Использование игровых приемов в обучении детей дошкольного возраста счету

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Использование игровых приемов в обучении детей дошкольного возраста счету

Выполнила:

студентка 2 курса, 155 группы

(ФИО, № группы)

МЕЖДУРЕЧЕНСК 2016

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические аспекты обучения дошкольников счету в детском саду……………………………………………………………………………………… 3

1.1. Формирование счетной деятельности у детей дошкольного возраста

как основная задача математического развития…………………………………

1.2. Методика обучения счету детей средней группы детского сада……………….

1.3. Использования дидактических игр игровых упражнений в обучении детей

счету………………………………………………………………………………..

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей

среднего дошкольного возраста навыков счета……………………………………

2.1. Разработка и проведение эксперимента по обучению детей счету…….

2.2. Выявление результативности опытно-экспериментальной работы по обучению средних дошкольников счету…………………………………………………………12

2.3. Рекомендации к методике обучения дошкольников счету с использованием игровых приемов………………………………………………………………………13

Заключение……………………………………………………………………………..18

Список литературы……………………………………………………………………..21

Приложения……………………………………………………………………………..23

Введение

Актуальность исследования: для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в младших классах средней школы.

Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагоги еще в прошлых столетиях. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, они обязательно заботились об их использовании в жизни. Например, К.Д.Ушинский писал: «При первоначальном обучении счету…также не должно спешить и идти дальше не иначе, как овладев прежним, а овладев чем-нибудь, никогда не оставлять его без постоянного приложения к делу». При этом он подчеркивал, что применять изученное лучше всего в новых условиях, противоположных тем, в которых ребенок его получал. Мысли выдающегося русского педагога не утратили своего значения и в настоящее время: они учитываются при разработке методов обучения детей элементам математики[8]

7 стр., 3426 слов

Психология развития. Младенческий возраст

... среды и наследственности используется близнецовый метод, основанный на сравнении развития детей, начиная с младенческого возраста, с идентичной и различной наследственностью, живущих в одинаковых и ... них. ? 1.3. Характеристика социальной ситуации развития и особенностей общения со взрослыми в младенческом возрасте. Взрослый организует жизнь ребенка, вызывает и поддерживает его активность, наполняет ...

Многие видные психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, А.Н. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета[15]..

Обучение математике не должно быть обязательно скучным занятием для ребенка, к тому же существует просто огромное количество математических игр и игр-обучалок для малышей. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаивают. Поэтому основная задача педагогов и родителей сделать так, чтобы малышу было интересно заниматься счетом. Тогда маленькие непоседы и сами не заметят, как научатся считать[9]..

И так, в современной концепции дошкольного воспитания, в качестве ключевой позиции обновления воспитания и обучения в детском саду, выделяется гуманнизация целей и принципов образовательной работы с детьми и, в связи с этим, обучение дошкольников рассматривается в контексте игровой деятельности. Именно игра, делает процесс познания интересным и занимательным, а значит, и успешным.

Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр и игровых упражнений. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Следовательно, одна из наиболее важных задач воспитателя и родителей — развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

В разное время вопросами формирования математических понятий, проблемами обучения математике в детском саду занимались: Е.Н. Водовозова, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, АН. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, А.В. Запорожец, Л.А.Венгер, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, А.А. Смоленцева, Е.А. Флерина, Е Э. Пилюгина, В.С.Мухина, З.М. Истомина, Н.Н. Поддъяков, Р.С. Буре, ТС. Комарова, Я.А. Коменский, И.Г Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.И. Водовозов, Ф. Фребель, М. Монтессори[19,23].

Неоценимый вклад в теорию и методику предматематической подготовки дошкольников внесли Е.И.Тихеева, Л.В.Глаголева, Ф.Н.Блехер, A.M.Леушина, А.П.Усова, М.Ф.Чекмарев, Е.И.Удальцова, А.А.Столяр, Л.С.Метлина, Т.В.Тарунтаева, Ф.А.Михайлова и многие другие педагоги, методисты и исследователи[8].

20 стр., 9955 слов

Особенности общения детей со сверстниками старшего дошкольного возраста

... Предмет исследования - процесс общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Гипотеза: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста общение не приобретает черт внеситуативности, ... вербальных, невербальных) систем общения, перцептивная - в «прочтении» собеседника за счет таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия. [5, с.137 ...

Актуальность исследования: ФГОС ДО ставит задачи по формированию элементарных математических представлений у дошкольников: интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными

отношениями предметов и явлений окружающего мира.

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, занятия с воспитанниками могут проводиться в различных формах:

• организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия,

игровая экспедиция, интеллектуальный марафон, викторина; КВН);

• демонстрационные опыты;

• сенсорные праздники на основе народного календаря;

• театрализация с математическим содержанием;

• обучение в повседневных бытовых ситуациях;

• беседы;

• самостоятельная деятельность в развивающей среде

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра.

Именно, игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в обучении детей счету. Такой игрой является дидактическая игра. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Однако многие педагоги до сих пор используют традиционную форму организации занятий с дошкольниками, близкую к уроку в школе.

Цель исследования: исследовать методы и приемы обучения счету детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс обучения счету детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия обучения средних дошкольников счету через дидактические игры и упражнения.

Поставленная цель реализуется решением следующих исследовательских задач:

— Изучить проблему развития элементарных математических представлений в психолого-педагогической и методической литературе;

— Выявить основные задачи обучения счету детей средней группе;

— Определить формы и методы обучения счету детей среднего дошкольного возраста;

— Разработать и провести опытно-экспериментальную работу по выявлению уровня развития математических знаний и умений, эффективных методов и приемов обучения навыкам счета детей среднего дошкольного возраста;

Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы, эксперимент, педагогическое обобщение.

Гипотеза: обучение счету детей средней группы будет эффективнее, если создать предметно-пространственную среду, способствующую усвоению математических понятий и использовать в обучении детей дидактические игры математического содержания.

Курсовая работа состоит из: введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава I. Теоретические аспекты обучения счету детей дошкольного возраста

1.1.Формирование счетной деятельности у детей дошкольного возраста как основная задача математического развития

На раннем развитии общества, устное народное творчество: различные считалки, поговорки, пословицы, считалки, шутки приобщали детей к счету, формировали понятие числа. Мысль об обучении детей счету в процессе упражнений, была высказана Иваном Федоровым, в созданной им первой печатной книге в России — «Букваре», выпущенной в 1574 году[8].

20 стр., 9511 слов

Организация адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению

... общепринятой методике, показывают недостаточную эффективность для благополучной адаптации у детей дошкольного возраста. Объектом исследования выступает процесс организации адаптации детей раннего дошкольного возраста. Предметом исследования является ДОУ и психолого-педагогические условия ...

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Она наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно эта гуманитарная составляющая, безусловно, важная для личностного развития

каждого человека, и является главной задачей предмета математики. Математические знания в нем являются не самоцелью, а средством формирования саморазвивающейся личности[13].

Математическое развитие — значимый компонент формирования «картины мира» ребенка. Одна из важных задач воспитателей и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу[19]

Особую остроту этой проблемы подчеркивал Л.С. Выготский, характеризуя возникающий в дошкольном возрасте тип обучения как промежуточный между спонтанным, свойственным ребенку раннего возраста, и реактивным, присущим школьному возрасту[19]. Ребенок в дошкольном возрасте уже может обучаться по программе, задаваемой взрослым, однако лишь в силу того, как программа взрослых становится его собственной программой, сливается с естественным ходом развития ребенка. Этот тип обучения Л.С.Выготский называл спонтанно-реактивным. [19].

И если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. Характер этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществимо в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет более значимой.

По словам Л.С. Выготского, научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжений всей активности его собственной мысли [19]. При этом математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, в его ориентации на воспитание и развитие детской личности. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Знания необходимы ребенку не ради знания, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание…

Заключение

В раннем детстве происходит первое элементарное познание количества, являющееся необходимой ступенькой познания действительности. С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, явлений, воспринимает разнообразные количества не только предметов, но и звуков, движений. У малыша формируются хаотические, неупорядоченные представления о количестве. Взрослые помогают систематизировать эти впечатления, учат детей различным действиям с отдельными предметами и с группами предметов, обогащают их речь специфическими словами, относящимися к нечисловой характеристике количеств и количественных отношений, учитывая особенности восприятия совокупностей.

9 стр., 4173 слов

Адаптация ребенка к детскому саду

... если бы вы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то навряд ли отдали б его когда-то в ... создали эмоциональный профиль или, поэтичнее, портрет (ЭП) ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад. Так что же это за портрет ребенка? Какие показатели включает он? I. Отрицательные эмоции ...

При правильном обучении детей подводят к пониманию сущности итогового числа. Они начинают отличать итог счета от процесса счета и постепенно усваивают, что одним и тем же числом именуются равночисленные группы, а там, где совокупности неравные, называются разные числа.

Четырехлетние дети овладевают счетом в пределах пяти, а более старшие — десяти. В основном дети к шести годам овладевают счетом до десяти, усваивают значение итогового числа, но у них сохраняется особенность допускать ошибки при определении количества, когда наглядные признаки (например, изменение расположения на столе, размеров предмета) препятствуют его правильному определению.

Вот почему, очень важно, начинать подготовительную работу уже в младшем возрасте. Детей следует упражнять в сравнении групп предметов разной формы, цвета, размеров, по-разному расположенных.

В процессе развития счетной деятельности у детей постепенно формируется способность абстрактно понимать числа, происходит подготовка к вычислительной деятельности. В дальнейшем дошкольников знакомят с арифметическими действиями сложения и вычитания.

Умственное воспитание ребенка связано с его чувственным опытом, с развитием сенсорных процессов ощущения, восприятия, представления. Чтобы восприятие было более полным, в нем должно участвовать одновременно несколько анализаторов, т. е. ребенок должен не только видеть и слышать, но и действовать с предметами: ощупывать, производить различные движения. При формировании представлений о количестве особое значение следует придавать самостоятельным действиям ребенка, главное внимание обращать на развитие его сенсорики через организацию определенных предметных действий. Необходимо учить детей действовать с предметами: переставлять их влево, вправо, собирать вместе, отбирать по размеру, цвету, форме. Эти действия способствуют накоплению сенсорного опыта о количествах различных предметов.

Организуя обучение детей, следует приучать дошкольников наблюдать за действиями взрослых с предметами, слушать, как словами характеризуются эти действия; учить их действовать и сопровождать действия словами; побуждать детей повторять за взрослыми сказанное о свойствах, качествах предметов.

Список использованной литературы

1. Аванесов, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду // Умственное воспитание дошкольника /под ред. Н.Н. Подьякова. –М.: 2000. -263с.

2. Белошистая А.В. Почему ребенку трудно математика уже в начальной школе? Начальная школа – 2004 — №4 – с.49-58.

3. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. — М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с.

4. Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение,1985.-175с.

5. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д,, Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду: Практические, семинарские и лабораторные занятия; Для студентов средних педагогических заведений. — М.: Прсвещение, 1998 — 160 с.

6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М.Конюхова и др./Под редакцией С.Л.Новоселовой – М.: Просвещение, 1985 – 144с.

7. С.Ф. Егорова.История зарубежной педагогики. М., 2000

8. С.Ф. Лыков, С.В. Волобуева. Введение в историю дошкольной педагогики. М.,2001

12 стр., 5948 слов

Мотивация труда работников бюджетной сферы на примере МБДОУ центр ...

... и ее значение в деятельности организации. Объектом исследования выступает МБДОУ центр развития ребенка - детский сад №16 «Колокольчик», находящийся по адресу: 673400, Забайкальский край, г. Нерчинск, ул. ... процесса мотивации .1 Мотивация - понятие и сущность Исследование развития теоретических представлений о содержании и регулировании мотивационных процессов в сфере труда позволяет определить, что ...

9. Леушина Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1974.-368 с

10. Метлина Л.С. Математика в детском саду. — М.: Просвещение, 1984.

11. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.– Л., 1988.

12. Мусейибова Т.А., Корнеева Г.А Методика формирования элементарных математических представлений у детей. — М.: Владос, 1989.

13. И.А.Помораева, В.А.Позина. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа. Издательство Мозаика-Синтез, Москва 2015

14. Сай М. К.,Удальцова Е.И. Математика в детском саду. Мн., Нар. асвета, 1990.-96с.

15. Сербина Е. В.Математика для малышей. М., Просвещение, 1992.- 80 с.

16. Смоленцева А.А.Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием – М.:Просвещение, 1993 – 95 с.

17. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду – М.:Просвещение, 1982 – 96с.

18. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. — М.: Просвещение, 1980 — 274 с.

19. Тренинг по психотерапии / Под редакцией Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой – Спб: Речь, 2006 – 176 с.

20. Усова А.П.Обучение в детском саду – М.:Просвещение, 2003-98 с.

21. Щербакова Е.И.Методика обучения математике в детском саду – М: Академия, 200 – 272 с.

22. Фидлер М. Математика уже в детском саду. — М.: Просвещение, 1981 — 159 с.

23. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. Столяра А.А. — М.: Просвещение, 1988. — 330 с.

24. Чернова В.И., Тарасов М.А., Надтока М.В. Формирование элементарных математических представлений у детей с речевыми нарушениями/ под общей редакцией В.И. Черновой: Методическое пособие. — Хабаровск, 2003. — 155 с.

25. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Уч. пособие. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2005.-392 с.