ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ И ПРОБЛЕМ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ 6
1.1 Основные обучения младших школьников работе над ошибками">принципы русской орфографии 6
1.2 Классификация орфографических трудностей русского языка 8
1.3 Понятия «орфографическая грамотность», «орфографический навык» 11
1.4 Развитие орфографической зоркости на основе понятия «опознавательный признак орфограммы» .14
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 21
2.1 Обобщение опыта работы учителей начальной школы по развитию орфографической зоркости у обучащихся младшего школьного возраста 21
2.2 Виды упражнений для развития орфографической зоркости на уроках русского языка 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обучающиеся младшего школьного возраста должны всецело овладеть первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических), а также у них должно быть сформировано позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры.
Общепризнанным является то, что хорошо развитые речевые навыки, точная и грамотная устная речь во всевозможных ситуациях общения, грамотное письмо воспринимают как признак воспитанности и эрудированности личности и существенно определяют социальную и профессиональную активность человека. Считается, что культура речи «одежда мысли, по которой сразу определяют уровень образованности человека».
Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как и при каких условиях будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любого школьного предмета.
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2
... переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце дошкольного детства наметилось осознание ребенком своих переживаний. Сейчас осознанные переживания образуют устойчивые аффективные ... со взрослыми образцами и оценками, следованием правилам, общим для всех, приобретением научных понятий. Эти моменты, так же как и специфика самой учебной деятельности ребенка, ...
Но, по данным департамента образования, на современном этапе орфографическая грамотность обучающихся не достигает должного уровня, о чём свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3-4 классах.
Такое качество грамотности вызывает беспокойство у учителей, родителей и у общественности.
Значение орфографической грамотности очень велико. Кандидат филологических наук, О.Е. Вороничев, исполняющий обязанности заведующего кафедрой русского языка и методики его преподавания Белгородского государственного университета считает, что школьная методика преподавания русского языка продолжает поклоняться идолу орфографии (уровень овладения которой тем не менее продолжает снижаться) и приносит ему в жертву многие другие узловатые аспекты изучения родного языка, в частности, осознание основных законов его развития.
В педагогической психологии, общей дидактике и частных методиках также много внимания уделялось условиям формирования у учащихся орфографического навыка.
Проблема орфографии отражена в трудах таких учёных, как: К.Д. Ушинский, Н.А. Корфа, Д.Н. Тихомирова, В.А. Флерова, а также методистов и психологов М.В. Ушакова, Н.С. Жуйкова, П.С. Жедек.
Однако, несмотря на разностороннюю разработку вопросов методики обучения орфографии, на современном этапе проблема продолжает оставаться актуальной.
Объект исследования: процесс формирования орфографических навыков у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: средства и методы формирования орфографических навыков у младших школьников.
Именно поэтому цель нашей работы: выявить средства и методы формирования орфографического навыка у обучающихся младшего школьного возраста.
Для достижения этой цели были поставлены задачи:
— изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
— выделить основные принципы русской орфографии;
— дать классификацию орфографическим трудностям, испытываемым учащимися в процессе изучения русского языка;
— охарактеризовать понятия «орфографическая грамотность», «орфографический навык», «орфографическая зоркость»;
— обобщить опыт работы учителей начальной школы по развитию орфографической зоркости у учащихся младшего школьного возраста;
— описать виды упражнений для развития орфографической зоркости на уроках русского языка.
В ходе выполнения работы использовались такие методы, как: теоретический анализ различной литературы по теме исследования, методы изучения педагогического опыта, обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ И ПРОБЛЕМ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ
1.1 Основные принципы русской орфографии
Основоположниками теории русской орфографии, которая начала создаваться в середине XVIII в. являются — В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. В дальнейшем нормы русской орфографии получили отражение в трудах Ф.Ф. Фортунатова, А.А. Барсова, Н.И. Греча, А.Х. Востокова, Ф.И. Буслаева, И.И. Давыдова.
Формирование толерантности с точки зрения космопсихологии
... 2009. – С.162–166. 4 Ильина Н.Л., Денисенко Н.Н. Формирование толерантного сознания в контексте современной космобио-ритмологии. Вестник Пензенского ... и ДНК-генеалогии» пишет: «Значительная историческая миграция населения Русской равнины состоялась в восточном направлении примерно 5 – ... в разных системах обучения. Например: «живой английский язык», «Академия живого бизнеса» и т.д. Впервые этот ...
Современная русская орфография основывается на Своде правил, опубликованном в 1956 г. Правила русского языка отражены в грамматиках русского языка и орфографических словарях. Для школьников выходят специальные школьные орфографические словари.
Орфография — одна из важнейших составляющих национальной культуры, и наличие общеобязательного свода правил правописания — один из признаков культурного здоровья общества.
Русская орфография — ??? система правил написания слов, которая состоит из пяти основных разделов:
— передача буквами фонемного состава слов;
— слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей;
— употребления прописных и строчных букв;
— перенос части слова с одной строки на другую;
— графические сокращения слов.
Стоит сказать, что разделы орфографии – ??? большие группы орфографических правил, связанные с разными видами трудностей передачи слов на письме. Каждый раздел орфографии характеризуется определёнными принципами, лежащими в основе орфографической системы.
Принципы русской орфографии – основные теоретические положения, на которых базируются правила. Каждый принцип орфографии объединяет группу правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым явлениям.
Выделяют следующие основополагающие принципы русской орфографии — фонетический, морфологический, традиционный и дифференцирующий [4, c.215].
Фонетический принцип заключается в том, что написание должно соответствовать произношению. Данный принцип орфографии обычно проявляется при передаче на письме чередований в одной и той же морфеме, например: расписать — роспись, бездомный — бесхозный.
Морфологический принцип требует одинакового написания одних и тех же морфем: приставок, корней, суффиксов и т. д. Например: степной — степь, рябиновый — сосновый, подписать — подпись, к ране — к воде. Этот принцип является ведущим в русской орфографии; ему подчинено написание большей части слов….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В науке детально исследован процесс осознанного формирования умений по правописанию, а также психологические, дидактические и методические условия повышения эффективности обучения школьников. Поиски способов повышения успеваемости по русскому языку привлекает внимание учителей, методистов и психологов к разработке различных приемов обучения правописанию. В наше время изучаются и анализируются различные приемы формирования орфографического навыка у учащихся младшего школьного возраста многими опытными учителями и методистами. Однако необходимо использовать наиболее удачные приемы по отношению к различным по уровню усвоения правописания учащимся.
Главным результатом педагогической деятельности учитель считает создание ситуации успеха — создание обстановки, располагающей ученика к деятельности, направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой. Методика орфографии не должна удовлетворяться лишь конечным результатом – отсутствием или наличием ошибок в тетради учащегося. Важно знать, как действует механизм проверки орфограммы, а именно: видит ли пишущий ученик орфограмму; если видит, проверяет ли ее каким – либо способом или же пишет по случайному выбору, который тоже может оказаться правильным; на какой ступени алгоритма решения задачи происходит ошибка. Следующим шагом поиска должно быть выяснение механизма допущения ошибки.
Мышление учащихся начальных классов
... детьми твёрдых навыков орфографии. На основании этого я предлагаю системы упражнений на формирование орфографической зоркости младших школьников при работе со словарными словами. 1. Противоречия, решаемые в ... уделяется грамматическому и коммутативному направлениям. Вопрос об изучении словарной работы в начальной школе был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф.И. Буслаевым, ...
Формирование орфографической зоркости дает положительный результат при соблюдении следующих условий:
1) тщательный отбор упражнений на те орфограммы, которые вызывают трудность у учащихся;
2) создание благоприятного эмоционального психологического климата;
3) соблюдать определенную последовательность подачи различных видов упражнений;
4) систематическое выполнение орфографических упражнений;
5) постоянное отслеживание результатов;
6) использование алгоритмов для детей, у которых есть проблемы в орфографической грамотности.
Чтобы научить младшего школьника орфографически грамотно писать, нужно приложить много усилий учителю. Поэтому мы рассмотрели работу по формированию орфографической зоркости и виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости.
Использование передовых технологий, которые отличаются оригинальными системами обучения правописанию, позволит получить следующие результаты:
— будет развиваться логическое мышление;
— сформируется устойчивый интерес к предмету;
— активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроке;
— орфографические упражнения будут способствовать более продуктивному развитию навыка орфографически грамотного письма.
Таким образом, поставленная цель и задачи полностью выполнены.
Использование орфографических упражнений мотивирует грамотное письмо.
В каждый урок русского языка следует включать разнообразные виды орфографических заданий.
?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные акты
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. / М-во образования и науки Рос. Федерации.–М.: Просвещение, 2011.- 11 с.
Специальная литература (книги)
2. Голуб, И. В. Трудности русской орфографии: правила, примеры и упражнения в стихах : учебное пособие /. — М. : КНОРУС, 2016. — 144 c.
3. Львов, М.Р., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- 3-е издание.- М.: Академия, 2016.- 236 с.
4. Львов, М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 2014. – 39 с.
5. Рамзаева, Т.Г. , Львов, пМ.Р. рМетодика обученияморфографии Методика обучения русскому языку в начальных классах./сост. Т.Г.Рамзаева, М.Р.Львов. М.: Просвещение, 2014.- 319 с.
6. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация / Д.Э. Розенталь. – 2-е изд., перераб. – М.: Оникс: Мир и Образование, 2016. – 345 с.
7. Рождественский, Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. М.: Просвещение, 1996.- 232 с.
8. Соловейчик, М. С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения.- 3-е издание.- М.: Академия,1997.- 98 с.
Публикации в периодической печати
9. Богоявленский, Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии.// Начальная школа. 2003. №4. — С.39-40
10. Курпыгина, О. Е. «О формировании комплекса орфографических умений» // Начальная школа.- 2017.- №1.- С. 35-39
11. Очерет, Л. «Формирование орфографического навыка у младших школьников» // Учитель.- 2012.- № 3. – С. 42 – 46
Формирование конструкторских умений старших
... II. Организация работы по формированию конструкторских умений детей старшего дошкольного возраста через изготовление подвижных игрушек…………….………………………..………………………………….35 Диагностика начального уровня сформированности конструкторских умений ... связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе. Общеизвестно, что многие дети хотят стать учащимися начальных классов, однако не все одинаково ...
12. Фролова, Л. А. «Организация орфографической деятельности младших школьников. [УМК «Планета знаний»,4 класс].// Начальная школа.- 2013.- №9.- С. 42-44 с.
13. Фролова. Л. А. «Методические условия организации орфографической деятельности младших школьников.» // Начальная школа.- 2014.-№3.- С. 28-34
14. Фролова, Е. «Развитие орфографической зоркости : [ Начальная школа] // Учитель. – 2013. — №1. – С. 63-68
Электронные ресурсы
15. Обобщение педагогического опыта по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка учителя начальных классов О.А. Волковой [Электронный ресурс] — Режим доступа : nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/11/25/iz-opyta-raboty-po-teme-razvitie-orfograficheskoy-zorkosti
16. Обобщение педагогического опыта по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка учителя начальных классов Л.В. Федукиной [Электронный ресурс] — Режим доступа: nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/01/27/razvitie-orfograficheskoy-zorkosti-na-urokakh-russkogo
17. Обобщение педагогического опыта «Формирование орфографических навыков у младших школьников», Е.А. Шевель, учитель начальных классов [Электронный ресурс] — Режим доступа: %D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/100384/
18. Формирование орфографической грамотности [Электронный ресурс] Режим доступа: cpd.yaroslavl.ru/…/0/…/Баранцова%20Формирование%20орф%20грамотности.pdf
19. Формирование орфографических навыков младших школьников [Электронный ресурс] — Режим доступа: %D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/100384/
20. Энциклопедический словарь педагога [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.sofiasfo.ru/sites/default/…/osnov_duh_culche_encicloped_slov_pedagoga.doc