Использование инновационных технологий на уроках «Человек и мир»

Министерство образования Республики Беларусь

Волковысский колледж учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Использование инновационных технологий на уроках «Человек и мир»

Учащаяся группы 4 «А»

О.В. Мармыш

Руководитель В.Г.Болюх

Волковыск, 2009

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК И МИР»

1.1 Виды инновационных технологий на уроках «Человек и мир»

1.2 Характеристика игровой технологии

1.3 Особенности использования информационной технологии

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

2.1 Эффективность применения инновационных технологий

2.2 Анализ результатов исследования возможностей применения инновационных технологий на уроках «Человек и мир»

2.3 Выводы и педагогические рекомендации по применению инновационных технологий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Современные проблемы образования не вышли за пределы тематики, волновавшие ума людей в давно ушедшие от нас времена. Человечество по-прежнему интересуется вопросами назначения системы образования в обществе, целями и задачами по его практической реализации, содержанием, формами, методами и моделями учебно-воспитательной деятельности. Но всё же мир в окружающей действительности меняется с каждым днём.

Изменения в обществе, экономике, политике и культуре на рубеже столетий столь велики, что консерватизм школьной практики часто оказывается тормозом социального развития, он ограничивает возможности выпускников школ в самореализации, успешной деятельности в быстроменяющемся и полипроблемном мире [7, с.3].

Изменения в повседневной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости введения новых технологий в систему образования.

Особенностью начальной школы является отсутствие «единого старта»: дети 6-7 лет приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению и разным по своему содержанию и качественным характеристикам жизненным опытом, на который учитель опирается и учитывает его при организации учебно-воспитательного процесса. Поэтому применять инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы особо важно. Ведь именно в начальной школе закладывается основа для дальнейшего успешного обучения и воспитания, а современные технологии ориентированы, прежде всего, на воспитание всесторонне развитой личности [18, с.8].

5 стр., 2081 слов

Творческие проекты на уроках технологии в начальных классах

... Предполагается презентация этих результатов... Заключение Предмет «Технология» в начальных классах ставит целью сформировать у ребенка умение ... числе и уроков технологии. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно - ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности ... из-за быстрой смены технологий за время трудовой деятельности человек нередко бывает вынужден менять ...

Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему образования, которая обеспечила бы образовательные требования каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, ведь «образование — индустрия, направленная на будущее,» — писал С.П.Капица [16, с.14]. А это, по мнению автора курсовой работы, возможно только при использовании таких технологий, которые соответствуют требованиям современного общества и интересам учеников.

Автор курсовой работы считает, что уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении.

Возможности классно-урочной системы до конца не исчерпаны, и для достижения реального результата в начальной школе необходимо использовать как можно больше материала, соответствующего интересам самих учащихся, что активизирует их познавательную деятельность.

Данная проблема освещалась в работах таких учёных, как Ю.К.Бабанский, П.И.Пидкасистый, С.Ф.Поляков, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин, И.С.Яхимовская, Н.И.Запрудский и др [5,7,16].

К этой теме также обращаются и современные учёные: Агеевец А.М., Еленский Н.Г., Литовчик Н.Н., Самерсова Н.В., Селевко Г.К., Сорока О.Г., Третьякова А.А. и др [1,4,10,14,17,18].

Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени её адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения [7, с.27].

Исходя из актуальности данной проблемы были определены предмет, объект, цель и задачи исследования, а также выдвинута гипотеза.

Цель исследования: изучение теоритических и методических основ инновационных технологий учебно-воспитательном процессе начальной школы и их использовании на уроках «Человек и мир»

Задачи исследования:

· Осуществить анализ литературы по исследуемой проблеме;

· Разработать планы-конспекты уроков с использованием инновационных технологий;

· Выявит эффективность использования инновационных технологий в процессе преподавания предмета «Человек и мир»;

· Провести диагностические методики с целью исследования результативности использования инновационных технологий.

Объект исследования: процесс обучения в начальных классах школы.

Предмет исследования: использование инновационных технологий в условиях преподавания предмета «Человек и мир».

Гипотеза исследования: использование инновационных технологий в процессе обучения на уроках «Человек и мир» способствует более глубокому, сознательному усвоению учебного материала, стимулирует положительную учебную мотивацию младших школьников.

12 стр., 5563 слов

Инновационные технологии социальной защиты пожилых людей

... социальной защиты пожилых людей. 3. Ознакомиться с правовой системой социальной защиты пожилых людей 4. Ознакомиться с инновационными технологиями социальной защиты пожилых людей, таких как внедрение ... предоставлении государственной пенсии по старости и т.п. Актуальность исследования социальной работы с пожилыми людьми обусловлена следующими обстоятельствами: - Возрастанием в современных условиях ...

Методы исследования: наблюдение, контент-анализ, анализ школьной документации, беседа, анкета, ранжирование, метод незаконченного предложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК И МИР»

1.1 Виды инновационных технологий на уроках «Человек и мир»

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической инновационной технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют больше разночтения.

ь Технология — это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь)

ь Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методические инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

ь Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

ь Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

ь Технология — искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.П.Шепель) и т.д.

В нашем понимании технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений всех различных источников [16, с. 14].

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов классификаций инновационных технологий учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель в педагогический процесс что-то своё, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщённых групп.

В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий — В.Г.Гульчевской, В.Т.Фоменко, Т.И.Шамовой и Т.М.Давыденко. В наиболее обобщённом виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К.Селевко [приложение 1].

В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только какой-либо один-единственный фактор, метод, принцип — технология всегда комплексна. Однако благодаря своему акценту на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает своё назначение [7, с.28].

Из всех технологий можно выделить монотехнологии и комбинированные (комплексные).

В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строиться на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, концепции (по уровню применения, по философской основе и др.), в комплексных — комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими (по направлению модернизации существующей традиционной схемы).

15 стр., 7073 слов

Манипулятивные технологии в переговорном процессе

... работы заключаются в анализе различных понятий, непосредственно связанных с манипулятивными технологиями и переговорами, рассмотрении различных техник манипулирования и тактик делового общения, ... необходимые документы предоставляются незадолго до начала обсуждения, это физически затрудняет процесс предварительного ознакомления с материалами. Выборочная лояльность в соблюдении регламента. При ...

Обычно комбинированную технологию называют по той идее, которая характеризует основную модернизацию, вносит наибольший вклад в достижение цели обучения [7, с.34].

Что касается интегрированного курса «Человек и мир», то на его уроках может, даже должно осуществляться применение различных технологий в зависимости от особенностей данного класса, отдельных учеников, целей, поставленных учителем. Поскольку предмет «Человек и мир» изучается только в начальных классах, то немаловажным при выборе определенных технологий является учёт возрастных особенностей учеников.

Тем не менее, в начальных классах на уроках «Человек и мир» наиболее популярны игровая, модульная, проблемная, коллективная технологии, критическое мышление, в последнее время — информационная технология, п.ч. именно они чаще встречаются в литературе и соответствуют содержанию и целям данного курса.

Таким образом, от выбранной педагогической технологии и степени её адекватности ситуации и контингента учащихся во многом зависит качество обучения

1.2 Характеристика игровой технологии

Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным — вот задача первоначального обучения. К.Д. Ушинский.

Издавна начальная школа была важным звеном в образовании и воспитании молодого поколения. Ребенок младшего школьного возраста податлив на воспитывающее воздействие извне. Психологами (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Г.И. Щукина и др.) установлено, что для младшего школьника характерно стремление к деятельности, к контактам с людьми, что позволило сделать вывод, что важнейшими развивающими способами являются деятельность и общение. Однако сложившаяся в XX веке авторитарная школа тормозила эти факторы, она просто не допускала их к ребенку. Ученик был объектом научения. Преобладающая его деятельность была деятельность по образцу (делай как я, думай как я, говори как я).

Самостоятельность ребенка, его творческий потенциал были подавлены. К настоящему времени такой подход уходит из школы. Поэтому очень важно именно сейчас дать учителю в руки «инструмент», с помощью которого он вернет ребенку в учении его природную потребность к самостоятельной деятельности и общению.

В дошкольном детстве основным видом деятельности детей была игра, которая предоставляла им большие возможности для общения. С приходом в школу меняется их деятельность: ведущей становится учебная. Однако не должно быть резкой границы в деятельности ребенка при переходе в школу. Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Поэтому и на этапе школьного обучения игра должна занимать определенное место.

В.А. Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ним дверью класса. Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Одним из средств сохранения этой радости является игра, которая не перестает влиять на развитие ребенка и в учебном процессе школы.

Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

8 стр., 3926 слов

Особенности развития предметной деятельности детей с речевыми нарушениями

... работы является: рассмотреть особенности развития предметной деятельности детей с речевыми нарушениями. 1. Развитие предметной деятельности у детей Предметная деятельность - деятельность, направленная на овладение социально выработанными ... он должен научиться взаимодействовать с другими людьми-детьми и взрослыми - в игре. В сюжетно-ролевой игре ребенок копирует способы обращения людей с предметами ...

В современной педагогической литературе можно найти интересный материал по поводу различных инновационных технологий, об их месте в педагогическом процессе, о роли и значении в нем. Среди большого числа новых методик встречаются такие, как игровые.

Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования [4,с.10].

По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [2,с.8].

В структуру игры как процесса входят:

а. Роли, взятые на себя играющими;

б. Игровые действия как средство реализации этих ролей;

в. Игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г. Реальные отношения между играющими;

д. Сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она перерасти в общение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр [16, с.52].

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр [приложение 2].

В первую очередь следует выделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а. Обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б. Познавательные, воспитательные и развивающие;

в. Репродуктивные, продуктивные и творческие;

г. Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения [16, с.54].

Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими вилами деятельности (младший школьный возраст — учебная деятельность, средний — общественно полезная, старший школьный возраст — учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать её в процесс [16, с.55].

5 стр., 2140 слов

процесс адаптации ребенка к обучению в школе средствами игровой деятельности.

... подготовки ребенка к условиям обучения в школе важным средством является игровая деятельность, так как именно в игре происходит развитие многих психических функций. Проблемой игровых форм работы с младшими школьниками ...

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в её игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр — по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют правила имитирующей реальности).

Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой, так и учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, её соотношение с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и содержание игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия [7, с.83].

Игровая технология строиться как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно игры, и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определённым признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции на слово, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы.

В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» Репкина В.В.), встроенных в основное содержание обучения.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению различных предметов. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять [14,с.40].

15 стр., 7481 слов

Психолого-педагогические особенности использования информационных ...

... подходы к разработке и использованию информационных технологий обучения Профессионализация, как процесс овладения обучаемыми специальностью ... традиционных и нетрадиционных (инновационных) форм, методов и средств обучения, четкой постановки дидактических задач ... выполнять служебные обязанности); обеспечение стабильности в работе (гарантированное, своевременное и качественное выполнение служебных ...

Таким образом, применение игровых технологий в процессе обучения обосновано психофизиологическими особенностями ребенка 6-10 лет и доказано в психологических и дидактических исследованиях.

1.3 Особенности использования информационной технологии

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции, субъектности учащегося в учебном процессе. Ее решение особенно актуально для начального обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л. С. Выготского, П. Я.. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, В. В. Рубцова, Д.. Б. Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7—10 лет.

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм общения, методов обучения.

Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. «Завтра» наших детей — это информационное общество. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо [7,с.59].

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперёд, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации её к информационному веку. Детей необходимо научить обрабатывать информацию, решать практические задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, происходящих в обществе.

Как известно, именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игровой практики. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается плавная смена деятельностей, делая при этом обучение не формализованным и интересным. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи [16,с.140].

Возможные направления педагогического использования компьютеров в начальной школе многообразны. Вот лишь некоторые из них:

1. Визуализация знаний. Поскольку у учеников начальной школы преобладает наглядно-образное мышление, то появляется необходимость подтверждения знаний наглядностями. Компьютер даёт такую возможность.

2. Использование средств новых информационных технологий для усиления мотивации учения благодаря новизне работы с компьютером. Компьютер помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения.

3. Развитие индивидуальных особенностей. Индивидуальная работа ребёнка за компьютером создаёт условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.

8 стр., 3698 слов

Информационно-коммуникационные технологии обучения

... технологий обучения: - компьютерное программное обучение - обеспечивает реализацию механизма с помощью соответствующих компьютерных программ; - изучение с помощью компьютера - самостоятельная работа ... в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений ... коммуникационные технологии в образовании. Предметом - процесс использования информационно - коммуникационных технологий в ...

4. Расширение возможностей получаемой учебной информации. Информационные технологии позволяют не только воссоздавать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. В результате осуществляется познавательное развитие ребёнка.

5. Возможность проследить процесс развития объекта, построение чертежа, последовательность выполнения операций (компьютерные демонстрации).

6. Моделирование объектов, процессов и явлений.

7. Доступ к большому объему информации, представленному в занимательной форме, благодаря использованию средств мультимедиа.

8. Осуществление самоконтроля.

9. Осуществление тренировки и самоподготовки.

10. Формирование культуры учебной деятельности.

11. Формирование информационной культуры.

12. Высвобождение учебного времени [17,с.7].

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео-) [7,с.339].

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология — это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и её движение (преобразование).

На наш взгляд, более удачным термином для технологии обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология [7,с.340].

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, ещё неисследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерную технологию называют интерактивной, она обладает способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность данной технологии.

И в первом и во втором вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и других технологий[7,с.344].

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.

Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания (компьютерной технологии).

В структуру содержания компьютерной технологии входят:

ь знание основных понятий информатики и вычислительной техники;

ь знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;

ь знание современных операционных систем и владение их основными командами;

ь знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton, Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями;

ь владение хотя бы одним текстовым редактором;

ь первоначальное представление об алгоритмах, языках и пакетах программирования;

ь первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения [7,с.345].

4 стр., 1870 слов

проблемы использования игровых технологий в обучении младших школьников

... работы с младшими школьниками средством игровые технологии в процессе обучения. 1. Теоретический аспект проблемы использования игровых технологий в обучении младших школьников. 1.1 Понятие «игровые технологии» и «использование игровых технологий» ... и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и ...

Неотъемлемой частью компьютерной технологии является использование мультимедиа.

Слово «мультимедиа» стало популярным с 90-х годов 20-го столетия.

Multimedia — (Англ.) многокомпонентная среда, позволяющая использовать текст, графику, видео и мультипликацию.

«Мультимедиа» означает возможность работы с информацией в различных видах, а не только в цифровом виде, как у обычных компьютеров. Мультимедиа-компьютеры позволяют воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.).

Видеоэффекты могут быть представлены показом сменных компьютерных слайдов, мультфильмов, видеоклипов, перемещением изображений и текстов, изменением цвета и масштаба изображения, его мерцанием и постепенным исчезновением и др. [4,с.10]..

В мультимедийных программах используется определенный способ передачи информации:

v Взаимодействие различных информационных блоков (текста, графики, видеофрагментов) посредством гиперссылок. Гиперссылки представлены в виде специально оформленного текста, или в виде определенного графического изображения. Одновременно на экране может располагаться несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут следования.

v Интерактивность, то есть диалоговым режимом работы пользователя с источником, при котором он может самостоятельно выбирать интересующую его информацию скорость и последовательность ее передачи.

В состав мультимедийного компьютера для обучения входит дополнительное оборудование: дисковод для компакт-дисков, головные телефоны, звуковые колонки. Для демонстраций в классе необходим специальный проектор и экран.

Широкое использование средств мультимедиа породило название уроков — «мультимедиа-урок». Для более удобного произношения название сократили, и сейчас наиболее часто употребляемое — медиаурок [4,с.11]..

Медиаурок может проводиться в компьютерном классе, или в классной комнате, оборудованной мультимедийным проектором. В любом случае следует помнить о санитарно-гигиенических нормах при непрерывной работе за компьютером. Для учащихся 1-х классов — 10 мин, 2-5-х классов — 15 мин, 6-7-х классов — 20 мин, 8-9-х классов — 25 мин, 10-11-х классов — 30 мин.

Для оптимальной организации учебной деятельности школьников в компьютерном классе предлагается работу за компьютером сочетать с работой за дополнительными учебными столами, которые есть в каждом компьютерном классе. Это позволит выполнить требуемые санитарные нормы, организовать динамичную учебную деятельность школьников. Известно, что смена видов деятельности снижает утомляемость, активизирует работу.

При использовании учителем компьютерной техники только для наглядной демонстрации учебной информации урок проводят в классе с одним комплектом аппаратных средств [4,с.14].

Работа учащихся в классе может быть организована:

ь фронтально — просмотр видео фрагментов, наблюдение за изменениями объектов,

ь индивидуально — выполнение практических работ, решение задач,

ь малыми группами — выполнение общего учебного проекта, постановка модельного эксперимента и др.

В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности за компьютером и без него: актуализация (повторение учебного материала, первичное усвоение материала) — за компьютером и (или) без компьютера; формирование знаний, умений, навыков (осознание и осмысление блока учебной информации, закрепление учебного материала) — за компьютером и (или) без компьютера; применение (применение учебного материала на практике, проверка уровня усвоения материала) — за компьютером и (или) без компьютера [4,с.16].

Несомненно, что для этой структуры урока возможны варианты и модификации. Выбор оптимальных организационных форм и методов остается за учителем.

Таким образом, информационные технологии способствуют формированию активной позиции, субъектности учащегося в учебном процессе.

Выводы по главе I:

1. От выбранной педагогической технологии и степени её адекватности ситуации и контингента учащихся во многом зависит качество обучения

2. Использование игровой технологии в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей.

3. Информационная технология способствует формированию активной позиции, субъектности учащегося в учебном процессе.

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

2.1 Эффективность применения инновационных технологий

Автор курсовой работы проходила преддипломную практику в Озёрковской общеобразовательной средней школе Мостовского района Гродненской области в 1 классе с 26.01.2009 по 22.03.2009 года. Уровень успеваемости в классе выше среднего, что оказало существенное влияние на результаты работы учителя по применению инновационных технологий.

Во время прохождения преддипломной практики главной целью автор курсовой работы считала:

Ш выявить эффективность использования инновационных технологий в процессе преподавания предмета «Человек и мир»;

Ш определить сущность и особенности использования информационной и игровой технологий на уроках «Человек и мир»;

Ш провести анализ методической работы по проблеме исследования

Ш определить влияние данных инновационных технологий на уровень познавательной активности школьников.

Перед тем, как применять информационные технологии на уроках в начальной школе, автор курсовой работы провела диагностическую методику (анкету) «Каким я представляю урок «Человек и мир»?» среди учеников, где им предлагалось ответить на вопрос: «Каким ты хочешь видеть урок «Человек и мир»?» [приложение 3]

Результаты представлены на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1. Диаграмма результатов анкеты.

Ребята хотят, чтобы проводились уроки, на которых используются игра, компьютер, но большинство из них всё же пожелали совмещения этих технологий.

Полученные результаты учитывались при составлении и проведении уроков курса «Человек и мир».

На практике автором курсовой работы были проведены уроки с учётом вышеперечисленных результатов: урок-путешествие «Зима в природе» [приложение 4], игра-экскурсия «Волшебный клад» по теме «Моя деревня» [приложение 5], урок-викторина «Правила дорожного движения», урок «Я и моя семья», «Забота человека о своём здоровье зимой».

Так же с учителем 1 класса — Пашкевич Татьяной Константиновной, предварительно была проведена беседа, целью которой было определить уровень владения ею инновационными технологиями [приложение 6].

При ответе на вопрос, какие инновационные технологии знакомы, выявилось, что учитель по данному вопросу информирован. Из перечисленных Татьяной Константиновной используются игровая, информационная и частично коллективная технологии. К недостаткам игровой технологии она отнесла то, что игра не всегда может настроить детей на рабочий лад на уроке, их внимание рассеивается на посторонние, совершенно ненужные вещи. При ответе на вопрос, чем важна модульная технология, учитель определил рейтинг факторов, определяющих значимость: развитие памяти, наблюдательности, самостоятельности мышления, развитие воображения, образного мышления, активизация познавательной деятельности. Отвечая на вопрос, касающийся эффективности использования информационной технологии Татьяна Константиновна назвала как положительный, так и отрицательный стороны данной технологии. Ответ на данный вопрос занесён в таблицу 4 [приложение 7].

Результаты данной беседы отображены на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2. Гистограмма уровня владения учителем инновационными технологиями.

И гистограммы видно, что Татьяна Константиновна имеет высший уровень владения такими инновационными технологиями, как игровая и информационная, что помогло в дальнейшем автору курсовой работы проведению уроков с использованием этих технологий.

На основании проведенной беседы был определён общий уровень владения инновационными технологиями: высокий. Это обусловлено тем, что учитель знает разнообразные подходы к классификации технологий, знакома с дополнительной литературой, имеет в собственной библиотеке большой перечень необходимой литературы, практикует применение данных технологий.

Таким образом, учитель, прежде чем начинать работу по той или иной технологии, должен в первую очередь ознакомиться с классификацией, характеристикой данной технологии. И только потом, учитывая возрастные особенности учеников, особенности класса, индивидуальные особенности каждого ребёнка, применять их на практике. Всё это поможет сделать процесс обучения более интересным и доступным.

2.2 Анализ результатов исследования возможностей применения инновационных технологий на уроках «Человек и мир»

Использование инновационных технологий в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей.

Для того чтобы убедиться в этом на практике, автором курсовой работы было организовано наблюдение «Влияние использования инновационных технологий на уровень учебно-познавательной деятельности учеников 1 класса».

Цель: установить взаимосвязь использования инновационных технологий и успеваемости младших школьников.

Задачи:

1. Выяснить особенности использования игровой и информационной технологий.

2. Выяснить уровень успеваемости детей младшего школьного возраста.

3. Сопоставить успеваемость и использование инновационных технологий в учебной деятельности.

4. Дать рекомендации по использованию инновационных технологий в 1 классе.

Предмет исследования: зависимость успеваемости от использования инновационных технологий в начальной школе.

Вопросы для наблюдения:

· Использует ли учитель инновационные технологии на уроках?

· Какие инновационные технологии наиболее эффективны в начальной школе, а именно на уроках «Человек и свет»?

· Какие методы и приёмы необходимы для их реализации?

· Развитию каких качеств способствует использование игровой и информационной технологий?

Результаты представлены в таблице 5 [приложение 8].

Пась Анна — уравновешенная, спокойная, трудолюбивая ученица, дисциплинированная. Ответственно выполняет порученное ей задание, полученную роль в игре. Достаточно коммуникабельная, дорожит мнением других. Уровень успеваемости высокий.

По обработке результатов наблюдения можно предположить, что использование на уроках информационных технологий повышает интерес и активность учеников, в частности Ани. На традиционном уроке она вела себя спокойно, принимала участие только тогда, когда ей задавался конкретный вопрос. При использовании игры она старалась выделиться среди остальных учеников, чтобы принять участие. На уроке с информационной технологией Аня также проявляла интерес к происходящему, старалась проявить себя. Что касается занятий с совмещением данных технологий, то можно отметить, что девочка стала не просто занимать активную позицию, но и организовывать на работу остальных учеников. Таким образом, использование на уроках «Человек и мир» игровой и информационной технологий способствует активизации познавательной деятельности учеников, развитию организаторских способностей, коммуникабельности, повышается интерес к изучаемому предмету, а также успеваемость.

Так же автором курсовой работы было проведено ранжирование с учащимися 1 класса с целью определения предпочитаемых уроков по предмету «Человек и мир», проводимых учителем в процессе обучения. Была выбрана методика «Лесенка». Учащимся предлагались темы уроков. Те, которые были более интересны необходимо расположить на верхних ступеньках, те, что менее интересны — на нижних. Всего 5 ступенек — 5 баллов. Нижняя ступенька — 1 балл, верхняя — 5 баллов [приложение 8].

Результаты представлены на рисунке 2.3.

педагогика психология инновационный урок

Рисунок 2.3. — Диаграмма результатов ранжирования

Таким образом, использование информационной и игровой технологий на уроках «Человек и мир», точнее их совмещение, целесообразно в начальной школе. Это подтверждается тем, что активность детей повышается, растёт интерес к изучаемому предмету, ученики получают удовлетворённость от урока, что является одним из показателей результативности образовательного процесса.

2.3 Выводы и педагогические рекомендации по применению инновационных технологий

В результате преддипломной практики и поставленных целей её прохождения, автор курсовой работы сделала следующие выводы: деятельность учителя направлена на разработку и использование таких форм, содержания, приёмов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности ученика в усвоении знаний, формировании умений и навыков.

Роль использования инновационных технологий на уроках при прохождении практики показала их сущность, цели:

ь Расширяет кругозор, познавательную деятельность;

ь Воспитывать самостоятельность, волю,

ь Воспитывать сотрудничество, коллективизм, общительность, коммуникабельность,

ь Развивать внимание, память, мышление, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, творческие способности, умение находить оптимальные решения, развивают мотивацию учебной деятельности.

Проведенная методическая работа по результатам исследований подтвердила, что использование инновационных технологий в начальной школе необходима.

При введении их в учебный процесс необходимо пользоваться рекомендациями при подготовке:

ь Учитывать особенности развития класса, уровень успеваемости, возрастные особенности, индивидуальные особенности учеников.

ь Перед тем, как проводить игру, необходимо доступно, последовательно объяснить правила игры (сначала объяснить игровое задание, а затем способ его использования).

ь При использовании игры на уроке обязательно подводить итоги, отметить лучших учеников.

ь При использовании информационной технологии необходимо учитывать особенности рассадки класса, количество учеников, размещение экрана, доски.

ь Следить за изменениями в сфере развития информационной технологии, появлением новых программ.

ь Создавать условия для воплощения творческих идей.

ь Исключить какое-либо давление на детей.

ь Уважать возможности отстающих.

ь Создавать условия, при которых слабые учащиеся тесно работают с сильными.

ь Оказывать помощь детям.

ь Использование данных технологий должны делать урок интересным, познавательным и воспитывать потребность к знанию.

Использование информационной и игровой технологии в учебном процессе содействует вовлечению учащихся в активную деятельность, быстрое и прочное усвоение знаний и умений, контроль и самоконтроль при анализе полученных результатов.

Из всего вышеперечисленного следует вывод: реализация инновационных технологий на уроках в начальной школе требует много времени и подготовки, т.к. они оказывают большое влияние на учебно-познавательную деятельность учеников. Поэтому учитель должен тщательно продумывать последовательность применения технологий, время, отведённое им на уроке.

Выводы по главе IІ:

1) учитель, прежде чем начинать работу по той или иной технологии, должен в первую очередь ознакомиться с классификацией, характеристикой данной технологии. И только потом, учитывая возрастные особенности учеников, особенности класса, индивидуальные особенности каждого ребёнка, применять их на практике. Всё это поможет сделать процесс обучения более интересным и доступным.

2) использование информационной и игровой технологий на уроках «Человек и мир», точнее их совмещение, целесообразно в начальной школе. Это подтверждается тем, что активность детей повышается, растёт интерес к изучаемому предмету, ученики получают удовлетворённость от урока, что является одним из показателей результативности образовательного процесса.

3) реализация инновационных технологий на уроках в начальной школе требует много времени и подготовки, т.к. они оказывают большое влияние на учебно-познавательную деятельность учеников. Поэтому учитель должен тщательно продумывать последовательность применения технологий, время, отведённое им на уроке.

Заключение

Автор курсовой работы ознакомилась с методикой применения на практике таких инновационных технологий, как информационная и игровая, при ознакомлении с методической литературой и практической частью в ходе прохождения преддипломной практики в Озёрковской средней школе в 1 классе. После чего пришла к такому выводу, что от выбранной педагогической технологии и степени её адекватности ситуации и контингента учащихся во многом зависит качество обучения

Использование игровой технологии в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей.

Информационная технология способствует формированию активной позиции, субъектности учащегося в учебном процессе.

В ходе теоретической части требовалось выявить цель и задачи использования инновационных технологий на уроках «Человек и мир». В результате можно сделать выводы по этим вопросам.

1. Для того, чтобы поддерживать в течении урока внимание детей, необходима организация активной и познавательной мыслительной деятельности. А использование инновационных технологий способствует этому и возбуждает положительную мотивацию на уроке.

2. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений происходит благодаря инновационным технологиям.

3. Инновационные технологии выступают как средство побуждения стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Поставленные цели и задачи реализованы. В ходе практической деятельности автором курсовой работы были проведены разнообразные диагностические методики. Анализ показал, что инновационные технологии используются учителями в учебном процессе для активизации познавательной деятельности учеников на уроке, а также для более разнообразного проведения уроков, чтобы заинтересовать детей и помочь раскрыть себя, свои возможности.

Автор курсовой работы считает, что выдвинутая гипотеза подтверждена. Использование инновационных технологий в процессе обучения на уроках «Человек и мир» способствует более глубокому, сознательному усвоению учебного материала, стимулирует положительную учебную мотивацию младших школьников.

Потенциал инновационных технологий велик. Но это серьезная работа. И чем чаще все мы, работающие с детьми, будем задавать себе вопрос: а зачем мы сейчас выбрали ту или иную технологию, — тем профессиональнее будет наша деятельность. Именно поэтому, проблемой дальнейшего исследования будут инновационные технологии, но ими станут проблемно-поисковая и творческая технология.

Таким образом, написание данной курсовой работы дало очень много нового автору. Она научилась анализировать литературу по исследуемой проблеме, проводить различные диагностические методики. Самое главное, что необязательно использовать инновационные технологии на протяжении всего урока, а нужно, что на каждом уроке присутствовали хотя бы элементы, составные части той или иной технологии.

В заключение можно утверждать, что применение инновационных технологий на практике на уроках «Человек и мир» позволяет говорить о формировании у учащихся познавательной мотивации. Их использование помогает эффективно организовать учебную деятельность, а значит. Вместе повысить степень процесса обучения.

Список используемой литературы

1. Агеевец, А.М. Информационные технологии при проведении краеведческих занятий. /А.М.Агеевец//Народная асвета. — 2006. — №5. — с.39-43.

2. Анищенко, И.А. Игра дошкольника: Научно-методическое пособие. — Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. — 96с.

3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991. — 160с.

4. Еленский, Н.Г. Инновационная педагогическая деятельность. /Н.Г.Еленский//Пачатковая школа. — 2007. — №7. — с.10-17.

5. Кашлев, С.С. Интерактивные методы развития экологической культуры: пособие для педагогов /С.С.Кашлев. — Мн.: Зорны верасень. 2007. — 148с.

6. Ковальчук, В.В. Технология кооперативного обучения и её реализация на уроках по курсу «Человек и мир» /В.В.Ковальчук//Пачатковая школа. — 2007. — №3. — с.21-25.

7. Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. (Серия «Школа развивающего обучения»).

— Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 448с.

8. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе /Часть 1: математика, природоведение/ Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. — Ростов-н/Д: Учитель, 2002. — 152с.

9. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. — Ростов-н/Д: Учитель, 2001. — 160с.

10. Литовчик, Н.Н. Групповая работа на уроке. /Н.Н.Литовчик//Пачатковая школа. -2008. — №6. — с.45

11. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. — Мн.: «Асар» — 1996. — 128с.

12. Обухова, Л.А., Лемяскина, Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. — М.: ВАКО, 2004. — 240с.

13. Родченко, Л.И. Окружающий мир 1-4 кассы: Нестандартные уроки / авт.-сост. Л.И.Рудченко. — Волгоград: Учитель. 2008. — 143с.

14. Самерсова, Н.В. Игровой метод в экологическом образовании. /Н.В.Самерсова//Народная асвета. — 2006. — №2. — с.39-44.

15. Сежд, Н.В. Игры и упражнения в обучении шестилеток: Пособие для учителя. — Мн.: Нар. асвета, 1985. — 136с.

16. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 225с.

17. Сорока, О.Г. Информационные технологии в деятельности учителя /О.Г.Сорока.//Пачатковая школа. — 2008. — №2 — с.7-9.

18. Третьякова, А.А. Работа в инновационном режиме. /А.А.Третьякова// Пачатковая школа. — 2007. — №7. — с.8-9.

Размещено на