Лекция 16. Теория личностных конструктов. Дж. Келли.

Биография. Представления о мире. Конструктивный альтернативизм. Личность. Конструкты. Отличительные признаки конструкта. Типы конструктов. Организация личностных конструктов. Изменение конструктов. Базовый постулат и 11 следствий теории личностных конструктов. Развитие личности. Понятие «Я»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ.

Теорию Дж. Келли по-разному вписывали в классификацию теорий личности. Г. Олпорт считал, что это не «когнитивная», а «эмоциональная» теория, Г. Мюррей называл ее экзистенциальной. К теории Дж.Келли применяли различные ярлыки: от «типично американская» до «марксистская» и «дзен-буддистская», а также «прагматическая», «психоаналитическая», «бихевиористская», «гуманистическая» и «вообще не теория». Чаще всего теория Дж. Келли рассматривается как когнитивная. Однако С.Мадди считает взгляд такой на теорию Дж. Келли ошибочным, а Д.А.Леонтьев писал об этой теории, как о той, которую до сих пор не поняли. Дж. Келли подчеркивает, что человек не наблюдатель, он живет в мире и конструкты нужны ему для реальных взаимодействий с миром. Главным является не поступающая извне информация, а результаты практического опыта. Отличие опыта от информации состоит в личностной значимости событий.

Центральное место в теории Дж. Келли занимает понятие «конструкт». Его универсальность сродни понятиям «подкрепления» или «влечения» в других теориях личности. Введение понятия «конструкт» позволило создать стройную, внутренне непротиворечивую концепцию человека. Конструкты – это категории мышления, но эмоции также включены в конструкционный процесс и участвуют в нем наряду с волей, потребностями и мотивами. Некоторые конструкты функционируют, не доходя до сознания. Личные конструкты не только «в голове», они в такой же мере и «в сердце». Конструирование реальности имеет место даже тогда, когда отсутствуют вербальные ярлыки. Таким невербальным конструированием заняты младенцы и, предположительно, животные. Теория личных конструктов находит широкое применение в психологической практике. На основе идей, развиваемых в этой теории, выросло эффективное направление в психотерапии и психологическом консультировании — когнитивно-поведенческая школа. Она связывает большинство психологических проблем с ошибочными или неуместными конструктами себя и других людей. Дж. Келли в своей теории рассматривал вопросы: развития, использования и изменения конструктов и конструктных систем.

 

8 стр., 3751 слов

Теория личности Зигмунда Фрейда 2

... вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание. Вторая структура личности — «Я» по мнению Фрейда также является врожденной ... взрыва. Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их ... реализовать свои либидозные желания и для этого типа личности характерна, с точки зрения Фрейда, определенная зависимость, инфантильность ...

 

«Правда жизни такова, что не всегда рождение ребёнка счастье для родителей, и не всегда смерть человека — трагедия для окружающих. Между событием и его переживанием лежит интерпретация. События не говорят нам, что надо делать, «на них не выгравировано их значение». Дж. Келли.

Биография

Дж. Келли родился на Среднем Западе США в религиозной фермерской семье, где был единственным ребенком. Из-за частых переездов, его среднее образование было бессистемным и во многом самостоятельным. Его образование началось с точных наук: он получил диплом по физике и математике, потом переключился на педагогику. В 1931 году получил степень по психологии. Начав работать в провинциальном колледже Форт Хэйс штата Канзас, Дж. Келли занимался клинической психологией, бесплатным консультированием детей и подростков. Эта деятельность была прервана мировой войной, он работал психологом в авиации морского базирования. Вскоре после войны он возглавил программу по клинической психологии в университете штата Огайо в Коламбусе, где и проработал большую часть оставшейся жизни — лишь совсем незадолго до своей внезапной смерти в1967 году, он переехал по приглашению А.Маслоу в Брандейсский университет.

Он оставался неизвестным в научных кругах вплоть до своего 50-летия. Его узнали после выхода его книги в 2-х томах, объемом 1200 страниц. В ней излагалась новая система в психологии, последовательно и методично выстроенная с самого основания — с философских допущений и базовой аксиоматики. Литературных источников в этой книге было совсем мало — несколько десятков, причем большую их часть составили неопубликованные диссертации и дипломные работы, выполненные под его руководством.

Представления о мире

Мир реально существует и постоянно изменяется. Он функционирует как единое целое, как единый механизм. Хотя жизнь изменяется во времени, но она еще как-то во времени локализована. Во-первых, живое существо конечно и измеримо во времени. Оно способно отражать действительность, но не только отражает и отстраненно наблюдает, оно при этом сохраняет свою собственную реальность, то есть существует в мире.

Конструктивный альтернативизм

Человек стремится понять мир. Он получает доступ к реальности посредством индивидуально своеобразной интерпретации событий. Человек смотрит на мир сквозь свою систему понятий – шаблонов, и стремится их привести в соответствие с реальностью. Это не всегда удается, однако без таких шаблонов мир предстает бессмысленной неразличимой однородностью. Даже плохо соответствующие реальности понятия-шаблоны полезнее, чем их отсутствие. Такие шаблоны Дж. Келли называет личными (личностными) конструктами. Поскольку конструкты индивидуальны, существуют различные интерпретации одного и того же события, и никто не обладает монополией на истину. Человек не зависит от события до тех пор, пока оно им не истолковано. С момента толкования, он становится пленником своей интерпретации. В этом смысле, по мнению Дж. Келли, человек сам является творцом своей судьбы.

На первых стадиях процесса толкования человек начинает обращать внимание на общие характеристики протекающих событий, организованных в кажущиеся случайными совокупности, он замечает повторения или репродукции событий. Будучи в состоянии выделить сущность события, происходящего в данный момент, он способен узнать повторение этого события в будущем. Посредством процессов обобщения и абстрагирования, переживаемые человеком события могут обрести значимость и упорядоченность. Без активных попыток толкования было бы невозможно познакомиться с миром и формировать ожидания относительно того, что случится в следующий момент. Поскольку толкование – это процесс интерпретации, а не буквальное описание реальности, он будет по-разному происходить у разных людей.

Личность

Личность – это присущий индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта и построения на этой основе своего образа мира.

Личность представляет организованную систему более или менее важных конструктов; человек использует личностные конструкты, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события.

Личность эквивалентна конструктам, используемым индивидом в целях предвидения будущего. Чтобы понять другого человека, надо знать что-то о конструктах, которые он использует, о событиях, включенных в эти конструкты, и о том, как они соотносятся друг с другом. Узнать личность – значит узнать, как человек истолковывает свой личный опыт

Дж.Келли отвергал представление о человеческой личности как о фиксированной сущности, которая обусловливает то, что способен делать индивид, устанавливая границы его возможностей. Он придерживался противоположной позиции: то, что человек делает, определяет то, что он собой являет.

 
 

 

Конструкты

Конструкт – это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ осмысливания действительности в терминах схожести и контраста. Примерами личностных конструктов могут быть «взволнованный – спокойный», «умный – глупый», мужской – женский», религиозный — нерелигиозный», «хороший – плохой и «дружеский- враждебный». Стоит только человеку предположить, что с помощью данного конструкта можно адекватно прогнозировать и предсказать какое-то событие в своем окружении, как он начнет проверять это предположение по событиям, которые еще не наступили. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохранит его. И наоборот, если прогноз не подтвердиться, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже может быть исключен.

Все личностные конструкты биполярны и дихотомичны по природе. Переживая события, человек замечает, что какие-то события похожи друг на друга (у них есть общие свойства) и при этом они отличаются от других. Именно этот когнитивный процесс наблюдения сходства и различий приводит к формированию личностных конструктов. Таким образом, для формирования конструкта необходимы три элемента: два из элементов конструкта должны быть похожими друг на друга, а третий должен отличаться от этих двух. Конструкт можно сформировать, если мы видим, что Джин и Луиза честны, а Марта нет; или если мы считаем, что Джин и Луиза привлекательны, а Марта нет. И схожесть и различие должны иметь место в пределах одного и того же контекста. (Д.Келли)

Каждый конструкт обладает эмерджентным и имплицитным полюсами. Цель теории личностного конструкта – объяснить, каким образом люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения сходства и различий. Например, при сравнении трех своих знакомых человек отмечает, что двое из них — общительные, а третий — замкнутый. Так возникает конструкт общительный — замкнутый, который будет затем использоваться этим человеком при оценке других людей. Операции с конструктом предполагают как минимум три элемента, поскольку требуется оценить, чем два элемента похожи друг на друга и отличаются от третьего. Обычно явно выражена бывает только часть конструкта, тогда как остальные его части остаются скрытыми.

Самопроверка знаний:

1. Когда человек говорит, что дерево и металл, сходны в своей твердости, он подразумевает, что они в то же время отличаются от мягких вещей и от воды. Осознание наличия твердых предметов требует осознания того, что существуют также мягкие предметы, служащие контрастом. В этом примере проявляется:

а) Дихотомичность конструкта

б) Активность конструкта

в) Пассивность отражения

г) Эмоциональная значимость явлений

Ответ: а) — дихотомичность конструкта. Если бы как твердые, так и мягкие вещи не существовали в мире одновременно, никто не смог бы сформулировать качества твердости и мягкости как свойства предметов. Любой воспринимаемый предмет воспринимается именно таким образом потому, что он противопоставлен чему-то иному. Основываясь на всем этом, полагает Келли, природа конструктов дихотомична.

2. Может ли человек использовать только один полюс конструка?

а) да

б) нет

Ответ: а) — нет. Не существует униполярных конструктов. Если человек говорит только о «добродетели» людей, не обращаясь к «развращенности», это означает, что полюс «развращенности» «конструкта добротельный –развращенный» подразумевается.

Отличительные признаки конструкта

1.Субъективность. Конструкт – изобретение для дифференциации объектов на основе своих знаний и своего словарного запаса. Конструкт отражает личность его создателя.

2. Биполярность. Конструкт одновременно отмечает сходство и различие. Примеры конструктов: дружеский — враждебный; активный — пассивный; интеллигентный – неинтеллигентный.

3. Неосознанность. Конструкт не всегда осознан и не всегда поддается словесному оформлению. Человек может четко делить людей на две категории, согласно своему конструкту, не умея словами объяснить основание этого деления. Иногда осознается только один из полюсов конструкта, а второй формулируется абстрактно – все то, что «не это».

4. Личностная значимость. Конструкты лежат в основе чувства идентичности человека. Когда прогнозы подтверждаются, система конструктов находится в равновесии, человек уверен в себе. Если мир не соответствует конструктам человека, то он либо модифицирует свои конструкты, либо агрессивными действиями пытается подчинить реальность своим оценкам. Когда человек встречается с фактами, которые лежат за пределами личных конструктов, он испытывает страх. Обогащение его системы конструктов позволяет освободиться от страха и других негативных эмоций.

 

5. Прогностическая эффективность. Конструкты эффективны для определенного круга явлений. Эффективность использования конструкта нарушается, когда он применяется сверх того набора явлений для которых предназначен.

6. Диапазон применимости. Конструкт более применим к одним событиям и менее – к другим. Например, конструкт «научный – ненаучный» применим для оценки научных достижений, но его трудно применить для описания гетеросексуальных отношений.

 

7. Фокус применимости. В рамках диапазона применимости существуют явления, к которым конструкт применим лучше всего. Фокус применимости субъективен. Для одного человека конструкт «честный – нечестный» более применим в области денежных отношений, а для другого — в области политики.

 

8. Проницаемость конструкта. Проницаемость конструкта – это его открытость для объяснения новых явлений. Непроницаемый конструкт, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта. Степень проницаемости конструкта относительна. Конструкт «компетентный врач – некомпетентный врач» у одного человека может быть вполне проницаемым. Общаясь с любым новым доктором, человек может понять, компетентен он или некомпетентен. В другом случае, этот конструкт может оказаться совсем непроницаемым: человек может настаивать, что компетентных врачей больше нет, что последним компетентный врачом был его педиатр, который уже умер. Следовательно, различие между компетентными и некомпетентными врачами для него больше не существует. Все доктора некомпетентны.

Типы конструктов

Типы конструктов формулируются не в терминах их содержания, а в том, что касается их логических и функциональных характеристик. К типам конструктов относятся:

 

Упредительный конструкт — стандартизирует (упреждает) элементы для того, чтобы они были исключительно в его диапазоне. Это тип классификационного конструкта; то, что попало в одну классификацию, исключается из другой. Упредительную интерпретацию можно сравнить с такой характеристикой мышления ригидного человека, как «ничего, кроме». Например, все продавцы автомобилей – жулики. Примером упредительного конструкта может быть также этнический ярлык. Упредительное мышление отвергает право пересмотра или иной интерпретации для других или для себя, не позволяя увидеть оцениваемое явление в новом свете.

Констелляторный конструкт — элементы могут одновременно принадлежать другим областям, но они постоянны в составе своей сферы. То есть, если явление относится к какой-то категории одного конструкта, другие его характеристики фиксированы. Например, «если человек продает автомобили, он, скорее всего, нечестен, жуликоват и умело обращается с клиентом». В этом примере нет места для других суждений об этом человеке. Такие конструкты ограничивают возможности для альтернативных мнений; раз мы относим человека к данной категории, мы наделяем его всеми соответствующими ей характеристиками.

Предполагающий конструкт оставляет свои элементы открытыми для альтернативных конструкций. Он позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативную точку зрения на мир. Например, если человек продает автомобили, из этого не следуюткакие-то его личные качества.

Дополнительная классификация конструктов приведена на рисунке.

Базовый постулат и 11 следствий теории личностных конструктов

Фундаментальный постулат: «Деятельность человека психологически канализируется (направляется) в соответствии с тем, как он предвосхищает события».

 

Психические процессы и деятельность человека нуждаются в точном определении своего направления. Критерием для определения направления служит будущее (предвосхищение).

Люди стремятся узнать заранее, что будет завтра. Обычно, впоследствии, полученный опыт людей служит либо подтверждением, либо опровержением того, как они ранее предвосхищали события. Психологические процессы человека канализируется теми путями, которыми он предвосхищает события. Речь идет о том (и это уточняется в расшифровке постулата), что эти процессы происходят не в произвольном направлении, а текут по каким-то руслам, каналам, сеть которых имеет определенную структуру и определяется нашими способами предсказания.

Следствия, выведенные Дж.Келли из основного постулата, разъясняют его смысл и расширяют содержание. Они раскрывают строение индивидуальной системы конструктов, характер их функционирования и динамику развития.

Первое следствие — конструктивное, или об истолковании — гласит: «Человек предвосхищает события, путем истолкования их повторений».

Несмотря на то, что события никогда полностью не повторяются, человек ожидает то, что происходило с ним ранее. Основной принцип конструирования состоит в том, что вновь воспринимаемое уподобляется одним объектам и отличается от других.

Второе следствие – «об индивидуальности»: «Люди отличаются друг от друга своими способами истолкования событий».

Люди по-разному интерпретируют события. Конструкционные системы двух людей не похожи, даже тогда когда они используют одинаковые логические отношения.

Третье следствие касается организации системы конструктов: «Каждый человек для предвосхищения событий создает упорядоченную систему отношений между конструктами».

Конструкты взаимосвязаны субординационно. Одни из них имеют много связей с другими, как правило, это наиболее значимые — центральные — конструкты. Внутри индивидуальной конструкционной системы имеется центральная (ядерная) структура, посредством которой человек приходит к пониманию наиболее фундаментальных особенностей реальности, общества и самого себя. Эта центральная структура с трудом поддается изменениям и выражает основополагающий взгляд человека на жизнь. В свою очередь внутри центральной структуры имеются такие построения, которые позволяют людям прогнозировать и контролировать наиболее важные контакты с людьми и группами. Эти построения составляют центральную (ядерную) роль человека. Другие могут иметь одну-две связи, такие конструкты называются периферическими. Отсутствие или слабость связей этих конструктов с другими объясняется их специфичностью либо новизной. Связи могут меняться с течением времени: ослабевать, перегруппировываться, снова упрочиваться, но уже в иной комбинации. Такая динамика системы конструктов служит основой творческого мировосприятия, позволяя увидеть новые отношения между объектами. Системы личных конструктов людей различаются не только по содержанию и количеству элементов, но и по характеру связей между ними. Установление приоритетов среди конструктов обусловливается не только логикой, но и обязательствами и моральными императивами.

Четвертое следствие — дихотомия конструктов состоит из ограниченного количества дихотомических конструкций».

Здесь подчеркивается ключевая особенность конструкта — разделение на черное и белое, не допускающее промежуточных оттенков. Наглядной аналогией может служить разветвление дороги, содержащее только левый и правый повороты. Позднее, Келли и его ученики пришли к тому, что конструкты не обязательно биполярны, то есть сформулированы в виде двухполюсной альтернативы. Конечность же числа конструктов не противоречит тому, что это число очень велико и постоянно растет.

Пятое следствие — «выбор»: в биполярном конструкте человек выбирает для себя ту альтернативу, которая, как он рассчитывает, способствует расширению и большей определенности его системы.

Выбор имеет отношение к действиям человека, а не к событиям, который происходят после выбора. Люди могут изменить происходящие вокруг них события только после того, как они изменят себя.

Шестое следствие — «диапазон»: конструкт применим для предсказания ограниченного набора событий

Любой конструкт имеет ограниченную сферу применения, пригоден для антиципации только в ограниченном диапазоне событий. Вегетарианец не станет классифицировать животных по признаку их съедобности. Ни один конструкт не охватывает все события, с которыми сталкивается человек. Конструкт имеет фокус применимости — набор объектов, с которыми он работает особенно хорошо. Он также имеет диапазон применимости, в котором он может работать достаточно хорошо.

Седьмое следствие — «опыт»: система конструктов меняется по мере того, как человек последовательно конструирует образы событий.

Конструкты можно изменять, каждый раз примеряя к событиям. Но изменение конструктов не происходит автоматически. Менять или не менять свои конструкты – это вопрос личного выбора. Совокупность изменений составляет индивидуальный опыт. Конструкт — это рабочая гипотеза, которая проходит испытание опытом. Если система изменяется, перестраивается в результате опыта, опыт успешен. Он неуспешен, если система конструктов не меняется под влиянием неудачного опыта.

 

Восьмое следствие — «модуляция»: вариации в конструкционной системе человека ограничены проницаемостью тех конструктов, внутри «зоны применимости» которых заключены эти варианты.

Проницаемость конструкта — это его способность приложения к новым событиям. Чем более проницаем конструкт, тем легче его применить к новым событиям и тем больше человек открыт для новой информации. Но чрезмерно проницаемый конструкт подобен ситу, которое пропускает через себя все, ничего не задерживая. Человек в этом случае мыслит расплывчато, ему трудно составить четкую картину реальности и, следовательно, он будет изъясняться неопределенно. Непроницаемый конструкт охватывает явления, которые составляют его первоначальную основу, и остается закрытым для интерпретации нового опыта.

Девятое следствие — «фрагментация»: человек может использовать множество конструкционных подсистем, которые логически взаимно несовместимы.

Это следствие отмечает тот факт, что в жизни людей логика обычно играет второстепенную роль. Реакции человека на события не обязательно согласуются между собой или вытекают из других реакций, которые у него были ранее. Этот вид иррациональности, замечает Келли, не обязательно является недостатком. Людей иногда делают великими именно несовместимые фрагменты их конструкционных систем.

Десятое следствие — «общность»: психологические процессы одного человека сходны с психологическими процессами другого в той мере, в какой один опирается на истолкование опыта, сходное с тем, на которое опирается другой.

«Люди принадлежат к одной культуре главным образом потому, что они настраивают свой опыт одинаково»: психологические процессы одного человека сходны с психологическими процессами другого в той мере, в какой они пользуются сходными системами конструирования опыта.

Одиннадцатое следствие — «социальность»: один человек может принимать участие в социальном процессе, затрагивающем другого человека, в той мере, в какой он моделирует его процессы истолкования

Это следствие объясняет эмпатию и социальные отношения. Люди истолковывают наблюдаемое поведение других людей и реагируют на них, опираясь на это истолкование. Осмысленное отношение к другим людям нуждается в понимании того, как они конструируют самих себя и свой мир. Отношения, базирующиеся на понимании того, как другие люди воспринимают мир, согласно Келли, составляют основу общественной жизни. Большая часть поведения состоит из взаимных приспособлений. Такое взаимопонимание позволяет эффективно взаимодействовать в обществе.

Развитие личности.

Теория личных конструктов рассматривает человеческую личность как способную к изменению и росту путем преодоления того, что сконструировано в качестве ее нынешних возможностей. У человека как конструктора своей жизни диапазон конструктов неизменно превышает возможности изменения и роста. Развитие зависит от попыток человека глубже понимать мир через непрерывную разработку системы конструктов. Взаимодействие с внешней средой играет главную роль в личностном росте. Келли, как психолог-гуманист, рассматривает развитие как врожденную тенденцию. Дж. Келли описывает измерения перехода. Это понятие относится к жизнедеятельности в целом и обозначает главное направление изменения конструктов или организации систем конструктов. Среди измерений перехода такие известные эмоции, как тревога (осознание того, что события, с которыми столкнулся человек, находятся за пределами прогнозирующего потенциала системы его конструктов) или агрессивность (активная разработка перцептивного поля человека).

Кроме того, существуют некоторые измерения перехода, относящиеся скорее к успешности использования различных типов конструктов, чем к эмоциональным состояниям. Например, цикл творчества, который человек начинает с ослабленными конструктами, а заканчивает с ужесточенными.

Понятие «Я»

В теории личных конструктов центральное положение занимает «конструктор событий», то есть «Я». В то же время «Я» — это конструкт. Контролирующее действие «Я» — это свидетельство прочности всей конструкции.

Дополнительная литература

Дж. Келли. Психология личности . Теория личностных конструктов, СПб, Речь, 2000, -256 с.

Глоссарий

Агрессивность.Человек агрессивен, когда он активно испытывает свои конструкты на практике. Агрессия, это прекрасный способ развития, пересмотра, и уточнения собственных конструктов.
Тревога возникает, когда собственные конструкты индивидуума неприменимы к происходящим с ним событиям.
Поведение как эксперимент .Метафора человека как ученого; основная ее идея состоит в том, что он испытывает личностные конструкты на пригодность, реализуя их в поведении. Результаты действий либо подтверждают, либо опровергают конструкции. Это, в свою очередь, приводит сохранению или пересмотру тех способов, посредством которых формируются конструкции.
Конструктивный альтернативизм —существует бесчисленное множество способов конструирования событий и что людям нужно лишь использовать новые возможности, чтобы по-новому конструировать мир.
Страхвозникает в результате неизбежных надвигающихся изменений периферийных конструктов индивидуума.
Фундаментальный постулат .Индивидуальные психологические процессы канализируются в соответствии с теми способами, посредством которых индивидуум предвосхищает события. Данный постулат предполагает, что предвидение того, что произойдет в будущем, оказывает определяющее влияние на формирование личностных конструктов.
Личностные конструкты .Биполярные измерения смыслов, которые люди применяют по отношению к окружающему миру, чтобы осмыслено предвосхищать грядущие события. Конструкты являются биполярными и включают некоторую характеристику и ее противоположность. Примерами биполярных конструктов являются: «счастливый-ответственный», «сильный-уязвимый», «боязливый-разговорчивый» и др. Конструкты каждого индивидуума иерархически организованы.
Репертуарная решетка .Методика выявления конструктов, при использовании которой испытуемого просят составить список значимых других людей в его жизни. Лица, перечисленные в этом списке, группируются в различные триадные комбинации, для каждой тройки людей испытуемый указывает, в чем состоит сходство двоих из них, и чем они отличаются от третьего. Ответ, который испытуемый предлагает для каждой триады, составляет личностный конструкт ( см.перезнтацию)

 

Презентация

 

РЕПЕРТУАРНАЯ РЕШЕТКА