Абдулкаримова Г.А

УДК 372.800.4.02:373.3:378.1.02 На правах рукописи

Абдулкаримова Глюся Алимовна

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания /информатика/

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Алматы 2003

Работа выполнена в Алматинском университете им. Абая

Научный руководитель:

доктор педагогических наук,

Бидайбеков Е.Ы.

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук,

Пак Н.И.

кандидат педагогических наук,

НурмуханбетоваГ. К.

Ведущая организация:

Казахский государственный женский педагогический

институт

Защита состоится «_9__» __10_____ 2003 г. в __14.00______часов на заседании диссертационного совета К 14.65.02 в Алматинском университете имени Абая по адресу: 480012, г. Алматы, ул. Толе би, 86, физико-математический факультет АУ имени Абая, ауд.320.

С диссертацией можно ознакомится в библиотеке Алматинского университета имени Абая

Автореферат разослан «___ » _______2003г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Н.А. Талпаков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Вхождение независимой Республики Казахстан в мировое сообщество не только открывает новые возможности, но и ставит новые задачи перед образованием, решение которых должно обеспечить высокое качество обучения и воспитания молодежи. В связи с этим, перед высшей школой одной из первоочередных задач стоит подготовка высококвалифицированных преподавательских кадров, обладающих достаточными знаниями и творческими педагогическими способностями. При этом следует опираться на богатый опыт отечественного образования, прогрессивные научно-технические достижения, современные образовательные, информационные и коммуникационные технологии.

В мировой науке и практике разработке данной проблемы посвящены исследования фундаментального и прикладного характера. Работы П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Н.В.Кузьминой, П.И.Пидкасистого Н.Ф.Талызиной и др. посвящены общим принципам психолого-педагогического обучения в вузе; А.И.Бочкина, А.А.Кузнецова, Э.И.Кузнецова, М.П.Лапчика, Н.И.Пака, И.В.Роберт, М.В.Швецкого — совершенствованию методической и специальной подготовки учителя, в частности учителя информатики.

В Казахстане весомый вклад в разработку проблемы совершенствования различных видов профессиональной педагогической деятельности внесли ученые А.Е.Абылкасымова, Б.Баймуханов, Е.Ы.Бидайбеков, Ж.А.Караев, С.Кариев, Е.У.Медеуов и другие. В научных трудах Е.Ы.Бидайбекова, С.Кариева разработана концепция профессионально-педагогической направленности обучения информатике и смежных с ней дисциплин в системе специальной и методической подготовки студентов в вузе.

Обучение информатике и информационным технологиям в вузе и возникающие проблемы в связи с подготовкой педагогов к профессиональной деятельности в условиях информатизации рассматриваются в работах таких ученых, как Т.В.Добудько, Г.Г.Брусницина, С.А.Зайцева, Ш.К.Курманалина, Р.С.Абдрасилова, Г.Д.Жангисина, Л.В.Нефедова, Т.Х. Хакимова и других авторов.

В настоящее время актуализируется задача совершенствования начального образования. Именно начальная школа призвана обеспечить учащихся знаниями и навыками владения средствами информационных и коммуникационных технологий: планирование своей деятельности; поиска информации, необходимой для решения стоящей перед ним задачи; необходимыми в информационном обществе представлениями о технике, и т.д. тем самым формировать у учащихся начальной школы стиль мышления, адекватный требованиям современного информационного общества.

В школах Республики Казахстан и других государств СНГ применение компьютера в учебном процессе начальной школы осуществляется через различные виды деятельности, что получило отражение в научных трудах отечественных и зарубежных исследователей:

  • предметное применение, т.е. изучение информатики как науки и компьютера как устройства (А.А.Амирбеков, С.А.Бешенков, А.В.Горячев, С.Пейперт, А.Л.Семенов, Г.Халикова др);
  • учебное применение, помогающее изучению остальных преподаваемых предметов и дисциплин (К.Ж.Аганина Г.Г.Брусницина, Т.Ф.Сергеева, Б.Б.Кадырова, С.В.Рах, Б.Д.Сыдыков и др.);
  • орудийное применение компьютера и информационных технологий для поддержки универсальных видов учебно-познавательной деятельности: письмо, счет, коммуникация, графика, накопление и организация информации (В.А.Буцик, Ю.А.Первин, Д.В.Зарецкий и др.).

Обобщение материала публикаций показывает, что существует множество методологических, педагогических идей и достаточный опыт, использования компьютера, информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения младших школьников.

Однако, несмотря на накопленный положительный педагогический опыт обучения детей, свободу в построении учебных программ и учебных планов, зачастую студенты – будущие учителя информатики и учителя начальной школы не всегда понимают и осознают важность использования средств информатики в начальной школе; не проявляют интереса к разработке и использованию программных средств, связанных с учебным процессом; испытывают затруднения в организации учебной деятельности учащихся и не умеют оценить обучающее воздействие электронных средств учебного назначения.

Поэтому одним из аспектов решения задачи формирования умений осуществлять информационную деятельность у учащихся начальной школы, а также специфических качеств пользователя разнообразных средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий является повышение качества методической подготовки студентов – будущих учителей начальной школы и учителей информатики.

Проведенный анализ научных трудов свидетельствует о том, что никто из перечисленных выше исследователей не рассматривал комплексное использование в начальной школе средств информатики. Под средствами информатики следует понимать компьютер, программные, информационные средства. Кроме того, остались нерассмотренными вопросы выявления позитивного мирового и отечественного опыта использования средств информатики в начальной школе, роль учителя в этом и вопросы методической подготовки учителей, призванных в будущем способствовать внедрению средств информатики в младшие классы.

Обращение к теме также продиктовано стремлением найти пути формирования методических умений у студентов, будущая профессиональная деятельность которых, заключается в использовании средств информатики в начальной школе.

Таким образом, в настоящее время существует противоречие между объективной потребностью использования средств информатики при обучении младших школьников и недостаточным (низким) уровнем методической готовности учителя информатики и начальной школы к широкому использованию средств, а также отсутствием разработанных методик методической подготовки будущих учителей информатики и младших классов в области использования средств информатики в начальной школе, что и составляет проблему исследования.

В связи с необходимостью решения этой проблемы цель исследования, заключается в теоретическом обосновании и разработке методики обучения студентов университета использованию средств информатики в начальной школе.

Объект исследования – процесс методической подготовки студентов к использованию средств информатики в начальной школе.

Предмет исследования – содержание и методика подготовки студентов университета к использованию средств информатики в начальной школе.

Гипотеза исследования – если процесс методической подготовки студентов к использованию средств информатики в начальной школе осуществлять в соответствии с предложенным целенаправленно организуемым системным обучением, то возникнут условия для формирования у студентов методических знаний и умений использования средств информатики в начальной школе, что и приведет к совершенствованию процесса обучения и развития учащихся начальной школы, с использованием средств информатики.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:

  • теоретически обосновать необходимость методической подготовки студентов университета к использованию средств информатики в начальной школе;
  • развить методическую систему подготовки студентов к использованию средств информатики в начальной школе;
  • разработать критерии и показатели сформированности методических умений использования средств информатики в начальной школе у студентов вуза;
  • экспериментально обосновать справедливость выдвинутой гипотезы.

Методы исследования: анализ методологической, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение, беседы и анкетирование студентов, учителей школ; изучение, анализ и обобщение передового опыта работы школьных учителей; практическое и экспериментальное преподавание; методы математической обработки данных.

Этапы исследования:

На первом этапе исследования (1995-1997 гг.) была осуществлена теоретическая разработка проблемы, на основе изучения работ ученых и педагогов по вопросам обучения информатике и использования информационно-коммуникационных технологий в начальной школе. Проведенные на этом этапе диагностические работы позволили выявить тот факт, что существующий уровень методических знаний, умений и практических навыков использования средств информатики в начальной школе у студентов не отвечает современным требованиям. Такой же результат был получен и во время прохождения студентами педагогической практики. Проанализированный опыт работы со студентами старших курсов выявил не только уровень их специальной и методической подготовки, но и трудности, при использовании средств информатики в обучении младших школьников.

На этом же этапе была выявлена необходимость использования новых методических подходов при обучении студентов и расширения блока методических дисциплин введением новых специальных курсов.

Второй этап (1997-1998 гг.) носил опытно-экспериментальный характер. Его цель — накопление опыта по применению средств информатики на занятиях в начальной школе, а также на основе выработанных принципов разработка учебных программ для преподавания специальных курсов. Для обеспечения возможности более полной реализации предлагаемых специальных курсов разработаны учебно-методические рекомендации по организации обучения, задачи к темам, программные средства.

На третьем этапе (1998-2002 гг.) был проведен формирующий эксперимент для проверки эффективности разработанной методики. На основе полученных результатов были скорректированы теоретические положения и выводы исследования. Результаты исследования были оформлены в виде диссертационной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующих основных положениях:

  • теоретически обоснованы необходимость и целесообразность методической подготовки студентов к использованию средств информатики в начальной школе;
  • разработана система специальных курсов для студентов физико-математического и психолого-педагогического факультета «Использование средств информатики и новых педагогических технологий в учебном процессе начальной школы» и «Информатика и методика использования средств информатики в начальной школе»;
  • разработаны критерии и показатели сформированности методических умений использования средств информатики в начальной школе.

Практическая значимостьисследования состоит в том, что его результаты: учебно-программный материал, рекомендации по использованию средств информатики, программные средства учебного назначения, разработанные для обучения студентов и для применения в учебном процессе начальной школы могут быть использованы при методической подготовке будущих учителей начальной школы и учителей информатики, а также преподавателями вузов, методистами, учителями начальной школы.

На защиту выносятся:

  • теоретическое обоснование необходимости и целесообразности методической подготовки студентов университета к использованию средств информатики в начальной школе;
  • содержание системы специальных курсов по методической подготовке студентов университета к использованию средств информатики в начальной школе;
  • критерии и показатели сформированности методических умений использования средств информатики в начальной школе.

Обоснованность научных выводов и достоверность результатов исследования, подтверждаются методологической обоснованностью исходных позиций, логичностью научного аппарата, сочетанием комплекса методов исследования, адекватных целям и задачам диссертационной работы.

Экспериментальной базой данного исследования явились физико-математический факультет, психолого-педагогический факультет АГУ имени Абая, физико-математический факультет Семипалатинского государственного университета им. Шакарима.

Апробация. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры информатики и прикладной математики АГУ им. Абая; на межфакультетском научном, научно-методическом семинаре «Информатизация образования и проблемы обучения» (Алматы, 1997-2002 гг.); на международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию АГУ им. Абая (Алматы, 1998 г.); на международной научно-методической конференции «Математическое моделирование и информационные технологии в образовании и науке» (Алматы, 1998 г.); на республиканской конференции «Компьютеризация образования: проблемы и перспективы» (Алматы, 1998 г.); на II международной научной конференции по проблемам дифференциальных уравнений, анализа и алгебры (Актобе, 1999 г.); на научно-практической конференции «Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс общеобразовательной школы, ПТЛ и ПТШ» (Алматы, 1999 г.); на международной научно-практической конференции «Дистанционное образование в республике Казахстан: анализ опыта и перспективы развития», (Алматы, 2001 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, рисунков, таблиц, приложений. Структура и содержание определены логической последовательностью решения поставленных задач исследования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность проблемы, определены цель, объект и предмет исследования, сформулированы гипотеза и задачи исследования, описаны использованные методы, показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, обоснованность и достоверность результатов исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту, приведены сведения об апробации результатов исследования.

В первом разделе «Теоретические основы методической подготовки студентов университета к использованию средств информатики в начальной школе» приведен анализ направлений использования средств информатики в обучении и развитии младших школьников. Использование может осуществляться на разных уровнях обучения, с учетом возможностей учебной техники, программного обеспечения и педагогической цели:

  • как средство развития ребенка;
  • как объект изучения в пропедевтическом курсе информатики;
  • как средство для обучения различным дисциплинам, инструмент поддержки предметных уроков и других видов занятий (компьютер используется фрагментарно при изучении материалов курса);
  • как средство для реализации различных видов учебно-познавательной деятельности (выполнение учебных и реальных задач);
  • как средство для создания новых интегрированных курсов по различным предметным областям (качественно меняется технология обучения, компьютер регулярно используется при изучении материалов курса).

Средства информатики в начальной школе используются в различных направлениях, характеризующих разные стороны процесса информатизации начальной школы. И такое многообразие является положительным, учителю необходимо быть готовым реализовывать любое из этих направлений в своей педагогической деятельности.

Методическая подготовка будущего учителя должна включать в себя овладение новыми педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями, навыками организатора самостоятельной активной деятельности учащихся. Такая роль значительно сложнее, по сравнению с ролью учителя при традиционном обучении, и требует высокого уровня мастерства.

Таким образом, методическая подготовка студентов к использованию средств информатики в начальной школе становится одной из актуальных проблем содержания подготовки учителя в вузе.

Структуру методической подготовки в вузе, как целенаправленно организуемое системное обучение, обеспечивающее готовность к профессиональной методической деятельности можно изобразить в виде схемы, где каждый уровень опирается на более низкий уровень (рисунок 1).

В первом разделе исследования проанализированы понятия средства информатики, использование средств информатики в начальной школе.

В научных разработках (Роберт И.В., Бешенков С.А., Григорьев С.Г. и др.) под средствами информатики и информационно-коммуникационных технологий понимают интеллектуальные (алгоритмические), программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе средств микропроцессорной техники (Рисунок 2).

учебно-исследовательская работа

выпускная работа

педагогическая практика

индивидуальные учебно-практические занятия

консультации

инструментальное использование средств информатики

лекции по методическим дисциплинам

курсовые работы

практические и лабораторные занятия

специальные курсы

специальные семинары

специальные практикумы

курс методики преподавания информатики

Рисунок 1 — Структура методической подготовки студентов вуза.

Особое внимание при этом в исследованиях уделяется возможностям использования средств информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), реализация которых создает предпосылки для интенсификации процессов изучения основ наук: интерактивность, обратная связь между пользователем и средством ИКТ; компьютерная визуализация информации как реальной, так и виртуальной; использование больших объемов информации с возможностью ее передачи, легкого доступа и обращения к информационному ресурсу (в том числе Интернет); автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.

Таким образом, обучение средствами информатики в начальной школе – это деятельность, направленная на сбор, обработку, применение и передачу информации, осуществляемую участниками образовательного процесса (обучающийся, обучаемый, обучающий, средство обучения, функционирующее на базе информационно-коммуникационных технологий), и в тоже время обеспечивающая психолого-педагогическое воздействие, ориентированное на развитие индивида, формирование системы знаний определенной предметной области, комплекса умений, навыков осуществления учебной деятельности.

Средства информатики

Программные средства

  • Программные системы и комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, инструментальные пакеты разработки прикладного программного обеспечения, в том числе и реализованного в сетях, пакеты прикладных программ и пр.
  • Общие (офисные приложения)
  • Измерения и управление физическими объектами и процессами
  • Информационное пространство
  • Виртуальные конструкторы
  • Структурирования процесса учения (электронные учебники, обучающие программы и др.)

Аппаратные

средства

  • Комплекты оборудования для ПЭВМ всех классов;
  • Периферийные средства:

устройства ввода

устройства вывода

устройства управления

средства связи;

средства и устройства манипулирования и транслирования текстовой, графической, аудиовизуальной информации;

  • Средства архивного хранения информации;
  • Устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно;
  • Системы компьютерной графики и анимации;
  • Системы представления и использования цифровой аудиовизуальной информации и др.

Сети

  • Локальная
  • Внешняя

Интеллектуальные средства

  • Система интеллектуальных методов, приемов и технологий, обеспечивающих решение задач из данной предметной области при помощи средств микропроцессорной техники.

Рисунок 2 — Средства информатики и информационно-

коммуникационных технологий.

Под методической подготовкой будущего учителя к использованию средств информатики в начальной школе понимают целенаправленно организуемое системное обучение, обеспечивающее освоение теоретических основ, методологических знаний и профессионально-практических способов осуществления процесса обучения и развития учащихся начальной школы, с помощью средств информатики.

Все вышеизложенное приводит к необходимости разработки системы специальных курсов, направленных на формирование у студентов умений: анализировать литературу по предмету, отбирать необходимый учебный материал для конкретного урока с использованием средств информатики, конструировать предметное содержание данного урока, исходя из поставленных целей, организовывать различные виды деятельности учащихся начальной школы с использованием компьютера, оценивать знания школьников.

Кроме указанных теоретических исследований в первом разделе диссертационной работы определяется система методических принципов для отбора содержания системы специальных курсов по подготовке учителя (в том числе и начальных классов) к квалифицированному использованию средств информатики в своей профессиональной деятельности.

Наряду с принципами отбора содержания постулируются положения, согласно которым происходит формирование методической готовности к использованию средств информатики в начальной школе. Определяются требования к содержанию подготовки студентов по специальности «учитель информатики».

Во втором разделе «Методика формирования методической готовности студентов университета к использованию средств информатики в начальной школе» раскрыты пути реализации методической подготовки студентов на примере системы специальных курсов для студентов физико-математических специальностей и для студентов психолого-педагогического факультета по двум компонентам методической системы обучения: по содержанию специальных курсов и по методике изложения. Исследуются методические вопросы организации обучения.

Абдулкаримова Г.А — Стр 2

Цель системы специальных курсов заключается в усилении теоретической базы в плане углубления, расширения и интеграции знаний. Они направлены на развитие методических умений у студентов. Выпускник педагогического вуза должен владеть умением из всего многообразия инновационных направлений современной дидактики, а также из всех возможностей, которые предоставляют современные средства информатики выбрать те, которые способствовали бы формированию у обучающихся определенных качеств личности.

В исследовании представлены программы новых специальных курсов для студентов университета «Информатика и методика использования средств информатики в начальной школе» и «Использование средств информатики и новых педагогических технологий в учебном процессе начальной школы. Содержание системы курсов построено в соответствии с отобранными принципами и результатами педагогических исследований в этой области.

В системе специальных курсов необходимые методические умения и навыки могут быть выработаны на практических, семинарских и лабораторных занятиях. Предложена система учебно-методических заданий, ориентированных на формирование и развитие у будущего учителя умений по решению задач обучения и использования средств информатики в начальной школе. По каждой теме определены цели, сформулированы соответствующие учебные задания, разработаны методические задачи, приведены указания к заданиям.

Методические задачи – действенное средство активизации познавательной деятельности студентов; совершенствования их мыслительных операций, а также формирования профессиональных качеств будущего учителя.

Анализ различных ситуаций на занятиях, активный поиск путей их решения способствуют формированию у студентов умений применять методы познания педагогических явлений и процессов, также способствуют более глубокому и осмысленному усвоению методических знаний теоретического характера.

Приобщение будущего учителя к решению методических задач, направлено на формирование у студента умений использования средств информатики в учебном процессе начальной школы. Например, студентам, предлагается выполнить следующие типы заданий:

  • проанализировать степень доступности для учащихся формулировок заданий, уровни «подсказок», в том случае, если учащийся затрудняется в выполнении заданий, в обучающих программах различных типов;
  • проанализировать дидактические возможности педагогического программного средства, разработать методические рекомендации к использованию его на уроке;
  • проанализировать возможности ресурсов Интернет, для поддержания статуса современного учителя.

В настоящее время решение проблемы эффективного применения средств информатики в обучении младших школьников упирается в подготовку качественного программного обеспечения. С одной стороны, разрабатываются программы, в которых с максимальной полнотой реализуются дидактические возможности компьютера, с другой, — катастрофически растет число примитивных обучающих программ тренировочного, натаскивающего характера, делающих упор на механическое запоминание. В связи с этим на первый план выдвигается проблема разработки критериев определения эффективности самих программных средств учебного назначения (Бидайбеков Е.Ы., Гриншкун В.В., Роберт И.В.).

Изучение этих проблем способствует актуализации теоретических знаний и побуждает к практическому использованию средств информатики в учебном процессе начальной школы.

Проектирование программных средств, одно из направлений работы со студентами при формировании методических умений. Комплекс требований, которым должны удовлетворять содержание информационного материала, технологические средства, предоставляемые современными информационно-коммуникационными технологиями, также являются предметом изучения специального курса для студентов университета.

Для знакомства с основными психолого-педагогическими, технико-технологическими, эстетическими и эргономическими требованиями, соответствие которым должно соблюдаться как при оценке, так и при проектировании программных средств учебного назначения было создано электронное пособие «Педагогические возможности использования и проектирования программных средств».

Указанные в электронном пособии правила проектирования компьютерных программ строятся на основе обобщенных наиболее прогрессивных положений различных отечественных и зарубежных теорий обучения. Рассмотренные в пособии дидактические аспекты разработки программных средств для детей, а также критерии оценки их эффективности построены на основе дидактического подхода к решению проблем обучения. Такой подход предусматривает выявление и использование закономерностей процесса обучения с учетом специфических условий применения в нем средств информатики.

В ходе опытно-педагогической работы было видно, что студенты, прослушавшие курс, на педагогической практике стремятся к применению средств информатики, ими проведены занятия с младшими школьниками с использованием программных средств учебного назначения, разработанными самостоятельно, что повышает эффективность их педагогической деятельности.

Таким образом, семинарские и практические занятия по специальным курсам базировались на темах отражающих не конкретное тематическое планирование уроков и не конкретных способах использования средств информатики в начальной школе, а на наиболее устойчивых, инвариантных разделах школьных курсов, место для которых, в условиях конкретного тематического плана, учитель может определять по своему усмотрению.

Можно сделать вывод, что содержание системы специальных курсов, разработанные учебные и программные средства, способствуют формированию знаний и умений, обеспечивающих использование средств информатики в начальной школе. Этот вывод сделан на основе экспериментального внедрения системы специальных курсов в учебно-воспитательный процесс АУ имени Абая.

С целью определения исходного состояния готовности студентов к использованию средств информатики в учебном процессе начальной школы нами был организован констатирующийэксперимент.

На этом этапе изучался опыт работы по использованию средств информатики на уроках начальной школы. Занятия со школьниками, опросы преподавателей показали низкую эффективность использования средств информатики, связанную с неподготовленностью учителей информатики и начальной школы к их использованию в учебном процессе.

Создание эффективной системы такой подготовки – основная цель проведения поисковогоэксперимента. Для реализации этой цели были проанализированы действующие учебные планы и теоретически обоснована система непрерывной подготовки студентов к использованию средств информатики в обучении.

Для внедрения предложенных программ совместно со студентами разработаны программно-методические средства «Я начинаю учиться», «Логические задачи», текстовый редактор «АБС», графический конструктор «Кристаллик». Программные продукты, прошли экспериментальную проверку в учебном процессе школ. Опытные занятия, проводимые в школах №№ 130, 28, 12 города Алматы, школе №35 города Семипалатинска, работавших с программно-методическими средствами, анкетирование учителей-предметников, подтвердили принципиальную реализуемость разрабатываемого комплекса и позволили наметить пути его дальнейшего совершенствования. Также к эксперименту были привлечены учителя английского и казахского языков и рисования для проведения открытых уроков с применением разработанных программно-методических средств. Дополнительно студентами были разработаны методические рекомендации к готовым электронным курсам английского языка для использования возможностей компьютера при обучении младших школьников (звук, графика, анимация, возможность использования микрофона для осуществления обратной связи)

На этапе формирующего эксперимента была поставлена цель проверить эффективность разработанной программно-методической базы реализации курсов на основе учебного материала для обучаемых, а также учебно-методических задач, программного обеспечения и предложенной методики формирования методической готовности студентов к использованию средств информатики в начальной школе. Было осуществлено экспериментальное обучение студентов, пополнены средства и формы проведения практических и лабораторных занятий.

Результаты эксперимента убедительно свидетельствуют, что экспериментальное обучение обеспечивает максимальное усвоение учебного материала, формирует методические знания и умения у студентов по использованию средств информатики в учебном процессе начальной школы, способствует развитию самостоятельности, творчества и мастерства у студентов вуза. (Таблица).

Эффективность исследуемой готовности к использованию средств информатики в начальной школе также определялась уровнем качества подготовки учащихся, как главного показателя результативности труда учителя.

Анализ работ позволил сделать вывод о том, что средний бал учащихся, уровень владения учебно-познавательными умениями, качество знаний, их прочность, осмысленность, глубина и др. выше в тех классах, где учащиеся систематически использовали средства информатики в своей деятельности. При определении уровня готовности учителя выяснилось, что они имеют высокие уровни исследуемой готовности. Это подтверждает предположения, что уровень методической готовности к использованию средств информатики в начальной школе учителя положительно влияет на развитие личности ребенка.

Таблица — Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию методической готовности у студентов.

Сроки проведения эксперимента

Группы

Количество студентов

Число студентов, по уровням сформированности методической готовности к использованию средств информатики в начальной школе

репродуктивный уровень

средний уровень

достаточный. уровень

высокий уровень

1997-1998

учебный год

контрольная

13

5

4

2

2

экспериментальная

25

0

6

4

15

1998-1999

учебный год

контрольная

10

2

4

2

2

экспериментальная

24

1

2

4

17

1999-2000

учебный год

контрольная

20

3

3

5

9

экспериментальная

27

0

1

9

17

Итого

контрольная

31

10

11

6

4

экспериментальная

76

1

9

17

49

В целом, экспериментальная проверка результативности разработанной методики, анализ отдельных результатов показали действенность всех концептуальных положений и сформулированной гипотезы исследования, связанных с повышением эффективности как системного познания младшими школьниками средств информатики, так и качеством подготовки выпускников вузов.

В заключении диссертации подведены итоги исследования, изложены выводы и рекомендации по итогам опытно-экспериментальной работы, определены перспективы дальнейших исследований.

На основе разработанных теоретических положений и итогов опытно-экспериментальной работы можно сделать следующие выводы и рекомендации:

  • необходимость обновления методической подготовки студентов связана с изменяющимся характером и современными условиями развития средств информатики (аппаратных, программных, информационных), а также педагогическими возможностями их использования в образовательном процессе начальной школы;
  • формирование методической готовности к использованию средств информатики в начальной школе возможно лишь при организации целенаправленной, заранее спланированной и подготовленной работы;
  • использование разработанной системы обучения, методики диагностики, методических умений студентов, учебного и программного материала, учебно-методических задач и электронного пособия в учебном процессе вуза; подготовленные рекомендации для организации и осуществления методической подготовки студентов университета к использованию средств информатики в начальной школе позволяют формировать исследуемую готовность в процессе подготовки студентов в университете;
  • уровень методической готовности к использованию средств информатики в начальной школе связан с результатами деятельности: чем выше уровень искомой готовности, тем лучше результаты деятельности, а именно – выше показатели состояния педагогического процесса и уровень развития учащихся;
  • педагогическая эффективность полученных в ходе исследования содержательных и методических разработок доказана экспериментально.

Выполненное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы совершенствования методической подготовки студентов к использованию средств информатики в начальной школе, однако мы считаем, что разработанный нами курс является средством формирования методических знаний и умений использования средств информатики в начальной школе у студентов университета.

Перспективы исследования, на наш взгляд, заключаются в расширении и развитии содержания методической подготовки, с учетом достижений в области средств информатики.

Основные положения и результаты исследования отражены в публикациях:

  1. К компьютеризации начальной школы // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию АГУ им. Абая «Тенденции и стратегия непрерывного педагогического образования» Алматы, 1998, С. 191-195. (В соавторстве с Бидайбековым Е.Ы.).
  2. Спецкурс по методике преподавания информатики в начальном образовании // Материалы международной научно-методической конференции «ММИТОН» Алматы, 1998, С. 122. (В соавторстве с Бидайбековым Е.Ы.).
  3. Программные средства в системе начального образования // Материалы международной научно-методической конференции «ММИТОН» Алматы, 1998, С.115. (В соавторстве с Лисица Е.Т., Елдышевой О.В.).
  4. О раннем образовании в области информатики // Материалы Республиканской конференции «Компьютеризация образования: проблемы и перспективы», Алматы, 1998, С.78.
  5. Программное средство учебного назначения “Я начинаю учиться” // Материалы городского конкурса по программно-методическому обеспечению информатизации системы среднего образования. Алматинский городской институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Алматы, 1998, С.13-16. (В соавторстве с Давлетьяровой Ш.М.)
  6. Требования к уровню подготовки студентов в современных условиях // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы вычислительной математики и ИТ» Алматы, 1999, С.24-25.
  7. Методическая подготовка специалистов совмещенного с информатикой профиля // Материалы международной научной конференции «Проблемы дифференциальных уравнений, анализа и алгебры» Актюбинск, 1999, С.147.
  8. Оºу процесiнде акпараттыº технологияны пайдалану¹а университет студенттерiн дайындау // Материалы республиканской научно-практической конференции «Внедрение новой информационной технологии в учебный процесс общеобразовательной школы, ПТЛ и ПТШ» Алматы, 1999, С.31. (В соавторстве с Халиковой Г.З.).
  9. Бастауыш мектептегi информатика саба¹ы // Бастауыш мектеп 2000, №1. С.27-30. (В соавторстве с Давлетьяровой Ш.М.).
  10. Оºу процесiн компьютерлендiру жа¹дайында болашаº м½¹алiмдердi ¸дiстемелiк дайындау // ИФМ 1999, №5, С 12-14. (В соавторстве с Халиковой Г.З.).
  11. Педагогическая практика в высшем учебном заведении (для студентов по специальности «информатика»): Учебно-методическое пособие на казахском и русском языках Алматы, АГУ им. Абая, 1999, 102 с. (В соавторстве с Халиковой Г.З.).
  12. Бастауыш мектептегi оºу процесiнде компьютерлiк техниканы пайдалануды»негiзгi ба¹ыттары // Бастауыш мектеп 2000, №2, С.18-22.
  13. Система подготовки студентов к педагогической деятельности учителя информатики. // Вестник АГУ им.Абая. Серия физико-математическая 2001, №1(3), С.5-9.
  14. Организация учебного процесса предмета информатики в условиях дистанционного образования // Материалы международной научно-практической конференции «Дистанционное образование в республике Казахстан: анализ опыта и перспективы развития» — Алматы, 2001, С. 125. (в соавторстве с Кудебаевой Г.С.)
  15. Методическая подготовка преподавателей информатики // Вестник АГУ им.Абая. Серия физико-математическая 2001, №2 (4), С.2-4.
  16. Использование метода проектов при изучении Microsoft Office // Вестник АГУ им.Абая. Серия физико-математическая 2002, №1(5), С.10-14. (В соавторстве с Абдильдаевой А.).
  17. Информатика и средства информатики в начальной школе: Учебно-методическое пособие – Алматы: АГУ им.Абая 2002, 80 с. (В соавторстве с Бидайбековым Е.Ы.)
  18. Изучение издательской системы PageMaker на уроках информатики. Вестник АГУ им.Абая. Серия физико-математическая 2002, №2(6), С. 6-19 (В соавторстве с Пак Я., Кутищевой Ю.)
  19. Проверка эффективности методической подготовки студентов к использованию средств информатики в начальной школе // Вестник АГУ им.Абая. Серия физико-математическая 2002, №2(6), С. 3-6.
  20. Microsoft Office-тi ¾йренуде жобалыº ¸дic – т¸сiлiн пайдалану // Информатика негiздерi 2002, №5, С.11-12.
  21. Подготовка студентов к использованию средств информатики в начальной школе // Iзденистер, н¸тижелер – Исследования и результаты (КазНАУ) (в печати).