Государственное бюджетное образовательное учреждение 26

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ГБОУ ВПО НГМУ Минздрава России)

УТВЕРЖДАЮ

И.о.декана факультета социальной работы и клинической психологии

Гуляевская Н.В.

2 сентября 2013 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

по дисциплине C3.Б.20 Клиническая психофизиология

Направление подготовки — 030401 — «клиническая психология»

Квалификация — специалист

Форма обучения — очная

Курс – 4 Регистрационный №______

Семестр – 7 Экз. №______

Вид и трудоемкость учебной

деятельности/занятий

ЗЕ /

часов

Формы контроля уровня обученности

студентов по дисциплине

Количество

Трудоемкость по ФГОС ВПО (в зачетных единицах — ЗЕ)

2

Экзамен

Трудоемкость по РУП (в академических часах)

72

Зачет

1

Включая (в том числе):

72

Курсовые работы

Лекции

29

Рецензия

Семинарские занятия

28

Ведение учебной истории болезни (листа наблюдений за больным)

Самостоятельная работа

15

Другие формы

Новосибирск 2013 г.

Методические рекомендации по дисциплине «Клиническая психофизиология» для очной формы обучения по направлению подготовки 030401 — «Клиническая психология» составлена на основании требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 24.12. 2010 г. № 2057 и рабочего учебного плана по специальности, утвержденного Ученым Советом ГБОУ ВПО НГМУ Минздрава России 21 мая 2013 г., протокол №4.

Рабочую программу разработали:

Фамилия И.О.

Должность

Ученая степень,

ученое звание

Кафедра

1

2

3

4

Соловьева И.Г.

И.о.зав.кафедрой

К.м.н., доцент

Кафедра клинической психологии НГМУ

Рецензенты:

Фамилия И.О.

Должность

Ученая степень,

ученое звание

Кафедра

1

2

3

4

Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедры клинической психологии

Протокол №_1_от «28» августа 2013 г.

и.о.зав. кафедрой к.м.н., доцент Соловьева И.Г.______________________

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании ЦМК по неврологическим, психиатрическим и психологическим дисциплинам

Протокол №_1_ от «_2_»_сентября_2013 г.

Председатель ЦМК_______________________(д.м.н., проф. Овчинников А.А.)

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к конечным результатам освоения дисциплины с3.Б.20. «клиническая психофизиология »

В результате освоения учебной дисциплины «Клиническая психофизиология» студент должен:

Код компе

тенции

….обладать следующими компетенциями:

Краткое содержание и структура компетенции.

Характеристика обязательного порогового уровня

сформированности компетенции

ПК-1

Готовностью к активной коммуникации и информационно-аналитической деятельности: активным включением в сеть профессионального сообщества, ведением постоянного информационного наблюдения за предметной областью, анализом динамики ее развития, поддержанием активных контактов с коллегами, активным информированием профессионального сообщества о результатах собственной научной и информационно-аналитической деятельности

з.12. — теории системной и динамической организации высших психических функций;

з.16. — клинико-психологическую феноменологию, механизмы и факторы риска возникновения расстройств психического соматического здоровья и развития;

у.2. -использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования;

в.7.- процедурами организации и проведения современных научных исследований, научно-практических работ, проектирования и реализации учебно-воспитательного процесса;

ПК-2

Готовностью инициировать психологические исследования: определением области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии.

з.12. теории системной и динамической организации высших психических функций;

з.16. клинико-психологическую феноменологию, механизмы и факторы риска возникновения расстройств психического соматического здоровья и развития;

у.2. -использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования;

в.7. – процедурами организации и проведения современных научных исследований, научно-практических работ, проектирования и реализации учебно-воспитательного процесса;

Содержание семинарских занятий

№№ п.п.

Ссылки

компетенции и уровни усвоения

Ча

сы

Тема, содержание семинарского занятия (примерный план)

Деятельность студента

Форма контроля уровня обученности

1

2

3

4

5

ПК-1, з.12, з.16

2

Семинар 1

Тема 1. Клиническая психофизиология как наука.

  1. Предмет клинической психофизиологии.
  2. Исторический аспект.
  3. Задачи клинической психофизиологии.
  4. Прикладное значение клинической психофизиологии.
  • Слушают преподавателя, раскрывающего цели и задачи дисциплины. Записывают в тетрадь для конспектов требования, предъявляемые к освоению дисциплины.
  • Выполняют входящий тестовый контроль по физиологии ЦНС
  • Обсуждают предмет, объект и задачи дисциплины «Клиническая психофизиология».
  • Обсуждают прикладное значение клинической психофизиологии.

Выполняют входное тестирование.

Обсуждение с отметкой в журнале учета успеваемости.

    ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у.2, в.7

    4

    Семинар 2, 3

    Тема 2. Методы клинической психофизиологии.

    Методы изучения работы головного мозга (ЭЭГ, метод вызванных потенциалов, методы компьютерной томографии (МРТ, ЯМР, ПЭТ), метод кожно-гальванической реакции (КГР), электороокулография, электромиография, спектралный и временной анализ сердечного ритма и пр.

    • Отвечают на вопросы плана.
    • Обсуждение сути методов психофизиологического исследования;
    • Обсуждение показаний к проведению методов психофизиологического исследования;
    • Практическое занятие: запись ЭЭГ и обсуждение результатов.

    Опрос и обсуждение темы (сообщения, дополнение, дискуссия) с отметкой в журнале учета успеваемости.

    Тестирование

      ПК-1, з.12, з.16

      4

      Семинар 4, 5

      Тема 3. Физиология нейромедиаторных систем мозга. Норадренергическая, дофаминергическая, ацетилхолинергическая, ГАМК-ергическая медиаторные системы мозга. Баланс нейромедиаторов и психопатология. Полиморфизм генов нейромедиаторов при психопатологии.

      • Отвечают на вопросы плана.
      • Обсуждение физиологии нейромедиаторов, их эффектов на соматические и психические процессы.
      • Обсуждение влияния полиморфизма генов нейромедиаторов на развитие психопатологии.
      • Выступают с докладами о влиянии уровня нейромедиаторов на течение психических процессов в норме и при психопатологии.
      • Получают задания для самостоятельной работы (чтение статьи и написание рецензии).

      Проверка конспектов по теме

      Опрос и обсуждение темы (доклады, дополнение, дискуссия) с отметкой в журнале учета успеваемости.

      Контрольная работа по теме

        ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у.2, в.7

        10

        Семинар 6 — 10

        Тема 4. Психофизиология когнитивных, эмоциональных и волевых процессов (норма и патология). Психофизиология ощущений и восприятия, памяти, внимания, мышления, аффективных и волевых процессов (норма и патология).

        • Отвечают на вопросы плана.
        • Анализируют особенности когнитивных, аффективных и волевых процессов в норме и при патологии и сопоставляют их с физиологией мозга.
        • Изучают возможности психофизиологических методов исследования когнитивных, аффективных и волевых процессов.
        • Осуществляют подбор методов психофизиологического исследования в соответствии с поставленной задачей.

        Опрос и обсуждение темы (дополнение, дискуссия) с отметкой в журнале учета успеваемости.

          ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у.2, в.7

          2

          Семинар 11

          Тема 5. Психофизиология осознаваемых и неосознаваемых психических процессов.

          • Отвечают на вопросы плана.
          • Анализируют особенности неосознаваемых психических процессов и сопоставляют их с физиологией мозга.
          • Изучают возможности психофизиологических методов исследования неосознаваемых психических процессов.
          • Осуществляют подбор методов психофизиологического исследования в соответствии с поставленной задачей.

          Выполняют тестирование.

          Опрос и обсуждение темы (дополнение, дискуссия) с отметкой в журнале учета успеваемости.

            ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у.2, в.7

            6

            Семинар 12 — 14

            Тема 6. Психофизиология патологических состояний. Психофизиология тревожности, агрессии, депрессивных состояний. Психофизиология аддикций. Психофизиологические корреляты шизофрении.

            • Отвечают на вопросы плана.
            • Дискутируют о взаимосвязи патологических психических состояний с физиологией мозга.
            • Изучают возможности психофизиологических методов исследования патопсихологичесих процессов.
            • Осуществляют подбор методов психофизиологического исследования в соответствии с поставленной задачей.

            Проверка конспектов по теме.

            Опрос и обсуждение темы (дополнение, дискуссия) с отметкой в журнале учета успеваемости.

            Тестирование.

            Всего

            28

            Программа самостоятельной работы студентов (срс)

            Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

            • осуществление эффективного поиска информации развитие навыков работы с психологическими, психофизиологическими источниками;
            • закрепление навыков работы с базовыми методиками психофизиологического исследования познавательных, эмоциональных и волевых психических процессов, состояний.

            Формами самостоятельной работы являются изучение учебной и научной литературы, первоисточников, подготовка сообщений и докладов к семинарским занятиям, обсуждения на семинарских занятиях, в виде рефератов. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных работ.

            Ссылки

            компетенции и уровни усвоения

            Часы

            Содержание самостоятельной работы

            Деятельность студента

            Формы контроля

            уровня обученности

            1

            2

            3

            4

            5

            ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у.2, в.7

            9

            Подготовка к семинарским занятиям

            • Читает раздел темы в учебнике, анализирует материал. Делает конспект по заданной теме.
            • Составляет резюме (схему) по лекционному материалу.
            • Работает со справочной и учебной литературой (словари, справочники, энциклопедии, учебники, учебные пособия), осуществляет поиск информации в Интернете.
            • Готовит тезисы выступления на семинарском занятии.

            Отметка в журнале за устный ответ по вопросам плана семинарского занятия

            Отметка в журнале за проверку конспекта

            ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у.2, в.7

            2

            Подготовка 10-минутного доклада с презентацией по выбранной теме.

            • Работает с первоисточниками, учебниками, научными журналами, Интернетом.
            • Готовит презентацию по докладу в электронном виде.

            Отметка в журнале о выполнении данного вида работы

            ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у.2, в.7

            2

            Изучение первоисточников по изучаемой теме:

            рецензирование научных статей, фрагментов монографий

            — Библиографический поиск литературы по изучаемой теме

            — Читает и анализирует научную литературу

            — Написание конспекта (рецензии)

            Отметка в журнале за проверку конспекта

            ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у.2, в.7

            2

            Знакомство с базовыми методами психофизиологичекогоисследования по изучаемой теме

            — знакомство с базовыми методами психофизиологического исследования (согласно изучаемым темам)

            — усвоение алгоритма выбора методик, исходя из диагностической задачи

            — приобретение навыков интерпретации данных

            Отметка в журнале

            Всего часов

            15

            Важной формой самостоятельной работы студентов является подготовка докладов к научно-студенческим конференциям различного уровня, в том числе к Российской (итоговой) научно-практической конкурс-конференции студентов и молодых ученых НГМУ «Авиценна».

            Тема 1. Клиническая психофизиология как наука

            (длительность семинарского занятия -2 академических часа,

            самостоятельная работа студента – 1,5 академических часа)

            1. Предмет клинической психофизиологии.
            2. Задачи клинической психофизиологии.
            3. Прикладное значение клинической психофизиологии.

            При подготовке темы студент будет владеть следующими компетенциями:

            Готовностью к активной коммуникации и информационно-аналитической деятельности: активным включением в сеть профессионального сообщества, ведением постоянного информационного наблюдения за предметной областью, анализом динамики ее развития, поддержанием активных контактов с коллегами, активным информированием профессионального сообщества о результатах собственной научной и информационно-аналитической деятельности (ПК – 1).

            В рамках указанной компетенции:

            — знать теории системной и динамической организации высших психических функций (з. 12);

            знать клинико-психологическую феноменологию, механизмы и факторы риска возникновения расстройств психического и соматического здоровья и развития (з. 16).

            Контрольные вопросы

            1. Основная психофизиологическая проблема (проблема соотношения мозга и психики) (ПК-1, з. 12, з. 16).
            2. Системные основы психофизиологии: молекулярно-генетический, биохимический, клеточный, органный, организменный, личностный, социальный уровни организации (ПК-1, з. 12).
            3. Прикладное значение клинической психофизиологии. Практическая значимость для клинической психологии (ПК-1, з. 16).

            Задания для самостоятельной работы студентов

            1. Подготовка к входному тестированию – повторение базовых понятий, изучаемых в рамках дисциплин: психофизиология, физиология ВНД, общая психология, введение в клиническую психологию, патопсихология.
            2. Подготовка к семинарскому занятию в соответствии контрольным вопросам.

            Учебные вопросы и расчет времени самостоятельной работы студента

            п/п

            Учебные вопросы

            Форма самостоятельной работы

            Время

            (мин.)

            1.

            Подготовка к входному тестированию

            Работа с учебниками и конспектами лекций по дисциплинам: психофизиология, физиология ВНД, общая психология, введение в клиническую психологию, патопсихология.

            45

            1.

            Основная психологическая проблема

            Проработка конспекта лекции,

            чтение учебника

            10

            2.

            Системные основы психофизиологии

            Проработка конспекта лекции, составление схемы

            20

            3.

            Прикладное значение клинической психологии

            Проработка конспекта лекции,

            чтение учебника

            15

            ВСЕГО:

            90

            Основная литература

            1. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс. 1998. 373 с.
            2. Клиническая психология / Под ред. Перре М., Бауманна У. – СПб.: Питер, 2002. – 1312с.
            3. Психофизиология: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.И.Александров. СПб.: Питер, 2001. 550 с
            4. Хрестоматия по психофизиологии / Ред.-сост. Е.Н.Соколов, А.М.Черноризов. М.: УМК “Психология”, 2001.
            5. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия.- СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2002.- 402 с.

            Дополнительная литература

            1. Психиатрия: Учебник для студ. леч. и пед. фак. / М.В. Коркина 2-е изд. М.: МЕД-ПРЕСС-ИНФОРМ, 2000. – 576с.
            2. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: учебник для мед. вузов. – М. – Медицина, 2000. – 544с.

            Тема 2. Методы клинической психофизиологии

            (длительность семинарского занятия — 4 академических часа,

            самостоятельная работа студента – 3 академических часа)

            1. Методы изучения работы головного мозга (ЭЭГ, метод вызванных потенциалов, методы компьютерной томографии: МРТ, ЯМР, ПЭТ).
            2. Метод изучения электрической активности кожи – метод кожно-гальванической реакции (КГР).
            3. Электромиография.
            4. Методы исследования работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы (спектральный и временной анализ сердечного ритма и пр.).
            5. Методы исследования движения глаз, реакций зрачка и пр.

            При подготовке темы студент будет владеть следующими компетенциями:

            Готовностью к активной коммуникации и информационно-аналитической деятельности: активным включением в сеть профессионального сообщества, ведением постоянного информационного наблюдения за предметной областью, анализом динамики ее развития, поддержанием активных контактов с коллегами, активным информированием профессионального сообщества о результатах собственной научной и информационно-аналитической деятельности (ПК – 1).

            Готовностью инициировать психологические исследования: определением области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК – 2).

            В рамках указанной компетенции:

            уметь использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования (у. 2.);

            — владеть процедурами организации и проведения современных научных исследований, научно-практических работ, проектирования и реализации учебно-воспитательного процесса (в.7.).

            Контрольные вопросы

            1. Электроэнцефалография: частотные диапазоны, метод картирования, понятие когерентности. Возможности метода, показания к применению, интерпретация результатов (ПК-1, ПК-2, у. 2, в. 7).
            2. Метод вызванных потенциалов. Показания к применению, знакомство с параметрами, используемыми при интерпретация результатов (ПК-1, ПК-2, у. 2, в. 7).
            3. Методы структурной и функциональной компьютерной томографии (МРТ, ЯМР, ПЭТ).

              Характеристика методов и прикладное значение (ПК-1, ПК-2, у. 2, в. 7).

            4. Метод кожно-гальванической реакции (КГР).

              Исторический аспект. Применение метода в исследовании психических процессов (ПК-1, ПК-2, у. 2, в. 7).

            5. Методы исследование вегетативной активности и реактивности (спектральный и временной анализ сердечного ритма и пр.).

              Применение спектрального анализа ритма сердца в исследовании психических процессов (ПК-1, ПК-2, у. 2, в. 7).

            6. Пуппилометрия. Электороокулография. Показание к применению (ПК-1, ПК-2, у. 2, в. 7).

            Задания для самостоятельной работы студентов

            1. Подготовка к семинарскому занятию в соответствии контрольным вопросам.
            2. Подготовка сообщений:

            «Применение методов ЭЭГ и вызванных потенциалов в исследованиях психических процессов».

            «Применение методов ПЭТ (позитронной эмиссионной томографии) и функциональной МРТ (магнитно-резонансной томографии) в исследованиях психических процессов».

            Учебные вопросы и расчет времени самостоятельной работы студента

            п/п

            Учебные вопросы

            Форма самостоятельной работы

            Время

            (мин.)

            1.

            Подготовка к семинарскому занятию

            Проработка конспекта лекции,

            чтение учебника, составление таблицы для систематизации материала

            90

            2.

            Подготовка сообщения

            Работа с первоисточниками, справочной и учебной литературой, поиск информации в Интернете

            80

            3.

            Самостоятельный контроль знаний с помощью тестовых заданий

            Работа с тестом

            10

            ВСЕГО:

            180

            Примеры тестовых заданий

            1. Понятие ЭЭГ-десинхронизации включает:

            1. депрессия (снижение мощности) -ритма;
            2. усиление мощности -ритма;
            3. доминирование (преобладание) высокочастотных ритмов;
            4. увеличение мощности -ритма;
            5. преобладание низкочастотных ритмов на ЭЭГ.

            2. Нейроны, генерирующие α-ритм, расположены преимущественно: 1) в области ретикулярной формации; 2) в таламусе; 3) в гипоталамусе; 4) в коре головного мозга.

            3. Событийно-связанные вызванные потенциалы – это…

            4. Вызванный потенциал на звуковой стимул будет регистрироваться: 1) в затылочной области; 2) во фронтальной коре; 3) в височной области; 4) в соматосенсорной коре.

            5. При анализе ЭЭГ когерентность – это….

            6. Когерентность равная «0» предполагает, что …

            Когерентность равная 1 предполагает, что….

            1. Методы, с помощью которых возможна регистрация метаболических (обменных) процессов в головном мозге: 1) ПЭТ; 2) МРТ; 3) ЯМР; 4) КТ; 5) ЭЭГ; 6) метод вызванных потенциалов; 7) событийно связанные потенциалы (ССП).
            2. КГР (расшифруйте) _________________________________________________________
            3. Сопротивление кожи, определяемое методом КГР, при решении сложной когнитивной задачи: 1) снижается; 2) повышается.
            4. Психофизиологические методы, используемые для диагностики нарушений сна:

            1) 2) 3)

            11. Высокочастотная составляющая спектра сердечного ритма (HF) характеризует уровень: а) активности симпатического отдела ВНС; б) активности парасимпатического отдела ВНС; в) обменно-метаболических процессов в ЦНС.

            12. При спектральном анализе ритма сердца LF/HF-соотношение характеризует ….

            Основная литература

            1. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс. 1998. 373 с.
            2. Клиническая психология / Под ред. Перре М., Бауманна У. – СПб.: Питер, 2002. – 1312с.
            3. Психофизиология: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.И.Александров. СПб.: Питер, 2001. 550 с
            4. Хрестоматия по психофизиологии / Ред.-сост. Е.Н.Соколов, А.М.Черноризов. М.: УМК “Психология”, 2001.
            5. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия.- СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2002.- 402 с.

            Дополнительная литература

            1. Психиатрия: Учебник для студ. леч. и пед. фак. / М.В. Коркина 2-е изд. М.: МЕД-ПРЕСС-ИНФОРМ, 2000. – 576с.
            2. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: учебник для мед. вузов. – М. – Медицина, 2000. – 544с.

            Тема 3. Физиология нейромедиаторных систем мозга

            (длительность семинарского занятия — 4 академических часа,

            самостоятельная работа студента – 3 академических часа)

            1. Норадренергическая, дофаминергическая, ацетилхолинергическая, ГАМК-ергическая медиаторные системы мозга.
            2. Баланс нейромедиаторов и психопатология.
            3. Полиморфизм генов нейромедиаторов в норме и при психопатологии.

            При подготовке темы студент будет владеть следующими компетенциями:

            Готовностью к активной коммуникации и информационно-аналитической деятельности: активным включением в сеть профессионального сообщества, ведением постоянного информационного наблюдения за предметной областью, анализом динамики ее развития, поддержанием активных контактов с коллегами, активным информированием профессионального сообщества о результатах собственной научной и информационно-аналитической деятельности (ПК – 1).

            Готовностью инициировать психологические исследования: определением области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК – 2).

            В рамках указанной компетенции:

            знать клинико-психологическую феноменологию, механизмы и факторы риска возникновения расстройств психического и соматического здоровья и развития (з. 16);

            уметь использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования (у. 2.);

            — владеть процедурами организации и проведения современных научных исследований, научно-практических работ, проектирования и реализации учебно-воспитательного процесса (в.7.).

            Контрольные вопросы

            1. Дофаминергическая нейромедиаторная система: регуляция двигательной активности, психические эффекты, участие в процессах вознаграждения/подкрепления. Корреляция с нарушениями поведения, психическими расстройствами. Полиморфизм генов детерминирующих функции дофаминергической системы (ПК-1, ПК-2, з.16, у. 2, в. 7).
            2. Понятие симпато-адреналовой системы и ГГНО-оси. Норадренергическая нейромедиаторная система: участие в регуляции когнитивных, эмоциональных процессов, в поведенческой активности; корреляция с нарушениями поведения, психическими расстройствами (ПК-1, ПК-2, з.16, у. 2, в. 7).
            3. Серотонинергическая нейромедиаторная система: регуляция цикла сон-бодрствование, регуляция эмоционального состояния, регуляция пищевого поведения. Психотические эффекты, сопряженные с нарушением серотонинергической регуляции. Полиморфизм генов детерминирующих функции серотонинергической системы (ПК-1, ПК-2, з.16, у. 2, в. 7).
            4. Холинергическая нейромедиаторная система: участие в регуляции когнитивных, эмоциональных процессов, в поведенческой активности; корреляция с нарушениями поведения, психическими расстройствами (ПК-1, ПК-2, з.16, у. 2, в. 7).
            5. ГАМК-ергическая нейромедиаторная система. Функции. Корреляция с нарушениями поведения, психическими расстройствами. Полиморфизм генов детерминирующих функции ГАМК-ергической системы (ПК-1, ПК-2, з.16, у. 2, в. 7).

            Задания для самостоятельной работы студентов

            1. Подготовка к семинарскому занятию в соответствии контрольным вопросам.
            2. Подготовка сообщения: «Нейромедиаторные аминокислоты: ГАМК, глицин, L-глютаминовая кислота. Пуринергическая система. Нейропептиды. Функции. Норма и патология».

            Учебные вопросы и расчет времени самостоятельной работы студента

            п/п

            Учебные вопросы

            Форма самостоятельной работы

            Время

            (мин.)

            1.

            Подготовка к семинарскому занятию

            Проработка конспекта лекции,

            чтение учебника, составление таблицы для систематизации материала

            90

            2.

            Подготовка сообщения

            Работа с первоисточниками, справочной и учебной литературой, поиск информации в Интернете

            80

            3.

            Самостоятельный контроль знаний с помощью тестовых заданий

            Работа с тестом

            10

            ВСЕГО:

            180

            Таблица для работы с Темой 3

            Нейромедиаторная система

            Локализация в мозге

            Участие в регуляции психических функций

            Примеры тестовых заданий

            1. ГГНО (расшифруйте) ______________________________________________________
            2. ГГНО активация сопряжена с повышением активности: а) симпатического отдела ВНС; б) парасимпатического отдела ВНС.
            3. Сущность понятия «функциональное состояние мозга». Нейрохимические механизмы регуляции функционального состояния мозга.
            4. Основные нейромедиаторы, участвующие в регуляции цикла сон/бодрствование: 1) дофамин; 2) норадреналин; 3) серотонин; 4) ГАМК; 5) ацетилхолин.
            5. Генерализованная активация, захватывающая обширные зоны головного мозга, осуществляется: 1) ретикулярной формацией; 2) таламусом; 3) корой головного мозга.
            6. Перечислите функции норадреналина:
            7. Перечислите психотические эффекты дофамина:
            8. Нейромедиаторы, низкий уровень которых предрасполагает к развитию депрессии: 1) дофамин; 2) норадреналин; 3) серотонин; 4) ГАМК; 5) ацетилхолин.
            9. Перечислите нейромедиаторы, участвующие в ноцицептивной и антиноцицептивной системе мозга …
            10. Расшифруйте: МАО_________________________________________________
            11. Основными медиаторами ноцицептивной системы являются: а) норадреналин; б) серотонин; в) дофамин; г) L-глутамат; д) субстанция Р.

            Основная литература

            1. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс. 1998. 373 с.
            2. Клиническая психология / Под ред. Перре М., Бауманна У. – СПб.: Питер, 2002. – 1312с.
            3. Психофизиология: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.И.Александров. СПб.: Питер, 2001. 550 с
            4. Хрестоматия по психофизиологии / Ред.-сост. Е.Н.Соколов, А.М.Черноризов. М.: УМК “Психология”, 2001.
            5. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия.- СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2002.- 402 с.

            Дополнительная литература

            1. Психиатрия: Учебник для студ. леч. и пед. фак. / М.В. Коркина 2-е изд. М.: МЕД-ПРЕСС-ИНФОРМ, 2000. – 576с.
            2. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: учебник для мед. вузов. – М. – Медицина, 2000. – 544с.

            Тема 4. Психофизиология когнитивных, эмоциональных и волевых процессов (норма и патология)

            (длительность семинарского занятия — 10 академических часов,

            самостоятельная работа студента – 4 академических часа)

            1. Психофизиология ощущений и восприятия (норма и патология).
            2. Психофизиология памяти (норма и патология).
            3. Психофизиология внимания (норма и патология).
            4. Психофизиология аффективных и волевых процессов (норма и патология).

            При подготовке темы студент будет владеть следующими компетенциями:

            Готовностью к активной коммуникации и информационно-аналитической деятельности: активным включением в сеть профессионального сообщества, ведением постоянного информационного наблюдения за предметной областью, анализом динамики ее развития, поддержанием активных контактов с коллегами, активным информированием профессионального сообщества о результатах собственной научной и информационно-аналитической деятельности (ПК – 1).

            Готовностью инициировать психологические исследования: определением области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК – 2).

            В рамках указанной компетенции:

            — знать теории системной и динамической организации высших психических функций (з. 12);

            знать клинико-психологическую феноменологию, механизмы и факторы риска возникновения расстройств психического и соматического здоровья и развития (з. 16);

            уметь использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования (у. 2.);

            — владеть процедурами организации и проведения современных научных исследований, научно-практических работ, проектирования и реализации учебно-воспитательного процесса (в.7.).

            Контрольные вопросы

            1. Психофизиология ощущений и восприятия. Психофизиологические механизмы кодирования и декодирования информации. Индивидуальные различия (ПК-1, ПК-2, з.12, у. 2, в. 7).
            2. Физиологические аспекты нарушений ощущений и восприятия (ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у. 2, в. 7).
            3. Психофизиология непроизвольного и произвольного внимания (ПК-1, ПК-2, з.12, у. 2, в. 7).
            4. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): физиологические корреляты (ПК-1, ПК-2, з.12, у. 2, в. 7).
            5. Психофизиологические механизмы долговременной и кратковременной памяти (ПК-1, ПК-2, з.12, у. 2, в. 7).
            6. Физиология нарушений памяти (молекулярный, биохимический, нейронный и системный уровни) (ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у. 2, в. 7).
            7. Психофизиологические корреляты нарушений сна. Психофизиологические методы диагностики нарушений сна (ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у. 2, в. 7).
            8. Психофизиология аффективных процессов (норма и патология).

              Механизмы кодирования и декодирования лицевой экспрессии. Эмоция как баланс и дисбаланс нейротрансмитеров и пептидов. Многомерные и дискретные модели эмоций. Психофизиологические аспекты эмоциональных нарушений (ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у. 2, в. 7).

            9. Психофизиология волевых процессов (норма и патология) (ПК-1, ПК-2, з.16, у. 2, в. 7).

            Задания для самостоятельной работы студентов

            1. Подготовка к семинарскому занятию в соответствии контрольным вопросам.
            2. Подготовка реферата.
            3. Подготовка конспекта монографии/статьи.

            Учебные вопросы и расчет времени самостоятельной работы студента

            п/п

            Учебные вопросы

            Форма самостоятельной работы

            Время

            (мин.)

            1.

            Подготовка к семинарскому занятию

            Проработка конспекта лекции,

            чтение учебника, составление схемы по каждому разделу

            90

            2.

            Подготовка реферата

            Работа с первоисточниками, справочной и учебной литературой, поиск информации в Интернете. Подбор материала и написание реферата

            90

            3.

            Подготовка конспекта первоисточника

            Работа с первоисточником, составление плана, аналитическая обработка текста, подготовка конспекта

            60

            ВСЕГО:

            240

            Примерные темы рефератов

            1. Особенности восприятия времени и пространственных представлений при нарушениях межполушарного взаимодействия.
            2. Проблема нормы в психофизиологических исследованиях детского возраста.
            3. Межполушарная асимметрия и когнитивные стили.
            4. Психофизиологические механизмы аффективной патологии.
            5. Психофизиологический подход к изучению познавательных процессов в норме и при шизофрении.
            6. Психофизиологические механизмы нарушений памяти в позднем возрасте.

            Литература для конспектирования

            1. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Наука, 1971. — 119 с.
            2. Соколов Е.Н. Проблема гештальта в нейробиологии // Журн. высш. нервн. деят. им. И.П.Павлова. – 1996. — Т.46. Вып. 2. — С. 229—240.
            3. Штраух И. Расстройства сна: этиология и анализ условий возникновения// У. Бауманн, М. Перре Клиническая психология. – С.-П.:1998.- 689с.
            4. Либ Р., Виттхен Г.-У. Тревожные расстройства: этиология и анализ условий возникновения//У. Бауманн, М. Перре Клиническая психология. – С.-П.:1998.- 689с.

            Основная литература

            1.Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс. 1998. 373 с.

            1. Клиническая психология / Под ред. Перре М., Бауманна У. – СПб.: Питер, 2002. – 1312с.
            2. Психофизиология: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.И.Александров. СПб.: Питер, 2001. 550 с
            3. Хрестоматия по психофизиологии / Ред.-сост. Е.Н.Соколов, А.М.Черноризов. М.: УМК “Психология”, 2001.
            4. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия.- СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2002.- 402 с.

            Дополнительная литература

            1. Психиатрия: Учебник для студ. леч. и пед. фак. / М.В. Коркина 2-е изд. М.: МЕД-ПРЕСС-ИНФОРМ, 2000. – 576с.
            2. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: учебник для мед. вузов. – М. – Медицина, 2000. – 544с.

            Тема 5. Психофизиология осознаваемых и неосознаваемых психических процессов

            (длительность семинарского занятия – 2 академических часа,

            самостоятельная работа студента – 1,5 академических часа)

            1. Основные концепции сознания. Повторный вход возбуждения и информационный синтез.

            2. Понятие бессознательного в психофизиологии. Индикаторы осознаваемого и неосознаваемого восприятия. Семантическое дифференцирование неосознаваемых стимулов.

            3.Функциональная асимметрия полушарий и бессознательное.

            При подготовке темы студент будет владеть следующими компетенциями:

            Готовностью к активной коммуникации и информационно-аналитической деятельности: активным включением в сеть профессионального сообщества, ведением постоянного информационного наблюдения за предметной областью, анализом динамики ее развития, поддержанием активных контактов с коллегами, активным информированием профессионального сообщества о результатах собственной научной и информационно-аналитической деятельности (ПК – 1).

            Готовностью инициировать психологические исследования: определением области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК – 2).

            В рамках указанной компетенции:

            — знать теории системной и динамической организации высших психических функций (з. 12);

            уметь использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования (у. 2.);

            — владеть процедурами организации и проведения современных научных исследований, научно-практических работ, проектирования и реализации учебно-воспитательного процесса (в.7.).

            Контрольные вопросы

            1. Психофизиология осознаваемых и неосознаваемых процессов. Индикаторы осознаваемого и неосознаваемого восприятия. Семантическое дифференцирование неосознаваемых стимулов (ПК-1, ПК-2, з.12, у. 2).
            2. Функциональная асимметрия полушарий и бессознательное (ПК-1, ПК-2, з.12, у. 2).
            3. Возможности психофизиологической диагностики неосознаваемых психических процессов (ПК-1, ПК-2, з.12, у. 2, в. 7).

            Задания для самостоятельной работы студентов

            1. Подготовка к семинарскому занятию в соответствии контрольным вопросам.
            2. Подготовка сообщения «Психофизиология измененных состояний сознания».

            Учебные вопросы и расчет времени самостоятельной работы студента

            п/п

            Учебные вопросы

            Форма самостоятельной работы

            Время

            (мин.)

            1.

            Подготовка к семинарскому занятию

            Проработка конспекта лекции,

            чтение учебника, составление схемы

            40

            2.

            Подготовка сообщения

            Работа с первоисточниками, справочной и учебной литературой, поиск информации в Интернете. Подбор материала и написание плана сообщения

            50

            ВСЕГО:

            90

            Основная литература

            1. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс. 1998. 373 с.
            2. Клиническая психология / Под ред. Перре М., Бауманна У. – СПб.: Питер, 2002. – 1312с.
            3. Психофизиология: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.И.Александров. СПб.: Питер, 2001. 550 с
            4. Хрестоматия по психофизиологии / Ред.-сост. Е.Н.Соколов, А.М.Черноризов. М.: УМК “Психология”, 2001.
            5. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия.- СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2002.- 402 с.

            Дополнительная литература

            1. Психиатрия: Учебник для студ. леч. и пед. фак. / М.В. Коркина 2-е изд. М.: МЕД-ПРЕСС-ИНФОРМ, 2000. – 576с.
            2. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: учебник для мед. вузов. – М. – Медицина, 2000. – 544с.

            Тема 6. Психофизиология патологических состояний

            (длительность семинарского занятия — 6 академических часов,

            самостоятельная работа студента – 2,5 академических часа)

            1. Психофизиология тревожности, агрессии, депрессивных состояний.
            2. Психофизиология аддикций.
            3. Психофизиологические корреляты шизофрении.
            4. Психофизиологические аспекты болезни Альцгеймера.
            5. Аутизм: психофизиологические корреляты.
            6. Психофизиология болезни Паркинсона.

            При подготовке темы студент будет владеть следующими компетенциями:

            Готовностью к активной коммуникации и информационно-аналитической деятельности: активным включением в сеть профессионального сообщества, ведением постоянного информационного наблюдения за предметной областью, анализом динамики ее развития, поддержанием активных контактов с коллегами, активным информированием профессионального сообщества о результатах собственной научной и информационно-аналитической деятельности (ПК – 1).

            Готовностью инициировать психологические исследования: определением области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК – 2).

            В рамках указанной компетенции:

            — знать теории системной и динамической организации высших психических функций (з. 12);

            знать клинико-психологическую феноменологию, механизмы и факторы риска возникновения расстройств психического и соматического здоровья и развития (з. 16);

            уметь использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования (у. 2.);

            — владеть процедурами организации и проведения современных научных исследований, научно-практических работ, проектирования и реализации учебно-воспитательного процесса (в.7.).

            Контрольные вопросы

            1. Психофизиология тревожности (нейрохимические механизмы) (ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у. 2, в. 7).
            1. Психофизиология агрессивности (нейрохимические механизмы) (ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у. 2, в. 7).
            2. Психофизиология депрессии. ГГНО-активнось, нейромедиаторные системы мозга при депрессии. Функциональная асимметрия мозга и депрессия (ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у. 2, в. 7).
            3. Психофизиология аддикции. Нейрохимические основы наркомании, алкоголизма (ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у. 2, в. 7).
            4. Морфофункциональные изменения в ЦНС при шизофрении. Психофизиологические корреляты шизофрении. Роль нейромедиаторных систем в развитии шизофрении (ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у. 2, в. 7).
            5. Психофизиология обсессивно-компульсивных расстройств (ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у. 2, в. 7).
            6. Психофизиологические аспекты болезни Альцгеймера (ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у. 2, в. 7).
            7. Аутизм. Морфологические и психофизиологические корреляты (ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у. 2, в. 7).
            8. Психофизиологические механизмы эпилептоидной активности. ЭЭГ-корреляты (ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у. 2, в. 7).
            9. Болезнь Паркинсона. Роль нейромедиаторных систем мозга (ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у. 2, в. 7).

            Задания для самостоятельной работы студентов

            1. Подготовка к семинарскому занятию в соответствии контрольным вопросам.
            2. Подготовка сообщения.
            3. Подготовка конспекта раздела монографии.

            Учебные вопросы и расчет времени самостоятельной работы студента

            п/п

            Учебные вопросы

            Форма самостоятельной работы

            Время

            (мин.)

            1.

            Подготовка к семинарскому занятию

            Проработка конспекта лекции,

            чтение учебника, составление схем

            90

            2.

            Подготовка сообщения

            Работа с первоисточниками, справочной и учебной литературой, поиск информации в Интернете. Подбор материала, оформление презентации

            30

            3.

            Подготовка конспекта первоисточника

            Работа с первоисточником, составление плана, аналитическая обработка текста, подготовка конспекта

            30

            ВСЕГО:

            150

            Таблица для работы с Темой 6

            Нозология

            Нейрохимические механизмы

            Методы психофизиологической диагностики

            Примерные темы устных сообщений

            1. Психофизиология девиантного поведения.
            2. Психофизиологические механизмы аффективной патологии.
            3. Тревожные и обсессивно-компульсивные расстройства. Психофизиологические аспекты.
            4. Психофизиологический подход к изучению познавательных процессов при шизофрении.
            5. Психофизиология саморазрушающего поведения (суицидальное поведение, нервная анорексия).

            Литература для конспектирования

            1. Риф В. Соматоформные и диссоциативные (конверсионные) расстройства: этиология и анализ условий возникновения// У. Бауманн, М. Перре Клиническая психология. –– С.-П.:1998.- 689с.
            2. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия.- СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2002.- 402 с.

            Примеры тестовых заданий для текущего контроля знаний студентов

            1. Степень расширения желудочков у больных шизофренией коррелирует: а) с выраженностью негативной симптоматики; б) с более низкой адаптацией в преморбиде; в) с более выраженными экстрапирамидными симптомами при лечении нейролептиками; г) все ответы верны.
            2. Нейрохимическая гипотеза природы шизофрении заключается в предположении того, что у больных шизофренией: а) гиперактивность дофаминовой системы; б) гиперактивность серотониновой системы; в) снижение активности дофаминовой системы; г) снижение активности серотониновой системы.
            3. Катехоламиновая гипотеза исходит из того, что депрессия и мания являются: а) биохимически противоположными состояниями; б) депрессия обусловлена дефицитом катехоламиновых нейротрансмиттеров, мания – их избытком; в) мания обусловлена дефицитом катехоламиновых нейротрансмиттеров, депрессия – их избытком.
            4. Отрицательный дексаметазоновый тест при депрессии: а) является нозоспецифичным; б) не является нозоспецифичным.
            5. Дексаметазоновый тест предполагает …
            6. Нарушение архитектуры сна при депрессии проявляется: а) в укорочении временного промежутка от наступления сна до REM-фазы; б) повышением плотности REM-фазы; в) удлинением REM-фазы; г) в удлинении временного промежутка от наступления сна до REM-фазы.
            7. Аминовая гипотеза депрессии заключается в том, что….
            8. Предполагается, что причиной низкой переносимости физических нагрузок больными с тревожными расстройствами является …
            9. Панические приступы сопровождаются: а) гиповентиляцией и респираторным ацидозом; б) гипервентиляцией и респираторным алкалозом.
            10. У больных детским аутизмом наблюдается: а) повышение уровня серотонина в крови; б) снижение катехоламинов и их метаболитов в моче; в) положительный дексаметазоновый тест; г) все ответы верны.
            11. При паркинсонизме наблюдается: а) снижение активности дофаминергической системы; б) повышение активности дофаминергической системы; в) снижение активности холинергической системы; г) повышение активности холинергической системы.
            12. При болезни Альцгеймера наиболее выражены нарушения функционирования: а) дофаминергической системы; б) норадренергической системы; в) серотонинергической системы; г) холинергической системы; д) глутаматергической.
            13. Центральное звено системы подкрепления, в том числе, при формировании аддикции: а) дофаминергическая система; б) норадренергическая система; в) серотонинергическая система; г) холинергическая система; д) глутаматергическая.
            14. Одним из факторов, определяющих уровень абстиненции, на фоне отмены приема алкоголя является: а) слабость ГАМК-ергической системы; б) активация NMDA-нейромедиаторной системы; в) активность дофаминергической системы.
            15. Противоэпилептические средства: а) блокируют натриевые каналы; б) блокируют кальциевые каналы; в) активирую ГАМК-ергическую систему; г) понижают активность глутаматергической системы; д) все ответы верны.
            16. ЭЭГ-корреляты приступов абсанса: а) увеличение медленноволновой (1-3 Гц) активности; б) увеличением α-активности; в) снижением α-активности; г) увеличением β-активности; д) снижением β-активности.

            Основная литература

            1. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс. 1998. 373 с.
            2. Клиническая психология / Под ред. Перре М., Бауманна У. – СПб.: Питер, 2002. – 1312с.
            3. Психофизиология: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.И.Александров. СПб.: Питер, 2001. 550 с
            4. Хрестоматия по психофизиологии / Ред.-сост. Е.Н.Соколов, А.М.Черноризов. М.: УМК “Психология”, 2001.
            5. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия.- СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2002.- 402 с.

            Дополнительная литература

            1. Психиатрия: Учебник для студ. леч. и пед. фак. / М.В. Коркина 2-е изд. М.: МЕД-ПРЕСС-ИНФОРМ, 2000. – 576с.
            2. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: учебник для мед. вузов. – М. – Медицина, 2000. – 544с.

            29