Хронокарта практического семинарского занятия

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

по дисциплине «Психология личности»

для специальности030401– Клиническая психология

(очная форма обучения)

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ №8

ТЕМА: « Методы диагностики личности, исследования личности и воздействия на личность (в интерактивной форме: Case Study) »

 

 

Красноярск

Занятие № 8

1.Тема: «Методы диагностики личности, исследования личности и воздействия на личность».

 

2. Форма организации учебного процесса: семинарское занятие в интерактивной форме: Case Study.

Методы обучения: частично-поисковый (эвристический), исследовательский, анализ конкретных учебных ситуаций.

 

3.Значение темы: формирование представлений о методах диагностики личности, исследованиях личности и о воздействиях на личность; закрепление базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.

Цели обучения:

— общая: обучающийся должен обладать способностью и готовностью к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК — 1); способностью и готовностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2); способностью и готовностью к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК — 3); способностью и готовностью к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК — 8); готовностью инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющей возможности для развития исследований, проверка и оценка существующих методов, техник и моделей, выявление возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК — 2); умением разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирование проблемы и гипотезы, генерирование теоретического контекста конкретных исследований, определением параметров и ресурсов для психологических исследований, описание методологии психологических исследований, планирование и проведение исследования (ПК — 3); владением приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверки и оценки соотношения теории и эмпирических данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде докладов (ПК — 4); владением навыками консультирования медицинского персонала (или сотрудников других учреждений) по вопросам взаимодействия с пациентами (клиентами), создания необходимой психологической атмосферы и терапевтической среды, навыками психологического консультирования населения в целях психопрофилактики и развития (ПК — 13); владением навыками управления психологической деятельностью для эффективного удовлетворения потребностей клиента, создания здоровой, безопасной и продуктивной рабочей среды, обеспечения соответствия психологических продуктов и услуг стандартам качества (ПК — 24); готовностью к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений (ПК — 27).

4 стр., 1800 слов

Развитие способности к концентрации внимания у студентов ВУЗа ...

... -педагогического направления. Предмет исследования: развитие способности к концентрации и распределению внимания у студентов вуза психолого-педагогического направления. Гипотеза исследования: развитие способности к концентрации внимания ... активности, нет сознательной воли». 4. В полной мере выражает активность личности четвертый вид внимания - активное произвольное, которое связано с сознательно ...

— учебная:знать предмет, историю развития, основные теоретические системы и методологические основы психологии личности; разнообразные подходы, направления, школы, учения, сложившиеся в психологии личности; критериальную базу различных подходов к определению психологии личности; методы и приемы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния; основные теорети-ческие системы и методологические основы психологии личности в сочетании с адекватными им методами психологического исследования; схемы анализа и интерпретации эмпирических данных; основы консультирования по личностному взаимодействию; требования к организации и проведению исследования.

уметь ориентироваться в многообразии формулировок понятий личности; дифференцировать и анализировать различные взгляды на личность; разрабатывать программу личностного развития человека на основе эмпирических данных, в том числе, программу саморазвития; провести сбор эмпирических данных и анализ личностных характеристик человека; составлять развернутое структурированное психологическое заключение и психокоррекцион-ные рекомендации; применять данные эмпирических исследований для разработки рекомендаций по оптимизации личностного взаимодействия; организовать и реализовать исследование личности, личностных характеристик.

владеть предметной областью психологии личности; культурой обобщения и анализа различных точек зрения на личность; техниками самосовершенствования и саморазвития; навыкамиприменения полученных им теоретических знаний для решения диагностических задач; исследовательскими и этическими принципами реализации исследования; обработки полученных данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде докладов; первичными навыками консультирования по вопросам личностного взаимодействия; навыками сбора и обработки полученных данных, их обобщения.

 

4. Место проведения семинарского занятия: учебная комната.

 

5. Оснащение занятия: компьютер, проектор, презентация на тему: «Методы диагностики личности, исследования личности и воздействия на личность».

 

6. Структура содержания темы (хронокарта).

Хронокарта практического семинарского занятия

№ п/п Этапы практического занятия Продолжительность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся
22. Формулировка темы и целей Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний, умений Фронтальный опрос
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия Изложение основных положений темы (ориентировочная основа деятельности).
55. Самостоятельная работа для усвоения изучаемой темы. Обсуждение докладов по теме занятия, решение ситуационных задач с применением интерактивного метода Case Study (анализ конкретной задачи в группах, в результате-оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего).

Проведение дискуссий, бесед.

66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно) Тестирование.
77. Задание на дом (на следующее занятие) Учебно-методические разработки следующего занятия, и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:    

7. Аннотация: Личность является наиболее сложным психическим конструктом, в котором тесно переплетаются множество социальных и биологических факторов. Изменение даже одного из этих факторов существенно отражается на его взаимоотношениях с другими факторами и на личности в целом. С этим связано многообразие подходов к изучению личности — различные аспекты изучения личности исходят из разных концепций, они отличаются методологически соответственно тому, объектом какой науки оказывается исследование личности.

В последние годы значительно возрос интерес к исследованиям личностных особенностей психически больных как в патопсихологии, так и в клинической психиатрии. Это объясняется рядом обстоятельств: во-первых, изменения личности обладают в известной мере нозологической специфичностью и могут быть использованы для решения вопросов дифференциальной диагностики; во-вторых, анализ преморбидных свойств личности может оказаться полезным в установлении возможных причин происхождения ряда заболеваний (и не только психических, но и соматических, например язвенной болезни, заболеваний сердечно-сосудистой системы); в-третьих, характеристика личностных изменений в течении заболевания обогащает наши представления о его патогенетических механизмах; в-четвертых, учет особенностей личности очень важен для рационального построения комплекса реабилитационных мероприятий. Учитывая сложность понятия личности, следует сразу же согласиться с тем, что нет какого-либо одного метода ее исследования, каким бы полным и разносторонним он нам ни представлялся, который может дать целостную характеристику личности. С помощью экспериментального исследования мы получаем лишь частичную характеристику личности, которая нас удовлетворяет постольку, поскольку она оценивает определенные личностные проявления, имеющие значение для решения конкретной задачи.

В настоящее время известно множество экспериментально-психологических приемов, методов, методик, направленных на исследование личности. Они, как уже указывалось, различаются особенностями подхода к самой проблеме (речь идет о различии принципиальном, методологическом), разнообразием интересов исследователей (личность изучается в педагогической психологии, в психологии труда, в социальной и патологической психологии и т. д.) и направленностью на различные проявления личности. Конечно, интересы исследователей и стоящие перед ними задачи нередко совпадают, и этим объясняется то, что методики исследования личности в социальной психологии берутся на вооружение патопсихологами, методики патопсихологии заимствуются специалистами, работающими в области психологии труда.

Не существует даже сколько-нибудь четкой и тем более общепринятой классификации методов, используемых для исследования личности. В. М. Блейхером и Л. Ф. Бурлачуком (1978) предложена в качестве условной следующая классификация методов исследования личности:
1) наблюдение и близкие к нему методы (изучение биографий, клиническая беседа, анализ субъективного и объективного анамнеза и т. д.);
2) специальные экспериментальные методы (моделирование определенных видов деятельности, ситуаций, некоторые аппаратурные методики и т. д.);
3) личностные опросники и другие методы, базирующиеся на оценке и самооценке;
4) проективные методы.

Разграничение этих четырех групп методов весьма условно и может быть использовано главным образом в прагматических и дидактических целях.

К. Леонгард считал наблюдение одним из важнейших методов диагностики личности, отдавая ему предпочтение в сравнении с методиками типа личностных опросников. При этом он придает особое значение возможности наблюдать человека непосредственно, изучать его поведение на работе и в домашней обстановке, в семье, среди друзей и знакомых, в узком кругу и при большом количестве собравшихся. Подчеркивается особенная важность наблюдения над мимикой, жестикуляцией и интонациями обследуемого, являющимися часто более объективными критериями личностных проявлений, чем слова. Наблюдение не должно быть пассивно-созерцательным. В процессе наблюдения патопсихолог анализирует те явления, которые он видит, с точки зрения деятельности больного в определенной ситуации и с этой целью оказывает известное влияние на складывающуюся ситуацию с тем, чтобы стимулировать определенные поведенческие реакции обследуемого. Наблюдение — это преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности (М. С. Роговин, 1979).

В клинической беседе анализируются особенности биографии больного, присущие ему особенности личностных реакций, его отношение к собственному характеру, особенности поведения обследуемого в конкретных ситуациях. Последние К. Леонгард рассматривал как важнейший методический пункт в анализе личности. М. С. Лебединский (1971) особое внимание в исследовании личности больного уделял изучению дневников и автобиографий, составляемых им по просьбе врача, либо ведущихся и раньше.

Для исследования личности в процессе деятельности применяются специальные методики, о которых речь будет идти ниже. Следует лишь отметить, что для опытного психолога такой материал дают и любые психологические методики, направленные на исследование познавательной деятельность. Например, по результатам пробы на заучивание 10 слов можно судить о наличии апатических изменений у больного шизофренией (кривая запоминания типа «плато»), о завышенном или заниженном уровне притязаний и т. п.

Значительные методические и методологические трудности возникают перед психологом в связи с использованием личностных опросников. Личностные характеристики, получаемые в плане самооценки, представляют значительный интерес для патопсихолога, однако при этом нередко упускается из виду необходимость сопоставления данных самооценки с показателями, объективно представляющими личность. Из наиболее часто употребляемых личностных опросников только MMPI располагает удовлетворительными оценочными шкалами, позволяющими судить об адекватности самооценки обследуемого. Недостатком конструкции многих личностных опросников следует считать их явную для обследуемого целенаправленность. Это в первую очередь относится к монотематическим опросникам типа шкалы тревоги.

Таким образом, информацию, получаемую с помощью личностных опросников, можно адекватно оценить лишь при сравнении ее с данными объективной оценки личности, а также при дополнении ее результатами исследования личности в процессе деятельности, проективными методами. Подбор методик, дополняющих тот или иной личностный опросник, определяется во многом задачей исследования. Например, при изучении внутренней картины болезни позиция больного по отношению к своему заболеванию существенно уточняется введением в эксперимент методик типа незаконченных предложений.

Под проективными мы понимаем такие методики опосредованного изучения личности, которые базируются на построении специфической, пластичной ситуации, создающей в силу активности процесса восприятия наиболее благоприятные условия для проявления тенденций, установок, эмоциональных состояний и других особенностей личности (В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук, 1976, 1978).

Е. Т. Соколова (1980) считает, что проективный метод, ориентированный на изучение неосознаваемых или не вполне осознанных форм мотивации, является практически единственным собственно психологическим методом проникновения в наиболее интимную область человеческой психики. Если большинство психологических приемов, считает Е. Т. Соколова, направлено на изучение того, как и за счет чего достигается объективный характер отражения человеком внешнего мира, то проективные методики ставят своей целью выявление своеобразных «субъективных отклонений», личностных «интерпретаций», причем последние далеко не всегда объективны, не всегда, как правило, личностно значимы.

Вопросы по теме занятия.

1. Изучение биографий, как метод исследования личности.

2. Специальные экспериментальные методы в исследовании личности.

3. Проективные методы.

4. Комплексная диагностика личности

5. Методы воздействия на личность.

 

Тестовые задания по теме с эталонами ответов

1. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ИХ ЕСТЕСТВЕННОМ ВИДЕ

1) наблюдение

2) беседа

3) тестирование

4) опрос

Правильный ответ — 1

2. ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ, ОРГАНИЗОВАННЫЙ ОСОБЫМ ОБРАЗОМ И ПРИМЕНЯЕМЫЙ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЦЕЛОМ ИЛИ ОТДЕЛЬНЫХ ЕЁ СТОРОН

1) методики

2) проективные методики

3) личностные опросники

4) личностные тесты

Правильный ответ — 2

3. ПОНЯТИЕ «ОБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ» ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

1) личностные тесты

2) наблюдение

3) проективные методики

4) личностные опросники

Правильный ответ — 1

4.ПОЗВОЛЯЮТ ПОЛУЧАТЬ ИНФОРМАЦИЮ, ШИРОКО ХАРАКТЕРИЗУЮЩУЮ ЛИЧНОСТЬ ИСПЫТУЕМОГО – ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЙ ДО МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ

1) наблюдение

2) проективные методики

3) личностные опросники

4) личностные тесты

Правильный ответ — 3

5. АВТОР РАБОТЫ «МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ»

1) Л.С.Выготский

2) К.Леонгард

3) Р.Кетелл

4) Г.Олпорт

Правильный ответ – 2

 

Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

1. Проанализируйте текст и определите методики, о которых идет речь. Приведите примеры таких методик, назовите их авторов.

Класс психодиагностических методик, предназначенных для определения степени выраженности у индивида определенных личностных особенностей и представляющих собой списки вопросов, ответы на которые испытуемого представлены количественно. Это широко используемые методики измерения личностных качеств, поскольку они могут разрабатываться так, что им будут присущи многие атрибуты эффективных тестов: надежность, дискриминативность и стандартизованность. Однако, в силу природы личностных переменных, труднее всего бывает установить валидность именно этих методик.

Ответ — Личностные опросники

2. Проанализируйте текст и определите методики, о которых идет речь. Приведите примеры таких методик, назовите их авторов.

Ориентированные на изучение личности в целом, постижение ее уникальности, отражали общую тенденцию, существовавшую в культуре того времени, когда подобные виды исследования только стали появляться. На развитие их значительное влияние оказала гештальтпсихология и психоанализ, именно в нем содержались идеи бессознательного и проекции.

Ответ – Проективные методики

11. Перечень и стандарты практических умений.Владеть теоретическими знаниями о методах диагностики личности, о исследованиях личности и о воздействиях на личность.

 

Примерная тематика НИРС по теме.

1. Влияние социальных и биологических факторов на исследования личности.

2. Проективные методы в изучении личности. Достоинства и недостатки.

3.Анкетные методы оценки индивидуально-психологических особенностей личности – объективны ли они?

4. Творчество в изучении особенностей личности.

13. Рекомендованная литература по теме занятия:

Обязательная

1. Психология личности [Электронный ресурс] : учебное пособие

Режим доступа : http://www.biblioclub.ru/book/45631/ Гусева Т.И., Каратьян Т.В. М.: ЭКСМО, 2008.

2. Психология личности. Тексты [Электронный ресурс] : учебное пособие

Режим доступа : http://www.biblioclub.ru/book/39221/ М.: Директ-Медиа, 2008.

3. Психология личности [Электронный ресурс] : учебное пособие

Режим доступа : http://www.biblioclub.ru/book/44415/ Слотина Т.В. СПб.: Питер, 2008.

Дополнительная

1. История психологии: От Античности до наших дней : учебник для вузов Ждан, А. Н М. : Академический проект, 2008.

2. Психология жизненного самоосуществления Логинова И.О. М.: СГУ, 2009.

3. Мотивация и личность Маслоу А. СПб.: Питер, 2010.

4. Деятельность. Сознание. Личность. Леонтьев А.Н. М.: Смысл, 2005.

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и

социального развития Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России

 

 

Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Психология личности»

для специальности030401– Клиническая психология

(очная форма обучения)

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ №8

ТЕМА: « Методы диагностики личности, исследования личности и воздействия на личность (в интерактивной форме: Case Study) »

 

 

Красноярск

Занятие № 8

Тема: «Методы диагностики личности, исследования личности и воздействия на личность».

 

2. Форма организации учебного процесса: семинарское занятие в интерактивной форме: Case Study.

Методы обучения: частично-поисковый (эвристический), исследовательский, анализ конкретных учебных ситуаций.

 

3.Значение темы: формирование представлений о методах диагностики личности, исследованиях личности и о воздействиях на личность; закрепление базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.

4. Цели обучения:

— общая: обучающийся должен обладать способностью и готовностью к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК — 1); способностью и готовностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2); способностью и готовностью к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК — 3); способностью и готовностью к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК — 8); готовностью инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющей возможности для развития исследований, проверка и оценка существующих методов, техник и моделей, выявление возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК — 2); умением разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирование проблемы и гипотезы, генерирование теоретического контекста конкретных исследований, определением параметров и ресурсов для психологических исследований, описание методологии психологических исследований, планирование и проведение исследования (ПК — 3); владением приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверки и оценки соотношения теории и эмпирических данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде докладов (ПК — 4); владением навыками консультирования медицинского персонала (или сотрудников других учреждений) по вопросам взаимодействия с пациентами (клиентами), создания необходимой психологической атмосферы и терапевтической среды, навыками психологического консультирования населения в целях психопрофилактики и развития (ПК — 13); владением навыками управления психологической деятельностью для эффективного удовлетворения потребностей клиента, создания здоровой, безопасной и продуктивной рабочей среды, обеспечения соответствия психологических продуктов и услуг стандартам качества (ПК — 24); готовностью к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений (ПК — 27).

— учебная:знать предмет, историю развития, основные теоретические системы и методологические основы психологии личности; разнообразные подходы, направления, школы, учения, сложившиеся в психологии личности; критериальную базу различных подходов к определению психологии личности; методы и приемы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния; основные теорети-ческие системы и методологические основы психологии личности в сочетании с адекватными им методами психологического исследования; схемы анализа и интерпретации эмпирических данных; основы консультирования по личностному взаимодействию; требования к организации и проведению исследования.

уметь ориентироваться в многообразии формулировок понятий личности; дифференцировать и анализировать различные взгляды на личность; разрабатывать программу личностного развития человека на основе эмпирических данных, в том числе, программу саморазвития; провести сбор эмпирических данных и анализ личностных характеристик человека; составлять развернутое структурированное психологическое заключение и психокоррекцион-ные рекомендации; применять данные эмпирических исследований для разработки рекомендаций по оптимизации личностного взаимодействия; организовать и реализовать исследование личности, личностных характеристик.

владеть предметной областью психологии личности; культурой обобщения и анализа различных точек зрения на личность; техниками самосовершенствования и саморазвития; навыкамиприменения полученных им теоретических знаний для решения диагностических задач; исследовательскими и этическими принципами реализации исследования; обработки полученных данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде докладов; первичными навыками консультирования по вопросам личностного взаимодействия; навыками сбора и обработки полученных данных, их обобщения.

5. План изучения темы:

Контроль исходного уровня знаний. 1. Изучение биографий, как метод исследования личности

Фронтальный опрос.

1. Изучение биографий, как метод исследования личности.

2. Специальные экспериментальные методы в исследовании личности.

3. Проективные методы.

4. Комплексная диагностика личности

5. Методы воздействия на личность.

 

 

Основные понятия и положения темы.

Личность является наиболее сложным психическим конструктом, в котором тесно переплетаются множество социальных и биологических факторов. Изменение даже одного из этих факторов существенно отражается на его взаимоотношениях с другими факторами и на личности в целом. С этим связано многообразие подходов к изучению личности — различные аспекты изучения личности исходят из разных концепций, они отличаются методологически соответственно тому, объектом какой науки оказывается исследование личности.

В последние годы значительно возрос интерес к исследованиям личностных особенностей психически больных как в патопсихологии, так и в клинической психиатрии. Это объясняется рядом обстоятельств: во-первых, изменения личности обладают в известной мере нозологической специфичностью и могут быть использованы для решения вопросов дифференциальной диагностики; во-вторых, анализ преморбидных свойств личности может оказаться полезным в установлении возможных причин происхождения ряда заболеваний (и не только психических, но и соматических, например язвенной болезни, заболеваний сердечно-сосудистой системы); в-третьих, характеристика личностных изменений в течении заболевания обогащает наши представления о его патогенетических механизмах; в-четвертых, учет особенностей личности очень важен для рационального построения комплекса реабилитационных мероприятий. Учитывая сложность понятия личности, следует сразу же согласиться с тем, что нет какого-либо одного метода ее исследования, каким бы полным и разносторонним он нам ни представлялся, который может дать целостную характеристику личности. С помощью экспериментального исследования мы получаем лишь частичную характеристику личности, которая нас удовлетворяет постольку, поскольку она оценивает определенные личностные проявления, имеющие значение для решения конкретной задачи.

В настоящее время известно множество экспериментально-психологических приемов, методов, методик, направленных на исследование личности. Они, как уже указывалось, различаются особенностями подхода к самой проблеме (речь идет о различии принципиальном, методологическом), разнообразием интересов исследователей (личность изучается в педагогической психологии, в психологии труда, в социальной и патологической психологии и т. д.) и направленностью на различные проявления личности. Конечно, интересы исследователей и стоящие перед ними задачи нередко совпадают, и этим объясняется то, что методики исследования личности в социальной психологии берутся на вооружение патопсихологами, методики патопсихологии заимствуются специалистами, работающими в области психологии труда.

Не существует даже сколько-нибудь четкой и тем более общепринятой классификации методов, используемых для исследования личности. В. М. Блейхером и Л. Ф. Бурлачуком (1978) предложена в качестве условной следующая классификация методов исследования личности:
1) наблюдение и близкие к нему методы (изучение биографий, клиническая беседа, анализ субъективного и объективного анамнеза и т. д.);
2) специальные экспериментальные методы (моделирование определенных видов деятельности, ситуаций, некоторые аппаратурные методики и т. д.);
3) личностные опросники и другие методы, базирующиеся на оценке и самооценке;
4) проективные методы.

Разграничение этих четырех групп методов весьма условно и может быть использовано главным образом в прагматических и дидактических целях.

К. Леонгард считал наблюдение одним из важнейших методов диагностики личности, отдавая ему предпочтение в сравнении с методиками типа личностных опросников. При этом он придает особое значение возможности наблюдать человека непосредственно, изучать его поведение на работе и в домашней обстановке, в семье, среди друзей и знакомых, в узком кругу и при большом количестве собравшихся. Подчеркивается особенная важность наблюдения над мимикой, жестикуляцией и интонациями обследуемого, являющимися часто более объективными критериями личностных проявлений, чем слова. Наблюдение не должно быть пассивно-созерцательным. В процессе наблюдения патопсихолог анализирует те явления, которые он видит, с точки зрения деятельности больного в определенной ситуации и с этой целью оказывает известное влияние на складывающуюся ситуацию с тем, чтобы стимулировать определенные поведенческие реакции обследуемого. Наблюдение — это преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности (М. С. Роговин, 1979).

В клинической беседе анализируются особенности биографии больного, присущие ему особенности личностных реакций, его отношение к собственному характеру, особенности поведения обследуемого в конкретных ситуациях. Последние К. Леонгард рассматривал как важнейший методический пункт в анализе личности. М. С. Лебединский (1971) особое внимание в исследовании личности больного уделял изучению дневников и автобиографий, составляемых им по просьбе врача, либо ведущихся и раньше.

Для исследования личности в процессе деятельности применяются специальные методики, о которых речь будет идти ниже. Следует лишь отметить, что для опытного психолога такой материал дают и любые психологические методики, направленные на исследование познавательной деятельность. Например, по результатам пробы на заучивание 10 слов можно судить о наличии апатических изменений у больного шизофренией (кривая запоминания типа «плато»), о завышенном или заниженном уровне притязаний и т. п.

Значительные методические и методологические трудности возникают перед психологом в связи с использованием личностных опросников. Личностные характеристики, получаемые в плане самооценки, представляют значительный интерес для патопсихолога, однако при этом нередко упускается из виду необходимость сопоставления данных самооценки с показателями, объективно представляющими личность. Из наиболее часто употребляемых личностных опросников только MMPI располагает удовлетворительными оценочными шкалами, позволяющими судить об адекватности самооценки обследуемого. Недостатком конструкции многих личностных опросников следует считать их явную для обследуемого целенаправленность. Это в первую очередь относится к монотематическим опросникам типа шкалы тревоги.

Таким образом, информацию, получаемую с помощью личностных опросников, можно адекватно оценить лишь при сравнении ее с данными объективной оценки личности, а также при дополнении ее результатами исследования личности в процессе деятельности, проективными методами. Подбор методик, дополняющих тот или иной личностный опросник, определяется во многом задачей исследования. Например, при изучении внутренней картины болезни позиция больного по отношению к своему заболеванию существенно уточняется введением в эксперимент методик типа незаконченных предложений.

Под проективными мы понимаем такие методики опосредованного изучения личности, которые базируются на построении специфической, пластичной ситуации, создающей в силу активности процесса восприятия наиболее благоприятные условия для проявления тенденций, установок, эмоциональных состояний и других особенностей личности (В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук, 1976, 1978).

Е. Т. Соколова (1980) считает, что проективный метод, ориентированный на изучение неосознаваемых или не вполне осознанных форм мотивации, является практически единственным собственно психологическим методом проникновения в наиболее интимную область человеческой психики. Если большинство психологических приемов, считает Е. Т. Соколова, направлено на изучение того, как и за счет чего достигается объективный характер отражения человеком внешнего мира, то проективные методики ставят своей целью выявление своеобразных «субъективных отклонений», личностных «интерпретаций», причем последние далеко не всегда объективны, не всегда, как правило, личностно значимы.

 

5.3. Самостоятельная работа по теме:

Ситуационные задачи

1. Проанализируйте текст и определите методики, о которых идет речь. Приведите примеры таких методик, назовите их авторов.

Класс психодиагностических методик, предназначенных для определения степени выраженности у индивида определенных личностных особенностей и представляющих собой списки вопросов, ответы на которые испытуемого представлены количественно. Это широко используемые методики измерения личностных качеств, поскольку они могут разрабатываться так, что им будут присущи многие атрибуты эффективных тестов: надежность, дискриминативность и стандартизованность. Однако, в силу природы личностных переменных, труднее всего бывает установить валидность именно этих методик.

 

2. Проанализируйте текст и определите методики, о которых идет речь. Приведите примеры таких методик, назовите их авторов.

Ориентированные на изучение личности в целом, постижение ее уникальности, отражали общую тенденцию, существовавшую в культуре того времени, когда подобные виды исследования только стали появляться. На развитие их значительное влияние оказала гештальтпсихология и психоанализ, именно в нем содержались идеи бессознательного и проекции.

5.4. Итоговый контроль знаний:

1. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ИХ ЕСТЕСТВЕННОМ ВИДЕ

1) наблюдение

2) беседа

3) тестирование

4) опрос

 

2. ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ, ОРГАНИЗОВАННЫЙ ОСОБЫМ ОБРАЗОМ И ПРИМЕНЯЕМЫЙ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЦЕЛОМ ИЛИ ОТДЕЛЬНЫХ ЕЁ СТОРОН

1) методики

2) проективные методики

3) личностные опросники

4) личностные тесты

 

3. ПОНЯТИЕ «ОБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ» ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

1) личностные тесты

2) наблюдение

3) проективные методики

4) личностные опросники

4.ПОЗВОЛЯЮТ ПОЛУЧАТЬ ИНФОРМАЦИЮ, ШИРОКО ХАРАКТЕРИЗУЮЩУЮ ЛИЧНОСТЬ ИСПЫТУЕМОГО – ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЙ ДО МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ

1) наблюдение

2) проективные методики

3) личностные опросники

4) личностные тесты

5. АВТОР РАБОТЫ «МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ»

1) Л.С.Выготский

2) К.Леонгард

3) Р.Кетелл

4) Г.Олпорт

Домашнее задание для уяснения темы занятия

В соответствии с учебно-методическими разработками следующего занятия и методическими разработками для внеаудиторной работы по теме.