Формирование орфографических навыков у обучающихся младшего школьного возраста

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ И ПРОБЛЕМ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ 6

1.1 Основные обучения младших школьников работе над ошибками">принципы русской орфографии 6

1.2 Классификация орфографических трудностей русского языка 8

1.3 Понятия «орфографическая грамотность», «орфографический навык» 11

1.4 Развитие орфографической зоркости на основе понятия «опознавательный признак орфограммы» .14

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 21

2.1 Обобщение опыта работы учителей начальной школы по развитию орфографической зоркости у обучащихся младшего школьного возраста 21

2.2 Виды упражнений для развития орфографической зоркости на уроках русского языка 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обучающиеся младшего школьного возраста должны всецело овладеть первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических), а также у них должно быть сформировано позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры.

Общепризнанным является то, что хорошо развитые речевые навыки, точная и грамотная устная речь во всевозможных ситуациях общения, грамотное письмо воспринимают как признак воспитанности и эрудированности личности и существенно определяют социальную и профессиональную активность человека. Считается, что культура речи «одежда мысли, по которой сразу определяют уровень образованности человека».

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как и при каких условиях будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любого школьного предмета.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце до­школьного детства наметилось осознание ребенком своих переживаний. Сейчас осознанные переживания образуют устойчивые аффективные ... со взрослыми образцами и оценками, следованием правилам, общим для всех, приобретением научных понятий. Эти мо­менты, так же как и специфика самой учебной деятельности ребенка, ...

Но, по данным департамента образования, на современном этапе орфографическая грамотность обучающихся не достигает должного уровня, о чём свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3-4 классах.

Такое качество грамотности вызывает беспокойство у учителей, родителей и у общественности.

Значение орфографической грамотности очень велико. Кандидат филологических наук, О.Е. Вороничев, исполняющий обязанности заведующего кафедрой русского языка и методики его преподавания Белгородского государственного университета считает, что школьная методика преподавания русского языка продолжает поклоняться идолу орфографии (уровень овладения которой тем не менее продолжает снижаться) и приносит ему в жертву многие другие узловатые аспекты изучения родного языка, в частности, осознание основных законов его развития.

В педагогической психологии, общей дидактике и частных методиках также много внимания уделялось условиям формирования у учащихся орфографического навыка.

Проблема орфографии отражена в трудах таких учёных, как: К.Д. Ушинский, Н.А. Корфа, Д.Н. Тихомирова, В.А. Флерова, а также методистов и психологов М.В. Ушакова, Н.С. Жуйкова, П.С. Жедек.

Однако, несмотря на разностороннюю разработку вопросов методики обучения орфографии, на современном этапе проблема продолжает оставаться актуальной.

Объект исследования: процесс формирования орфографических навыков у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: средства и методы формирования орфографических навыков у младших школьников.

Именно поэтому цель нашей работы: выявить средства и методы формирования орфографического навыка у обучающихся младшего школьного возраста.

Для достижения этой цели были поставлены задачи:

— изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

— выделить основные принципы русской орфографии;

— дать классификацию орфографическим трудностям, испытываемым учащимися в процессе изучения русского языка;

— охарактеризовать понятия «орфографическая грамотность», «орфографический навык», «орфографическая зоркость»;

— обобщить опыт работы учителей начальной школы по развитию орфографической зоркости у учащихся младшего школьного возраста;

— описать виды упражнений для развития орфографической зоркости на уроках русского языка.

В ходе выполнения работы использовались такие методы, как: теоретический анализ различной литературы по теме исследования, методы изучения педагогического опыта, обобщение.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ И ПРОБЛЕМ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ

1.1 Основные принципы русской орфографии

Основоположниками теории русской орфографии, которая начала создаваться в середине XVIII в. являются — В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. В дальнейшем нормы русской орфографии получили отражение в трудах Ф.Ф. Фортунатова, А.А. Барсова, Н.И. Греча, А.Х. Востокова, Ф.И. Буслаева, И.И. Давыдова.

16 стр., 7628 слов

Формирование толерантности с точки зрения космопсихологии

... 2009. – С.162–166. 4 Ильина Н.Л., Денисенко Н.Н. Формирование толерантного сознания в контексте современной космобио-ритмологии. Вестник Пензенского ... и ДНК-генеалогии» пишет: «Значительная историческая миграция населения Русской равнины состоялась в восточном направлении примерно 5 – ... в разных системах обучения. Например: «живой английский язык», «Академия живого бизнеса» и т.д. Впервые этот ...

Современная русская орфография основывается на Своде правил, опубликованном в 1956 г. Правила русского языка отражены в грамматиках русского языка и орфографических словарях. Для школьников выходят специальные школьные орфографические словари.

Орфография — одна из важнейших составляющих национальной культуры, и наличие общеобязательного свода правил правописания — один из признаков культурного здоровья общества.

Русская орфография — ??? система правил написания слов, которая состоит из пяти основных разделов:

— передача буквами фонемного состава слов;

— слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей;

— употребления прописных и строчных букв;

— перенос части слова с одной строки на другую;

— графические сокращения слов.

Стоит сказать, что разделы орфографии – ??? большие группы орфографических правил, связанные с разными видами трудностей передачи слов на письме. Каждый раздел орфографии характеризуется определёнными принципами, лежащими в основе орфографической системы.

Принципы русской орфографии – основные теоретические положения, на которых базируются правила. Каждый принцип орфографии объединяет группу правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым явлениям.

Выделяют следующие основополагающие принципы русской орфографии — фонетический, морфологический, традиционный и дифференцирующий [4, c.215].

Фонетический принцип заключается в том, что написание должно соответствовать произношению. Данный принцип орфографии обычно проявляется при передаче на письме чередований в одной и той же морфеме, например: расписать — роспись, бездомный — бесхозный.

Морфологический принцип требует одинакового написания одних и тех же морфем: приставок, корней, суффиксов и т. д. Например: степной — степь, рябиновый — сосновый, подписать — подпись, к ране — к воде. Этот принцип является ведущим в русской орфографии; ему подчинено написание большей части слов….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В науке детально исследован процесс осознанного формирования умений по правописанию, а также психологические, дидактические и методические условия повышения эффективности обучения школьников. Поиски способов повышения успеваемости по русскому языку привлекает внимание учителей, методистов и психологов к разработке различных приемов обучения правописанию. В наше время изучаются и анализируются различные приемы формирования орфографического навыка у учащихся младшего школьного возраста многими опытными учителями и методистами. Однако необходимо использовать наиболее удачные приемы по отношению к различным по уровню усвоения правописания учащимся.

Главным результатом педагогической деятельности учитель считает создание ситуации успеха — создание обстановки, располагающей ученика к деятельности, направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой. Методика орфографии не должна удовлетворяться лишь конечным результатом – отсутствием или наличием ошибок в тетради учащегося. Важно знать, как действует механизм проверки орфограммы, а именно: видит ли пишущий ученик орфограмму; если видит, проверяет ли ее каким – либо способом или же пишет по случайному выбору, который тоже может оказаться правильным; на какой ступени алгоритма решения задачи происходит ошибка. Следующим шагом поиска должно быть выяснение механизма допущения ошибки.

11 стр., 5313 слов

Мышление учащихся начальных классов

... детьми твёрдых навыков орфографии. На основании этого я предлагаю системы упражнений на формирование орфографической зоркости младших школьников при работе со словарными словами. 1. Противоречия, решаемые в ... уделяется грамматическому и коммутативному направлениям. Вопрос об изучении словарной работы в начальной школе был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф.И. Буслаевым, ...

Формирование орфографической зоркости дает положительный результат при соблюдении следующих условий:

1) тщательный отбор упражнений на те орфограммы, которые вызывают трудность у учащихся;

2) создание благоприятного эмоционального психологического климата;

3) соблюдать определенную последовательность подачи различных видов упражнений;

4) систематическое выполнение орфографических упражнений;

5) постоянное отслеживание результатов;

6) использование алгоритмов для детей, у которых есть проблемы в орфографической грамотности.

Чтобы научить младшего школьника орфографически грамотно писать, нужно приложить много усилий учителю. Поэтому мы рассмотрели работу по формированию орфографической зоркости и виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости.

Использование передовых технологий, которые отличаются оригинальными системами обучения правописанию, позволит получить следующие результаты:

— будет развиваться логическое мышление;

— сформируется устойчивый интерес к предмету;

— активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроке;

— орфографические упражнения будут способствовать более продуктивному развитию навыка орфографически грамотного письма.

Таким образом, поставленная цель и задачи полностью выполнены.

Использование орфографических упражнений мотивирует грамотное письмо.

В каждый урок русского языка следует включать разнообразные виды орфографических заданий.

?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные акты

1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. / М-во образования и науки Рос. Федерации.–М.: Просвещение, 2011.- 11 с.

Специальная литература (книги)

2. Голуб, И. В. Трудности русской орфографии: правила, примеры и упражнения в стихах : учебное пособие /. — М. : КНОРУС, 2016. — 144 c.

3. Львов, М.Р., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- 3-е издание.- М.: Академия, 2016.- 236 с.

4. Львов, М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 2014. – 39 с.

5. Рамзаева, Т.Г. , Львов, пМ.Р. рМетодика обученияморфографии Методика обучения русскому языку в начальных классах./сост. Т.Г.Рамзаева, М.Р.Львов. М.: Просвещение, 2014.- 319 с.

6. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация / Д.Э. Розенталь. – 2-е изд., перераб. – М.: Оникс: Мир и Образование, 2016. – 345 с.

7. Рождественский, Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. М.: Просвещение, 1996.- 232 с.

8. Соловейчик, М. С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения.- 3-е издание.- М.: Академия,1997.- 98 с.

Публикации в периодической печати

9. Богоявленский, Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии.// Начальная школа. 2003. №4. — С.39-40

10. Курпыгина, О. Е. «О формировании комплекса орфографических умений» // Начальная школа.- 2017.- №1.- С. 35-39

11. Очерет, Л. «Формирование орфографического навыка у младших школьников» // Учитель.- 2012.- № 3. – С. 42 – 46

24 стр., 11570 слов

Формирование конструкторских умений старших

... II. Организация работы по формированию конструкторских умений детей старшего дошкольного возраста через изготовление подвижных игрушек…………….………………………..………………………………….35 Диагностика начального уровня сформированности конструкторских умений ... связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе. Общеизвестно, что многие дети хотят стать учащимися начальных классов, однако не все одинаково ...

12. Фролова, Л. А. «Организация орфографической деятельности младших школьников. [УМК «Планета знаний»,4 класс].// Начальная школа.- 2013.- №9.- С. 42-44 с.

13. Фролова. Л. А. «Методические условия организации орфографической деятельности младших школьников.» // Начальная школа.- 2014.-№3.- С. 28-34

14. Фролова, Е. «Развитие орфографической зоркости : [ Начальная школа] // Учитель. – 2013. — №1. – С. 63-68

Электронные ресурсы

15. Обобщение педагогического опыта по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка учителя начальных классов О.А. Волковой [Электронный ресурс] — Режим доступа : nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/11/25/iz-opyta-raboty-po-teme-razvitie-orfograficheskoy-zorkosti

16. Обобщение педагогического опыта по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка учителя начальных классов Л.В. Федукиной [Электронный ресурс] — Режим доступа: nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/01/27/razvitie-orfograficheskoy-zorkosti-na-urokakh-russkogo

17. Обобщение педагогического опыта «Формирование орфографических навыков у младших школьников», Е.А. Шевель, учитель начальных классов [Электронный ресурс] — Режим доступа: %D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/100384/

18. Формирование орфографической грамотности [Электронный ресурс] Режим доступа: cpd.yaroslavl.ru/…/0/…/Баранцова%20Формирование%20орф%20грамотности.pdf

19. Формирование орфографических навыков младших школьников [Электронный ресурс] — Режим доступа: %D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/100384/

20. Энциклопедический словарь педагога [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.sofiasfo.ru/sites/default/…/osnov_duh_culche_encicloped_slov_pedagoga.doc