МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кузбасский государственный технический университет
Кафедра психологии и педагогики
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Рабочие программы и вопросы для магистров по самоконтролю усвоения
Составители Г.В. Пинигина И.В.Кондрина Л.Я.Мощевитина Ж.С.Сафронова Т.В.Степанова
Под общ. ред. Г.В.Пинигиной
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 1 от 10.01.2001
Рекомендованы к печати методической комиссией направления 552900 Протокол № 292 от 02.02.2001
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
КЕМЕРОВО 2001
2
Вместо предисловия
В целях самоконтроля усвоения дисциплин психологопедагогического цикла, изучаемых магистрами направления 552900 «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств», в данной методической разработке приведены рабочие программы дисциплин и вопросы для самопроверки усвоения содержания дисциплин.
Контролируя усвоение содержания
ние следует обратить на вопросы, общие для всех дисциплин:
—каково влияние содержания данной дисциплины на формирование положительного отношения к педагогической деятельности;
—влияло ли содержание данной дисциплины на осознание вашей профессиональной пригодности в педагогической деятельности;
—на формирование каких педагогических умений повлияют знания, полученные при изучении данной дисциплины.
Кафедра психологии и педагогики примет с благодарностью замечания и пожелания магистров по содержанию дисциплин психологопедагогического цикла.
Формирование педагогической компетентности
... мобильность знания + гибкость метода + критичность мышления. (http://www.forpsy.ru/view.aspx?id=521725 Формирование педагогической компетентности руководителя, педагога, методиста учреждения культуры) Основные составляющие компетентности руководителей ... выполняемых задач и проблем; ) хорошее знание опыта, имеющегося в данной области, активное овладение его лучшими достижениями; ) умение выбирать ...
Г.В. Пинигина
3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Современные технологии обучения»
Раздел 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. ЦЕЛИ дисциплины:
•создание условий для формирования у магистров мобильности в знаниях;
•овладение гибкими методами преподавания.
1.2. ЗАДАЧИ дисциплины:
•показать многообразие современных инновационных технологий обучения;
•осуществить практическую реализацию теоретических знаний по технологиям обучения.
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Лекционные занятия
Наименование |
|
Наименование тем |
|||
разделов |
часов |
|
|
|
|
Общие |
поло- |
6 |
Лекция 1. Технология обучения – определе- |
||
жения |
про- |
|
ние, содержание и функции. Структура тех- |
||
блемы |
совре- |
|
нологии обучения. |
|
|
менных |
тех- |
|
Лекция 2. Место технологии обучения в |
||
нологий |
обу- |
|
структуре педагогической системы. Связь |
||
чения. |
|
|
технологии |
обучения с |
обновлением |
|
|
|
содержания обучения в высшей школе. |
||
|
|
|
Лекция 3. Классификация технологий обу- |
||
|
|
|
чения. Анализ существующих точек зрения |
||
|
|
|
по проблеме |
многообразия |
современных |
|
|
|
технологий обучения. |
|
|
|
|
|
|||
Особенности |
6 |
Лекция 4. Основные элементы контекстного |
|||
различных |
|
обучения. Проблема формирования позна- |
|||
технологий |
|
вательных и |
профессиональных мотивов |
||
обучения. |
|
деятельности в контекстном обучении. |
|
|
4 |
|
|
|
Продолжение табл. |
|
Наименование |
|
Наименование тем |
|
разделов |
часов |
|
|
|
|
Лекция 5. Структура и содержание про- |
|
|
|
|
|
|
|
постановки проблемы и разработки модуль- |
|
|
|
ной единицы обучения в техническом вузе. |
|
|
|
Лекция 6. Дистанционное обучение на со- |
|
|
|
временном этапе. Информационные и ком- |
|
|
|
муникационные технологии в дистанцион- |
|
|
|
ном обучении. |
|
Возможности |
8 |
Лекция 7. Влияние содержания конкретных |
|
практической |
|
дисциплин на выбор технологии обучения. |
|
реализации |
|
Лекция 8. Реализация личностно- |
|
технологий |
|
ориентированного подхода в технологии |
|
обучения. |
|
обучения эвристического типа. |
|
|
|
Лекция 9. Социальная проблемная ситуация |
|
|
|
как единица содержания контекстного обу- |
|
|
|
чения. |
|
|
|
Лекция 10. |
|
|
|
в системе гуманитарной подготовки в тех- |
|
|
|
ническом вузе. |
|
Всего: |
20 |
|
|
Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ
В процессе самостоятельной работы магистры прорабатывают лекционный материал, расширяют и углубляют свои знания, изучая по литературе подходы в решении
5
Раздел 4.
Основная литература по дисциплине
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1995.
2.Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1991.
3.Долженко О.В. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Метод. пособие / О.В.Долженко, В.Л.Шатуновский – М.: Высш. шк., 1990.
4.Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? //
Педагогика. — 1997. № 3. – С.
5.Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. — 1994. № 2. – С.
6.Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования / Пер. с пол. О.В.Долженко. – М.: Высш. шк., 1986.
Дополнительная литература по дисциплине
1. Груздев Г. Педагогическая технология эвристического типа / Г.Груздев, В.Груздева // Высшее образование в России. — 1996. № 1. – С.
2.Саранцев Г.И. Теория, методика и технология обучения // Педагоги-
ка. — 1999. № 1. – С.
3.Скибицкий Э.Г.
ПРО, 1999.
4.Чашанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. — 1997. № 2. – С.
Вопросы по самоконтролю усвоения дисциплины «Современные технологии обучения».
Раздел 1. Общие положения проблемы современных технологий обучения
Ключевые слова: педагогическая система, теория обучения, методология, технология обучения, содержание образовательного процесса,
6
методы, приемы обучения, форма организации учебного процесса, средства обучения.
Задание 1: Какое из предложенных определений понятия «Технология обучения» является, на ваш взгляд, наиболее оптимальным и почему? Аргументируйте свою точку зрения.
а) «Технология обучения» – система научных действий активных элементов (участников) процесса обучения, осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленных целей обучения.
б) «Технология обучения» – это системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности на достижение высоких результатов в развитии личности студента.
в) «Технология обучения» – планирование, анализ целей, научная организация
Задание 2: Первоначально термин «технология обучения» был связан с применением технических средств обучения и методов программированного обучения.
Вопрос: В чем существенное отличие современной трактовки данного термина от предложенного?
Задание 3: На сегодняшний день педагогическая теория отказывается от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и переходит к новому идеалу – максимальному развитию способностей человека к самореализации (или самообразованию).
Вопрос1: Чем вызван этот переход в современной системе образования?
Вопрос2: Что означает «создать возможности для самообразования»?
7
Вопросы для самопроверки 1. Что означает термин «технология обучения»?
2.Каково место современных технологий обучения в системе высшего образования?
3.Роль форм, методов и средств обучения в структуре технологии обучения.
4.Элементы структуры технологии обучения и их взаимосвязь.
5.Что предшествует разработке новой технологии обучения?
6.Основные признаки классификации технологий обучения.
Раздел 2. Особенности различных технологий обучения и возможности практической их реализации
Ключевые слова: контекстное обучение, активные методы обучения, включенность в деятельность учения, мотивация, социальная проблемная ситуация; технология эвристического типа, познавательноисследовательская деятельность; понятие делового общения, знаковая система; модуль, проблемная ситуация; дистанционное обучение, самообучение, модель управления; компьютеризированное обучение.
Задание1: «Индивидуализация обучения как условие развития личных дарований будущих специалистов необходимо соединить с реализацией коллективных форм учебных занятий. Это важнейшая предпосылка успешной подготовки специалиста для коллективного по своей сути профессионального труда»
Вопрос: Поясните данное утверждение с точки зрения контекстного подхода в обучении.
Задание2: а) «В деловой игре, как процессе педагогическом, студент усваивает абстрактные по своей природе, знаковые по форме знания, закрепляет знания, умения и навыки не ради них самих, не про запас, а в реальном процессе подготовки и принятия решений, в функции средства выполнения игровых и учебных действий, а через них – и действий профессиональных».
б) «В процессе общения партнеры выступают
8
как равноценные личности. При этом каждый участник общения, воспринимая уникальность партнера, принимая его самоценность, предоставляет ему свободу выбора в действиях и словах».
в) «Цель создаваемой системы процесса обучения – развитие личности обучающегося в условиях овладения им конкретным предметным содержанием. Развитие – поэтапное движение от деятельности под руководством педагога к самоуправляемому обучению, от него – к самообучению».
г) «Основное внимание уделяется аспекту формирования критического мышления обучаемых посредством целенаправленного создания системы специальных ситуаций поиска ошибок».
Вопрос: Определите, какой технологии обучения соответствует каждое из высказываний. Свой ответ обоснуйте.
Вопросы для самопроверки: 1. В чем своеобразие контекстного обучения?
2.Какова роль социальной проблемной ситуации в контекстном обучении?
3.Как взаимосвязаны познавательная и профессиональная мотивации в контекстном обучении?
4.Какие методы активизации познавательной активности могут быть реализованы в контекстном обучении?
5.На чем базируется технология эвристического типа?
6.Какова специфика процесса обучения при использовании технологии эвристического типа?
7.Что представляет собой модуль в системе технологий обучения?
8.В чем заключается отличие традиционного обучения от современных технологий обучения?
9.Цель и задачи дистанционного обучения в системе высшего образования.
10. Основные проблемы и трудности, вызываемые введением дистанционного обучения.
11. Как реализуется принцип
9
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине “Методы интенсификации процесса обучения”
Раздел 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. ЦЕЛИ дисциплины:
•формирование у магистров базовых знаний в области интенсификации процесса обучения;
•создание предпосылок для самостоятельного поиска возможно-
стей повышения интенсивности обучения и овладения современными методами в этой области.
1.2. ЗАДАЧИ дисциплины:
•раскрыть основные направления интенсификации процесса обучения;
•ознакомить с современными активными методами обучения;
•ознакомить с современным состоянием практической работы отечественных и зарубежных вузов по интенсификации обучения.
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Лекционные занятия
Наименование |
|
Наименование тем |
|
разделов |
часов |
|
|
Процесс |
обуче- |
2 |
Лекция 1. Понятие процесса обучения. |
ния и его струк- |
|
Единство образовательной, воспитательной |
|
тура. |
|
|
и развивающей функций обучения. Дви- |
|
|
|
жущие силы процесса обучения. |
|
|
|
|
Пути интенси- |
4 |
Лекция 2. Понятие интенсификации про- |
|
фикации |
про- |
|
цесса обучения. Содержание образования и |
цесса обучения. |
|
интенсификация. Возможности форм орга- |
|
|
|
|
низации учебного процесса в повышении |
|
|
|
его эффективности. |
|
|
|
10 |
|
|
|
|
Продолжение табл. |
|
Наименование |
|
Наименование тем |
|
|
разделов |
часов |
|
|
|
|
|
|
Лекция 3. ТСО и их роль в повышении эф- |
|
|
|
|
фективности обучения. Мотивация позна- |
|
|
|
|
вательной деятельности студентов как фак- |
|
|
|
|
тор интенсификации обучения. Общение |
|
|
|
|
участников образовательного процесса как |
|
|
|
|
фактор интенсификации обучения. |
|
Методы |
интен- |
8 |
Лекция 4. Понятие метода обучения. Роль и |
|
сивного |
обуче- |
|
место методов в структуре процесса обуче- |
|
ния. |
|
|
ния. Классификация методов. Традицион- |
|
|
|
|
ные и активные методы. Особенности ме- |
|
|
|
|
тодов интенсивного обучения. Их виды. |
|
|
|
|
Лекция 5. Имитационные и неимитацион- |
|
|
|
|
ные методы. Их признаки, сходство и раз- |
|
|
|
|
личия. Программированное обучение. Про- |
|
|
|
|
блемное обучение. ТРИЗ, метод Шаталова. |
|
|
|
|
Лекция 6. Игра как метод обучения. Дело- |
|
|
|
|
вые игры. Требования, условия, виды ДИ. |
|
|
|
|
Ролевые игры. Ролевое проектирование. |
|
|
|
|
Лекция 7. Методы рассмотрения и решения |
|
|
|
|
задач. Метод мозгового штурма. Метод по- |
|
|
|
|
гружения. Метод инцидента. Метод кон- |
|
|
|
|
кретных ситуаций. Тренировка чувстви- |
|
|
|
|
тельности. |
|
Всего: |
14 |
|
|
|
2.2. Семинарские занятия |
||||
|
|
|
|
|
Наименование |
|
Наименование тем |
||
разделов |
часов |
|
|
|
Методы |
интен- |
6 |
Элементы интенсивного обучения в Куз- |
|
сивного |
обуче- |
|
ГТУ. Деловая игра “Бюджет”. Изучение |
|
ния. |
|
|
практики работы вуза. |
|
Всего: |
6 |
|
|
Г.В. Пинигина Методические указания. Рабочие программы и вопросы для магистров по самоконтролю усвоения психолого-педагогических дисциплин — Стр 2
11
Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ
В процессе самостоятельной работы магистры прорабатывают лекционный материал, расширяют и углубляют свои знания, изучая по литературе основные направления интенсификации обучения в вузах России и зарубежных странах.
Раздел 4.
Основная литература по дисциплине
1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии / ЛГУ. — Л.,
1998.
2.Мощевитина Л.Я. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие / Кузбас. гос. техн.
3.Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д, 1998.
4.Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. — М., 1996.
5.Практическая психология для преподавателей. — М., 1997.
6.Эсаулов А.Ф. Активизация
Дополнительная литература по дисциплине
1. Активные методы обучения и качество подготовки специалистов в вузе: Межвуз. сб. науч. тр. / ЛТА «Л», 1989.
2.Педагогика высшей школы: Метод. указания по подготовке к лекциям и практ. занятиям для слушателей магистратуры направления 550600 — «Горное дело» / Сост.: Л.Я. Мощевитина; Кузбас. гос. техн.
3.Чиркова Е.К. О возможности и целесообразности применения элементов системы В.Ф.Шаталова в вузе: Обзор литературы. — Волгоград, 1984.
4.Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. — М., 1979.
12
Вопросы по самоконтролю усвоения дисциплины «Методы интенсификации процесса обучения»
Раздел 1
1. Какова, по вашему мнению, взаимосвязь между процессами обучения и образования? Обучения и воспитания?
2.Как вы понимаете содержание развивающей функции обучения?
3.Надо ли преподавателю высшей школы знать принципы обучения? Поясните свою точку зрения.
Раздел 2
1. В чем различие понятий интенсификации и активизации обучения?
2.Какие формы организации учебного процесса в большей степени открывают возможности для его интенсификации?
3.Как вы считаете, должен ли преподаватель обращать особое внимание на мотивацию познавательной деятельности студентов?
4.Какими возможностями в плане интенсификации обучения обладает общение участников педагогического процесса? Каким ему желательно быть?
Раздел 3
1. Вы готовитесь к лекции, завершающей один из разделов курса. Какой характер она будет носить: информационноиллюстрированный или
2.Для каких форм организации учебного процесса больше всего подходит программированный метод обучения? Почему вы так считаете?
3.Возможно ли применение метода Шаталова в вузе?
4.Вы заменяете заболевшего коллегу. Обычно вы читаете по этой теме проблемную лекцию. Сделаете ли вы то же самое в незнакомом потоке?
13
5.В чем различие деловых и ролевых игр?
6.Каковы педагогические условия проведения деловой игры? Выскажите свое мнение по поводу возможности создания деловой игры по любому предмету и по предмету, который вы собираетесь преподавать.
7.В каких целях преподаватель может применить метод мозгового штурма? От каких факторов зависит возможность его применения?
8.Каковы, на ваш взгляд, особенности вводной и заключительной лекции? Каковы их возможности в плане интенсификации обучения?
9.Как вы понимаете сущность метода конкретных ситуаций. Приведите пример применения этого метода в преподавании кон-
кретного предмета.
10.Какие методы были использованы, по вашему мнению, при обучении вас методам интенсификации обучения?
11.Какие методы интенсификации обучения использовали ваши преподаватели в период вашего обучения?
14
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине “Психодиагностика”
Раздел 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. ЦЕЛИ дисциплины:
•формирование
•овладение магистрами теоретическими и практическими осно-
вами психологической диагностики. 1.2. ЗАДАЧИ дисциплины:
•приобретение магистрами теоретических знаний и практических умений в сфере психологического диагностирования;
•ознакомление с основными методами и средствами психодиагностики, с
•развитие способностей к эмпатии, рефлексии и анализу соци-
•формирование готовности к психодиагностике в условиях профессиональной деятельности;
•стимулирование к самопознанию, самосовершенствованию и к
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Лекционные занятия
Наименование |
|
Наименование тем |
разделов |
часов |
|
Введение в пси- |
6 |
Лекция 1. Введение в психодиагностику. |
ходиагностику |
|
Лекция 2. Основные методы психодиаг- |
|
|
ностики и предъявляемые к ним требова- |
|
|
ния. |
|
|
Лекция 3. |
|
|
аспекты психодиагностики. |
|
|
15 |
|
|
|
Продолжение табл. |
|
Наименование |
|
Наименование тем |
|
разделов |
часов |
Лекция 4. Особенности психодиагности- |
|
Особенности |
14 |
|
|
психодиагности- |
|
ческих методик. Тесты. Классификация |
|
ческих методик. |
|
тестовых методик. |
|
Самопознание и |
|
Лекция 5.Интеллектуальные тесты. |
|
самодиагностика. |
|
Лекция 6. Личностные тесты. |
|
|
|
Лекция 7. Индивидуальные и групповые |
|
|
|
тесты. |
|
|
|
Лекция 8. Правила подготовки и прове- |
|
|
|
дения тестирования. Способы обработки |
|
|
|
и интерпретации результатов. |
|
|
|
Лекция 9. Проективные методики. Виды |
|
|
|
проективных методик и возможности их |
|
|
|
применения. |
|
|
|
Лекция 10. Особенности интерпретации |
|
|
|
полученных данных при использовании |
|
|
|
проективных методик. |
|
Всего: |
20 |
|
|
Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ
В процессе самостоятельной работы магистры прорабатывают лекционный материал, расширяют и углубляют свои знания изучая по литературе основные направления в психодиагностике; знакомясь с особенностями и видами психодиангостических методов, с методами коррекции; осознавая, место и роль психодиагностики в профессиональной деятельности специалиста.
Раздел 4.
Основная литература по дисциплине
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию –
16
2.Анастази А. Психологическое тестирование: Пер. с англ.: В 2 кн. / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубского. – М.: Педагогика,
3.Бурлачук Л.Ф. Словарь — справочник по психодиагностике / Л.Ф.Бурлачук, С.П.Морозов.- СПб.: Питер Ком, 1999.
4.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов: В 3 кн. Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
Дополнительная литература по дисциплине
1. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред А.А.
2.Психология и этика делового общения: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко.-
3.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учеб. пособие.- Самара: Изд. Дом “БАХРАХ”, 2000.
Вопросы по самоконтролю усвоения дисциплины «Психодиагностика».
Раздел 1. Введение в психодиагностику
1. Что такое психодиагностика и какова ее роль в современном мире?
2.Каковы особенности развития психодиагностики как науки?
3.Каковы предмет, цели и задачи психодиагностики?
4.Каковы взаимосвязь и особенности теоретической и практической психодиагностик?
5.В чем суть психодиагностического метода?
6.Каковы основные виды психодиагностических методик?
7.Каковы классификация и особенности психодиагностических методик?
8.Каковы требования, предъявляемые к психодиагностическому методу?
9.В чем состоит специфика психодиагностической деятельности?
10.Каковы
17
Раздел 2. Особенности психодиагностических методик Самопознание и самодиагностика
1. В чем суть и особенности объективных и субъективных методик психодиагностики?
2.Что такое тест и каковы его особенности?
3.Каковы особенности классификации тестов?
4.Каковы особенности подготовки и проведения тестирования?
5.Каковы основные способы обработки и интерпретации результатов тестирования?
6.Каковы особенности проективных методик?
7.Каковы возможности применения проективных методик и особенности интерпретации полученных с их помощью данных?
8.Каковы основные направления в развитии современной психодиагностики, ее перспективы?
9.Каковы особенности и виды интеллектуальных тестов?
10. Каковы особенности и виды личностных тестов?
11. Каковы особенности и виды индивидуальных и групповых тестов? 12. Каковы особенности и виды тестов общих способностей?
13. Каковы особенности и виды тестов профессиональной пригодности? 14. Каковы особенности и виды проективных методик?
15. Личность психодиагноста в его профессиональной деятельности.
16. Место и роль психодиагностики в профессиональной деятельности специалиста.
17. Какие психодиагностические методики вы бы рекомендовали использовать в педагогической деятельности и с какой целью?
18. Какие психодиагностические методики вы бы рекомендовали использовать в инженерной деятельности и с какой целью?
19. Какие психодиагностические методики вы бы рекомендовали использовать в научной деятельности и с какой целью?
20. Какое значение для вас лично имеет изучаемая дисциплина и почему?
18
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине “Педагогическая психология”
Раздел 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. ЦЕЛЬ дисциплины:
•формирование у магистров как будущих педагогов представления об организации и управлении образовательным процессом.
1.2. ЗАДАЧИ дисциплины:
•получение знаний о педагогической психологии как науке, о специфике учебной и педагогической деятельности как двух сторон образовательного процесса;
•создание предпосылок для овладения элементарными умениями, необходимыми для осуществления эффективного педагогического взаимодействия;
•формирование у магистров установки на совершенствование профессионально важных качеств педагога.
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Лекционные занятия
Наименование |
|
Наименование тем |
|
разделов |
|
час |
|
Общие основы |
2 |
Лекция 1.Педагогическая психология сре- |
|
педагогической |
|
ди других наук о человеке. Предмет, зада- |
|
психологии |
|
|
чи и структура педагогической психоло- |
|
|
|
гии. Методы исследования в педагогиче- |
|
|
|
ской психологии (наблюдение, беседа, ан- |
|
|
|
кетирование, анализ продуктов деятельно- |
|
|
|
сти, тестирование, социометрия и др.) |
|
|
|
Классификация методов. Организация |
|
|
|
|
Образование |
как |
4 |
Лекции |
глобальный |
объ- |
|
пектный феномен (система, процесс, ре- |
ект педагогиче- |
|
зультат). Понятия обучения, учения, нау- |
|
ской психологии |
|
чения. Виды научения: импритинг, опе- |
|
|
|
|
рантное научение, условнорефлекторное |
|
|
|
19 |
|
|
|
|
Продолжение табл. |
|
Наименование |
|
Наименование тем |
|
|
разделов |
|
час |
|
|
|
|
|
научение и др. Механизмы научения: фор- |
|
|
|
|
мирование ассоциаций, повторение, разли- |
|
|
|
|
чение, обобщение, инсайд, творчество и |
|
|
|
|
др. Соотношение обучения и развития. |
|
|
|
|
|
|
Психология |
|
6 |
Лекция 4. Теория учебной деятельности: |
|
учебной |
дея- |
|
основные характеристики, предметное со- |
|
тельности и |
ее |
|
держание, внешняя структура. Характери- |
|
субъекта |
|
|
стика учебной задачи. Контроль (самокон- |
|
|
|
|
троль) и оценка (самооценка) в структуре |
|
|
|
|
учебной деятельности. |
|
|
|
|
Лекция 5. Учебная мотивация. Структура |
|
|
|
|
мотивации. Классификация мотивов. Об- |
|
|
|
|
щая характеристика усвоения. Навык и его |
|
|
|
|
формирование. |
|
|
|
|
Лекция 6. Студент как субъект учебной |
|
|
|
|
деятельности: основные характеристики. |
|
|
|
|
Понятие обучаемости: интеллектуальные |
|
|
|
|
свойства ее определяющие, показатели |
|
|
|
|
обучаемости. |
|
|
|
|
|
|
Психология |
пе- |
4 |
Лекция 7. Общая характеристика педаго- |
|
дагогической |
|
|
гической деятельности: формы, характери- |
|
деятельности |
и |
|
стика, содержание. Мотивация педагоги- |
|
ее субъекта |
|
|
ческой деятельности. Основные функции |
|
|
|
|
педагогической деятельности. Характери- |
|
|
|
|
стика педагогических умений. Виды сти- |
|
|
|
|
лей педагогической деятельности. |
|
|
|
|
Лекция 8. Педагог как субъект педагоги- |
|
|
|
|
ческой деятельности. Педагогическая про- |
|
|
|
|
фессия и ее выбор. Психологические тре- |
|
|
|
|
бования к личности педагога. Общие и |
|
|
|
|
специальные способности педагога. |
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
Продолжение табл. |
|
Наименование |
|
Наименование тем |
|
разделов |
час |
|
|
Учебно- |
4 |
Лекция 9. Взаимодействие субъектов об- |
|
педагогическое |
|
разовательного процесса: активность, |
|
сотрудничество |
|
осознанность, целенаправленность. Учеб- |
|
и общение. |
|
ное сотрудничество: характеристика, виды, |
|
|
|
приемы, фазы. |
|
|
|
Лекция 10. Педагогическое общение: оп- |
|
|
|
ределение, направленность, специфика. |
|
|
|
Области затруднений в общении. Общая |
|
|
|
характеристика “барьеров” в педагогиче- |
|
|
|
ском взаимодействии. |
|
|
|
|
|
Всего: |
20 |
|
|
Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ
В процессе самостоятельной работы магистры прорабатывают лекционный материал, расширяют и углубляют свои знания, изучая рекомендуемую преподавателем основную и дополнительную литературу.
Раздел 4.
Основная литература по дисциплине
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. для вузов.
2.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. — М.: Просвещение; Владос,
1994.
3.Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан,
Я.Л.Коломинский. — СПб.: ЗАО “Издательство “Питер”, 1999. (Сер. “Мастера психологии”)
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. –
Г.В. Пинигина Методические указания. Рабочие программы и вопросы для магистров по самоконтролю усвоения психолого-педагогических дисциплин — Стр 3
21
Дополнительная литература по дисциплине
1. Белухин Д.А. Основы
1997.
2.Брунер Дж. Психология познания. — М., 1997.
3.Выготский Л.С. Педагогическая психология//Психология: классические труды. — М., 1996.
4.Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий//Психологическая наука в СССР: В 2 т. — М., 1959. Т.1.
5.Давыдов В.В. Развивающее обучение. — М, 1986
6.Данилов Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психоло-
гии. — М., 1998.
7.Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене обще-
ния. — М., 1987.
8.Дьяченко М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко,
Л.А. Кандыбович. — Минск, 1993.
9. Занков Л.В. Обучение и развитие. — М., 1975.
10. Захарова Л.Н. Психологическая подготовка педагога. — Н.Новгород,
1993.
11. Ильясов И.И. Структура процесса учения. — М, 1986.
12.
13. Колеченко А.К. Развивающаяся личность и педагогические техноло-
гии. — СПб., 1992.
14. Кузьмина Н.В. Профессионализм, личность преподавателя и мастера производственного обучения. — М., 1990.
15. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. —
16. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов, 1990.
17. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. — М., 1994.
18. Основы психологии и педагогики высшей школы/Под. ред. А.В.Петровского. — М., 1986.
19. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. —
М., 1997.
20. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. — М., 1995.
21. Сластенин В.А. Профессиональная культура учителя / В.А. Сластенин, Н.И. Филиппенко. — М., 1993.
22
22.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М., 1995.
23.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М., 1998.
24.Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. — М.,
1994.
Вопросы по самоконтролю усвоения дисциплины «Педагогическая психология».
Раздел 1. Общие основы педагогической психологии
1. Что изучает педагогическая психология? Чем отличается ее предмет от предмета смежных наук: педагогики, возрастной психологии?
2.Каковы основные проблемы педагогической психологии?
3.Какие методы исследования могут использоваться в педагогической практике?
4.В чем состоят особенности
Раздел 2. Образование как глобальный объект педагогической психологии
1. Что такое образование, как оно связано с обучением и воспитанием?
2.Как рассматривается образование в разных смысловых областях?
3.Каковы основные тенденции развития современного образования?
4.В чем заключается разница между понятиями «учение» и «научение»?
5.Дайте характеристику основных видов и механизмов научения?
6.В чем состоит теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина?
7.Каков характер соотношения обучения и развития?
8.Каковы принципы развивающего обучения по Л.В. Занкову и
В.В. Давыдову?
Раздел 3. Психология учебной деятельности и ее субъекта
1. Что представляет собой учебная деятельность?
23
2.Охарактеризуйте основные элементы внешней структуры педагогической деятельности (учебные задачи, учебные действия, контроль /самоконтроль/ и оценка /самооценка/)?
3.Какова структура учебной мотивации?
4.Какие факторы влияют на формирование у обучающегося интереса к учению?
5.Почему усвоение называют центральным звеном учебной деятельности?
6.Как формируется навык и от чего зависит эффективность этого процесса?
7.Охарактеризуйте студента как субъекта учебной деятельности?
8.Каковы отличительные особенности студентов технического вуза?
Раздел 4. Психология педагогической деятельности и ее субъекта
1. Что представляет собой педагогическая деятельность, какие функции она реализует?
2.На что направлена каждая из групп педагогических умений, охарактеризуйте их?
3.Что лежит в основе дифференциации стилей педагогической деятельности? Дайте их описание.
4.В чем особенности педагогической профессии и ее выбора?
5.Какова структура мотивов педагогической деятельности?
6.Какие профессионально важные качества необходимы педагогу?
Раздел 5.
1. Чем характеризуется учебное взаимодействие, в чем отличие основных его схем S −> O; S <=> S?
2.В каких формах осуществляется сотрудничество в учебном процессе, как оно влияет на учащихся и на педагога?
3.Какова общая характеристика и специфика педагогического общения?
4.Проанализируйте основные области затруднений педагога в общении со студентами.
24
Составители Галина Вениаминовна Пинигина и др.
Под общ. ред. Г. В. Пинигиной
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Рабочие программы и вопросы для магистров по самоконтролю усвоения
Редактор Е.Л. Наркевич
ЛР №020313 от 23.12.96
Подписано в печать 19.02.2001. Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе.
Кузбасский государственный технический университет. 650026, Кемерово, ул. Весенняя,28.
Типография Кузбасского государственного технического университета. 650099, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4А.