Контрольная работа и ее характеристика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

 

Оренбургский государственный университет

Уфимский филиал

 

Кафедра «Экономика и управление на предприятиях

пищевой промышленности «

 

 

Методические указания

 

 

По выполнению контрольной работы

по дисциплине ОПД Ф.00 «Этика деловых отношений»

 

 

для студентов заочной формы обучения по специальности

080502.65 «Экономика и управление на предприятиях пищевой промышленности

 

 

 

 

Уфа — 2008

УДК 159.9

ББК 88

Б-82

 

Рецензент

кандидат психологических наук, доцент Р. Г. Шакирова

 

 

Р. Р. Ахтариев

Б 82 «Этика деловых отношений» : Методические указания. — Уфа: ГОУ ВПО УФ ОГУ, 2008.-12 с.

 

Методические указания предназначены для самостоятельного изучения предмета, выполнения контрольных работ и подготовки к зачету по дисциплине ««Этика деловых отношений».

Методическое пособие включает в себя цели и задачи курса, тематику контрольных работ и описание ее структуры, перечень вопросов для самоподготовки к зачету, список основной литературы по предмету.

Методические указания предназначены для студентов специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятиях пищевой промышленности.

 

 

Содержание

 

 

Введение 4

1. Контрольная работа, ее характеристика 5

1.1. Основные требования к контрольной работе 5

1.2. Содержание контрольной работы 7

1.3. Темы контрольных работ 7

2. Вопросы для подготовки к зачету 10

Список рекомендуемой литературы 12

 

 

Введение

 

«Этика деловых отношений» – дисциплина, изучающая процесс взаимосвязи и взаимодействия между деловыми партнерами, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

10 стр., 4973 слов

Г.В. Пинигина Деловое общение. Программа, методические указания ...

... общению: “Зеркало отношений”, “Имя собственное”, “Золотые слова”, “Терпеливый слушатель”, “Уважительный тон”, “Личная жизнь”. 6 2.1.3. Деловая этика и этикет. Приветствие. ... деловых встреч, бесед, переговоров и совещаний; предупреждения и разрешения конфликтов. -формирование у студентов установки на совершенствование качеств личности, способствующих успешному общению с людьми. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ...

Цель изучаемой дисциплины – сформировать у студентов знания и умения, необходимые для будущей профессиональной деятельности в области психологии и технологии делового общения.

Студентам в своей профессиональной деятельности придется иметь дело непосредственно с людьми. От их умения грамотно общаться, правильно строить свои отношения с коллегами по работе, с подчиненными и вышестоящим начальством, а также с деловыми партнерами и с клиентами зависит их финансовое благополучие, деловая репутация, эффективность труда и конкурентоспособность фирмы, морально-психологический климат в коллективе и многое другое.

Структура и расположение изучаемого материала определялись таким образом, чтобы студент в процессе обучения последовательно приближался от общих, теоретических представлений к практическим, прикладным вопросам.

Задачи курса

— формирование у студентов понимания сущности, разновидностей, структуры и основных функций общения как специфического социального феномена, его значения в жизни людей;

— четкого различения соотношения понятий «Этика», »Общение» и »Деловые отношения», »Дружба» и »Деловое общение», знания причин возникновения, профилактики и ликвидации конфликтов и пр.;

— понимание студентами сущности таких психологических явлений как стереотипы восприятия и поведения людей в процессе общения, национальных особенностей в деловом общении, умения использовать эти знания в своей профессиональной деятельности;

— выработка у студентов умений правильно определять различные стили управления при различных ситуациях, компетентно строить отношения с подчиненными и руководством с учетом обстановки и их социально-психологических особенностей;

— обучение студентов целенаправленно и адекватно извлекать максимальную информацию из невербальных источников о другом человеке и эффективно использовать как вербальную, так и невербальную информацию в своей профессиональной деятельности.

 

 

Контрольная работа и ее характеристика

 

 

Контрольная работа является частью учебного процесса, способствует приобретению умений и навыков самостоятельной и практической работы, завершающей самостоятельной работой студентов в изучении курса «Этика деловых отношений».

Выполнение контрольных работ дает возможность студенту расширить свои знания по дисциплине при помощи более углубленного изучения рекомендуемой основной и дополнительной литературы.

Основными задачами выполнения контрольной работы являются

— расширить и конкретизировать свои знания по предмету в целом;

— выявить и проанализировать литературу и источники по теме;

— получить по выбранной теме возможно более полное и глубокое представление.

— на базе получен­ных знаний последовательно представить содержание темы;

— приобрести навыки самостоятельного изучения и анализа определенной проблемы,

— научиться грамотно и логично изложить материал, правильно оформить его.

4 стр., 1607 слов

Контрольно-аттестационные материалы по курсу Педагогическая психология ...

... итоговой аттестации; планированию и организации самостоятельной работы; формированию навыков работы с научной и методической литературой; объективной оценке знания и уровня учебной мотивации каждого студента. ... Эффективность работы бакалавров на семинарских и практических занятиях оценивается ...

 

Основные требования К контрольной работе

 

Тему контрольной работы студент выбирает в соответствии с последней цифрой шифра. Рекомендуемая тематика является примерной, поэтому в ней возможны дополнения, изменения и уточнения по согласованию с преподавателем.

Следующий этап — составление библиографии по теме. Важно использовать картотеку Националь­ной библиотеки РБ им. А.З. Валиди и информационно-справочные службы других доступных студенту библиотек. После того, как тема определена, студенту следует, используя учеб­ную литературу, глубже понять ее суть, место и значение в рамках всего курса.

После изучения литературы определяется общая структура, составляется план работы. Обычно он включает в себя три составные части: вводную, основную, т.е. несущую главное содержание, и заключительную.

Во введении обосновывается выбор темы, интерес, который она представляет, характеризуется ее роль и значение для усвоения предмета. Дается краткий обзор использованной литературы и на этой основе выяв­ляется степень изученности рассматриваемого вопроса.

В основной части, состоящей преимущественно из двух-трех разделов (параграфов), излагается содержание темы. Каждый крупный самостоятельный сюжет можно кратко резюмировать. Этот компонент контрольной работы несет главную смысловую нагрузку и должен занимать не менее двух третей ее общего объема.

В заключении принято формулировать основные выводы по всей работе, подводить итоги, вносить предложения, вытекающие из изучения темы.

В конце всего текста помещается список использованной литературы, т.е. той литературы и источников, которые были просмотрены самим авто­ром, изучены и применены при написании работы. При необходимости работа может включать и приложения: схемы, таблицы, иллюстрации и др.

Объем контрольной работы должен составлять 20-25 страниц рукописного текста или 12-15 страниц печатного текста.

Важное значение придается оформлению работы. Она должна иметь стандартный титульный лист; за ним следует план работы с указанием, на каких страницах текста раскры­вается содержание его разделов. В тексте необходимы постраничные сноски на цитируемые издания; список литературы оформляется в соответ­ствии с библиографическими правилами; все листы работы должны быть про­нумерованы; окончательный текст выверяется для устранения погрешностей.

Контрольную работу следует оформить на листах формата А 4 или в тетради с пронумерованными страницами. Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена (на компьютере или написана разборчивым почерком).

В тетради необходимо оставлять поля. Изложение контрольной работы должно осуществляться своими словами. Необходимо избегать повторений, излишнего многословия и привлечения материалов, не относящихся к данной теме.

Страницы в тетради следует пронумеровать; необходимо оставлять поля для замечаний рецензента; в конце работы привести список использованной литературы, поставить дату и свою подпись.

 

Содержание контрольной работы

 

Контрольная работа включает два задания.

Первое задание контрольной работы (темы 1-10) содержит теории изучаемого курса и выполняется на основе самостоятельной работы над литературными источниками, перечисленными в списке рекомендованной литературы.

14 стр., 6516 слов

Контрольная работа — Психологические аспекты делового общения

... таблицу основных форм делового общения. Какие из ... Деловое общение». Решение:                                  Проблемы психологии общения Автор Обозначенная проблема Сущность ... общества и социальноэкономичес-кие отношения между людьми зависят ... управления, огромными масштабами работы, большой географической ...

Второе задание касается терминов, используемых в теории и практике применения делового общения в управлении. Ответ по второму заданию должен содержать две части:

— термины, касающиеся непосредственно темы контрольной работы (задание 1) – не менее 20 терминов

— термины, используемые при изучении данной дисциплины – также не менее 20 терминов. Задача студента — составить кроссворд из этих терминов по произвольной форме и подготовить ответы на них.

 

2.3. Темы контрольной работы (1 задание)

 

Тема 1. Предмет курса «Этика деловых отношений»

Сущность и основные принципы этики деловых отношений. Понятие таких терминов как «этика», «мораль», «нравственность» в деловых отношениях. Закономерности межличностных отношений.

 

Тема 2 Этика деятельности организации (корпоративная этика).

Этика и социальная ответственность организаций. Моральные аспекты взаимодействия людей в их совместной трудовой деятельности. Принципы оптимизации служебных отношений и повышении их этического уровня.

 

Тема 3. Этика деятельности руководителя.

Понятие этики руководителя и его нормы этичного поведения. Управление этическими нормами межличностных отношений в коллективе. Этика взаимоотношений с «трудным» руководителем. Этика разрешения конфликтов руководителем.

 

Тема 4. Деловое общение и управление им.

Понятие общения и его структура. Этика коммуникаций в деловом общении. Виды делового общения. Управление деловым общением.

 

Тема 5. Вербальное общение.

Основы деловой риторики. Этика использования средств выразительности деловой речи. Культура речи и культура дискуссии. Особенности речевого поведения.

Тема 6. Невербальное и дистанционное общение.

Основные элементы невербального общения. Кинесика, паралингвистика, проксемика и визуальный контакт. Культура телефонного разговора и делового письма.

 

Тема 7.Манипуляции в общении.

Характеристика манипуляций. Правила нейтрализации манипуляций. Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений.

 

Тема 8.Правила деловых отношений.

Правила подготовки публичного выступления. Правила подготовки и проведения деловой беседы, служебных совещаний. Правила проведения собеседования. Правила конструктивной критики.

 

Тема 9. Этикет делового человека.

Коммуникативный имидж делового человека. Визитная карточка. Этикет приветствий и представлений. Особенности внешнего облика делового мужчины и деловой женщины.

 

Тема 10. Этикет деловых отношений.

Поведение в общественных местах. Этикет деловых приемов. Особенности делового общения с иностранными партнерами. Искусство комплимента и правила вручения подарков.

 

 

3. Вопросы для подготовки к зачету

 

Раздел 1

1 Определение понятия этики деловых отношений.

2 Отличительные признаки деловых отношений от обычных отношений.

3 Актуальность этических норм в современном бизнесе.

4 Понятия психологическая безопасность и психологическая самозащита.

8 стр., 3976 слов

Сущность, основные цели и условия социального развития организации

... методы, формы выработки и реализации управленческих решений. Основные факторы развития социальной среды организации Социальные факторы ... охраны их труда приносят заметную отдачу, повышают деловой настрой. Средства, потраченные на производственную эстетику, благоустройство ... при прямом участии организации. Денежные выплаты, как правило, производятся из средств организации, их размеры ориентированы ...

5 Причины усиления внимания к этической стороне деловых отношений в современном обществе.

 

Раздел 2

1 Понятие социальной ответственности организации

2 Сущность важнейших принципов социальной ответственности организации.

3 Основные причины, приводящие к неэтичным действиям организации.

4 Сущность этических норм в деятельности организации.

5 Основные разделы правил этики организации.

6 Цель и содержание этических кодексов организации

 

Раздел 3

1 Понятие управления и механизмы воздействия в процессе руководства.

2 Авторитет руководителя и факторы, оказывающие влияние на него.

3 Сущность понятий коллектив, личность и индивидуальность.

4 Понятие морально-психологического климата и факторы на него влияющие.

5 Характерные черты «трудного» руководителя и причины их проявления

6 Сущность понятия конфликт. Причины возникновения, профилактика и методы и его преодоления.

Раздел 4

1 Определение общения и его структура (коммуникативная, интерактивная и перцептивная).

Виды коммуникативных барьеров.

2 Понятие коммуникативной культуры и его составляющие.

3 Формы делового общения и их особенности.

4 Сущность стиля общения и факторы его определяющие.

5 Управление деловым общением и механизмы воздействия на партнеров.

6 Принципы делового общения и их особенности.

 

Раздел 5

1 Деловая риторика и используемые в ней принципы речевого воздействия.

2 Правила проведения публичного выступления и ответов на вопросы аудитории

3 Виды дискуссий. Отличие дискуссии от спора. Принципы дискуссии.

4 Нерефлексивное и рефлексивное слушание. Возможные формы их реализации.

5 Актуальность речевого поведения в деловом общении.

6 Влияние скорости и громкости речи на передаваемую информацию.

Раздел 6

1 Сущность невербального общения и его актуальность в деловом общении.

2 Виды невербального общения.

3 Сущность и особенности кинесики.

4 Паралингвистика и ее роль в деловом общении.

5 Проксемика (пространственная психология), ее сущность.

6 Значение визуального контакта в деловом общении.

7 Этические нормы телефонного разговора.

8 Этические требования к написанию деловых писем.

 

Раздел 7

1 Понятие манипуляций и основные группы уловок-манипуляций.

2 Манипулятивные приемы, позволяющие повысить психологическую значимость приводимых собственных приемов.

3 Индикаторы наличия манипуляций в отношениях между партнерами.

4 Основные правила нейтрализации манипуляций.

5 Качества, определяющие уровень личного обаяния.

6 Понятие конфликтогенных действий, основные виды.

 

Раздел 8

1 Структура публичного выступления, понятие хронологического принципа группировки правил подготовки к выступлению

2 Структура информационной подготовки к деловой беседе.

3 Основные этапы и сущность моделирования хода деловой беседы

4 Сущность и цели собеседования

5 Служебные совещания. Сущность, виды и основные требования к определению их целей.

6 Деловые переговоры. Цели, этапы и сущность основных подходов ведения переговоров.

7 стр., 3150 слов

Пк-7 Основные формы осуществления делового общения

... части деловой беседы; В- заключительным элементом подготовительной части деловой беседы; В- элементом заключительного этапа деловой беседы. 10. В каких ... общения с собеседником; В+ накопить полезный опыт на будущее; В- составить план, выбор стратегии и тактики проведения деловой беседы. 9. Фиксация договоренности является… В+ заключительным элементом основной ...

7 Основные правила конструктивной критики.

 

Раздел 9

1 Сущность и основные характеристики имиджа делового человека.

2 Сущность и виды делового этикета.

3 Визитная карточка. Виды и рекомендации по ее оформлению.

4 Основные правила, определяющие этические нормы приветствия.

5 Общие требования, предъявляемые к внешнему облику делового человека.

6 Основные рекомендации деловой женщине при выборе делового костюма и при выборе аксессуаров к нему.

 

Раздел 10

1 Основные правила поведения в общественных местах.

2 Виды деловых приемов.

3 Особенности национального этикета при деловых отношениях с иностранными партнерами.

4 Сущность комплимента. Роль, основные правила и особенность скрытых комплиментов.

5 Подарки как средство делового общения. Основные правила и национальные особенности.

 

 

Список рекомендуемой литературы

 

 

Основная литература:

 

— Егоршин А.П., Распанов В.П., Шашкова Н.В.. Этика деловых отношений., НИМБ-2008г., 402стр.

— Лучко М.Л., Этика бизнес-фактор успеха., Эксмо, 2006г., 320стр..

— Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К., Этика бизнеса, ТК Велби, 2007г., 352стр.

 

Дополнительная литература

— Линн Бреннен. Библия делового этикета

— Пиз А., Пиз Б., Новый язык телодвижений. Расширенная версия, Эксмо, 2006г., 416стр.

— Кузнецов И.Н., Деловая переписка, Дашков и Ко, 2007г., 404стр.

— Шейнов В.П., Искусство убеждать. Технологии скрытого управления людьми, Харвест, 2007г., 464стр.