Методические рекомендации для школьных психологов, учителей, классных руководителей, консультантов ппс использование развивающих игр и игровых упражнений в

ОТДЕЛ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ

Методические рекомендации для школьных психологов, учителей, классных руководителей, консультантов ППС

Использование развивающих игр и игровых упражнений в работе с учащимися в рамках

предпрофильного обучения

г. о.Новокуйбышевск

2008

Печатается по решению Редакционно-издательского Совета «Ресурсного центра» г. Новокуйбышевска

Составители: Зайчикова О.Е.

Ответственный редактор: Дахина Т.М.

Рецензенты: Парфенова О.И., директор РЦ, Воронков Д.А., зам. директора РЦ.

Использование развивающих игр и игровых занятий в работе с учащимися в рамках предпрофильного обучения:

методическое пособие для школьных психологов, учителей, классных руководителей, консультантов ППС. — г. Новокуйбышевск, 2008 г.

В предлагаемом методическом пособии рассматривается значимость проблемы выбора будущей профессии. Оно представлено в виде технологических методик развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся, которые помогут им реализовать свой духовный потенциал и эффективно решать названную проблему.

Содержание

Стр.

1. Проблемы юношеского возраста. 4

2. Развивающие игры для подростков и старших школьников — нетрадиционные 6

и активные методы обучения.

3. Организация игровых занятий для развития интеллекта и личности подростков 8

и старших школьников.

4. Условия проведения групповых игровых занятий. 11

5. Как пользоваться методическими рекомендациями. 12

Литература. 13

Приложения. 14−37

Проблемы юношеского возраста

Юношеский период является преддверием взрослости, поэтому юность особенно важна в жизни человека: возникают основные психологические новообразования, характеризующие социальную зрелость личности. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения, происходит осознание себя как субъекта общественных отношений, идет интенсивный процесс самоопределения, настойчивые поиски возможностей социального самоутверждения.

Первая реальная жизненно важная проблема, с которой сталкиваются учащиеся средних и особенно старших классов, — это проблема выбора будущей профессии. Нет необходимости специально доказывать, насколько важно для молодого человека правильно определить свое место в жизни. От включения юноши в профессиональное сообщество людей, близких по духу, образу жизни и ценностным ориентациям, зависят его психическое и физическое здоровье, продолжительность жизни, удовлетворенность собой и работой, выбор супруги, материальное благосостояние и многое другое.

Значимость проблемы выбора будущей профессии школьники начинают осознавать уже с 14 — 15 лет. Особенно обеспокоены этой проблемой старшеклассники. По наблюдениям педагогов и психологов, среди них более 48% выбирают профессию под влиянием эмоций («нравится — не нравится»), не оценивая своих возможностей; внутреннюю неуверенность и неопределенность ситуации отмечают до 35% юношей и девушек. Подавляющее большинство молодых людей в этот ответственный период испытывают болезненное и противоречивое внутреннее состояние: «Я должен и обязан определиться, чем я буду заниматься после окончания школы» и «Я не знаю, какое занятие мне выбрать, потому что мне нравится много разных профессий» или «Мне не нравится ни одна профессия». Разрыв между чувством долга и неготовностью к принятию решения, переживаемый выпускниками школ, говорит о том, что они попадают в острую проблемную ситуацию.

Хорошо это или плохо? Традиционно считалось, что это плохо и необходимо создать определенные условия для того, чтобы этого не случалось (например, предлагалось организовывать профориентационную работу чуть ли не с детского сада).

Позволим себе утверждать обратное: это хорошо и, более того, это естественно. А хорошо это потому, что жизненные проблемы развивают человека, делают его умнее, выносливее и создают реальную возможность насладиться своим существованием. Конечно, при условии, если он действительно решает свои проблемы, проживает их, изменяется и открывает в самом себе неиспользованные интеллектуальные и личностные резервы.

Именно в этот момент важно показать молодому человеку путь духовного саморазвития. От того, как он решит свою первую жизненную проблему, зависит его дальнейшая жизненная стратегия: будет ли он ориентироваться на социальные нормы или действовать в соответствии со своим желанием, будут ли его привлекать материальные ценности или он будет стремиться реализовать прежде всего свой духовный потенциал, сможет ли он, наконец, действительно РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ или просто избавляться от нее, действуя «как все» и захватывая в свое жизненное пространство любой случайный вариант.

Развивающие игры для подростков и старших школьников —

нетрадиционные и активные методы обучения.

Обучение в нашей школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Практически не решается задача развития мышления и личности ребят, создания условий для активизации их творческого отношения к учению. Однако известно, что знания быстро устаревают, под воздействием научно-технического прогресса происходит частая смена различных видов труда. В результате усвоенное в школе уже в первые месяцы работы на производстве и на начальных курсах ВУЗа молодому человеку по большей части становится просто ненужным.

Кроме этого, в процессе деятельности учащихся по усвоению готовых знаний и воспроизведению заданных действий у них закрепляются лишь репродуктивное мышление и память. Школьники привыкают к исполнительской деятельности «приказано — выполняй». Не создается условий для продуктивного мышления и формирования инициативной, социально активной личности.

Необходимо отметить также и тот факт, что традиционная классно-урочная организация обучения в школе несет на себе печать монотонности и однообразия. Ежедневно на уроках повторяется одно и то же: проверка домашнего задания, опрос, контрольные работы, объяснение нового учебного материала и т. д. Монотонность обучения является одной из основных причин снижения мотивации к учению у школьников.

Подобные размышления приводят к выводу: необходимо оживить и разнообразить школьную жизнь детей, внедрить нетрадиционные и активные методы обучения (развивающие игры, интеллектуальные турниры, дискуссии, проблемные семинары, конференции).

Вам предлагается программа игровых занятий, способствующих развитию личности учащихся старших классов и построенных с целью оказания им психологической помощи в выборе будущей профессии.

Развивающим играм можно посвятить несколько классных часов в течение учебного года, предшествующего переходу в 10 класс, а также использовать их в ходе уроков. Данное требование является важным, поскольку в 10 классе ребята должны быть уверены в своих намерениях, с тем, чтобы успеть позаниматься на подготовительных курсах или с репетиторами — если они идут в ВУЗ, выбрать место работы — если после 11 класса они планируют пойти на производство.

Наличие «запасного года» необходимо еще и потому, что в ходе участия в игровых занятиях многие ученики начинают серьезно относиться к собственному профессиональному самоопределению, отказываются от первоначального, часто случайного выбора и организуют «поиск себя и своей профессии». Этот сложный процесс личностного роста не терпит торопливости и суеты, необходимо время для «созревания» глубинных потенций и возможностей, обретения внутренней свободы и устойчивой веры в самого себя.

В начале своей «взрослой» жизни найти «самого себя» должен каждый молодой человек, обрести жизненный смысл и понимание своего индивидуального жизненного предназначения. Тот, кто хоть раз испытал радость от достижения духовных вершин самораскрытия, не забудет этого и всегда будет стремиться к гармонии с обществом и самим собой.

Организация игровых занятий для развития интеллекта и

личности подростков и старших школьников.

Представленный в приложении комплекс интеллектуальных игр предназначен для подростков и старшеклассников, испытывающих трудности в учении: понимании и осмыслении нового материала, его запоминании, усвоении и обобщении, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей и речи. Применение интеллектуальных игр может помочь также в следующих случаях:

а) для снятия усталости учащихся и «разрядки» на уроке;

б) для активизации учебной работы в классе, повышения активности и инициативы учащихся;

в) для развития личностной свободы и раскованности ребят, особенно невротизированных, слабых и неуверенных в себе;

г) для улучшения взаимоотношений учителя с классом после конфликта;

д) для укрепления взаимоотношений ребят друг с другом, развития дружбы и взаимопомощи в классе.

Организация игр для старших подростков.

Если игровые упражнения организуются для «разрядки» в течение урока, то участвует весь класс; длительность игры — 5−7 минут; в одном игровом эпизоде могут быть использованы 1−2 игровых упражнения из предлагаемого комплекса.

Если учитель организует специальное игровое занятие для слабых учащихся, то полезно подобрать группу из 5−12 школьников; длительность занятия в этом случае 30−45 минут; на таком «игровом уровне» могут быть применены в среднем 5 — 7 игр. Частота игровых занятий — 1−2 раза в неделю. Одна и та же игра может быть «прокручена» несколько раз на разном материале (в приложении дается 4 варианта практически для каждой игры).

Следует отметить, что слабые учащиеся на первых занятиях быстро устают от интеллектуальных игр. Уже после 2−3 игровых занятий они становятся безразличными, начинают проявлять апатию, пассивность. Желательно разнообразить интеллектуальный тренинг и проводить его вперемешку с групповыми психокоррекционными играми. Большой популярностью у подростков пользуются такие игры, как «Таможня», «Шериф и убийца», «Отгадай», «Кто как поведет?».

Организация игровых занятий со старшеклассниками. Занятия рекомендуется проводить по следующим схемам.

Схема 1. Группа учащихся разбивается на три команды: первая и вторая — это команды-конкуренты, третья команда — «арбитры». В командах-конкурентах численность участников составляет 5−7 человек, в команде арбитров — 3−5 человек. Получив от учителя игровое задание, первые две команды начинают его решать. В это время «арбитры» обсуждают критерии оценки, выбирают систему оценивания (отметим, что самая удобная — шестибалльная система).

Команды-конкуренты и «арбитры» работают в разных помещениях, например, в соседних классах. Важно, чтобы они не знали, о чем говорят в другой команде. Через некоторое время, правда, Вы заметите, что возникает «интеллектуальный шпионаж» — подкрадывания и подслушивания обсуждений у противоположной команды. Тогда Вы фиксируете правило: за «интеллектуальный шпионаж» команда платит «штраф» — 1 балл. За выплатой «штрафов» следят «арбитры».

После того, как обе команды-конкуренты готовы, выслушивается решение первой команды, затем — второй. «Арбитры оценивают решение каждой команды. При этом, если команды не согласны с оценкой «арбитров», они имеют право опротестовать ее, обосновав свое несогласие.

В конце игрового занятия подсчитывается количество баллов, устанавливается команда-победитель. В итоговой оценке отражаются «штрафы», полученные командами за «интеллектуальный шпионаж», а также протесты участников, если они имели место.

Такие «интеллектуальные турниры» могут продолжаться в течение учебного года в одном классе или между классами. Они могут быть организованы между восьмиклассниками и девятиклассниками, «двоечниками» и «отличниками», юношами и девушками.

Схема 2. Составляется группа из слабых учащихся (5 — 7 человек).

Длительность игрового занятия 40 минут. Занятие разбивается на два этапа. На первом этапе в течение 20 минут проводятся 2−3 игры или «крутится» одна игра в разных вариантах.

Затем начинается второй этап — общее обсуждение. Длительность — 20 минут. На данном этапе учитель вместе с ребятами анализируют свои собственные действия и решения, оценивают успешность игры, вспоминают наиболее интересные и живые игровые моменты. Организация второго этапа игры позволяет осмыслить полученный интеллектуальный опыт, выявить и закрепить эффективные способы мыслительной деятельности.

На общем обсуждении очень полезно показать различия в стиле мышления ребят. Так, один ученик склонен к четкому, строго логизированному мышлению, другой — эвристичен, непредсказуем и эмоционален, третий — медленно, но глубоко мыслит, четвертый — мгновенно схватывает, но думает поверхностно и торопливо, пятый — выделяет суть, шестой — утопает в деталях, седьмой — самостоятелен, восьмой — повторяет чужое мнение и т. п. Важно организовать взаимообмен разными стилями мышления, различными способами умственных действий, подходами к решению игровой задачи, за счет чего расширяется интеллектуальный диапазон каждого участника, укрепляются сильные стороны его мышления и выравниваются слабые. Через сопоставление с другими участниками игры ученик начинает лучше понимать самого себя, адекватно оценивать собственные интеллектуальные ресурсы.

Если Вы решили организовать интеллектуальные игры в своем классе, примите несколько советов.

  1. Все ответы ребят, даже самые неожиданные, непривычные и странные, рассматривать как ответы «правильные». Вообще, в игре не существует «правильных» или «неправильных» ответов, хорошо то, что оригинально и нестандартно.
  2. Поддерживайте у школьников стремление к поиску новых и эвристических ответов.
  3. На игровых занятиях обязательно давайте эмоциональные подкрепления: «Молодцы!», «Как у нас хорошо получается!», «Умница, Катя!», «Оригинальный ответ, Дима!», «Ничего, у тебя все получится!».
  4. Атмосфера в игровой группе должна быть эмоционально положительной. Учащиеся и Вы наслаждаетесь игрой. Вам хорошо, весело.

Итак, за игру!

Условия проведения групповых игровых занятий.

Для того, чтобы игры проходили живо и интересно, необходимо учитывать следующие условия.

Играйте в те игры, которые Вам нравятся. В любой из них Вы получите полезный личный опыт, сможете расслабиться и отдохнуть. Последовательность игровых упражнений может быть произвольной и отличаться от той, которая может быть задана в группе. Было бы неплохо, если бы один из игроков взял на себя функции руководителя игры, поскольку почти каждая из них требует специального «психологического дирижирования»: поддержания игрового темпа, своевременной замены одной игры на другую, реализации действий по арбитражу. Разумеется, игровым «дирижером» может быть человек, которого группа принимает и уважает.

Имеют значение и такие условия, как время проведения игры, количество человек в группе, пол и возраст участников. Так, на каждую игру должно уходить не более 30−35 минут. В противном случае у большинства участников может возникнуть «игровая усталость». Хорошо, если группа насчитывает 20−25 человек; отлично, если в группе играют 10−15 человек. Необходимо помнить, что слишком большая группа становится неуправляемой и в ней начинают происходить групповые процессы, отличные от процессов игрового обучения. Желательно также, чтобы группа являлась гетерогенной по полу и возрасту, т. е. в ней будут присутствовать лица мужского и женского пола разного возраста.

А теперь несколько слов ведущему. Не допускайте возникновения конфликтов в игре, не затрагивайте в обсуждениях острых, болезненных проблем. для их грамотного анализа необходимо пригласить психолога. Если кто-то из участников отказался от выполнения игрового задания, не настаивайте, пусть каждый игрок ведет себя так, как ему хочется.

И последнее: если Вы почувствовали, что возник «игровой тупик», выражающийся в общей групповой нерешительности, боязливости, нежелании открываться перед другими участниками в чем-то сокровенном, с улыбкой скажите всего лишь одну фразу: «Друзья! Это всего лишь игра! Давайте поиграем!».

Как пользоваться методическими рекомендациями.

Предлагаемые методические рекомендации подготовлены в виде технологических методик развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся. Данные методики могут быть прямым образом перенесены в педагогическую практику, поскольку они прошли апробацию в занятиях с учениками, проведенных в течение 10 лет. При этом, однако, существуют определенные ограничения.

Развивающие игры могут быть организованы по выбору, в зависимости от того, с какой группой детей проходят занятия.

Каждая группа детей имеет как бы свое «лицо». Группа может быть динамичной, «теплой», интенсивно двигающейся в направлении развития. Но может быть также группа «вязкая», вялая, инертная, равнодушно-пассивная. Поэтому учителю необходимо составить сценарий работы с каждой конкретной группой и выбрать упражнения и игры, эффектные именно для данной группы, вызывающие интерес именно у данных учащихся.

Иногда могут возникнуть ситуации, в которых работа с группой может быть обращена на психокоррекцию какого-то одного участника группы. Например, на занятие приходит ученица, родители которой бурно, с конфликтами разводятся. Разумеется, игровое занятие должно быть направлено на то, чтобы поставить девочку в центр игровой ситуации, «обогреть» ее, расслабить, оказать ей доброе внимание. Психокоррекционные воздействия при этом производятся как «анонимные»: не называется семейная проблема ученицы, занятие проводится тактично, ненавязчиво.

Может быть также, что в группе находится учащийся, которого не любят одноклассники. Психокоррекционное воздействие в этом случае должно быть направлено на то, чтобы оптимизировать внутригрупповые взаимодействия детей.

Психокоррекционные занятия могут быть проведены на уроках (лучше в конце уроков) или в назначенное время (после уроков, на переменах, классных часах).

Учитель может самостоятельно определить удобное время для развивающих игр с тем, чтобы учащиеся не потеряли интерес к учебной деятельности и в то же время получили пользу от игровых занятий и упражнений.

В практической работе с учителями отмечается их высокий творческий потенциал, почти не востребованный в учебной работе. Учителя создают свои собственные методические приемы, игры и упражнения, как только познакомятся с организацией и содержанием психологических занятий. Поэтому мы призываем Вас: стремитесь к постоянному развитию самих себя и развивайте свою профессию. Мы уверены, что педагогическое творчество учителя принесет пользу не только учащимся, но и ему самому.

Используемая литература.

1. Самоукина Н.В. Активизация школьников в профессиональном самоопределении// Вопросы психологии. № 1, 1990.

2. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы).

М., 1992.

3. Самоукина Н.В. Комплексная программа активного профессионального ориентирования школьников// Школа и производство. № 11, 1989.

4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.

Игры для развития мышления.

Упражнение 1. «Три слова»

Берутся наугад три слова. Необходимо составить как можно больше предложений, включающих предлагаемые слова. Можно менять падежи, дополнять предложения другими словами.

«улица», «книга», «фартук»

«мяч», «небо», «цветок»

«очки», «сумка», «велосипед»

Игру можно усложнить, если предложения с тремя словами будут составляться так, чтобы они образовали небольшой коллективный рассказ. По очереди ребята называют свои фразы, учитывая требование «держать» в уме общий замысел группового рассказа. При этом в каждом из предложений разрешается использовать не все три заданных слова, а два из них. Например, может быть придуман следующий рассказ: «Девочка шла по улице и несла книгу, завернутую в фартук. Вдруг книга упала, фартук испачкался, а девочка заплакала. На улице было много народа, девочка вытерла слезы, подняла книгу и снова завернула ее в фартук. Она пришла с улицы домой, выстирала фартук, почистила книгу».

Упражнение 2. «Поиск общего»

Даются два случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков. Стандартные ответы заключают в себе указание на внешние характеристики вещей. Оригинальные ответы являются результатом анализа существенных признаков.

Вариант 1: «тарелка», «лодка».

Вариант 2: «дерево», «дом».

Вариант 3: «солнце», «рубашка».

Вариант 4: «самолет», «ложка».

Примеры стандартных ответов по варианту 1: «Лодка и тарелка имеют углубление», «В лодку и тарелку можно налить жидкость».

Пример оригинальных ответов: «Лодка и тарелка — изделия человеческих рук», «Лодка и тарелка могут держаться на поверхности воды».

Упражнение 3. «Исключение лишнего слова»

Предлагаются три слова, выбранных наугад. Необходимо оставить два слова, для которых можно выделить общий признак. Лишнее слово надо исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова.

Вариант 1: «собака», «помидор», «солнце».

Вариант 2: «вода», «ветер», «стекло».

Вариант 3: «машина», «лошадь», «заяц».

Вариант 4: «стул», «пень», «квартира».

Пример традиционного ответа по варианту 2: «Вода и стекло прозрачные, поэтому следует исключить ветер». Пример оригинального ответа: «Вода и ветер — предметы, обладающие внутренней способностью к движению, поэтому следует исключить стекло, поскольку оно статично». Относительно каждого варианта необходимо получить не менее 4 ответов.

Для старшеклассников игру можно усложнить. Ответы различных участников или команд могут быть конкурирующими, составляющими логическую оппозицию. Например, если по варианту 2 в первом ответе объединены слова «вода» и «стекло» (по признаку прозрачности), то второй ответ должен быть построен так, чтобы обязательно разъединить эти два слова. Так, он может быть следующим: «ветер и стекло объединены по признаку ситуации (ветер бьет в стекло дома), а «вода» исключается. Конкурирующий ответ может быть также другим: объединены «вода» и «ветер», а исключено слово «стекло» (по признаку природное — искусственное).

За счет такой модификации игры активизируется соревнование между отдельными участниками или командами, которое оживляет игру и создает условия для интенсивного развития взаимоотношений ребят.

Упражнение 4. «Поиск аналогов»

Называется какой-нибудь предмет. Необходимо найти как можно больше предметов, сходных с ним по различным признакам (внешним и существенным).

Можно систематизировать признаки на основе общего применения; материала, из которого изготовлены предметы; отнесения предметов к одному классу и т. п.

Вариант 1: «вертолет».

Вариант 2: «кукла».

Вариант 3: «земля».

Вариант 4: «арбуз».

Пример по варианту 2: «кукла» — «погремушка», «плюшевый мишка» (игрушки); «кукла» — «чашка», «тарелка» (фарфор); «кукла» — «телефон», «футляр» (пластмасса).

Для развития речи школьников полезно предложить им описать названные предметы или придумать маленькие рассказы, в которых эти предметы будут задействованы в «главных ролях».

Упражнение 5. «Поиск противоположных предметов

Предлагается слово, обозначающее предмет. Необходимо назвать как можно больше предметов, противоположных этому слову — по назначению, внешнему виду, существенным признакам, материалу, из которого изготовлен предмет.

Вариант 1: «дом».

Вариант 2: «человек».

Вариант 3: «полено».

Вариант 4: «страна».

Например, по варианту 2 к слову «человек» подбираются такие слова, как «животное» (противоположность по уровню интеллектуального развития), «камень» (противоположность по критерию «живой-неживой» природы), «ребенок» (противоположность по возрасту) и др.

Ответы должны быть обязательно дополнены обоснованием и аргументацией, почему они отвечают так, а не иначе. Например, к слову «человек» подобрано слово «животное». Попросите ребят объяснить, на основе каких логических оснований можно фиксировать противоположность этих слов. Если называется только одно обоснование, спросите, нельзя ли найти какой-либо аргумент. Так, связку «человек» — «животное» можно обосновать следующим образом: «Человек говорит, пользуется развитой речью, а животное — нет», «человек создает искусственную среду обитания, а животное живет в соединении с естественной природой, «Человек осваивает космос, а животное тесно связано с землей» и т. п.

Упражнение 6. «Поиск предметов по заданным признакам

Задается определенный признак, необходимо подобрать как можно больше предметов, обладающих заданным признаком.

Следует начать с признака, отражающего внешнюю форму предмета. Например, признак «круглый», «прозрачный» и др., а затем перейти к признакам, отражающим назначение предметов, реализуемое движение, отношение и т. п.

Признак внешней формы Признак назначения предметов Признак движения

Вариант 1: «круглый» «пища» «поднимание тяжести»

Вариант 2: «прозрачный» «транспорт» «передвижение»

Вариант 3: «жесткий» «инструменты для физ. труда» «закрывать что-либо»

Вариант 4: «горячий» «усиление звука» «выключить что-либо»

Например, к признаку, отражающему внешнюю форму, могут быть подобраны следующие слова по варианту 3: «жесткий» — дерево, металл, характер, ритм и т. п. К признаку назначения предметов: «инструменты для физического труда» — топор, молоток, лопата, рубанок и др.

Если вы замечаете, что ребята подбирают неправильные ответы, сразу зафиксируйте ошибку, чтобы игра не стала стихийной, когда участники называют любые случайные слова и почти не размышляют.

Упражнение 7. «Поиск соединительных звеньев»

В качестве игрового задания предлагаются два предмета, не связанных между собой. Необходимо назвать 2−3 предмета, находящихся между первым и вторым и составляющих как бы переходный мостик между ними. Переходные предметы должны быть связаны между собой и заданными словами логическими связями. Если таковые не являются очевидными, участники должны специально обосновать наличие такой связи.

Вариант 1: «лопата», «автомобиль».

Вариант 2: «шкаф», «завод».

Вариант 3: «ножницы», «трава».

Вариант 4: «котенок», «озеро».

Например, по варианту 2 могут быть следующие ответы: «шкаф» — пиджак (висит в шкафу) — человек (носит пиджак) — «завод» (человек ходит работать на завод в пиджаке); «шкаф» — дерево (материал для шкафа) — болты (необходимы для сборки шкафа) — «завод» (на нем сделаны болты); «шкаф» — рабочая спецовка (висит в шкафу) — цех (в цеху в шкафу висят рабочие спецовки) — «завод» (цех находится на заводе).

Игру можно усложнить, предлагая задание составить логическую цепочку из слов не «спереди — назад», а «сзади — наперед». Например, по варианту 1: «автомобиль» — «лопата».

Можно попробовать также новую организацию групповой работы. Предлагаем Вам следующую схему занятия. Учитель называет первое слово, например, «лопата». Первый ученик ищет второе слово, логически не связанное с первым словом. Затем второй школьник называет третье слово, не связанное со вторым, но все же двигаясь в направлении к конечному слову «автомобиль». Третий участник называет четвертое слово, логически не связанное с третьим, но ориентируясь на то, чтобы цепочку слов закончить словом «автомобиль». И, наконец, четвертый участник называет слово, непосредственно связанное со словом «автомобиль». Пятому участнику ничего не остается, как называть последнее слово «автомобиль».

В такой игре количество шагов не нормируется, длительность словесной цепочки зависит от того, насколько быстро сами ребята будут двигаться по направлению к последнему слову. Это движение может быть быстрым и состоять из трех слов, но может быть медленным и содержать десять и более переходных слов.

Упражнение 8. «Способы применения предмета»

Задается какой-нибудь предмет, необходимо назвать как можно больше способов его применения. Можно называть способы из реальной жизни и способы придуманные, фантастические. В последнем случае, однако, следует обязательно сформулировать обоснование к предлагаемому способу применения.

Вариант 1: «книга».

Вариант 2: «автомобиль».

Вариант 3: «помидор».

Вариант 4: «дождь».

Например, по варианту 3 могут быть названы способы из реальной жизни: помидор можно скушать, сделать из него салат, добавить в борщ, сделать из него томатный сок, положить растительную маску из помидора на лицо и т. д. Из фантастических способов можно назвать: «Из огромного помидора можно сделать жилище», «Выжать помидор и сварить из сока красную краску», «Засушить помидор и сделать шляпу».

Можно предложить игрокам описать ситуацию, возникающую при реализации фантастического способа применения заданного предмета: как можно жить в жилище из помидора, как прорубить окно, какую мебель поставить внутри комнаты и проч.

Упражнение 9. «Поиск определений»

Называется какой-либо предмет. Участники игры должны придумать к нему определение, включающее существенные признаки. Несущественные признаки называть запрещается.

Вариант 1: «дырка».

Вариант 2: «ветер».

Вариант 3: «глаза».

Вариант 4: «характер».

Например, по варианту 4 ответ может быть следующим: «характер отражает индивидуальные и психологические особенности человека».

Необязательно, чтобы участник назвал сразу полное определение предмета, можно составить коллективный ответ из двух или нескольких определений. Правильное определение может придумать школьник в тот момент, когда он услышит неправильное от своего партнера по игре (по механизму логической оппозиции).

Со старшеклассниками игру можно разнообразить, если предмет задается для одной команды в отсутствие другой. Цель игры в этом случае состоит в том, чтобы по определению, составленному первой командой, вторая команда отгадала задуманный предмет.

В ходе игры, когда вторая команда предлагает обоснованные ответы, первая должна аргументировано отказываться от ошибочных и случайных решений. Если будут обсуждены все варианты решений, а правильное так и не будет найдено, первая группа должна назвать задуманный предмет и обосновать, почему не было получено правильных ответов от второй команды.

Упражнение 10. «Выражение мысли другими словами»

Задается несложная фраза. Необходимо предложить несколько вариантов предложений, в которых заложенная в первоначальной фразе мысль будет передана при помощи других слов.

Вариант 1: «Нынешнее лето будет теплым».

Вариант 2: «Девочка гуляет по улице».

Вариант 3: «Я прочитал интересную книгу».

Вариант 4: «Ракета улетела далеко от Земли».

Например, по варианту 1: «В самые длинные каникулы каждый день будет жарким».

Игру можно совместить с игрой в мяч. Ребята встают в круг и, перебрасывая мяч друг другу с указанием имени партнера, называют фразы. Например, Слава бросает мяч Сереже и говорит: «Сережа! Нынешнее лето будет теплым». Сережа ловит мяч, обдумывает ответ и кидает мячик Свете: «Света! В самые длинные каникулы каждый день будет жарким» и т. д. Подача мяча осуществляется не по кругу, а в случайном порядке.

В игру могут быть введены элементы психокоррекции, если вместе с переброской мяча будут обыграны следующие фразы.

Вариант 1: «Мама поругала сына за двойку».

Вариант 2: «Я рассердился на свою младшую сестренку».

Вариант 3: «Ученица опоздала в школу».

Вариант 4: «Я очень боюсь темноты».

Например, когда фраза по варианту 4 «Я очень боюсь темноты» перебрасывается в разных вариантах вместе с мячом и участники повторяют ее другими словами, используя новые выражения, «размывается» исключительность ситуации: все присутствующие как бы «не выходят вечером гулять», «любят утро и не любят вечер». Тот участник, который действительно боится темноты, попадает в компанию детей, также боящихся темноты, пусть это и проявляется в игре, в символических условиях. Разрывается связь «ребенок — страх», опасения и тревоги участника становятся предметом общей коллективной игры и высказываются открыто, вслух, легко и с улыбкой.

Упражнение 11. «Ситуация»

Задается определенная ситуация, участники игры должны придумать причины ее возникновения и развить ситуацию дальше, чтобы показать ее последствия.

Вариант 1: «Когда Гена шел по темному лесу, вдруг впереди он увидел яркий свет…»

Вариант 2: «Я проснулся среди ночи и увидел какое-то существо в углу комнаты…»

Вариант 3: «Лена позвонила подруге, но по телефону ей ответил незнакомый грубый голос…»

Например, по варианту 1 могут быть придуманы следующие причины: «На лесную поляну села летающая тарелка», «Впереди в лесу был пожар», «В лесу горел костер», «Впереди всходило солнце» и др.

Если вы поставили в игре не только цели развития мышления ребят, но и воспитания их характера, предлагаем Вам следующие ситуации.

Вариант 1: «Катя не успела выучить домашнее задание».

Вариант 2: «Стас прогулял урок».

Вариант 3: «Коля взял телефон своего друга без разрешения».

Вариант 4: «Леша пришел домой в 12 часов ночи».

Причины, названные ребятами, помогут Вам понять некоторые их поступки: почему они не учат уроки, прогуливают школу, берут чужие вещи, приходят поздно домой и др. В тех игровых моментах, когда школьники анализируют последствия развития заданных ситуаций, Вы можете сделать акцент на том, как реагируют другие люди на те или иные поступки ребят. Так, покажите им причины, почему учитель сердится, когда ученик прогуливает урок; почему волнуются родители, когда подросток или юноша приходит поздно домой с прогулки и т. п. Такие ненавязчивые обсуждения в игровой ситуации помогут Вам показать участникам, что необходимо предвидеть последствия своих поступков и в своем поведении следует соотноситься с реакцией окружающих людей.

Упражнение 12. «Заглавие»

Приготовьте небольшой рассказ объемом 12−15 предложений. Прочитайте рассказ и попросите участников игры придумать к нему заглавие так, чтобы в нем была отражена основная идея, передаваемая в тексте. Стимулируйте поиск названий, в среднем, к одному рассказу их должно быть найдено 5−7.

Игру можно усложнить. Предложите первой команде придумать маленький рассказ. Вторая команда формулирует к нему 5−7 названий. Затем команды меняются ролями.

Упражнение 13. «Сокращение»

Зачитывается короткий рассказ объемом 12−15 предложений. Участники игры должны передать его содержание «своими словами», используя 2−3 фразы. Необходимо отбросить мелочи, детали и сохранить самое существенное. К одному рассказу может быть придумано 3−5 сокращенных вариантов. Не разрешается допускать искажения смысла рассказа. За «чистотой» игры должны следить либо учитель, либо команда «арбитров». За каждое искажение ребята платят штрафные баллы (1 балл за одно искажение).

Способы улучшения памяти.

  1. Не пытайтесь вдалбливать в утомленную голову чрезмерное количество информации — лучше с вечера просто ознакомьтесь с тем, что следует знать или выучить. Утром же попробуйте встать на 1 час раньше обычного. Сделайте разминку. Примите душ (лучше контрастный).

    Разотритесь докрасна полотенцем и приступайте. За этот час занятий в вашей голове останется больше информации, нежели за весь вечер и бессонную ночь. Вот только не сидите целый час подряд за столом — через 30 минут следует на 1−2 минуты переключаться (а лучше всего — разминаться).

  2. Никогда не твердите (особенно себе), что у вас плохая память. Человек способен убедить себя в чем угодно — как в талантливости, так и (еще скорее) в бездарности.
  3. Избегайте повторять в школе как бы оправдывающую вас фразу: «Опять забыл… ну что поделаешь — склероз». Будьте уверены, подобная фраза выдвинет вас в список кандидатов на получение плохих отметок.
  4. Вспоминайте и рассказывайте самому себе прочитанное, услышанное либо увиденное.
  5. Чаще считайте в уме. К примеру, вы стоите в очереди в кассу — не теряйте зря времени: прикиньте в уме, сколько вам нужно заплатить. Выгода тройная: тренировка памяти, к тому же время пройдет быстрее, и вас не обсчитают.
  6. Учите или вспоминайте стихи.
  7. Прежде чем заснуть, в деталях припомните весь прошедший день — вот прозвонил будильник (во сколько?), вы вскочили, за окном поднималось солнце (или шел снег?), включили телевизор, диктор рассказывал о… и т. д. до самого вечера. Само собой разумеется, не следует «разматывать воспоминания» ушедшего дня, если в нем были какие-то волнующие, тревожащие вас события, ибо это может помешать засыпанию, нарушить сон.
  8. Используйте свою способность к самовнушению. Утром в «просоночном состоянии» и вечером перед засыпанием по 30 раз, убедительно повторяя, внушайте себе: «Сегодня моя память улучшилась! С каждым днем моя память становится все лучше и лучше! Я начинаю пользоваться резервами своей памяти!».
  9. Если вы мучаетесь, что забываете какое-то нужное вам слово, воспользуйтесь одним несложным приемом: как только вы наконец вспомнили это слово, составьте с ним короткую и нелепую по смыслу фразу. К примеру, «печь» — «рыба-меч влезла на печь», или же «калька» — «суп-пюре с калькой» и т. п. Да, вы ведь помните, как заучивают последовательность цветов радуги? Правильно: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан».
  10. Ну, а если вы должны что-то заучить механически, попробуйте разбить материал на смысловые куски, выделяя при этом главное и второстепенное, сложное и простое, аргументированное и бездоказательное. Но главное — все должно быть осмысленно, не уповайте на одно лишь механическое запоминание, на одну лишь зубрежку!

Коррекционная программа по формированию познавательной сферы.

Развитие активного словаря.

Выбор словесных ассоциаций не ограничивается. На услышанное слово, учащийся отвечает первой пришедшей в голову ассоциацией (можно называть существительные, глаголы, прилагательные).

Например: стол — комната, качается, большой.

1. Программа — 26. Ситуация —

2. Взаимоотношение — 27. Успех —

3. Характеристика — 28. Симпатия —

4. Самообразование — 29. Дежурство —

5. Век — 30. Тиран —

6. Верхолаз — 31. Спор —

7. Полководец — 32. Эгоизм —

8. Космос — 33. Слава —

9. Гласность — 34. Чтение —

10.Истоки — 35. Характер —

11.Согласие — 36. Разоружение —

12.Государство — 37. Честь —

13.Граница — 38. Демонстрация —

14.Перестройка — 39. Талант —

15.Великодушие — 40. Определение —

16. Скульптор — 41. Достоинство —

17.Вещь — 42. Политика —

18.Виртуоз — 43. Дефект —

19.Чуткость — 44. Доблесть —

20.Дальновидность — 45. Путь —

21.Восток — 46. Уважение —

22.Фантазия — 47. Праздник —

23.Происхождение — 48. Словарь —

24.Группа — 49. Иностранец —

25.Свобода — 50. Слово —

Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово можно использовать только нарицательные существительные: стол — тарелка, пруд — вода.

1. Школа — 26. Письмо —

2. Народ — 27. Река —

3. Буква — 28. Газета —

4. Количество — 29. Телефон —

5. Семья — 30. Время —

6. Ученик — 31. Специалист —

7. Наука — 32. Литература —

8. Путешествие — 33. Мысли —

9. Этаж — 34. Пролетариат —

10.Люстра — 35. Популярность —

11.Пакет — 36. Страница —

12.Геометрия — 37. Власть —

13.Врач — 38. Спорт —

14.Митинг — 39. Демократия —

15.Поезд — 40. Секрет —

16.Журнал — 41. Удача —

17.Машина — 42. Картина —

18.Театр — 43. Правительство —

19.Общество — 44. Гастроли —

20.Радио — 45. Рекомендация —

21.Эпоха — 46. Континент —

22.Культура — 47. Порядок —

23.Техника — 48. Реальность —

24.Поэт — 49. Диплом —

25.История — 50. Учитель —

Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные: стол — круглый, пруд — большой.

1. Список — 26. Музей —

2. Звезда — 27. Приказ —

3. Кругозор — 28. Физика —

4. Лекция — 29. Город —

5. Дом — 30. Принцип —

6. Критика — 31. Группа —

7. Закон — 32. Воззвание —

8. Пища — 33. Действие —

9. Книга — 34. Воздух —

10.Счастье — 35. Шрифт —

11.Интерес — 36. Аргумент —

12.Страна — 37. Начало —

13.Жизнь — 38. Человек —

14.Библиотека — 39. Случай —

15.Собака — 40. Революционер —

16.Убеждение — 41. Воздух —

17.Пример — 42. Голос —

18.Воспитание — 43. Содружество —

19.Депутат — 44. Год —

20.Группировка — 45. Восторг —

21.Делец — 46. Дипломат —

22.Подробность — 47. Энтузиазм —

23.Емкость — 48. Аромат —

24.Будни — 49. Мышление —

25.Возражение — 50. Эффективность —

Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово необходимо в качестве словесных ассоциаций использовать только глаголы: стол — стоит, пруд — блестит.

1. Фонарь — 26. Правда —

2. Соловей — 27. Агрессия —

3. Растение — 28. Мнение —

4. Одежда — 29. Каникулы —

5. Деньги — 30. Гипотеза —

6. Корабль — 31. Ошибка —

7. Мемуары — 32. Стекло —

8. Командир — 33. Знание —

9. Подвиг — 34. Импорт —

10.Публика — 35. Линия —

11.Ухабы — 36. Беседа —

12.Контракт — 37. Глаз —

13.Самолет — 38. Металл —

14.Профессия — 39. Катастрофа —

15.Капитал — 40. Гром —

16.Диктант — 41. Треугольник —

17. Мебель — 42. Канал —

18.Сутки — 43. Радость —

19.Порядок — 44. Микроскоп —

20.Живопись — 45. Сказка —

21.Симптом — 46. Ярмарка —

22.Диалог — 47. Скульптура —

23.Лифт — 48. Правило —

24.Стихи — 49. Урок —

25.Лед — 50. Комедия —

Обобщение и ограничение понятий.

Подыскать к каждому слову подчиняющее более общее (родовое) и подчиненное более частное (видовое) понятие: лампа

а) свет, б) осветительный прибор, в) телевизор, г) настольная лампа

Для понятия «лампа» родовым является понятие «осветительный прибор», а видовым — «настольная лампа».

1.Местоимение

а) часть речи, б) синтаксис, в) указательное местоимение, г) междометие.

2.Ветер

а) атмосферное явление, б) прохлада, в) пассаты, г) снег.

3.Крахмал

а) жиры, б) картофель, в) кукурузный крахмал, г) органическое вещество.

4.Отрицательное число

а) сумма, б) число, в) минус пять, г) положительное число.

5.Угнетенный класс

а) класс, б) феодалы, в) крепостные крестьяне, г) угнетатели.

6.Деление

а) умножение, б) деление с остатком. В) действие с числами, г) разность.

7.Столица

а) столица соц. государства, б) окраина, в) город, г) деревня.

8.Словарь

а) книга, б) фразеологический оборот, в) учебник, г) орфографический словарь.

9.Ягода

а) плод, б) орех, в) сад, г) земляника.

10.Барометр

а) круглый барометр, б) манометр, в) движение, г) прибор.

11.Былина

а) литературное произведение, б) произведение устной народной поэзии, в) богатырь,

г) Илья Муромец и Соловей-разбойник

12.Союз

13.Низшие растения

а) цветковые растения, б) растения, в) грибы, г) ягоды.

14.Газ

а) кислород, б) состояние вещества, в) жидкость, г) поверхность.

15.Уголь

а) нефть, б) геология, в) бурый уголь, г) полезные ископаемые.

16.Стих. Лермонтова

а) жанр, б) поэтическое произведение, в) рифма, г) стих. «Парус».

17.Повинность

а) барщина, б) сельскохозяйственная работа, в) принудительная обязанность, г) крепостное право.

18.Рычаг

а) блок, б) физика, в) ножницы, г) простой механизм.

19.Герой повести Гоголя

а) Тарас Бульба, б) проза. в) герой, г) литературный герой.

20.Угол

а) треугольник, б) фигура, в) прямой угол, г) сторона.

Обобщение и ограничение понятий.

Назвать обобщающее (родовое) и ограничивающее (видовое) понятия к каждому из данных понятий.

1. История 12. Параллепипед

2. Озеро 13. Землевладелец

3. Наречие 14. Плотина

4. Дробь 15. Движение

5. Повесть 16. Глава

6. Христианство 17. Нос

7. Кустарник 18. Излучение

8. Насос 19. Существительное женск. рода

9. География 20. Осадки

10.Грамматика 21. Многоугольник

11.Певчая птица 22. Русский писатель

Ряд последовательных обобщений.

Для понятия «Москва» родовым является понятие «столица», для «столицы» — понятие «город», для «города» — «населенный пункт».Выстроилась цепочка: Москва-столица — город — населенный пункт. Каждое последующее понятие является родовым по отношению к предыдущему. Учащиеся производят ряд обобщений следующих понятий до предела:

1. Пятиугольник 11. Буква «А»

2. Крепостные крестьяне 12. Каленое железо

3. Ливень 13. Яровая пшеница

4. Сочинительный союз 14. Байкал

5. Лесная малина 15. Латы

6. Рассказ «Хамелеон» 16. Отрицател. десятичная дробь

7. Равномерное ускорение 17. Стихотворение «Узник»

8. Деление с остатком 18. Сосна

9. Коралловый остров 19. Илья Муромец

10.Зевс 20. Существительное «дом»

Расположение понятий по порядку.

Расположить понятия от более частных к более общим так, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последующее звено относилось к предыдущему, как род к виду: «пудель», «животное», «собака», «домашнее животное» нужно расположить таким образом: пудель — собака — домашнее животное — животное.

1.Храм, древнегреческий храм, строение, Парфенон, ритуальное сооружение.

2.Число, дробь, натуральная дробь, неправильная дробь.

3.Почва, чернозем Украины, природное образование, чернозем.

4.Яблоня, растение, дерево, плодовое дерево, цветковое дерево.

5.Согласная буква, знак азбуки, буква «Д», буква.

6.Газ, состояние вещества, кислород, жидкий кислород.

7.Создатель произведений искусства, Филий, скульптор, человек, древнегреческий скульптор.

8.Сказка, сказка «Колобок», жанр, устное народное творчество.

9.Водоплавающая птица, лебедь, черный лебедь, птица, позвоночные.

10.Природное явление, землетрясение в Японии, стихийное бедствие, землетрясение.

11.Фигура, квадрат, плоскостная фигура, прямоугольник, многоугольник.

12.Часть речи, глагол «приказать», основные грамматические разряды, глагол.

13.Вид государственного управления, демократия, рабовладельческая демократия в Афинах, рабовладельческая демократия.

14.Поэтическое произведение, литературное произведение, стих. «Два великана», стих. Лермонтова.

15.Коренное население Америки, население, индейцы, население Америки.

16.Пресмыкающееся, гадюка, змея, ядовитая змея, позвоночные.

Расположение понятий по порядку.

Расположить понятия по порядку; однако в них не получится простой цепочки, так как некоторые из них будут являться родовыми по отношению не к одному, а к нескольким видовым понятиям: мебель, кресло, стол, стул, рабочее кресло, обеденный стол, круглый обеденный стол. Расположить их можно в виде следующей системы:

мебель кресло стол стул

рабочее кресло обеденный стол круглый обеденный стол

Построить системы из следующих понятий:

1.Корень, лист, орган растения, плод, ягоды, сочный плод.

2.Железная руда, полезные ископаемые, пески, природные образования, почва, рудные полезные ископаемые.

3.Фигура, линия, угол, плоскостная фигура, многоугольник, куб, острый угол, объемная фигура.

4.Глагол, часть речи, союз, глагол сослагательного наклонения, соединительный союз, служебная часть речи.

5.Раб, угнетенный человек, крепостной крестьянин, Спартак, человек, угнетатель.

6.Стихотворение, жанр, лирическое произведение, былина, стих. «Парус», устное народное творчество, былина об Илье Муромце.

7.Искусство, музыка, масляная живопись, эстрадная музыка, изобразительное искусство, живопись.

8.Перелетная птица, птица, грач, позвоночные, животные организмы, млекопитающие.

9.Состояние тела, движение, ускорение, равномерное ускорение, покой.

10.Производство, ремесленная мастерская, гончарная ремесленная мастерская, промышленное производство, фабрика, ручное производство, кондитерская фабрика.

11.Население Африки, пришлое население Австралии, население Северной Африки, англоавстралийцы.

12.Прибор, ртутный термометр, динамометр, термометр, барометр, манометр, силомер.

13.Цветковые растения, деревья, растения, кустарники, травянистые растения, низшие растения.

Установление правильности обобщения.

Установить, правильно ли произведено обобщение, т. е. относится ли в каждой паре второе понятие к первому, как род к виду. Все признаки более общего (родового) понятия должны содержаться в понятии, которое обобщается (видовом).

Проверить правильность обобщения можно, подставив перед видовым понятием слово «любой». Если обобщение не потеряет смысл, то оно произведено правильно. Важно не смешивать отношение «вид-род» и отношение «часть-целое». Например, обобщение «дерево — лес» не является правильным, т.к. дерево не обладает всеми признаками леса. Фраза «любое дерево — лес» неверна. Дерево — это часть, а не вид леса. Правильным будет обобщение «дерево — растение» (любое дерево — растение).

1.Республика — форма государственного правления.

2.Диагональ — сторона.

3.Дополнение — член предложения.

4.Книга — учебник.

5.Африка — часть света.

6.Тычинка — цветок.

7.Сказуемое — главный член предложения.

8.Сутки — ночь.

9.Сочетательный закон — действие с числами.

10.Окончание — часть слова.

11.Крахмал — состав семян.

12.Степан Разин — предводитель крестьянского восстания.

13.Запятая — синтаксис.

14.Климатическая карта — карта.

15.Басня — рассказ.

16.Волга — река.

17.Император — царь.

18.Цитоплазма — часть клетки.

19.Роман — этическое произведение.

20.Положительное число — вид числа.

21.Деревья — многолетние растения.

22.Электрическая энергия — механическая энергия.

23.Температура — погода.

24.Мозаика — картина.

25.Иносказание — литературный прием.

Установление правильности ограничения.

Установить, правильно ли произведено ограничение, т. е. относится ли в каждой паре второе из понятий к первому, как вид к роду.

1.Архитектор — Баженов.

2.Материк — часть света.

3.Второстепенный член предложения — дополнение.

4.Растение — корень.

5.Русский поэт — Некрасов.

6.Нефть — газ.

7.Война — Куликовская битва.

8.Органическое вещество — жир.

9.Техническое устройство — насос.

10.Слово — буква.

11.Время года — зима.

12.Искусство — литература.

13.Предложение — сложноподчиненное предложение.

14.Множество — пустое множество.

15.Климат — континентальный климат.

16.Повесть — «Повесть о настоящем человеке».

17.Лиственное дерево — ясень.

18.Рабовладельческий строй — Древняя Греция.

19.Движение — механическое движение.

20.Пищеварение — желудок.

21.Поэма — стихотворение.

22.Число — цифра.

23.Рельеф — растительность.

24.Литературный герой — Тарас Бульба.

Анализ понятий.

Выделить существенные и случайные признаки понятий. Родовые и видовые признаки понятия обычно называются существенными, т. к они и есть то главное, что мы выражаем с помощью понятия. Остальные признаки называются несущественными, случайными. Например, в понятие «архив» включены существенные признаки- «хранилище» и «для документов». Помимо этих признаков, понятие «архив» может обладать и случайными признаками: «большой», «главный», «военный».

В следующих заданиях нужно выделить существенные и случайные признаки:

1.Феодал — а) богатый, б) владеющий землей, в) жестокий, г) владеющий крестьянами,

д) властный, е) король.

2.Ботаника — а) учебный предмет, б) наука, в) часть естествознания, г) скучный урок, д) сложная наука, е) не изучает человека.

3.Золото — а) металл, б) драгоценный металл, в) имеющий желтый цвет, г) служит для изготовления украшений.

4.Антарктида — а) материк, б) имеет ледниковый покров, в) самое холодное место на земле, г) место обитания пингвинов.

5.Стихотворение — а) смешное произведение, б) поэтическое произведение, в) короткое произведение, г) хорошее произведение.

6.Броуновское движение — а) движение, б) движение газов, в) беспорядочное движение частиц, г) тело.

7.Точка — а) маленький знак, б) знак препинания, в) нужный знак, г) стоит в конце предложения.

8.Цветковые растения — а) растения, б) красивые, в) способны образовывать цветки,

г) растут в саду, д) имеют приятный запах.

9.Ремесло — а) основано на ручном труде, б) средневековое, в) гончарное, г) мелкое производство, д) высококачественное.

10.Глобус — а) большой, б) модель земного шара, в) наглядное пособие по географии, г) правильное изображение земной поверхности.

11.Термометр — а) прибор, б) измеряет температуру, в) ртутный, г) имеет стеклянный корпус.

12.Союз — а) служебная часть речи, б) необходимое слово в предложении, в) соединительный, г) слово.

13.Корень — а) съедобный, б) орган растения, в) ветвящийся, г) с его помощью растение получает питательные вещества, д) находится в земле.

14.Крепостной крестьянин — а) лишенный земли, б) зависящий от феодала, в) лишенный личной свободы, г) нищий, д) слуга.

15.Субтропики — а) переходный климатический пояс, б) место с хорошей погодой, в) получают большое количество солнечного тепла, г) климатическая область Закавказья.

16.Площадь — а) характеристика плоскостной фигуры, б) зависит от величины сторон, в) геометрическое понятие, г) земельная.

Определение существенных признаков понятий.

Указать существенные признаки понятий (родовой и видовой):

1.Икона 8. Имя существительное

2.Микроскоп 9. Уральские горы

3.Поэт 10. Белок

4.Материк 11. Кольчуга

5.Цифра 12. Сказка

6.Холодостойкое растение 13. Квадрат

7.Раб 14. Волгоград

Сравнение пары понятий.

Сравнить пары понятий и найти в них общие признаки.

1.Церковь — феодал 11. Меридианы — параллели

2.Стебель — лист 12. Ньютон — Паскаль

3.Лед — пар 13. Латы — кольчуга

4.Река — озеро 14. Капля — песчинка

5.Местоимение — глагол 15. Орфография — пунктуация

6.Лермонтов — Пушкин 16. Эфиопия — Алжир

7.Барометр — манометр 17. Гриб — лишайник

8.Равнины — горы 18. Католицизм — православие

9.Меняла — ростовщик 19. Союз — предлог

10.Луг — болото 20. «Мороз Красный нос» — «Узник»

21.Эпическое произведение — драматическое произведение

Определение отношений между понятиями.

Понятия могут находиться в разных отношениях друг с другом:

1) «вид — род» и «род — вид», например, «окунь — рыба», «рыба — окунь»;

2) «часть — целое», например, «плавник — окунь»;

3) «причина — следствие», например, «горе — слезы»;

4) «последовательность», например, «понедельник — вторник»;

5) «вид — вид», например, «щука — окунь»;

6) «функциональные отношения», например, «окунь — река»;

7) «противоположность», например, «свет — тьма».

Назвать отношения, существующие между понятиями каждой пары:

1.Рабы — класс 16. Рабы — крепостные крестьяне

2.Осень — зима 17. Шероховатость — трение

3.Ромб — сторона 18. Фигура — плоскостная фигура

4.Рабы — рабовладельческий строй 19. Союз — предлог

5.Тополь — ясень 20. Засуха — неурожай

6.Газ — жидкость 21. Рабы — Спартак

7.Сахара — пустыня 22. Острый угол — тупой угол

8.Тополь — пирамидальный тополь 23. Север — юг

9.Жидкость — вещество 24. Тополь — дерево

10.Рабы — рабовладельцы 25. Притяжение — отталкивание

11.Карта — глобус 26. Повесть — глава

12.Буква — гласная буква 27. Плодородная почва — высокий урожай

13.Носорог — саванны 28. Числительное — часть речи

14.Тополь — лес 29. Жизнь — смерть

15.Вода — холодная вода 30. Круг — окружность

Постановка понятий в разные отношения.

Поставить каждое понятие в разные всевозможные отношения с другими понятиями: понятие «соловей» может находиться в отношении «вид — род» (соловей — певчая птица), «вид -вид» (соловей — стриж), в функциональном отношении (соловей — сад) и т. д.

1. Картина 2. Ландыш 3. Термометр 4. Буква

5. Дождь 6. Повесть 7. Море

Правильные ответы на представленные задания.

  1. Обобщение и ограничение понятий (правильные ответы обозначаются теми буквами, которые указаны в заданиях родовые и видовые понятия):

Родовые понятия Видовые понятия

1. а) в)

2. а) в)

3. г) в)

4. б) в)

5. а) в)

6. в) б)

7. в) а)

8. а) г)

9. а) г)

10. г) а)

11. б) г)

12. г) в)

13. б) в)

14. б) а)

15. г) в)

16. б) г)

17. в) а)

18. г) в)

19. г) а)

20. б) в)

  1. Обобщение и ограничение понятий.

Родовые понятия Видовые понятия

1.Наука История средних веков, история России и др.

2.Водоем Байкал, маленькое озеро и др.

3.Часть речи Отрицательные наречия, «много» и др.

4.Число Отрицательная десятичная дробь, простая дробь

5.Проза «Повесть о настоящем человеке» и др.

6.Религия Православие, католицизм и др.

7.Растение Малина, вишня и др.

8.Техническое устройство Гидравлический насос, велосипедный и др.

9.Наука Физическая география, экономическая и др.

10.Наука о языке Грамматика русского языка и др.

11.Птица Канарейка, соловей и др.

12.Геометрическая фигура Спичечный коробок, куб и др.

13.Владелец Феодал, церковь и др.

14.Искусствен. водное сооружение Большая плотина и др.

15.Состояние материи Равномерное движение, равноускоренное и др.

16.Часть литерат. произведения Глава повести, глава романа и др.

17.Часть лица Большой нос, курносый нос и др.

18.Физический процесс Тепловое, световое, ядерное и др.

19.Существительное «Мечта», «земля», «рука» и др.

20.Атмосферные явления Дождь, град и др.

21.Плоскостная фигура Треугольник и др.

22.Писатель Толстой, Горький и др.

  1. Ряд последовательных обобщений.

1.Многоугольник — плоская геометрическая фигура — фигура.

2.Зависимые крестьяне — угнетенный класс — класс.

3.Дождь — осадки — атмосферные явления.

4.Союз — служебная часть речи — часть речи.

5.Малина — ягода — плод.

6.Рассказ — проза — литературное произведение.

7.Ускорение — состояние тела — состояние.

8.Деление — действие с числами — действие.

9.Остров — часть суши, окруженная водой.

10.Древнегреческий бог — Бог .

11.Гласная буква — буква — знак азбуки.

12.Железо — металл — вещество.

13.Пшеница — злак — растение.

14.Озеро — естественный водоем — водоем.

15.Рыцарские доспехи — доспехи — снаряжение.

16.Десятичная дробь — дробь — число.

17.Стихотворение — поэтическое произведение — литературное произведение.

18.Хвойное дерево — дерево — растение.

19.Герой былины — герой устного народного творчества, литературный герой.

20.Существительное мужского рода — существительное — часть речи.

  1. Расположение понятий по порядку.

1.Парфенон, древнегреческий храм, храм, ритуальное сооружение, строение.

2.Дробь, натуральная дробь, неправильная дробь, число.

3.Чернозем Украины, чернозем, почва, природное образование.

4.Яблоня, плодовое дерево, цветковое растение, растение.

5.Буква «Д», согласная буква, буква, знак азбуки.

6.Жидкий кислород, кислород, газ, состояние вещества.

7.Фидий, древнегреческий скульптор, скульптор, создатель произведений искусства, человек.

8.Сказка «Колобок», сказка, устное народное творчество, жанр.

9.Черный лебедь, лебедь, водоплавающая птица, птица, позвоночные.

10.Землетрясение в Японии, землетрясение, стихийное бедствие, природное явление.

11.Квадрат, прямоукольник, многоугольник, плоскостная фигура, фигура.

12.Глагол «приказать», глагол, часть речи, грамматические разряды слов.

13.Рабовладельческая демократия в Афинах, рабовладельческая демократия, демократия, вид государственного управления.

14.Стих. «Два великана», стих. Лермонтова, поэтическое произведение, литературное произведение.

15.Индейцы, коренное население Америки, население Америки, население.

16.Гадюка, ядовитая змея, змея, пресмыкающееся, позвоночные.

5.Расположение понятий по порядку.

1. орган растения

корень лист плод

сочный плод

ягода

2. природные образования

полезные ископаемые почва

рудные полезные ископаемые пески

железная руда

3. фигура

плоскостная фигура объемная фигура

линия угол многоугольник куб

острый угол

6.Установление правильности обобщения.

1. Правильно.

2. Неверно.

3. Правильно.

4. Неверно.

5. Правильно.

6. Неверно.

7. Правильно.

8. Неверно.

9. Правильно.

10.Правильно.

11. Неверно.

12.Правильно.

13. Неверно.

14. Правильно.

15. Неверно.

16. Правильно.

17. Неверно.

18. Правильно.

19. Правильно.

20. Правильно.

21. Правильно.

22. Неверно.

23. Неверно.

24. Правильно.

25. Правильно.

7. Установление правильности ограничений.

1. Правильно.

2. Правильно.

3. Правильно.

4. Правильно.

5. Правильно.

6. Неверно.

7. Правильно.

8. Правильно.

9. Правильно.

10.Неверно.

11.Правильно.

12.Правильно.

13.Правильно.

14.Правильно.

15.Правильно.

16.Правильно.

17.Правильно.

18.Неверно.

19.Правильно.

20.Неверно.

21.Неверно.

22.Неверно.

23.Неверно.

24.Правильно.

8.Анализ понятий.

Существенные признаки Несущественные признаки

1. б) г) а) в) д) е)

2. б) в) а) г) д) е)

3. а) б) в) г)

4. а) б) в) г)

5. б) а) г) д)

6. а) в) б) г)

7. б) а) в) г)

8. а) в) б) г) д)

9. а) г) б) в) д)

10. б) г) а) в)

11. а) б) в) г)

12. а) б) в) г)

13. б) г) а) в) д)

14. а) б) в) г) д)

15. а) в) б) г)

16. а) б) в) г)

9. Определение существенных признаков понятий.

1.Произведение изобразительного искусства, картина, изображающая Бога.

2.Оптический прибор для увеличения мелких частей.

3.Создатель поэтических произведений.

4.Большая часть суши, окруженная водой.

5.Математическое изображение числа.

6.Растение, не боящееся холода.

7.Угнетенный человек; человек, лишенный личной свободы.

8.Часть речи.

9.Горы, разделяющие Европу и Азию.

10.Органическое вещество.

11.Рыцарские доспехи, воинское снаряжение.

12.Устное народное творчество.

13.Многоугольник с равными углами и сторонами; ромб, имеющий равные углы.

14.Город на Волге.

10. Сравнение пары понятий.

1. Крупные землевладельцы.

2. Части растения.

3.Агрегатное состояние воды.

4. Естественные водоемы.

5.Части речи.

6.Русские поэты.

7.Приборы, измеряющие давление.

8.Виды земной поверхности.

9.Дающие деньги под процент.

10.Растительные сообщества.

11.Координаты.

12.Физики.

13.Защитное воинское снаряжение.

14.Мельчайшие частицы природы.

15.Части слова.

16.Африканские государства.

17.Низшие растения.

18.Христианство, христианская религия.

19.Служебные части речи.

20.Поэтические произведения русских поэтов.

21.Литературное произведение.

11.Определение отношений между понятиями.

1. Вид — род.

2. Последовательность.

3. Целое — часть.

4. Функциональное отношение.

5. Вид — вид.

6. Вид — вид.

7. Вид — род.

8. Род — вид.

9. Вид — вид.

10.Противоположность.

11.Вид — вид.

12.Род — вид.

13.Функциональное отношение.

14.Часть — целое.

15.Род — вид.

16.Вид — вид.

17.Причина — следствие.

18.Род — вид.

19.Вид — вид.

20.Причина — следствие.

21.Род — вид.

22.Вид — вид.

23.Противоположность.

24.Вид — род.

25.Противоположность.

26.Целое — часть.

27.Причина — следствие.

28.Вид — род.

29.Противоположность.

30.Функциональное отношение.

12. Постановка понятий в разные отношения.

1.Произведение искусства (вид — род), пейзаж (род — вид), скульптура (вид — вид), художник (функциональное отношение).

2.Цветок (вид — род), лесной (род — вид), василек (вид — вид), весна (функциональное отношение).

3.Прибор (вид — род), ртутный термометр (род — вид), температура (функциональное отношение), шкала (целое — часть).

4.Знак азбуки (вид — род), буква «н» (род — вид), цифра (вид — вид).

5.Осадки (вид — род), летний дождь (род — вид), снег (вид — вид), капля (часть — целое), грибы (функциональное отношение), лужа (причина — следствие).

6.Литературное произведение (вид — род), глава (целое — часть), писатель (функциональное отношение), поэма (вид — вид), «Повесть о настоящем человеке» (род — вид).

7.Водоем (вид — род), Черное море (род — вид), океан (вид — вид), пароход (функциональное отношение).

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector