Рекомендации к составлению
Аналитической справки
Название ОУ (по Уставу)
Аналитическая справка
о динамике результатов работы с обучающимися (воспитанниками)
учителя (указать должность)
Ларисы Ивановны Ивановой
в 2008 – 2011 годах
г. Санкт-Петербург
I. Организация
· Где, когда, за какой период проводились контрольные работы (диагностические задания).
· Кем они составлены, на основе какого материала (программные требования, методические рекомендации и пр.), кем разрабатывались, где обсуждались и с кем согласованы.
· Длительность проведения диагностики (в зависти от возраста и особенностей контингента детей с ограниченными особенностями здоровья).
· Форма преставления контрольных работ (диагностических заданий): индивидуальные карточки, запись на доске,
· Характеристика заданий (соответствие темы программе и тематическому планированию; вариативность заданий в зависимости от индивидуальных особенностей детей; доступность изложения материала для детей).
· Создание гигиенических и психолого-педагогических условий для проведения контрольной работы (диагностических заданий).
II. Количественный анализ результатов обучения
Количественный анализ включает оценку обученности по заданиям, направлениям и может быть представлен в форме таблиц, гистограмм, диаграмм и графиков.
Пример №1:
Таблица 1
Данные об успеваемости учащихся за 2008/2009 уч. год (в %)
Уровни | Начало года | Конец года | ||||
высокий | ||||||
средний | ||||||
низкий |
Пример №2:
Таблица 2
Динамика обученности учащихся (в %)
Учебный год | Уровни | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
2008/09 | |||
2009/10 | |||
2010/11 |
Информация может быть представлена в процентном отношении или с указанием конкретного количества детей, выполнивших или не выполнивших задания; в виде уровней выполнения заданий (высокий, средний, низкий; или репродуктивный, частично-поисковый, творческий; или в балльной системе оценок («неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»).
Сводный анализ представляется по ранее описанному алгоритму, но включает себя обобщенные данные по заданиям, направлениям диагностики.
Общее количество баллов, процентов не должно выходить за рамки допустимой нормы (100 баллов/100%).
III. Качественная характеристика результатов обученности
Описать критерии выбранной оценки – знания, умения, навыки, которые включены в балльную оценку, уровни, процентное соотношение. Критерии составляются на основе программных требований по каждому предмету.
Пример №3:
Анализ выполнения заданий по чтению в IV классе для слабослышащих школьников ведется с опорой на следующие критерии:
— к I (высокий) уровню отнесены полные и глубокие ответы учащихся, в которых выделены все сюжетные линии, художественные детали, понято авторское отношение к главным героям, сформулирована идея произведения в обобщенном виде; выявлено понимание центральных эпизодов произведения, раскрыты мотивы поведения героев, установлены причинно-следственных связи, сделано обобщение на уровне оценки персонажа;
— II (средний) уровню соответствуют ответы учащихся с подробным воспроизведением событийной стороны текста, передачей последовательности описываемых событий, частичным пониманием идейного смысла, отсутствием оценок прочитанного и формулировки обобщенного вывода;
— к III (низкий) уровню отнесены ответы, в которых названы отдельные эпизоды произведения без установления связи между ними, частично раскрыто содержание, отсутствуют оценки прочитанного произведения, преобладают несущественные детали, заслоняющие основной смысл произведения.
Следует помнить, что каждая категория детей имеет свои особенности психического функций (память, мышление, внимание и пр.), которыми могут объясняться низкие результаты выполнения заданий.
Например, дети с ДЦП в силу некоторой заторможенности нервных процессов могут не справиться в полной мере с заданиями, рассчитанными на быстрое по времени выполнение.
В то же время этим же фактом могут объясняться и завышенные результаты обучения.
Например, дети с интеллектуальной недостаточностью могут продемонстрировать высокое качество выполнения заданий, предполагающих опору на механическое запоминание.
Общий вывод об уровне подготовки в данном классе (группе) – равномерный/неравномерный; зависимость показателей обученности от индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка, о потенциальных возможностях детей и группы в целом.
Речевые обороты, используемые при написании анализа в аналитической справке:
· Анализ показал, что…
· Анализ результатов, полученных при выполнении контрольной работы, позволяет говорить о том, что наиболее ярко выражен высокий уровень обученности, который характеризуется …
· Учащиеся на вопросы отвечали осмысленно, устанавливали причинно-следственные связи… Преобладали несущественные детали… В письменной речи наблюдаются значительные речевые и грамматические ошибки…
· В их ответах называются (отсутствуют) …
· Данные таблицы показывают…
· Данные гистограммы свидетельствуют…
· К сожалению, в приведенной таблице отсутствует…
· Приведенные выше данные подтверждают …
· Анализ таблиц позволяет выделить …
· Положительным результатом работы можно считать…
· На первом году обучения обнаруживается стремление детей к…
· В отличие от первого года обучения, на втором…
· На втором году большинство учащихся овладело умением…
· На третьем году обучения эти умения дополнились умением…
· … достаточно устойчивый уровень выполнения заданий, упражнений, что свидетельствует об овладении учениками системой знаний, умений и навыков, определяемой программой.
· По данным таблицы можно проследить изменение …, что свидетельствует о положительной (отрицательной) динамике речевого (математического, умственного и пр.) развития.
· От года к году обучения … становится богаче, …
· Выражено в большей/меньшей мере …
· Увеличивается количество детей, относящихся к… уровню…
· Обобщающие результаты относительно динамики … представлены в таблице 2.
· Обнаружены различия в темпе усвоения материала (выполнения задания, устойчивости внимания …)
· Увеличилось продвижение детей в…
IV. Вывод
В выводе следует указать условия, которые обеспечили положительную динамику результатов работы с обучающимися или причины, обусловливающие ее отсутствие.
· Таким образом, в течение …-… годов обучения прослеживается/не прослеживается положительная динамика ….
· Данный факт объяснятся (профессиональной компетентностью педагога, высоким уровнем заболеваемости детей и пр.).
· Во многом показатели обученности зависят от потенциальных возможностей детей (психофизиологических особенностей, умственных способностей и пр.).
· Владение учениками системой заданных в программой ЗУН, приобретенных за определенный период, а также сформированность умения использовать полученный опыт в различных ситуациях, позволит успешно обучаться в дальнейшем.