Личностный дифференциал

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

УПРАВЛЕНИЕ ПО ВНЕДРЕНИЮ НОВЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ

ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. в. м. бехтерева

Утверждаю:

Начальник Управления по внедрению новых лекарственных средств и медицинской техники
А. А. Бабаян
4 января 1983 г.

ЛИЧНОСТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ

(Методические рекомендации)

Ленинград 1983

Настоящие методические рекомендации составлены руководителем лаборатории социально-психологических исследований Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева профессором Е. Ф. Бажиным и старшим лаборантом А. М. Эткиндом.

 

Введение

Среди психологических методов исследования отношений особое место занимает семантический дифференциал. Этот метод получил широкое распространение в самых разных областях экспериментальной психологии — в исследованиях личности, малых групп, массовых коммуникации и т.д. Семантический дифференциал, как правило, оказывается полезен там, где требуется количественно описать индивидуальное, субъективное отношение испытуемого к каким-либо аспектам его окружения или внутреннего мира. С помощью этого метода можно измерить определенные свойства представлений человека о разнообразных социальных ценностях, о значимых для него явлениях культуры, об эмоционально насыщенных физических стимулах, наконец, о самом себе и других людях. Такого рода методы, позволяющие моделировать личность не как совокупность формальных измерений, по как систему личностных смыслов или отношений, являются наиболее созвучными методологическим установкам отечественной психологии.

Семантический дифференциал основан на использовании следующей процедуры. Испытуемому предъявляется набор биполярных шкал, каждая из которых образована парой прилагательных-антонимов: хороший — плохой, спокойный — возбужденный, острый— тупой и т. д., с инструкцией оценить степень соответствия стимула тому или иному полюсу каждой шкалы по определенной системе, чаще всего семибалльной. Оцениваемыми стимулами может быть все что угодно: люди, слова, картинки и т. д. При этом для шкал семантического дифференциала характерно существенное ограничение, состоящее в метафоричности используемых сочетаний шкал и стимулов. Семантический дифференциал составляется таким образом, чтобы не допустить такого их сочетания, при котором ответы испытуемого были бы буквальными, отражающими объективные качества стимулов, а не субъективные отношения к ним испытуемых. Система шкал, составленная из одних только личностных терминов, при условии сохранения классической факторной структуры является валидным инструментом исследования личности и межличностных отношений. Название «личностный дифференциал» подчеркивает и сходство, и отличие предлагаемого метода от семантического дифференциала.

8 стр., 3908 слов

Психологический аспект механизмов нарушений чтения

... чтения; 4) синтетическое чтение. Каждая из их характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими трудностями и задачами, а также приемами овладения. сновными условиями успешного ...

Методика личностного дифференциала разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений и социальной перцепции, который мог бы быть применен как в клинико-психологической и психодиагностической работе, так и в социально-психологических исследованиях широкого профиля.

Процедура отбора шкал личностного дифференциала

Личностный дифференциал (ЛД) сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.

Из толкового словаря русского языка под редакцией Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Их этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса трех классических факторов семантического дифференциала — оценки, силы и активности.

Случайным образом исходный набор черт разбит на шесть списков по 20 черт. Применялись три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков:

1. Оценка испытуемыми по 100-балльной шкале вероятности того, что человек, обладающий свойствами личности А, обладает и свойством личности Б. В результате усреднения индивидуальных вероятностных оценок получены обобщенные показатели представлений о сопряженности черт личности, составляющих так называемую имплицитную теорию личности, разделяемую всей выборкой в целом.

2. Корреляции между самооценками по чертам личности. Испытуемые заполняли 6 бланков самооценок, каждый из которых был составлен из 20 черт личности и требовал оценить их наличие у испытуемого по 5-балльной шкале. Матрицы интеркорреляций самооценок по 20 чертам каждого бланка факторизовались по методу главных компонентов, использовались 3-факторные решения. .

3. Оценки черт личности по краткой форме семантического дифференциала. 120 черт оценивались по 3 шкалам (7-балльным), представляющим факторы семантического дифференциала, оценки усреднялись.

В ЛД отобрана 21 черта, удовлетворяющая следующим условиям:

1. Экстремальные оценки по соответствующей шкале семантического дифференциала.

2. Значимая нагрузка черты по крайней мере в одном факторе 3-факторной структуры соответствующего бланка самооценок.

3. Достаточно высокие оценки сопряженности черт, входящих в один фактор, в структуре имплицитной теории личности.

В нескольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой антонимичной пары и был дополнен.

3 стр., 1114 слов

Теория черт

... метод ассоциации и метод шкалирования. Тест личностных конструктов Келли, семантический дифференциал Осгуда. Это многоступенчатые процедуры, начинающиеся с составления словарей, заканчивающиеся ... способностей и других черт он предложил спецификационное уравнение для интегральной оценки личности. Прогнозирование поведения личности в прикладном плане достигается совмещением профиля черт и профиля ...

Для ликвидации искажающих эффектов так называемых установок ответа при формировании рабочего варианта ЛД шкалы, входящие в разные факторы, и их полюсы были перемещены в квазислучайном порядке (см. приложение 4).

Из толкового словаря русского языка под редакцией Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Их этого исходного набора отобраны… Случайным образом исходный набор черт разбит на шесть списков по 20 черт.… 1. Оценка испытуемыми по 100-балльной шкале вероятности того, что человек, обладающий свойствами личности А, обладает…

Факторный анализ ЛД

В основе метода семантического дифференциала лежит особая математическая процедура — факторный анализ. Он позволяет выявить в совокупности данных небольшое число обобщенных, не зависимых, содержательно интерпретируемых параметров, к которым в определенном смысле сводится исследуемая совокупность. Многочисленные факторные исследования семантического дифференциала, проводившиеся на весьма различных выборках испытуемых, шкал и стимулов, дали согласующиеся результаты. В большинстве случаев первые три фактора оказались сходны между собой. Эти три фактора получили название: Оценки (О), Силы (С) и Активности (А).

Трехфакторые структуры ОСА были получены при оценке по разнообразным наборам шкал абстрактных и конкретных понятий, различных визуальных и аудиальных стимулов — чистых цветов, чернильных пятен, абстрактных форм, картинок ТАТ, живописных произведений, мимической и интонационной экспрессии, фонетических значений. В трехмерном пространстве, образованном факторами ОСА, дифференцируются и значения столь сложных объектов, как социальные роли и политические события, литературные стили и стихотворные рифмы. О масштабах применения семантического дифференциала в его исконной области лексической семантики дает представление «семантический атлас», в котором значение каждого из 550 слов описывается величинами факторов О, С и Л.

Факторная структура ОСА задает некоторое универсальное семантическое, пространство, в котором может быть размещен, упорядочен и описан весь неисчерпаемо богатый мир субъективных отношений человека к элементам его окружения.

В работах по семантическому дифференциалу факторизации подвергаются обычно матрицы данных, состоящие из усредненных оценок, данных выборкой испытуемых разным стимулам по шкалам, входящим в применяемый вариант дифференциала. Индивидуальные различия испытуемых при усреднении исчезают, а факторная структура отражает некий групповой портрет, характеризующий выборку в целом. Направленность ЛД на измерение индивидуальных особенностей самосознания и социальной перцепции предопределяет использование варианта, факторного анализа, более напоминающий процедуры факторизации личностных опросников. Шкалы заполняются в данном случае на одно и то же понятие, например. «Я сам», а источником дисперсии являются его индивидуальные интерпретации.

Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по данным чертам личности. Матрица интеркорреляций шкал факторизовалась по методу главных компонент. Трехфакторная структура исчерпывает 50,8% дисперсии оценок, что близко к обычному в семантическом дифференциале уровню информативности (четвертый фактор прибавляет лишь 7,4% дисперсии).

В приложении 1 представлены факторные нагрузки шкал (последние для удобства сгруппированы по полученным факторам), а также информативность каждого фактора. Первый фактор легко интерпретируется как фактор Оценки, второй — Силы и третий — Активности. Значительное большинство шкал имеет большие веса лишь по одному из этих факторов. Вместе с тем сравнительно большая информативность фактора О при равенстве количества приходящихся на каждый фактор шкал ведет к тому, что в ряде случаев шкалы имеют примерно равные нагрузки как по фактору О, так и по факторам С или А. Полученная структура соответствует обычным результатам, получаемым в исследованиях по семантическому дифференциалу. Следовательно, методические изменения, внесенные в ЛД по сравнению с традиционными вариантами семантического дифференциала, не нарушили его факторной структуры. Тем самым, подтверждается адекватность разработанной процедуры отбора шкал ЛД и способа его факторизации.

Следует отметить, что одна из шкал «напряженный — расслабленный» не дала ожидавшейся нагрузки на фактор С. Это свидетельствует о неадекватности ее применения в ЛД для здоровых испытуемых; при исследовании клинических выборок эта шкала может дать большие нагрузки. Она не устранена из ЛД вследствие того, что, как показывает анализ коэффициентов внутренней согласованности факторных показателей, ее устранение увеличило бы этот коэффициент для фактора С всего лишь на одну сотую.

Приложение 1

Результаты факторного анализа самооценок но ЛД

 

Обаятельный—непривлекательный .37 Добросовестный – безответственный .66 Добрый — эгоистичный .61 Отзывчивый — черствый .70 Справедливый — несправедливый .64

Дружелюбный — враждебный .77

Честный — неискренний .61

Сильный — слабый .77

Упрямый — уступчивый .63

Независимый — зависимый .72

Решительный — нерешительный .72

Напряженный — расслабленный .50 .59 -.46

Уверенный — неуверенный .52 .34

Самостоятельный — несамостоятельный

Разговорчивый •— молчаливый .72

Открытый — замкнутый .55 .46

Деятельный — пассивный .56 .42

Энергичный — вялый .54 .33 .49

Суетливый — спокойный -.43 .66

Общительный — нелюдимый .53 .57

Раздражительный — невозмутимый .50 .53

Информативность факторов, % 12,96 15.81 12.02

N=65; Нули перед запятой опущены. Приводятся только факторные веса, превышающие 0.30. Для удобства все шкалы обращены в положительную сторону

Факторная структура ОСА задает некоторое универсальное семантическое, пространство, в котором может быть размещен, упорядочен и описан весь… В работах по семантическому дифференциалу факторизации подвергаются обычно… Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по данным чертам личности. Матрица интеркорреляций…

Надежность и валидность ЛД

Надежность всех факторов ЛД высока: 0,83 для фактора О, 0,82 для С и 0,81 для А.

Конструктивная валидность оценок по шкалам и факторам ЛД демонстрируется их связями с характеристиками личности, изме­ренными одним из классических личностных опросников — 16-факторным опросником Кеттела, и опросником на уровень субъектив­ного контроля (УСК).

Из корреляций между 21 шкалой ЛД и 16 факторами опросника Кеттела значимыми являются 86 (р<0,05).

Это составляет 36% от общего числа подсчитанных корреляций, что намного превышает те 5% значимых корреляции, которые мож­но было бы ожидать при случайных связях между методами. Существенно также, что у всех без исключения шкал ЛД значи­мые связи оказались хотя бы с одним из факторов Кеттела. Это свидетельствует о том, что самооценки по 21 шкале ЛД законо­мерно отражают по крайней мере некоторые личностные характе­ристики из тех, которые измеряются значительно более трудоем­ким Опросником Кеттела, состоящим из 166 пунктов.

Корреляции между факторами ЛД и Опросника Кеттела при­ведены в приложении 2.

Приложение 2

Корреляции между факторами ЛД и Личностного опросника Кеттела

  О С А
А .39 .32 .40
В     — .32
С   .38  
Е     .34
F     .38
G      
И .34    
I .35 .42 .75
L   — .28  
М      
N      
О   —.26  
Q1      
Q2 — .37 — .30 — .26
Q3 .25 .26  
Q4 — .29 — .32    
             

N = 65. Приведены только значимые (Р < 0.05) корреляции. Нули перед запятой опущены.

Средние и стандартные отклонения факторных показателей ЛД (самооценки)

  О С А
Средние стандартные отклонения N = G5 1.50 1.09 0.63
0.81 1.05 1.06
     
     

Конструктивная валидность оценок по шкалам и факторам ЛД демонстрируется их связями с характеристиками личности, изме­ренными одним из классических… Корреляции между факторами ЛД и Опросника Кеттела при­ведены в приложении 2. … Приложение 2

Интерпретация факторов ЛД

При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора Оценки свидетельствуют об уровне самоуважения. Высо­кие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый прини­мает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя по­зитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой. Низкие значения фактора О указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудов­летворенность собственным поведением, уровнем достижений, осо­бенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свиде­тельствуют о возможных невротических или иных проблемах, свя­занных с ощущением малой ценности своей личности. При исполь­зовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор О интер­претируется как свидетельство уровня привлекательности, сим­патии, атрактивности, которым обладает один человек в восприя­тии другого. При этом положительные значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отри­цательные — напротив, его отвержению.

Фактор Силы в самооценках свидетельствует о развитии воле­вых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуа­циях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном само­контроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие значения указывают на астенизацию и сильную тревожность. Во взаимных оценках фактор С выявляет отношения доминирова­ния-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.

Фактор Активности в самооценках интерпретируется как сви­детельство экстравертированности личности. Положительные значения указывают на высокую активность, общительность, им­пульсивность, отрицательные — на интровертированность, опреде­ленную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во вза­имных оценках отражается восприятие людьми личностных осо­бенностей друг друга.

В некоторых экспериментальных и прикладных задачах может возникнуть необходимость анализа результатов по отдельным шкалам ЛД /например, сравнение средних показателей разных выборок или изучение корреляций шкал ЛД с некоторыми другими переменными/, а не только суммарных оценок факторов.

При практическом использовании ЛД часто возникает необхо­димость количественного сравнения данных между собой. К при­меру, может оказаться полезным сопоставить самооценки, данные одними и теми же испытуемыми в разных состояниях или ситуа­циях, или сравнить то, как воспринимают психотерапевтов разные члены группы. В таких случаях следует вычислять абсолютную величину разности между оценками стимулов по любому из факторов в отдельности. При необходимости получить интегральную оценку воспринимаемого расстояния между стимулами следует воспользоваться формулой:

DАВ = √ (ОА – ОВ) 2 + (СА — СВ) 2 + (АА – АВ) 2,

где: DAВ — воспринимаемое расстояние между стимулами (людьми) А и В; ОА ОВ — значения этих стимулов по фактору О; СА СВ — их значения по фактору С и АА АВ— по фактору А.

При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответст­вовать или вовсе не соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе могут иметь первостепенное значение.

Фактор Силы в самооценках свидетельствует о развитии воле­вых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об… Фактор Активности в самооценках интерпретируется как сви­детельство… В некоторых экспериментальных и прикладных задачах может возникнуть необходимость анализа результатов по отдельным…

Использование метода ЛД

ЛД может быть использован во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или к другим людям. В этом отношении он сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов —с лнчностными опросниками и социометрическими шкалами. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, очевидной самому испытуемому направленностью на данные самосознания. Несмотря на это, как показывает сопоставление ЛД с 16-факторным опросником Кеттела, по крайней мере, некоторые традиционно получаемые с помощью опросников характеристики личности могут быть получены и с помощью ЛД. Поэтому использование ЛД возможно в ряде тех диагностических ситуаций, в которых применяются опросные методы исследования личности. Уровень самоуважения, доминантности — тревожности и экстраверсии — интроверсии являются достаточно важными показателями в таких клинических задачах, как диагностика неврозов и пограничных состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т. д. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, по и в комплексе с иными диагностическими процедурами. Подобное применение ЛД возможно не только в психоневрологической клинике, но и соматической медицине, особенно при решении реабилитационных задач в онкологии, кардиологии и т. д.

От социометрических методов исследования отношений в малых группах ЛД отличается многомерностью характеристик отношений и большей их обобщенностью. Как метод получения взаимных оценок ЛД можно рекомендовать к использованию в двух клинических областях — в групповой и семейной психотерапии.

В групповой психотерапии ЛД может быть использован для исследования таких сторон группового процесса, как повышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожидаемых оценок, уменьшение зависимости от психотерапевта и т. д. В дальнейшем на основе ЛД возможна разработка формализованных критериев эффективности групповой психотерапии.

В семейной психотерапии может оказаться полезной та возможность сопоставления разных точек зрения на членов семьи (например, ребенка) между собой, которую представляет ЛД, а также возможность дифференцированной оценки эмоциональной привлекательности, статуса доминирования — подчинения и уровня активности членов семьи (например, супругов).

Полезным может оказаться варьирование предметов оценки (например «Каким должен быть отец», «Идеальная жена», «Моя жена думает, что я…») с последующим вычислением расстояний между идеальным и реальным, ожидаемым и реальным и т. д. ЛД может помочь в определении действительной природы недовольства, сложившегося в отношениях супругов (недостаточная эмоциональная привлекательность, избегание ответственности и т.д.).

уяснить роль ребенка в семейном конфликте.

Метод ЛД быть использован и в разнообразных областях экспериментальной и прикладной социальной психологии — в исследованиях групп и коллективов, межличностного восприятия, массовых коммуникаций.

Приложение 4 Бланк личностного дифференциала и ключ к обработке

Фамилия__________________Пол_________Возраст____________

О + 1. Обаятельный — Непривлекательный
С — 2. Слабый + Сильный
А + 3. Разговорчивый — Молчаливый
О — 4. Безответственный + Добросовестный
С + 5. Упрямый — Уступчивый
А — 6. Замкнутый + Открытый
О + 7. Добрый — Эгоистичный
С — 8. Зависимый + Независимый
А + 9. Деятельный — Пассивный
О — 10. Черствый + Отзывчивый
С + 11. Решительный — Нерешительный
А — 12. Вялый + Энергичный
О + 13. Справедливый — Несправедливый
С — 14. Расслабленный + Напряженный
А + 15. Суетливый — Спокойный
О — 16. Враждебный + Дружелюбный
С + 17. Уверенный — Неуверенный
А — 18. Нелюдимый + Общительный
О + 19. Честный — Неискренний
С — 20. Несамостоятельный + Самостоятельный
А + 21. Раздражительный — Невозмутимый

 

От социометрических методов исследования отношений в малых группах ЛД отличается многомерностью характеристик отношений и большей их обобщенностью.… В групповой психотерапии ЛД может быть использован для исследования таких… В семейной психотерапии может оказаться полезной та возможность сопоставления разных точек зрения на членов семьи…