высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ГБОУ ВПО НГМУ Минздрава России)
УТВЕРЖДАЮ
И.о.декана факультета социальной работы и клинической психологии
Гуляевская Н.В.
2 сентября 2013 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
по дисциплине C3.Б.20 Клиническая психофизиология
Направление подготовки — 030401 — «клиническая психология»
Квалификация — специалист
Форма обучения — очная
Курс – 4 Регистрационный №______
Семестр – 7 Экз. №______
Вид и трудоемкость учебной деятельности/занятий |
ЗЕ / часов |
Формы контроля уровня обученности студентов по дисциплине |
Количество |
Трудоемкость по ФГОС ВПО (в зачетных единицах — ЗЕ) |
2 |
Экзамен |
— |
Трудоемкость по РУП (в академических часах) |
72 |
Зачет |
1 |
Включая (в том числе): |
72 |
Курсовые работы |
— |
Лекции |
29 |
Рецензия |
— |
Семинарские занятия |
28 |
Ведение учебной истории болезни (листа наблюдений за больным) |
— |
Самостоятельная работа |
15 |
Другие формы |
— |
Новосибирск 2013 г.
Методические рекомендации по дисциплине «Клиническая психофизиология» для очной формы обучения по направлению подготовки 030401 — «Клиническая психология» составлена на основании требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 24.12. 2010 г. № 2057 и рабочего учебного плана по специальности, утвержденного Ученым Советом ГБОУ ВПО НГМУ Минздрава России 21 мая 2013 г., протокол №4.
Рабочую программу разработали:
Фамилия И.О. |
Должность |
Ученая степень, ученое звание |
Кафедра |
1 |
2 |
3 |
4 |
Соловьева И.Г. |
И.о.зав.кафедрой |
К.м.н., доцент |
Кафедра клинической психологии НГМУ |
|
|
|
|
Рецензенты:
Фамилия И.О. |
Должность |
Ученая степень, ученое звание |
Кафедра |
1 |
2 |
3 |
4 |
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедры клинической психологии
Протокол №_1_от «28» августа 2013 г.
и.о.зав. кафедрой к.м.н., доцент Соловьева И.Г.______________________
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании ЦМК по неврологическим, психиатрическим и психологическим дисциплинам
Протокол №_1_ от «_2_»_сентября_2013 г.
Председатель ЦМК_______________________(д.м.н., проф. Овчинников А.А.)
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к конечным результатам освоения дисциплины с3.Б.20. «клиническая психофизиология »
В результате освоения учебной дисциплины «Клиническая психофизиология» студент должен:
Код компе тенции |
….обладать следующими компетенциями: |
Краткое содержание и структура компетенции. Характеристика обязательного порогового уровня сформированности компетенции |
ПК-1 |
Готовностью к активной коммуникации и информационно-аналитической деятельности: активным включением в сеть профессионального сообщества, ведением постоянного информационного наблюдения за предметной областью, анализом динамики ее развития, поддержанием активных контактов с коллегами, активным информированием профессионального сообщества о результатах собственной научной и информационно-аналитической деятельности |
з.12. — теории системной и динамической организации высших психических функций; з.16. — клинико-психологическую феноменологию, механизмы и факторы риска возникновения расстройств психического соматического здоровья и развития; у.2. -использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования; в.7.- процедурами организации и проведения современных научных исследований, научно-практических работ, проектирования и реализации учебно-воспитательного процесса; |
ПК-2 |
Готовностью инициировать психологические исследования: определением области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии. |
з.12. теории системной и динамической организации высших психических функций; з.16. клинико-психологическую феноменологию, механизмы и факторы риска возникновения расстройств психического соматического здоровья и развития; у.2. -использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования; в.7. – процедурами организации и проведения современных научных исследований, научно-практических работ, проектирования и реализации учебно-воспитательного процесса; |
Содержание семинарских занятий
№№ п.п. |
Ссылки компетенции и уровни усвоения |
Ча сы |
Тема, содержание семинарского занятия (примерный план) |
Деятельность студента |
Форма контроля уровня обученности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
ПК-1, з.12, з.16 |
2 |
Семинар 1 Тема 1. Клиническая психофизиология как наука.
|
|
Выполняют входное тестирование. Обсуждение с отметкой в журнале учета успеваемости. |
|
|
ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у.2, в.7 |
4 |
Семинар 2, 3 Тема 2. Методы клинической психофизиологии. Методы изучения работы головного мозга (ЭЭГ, метод вызванных потенциалов, методы компьютерной томографии (МРТ, ЯМР, ПЭТ), метод кожно-гальванической реакции (КГР), электороокулография, электромиография, спектралный и временной анализ сердечного ритма и пр. |
|
Опрос и обсуждение темы (сообщения, дополнение, дискуссия) с отметкой в журнале учета успеваемости. Тестирование |
|
ПК-1, з.12, з.16 |
4 |
Семинар 4, 5 Тема 3. Физиология нейромедиаторных систем мозга. Норадренергическая, дофаминергическая, ацетилхолинергическая, ГАМК-ергическая медиаторные системы мозга. Баланс нейромедиаторов и психопатология. Полиморфизм генов нейромедиаторов при психопатологии. |
|
Проверка конспектов по теме Опрос и обсуждение темы (доклады, дополнение, дискуссия) с отметкой в журнале учета успеваемости. Контрольная работа по теме |
|
ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у.2, в.7 |
10 |
Семинар 6 — 10 Тема 4. Психофизиология когнитивных, эмоциональных и волевых процессов (норма и патология). Психофизиология ощущений и восприятия, памяти, внимания, мышления, аффективных и волевых процессов (норма и патология). |
|
Опрос и обсуждение темы (дополнение, дискуссия) с отметкой в журнале учета успеваемости. |
|
ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у.2, в.7 |
2 |
Семинар 11 Тема 5. Психофизиология осознаваемых и неосознаваемых психических процессов. |
|
Выполняют тестирование. Опрос и обсуждение темы (дополнение, дискуссия) с отметкой в журнале учета успеваемости. |
|
ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у.2, в.7 |
6 |
Семинар 12 — 14 Тема 6. Психофизиология патологических состояний. Психофизиология тревожности, агрессии, депрессивных состояний. Психофизиология аддикций. Психофизиологические корреляты шизофрении. |
|
Проверка конспектов по теме. Опрос и обсуждение темы (дополнение, дискуссия) с отметкой в журнале учета успеваемости. Тестирование. |
Всего |
28 |
|
Программа самостоятельной работы студентов (срс)
Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:
- осуществление эффективного поиска информации развитие навыков работы с психологическими, психофизиологическими источниками;
- закрепление навыков работы с базовыми методиками психофизиологического исследования познавательных, эмоциональных и волевых психических процессов, состояний.
Формами самостоятельной работы являются изучение учебной и научной литературы, первоисточников, подготовка сообщений и докладов к семинарским занятиям, обсуждения на семинарских занятиях, в виде рефератов. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных работ.
Ссылки компетенции и уровни усвоения |
Часы |
Содержание самостоятельной работы |
Деятельность студента |
Формы контроля уровня обученности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у.2, в.7 |
9 |
Подготовка к семинарским занятиям |
|
Отметка в журнале за устный ответ по вопросам плана семинарского занятия Отметка в журнале за проверку конспекта |
ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у.2, в.7 |
2 |
Подготовка 10-минутного доклада с презентацией по выбранной теме. |
|
Отметка в журнале о выполнении данного вида работы |
ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у.2, в.7 |
2 |
Изучение первоисточников по изучаемой теме: рецензирование научных статей, фрагментов монографий |
— Библиографический поиск литературы по изучаемой теме — Читает и анализирует научную литературу — Написание конспекта (рецензии) |
Отметка в журнале за проверку конспекта |
ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у.2, в.7 |
2 |
Знакомство с базовыми методами психофизиологичекогоисследования по изучаемой теме |
— знакомство с базовыми методами психофизиологического исследования (согласно изучаемым темам) — усвоение алгоритма выбора методик, исходя из диагностической задачи — приобретение навыков интерпретации данных |
Отметка в журнале |
Всего часов |
15 |
Важной формой самостоятельной работы студентов является подготовка докладов к научно-студенческим конференциям различного уровня, в том числе к Российской (итоговой) научно-практической конкурс-конференции студентов и молодых ученых НГМУ «Авиценна».
Тема 1. Клиническая психофизиология как наука
(длительность семинарского занятия -2 академических часа,
самостоятельная работа студента – 1,5 академических часа)
- Предмет клинической психофизиологии.
- Задачи клинической психофизиологии.
- Прикладное значение клинической психофизиологии.
При подготовке темы студент будет владеть следующими компетенциями:
Готовностью к активной коммуникации и информационно-аналитической деятельности: активным включением в сеть профессионального сообщества, ведением постоянного информационного наблюдения за предметной областью, анализом динамики ее развития, поддержанием активных контактов с коллегами, активным информированием профессионального сообщества о результатах собственной научной и информационно-аналитической деятельности (ПК – 1).
В рамках указанной компетенции:
— знать теории системной и динамической организации высших психических функций (з. 12);
— знать клинико-психологическую феноменологию, механизмы и факторы риска возникновения расстройств психического и соматического здоровья и развития (з. 16).
Контрольные вопросы
- Основная психофизиологическая проблема (проблема соотношения мозга и психики) (ПК-1, з. 12, з. 16).
- Системные основы психофизиологии: молекулярно-генетический, биохимический, клеточный, органный, организменный, личностный, социальный уровни организации (ПК-1, з. 12).
- Прикладное значение клинической психофизиологии. Практическая значимость для клинической психологии (ПК-1, з. 16).
Задания для самостоятельной работы студентов
- Подготовка к входному тестированию – повторение базовых понятий, изучаемых в рамках дисциплин: психофизиология, физиология ВНД, общая психология, введение в клиническую психологию, патопсихология.
- Подготовка к семинарскому занятию в соответствии контрольным вопросам.
Учебные вопросы и расчет времени самостоятельной работы студента
№ п/п |
Учебные вопросы |
Форма самостоятельной работы |
Время (мин.) |
1. |
Подготовка к входному тестированию |
Работа с учебниками и конспектами лекций по дисциплинам: психофизиология, физиология ВНД, общая психология, введение в клиническую психологию, патопсихология. |
45 |
1. |
Основная психологическая проблема |
Проработка конспекта лекции, чтение учебника |
10 |
2. |
Системные основы психофизиологии |
Проработка конспекта лекции, составление схемы |
20
|
3.
|
Прикладное значение клинической психологии |
Проработка конспекта лекции, чтение учебника |
15 |
|
ВСЕГО: |
|
90 |
Основная литература
- Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс. 1998. 373 с.
- Клиническая психология / Под ред. Перре М., Бауманна У. – СПб.: Питер, 2002. – 1312с.
- Психофизиология: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.И.Александров. СПб.: Питер, 2001. 550 с
- Хрестоматия по психофизиологии / Ред.-сост. Е.Н.Соколов, А.М.Черноризов. М.: УМК “Психология”, 2001.
- Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия.- СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2002.- 402 с.
Дополнительная литература
- Психиатрия: Учебник для студ. леч. и пед. фак. / М.В. Коркина 2-е изд. М.: МЕД-ПРЕСС-ИНФОРМ, 2000. – 576с.
- Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: учебник для мед. вузов. – М. – Медицина, 2000. – 544с.
Тема 2. Методы клинической психофизиологии
(длительность семинарского занятия — 4 академических часа,
самостоятельная работа студента – 3 академических часа)
- Методы изучения работы головного мозга (ЭЭГ, метод вызванных потенциалов, методы компьютерной томографии: МРТ, ЯМР, ПЭТ).
- Метод изучения электрической активности кожи – метод кожно-гальванической реакции (КГР).
- Электромиография.
- Методы исследования работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы (спектральный и временной анализ сердечного ритма и пр.).
- Методы исследования движения глаз, реакций зрачка и пр.
При подготовке темы студент будет владеть следующими компетенциями:
Готовностью к активной коммуникации и информационно-аналитической деятельности: активным включением в сеть профессионального сообщества, ведением постоянного информационного наблюдения за предметной областью, анализом динамики ее развития, поддержанием активных контактов с коллегами, активным информированием профессионального сообщества о результатах собственной научной и информационно-аналитической деятельности (ПК – 1).
Готовностью инициировать психологические исследования: определением области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК – 2).
В рамках указанной компетенции:
— уметь использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования (у. 2.);
— владеть процедурами организации и проведения современных научных исследований, научно-практических работ, проектирования и реализации учебно-воспитательного процесса (в.7.).
Контрольные вопросы
- Электроэнцефалография: частотные диапазоны, метод картирования, понятие когерентности. Возможности метода, показания к применению, интерпретация результатов (ПК-1, ПК-2, у. 2, в. 7).
- Метод вызванных потенциалов. Показания к применению, знакомство с параметрами, используемыми при интерпретация результатов (ПК-1, ПК-2, у. 2, в. 7).
- Методы структурной и функциональной компьютерной томографии (МРТ, ЯМР, ПЭТ).
Характеристика методов и прикладное значение (ПК-1, ПК-2, у. 2, в. 7).
- Метод кожно-гальванической реакции (КГР).
Исторический аспект. Применение метода в исследовании психических процессов (ПК-1, ПК-2, у. 2, в. 7).
- Методы исследование вегетативной активности и реактивности (спектральный и временной анализ сердечного ритма и пр.).
Применение спектрального анализа ритма сердца в исследовании психических процессов (ПК-1, ПК-2, у. 2, в. 7).
- Пуппилометрия. Электороокулография. Показание к применению (ПК-1, ПК-2, у. 2, в. 7).
Задания для самостоятельной работы студентов
- Подготовка к семинарскому занятию в соответствии контрольным вопросам.
- Подготовка сообщений:
«Применение методов ЭЭГ и вызванных потенциалов в исследованиях психических процессов».
«Применение методов ПЭТ (позитронной эмиссионной томографии) и функциональной МРТ (магнитно-резонансной томографии) в исследованиях психических процессов».
Учебные вопросы и расчет времени самостоятельной работы студента
№ п/п |
Учебные вопросы |
Форма самостоятельной работы |
Время (мин.) |
1. |
Подготовка к семинарскому занятию |
Проработка конспекта лекции, чтение учебника, составление таблицы для систематизации материала |
90 |
2. |
Подготовка сообщения |
Работа с первоисточниками, справочной и учебной литературой, поиск информации в Интернете |
80 |
3. |
Самостоятельный контроль знаний с помощью тестовых заданий |
Работа с тестом |
10
|
|
ВСЕГО: |
|
180 |
Примеры тестовых заданий
1. Понятие ЭЭГ-десинхронизации включает:
- депрессия (снижение мощности) -ритма;
- усиление мощности -ритма;
- доминирование (преобладание) высокочастотных ритмов;
- увеличение мощности -ритма;
- преобладание низкочастотных ритмов на ЭЭГ.
2. Нейроны, генерирующие α-ритм, расположены преимущественно: 1) в области ретикулярной формации; 2) в таламусе; 3) в гипоталамусе; 4) в коре головного мозга.
3. Событийно-связанные вызванные потенциалы – это…
4. Вызванный потенциал на звуковой стимул будет регистрироваться: 1) в затылочной области; 2) во фронтальной коре; 3) в височной области; 4) в соматосенсорной коре.
5. При анализе ЭЭГ когерентность – это….
6. Когерентность равная «0» предполагает, что …
Когерентность равная 1 предполагает, что….
- Методы, с помощью которых возможна регистрация метаболических (обменных) процессов в головном мозге: 1) ПЭТ; 2) МРТ; 3) ЯМР; 4) КТ; 5) ЭЭГ; 6) метод вызванных потенциалов; 7) событийно связанные потенциалы (ССП).
- КГР (расшифруйте) _________________________________________________________
- Сопротивление кожи, определяемое методом КГР, при решении сложной когнитивной задачи: 1) снижается; 2) повышается.
- Психофизиологические методы, используемые для диагностики нарушений сна:
1) 2) 3)
11. Высокочастотная составляющая спектра сердечного ритма (HF) характеризует уровень: а) активности симпатического отдела ВНС; б) активности парасимпатического отдела ВНС; в) обменно-метаболических процессов в ЦНС.
12. При спектральном анализе ритма сердца LF/HF-соотношение характеризует ….
Основная литература
- Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс. 1998. 373 с.
- Клиническая психология / Под ред. Перре М., Бауманна У. – СПб.: Питер, 2002. – 1312с.
- Психофизиология: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.И.Александров. СПб.: Питер, 2001. 550 с
- Хрестоматия по психофизиологии / Ред.-сост. Е.Н.Соколов, А.М.Черноризов. М.: УМК “Психология”, 2001.
- Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия.- СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2002.- 402 с.
Дополнительная литература
- Психиатрия: Учебник для студ. леч. и пед. фак. / М.В. Коркина 2-е изд. М.: МЕД-ПРЕСС-ИНФОРМ, 2000. – 576с.
- Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: учебник для мед. вузов. – М. – Медицина, 2000. – 544с.
Тема 3. Физиология нейромедиаторных систем мозга
(длительность семинарского занятия — 4 академических часа,
самостоятельная работа студента – 3 академических часа)
- Норадренергическая, дофаминергическая, ацетилхолинергическая, ГАМК-ергическая медиаторные системы мозга.
- Баланс нейромедиаторов и психопатология.
- Полиморфизм генов нейромедиаторов в норме и при психопатологии.
При подготовке темы студент будет владеть следующими компетенциями:
Готовностью к активной коммуникации и информационно-аналитической деятельности: активным включением в сеть профессионального сообщества, ведением постоянного информационного наблюдения за предметной областью, анализом динамики ее развития, поддержанием активных контактов с коллегами, активным информированием профессионального сообщества о результатах собственной научной и информационно-аналитической деятельности (ПК – 1).
Готовностью инициировать психологические исследования: определением области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК – 2).
В рамках указанной компетенции:
— знать клинико-психологическую феноменологию, механизмы и факторы риска возникновения расстройств психического и соматического здоровья и развития (з. 16);
— уметь использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования (у. 2.);
— владеть процедурами организации и проведения современных научных исследований, научно-практических работ, проектирования и реализации учебно-воспитательного процесса (в.7.).
Контрольные вопросы
- Дофаминергическая нейромедиаторная система: регуляция двигательной активности, психические эффекты, участие в процессах вознаграждения/подкрепления. Корреляция с нарушениями поведения, психическими расстройствами. Полиморфизм генов детерминирующих функции дофаминергической системы (ПК-1, ПК-2, з.16, у. 2, в. 7).
- Понятие симпато-адреналовой системы и ГГНО-оси. Норадренергическая нейромедиаторная система: участие в регуляции когнитивных, эмоциональных процессов, в поведенческой активности; корреляция с нарушениями поведения, психическими расстройствами (ПК-1, ПК-2, з.16, у. 2, в. 7).
- Серотонинергическая нейромедиаторная система: регуляция цикла сон-бодрствование, регуляция эмоционального состояния, регуляция пищевого поведения. Психотические эффекты, сопряженные с нарушением серотонинергической регуляции. Полиморфизм генов детерминирующих функции серотонинергической системы (ПК-1, ПК-2, з.16, у. 2, в. 7).
- Холинергическая нейромедиаторная система: участие в регуляции когнитивных, эмоциональных процессов, в поведенческой активности; корреляция с нарушениями поведения, психическими расстройствами (ПК-1, ПК-2, з.16, у. 2, в. 7).
- ГАМК-ергическая нейромедиаторная система. Функции. Корреляция с нарушениями поведения, психическими расстройствами. Полиморфизм генов детерминирующих функции ГАМК-ергической системы (ПК-1, ПК-2, з.16, у. 2, в. 7).
Задания для самостоятельной работы студентов
- Подготовка к семинарскому занятию в соответствии контрольным вопросам.
- Подготовка сообщения: «Нейромедиаторные аминокислоты: ГАМК, глицин, L-глютаминовая кислота. Пуринергическая система. Нейропептиды. Функции. Норма и патология».
Учебные вопросы и расчет времени самостоятельной работы студента
№ п/п |
Учебные вопросы |
Форма самостоятельной работы |
Время (мин.) |
1. |
Подготовка к семинарскому занятию |
Проработка конспекта лекции, чтение учебника, составление таблицы для систематизации материала |
90 |
2. |
Подготовка сообщения |
Работа с первоисточниками, справочной и учебной литературой, поиск информации в Интернете |
80 |
3. |
Самостоятельный контроль знаний с помощью тестовых заданий |
Работа с тестом |
10
|
|
ВСЕГО: |
|
180 |
Таблица для работы с Темой 3
Нейромедиаторная система |
Локализация в мозге |
Участие в регуляции психических функций |
|
|
|
Примеры тестовых заданий
- ГГНО (расшифруйте) ______________________________________________________
- ГГНО активация сопряжена с повышением активности: а) симпатического отдела ВНС; б) парасимпатического отдела ВНС.
- Сущность понятия «функциональное состояние мозга». Нейрохимические механизмы регуляции функционального состояния мозга.
- Основные нейромедиаторы, участвующие в регуляции цикла сон/бодрствование: 1) дофамин; 2) норадреналин; 3) серотонин; 4) ГАМК; 5) ацетилхолин.
- Генерализованная активация, захватывающая обширные зоны головного мозга, осуществляется: 1) ретикулярной формацией; 2) таламусом; 3) корой головного мозга.
- Перечислите функции норадреналина:
- Перечислите психотические эффекты дофамина:
- Нейромедиаторы, низкий уровень которых предрасполагает к развитию депрессии: 1) дофамин; 2) норадреналин; 3) серотонин; 4) ГАМК; 5) ацетилхолин.
- Перечислите нейромедиаторы, участвующие в ноцицептивной и антиноцицептивной системе мозга …
- Расшифруйте: МАО_________________________________________________
- Основными медиаторами ноцицептивной системы являются: а) норадреналин; б) серотонин; в) дофамин; г) L-глутамат; д) субстанция Р.
Основная литература
- Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс. 1998. 373 с.
- Клиническая психология / Под ред. Перре М., Бауманна У. – СПб.: Питер, 2002. – 1312с.
- Психофизиология: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.И.Александров. СПб.: Питер, 2001. 550 с
- Хрестоматия по психофизиологии / Ред.-сост. Е.Н.Соколов, А.М.Черноризов. М.: УМК “Психология”, 2001.
- Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия.- СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2002.- 402 с.
Дополнительная литература
- Психиатрия: Учебник для студ. леч. и пед. фак. / М.В. Коркина 2-е изд. М.: МЕД-ПРЕСС-ИНФОРМ, 2000. – 576с.
- Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: учебник для мед. вузов. – М. – Медицина, 2000. – 544с.
Тема 4. Психофизиология когнитивных, эмоциональных и волевых процессов (норма и патология)
(длительность семинарского занятия — 10 академических часов,
самостоятельная работа студента – 4 академических часа)
- Психофизиология ощущений и восприятия (норма и патология).
- Психофизиология памяти (норма и патология).
- Психофизиология внимания (норма и патология).
- Психофизиология аффективных и волевых процессов (норма и патология).
При подготовке темы студент будет владеть следующими компетенциями:
Готовностью к активной коммуникации и информационно-аналитической деятельности: активным включением в сеть профессионального сообщества, ведением постоянного информационного наблюдения за предметной областью, анализом динамики ее развития, поддержанием активных контактов с коллегами, активным информированием профессионального сообщества о результатах собственной научной и информационно-аналитической деятельности (ПК – 1).
Готовностью инициировать психологические исследования: определением области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК – 2).
В рамках указанной компетенции:
— знать теории системной и динамической организации высших психических функций (з. 12);
— знать клинико-психологическую феноменологию, механизмы и факторы риска возникновения расстройств психического и соматического здоровья и развития (з. 16);
— уметь использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования (у. 2.);
— владеть процедурами организации и проведения современных научных исследований, научно-практических работ, проектирования и реализации учебно-воспитательного процесса (в.7.).
Контрольные вопросы
- Психофизиология ощущений и восприятия. Психофизиологические механизмы кодирования и декодирования информации. Индивидуальные различия (ПК-1, ПК-2, з.12, у. 2, в. 7).
- Физиологические аспекты нарушений ощущений и восприятия (ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у. 2, в. 7).
- Психофизиология непроизвольного и произвольного внимания (ПК-1, ПК-2, з.12, у. 2, в. 7).
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): физиологические корреляты (ПК-1, ПК-2, з.12, у. 2, в. 7).
- Психофизиологические механизмы долговременной и кратковременной памяти (ПК-1, ПК-2, з.12, у. 2, в. 7).
- Физиология нарушений памяти (молекулярный, биохимический, нейронный и системный уровни) (ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у. 2, в. 7).
- Психофизиологические корреляты нарушений сна. Психофизиологические методы диагностики нарушений сна (ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у. 2, в. 7).
- Психофизиология аффективных процессов (норма и патология).
Механизмы кодирования и декодирования лицевой экспрессии. Эмоция как баланс и дисбаланс нейротрансмитеров и пептидов. Многомерные и дискретные модели эмоций. Психофизиологические аспекты эмоциональных нарушений (ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у. 2, в. 7).
- Психофизиология волевых процессов (норма и патология) (ПК-1, ПК-2, з.16, у. 2, в. 7).
Задания для самостоятельной работы студентов
- Подготовка к семинарскому занятию в соответствии контрольным вопросам.
- Подготовка реферата.
- Подготовка конспекта монографии/статьи.
Учебные вопросы и расчет времени самостоятельной работы студента
№ п/п |
Учебные вопросы |
Форма самостоятельной работы |
Время (мин.) |
1. |
Подготовка к семинарскому занятию |
Проработка конспекта лекции, чтение учебника, составление схемы по каждому разделу |
90 |
2. |
Подготовка реферата |
Работа с первоисточниками, справочной и учебной литературой, поиск информации в Интернете. Подбор материала и написание реферата |
90 |
3. |
Подготовка конспекта первоисточника |
Работа с первоисточником, составление плана, аналитическая обработка текста, подготовка конспекта |
60
|
|
ВСЕГО: |
|
240 |
Примерные темы рефератов
- Особенности восприятия времени и пространственных представлений при нарушениях межполушарного взаимодействия.
- Проблема нормы в психофизиологических исследованиях детского возраста.
- Межполушарная асимметрия и когнитивные стили.
- Психофизиологические механизмы аффективной патологии.
- Психофизиологический подход к изучению познавательных процессов в норме и при шизофрении.
- Психофизиологические механизмы нарушений памяти в позднем возрасте.
Литература для конспектирования
- Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Наука, 1971. — 119 с.
- Соколов Е.Н. Проблема гештальта в нейробиологии // Журн. высш. нервн. деят. им. И.П.Павлова. – 1996. — Т.46. Вып. 2. — С. 229—240.
- Штраух И. Расстройства сна: этиология и анализ условий возникновения// У. Бауманн, М. Перре Клиническая психология. – С.-П.:1998.- 689с.
- Либ Р., Виттхен Г.-У. Тревожные расстройства: этиология и анализ условий возникновения//У. Бауманн, М. Перре Клиническая психология. – С.-П.:1998.- 689с.
Основная литература
1.Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс. 1998. 373 с.
- Клиническая психология / Под ред. Перре М., Бауманна У. – СПб.: Питер, 2002. – 1312с.
- Психофизиология: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.И.Александров. СПб.: Питер, 2001. 550 с
- Хрестоматия по психофизиологии / Ред.-сост. Е.Н.Соколов, А.М.Черноризов. М.: УМК “Психология”, 2001.
- Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия.- СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2002.- 402 с.
Дополнительная литература
- Психиатрия: Учебник для студ. леч. и пед. фак. / М.В. Коркина 2-е изд. М.: МЕД-ПРЕСС-ИНФОРМ, 2000. – 576с.
- Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: учебник для мед. вузов. – М. – Медицина, 2000. – 544с.
Тема 5. Психофизиология осознаваемых и неосознаваемых психических процессов
(длительность семинарского занятия – 2 академических часа,
самостоятельная работа студента – 1,5 академических часа)
1. Основные концепции сознания. Повторный вход возбуждения и информационный синтез.
2. Понятие бессознательного в психофизиологии. Индикаторы осознаваемого и неосознаваемого восприятия. Семантическое дифференцирование неосознаваемых стимулов.
3.Функциональная асимметрия полушарий и бессознательное.
При подготовке темы студент будет владеть следующими компетенциями:
Готовностью к активной коммуникации и информационно-аналитической деятельности: активным включением в сеть профессионального сообщества, ведением постоянного информационного наблюдения за предметной областью, анализом динамики ее развития, поддержанием активных контактов с коллегами, активным информированием профессионального сообщества о результатах собственной научной и информационно-аналитической деятельности (ПК – 1).
Готовностью инициировать психологические исследования: определением области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК – 2).
В рамках указанной компетенции:
— знать теории системной и динамической организации высших психических функций (з. 12);
— уметь использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования (у. 2.);
— владеть процедурами организации и проведения современных научных исследований, научно-практических работ, проектирования и реализации учебно-воспитательного процесса (в.7.).
Контрольные вопросы
- Психофизиология осознаваемых и неосознаваемых процессов. Индикаторы осознаваемого и неосознаваемого восприятия. Семантическое дифференцирование неосознаваемых стимулов (ПК-1, ПК-2, з.12, у. 2).
- Функциональная асимметрия полушарий и бессознательное (ПК-1, ПК-2, з.12, у. 2).
- Возможности психофизиологической диагностики неосознаваемых психических процессов (ПК-1, ПК-2, з.12, у. 2, в. 7).
Задания для самостоятельной работы студентов
- Подготовка к семинарскому занятию в соответствии контрольным вопросам.
- Подготовка сообщения «Психофизиология измененных состояний сознания».
Учебные вопросы и расчет времени самостоятельной работы студента
№ п/п |
Учебные вопросы |
Форма самостоятельной работы |
Время (мин.) |
1. |
Подготовка к семинарскому занятию |
Проработка конспекта лекции, чтение учебника, составление схемы |
40 |
2. |
Подготовка сообщения |
Работа с первоисточниками, справочной и учебной литературой, поиск информации в Интернете. Подбор материала и написание плана сообщения |
50 |
|
ВСЕГО: |
|
90 |
Основная литература
- Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс. 1998. 373 с.
- Клиническая психология / Под ред. Перре М., Бауманна У. – СПб.: Питер, 2002. – 1312с.
- Психофизиология: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.И.Александров. СПб.: Питер, 2001. 550 с
- Хрестоматия по психофизиологии / Ред.-сост. Е.Н.Соколов, А.М.Черноризов. М.: УМК “Психология”, 2001.
- Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия.- СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2002.- 402 с.
Дополнительная литература
- Психиатрия: Учебник для студ. леч. и пед. фак. / М.В. Коркина 2-е изд. М.: МЕД-ПРЕСС-ИНФОРМ, 2000. – 576с.
- Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: учебник для мед. вузов. – М. – Медицина, 2000. – 544с.
Тема 6. Психофизиология патологических состояний
(длительность семинарского занятия — 6 академических часов,
самостоятельная работа студента – 2,5 академических часа)
- Психофизиология тревожности, агрессии, депрессивных состояний.
- Психофизиология аддикций.
- Психофизиологические корреляты шизофрении.
- Психофизиологические аспекты болезни Альцгеймера.
- Аутизм: психофизиологические корреляты.
- Психофизиология болезни Паркинсона.
При подготовке темы студент будет владеть следующими компетенциями:
Готовностью к активной коммуникации и информационно-аналитической деятельности: активным включением в сеть профессионального сообщества, ведением постоянного информационного наблюдения за предметной областью, анализом динамики ее развития, поддержанием активных контактов с коллегами, активным информированием профессионального сообщества о результатах собственной научной и информационно-аналитической деятельности (ПК – 1).
Готовностью инициировать психологические исследования: определением области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК – 2).
В рамках указанной компетенции:
— знать теории системной и динамической организации высших психических функций (з. 12);
— знать клинико-психологическую феноменологию, механизмы и факторы риска возникновения расстройств психического и соматического здоровья и развития (з. 16);
— уметь использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования (у. 2.);
— владеть процедурами организации и проведения современных научных исследований, научно-практических работ, проектирования и реализации учебно-воспитательного процесса (в.7.).
Контрольные вопросы
- Психофизиология тревожности (нейрохимические механизмы) (ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у. 2, в. 7).
- Психофизиология агрессивности (нейрохимические механизмы) (ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у. 2, в. 7).
- Психофизиология депрессии. ГГНО-активнось, нейромедиаторные системы мозга при депрессии. Функциональная асимметрия мозга и депрессия (ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у. 2, в. 7).
- Психофизиология аддикции. Нейрохимические основы наркомании, алкоголизма (ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у. 2, в. 7).
- Морфофункциональные изменения в ЦНС при шизофрении. Психофизиологические корреляты шизофрении. Роль нейромедиаторных систем в развитии шизофрении (ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у. 2, в. 7).
- Психофизиология обсессивно-компульсивных расстройств (ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у. 2, в. 7).
- Психофизиологические аспекты болезни Альцгеймера (ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у. 2, в. 7).
- Аутизм. Морфологические и психофизиологические корреляты (ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у. 2, в. 7).
- Психофизиологические механизмы эпилептоидной активности. ЭЭГ-корреляты (ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у. 2, в. 7).
- Болезнь Паркинсона. Роль нейромедиаторных систем мозга (ПК-1, ПК-2, з.12, з.16, у. 2, в. 7).
Задания для самостоятельной работы студентов
- Подготовка к семинарскому занятию в соответствии контрольным вопросам.
- Подготовка сообщения.
- Подготовка конспекта раздела монографии.
Учебные вопросы и расчет времени самостоятельной работы студента
№ п/п |
Учебные вопросы |
Форма самостоятельной работы |
Время (мин.) |
1. |
Подготовка к семинарскому занятию |
Проработка конспекта лекции, чтение учебника, составление схем |
90 |
2. |
Подготовка сообщения |
Работа с первоисточниками, справочной и учебной литературой, поиск информации в Интернете. Подбор материала, оформление презентации |
30 |
3. |
Подготовка конспекта первоисточника |
Работа с первоисточником, составление плана, аналитическая обработка текста, подготовка конспекта |
30
|
|
ВСЕГО: |
|
150 |
Таблица для работы с Темой 6
Нозология |
Нейрохимические механизмы |
Методы психофизиологической диагностики |
|
|
|
Примерные темы устных сообщений
- Психофизиология девиантного поведения.
- Психофизиологические механизмы аффективной патологии.
- Тревожные и обсессивно-компульсивные расстройства. Психофизиологические аспекты.
- Психофизиологический подход к изучению познавательных процессов при шизофрении.
- Психофизиология саморазрушающего поведения (суицидальное поведение, нервная анорексия).
Литература для конспектирования
- Риф В. Соматоформные и диссоциативные (конверсионные) расстройства: этиология и анализ условий возникновения// У. Бауманн, М. Перре Клиническая психология. –– С.-П.:1998.- 689с.
- Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия.- СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2002.- 402 с.
Примеры тестовых заданий для текущего контроля знаний студентов
- Степень расширения желудочков у больных шизофренией коррелирует: а) с выраженностью негативной симптоматики; б) с более низкой адаптацией в преморбиде; в) с более выраженными экстрапирамидными симптомами при лечении нейролептиками; г) все ответы верны.
- Нейрохимическая гипотеза природы шизофрении заключается в предположении того, что у больных шизофренией: а) гиперактивность дофаминовой системы; б) гиперактивность серотониновой системы; в) снижение активности дофаминовой системы; г) снижение активности серотониновой системы.
- Катехоламиновая гипотеза исходит из того, что депрессия и мания являются: а) биохимически противоположными состояниями; б) депрессия обусловлена дефицитом катехоламиновых нейротрансмиттеров, мания – их избытком; в) мания обусловлена дефицитом катехоламиновых нейротрансмиттеров, депрессия – их избытком.
- Отрицательный дексаметазоновый тест при депрессии: а) является нозоспецифичным; б) не является нозоспецифичным.
- Дексаметазоновый тест предполагает …
- Нарушение архитектуры сна при депрессии проявляется: а) в укорочении временного промежутка от наступления сна до REM-фазы; б) повышением плотности REM-фазы; в) удлинением REM-фазы; г) в удлинении временного промежутка от наступления сна до REM-фазы.
- Аминовая гипотеза депрессии заключается в том, что….
- Предполагается, что причиной низкой переносимости физических нагрузок больными с тревожными расстройствами является …
- Панические приступы сопровождаются: а) гиповентиляцией и респираторным ацидозом; б) гипервентиляцией и респираторным алкалозом.
- У больных детским аутизмом наблюдается: а) повышение уровня серотонина в крови; б) снижение катехоламинов и их метаболитов в моче; в) положительный дексаметазоновый тест; г) все ответы верны.
- При паркинсонизме наблюдается: а) снижение активности дофаминергической системы; б) повышение активности дофаминергической системы; в) снижение активности холинергической системы; г) повышение активности холинергической системы.
- При болезни Альцгеймера наиболее выражены нарушения функционирования: а) дофаминергической системы; б) норадренергической системы; в) серотонинергической системы; г) холинергической системы; д) глутаматергической.
- Центральное звено системы подкрепления, в том числе, при формировании аддикции: а) дофаминергическая система; б) норадренергическая система; в) серотонинергическая система; г) холинергическая система; д) глутаматергическая.
- Одним из факторов, определяющих уровень абстиненции, на фоне отмены приема алкоголя является: а) слабость ГАМК-ергической системы; б) активация NMDA-нейромедиаторной системы; в) активность дофаминергической системы.
- Противоэпилептические средства: а) блокируют натриевые каналы; б) блокируют кальциевые каналы; в) активирую ГАМК-ергическую систему; г) понижают активность глутаматергической системы; д) все ответы верны.
- ЭЭГ-корреляты приступов абсанса: а) увеличение медленноволновой (1-3 Гц) активности; б) увеличением α-активности; в) снижением α-активности; г) увеличением β-активности; д) снижением β-активности.
Основная литература
- Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс. 1998. 373 с.
- Клиническая психология / Под ред. Перре М., Бауманна У. – СПб.: Питер, 2002. – 1312с.
- Психофизиология: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.И.Александров. СПб.: Питер, 2001. 550 с
- Хрестоматия по психофизиологии / Ред.-сост. Е.Н.Соколов, А.М.Черноризов. М.: УМК “Психология”, 2001.
- Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия.- СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2002.- 402 с.
Дополнительная литература
- Психиатрия: Учебник для студ. леч. и пед. фак. / М.В. Коркина 2-е изд. М.: МЕД-ПРЕСС-ИНФОРМ, 2000. – 576с.
- Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: учебник для мед. вузов. – М. – Медицина, 2000. – 544с.
29