Место дисциплины в структуре ООП ВПО. Учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Направление подготовки — «Психолого-педагогическое образование»

Профиль подготовки — «Психология и социальная педагогика»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Разработана в соответствии с федеральным

образовательным стандартом высшего профессионального образования

Кострома

I. Пояснительная записка

Цели и задачи освоения дисциплины

История как самостоятельная отрасль гуманитарного знания занимает в социальной педагогике особое место: она составляет ее теоретический фундамент, обеспечивает формирование профессионального мировоззрения будущего социального педагога.

Обращение к истории способствует расширению знаний, умений и навыков, приобретенных студентами в процессе освоения базовой компоненты гуманитарного общепедагогического и специального образования, помогает формированию профессиональной культуры будущего специалиста социальной сферы.

История науки показывает обучающимся, как зарождалось то или иное направление социально-педагогической деятельности, как складывалось проблемное поле, научный аппарат в социальной педагогике, развивались социально-педагогические системы; совершенствовалась методика и технология воспитания подрастающих поколений на различных исторических этапах.

Анализ сложившихся подходов к решению проблем социализации детей, подростков, учащейся молодежи помогает студентам понять особенности влияния различных факторов на этот процесс на ранних этапах становления общественных отношений, в период развития социальных институтов в новое и новейшее время, на современной фазе социокультурного развития западноевропейской, русской и азиатской (восточной) цивилизаций.

Исходя из всего выше сказанного цель дисциплины (модуля) определяется, как формирование у студентов глубоких и прочных знаний об основных этапах, тенденциях и закономерностях становления и развития мирового социально-педагогического процесса, выработка умений и навыков междисциплинарного анализа феномена воспитания.

Задачами дисциплины (модуля) являются:

1. Вооружить студентов системой знаний и сформировать у них представления о теоретических основах и исторических предпосылках возникновения историко-педагогической деятельности, организации воспитательной работы.

13 стр., 6160 слов

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ-ДРАМАТИЗАЦИИ

... институтов социального воспитания в макросистеме общества. Социально-личностное развитие определяется как процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений ... использованных источников…………………………………………...91 Приложения……………………………………………………………………..101 Введение Современный этап социально-экономического развития России характеризуется коренными преобразованиями во всех структурах ...

2. Развить умения и навыки у будущих социальных педагогов анализа различных взглядов на теорию и методику социального (общественного) воспитания, их связей с меняющейся социокультурной ситуацией, заказом государства.

3. Сформировать у студентов понимание современного состояния и перспектив развития социально-педагогической теории и практики в России и за рубежом.

Следовательно, содержание дисциплины (модуля) включает освещение вопросов, касающихся генезиса общественного воспитания. Оно выполняет объяснительную, воспитательную и прогностическую функции, способствуя развитию умения переосмысливать социально-педагогическое прошлое и настоящее, прогнозировать в будущее.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «История социальной педагогики» относится к базовой части профессионального цикла, тесно связана с рядом предметов, изучаемых на разных ступенях обучения:

— с историей, дающей представление о всеобщих законах и этапах развития человеческого сообщества;

— с философией, в рамках которой будущие социальные педагоги знакомятся с основными категориями, с концепциями и идеями становления и развития человека, его жизненного цикла;

— с социологией, объясняющей принципы развития общества, роль его институтов в социализации человека;

— с культурологией, подчеркивающей связь моделей социального воспитания разных категорий населения с культурно-историческими процессами;

— с юриспруденцией, касающейся норм и правил общественного поведения, причин отклоняющегося поведения и способов его профилактики;

— с историей психологии, в которой рассматриваются вопросы развития психологической науки, зарождения психологических теорий, их сущности;

— с предметами профессионального цикла (педагогикой, психологией, историей образования и педагогической мысли, с социальной политикой), в которых раскрывается комплекс понятий, различные проблемы практики воспитания, воспитательные системы разных народов и различных эпох.

Все эти межпредметные связи позволяют сформировать целостное представление о сущности социально-педагогического процесса, характере социально- педагогической деятельности в прошлом и настоящем.

Знания, умения, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студенты должны продемонстрировать следующие результаты обучения:

1. Знать: как протекало развитие социально-педагогических идей на различных исторических этапах за рубежом и в России; как изменялись содержание, формы и методы общественного воспитания разных категорий населения, на различных возрастных этапах в определенные периоды существования государств и народов; как влияли социальные институты (семья, образовательные учреждения, религия, средства массовой информации и др.) на процессы социализации человека в различных социокультурных условиях; как обуславливались социально-педагогическая теория и практика переменами в экономике, политике, культурных традициях, образовательных ориентирах; какие конкретно концепции, модели, системы социального воспитания складывались у различных народов мира на каждом историческом этапе становления человеческой цивилизации и функционирования ее европейской, восточной модификацией.

2. Уметь: работать с первоисточниками научной и учебной литературой; добывать, систематизировать, интерпретировать историческую социально-педагогическую информацию; устанавливать связи между социально-педагогическими явлениями и социокультурной ситуацией; определять целесообразность использования отдельных элементов из прошлых воспитательных систем в новых условиях; прогнозировать тенденции развития социально-педагогической деятельности.

3. Владеть: культурой речи и мышления; приемами индивидуального и группового исследования; методами анализа, синтеза, моделирования, реконструкций, рефлексии.

4. Перечень формируемых компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК):

· Способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

· Владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2);

· Готов использовать методы сбора, хранения, переработки информации, работать с компьютером (ОК-7);

· Способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9).

Профессиональные компетенции (ПК):

· Готов использовать полученные знания различных теорий обучения, воспитания и развития личности подрастающих поколений для решения социально-профессиональных задач (ОПК-4);

Готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11).

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы Всего
Общая трудоемкость зачетных единицах Общая трудоемкость в часах
Аудиторные занятия в часах
Лекции
Практические (лабораторные) занятия
Самостоятельная работа в часах
Вид итогового контроля (трудоемкость в зачетных единицах) экзамен (3)

Тематический план

Название раздела Всего з. е/час Аудиторные занятия Самостоятельная работа Формы текущего контроля
лекции Практические Лабораторные
1. Введение собеседование
2. Предпосылки возникновения социально-педагогической практики тест
3. Системы воспитания в Древнем мире контрольная работа
4. Зарождение социально-педагогической мысли в Древнем мире эссе
5. Социально-педагогическая теория и практика в Западной Европе в эпоху Средневековья Групповая дискуссия
6. Развитие социально-педагогической теории и практики в Западной Европе в новое время тест миниисследование
7. Состояние социально-педагогической теории и практики за рубежом с конца XIX в. исследовательский проект
8. Зарождение, становление и развитие социально-педагогической практики и теории в России с древнейших времен до начала XIX в. эссэ
9. Социально-педагогическая теория и практика в России XIX-нач. XX в. тест собеседование
10. Развитие теории и практики общественного воспитания в Советской Росси (1917−30-е годы). тест собеседование групповая дискуссия
11. Возрождение социально-педагогической теории и практики в России (вторая половина XX- начало XXI вв.) собеседование
12. Основные тенденции современного развития отечественной и зарубежной социально-педагогической теории и практики доклады
Итого:

Содержание дисциплины

Введение. Назначение курса «История социальной педагогики», его предмет, цель, задачи, функции, структура, методы исследований в истории социальной педагогики, источники и подходы изучения социально-педагогической теории и практики.

ТЕМА 2: Предпосылки возникновения социально-педагогической практики.

Зарождение воспитания на ранних этапах развития человечества, в период разложения первобытного общества, его содержание, формы и методы.

ТЕМА 3: Система воспитания в Древнем мире.

Воспитание в Месопотамии. Развитие воспитания в Древнем Египте. Особенности воспитания в Древней Индии. Воспитание в Древнем Китае. Идеи Конфуция о воспитании. Учение Будды о воспитании. Воспитание молодого поколения в древней Японии. Спартанская и афинская системы воспитания. Особенности воспитания в Древнем Риме.

ТЕМА 4: Зарождение социально-педагогической мысли в Древнем мире.

Идея общественного воспитания в наследии Платона. Представления о воспитании, его содержании, формах и методах Аристотеля. Воспитание оратора у М. Квинтилиана.

ТЕМА 5: Социально-педагогическая теория и практика в Западной Европе в эпоху средневековья.

Воспитание и педагогическая мысль в Византии. Воспитание в Западной Европе в раннем средневековье (монашеское, рыцарское воспитание, воспитание девочек).

Иезуитское воспитание. Идеи социальной педагогики в этот период (средневековое христианское представление о цели и смысле воспитания, новые идеи в трактатах философов и богословов).

Идеи социального воспитания в эпоху Возрождения (В. Да Фельтре, Ф. Рабле, М. Монтень, Э. Роттердамский, Т. Мор, Т. Кампанелла).

ТЕМА 6: Развитие социально-педагогической теории и практики в Западной Европе в новое время.

Социально-педагогические идеи Я.А. Коменского. Социально-педагогическая концепция Дж. Локка. Модель естественного, свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо. Взгляды на воспитание французских философов-материалистов. Социально-педагогическая деятельность И. Песталоцци. Социально-педагогические взгляды и деятельность Ф. Фребеля. Вклад А. Дистервега в развитие социальной педагогики.

Концепция воспитания Г. Спенсера.

Социально-педагогические проекты Р. Оуэна, Ш. Фурье.

ТЕМА 7: Состояние социально-педагогической теории и практики за рубежом с конца XIX в. до настоящего времени.

Социальное воспитание в понимании П. Наторпа.

Реформаторская педагогика: взгляды ее представителей по вопросам усовершенствования воспитания. Социально-педагогический аспект движения «Новые школы и новое воспитание».

Педагоги-гуманисты XX в. (С. Френе, Я. Корчак, Г. Гмайнер).

Современное состояние социальной педагогики в Западной Европе, в США.

ТЕМА 8: Зарождение, становление и развитие социально-педагогической практики и теории в России с древнейших времен до начала XIX в.

Воспитание у восточных славян. Забота о детях-сиротах и вдовах в Древней Руси.

Развитие взглядов на воспитание в теории и практике воспитания на Руси до XVII в. включительно.

Основные направления социально-педагогической работы Русской православной церкви.

Развитие социально-педагогического направления в России в XVIII в.

ТЕМА 9: Социально-педагогическая теория и практика в России XX — начало XX века.

Социально — педагогическая работа в Ведомстве учреждений императрицы Марии. Содержание коррекционно-воспитательной работы в приютах для несовершеннолетних правонарушителей.

Социально-педагогические идеи XX в. (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт).

Социальное воспитание И.И. Иорданского.

ТЕМА 10: Развитие теории и практики общественного воспитания в Советской России (1917 -1930-ые годы).

Изменение парадигмы общественного воспитания после Октября 1917 г. А.В. Луначарский и Н.К. Крупская как идеологи нового социального воспитания.

Разработка проблем социального воспитания в 20-ые годы: П.П. Блонский, Л.С. Выготский.

Идеи «педагогики среды» (М.В. Крупенина, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин).

Социально-педагогическая деятельность В.Н. Сороко-Росинского.

Детское движение как субъект социально-педагогической деятельности.

ТЕМА 11: Возрождение социальной педагогики в России (вторая половина XX — нач. XXI в.).

Развитие социально-педагогического аспекта в отечественной педагогике в 50-ые — 70-ые годы. Сущность коммунарской педагогики И.П. Иванова. Теория коллективного воспитания В.А. Сухомлинского. Педагогика сотрудничества. Воспитательные системы 80-х годов. Возрождение социальной педагогики как науки и практики в России (причины, содержание, направления развития).

ТЕМА 12: Основные тенденции современного развития отечественной и зарубежной социально-педагогической теории и практики.

Особенности развития социальной педагогики в европейских странах, в России. Задачи современного этапа развития социально-педагогической теории и практики, проблемы и условия их решения в новой социокультурной ситуации.

Планы семинарских занятий

Занятие 1. Воспитание на ранних этапах развития общества.

1. Воспитательная традиция в Месопотамии и Египте.

2. Особенности воспитания в Древней Индии.

3. Особенности воспитания в древней Японии.

4. Теоретические основы воспитания в ранних рабовладельческих государствах.

Литература:

1. Басов Н.Ф. и др. История социальной педагогики. — М., 2001

2. Беляев В.И. и др. История социальной педагогики. — М., 2006. Ч.1

3. Ромм Т.А. История социальной педагогики. — М., 2009.

4. Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993. — Т. 1.

Занятие 2. Идеи социального воспитания в эпоху Возрождения.

1. Идеи социального воспитания в трудах ранних гуманистов (В. да Фельтре, М. Монтель, Ф. Рабле, Э. Роттердамский).

2. Социально-педагогические идеи ранних социалистов-утопистов (Т. Мор, Т. Кампанелла).

Литература:

1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. — М., 2000.

2. Басов Н.Ф. и др. История социальной педагогики. — М., 200.

3. Беляев Т.А. История социальной педагогики. — М., 2006. — Ч. I.

4. История социальной педагогики: Хрестоматия — учеб. / Под ред. М.А. Галагузовой. — М., 2001.

5. История эпохи Возрождения. — М., 1997.

6. Ромм Т.А. История социальной педагогики. — М., 2009.

7. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени., 1991.

Занятие 3. Социально-педагогические взгляды Нового времени.

1. Социально-педагогические идеи Я.А. Коменского.

2. Концепция естественного, свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо.

3. Взгляды на воспитание французских философов-материалистов.

4. Социально-педагогическая деятельность и взгляды на общественное воспитание детей Ф. Фребеля.

5. Социально-педагогические проекты Р. Оуэна и Ш. Фурье.

Литература:

1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. — М., 2000.

2. Басов Н.Ф. и др. История социальной педагогики. — М., 200

3. Беляев Т.А. и др. История социальной педагогики. — Ч. I и II. — М., 2006.

4. История социальной педагогики: Хрестоматия / Под ред. М.А. Галагузовой. — М., 2001.

5. Коменский Я. и другие. Педагогическое наследие. — М., 1989.

6. Ромм Т.А. История социальной педагогики. — М., 2009.

Занятие 4. Социально-педагогическая теория рубежом к. XIX — н. XX в.

1. Взгляды на общественное воспитание П. Наторпа.

2. Социально-педагогические взгляды С. Френе.

3. «Дом сирот» Я. Корчака.

4. SOS-Kinderdorf Г. Гмайнера.

Литература:

1. Учебники по истории социальной педагогики.

2. Наторп П. Социальная педагогика: теория воспитания воли на основе общества. — М., 1991.

3. Френе С. Собрание сочинений. — М., 1995.

Занятие 4. Развитие социально-педагогической работы в России в XVIII в.

1. Концепция воспитания «новой породы» людей И.И. Бецкого.

2. Воспитательный дом как социально-педагогическое учреждение.

3. «Воспитательное общество благородных девиц»: идеи формирования благовоспитанных выпускниц.

4. Смольный институт благородных девиц: его структура и содержание воспитания.

5. Социально-педагогический смысл книги «Юности честное зерцало»

Литература:

1. Учебники по истории социальной педагогики.

2. Антология педагогической мысли России XVIII в. — М., 1985.

3. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. — М., 1990.

4. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. — М., 1998.

Занятие 5. Развитие теории и практики общественного воспитания в Советской России.

1. Разработка идей социального воспитания в программных материалах государства.

2. Взгляды С.Т. Шацкого.

3. Идеи соцвоса у М.В. Крупенина и В.Н. Шульгина.

4. Социально-педагогическая деятельность А.С. Макаренко и В.Н. Сороко-Росинского.

Занятие 6. Социально-педагогические идеи отечественных авторов 60-х-80-х годов XX в.

1. Сущность коммунарского воспитания И.П. Иванова.

2. Теория коллективного воспитания В.А. Сухомлинского.

3. Социально-педагогические педагогики сотрудничества.

Литература:

1. Учебники и учебные пособия по истории социальной педагогики.

VII. Методические указания для студентов

Самостоятельная работа призвана восполнить дефицит времени отводимого на лекционные и практические занятия, помочь систематизировать знания по вопросам становления и развития социально-педагогической теории и практически в России и за рубежом.

  1. При выполнении задания по теме «Введение следует, во-первых начать с уточнения понятия «подход», особенностям трактовки «подхода» в педагогике; во-вторых со сравнения перечня Время пришло в гости отправиться, —
    Ждет меня старинный друг.
    Он толстый и славный мой друг самый главный,
    Он — Мишка, плюшевый Мишка.
    Всем он знаком. Кто б угостил медком.
    Мишка, глупенький Мишка,
    Лакомка Винни Пух — с ветки на землю бух.

    Нас без сомнения ждут приключения,
    Мы ведь не любим скучать.
    И пасмурным днем, если дождь за окном,
    Как славно, что можно тебя повстречать!
    Мой Мишка, выдумщик Мишка,
    Куда ты, постой,
    Возьми меня с собой!

    Мишка, плюшевый Мишка,
    Навек мы друзья —
    Мой старенький Винни да яВремя пришло в гости отправиться, —
    Ждет меня старинный друг.
    Он толстый и славный мой друг самый главный,
    Он — Мишка, плюшевый Мишка.
    Всем он знаком. Кто б угостил медком.
    Мишка, глупенький Мишка,
    Лакомка Винни Пух — с ветки на землю бух.

    Нас без сомнения ждут приключения,
    Мы ведь не любим скучать.
    И пасмурным днем, если дождь за окном,
    Как славно, что можно тебя повстречать!
    Мой Мишка, выдумщик Мишка,
    Куда ты, постой,
    Возьми меня с собой!

    Мишка, плюшевый Мишка,
    Навек мы друзья —
    Мой старенький Вподходов, которые предполагаются в разных учебных пособиях; в третьих, провести анализ точек зрения различных авторов на сущность и пути реализации каждого подхода.

  2. При выполнении заданий по теме 2 следует перечитать описание инициаций у разных народов и соотнести их с особенностями социокультурной ситуации в первобытном обществе.
  3. При выполнении задания по теме 3 следует обратиться к дополнительной литературе по истории древнего мира и, опираясь на знания теории социализации, охарактеризовать уровни социолизированности на этом этапе развития социализации.
  4. Для того, чтобы сравнить взгляды Платона и Аристотеля, пересмотрите соответствующие параграфы в рекомендованных учебниках по истории социальной педагогики, соотнести их с афинской и спартанской моделями воспитания, раскройте, какой смысл каждый автор вкладывает в понятие «Общественное» и «Семейное» воспитание.
  5. Для анализа тенденций развития социально-педагогической теории и практики в период средневековья, обратитесь к рекомендованной литературе, соотнести полученные данные с текстом лекции, воспользовавшись знаниями по методике создания исследовательского проекта выполните задание.
  6. В исследовательском отчете следуя логике предложенных заданий на конкретном фактическом материале продемонстрируйте основные тенденции развития социально-педагогической теории и практики в новое время и объясните их причины.
  7. При выполнении задания акцент сделайте на становлении, основных идей, сущности реформаторской педагогике в области социального воспитания.
  8. При выполнении задания 8−11 основное внимание обратите на работу с предложенными текстами хрестоматии собрание сочинений.

VIII. Таблица «Использование активных и интерактивных технологий в учебном процессе».

№ п/п Тема Форма учебного занятия Технология, метод Количество часов
1. Развитие социально-педагогической теории и практики в Западной Европе в Новое время Лекция Разбор конкретных ситуаций 2 ч.
2. Социально-педагогическая теория и практика в России 19-начало 20 в. Практическое занятие Обсуждение докладов по организации социально-педагогической работы в ведомстве учреждений императрицы Марии 2 ч.
3. Развитие теории и практики общественного воспитания в Советской России (1917−1930) Практическое занятие Дискуссия по материалам к/ф «Педагогическая поэма» и «Республика ШКИД» 2 ч.
4. Детское движение как субъект социально-педагогической деятельности Практическое занятие Встреча со специалистом по теории и истории детского движения 2 ч.

Итоговый контроль по дисциплине

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет и назначение курса «История социальной педагогики». Связь с другими дисциплинами.
2. Зарождение социально-педагогической мысли на ранних этапах развития человечества.
3. Воспитание у восточных славян.
4. Зарождение гуманистической традиции в воспитательной практике и общественно- педагогической мысли в Древней Греции.
5. Спартанская и афинская система воспитания в Древней Греции.
6. Воспитание в Древнем Риме.
7. Антропологические воззрения христианского средневековья. Гуманистические идеи ученых-монахов.
8. Рыцарское воспитание в эпоху средневековья.
9. Идеи социальной педагогики в эпоху Возрождения.
10. Воспитание в славянском мире, Киевской Руси и русском государстве (XX-VII вв.).
11. Социально-педагогические письменные памятники «Поучение Владимира Мономаха детям», «Домострой» и т. д.
12. Гуманистические традиции в педагогических системах Д. Локка и Ж.-Ж. Руссо.
13. «Отец сирот», гуманист И.Г. Песталоци.
14. Гуманизм педагогических воззрений И.Ф. Гербарта.
15. Проекты общественного воспитания И.И. Бецкого в России.
16. Воспитательные дома при Екатерине II.
17. Социальная педагогика, свободное воспитание в странах Западной Европы в XIX.
18. Социальная педагогика П. Наторпа.
19. Ведомство императрицы в России. Воспитательные и сиротские дома, приюты.
20. Семейное воспитание в России. Педагогические идеи П.Ф. Лесгафта.
21. Прагматическая педагогика Дж. Дьюи.
22. Демократ и гуманист Я. Корчак.
23. Идеи социального воспитания С. Френе.
24. Идеи одного из основателей социальной педагогики в России В.В. Зеньковского.
25. Социально-педагогическое наследие В.Н. Шульгина и М.В. Крупениной.
26. Творческое наследие П.П. Блонского
27. К.Д. Ушинский о религиозном воспитании.
28. В.Ф. Одоевский о воспитании в приютах.
29. Теория и практика социального воспитания в России после Октября 1917 г.
30. Разработка советскими педагогами проблем цели, содержания и методов воспитания С.Т. Шацкий и В.М. Сорока-Росинский.
31. Педагогическое мастерство А.С. Макаренко.
32. Возрождение социальной педагогики во второй половине XX века.
33. Современная учебно-методическая литература по истории и теории социальной педагогики.
34. Современный опыт социального воспитания в России, за рубежом.

Примерные темы рефератов

1. Воспитание в условиях древней цивилизации.
2. Роль церкви в воспитании в раннехристианский период
3. Идеи нравственного воспитания в наследии педагогов-гуманистов эпохи Возрождения.
4. Периодизация детства в педагогической системе Я.А. Каменского
5. Методы физического, нравственного и умственного воспитания в концепции Дж. Локка.
6. Методика воспитания привычек в книге Д. Локка «Мысли о воспитании».
7. Факторы формирования и развития личности философских трактатах К.А. Гельвеция и Д. Дидро.
8. Метод естественных последствий в наследии Ж.-Ж. Руссо.
9. Идеи гармонического развития личности в педагогической теории И.Г. Песталоци.
10. Теория общественного дошкольного воспитания Ф. Фребеля.
11. Воспитательный потенциал представителей философской педагогики (В.Ф. Гегель, Ф.В.Шеллинг, И.Г. Фихте).
12. Вопросы нравственного воспитания в педагогической концепции И.Ф. Гербарта.
13. Вопросы воспитания в социальных учениях (Р. Оуэн, С. Симон, Ш. Фурье).
14. Идеи свободного воспитания М. Монтессори.
15. Основные идеи педологии.
16. Идеи социального воспитания в теории и практики Я. Корчака.
17. Традиции семейного воспитания в народной педагогике.
18. Крещение Руси и преобразование воспитания.
19. Идеи воспитания в памятниках древнерусской литературы (летописи, Поучения, Изборники, Хроники, Русская правда).
20. Идеи воспитания в педагогической литературе XVI в XVII в. («Домострой» и «Гражданство обычаев детских»).
21. Государственное призрение детей в XVIII в.
22. Идеал человека, задачи, содержание и методы воспитания в наследии Н.И. Новикова.
23. Задачи и содержание национального воспитания в педагогическом наследии К.Д. Ушинского
24. Вопросы семейного воспитания в педагогической публицистике Л.Н. Толстого
25. Основы семейного воспитания в произведениях П.Ф. Лесгафта.
26. Педагогическая журналистика в России второй половины XIX века о вопросах воспитания детей.
27. Идеи семейного воспитания в наследии П.Ф. Каптерева.
28. К.Н. Вентцель и его «Идеальный детский сад».
29. Развитие идей внешкольного воспитания в работах отечественных педагогов 20-х-30-х годов XX в.
30. Взгляды Н.К. Крупской по вопросам целей, задач, содержание и методов воспитания детей.
31. Вопросы семейного воспитания в «Книге для родителей» А.С. Макаренко.
32. Воспитание гражданина в наследии В.А. Сухомлинского.
33. Теория свободного воспитания К.Н. Вентцеля.
34. Разработка теории физического воспитания в наледи П.Ф. Лесгафта.
35. Я.А. Коменский о системе воспитания детей.
36. Игра как фактор воспитания детей в теории и практике А.С. Макаренко.
37. Природа как фактор воспитания детей в «Школе радости» В.А. Сухомлинского.
38. Идеи «педагогизации среды» в наследии В.Н. Шульгина
39. Основы социального воспитания в наследии М.В. Крупениной.
40. Социально-педагогические взгляды В.Н. Сороки-Росинского.

Рекомендуемая литература

Основная:

Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. — М., 2000

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XVI -XVII вв. — М., 1985.

Антология педагогической мысли России XVIII в. — М., 1985.

Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. — М., 1989.

Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. — М., 1990.

Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. История социальной работы. — М., 2006.

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. — М., 1994.

Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования).

— Т. 1,2. — М., 1997.

История социальной педагогики / Под ред. М.А. Галагузовой. — М., 2000.

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. — М., 2009.

Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР: с др. времен до конца XVII в. — М., 1978; XVII в. — перв. пол. XIX — М., 1978; вторая половина XIX в. — нач. XX в. — М., 1987; 1917 — 1941; 1941 — 1961; 1961 — 1985. — М.

Российская педагогическая энциклопедия. — Т. 1,2. — М., 1993; 1999.

Дополнительная:

Архиепископ Амвросий (Ключкарев).

Слово об открытии приюта для попечения о детях преступников, отправляемых в ссылку // О семейном счастии и христианском воспитании. — М., 1997. — С. 85 — 94.

Басов Н.Ф., Басова В.М. История социальной работы и педагогики в России. — Кострома, 1999.

Беляев В.И., Мардахаев Л.В. и др. История социальной педагогики. — М., 2006. — Ч. 1,2.

Беляков В.В. Сиротские детские учреждения в России. — М., 1993.

Благотворительные организации социальной направленности / Сост. А.Б. Белинская. — М., 1998.

Егошина В.Н., Ефимова Н.В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. — М., 1993.

Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. — М., 1993.

Исторический опыт социальной работы в России / Под ред. Л.В. Бадя. — М., 1994.

Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей. // Избр. пед. соч. — М., 1982.

Клементович И.П. Теория и история социальной педагогики. — М., 1998.

Малинин Г. А., Фрадкин А.А. Воспитательная система Шацкого. — М., 1993.

Наторп П. Социальная педагогика. — Спб. — 1911.

Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России: история и современность. — М., 1994.

Нищеретный П.И. Исторические корни традиции развития благотворительности в России. — М., 1993.

Отечественная социальная педагогика: Хрестомантия /Сост. и авт. Предисловия Л.В. Мардахаев. — М., 2003.

Просветова Т.С. Становление, современное состояние и перспективы социальной педагогики в России. — М., 2003.

Ромм Т.А. История социальной педагогики. — Ростов н/Д., 2010.

Ромм Т.А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов. — Новосибирск, 2007.

Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. — Екатеринбург, 1995.

Фрадкин А.А., Плахова М.Г., Осовский Е.Г., Лекции по истории отечественной педагогики. — М., 1995.

Оценочные средства для текущего и промежуточного контроля

Тестовая работа № 1

Ф.И.О.___________________________________

Дата _____________________________

Группа _____________________________

1. Воспитание — это:

а) форма социального наследования;

б) специально организованный процесс передачи социального опыта;

в) деятельность взрослого.

2. Термин «социальное наследование»:

а) уже обучения и воспитания;

б) шире обучения и воспитания;

в) равен социализации.

3. Древнейшие средства воспитания:

а) традиции;

б) ритуалы;

в) деятельность.

4. Эффективность воспитания в первобытном обществе определялась с помощью:

а) традиций;

б) инициаций;

в) ритуалов.

5. Социально-педагогическая практика зарождается в:

а) первобытном обществе;

б) ранних государствах Древнего Востока;

в) античность.

6. Социально-педагогическая мысль зарождается:

а) в Древнем Китае;

б) в Шумерах;

в) в Древней Греции.

7. Древнейший институт социализации — это:

а) религия;

б) семья;

в) школа.

8. Идея общественного воспитания появляется в:

а) эпоху Просвещения;

б) античность

в) эпоху Возрождения.

9. Общественный характер воспитания в античном обществе определялся:

а) общественными потребностями;

б) развитием государственных школ;

в) идеями философов.

10. В понятие «общественное воспитание» Платон включал:

а) воспитание человека вне семьи;

б) воспитание в школе;

в) воспитание человека в интересах государства.

11. Формированию общественной сути воспитания способствовало:

а) развитие торговли;

б) развитие ремесел и искусства;

в) состояние государственного устройства.

12. Синкретизм — слово:

а) латинского;

б) греческого;

в) славянского происхождения.

13. Синкретизм означает:

а) нерасчленимость;

б) отсутствие чего-либо;

в) своеобразие.

14. Модель общественного воспитания представлена в работе Платона;

а) «Законы»;

б) «Политика»;

в) «Государство».

15. Соотнести названия работ с их авторами:

Политика Э. Роттердамский
Государство В. да Фельтре
Законы Платон
Опыты М. Квинтилан
Воспитание оратора Д. Локк
Мысли о воспитании М. Монтень
Гаргантюа и Пантагрюэль Аристотель
Никомахова этика Ж. Ж. Руссо
Эмиль. Или о воспитании Т. Мор
Утопия Т. Кампанелла
Город солнца Сократ

16. Подрастающее поколение готовится к служению полису, сохранению и приумножению его могущества в:

а) спартанской;

б) афинской;

в) римской системах воспитания.

17. По мнению Платона, главная добродетель человека быть:

а) политиком;

б) гражданином;

в) человеком.

18. Значимость семьи в воспитании семьи отстаивал:

а) Платон;

б) Руссо;

в) Локк.

19. Находчивый, осторожный, безжалостный воин — идеал:

а) афинского;

б) спартанского;

в) римского воспитания.

20. Афинское воспитание предусматривало:

а) военную и физическую подготовку;

б) умственное и мусическую подготовку;

в) умственное, физическое и мусическое воспитание.

21. «Дом радости» создал:

а) Платон;

б) Ф. Рабле;

в) В. да Фельтре.

22. Средневековой идеологией воспитания в Западной Европе стал:

а) стоицизм;

б) теоцентризм;

в) антропоцентризм.

23. Социалисты — утописты эпохи Возрождения — это …

24. Главные принципы христианского воспитания в Западной Европе эпохи средневековья — это…

25. Общее и особенное в монашеском и иезуитском воспитании — это …

26. Цель оправдывает средства — идеал:

а) спартанского;

б) иезуитского;

в) гладиаторского воспитания.

27. Идеи воспитания соотнести с их авторами:

общественного Аристотель
семейного Платон
государственного Квинтилиан
природосообразного Локк
естественного Мор
всестороннего Руссо

Контрольная работа № 2

1. Объясните социально-педагогический смысл инициации.

2. Почему школу можно назвать первым государственным институтом социализации.

3. Охарактеризуйте идеи, на которых строилось воспитание в Древнем Китае.

4. На основе анализа спартанской системы воспитания выделите и охарактеризуйте основные принципы воспитания.

5. Назовите основные элементы идеальной модели воспитания по Платону.

6. Определите принципы, на которых базировалось воспитание иезуитов.

7. Раскройте социально-педагогический смысл эксперимента В. да Фельтре.

8. Определите значение идей М. Монтеня для социально-педагогической теории и практики.

9. Перечислите круг воспитательных проблем, которые оказались в центре внимания Э. Роттердамского.

10. Раскройте смысл воспитания в средневековом обществе.

Задание № 3 Воспитание, социально-педагогическая мысль и

Практика в средневековой Европе

1. Средневековая Европа ставила во главу угла воспитание:

a) премьером; б) верой; в) трудом; г) наказанием.

2. Процесс воспитания в Средневековой Европе подразумевал:

a) формирование профессиональных навыков;

б) строгую иерархичность;

в) развитие личных склонностей;

г) восприятие христианских идей.

3. Гуманистический идеал средневековой Европе:

a) социальность и нравственность; б) религиозность и рациональность;

в) свобода и нравственность; г) душа и тело.

4. Автор «Опытов»:

a) Р. Атрикола; б) Ф. Рабле; в) В. да Фельтре; г) М. Монтель.

5. Фраза: «Человек должен быть творцом своей жизни» принадлежит:

a) Ф. Рабле; б) Д. Локк; в) М. Монтенно; г) Т.Мору.

6. Учителем Европы этого периода называют:

a) Ж.-Ж. Руссо; б) Ф. Рабле; в) М. Монтеня; г) Э. Роттердамского.

7. Трактат «О воспитании средневековой женщины» принадлежит:

a) Р. Агриголе; б) Ф. Рабле; в) Ф. Аквинскому; г) Х. Вивес.

8. «Дом Радости» создал:

a) Ф. Рабле; б) М. Монтень; в) В. да Фельтре; г) Х. Вивес.

9. Автор «Утопии»:

a) Г. Бабеф; б) Т. Мор; в) Т. Кампанелла; г) Ш. Фурье.

10. Основным методом христианского воспитания в данный период является:

a) вера; б) надежда; в) страх Божий; г) любовь.

11. В основе монашеского воспитания лежала идея:

a) атлетизма; б) атеизма; в) аскетизма; г) служения богу.

12. Главным элементом монашеского воспитания стал:

a) труд; б) учение; в) служение; г) послушание.

13. Среди принципов монашеского воспитания ведущим был:

a) природа; б) красота; в) человек; г) отказ.

14. Первого сына феодал отдавал на воспитание:

a) слугам; б) монахам; в) рыцарям; г) родственникам.

15. В основе рыцарского воспитания лежит идея:

a) войны; б) мира; в) служения; г) веры.

16. Содержание воспитания рыцаря включает:

a) три; б) пять; в) пять; г) девять добродетелей.

17. Воспитание рыцаря предполагает:

a) пять; б) три; в) четыре; г) шесть этапов.

18. Завершалось воспитание рыцаря:

a) турниром; б) балом; в) воинским поход; г) охотой.

19. Среди идеалов рыцарского воспитания были:

a) участие в походе; б) победа в состязании;

в) служение даме сердца; г) игра в мяч.

20. Завершение воспитание рыцаря в семье происходило:

a) в 6; б) в 7; в) в 8; г) в 9 лет.

21. «Общество Иисуса» было основано в

a) XIV в.; б) в XV в.; в) в XVI в.; г) в XVII в.

22. Его основателем был:

a) И. Лойола; б) Ф. Аквинский; в) Ж. Дионисий; г) Г. Адольф.

23. Орден иезуитов занимался:

a) религией; б) политикой; в) воспитанием; г) религией и политикой.

24. Девиз иезуитского воспитания:

a) «Здесь перст божий»; б) «Кнут и пряник»;

в) «Цель оправдывает средства «;

г) «Стать всем для всех, чтобы приобрести все».

25. Иезуитское воспитание осуществлялось:

a) в монастырях; б) коллегиях; в) гимназиях; г) школах.

26. Методика иезуитского воспитания была изложена в книге:

a) «О воспитании оратора»; б) «Тайные наставления»;

в) «Опыты»; г) «О воспитании разума».

27. Труд «Духовные наслаждения» принадлежит:

a) Э. Роттердамский; б) Ф. Аквинскому;

в) И. Лойоле; г) Дионисию.

28. Поведение иезуита в обществе регламентировали:

a) устав; б) тринадцать правил скромности;

в) кодекс чести; г) обет.

29. Ведущим методом иезуитского воспитания был:

a) наказание; б) подражание;

в) упражнение; г) соревнование.

30. Корректоры — это:

a) учителя; б) классные надзиратели;

в) исполнители наказаний; г) старшеклассники.

Контрольная работа № 4

I

1. В чем заключалась самобытность воспитания в Древней Руси?

2. Что являлось идеалом римской системы воспитания?

3. Поиском решения каких проблем занимались реформаторская педагогика начала XX века?

4. Какие литературные памятники являлись источниками сведений о воспитании в Киевской и Московской Руси?

5. Кому принадлежит авторство книги «Трудовая школа»?

6. Из чего сказывались 7 рыцарских добродетелей?

7. Кем в русской педагогике впервые был поднят вопрос общечеловеческого воспитания?

8. Авторами каких концепций воспитания были: Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Р. Оуэн, Г. Спенсер?

9. Кто автор книги «Человек как предмет воспитания»?

10. Кто является основоположником теории коллектива в отечественной педагогике, а кто цели воспитания как воспитания коллективизма?

11. Кто из отечественных педагогов обосновал связь школьных типов поведения и семейного воспитания?

12. Кто автор «Книги для родителей»?

13. Какие учреждения возглавлял С.Т. Шацкий?

14. Кто из отечественных педагогов разрабатывал теорию нравственного закаливания?

15. Кто определил предмет социальной педагогики?

16. Кто является автором концепции воспитания, в основе которой лежит идея общей заботы?

II

1. Проанализируйте взгляды И. Гербарта на содержание и методы воспитания.

2. На основе анализа педагогического наследия А.С. Макаренко очертите круг проблем воспитания, которые входили в сферу его интересов.

III

Я. Корчак утверждал, что в основе воспитания лежит достоинство личности. Что понимается под этим?

Контрольное задание № 5.

1. Назовите наиболее видных философов Древней Греции и Древнего Рима, которые затрагивали проблемы воспитания.

2. Охарактеризуйте особенности систем воспитания в средневековой Европе.

3. В чем смысл естественного и свободного воспитания в педагогической теории Ж.Ж. Руссо?

4. Почему П. Наторпа считают родоначальником социальной педагогики как науки?

5. Социальный смысл отечественной педагогике вернул Н.И. Пирогов. В чем это выразилось?

6. Определите вклад в развитие теории социального воспитания П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, К. Вантцеля.

7. Раскройте предпосылки развития социальной педагогики в России в 20−30-ые годы XX в.

8. Перечислите основные направления исследований по вопросам воспитания в наследии Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого.

9. Раскройте особенности развития социальной педагогики в России в 60−80-ые гг. XX в.

Задание 6.

АДопиши:

1. Имя детского врача, педагога, трагически погибшего со своими воспитанниками.

2. Английский философ, психолог, социолог, работы которого посвящены вопросам воспитания.

3. Французский теоретик свободного воспитания.

4. Английский социалист-утопист, утверждавший, что только общественное воспитание в коммунистических общинах будет способствовать формировании всесторонне развитых людей.

5. Мировоззрение, проникнутое любовью к детям, уважением к личности.

6. Посвятительные обряды в первобытном обществе.

7. Важнейшее средство воспитания человека по И. Песталоцци.

8. Немецкий педагог-автор идеи «гражданского воспитания» и «трудовой школы».

9. Основоположник теории естественного, свободного воспитания.

10. Русский князь — автор педагогического трактата.

11. Древнегреческий философ — сторонник природосообразного воспитания.

12. Советский педагог — теоретик коллективного воспитания.

13. Философ — основоположник социальной педагогики.

14. Сборник наставлений относительно быта, хозяйствования и воспитания детей в семье на Руси.

15. Автор теории, что душа ребенка подобно «чистой доске».

16. Русский просветитель, предложивший создать «новую породу людей».

17. Русский педагог к. XIX — н. XX в. сторонник и теоретик свободного воспитания.

18. Немецкий педагог, обосновавший принцип культуросообразности.

19. Советский педагог, директор Павлышской средней школы.

20. Автор сочинения «О воспитании оратора».

21. Педагог, который ввел в науку термин «социальная педагогика».

22. Педагог, которому принадлежала идея создания «Детских деревень спасения».

23. Автор статьи «Вопросы жизни».

24. Автор книги «Флаги на башнях».

25. Автор романа «Город Солнца».

26. Воспитание, которому П.Ф. Лесгафт уделял особое внимание.

27. Организатор школы «Дом радости».

28. Помещение для физического воспитания в Греции и Спарте.

29. Один из разделов воспитания по И. Гербарту.

30. Принцип воспитания, которого придерживались Коменский, Руссо, Песталоци, Дистервег.

Б В чем заключается вклад в теорию и практику отечественной педагогики А.С. Макаренко?

В Каковы основные воспитательные идеи В.А. Сухомлинского?

Задание 7

Домашняя контрольная работа

1. Система исламского воспитания в средние века.

2. Система воспитания янычар.

3. Система воспитания самураев.

Вопросы:

1. Каковы философские и религиозные основы такого воспитания?

2. Охарактеризуйте основные моральные принципы и этапы такого воспитания.

3. Как, по — Вашему мнению, связаны успехи и неудачи стран, где распространено такое воспитание в их социально-экономическом развитии.

4. Сравните такую систему воспитания с западноевропейской рассматриваемого периода.

Литература

Общая — учебники и хрестоматии

I вопрос

1. Соловьев В. Магомет, его жизнь и религиозное учение // Собрание сочинений.

2. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. — М., 1982.

3. Токарев А.С. Религия в истории мира. — М., 1986.

II вопрос

1. Введенский Г. Э. Янычары. История, символика, оружие. — М., 1993.

2. Записки янычара. — М., 1978.

3. Религии мира. — М., 1994.

III вопрос

1. Энциклопедический словарь юного историка. — М., 1994.

2. Мусари М. Книга 5 колец. — М., 1992.

3. Спиваковский А.Б. Самураи — военное сословие Японии. — М., 1981.

4. Тамагаси Ё. Кен-до в воспитании самураев. — м., 1996.

5. Тарновский В. Самураи. Рыцари Дальнего Востока. — М., 1997.

6. Юдовская А.А. и др. Новая история (1800−1913 гг.) — учебник для 8 кл. — М., 2002.

Задание 8.

Контрольная работа

1. Социализация — это …

2. Воспитание — это …

3. Социальное воспитание — это …

4. Инициация — это …

5. Общая модель воспитания в первобытном обществе включает:

6. Синкретизм социализации в первобытном обществе — это …

7. Всестороннее и гармоничное развитие личности в Древнем мире означает …

8. Гуманизм — это …

9. Мусическое воспитание — это …

10. Палестра — это …

11. Главные принципы христианского воспитания определяются …

12. Природосообразность — это …

у Я.А. Коменского …

у Аристотеля …

у Руссо …

13. Утопия — это …

14. Естественное воспитание — это …

15. Свободное воспитание — это …

16. Культуросообразность воспитания означает …

17. Общественное воспитание — это …

18. «Дар» — это …

Итоговая аттестация по истории социальной педагогики

1. Термин «социальная педагогика» был предложен:

а) И.Г. Песталоци; б) В.Ф.А. Дистервега; в) П. Наторпом г) К. Магером.

2. Термин «социальная педагогика» появился в:

а) Англии; б) США; в) Германия; г) Франции.

3. Социальная педагогика как отрасль знания возникает:

а) в конце XVIII; б) в I половине XIX; в) во II половине XIX г) в начале XX.

4. Предмет социальной педагогики был определен:

а) К. Магером; б) В.Ф.А. Дистервегом; в) И.Г. Пестлоцци; г) П. Наторпом.

5. Рыцарское воспитание в средневековой Европе включало:

а) пять рыцарских добродетелей;

б) три рыцарских добродетели;

в) семь рыцарских добродетелей .

6. Автор книги «Мысли о воспитании»:

а) Ж.-Ж. Руссо; б) К.А. Гельвеций; в) Д. Локк; г) Г. Спенсер.

7. Термин «социальная педагогика» стал общеупотребим благодаря:

а) С.Т. Шацкому; б) В.Ф.А. Дистервегу; в) П. Наторпу.

8. П. Наторп понимал социальную педагогику как:

а) науку о педагогической поддержке детей в процессе социализации;

б) науку об интеграции воспитательных возможностей общества;

в) науку о формировании воли.

9. Идея общественного воспитания появляется:

а) в первобытном обществе; б) в эпоху Просвещения;

в) в античности; г) в эпоху Возрождения.

10. Завершить хронологический ряд:

*с древнейших времен до конца 17 в. был этап донаучной социальной педагогики; с 18 до середины 19 в. — этап преднаучной социальной педагогики; с середины 19 в. по наст. время — этап … социальной педагогики.

11. Соотнесите педагогов и созданные ими социально-педагогические комплексы:

И. Бецкой «Сеттлмент»
В. да Фельтре «Детская деревня спасения»
К. Венцель Колония им. Горького
С. Шацкий Московский воспитательный дом
М. Крупенина Дом радости
Р. Оуэн Дом свободного ребенка
А. Макаренко «Новая гармония»
Г. Гмайер Дом сирот
Я. Корчак Станция социального воспитания
Учреждения для бедной крестьянской молодежи

12. Социалисты — утописты — это:

а) представители итальянского Возрождения (…);

б) представители европейского социального учения (…).

13. Песталоцци организовал приют:

а) в Нейгофе; б) в Квердоне; в) в Станце.

14. В понятие «общественное воспитание» Платон включал:

а) воспитание вне семьи;

б) воспитание человека в интересах государства;

в) воспитание людей всех возрастных групп.

15. Социальный смысл отечественной педагогике вернул:

а) К.Д. Ушинский; б) Л.Н. Толстой; в) В.Н. Пирогов; г) Н.Г. Чернышевский .

16. Развитие социальной педагогики в современной России началось:

а) в 30-е годы; б) в 1985 г.; в) после 1991 года; г) после II Мировой войны.

17. Автор теории коллективного воспитания:

а) Н.К. Крупская; б) П.П. Блонский; в) С.Т. Шацкий; г) А.С. Макаренко.

18. Автор книги «Человек как предмет воспитания»:

а) П.Ф. Каптерев; б) И.Ф. Бунаков; в) К.Д. Ушинский; г) П.Ф. Лесгафт.

19. Организатором Академии социального воспитания был:

а) М.М. Пистрак; б) Н.К. Крупская; в) С.Т. Шацкий; г) П.П. Блонский.

20. Автор коммунарской педагогики:

а) Н.К. Крупская; б) М. Крупенина; в) И.П. Иванов; г) М.П. Щетинин.

21. Культурно-исторической предпосылкой становления социальной педагогики в России была:

а) традиции благотворительности;

б) деятельность Русской православной Церкви;

в) идеи революционеров-демократов.

22. Князь, автор педагогического трактата, в котором речь идет о воспитании патриотов:

а) Ярослав Мудрый; б) Владимир Мономах; в) Всеволод Большое гнездо.

23. Автор статьи «Вопросы жизни»:

а) П.Ф. Лесгафт; б) Н.И. Пирогов; в) К.Д. Ушинский; г) С.Т. Шацкий.

24. Русский педагог-просветитель, сторонник теории «создания новой породы людей»:

а) Н.И. Новиков; б) И.И. Бецкой; в) А.Н. Радищев; г) М.В. Ломоносов.

25. Автор книги «Марш -30-го года»:

а) П.П. Блонский; б) С.Т. Шацкий; в) А.С. Макаренко; г) Н.К. Крупская.

26. Русский педагог сторонник идее свободного воспитания:

а) К.Н. Венцель; б) Л.Н. Толстой; в) К.Д. Ушинский; г) П.Ф. Лесгафт.

27. Сторонник главной задачи воспитания — формирования целостного, добродетельного, неиспорченного обществом человека; воспитания ребенка через предохранение его от культурного влияния «дурного общества»:

а) Д. Локк; б) И. Бецкой; в) Ж.-Ж. Руссо; г) Д. Дидро.

28. Автор особой системы дошкольного воспитания:

а) Р. Оуэн; б) И.Г. Песталоци; в) Ф.В.А. Фребель.

29. Проблемы социального воспитания во II половине XIX века в Росси освещали (перечислите не менее 8 фамилий).

30. Проблемы социального воспитания и социально-педагогической деятельности в 20-ые-30-ые годы XX века в России рассматривали (перечислить не менее 8 фамилия).

Автор: Басова Валентина Марковна

Рецензент:

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос