Федеральное агентство по образованию 9

  1. ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет»

Кафедра русской и зарубежной литературы

Учебно-методический комплекс по дисциплине

  1. Зарубежная литература XVII-XVIII ВЕКОВ

Специальность 050301 «Русский язык и литература»

Согласовано Рекомендовано кафедрой

Учебно-методическое управление Протокол №

« » 2008г. « » 2008

Зав кафедрой

  1.  Пермь 2008

 

 

Автор-составитель

Серебрякова Л.В, ассистент

Учебно-методический комплекс по Зарубежной литературе ХVII-XVIII веков разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла профессиональной подготовки и является обязательной для изучения.

Декан филологического факультета Абашева М.П.

Директор библиотеки

Содержание

I. Рабочая программа дисциплины

1. Цели и задачи изучения дисциплины

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

3. Объем дисциплины

10 стр., 4737 слов

Во второй половине XVIII – начале XIX века

... Политико-правовые теории в России во второй половине XVIII – начале XIX века   В отличие от Франции, где идеи ... права», а позднее – идеи французского Просвещения. Рекомендуемые учебники и учебные пособия 1. Демиденко Г.Г. История учений о праве и государстве. ... осуждал суровые санкции, настаивая на их смягчении. Крупным просветителем XVIII в. в России был Семен Ефимович Десницкий(1740-1789 ...

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

4. Содержание курса

5. Темы практических занятий

6. Учебно-методическое обеспечение

6.1. Литература

6.2. Материально-техническое и информационное обеспечение

6.3. Методические указания студентам

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения

промежуточных и итоговых аттестаций.

1.Цели и задачи изучения дисциплины «Зарубежная литература XVII-XVIII веков»

Цели и задачи изучения курса соотносятся с общими целями ГОС ВПО по специальностям «Русский язык и литература».

История литературы XVII-XVIII веков занимает важное место в общем курсе зарубежной литературы. Этим периодом открывается эпоха Нового времени. Изучение зарубежной литературы XVII-XVIII веков предполагает хорошее знание предшествующего курса, поскольку историческая преемственность культуры Возрождения и культуры Нового времени очевидна.

Цель — рассмотреть наиболее важные черты зарубежных литератур XVII — XVIII вв., проанализировать национальное своеобразие литературных процессов в различных странах Европы, выявить существенные особенности художественного мастерства крупнейших зарубежных писателей этого времени.

Искусство и литература XVII века отражают сложный переходный характер эпохи. Трудность усвоения материала курса связана с упрощенными представлениями о таких плодотворных литературных направлениях, как барокко и классицизм, бытующими в школьном преподавании. К сожалению, вузовский учебник тоже не свободен от несколько упрощенных представлений об историко-литературном процессе и отдельных произведениях. Поэтому студентам необходимо прочесть художественные тексты и ознакомиться с критической литературой, рекомендованной преподавателем. При работе над курсом возникает ряд теоретических вопросов, которые решаются либо самостоятельно, либо при помощи научной литературы и консультаций преподавателя.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в результате изучения зарубежной литературы XVII-XVIII веков студент должен:

— знать основные этапы и периоды в развитии западноевропейской культуры, идеологические движения и философские концепции эпохи;

— понимать особенности возникновения основных стилей и направлений европейской литературы, их соотнесенность с исторической эпохой, национальное своеобразие;

— владеть литературоведческой терминологией, историческими и социально-философскими понятиями, связанными с изучаемым периодом.

Студент должен уметь осуществлять поиск, отбор и обработку информации по литературе и искусству; уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии; уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, рецензии и т.п.)

Важной составляющей требований является умение использовать знания в практической деятельности и повседневной жизни для определения своего культурного и профессионального самоопределения и формирования информационно-коммуникативной компетенции. Для решения познавательных и коммуникативных задач студентам рекомендуется использовать кроме художественных текстов и критической литературы различные источники информации: энциклопедии, словари, интернет-ресурсы.

3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Форма обучения очная

Вид учебной работы

Количество часов по специальности

050301

Русский язык и литература

№ семестра

3

4

Аудиторные занятия

12

Лекции

12

Практические занятия

Самостоятельная работа

116

Всего часов на дисциплину

128

Текущий контроль (вид, № сем.)

Реферат

Промежуточный контроль

Экзамен

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Названия разделов

и тем

Всего

Виды учебных занятий

Аудиторная работа

Сам. раб

Лекции

Практические

Раздел 1. Литература XVII века

1. Введение: общая характеристика и периодизация литературы XVII века

1

14

2. Литература Испании

1

10

3. Французская литература

1

12

4. Английская литература

1

10

5. Немецкая литература

1

6

6. Итальянская литература

1

6

Раздел 2 . Литература 18 века

9. Общая характеристика

Просвещения

1

14

10. Просвещение в Англии. Творчество Дефо.

1

10

11. Английская просветительская литература.

1

8

12. Литература Франции. Творчество Вольтера, Дидро, Руссо.

1

8

13. Литература Германии. Творчество Шиллера

1

8

13. Творчество Гете

1

6

14. Итальянская литература

4

Итого:

128

12

116

4. Содержание курса

Раздел 1. Литература XVII века.

Тема 1. Введение: общая характеристика и

периодизация литературы XVII века

Новое время как особый историко-культурный феномен: эпоха, когда современный человек «начинает узнавать себя». Цивилизационные и культурные изменения Нового времени. Становление новой картины мира, возникновение нового мироощущения человека. XVII век – период ломки старого общественного уклада. Основные исторические события эпохи (завершение буржуазной революции в Нидерландах, Тридцатилетняя война, Фронда, Английская буржуазная революция и т. д.) как «события-оборотни»: неоднозначность социально-экономических, этических, психологических последствий этих событий.

Формирование национальных государств и наций, общекультурное значение этого процесса. XVII век как век абсолютизма. Государство и литература в XVII веке. Общество и литература. Зарождение общественного мнения и его роль в производстве, функционировании и оценке литературных произведений. Развитие литературной критики. Изменение статуса писателя и писательской жизни в XVII столетии: кружки, салоны, клубы. Расцвет публицистики.

Развитие науки и секуляризация научного знания, новая классификация отраслей науки. Научная революция XVII века и ее роль в становлении механической картины мира, концепции человека в Новое время. Стремление к самопознанию, к контролю разума над жизнью и действиями человека и ощущение хрупкости человеческой жизни и хаоса бытия как компоненты единого и противоречивого видения человека XVII столетия. Изменение способа мышления в XVII веке. Роль философских идей Бэкона, Гоббса, Декарта, Гассенди, Паскаля, Спинозы в научном и художественном познании мира. Рационализм и сенсуализм, рассудочность и мистицизм XVII века.

Проблемы периодизации литературы XVII века, основные этапы ее развития и их особенности в разных странах. Литературные направления XVII века: барокко, классицизм, ренессансный реализм. Своеобразие преломления их в национальных литературах и в творчестве отдельных авторов.

Барокко как тип культуры и как литературное направление XVII столетия. Происхождение и современное значение термина «барокко». Социокультурные корни барочной литературы, ее связь с Возрождением и полемика с ним. Маньеризм и барокко: сходство и отличие поэтики и стиля. Философские основы барочного мироощущения. Антиномичная структура мира и человека как конструктивный момент барочного мировосприятия. Стоицизм и эпикурейство. в барокко: противоположности, которые сходятся в пессимистическом ощущении бытия. Непостоянство, изменчивость, иллюзорность жизни, одиночество и хрупкость человека в бесконечной Вселенной. Актуализация средневекового тезиса «жизнь как сон» и неоднозначные истолкования этого тезиса в эстетике барокко. «Быть» и «казаться» как дилемма барочной литературы XVII века. Мир как театр. Тема лица и маски. Демонстративность художественного стиля, декоративность и пышность изобразительных средств, их утрировка. Барокко как искусство гиперболы. Мир как энциклопедия. Тенденция к полноте запечатления Противоречия. Полисемантичность мира и языка барокко, многовариантность толкований образов, слов. Избыточность подробностей как свидетельство господства в барочной поэтике принципа «расточительности» художественных средств. Метафора барокко. Барокко как искусство волновать и удивлять. Эмоциональное и рациональное, экстравагантность и рассудочность в барокко. Отказ от линейности в композиции, развитии конфликта, образной системе барочной литературы, тема лабиринта в барокко и разные формы ее художественного воплощения. Национальные варианты барокко: маринизм в Италии, гонгоризм и консептизм в Испании, метафизическая школа в Англии, прециозная литература во Франции.

Классицизм и его роль в культуре и литературе XVII столетия. «Классическое» и «классицистическое». Традиции классицизма эпохи Возрождения в классицистической литературе XVII века, их развитие и изменение: от отношения к античности как объекту подражания и точного воссоздания к трактовке античности как примера правильного соблюдения вечных законов искусства и как объекта соревнования. Классицизм и рационалистическая философия. «Декартовские» принципы в поэтике классицизма: аналитизм, «разделение трудностей» в процессе запечатления сложных явлений действительности. Нормативные поэтики европейских классицистов (Малерб, Шаплен, Буало, Мильтон, Драйден).

Реализация принципа «поучать, развлекая» в классицизме. Правила «трех единств» как частный случай применения всеобщих законов искусства: правила как способ удержать свободу творчества в границах разума. Простота и ясность как важные эстетические категории классицизма. Иерархическая система жанров в классицистической теории, стремление к последовательному разведению «высоких» и «низких», «трагических» и «комических» явлений действительности по разным литературным жанрам. Отказ от «лишних» художественных подробностей, образов, слов как принцип классицистической поэтики. Классицистический вкус не как индивидуальная категория, а как вкус «благовоспитанных людей». Понятия «нормы» и «меры» как составляющие классицистического вкуса. Сосредоточенность литературы классицизма на нравственно-психологической проблематике.

Ренессансный реализм ХVII века — новый этап в развитии реализма. По сравнению с эпохой Возрождения снижение пафоса и общего тона, интерес к проблемам обыденной жизни, отсутствие титанических образов, герой — обычный человек в его повседневном окружении. Понятие среды, формирующей характер и определяющей поведение героя. Обличительная и сатирическая тенденция. Творчество Сореля, Скаррона.

Тема 2 Литература Испании

Историческая, социокультурная специфика Испании в XVII веке. Особенности испанского абсолютизма.

Барокко как ведущее литературное направление в Испании и его специфика: доминирующие мотивы разочарования, смятения, иллюзорности жизни, мрачно-пессимистический колорит, стилевые приемы метафорически-изощренной «зашифровки» действительности. Дифференциация идейно-стилевых течений барочной литературы в Испании. Культизм как «темный стиль». Поэзия Луиса де Гонгоры, ее тематика и жанрово-стилевое своеобразие. Метафоризм и словесно-образная многозначность, интеллектуализм и живописность. Поэтическая школа Гонгоры. Консептизм как «трудный стиль» поэзии и прозы. Жажда запечатлеть сложные смыслы действительности посредством слова.

Театр Лопе де Веги: дискуссионные проблемы поэтики и стиля. Ренессансное, маньеристическое, барочное в драматургии Лопе де Веги. Особенности основных этапов творчества писателя. Героическая драма «Фуэнте Овехуна». Исторический факт и его театральное воплощение. Специфика конфликта драмы и этапы его развития. Роль народных сцен в пьесе. Комедия в творчестве Лопе де Веги и ее жанровое своеобразие («Собака на сене»).

Комедия «плаща и шпаги». Драматурги «школы Лопе де Веги» (Аларкон, Тирсо де Молина).

Творчество Кальдерона как центральное художественное явление испанского театра XVII века. Периодизация творчества драматурга и жанровые модификации его пьес (комедии интриги, «драмы чести», философско-религиозные драмы, ауто).

Особенности комедийного творчества Кальдерона: соотношения характеров и интриги, «кальдероновы ходы», их роль в сюжетном развитии («Дама-Привидение»).

«Жизнь есть сон» как философско-религиозная пьеса Кальдерона и образцовое произведение поэтики барокко. Обобщающе-метафорический смысл заглавия произведения. Своеобразие решения традиционной средневековой темы «жизнь есть сон» в барочном художественном видении. Проблема свободы воли в драме Кальдерона и ее роль в развитии основного конфликта пьесы. Барочные и классицистические тенденции в трактовке роли разума.

Тема 3 Французская литература.

Особенности социально-исторического развития Франции в XVII столетии: активный процесс централизации страны и его драматические перипетии на протяжении века. Французский абсолютизм как политическое выражение процесса разложения феодализма во Франции и как важный историко-социальный фактор экономики и культуры страны. Французская литература 1620–1650-х гг. Культурная политика Ришелье и ее влияние на литературную ситуацию во Франции. Бурлескная поэзия «низового» барокко (Скаррон).

Прециозность как особый социокультурный и литературный феномен во Франции на определенном этапе эволюции французского общества XVII века. Философская проза Паскаля: проблематика и поэтика, художественная концепция человека и действительности.

Формирование классицистического театра во Франции и его развитие в 30–50-е гг. Творчество П. Корнеля, его основные периоды. Трагедия «Сид»: актуальность проблематики, связь произведения с концепцией героического у Корнеля. Поэтика «Сида». Особенности трагической коллизии, образная система и этапы развития конфликта. Герой и проблема выбора. Концепция любовного чувства как любви по разумному выбору. Своеобразие развязки пьесы. Трагедия «Гораций», ее героический и гражданский пафос. Особенности художественного решения проблемы «человек-государство» в политической трагедии и классицистическая поэтика пьесы. «Корнель-драматург – новатор и теоретик театра. Значение драматургии Корнеля во французском театре XVIII–XIX вв.

Французская литература 1660–1680-х гг. Апогей абсолютизма и расцвет классицистической поэтики. Творчество Ж. Расина, его периодизация. Расин как создатель любовно-психологической трагедии классицизма. Религиозно-философская доктрина янсенизма, ее роль в сложном противоречивом развитии художественного мироощущения Расина. Концепция трагического в «Андромахе» Расина, уравновешенность формы и напряженность нравственно-психологического конфликта пьесы. Разум и страсть во внутреннем мире расиновских героев. Концепция «любви по склонности» у Расина и новое соотношение любви и долга в его пьесах. «Федра» как наиболее совершенное воплощение поэтики классицистической трагедии Расина. Полемика вокруг истолкования образа главной героини трагедии. Соотношение античного источника и расиновского текста. Янсенизм и его преломление в основной коллизии пьесы. Трагический конфликт «Федры», его этапы и художественное разрешение. Сценическая судьба «Федры».

Творчество Мольера, его основные этапы. Ранние комедии Мольера («Смешные жеманницы», «Школа мужей», «Школа жен»).

Поэтика «высокой» комедии» как выражение классицистической природы творчества Мольера. Творческая история комедии «Тартюф». Особенности главного конфликта и характера пьесы, специфика развязки комедии. Философская проблематика комедии Мольера «Дон Жуан», своеобразие трактовки образа главного героя. Сатира на светское общество в комедии «Мизантроп», истолкование образа Альцеста. Сатирико-комические типы в комедиях Мольера «Мещанин во дворянстве», «Скупой», «Мнимый больной». Фарсовый и «высокий» комизм в драматургии Мольера. Роль Мольера в становлении комедиографии Нового времени. Мольер в России. Пушкин о Мольере.

Творчество Лафонтена. Басни как вершина творческой деятельности писателя. Сатирико-моралистическое и поэтическое в лафонтеновской басне. Роль басен Лафонтена в развитии этого жанра в европейской литературе следующих эпох. Пушкин о Лафонтене. Жанры классицистической прозы 60–80-х гг.: максимы Ларошфуко. Классицизм и роман. «Принцесса Клевская» Лафайет. Функция историко-мемуарного материала в романе Лафайет. Особенности нравственно-психологического конфликта «Принцессы Клевской».

Тема 4. Английская литература

Особенности социально-политического развития Англии в XVII веке. Взаимосвязь политических и религиозных конфликтов. Английская революция 1648–1649 гг., ее воздействие на социокультурную атмосферу в Англии и – шире – в Западной Европе. Сущность и функции английского пуританизма, его роль в идейно-эстетическом контексте эпохи. Этико-политический характер пуританизма как основа его широкого распространения в Англии. Пуританство и литература, пуританство и театр. Особенности английского абсолютизма XVII столетия и закономерности его кризиса. Развитие философии в Англии как важный фактор культурной жизни страны (Ф. Бэкон и Гоббс): эмпиризм, сенсуализм и рационализм в английской философии XVII века. Бэкон как литератор («Новая Атлантида»).

Английская поэзия XVII века. Творчество Д. Донна, его эволюция от ренессансно-маньеристических ранних стихотворений к барочной лирике. Трактовка человека и мира, специфика метафорической образности, экспрессивность стиля, усложненность ритма в стихотворениях Донна. Гротеск и философичность в художественном мире лирике Донна.

Английская литература периода революции и гражданской войны. Бурный расцвет публицистических жанров, активное участие литературы в общественно-политической борьбе. Роль публицистики Д. Мильтона в развитии публицистических жанров в Англии. Поэма Мильтона «Потерянный рай» как пример плодотворного и синтетического взаимодействия барокко и классицизма. Проблематика поэмы и дискуссионные аспекты ее трактовки. Библейский сюжет и образность и их соотношение с актуальной проблематикой. Трактовка образа Сатаны в современном литературоведении. Поэтика мильтоновской поэмы.

Тема 5. Немецкая литература.

Общественно-политическая и культурная ситуация в Германии XVII века. Катастрофическое развитие событий Тридцатилетней войны на территории немецких земель и ее социокультурные последствия. Раздробленность Германии, конфессиональные и политические противоречия между протестантскими и католическими княжествами, экономическая отсталость страны.

Творчество Гриммельсгаузена. Роман «Симплициссимус» как выражение проблемно-эстетического синтеза немецкой романной прозы. Творческая история создания произведения, основные компоненты генеалогии жанра. Традиция испанского плутовского и французского комического романов и их трансформация Гриммельсгаузеном. «Романическое» и «реальное» в сюжете произведения. История персонажа и история страны, динамика их взаимодействия в «Симплициссимусе». Поэтика барокко в романе. Роль шедевра Гриммельсгаузена в перспективе развития европейской барочной романной прозы.

Тема 6. Итальянская литература

Особенности историко-литературного процесса в Италии XVII века. Потеря национальной независимости, экономический упадок, усиление контрреформаторской деятельности католической церкви. Философия и наука в Италии XVII века. Деятельность Галилея, его роль в культурной жизни Европы. Барокко как основное литературное направление в итальянской литературе XVII века. Поэзия итальянского барокко. Творчество Дж. Марино. Особенности видения мира и его поэзии: гедонизм и мотивы бренности жизни. Специфика барочной метафоры в поэзии Марино, соединение чувственного и рационального в поэтических образах Марино. «Маринизм» как особое стилевое течение европейской поэзии. Школа маринизма в Италии.

Раздел II. Эпоха Просвещения

Тема 9. Общая характеристика идеологии, культуры и литературы эпохи Просвещения. XVIII век как самостоятельная историко-литературная эпоха.

Утверждение буржуазных общественных отношений в европейских государствах в XVIII веке. Идеологи Просвещения и программа движения. Развитие просветительских идей в философии, социальных науках, эстетике, художественном творчестве в отдельных странах Западной Европы. Политические и нравственные установки третьего сословия в идеологии просветителей. Дегероизация дворянства в публицистике, драме, романе. Выдвижение на первый план человека из народа и буржуа как выразителей общественного и эстетического идеала. Основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». XVIII век — век разума, философии и науки, век критики, галантный век.

XVIII век как век философов. Основные философские системы столетия, их общественная роль и воздействие на литературу (Локк, Шефтсбери, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм, Кант).

Отражение, полемика и развитие философских, научных взглядов в популяризаторских сочинениях философов-просветителей – публицистических и художественных. Философия и религия. «Секуляризация мысли» как одна из главных отличительных черт Просвещения. Специфический характер религиозности в XVIII веке. Деизм как «естественная», «светская» религиозность, как своеобразная форма компромисса между «мирскими» и «церковными» формами жизни, моральными нормами. Соотношение общей периодизации литературы XVIII века с особенностями развития национальных литератур. Проблема традиции и новаторства литературы столетия.

Основные художественные направления в литературе ХVIII века: просветительский классицизм, просветительский реализм, рококо, сентиментализм. Политическая и философская тенденциозность произведений просветителей. Доминирование идеи над ситуацией. Символика и аллегория как средство воплощения философских идей. Персонификация идей в творчестве ряда писателей. Формирование общественного мнения и нового человека посредством эстетического воспитания. 

Сходство и отличие классицизма XVIII века от предшествующего типа классицизма. «Просвещенный вкус» и «здравый смысл» как эстетические критерии классицизма XVIII века. Изменения в классицистической характерологии, одновременное тяготение к обобщенному и индивидуальному. Варианты классицизма в XVIII веке – национальные (веймарский классицизм), политико-социальные (революционный классицизм) и т. д. Жанровая система классицизма XVIII столетия.

Рококо как одно из литературных направлений XVIII столетия. Происхождение термина и его современное значение. Социокультурный генезис литературы и искусства рококо. Кризис «героического» мировоззрения, усиление интереса к частной жизни, формирование категории «интимного». «Снятие» противостояния барокко и классицизма в эстетике рококо. Философские корни мироощущения человека рококо. Особенности понимания гедонизма как естественной тяги к наслаждению, лежащей в природе человека. Двойственность и снисходительность компромиссной морали рококо. Отсутствие в рококо свойственной барокко метафизичности, преимущественный интерес к повседневной частной жизни современного общества.

Специфика художественной правдивости в рококо: «правда» как «срывание покровов» с частных, интимных сторон жизни, сочетание «естественного» и «скандального». Постижение интимной психологии частного человека как главное новаторство литературы рококо. Стилевые особенности литературного рококо: рококо как искусство метонимии, а не метафоры. Игровое начало в стиле рококо: легкость, изящество художественной структуры, фрагментарность и недоговоренность в развитии фабулы, искусство намека, непринужденность повествовательной манеры, специфическая «устность» литературного языка рококо. Особенности и функция орнаментальности. Система жанров в литературе рококо и ее национальные варианты.

Сентиментализм и Просвещение, сентиментализм и предромантизм. История термина «сентиментализм» и его современное значение. Социокультурный генезис сентиментализма (общественно-политические сдвиги конца XVII столетия, разочарование в большой истории, интерес к приватной сфере человеческой жизни).

Сенсуализм как философский исток сентиментализма. Категория «морального чувства» и ее роль в раннем сентиментализме. «Сердце» и «ум», «рассудочное» и «чувствительное», их содержание и эволюция на разных этапах сентименталистической литературы. Проблема воспитания личности, идеи совершенствования общества, жизнестроительства, демократические симпатии «просветительской» сентименталистской литературы. Тяготение к «идиллическому хронотопу», меланхолически-чувствительные повествовательные интонации, обращение к сочувствующему, чувствительному читателю как черты сентименталистского повествования.

Тема 10. Просвещение в Англии. Творчество Дефо

Бурное развитие Англии в XVIII веке (парламент и правительство, проблемы социального прогресса).

Развитие публицистики и журналистики, влияние социальных и нравственных идей Локка. Этапы английского Просвещения. 

Творчество Д. Дефо.Просветительская деятельность в публицистике.«Робинзон Крузо» приключенческий и философский роман-притча (аллегория развития цивилизации).

Документальность романа (Александр Селькирк — прототип Робинзона) и «экспериментальность» обстоятельств. Утверждение неограниченных возможностей человека. Робинзон — новый тип героя. Проблема «естественного состояния и цивилизации». Понятие «робинзонады».

Тема 11. Английская просветительская литература.

Д. Свифт. Памфлеты. Роман «Путешествие Гулливера» — аналитическая сатира. Сложность социальной ориентации автора, колебания между верой в людей и мизантропией. Жанровое своеобразие романа Сочетание публицистического и художественного. Сатирические приемы Свифта: фантастика, гипербола, гротеск, литота и др. 

Филдинг и развитие европейского романа. «История Тома Джонса, найденыша». Воспитательные цели повествования. Становление характера героя, обретение им нравственного и социального опыта. Герой и среда. Эстетическая программа романиста в авторских отступлениях. 

Сентиментализм в английской литературе, его социально-философская основа и эстетика. «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна. Психологический анализ как основной элемент сюжета, чувствительный герой с сенсуалистическим мировидением и системой логических доводов.. Предромантические тенденции в литературе (поэзия Макферсона, готический роман).

Тематика и характер его лирики Р. Бернса, жанры, особенности поэтического языка. 

  1. Тема 12. Литература Франции.

Этапы французского Просвещения и его особенности. Идеология и эстетика. Наука и культура.

Первое поколение французских просветителей. Творчество Вольтера, его социально-философские и эстетические взгляды, разносторонний характер деятельности. Соединение критицизма, вольномыслия со скепсисом и компромиссностью. Жанр философской повести в творчестве Вольтера («3адиг, или Судьба», «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный»).

3аданность характеров, событий и ситуаций, умышленное нарушение правдоподобия ради утверждения главной идеи. Испытание разума и морали героя. Проблема «естественного» человека и «цивилизованного» общества. Вольтер и Россия.

Д. Дидро. Философские и политические взгляды Дидро, его деятельность по изданию «Энциклопедии». Эстетическая программа Дидро, ее ориентация на просветительский реализм. Философская повесть в творчестве Дидро («Монахиня», «Племянник Рамо», «Жак-фаталист»).

Философский роман-диалог, (роман-дискуссия) в творчестве Дидро: ярко выраженный этический характер, персонажи-идеологи приобретают черты психологических типов, социальная конкретизация конфликта. Художественная полемика с Вольтером: простота сюжета, отсутствие фантастики и условности, правдивость жизненных реалий, документальность.

Ж-Ж Руссо. Социально-философская концепция Руссо, основанная на критике общества и необходимости возрождения «естественного» человека и общества. Сентименталистский роман «Юлия, или Новая Элоиза». Ценность чувств и свободы личных отношений — в противовес предрассудкам и корыстным побуждениям. Роль природы в повествовании – идиллический хронотоп романа. Развитие эпистолярного жанра. Влияние философии Руссо на общественную мысль и последующее искусство.

Творчество Бомарше. «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро». Характер главного героя, его мировидение и самосознание. Роль интриги и саморазвития характеров. Многообразие приемов комического. Музыкальные интерпретации пьес Бомарше (Россини, Моцарт).

Тема 13. Литература Германии

Экономическое и политическое состояние Германии в XVIII веке, отсталость, раздробленность, ограниченность буржуазии. Бурное культурное развитие. Просветительская программа Лессинга. Теория жанров и видов в «Лаооконе». Движение «Бури и натиска» как выражение протеста против застоя, за свободу личности, культ»гения», бунтаря-одиночки, культ природы и чувства. Творчество Шиллера. Отражение бунтарских идей движения «Бури и натиска» в «Разбойниках», «Коварстве и любви». Программные герои (Карл, Фердинанд, Луиза).

Конфликт героя с устоями общества.

Тема 14. Творчество Гете.

Творчество Гете. Периодизация литературной деятельности поэта, драматурга, прозаика, эссеиста. Сентиментализм и роман «Страдания юного Вертера». Исследование противоречий духовной жизни, острые социальные характеристики и нравственные оценки действующих лиц, подготавливающие реалистический социально-психологический роман XIX века. Своеобразие образов Вертера, Шарлотты, Альберта.

«Фауст». Литературные источники. Попытка синтезировать черты мыслящего и творческого человека, характерные для разных эпох (Возрождение, Просвещение).

«Пролог в театре» — эстетическая программа Гете. «Пролог на небесах» — идейная завязка трагедии. Образы Бога и Мефистофеля как выражение единства и борьбы природных сил, духовного и материального, добра и зла, высшего и низшего. Образ Фауста, его двойственность. Договор Фауста и Мефистофеля. Персонификация социально-философских идей в образах пьесы. Этапы исканий Фаустом истины (искушение любовью — Маргарита, красотой и искусством — Елена, властью, Делом).

Смысл и итог философских исканий Фауста. Многомерность жанровой и стилевой структуры «Фауста». Фауст как один из «вечных образов» в мировой литературе. Пушкин о Гете.

  1. Тема 15. Итальянская литература.

Движение за создание новой национальной драматургии и место в нем К. Гольдони. Борьба с традициями комедии дель арте (маски, импровизационность, театральность, буффонада, условность и т.д.).

Влияние Мольера. «Трактирщица», «Слуга двух господ» — образцы новаторской просветительской реалистической драмы.

К. Гоцци и его пьесы-сказки (фьябы) «Принцесса Турандот», «Любовь к трем апельсинам». Идейно-художественная полемика Гольдони и Гоцци.

5. Темы практических занятий

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Литература

Художественные тексты

Основные:

Марино. Лирика

Гонгора. Лирика

Донн. Лирика

Кальдерон. Жизнь есть сон.

Лопе де Вега. Овечий источник. Собака на сене.

Буало. Поэтическое искусство.

Корнель. Сид. Гораций.

Расин. Федра.

Мольер. Тартюф. Мещанин во дворянстве. Дон Жуан. Скупой.

Гриммельсгаузен. Симплиций Симплициссимус.

Мильтон. Потерянный рай.

Дефо. Робинзон Крузо

Свифт. Путешествие Гулливера.

Филдинг. История Том Джонса-найденыша.

Шеридан. Школа злословия.

Стерн. Сентиментальное путешествие.

Бернс. Лирика.

Вольтер. Задиг или Судьба. Кандид или оптимизм.

Дидро. Монахиня. Племянник Рамо.

Руссо. Юлия или Новая Элоиза.

Бомарше. Севильский цирюльник.

Лессинг. Лаокоон.

Шиллер. Разбойники. Коварство и любовь.

Гете. Лирика. Страдания юного Вертера. Фауст.

Гольдони. Слуга двух господ. Трактирщица.

Гоцци. Принцесса Турандот. Любовь к трем апельсинам.

Дополнительные:

Кальдерон. Дама-невидимка.

Лопе де Вега. Учитель танцев.

Тирсо де Молина. Севильский озорник или каменный гость.

Мольер. Мизантроп.

Дефо. Чистокровный англичанин. Моль Флендерс.

Свифт. Сказка бочки.

Ричардсон. Памела, или Вознагражденная добродетель.

Прево. Манон Леско.

Лакло. Опасные связи.

Руссо. Исповедь.

Бомарше. Мемуары. Женитьба Фигаро.

Лессинг. Эмилия Галотти. Натан Мудрый.

Гете. Эгмонт.

Учебные пособия

    Артамонов С.Д., Самарин Р.М. История зарубежной литературы XVII века.

    Артамонов С.Д., Гражданская С.Г. История зарубежной литературы XVIII века.

    Артамонов С.Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

    История зарубежной литературы XVIII в. Под ред. Плавскина З.И.

    Хрестоматия по западноевропейской литературе XVII века.

    Хрестоматия по истории западноевропейского театра.

    Хрестоматия по западноевропейской литературе XVIII века.

    1. Научная литература

    XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969.

    Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.,1975.

    Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979.

    Гриб В.Р. Избранные работы. М., 1956.

    Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М., 1968.

    Голенищев-Кутузов И.Н. Романские литературы. М., 1975.

    Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. М., 1962.

    Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.

    Бояджиев Г. Мольер. М., 1967.

    Мокульский С. Мольер. Проблемы творчества. Л., 1936.

    Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.

    Виппер Ю.Б., Самарин P.M. Курс лекций по истории зарубежных литератур XVII в. М., 1954

    Проблема Просвещения в мировой литературе. М., 1970.

    Тураев С.В. Введение в западно-европейскую литературу ХVIII в. М., 1962.

    Аникин.Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М. 1985.

    Кеттл А. Введение в историю английского романа. М., 1966.

    Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 19

    Аникст А.А. Даниель Дефо. М., 1957.

    Урнов Д.М. Дефо. М.,1977.

    Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер. Судьба двух литературных героев. М.,1973.

    Дубашинский И. «Путешествие Гулливера» Свифта. М., 1969.

    Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. М.,1987.

    Заборов П.Р. Русская литература и Вольтер.Л., 1978.

    Кузнецов В.Н. Вольтер. М., 1978.

    Гачев Д.И. Эстетические взгляды Дидро. М., 1961.

    Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М.,1976.

    Реизов Б.Г. Итальянская литература XVIII века. Л., 1967.

    Нeycтpoeв В.П. Немецкая литература эпохи Просвещения. М., 1958.

    Гулыга А.В. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1963. 

    Аникст А.А. Гете и «Фауст». От замысла к свершению. Л.,1981.

    Волков И.Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. М., 1970.

    Конради К.О. Гете. Жизнь и творчество. М., 1987.

    Чечельницкая Г.Я. Шиллер. М.;Л., 1959.

    6.2. Материально-техническое обеспечение

    Материально- техническая и информационная поддержка курса обеспечивается CD и DVD дисками.

    Электронной библиотекой и методическими рекомендациями на CD.

    Вариантами тестов для промежуточных и итоговых проверок.

    Компьютерным оборудованием для тестирования студентов.

    6.3. Методические указания студентам

    Самостоятельная работа студентов является важнейшей составляющей процесса обучения. Она помогает не просто освоить изучаемый материал, получаемый от преподавателя во время лекций и интерпретируемый на практических занятиях. Самостоятельная творческая работа студентов выступает в качестве проводника в море информации, способствуя выработке у студентов критериев и способов ориентации в информативном потоке.

    Формы предлагаемой самостоятельной работы разнообразны: ведение читательского дневника, составление глоссария, конспектирование рекомендованной критической литературы, составление синхронистических таблиц, рефераты. Все они предлагаются преподавателем и контролируются на протяжении всего семестра.

    Задания по самостоятельной работе

    Темы и разделы

    Виды и содержание работ для самостоятельного изучения

    Раздел I. Литература 17 века

    1. Все темы раздела

    Ведение читательского дневника

    2. Темы 4-6

    Конспект работы Обломиевского «Французский классицизм»

    3. Все темы раздела

    Составление словаря терминов и подготовка к контрольной по терминологии

    4. Все темы раздела

    Раздел II. Литература Просвещения

    .5. Все темы раздела

    Ведение читательского дневника

    6 .Все темы раздела

    Составление глоссария и подготовка к контрольной работе по терминологии

    7. Тема 14

    Мини-исследование (домашняя работа).

    8. Все темы раздела

    Составление синхронистической таблицы

    9. Разделы I-II. Все темы

    Контрольное тестирование

    .

    II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

    1. Список терминов по курсу зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

    • Маньеризм
    • Барокко
    • Маринизм
    • Гонгоризм
    • Метафизическая школа
    • Культеранизм (культизм)
    • Консептизм
    • Мелодрама
    • Мещанская драма
    • Комедия дель арте
    • Просветительский реализм
    • Памфлет
    • Философская повесть
    • Роман воспитания
    • Робинзонада
    • Рококо
    • Сентиментализм
    • Вольтерьянство
    • Вертеризм
    • Предромантизм
    • Резонер

    1. Контрольные вопросы для самопроверки при подготовке к экзамену

    Раздел I. Литература XVII века.

    1. Что такое Новое время? Что отличает новое время от всех предшествующих эпох?

    2. Что такое модернизация? Назовите основные процессы, которыми сопровождается модернизация. Какие изменения происходят в сознании людей?

    3. Какую роль играют в XVII-XVIII вв. революции. Назовите их. Каковы результаты буржуазных революций для развития Европы, ее культуры.

    4. XVII век – «эпоха противоречия». Назовите основные литературные направления XVII века. Что такое маньеризм?

    5. Ренессансный реализм XVII века, его связь с предшествующим периодом и новизна. Назовите наиболее ярких представителей.

    6. Барокко как литературное направление XVII века и стиль.

    Роль метафоры и других художественных приемов в произведениях барочных авторов. Назовите их и расскажите о национальных вариантах барокко (маринизм, гонгоризм, прециозная литература, метафизическая поэзия).

    «Жизнь есть сон» Кальдерона в свете барочной эстетики.

    7. Классицизм, его корни, связь с античностью. Роль политики и философии в классицизме. Почему именно Франция становится «страной классицизма»?

    8. Основные категории и каноны классицизма.

    9. Корнель и Расин — представители двух периодов в развитии французского абсолютизма и классицизма. Как это проявляется в их произведениях?

    10. Мольер – основоположник «высокой комедии». Каким смыслом вы наполняете это определение? Эволюция творчества Мольера. Анализ комедий Мольера. Место Мольера во французском театре классицизма.

    Раздел II. Литература Просвещения

    11. Что такое Просвещение? Смысл названия. Назовите имена выдающихся просветителей. Как просветители предлагали изменить общество и человека? Почему, хотя просветители не считали революцию лучшим способом решения конфликтов, их идеи оказали огромное влияние на буржуазные революции в Европе и Америке?

    12. Философские, религиозные и эстетические теории и их влияние на литературу XVIII века.

    13. Просветители отказались от религиозного объяснения мира. Чем они его заменили? Какую роль сыграло здесь развитие естественных наук? Что такое в представлении просветителей «естественный человек». Какой идеал личности выдвинули идеологи буржуазии? Чем он отличался от средневекового идеала человека? В чем образ идеального буржуа противостоял образу идеального дворянина? В чем буржуа хотели подражать дворянству? Как буржуа XVII- XVIII веков относились к богатству?

    14. Какое значение для критики современного просветителям общества имели теории «естественного равенства» людей и «общественного договора»?

    15. Основные публицистические жанры и их связь с культурно-историческими реалиями времени. Какой характер носила публицистическая деятельность английских просветителей? Чем знамениты Аддисон и Стиль?

    16. Что представляли собой два крыла английского Просвещения? К какому из них можно отнести Дефо, Свифта, Филдинга, Шеридана, Стерна и др.?

    17. Расскажите о романе Дефо «Робинзон Крузо» как о просветительской книге, а не только приключенческой. Какой новый тип героя создал Дефо? Почему история героя романа являет собой историю всего человечества?

    18. Определите жанр романа Дефо «Робинзон Крузо». Основные мотивы и особенности конфликта, идеология индивидуализма. Добро и зло в контексте мировоззренческой позиции Крузо.

    19. Творческое наследие Свифта. Мировая культура и историко-политический контекст в прозе Свифта. Что нового внес в литературу Свифт? Продолжателем какой линии романа он был? Назовите сатирические приемы, которыми пользуется Свифт. Как бы вы определили жанр «Путешествия Гулливера»? Свифт и Рабле: общее и разное.

    20.Нравоописательный роман в типологическом ракурсе. Романы Филдинга и его теория комического эпоса.

    21. Реалии и нравы Англии в сатирическом преломлении литературы.

    22. Сентиментальный роман и его представители. Объем понятия sentimental. Ценностные критерии сентиментализма. Какова роль «Сентиментального путешествия» Стерна в истории сентиментализма? Специфика тематики и новации. Сказовость повествования. Саморефлексия. «Сентиментальное» мироощущение и «сентиментальное» выражение.

    23. Готический роман и его представители. «Готика» в узком и широком смыслах. Программный характер предромантической прозы.

    24. Социально-политические, философские и эстетические воззрения французских просветителей. Три поколения просветителей. Близость и различия во взглядах Вольтера, Дидро, Руссо.

    25. Жанр философского романа (повести) и его варианты. Сравните произведения Вольтера, Дидро и Руссо.

    26. Философский полемический роман (повесть) Вольтера «Кандид».

    27. Философский роман-диалог в творчестве Дидро («Племянник Рамо).

    28. Черты сентиментализма в «Новой Элоизе» Руссо. Кто такие Элоиза и Абеляр?

    29. Трилогия Бомарше о Фигаро. Как эстетические взгляды Бомарше были связаны с идеями Дидро? Есть ли связь Бомарше с традициями комедии дель арте? Сравните Фигаро с мольеровскими персонажами.

    30. Суть и характер движения «бури и натиска» в немецкой литературе. Своеобразие немецкого сентиментализма. Два характерных типа героя. Подтвердите примерами из драм Шиллера и «Страданий молодого Вертера» Гете.

    31. «Фауст» и Гете. Этапы творческого пути, история создания. Сюжетно-композиционные особенности «Фауста».

    32. Роль прологов. Идея синтеза. Сущность спора Бога и Мефистофеля о человеке. Почему выбор пал на Фауста? Что значат слова: …»две души живут в больной груди моей, друг другу чуждые и жаждут разделенья»…? Кто их произносит, когда?

    33. Каков путь исканий истины Фауста? В чем смысл и итог философских исканий Фауста? Жанрово-композиционные особенности «Фауста» Гете.

    34. Идейно-художественная полемика Гольдони и Гоцци. В чем суть реформы итальянского театра, которую проводил Гольдони? Гоцци и театральная сказка.