Формирование нравственных представлений у детей младшего школьного возраста

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста 6

1.1 Проблема формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе 6

1.2 Особенности нравственного воспитания детей младшего школьного возраста 18

Выводы по главе 1 25

Глава 2. Методические аспекты формирования нравственных представлений у младших школьников 27

2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 27

2.2 Изучение нравственных представлений у младших школьников 32

2.3 Содержание работы педагога по формированию нравственных представлений у младших школьников 36

Выводы по главе 2 44

Заключение 46

Список использованной литературы 48

Введение

Нравственность формируется посредством различного рода социаль-ных институтов (семья, школа, национальные традиции, дополнительное образовательное учреждение и др.), через защиту ценностей культуры.

Конкретизируя вопрос о социальной природе нравственности, нравственность рассматривается в качестве формы общественного сознания. Нравственность обладает относительной самостоятельностью, в частности, она имеет свою логику исторического движения, оказывает обратное воздействие на развитие экономического базиса, играет социально-активную роль в обществе.

Нормативными документами, определяющими роль и значимость нравственного воспитания младших школьников можно считать такие, как: « Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Закон РФ Об образовании, Конституцию РФ.

Вопросам нравственности, воспитания нравственной культуры уделяли внимание философы Аристотель, Гегель, Г, Ф.М. Достоевский, Сократ, Платон и др. Теоретическую основу исследования составили труды по проблемам нравственно-эстетического воспитания (Ю.Б. Алиев, В.В. Краевский, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, Л.Н. Столович, В.А. Сухомлинский, М.П. Якобсон и др.); исследования по гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, И.В. Бестужев-Лада, A.A. Бодалев, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, В.П.Зинченко, В.В.Краевский, З.А. Малькова, Н.С.Розов и др. )

12 стр., 5569 слов

Воспитание и самовоспитание младших школьников

... личности. .2 Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста, их учет в процессе воспитания и самовоспитания Младший школьник, обретающий в этом возрасте рефлексию и способность планировать свою ... на примерах художественных произведений и практических ситуаций. Одновременно спектр нравственного воспитания предполагает как общественное порицание, так и возможность дисциплинарных и ...

Признавая исключительную важность результатов исследований на-званных авторов, следует отметить, что при наличии достаточно разработанной теоретической базы по нравственному воспитанию ряд вопросов относительно целостности и взаимообусловленности нравственного воспитания, нравственной культуры рассмотрен недостаточно при оценке работы с детьми младшего школьного возраста; отсутствуют работы, посвященные исследованию условий обеспечения успешной реализации нравственного воспитания и воспитания нравственной культуры в образовательном учреждении.

Это положение определило тему нашей работы: «Формирование нравственных представлений у детей младшего школьного возраста».

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально определить особенности формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: процесс формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме фор-мирования нравственных представлений у детей младшего школьного воз-раста.

2. Выявить и обосновать педагогические условия формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.

3. Выявить критерии проверки эффективности педагогических условий формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.

4. Охарактеризовать содержание деятельности педагога по формированию нравственных представлений у детей младшего школьного возраста

В процессе написания работы нами были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ литературы, обобщение и систематизация материала; практические – тестирование, наблюдение, проектирование.

База исследования: МБОУ № 47 Ленинского района города Челябин-ска, ученики 2 класса в количестве 20 человек.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования нравствен-ных представлений у детей младшего школьного возраста

1.1 Проблема формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе

В системе человеческих ценностей нравственность занимает совер-шенно особое место. Моральное сознание детерминирует поведение людей и их взаимоотношения — межличностные, групповые, социальные. Нравственный критерий применим в качестве оценочного основания ко всем областям человеческой деятельности.

Трудно провести черту, разделяющую поток времени на две неравные части: до и после возникновения нравственности. Еще труднее определить сам момент озарения человечества светом нравственных представлений. Становление — это всегда процесс. Становление моральных представлений, норм, принципов, традиций, ставших первоначально единственным регулятором человеческих отношений, — длительный, сложный и противоречивый процесс.

Появление морали трудно переоценить; любая активная форма человеческой деятельности нуждается в нравственных критериях оценки, отсутствие таких критериев или несоответствие им может свести на нет самые грандиозные успехи практической и научной деятельности, политики, экономики, идеологии [8].

15 стр., 7215 слов

Игровая деятельность детей раннего и младшего дошкольного возраста

... Определить этапы и условия развития игровой деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста. Понятие «игра» включает в себя огромный диапазон представлений, а разные авторы по-своему ... для социально-личностного развития детей [18]. Игровая деятельность влияет на развитие творческих способностей детей, личностных качеств, игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все ...

Формирование моральных норм, принципо………

Список использованной литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический Проект, 2001. – 704 с.

2. Антонян, Ю.М. Жестокость в нашей жизни [Тек ст] /Ю.М. Анто-нян. — М.: Просвещение, 1995. – 219 с.

3. Ашиков, В. И., Ашикова, С. Г. Семицветик [Текст]: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова и др. — М.: Владос, 1997. – 340 с.

4. Белова, С. Уроки воспитания для воспитателей [Текст] / С. Бело-ва // Народное образование. – 2004. — № 3. – С. 102-109.

5. Березина, В. Воспитание чудом [Текст] // Педагогика + ТРИЗ / Под ред. Гина А.А. — М.: Вита-Пресс, 2001. Выпуск № 6. — С. 54-63.

6. Березина, В.Г., Викентьев, И.Л., Модестов, С.Ю. Встреча с чу-дом: Детство творческой личности: встреча с чудом. Наставники. Дос-тойная цель [Текст] / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. — СПб.: изд-во Буковского, 1995. – 60 с.

7. Божович,Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подрост-ков.- Москва, 1972.

8. Братусь, Б.С. Нравственное познание личности. – М., 1985.

9. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990.

10. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред. А. В. Петровского. — 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979.

11. Детская психология: Учеб. пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. : под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – Мн. : Университетское, 1988.

12. Дьяченко, Л.П., Косова, Л.В. Организация социально-личностного развития детей [Текст] / Л.П. Дьяченко, Л.В. Косова //Управление ДОУ. — 2009. — № 8. – 43 с.

13. Дереклеева, Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. – М., 2001.

14. Золотова, А.В. Нравственное воспитание младших школьников. // Начальная школа. – 1992 – №5-6.

15. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности. // Хре-стоматия по педагогике. – Барнаул, 1999.

16. Клейменова,Н.С. Взаимосвязь художественного слова, музыки и рисования как средство этического и нравственного развития школьников. // Начальная школа. – 1990 – №8.

17. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] /Г.М. Коджаспирова. – М.: ИКЦ, 2005 — 448с.

18. Коджаспирова, Г.М, Коджаспиров, А.Ю. Педагогический сло-варь для студентов высших и средних учебных заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю, Коджаспиров. – М.:Академия, 2001.- 590 с.

19. Колесов, Д.В. Психологические основания нравственности. // Хрестоматия по педагогике. – Барнаул, 1999.

20. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко;под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.1999.

21. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся. Под ред. Н.И. Загоренко. – Новосиб., 1988.

22. О человеческом в человеке. Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1991.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... психолого-педагогической литературы; - конкретизировать понятие «музыкально-творческие способности детей среднего дошкольного возраста»; - выявить и охарактеризовать критерии и уровни ... установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к ...

23. Пиличяускас,А. Нравственное воспитание школьников в процессе слушания музыки // Музыка в школе. – 1990 – №4.

24. Практическая психология образования. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 528 с.

25. Психология эмоций. Хрестоматия/Под ред. И.М. Смирных. – М.: Такт, 2004. – 673 с.

26. Рабочая книга воспитателя детского сада [Текст] / Под ред. Г.И. Смирновой. – Ростов н/Дону: Феникс, 2004. – 300 с.

27. Сластенин,В.А. Педагогика. – М., 1998.-576 с.

28. Столяренко,Л.Д. Основы педагогики и психологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2003. – 672 с.

29. Сухомлинский,В.А. Как воспитать настоящего человека. – М., 1989.

30. Фридман,Л.М. Психологический справочник учителя. – М., 1991.

31. Харин,А.С. Нравственно-эстетическое образование и воспитание в развитии национальной начальной школы. // Начальная школа. – 2001 – №6.

32. Харламов,И.Ф. Педагогика. – Минск, 1998.

33. Энциклопедия современного учителя. – М.: Знание, 2006.

34. Яновская,М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспита-ния. – М., 1986.