования литературную информацию из журналов (тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов);
  • ознакомиться с обзорами литературы по теме курсовой работы по предлагаемым монографиям, учебным пособиям (список литературы прилагается);
  • в результате сбора информации по теме исследования должны быть получены и в логической последовательности представлены следующие сведения:

— кто и где (какие исследования и в каких научных центрах) уже работал или работает по теме исследования?

— в чем конкретно состоят результаты проведенных исследований?

В конце главы представляется резюме о современном состоянии изучения проблемы курсовой работы, отражаются имеющиеся противоречия и нерешенные задачи согласно литературным источникам. В результате информационного анализа по теме курсовой работы у студента должно сложиться четкое представление о проблеме в целом, а так же постановки конкретных задач своего исследования, раскрываемых в следующей главе.

Примечание: ссылки на литературные источники в тексте содержат номер источника по списку, заключенный в квадратные скобки. Как правило, ссылку номеруют в том месте, где она наиболее подходит по смыслу.

Например: «По имеющимся данным [2, 5, 9] … или исследованиями ряда авторов [4, 7, 8] показано, что …»

5 стр., 2205 слов

Методические указания по выполнению курсовых работ дисциплина «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы»

... исследования, характером и объемом собранного материала. Можно указать, что, как правило, объем контрольной работы бывает около 30 стр. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ КУРСОВЫХ РАБОТ ... КУРСОВЫХ РАБОТ Дисциплина « Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы» Специальность 040101 «Социальная работа» Специализации «Медико-социальная работа» «Психолого-социальная работа» ...

На все таблицы в курсовой работе должны быть ссылки в тексте. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерации в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица».

Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова «Таблица». Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится.

Объем данного раздела в курсовой работе до 10 страниц машинописного текста.

Глава 2 (исследовательская часть)

В начале главы указывается база исследования, контингент, выделенные группы в том числе контрольная. Перечень использованных методик (описание методик указывается в приложении).

Результаты собственного исследования излагаются строго последовательно после статистической обработки материала. Раздел иллюстрируется необходимым количеством рисунков, таблиц, диаграмм, графиков и т. д.

Они не только иллюстрируют основные положения проделанной работы, но и служат доказательствами и обоснованиями для последующих заключений и выводов. Подписи под фотографиями, диаграммами и графиками должны четко и полно объяснять отражаемые на них явления. Размер рисунков и фотографий 9*12 или 6*9 см.; графиков, схем и диаграмм — от 9−12 до 14*22. Дается общая нумерация рисунков, фотографий и диаграмм и отдельно — нумерация таблиц.

Объем данного раздела в курсовой работе около 10 страниц.

Заключение

В нем содержаться итоги работы. Это оформление теоретической разработки темы и материала собственных исследований в единое целое. Важнейшие выводы (2−5), к которым пришел автор, указывается их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Выводы должны быть краткими и содержательными.

Важнейшие требования к заключению — его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержания введения и основной части работы.

11 стр., 5219 слов

Психология ребенка в изображении А.П. Чехова

... .П. ЧЕХОВА психология ребенок чехов литература А.П. Чехов был писателем, который умел передавать особенности детской психологии и мировоззрения. В данной курсовой работе рассмотрено и проанализировано ... болезнью, «которой нет в медицинских учебниках», и эта болезнь - голод. Развитие событий происходит на многолюдной улице, где на тротуаре под дождем ...

В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы:

— Зачем предпринято студентом данное исследование?

— Что сделано?

— К каким выводам пришел автор?

Особое внимание должно быть проявлено студентом к окончательному варианту оформления курсовой работы. При повторном чтении написанного варианта курсовой работы необходимо сделать следующее:

— убрать тот материал, который не имеет отношения к теме;

— длинные предложения разбить на более короткие;

— убрать повторения, слова и фразы, без которых смысл остается понятным;

— проверить цитаты и правильность ссылок, привести к единообразному употреблению терминов, сокращений;

— просмотреть нумерацию страниц, таблиц, рисунков и т. д.

Список использованной литературы:

Список включает упоминаемые или цитируемые в работе литературные источники, составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора).

В библиографическом описании книги после ее названия указывается город, в котором она издана, после двоеточия — название издательства, после точки с запятой — год издания, общее количество страниц.

В библиографическом описании статьи из журнала указывается ее название, затем сокращенное название журнала и год издания (между ними знак препинания не ставится).

Затем после точки с запятой — номер отечественного журнала, после двоеточия помещаются цифры первой и последней (через тире) страниц.

Например:

1. Книги

а) Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова, — М.: Акад. проект, 2000 — 622 с.

б) Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. Пособие для студентов / сост. Л.М. Семенюк, — М.; Воронеж, 2003 — 100 с.

2. Журналы

а) Бережнова Е.В. Аргументация в прикладном педагогическом исследовании // Педагогика, — 2001, № 9, — с. 33−39

11 стр., 5371 слов

Морфофункциональные особенности детей младшего школьного возраста

... Курсовая работа Морфофункциональные особенности детей младшего школьного возраста Введение Динамика изменений ... к школе играют характерологические и личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Умение контактировать с другими людьми, ... Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - 301 с. 11. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2002. - 992 с. 12. ...

Приложения

Оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись «Приложение 1», «Приложение 2» и т. д.

В приложении помещаются анкеты (составленные самостоятельно), с помощью которых осуществляется сбор исследовательского материала, протоколы наблюдений, рисунки, фотографии и т. д.

Руководство курсовыми работами по дисциплине: «возрастная и педагогическая психология» осуществляется преподавателем кафедры педагогики и психологии.

Курсовая работа по дисциплине «Возрастная и педагогическая психология» должна быть представлена в деканат в установленный срок.

Значение и цель рецензирования курсовой работы

1. Рецензирование курсовых работ в системе заочного образования является одной из основных форм руководства самостоятельной работы студентов-заочников. И средством контроля выполнения или учебного плана и усвоение учебного материала в объеме, установленном программой.

2. Рецензирование курсовых работ имеет целью:

— Проверить, как работает студент-заочник по данной дисциплине и насколько успешно он ее усваивает, указать ему на ошибки и указать пути их исправления;

— Оказать студенту помощь в овладении необходимыми навыками правильной организации самостоятельной работы и воспитать у него критическое отношение к своей работе;

— показать студенту методы использования теоретических знаний для решения практических вопросов.

Составление рецензии

Рецензия составляется на официальном бланке университета.

Она состоит из следующих разделов:

  • Оценка актуальности рассматриваемой темы, владение методиками исследования представительности материала, об обоснованности выводов и рекомендаций.
  • Краткий анализ положительных сторон курсовой работы
  • Подробный анализ недостатков и ошибок курсовой работы

— Нарушение правил при выполнении работы;

— Небрежность при изложении или оформлении;

— Наличие в работе не вполне четких формулировок;

— Нарушение логики изложения материала;

— Несоответствие литературного обзора исследовательской части работы.

Раздел рецензии должен заканчиваться указаниями рецензента, как улучшить дальнейшую самостоятельную работу студента с учетом ее недостатков и ошибок.

В тех случаях, когда выявленные в курсовой работе ошибки и недостатки настолько серьезны, что могут помешать дальнейшему изучению дисциплины, работа возвращается студенту для полной или частичной ее переработки.

В первые дни сессии студенты получают свои курсовые работы с бланком — рецензирования, который, подписывается преподавателем — рецензентом с оцениванием по четырех бальной системе и датированным числом проверки.

Защита курсовой работы по дисциплине «Возрастная и педагогическая психология» проходит на практических занятиях по данной дисциплине. Автор работы выступает с коротким сообщением (до 10 минут) и отвечает на вопросы преподавателя и студентов.

Сообщение включает актуальность темы, результаты исследовательской работы, выводы и предложения, перспективы дальнейшего исследования.

По итогам защиты за курсовую работу выставляется окончательная оценка в зачетную книжку студента (она может быть изменена после рецензирования с учетом работы студента над замечаниями).

В ходе выполнения курсовой работы у студента может появиться повышенный интерес к изучаемой проблеме и зародиться желание углубить и расширить знания по теме. Это может послужить хорошей основой для подготовки выпускной квалификационной работы, которая представляется государственной аттестационной комиссии на пятом курсе.

Список тем курсовых работ по дисциплине:

«Возрастная и педагогическая психология»

  1. Определение готовности детей 6 и 7 лет к школьному обучению.
  2. Половое воспитание школьников: основные идеи, содержание, методы и формы.
  3. Воспитание культуры общения и поведения у медицинских работников.
  4. Познавательная и профессиональная мотивации медицинских сестер.
  5. Педагогическое общение, как творческий процесс.
  6. Деловые игры как форма обучения мед. персонала.
  7. Традиционное и развивающее обучение младших школьников.
  8. Роль физического воспитания в развитии детей дошкольного возраста.
  9. Особенности физического воспитания в условиях Севера.
  10. Формирование готовности к самообразованию в процессе развития.
  11. Организационно-методические аспекты обучения больных с различной патологией.
  12. Проблема личности и коллектива.
  13. Трудовое воспитание и профориентация старшеклассников.
  14. проблема наказаний и воспитания детей.
  15. Диагностика степени обученности школьников.
  16. Пропаганда здорового образа жизни среди подростков.
  17. Развитие личности как цель воспитания.
  18. Особенности общения медицинских работников с лицами пожилого возраста.
  19. Особенности адаптации детей к школе.
  20. Психолого-педагогические особенности профессиональной деятельности медицинских работников от условий работы.
  21. Ранний период, кризис 3-х лет.
  22. Значение игр в жизни и развитии ребенка.
  23. Психолого-педагогические основы использования компьютера в процессе обучения.
  24. Проблема профилактики неуспеваемости школьников.
  25. Дошкольное детство, кризис 7 лет.
  26. Развитие памяти с учетом возрастных особенностей.
  27. Развитие мышления с учетом возрастных особенностей.
  28. Развитие внимания с учетом возрастных особенностей.
  29. Мышление в структуре учебной деятельности.
  30. Влияние оценки группы на самооценку подростков.
  31. Методы самостоятельной работы студентов, активизация их познавательной деятельности.
  32. Барьеры педагогического общения и пути их преодоления.
  33. Особенности личности пожилых людей как фактор их адаптации в посттрудовой период.
  34. Изменение самооценки в различные возрастные периоды.
  35. Профессионально важные качества педагога.
  36. Профилактика агрессивного поведения подростков.
  37. Психическое развитие ребенка в разных социальных условиях.
  38. Особенности общения у различных возрастных групп.
  39. Система ценностных ориентаций личности в различные возрастные периоды.
  40. Роль физического воспитания в развитии студентов.
  41. Представления старшеклассников о семейной жизни.
  42. Влияние семьи и школы на развитие и становление личности школьника.
  43. Влияние самоорганизации на успешность учебной деятельности.
  44. Особенности педагогической деятельности.
  45. Психологический климат в учебной группе и его влияние на эффективность учебной деятельности.
  46. Роль кризисов в развитии личности.
  47. Особенности воспитания детей в поморской семье.
  48. Развитие личности как цель воспитания.
  49. Гигиеническое воспитание детей и подростков в школе.
  50. Воспитание и обучение детей-сирот.
  51. Проблема одаренных детей в современной школе.
  52. Особенности домашнего обучения школьников.
  53. Перегрузка обучающихся и пути ее преодоления.
  54. Ранняя юность, кризис 15 лет.
  55. Влияние возраста на отношение к болезни.
  56. Психологические основы формирования теоретического (клинического) мышления у студентов медицинских училищ.
  57. Сравнительный анализ методик выявления профессиональных интересов и намерений.
  58. Психологические особенности взрослости 23−30 лет.
  59. Особенности жизненных позиций лиц старше 65 лет.
  60. Особенности развития детей в разных социальных семьях.
  61. Школа и здоровье ребенка.
  62. Учет половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в воспитании.
  63. Личность и болезнь.

Список основной рекомендуемой литературы

I. Книги

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова, — М.: Акад. Проект, 2000, — 622 с.
  2. Габай Т.В. Педагогическая психология / Т.В. Габай, — М.: Academia, 2003, — 240 с.
  3. Грэйс Крайг. Дон Бокум Психология развития — М.: С-Пет., 2005, — 940 с.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология — М.: Логос, 2002, — 382 с.
  5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы — СПб.: Н. Новгород; Питер, 2003, — 512 с.
  6. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. Для студентов вузов / В.С. Мухина, — 6-е изд., стер. — М.: Academia, 2000, 453 с.
  7. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. Пособие / К.Н. Поливанова, — М.: Academia, 2000, — 181 с.
  8. Психология развития / под ред. Т.Д. Марциновской, — М.: Academia, 2001, — 350 с.
  9. Хухлаева О.В. Психология развития молодость, зрелость, старость / О.В. Хухлаева, — М.: Academia, 2002, — 204 с.
  10. Эльконин Б.Д. Психология развития / Б.Д. Эльконин, — М.: Academia, 2001, — 142 с.

II. Журналы

  1. Вопросы психологии.
  2. Главная медицинская сестра.
  3. Медицинская помощь.
  4. Мир психологии.
  5. Педагогика.
  6. Психология зрелости и старения.
  7. Психологический журнал.
  8. Развитие личности.
  9. Сестринское дело.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector