Федеральное агенство по образованию рф государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет психологии и социальной работы

Кафедра психологии

Учебно-методический комплекс

Дисциплины «Профконсультирование»

Блок дисциплин ( ДС Спецкурс)

Специальность 040101 «социальная работа»

Факультет «психологии и социальной работы»

Форма обучения (дневная, заочная)

Сыктывкар 2008

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет психологии и социальной работы

Кафедра психологии

Утверждено

На заседании учебно-методической

комиссии факультета

«____»____________200_ Г.

Протокол №_______

Председатель УМК

Хотемова Л.В.______________

Рабочая учебная программа

Дисциплины «Профконсультирование»

Блок дисциплин ( ДС Спецкурс)

Специальность 040101 «социальная работа»

Факультет «психологии и социальной работы»

Форма обучения (дневная, заочная)

Семестр: 9

Всего учебных занятий — 104 часа

В том числе:

Аудиторных 30 часов, из них;

Лекций — 18 часа;

Практических — 34 часов;

8 стр., 3894 слов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВЫНУЖДЕННЫМИ МИГРАНТАМИ

... содержание 0? 2. Основные характеристики реализации социальной работы с вынужденными мигрантами 2.1. Направления социальной работы с мигрантами Социальная работа как вид профессиональной деятельности состоит в ... помощи нуждающимся людям. Она осуществляется на основе изменяющегося, совершенствующегося законодательства. Социальная работа в этом значении осуществляется во всех сферах общества, там, ...

Самостоятельных — 52 часов;

Итогоый контроль –зачет.

Сыктывкар, 2008 Лист согласования и утверждения рабочей программы

Составитель УМК

Доцент __________Логинова Н.В.

Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана

Специальности 040101 «социальная работа»

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

На заседании кафедры психологии

Протокол заседания №___от_____________2008 г.

Заведующий кафедрой

Профессор_______________Нагаев В.В.

СОГЛАСОВАНО

Председатель УМК факультета психологии и социальной работы

Доцент_______________Хотемова Л.В.

«___»________________2008 г.

» Профконсультирование «

Пояснительная записка

Настоящий курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа». Структура курса охватывает широкий круг проблем психологии профориентации и профконсультации, позволяет освоить основы психологического сопровождения молодежи при профессиональном самоопределении. Знания и навыки , полученные в результате усвоения данной научной дисциплины позволят специалисту по социальной работе успешно выполнять свои функциональные обязанности, тем самым повышают уровень его профессиональной готовности. Изучению данной дисциплины должны предшествовать знания по общей психологии, психодиагностике, возрастной психологии. Материал дисциплины будет использоваться для изучения таких курсов, как «Управление персоналом в социальной работе».

Цели преподавания дисциплины:

  • Формирование у студентов базовых представлений о профориентационной работе в современных условиях.
  • формирование и развитие практических навыков психологического профконсультирования учащихся, их родителей, безработных.

Задачи изучения дисциплины:

  • Усвоение методологии профориентационной работы с населением
  • Обучение студентов основам профконсультационной работы

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент должен знать:

  • систему профориентации в современных условиях, методологию и технологию организации ведущих направлений работы по профориентации в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
  • Сущность, значение и актуальные проблемы профориентационной работы.
  • Объективные и субъективные трудности профессионального самоопределения.
  • Основные принципы профориентации.
  • Направления профориентационной работы.
  • Задачи профориентации в новых экономических условиях.
  • Объективные и субъективные факторы выбора профессии
  • Сущность профориентационного сопровождения молодежи в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
  • Основные формы и методы профориентационной работы в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
  • Принципы индивидуально-психологической помощи.
  • Содержание, сущность, особенности и алгоритмы различных видов профконсультации.

Студент должен уметь:

  • технологически правильно проводить групповую и индивидуальную профконсультации
  • методически грамотно осуществлять управление основными направлениями профориентационной службы.

Студент должен иметь навыки:

  • проведения профессиональной консультации
  • проведения психодиагностического обследования клиента.

Курс предполагает знакомство с диагностическими методами, направленными на изучение профессиональных интересов и склонностей консультируемых, их индивидуальных особенностей, личностной, мотивационной и интеллектуальной сферы.

В методическом плане курс предполагает лекционные и лабораторные занятия, тренинг по развитию практических навыков профконсультирования, проведение индивидуальных профконсультаций с учащимися.

Реализация программы обеспечит социально-психологическую компетентность будущих специалистов как неотъемлемую часть их профессионализма.

К экзамену допускаются студенты:

  • прослушавшие курс лекций
  • освоившие психодиагностические методики по изучению професиональных интересов и склонностей и предоставившие отчет в письменной форме по интерпретации результатов диагностики
  • выполнившие самостоятельное задание по дисциплине ( проведение индивидуальной профконсультации с оптантом, составление отчета по итогам консультации)

Учебно-тематический план курса «Профконсультирование» ( в часах)

Темы

Количество часов по учебному плану

Макс.нагрузка студ-ов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Всего

В том числе

лекции

Лабор.

1

Раздел 1. Введение в профориентацию.

Тема 1. 1. Профориентация как служба психологической помощи.

3

1

1

2

Тема 1.2. История становления системы профориентации.

4

2

2

2

2

Раздел 2. Психология профориентационной работы.

Тема 2.1. Профессиональное самоопределение молодежи

4

2

2

2

Тема 2.2. Профориентационное сопровождение школьников.

4

2

2

2

Тема 2.3. Содержание и задачи профориентационной работы с учащимися профессиональных учебных заведений

4

2

2

2

Тема 2.4. Профориентационные игры.

4

2

2

2

3

Раздел 3. Профконсультация.

Тема 3.1. Профессиональная консультация

4

2

2

2

Тема 3.2. Технология проведения групповых профконсультаций.

4

2

2

2

Тема 3.3. Технология проведения индивид. профконсультации.

4

2

2

2

Тема 3.4. Профконсультационная работа с безработными.

3

1

1

2

Тема 3.5. Тренинг по профконсультированию.

32

14

14

18

4

Раздел 4. Психодиагностика в профконсультировании.

Тема 4.1. Изучение профессиональных интересов и склонностей.

24

12

12

12

Тема 4.2. Изучение индивидуальных особенностей оптанта.

10

4

4

6

Тема 4.3. Изучение познавательных процессов.

10

4

4

6

Итого

104

52

18

34

52

Рабочая программа дисциплины «Профконсультирование»

Раздел 1. Введение в профориентацию.

Тема 1. 1. Профориентация как служба психологической помощи.

Сущность, значение и актуальные проблемы профориентационной работы. Объективные и субъективные трудности профессионального самоопределения. Основные принципы профориентации: единство личного и общественного, активности, систематичности, взаимодействия, дифференцированности и соответствия требованиям жизни. Направления профориентационной работы: профессиональная активизация, профпросвещение, профконсультация, профвоспитание, профотбор, социально-профессиональная адаптация. Критерии эффективности. Задачи профориентации в новых экономических условиях. Объективные факторы выбора профессии: семья, школа, сверстники. Субъективные факторы выбора профессии: интересы и склонности, способности.

Тема 1.2. История становления системы профориентации.

Предыстория возникновения профессиональной ориентации. Элементы профессионального отбора в Египте, Спарте, Китае, Афинах. Этапы формирования профессионального самоопределения в историческом аспекте. История становления профориентации в США. Развитие профориентации в России и Республике Коми. Перспективы становления отечественной профориентации. Профессиональная ориентация в зарубежных странах: Франции, Бельгии, Англии, Германии, Дании, Испании, Швеции.

Раздел 2. Психология профориентационной работы

Тема 2.1. Профессиональное самоопределение молодежи.

Психологическое содержание профессионального самоопределения. Уровни профессионального самоопределения. Факторы профессионального самоопределения: «могу», «хочу», «надо». Схема анализа профессии: социально-экономический аспект профессии, содержание деятельности, профессионально-квалификационные требования к специалисту. Содержание фактора «Могу». Этапы и механизмы профессионального самоопределения. Условия успешного профессионального самоопределения. Стили принятия решения по выбору профессии. Учет психологических особенностей юношеского возраста в профконсультационной работе: сфера самосознания, сфера эмоциональной жизни, умственное развитие, отношения со взрослыми и со сверстниками.

Тема 2.2. Профориентационное сопровождение школьников.

Основные задачи школьного профконсультанта в профориентационном сопровождении учащихся общеобразовательных школ. Компоненты готовности к эффективному решению проблем профессионального самоопределения. Формы и методы профориентационной работы в образовательном учебном заведении. Методы работы по реализации информационно-когнитивных задач. Методы решения задач операционного блока. Методы работы с личностными и профессиональными качествами. Методы решения задач эмоционально-энергетического блока. Типичные трудности школьников в процессе профессионального самоопределения.

Тема 2.3. Содержание и задачи профориентационной работы с учащимися профессиональных учебных заведений.

Сущность профессиональной готовности к эффективному поведению на рынке труда. Проблемные периоды при обучении в профессиональном учебном заведении. Типичные трудности в профессиональном самоопределении и задачи профконсультанта в вводный период освоения профессии. Типичные трудности в профессиональном самоопределении и задачи профконсультанта в развивающий период освоения профессии. Типичные трудности в профессиональном самоопределении и задачи профконсультанта в выпускной период освоения профессии. Виды психологической помощи.

Тема 2.4. Профориентационные игры.

Значение профориентационных игр в профессиональной ориентации учащихся. Виды профориентационных игр. Проведение профориентационной викторины. Проведение профориентационной игры «Оптимист-скептик».

Раздел 3. Профконсультация.

Тема 3.1. Профессиональная консультация.

Виды профконсультаций. Особенности справочно-информационной консультации и условия ее успешного проведения. Медицинская профконсультация (требования, условия проведения, функции психолога, врача и социального педагога).

Сущность психолого-педагогической профконсультации. Формы психологической помощи оптанту: адаптивная и развивающая. Виды консультаций, реализующих адаптивные формы психологической работы с оптантом: диагностическая , бихевиористская и психоаналитичесая профконсультации. Виды консультаций, реализующих развивающие формы психологической работы с оптантом: гуманистическая и активизирующая профконсультации. Виды психолого-педагогических профконсультаций. Типы установок на профконсультацию у оптантов: активно-положительная, пассивно-положительная, игровая, отрицательная. Готовность к профконсультационной деятельности. Мотивы и установки профконсультанта. Основные отличия профконсультанта-специалиста от любителя.

Тема 3.2. Технология проведения групповых профконсультаций

Алгоритмы групповых профконсультаций 1 и 2 уровня в старших классах. Содержание профориентационных бесед. Сущность психодиагностического обследования на групповой профконсультации. Сущность информационных экспресс-консультаций. Преимущества групповых профконсультаций. Условия успешного проведения групповой профконсультации. Основные характеристики профконсультирования.

Тема 3.3. Технология проведения индивидуальной профконсультации.

Сущность и основные требования индивидуальной профконсультации. Основные принципы индивидуальной психологической помощи. Алгоритмы проведения индивидуальной профконсультаций первого, второго и третьего уровня. Этапы проведения индивидуальной профконсультации. Задачи и содержание вводной беседы. Профконсультационная гипотеза и выбор стратегии консультации. Заключение контракта в профконсультации. Структура диагностического этапа. Особенности заключительной части беседы. Понятие обоснованности профессионального выбора. Необходимость коррекции профессионального плана. Сущность реориентации. Феномен принятия о консультировании. Активизирующие средства в профконсультации.Классификация типичных профконсультационных ситуаций . Критерии классификаций. Особенности нулевого варианта профконсультации, альтернативного варианта профконсультации, конфликтного варианта профконсультации. Профконсультация — как реализация мотива самопознания.

Тема 3.4. Профконсультационная работа с безработными.

Психологические особенности консультирования взрослых. Типология клиентов службы занятости. Техника слушания. Выбор психологической позиции. Невербальное поведение участников беседы. Прогноз идеального и реального трудоустройства клиента. Преодоление психологических барьеров. Умение убеждать.

Тема 3.5. Тренинг по профконсультированию.

Проведение этапа вводной беседы индивидуального профконсультирования: определение проблемы оптанта, целей консультации и заключение контракта. Тренинговые упражнения по первичному опросу оптанта для определения биографических данных, профессиональной информированности, изучения области профессиональных предпочтений, по восприятию эмоционального состояния оптантов, умению определять проблему данного оптанта, умению выдвигать профконсультационную гипотезу, заключению контрактов. Проигрывание профконсультационных ситуаций.

Раздел 4. Психодиагностика в профконсультировании.

Тема 4.1. Изучение профессиональных интересов и склонностей.

Изучение и практическое освоение профориентационных психодиагностических методик:»Самонаправленный поиск» Д. Голланда, карта интересов, дифференциально-диагностический опросник Е.Климова, опросник профессиональной готовности Л.КАбардовой, карта предпочтений, карта склонностей, методика Йовайши и др..

Тема 4.2. Изучение индивидуальных особенностей оптанта.

Изучение и практическое освоение психодиагностических методик: вопросники Айзенка, методика изучения коммуникативных склонностей и организаторских способностей, методика изучения структуры темперамента, методики определения профессиональной мотивации и др…

Тема 4.3. Изучение познавательных процессов.

Изучение и практическое освоение психодиагностических методик по изучению индивидуальных особенностей внимания, памяти, мышления оптанта.

.

Программа лабораторных занятий

Тема 1. Изучение познавательных и профессиональных интересов: 2 ч.

Цель: Освоение процедуры проведения, обработки и интерпретации результатов диагностики познавательных и профессиональных интересов.

Задачи.

  1. Изучение инструкции и процедуры проведения психодиагностического обследования.
  2. Самодиагностика по методике.
  3. Освоение процедуры обработки результатов самодиагностики.
  4. Интерпретация результатов самообследования по методике.
  5. Оформление заключения по результатам работы

Материал для лабораторной работы:

1. Методика «Карта интересов» на 144 вопроса

Самостоятельная работа: 2 часа

Провести изучение познавательных интересов и профессиональных склонностей оптанта ( подростка, старшеклассника, безработного) и описать их структуру.

Литература:

1. Логинова Н.В. Основы профориентации: Учебное пособие. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2005.- 78с.

2.Логинова Н.В. Профессиональное консультирование. Методические указания к практическим занятиям. Сыктывкар: Изд-во СыкГУ, 1998.-52с.

Тема 2. Изучение профессиональных склонностей: 6 ч

Цель: Освоение процедуры проведения, обработки и интерпретации результатов диагностики познавательных и профессиональных интересов.

Задачи:

  1. Изучение инструкции и процедуры проведения психодиагностического обследования.
  2. Самодиагностика по методике.
  3. Освоение процедуры обработки результатов самодиагностики.
  4. Интерпретация результатов самообследования по методике.
  5. Оформление заключения по результатам работы.

Материал для лабораторной работы:

1. Методика «Дифференциальный-диагностический опросник», «Карта склонностей» , методика К.Йовайши, методика «Мини-Голланд».

Самостоятельная работа: 6 часов

Провести изучение профессиональных склонностей оптанта ( подростка, старшеклассника, безработного) и описать их структуру.

Литература:

1. Логинова Н.В. Основы профориентации: Учебное пособие. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2005.- 78с.

2.Логинова Н.В. Профессиональное консультирование. Методические указания к практическим занятиям. Сыктывкар: Изд-во СыкГУ, 1998.-52с.

Тема 3. Изучение профессиональных предпочтений, уровня развития профессиональных умений: 4 ч.

Цель: Освоение процедуры проведения, обработки и интерпретации результатов диагностики познавательных и профессиональных интересов.

Задачи:

  1. Изучение инструкции и процедуры проведения психодиагностического обследования.
  2. Самодиагностика по методике.
  3. Освоение процедуры обработки результатов самодиагностики.
  4. Интерпретация результатов самообследования по методике.
  5. Оформление заключения по результатам работы

Материал для лабораторной работы:

1. Методика «Опросник профессиональной готовности» и методика «Профпредпочтения».

Самостоятельная работа: 4часа

Провести изучение профессиональных предпочтений, уровня развития профессиональных умений оптанта ( подростка, старшеклассника, безработного) и описать их структуру.

Литература:

1. Логинова Н.В. Основы профориентации: Учебное пособие. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2005.- 78с.

2.Логинова Н.В. Профессиональное консультирование. Методические указания к практическим занятиям. Сыктывкар: Изд-во СыкГУ, 1998.-52с.

Тема 4. Изучение индивидуальных особенностей оптанта. 4 часа.

Цель: Освоение процедуры проведения, обработки и интерпретации психодиагностических методик изучения индивидуальных особенностей оптанта.

Задачи.

  1. Изучение инструкции и процедуры проведения психодиагностического обследования.
  2. Самодиагностика по методике.
  3. Освоение процедуры обработки результатов самодиагностики.
  4. Интерпретация результатов самообследования по методике.
  5. Оформление заключения по результатам работы.

Материал темы:

1. Методика «Коммуникативные склонности и организаторские

способности»

2. Методика «Структура темперамента»

3. Методика «Самонаправленный поиск».

Самостоятельная работа: 6 часов

Провести изучение индивидуальных особенностей оптанта ( подростка, старшеклассника, безработного) и описать их структуру.

Литература:

1. Логинова Н.В. Основы профориентации: Учебное пособие. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2005.- 78с.

2.Логинова Н.В. Профессиональное консультирование. Методические указания к практическим занятиям. Сыктывкар: Изд-во СыкГУ, 1998.-52с.

Тема 5. Изучение познавательных процессов.4 часа

Цель:Изучение и практическое освоение психодиагностических методик по изучению индивидуальных особенностей внимания, памяти, мышления оптанта.

Задачи:

  1. Изучение инструкции и процедуры проведения психодиагностического обследования.
  2. Самодиагностика по методике.
  3. Освоение процедуры обработки результатов самодиагностики.
  4. Интерпретация результатов самообследования по методике.
  5. Оформление заключения по результатам работы.

Материал темы:

  1. Методики «Устойчивость внимания», «Распределение внимания».
  2. Методики «Оперативная память», «Образная память», «Логическая память».
  3. Методика «Логическое мышление».

Самостоятельная работа: 6 часов

Провести изучение особенностей познавательных процессов и способностей оптанта ( подростка, старшеклассника, безработного), сделать количественный и качественный анализ результатов диагностики.

Литература:

1. Логинова Н.В. Основы профориентации: Учебное пособие. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2005.- 78с.

2.Логинова Н.В. Профессиональное консультирование. Методические указания к практическим занятиям. Сыктывкар: Изд-во СыкГУ, 1998.-52с.

Тема 6. Профориентационные игры. 2 часа

Цель:Изучение и практическое освоение профориентационных игр.

Задачи:

  1. Изучение и освоение технологии проведения профориентационных игр.
  2. Проведение профориентационной игры «Оптимист-скептик» по профессии «специалист по социальной работе»
  3. Проведение профориентационых игр-разминок.

Материал темы:

  1. Игра «Оптимист-скептик»
  2. Игры-разминки.

Самостоятельная работа: 2 часа

  1. Составить кроссворд по профессиям.

Литература:

1. Логинова Н.В. Основы профориентации: Учебное пособие. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2005.- 78с.

2.Логинова Н.В. Профессиональное консультирование. Методические указания к практическим занятиям. Сыктывкар: Изд-во СыкГУ, 1998.-52с.

Тема 7. Тренинг навыков профессионального консультирования.14 часов.

Цель: Освоение навыков консультирования оптанта.

Задачи:

  1. Тренировка навыка установления контакта и знакомства с клиентом.
  2. Тренировка навыка выяснения проблемы.
  3. Тренировка навыка постановки профконсультационной гипотезы и заключения контракта.
  4. Тренировка навыка анализа консультаций.

Форма работы: Интерактивная игра и обсуждение.

Содержание тренинга:

  1. Прием клиента.
  2. Знакомство с клиентом.
  3. Выяснение проблемы клиента.
  4. Определение профконсультационной стратегии на основе постановки гипотезы.
  5. Заключение контракта на работу с клиентом.

Самостоятельная работа: 18 часов

Провести профконсультацию с оптантом ( подростком, старшеклассником, безработным) и написать подробный отчет по результатам консультации по схеме:

  1. Ф.И. оптанта, дата проведения.
  2. Биографические данные об оптанте.
  3. Профессиональные планы и жизненные перспективы оптанта.
  4. Познавательные интересы и профессиональные склонности оптанта.
  5. Содержание проблемы оптанта.
  6. Результаты диагностики склонностей, индивидуальных особенностей и способностей оптанта.
  7. Анализ заключительной беседы с оптантом.
  8. Рекомендации оптанту по реализации профессионального плана.

Задания для самостоятельной работы

  1. Работа с конспектом лекций (обработка текста), чтение текста по учебному пособию, конспектирование отдельных вопросов. 20 часов

Раздел 1. Введение в профориентацию.

Тема 1. 1. Профориентация как служба психологической помощи. 2 часа

Тема 1.2. История становления системы профориентации. 2 часа

Раздел 2. Психология профориентационной работы.

Тема 2.1. Профессиональное самоопределение молодежи. 2 часа

Тема 2.2. Профориентационное сопровождение школьников. 2 часа

Тема 2.3. Содержание и задачи профориентационной работы с учащимися профессиональных учебных заведений. 2 часа

Тема 2.4. Профориентационные игры. 2 часа.

Раздел 3. Профконсультация.

Тема 3.1. Профессиональная консультация. 2 часа

Тема 3.2. Технология проведения групповых профконсультаций. 2 часа

Тема 3.3. Технология проведения индивидуальной профконсультации. 2 часа

Тема 3.4. Профконсультационная работа с безработными. 2 часа

Литература:

  1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для вузов / Е. А. Климов .— 2-е изд., испр. — М. : Изд. центр «Академия», 2005 .— 301с.
  2. Логинова Н.В. Основы профориентации: Учебное пособие. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2005.- 78с.
  3. Пряжникова Е.Ю. Профориентация : Учеб.пособие. Рек. УМО / Е.Ю. Пряжникова Н.С. Пряжников .— М. : Academia, 2005 .— 496с.
  1. Проведение профконсультации первого уровня с оптантом (14-18 лет).42 часа.
  1. Вводная беседа ( знакомство, уточнение цели, выяснение проблемы, формулировка гипотезы, заключение контракта, определение стратегии работы).
  2. Подготовка диагностического материала для проведения психологического обследования оптанта.
  3. Психодиагностика интересов, склонностей, личностных особенностей, познавательной сферы оптанта.
  4. Обработка и интерпретация результатов диагностики.
  5. Заключительная беседа.
  6. Оформление отчета по итогам профконсультации оптанта
  • Ф.И. оптанта, дата проведения.
  • Биографические данные об оптанте.
  • Профессиональные планы и жизненные перспективы оптанта.
  • Познавательные интересы и профессиональные склонности оптанта.
  • Содержание проблемы оптанта.
  • Результаты диагностики склонностей, индивидуальных особенностей и способностей оптанта.
  • Анализ заключительной беседы с оптантом.
  • Рекомендации оптанту по реализации профессионального плана

Учебно-тематический план курса «Профконсультирование» для студентов озо ( в часах)

Темы

Количество часов по учебному плану

Макс.нагрузка студ-ов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Всего

В том числе

лекции

Лабор.

1

Раздел 1. Введение в профориентацию.

Тема 1. 1. Профориентация как служба психологической помощи.

5

1

1

4

Тема 1.2. История становления системы профориентации.

4

4

2

Раздел 2. Психология профориентационной работы.

Тема 2.1. Профессиональное самоопределение молодежи

7

1

1

6

Тема 2.2. Профориентационное сопровождение школьников.

7

1

1

6

Тема 2.3. Содержание и задачи профориентационной работы с учащимися профессиональных учебных заведений

7

1

1

6

Тема 2.4. Профориентационные игры.

6

6

3

Раздел 3. Профконсультация.

Тема 3.1. Профессиональная консультация

9

1

1

8

Тема 3.2. Технология проведения групповых профконсультаций.

9

1

1

8

Тема 3.3. Технология проведения индивид. профконсультации.

10

2

2

8

Тема 3.4. Профконсультационная работа с безработными.

8

8

Тема 3.5. Тренинг по профконсультированию.

8

4

4

4

4

Раздел 4. Психодиагностика в профконсультировании.

Тема 4.1. Изучение профессиональных интересов и склонностей.

8

2

2

6

Тема 4.2. Изучение индивидуальных особенностей оптанта.

8

2

2

6

Тема 4.3. Изучение познавательных процессов.

6

6

Итого

102

16

8

8

86

Программа лабораторных занятий для студентов озо

Тема 1. Изучение профессиональных склонностей: 2 ч.

Цель: Освоение процедуры проведения, обработки и интерпретации результатов диагностики познавательных и профессиональных интересов.

Задачи:

  1. Изучение инструкции и процедуры проведения психодиагностического обследования.
  2. Самодиагностика по методике.
  3. Освоение процедуры обработки результатов самодиагностики.
  4. Интерпретация результатов самообследования по методике.
  5. Оформление заключения по результатам работы.

Материал для лабораторной работы:

  1. Методика «Дифференциальный-диагностический опросник», «Карта склонностей» , методика К.Йовайши, методика «Мини-Голланд».

Самостоятельная работа: 6 часов

Провести изучение профессиональных склонностей оптанта ( подростка, старшеклассника, безработного) и описать их структуру.

Литература:

1. Логинова Н.В. Основы профориентации: Учебное пособие. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2005.- 78с.

2.Логинова Н.В. Профессиональное консультирование. Методические указания к практическим занятиям. Сыктывкар: Изд-во СыкГУ, 1998.-52с.

Тема 2. Изучение индивидуальных особенностей оптанта. 2 ч.

Цель: Освоение процедуры проведения, обработки и интерпретации психодиагностических методик изучения индивидуальных особенностей оптанта.

Задачи.

  1. Изучение инструкции и процедуры проведения психодиагностического обследования.
  2. Самодиагностика по методике.
  3. Освоение процедуры обработки результатов самодиагностики.
  4. Интерпретация результатов самообследования по методике.
  5. Оформление заключения по результатам работы.

Материал темы:

1. Методика «Коммуникативные склонности и организаторские

способности»

2. Методика «Структура темперамента»

  1. Методика «Самонаправленный поиск».

Самостоятельная работа: 6 часов

Провести изучение индивидуальных особенностей оптанта ( подростка, старшеклассника, безработного) и описать их структуру.

Литература:

1. Логинова Н.В. Основы профориентации: Учебное пособие. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2005.- 78с.

2.Логинова Н.В. Профессиональное консультирование. Методические указания к практическим занятиям. Сыктывкар: Изд-во СыкГУ, 1998.-52с.

Тема 3. Тренинг навыков профессионального консультирования.2 ч.

Цель: Освоение навыков консультирования оптанта.

Задачи:

  1. Тренировка навыка установления контакта и знакомства с клиентом.
  2. Тренировка навыка выяснения проблемы.
  3. Тренировка навыка постановки профконсультационной гипотезы и заключения контракта.
  4. Тренировка навыка анализа консультаций.

Форма работы: Интерактивная игра и обсуждение.

Содержание тренинга:

  1. Прием клиента.
  2. Знакомство с клиентом.
  3. Выяснение проблемы клиента.
  4. Определение профконсультационной стратегии на основе постановки гипотезы.
  5. Заключение контракта на работу с клиентом.

Самостоятельная работа: 28 часов

Провести профконсультацию с оптантом ( подростком, старшеклассником, безработным) и написать подробный отчет по результатам консультации по схеме:

  1. Ф.И. оптанта, дата проведения.
  2. Биографические данные об оптанте.
  3. Профессиональные планы и жизненные перспективы оптанта.
  4. Познавательные интересы и профессиональные склонности оптанта.
  5. Содержание проблемы оптанта.
  6. Результаты диагностики склонностей, индивидуальных особенностей и способностей оптанта.
  7. Анализ заключительной беседы с оптантом.
  8. Рекомендации оптанту по реализации профессионального плана.

Задания для самостоятельной работы студентов ОЗО

  1. Работа с конспектом лекций (обработка текста), чтение текста по учебному пособию, конспектирование отдельных вопросов. 64 часа

Тема 1. Профориентация как служба психологической помощи

Тема 2. История становления системы профориентации.

Тема 3. Профессиональное самоопределение молодежи.

Тема 4. Профориентационное сопровождение школьников.

Тема 5. Содержание и задачи профориентационной работы с учащимися профессиональных учебных заведений.

Тема 6. Профориентационные игры.

Тема 7 Профессиональная консультация.

Тема 8. Технология проведения групповых профконсультаций.

Тема 9. Технология проведения индивидуальной профконсультации.

Тема 10. Профконсультационная работа с безработными.

Литература:

  1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для вузов / Е. А. Климов .— 2-е изд., испр. — М. : Изд. центр «Академия», 2005 .— 301с.
  2. Логинова Н.В. Основы профориентации: Учебное пособие. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2005.- 78с.
  3. Пряжникова Е.Ю. Профориентация : Учеб.пособие. Рек. УМО / Е.Ю. Пряжникова Н.С. Пряжников .— М. : Academia, 2005 .— 496с.

2.Проведение профконсультации первого уровня с оптантом (14-18 лет).22 ч.

  1. Вводная беседа ( знакомство, уточнение цели, выяснение проблемы, формулировка гипотезы, заключение контракта, определение стратегии работы).
  2. Подготовка диагностического материала для проведения психологического обследования оптанта.
  3. Психодиагностика мотивационной, личностной и познавательной сферы оптанта.
  4. Обработка и интерпретация результатов диагностики.
  5. Заключительная беседа.
  6. Оформление отчета по итогам профконсультации оптанта
  • Ф.И. оптанта, дата проведения.
  • Биографические данные об оптанте.
  • Профессиональные планы и жизненные перспективы оптанта.
  • Познавательные интересы и профессиональные склонности оптанта.
  • Содержание проблемы оптанта.
  • Результаты диагностики склонностей, индивидуальных особенностей и способностей оптанта.
  • Анализ заключительной беседы с оптантом.
  • Рекомендации оптанту по реализации профессионального плана

Темы контрольных работ для студентов заочного отделения

  1. Значение профориентационной работы.
  2. Актуальные проблемы профориентации .
  3. Организация профориентационной работы с населением.
  4. Формы и методы профориентационной работы в школах и детских домах.
  5. Профконсультация безработных.
  6. Профконсультация инвалидов.
  7. Профконсультация детей и подростков
  8. Изучение профессиональных намерений учащихся
  9. Изучение интересов и склонностей учащихся.

Вопросы к зачету по дисциплине «Профконсультирование»

1. Значение профориентационной работы для молодежи.

2. Профориентационная работа в современных условиях: актуальные проблемы, задачи, формирование совладающего поведения.

3. История профориентационной работы.

4. Факторы выбора профессии.

5. Принципы профориентационной работы.

6. Психологическое сопровождение выбора профессии.

7. Сущность и этапы профессионального определения.

8. Условия успешного профессионального самоопределения.

9. Механизм профессионального самоопределения.

10. Факторы, составляющие основу профессионального самоопределения.

11. Психологические особенности оптантов и их учет в профориентационной работе.

12. Стили принятия решения в выборе профессионального пути.

13. Содержание заключительного этапа в профконсультации.

14. Формы и методы профориентационной работы в образовательном учебном заведении.

15. Методы работы по реализации информационно-когнитивных задач.

16. Методы решения задач операционного блока.

17. Методы работы с личностными и профессиональными качествами.

18. Методы решения задач эмоционально-энергетического блока.

19. Профориентационное сопровождение учащихся общеобразовательных школ.

20. Сущность профессиональной готовности к эффективному поведению на рынке труда.

21. Профориентационное сопровождение учащихся и студентов в профессиональном учебном заведении.

22. Справочно-информационная профконсультация.

23. Медицинская профконсультация.

24. Сущность, виды и типы психолого-педагогической профконсультации.

25. Алгоритм групповой профконсультации.

26. Основные требования к профконсультационной ситуации.

27. Принципы индивидуально-психологической помощи.

28. Типы установок на профконсультацию.

29. Компоненты готовности профконсультанта к деятельности.

30. Содержание вводной беседы в индивидуальном профконсультации.

31. Содержание диагностического этапа и этапа обработки данных в профконсультации.

32. Содержание заключительного этапа в профконсультации.

33. Уровни индивидуальной профконсультации.

34. Особенности альтернативного варианта профконсультации.

35. Особенности нулевого варианта профконсультации.

36. Особенности подтверждающего варианта профконсультации.

37. Активизирующие средства профконсультации.

38. Профконсультация безработных.

39. Методика «ДДО».

40. Методика «ОПГ».

41. Методика «Самонаправленный поиск».

42. Методика «Карта интересов».

43. Методика Йовайши.

44. Методика «Профессиональные предпочтения».

Основная литература

  1. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства : учеб.пособие / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова .— 2-е изд, стер. — М. : Изд. центр. «Академия», 2004 .— 478с.
  2. Пряжникова Е.Ю. Профориентация : Учеб.пособие. Рек. УМО / Е.Ю. Пряжникова Н.С. Пряжников .— М. : Academia, 2005 .— 496с.
  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для вузов / Е. А. Климов .— 2-е изд., испр. — М. : Изд. центр «Академия», 2005 .— 301с.
  4. Логинова Н.В. Основы профориентации: Учебное пособие. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2005.- 78с.
  5. Логинова Н.В. Профессиональное консультирование. Методические указания к практическим занятиям. Сыктывкар: Изд-во СыкГУ, 1998.-52с.

Дополнительная литература

  1. Бондарев В. П. «Выбор профессии» М., Педагогика, 1989 г.
  2. Голомшток А. Е. «Выбор профессии и воспитание личности школьника» М., Педагогика 1979 г.
  3. Кулагин Б. В. «Основы профессиональной психодиагностики» М., Медицина, 1984.
  4. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.;Просвещение, 1990.
  5. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, — 1982.
  6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на-Дону.;1996.
  7. 12. Ансимова Н.П., Кузнецова И.В. Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи. Ярославль.; 2000.
  8. Диагностика профессиональных и познавательных способностей./ Под ред. Шадрикова В.Д., М.;1988.
  9. Индивидуальная психологическая профессиональная консультация. //Мет.пособие . Ленинградский городской центр профессиональной ориентации молодежи. Л.: 1990.
  10. Киселев И.Я. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в капиталистических странах. – М., 1968.
  11. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, 1983.
  12. Назимов И.Н. Социально-экономические проблемы профориентации населения// Теория и практика профориентации. – Часть 4, вып.37. – Петрозаводск: ИМО, 1991.
  13. Кудрявцев Т.В. ,Шегурова В.Д. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения.// Вопросы психологии. – 1983.- №2.
  14. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе. //Вопросы психологии. — 1996. — №12.
  15. Пряжников Н.С. Проблема психологических тылов в профессиональном самоопределении. // Прикладная психология . – 1998. — №4.
  16. Пряжников Н. С. Проблемы подготовки и переподготовки психологов-профконсультантов в современных условиях // Психологическая наука и образование .— Б.м. — 2003 .— N 1 .— C. 59.

Карта обеспеченности учебной литературой

Дисциплины «Профконсультирование»

Блок дисциплин ( ДС Спецкурс)

Специальность 040101 «социальная работа»

Факультет «психологии и социальной работы»

Форма обучения (дневная, заочная)

Число студентов

Список литературы

Кол-во

экземп.

Кол-во

экземп. На 1 студент

24

Основная литература

  1. Пряжникова Е.Ю. Профориентация : Учеб.пособие. Рек. УМО / Е.Ю. Пряжникова Н.С. Пряжников .— М. : Academia, 2005 .— 496с.
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для вузов / Е. А. Климов .— 2-е изд., испр. — М. : Изд. центр «Академия», 2005 .— 301с.
  3. Логинова Н.В. Основы профориентации: Учебное пособие. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2005.- 78с.

4. Логинова Н.В. Профессиональное консультирование. Методические указания к практическим занятиям. Сыктывкар: Изд-во СыкГУ, 1998.-52с

17

5

30

24

0,7

0,2

1,3

1

Составитель, преподаватель — Логинова Н.В.

Зав. кафедрой – Нагаев В.В.

Дата составления карты «___»____________2008 г.

СОГЛАСОВАНО:

Директор библиотеки СыктГУ_________________Ф.И.О.

«____»_______________2008