I. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 2

Психологический факультет

Кафедра педагогической

Психологии и педагогики

А.И. Скоробогатова

Ф.А. Саглам

О.А. Антонова

Г. Р. Юсупова

Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса

Методические указания по выполнению курсовых работ

Казань — 2013

УДК 371.015 (0.75.8)

ББК 88.6 я73

П 86

Печатается по решению секции психолого-педагогических дисциплин

Учебно-методического совета

Института экономики, управления и права (г. Казань)

П 86 Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: метод. указ. по выполнению курсовых работ / А. И. Скоробогатова, Ф. А. Саглам, О.А. Антонова, Г. Р. Юсупова- Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права (г. Казань), 2013. — 49 с.

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры педагогической психологии и педагогики.

Методические указания по выполнению курсовых работ подготовлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 50 400.62 «Психолого-педагогическое образование». Предназначены для студентов-бакалавров, преподавателей.

УДК 371.015 (0.75.8)

ББК 88.6 я73

© Институт экономики,

управления и права (г. Казань), 2013

© Скоробогатова А. И., 2013

© Саглам Ф.А., 2013

© Антонова О.А., 2013

© Юсупова Г. Р., 2013

СОДЕРЖАНИЕ

I. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ… 4

II. НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО КУРСОВЫМИ РАБОТАМИ… 10

III. ВЫБОР ТЕМЫ РАБОТЫ… 11

IV. РАЗРАБОТКА ПЛАНА КУРСОВОЙ РАБОТЫ… 12

V. СБОР, АНАЛИЗ, ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА… 15

VI. НАПИСАНИЕ ТЕКСТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ… 18

VII. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ… 33

VIII. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ… 35

17 стр., 8074 слов

В результате написания курсовой работы или выполнения курсового проекта у бакалавра должны быть сформированы следующие компетенции

... курсовой работы. - Выпускная квалификационная работа не носит исследовательского характера, не имеет анализа, не отвечает требованиям, изложенным в методических указаниях кафедры. В работе ... ; - подбор и адаптация методик для проведения психолого-педагогического исследования; - самостоятельное проведение психолого-педагогического исследования; - обработка полученных экспериментальных данных ...

IX. ПРАВИЛА БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ… 37

X. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ… 40

XI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 44

Приложения… 45

I. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Курсовая работа является самостоятельной научно-учебной работой, выполняемой студентами в соответствии с утвержденным учебным планом высшего учебного заведения. Она является составной частью аттестации студента, проходящего обучение по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», дает дополнительную оценку знаний, полученных при изучении соответствующих дисциплин. На втором курсе психологического факультета Института экономики, управления и права (г. Казань) студенты выполняют курсовую работу по дисциплине «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса».

В результате изучения данной дисциплины студент должен овладеть следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

ОПК — 8: способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;

ОПК — 9: способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития;

В результате освоения данных компетенций студент должен

Знать:

— сущность, структуру, типы межличностного взаимодействия;

— социально-психологические основы конфликтного взаимодействия;

— особенности психолого-педагогического взаимодействия в условиях дошкольной образовательной организации;

— особенности психолого-педагогического взаимодействия в условиях массовой школы;

— особенности психолого-педагогического взаимодействия в педагогическом коллективе и в системе «педагог-родитель»;

— методы исследования психолого-педагогического взаимодействия;

— методы повышения эффективности психолого-педагогического взаимодействия;

4 стр., 1670 слов

анализ педагогических проблем работы с людьми девиантного поведения

... .4.5. Проституция 24 1.5. Психолого-педагогическая сущность социально-педагогической коррекции. 25 1.6. Роль педагогической работы в профилактике и коррекции девиантного поведения 31 ... //Социологические аспекты государственно-правовой работы в условиях перестройки. Казань, 1999. 65. Психологическая служба школы: Учеб. пособие для студентов / Под ред. И. В ...

уметь:

— ориентироваться в моделях психолого-педагогического взаимодействия;

— проявлять гибкость в выборе способов и приемов взаимодействия;

— строить образовательныепроцессв конструктивном взаимодействии его участников;

— использовать методы исследования психолого-педагогического взаимодействия в своей профессиональной деятельности;

— использовать в своей профессиональной деятельности методы повышения эффективности психолого-педагогического взаимодействия;

владеть:

— технологиями психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса;

— рефлексивными навыками.

Курсовая работа по дисциплине «психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» предполагается как самостоятельная исследовательская работа. Студент должен изложить свою личную позицию по вопросам, рассматриваемым в работе. В ходе подготовки курсовой работы студент должен показать умение работать с литературными источниками, научной литературой, при необходимости — материалами педагогической практики.

Курсовая работа выступает одной из наиболее важных форм научной работы студентов. Соответственно при написании работы студент учится анализировать, сопоставлять точки зрения на проблему, которые высказывались различными деятелями науки, при необходимости — полемизировать с учеными. Подходы к рассмотрению научных проблем должны быть взяты в развитии, с учетом принципа историзма. При этом студенту необходимо показать знание современной общественной жизни, закономерностей ее функционирования. Для этого следует изучить и обобщить данные педагогической практики, прежде всего, деятельность образовательных учреждений, относящуюся к выбранной теме курсовой работы и смежным с ней темам. Студенты ко второму курсу должны приобрести навыки критического анализа научных точек зрения, а также складывающейся психолого-педагогической практики. Работа должна быть методологически выверена, то есть в ней должны использоваться методы исследования, характерные для современной педагогической науки.

24 стр., 11755 слов

Организация психологической работы в дошкольном образовательном учреждении

... в группах раннего возраста». - Психолого-педагогическая гостиная - как способ эффективного взаимодействия участников образовательного процесса: 1.Современные психолого-педагогические формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи. 2. ... в неделю проводится вечер досуга; - индивидуальная работа с детьми; - работа с родителями, - кружковая работа с детьми старшего возраста. - самостоятельная игровая ...

Курсовая работа предполагается как творческое сочинение, которое носит самостоятельный характер, показывает способность изложить теорию и общественную практику в пределах выбранной темы. Творческий элемент курсового сочинения может выражаться в том, что студент самостоятельно ставит те или иные вопросы, предлагает оригинальные пути решения тех или иных научных (по определенным темам — практических) проблем, находит новые аргументы, обосновывающие или опровергающие уже имеющиеся точки зрения. Кроме того, это могут быть обоснованные рекомендации по внесению изменений в действующую практику воспитания, выявление недостатков и позитивных сторон воспитательной деятельности образовательных учреждений (по отдельным темам).

В курсовой работе не допускается плагиат, то есть использование работ и мыслей других авторов без ссылок на источник. Не рекомендуется также использовать курсовые работы, написанные ранее по той же или аналогичной теме. Дело в том, что материал очень быстро устаревает в силу того, что появляются новые материалы психолого-педагогической практики, научные и учебные работы, которые необходимо изучить, чтобы в полной мере раскрыть тему и сделать правильные выводы. Кроме того, использование уже имеющихся работ может быть признано как нарушение авторских прав. Наконец, студент, который самостоятельно не работает над курсовым сочинением, не получает навык самостоятельной творческой работы и рискует в будущем встретиться с негативными последствиями отсутствия опыта работы над текстами. Кроме того, усложняется сам процесс защиты работы, поскольку студент, не занимавшийся разработкой темы, не способен раскрыть проблемные моменты, пути разрешения проблем, ответить на элементарные вопросы членов комиссии по защите курсовых работ.

2 стр., 795 слов

Ознакомьтесь с запросом психологу образовательного учреждения. Разработайте стратегию психологической работы в условиях образовательного учреждения в течен

... с другими участниками образовательного процесса и пути разрешения их. 12. Роль консилиума в общей системе психолого-педагогического сопровождения. 13. Анализ плана работы педагога-психолога ... в зависимости от специфики работы образовательных учреждений различных типов. 14. Провести ...

Исходя из вышеизложенного, к курсовой работе предъявляются следующие основные требования: самостоятельный и творческий характер, актуальность используемого теоретического и практического материала; точное и логичное изложение материала; использование студентом апробированных в психологии и педагогике методов исследования, обобщения, систематизации материала; правильное оформление.

Целью курсовой работы по дисциплине «Моделирование образовательных программ» является закрепление и расширение теоретических и практических (по определенным темам) знаний и применение этих знаний при дальнейшем обучении по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование»; формирование навыков самостоятельной исследовательской работы, овладение основами современных методик научных исследований.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Барьеры педагогического общения и их преодоление.

2. Взаимодействие участников образовательного процесса (категория на выбор) в деятельностно-ценностной парадигме.

3. Взаимоотношения в семье как фактор благополучия ее членов.

4. Влияние конфликтов в системе «воспитатель-родитель» на детей дошкольного возраста.

5. Влияние организационной культуры образовательного учреждения на процесс взаимодействия его участников.

6. Влияние особенностей педагогических коммуникаций

7. Влияние стиля педагогического общение на взаимоотношения с учениками.

8. Влияние характера педагогического взаимодействия на психическое развитие учащихся.

9. Групповая дискуссия как метод принятия решения в процессе взаимодействия в группе.

10. Использование активных методов обучения младших школьников как условие оптимизации социально-психологического климата класса.

4 стр., 1816 слов

Семинар № 1. Общение в структуре деятельности участников образовательного процесса

... профессионально значимые участников образовательного процесса, их сущность. Коммуникативная готовность бакалавра. Коммуникативные умения социально-педагогической технологии. Понятия о культуре и этике. Общение. Взаимодействие. Стадии общения. Стили педагогического общения (Классификация А ...

11. Исследование структуры общения (взаимодействия) детей подросткового возраста.

12. Коммуникативная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям образовательной организации.

13. Коммуникативные способности и взаимодействие участников образовательного процесса.

14. Компетентностный подход к взаимодействию участников образовательного процесса (категория на выбор).

15. Конструктивные и деструктивные результаты конфликтного противоборства в юношеском возрасте.

16. Конструктивный конфликт участников образовательного процесса (на выбор).

17. Личностные качества учителя, определяющие эффективность педагогического взаимодействия.

18. Межличностное взаимодействие подростков, младших школьников на занятияхх музыкой.

19. Моделирование и реализация программы по формированию дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

20. Оптимизация стиля педагогического общения в системе тренингов.

21. Организационная культура образовательного учреждения и ее формирование.

22. Организация воспитательной работы с детьми из неблагополучных семей.

23. Основные механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе и их характеристика.

24. Основные модели педагогического общения (взаимодействия).

25. Особенности взаимодействия социального педагога с неблагополучными семьями.

26. Особенности коммуникативной стороны общения в педагогическом процессе.

27. Особенности психолого-педагогического взаимодействия в системе «Педагог-учащийся».

28. Применение активных методов повышения эффективности взаимодействия участников образовательного процесса (выбрать категорию).

29. Профилактика агрессивного поведения детей и подростков как фактор оптимизации социально-психологического климата классного коллектива.

30. Психологический тренинг как форма специально организованного взаимодействия участников, его роль в повышении эффективности психолого-педагогического взаимодействия.

31. Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя.

24 стр., 11558 слов

Социально-педагогическая коррекция, как форма социально-педагогической деятельности. 17. Отличие социально-педагогической коррекции от психологической корр

... стадией фазы проектирования педагогической (образовательной) системы становится ее моделирование. Более подробно о социально-педагогическом моделирование я буду ... доверительности отношений, тесное взаимодействие с семьей ребенка, консультирование всех участников сопровождения о путях и ... , суть которой состоит в обеспечении связей, общения, взаимодействия между людьми за счет организации их совместной ...

32. Психолого-педагогическое взаимодействие в системе «Педагог-родитель».

33. Развитие коммуникативной компетентности у педагогов средствами психологического тренинга.

34. Социальное согласие человеческих отношений в педагогическом коллективе.

35. Социально-психологические особенности взаимоотношений и взаимодействия дошкольника со сверстниками.

36. Социально-статусные и социально-ролевые стереотипы во взаимодействии.

37. Сплочение детского коллектива через внеклассную работу.

38. Сплоченность педагогического коллектива как базовая социально-психологическая характеристика межличностных отношений.

39. Тактика ухода от конфликта в педагогической деятельности.

40. Теоретический анализ различных научных теорий и подходов к проблеме общения (взаимодействия).

41. Технологии командообразования в образовательном процессе.

42. Технологии разрешения конфликтов в образовательном учреждении.

43. Формирование рефлексии будущих педагогов для обеспечения эффективного взаимодействия участников образовательного процесса.

Подписано в печать 20.09.13 Формат 60×90 1/16

Гарнитура Times New Roman Cyr, 10. Усл. печ. л. — 2,4, У.-изд. — 2,9

Тираж 300экз.

Типография «Познание» ИЭУП

Лицензия № 172 от 12.09.96 г.

420 108, г. Казань, ул. Зайцева, д. 17

[1] Более подробно об элементах работы — в разделе, посвященном написанию курсовой работы.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector