ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ КИБЕРНЕТИКИ, ИНФОРМАТИКИ И СВЯЗИ
Физическая культура
Программа, методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения всех специальностей
Тюмень
Рассмотрено
на заседании кафедры физического воспитания
протокол № _________
от «____» ____________ 20 г.
Составитель: Родин А.Н., Вяткина Л.И.
Рецензент: ________________ Салаженкина Г.В., исполнительный директор центра подготовки персонала
Печатается по решению научно – методического совета
Протокол № « » 20 г.
Введение
Физическая культура– важнейший компонент целостного развития личности. «Физическая культура» обязательная дисциплина в цикле дисциплин гуманитарного образования. Дисциплина направлена на формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности, наличие которой обеспечивает готовность к социально – профессиональной деятельности включение в здоровый образ жизни, в систематическое физическое самосовершенствование.
Достижение этой цели предусматривает решение следующих задач:
- создание целостного представления о физической культуре общества и личности;
- приобретение основ теоретических знаний по физической культуре и спорту, обеспечивающих грамотное самостоятельное использование средств, форм и методов;
- формирование осознанной потребности к физическому самовоспитанию, самосовершенствованию, здоровому образу жизни.
Теоретический материал для студентов заочной формы обучения ориентирует на формирование научного мировоззрения, позитивное целостное отношение к физической культуре.
Основные особенности формирования здорового образа жизни у студентов
2 Лечебная физическая культура для студентов с заболеванием опорно-двигательной системы (нестабильностью шейного отдела позвоночника) Заключение Список используемой ... отношения) процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности. Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать ...
После изучения курса студент должен:
иметь представление:
- о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
знать:
- основы физической культуры и здорового образа жизни;
уметь использовать:
- физкультурно – спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре.
В процессе самостоятельной работы рекомендуется составить конспект в соответствии с учебно-методической картой дисциплины. Изучение курса включает в себя выполнение на Iкурсе одной домашней контрольной работы.
Итоговый контроль проводится в форме письменного зачета. Условием допуска к зачету является обязательное выполнение контрольной работы.
Учебно – методическая карта дисциплины
Наименование тем программы |
Количество часов |
Вид самостоятель-ной деятель-ности |
Учебная литература |
|||
Аудиторные |
Самостоятель-ная работа |
Индекс |
страница |
|||
Обзорные |
Практичес-кие |
|||||
Тема 1.Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. |
1 |
— |
6 |
Прочитать, составить крат-кий конспект, выполнить за-дание конт-рольной ра-боты |
8 6 9 |
4 -12 |
Тема 2. Социально – биологические основы физической культуры и спорта. |
1 |
— |
6 |
то же |
1 2 14 3 7 8 |
304 232 496 |
Тема 3. Основы здорового образа жизни. |
1 |
— |
6 |
то же |
8 3 4 |
83 |
Тема 4.Физические способности человека и их развитие. |
1 |
— |
6 |
то же |
8 13 9 |
91 |
Тема 5.Основы физической и спортивной подготовки. |
1 |
— |
6 |
то же |
6 8 3 4 13 |
99 |
Тема 6. Спорт в физическом воспитании студентов. |
0,5 |
— |
6 |
то же |
8 9 11 12 10 |
119 |
Тема 7. Профессионально – прикладная физическая подготовка. |
1 |
— |
6 |
то же |
8 |
135 |
Тема 8. Профилактические, реабилитационные и восстановительные мероприятия в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. |
1 |
— |
6 |
то же |
8 |
148 |
Тема 9. Физическая культура и спорт в Тюменской области. |
0,5 |
— |
6 |
Изучить материалы периодической печати для выполнения контрольной работы |
|
|
Зачетная работа |
2 |
— |
6 |
Повторить пройденный материал |
|
|
Итого: |
10 |
— |
60 |
Содержание дисциплины
Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
Основные понятия:физическая культура и спорт; физическое воспитание, самовоспитание и самообразование; ценности физической культуры, ценностное отношение и ориентация, физическое развитие, физическая и функциональная подготовленность, психофизическая и профессионально прикладная физическая подготовка.
Содержание.Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Физическая культура личности. Основы Законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. Сущность физической культуры и спорта. Ценности физической культуры. Физическая культура как учебная дисциплина среднего профессионального образования. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту.
Студент должен:
иметь представление:
- о понятия физическая культура и спорт, физическое воспитание, самовоспитание и самообразование;
знать понятия:
- ценность физической культуры;
- физическая культура как учебная дисциплина среднего профессионального образования.
Тема 2. Социально – биологические основы физической культуры и спорта.
Основные понятия:организм человека, функциональные системы, саморегуляция, самосовершенствование, адаптация, биоритмы, двигательная активность, максимальное потребление кислорода, гиподинамия, гипокинезия, гипоксия.
Содержание. Биологические и гуманитарные дисциплины, изучающие человека. Организм человека как единая саморазвивающая и саморегулирующая система. Воздействие природных и социально – экономических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Краткая характеристика функциональных систем организма. Развитие человека как личности его организма в процессе активной двигательной деятельности. Возрастные особенности развития. Физиологические и биологические изменения, происходящие в организме под воздействием активной двигательной деятельности. Физиологическая характеристика некоторых состояний, возникающих в процессе активной двигательной деятельности (предстартовое состояние, разминка, врабатывание, «мертвая точка», «второе дыхание», утомление).
Средства физической культуры и спорта в совершенствовании функциональных возможностей организма и обеспечении его умственной и физической деятельности, устойчивости к различным условиям внешней среды.
Студент должен:
иметь представление:
- о воздействии природных и социально – экономических факторов на организм и жизнедеятельность человека;
знать понятия:
- организм человека, функциональные системы, саморегуляция, адаптация, двигательная активность, максимальное потребление кислорода, гиподинамия, разминка, врабатывание, «мертвая точка», «второе дыхание».
Тема 3. Основы здорового образа жизни.
Основные понятия:здоровье, образ, уровень, качество и стиль жизни; здоровый образ жизни, дееспособность, трудоспособность, саморегуляция, самонаблюдение, самооценка, установка.
Содержание.Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. Здоровый образ жизни и его взаимосвязь с общей культурой инвалида. Составляющие здорового образа жизни. Основные требования к его организации. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни.
Студент должен:
знать понятия:
- «здоровье», здоровый образ жизни, дееспособность, трудоспособность, саморегуляция, самонаблюдение, самооценка.
Тема 4. Физические способности человека и их развитие
Основные понятия:физические способности (качества), методические принципы, коррекция телосложения и функциональной подготовленности, акцентрированное и комплексное развитие физических качеств.
Содержание.Физиологическая и биологическая природа проявления физических способностей. Биологические факторы, обуславливающие их развитие. Взаимосвязь и взаимозависимость между физическими качествами при их комплексном развитии. Возможная степень развития каждого их них. Возрастные особенности развития. Методические принципы, средства и методы развития быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости. Возможности и условия акцентрированного развития отдельных физических качеств.
Студент должен:
знать:
- физические способности человека, методические принципы, способы коррекции телосложения и функциональной подготовленности, систему комплексного развития человеческих качеств.
Тема 5. Основы физической и спортивной подготовки.
Основные понятия:общая и специальная физическая подготовка, спортивная тренировка, спортивная форма, тренированность, двигательные умения и навыки, учебно – тренировочные занятия, объем и интенсивность занятий, разминка и врабатывание.
Содержание.Физическая подготовка как часть физического и спортивного совершенствования. Общая и специальная физическая подготовка. Взаимосвязь физических качеств и двигательных навыков. Основы методики обучения двигательным умениям и навыкам. Учебно – тренировочные занятия, их направленность и структура. Спортивная тренировка: цели, задачи, средства, методы, принципы. Контроль за эффективностью тренировочного процесса. Особенности психофизического и функционального воздействия тренировки на физическое развитие, подготовленность, психические свойства и качества личности. Основные стороны подготовки спортсмена. Построение спортивной тренировки. Структура и характеристика ее циклов. Спортивная тренировка как многолетний процесс.
Студент должен:
знать понятия:
- спортивная тренировка, тренированность, спортивная форма, общая и специальная физическая подготовка;
- объем, интенсивность.
- методику обучения двигательным навыкам.
Тема 6. Спорт в физическом воспитании студентов.
Основные понятия:массовый спорт, спорт высших достижение, оздоровительные системы физических упражнений.
Содержание.Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Спортивная классификация. Студенческий спорт. Система студенческих спортивных соревнований. Международное спортивное движение. Краткая история Олимпийских игр. Участие спортсменов нашей страны в Олимпиадах.
Студент должен:
знать:
- массовый спорт, спорт высших достижений;
- спортивную классификацию;
- студенческий спорт;
- историю развития Олимпийских игр;
уметь:
- применять оздоровительные системы физических упражнений.
Тема 7. Профессионально – прикладная физическая подготовка.
Основные понятия:профессионально – прикладная физическая подготовка (ППФП); профессиограмма специалиста; прикладные физические, психофизические и специальные занятия; прикладные умения и навыки; прикладные виды спорта.
Содержание.Личная и социально – экономическая необходимость специальной психофизической подготовки к труду. Цели и задачи ППФП. Средства, методы и методика направленного формирования профессионально значимых двигательных навыков, устойчивости к профессиональным заболеваниям, профессионально важных физических и психических качеств.
Прикладная значимость некоторых видов спорта, специальных комплексов упражнений, тренировочных устройств для ППФП. Примерная схема составления профессиограммы для осуществления ППФП по конкретной специальности. Контроль за эффективностью ППФП с помощью специальных тестов.
Студент должен:
знать:
- профессионально – прикладная физическая подготовка (ППФП);
- профессиограмма специалиста;
- прикладные физические, психофизические и специальные занятия;
- какие виды спорта и физические упражнения способствуют развитию важных качеств в вашей профессии;
уметь:
- составить профессиограмму для конкретной специальности;
- составить специальные комплексы упражнений для ППФП.
Тема 8. Профилактические, реабилитационные и восстановительные мероприятия в процессе занятий физическими упражнениями и спортом
Основные понятия:профилактика, реабилитация, стрессовое состояние.
Содержание.Профилактика травматизма, простудных заболеваний, стрессовых состояний. Реабилитация после болезни, перенесенной травмой. Восстановительные средства после тренировочных нагрузок, напряженной умственной и производственной деятельности.
Студент должен:
знать:
- способы профилактики травматизма, реабилитации, стрессового состояния;
- восстановительные средства.
Тема 9. Физическая культура и спорт в Тюменской области.
Содержание.Развитие физической культуры и спорта в нашей области. Система Чемпионатов, Спартакиад, Игр. История спортивных достижений Тюменской области.
Студент должен:
иметь представление:
- о физической культуре и спорте в Тюменской области;
знать:
- выдающиеся спортивные достижения Тюменских спортсменов.
Методические указания по выполнению контрольной работы.
При выполнении домашней контрольной работы, студент должен руководствоваться следующим:
- Перед выполнением контрольного задания необходимо тщательно проработать соответствующие разделы курса, руководствуясь методическими указаниями.
- Контрольная работа выполняется в тетради с пронумерованными страницами и полями 3-4 см.
- Для заключительной рецензии в конце работы оставлять 1-2 страницы.
- При оформлении работы вопросы задания следует переписывать.
- Ответ на вопрос должен четко и конкретно излагать его суть. Механическое переписывание учебника не допускается.
- В конце контрольной работы следует привести список используемой литературы, поставить подпись и дату выполнения.
- Работа должна быть выполнена грамотно, аккуратно, четким разборчивым подчерком.
Варианты контрольных работ
Вариант 1
Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании личности.
- Дайте определение физической культуре.
- Что вы понимаете под физической культурой личности?
- Раскройте содержание понятий «физкультурник», «спортсмен», «физическое развитие», «физическая подготовленность».
- Что такое физические упражнения?
Вариант II
Анатомо – морфологические и физиологические функции человеческого организма.
- Общее представление о строении тела человека, его тканях и физиологических системах.
- Представление об опорно – двигательном аппарате.
- Представление о мышечной системе.
- Представление о дыхательной и кровеносной системе.
- ЦНС, ее отделы и функции.
- Понятия о рецепторах и анализаторах.
Вариант III
Краткая характеристика функциональной активности человека.
- Двигательный режим сочетания труда и отдыха. Виды отдыха.
- Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека.
- Физическая активность в период напряженных умственных нагрузок и формы ее организации.
- Краткая физиологическая характеристика состояний организма при занятиях физическими упражнениями и спортом.
- Понятие об утомлении при физической и умственной деятельности.
- Средства восстановления после умственной и физической деятельности.
Вариант IV
Основы здорового образа жизни.
- Понятие «здоровье».
- Определение здорового образа жизни (ЗОЖ).
- Перечислите факторы ЗОЖ.
- Правильное питание.
- Дурные привычки и их воздействие на организм человека.
- Правильная организация режима труда студента.
- Роль двигательной активности в ЗОЖ.
Вариант V
Физические способности человека.
- Перечислите основные физические двигательные качества.
- Сила абсолютная и относительная.
- Выносливость. Ее связь с состоянием сердечно – сосудистой и дыхательной систем.
- Быстрота. От каких показателей зависит скорость пробегания дистанций?
- Гибкость.
- Ловкость. В каких видах спорта она проявляется наилучшим образом?
Вариант VI
Основы физической и спортивной подготовки.
- Понятие о физической подготовке. Дать представление двигательному навыку.
- Понятие о спортивной тренировке.
- Принципы спортивной тренировки.
- Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания.
Вариант VII
Спорт в физическом воспитании студентов.
- Раскрыть основные понятия: спорт, массовый спорт, спорт высших достижений. Спортивная классификация спортивные разряды и звания. Система студенческих спортивных соревнований.
- История Олимпийских игр.
- Когда и где прошли первые Олимпийские игры современности? Кому принадлежала идея и инициатива возрождения Олимпийских игр?
- Участие спортсменов нашей страны в Олимпийских играх.
- Когда, где и какие (по счету) Олимпийские игры были в нашей стране.
Вариант VIII
Профессионально – прикладная физическая подготовка.
- Профессионально – прикладная физическая подготовка (ППФП).
Цели и задачи, специфическое содержание ППФП.
- Средства ППФП.
- Какие виды спорта и физические упражнения способствуют развитию важных качеств в вашей профессии?
- Дать понятие о профессиограмме.
Вариант IX
Профилактические, реабилитационные и восстановительные мероприятия в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.
- Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви.
- Закаливание. Суть, правила, средства. Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний.
- Причины травм на занятиях спортом. Как их избежать?
- Гидропроцедуры как средство восстановления работоспособности.
Как часто рекомендуется принимать душ и посещать баню?
Вариант X
Тюменский спорт
- Развитие спорта в Тюменской области.
- Территориальная Спартакиада области.
- Областные летние Сельские спортивные игры.
- Областная спартакиада инвалидов.
- Лучшие спортсмены Тюменской области.
Примерные контрольные вопросы к зачету
- Цели и задачи физической культуры. Физическая культура личности.
- Роль физической культуры и спорта в духовном восприятии личности.
- Раскрыть основные понятия: физическая культура и спорт, физическое воспитание, физическое развитие, физическая подготовка, физическая подготовленность, физическое совершенство.
- Сущность физической культуры и спорта. Ценности физической культуры. Физическая культура, как учебная дисциплина среднего профессионального образования.
- Дать определение физическим упражнениям и влияние их на организм человека.
- Общее представление о строении тела человека, его тканях, органах и физиологических системах.
- Скелет человека и его функции.
- Общее представление об опорно — двигательном аппарате.
- Мышечная система, строение и функции.
- Сердечно — сосудистая система. Строение и функции.
- Дыхательная система. Строение и функции.
- Ц.Н.С., её отделы и функции.
- Представление о биологических ритмах человека.
- Дать понятие о рецепторах и анализаторах.
- Внешняя среда, её природные, биологические и социальные факторы.
- Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека.
- Физиологическая характеристика некоторых состояний, возникающих в процессе двигательной деятельности (предстартовое состояние, разминка, вырабатывание, «мёртвая точка», «второе дыхание»).
- Понятие об утомлении при физической и умственной деятельности.
- Процесс восстановления.
- Понятие о социально — биологических факторах физической культуры.
- Охарактеризуйте понятия: «работоспособность, утомление, усталость».
- Понятия: здоровье, резервы человеческого организма, факторы здорового образа жизни.
- Правильное питание. Требования к соотношению основных продуктов питания (белки, жиры, углеводы), калорийности питания.
- Влияние упражнений различного характера (силовых и циклических) на предупреждение сердечно — сосудистых заболеваний.
- Закаливание. Суть, правила, средства. Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний.
- Дурные привычки и их воздействие на организм человека.
- Дать понятие основным физическим двигательным качествам.
- Краткая характеристика методов развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости.
- Понятие о физической подготовке и двигательном навыке.
- Дать понятие о спортивной тренировке, как основной форме подготовки спортсмена.
- Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания.
- Значение утренней гигиенической гимнастики. Составить примерный комплекс утренней зарядки.
- Раскрыть основные понятия: массовый спорт, спорт высших достижений. Спортивная классификация. Спортивные разряды и звания. Система студенческих спортивных соревнований.
- История Олимпийских игр.
- Участие спортсменов нашей страны в Олимпийских играх.
- Когда и где прошли первые Олимпийские игры современности? Кому принадлежала идея и инициатива возрождения Олимпийских игр?
- Охарактеризуйте виды спорта, развивающие такие качества как: выносливость, сила и быстрота.
- Профессионально — прикладная физическая подготовка (ППФП) Цели и задачи, специфическое содержание ППФП
- Средства ППФП
- Какие виды спорта и физические упражнения способствуют развитию важных качеств в вашей профессии?
- Дать понятие о профессиограмме. Примерная схема составления профессиограммы по вашей специальности.
- Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви.
- Профилактика травматизма, простудных заболеваний, стрессовых состояний. Реабилитация после болезни.
- Восстановительные средства после тренировочных нагрузок, напряжённой умственной и производственной деятельности.
- История возникновения и развития массажа.
- Влияние массажа на первичную систему, мышечную систему, суставно-связочный аппарат и внутренние органы.
- Методика и техника выполнения приёмов массажа и их физиологическое воздействие на организм человека.
- Классификация массажа.
- Развитие спорта в Тюменской области.
- Лучшие спортсмены Тюменской области.
Список литературы
- Агаджанян Н.А. Человеку жить всюду. М., Советская Россия, 1982.
- Амосов Н.М., Бендет П.А. Физическая активность и сердце. – Киев: Здоровье, 1984.
- Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. 3-е издание, переработано. – М, ФИС, 1987.
- Агаджанян Н.А., Кайков А.Ю, Резервы нашего организма. – М., Знание, 1990.
- Волков В.М., Мильнер Е.Г. Человек и бег. М., ФИС, 1987.
- Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие для инст. физк./Под общ. ред. докт. пед. наук, проф. Л.П. Матвеева. – М., ФИС, 1983.
- Сапин М.П., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека. – М.: Изд. центр «Академия», 1997.
- Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура. Учебное пособие для студентов сред. спец. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
- Коробейников Н.К., Михеев А.Н., Николаенко И.Г. Физическое воспитание: Учебное пособие для учащихся сред. спец. учеб. заведений. – М.: Высш. школа, 1984.
- Кун Л. Всемирная история физической культуры и спорта/ Пер. с венг.; под общ. ред. В.В. Столбова. М.: Радуга, 1982.
- От Афин до Москвы. Книга – альбом. – М., 1979.
- Олимпийская энциклопедия. – М., 1979.
- Теория и методика физического воспитания. Т.1/ под общ. ред. проф. А.Д. Новикова и докт. пед. наук, проф. Л.П. Матвеева. – М.: ФИС, 1975.
- Физиология человека: Учеб. для инст. физ. культ. под ред. Н.В. Зимкина. – М.: ФИС, 1975.
- Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. – ВЗТ. – М.: ФИС, 1963.
18