Вологодский институт права и экономики
Кафедра общей психологии
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Методические материалы
для специальности 030301 – «Психология»
Вологда – 2007
Психология личности: Методические материалы для специальности 030301 – «Психология». – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2007. – 22 с.
Подготовила:
М.С. Коданева – старший преподаватель кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России
Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России 1 июня 2007 г., протокол № 9.
© ВИПЭ ФСИН России, 2007
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические материалы составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Психология личности». В рамках данного курса предполагается последовательное изучение теоретического материала, связанного с основными аспектами исследования личности в психологии. В их число входят: структура, мотивация, процесс развития личности (его детерминанты и периодизация), аномалии и изменение личности. В рамках курса рассматриваются также основные подходы к эмпирическому исследованию личности и ряд прикладных вопросов, связанных с получением данных о конкретной личности и коррекцией отклонений в личностном развитии.
Психология саморегуляции(11-14)
... для ситуаций, связанных с высоким нервно-психическим напряжением, а также при склонности личности к тревожному поведению. В настоящее время все больше исследований говорят о том, ... специалисты по проблемам стресса и выгорания считают навыки саморегуляции важным внутренним ресурсом личности в борьбе со стрессами. Методы психической саморегуляции направлены на изменение представленного в ...
Таким образом, цель курса заключается в формирование профессиональной компетентности курсантов (слушателей) в области функционирования и развития человека как личности.
Задачами курса являются:
- ознакомление с основными проблемными областями изучения личности в отечественной и зарубежной психологии;
- развитие у курсантов (слушателей) способности анализировать, сопоставлять и давать критическую оценку различным подходам, концепциям и взглядам на природу и закономерности развития личности;
- формирование гуманистического отношения к человеку как объекту психологического исследования, основанного на признании его цельности, индивидуальности и неповторимости.
Содержание дисциплины представляет собой логическое продолжение изучения личности, начатое во втором разделе общей психологии «Субъект деятельности», где были рассмотрены структура и процесс развития личности на примере концепций отдельных авторов. В то же время курс психологии личности создает предпосылки для освоения таких дисциплин, как «Психология развития и возрастная психология», «Экспериментальная психология», «Психодиагностика», «Социальная психология», «Консультативная психология».
Согласно учебному плану, на изучение дисциплины «Психология личности» отводится 60 часов, из них 40 аудиторных – для очной формы обучения, 14 – для заочной. Аудиторные занятия проводятся в форме лекций и семинаров. Курс завершается зачетом.
В содержание методических материалов включены:
- перечень основных терминов и понятий по каждой из тем курса;
- вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения на семинарских занятиях;
- задания для самостоятельной работы;
- списки основной и дополнительной литературы;
- тест для самопроверки;
- вопросы к зачету.
Тема 1. Введение. Личность как предмет психологического исследования
Основные термины и понятия: личность, персонология, феноменология личности; теория личности, структура, мотивация, детерминанты, периодизация, аномалия; эмпирическое исследование, клиническое исследование, экспериментальное исследование, независимая переменная, зависимая переменная, экспериментальная группа, контрольная группа, корреляционное исследование, коэффициент корреляции.
Вопросы:
- Понятие личности в психологии.
- Понятие теории. Основные компоненты теории личности.
- Связь теории и эмпирического исследования личности. Основные подходы к эмпирическому исследованию: клинический, экспериментальный, корреляционный; их сравнительная оценка.
Задание для самостоятельной работы: заполнить таблицу 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика основных подходов
к эмпирическому исследованию личности
Подход |
Краткая характеристика |
Преимущества |
Недостатки |
Клинический |
|
|
|
Экспериментальный |
|
|
|
Корреляционный |
|
|
|
Литература
Основная:
- Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: Учебник. – М., 2001. – С. 8-49 (1).
- Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 35-36 (1), 37-46 (2), 69-92 (3).
Дополнительная:
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2 т.– Ростов-на-Дону, 1996. – Т. 2. – С. 299-321 (1).
- Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб., 2001. – С. 15-16, 23-32, 39-44, 48-54, 60-66 (1).
- Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.А. Реана. – СПб., 2000. – С. 32-34 (1), 75-83 (2).
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2003. – С. 21-24 (1), 28-35 (2), 56-77 (3).
Тема 2. Структура личности
Основные термины и понятия: принцип анализа «по элементам», принцип анализа «по единицам»; сознательное, предсознательное, бессознательное, Оно, Я, Сверх-Я, влечение (инстинкт), инстинкт жизни, либидо, инстинкт смерти, личное бессознательное, коллективное бессознательное, архетип; эмпирическое Я, физическое Я, социальное Я, духовное Я, Я-концепция, идеальное Я; черта, кардинальная черта, центральная черта, вторичная диспозиция, идеографический подход, номотетический подход, фактор, факторный анализ, факторный профиль, суперфактор, интроверсия, экстраверсия, нейротизм, психотизм, черта способностей, черта темперамента, динамическая черта, поверхностная черта, глубинная черта; реакция, оперант, привычка, драйв, первичный драйв, вторичный драйв; личный конструкт, проницаемый конструкт, непроницаемый конструкт; ожидания, компетентности, цели; установка, объективация, основная установка; отношение, доминирующие отношения; деятельность, смыслообразующий мотив, ценностно-смысловая сфера личности.
Вопросы:
- Принципы анализа «по элементам» и «по единицам» (Л.С. Выготский), их применение для выделения структуры личности.
- Сравнительный анализ подходов к выделению структуры личности в зарубежной психологии:
- психоаналитический поход (З. Фрейд, К.Г. Юнг);
- теории «личности как самосознания» (У. Джеймс, К. Роджерс);
- теория черт и факторный подход (Г. Олпорт, Г. Айзенк, Р. Кеттел);
- теории научения (Дж. Уотсон, Б.Ф. Скиннер, Л. Халл);
- когнитивный подход (Дж. Келли);
- социально-когнитивная теория (А. Бандура, У. Мишел).
- Анализ структурных концепций личности в отечественной психологии:
- теория установки (Д.Н. Узнадзе);
- концепции отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, Б.М. Ломов);
- концепция деятельности (А.Н. Леонтьев);
- концепция динамической функциональной структуры личности (К.К. Платонов);
- подходы к изучению проблемы «Я» (И.С. Кон, Д.А. Леонтьев).
Задание для самостоятельной работы:
оформить в тетради таблицы 2 и 3, заполнить соответствующие теме графы.
Таблица 2
Сравнительная характеристика основных подходов к изучению личности
в зарубежной психологии
Подход/теория |
Представители |
Структура |
Мотивация |
Развитие |
Аномалии |
Изменение |
Бихевиоральный: классическое обусловливание
оперантное обусловливание
инструментальное научение |
|
|
|
|
|
|
Психодинамический: классический психоанализ
индивидуальная психология
аналитическая психология
неофрейдизм |
|
|
|
|
|
|
Факторный: теория черт
трехфакторная теория
факторно-аналитическая теория |
|
|
|
|
|
|
Когнитивный: теория личных конструктов |
|
|
|
|
|
|
Гуманистический: феноменологическая теория
теория самоактуализации
экзистенциализм |
|
|
|
|
|
|
Таблица 3
Основные проблемы исследования личности их решение
в отечественной психологии
Проблема |
Исследователь |
Содержание концепции (взгляда) |
Структура |
|
|
Мотивация |
|
|
Развитие |
|
|
Аномалии |
|
|
Изменение |
|
|
Литература
Основная:
- Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: Учебник. – М., 2001. – С. 123-132 (1, 3).
- Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 106-118, 201-202, 259-260, 262-268, 273-277, 348, 360-361, 383-393, 436-440 (2).
- Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб., 2001. – С. 17-32, 34-48, 87-110, 119-130, 130-139, 366-367, 377-380 (3).
Дополнительная:
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2002. – С. 175-189 (3).
- Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. – М., 1956. – С. 46 (1).
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. – С. 216-280 (3).
- Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М., 1993. – С. 24-29 (3).
- Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.; Воронеж, 1995 (3).
- Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А.А. Реана. – СПб., 2000. – С. 10-30, 149-155, 224-233, 270-285 (2).
- Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983 (3).
- Узнадзе Д.Н. Психология установки. – СПб., 2001 (3).
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2003. – С. 111-116, 199-203, 273-281, 307-311, 315-321, 338, 438-444, 537-540 (2).
Тема 3. Мотивация активности и развития личности
Основные термины и понятия: гедонистический мотив, мотив роста, когнитивный мотив, модель снижения напряжения (гомеостатическая), целевая модель, модель увеличения напряжения (гетеростатическая), модель компетентности; принцип удовольствия, принцип реальности, защитные механизмы; классическое обусловливание, генерализация, дифференцировка, угашение, условная эмоциональная реакция, оперантное обусловливание, оперант, подкрепление, генерализованное подкрепление, режим подкрепления, последовательное приближение, инструментальное научение; когнитивный конфликт; самоактуализация, самореализация, функциональная автономия мотивов, смысл жизни; активность субъекта, надситуативная активность.
Вопросы:
- Виды мотивационных моделей в психологии личности:
- модель снижения напряжения (гомеостатическая);
- модель увеличения напряжения (гетеростатическая);
- модель компетентности;
- целевая модель.
- Анализ зарубежных концепций, реализующих модель снижения напряжения.
А) Психоаналитическая ориентация:
- гомеостатическая модель мотивации З. Фрейда;
- стремление к компенсации дефекта как движущая сила развития личности в индивидуальной психологии А. Адлера;
- представление о внутренних социальных источниках развития личности в неофрейдизме (К. Хорни, Э. Фромм) и теории интерперсональных отношений (Г. Салливен).
Б) Бихевиористская ориентация:
- теория редукции напряжения потребностей;
- понятия первичного и вторичного обусловливания.
В) Когнитивная ориентация:
- система внутриличностного напряжения как источник мотивации в теории К. Левина (потребности и квазипотребности, временная перспектива);
- концепция когнитивного диссонанса Л. Фестингера.
- Анализ зарубежных и отечественных концепций, реализующих модель увеличения напряжения.
А) Экзистенциалистская ориентация:
- самоактуализация как центральный мотив человеческой деятельности в концепции К. Роджерса (внутренняя согласованность Я, конгруэнтность, потребность в позитивной оценке);
- тенденция к самоактуализации как внутренний источник развития личности в концепции А. Маслоу (иерархическая модель потребностей, мотивы «нужды» и мотивы «роста», постановка проблемы «психического здоровья» личности);
- теория личности как открытой системы Г. Олпорта (тенденция к самореализации как внутренний источник развития личности, положение о функциональной автономии мотивов);
- логотерапия В. Франкла (стремление к поиску смысла жизни как внутренний источник развития личности).
Б) Направления отечественной психологии:
- деятельностный подход (положение о роли противоречий в системе деятельности как движущей силе развития личности, возникновение иерархии мотивов, феномен «горькой конфеты»);
- концепция надситуативной активности личности (В.А. Петровский).
- Анализ зарубежных и отечественных концепций, реализующих модель компетентности:
А) теория личных конструктов Дж. Келли (стремление к предвосхищению событий как источник активности личности);
Б) теория установки Д.Н. Узнадзе (понятие функциональной тенденции);
В) исследования потребности во впечатлениях (Л.И. Божович), потребности в общении (М.И. Лисина).
- Реализация целевой модели мотивации личности в социально-когнитивной теории Бандуры и Мишела (стремление к уменьшению расхождения между текущим уровнем исполнения и стандартами как источник активности личности; влияние суждений о самоэффективности на мотивацию личности).
Задание для самостоятельной работы:
на основе изученного по теме материала заполнить соответствующие графы в таблицах 2 и 3.
Литература
Основная:
- Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М., 2001. – С. 105-112 (3Б), 323-327 (1).
- Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 39-41 (1), 119-129, 173-175, 176-179 (2А), 208-215 (3А), 349-350, 361-362 (2Б), 393-397 (4А), 440-447 (5).
- Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб., 2001. – С. 160-166 (4В), 166-178, 358-360, 410-420, 436-448 (3Б).
Дополнительная:
- Лисина М.М. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии. – М., 1978. – С. 274-278 (4В).
- Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 1999 (3А).
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 86-122 (3Б).
- Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А.А. Реана. – СПб., 2000. – С. 31-36, 36-55, 81-125, 134-140 (2А), 165-181 (2Б), 183-216, 217-224, 244-254, 255-268 (3А).
- Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. – СПб., 1999 (2В).
- Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990 (3А).
- Фрейд З. Введение в психоанализ. – М., 1989 (2А).
- Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1987 (2А).
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. – М., 1993 (2А).
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2003. – С. 167-171, 248-252, 255-260 (2А),
- Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. – М.; Воронеж, 1998. – С. 193-244 (2Б), 204-226 (2А), 226-237 (2В), 237-248 (3А).
Тема 4. Детерминанты развития личности
Основные термины и понятия: среда, наследственность, социальные условия развития личности, органические предпосылки развития личности; индивид, индивидные свойства, возраст, пол, конституция, свойства нервной системы, функциональная геометрия полушарий головного мозга, темперамент; индивидуальность, продуктивные проявления индивидуальности, инструментальные проявления индивидуальности; социальная ситуация развития личности, социальная роль, социальная группа, социальный статус, социально-типические проявления личности, социальный характер, национальный характер; социализация, интериоризация, институты социализации.
Вопросы:
- Среда и наследственность как детерминанты развития личности.
- Проблема соотношения между генетическими и средовыми детерминантами развития личности. Двухфакторные теории (концепции) детерминации развития личности:
- теория конвергенции двух факторов (У. Штерн);
- теория конфронтации двух факторов (З. Фрейд);
- концепция взаимодействия двух факторов.
- Индивидные свойства как органические предпосылки развития личности. Классификация индивидных свойств по Б.Г. Ананьеву.
- Понятие индивидуальности, ее продуктивные и инструментальные проявления (А.Г. Асмолов).
Понимание человеком своей индивидуальности как условие развития личности.
- Социальные условия развития личности:
- социальная ситуация развития личности (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович);
- понятия «социальная роль», «социальная группа» и «социальный статус»;
- ролевые теории личности.
- Проблема социально-типического в личности:
- социальный и национальный характер;
- основные положения диспозиционной концепции личности (В.А. Ядов).
- Характеристика процесса социализации:
- понятие социализации;
- основные аспекты социализации – когнитивный и мотивационный;
- интериоризация как механизм социализации;
- стадии социализации;
- институты социализации;
- роль социализации в формировании личности.
Задание для самостоятельной работы:
на основе изученного по теме материала заполнить соответствующие графы в таблицах 2 и 3.
Литература
Основная:
- Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М., 2001. – С. 132-172 (1,2), 173-234, 245-256 (3), 280-285 (6), 295-306 (7), 308-311 (4).
- Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 41-46 (1).
- Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб., 2001. – С. 66-75 (3), 160-166, 319-324, 324-335, 336-344 (5), 360-364 (7).
Дополнительная:
- Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. – М., 2001. – С. 26-32, 48-60 (7).
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1975 (6).
Тема 5. Периодизация развития личности
Основные термины и понятия: развитие, «натуральный» и «культурный» ряды в развитии, гетерохронность; психологический возраст личности, биологическая зрелость, психологическая зрелость, социальная зрелость; периодизация; закон рекапитуляции; эрогенные зоны, оральная стадия, анальная стадия, фаллическая стадия, эдипов комплекс, идентификация, латентная стадия, генитальная стадия, эпигенетический принцип развития, психосоциальная идентичность; нравственное развитие, моральное суждение, предконвенциональный уровень, конвенциональный уровень, постконвенциональный уровень; деятельность, ведущая деятельность; жизненный путь, онтогенетическая эволюция
Вопросы:
- Общая характеристика процесса развития личности. Натуральный и культурный ряды развития личности в онтогенезе (Л.С. Выготский).
- Гетерохронность индивидуального развития. Противоречия в развитии человека как организма, индивида, личности.
- Психологический возраст личности.
- Биологическая, психологическая и социальная зрелость: понятия и критерии.
- Основные подходы к периодизации развития личности в зарубежной психологии.
А) Биогенетический подход:
- концепция периодизации развития ребенка С. Холла (закон рекапитуляции, фазы развития личности);
- критерий периодизации развития личности в концепции А. Гезелла;
- представление о стадиях психосексуального развития ребенка в психоанализе З. Фрейда.
Б) Социогенетический подход:
- концепция развития морального сознания личности Ж. Пиаже;
- уровни нравственного развития личности в теории Л. Колберга.
В) Персоногенетический подход:
- эпигенетическая концепция развития Э. Эриксона (эпигенетический принцип развития, психосоциальная идентичность как критерий зрелости личности, роль конфликта в развитии личности, этапы развития личности).
- Подходы к периодизации развития личности в отечественной психологии.
А) Периодизация развития личности по критерию ведущей деятельности:
- понятие ведущей деятельности в процессе развития личности (А.Н. Леонтьев);
- схема периодизации психического развития в детском возрасте (Д.Б. Эльконин).
Б) Социально-психологический подход к периодизации развития личности:
- разработка представлений о периодизации развития личности в социальной психологии (А.В. Петровский).
- Понятие жизненного пути личности и его влияние на онтогенетическую эволюцию человека (Б.Г. Ананьев).
Задание для самостоятельной работы:
на основе изученного по теме материала заполнить соответствующие графы в таблицах 2 и 3.
Литература
Основная:
- Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М., 2001. – С. 234-245, 328-335 (1-4, 5А), 288-293 (6Б).
- Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Т. 2. – М., 1992. – 26-29 (5Б).
- Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 131-137 (5А).
- Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А.А. Реана. – СПб., 2000. – С. 125-140 (5В).
- Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию». – М., 1995. – С. 515-520 (6А).
Дополнительная:
- Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991 (7).
- Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб., 2001. – С. 151-157 (1), 166-178 (6А), 178-199 (4), 207-222 (1), 238-246 (7), 246-256 (3), 256-269 (7), 269-279 (3), 279-297 (4, 7).
- Эриксон Э. Ребенок и общество. – СПб., 2000 (5В).
Тема 6. Аномалии личности
Основные термины и понятия: нормальное развитие, аномальное (патологическое) развитие; фиксация, регрессия, оральный характер, анальный характер, фаллический характер, конфликт, симптом, защита; поведенческий дефицит, неадаптивная реакция, конфликт побуждений, тревога; рационализация, фантазия, проекция.
Вопросы:
- Проблема нормы и патологии в психическом развитии. Возможные причины отклонений в личностном развитии.
- Представления об аномальном развитии с позиций различных подходов.
А) Психоанализ З. Фрейда:
- типы патологических характеров – оральный, анальный, фаллический, причины их формирования (понятие фиксации и феномен регрессии);
- механизмы развития невротических симптомов (понятия конфликта и защиты).
Б) Теории научения:
- ориентация на базовые принципы научения в трактовке аномального функционирования личности;
- поведенческий дефицит и усвоение неадаптивной реакции как причины формирования ошибочного (“больного”) поведения (Б.Ф. Скиннер);
- конфликт побуждений как основной компонент в развитии невротического поведения (Д. Доллард и Н. Миллер).
В) Гуманистический подход:
- расхождение Я-концепции с субъективным опытом как психологическое нарушение (К. Роджерс);
- типы защитного поведения (рационализация, фантазия, проекция).
Г) Деятельностный подход:
- психологические механизмы аномального развития личности (Б.С. Братусь).
Задание для самостоятельной работы:
на основе изученного по теме материала заполнить соответствующие графы в таблицах 2 и 3.
Литература
Основная:
- Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988. – 6-24, 49-61(1), 175-222 (2Г).
- Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 154-159 (2А), 333-337, 351-352, 362-364 (2Б),
Дополнительная:
- Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Т. 2. – М., 1992. – 126-138 (1).
- Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 402-406, 459-463 (2).
- Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб., 2001. – С. 55 (1).
Тема 7. Методы диагностики и коррекции развития личности
Основные термины и понятия: оценка (измерение) личности, стандартизация, тестовые нормы, надежность, валидность, интервью, опросник, проективные методы; психотерапия, индивидуальная психотерапия, групповая психотерапия; психоаналитическая терапия, метод свободных ассоциаций, перенос, поведенческая психотерапия, «разусловливание», «прямое обусловливание», систематическая десенситизация, гуманистическая психотерапия, клиент-центрированная терапия, недирективная беседа, конгруэнтность, безусловная позитивная оценка, эмпатическое понимание, гештальттерапия, саморегуляция, телесно-ориентированная терапия; психологическое консультирование.
Вопросы:
- Основные методы диагностики (измерения) индивидуальных личностных особенностей: интервью, опросники, проективные методы; их преимущества и ограничения.
- Психотерапия как метод изменения личности. Индивидуальная и групповая психотерапия. Основные виды психотерапии:
А) Психоаналитическая терапия (на примере психоанализа З. Фрейда):
- метод свободных ассоциаций и толкование сновидений;
- перенос как феномен взаимоотношений пациента и психоаналитика.
Б) Бихевиоральная психотерапия:
- «разусловливание», «прямое обусловливание» и систематическая десенситизация как методы модификации поведения (модель классического обусловливания);
- позитивное подкрепление как механизм формирования желательного поведения (модель оперантного обусловливания).
В) Гуманистическая терапия (на примере клиент-центрированной терапии К. Роджерса):
- особенности недирективной беседы;
- условия, необходимые для терапевтического изменения (конгруэнтность, безусловная позитивная оценка, эмпатическое понимание).
Г) Основные принципы гештальттерапии (по Ф. Перлзу).
Д) Общая характеристика телесно-ориентированной терапии.
- Актуализация потенциальных возможностей развития личности как основная задача психологического консультирования.
Задание для самостоятельной работы: заполнить таблицу 4.
Таблица 4
Сравнительная характеристика методов диагностики личности
Метод |
Краткое описание |
Примеры методик |
Преимущества |
Ограничения |
Интервью
|
|
|
|
|
Личностные опросники |
|
|
|
|
Проективные тесты |
|
|
|
|
Литература
Основная:
- Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 159-163 (2А), 230-234 (2В), 337-342, 357-358 (2Б).
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997. – С. 77-96 (1).
Дополнительная:
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 2002.
- Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Карвасарского. – СПб., 1999. – С. 78-82, 103-110, 158-159, 351-353, 370-397, 617-620 (2).
- Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб., 2001.
Тест для самопроверки
- Человек, рассматриваемый со стороны его природных свойств, – это …
- субъект
- индивидуальность
- индивид
- личность
- Особое качество индивида, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения, – это …
- индивидуальность
- личность
- субъектность
- общительность
- Основателем персонологического подхода в психологии является …
- У. Джеймс
- З. Фрейд
- В. Штерн
- Л.С. Выготский
- Представление о личности как совокупности реакций характерно для представителей … подхода.
- бихевиорального
- психодинамического
- когнитивного
- феноменологического
- Представление о человеке как активном существе характерно для … подхода.
- бихевиорального
- психодинамического
- факторного
- гуманистического
- Знания и убеждения рассматриваются в качестве основных проявлений личности в рамках … подхода.
- бихевиорального
- гуманистического
- когнитивного
- факторного
- В большинстве определений личность представлена теми характеристиками, которые отвечают за … формы поведения.
- устойчивые
- изменчивые
- социализированные
- уникальные
- Основной функцией теории личности является …
- описательная
- объяснительная
- обобщающая
- прикладная
- Относительно неизменные характеристики, исполняющие роль «строительных блоков» человеческой психики – это … личности.
- структура
- мотивация
- типы
- аномалии
- Подход, согласно которому структура личности определяется совокупностью черт, – …
- психодинамический
- факторный
- гуманистический
- когнитивный
- Автором теории личностных конструктов является …
- Р. Кеттелл
- Дж. Келли
- Дж. Уотсон
- З. Фрейд
- К. Халл является автором концепции …
1) оперантного научения
2) инструментального научения
3) классического обусловливания
4) субъективного бихевиоризма
- Согласно А.Н. Леонтьеву «ядро» личности составляет …
- Я-концепция
- совокупность установок
- иерархия отношений
- иерархия мотивов
- Отношение как единица структуры личности рассматривалось в концепции …
1) А.Н. Леонтьева
2) В.Н. Мясищева
3) Д.Н. Узнадзе
4) К.К. Платонов
- При описании структуры личности, как правило, применяется … принцип.
- «блочный»
- поэлементный
- функциональный
- иерархический
- Гедонистические мотивы признаются ведущими в рамках модели …
- снижения напряжения
- увеличения напряжения
- компетентности
- самоактуализации
- Мотивы роста рассматриваются в качестве побудителей развития личности в …
- психоанализе
- когнитивной психологии
- теории черт
- гуманистической психологии
- Движущей силой развития личности в психоанализе З. Фрейда является …
- потребность в новых впечатлениях
- удовлетворение первичных драйвов
- удовлетворение инстинктов
- тенденция к самореализации
- Внутренним источником развития личности по А. Маслоу выступает …
-
внутриличностное напряжение
- поиск смысла жизни
- пирамида мотивов
- тенденция к самоактуализации
- Развитием личности движут …
- когнитивные мотивы
- мотивы удовольствия
- мотивы самоактуализации
- все перечисленные
- Процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом общественного опыта, системы общественных связей и отношений – это …
- интериоризация
- развитие
- социализация
- реминисценция
- Современным представлениям о соотношении наследственности и среды в развитии личности отвечает …
- теория конвергенции двух факторов
- теория конфронтации двух факторов
- теория взаимодействия двух факторов
- теория исключения двух факторов
- Эпигенетическая концепция, согласно которой развитие человека направляется поиском идентичности, предложена …
-
Э. Эриксоном
- Д.Б. Элькониным
- Л.И. Божович
- А. Гезеллом
- Автором периодизации нравственного развития личности является …
- Э. Эриксон
- Д.Б. Эльконин
- Л. Колберг
- Л.С. Выготский
- Установите соответствие между авторами периодизаций развития личности и критериями, положенными в основу периодизаций:
Автор |
Критерий периодизации |
|
а) смена зубов б) смена ведущей деятельности в) развитие инстинктов г) принцип рекапитуляции д) уровень усвоения общественных норм е) специфическая задача развития |
- Причина личностных нарушений, по К. Роджерсу, состоит в …
- расхождении Я-концепции с субъективным опытом
- конфликте побуждений
- отсутствии возможностей для самоактуализации
- поведенческом дефиците
- Патологический характер, согласно З. Фрейду, формируется вследствие …
- работы механизмов психологической защиты
- фиксации на одной из ранних стадий развития
- проявления невротических симптомов
- поведенческого дефицита
- Помощь в решении глубинных личностных проблем НЕ является целью …
- психоаналитической терапии
- бихевиоральной терапии
- гуманистической терапии
- рационально-эмоциональной терапии
- Согласно К. Роджерсу, к условиям, обеспечивающим изменение личности в процессе психотерапии, НЕ относится …
- конгруэнтность
- позитивное подкрепление
- безусловная позитивная оценка
- эмпатическое понимание
- Основателем логотерапии в современной зарубежной психологии является …
- К. Роджерс
- А. Адлер
- Э. Фромм
- В. Франкл
- Для экспериментального подхода к исследованию личности НЕ характерно…
- контроль за переменными
- объективная регистрация данных
- возможность изучать личность во всех ее проявлениях
- установление причинно-следственных отношений
- Углубленное изучение индивидуальности – одно из важнейших преимуществ … подхода к исследованию личности.
- клинического
- экспериментального
- корреляционного
- социологического
- Недостатком проективных тестов как метода диагностики личности является …
- субъективность интерпретации результатов
- отсутствие непосредственного контакта экспериментатора с испытуемым
- наличие эффекта социальной желательности ответов
- невозможность получения информации о скрытых аспектах личности
- К достоинствам опросников как метода диагностики личности НЕ относится …
- полная, определенная и систематизированная информация о личности
- возможность проведения исследования в групповой форме
- возможность предсказания поведения человека в конкретной ситуации
- объективность и надежность результатов
Примерный перечень вопросов к зачету
- Понятие личности в современной психологии, его многозначность.
- Основные компоненты теории личности. Связь теории и эмпирического исследования личности.
- Клинический подход к эмпирическому исследованию личности, его преимущества и ограничения.
- Экспериментальный подход к эмпирическому исследованию личности, его преимущества и ограничения.
- Корреляционный подход к эмпирическому исследованию личности, его преимущества и ограничения.
- Представление о структуре личности в психоанализе З. Фрейда.
- Представление о структуре личности в аналитической психологии К.Г. Юнга.
- Черта как элемент анализа строения личности (Г. Олпорт).
- Факторный подход к структуре личности (Г. Айзенк, Р. Кеттел).
- Реакция, привычка и драйв как элементы структуры личности в теориях научения (Дж. Уотсон, Б.Ф. Скиннер, Л. Халл).
- Трехкомпонентная структура «Я» (У. Джеймс).
- Я-концепция в теории личности К. Роджерса.
- Когнитивный подход к выделению структуры личности (Дж. Келли).
- Структура личности в теории установки (Д.Н. Узнадзе).
- Отношение как единица структуры личности (В.Н. Мясищев).
- Деятельность как единица структуры личности (А.Н. Леонтьев).
- Мотивация личности в психоанализе З. Фрейда.
- Концепция классического обусловливания (И.П. Павлов, Дж. Уотсон).
- Концепция оперантного обусловливания (Б. Скиннер).
- Концепция инструментального научения (К. Халл).
- Мотивация развития личности в гуманистической психологии (А. Маслоу).
- Проблема соотношения между генетическими и средовыми детерминантами развития личности: теории «двух факторов».
- Социальная ситуация развития личности (Л.С. Выготский, Л.И. Божович).
- Биогенетический подход к периодизации развития личности (С. Холл, А. Гезелл).
- Периодизация психосексуального развития ребенка З. Фрейда.
- Концепция развития морального сознания личности (Л. Колберг).
- Эпигенетическая концепция развития Э. Эриксона.
- Представление об аномалиях личности в психоанализе.
- Представление об аномалиях личности в теориях научения.
- Представление об аномалиях личности в гуманистической психологии.
- Психоаналитическая терапия как метод изменения личности.
- Поведенческая терапия как метод изменения личности.
- Гуманистическая терапия как метод изменения личности
- Основные методы диагностики личности.
22