Етодические рекомендации по подготовке к семинарским и практическим занятиям

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

 

Специальность 080301.65 – Коммерция (Торговое дело)

 

Санкт-Петербург

одержание дисциплины

 

Тема 1. Понятие, принципы, система, наука и функции коммерческого права. Предмет и его значение в коммерческой деятельности. Субъекты коммерческой деятельности

Понятие коммерческого права. Предмет коммерческого права. Нормы и институты коммерческого права. Принципы коммерческого права. Функции коммерческого права Система и наука коммерческого права. Коммерческое правоотношение. Источники коммерческого права. История становления и развития коммерческого права на территории России и в зарубежных государствах. Понятие субъекта коммерческого права. Правовое положение участников коммерческой деятельности.

 

Тема 2. Договоры в коммерческом праве. Понятие и виды

Понятие и виды договоров в коммерческом праве. Значение договоров для стабильного развития торговых отношений. Правовое регулирование заключения торговых договоров. Существенные условия договора. Выработка договорных условий. Форма торговых договоров. Изменение и расторжение договоров. Исполнение договоров. Построение системы договорных связей.

 

Тема 3. Внедоговорные обязательства

Общая характеристика внедоговорных обязательств. Основные признаки внедоговорных обязательств и их отличия от обязательств договорных. Функции внедоговорных обязательств.

Понятие обязательства, возникающих вследствие причинения вреда. Объем, характер и размер возмещения вреда.

 

Тема 4. Расчетные и кредитные правоотношения. Понятие и сущность

Общие положения о безналичных расчетах. Правовое регулирование безналичных расчетов. Расчеты платежными поручениями. Расчеты по инкассо. Расчеты чеками. Расчеты аккредитивами. Понятие, сторона, форма, содержание договора банковского кредитования. Ответственность за нарушение обязательств по кредитному договору.

 

Тема 5. Право на имущество субъектов коммерческой деятельности

Понятие и содержание права собственности. Основания приобретения права собственности. Основания прекращения права собственности. Понятие и виды права общей собственности. Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления имуществом. Защита права собственности и иных вещных прав.

 

5 стр., 2143 слов

Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Ивановский Государственный энергетический университет им. В.И. Ленина” Контрольная работа По курсу «Право» Вариант №2 Выполнил: Студент гр. 2-75 Беляев А.Н. Иваново 2014. Задача на тему гражданские и семейные правоотношения: Петров продал Еремееву пишущую машинку ...

Тема 6. Правовые отношения субъектов коммерческой деятельности с органами государственной власти и управления

Система и правовое положение исполнительных органов власти, осуществляющих регулирование и контроль в сфере предпринимательства.

Органы общей и специальной компетенции. Правовые основы государственного регулирования и контроля (надзора) в сфере коммерческой деятельности. Методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия в сфере коммерческой деятельности.

 

Тема 7. Правовые основы внешнеторгового оборота: понятие; источники; правовые основы механизма его осуществления

Понятие внешнеторговой деятельности. Законодательство РФ о внешнеторговой деятельности. Источники правового регулирования внешнеторговой деятельности: международные договоры и соглашения, национальное законодательство, судебная и арбитражная практика, обычаи.

Прямой и коллизионный методы регулирования внешнеторговой деятельности. Коллизионные нормы, их понятие и виды. Понятие и значение унификации правового регулирования внешнеторговой деятельности. Внешнеторговая политика РФ и основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Компетенция РФ и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности. Правовые, экономические и административные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Правовые основы механизма осуществления внешнеторгового оборота.

 

Тема 8. Правовой статус российских и иностранных субъектов внешнеторгового оборота

Понятие и виды субъектов внешнеторгового оборота: российских и иностранных граждан, лиц без гражданства, юридических лиц, иностранных организаций , государств, их правовой статус. Определение государственной принадлежности “национальности” юридических лиц. Организации с иностранными инвестициями, их правовой статус.

 

Тема 9. Правовое регулирование экспорта и импорта товаров

Правовая природа отношений между участниками внешнеторгового оборота:

5 стр., 2286 слов

Этимология понятия «Товар класса люкс» и основы классификации товаров данной категории

Реферат по дисциплине: «Маркетинг и маркетинговые исследования» на тему: «Этимология понятия «Товар класса люкс» и основы классификациитоваров данной категории» г. Москва – 2009 г. Введение Активно развивающийся в последние годымировой рынок товаров роскоши не мог не привлечь к себе пристальное внимание маркетологов.Появились публикации, посвященные особенностям маркетинговых стратегий ...

поставщиками товаров для экспорта и заказчиками импортных товаров, участниками товарообменных операций (бартерных сделок).

Система договорных отношений между российскими организациями и индивидуальными предпринимателями в связи с экспортом и импортом товаров. Договоры поставки, комиссии, поручения, агентские договоры, их понятие, особенности при оформлении внешнеторговых сделок.

 

Тема 10. Внешнеэкономические сделки; договоры международной купли-продажи (поставки) товаров

Понятие внешнеэкономических сделок. Определение обязательственного статута внешнеэкономических сделок. Правила о форме и подписании внешнеторговых сделок. Определение применимого права в сделке. Принципы исполнения внешнеэкономических сделок, способы их обеспечения. Понятие договора международной купли-продажи. Источники правового регулирования договора международной купли-продажи (поставки).

Порядок заключения и подписания договоров купли-продажи на экспорт и импорт товаров. Содержание договоров купли-продажи. Базисные условия поставки товаров. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров международной купли-продажи товаров.

 

Тема 11. Правовое регулирование таможенного дела

Понятие и цели таможенной политики и таможенного дела. Правовое регулирование таможенного дела. Управление таможенным делом в РФ. Таможенные режимы в РФ. Таможенные тарифы и сборы. Декларирование товаров. Ответственность за нарушение таможенных правил.

 

Тема 12. Порядок разрешения споров между участниками внешнеэкономических связей

Порядок предъявления претензий между участниками внешнеэкономических связей. Арбитражная оговорка в контракте. Арбитраж (третейский суд) во внешнеэкономических связях: понятие, виды. Межгосударственные соглашения по вопросам международного арбитража. Регламент международных судов, в т. ч. Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ. Исполнение решений арбитражных судов.

 

2. Методические рекомендации преподавателю

 

Лекционные занятия ведутся путем логически выдержанного изложения основного материала курса, структурированного по взаимосвязанным темам. Неоднозначно трактуемые в науке темы и отдельные вопросы преподносятся в проблемно-дискуссионной форме с целью активизировать поисково-теоретическую мысль студентов и направить их усилия на формирование собственной аргументированной позиции по данной проблеме. Практические занятия проводятся методами: демонстрационного опыта; обсуждения концептуальных и процедурных особенностей эмпирических методов; докладов о сущности и применении методов в классике экспериментальных исследований; вопросно-ответным методом (экспресс-опросы).

7 стр., 3405 слов

Тематика практических занятий

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». «Повести Белкина» А. С. Пушкина. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Своеобразие лирики А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Своеобразие лирики Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Образ женщины в лирике Н. А. ...

Демонстрационные опыты проводятся с использованием имеющегося в вузе оборудования и аппаратуры, применяемых в учебных практикумах (общепсихологическом, психодиагностическом, социально-психологическом, психофизиологическом и др.).

Проведение этих опытов должно иллюстрировать материал, изложенный в лекционном курсе экспериментальной психологии (ЭП), но ни в коем случае не заменять самостоятельного проведения исследований студентами в соответствующих практикумах. Принципиальная разница между постановкой опытов в рамках учебных практикумов и проведением демонстрационных опытов на практических занятиях в рамках экспериментальной психологии заключается в различии предмета и цели изучения. В практикумах в качестве предмета выступают психические явления, исследуемые с помощью соответствующих методов, в качестве цели – умение выбрать адекватный предмету исследования метод, получение навыков его применения, грамотная интерпретация получаемых эмпирических данных и тренировка формулирования выводов и рекомендаций. На практических занятиях по ЭП предметом изучения является метод, целью – понимание его назначения и области возможного применения.

При подготовке к занятиям как лекционным, так и семинарским, желательно запастись иллюстративным материалом. К лекционным занятим полезно отдельно выписать цитаты из литературных источников и разложить их в порядке предстоящего изложения материала. На практических занятиях следует максимально стимулировать активность студентов, что является важнейшим условием успешности усвоения студентами учебного материала. Для этого рекомендуется, во-первых, применять поощрительные санкции для наиболее активных студентов и, во-вторых, использовать принцип состязательности. Поощрение может выноситься в виде публичной похвалы, приглашения к научно-исследовательскому сотрудничеству с преподавателем, учета при итоговом контроле ЗУН, представления к поощрению на уровне кафедры, факультета или ректората. Принцип состязательности можно реализовать через регистрацию удачно сформулированных вопросов в ходе занятий, правильных (неправтльных) ответов на вопросы преподавателя или товарищей по учебной группе либо ответов на тестовые задания. На занятиях любой формы желательны публичные комментарии преподавателя относительно проверенных им студенческих рефератов, контрольных работ и конспектов рекомендованной литературы.

1 стр., 372 слов

Семинар адресован психологам — специалистам, студентам, а так же всем, кто интересуется данной темой

Российское Общество Аналитической Психологии УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЦИИ Клинический семинар Июня 2012 г. Самара Трофимов Валерий Николаевич Санкт Петербург, врач-психотерапевт, обучающий аналитик, Индивидуальный член IAAP (Международная Ассоциация Аналитической Психологии), действительный член РОАП, Член Союза писателей РФ. Семинар адресован психологам - специалистам, студентам ...

При проведении демонстрационных опытов особо важно внимательное отношение студентов к концептуальным основам и эмпирической процедуре каждого опыта и теоретической обработке (интерпретации) результатов, что обусловливает понимание назначения соответствующего метода и выработку навыков ориентации в системе психологического инструментария. Для повышения концентрации внимания и осмысленного участия в опыте желательно предложить всем участникам конкретного занятия (в т.ч. зрителям) вести фиксацию опыта в заранее приготовленных специальных регистрационных документах (протоколах эксперимента, дневниках наблюдения, тестовых бланках, анкетах и т.п.).

Отсюда вытекает необходимость преподавателю загодя обеспечить сопровождение опытов соответствующими документами в нужном количестве (тиражирование документов можно поручить и самим студентам).

Стимулирующим фактором является также проверка правильности заполнения регистрационных документов, которую вполне допустимо поручать самим студентам в виде перекрестного контроля, что вносит в процедуру обучения элемент оживления и состязательности, а также дает возможность критического повторения учебного материала.

Для скорейшего «включения» студентов в процесс усвоения дисциплины на первых же занятиях необходимо снабдить их списком рекомендуемой литературы и адресами возможных реальных источников ее получения (библиотеки, спеццентры, магазины т.п.), возбудить у них интерес к соответствующему чтению и систематически интересоваться (вплоть до жесткого контроля) их «достижениями» в этом виде самостоятельной работы.

 

 

етодические рекомендации по подготовке к семинарским и практическим занятиям

 

11 стр., 5168 слов

Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов III курса специальности

28 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Финансовый университет ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов III курса специальности 0602 «Экономика труда» (первое высшее образование). ...

Подготовка к семинару – один из основных и трудоемких видов учебной деятельности, эффективность которой во многом зависит от умения пользоваться учебно-методической литературой. План проведения семинарского занятия должен содержать не только перечень вопросов для обсуждения, но и вопросы для самоконтроля, методические рекомендации для подготовки по наиболее сложным проблемам, темы рефератов, список рекомендуемой литературы.

Независимо от типа семинар характеризуется:

— самостоятельным, индивидуализированным изучением вопросов и проблем;

— самостоятельным поиском студентами решения учебной проблемы во время подготовки и проведения семинара;

— направляющей и корректирующей ролью педагога при подготовке студента к семинару.

 

ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ к проведению семинарского занятия по курсу «Конфликтология» осуществляется с учетом следующих пунктов.

1. Определение собственного уровня профессионально-методической и специальной подготовки.

2. Определение состояния учебной группы и ее мотивированности на получение знаний (оцениваются отношения между преподавателями и студентами, уровень домашней подготовки, степень владения студентами алгоритмом данного вида учебного занятия).

3. Инструментальная подготовка педагога:

— установление правил ведения семинара;

— определение вопросов для обсуждения (в вопросительной или утвердительной форме, не более пяти);

— определение способов побуждения к активному участию;

— продумывание способов подведения промежуточных итогов;

— обдумывание методов контроля хода обсуждения;

— разработка средств управления темпом семинарского занятия;

1 стр., 269 слов

Контрольные вопросы к зачётному занятию по Психологии

Контрольные вопросы по курсу «Психология» Охарактеризуйте предмет изучения психологии. Методы, используемые в психологии. Опишите основные психологические школы (с указанием фамилий представителей этих школ). Что такое научение? Чем подкрепление отличается от наказания? Опишите известные Вам виды подкрепления. Виды научения. Угашение. Генерализация. Дифференцировка. Приведите примеры ситуаций, в ...

— выбор общего стиля управления (эксперт, ведущий, координатор, наблюдатель).

4. Содержательная подготовка – разработка сценария.

При ПОДГОТОВКЕ СЦЕНАРИЯ учитывается что:

1) семинар – это сочетание аудиторной работы с внеаудиторной;

2) его результативность зависит от понимания и принятия студентами цели семинара;

3) задачи и формы семинара должны быть адекватны его целям;

4) важен принцип совместной деятельности, поэтому центральный момент – обсуждение.

5) важен выбор средств воздействия на аудиторию во время семинара;

6) можно иметь подробный сценарий или программу в виде тезисов, плана-схемы или цитат.

СТРУКТУРА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

Вступительное слово преподавателя (объявление темы и цели, определение места с. занятия в общей структуре курса, обозначение круга вопросов, определение порядка выступления и регламента, напоминание содержания предыдущего занятия).

Обсуждение темы (зависит от методики: «беседа за круглым столом», «дискуссия», «эвристическая беседа», «мозговой штурм» и т.д.).

Подведение итогов (характеристика деятельности студентов, характеристика результатов обсуждения, рефлексия семинара – обратная связь в форме анкет, опросов и т.д.).

Диалоговые формы проведения семинарских занятий.

При освоении содержания данного курса используются следующие формы проведения семинарских занятий.

Мозговой штурм

Автор А.Ф. Осборн (1939 г.).

Психологическое содержание – устранение боязни критики.Данная форма проведения семинарского занятия используется для основательной проработки темы 1.

Участие преподавателя – эвристические вопросы.

Варианты:

1. Прямой мозговой штурм – прямая постановка задачи. Ответ на вопросы: в чем состоит затруднение, какова предыстория задачи? что следует сделать для решения проблемной ситуации, что желательно иметь в итоге? что решение проблемы дает людям?

2. Обратный МШ. Выявление и максимальное устранение недостатков в явлении.

3. Теневой МШ. Наличие вместе с генераторами идей «теневой группы», члены которой фиксируют свои идеи письменно.

4. Комбинированный МШ: прямой + обратный.

На подготовительном этапе преподаватель:

1) формулирует проблему;

2) отбирает участников и формирует группы по 6 – 10 чел., где д.б. и генераторы, и аналитики.

3) сообщает правила:

а) запрет критики на этапе генерации идей;

б) идеи могут выдвигаться без обоснования;

в) допускаются заведомо нереальные, фантастические идеи;

г) все идеи записываются;

д) участник должен стремиться не к демонстрации своих знаний и квалификации, а к решению проблемы;

е) при обсуждении нет ни начальников, ни подчиненных – есть ведущий и участники.

4) подбирает для разминки (10 минут) вопросы, не связанные с темой штурма.

5) разрабатывает критерии оценки идей:

— соответствие условиям и требованию;

— время возможной реализации;

— возможность реализации без дальнейших исследований;

— возможность применения идей в других областях.

Проведение.

1. Формулировка проблемы.

2. Объявление правил.

3. Разминка.

4. Штурм (10 – 15 мин.).

5. Оценка идей группой экспертов.

6. Принятие коллективного решения о внедрении в практику.

7. Подведение (положительных) итогов преподавателем.

Эвристическая беседа

От греч. heyrisko – нахожу, открываю. Термин «эвристика» имеет несколько значений: специальные методы открытия нового, наука, изучающая продуктивное творческое мышление и метод обучения.

Это метод обучения, при котором преподаватель не сообщает готовых знаний, а умело поставленными вопросами, не содержащими прямого ответа, заставляет обучаемых на основе имеющихся знаний, представлений, наблюдений, жизненного опыта приходить к новым понятиям, выводам, правилам.

ЭБ позволяет студенту выработать способности: а) распознавать объекты в ряду подобных, б) понимать и выделять особенности изучаемых предметов и явлений, в) применять информацию на практике, г) ориентироваться в новых ситуациях и вырабатывать новую программу действий.

Результат ЭБ – развитые интеллектуально-эвристические способности: генерировать идеи, формировать новые ассоциативные связи, видеть противоречия, переносить знания и умения на новые ситуации, к независимости в суждениях, к оценочным суждениям, преодолевать инерцию мышления, к фантазии.

В данном курсе ЭБ используется для проведения семинара по теме 5. Именно в рамках данной темы самостоятельный поиск сведений о личности и их отбор из полученных данных, их интеграция на необходимом уровне требует от студентов эвристических решений.

Особенности эвристической беседы:

— перебор решений исключается;

— выдвижение гипотез, нередко интуитивных;

— логическое обоснование гипотезы с помощью формальных методов аргументации;

План решения – последовательный ответ на вопросы: «Что известно (неизвестно)?», «Как можно использовать решенную раньше аналогичную задачу?», «Все ли данные учтены?», «Какими способами защитить правомерность выдвинутого решения?», «Как можно использовать методы решения данной задачи в других задачах?».

Методы эвристического поиска: метод каталога, метод гирлянд случайностей (случайные комбинации), «Что изменится, если…» и т.д.

 

Етодические рекомендации по организации

самостоятельной работы

 

Самостоятельная работа (по В.И. Далю «самостоятельный – человек, имеющий свои твердые убеждения) осуществляется при всех формах обучения: очной, очно-заочной и заочной.

Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью процесса обучения.

Самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе.

Самостоятельная работа может быть представлена как средство организации самообразования и воспитания самостоятельности как личностного качества. Как явление самовоспитания и самообразования самостоятельная работа студентов обеспечивается комплексом профессиональных умений студентов, в частности умением осуществлять планирование деятельности, искать ответ на непонятное, неясное, рационально организовывать свое рабочее место и время.

Самостоятельная работа приводит студента к получению нового знания, упорядочению и углублению имеющихся знаний, формированию у него профессиональных навыков и умений.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций:

— развивающую;

-информационно-обучающую (аудиторные занятия, не подкрепленные самостоятельной работой, становятся малорезультативными);

— ориентирующую и стимулирующую;

— воспитывающую;

— исследовательскую.

Виды самостоятельной работы, выполняемые в рамках данного курса:

1. Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

2. Проработка учебного материала (по конспектам учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх;

3. Выполнение контрольных работ;

4. Решение задач, упражнений;

5. Работа с тестами и вопросами для самопроверки;

6. Моделирование или анализ конкретной ситуации;

Студентам рекомендуется с самого начала освоения данного курса работать с литературой и предлагаемыми заданиями в форме подготовки к очередному аудиторному занятию. При этом актуализируются имеющиеся знания, а также создается база для усвоения нового материала, возникают вопросы, ответы на которые студент получает в аудитории.

Можно отметить, что некоторые задания для самостоятельной работы по данному курсу имеют определенную специфику. Она заключается в том, что для выполнения некоторых заданий студенту необходимо отвлечься от собственных взглядов на различные психологические явления и встать на точку зрения другого человека. Такая транспозиция бывает нелегкой для некоторых личностей. Однако для того, чтобы стать хорошим психологом, эта операция необходима. Каждое задание имеет свою специфику, которую нужно учитывать при его выполнении. Именно такое внимательное отношение к выполнению предложенных заданий может обеспечить понимание им внутреннего мира другого человека.

В ряде заданий от студента требуется определенная наблюдательность. Наблюдая за поведением людей в различных ситуациях, вспоминая свой опыт взаимодействия с людьми, студент глубже проникает в суть тех психологических процессов, которые управляют такого рода взаимодействиями. Именно посредством наблюдения и сопоставления получаемых при этом данных со сведениями, полученными в рамках данного курса студент оказывается в состоянии диагностировать типы личности и уровни личностной организации.

При освоении данного курса студент может пользоваться библиотекой вуза, которая в полной мере обеспечена соответствующей литературой. Значительную помощь в подготовке к очередному занятию может оказать имеющийся в данном комплексе краткий конспект лекций. Он же может использоваться и для закрепления полученного в аудитории материала.

Етодические рекомендации по выполнению. Подробные рекомендации по написанию контрольной работы изложены в методическом пособии «Методические указания к оформлению контрольных

контрольной работы

Подробные рекомендации по написанию контрольной работы изложены в методическом пособии «Методические указания к оформлению контрольных, курсовых проектов (работ) и рефератов», имеющемся в библиотеке.

Темы контрольных работ приведены ниже. Контрольные работы по данному курсу выполняются вне аудитории. Для выполнения контрольной работы требуется освоение литературы, указанной в списке. При написании контрольной работы могут понадобиться также конспекты лекций, поскольку в лекционном курсе преподаватель может анализировать и сопоставлять материал способом, не описанным в источниках. Кроме того, в лекционном курсе преподаватель может использовать новый материал, который либо еще не опубликован, либо труднодоступен для студентов.

При написании контрольной работы студенту рекомендуется учитывать следующее.

1. Контрольная работа по данной дисциплине это не только проверка усвоенного материала, но и способ его творческого осмысления.

2. При написании контрольной работы студентам рекомендуется заострять внимание на основных понятиях. Осмысление основных понятий является важным моментом в освоении темы. Определение понятия не обязательно должно быть формализованным, однако оставлять понятие без его глубокого осмысления, значит, не иметь в своем сознании его содержания.

Контрольная работа состоит их двух вопросов и практического задания. Студенту необходимо показать знание литературы по заданной теме, умение правильно, лаконично излагать усвоенный учебный материал и делать выводы по освещаемым вопросам.

Количество наименований литературы, внесенной в список должно быть не менее 10.

Объем контрольной работы не должен превышать 10 страниц печатного текста.

В начале контрольной работы приводится номер варианта работы и ее содержание.

В конце контрольной работы студент приводит список использованных литературных источников в алфавитном порядке.

Работу следует подписать и указать дату ее выполнения.

Процесс подготовки и написания контрольной работы включает следующие основные стадии.

I. Выбор темы

Прежде всего, необходимо внимательно изучить рекомендуемую кафедрой тематику контрольных работ. Студенты могут проявлять самостоятельность в выборе темы, то есть определять тему, которая представляет интерес, как в теоретическом, так и в практическом отношении.

Наряду с этим можно выбрать тему, не включенную кафедрой в тематику, но при условии, если она входит в перечень вопросов, изучаемых курсом, и имеет определенную направленность.

II. Работа по изучению материала

Выбирая тему контрольной работы, следует учесть такой фактор, как наличие необходимой литературы. При недостатке литературы невозможно написать содержательную работу.

Изучение литературы по теме контрольной работы дает возможность составить ориентировочный план. Конечно, в процессе работы план будет конкретизироваться и уточняться, но это после того, как изучены собранные материалы по теме и в результате у студента сложилось четкое представление, как и о чём писать.

III. Оформление работы

При изложении материала необходимо правильно использовать терминологию и не допускать произвольных сокращений. Текст следует писать с абзаца.

Работа должна быть выполнена четким почерком или отпечатана на компьютере через два интервала 12-м шрифтом. Работа должна иметь сквозную нумерацию страниц, включая приложения и список литературы.

Страницы следует пронумеровать арабскими цифрами в верхнем правом углу, оставить поля для замечаний рецензента.

На титульном листе номер страницы не проставляется. Здесь студент должен указать свою фамилию и инициалы, номер зачетной книжки, адрес, место работы и занимаемую должность.

Все листы должны быть сброшюрованы (подшиты).

Для проверки контрольная работа сдается в учебный отдел института.

При оценке контрольной работы преподаватель руководствуется следующими требованиями:

1. Содержательность.

На основе изучения учебного материала и литературы по теме (изданной в последние годы) автором основательно раскрыты и обоснованы основные вопросы контрольной работы.

2. Элементы самостоятельного творчества.

Изложение материала «своими словами», то есть по возможности проявить свое «Я» в трактовке вопросов темы.

3. Логичное, четкое, ясное и правильное изложение материала.

Анализ контрольных работ показывает следующие типичные и часто встречающиеся недостатки:

— поверхностная характеристика, текстуальное заимствование материала из учебных пособий;

— отсутствие плана, списка используемой литературы;

— неудачная форма изложения, стилистические и грамматические ошибки.

На экзамене по тексту контрольной работы могут быть заданы отдельные вопросы.

Контрольная работа, выполненная с учетом выше указанных методических советов, расширяет кругозор студентов, приобщает их к научной работе.