Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 18

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ КИБЕРНЕТИКИ, ИНФОРМАТИКИ И СВЯЗИ

Физическая культура

Программа, методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения всех специальностей

Тюмень

Рассмотрено

на заседании кафедры физического воспитания

протокол № _________

от «____» ____________ 20 г.

Составитель: Родин А.Н., Вяткина Л.И.

Рецензент: ________________ Салаженкина Г.В., исполнительный директор центра подготовки персонала

Печатается по решению научно – методического совета

Протокол № « » 20 г.

Введение

Физическая культура– важнейший компонент целостного развития личности. «Физическая культура» обязательная дисциплина в цикле дисциплин гуманитарного образования. Дисциплина направлена на формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности, наличие которой обеспечивает готовность к социально – профессиональной деятельности включение в здоровый образ жизни, в систематическое физическое самосовершенствование.

Достижение этой цели предусматривает решение следующих задач:

  • создание целостного представления о физической культуре общества и личности;
  • приобретение основ теоретических знаний по физической культуре и спорту, обеспечивающих грамотное самостоятельное использование средств, форм и методов;
  • формирование осознанной потребности к физическому самовоспитанию, самосовершенствованию, здоровому образу жизни.

Теоретический материал для студентов заочной формы обучения ориентирует на формирование научного мировоззрения, позитивное целостное отношение к физической культуре.

9 стр., 4360 слов

Основные особенности формирования здорового образа жизни у студентов

2 Лечебная физическая культура для студентов с заболеванием опорно-двигательной системы (нестабильностью шейного отдела позвоночника) Заключение Список используемой ... отношения) процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности. Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать ...

После изучения курса студент должен:

иметь представление:

  • о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

знать:

  • основы физической культуры и здорового образа жизни;

уметь использовать:

  • физкультурно – спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре.

В процессе самостоятельной работы рекомендуется составить конспект в соответствии с учебно-методической картой дисциплины. Изучение курса включает в себя выполнение на Iкурсе одной домашней контрольной работы.

Итоговый контроль проводится в форме письменного зачета. Условием допуска к зачету является обязательное выполнение контрольной работы.

Учебно – методическая карта дисциплины

Наименование тем программы

Количество часов

Вид самостоятель-ной деятель-ности

Учебная литература

Аудиторные

Самостоятель-ная работа

Индекс

страница

Обзорные

Практичес-кие

Тема 1.Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.

1

6

Прочитать, составить крат-кий конспект, выполнить за-дание конт-рольной ра-боты

8

6

9

4 -12

Тема 2. Социально – биологические основы физической культуры и спорта.

1

6

то же

1

2

14

3

7

8

304

232

496

Тема 3. Основы здорового образа жизни.

1

6

то же

8

3

4

83

Тема 4.Физические способности человека и их развитие.

1

6

то же

8

13

9

91

Тема 5.Основы физической и спортивной подготовки.

1

6

то же

6

8

3

4

13

99

Тема 6. Спорт в физическом воспитании студентов.

0,5

6

то же

8

9

11

12

10

119

Тема 7. Профессионально – прикладная физическая подготовка.

1

6

то же

8

135

Тема 8. Профилактические, реабилитационные и восстановительные мероприятия в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

1

6

то же

8

148

Тема 9. Физическая культура и спорт в Тюменской области.

0,5

6

Изучить материалы периодической печати для выполнения контрольной работы

Зачетная работа

2

6

Повторить пройденный материал

Итого:

10

60

Содержание дисциплины

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.

Основные понятия:физическая культура и спорт; физическое воспитание, самовоспитание и самообразование; ценности физической культуры, ценностное отношение и ориентация, физическое развитие, физическая и функциональная подготовленность, психофизическая и профессионально прикладная физическая подготовка.

Содержание.Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Физическая культура личности. Основы Законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. Сущность физической культуры и спорта. Ценности физической культуры. Физическая культура как учебная дисциплина среднего профессионального образования. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту.

Студент должен:

иметь представление:

  • о понятия физическая культура и спорт, физическое воспитание, самовоспитание и самообразование;

знать понятия:

  • ценность физической культуры;
  • физическая культура как учебная дисциплина среднего профессионального образования.

Тема 2. Социально – биологические основы физической культуры и спорта.

Основные понятия:организм человека, функциональные системы, саморегуляция, самосовершенствование, адаптация, биоритмы, двигательная активность, максимальное потребление кислорода, гиподинамия, гипокинезия, гипоксия.

Содержание. Биологические и гуманитарные дисциплины, изучающие человека. Организм человека как единая саморазвивающая и саморегулирующая система. Воздействие природных и социально – экономических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Краткая характеристика функциональных систем организма. Развитие человека как личности его организма в процессе активной двигательной деятельности. Возрастные особенности развития. Физиологические и биологические изменения, происходящие в организме под воздействием активной двигательной деятельности. Физиологическая характеристика некоторых состояний, возникающих в процессе активной двигательной деятельности (предстартовое состояние, разминка, врабатывание, «мертвая точка», «второе дыхание», утомление).

Средства физической культуры и спорта в совершенствовании функциональных возможностей организма и обеспечении его умственной и физической деятельности, устойчивости к различным условиям внешней среды.

Студент должен:

иметь представление:

  • о воздействии природных и социально – экономических факторов на организм и жизнедеятельность человека;

знать понятия:

  • организм человека, функциональные системы, саморегуляция, адаптация, двигательная активность, максимальное потребление кислорода, гиподинамия, разминка, врабатывание, «мертвая точка», «второе дыхание».

Тема 3. Основы здорового образа жизни.

Основные понятия:здоровье, образ, уровень, качество и стиль жизни; здоровый образ жизни, дееспособность, трудоспособность, саморегуляция, самонаблюдение, самооценка, установка.

Содержание.Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. Здоровый образ жизни и его взаимосвязь с общей культурой инвалида. Составляющие здорового образа жизни. Основные требования к его организации. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни.

Студент должен:

знать понятия:

  • «здоровье», здоровый образ жизни, дееспособность, трудоспособность, саморегуляция, самонаблюдение, самооценка.

Тема 4. Физические способности человека и их развитие

Основные понятия:физические способности (качества), методические принципы, коррекция телосложения и функциональной подготовленности, акцентрированное и комплексное развитие физических качеств.

Содержание.Физиологическая и биологическая природа проявления физических способностей. Биологические факторы, обуславливающие их развитие. Взаимосвязь и взаимозависимость между физическими качествами при их комплексном развитии. Возможная степень развития каждого их них. Возрастные особенности развития. Методические принципы, средства и методы развития быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости. Возможности и условия акцентрированного развития отдельных физических качеств.

Студент должен:

знать:

  • физические способности человека, методические принципы, способы коррекции телосложения и функциональной подготовленности, систему комплексного развития человеческих качеств.

Тема 5. Основы физической и спортивной подготовки.

Основные понятия:общая и специальная физическая подготовка, спортивная тренировка, спортивная форма, тренированность, двигательные умения и навыки, учебно – тренировочные занятия, объем и интенсивность занятий, разминка и врабатывание.

Содержание.Физическая подготовка как часть физического и спортивного совершенствования. Общая и специальная физическая подготовка. Взаимосвязь физических качеств и двигательных навыков. Основы методики обучения двигательным умениям и навыкам. Учебно – тренировочные занятия, их направленность и структура. Спортивная тренировка: цели, задачи, средства, методы, принципы. Контроль за эффективностью тренировочного процесса. Особенности психофизического и функционального воздействия тренировки на физическое развитие, подготовленность, психические свойства и качества личности. Основные стороны подготовки спортсмена. Построение спортивной тренировки. Структура и характеристика ее циклов. Спортивная тренировка как многолетний процесс.

Студент должен:

знать понятия:

  • спортивная тренировка, тренированность, спортивная форма, общая и специальная физическая подготовка;
  • объем, интенсивность.
  • методику обучения двигательным навыкам.

Тема 6. Спорт в физическом воспитании студентов.

Основные понятия:массовый спорт, спорт высших достижение, оздоровительные системы физических упражнений.

Содержание.Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Спортивная классификация. Студенческий спорт. Система студенческих спортивных соревнований. Международное спортивное движение. Краткая история Олимпийских игр. Участие спортсменов нашей страны в Олимпиадах.

Студент должен:

знать:

  • массовый спорт, спорт высших достижений;
  • спортивную классификацию;
  • студенческий спорт;
  • историю развития Олимпийских игр;

уметь:

  • применять оздоровительные системы физических упражнений.

Тема 7. Профессионально – прикладная физическая подготовка.

Основные понятия:профессионально – прикладная физическая подготовка (ППФП); профессиограмма специалиста; прикладные физические, психофизические и специальные занятия; прикладные умения и навыки; прикладные виды спорта.

Содержание.Личная и социально – экономическая необходимость специальной психофизической подготовки к труду. Цели и задачи ППФП. Средства, методы и методика направленного формирования профессионально значимых двигательных навыков, устойчивости к профессиональным заболеваниям, профессионально важных физических и психических качеств.

Прикладная значимость некоторых видов спорта, специальных комплексов упражнений, тренировочных устройств для ППФП. Примерная схема составления профессиограммы для осуществления ППФП по конкретной специальности. Контроль за эффективностью ППФП с помощью специальных тестов.

Студент должен:

знать:

  • профессионально – прикладная физическая подготовка (ППФП);
  • профессиограмма специалиста;
  • прикладные физические, психофизические и специальные занятия;
  • какие виды спорта и физические упражнения способствуют развитию важных качеств в вашей профессии;

уметь:

  • составить профессиограмму для конкретной специальности;
  • составить специальные комплексы упражнений для ППФП.

Тема 8. Профилактические, реабилитационные и восстановительные мероприятия в процессе занятий физическими упражнениями и спортом

Основные понятия:профилактика, реабилитация, стрессовое состояние.

Содержание.Профилактика травматизма, простудных заболеваний, стрессовых состояний. Реабилитация после болезни, перенесенной травмой. Восстановительные средства после тренировочных нагрузок, напряженной умственной и производственной деятельности.

Студент должен:

знать:

  • способы профилактики травматизма, реабилитации, стрессового состояния;
  • восстановительные средства.

Тема 9. Физическая культура и спорт в Тюменской области.

Содержание.Развитие физической культуры и спорта в нашей области. Система Чемпионатов, Спартакиад, Игр. История спортивных достижений Тюменской области.

Студент должен:

иметь представление:

  • о физической культуре и спорте в Тюменской области;

знать:

  • выдающиеся спортивные достижения Тюменских спортсменов.

Методические указания по выполнению контрольной работы.

При выполнении домашней контрольной работы, студент должен руководствоваться следующим:

  1. Перед выполнением контрольного задания необходимо тщательно проработать соответствующие разделы курса, руководствуясь методическими указаниями.
  2. Контрольная работа выполняется в тетради с пронумерованными страницами и полями 3-4 см.
  3. Для заключительной рецензии в конце работы оставлять 1-2 страницы.
  4. При оформлении работы вопросы задания следует переписывать.
  5. Ответ на вопрос должен четко и конкретно излагать его суть. Механическое переписывание учебника не допускается.
  6. В конце контрольной работы следует привести список используемой литературы, поставить подпись и дату выполнения.
  7. Работа должна быть выполнена грамотно, аккуратно, четким разборчивым подчерком.

Варианты контрольных работ

Вариант 1

Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании личности.

  1. Дайте определение физической культуре.
  2. Что вы понимаете под физической культурой личности?
  3. Раскройте содержание понятий «физкультурник», «спортсмен», «физическое развитие», «физическая подготовленность».
  4. Что такое физические упражнения?

Вариант II

Анатомо – морфологические и физиологические функции человеческого организма.

  1. Общее представление о строении тела человека, его тканях и физиологических системах.
  2. Представление об опорно – двигательном аппарате.
  3. Представление о мышечной системе.
  4. Представление о дыхательной и кровеносной системе.
  5. ЦНС, ее отделы и функции.
  6. Понятия о рецепторах и анализаторах.

Вариант III

Краткая характеристика функциональной активности человека.

  1. Двигательный режим сочетания труда и отдыха. Виды отдыха.
  2. Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека.
  3. Физическая активность в период напряженных умственных нагрузок и формы ее организации.
  4. Краткая физиологическая характеристика состояний организма при занятиях физическими упражнениями и спортом.
  5. Понятие об утомлении при физической и умственной деятельности.
  6. Средства восстановления после умственной и физической деятельности.

Вариант IV

Основы здорового образа жизни.

  1. Понятие «здоровье».
  2. Определение здорового образа жизни (ЗОЖ).
  3. Перечислите факторы ЗОЖ.
  4. Правильное питание.
  5. Дурные привычки и их воздействие на организм человека.
  6. Правильная организация режима труда студента.
  7. Роль двигательной активности в ЗОЖ.

Вариант V

Физические способности человека.

  1. Перечислите основные физические двигательные качества.
  2. Сила абсолютная и относительная.
  3. Выносливость. Ее связь с состоянием сердечно – сосудистой и дыхательной систем.
  4. Быстрота. От каких показателей зависит скорость пробегания дистанций?
  5. Гибкость.
  6. Ловкость. В каких видах спорта она проявляется наилучшим образом?

Вариант VI

Основы физической и спортивной подготовки.

  1. Понятие о физической подготовке. Дать представление двигательному навыку.
  2. Понятие о спортивной тренировке.
  3. Принципы спортивной тренировки.
  4. Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания.

Вариант VII

Спорт в физическом воспитании студентов.

  1. Раскрыть основные понятия: спорт, массовый спорт, спорт высших достижений. Спортивная классификация спортивные разряды и звания. Система студенческих спортивных соревнований.
  2. История Олимпийских игр.
  3. Когда и где прошли первые Олимпийские игры современности? Кому принадлежала идея и инициатива возрождения Олимпийских игр?
  4. Участие спортсменов нашей страны в Олимпийских играх.
  5. Когда, где и какие (по счету) Олимпийские игры были в нашей стране.

Вариант VIII

Профессионально – прикладная физическая подготовка.

  1. Профессионально – прикладная физическая подготовка (ППФП).

    Цели и задачи, специфическое содержание ППФП.

  2. Средства ППФП.
  3. Какие виды спорта и физические упражнения способствуют развитию важных качеств в вашей профессии?
  4. Дать понятие о профессиограмме.

Вариант IX

Профилактические, реабилитационные и восстановительные мероприятия в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

  1. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви.
  2. Закаливание. Суть, правила, средства. Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний.
  3. Причины травм на занятиях спортом. Как их избежать?
  4. Гидропроцедуры как средство восстановления работоспособности.

Как часто рекомендуется принимать душ и посещать баню?

Вариант X

Тюменский спорт

  1. Развитие спорта в Тюменской области.
  2. Территориальная Спартакиада области.
  3. Областные летние Сельские спортивные игры.
  4. Областная спартакиада инвалидов.
  5. Лучшие спортсмены Тюменской области.

Примерные контрольные вопросы к зачету

  1. Цели и задачи физической культуры. Физическая культура личности.
  2. Роль физической культуры и спорта в духовном восприятии личности.
  3. Раскрыть основные понятия: физическая культура и спорт, физическое воспитание, физическое развитие, физическая подготовка, физическая подготовленность, физическое совершенство.
  4. Сущность физической культуры и спорта. Ценности физической культуры. Физическая культура, как учебная дисциплина среднего профессионального образования.
  5. Дать определение физическим упражнениям и влияние их на организм человека.
  6. Общее представление о строении тела человека, его тканях, органах и физиологических системах.
  7. Скелет человека и его функции.
  8. Общее представление об опорно — двигательном аппарате.
  9. Мышечная система, строение и функции.
  10. Сердечно — сосудистая система. Строение и функции.
  11. Дыхательная система. Строение и функции.
  12. Ц.Н.С., её отделы и функции.
  13. Представление о биологических ритмах человека.
  14. Дать понятие о рецепторах и анализаторах.
  15. Внешняя среда, её природные, биологические и социальные факторы.
  16. Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека.
  17. Физиологическая характеристика некоторых состояний, возникающих в процессе двигательной деятельности (предстартовое состояние, разминка, вырабатывание, «мёртвая точка», «второе дыхание»).
  18. Понятие об утомлении при физической и умственной деятельности.
  19. Процесс восстановления.
  20. Понятие о социально — биологических факторах физической культуры.
  21. Охарактеризуйте понятия: «работоспособность, утомление, усталость».
  22. Понятия: здоровье, резервы человеческого организма, факторы здорового образа жизни.
  23. Правильное питание. Требования к соотношению основных продуктов питания (белки, жиры, углеводы), калорийности питания.
  24. Влияние упражнений различного характера (силовых и циклических) на предупреждение сердечно — сосудистых заболеваний.
  25. Закаливание. Суть, правила, средства. Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний.
  26. Дурные привычки и их воздействие на организм человека.
  27. Дать понятие основным физическим двигательным качествам.
  28. Краткая характеристика методов развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости.
  29. Понятие о физической подготовке и двигательном навыке.
  30. Дать понятие о спортивной тренировке, как основной форме подготовки спортсмена.
  31. Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания.
  32. Значение утренней гигиенической гимнастики. Составить примерный комплекс утренней зарядки.
  33. Раскрыть основные понятия: массовый спорт, спорт высших достижений. Спортивная классификация. Спортивные разряды и звания. Система студенческих спортивных соревнований.
  34. История Олимпийских игр.
  35. Участие спортсменов нашей страны в Олимпийских играх.
  36. Когда и где прошли первые Олимпийские игры современности? Кому принадлежала идея и инициатива возрождения Олимпийских игр?
  37. Охарактеризуйте виды спорта, развивающие такие качества как: выносливость, сила и быстрота.
  38. Профессионально — прикладная физическая подготовка (ППФП) Цели и задачи, специфическое содержание ППФП
  39. Средства ППФП
  40. Какие виды спорта и физические упражнения способствуют развитию важных качеств в вашей профессии?
  41. Дать понятие о профессиограмме. Примерная схема составления профессиограммы по вашей специальности.
  42. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви.
  43. Профилактика травматизма, простудных заболеваний, стрессовых состояний. Реабилитация после болезни.
  44. Восстановительные средства после тренировочных нагрузок, напряжённой умственной и производственной деятельности.
  45. История возникновения и развития массажа.
  46. Влияние массажа на первичную систему, мышечную систему, суставно-связочный аппарат и внутренние органы.
  47. Методика и техника выполнения приёмов массажа и их физиологическое воздействие на организм человека.
  48. Классификация массажа.
  49. Развитие спорта в Тюменской области.
  50. Лучшие спортсмены Тюменской области.

Список литературы

  1. Агаджанян Н.А. Человеку жить всюду. М., Советская Россия, 1982.
  2. Амосов Н.М., Бендет П.А. Физическая активность и сердце. – Киев: Здоровье, 1984.
  3. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. 3-е издание, переработано. – М, ФИС, 1987.
  4. Агаджанян Н.А., Кайков А.Ю, Резервы нашего организма. – М., Знание, 1990.
  5. Волков В.М., Мильнер Е.Г. Человек и бег. М., ФИС, 1987.
  6. Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие для инст. физк./Под общ. ред. докт. пед. наук, проф. Л.П. Матвеева. – М., ФИС, 1983.
  7. Сапин М.П., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека. – М.: Изд. центр «Академия», 1997.
  8. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура. Учебное пособие для студентов сред. спец. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  9. Коробейников Н.К., Михеев А.Н., Николаенко И.Г. Физическое воспитание: Учебное пособие для учащихся сред. спец. учеб. заведений. – М.: Высш. школа, 1984.
  10. Кун Л. Всемирная история физической культуры и спорта/ Пер. с венг.; под общ. ред. В.В. Столбова. М.: Радуга, 1982.
  11. От Афин до Москвы. Книга – альбом. – М., 1979.
  12. Олимпийская энциклопедия. – М., 1979.
  13. Теория и методика физического воспитания. Т.1/ под общ. ред. проф. А.Д. Новикова и докт. пед. наук, проф. Л.П. Матвеева. – М.: ФИС, 1975.
  14. Физиология человека: Учеб. для инст. физ. культ. под ред. Н.В. Зимкина. – М.: ФИС, 1975.
  15. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. – ВЗТ. – М.: ФИС, 1963.

18