Использование игровых приемов в обучении детей дошкольного возраста счету

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Использование игровых приемов в обучении детей дошкольного возраста счету

Выполнила:

студентка 2 курса, 155 группы

(ФИО, № группы)

МЕЖДУРЕЧЕНСК 2016

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические аспекты обучения дошкольников счету в детском саду……………………………………………………………………………………… 3

1.1. Формирование счетной деятельности у детей дошкольного возраста

как основная задача математического развития…………………………………

1.2. Методика обучения счету детей средней группы детского сада……………….

1.3. Использования дидактических игр игровых упражнений в обучении детей

счету………………………………………………………………………………..

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей

среднего дошкольного возраста навыков счета……………………………………

2.1. Разработка и проведение эксперимента по обучению детей счету…….

2.2. Выявление результативности опытно-экспериментальной работы по обучению средних дошкольников счету…………………………………………………………12

2.3. Рекомендации к методике обучения дошкольников счету с использованием игровых приемов………………………………………………………………………13

Заключение……………………………………………………………………………..18

Список литературы……………………………………………………………………..21

Приложения……………………………………………………………………………..23

Введение

Актуальность исследования: для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в младших классах средней школы.

Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагоги еще в прошлых столетиях. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, они обязательно заботились об их использовании в жизни. Например, К.Д.Ушинский писал: «При первоначальном обучении счету…также не должно спешить и идти дальше не иначе, как овладев прежним, а овладев чем-нибудь, никогда не оставлять его без постоянного приложения к делу». При этом он подчеркивал, что применять изученное лучше всего в новых условиях, противоположных тем, в которых ребенок его получал. Мысли выдающегося русского педагога не утратили своего значения и в настоящее время: они учитываются при разработке методов обучения детей элементам математики[8]

10 стр., 4773 слов

Специальность:100701 «Коммерция » ( в торговле ) Форма обучения: очная Группа, студент : К-341, Янков Александр Дмитриевич, Руководитель: Литвинцева Ольга

Частное учреждение профессионального образования Тольяттинский экономико-технологический колледж     КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: «Оценка эффективности рекламной кампании»   Специальность:100701 «Коммерция » ( в торговле ) Форма обучения: очная Группа, студент : К-341, Янков Александр Дмитриевич, Руководитель: Литвинцева Ольга Геннадьевна Курсовая работа Защищена с оценкой« ______ » « ...

Многие видные психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, А.Н. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета[15]..

Обучение математике не должно быть обязательно скучным занятием для ребенка, к тому же существует просто огромное количество математических игр и игр-обучалок для малышей. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаивают. Поэтому основная задача педагогов и родителей сделать так, чтобы малышу было интересно заниматься счетом. Тогда маленькие непоседы и сами не заметят, как научатся считать[9]..

И так, в современной концепции дошкольного воспитания, в качестве ключевой позиции обновления воспитания и обучения в детском саду, выделяется гуманнизация целей и принципов образовательной работы с детьми и, в связи с этим, обучение дошкольников рассматривается в контексте игровой деятельности. Именно игра, делает процесс познания интересным и занимательным, а значит, и успешным.

Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр и игровых упражнений. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

12 стр., 5799 слов

Педагогические проблемы подготовки детей к школе в дошкольном учреждении

... ребенок школа ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ .1 Исследование готовности детей к обучению ... систематическую рабу с детьми по четырем направлениям: подготовка к обучению грамоте; математическая подготовка; подготовка к ... которых и является формирование у детей предпосылок к обучению письму и счету. Овладение грамотой - это ...

Следовательно, одна из наиболее важных задач воспитателя и родителей — развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

В разное время вопросами формирования математических понятий, проблемами обучения математике в детском саду занимались: Е.Н. Водовозова, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, АН. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, А.В. Запорожец, Л.А.Венгер, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, А.А. Смоленцева, Е.А. Флерина, Е Э. Пилюгина, В.С.Мухина, З.М. Истомина, Н.Н. Поддъяков, Р.С. Буре, ТС. Комарова, Я.А. Коменский, И.Г Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.И. Водовозов, Ф. Фребель, М. Монтессори[19,23].

Неоценимый вклад в теорию и методику предматематической подготовки дошкольников внесли Е.И.Тихеева, Л.В.Глаголева, Ф.Н.Блехер, A.M.Леушина, А.П.Усова, М.Ф.Чекмарев, Е.И.Удальцова, А.А.Столяр, Л.С.Метлина, Т.В.Тарунтаева, Ф.А.Михайлова и многие другие педагоги, методисты и исследователи[8].

Актуальность исследования: ФГОС ДО ставит задачи по формированию элементарных математических представлений у дошкольников: интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными

отношениями предметов и явлений окружающего мира.

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, занятия с воспитанниками могут проводиться в различных формах:

• организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия,

игровая экспедиция, интеллектуальный марафон, викторина; КВН);

• демонстрационные опыты;

• сенсорные праздники на основе народного календаря;

• театрализация с математическим содержанием;

• обучение в повседневных бытовых ситуациях;

• беседы;

• самостоятельная деятельность в развивающей среде

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра.

3 стр., 1381 слов

Особенности формирования математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Содержание. Введение 3 Глава 1. Литературный обзор по проблеме формирования математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. 5 1.1. Роль математических знаний в жизни человека. 5 1.2. Трудности формирования математических знаний у детей в норме и при патологии. 22 Глава 2. Состояние математических знаний учащихся младших классов школы восьмого вида. 31 2.1.Цель, ...

Именно, игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в обучении детей счету. Такой игрой является дидактическая игра. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Однако многие педагоги до сих пор используют традиционную форму организации занятий с дошкольниками, близкую к уроку в школе.

Цель исследования: исследовать методы и приемы обучения счету детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс обучения счету детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия обучения средних дошкольников счету через дидактические игры и упражнения.

Поставленная цель реализуется решением следующих исследовательских задач:

— Изучить проблему развития элементарных математических представлений в психолого-педагогической и методической литературе;

— Выявить основные задачи обучения счету детей средней группе;

— Определить формы и методы обучения счету детей среднего дошкольного возраста;

— Разработать и провести опытно-экспериментальную работу по выявлению уровня развития математических знаний и умений, эффективных методов и приемов обучения навыкам счета детей среднего дошкольного возраста;

Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы, эксперимент, педагогическое обобщение.

Гипотеза: обучение счету детей средней группы будет эффективнее, если создать предметно-пространственную среду, способствующую усвоению математических понятий и использовать в обучении детей дидактические игры математического содержания.

Курсовая работа состоит из: введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава I. Теоретические аспекты обучения счету детей дошкольного возраста

1.1.Формирование счетной деятельности у детей дошкольного возраста как основная задача математического развития

На раннем развитии общества, устное народное творчество: различные считалки, поговорки, пословицы, считалки, шутки приобщали детей к счету, формировали понятие числа. Мысль об обучении детей счету в процессе упражнений, была высказана Иваном Федоровым, в созданной им первой печатной книге в России — «Букваре», выпущенной в 1574 году[8].

22 стр., 10643 слов

Формирование счетной деятельности у детей дошкольного возраста

... Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1974.-368 с. .Леушина А.М. Занятия по счету в ... детей дошкольного возраста Глава 2. Методические основы обучения счетной деятельности детей дошкольного возраста .1 Усвоение счетной деятельности детей младшего дошкольного возраста .2 Усвоение счетной деятельности детей старшего дошкольного возраста ...

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Она наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно эта гуманитарная составляющая, безусловно, важная для личностного развития

каждого человека, и является главной задачей предмета математики. Математические знания в нем являются не самоцелью, а средством формирования саморазвивающейся личности[13].

Математическое развитие — значимый компонент формирования «картины мира» ребенка. Одна из важных задач воспитателей и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу[19]

Особую остроту этой проблемы подчеркивал Л.С. Выготский, характеризуя возникающий в дошкольном возрасте тип обучения как промежуточный между спонтанным, свойственным ребенку раннего возраста, и реактивным, присущим школьному возрасту[19]. Ребенок в дошкольном возрасте уже может обучаться по программе, задаваемой взрослым, однако лишь в силу того, как программа взрослых становится его собственной программой, сливается с естественным ходом развития ребенка. Этот тип обучения Л.С.Выготский называл спонтанно-реактивным. [19].

И если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. Характер этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществимо в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет более значимой.

4 стр., 1905 слов

Адаптация ребенка в детском саду

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Белоярский многопрофильный техникум» Контрольная работа Дисциплина: Медико-биологические и социальные основы здоровья Тема: Особенности адаптации детского организма к условиям образовательного учреждения Курс: 1- ...

По словам Л.С. Выготского, научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжений всей активности его собственной мысли [19]. При этом математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, в его ориентации на воспитание и развитие детской личности. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Знания необходимы ребенку не ради знания, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание…

Заключение

В раннем детстве происходит первое элементарное познание количества, являющееся необходимой ступенькой познания действительности. С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, явлений, воспринимает разнообразные количества не только предметов, но и звуков, движений. У малыша формируются хаотические, неупорядоченные представления о количестве. Взрослые помогают систематизировать эти впечатления, учат детей различным действиям с отдельными предметами и с группами предметов, обогащают их речь специфическими словами, относящимися к нечисловой характеристике количеств и количественных отношений, учитывая особенности восприятия совокупностей.

При правильном обучении детей подводят к пониманию сущности итогового числа. Они начинают отличать итог счета от процесса счета и постепенно усваивают, что одним и тем же числом именуются равночисленные группы, а там, где совокупности неравные, называются разные числа.

Четырехлетние дети овладевают счетом в пределах пяти, а более старшие — десяти. В основном дети к шести годам овладевают счетом до десяти, усваивают значение итогового числа, но у них сохраняется особенность допускать ошибки при определении количества, когда наглядные признаки (например, изменение расположения на столе, размеров предмета) препятствуют его правильному определению.

Вот почему, очень важно, начинать подготовительную работу уже в младшем возрасте. Детей следует упражнять в сравнении групп предметов разной формы, цвета, размеров, по-разному расположенных.

В процессе развития счетной деятельности у детей постепенно формируется способность абстрактно понимать числа, происходит подготовка к вычислительной деятельности. В дальнейшем дошкольников знакомят с арифметическими действиями сложения и вычитания.

11 стр., 5032 слов

Программа обучения и воспитания детей в детском саду №55 «Родничок» г. Усть-Кут

Усть-Кутский филиал негосударственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Иркутского гуманитарно-технического колледжа ОТЧЕТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ Выполнила студентка 3-го курса Специальности: «Дошкольное образование» Капранчук М.В Усть-Кут 2015 год Содержание Дневник практики Организационная структура ДОУ Цели ДОУ на среднесрочный период Описание содержания ...

Умственное воспитание ребенка связано с его чувственным опытом, с развитием сенсорных процессов ощущения, восприятия, представления. Чтобы восприятие было более полным, в нем должно участвовать одновременно несколько анализаторов, т. е. ребенок должен не только видеть и слышать, но и действовать с предметами: ощупывать, производить различные движения. При формировании представлений о количестве особое значение следует придавать самостоятельным действиям ребенка, главное внимание обращать на развитие его сенсорики через организацию определенных предметных действий. Необходимо учить детей действовать с предметами: переставлять их влево, вправо, собирать вместе, отбирать по размеру, цвету, форме. Эти действия способствуют накоплению сенсорного опыта о количествах различных предметов.

Организуя обучение детей, следует приучать дошкольников наблюдать за действиями взрослых с предметами, слушать, как словами характеризуются эти действия; учить их действовать и сопровождать действия словами; побуждать детей повторять за взрослыми сказанное о свойствах, качествах предметов.

Список использованной литературы

1. Аванесов, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду // Умственное воспитание дошкольника /под ред. Н.Н. Подьякова. –М.: 2000. -263с.

2. Белошистая А.В. Почему ребенку трудно математика уже в начальной школе? Начальная школа – 2004 — №4 – с.49-58.

3. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. — М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с.

4. Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение,1985.-175с.

5. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д,, Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду: Практические, семинарские и лабораторные занятия; Для студентов средних педагогических заведений. — М.: Прсвещение, 1998 — 160 с.

6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М.Конюхова и др./Под редакцией С.Л.Новоселовой – М.: Просвещение, 1985 – 144с.

7. С.Ф. Егорова.История зарубежной педагогики. М., 2000

8. С.Ф. Лыков, С.В. Волобуева. Введение в историю дошкольной педагогики. М.,2001

9. Леушина Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1974.-368 с

10. Метлина Л.С. Математика в детском саду. — М.: Просвещение, 1984.

11. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.– Л., 1988.

12. Мусейибова Т.А., Корнеева Г.А Методика формирования элементарных математических представлений у детей. — М.: Владос, 1989.

13. И.А.Помораева, В.А.Позина. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа. Издательство Мозаика-Синтез, Москва 2015

14. Сай М. К.,Удальцова Е.И. Математика в детском саду. Мн., Нар. асвета, 1990.-96с.

15. Сербина Е. В.Математика для малышей. М., Просвещение, 1992.- 80 с.

16. Смоленцева А.А.Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием – М.:Просвещение, 1993 – 95 с.

17. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду – М.:Просвещение, 1982 – 96с.

18. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. — М.: Просвещение, 1980 — 274 с.

19. Тренинг по психотерапии / Под редакцией Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой – Спб: Речь, 2006 – 176 с.

20. Усова А.П.Обучение в детском саду – М.:Просвещение, 2003-98 с.

21. Щербакова Е.И.Методика обучения математике в детском саду – М: Академия, 200 – 272 с.

22. Фидлер М. Математика уже в детском саду. — М.: Просвещение, 1981 — 159 с.

23. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. Столяра А.А. — М.: Просвещение, 1988. — 330 с.

24. Чернова В.И., Тарасов М.А., Надтока М.В. Формирование элементарных математических представлений у детей с речевыми нарушениями/ под общей редакцией В.И. Черновой: Методическое пособие. — Хабаровск, 2003. — 155 с.

25. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Уч. пособие. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2005.-392 с.