Формирование нравственных представлений у детей младшего школьного возраста

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста 6

1.1 Проблема формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе 6

1.2 Особенности нравственного воспитания детей младшего школьного возраста 18

Выводы по главе 1 25

Глава 2. Методические аспекты формирования нравственных представлений у младших школьников 27

2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 27

2.2 Изучение нравственных представлений у младших школьников 32

2.3 Содержание работы педагога по формированию нравственных представлений у младших школьников 36

Выводы по главе 2 44

Заключение 46

Список использованной литературы 48

Введение

Нравственность формируется посредством различного рода социаль-ных институтов (семья, школа, национальные традиции, дополнительное образовательное учреждение и др.), через защиту ценностей культуры.

Конкретизируя вопрос о социальной природе нравственности, нравственность рассматривается в качестве формы общественного сознания. Нравственность обладает относительной самостоятельностью, в частности, она имеет свою логику исторического движения, оказывает обратное воздействие на развитие экономического базиса, играет социально-активную роль в обществе.

Нормативными документами, определяющими роль и значимость нравственного воспитания младших школьников можно считать такие, как: « Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Закон РФ Об образовании, Конституцию РФ.

Вопросам нравственности, воспитания нравственной культуры уделяли внимание философы Аристотель, Гегель, Г, Ф.М. Достоевский, Сократ, Платон и др. Теоретическую основу исследования составили труды по проблемам нравственно-эстетического воспитания (Ю.Б. Алиев, В.В. Краевский, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, Л.Н. Столович, В.А. Сухомлинский, М.П. Якобсон и др.); исследования по гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, И.В. Бестужев-Лада, A.A. Бодалев, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, В.П.Зинченко, В.В.Краевский, З.А. Малькова, Н.С.Розов и др. )

12 стр., 5569 слов

Воспитание и самовоспитание младших школьников

... .2 Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста, их учет в процессе воспитания и самовоспитания Младший школьник, обретающий в этом возрасте рефлексию и способность планировать свою ... диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций. Одновременно спектр нравственного воспитания предполагает как общественное порицание, так и возможность дисциплинарных и ...

Признавая исключительную важность результатов исследований на-званных авторов, следует отметить, что при наличии достаточно разработанной теоретической базы по нравственному воспитанию ряд вопросов относительно целостности и взаимообусловленности нравственного воспитания, нравственной культуры рассмотрен недостаточно при оценке работы с детьми младшего школьного возраста; отсутствуют работы, посвященные исследованию условий обеспечения успешной реализации нравственного воспитания и воспитания нравственной культуры в образовательном учреждении.

Это положение определило тему нашей работы: «Формирование нравственных представлений у детей младшего школьного возраста».

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально определить особенности формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: процесс формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме фор-мирования нравственных представлений у детей младшего школьного воз-раста.

2. Выявить и обосновать педагогические условия формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.

3. Выявить критерии проверки эффективности педагогических условий формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.

4. Охарактеризовать содержание деятельности педагога по формированию нравственных представлений у детей младшего школьного возраста

В процессе написания работы нами были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ литературы, обобщение и систематизация материала; практические – тестирование, наблюдение, проектирование.

База исследования: МБОУ № 47 Ленинского района города Челябин-ска, ученики 2 класса в количестве 20 человек.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования нравствен-ных представлений у детей младшего школьного возраста

1.1 Проблема формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе

В системе человеческих ценностей нравственность занимает совер-шенно особое место. Моральное сознание детерминирует поведение людей и их взаимоотношения — межличностные, групповые, социальные. Нравственный критерий применим в качестве оценочного основания ко всем областям человеческой деятельности.

Трудно провести черту, разделяющую поток времени на две неравные части: до и после возникновения нравственности. Еще труднее определить сам момент озарения человечества светом нравственных представлений. Становление — это всегда процесс. Становление моральных представлений, норм, принципов, традиций, ставших первоначально единственным регулятором человеческих отношений, — длительный, сложный и противоречивый процесс.

Появление морали трудно переоценить; любая активная форма человеческой деятельности нуждается в нравственных критериях оценки, отсутствие таких критериев или несоответствие им может свести на нет самые грандиозные успехи практической и научной деятельности, политики, экономики, идеологии [8].

7 стр., 3028 слов

процесс развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.

... детей младшего дошкольного возраста. 2. Рассмотреть условия развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в предметно-игровой деятельности. 3. Разработать методику развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста ... качеству личности, объединяющему в себе интеллектуальную, нравственно-волевую, эмоциональную сторону личности. Самостоятельность определяется ...

Формирование моральных норм, принципо………

Список использованной литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический Проект, 2001. – 704 с.

2. Антонян, Ю.М. Жестокость в нашей жизни [Тек ст] /Ю.М. Анто-нян. — М.: Просвещение, 1995. – 219 с.

3. Ашиков, В. И., Ашикова, С. Г. Семицветик [Текст]: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова и др. — М.: Владос, 1997. – 340 с.

4. Белова, С. Уроки воспитания для воспитателей [Текст] / С. Бело-ва // Народное образование. – 2004. — № 3. – С. 102-109.

5. Березина, В. Воспитание чудом [Текст] // Педагогика + ТРИЗ / Под ред. Гина А.А. — М.: Вита-Пресс, 2001. Выпуск № 6. — С. 54-63.

6. Березина, В.Г., Викентьев, И.Л., Модестов, С.Ю. Встреча с чу-дом: Детство творческой личности: встреча с чудом. Наставники. Дос-тойная цель [Текст] / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. — СПб.: изд-во Буковского, 1995. – 60 с.

7. Божович,Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подрост-ков.- Москва, 1972.

8. Братусь, Б.С. Нравственное познание личности. – М., 1985.

9. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990.

10. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред. А. В. Петровского. — 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979.

11. Детская психология: Учеб. пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. : под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – Мн. : Университетское, 1988.

12. Дьяченко, Л.П., Косова, Л.В. Организация социально-личностного развития детей [Текст] / Л.П. Дьяченко, Л.В. Косова //Управление ДОУ. — 2009. — № 8. – 43 с.

13. Дереклеева, Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. – М., 2001.

14. Золотова, А.В. Нравственное воспитание младших школьников. // Начальная школа. – 1992 – №5-6.

15. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности. // Хре-стоматия по педагогике. – Барнаул, 1999.

16. Клейменова,Н.С. Взаимосвязь художественного слова, музыки и рисования как средство этического и нравственного развития школьников. // Начальная школа. – 1990 – №8.

17. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] /Г.М. Коджаспирова. – М.: ИКЦ, 2005 — 448с.

18. Коджаспирова, Г.М, Коджаспиров, А.Ю. Педагогический сло-варь для студентов высших и средних учебных заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю, Коджаспиров. – М.:Академия, 2001.- 590 с.

19. Колесов, Д.В. Психологические основания нравственности. // Хрестоматия по педагогике. – Барнаул, 1999.

20. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко;под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.1999.

21. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся. Под ред. Н.И. Загоренко. – Новосиб., 1988.

22. О человеческом в человеке. Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1991.

23. Пиличяускас,А. Нравственное воспитание школьников в процессе слушания музыки // Музыка в школе. – 1990 – №4.

9 стр., 4150 слов

_Л.С. Выготский — К психологии и педагогике детской дефективности

... перерождение общественных связей, смещение всех систем поведения. Проблему детской дефективности в психологии и педагогике надо поставить и осмыслить как социальную проблему, потому что не замечаемый ... физическим миром. Педагогически всегда говорилось в этом случае о той компенсации, которой воспитание может возместить одно из нарушенных отправлений организма. Вопрос, таким образом, ставился ...

24. Практическая психология образования. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 528 с.

25. Психология эмоций. Хрестоматия/Под ред. И.М. Смирных. – М.: Такт, 2004. – 673 с.

26. Рабочая книга воспитателя детского сада [Текст] / Под ред. Г.И. Смирновой. – Ростов н/Дону: Феникс, 2004. – 300 с.

27. Сластенин,В.А. Педагогика. – М., 1998.-576 с.

28. Столяренко,Л.Д. Основы педагогики и психологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2003. – 672 с.

29. Сухомлинский,В.А. Как воспитать настоящего человека. – М., 1989.

30. Фридман,Л.М. Психологический справочник учителя. – М., 1991.

31. Харин,А.С. Нравственно-эстетическое образование и воспитание в развитии национальной начальной школы. // Начальная школа. – 2001 – №6.

32. Харламов,И.Ф. Педагогика. – Минск, 1998.

33. Энциклопедия современного учителя. – М.: Знание, 2006.

34. Яновская,М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспита-ния. – М., 1986.