Г.В. Пинигина Методические указания. Рабочие программы и вопросы для магистров по самоконтролю усвоения психолого-педагогических дисциплин

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кузбасский государственный технический университет

Кафедра психологии и педагогики

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Рабочие программы и вопросы для магистров по самоконтролю усвоения психолого-педагогическихдисциплин

Составители Г.В. Пинигина И.В.Кондрина Л.Я.Мощевитина Ж.С.Сафронова Т.В.Степанова

Под общ. ред. Г.В.Пинигиной

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 1 от 10.01.2001

Рекомендованы к печати методической комиссией направления 552900 Протокол № 292 от 02.02.2001

Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ

КЕМЕРОВО 2001

2

Вместо предисловия

В целях самоконтроля усвоения дисциплин психологопедагогического цикла, изучаемых магистрами направления 552900 «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств», в данной методической разработке приведены рабочие программы дисциплин и вопросы для самопроверки усвоения содержания дисциплин.

Контролируя усвоение содержания психолого-педагогическихдисциплин, магистр должен помнить, что общая и главная цель у всех этих дисциплин была одна –формирование психологической готовности магистра к педагогической деятельности. А потому особое внима-

ние следует обратить на вопросы, общие для всех дисциплин:

каково влияние содержания данной дисциплины на формирование положительного отношения к педагогической деятельности;

влияло ли содержание данной дисциплины на осознание вашей профессиональной пригодности в педагогической деятельности;

на формирование каких педагогических умений повлияют знания, полученные при изучении данной дисциплины.

Кафедра психологии и педагогики примет с благодарностью замечания и пожелания магистров по содержанию дисциплин психологопедагогического цикла.

4 стр., 1537 слов

Формирование педагогической компетентности

... мобильность знания + гибкость метода + критичность мышления. (http://www.forpsy.ru/view.aspx?id=521725 Формирование педагогической компетентности руководителя, педагога, методиста учреждения культуры) Основные составляющие компетентности руководителей ... выполняемых задач и проблем; ) хорошее знание опыта, имеющегося в данной области, активное овладение его лучшими достижениями; ) умение выбирать ...

Г.В. Пинигина

3

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Современные технологии обучения»

Раздел 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. ЦЕЛИ дисциплины:

создание условий для формирования у магистров мобильности в знаниях;

овладение гибкими методами преподавания.

1.2. ЗАДАЧИ дисциплины:

показать многообразие современных инновационных технологий обучения;

осуществить практическую реализацию теоретических знаний по технологиям обучения.

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Лекционные занятия

Наименование

Кол-во

Наименование тем

разделов

часов

 

 

 

Общие

поло-

6

Лекция 1. Технология обучения – определе-

жения

про-

 

ние, содержание и функции. Структура тех-

блемы

совре-

 

нологии обучения.

 

менных

тех-

 

Лекция 2. Место технологии обучения в

нологий

обу-

 

структуре педагогической системы. Связь

чения.

 

 

технологии

обучения с

обновлением

 

 

 

содержания обучения в высшей школе.

 

 

 

Лекция 3. Классификация технологий обу-

 

 

 

чения. Анализ существующих точек зрения

 

 

 

по проблеме

многообразия

современных

 

 

 

технологий обучения.

 

 

 

 

Особенности

6

Лекция 4. Основные элементы контекстного

различных

 

обучения. Проблема формирования позна-

технологий

 

вательных и

профессиональных мотивов

обучения.

 

деятельности в контекстном обучении.

 

 

4

 

 

 

Продолжение табл.

Наименование

Кол-во

Наименование тем

 

разделов

часов

 

 

 

 

Лекция 5. Структура и содержание про-

 

 

 

блемно-модульногообучения. Особенность

 

 

 

постановки проблемы и разработки модуль-

 

 

 

ной единицы обучения в техническом вузе.

 

 

 

Лекция 6. Дистанционное обучение на со-

 

 

 

временном этапе. Информационные и ком-

 

 

 

муникационные технологии в дистанцион-

 

 

 

ном обучении.

 

Возможности

8

Лекция 7. Влияние содержания конкретных

 

практической

 

дисциплин на выбор технологии обучения.

 

реализации

 

Лекция 8. Реализация личностно-

 

технологий

 

ориентированного подхода в технологии

 

обучения.

 

обучения эвристического типа.

 

 

 

Лекция 9. Социальная проблемная ситуация

 

 

 

как единица содержания контекстного обу-

 

 

 

чения.

 

 

 

Лекция 10. Проблемно-модульноеобучение

 

 

 

в системе гуманитарной подготовки в тех-

 

 

 

ническом вузе.

 

Всего:

20

 

 

Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ

В процессе самостоятельной работы магистры прорабатывают лекционный материал, расширяют и углубляют свои знания, изучая по литературе подходы в решении воспитательно-образовательныхзадач в различных технологиях обучения и анализируя особенности традиционного обучения и современных технологий обучения.

5

Раздел 4. УЧЕБНО-МОТЕДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Основная литература по дисциплине

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1995.

2.Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1991.

3.Долженко О.В. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Метод. пособие / О.В.Долженко, В.Л.Шатуновский – М.: Высш. шк., 1990.

4.Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? //

Педагогика. — 1997. № 3. – С. 20-27.

5.Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. — 1994. № 2. – С. 29-37.

6.Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования / Пер. с пол. О.В.Долженко. – М.: Высш. шк., 1986.

Дополнительная литература по дисциплине

1. Груздев Г. Педагогическая технология эвристического типа / Г.Груздев, В.Груздева // Высшее образование в России. — 1996. № 1. – С. 117-121.

2.Саранцев Г.И. Теория, методика и технология обучения // Педагоги-

ка. — 1999. № 1. – С. 19-24.

3.Скибицкий Э.Г. Психолого-педагогическиеаспекты дистанционного обучения / Э.Г. Скибицкий, Л.И. Холина. – Новосибирск : НИПКи-

ПРО, 1999.

4.Чашанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. — 1997. № 2. – С. 21-29.

Вопросы по самоконтролю усвоения дисциплины «Современные технологии обучения».

Раздел 1. Общие положения проблемы современных технологий обучения

Ключевые слова: педагогическая система, теория обучения, методология, технология обучения, содержание образовательного процесса,

6

методы, приемы обучения, форма организации учебного процесса, средства обучения.

Задание 1: Какое из предложенных определений понятия «Технология обучения» является, на ваш взгляд, наиболее оптимальным и почему? Аргументируйте свою точку зрения.

а) «Технология обучения» – система научных действий активных элементов (участников) процесса обучения, осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленных целей обучения.

б) «Технология обучения» – это системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности на достижение высоких результатов в развитии личности студента.

в) «Технология обучения» – планирование, анализ целей, научная организация учебно-воспитательногопроцесса, выбор методов, средств и материалов, наиболее соответствующих целям и содержанию в интересах повышения эффективности обучения.

Задание 2: Первоначально термин «технология обучения» был связан с применением технических средств обучения и методов программированного обучения.

Вопрос: В чем существенное отличие современной трактовки данного термина от предложенного?

Задание 3: На сегодняшний день педагогическая теория отказывается от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и переходит к новому идеалу – максимальному развитию способностей человека к самореализации (или самообразованию).

Вопрос1: Чем вызван этот переход в современной системе образования?

Вопрос2: Что означает «создать возможности для самообразования»?

7

Вопросы для самопроверки 1. Что означает термин «технология обучения»?

2.Каково место современных технологий обучения в системе высшего образования?

3.Роль форм, методов и средств обучения в структуре технологии обучения.

4.Элементы структуры технологии обучения и их взаимосвязь.

5.Что предшествует разработке новой технологии обучения?

6.Основные признаки классификации технологий обучения.

Раздел 2. Особенности различных технологий обучения и возможности практической их реализации

Ключевые слова: контекстное обучение, активные методы обучения, включенность в деятельность учения, мотивация, социальная проблемная ситуация; технология эвристического типа, познавательноисследовательская деятельность; понятие делового общения, знаковая система; модуль, проблемная ситуация; дистанционное обучение, самообучение, модель управления; компьютеризированное обучение.

Задание1: «Индивидуализация обучения как условие развития личных дарований будущих специалистов необходимо соединить с реализацией коллективных форм учебных занятий. Это важнейшая предпосылка успешной подготовки специалиста для коллективного по своей сути профессионального труда»

Вопрос: Поясните данное утверждение с точки зрения контекстного подхода в обучении.

Задание2: а) «В деловой игре, как процессе педагогическом, студент усваивает абстрактные по своей природе, знаковые по форме знания, закрепляет знания, умения и навыки не ради них самих, не про запас, а в реальном процессе подготовки и принятия решений, в функции средства выполнения игровых и учебных действий, а через них – и действий профессиональных».

б) «В процессе общения партнеры выступают

8

как равноценные личности. При этом каждый участник общения, воспринимая уникальность партнера, принимая его самоценность, предоставляет ему свободу выбора в действиях и словах».

в) «Цель создаваемой системы процесса обучения – развитие личности обучающегося в условиях овладения им конкретным предметным содержанием. Развитие – поэтапное движение от деятельности под руководством педагога к самоуправляемому обучению, от него – к самообучению».

г) «Основное внимание уделяется аспекту формирования критического мышления обучаемых посредством целенаправленного создания системы специальных ситуаций поиска ошибок».

Вопрос: Определите, какой технологии обучения соответствует каждое из высказываний. Свой ответ обоснуйте.

Вопросы для самопроверки: 1. В чем своеобразие контекстного обучения?

2.Какова роль социальной проблемной ситуации в контекстном обучении?

3.Как взаимосвязаны познавательная и профессиональная мотивации в контекстном обучении?

4.Какие методы активизации познавательной активности могут быть реализованы в контекстном обучении?

5.На чем базируется технология эвристического типа?

6.Какова специфика процесса обучения при использовании технологии эвристического типа?

7.Что представляет собой модуль в системе технологий обучения?

8.В чем заключается отличие традиционного обучения от современных технологий обучения?

9.Цель и задачи дистанционного обучения в системе высшего образования.

10. Основные проблемы и трудности, вызываемые введением дистанционного обучения.

11. Как реализуется принцип личностно-ориентированногоподхода в технологии эвристического типа?

9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине “Методы интенсификации процесса обучения”

Раздел 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. ЦЕЛИ дисциплины:

формирование у магистров базовых знаний в области интенсификации процесса обучения;

создание предпосылок для самостоятельного поиска возможно-

стей повышения интенсивности обучения и овладения современными методами в этой области.

1.2. ЗАДАЧИ дисциплины:

раскрыть основные направления интенсификации процесса обучения;

ознакомить с современными активными методами обучения;

ознакомить с современным состоянием практической работы отечественных и зарубежных вузов по интенсификации обучения.

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Лекционные занятия

Наименование

Кол-во

Наименование тем

разделов

часов

 

Процесс

обуче-

2

Лекция 1. Понятие процесса обучения.

ния и его струк-

 

Единство образовательной, воспитательной

тура.

 

 

и развивающей функций обучения. Дви-

 

 

 

жущие силы процесса обучения.

 

 

 

Пути интенси-

4

Лекция 2. Понятие интенсификации про-

фикации

про-

 

цесса обучения. Содержание образования и

цесса обучения.

 

интенсификация. Возможности форм орга-

 

 

 

низации учебного процесса в повышении

 

 

 

его эффективности.

 

 

 

10

 

 

 

 

Продолжение табл.

Наименование

Кол-во

Наименование тем

 

разделов

часов

 

 

 

 

 

Лекция 3. ТСО и их роль в повышении эф-

 

 

 

 

фективности обучения. Мотивация позна-

 

 

 

 

вательной деятельности студентов как фак-

 

 

 

 

тор интенсификации обучения. Общение

 

 

 

 

участников образовательного процесса как

 

 

 

 

фактор интенсификации обучения.

 

Методы

интен-

8

Лекция 4. Понятие метода обучения. Роль и

 

сивного

обуче-

 

место методов в структуре процесса обуче-

 

ния.

 

 

ния. Классификация методов. Традицион-

 

 

 

 

ные и активные методы. Особенности ме-

 

 

 

 

тодов интенсивного обучения. Их виды.

 

 

 

 

Лекция 5. Имитационные и неимитацион-

 

 

 

 

ные методы. Их признаки, сходство и раз-

 

 

 

 

личия. Программированное обучение. Про-

 

 

 

 

блемное обучение. ТРИЗ, метод Шаталова.

 

 

 

 

Лекция 6. Игра как метод обучения. Дело-

 

 

 

 

вые игры. Требования, условия, виды ДИ.

 

 

 

 

Ролевые игры. Ролевое проектирование.

 

 

 

 

Лекция 7. Методы рассмотрения и решения

 

 

 

 

задач. Метод мозгового штурма. Метод по-

 

 

 

 

гружения. Метод инцидента. Метод кон-

 

 

 

 

кретных ситуаций. Тренировка чувстви-

 

 

 

 

тельности.

 

Всего:

14

 

 

2.2. Семинарские занятия

 

 

 

 

Наименование

Кол-во

Наименование тем

разделов

часов

 

 

Методы

интен-

6

Элементы интенсивного обучения в Куз-

 

сивного

обуче-

 

ГТУ. Деловая игра “Бюджет”. Изучение

 

ния.

 

 

практики работы вуза.

 

Всего:

6

 

 

Г.В. Пинигина Методические указания. Рабочие программы и вопросы для магистров по самоконтролю усвоения психолого-педагогических дисциплин — Стр 2

11

Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ

В процессе самостоятельной работы магистры прорабатывают лекционный материал, расширяют и углубляют свои знания, изучая по литературе основные направления интенсификации обучения в вузах России и зарубежных странах.

Раздел 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Основная литература по дисциплине

1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии / ЛГУ. — Л.,

1998.

2.Мощевитина Л.Я. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие / Кузбас. гос. техн. ун-т.— Кемерово, 1998.

3.Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д, 1998.

4.Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. — М., 1996.

5.Практическая психология для преподавателей. — М., 1997.

6.Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательнойдеятельности студентов. — М., 1982.

Дополнительная литература по дисциплине

1. Активные методы обучения и качество подготовки специалистов в вузе: Межвуз. сб. науч. тр. / ЛТА «Л», 1989.

2.Педагогика высшей школы: Метод. указания по подготовке к лекциям и практ. занятиям для слушателей магистратуры направления 550600 — «Горное дело» / Сост.: Л.Я. Мощевитина; Кузбас. гос. техн. ун-т.— Кемерово, 1999.

3.Чиркова Е.К. О возможности и целесообразности применения элементов системы В.Ф.Шаталова в вузе: Обзор литературы. — Волгоград, 1984.

4.Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. — М., 1979.

12

Вопросы по самоконтролю усвоения дисциплины «Методы интенсификации процесса обучения»

Раздел 1

1. Какова, по вашему мнению, взаимосвязь между процессами обучения и образования? Обучения и воспитания?

2.Как вы понимаете содержание развивающей функции обучения?

3.Надо ли преподавателю высшей школы знать принципы обучения? Поясните свою точку зрения.

Раздел 2

1. В чем различие понятий интенсификации и активизации обучения?

2.Какие формы организации учебного процесса в большей степени открывают возможности для его интенсификации?

3.Как вы считаете, должен ли преподаватель обращать особое внимание на мотивацию познавательной деятельности студентов?

4.Какими возможностями в плане интенсификации обучения обладает общение участников педагогического процесса? Каким ему желательно быть?

Раздел 3

1. Вы готовитесь к лекции, завершающей один из разделов курса. Какой характер она будет носить: информационноиллюстрированный или проблемно-поисковый?Обоснуйте ответы.

2.Для каких форм организации учебного процесса больше всего подходит программированный метод обучения? Почему вы так считаете?

3.Возможно ли применение метода Шаталова в вузе?

4.Вы заменяете заболевшего коллегу. Обычно вы читаете по этой теме проблемную лекцию. Сделаете ли вы то же самое в незнакомом потоке?

13

5.В чем различие деловых и ролевых игр?

6.Каковы педагогические условия проведения деловой игры? Выскажите свое мнение по поводу возможности создания деловой игры по любому предмету и по предмету, который вы собираетесь преподавать.

7.В каких целях преподаватель может применить метод мозгового штурма? От каких факторов зависит возможность его применения?

8.Каковы, на ваш взгляд, особенности вводной и заключительной лекции? Каковы их возможности в плане интенсификации обучения?

9.Как вы понимаете сущность метода конкретных ситуаций. Приведите пример применения этого метода в преподавании кон-

кретного предмета.

10.Какие методы были использованы, по вашему мнению, при обучении вас методам интенсификации обучения?

11.Какие методы интенсификации обучения использовали ваши преподаватели в период вашего обучения?

14

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине “Психодиагностика”

Раздел 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. ЦЕЛИ дисциплины:

формирование социально-психологическойкомпетентности магистров;

овладение магистрами теоретическими и практическими осно-

вами психологической диагностики. 1.2. ЗАДАЧИ дисциплины:

приобретение магистрами теоретических знаний и практических умений в сфере психологического диагностирования;

ознакомление с основными методами и средствами психодиагностики, с профессионально-этическиминормами психодиагностики;

развитие способностей к эмпатии, рефлексии и анализу соци- ально-психологическихособенностей личности и коллектива;

формирование готовности к психодиагностике в условиях профессиональной деятельности;

стимулирование к самопознанию, самосовершенствованию и к научно-педагогическойдеятельности.

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Лекционные занятия

Наименование

Кол-во

Наименование тем

разделов

часов

 

Введение в пси-

6

Лекция 1. Введение в психодиагностику.

ходиагностику

 

Лекция 2. Основные методы психодиаг-

 

 

ностики и предъявляемые к ним требова-

 

 

ния.

 

 

Лекция 3. Профессионально-этические

 

 

аспекты психодиагностики.

 

 

15

 

 

 

Продолжение табл.

Наименование

Кол-во

Наименование тем

 

разделов

часов

Лекция 4. Особенности психодиагности-

 

Особенности

14

 

психодиагности-

 

ческих методик. Тесты. Классификация

 

ческих методик.

 

тестовых методик.

 

Самопознание и

 

Лекция 5.Интеллектуальные тесты.

 

самодиагностика.

 

Лекция 6. Личностные тесты.

 

 

 

Лекция 7. Индивидуальные и групповые

 

 

 

тесты.

 

 

 

Лекция 8. Правила подготовки и прове-

 

 

 

дения тестирования. Способы обработки

 

 

 

и интерпретации результатов.

 

 

 

Лекция 9. Проективные методики. Виды

 

 

 

проективных методик и возможности их

 

 

 

применения.

 

 

 

Лекция 10. Особенности интерпретации

 

 

 

полученных данных при использовании

 

 

 

проективных методик.

 

Всего:

20

 

 

Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ

В процессе самостоятельной работы магистры прорабатывают лекционный материал, расширяют и углубляют свои знания изучая по литературе основные направления в психодиагностике; знакомясь с особенностями и видами психодиангостических методов, с методами коррекции; осознавая, место и роль психодиагностики в профессиональной деятельности специалиста.

Раздел 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Основная литература по дисциплине

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию – 2-еизд.,-М.:Изд. центр “Академия”, 1996.

16

2.Анастази А. Психологическое тестирование: Пер. с англ.: В 2 кн. / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубского. – М.: Педагогика, 1982.-Кн.2

3.Бурлачук Л.Ф. Словарь — справочник по психодиагностике / Л.Ф.Бурлачук, С.П.Морозов.- СПб.: Питер Ком, 1999.

4.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов: В 3 кн. Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

Дополнительная литература по дисциплине

1. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред А.А. Крылова.-Л.:Изд-воЛенингр.ун-та.1990.

2.Психология и этика делового общения: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко.- 2-еизд., перераб. и доп.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

3.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учеб. пособие.- Самара: Изд. Дом “БАХРАХ”, 2000.

Вопросы по самоконтролю усвоения дисциплины «Психодиагностика».

Раздел 1. Введение в психодиагностику

1. Что такое психодиагностика и какова ее роль в современном мире?

2.Каковы особенности развития психодиагностики как науки?

3.Каковы предмет, цели и задачи психодиагностики?

4.Каковы взаимосвязь и особенности теоретической и практической психодиагностик?

5.В чем суть психодиагностического метода?

6.Каковы основные виды психодиагностических методик?

7.Каковы классификация и особенности психодиагностических методик?

8.Каковы требования, предъявляемые к психодиагностическому методу?

9.В чем состоит специфика психодиагностической деятельности?

10.Каковы морально-этическиенормы психодиагноста?

17

Раздел 2. Особенности психодиагностических методик Самопознание и самодиагностика

1. В чем суть и особенности объективных и субъективных методик психодиагностики?

2.Что такое тест и каковы его особенности?

3.Каковы особенности классификации тестов?

4.Каковы особенности подготовки и проведения тестирования?

5.Каковы основные способы обработки и интерпретации результатов тестирования?

6.Каковы особенности проективных методик?

7.Каковы возможности применения проективных методик и особенности интерпретации полученных с их помощью данных?

8.Каковы основные направления в развитии современной психодиагностики, ее перспективы?

9.Каковы особенности и виды интеллектуальных тестов?

10. Каковы особенности и виды личностных тестов?

11. Каковы особенности и виды индивидуальных и групповых тестов? 12. Каковы особенности и виды тестов общих способностей?

13. Каковы особенности и виды тестов профессиональной пригодности? 14. Каковы особенности и виды проективных методик?

15. Личность психодиагноста в его профессиональной деятельности.

16. Место и роль психодиагностики в профессиональной деятельности специалиста.

17. Какие психодиагностические методики вы бы рекомендовали использовать в педагогической деятельности и с какой целью?

18. Какие психодиагностические методики вы бы рекомендовали использовать в инженерной деятельности и с какой целью?

19. Какие психодиагностические методики вы бы рекомендовали использовать в научной деятельности и с какой целью?

20. Какое значение для вас лично имеет изучаемая дисциплина и почему?

18

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине “Педагогическая психология”

Раздел 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. ЦЕЛЬ дисциплины:

формирование у магистров как будущих педагогов представления об организации и управлении образовательным процессом.

1.2. ЗАДАЧИ дисциплины:

получение знаний о педагогической психологии как науке, о специфике учебной и педагогической деятельности как двух сторон образовательного процесса;

создание предпосылок для овладения элементарными умениями, необходимыми для осуществления эффективного педагогического взаимодействия;

формирование у магистров установки на совершенствование профессионально важных качеств педагога.

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Лекционные занятия

Наименование

Кол-во

Наименование тем

разделов

 

час

 

Общие основы

2

Лекция 1.Педагогическая психология сре-

педагогической

 

ди других наук о человеке. Предмет, зада-

психологии

 

 

чи и структура педагогической психоло-

 

 

 

гии. Методы исследования в педагогиче-

 

 

 

ской психологии (наблюдение, беседа, ан-

 

 

 

кетирование, анализ продуктов деятельно-

 

 

 

сти, тестирование, социометрия и др.)

 

 

 

Классификация методов. Организация

 

 

 

психолого-педагогическогоэксперимента.

Образование

как

4

Лекции 2-3.Образование как многоас-

глобальный

объ-

 

пектный феномен (система, процесс, ре-

ект педагогиче-

 

зультат).

Понятия обучения, учения, нау-

ской психологии

 

чения. Виды научения: импритинг, опе-

 

 

 

рантное научение, условнорефлекторное

 

 

 

19

 

 

 

 

Продолжение табл.

Наименование

Кол-во

Наименование тем

 

разделов

 

час

 

 

 

 

 

научение и др. Механизмы научения: фор-

 

 

 

 

мирование ассоциаций, повторение, разли-

 

 

 

 

чение, обобщение, инсайд, творчество и

 

 

 

 

др. Соотношение обучения и развития.

 

 

 

 

 

 

Психология

 

6

Лекция 4. Теория учебной деятельности:

 

учебной

дея-

 

основные характеристики, предметное со-

 

тельности и

ее

 

держание, внешняя структура. Характери-

 

субъекта

 

 

стика учебной задачи. Контроль (самокон-

 

 

 

 

троль) и оценка (самооценка) в структуре

 

 

 

 

учебной деятельности.

 

 

 

 

Лекция 5. Учебная мотивация. Структура

 

 

 

 

мотивации. Классификация мотивов. Об-

 

 

 

 

щая характеристика усвоения. Навык и его

 

 

 

 

формирование.

 

 

 

 

Лекция 6. Студент как субъект учебной

 

 

 

 

деятельности: основные характеристики.

 

 

 

 

Понятие обучаемости: интеллектуальные

 

 

 

 

свойства ее определяющие, показатели

 

 

 

 

обучаемости.

 

 

 

 

 

 

Психология

пе-

4

Лекция 7. Общая характеристика педаго-

 

дагогической

 

 

гической деятельности: формы, характери-

 

деятельности

и

 

стика, содержание. Мотивация педагоги-

 

ее субъекта

 

 

ческой деятельности. Основные функции

 

 

 

 

педагогической деятельности. Характери-

 

 

 

 

стика педагогических умений. Виды сти-

 

 

 

 

лей педагогической деятельности.

 

 

 

 

Лекция 8. Педагог как субъект педагоги-

 

 

 

 

ческой деятельности. Педагогическая про-

 

 

 

 

фессия и ее выбор. Психологические тре-

 

 

 

 

бования к личности педагога. Общие и

 

 

 

 

специальные способности педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

Продолжение табл.

Наименование

Кол-во

Наименование тем

 

разделов

час

 

 

Учебно-

4

Лекция 9. Взаимодействие субъектов об-

 

педагогическое

 

разовательного процесса: активность,

 

сотрудничество

 

осознанность, целенаправленность. Учеб-

 

и общение.

 

ное сотрудничество: характеристика, виды,

 

 

 

приемы, фазы.

 

 

 

Лекция 10. Педагогическое общение: оп-

 

 

 

ределение, направленность, специфика.

 

 

 

Области затруднений в общении. Общая

 

 

 

характеристика “барьеров” в педагогиче-

 

 

 

ском взаимодействии.

 

 

 

 

 

Всего:

20

 

 

Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ

В процессе самостоятельной работы магистры прорабатывают лекционный материал, расширяют и углубляют свои знания, изучая рекомендуемую преподавателем основную и дополнительную литературу.

Раздел 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Основная литература по дисциплине

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. для вузов. 2-еизд., доп., испр. и перераб. — М.: Изд. корпорация “Логос”, 2000.

2.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. — М.: Просвещение; Владос,

1994.

3.Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан,

Я.Л.Коломинский. — СПб.: ЗАО “Издательство “Питер”, 1999. (Сер. “Мастера психологии”)

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – 3-еизд., перераб. и доп. — Рос-тов-на/Д:“Феникс”, 1999.( Сер. “Учебники, учебные пособия”)

Г.В. Пинигина Методические указания. Рабочие программы и вопросы для магистров по самоконтролю усвоения психолого-педагогических дисциплин — Стр 3

21

Дополнительная литература по дисциплине

1. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированнойпедагогики. — М.,

1997.

2.Брунер Дж. Психология познания. — М., 1997.

3.Выготский Л.С. Педагогическая психология//Психология: классические труды. — М., 1996.

4.Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий//Психологическая наука в СССР: В 2 т. — М., 1959. Т.1.

5.Давыдов В.В. Развивающее обучение. — М, 1986

6.Данилов Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психоло-

гии. — М., 1998.

7.Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене обще-

ния. — М., 1987.

8.Дьяченко М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко,

Л.А. Кандыбович. — Минск, 1993.

9. Занков Л.В. Обучение и развитие. — М., 1975.

10. Захарова Л.Н. Психологическая подготовка педагога. — Н.Новгород,

1993.

11. Ильясов И.И. Структура процесса учения. — М, 1986.

12. Кан-КаликВ.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.

13. Колеченко А.К. Развивающаяся личность и педагогические техноло-

гии. — СПб., 1992.

14. Кузьмина Н.В. Профессионализм, личность преподавателя и мастера производственного обучения. — М., 1990.

15. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. — 2-еизд., перераб., доп. —М.-Нальчик,1996.

16. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов, 1990.

17. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. — М., 1994.

18. Основы психологии и педагогики высшей школы/Под. ред. А.В.Петровского. — М., 1986.

19. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. —

М., 1997.

20. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. — М., 1995.

21. Сластенин В.А. Профессиональная культура учителя / В.А. Сластенин, Н.И. Филиппенко. — М., 1993.

22

22.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М., 1995.

23.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М., 1998.

24.Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. — М.,

1994.

Вопросы по самоконтролю усвоения дисциплины «Педагогическая психология».

Раздел 1. Общие основы педагогической психологии

1. Что изучает педагогическая психология? Чем отличается ее предмет от предмета смежных наук: педагогики, возрастной психологии?

2.Каковы основные проблемы педагогической психологии?

3.Какие методы исследования могут использоваться в педагогической практике?

4.В чем состоят особенности психолого-педагогическогоэксперимента как метода исследования?

Раздел 2. Образование как глобальный объект педагогической психологии

1. Что такое образование, как оно связано с обучением и воспитанием?

2.Как рассматривается образование в разных смысловых областях?

3.Каковы основные тенденции развития современного образования?

4.В чем заключается разница между понятиями «учение» и «научение»?

5.Дайте характеристику основных видов и механизмов научения?

6.В чем состоит теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина?

7.Каков характер соотношения обучения и развития?

8.Каковы принципы развивающего обучения по Л.В. Занкову и

В.В. Давыдову?

Раздел 3. Психология учебной деятельности и ее субъекта

1. Что представляет собой учебная деятельность?

23

2.Охарактеризуйте основные элементы внешней структуры педагогической деятельности (учебные задачи, учебные действия, контроль /самоконтроль/ и оценка /самооценка/)?

3.Какова структура учебной мотивации?

4.Какие факторы влияют на формирование у обучающегося интереса к учению?

5.Почему усвоение называют центральным звеном учебной деятельности?

6.Как формируется навык и от чего зависит эффективность этого процесса?

7.Охарактеризуйте студента как субъекта учебной деятельности?

8.Каковы отличительные особенности студентов технического вуза?

Раздел 4. Психология педагогической деятельности и ее субъекта

1. Что представляет собой педагогическая деятельность, какие функции она реализует?

2.На что направлена каждая из групп педагогических умений, охарактеризуйте их?

3.Что лежит в основе дифференциации стилей педагогической деятельности? Дайте их описание.

4.В чем особенности педагогической профессии и ее выбора?

5.Какова структура мотивов педагогической деятельности?

6.Какие профессионально важные качества необходимы педагогу?

Раздел 5. Учебно-педагогическоесотрудничество и общение

1. Чем характеризуется учебное взаимодействие, в чем отличие основных его схем S −> O; S <=> S?

2.В каких формах осуществляется сотрудничество в учебном процессе, как оно влияет на учащихся и на педагога?

3.Какова общая характеристика и специфика педагогического общения?

4.Проанализируйте основные области затруднений педагога в общении со студентами.

24

Составители Галина Вениаминовна Пинигина и др.

Под общ. ред. Г. В. Пинигиной

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Рабочие программы и вопросы для магистров по самоконтролю усвоения психолого-педагогическихдисциплин

Редактор Е.Л. Наркевич

ЛР №020313 от 23.12.96

Подписано в печать 19.02.2001. Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Уч.-изд.л. 1,4. Тираж 50 экз. Заказ

Кузбасский государственный технический университет. 650026, Кемерово, ул. Весенняя,28.

Типография Кузбасского государственного технического университета. 650099, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4А.