ФИЛИАЛ МГУ В г. СЕВАСТОПОЛЕ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА

ФИЛИАЛ МГУ В г. СЕВАСТОПОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВУЗОВСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ СТУДЕНТОВ V КУРСА ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ

Севастополь — 2013 г

Методические указания разработаны:

к.п.н., доцентом кафедры психологии Филиала МГУ Владимиром Николаевичем Ковалевым, к.пс.н., доцентом Сергеем Ивановичем Дьяковым, к. пс.н., доцентом Натальей Николаевной Лопатиной, старшим преподавателем Зинаидой Викторовной Борисенко.

Рецензенты:

доктор педагогических наук, доцент кафедры психологии Алевтина Ивановна Долженко;

доктор биологических наук, профессор кафедры психологии Ольга Николаевна Чечина.

Ковалев В.Н., Борисенко З.В., Дьяков С.И., Лопатина Н.Н. Методические указания к вузовской педагогической практике студентов V курса факультета психологии. – Севастополь: СФ МГУ, 2013.

Методические указания к вузовской педагогической практике студентов специальности «Психология» разработана на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, учебного плана и Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в соответствии с приказом Минобразования России от 25.03.2003 г. №1154.

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры психологии Филиала МГУ имени М.В. Ломоносова ____ октября 2013 года. Протокол №____.

Рекомендовано к печати методическим Советом Филиала МГУ имени М.В.Ломоносова ____ ноября 2013 года. Протокол №___

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………. 3

II. ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ…………………………………….….. 3

III. СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ……………………………….….3

IV. ОТЧЕТНОСТЬ СТУДЕНТА О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ……………… .….4

V. РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ………………………………………………………….5

VI. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ…………..6

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….………7

13 стр., 6229 слов

Методические рекомендации по подготовке и выполнению заданий ...

... примерные вопросы для экзамена по курсу. Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического ВУЗа, изучающих курс «Педагогическая психология». © Афанасьева Галина. Ивановна, © ... студенты должны овладеть базовой системой психологических знаний и умениями их использовать в процессе изучения других разделов дисциплины и на психологической практике. Раздел «Педагогическая психология» ...

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………8

А. Примерная схема дневника студента-практиканта………………………………………..8

Б. Схема психолого-педагогического анализа лекции………………………………………9

В. Схема анализа семинарского занятия……………………………………………………..12

Г. Схема самоанализа занятия…………………………………………………………………13

Д. Образец плана-конспекта лекции…………………………………………………………16

Е. Образец плана практического занятия………………………………………………….…23

Ж. Образец плана семинарского занятия ………………………………………………..…26

З. Образец тестового контроля знаний студентов…………………………………….……28

Вузовская педагогическая практика студентов Общие положения

В соответствии с учебными планами и программой педагогическая практика на факультете психологии Филиала МГУ проводится на V курсе (IX семестр) в течение трех месяцев без отрыва от учебной деятельности. На практику студентам отводится 72 часа учебного времени.

Студенты практикуются в роли преподавателя предметов психологического цикла. Они готовят и проводят занятия (лекции, семинары, практические), осуществляют их психолого–педагогический анализ, разрабатывают дидактические материалы. Перед началом педагогической практики (вторая неделя каждого учебного года) проводится установочная конференция, на которой студенты получают задания, закрепляются за преподавателями-методистами, распределяются по академическим группам факультетов Филиала МГУ, где читаются психологические дисциплины.

В отдельных случаях студенты могут также проходить педагогическую практику в других высших учебных заведениях 3 или 4 уровня аккредитации или на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров. Прохождение практики в других вузах возможно только при наличии договора о сотрудничестве между Филиалом МГУ и учебным учреждением, выступающим в роли базы практики.

Задачи педагогической практики

  1. Углубить и закрепить теоретические знания по предметам психолого-педагогического цикла и научить использовать эти знания на практике в учебной работе со студентами вузов и учащимися училищ.
  2. Научить студентов самостоятельно организовывать обучение учащихся предметам психолого-педагогического цикла:

а) педагогически верно определять виды учебных заданий в соответствии с темой, целью и формой организации занятия; организационную структуру в зависимости от цели, содержания предмета, конкретных условий;

б) педагогически и психологически грамотно определить методы и средства обучения в соответствии с дидактическими принципами, уровнем знаний обучающихся, особенностями темы занятия и др.;

в) подбирать и изготавливать иллюстративный материал, составлять видео-презентации. Своевременно и умело использовать на занятии технические средства обучения и разные виды наглядности.

  1. Сформировать у студентов умения наблюдать и анализировать занятия (лекции, семинары, практические занятия), проводимые их товарищами и осуществлять самоанализ самостоятельно проведенных занятий.

Содержание педагогической практики

Педагогическая практика проходит в два этапа.

2 стр., 831 слов

Лекция — Педагогическая поддержка ребенка как одно из условий ...

... Средства поддержки: речевые, пантомимические, действенные, предметные. Бесконечность индивидуальных  форм педагогической поддержки. Совет, инструкция к проведению, материальная помощь, переакцентирование внимания ... влияние на мотивационно-ценностную сторону личностной структуры. 3. Педагогическая инструкция помогает облегчать ребенку освоение  неосвоенного. 4. Личный пример ...

Первый этап практики – подготовительный. Он длится от трех до пяти дней. За этот период студенты знакомятся с учебными и рабочими учебными программами дисциплин, определяют тему и срок проведения занятия (лекции, семинара или практической работы), составляют индивидуальный план практики, приступают к составлению планов-конспектов занятий, разрабатывают дидактические материалы.

На втором, основном этапе практики студент готовится и проводит занятия по дисциплинам психологического курса, посещает и анализирует занятия своих товарищей (однокурсников), выполняет остальные задания практики.

Каждый студент-практикант должен:

— посетить и проанализировать не менее 2-х лекций однокурсников;

— составить развернутый план семинарского (или практического занятия)

-разработать развернутый план-конспект для лекции с видеопрезентацией;

— провести не менее двух открытых зачетных занятий: а) не менее одной зачетной лекции; б) не менее одного зачетного семинара (практического или тренингового занятия);

— разработать тестовый контроль знаний студентов по самостоятельно выбранной теме читаемой им учебной дисциплиины.

Тест контроль знаний должен содержать не менее 20 вопросов (закрытой и открытой формы);

— выполнить и представить в письменном виде самоанализ одной из самостоятельно проведенных лекций;

— заполнить дневник прохождения практики.

Проведение семинара может быть заменено фрагментом тренинга, психолого-педагогической студией, психодрамой, учебной деловой (или ролевой) игрой.

Минимум за два дня до самостоятельного проведения лекции (семинара) практикант должен получить допуск у группового методиста (преподавателя кафедры), предоставив ему развернутый план — конспект занятия и все необходимые дидактические материалы (или видео-презентацию).

Примечание: Поощряется проведение студентом нескольких занятий (лекций и семинаров).

Но в качестве зачетного выбирается одно (лучшее занятие) из числа проведенных лекций и из общего количества проведенных семинаров (практических).

Практикант ограничивается проведением одной лекции и одного семинара только в том случае, если они проведены безупречно.

Отчетность студента о педагогической практике

Во время педагогической практики каждый студент регулярно учитывает свою работу в дневнике и дает его на проверку с первого требования руководителя-методиста.

Дневник студента – основной документ, отражающий содержание проведенной студентом работы и ее результаты. В дневник студент записывает общие сведения о содержании практики:

7 стр., 3013 слов

Лекция 4 структура педагогической деятельности

... из таких простых деятельностей необходимых сложных. Таким образом, первый принцип педагогической рефлексии состоит в выделении эле­ментарных деятельностей и их ... Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность Применительно к учебному процессу управление пред­ставляет собой целенаправленное, систематическое воздей­ствие преподавателя на коллектив студентов и отдельного студента ...

а) индивидуальный план практики;

б) объективные данные об условиях проведения занятий (трудности, особенности предмета или темы, характер реагирования аудитории и др.);

в) трудности, которые встречались в процессе проведения пробных лекции или практических занятий;

г) информацию о том, что наиболее хорошо удавалось на первой собственной лекции, что было неожиданным (свободная запись собственных аналитических размышлений);

д) предложения по усовершенствованию педагогической практики.

В дневник записывается отзывы преподавателей, посетивших зачетные занятия студента-практиканта (как правило, руководителя-методиста практики).

По желанию студента в дневнике отзывы (краткие комментарии) о проведенных занятиях могут давать, студенты-практиканты, посетившие занятие товарища.

Рекомендуется избегать формальных записей.

В недельный срок после окончания педагогической практики (но не позднее 25 декабря) студент-практикант должен предоставить в аккуратно оформленной папке:

  1. Дневник студента-практиканта;
  2. План-конспект лекции (развернутый: 7 — 20 стр.);
  3. Психолого-педагогический анализ двух посещенных занятий однокурсников (записывается в дневник);
  4. Самоанализ собственного проведенного занятия (записывается в дневник);
  5. Тестовые контрольные задания по теме лекционного или семинарского занятия (не менее 20 контрольных заданий-вопросов — записываются в дневник практики).

Планы-конспекты занятий и тестовые контрольные задания выполняются отдельно на стандартных листах белой бумаги формата А 4 (297 x 210).

Все материалы практики сдаются на контроль в отдельной аккуратно оформленной папке.

Позитивная оценка за педагогическую практику выставляется только при обязательном проведении всех зачетных занятий (качественно и в установленные сроки) и аккуратном выполнении отчетной документации.

Оценка за педагогическую практику выставляется групповым методистом, после обсуждения на отчетной конференции результатов практики, на основе тщательного анализа отчетных материалов членами комиссии.

Руководство практикой

Общее руководство вузовской педагогической практикой возлагается на одного из ведущих преподавателей кафедры психологии (профессора или доцента, как правило, преподающих учебные дисциплины «Педагогика» и/или «Методика преподавания психологии»).

Консультационно-методическую помощь студентам в выполнении заданий педагогической практики оказывают групповые методисты — преподаватели кафедры психологии, за которыми закрепляются небольшие группы студентов (как правило, по 3 — 5 человек).

13 стр., 6317 слов

Методические рекомендации «Культурология. Содержание курса и ...

... Культурология. Содержание курса и методические рекомендации к проведению семинарских занятий для студентов по специальностям 060101 – Лечебное дело, 060103 – ... @ Ставропольская государственная медицинская академия, 2009 Планы лекций. Лекция 1. Культурология как общая теория культуры 1. ... тенденции нашего времени». 6.Герменевтика как теория и практика истолкования текстов. 5. Ж. Деррида и возможности ...

Преподаватель-методист:

— консультирует студентов по всем видам работ, предусмотренных программой практики;

— проверяет планы-конспекты студентов;

— осуществляет допуск студентов-практикантов к проведению занятия по заданной теме;

— присутствует на занятиях своих подопечных;

— организует анализ проведенных занятий совместно со студентами-практикантами;

— выставляет оценки за оформление планов-конспектов и научно-методический уровень проведения лекции (семинара или практического занятия), а также за выполнение других видов заданий, предусмотренных содержанием практики;

— составляет характеристику на студента-практиканта и предлагает на рассмотрение комиссии итоговую оценку каждому из своих подопечных практикантов.

— выставляет итоговую оценку своим студентам-практикантам в ведомость и зачетную книжку после защиты практики студентом на отчетной конференции, предварительно согласовав ее с членами комиссии.

Руководитель практики, как правило, является и групповым преподавателем- методистом.

Примечание: Если студент проводит занятие не у своего группового методиста, он должен предварительно согласовать этот вопрос с ним. Но допуск к занятию он должен получить у того преподавателя, на занятии которого он проводить лекцию (или семинар).

Критерии оценки педагогической практики студентов а. Общие требования к практиканту

  1. Знание фактического материала по специальности.
  2. Умение самостоятельно подготовиться к лекции (семинару).
  3. Умение владеть собой и аудиторией.
  4. Умение дидактически грамотно, творчески проводить занятия.
  5. Грамотность речи.

Б. Основные требования к занятию

  1. Мировоззренческая и научная нагрузка содержания занятия.
  2. Правильность построения лекции (семинара, практического занятия).
  3. Методическая грамотность проведения занятия.
  4. Достижение поставленных целей, реализация всех пунктов плана.

В. Критерии оценок занятий, проводимых студентами-практикантами

Оценка «отлично» выставляется при достижении целей занятия, за самостоятельность подготовки: высокий научно-методический уровень, изготовление и использование наглядных пособий, использования видео-презентаций, технических средств обучения, активизации познавательной деятельности слушателей на занятии, рациональное использование времени: обеспечение самостоятельности слушателей при изучении нового материала: литературная выразительность речи.

Оценка «хорошо» выставляется, когда цель занятия достигнута, содержание материала научно, методически целесообразно, однако студент-практикант готовился к занятию при существенной помощи руководителя, в ходе занятия допустил отдельные методические неточности.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если занятие по содержанию соответствует программе курса, но студент допустил неточности при объяснении материала, затрудняется в оценке знаний, умений слушателей, допущены методические ошибки в ходе занятия: само занятие проводилось вяло, неуверенно, не рационально организовал свое время на выполнение заданий практики.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент не подготовился к занятию должным образом и допускал серьезные погрешности в изложении материала, не смог правильно рассчитать время занятия (погрешность более 10 минут), недобросовестно отнесся к выполнению заданий практики.

Если студент предварительно (не позднее, чем за 1 — 2 дня до проведения занятия) не предоставил план-конспект лекции (семинара или практического занятия), то он к проведению занятия не допускается и его подготовка оценивается как неудовлетворительная.

Если студент-практикант за проведение занятия получил не удовлетворяющую его отметку, он имеет право провести еще одно (или более) зачетное занятие. В этом случае зачетным считается лучшее занятие.

При выставлении общей оценки за практику учитывается качество выполнения анализа посещенных занятий, а также всех видов отчетной документации. Немаловажно значение играет не только содержательность, но и аккуратность выполненной работы.

Г. Итоговая оценка за педагогическую практику

Итоговая оценка практики является среднеарифметической величиной оценок всех, выше обозначенных заданий практики:

  1. качество плана-конспекта лекции;
  2. качество плана семинарского (практического) занятия;
  3. уровень проведения зачетной лекции;
  4. уровень проведения зачетного семинарского занятия;
  5. качество выполнения теста контроля знаний студентов на заданную тему;
  6. правильность составления психолого-педагогической характеристики на студента;
  7. аккуратность оформления дневника практики и отчетной документации;
  8. общее отношение к практике (научная организация труда практиканта, распределение времени, самостоятельность, творчество, новации и др.).

Если уровень проведения обоих зачетных занятий оценен на «4» и ниже, или отчетная документация оформлена небрежно оценка «отлично» за практику не ставится, даже если средний балл итоговой оценки приближен к «5».

Оценка «отлично» студенту-практиканту выставляется за безупречное прохождение практики.

Список литературы:

  1. Астахова Е.В. Методика организации и проведения семинарских занятий. – Харьков, Изд ХГПУ, 2000 – 80 c.

  2. Балаев А.А. Активные методы обучения. – М.: Знание, 1998. – 96 с.
  3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. – М.: Педагогика, 1997. – 103с.
  4. Вачков И.В. Основные технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – 2-е изд., переработанное и дополненное. — М.: Инфра –М., 2000. -244 c.
  5. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. – М.: Просвещение, 1991. — 80 с.
  6. Використання інтерактивних методів навчання дорослих: Методичний посібник / Укладач: Савченко В.Л. — Донецьк, Изд ДГУ, 2004.- 78 с.
  7. Ковалев В.Н. Активные методы обучения. – Ровно, Изд. РГПИ, 1995. – 96 с.
  8. Ковалев В.Н., Мирошина Г.Г. и др. Тренинги для педагогов, старшеклассников и их родителей. – Севастополь, Изд. ЦПиПК, 2005. – 300 с.
  9. Ковалев В.Н. Методы и формы обучения и контроля знаний студентов в высшей школе: Учебно-методическое пособие по методике преподавания психологии. – Севастополь, Изд. СФ МГУ, 2009. — 79 с.
  10. Кузьминский А.И. Педагогика высшей школы: Учебное пособие. – К.: Знание, 2005. – 486 с.
  11. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981 – 104 c.
  12. Носаченко И.М. Игровые методы обучения в экономике. — К.: Наукова думка,1995.- 80 с.
  13. Педагогика и психология высшей школы /Под ред. М.В. Буланова-Топоркова, Л.Д.Столяренко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 519 с.
  14. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. – М.: Смысл, 2006. — 285 с.
  15. Савченко В.В. Основы андрагогики. – Севастополь, Изд. СИПО, 2004. – 169 с.
  16. Смолкин А.М. Активные методы обучения при экономической подготовке руководителей производства. – М., 1996. – 124 с.
  17. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М.: Просвещение, 1996. – 102с.
  18. Сурмин Ю.В. Методологічний аналіз ситуацій. – К.: Мысль, 1999. – 94 с.
  19. Талызина Н.Ф. Контроль и его функции в учебном процессе // Советская педагогика. – 1989. №3. – С.71.
  20. Усачева И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности. – М.: Наука, 1996. – 122 с.
  21. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие – М.: Генезис, 2000. – 256 с.
  22. Хуторской А.В. Современная дидактика. – С.Пб.: Питер, 2001. – 408с.
  23. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М.: Инфра, 1995. – 544 с.

Приложение А

Примерная схема дневника студента-практиканта

Титульный лист

ФИЛИАЛ МГУ им. М..В. ЛОМОНОСОВА в г. СЕВАСТОПОЛЕ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

ДНЕВНИК

студента-практиканта

Фамилия, имя, отчество___________________________________________

Курс____ Специальность________________________

Руководитель практики __________________________

Сроки прохождения практики __________

Раздел I– Индивидуальный план прохождения практики

Раздел II:

Анализ занятий, проведенных однокурсниками.

* Самоанализ собственного занятия;

* Психолого-педагогическая характеристика личности студента;

* Трудности, замечания, впечатления, предложения (свободная запись отдельных моментов прохождения практики);

* Тест контроля знаний.

Раздел III:

* Отчет о прохождении практики студента-практиканта (0,5 — 1 страницы)

* Отзыв группового методиста (анализ, рекомендуемая оценка, подпись, дата).

Индивидуальный план работы студента-практикантаможет быть составлен по следующей схеме.

«УТВЕРЖДАЮ»

Преподаватель-методист _____________

(Ф.И.О.)

«…»__________200_ г.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ

Студента__________________________________________________________

(Ф. И. О.)

Дата

Содержание работы

В ходе практики студент должен подготовиться к проведению занятий. План работы таков: студент получает от преподавателя (методиста) сведения о теме занятия, дате, группе, в которой он будет проводить лекцию (семинар), консультируется с преподавателем; изучает тему; определяет план занятия, его структуру и т.д.

Примерная схема отчета о педагогической практике

Общие сведения о месте и времени прохождения практики.

Характеристика выполнения индивидуального плана по учебной работе,: по каким предметам проводил занятия, темы, оценка за проведение занятия: основные положительные стороны и недостатки проведенных занятий: какие трудности в специальной подготовке возникали во время проведения лекции, чем они обусловлены: какая работа проведена по изучению опыта преподавателей, что это дало студенту-практиканту для овладения педагогическим мастерством. В конце отчета сделать выводы, в которых указать, что дала практика студенту, ее положительные моменты и недостатки. Предложения по улучшению организации и проведения педагогической практики.

Приложение Б

Схема психолого-педагогического анализа лекции

Дата проведения

Ф. И. О. лектора-практиканта

Тема занятия

Цель занятия

План лекции

Оценка качества лекции

Узловые критерии оценки качества лекции:

  1. содержание материала;
  2. методика проведения;
  3. руководство работой студентов;
  4. лекторские данные;
  5. результативность лекции.

  1. Организация лекции

1.1. Своевременность начала занятия. Если лекция начата несвоевременно, указать причину:

* Явка преподавателя с опозданием (указать, на сколько опоздал);

* Опоздания студентов;

* Другие причины (указать какие),

1.2. Четкость организации лекции (приветствие, побуждение студентов подготовиться к работе, активизация внимания студентов и др.);

1.3. Объявление темы и запись ее на доске;

1.4. Запись плана лекции (оптимально 2- 4 пункта на двухчасовую лекцию).

Целесообразность изложенного плана.

1.5. Рекомендуемая литература (3 — 5 основных источников).

Желательно, чтобы ее список был дан в начале лекции. Комментарий преподавателя относительно рекомендуемой литературы. Запись фамилий и инициалов авторов на доске. Желательно, чтобы преподаватель называл полностью имена и отчества ученых – авторов книг.

1.6. Следование преподавателем пунктам плана при изложении лекционного материала. Целесообразность затрат времени на каждый пункт плана лекции. Смог ли преподаватель завершить лекцию своевременно? Все ли пункты плана были рассмотрены? Давалось ли студентам задание на самоподготовку по излагаемой теме.

1.7. Наличие плана-конспекта лекции (или опорных схем) и организация рабочего места.

II. Содержание лекции

2.1. Научность и информативность, соответствие современному уровню развитию науки. Обзор теорий, концепций, взглядов ученых. Мировоззренческая сторона лекции. Освещение истории вопроса.

2.2. Актуальность рассматриваемой темы, связь ее с другими темами (предыдущими и последующими).

Межпредметные связи.

2.3. Владение преподавателем понятийным аппаратом. Дает ли он определение понятий студентам? Раскрывает ли феноменологию изучаемых категорий (сущность, структура, функции, факторы, условия и др.)?

2.4. Связь теории с практикой.

2.5. Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции. Наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств.

2.6.Реализация дидактических принципов наглядности, последовательности и систематичности, воспитывающего характера обучения, дифференциации, доступности, научности, оптимизации, учета особенностей аудитории, опоры на опыт студентов и пр.

2.7. Знание преподавателем материала (глубина, степень свободы изложения материала, четкость и точность терминологии).

Лекция и учебник: излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывает ли ученик, разъясняются ли особо трудные вопросы, даются ли задания проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику.

2.8. Приводились ли преподавателем примеры, поясняющие лекционный материал?

2.9. Логика изложения материала, четкость и целесообразность его структурирования.

2.10. Как реализовывались на лекции следующие задачи:

— формирование новых знаний и закрепление предыдущего материала;

— расширение кругозора по изучаемому предмету;

— актуализация опорных знаний и жизненного опыта;

— мотивация к учению и пробуждение интереса к предмету;

— формирование у студентов способностей учиться

III. Владение методикой чтения лекции

3.1. Четкая структура лекции и логика изложения материала.

3.2. Владение различными методами изложения материала (объяснение, рассказ, демонстрация, интерактивные и активные методы обучения, и др.).

Целесообразность их использования.

3.3. Постановка проблемных вопросов для размышления.

3.4. Использование приемов активизации познавательной деятельности студентов.

3.5. Доступность и разъяснение новых терминов и понятий. Доказательность и аргументированность. Выделение главных мыслей и выводов. Повторение их в различных формулировках.

3.6. Оптимальность темпа изложения материала.

3.7. Научная культура речи преподавателя. Доступный и ясный язык.

3.8.Использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения, подведения итогов в конце вопроса, всей лекции.

3.9. Использование наглядных средств (раздаточный материал, записи или схемы на доске или флипчарте, плакаты), ТСО и аудиовизуальных дидактических материалов.

3.10. Насколько были учтены следующие требования к лекции:

* Нравственная сторона лекции и преподавателя;

* Информативность (современный научный уровень);

* Доказательность и аргументированность;

* Наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств;

* Эмоциональность формы изложения;

* Активность мышления слушателей;

* Четкая структура и логика последовательно излагаемых вопросов;

* Методическая обработка – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках.

IV. Руководство работой студентов

4.1. Мобилизация аудитории на восприятие материала. Мотивация (способы).

Требование конспектировать. Контроль за работой.

4.2. Обучение студентов методике записи и помощь в этом: интонирование, быстрый или медленный темп, повтор, паузы, вычерчивание графиков, составление схем, таблиц, алгоритмов.

4.3. Актуализация опорных знаний и чувственного опыта.

4.4. Просмотр конспектов по ходу лекции, после или на семинарских и практических занятиях.

4.5. Использование приемов поддержания внимания – риторические вопросы. Диалог, шутки, ораторские приемы.

V. Лекторские данные

5.1. Знание предмета. Уверенность, убедительность.

5.2. Эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство;

5.3. Культура и богатство речи, внешний вид; Уважительность речи по отношению к студентам;

5.4. Умение установить контакт, длительное время удерживать активное внимание всей аудитории;

5.5. Гармоничность жестикуляции движений, соответствие вербальной коммуникации.

VI. Результативность лекции

6.1. Информационная ценность материала;

6.2. Воспитательная ценность лекции (нравственный аспект);

6.3.Фасилитация. Мотивация студентов на саморазвитие и профессиональный рост;

6.4. Активность аудитории (все ли студенты слушали лекцию и конспектировали, задавали ли вопросы, проявляли интерес к содержанию лекции и др.);

6.5. Достижение дидактических целей.

Приложение В

Схема анализа семинарского занятия

Дата

Ф. И. О. преподавателя

Тема занятия.

Тип занятия (семинар, просеминар, спецсеминар, семинар-тренинг и т.п.)

Цель занятия.

Качество проведения организационного момента (четкость постановки цели занятия, активизация аудитории, постановка требований, ознакомление с планом работы).

Уровень руководства ходом семинарского занятия (умение регламентировать выступления, умение побуждать студентов к активному обсуждению, размышлениям; умение создавать проблемные ситуации, организовывать дискуссии; резюмирование выступлений, подведение итогов).

Использование активных методов и форм проведения занятий (дискуссий, диалогов, конференций, деловых игр, мозговых атак и др.).

Критерии оценки семинарского занятия

1. Целесообразность: постановка проблемы стремление связать теорию с практикой, использованием материала в будущей профессиональной деятельности.

2. Планирование: выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы.

3. Организация семинара: умение вызывать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя.

4. Стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией, или вялый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса.

5. Отношения преподаватель — студенты: уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные.

6. Управление группой быстрый контакт со студентами, уверенное поведение в группе. Разумное и справедливое взаимодействие со студентами или, наоборот, повышает тон, опирается в работе на лидеров, оставляя пассивными других студентов.

7. Замечания преподавателя: квалифицированные, обобщающие или нет замечаний.

8. Студенты ведут записи на семинарах: регулярно, редко, не ведут.

Приложение Г

Схема самоанализа занятия

Для проведения самоанализа лекций или семинара студент-практикант использует вышеприведенные схемы анализа занятий. Вместе с тем, для более четкого и полного их анализа предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Какое место данная лекция занимает в теме, разделе, курсе? Как она связана с предыдущими занятиями, на что опирается? Как данная лекция работает на последующие занятия, темы, разделы? В чем специфика данной лекции?

2. Дать характеристику реальных учебных возможностей обучающихся студентов. Какие особенности были учтены при планировании занятия?

3. Какие задачи решались на занятии? Учебные, воспитательные, развивающие? Учитывались ли особенности аудитории,

отдельных групп в их решении?

4. Является ли структура данного занятия рациональной при решении задач отдельных пунктов плана лекции, рационально ли распределено время, отведенное на все пункты плана? Были ли логические связи между этапами лекции?

5. На чем акцентировалось внимание: выделено ли главное на лекции?

6. Какое сочетание форм обучения выбрано для раскрытия материала, почему? Необходим ли дифференцированный подход к студентам?

7. Какое сочетание методов обучения и дидактических приемов выбрано для раскрытия материала? Обосновать выбор методов обучения.

8. Как организовать контроль за усвоением материала? Какие формы и методы этого контроля осуществлялись? Почему?

9. За счет чего обеспечивается высокая работоспособность студентов на протяжении всего занятия?

10. За счет чего на занятии поддерживалась добрая психологическая атмосфера общения? Как было реализовано воспитательное значение личности преподавателя?

11. Как и за счет чего обеспечивалось на занятиях рациональное использование времени?

12. Какие были продуманы запасные методические «ходы» на случай непредусмотренной ситуации?

13. Удалось ли реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то, какие, и почему? Когда педагог планирует выполнить нереализованные?

Приложение Д

Образец оформления плана-конспекта лекции

«УТВЕРЖДАЮ»

Преподаватель__________

(Ф.И.О.)

«…»______________200_г.

План-конспект лекции

по учебной дисциплине «Методика преподавания психологии»

На тему «ВУЗОВСКАЯ ЛЕКЦИЯ»

Дата проведения занятия 10. V. 2010 г Оценка: ______

_____________________

Ф. И. О. студента _____ курса Подпись преподавателя__________

Цель: Сформировать у студентов знания о методике проведения лекционных занятий по психологии.

Тип:лекция-объяснение.

Время:2 часа.

П Л А Н

1. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ ВУЗОВСКОЙ ЛЕКЦИИ

2. ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕКЦИИ

3. ТИПЫ ЛЕКЦИЙ

4. ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

5. МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ

ЛИТЕРАТУРА:

1. Буланова –Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов-на-Дону: Феникс. — 1998

2. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 1999.

3. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. – СПб., Питер, 2005.

4. Штокман Л.А. Вузовская лекция. – СПб.: Питер, 2001.

  1. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ ВУЗОВСКОЙ ЛЕКЦИИ

Слово «лекция» имеет латинский корень, от латинского « Lection» — чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века.

Яркие страницы в историю развития лекционной формы обучения вписал основатель первого в России университета М.В. Ломоносов, по достоинству ценивший живое слово преподавателей, равно как и его знаменитые последователи М.В. Остроградский, В.О. Ключевской, Т.Н. Грановский. Их лекции были столь блестящи, что отодвинули на второй план учебник.

Основная цель лекции: формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

Задачи ЛЗ:

— формирование новых знаний и закрепление предыдущего материала;

— расширение кругозора по изучаемому предмету;

— актуализация опорных знаний и жизненного опыта;

— мотивация к учению и пробуждение интереса к предмету;

— формирование у студентов способностей учиться.

Роль лекционной формы занятий

А р г у м е н т ы п р о т и в:

1) Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше;

2) Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям;

3) Лекции нужны лишь тогда, когда нет учебников или их мало;

4) Одни студенты успевают осмыслить, другие – только механически записать слова лектора;

5) Слабая обратная связь со студентами в виду моно логичности лекции.

А р г у м е н т ы з а:

1) Лекция – это творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие (расстановка акцентов, рассуждение, объяснение).

Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с глубоким научным содержанием, создает гармонию мысл, слова и восприятия слушателями.

2) Лекция – весьма экономный способ получения в общем виде основ знаний за счет сконцентрированной подачи материала, построенного на основе переработки множества учебников, монографий, статей, практического опыта и других источников;

3) Лекция активизирует мыслительную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана;

4) Лекция мотивирует студента к самостоятельному познанию, расширению своих знаний по предмету;

5) В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой:

— при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам лекция основной источник информации;

— новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели;

— отдельные темы учебной дисциплины особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором;

— по основным проблемам курса существуют разноречивые концепции. Лекция необходима для их объективного освещения;

— лекция ничем не заменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕКЦИИ

  • Нравственная глубина содержания лекции и нравственная позиция преподавателя;
  • Научность и информативность (современный научный уровень);
  • Доказательность и аргументированность;
  • Наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств;
  • Эмоциональность формы изложения;
  • Активизация мышления слушателей;
  • Постановка проблемных вопросов для размышления;
  • Четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;
  • Методическая обработка – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках;
  • Доступный и ясный язык;
  • Разъяснение вновь вводимых терминов и названий;
  • Использование по возможности и необходимости (целесообразности) аудиовизуальных дидактических материалов, а также наглядности (раздаточный материал, записи или схемы на доске или флипчарте, плакаты).

3. Типы лекций

  1. Вводная лекция — знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Дается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых и их вклад).

    В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику. Теоретический материал целесообразно связать с практикой будущей работы специалиста. Рассказ об общей методике работы над курсом, требования к экзамену. Обзор литературы.

  1. Обзорно-повторительная лекция — читается в конце раздела, курса. Отражает все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал. Это квинтэссенция курса.

  1. Обзорная лекция – Цель ее – систематизация знаний на более высоком уровне. Материал, изложенный системно, лучше запоминается, допускает большее число ассоциативных связей. Рассматриваются также трудные вопросы экзаменационных билетов.

  1. Классическая лекция — читается в высоком темпе (с листа).

    Студенты записывают основное (что успеют).

    Содержание лекций высоко научно, составлено из переработки множества источников (особенно монографий и статей).

    Емкий обзор литературы, изобилие фамилий, сравнительный анализ концепций, подходов, положений – все это характеризует классическую лекцию. Лекция по каждому блоку информации должна иметь проблемные вопросы. Предполагаются, что студенты в период самостоятельной работы должны дополнить, расширить конспект лекции, ответить на вопросы, восполнить то, что успели записать.

  1. Лекция-объяснение – Это лекция информационного типа, на которой студентам вводится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию. Она предполагает чтение лекции в умеренном темпе, за диктовку основных позиций (понятий, сущности феномена, его функций , структуры, факторов, особенностей и др..), разъяснение основных положений, четкую (однозначную) терминологию. Ответы на вопросы студентов по всему ходу лекций. Материал строится в основном на учебниках, дополнен монографиями и статьями.

  1. Проблемная лекция. В отличие от информационной лекции, на проблемной новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Создав проблемную ситуацию, преподаватель побуждает студентов к поиску решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Теоретический материал дается в виде проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые надо обнаружить и разрешить. Процесс познания студентов при данной форме изложения информации приближается к поисковой, исследовательской деятельности. С помощью проблемной лекции обеспечивается развитие теоретического мышления, познавательного интереса к содержанию предмета, профессиональная мотивация, корпоративность.

  1. Интерактивная лекция –предполагает постоянный диалог со студентами, постановку проблем, просьбу проиллюстрировать материал примерами, высказать собственное мнение, выдвинуть гипотезу, сделать вывод. Такая лекция чаще всего является проблемной по характеру. Как правило, на таких лекциях студенты очень хорошо запоминают материал.

  1. Лекция – дискуссия – это комбинированный вариант проблемной и интерактивой лекций. Предполагает активное включение студентов в обсуждение материала и побуждение их к высказыванию альтернативных мнений. На основе противоречия мнений «рождается истина». Преподаватель подводит студентов к верному выводу.

  1. Лекция-визуализация – возникла как результат поиска реализации принципа наглядности. Способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала. Она представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, сможет служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Это лекции с использованиемной техники, ТСО (компьютер, видео- или кинопроекторов, графопроектора, эпидиоскопа, диапроектора и др.

Основным видом лекции-визуализации является кино-лекция.

Варианты ее проведения различны: А) теория, а потом демонстрация визуальных средств; Б) Кино-демонстрация, а потом поясняющая, обобщающая информация или постановка проблемных вопросов; В)Чередование теории и демонстрации; Г)Демонстрация с одновременным комментированием.

Особым случаемлекции-визуализации является не демонстрация наглядного материала, а пробуждение у студентов ярких эмоционально окрашенных зрительных (а также аудиальных, тактильных и др.) образов, иллюстрирующих устную информацию.

Визуальные материалы на лекции-визуализации должны:

— обеспечить систематизацию имеющихся знаний (особенно схемы, модели и др.);

— усвоение новой информации;

— создание и разрешение проблемных ситуаций;

— подкреплять примерами теорию.

Формы наглядности могут быть:

натуральными (реальные люди, техника, приборы и др.), символическими (схемы, модели, логотипы, алгоритмы), изобразительными (плакаты, экранные средства, фото, рисунки).

В визуализированной лекции важны: определенная визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией, четкое планирование времени, разнообразие визуальных средств.

10. Лекция вдвоем – эта разновидность лекции-диспута является продолжением и развитием проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами.

Важно, чтобы:

— диалог преподавателей демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы;

— втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать отклик на происходящее.

Достоинства такой лекции:

  • актуализация имеющихся у студентов знаний, необходимых для понимания диалога преподавателей (ученых);
  • создается проблемная ситуация, развертывается система доказательств;
  • наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор, вырабатывать свой взгляд;
  • вырабатывается наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога совместного поиска и принятия решений.

Требования к данному типу лекции:

— у преподавателей должна быть психологическая совместимость;

— развитые коммуникативные умения и толерантность;

— они должны иметь быструю реакцию и способность к импровизации.

11. Лекция — пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течение 2-3 минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.

Такую лекцию можно проводить:

  • в начале темы с целью выявить потребности, круг интересов группы, установки, возможности;
  • в середине, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизацию знаний;
  • в конце — для определения перспектив развития усвоенного содержания.

12. Интроспективная лекция –вариант обзорной или обзорно-повторительной лекции. Но материал рассматривается в обратной исторической хронологии исследования проблемы.

13. Лекция с заранее запланированными ошибками

Предполагается, что такая лекция одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию. Она призвана:

  1. активизировать внимание студентов;
  2. развивать их мыслительную деятельность;
  3. формировать умения выступать в роли экспертов, рецензентов и др.

Дается в том случае, если материал студентам отчасти знаком. Перед студентами ставится задача по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать их на полях. В конце лекции их назвать и обосновать.

На таких лекциях слушатели могут запомнить ошибочную информацию. Поэтому к проведению таких лекций надо относиться осторожно.

4. План-конспект лекции

4.1. Требования:

Должен быть легко читаемым;

Логично построенный план;

Иметь четкий понятийный аппарат (выделить в тексте);

Содержать лаконичный обзор литературы, взглядов, концепций;

Второстепенные сведения должны быть исключены или вынесены на отдельные листы, равно как и примеры;

Целесообразно построить план схематично (на 5- 7 страниц);

Отдельные блоки, понятия, функции и др. должны быть выделены в тексте (цветом, размером или расположением);

Запас информации должен быть, как минимум, двукратным;

Содержать проблемные вопросы для студентов;

Хорошо спланирован по времени.

4.2. Структура плана-конспекта

Тема

Цель

Тип лекции

Время (2 или 4 часа)

План лекции (3-5 пунктов)

Список литературы 3-7 источников.

Конспект (содержание) материала по разделам.

Проблемные вопросы и комментарий к ним.

Выводы.

Содержательная структура плана-конспекта:

Введение (актуальность) – два-три абзаца.

Обзор литературы по теме, анализ концепций, подходов.

Рассмотрение сущности феномена (обязательно с понятийным аппаратом),

Функции, структура, факторы, условия, особенности, механизмы действия и др.

Отдельно на полях лекции дать методические указания: указать методы и методические приемы изложения материала, используемую наглядность, примеры и то, что надо дать студентам под запись и др.

  1. Методика чтения лекции

Четкая структура лекции и логика изложения. Следование плану. Сообщение литературы к лекции, и ее краткий обзор. Доступность и разъяснение новых терминов и понятий. Доказательность и аргументированность. Выделение главных мыслей и выводов. Реализация дидактических принципов. Постоянный контакт с аудиторией. Изобилие примеров. Использование ТСО, доски, проблемных вопросов. Применение лектором опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов. Использование приемов закрепления: вопросов на проверку внимания, усвоения.

В содержании: Научность лекции и соответствие современному уровню развития науки, мировоззренческая сторона, наличие методических вопросов, правильная их трактовка. Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции. Освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с практикой. Материал лекции намного шире, чем в учебнике. Связь с предыдущей темой и межпредметные связи.

Руководство работой студентов

Требование конспектировать. Осуществление контроля за выполнением заданий. Обучение студентов методике записи. Оказание им помощи в этом: интонирование, варьирование темпом чтения, повтор, паузы, записи на доске (текст, схемы, графики, алгоритмы и др.).

Просмотр конспектов: по ходу лекции, после или на семинарских и практических занятиях.

Использование приемов поддержания внимания – риторические вопросы или вопросы студентам (диалог), шутки, яркие примеры, ораторские приемы.

Лекторские данные

Знание предмета, эмоциональность, четкий и ясный голос, дикция, ораторское мастерство, культура речи, внешний вид, гармоничность жестикуляции и движений, умение установить контакт, уважительность речи по отношению к студентам, мажорный тон. Не сидеть перед аудиторией.

Результативность лекции

Информационная ценность, воспитывающее воздействие, достижение дидактических целей, мотивация на саморазвитие и профессиональный рост.

Оценка качества лекции

Узловыми критериями самооценки лекции являются: содержание, методика, руководство работой студента, НОТ, лекторские данные, результативность.

Контрольныевопросы студентам:

  1. Каково место лекции в учебном процессе?
  2. На чем строят свои доводы противники лекции?
  3. В каких ситуациях лекционная форма организации учебного процесса е может быть заменена никакой другой?
  4. Каковы критерии оценки качества лекции?
  5. Назовите виды информационной лекции?
  6. Что такое лекция-визуализация?
  7. В чем методические особенности интерактивной лекции?
  8. В чем преимущества «лекции вдвоем», и каковы ее особенности?
  9. Какие личностные и профессиональные качества должен иметь лектор?

Наглядный материал к лекции

ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА(выполняется на плакате или на доске)

Типы лекционных текстов

  • Научный текст
  • Научно-популярный текст
  • Нормативный текст
  • Рекламный текст
  • Научно-учебный текст

Структура научно-учебного текста

Уровень базового описательного текста:

— информационные единицы

— абстрактные единицы

— иллюстративные единицы

Логический уровень:

— схематический текст

— логико-рефлексивные единицы

Надстроечные уровни:

— объяснения

— ссылки

— иллюстрации

— активизация аудитории

— контроль усвоения

Приложение Е

«УТВЕРЖДАЮ»

Преподаватель__________

(Ф.И.О.)

«…»______________200_г.

Образец плана практического занятия план практического занятия

по учебной дисциплине «Основы конфликтологии»

На тему: «Решение ситуационных задач с позиций конструктивной концепции конфликта»

Дата проведения занятия 10. V. 2010 г Оценка: ______

_____________________

Ф. И. О. студента _____ курса Подпись препдавателя__________

Цели занятия:

1. Закрепление знаний о сущности и своеобразии производственных горизонтальных и вертикальных конфликтов;

2. Развитие навыков анализа и разрешения потенциальных конфликтных ситуаций различных типов;

3. Формирование умения принимать управленческие решения в сложных ситуациях социального взаимодействия (в сфере деловых отношений).

Время:2 часа + 8 часов СРС.

Дидактические материалы:

1. Схемы, модели и методики анализа конфликтных ситуаций.

2. Карточки-задания с описанием производственных конфликтных ситуаций для анализа (раздаточный материал).

3. Учебно-методические пособия: 1) Ковалев В.Н., Лопатина Н.Н. Основы конфликтологии. – Севастополь, Изд. ЧФ МГУ, 2006; 2) Ковалев В.Н., Лопатина Н.Н. Практикум по конфликтологии. — Севастополь, Изд. ЧФ МГУ, 2006.

I. Задания на самоподготовку

1. Ознакомиться с содержанием рекомендуемых источников научной и учебно-методической литературы.

2. По материалам лекций и источникам научной литературы [7, С.3 – 10; 2, С. 11 – 21; 8, С. 32 – 37] повторить тему «Сущность и структура конфликта».

3. Законспектировать основные положения конструктивной теории конфликта Б.И. Хасана [9] и на ее основе составить рекомендации руководителю по предупреждению и разрешению ситуационных производственных конфликтов.

4. Составить перечень и описание основных условий, а также способов предупреждения конфликтов «по вертикали» [1, С. 345-350; 6, С. 262 — 283].

5. Изучить источники учебной литературы [1, С. 376 — 380; 6, С. 248 — 261] и составить характеристики: а) деловых (производственных или трудовых) конфликтов; б) вертикальных конфликтов (между руководителями и подчиненными).

6. На основе анализа раздела «Объективно-субъективная природа конфликтов» [5, С .163 – 189; или 4 , С. 181 — 184] составить характеристику объективных и субъективных причин производственных конфликтов по нижеизложенной форме (См. Табл.1).

Таблица 1

Объективно-субъективная природа производственных конфликтов

№№ пп

Объективные причины конфликтов, возникающих в деловой сфере

Субъективные причины производственных конфликтов

1.

2.

….

7. На основе изучения источников научной литературы [5, С. 217- 231; 7, С.3 – 28; 8, С. 154 — 164] составить характеристику основных стратегий и тактик решения трудовых конфликтов руководителем учреждения.

8. Составить описание одного производственного конфликта, сформулировав его как ситуационную задачу (Выполнить на отдельном листе формата А — 4, объем до 0, 75 страницы).

9. Выполнить задание тестового контроля (Вариант IV, см. Приложение А 2).

10. Творческая самостоятельная работа На основании самостоятельного поиска по каталогам и сайтам сети Интернет, а также анализа хрестоматийной литературы по конфликтологии, определить, кто из зарубежных и отечественных ученых был сторонником конструктивной теории конфликта. На основе полученных результатов теоретического анализа подготовьте реферат на тему «Конструктивная теория конфликта». Объем 10- 16 страниц машинописного текста.

II. Рекомендуемая литература:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999, С. 345 – 350; С. 376 – 380.

2. Беззубко А.В., Зюнькин А.Г., Калина А.В. Управління трудовими конфліктами: Навчальн. Посібник. – К: МАУП, 2004, С. 11 – 21; С. 170 – 182.

3. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание – конфликт. – Новосибирск, Изд. НГУ, 1989, С. 24 – 38.

4. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2006, С. 179 – 186.

5. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000, С. 163 – 189.

6. Кабаченко Т.С. Психология управления. – М.: Педагогическое общество России. – 2000, С. 248 – 283.

7. Ковалев В.Н., Лопатина Н.Н. Основы конфликтологии. – Севастополь, изд. ЧФ МГУ, 2006, С. 3 – 28.

8. Ложкин Г.В., Повякель Н.И. Практическая психология конфликта. – К.: МАУП, 2002, С. 32 – 37; С. 154 – 164.

9. Хасан Б.И. Конструктивная теория конфликта. – СПб: Питер, 2006, С. 12 – 32; С. 74 — 80.

III. Вопросы для самоконтроля

1. В чем сущность конструктивной теории конфликта?

2. Какие основные теории конфликта Вам известны? В чем их суть?

3. Каковы особенности производственных конфликтов?

4. В чем своеобразие вертикальных конфликтов?

*5. Какие аспекты конструктивной теории конфликта рассматриваются учеными: Д.Дэна, Ч. Ликсоном, М.Е. Литваком, Л. Козером?

6. В чем суть ресурсного анализа конфликта?

7. Каковы основные условия эффективного управления конфликтной ситуации?

8. В чем заключаются основные причины вертикальных конфликтов в организации?

9. В чем сущность картографического анализа конфликта Ш. Фейр и Х. Корнелиус?

10. Какова последовательность анализа конфликта?

I y.Ход работы:

4.1. Инструктаж о правилах работы в группе:

1. Практическая работа осуществляется творческими группами (командами) по четыре — пять человек в каждой.

2. Основной метод работы – брейнсторминг (коллективная мозговая атака);

4.2..Творческая сессия

Группы работают над предложенными им конфликтными ситуациями, используя схемы анализа конфликтов и технологические модели их разрешения.

4.3. Зашита проектов

* Выступления капитанов команд (руководителей творческих групп) по содержанию анализа конфликтных ситуаций.

* Обсуждение групповых решений и подведение итогов:

— выступают члены первой творческой группы, дополняя доклад капитана; высказывают альтернативные точки зрения (если таковые есть);

— вопросы, замечания, дополнения членов других творческих групп по проблемной ситуации первой команды.

— выступают члены второй творческой группы, дополняя доклад своего капитана; высказывают альтернативные точки зрения (если таковые есть);

— вопросы, замечания, дополнения членов других творческих групп по проблемной ситуации первой команды;

И далее, все остальные команды представляют решение своих ситуаций.

* Резюме преподавателя.

Y. Подведение итогов практического занятия.

Приложение Ж

Образец плана семинарского занятия

«УТВЕРЖДАЮ»

Преподаватель__________

(Ф.И.О.)

«…»______________200_г.

План семинара

по учебной дисциплине «Основы конфликтологии»

На тему: «Феноменология личностного конфликта»

Дата проведения занятия 10. V. 20____ г Оценка: ______

_____________________

Ф. И. О. студента Vкурса Подпись преподавателя_________________

Цель: Расширение знаний студентов о феноменологии личностного конфликта и основных концепциях личностного конфликта.

Время:2 часа + 6 часов СРС

Тип:просеминар.

Дидактическое обеспечение:

*Мультимедийный проектор для презентации докладов;

* Раздаточный материал – таблицы:

Автор концепции

Название концепции

Год популяризации

Сущность концепции

I.Задания на самоподготовку:

1. Ознакомиться с теорией бессознательного З. Фрейда и дать характеристику трех инстанций человеческой психики «Оно» (Id) , «Я» (Ego) и «Сверх-Я» (Super-Ego) в их взаимодействии с позиций развития внутриличностного конфликта. Описать способы определения внутриличностного конфликта по З. Фрейду [6].

2. Ознакомиться с постфрейдисткими концепциями конфликта А. Адлера, К.Г. Юнга, Э. Фромма, К. Левина, Л.Фестингера, Э. Эриксона, К. Хорни [1,2,3,4,5] и др. Описать сущность когнитивного диссонанса и основные кризисы возраста, провоцирующие конфликты. Подготовить рефераты и презентацию следующих тем (студент выбирает одну на выбор):

* Многослойность личности в теории бессознательного З. Фрейда;

* Основные личностные противоречия (по З. Фрейду);

* Способы преодоления личностного конфликта;

* Комплекс неполноценности как основа личностного конфликта в концепции А.Адлера;

* Конфликтная природа личностной установки в теории К.Г. Юнга;

* Ролевые конфликты в теориях Дж. Мида и Ч. Кули, Э. Берна;

* Теория образов в исследованиях школы Курта Левина;

* Концепция когнитивного диссонанса Л. Фестингера;

* Кризисы возраста в исследованиях Э. Эриксона;

* Генезис личностного конфликта;

* Экзистенциальный конфликт в теории В. Франкла;

* Теория конструктивного конфликта Б. Хасана;

* Личностный конфликт в трудах бихевиористов (Д. Скинер) и необиохевиористов (Н. Миллер, Дж. Доллард):

* Конфликт ролей в интеракционизме А. Голднера;

* Острые противоречия внутри личности с позиций психосинтеза Р. Ассаджоли;

* Феноменология личностного конфликта в исследованиях А. Лурия.

3. Выполнить тестовое задание (см. приложение С 2).

II.Рекомендуемая литература:

1. Анцупов А.Я. Конфликтология. – М., 1999, С. 280 – 299.

2. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. – Ростов/Дон, 1999. – 480 с.

3. Ишмуратов А.Т. Конфликтология. — Запорожье, 1997 – 280 с.

4. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина.- СПб., 1999. – 448 с.

5. Психология конфликта: Хрестоматия / Под ред. Н.В. Гришиной. – СПб., 2001.

6. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1999. – 456 с.

7. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. К., 2001. – 224 с.

III. Вопросы для самоконтроля:

1. Кто из ученых рассматривал личностный конфликт как борьбу мотивов?

2. Назовите показатели личностного конфликта;

3. В чем суть адаптационного конфликта?

4. К какому типу конфликтов относится конфликт между желанием и долгом?

5. Какую роль во личностном конфликте играет самооценка?

6. Каковы особенности переживания личностного конфликта?

7. Какие типы личностных конфликтов выделял В.Н. Мясищев?

8. В чем суть обессивно-психастенического типа личностного конфликта?

9. Каковы механизмы вовлечения человека в состояние личностного конфликта?

10. В чем суть конфликта типа «удаление – удаление»?.

11. Что такое концепция депривации?

12. Каков генезис личностного конфликта?

13. Каковы механизмы разрешения личностных конфликтов?

14. Какие существуют условия предупреждения личностных конфликтов?

15. Какие существуют факторы конструктивного разрешения личностного конфликта?

16. Что представляет собой невротический конфликт?

17. Каковы последствия личностного конфликта для человека?

IV.Ход семинарского занятия

1. Вступительное слово преподавателя о роли вличностных конфликтов в жизнедеятельности человека.

2. Инструктаж о регламенте проведения докладов – презентаций студентов.

3. Доклады – презентации студентов (см. тематику докладов в п.1.) 5 -7 минут.

4. Обсуждение докладов.

5. Подведение итогов семинарского занятия.

Если студент проявил желание вместо семинарского занятия провести тренинг в Центре тренинговых технологий кафедры, то в программе психологического тренинга необходимо отразить:

  1. Для кого рассчитана программа тренинга, на какое время.
  2. Актуальность темы тренинга (почему Вы считаете эту тему важной для участников)
  3. Цель тренинга, его общий замысел, идею.
  4. Задачи, логические этапы тренинга.
  5. Тренинговые процедуры (техники, упражнения).
  6. Подробное описание каждого тренингового дня, включающее:
  • цели дня;
  • описание каждой процедуры (упражнения) по схеме:

а) название процедуры (упражнения);

б) цель процедуры (упражнения);

в) место упражнения в тренинге, ее связь с предыдущим и последующим упражнением тренинга;

г) время выполнения;

д) краткое описание процедуры (упражнения);

е) вопросы для рефлексивного анализа процесса и результатов каждого упражнения (если предполагается их обсуждение).

В тренинге не должно быть хаотично набранных упражнений. Каждое из них должно соответствовать целям и логике тренингового дня. Ведущий должен понимать, что он делает и для чего.

  1. Рефлексивный отчет по проведенному тренингу.

В своем рефлексивном отчете о работе в качестве ведущего тренинговой группы студент должен отразить:

А) Свои эмоциональные переживания и чувства во время подготовки программы тренинга, во время работы с группой, после окончания работы в группе в соотнесении с ситуациями, их вызвавшими.

Б) Анализ тренинга:

  • Какова была динамика группового процесса? Как менялась психологическая атмосфера в группе, отношение к ведущему и друг к другу, что влияло на эти изменения?
  • Какие из поставленных вами целей и задач были выполнены? При этом необходимо аргументировано доказать, что цель действительно достигнута и задача выполнена (например: задача выполнена, это видно из того, что…).

    Аргументация, в этом случае, должна быть достаточно логичной для того, чтобы с ней мог согласиться тот, кто на тренинге не присутствовал, например проверяющий ваш отчет преподаватель.

  • Что из поставленных вами целей добиться не удалось и почему? Что было трудно и почему? Как этого избежать в дальнейшем?
  • Какие незапланированные ситуации возникали у вас в работе с группой (аффективные реакции, отказ участвовать в упражнениях, недоверие или агрессия группы, конфликтные ситуации и др.) и как вы реагировали в трудных ситуациях.
  • Какой вывод на будущее для себя вы сделали, учитывая свои ошибки.

Объем рефлексивного отчета 2-3 страницы.

Примечание: Образцы оформления тренинговых занятий изложены в источнике: Ковалев В.Н. Методика проведения социально-психологического тренинга. – Севастополь, 2010.

Приложение З

Образец тестового контроля знаний студентов по дисциплине

«Основы конфликтологии»

ВАРИАНТ – 1

Прочтите и обведите кружочком верный ответ. В каждом задании этого блока он только один. Будьте внимательны.

1.Из ниже перечисленных функций конфликта к негативным не относится:

а) нарастание конфронтации;

б) стимулирование личностного роста;

в) уменьшение возможностей партнерства;

г) становление стереотипов и форм самореализации личности;

д) неадекватность в восприятии проблемы.

2. Ситуация взаимодействия участников конфликта «выиграть – проиграть» обусловлена стратегией поведения, которая носит название:

а) сотрудничество; г) избегание;

б) соперничество; д) приспособление.

в) компромисс;

3. Диссонанс личности и ее окружения в структуре конфликта представляет собой

а) проблему; г) исход;

б) инцидент; д) конфликтную ситуацию.

в) прецедент;

4. Автором психоаналитической концепции невротической природы внутриличностного конфликта является:

а) З. Фрейд; г) Э. Фромм;

б) А. Фрейд; д) К. Хорни.

в) К. Юнг;

5. Основной движущей силой статусных конфликтов в малой группе согласно теории А.Маслоу являются потребности:

а) в самовыражении, самоутверждении;

б) безопасности;

в) в достижении престижа, знаний, компетентности;

г) физические.

6. Участники конфликта, которые в активных действиях выражают свои противоположные позиции, называются:

а) опосредованными; в) потенциальными;

б) актуальными; г) союзниками.

. Давление как тактика поведения в управленческом конфликте не предполагает таких приемов воздействия на других людей как:

а) приказ; в) взаимный обмен благами;

б) требование; г) угрозы.

8. Конфликтные отношения в дихотомических системах «учитель — ученик», «учитель- учитель», «преподаватель – студенческая группа» свойственны конфликтам

а) педагогическим; г) межгрупповым;

б) личностным; д) межгосударственным.

в) семейным;

9. При деструктивном завершении этой стадии конфликта возникает угроза инцидента

а) латентной; в) агрессивной;

б) демонстративной; г) батальной.

10. Способ преодоления фрустрации с помощью погружения в какое-нибудь дело называется

а) регрессией; в) сублимацией;

б) проекцией; г) идентификацией.

11. Сущность личностного конфликта через проблему комплексов рассматривал (а)

а) К. Хорни; г) З. Фрейд;

б) А. Адлер д) В. Леви.

в) Э. Фромм;

12. Исход конфликта, как его структурный элемент, представляет собой

а) результат конфликта;

б) идеальный образ результата;

в) некую неизбежность.

13. Личностный конфликт типа «приближение – избегание» называется

а) амбивалентным; в) фрустрирующим;

б) эквивалентным; г) витальным.

14. Личностный конфликт, связанный с рассогласованием представлений о себе с объективной информацией о личностных качествах, способностях, возможностях, называется конфликтом

а) ролей (ролевым); в) ценностей;

б) Я — идентификации; г) Я – концепции.

15. В центре картографии конфликта Ш. Фейр и Х. Корнелиус записывается главный его компонент

а) участники; в) исход;

б) предмет; г) причины.

16. Острые, хронические, быстротекущие, длительные, вялотекущие конфликты в совокупности характеризуют типологию конфликтов по

а) составу; в) содержанию;

б) времени протекания; г) степени остроты противоречий.

17. Конфликт между руководителем и персоналом учреждения называются

а) горизонтальным; в) перпендикулярным;

б) вертикальным; г) параллельным.

18. Какой аспект нарушения межличностной коммуникации характеризует дисфункции поведения?

а) конативный (поведенческий); в) аффективный (эмоциональный);

б) когнитивный (интеллектуальный); г) легитимный (нормативный).

19. Стереотипы поведения – обидчивость, подозрительность, завышенная самооценка, не пластичность, не критичность в принятии иной точки зрения – характеризуют тип конфликтной личности, именуемой

а) демонстративным; в) сверхточным;

б) неуправляемым; г) ригидным.

20. В качестве источников конфликта несовместимые побуждения и интересы сторон рассматривают сторонники научного подхода, который именуется

а) когнитивным; в) мотивационным;

б) деятельностным; г) организационным.

21. Верна следующая формула конфликта (по А.Т. Ишмуратову)

а) инцидент + разрыв отношений = конфликт;

б) конфликтная ситуация + инцидент = конфликт;

в) конфликтная ситуация + провокация = конфликт;

г) конфликтная ситуация + прецедент = конфликт.

22. Подавление, угнетение личности другой личностью называется

а) фасилитацией; в) атрибуцией;

б) ингибицией; г) контрибуцией.

23. Позиция «Над» в стратегии поведения участника межличностного конфликта (по Эрику Берну) соответствует позиции

а) ребенка; в) взрослого;

б) родителя; г) всех ролевых образов.

24. В картографическом анализе конфликта (Ш. Фейр и Х. Корнелиус) исследованию подвергаются три основных его компонента:

а) проблема, интересы, опасения;

б) проблема, потребности и способности;

в) противоречия, ценности и мотивы;

г) первопричины, стратегии и результаты.

25. В структурном анализе инцидентов (Э. Вейс) исход конфликта как его компонент рассматривается

а) как некоторая неизбежность;

б) как единственно возможный результат;

в) как модель многовариантных результатов.

26. Какую поведенческую стратегию разрешения внутреннего конфликта между «хочу» и «могу» скрывает лиса в басне Крылова «Лиса и виноград» за психологической защитой, выраженной словами «…зелен виноград…»

а) приспособление; г) сотрудничество;

б) компромисс; д) соперничество.

в) избегание;

ВНИМАНИЕ ! Новая инструкция. Зачеркните неверное, лишнее

(два или несколько ответов).

27. Структуру конфликта составляют следующие восемь компонентов:

а) проблема; е) опасения;

б) стороны; ж) условия протекания;

в) ингибиторы; з) ресурсы;

г) стили поведения; и) речевые обороты;

д) интересы; л) исходы.

28. Динамика конфликта в научной литературе (по А.Т. Ишмуратову) представлена следующими четырьмя стадиями развития:

а) предконфликтная; г) оральная;

б) латентная; д) агрессивная;

в) демонстративная; ж) батальная.

29. Логотип решения конфликта (по М. Биггерстафф) в общем виде представлен следующими пятью компонентами:

а) прояснить проблему; д) осуществить анализ проблемы;

б) выявить виновных; е) наказать инициатора;

в) искать решение; ж) реализовать план;

г) определить план действий; з) оценить результаты;

30. К.Томас выделяет следующие пять стилей поведения в конфликте:

а) медиация; д) сотрудничество;

б) приспособление; е) деформация;

в) посредничество; ж) компромисс;

г) избегание; з) соперничество.

Ключ к тестовому контролю знаний

№ вопроса

Варианты контрольной работы

1

2

3

4

1

Б

В

Г

В

2

Б

Б

Г

Д

3

А

Б

В

Б

4

Д

Г

А

Г

5

А

Б

Б

В

6

Б

В

А

Б

7

В

Г

Б

Г

8

А

А

В

Б

9

Б

Б

Г

В

10

В

А

Б

Г

11

Б

Б

В

Б

12

А

А

Г

Г

13

В

В

Г

Б

14

Б

Б

А

Б

15

Б

Г

В

В

16

Б

А

Г

В

17

Б

Г

Г

Б

18

А

В

Б

Б

19

Г

Г

Б

В

20

В

В

Б

Г

21

Б

Б

А

В

22

Б

А

Г

В

23

Б

В

Б

В

24

А

В

В

А

25

В

В

В

В

26

В

Г

а, в

В

27

в, и

В, и

г, л

в, е, л,

28

а, г

А, в, е

в, е, з

в, г, ж

29

б, д, е

А, в

а, ж

в, г

30

а, в, е

Б, д, е

б, д. ж

б, ж, з

Отлично 28 – 30 баллов; Хорошо — 24 – 27 баллов;

Удовлетворительно – 18 – 23 баллов. Неудовлетворительно – ниже 18 баллов

33