Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы интеграции в экологическом образовании детей дошкольного возраста в ДОУ 8
1.1 Анализ психолого-педагогической и методической литературы по экологическому образованию детей дошкольного возраста в ДОУ 8
1.2 Особенности организации экологического образования детей дошкольного возраста с учетом принципа интеграции 21
1.3 Педагогические условия организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции 32
Выводы по первой главе 46
Глава 2 Опытно-поисковая работа по организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции 47
2.1 Цель, задачи и организации опытно-поисковой работы по организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции 47
2.2 Реализация педагогических условий организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции 52
2.3 Результаты опытно-поисковой работы по организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции 61
Выводы по второй главе 66
Заключение 68
Библиографический список 71
Приложение 79
Введение
Актуальность. В условиях все более углубляющегося экологического кризиса и растущих проблем социального развития Российской Федерации внимание ученых, представителей государственных, природоохранных, общественных организаций и учреждений приковано к поиску новой парадигмы перехода России на устойчивое развитие: на стабилизацию внутренних и внешних тенденций функционирования страны.
Помимо экономических, социальных и научно-технических факторов, решение экологических проблем сдерживается еще внутренними причинами, в числе которых отсутствие единой концепции и стратегии формирования в обществе сознательного, бережного отношения к окружающей природной среде и, как следствие, отсутствие достаточно разработанного механизма обеспечения данного концептуального подхода.
В экологическом образовании, прежде всего, становится крайне актуальным принципиальное изменение позиции самого человека в отношении природы: из потребительского к коэволюционному, доброжелательному, бережному. Ученые и практики понимают, что овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний.
Принципы специального образования 2
... появление вторичных отклонений и способствуют успешной интеграции в системе дошкольного образования. Принцип развития мышление и речи. Нормально развивающийся ... зону ближайшего развития, а значит, и обучаемость. Принцип учета закономерностей онтогенетического развитиявыявить качественное своеобразие психического развития, ... когнитивные методы (методы организации психических процессов, вербально- ...
Первой ступенью экологического образования является дошкольное. Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны — работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и формирования экологической культуры. Поэтому одной из актуальнейших проблем современного образования дошкольников является проблема экологического образования воспитанников в дошкольных учреждениях.
В педагогической науке ведется поиск эффективных форм, методов и средств экологического образования дошкольников с учетом современных требований, одним из которых является интеграция. Данный принцип законодательно закреплен в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (далее ФГТ).
Данный документ определяет направления стратегических преобразований, реализация которых приведет к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста.
Центральным идеей этих преобразований является приведение в соответствие практики дошкольного образования с теми специфическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его уникальный вклад в общий цикл психического развития. В качестве центральных принципов ФГТ определяют принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития воспитанников; комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Целеполагающие идеи развития дошкольного образования аккумулируются вокруг принципа интеграции. Во-первых, под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние или процесс, ведущий к такому виду связанности, взаимопроникновения и взаимодействия образовательных областей, который обеспечивает целостность и комплексность образовательного процесса (О. Скоролупова, Н. Федина).
Во-вторых, под интеграцией рассматривается сторона процесса развития, связанная с объединением в гармоническое целое ранее разнородных частей и элементов (И.А. Лыкова).
Это не формальное соединение разного знания в новый информационный контекст, а обеспечение соединения разных сфер действительности, выраженных в разнообразной текстовой форме, в сознании ребенка (интеграция знания и сознания), что приводит к появлению нового знания. Ребенок становится целевым и организационным центром образования, постепенно приобретая способность генерировать новые информационные и культурные тексты (смыслы).
Современное дошкольное образование детей и его психологические особенности
... детей дошкольного возраста. Также в этой курсовой рассматривается дошкольное воспитание детей в детском саду. Изучаются цели, программы и основные методики дошкольного образования. Анализируются проблемы дошкольного образования. 1. Определение понятия "дошкольное образование" ... В ряде исследований, проведенных в русле социометрии, установлено влияние особенностей семьи на статус ребенка в коллективе ...
Его сознание признается ведущим фактором интеграции.
Таким образом, предполагается существенное обновление подходов к организации и содержанию образовательных услуг для детей дошкольного возраста. Реализация Федеральных государственных требований определяет необходимость разработки методики экологического воспитания с учетом принципа интеграции.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить противоречие между необходимостью реализации Федеральных государственных требований в экологическом образовании дошкольников с учетом принципа интеграции и отсутствием научного обоснования соответствующей методики. На основе выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске эффективных путей экологического образования детей дошкольного возраста с учетом принципа интеграции.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Реализация принципа интеграции в экологическом образовании детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ)».
Цель исследования – теоретическое обоснование и эксперименентальная проверка педагогических условий экологического образования детей дошкольного возраста в ДОУ с учетом принципа интеграции.
Объект исследования – экологическое образование детей дошкольного возраста в ДОУ.
Предмет исследования – педагогические условия экологического образования детей дошкольного возраста с учетом принципа интеграции.
Гипотеза исследования: процесс экологического образования будет протекать успешно, если будет:
1. использоваться интегрированный подход в экологическом образовании детей дошкольного возраста;
2. проводиться работа по повышению компетентности педагогов в экологическом образовании детей дошкольного возраста;
3. организована работа с родителями по экологическому образованию детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме интеграции в экологическом образовании дошкольников.
2. Изучить особенности организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции.
3. Разработать методику экологического образования дошкольников с учетом принципа интеграции и оценить ее эффективность.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, классификация), эмпирические (наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование).
База исследования: МДОУ детский сад №221 г. Челябинска. Количество детей — 20 человек.
Этапы исследования:
Первый этап — теоретический. Изучалась и анализировалась психолого-педагогическая и методическая литература по исследуемой проблеме. Были сформулированы цель, объект и предмет исследования, задачи.
Второй этап — опытно-поисковый. На этом этапе разрабатывалась программа исследования, методика экологического образования детей дошкольного возраста с учетом принципа интеграции. Осуществлялась апробация и корректировка разработанной методики, проверка полученных в ходе исследования выводов.
Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста ...
... и привлекают внимание педагогические коллективы, родительскую общественность, и, конечно, детей. Современное дошкольное образование предполагает достижение его нового качества: его ориентацию не только ... до 7; создание условий для физического, нравственного и интеллектуального развития детей дошкольного возраста; Предметами и видами деятельности Учреждения являются: приобщение воспитанников к ...
Третий этап — итоговый. Осуществлялись анализ, систематизация и обобщение полученных результатов, оформление работы.
Практическая значимость состоит в том, что разработана методика экологического образования детей дошкольного возраста с учетом принципа интеграции.
Структура работы: Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложения.
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы интеграции в экологическом образовании детей дошкольного возраста в ДОУ
1.1 Анализ психолого-педагогической и методической литературы по экологическому образованию детей дошкольного возраста в ДОУ
Дошкольное детство – особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру, возникает внутренняя регуляция поведения. Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития.
Согласно Д.Б. Эльконину, дошкольный возраст «вращается вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций и его задач» [72, с. 205]. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений. В процессе развития отношений между ребенком и взрослым и дифференциации всех видов его деятельности происходит: возникновение и развитие соподчинения мотивов, усвоение этических норм, развитие произвольного поведения и формирование личного сознания.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.
Теоретические основы экологического образования дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследо……..
Библиографический список
1. Аракчаева, Л.К. Методические подходы в экологическом воспитании / Л.К. Аракчаева. – М., 2001. — 102 с.
2. Афонькина, Ю.А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Старшая группа [Текст] / Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 50 с.
3. Бабкова, Е.Г. Познание природы дошкольниками путем наблюдения // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск 6-7 ноября 2008 г. Ответ. за выпуск О. И. Кобзарь, Т.В. Хахалкина. — Томск: ОГУ РЦРО, 2008. — С.40-41.
4. Бахарева, Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе / Л.Н. Бахарева // Начальная школа. — 1991. — №8. — С. 48-51.
5. Борзова, Е.Ю. Моделирование в экологическом воспитании / Е.Ю. Борзова // Ребенок в детском саду. — 2007. — №4. — С. 49-50.
6. Бутенко, Н.В. Интеграция деятельности ДОУ и семьи в экологическом образовании детей / Н.В. Бутенко, О.В. Джалмагамбетова // Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ // Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ: Материалы IX Международной научно-практической конференции, Челябинск, 2011 г. / ЧГПУ. — Челябинск: Изд-во ООО «Три кита», 2011. — С.45-49.
Педагогика начального образования: Теория и методика воспитания ...
... -педагогические воздействия в процессе личностно-ориентированного образования, воспитания и развития младших школьников. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Свободная активность ... по профилактике и предупреждению отклонений в поведении детей и подростков. 6. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие личности: общая ...
7. Бутенко, Н.В. Интеграция как фактор развития художественно-творческих способностей дошкольника / Н.В. Бутенко // Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ: Материалы IX Международной научно-практической конференции. – Челябинск, 2011. — С.41-45.
8. Ворошилова, В.М. Педагогические условия организации процесса развития экологически направленной деятельности дошкольников при взаимодействии с природой: автореф. дис..канд. пед. наук / В.М. Ворошилова. — Екатеринбург, 2002. – 23 с.
9. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. — М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
10. Глазачев, С.Н. Экологическая культура учителя: проблемы, противоречия, опыт // Экологическое образование в России: проблемы и практика / С.Н. Глазачев; под ред. А.Н. Захлебного, Л.П. Симоновой-Салеевой. – М., 1995.
11. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
12. Далинина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. Данилина // Дошкольное воспитание. — 2000. — №1. — С. 41-49.
13. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. — Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 480 с.
14. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб.: Акцидент, 1999. – 224 с.
15. Дмитриевский, Р.С. Экологическая культура и образование в России / Р.С. Дмитриевский // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2007. — №1. — С. 124-127.
16. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. — 2004. — №1. — С. 60-68.
17. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. — М.: Линка-Пресс, 2001. — С.25-26.
18. Захлебный, А.Н. На тропе (опыт экологического воспитания) / А.Н. Захлебный. – М.: Знание, 1986.
19. Зверев, И.Д. Компоненты экологического образования / И.Д. Зверев, Л.Т. Салеева. — М., 1991. – 256 с.
20. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
21. Зебзеева, В.А. Программы экологического развития детей дошкольного возраста / В.А. Зебзеева // Управление ДОУ. — 2007. — № 3.
22. Иванов, В.Г. Теория интеграции образования / В.Г. Иванов. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2005. – 172 с.
Роль дидактической игры в экологическом образовании детей среднего ...
... экологического образования и необходимость формирования системы непрерывного экологического образования населения. Однако вопросы дошкольного воспитания на конференции не поднимались. В целом развитие экологического воспитания как нового направления дошкольной педагогики началось гораздо позже, чем экологического образования ... 9. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном ...
23. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 56 с.
24. Иванова, А.И. Методический комплекс «Живая экология» / А.И. Иванова // Управление ДОУ. — 2007. — №3.
25. Игнатова, В.А. Интегративные учебные курсы как средство формирования экологической культуры учащихся [Текст]: автореф. на соискание ученой степени доктора пед. наук / В.А. Игнатова. — Тюмень, 1999. — 12 с.
26. Иллюстрированный энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. А.П. Горкин. — М., 1995. — С.255.
27. Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1978. – 223 с.
28. Ковтун, Т.Ю. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края в условиях города / Т.Ю. Ковтун. – М., 2004. — 25с.
29. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. — М.: Сфера, 2004. — 112 с.
30. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Академия, 2001. — 416 с.
31. Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа / авт.-сост. В.Н. Мезенцева, О.П. Власенко. — Волгоград: Учитель, 2011. — 95 с.
32. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа [Текст] / авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 399 с.
33. Кондратьева, Н.Н. Программа экологического образования детей «»Мы»: Азбука экологии» / Н.Н. Кондратьева. — СПб., 1996.
34. Концепция дошкольного воспитания [Текст] // Дошкольное образование в России в документах и материалах 2004 года: сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. — М.: изд-во ГНОМ и Д, 2004. — 214 с.
35. Концепция общего среднего экологического образования / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. – М. : ИОШ РАО, 1994.
36. Красилов, В.А. Природа в общественной жизни и культуре / В.А. Красилов // Экология и жизнь. — 2003. — №3. — С.38-40.
37. Краснопольский, Б.Х. Окружающая среда и проблемы выживания человечества / Б.Х. Краснопольский // Использование и охрана природных ресурсов в России. — 2007. — №4. — С.123-134.
38. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М., 1999. – 232 с.
39. Куцакова, Л.А. Методическая работа с педагогами [Текст] / Л.А. Куцакова // Дошкольное воспитание. — 1992. — №21. — С.32.
40. Лазарева О.Н. Теория и методика экологического образования детей / О.Н. Лазарева. — Екатеринбург, 2004. — 279с.
41. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. — М. : Прометей, Юрайт, 1998. — 464 с.
42. Лихачева, А.И. Экологическое воспитание в детском саду // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск 6-7 ноября 2008 г. Ответ. за выпуск О. И. Кобзарь, Т. В. Хахалкина. — Томск: ОГУ РЦРО, 2008. — С.93-95.
Тема 2. Теоретические основы воспитания и дополнительного образования детей
... Макгакен, М. Казотти и др.) утверждает христианские и общечеловеческие ценности в образовании (воспитание доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему и т.д.). Неотомизм не получил ... ё инструментализмом). Основные положения прагматической теории педагогического процесса: - образование как приспособление к жизни, связь обучения и воспитания, школы и жизни; - опора в учебно-воспитательном процессе ...
43. Максимова, Л.И. Формирование эколого-гуманистической картины мира у детей старшего дошкольного возраста / Л.И. Максимова. — Якутск, 2003. — 18 с.
44. Миронов, А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах / А.В. Миронов. – М. : Пед.общество России, 2002.
45. Михеев, А.В. Охрана природы / А.В. Михеев. – М.: Просвещение, 1996. – 24 с.
46. Моисеев, Н. Экология в современном мире / Н. Моисеев // Наука и жизнь. — 1998. — №3. — С.2-10.
47. Моисеев, Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования / Н. Моисеев // Биология в школе. – 1996. – № 3.
48. Моисеева, Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования / Л.В. Моисеева. — Екатеринбург, 2004. — 168с.
49. Моисеева, Л.В. Естественнонаучная картина мира как компонент профессиональной подготовки / Л.В. Моисеева // Образование и наука. — 2007. — №2. — С. 3-12.
50. Николаева, С.Н. «Зеленый детский сад»: типовая модель экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева // Модели экологического воспитания детей. – М., 2005. – С.14-39.
51. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. — М.: Академия, 1999. — 182 с.
52. Николаева, С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении / С.Н. Николаева. – М., 2005. – 310 с.
53. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2004. — № 4. – С.14-21.
54. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание дошкольников / С.Н. Николаева // Педагогика. — 2007. — №5. — С. 22-27.
55. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 5.
56. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
57. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. — М., 2003. — 211 с.
58. Потапова, Т. Праздник леса в детском саду: экологическое воспитание дошкольников / Т. Потапова // В мире науки. — 2007. — №1. — С. 88-89.
59. Россихина, Л.А. Формирование экологических ценностных ориентаций в процессе образования / Л.А. Россихина // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. — 2007. — №2. — С.26-29.
60. Рыжова, Н.А. Наш дом — природа: Программа экологического воспитания дошкольников / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 7.
61. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] / Н.А. Рыжова. — М.: Линка-Пресс, 2004. — 174 с.
62. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика / Н.А. Рыжова. — М., 2000.
Воспитание и самовоспитание личности вопросы
... и физического насилия; • принцип связи воспитания с жизнью, проявляющийся в учете воспитателем экономических, социальных, экологических, демографических и других условий жизнедеятельности воспитанников; ... является изменение обстановки, устранение нездоровых условий, отрицательно влияющих на воспитание детей. Воспитание как педагогическая деятельность строится на соответствующих закономерностях и ...
63. Савенкова, Л.Г. Педагогика искусства: теория и практика / Л.Г. Савенкова // Многоуровневая интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла в образовании детей и юношества.// Материалы Всероссийской конференции «Интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла в образовательных учреждениях разного типа (11-13 ноября 2009).
— М.: ИХО РАО, 2009.
64. Скоролупова, О. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании / О. Скоролупова, Н. Федина // Дошкольное воспитание. — 2010. — №5. — С. 40-46.
65. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: практическое пособие / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.
66. Тарасов, А.И. Экскурсии в лес по экологической тропе / А.И. Тарасов. – М. 1997. — 64 с.
67. Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам [Текст] / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 2007.
68. Трубайчук, Л.В. Интеграция как форма организации образовательного процесса / Л.В. Трубайчук // Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ // Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ: Материалы IX Международной научно-практической конференции, Челябинск, 2011 г. / ЧГПУ. — Челябинск: Изд-во ООО «Три кита», 2011. — С.273-277.
69. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. — М.: Академия, 2001. — 336 с.
70. Харунжев, А.А. Интеграция в образовании: теория и практика / А.А. Харунжев. — Киров: ВТГУ, 2003. — 96 с.
71. Экологическое воспитание детей: Методическое пособие для воспитателей. – Краснодар: Эдви, 1995 – 182 с.
72. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. — М.: Академия, 2008.