Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Владимирский государственный гуманитарный университет»
Методические рекомендации
Владимир 2009
УДК 15
ББК 88.840
Нефёдова, А.В. Психолого-педагогическая характеристика личности школьника: Методические рекомендации. – Владимир: ВГГУ, 2009. — 40 с.
Методические рекомендации предназначены для студентов 4-х курсов педагогических специальностей Владимирского государственного гуманитарного университета, проходящих производственную практику в средних общеобразовательных школах.
Рецензенты:
С.А.Цветков, кандидат психологических наук, доцент факультета управления Российской академии государственной службы при Президенте РФ
Л.А.Дубровина, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии ВГГУ
Ответственный за выпуск:
В.С.Ивашкин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии ВГГУ
Печатается по решению Редакционно-издательского совета ВГГУ
© ГОУ ВПО «Владимирский государственный гуманитарный университет», 2009
Пояснительная записка
Данные методические рекомендации предназначены для студентов 4 курса педагогических специальностей факультетов ВГГУ, проходящих педагогическую практику и направлены на оказание помощи студентам при выполнении одного из заданий по психологии – написании психолого-педагогической характеристики личности школьника. В методической разработке представлен обзор основных исследовательских методов, которые могут быть использованы студентами при изучении личности школьника, дана примерная схема написания характеристики. В приложение включен ряд конкретных психодиагностических методик, с помощью которых студент-практикант может исследовать познавательную сферу личности учащегося, школьную мотивацию, а также его индивидуально-психологические особенности.
Методические рекомендации кафедры психологии по выполнению и ...
... в порядке появления ссылок на них в тексте основных разделов. 2.3. Рекомендации по оформлению курсовой работы. Курсовая работа выполняется на стандартных листах формата ... 021-8. Книга из многотомного издания Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4. Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. — М. : Педагогика, 1984. — 432 с. Журнальная ...
Цель педагогической (производственной) практики: освоить педагогическую деятельность в рамках обучения школьников конкретному учебному предмету (с учетом специфики факультета).
Задачи:
- актуализация теоретических знаний по психологии и использование их в практической деятельности;
- формирование умений и навыков педагогического общения;
- формирование умений логичного преподнесения учебного материала с учетом психологических закономерностей процесса усвоения и возрастных особенностей учащихся;
- формирование умений и навыков изучения индивидуально-типологических и личностных особенностей учащихся для обеспечения индивидуально-психологического подхода.
- углубление и закрепление умений и навыков использования методов психологического изучения личности (наблюдения, опроса, тестирования, анализа продуктов деятельности и др.) с целью диагностики и проектирования развития и воспитания учащихся;
- приобретение умений и навыков обработки результатов психологического исследования, их анализа, формулировки выводов, разработки рекомендаций по решению конкретных психолого-педагогических задач.
Познание других – сложный процесс, поскольку личность нужно изучать в развитии, в динамике. Для того чтобы сделать достоверные выводы, нужно накопить большой фактический материал, используя разные методы психологического исследования. При этом следует иметь в виду, что изучать личность необходимо, как наблюдая внешние проявления речевого и неречевого поведения и деятельности, взаимодействие учащихся, так и раскрывая их внутренние мотивы, поскольку одна и та же внешняя форма поведения может иметь различное психологическое содержание. Лишь зная истинные мотивы деятельности, поведения, можно предвидеть действия учеников в определенных ситуациях и условиях.
Общая характеристика методов исследования Наблюдение
Наблюдение за личностью ученика – целенаправленное, проводимое в соответствии с заранее разработанным планом, восприятие и фиксация особенностей поведения, деятельности учащегося или коллектива, характеризующих его личность для последующего анализа и интерпретации этих проявлений. Наблюдение как метод изучения учащегося должно использоваться на уроке и во внеклассной работе. Данные наблюдения лучше всего фиксировать в дневнике (вести упорядоченные записи наблюдаемых особенностей поведения и деятельности в виде протоколов).
Образец протокола наблюдения
Объект. Ф. И. О.______________ Класс ________ Возраст __________ Пол ______
Время наблюдения |
Условия, в которых проводится наблюдение |
Что наблюдали (проявляемые индивидуальные особенности) |
Интерпретация данных наблюдения |
|
|
|
|
Наблюдения на уроке. Наблюдая за ответами, поведением учащихся на уроке, Вы сможете определить уровень их знаний по предметам, особенности познавательной деятельности; готовность к сотрудничеству друг с другом и с педагогом, характер межличностных отношений. Например, по содержательности ответа ученика на уроке, последовательности, логичности изложенного им материала, по скорости усвоения учебного материала, готовности отвечать на вопросы учителя, качеству воспроизведения знаний можно судить об уровне подготовки ученика по предмету, доминировании логической или механической памяти, гибкости и подвижности ума, особенностях внимания ученика, темперамента и т. д. Ответы учеников, вопросы, которые он задает учителю, могут служить показателями не только глубины его знаний, но и любознательности, оригинальности мышления, критичности ума, наличия чувства юмора и т. д.
Поведение учащихся во время их ответов (например, стремление исправить ответ, безразличие к ответу товарища, стремление подсказать, занятие чем-то посторонним), поведение во время объяснения учителем нового материала могут свидетельствовать об отношении школьников к предмету, к учителю, к классу, о наблюдательности учеников, их познавательной активности, дисциплинированности, скромности или заносчивости, об особенностях темперамента школьника, межличностных отношениях в классе и т. д.
Много информации об ученике дает изучение его речи и общения. В речи школьников проявляется не только уровень их знаний и мышления (содержательность, логичность, убедительность, понятность речи), но и отношение к учителю, к предмету (равнодушие к предмету или увлеченность им), к коллективу класса, а также волевые качества личности (уверенность в себе, самообладание, решительность) или противоположные качества. В речи школьников проявляются и особенности его темперамента, уверенности в себе, отношение к другим учащимся и т. д.
Наблюдение за учащимися во внеучебное время. В результате этих наблюдений Вы сможете зафиксировать:
отношение учащегося к общественной работе – инициативное, добросовестное или формальное (недобросовестное) выполнение общественных поручений;
отношение к труду (участие в трудовой деятельности по собственному желанию или по принуждению, ответственное или безответственное отношение к порученному делу, наличие или отсутствие чувства долга, готовности оказать помощь друг другу);
характер межличностных отношений в классе (уважают ли мнение друг друга, готовы ли оказать помощь, поддержку);
отношение школьников к товарищам (считается ли он с мнением ребят, уважает ли их или относится пренебрежительно);
отношение к учителям (избирательное отношение к разным учителям, реакция на их предложения, замечания, оценки, манера общения со взрослыми и т. д.).
Наблюдение за классом во внеучебное время позволит выявить идеалы, стремления, интересы учащихся, наличие микрогрупп, избирательность круга общения, лидеров, способных объединять ребят для выполнения какой-то работы, а также нравственные, эмоционально-волевые свойства учащихся (целеустремленность, настойчивость, принципиальность и др., доминирующие эмоциональные состояния, коммуникативные умения), доминирующий психологический климат коллектива класса.
Дополнить и уточнить данные, полученные методом наблюдения, можно в процессе беседы.
Беседа
Беседа – это целенаправленный разговор с учащимися, учителями, родителями с целью выявить их мнение об интересах, возможностях, мотивах деятельности и поведения учащегося или коллектива класса, отношении учащихся к себе и другим.
К беседе нужно хорошо подготовиться: заранее продумать основные и дополнительные вопросы, которые должны соответствовать целям и задачам изучения личности школьника или классного коллектива. Главное условие успешного проведения беседы – создание доверительной атмосферы, положительного эмоционального контакта со школьниками. Обычно рекомендуется начинать беседу с общих, нейтральных, вопросов, а затем постепенно приближать содержание беседы к конкретным вопросам, которые интересуют студента-практиканта.
В процессе беседы с учащимися можно выявить:
- какие учебные предметы они больше всего любят (какие не нравятся и почему);
- чем занимаются в свободное время, посещают ли какие-либо кружки, секции;
- с кем дружат и что их привлекает в друзьях, что не нравится;
- какие особенности личности им не нравятся и какие стремления хотели бы у себя развить;
- как относятся к коллективу класса, его традициям, эталонам поведения;
- есть ли в классе микрогруппы и как они взаимодействуют между собой;
- что считает самым интересным и важным в жизни.
Беседа с классным руководителем и другими учителями позволяет выявить:
- мнение учителей о способностях, уровне притязаний, возможностях учащихся и коллектива класса;
- особенности интеллектуального развития, памяти, внимания, воображения изучаемого учащегося или интеллектуальный потенциал классного коллектива;
- наличие интереса к знаниям, отношение к учебе, общественной работе;
- отношение учащихся друг к другу, учителям, родителям, учебной и трудовой деятельности, трудовые традиции класса;
- доминирующие эмоциональные состояния на уроке как отдельных учащихся, так и коллектива класса;
- умение коллектива класса общаться, стремление школьников понять друг друга.
Беседуя с друзьями учащегося и одноклассниками, можно выявить их мнение:
- об особенностях коллектива класса;
- о чертах характера учащихся, проявляющихся в отношениях к другим (доброжелательности – недоброжелательности, справедливости – несправедливости, правдивости – лживости, принципиальности – беспринципности, бескорыстности – корыстности, хитрости и т. д.);
- об отношении ученика к себе (уверенность – неуверенность, скромность – зазнайство, чувство собственного достоинства – отсутствие самоуважения, уровень самооценки (завышенный, адекватный, заниженный) и т. д.;
- эмоционально-волевых особенностях (решительность – нерешительность, самостоятельность – внушаемость, настойчивость – упрямство, целеустремленность – разбросанность, веселость – угрюмость, оптимизм – пессимизм, застенчивость – развязность);
- отношение к нему других учащихся (пользуется авторитетом или нет, за что его уважают или не уважают, есть ли у него настоящие друзья и т. д.).
Анкетирование
Анкетирование – это письменный опрос, направленный на выявление мнения опрашиваемых об интересующих нас особенностях личности учащегося или классного коллектива. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых связан с целью исследования. Вопросы могут быть открытыми, позволяющими ученику свободно, по своему усмотрению отвечать на них, закрытыми, допускающими обычно ответы типа «да» или «нет», полуоткрытыми. С помощью анкетного опроса можно выяснить мнение учащихся об их способностях, отношение человека к себе, выявить ценностно-ориентировочное единство класса как показатель его сплоченности, доминирующие эмоциональные состояния в коллективе и т. д.
Тестирование
Тест — это задание, выполнение которого после количественной и качественной обработки позволяет выявить уровень развития свойств, качеств личности, определенного психического процесса, состояние личности. Тесты должны быть научно обоснованны, надежны, валидны. По содержанию тесты могут быть сведены в несколько групп: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений, личностные тесты и другие. Личностные тесты предназначены для изучения мотивации, интересов, ориентаций, эмоционального склада и т. д. К личностным тестам можно отнести тесты-опросники, например, тест-опросник Шмишек (диагностирует акцентуации характера), опросник САН и др.
Анализ продуктов деятельности
Владение этим методом помогает получать информацию об учащихся, основываясь на анализе их учебной работы, а также специально подбирая задания. Например, анализируя сочинение, учитель может с определенной вероятностью сделать вывод о литературных способностях ученика, уровне развития запаса слов, особенностях мышления. Анализ контрольной работы по математике, а также рисунков, чертежей может создать представление о его индивидуально-психологических особенностях (отношении к предмету, способностях, уровне мышления, аккуратности и т. д.).
Содержание задания по психологии: письменная психолого-педагогическая характеристика личности школьника.
Направленность задания по психологии предусматривает всестороннее изучение личности учащегося с помощью разнообразных методов: беседы, наблюдения, изучения школьной документации, анализа продуктов деятельности, психодиагностических методик.
В качестве отчетной документации студентам необходимо представить целостную характеристику личности учащегося, составленную на основе эмпирических данных, полученных в результате использования вышеперечисленных методов. Характеристика обязательно должна завершаться выводами и рекомендациями.
Примерная схема изучения личности школьника и составления психолого-педагогической характеристики (с перечнем возможных методов) дана ниже.
Примерная схема изучения личности школьника и составления психолого-педагогической характеристики
I. Общие данные: (использовать методы: изучение документации; беседа с учащимся, учителями, родителями).
Фамилия, имя; дата рождения; класс; общее физическое развитие; состояние здоровья; условия жизни и быта в семье. Взаимоотношения членов семьи. Правильность основной линии семейного воспитания.
II. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе: (использовать методы: беседа с учащимся, учителями, родителями, одноклассниками; наблюдение).
1. Общая характеристика класса (общее развитие учащихся, воспитанность, традиции и требования классного коллектива).
- Положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем определяется это отношение).
- Отношение к одноклассникам (любит ли их, равнодушен к ним, не любит, дорожит ли мнением коллектива, с кем дружит и на чем основана дружба, бывают ли конфликты с ребятами, в чем их причина).
- Доволен ли своим положением в коллективе и какое положение хотел бы занять?
- Дорожит ли пребыванием в школе (что особенно ценит в ней?)
- Отношение к воспитателям и учителям (есть ли контакт, любит, уважает их).
III. Учебная деятельность: (использовать методы: изучение документации; анализ продуктов деятельности; беседа с учащимся, учителями, родителями, одноклассниками; наблюдение, психодиагностические методики).
1. Успеваемость (преобладающие отметки, одинаково или неодинаково успевает по разным предметам).
Уровень знаний.
2. Развитие речи (запас слов, начитанность, образность, эмоциональность речи, умение выразить свою мысль письменно и устно).
3. Интерес к знаниям и отношение к учению (с интересом ли учится, к каким предметам проявляет интерес, отношение к отметке, к похвале или порицанию учителя и родителей, основной мотив учебной деятельности).
4. Развитие познавательной сферы: (использовать методы: наблюдение, психодиагностические методики)
А) особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению);
Б) осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления;
В) уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти (заучивает механически или осмысленно, владеет ли приемами преднамеренного запоминания, какова быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения, индивидуальные особенности памяти);
Г) развитие мышления (различает ли существенные и второстепенные для наличной ситуации признаки предметов и явлений, каков уровень усвоения абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения);
Д) развитие воображения (богатство воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности).
5. Умение учиться (организованность, умение самостоятельно работать с книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и пр.).
IY. Трудовая деятельность: (использовать методы: беседа с учащимся, учителями, родителями, наблюдение; анализ продуктов деятельности).
1. Отношение к труду (уважает или относится к нему пренебрежительно, заинтересован ли в общественной пользе своей работы, любит ли трудиться и что именно его привлекает: сам процесс, сделанная вещь или овладение определенным навыком).
2. Имеет ли трудовые навыки и умения, легко ли их приобретает?
3. Какие сферы деятельности и виды труда предпочитает?
Y. Направленность личности учащегося и специальные способности: (использовать методы: анализ продуктов деятельности; беседа с учащимся, учителями, родителями, наблюдение, психодиагностические методики).
1. Интересы (перечислить все, чем интересуется учащийся: техника, рисование, музыка, спорт, коллекционирование и т.д.; отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности, если учащийся не просто проявляет интерес к какой-нибудь области знаний и деятельности, но серьёзно ею занимается; подробно осветить интерес к чтению, любит ли читать и что читает: художественную, научно-популярную или преимущественно развлекательную литературу).
Убеждения, мечты, идеалы. Наблюдается ли доминирование тех или иных мотивов в поведении?
2. Отметить, есть ли особые способности к какой-нибудь деятельности (к музыке, рисованию, артистические способности и т.д.).
В чем они проявляются?
YI. Дисциплинированность: (использовать методы: беседа с учителями, родителями, наблюдение).
1. Общая характеристика поведения (ведет себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость).
2. Выполнение школьного режима (соблюдает режим, нарушает намеренно, по небрежности, не успевает уложиться в отведенное время и пр.).
3. Выполнение требований взрослых (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять их и какие именно).
Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины.
YII. Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент и характер): (использовать методы: наблюдение, психодиагностические методики).
1.Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера:
А) черты направленности личности (по отношению к людям, учению, труду, самому себе: чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, черствость, добросовестность, зазнайство, скромность и т.д.);
Б) волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, упрямство, легкая внушаемость и т.д.).
2. Выражение особенностей темперамента (в эмоциональной сфере, работоспособности, подвижности, общительности).
3. Преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное), его устойчивость. Чем вызываются его смены.
YIII. Общие психолого-педагогические выводы:
1. Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, навыков работы и т.д.).
2. Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем, пути дальнейшей воспитательной работы со школьником.
Приложение
Диагностические методики к заданию «Психолого-педагогическая характеристика личности школьника» Диагностические методики для исследования внимания
Измерение объема внимания тахистоскопическим методом
Оборудование и материалы: стимульный материал: 10 разных карточек, на каждой из которых имеется набор из 10 букв, не образующих слов или знакомых буквосочетаний и не содержащий повторяющихся букв.
Объемом внимания называют предельно большое количество объектов, доступных одновременному охвату вниманием.
Тахистоскопический метод основан на кратковременной дозированной экспозиции испытуемому оптических стимулов различной конфигурации посредством тахистоскопа – устройства, позволяющего задавать время экспозиции от долей секунды до нескольких секунд. При измерении объема внимания используются экспозиции в 1-2 секунды, которые можно осуществить вручную.
Испытуемым дается инструкция: «По сигналу «внимание» внимательно смотрите на буквы и запомните их. Время показа – 1 сек. Когда карточка будет убрана, запишите в протоколе в любом порядке как можно больше букв из тех, что вы видели на карточке».
Проводится 10 предъявлений разных карточек. После этого осуществляется проверка всех 10 записанных буквенных последовательностей по стимульным карточкам.
Обработка результатов:
- подсчитывается количество правильно воспроизведенных букв по каждой серии отдельно;
- вычисляется среднее значение показателя объема внимания испытуемого (по 10 экспозициям).
Измерение времени переключения внимания методом сложения с переключением
Оборудование и материалы: карандаш, бумага, секундомер.
Идея метода состоит в том, что испытуемый в течение равных интервалов времени выполняет эквивалентные по сложности вычислительные операции. В первых двух сериях он делает это без переключения, а в третьей – с многократным переключением внимания.
Сопоставление продуктивности работы дает возможность вычислить время, затраченное на одно переключение. Это время используется в качестве количественного показателя переключения внимания.
1 серия. Испытуемому дают карандаш и бумагу. Инструкция: «Напишите любое двузначное число. По команде «начали» сложите цифры этого числа, добавьте к сумме единицу и последнюю цифру суммы напишите рядом справа, затем сложите две последние цифры полученного ряда, добавьте к сумме единицу и последнюю цифру напишите рядом и так далее до команды «стоп». Время работы – 1 минута. Постарайтесь выполнить как можно больше операций, не допуская ошибок».
2 серия. Инструкция: «Повторим опыт, только теперь надо вместо прибавления единицы к суммам цифр отнимать от них единицу, время работы – 1 минута».
3 серия. Инструкция: «Повторим опыт, немного усложнив работу: если полученная сумма – четное число, прибавьте к нему единицу, а если нечетная – отнимите единицу. Время работы – 1 минута».
Обработка результатов:
- Вычислить время выполнения одного цикла вычислений в 1 и 2 сериях (в цикл входят две операции: сложение двух чисел и добавление/вычитание единицы):
t 1,2 = 120 сек / общее число циклов в 1 и 2 сериях = …сек/цикл
t 3= 60 сек / число циклов в 3 серии = … сек/цикл.
- Вычислить время переключения внимания путем сравнения значений t 1,2 и t 3:
р = t 3 — t 1,2 = … сек/цикл.
Примечание: обычно значение р является положительным, т.к. продуктивность работы в 3 серии (количество циклов вычисления) меньше, чем в 1 или во 2 серии; если значение р оказывается равным 0 или отрицательным, можно говорить о хорошей переключаемости внимания испытуемого, а различия продуктивности работы в разных сериях объясняются процессом включения испытуемого в ситуацию эксперимента и освоения нового способа деятельности (т.е. «врабатываемостью»);
чем меньше значение р (т.е. чем меньше времени потребовалось на переход от одного способа деятельности к другому), тем лучше переключаемость внимания испытуемого
Исследование концентрации внимания методом корректурной пробы
Оборудование и материалы: бланки корректурных таблиц, карандаш, секундомер.
Стимульный материал представляет собой корректурную таблицу, которая содержит буквенные последовательности, не составляющие слов или слогов. В каждой строке корректурной таблицы расположено по 40 знаков.
Испытуемому дается корректурная таблица и карандаш. Сообщается инструкция: «Внимательно просматривайте строки таблицы, не пропуская ни одну. Вычеркивайте все буквы ДКХ, встречающиеся на строках в любых комбинациях. Работайте как можно быстрее, старайтесь не допускать ошибок. Начинайте работать по сигналу «начали». Прекратите работу по сигналу «стоп», поставьте вертикальную черту после последнего просмотренного знака. В процессе работы внимательно слушайте экспериментатора и после каждой команды «черта» ставьте вертикальную черту после последнего просмотренного на этот момент знака. Время работы 2 минуты».
Обработка результатов:
- Найти числовые данные (по корректурной таблице):
- N1 – общее количество просмотренных знаков (в каждой строке по 40 знаков + количество знаков в неполной строке до последней вертикальной черты);
- n – количество букв, которое требовалось вычеркнуть на просмотренных строках;
- n1- число ошибок (количество пропущенных и неправильно вычеркнутых букв);
- t = 120 сек (общее время работы).
- Вычислить показатель точности работы: А1= (n – n1) / n (при работе без ошибок А=1, следовательно, чем ближе значение А к единице, тем точнее работа).
- Вычислить показатель темпа работы: Т1= N1 / n (знаков в секунду): чем больше значение Т, тем быстрее осуществлялась работа.
- Вычислить коэффициент продуктивности работы: К1= А1 х Т1. Таким образом, значение К зависит от точности и темпа работы: чем быстрее и точнее работа, тем выше К.
Этот коэффициент используется в качестве количественного показателя концентрации внимания: чем больше значение К, тем выше степень концентрации внимания.
Исследование распределения внимания методом корректурной пробы
Оборудование и материалы: бланки корректурных таблиц, карандаш, секундомер.
Испытуемому дается корректурная таблица и карандаш. Сообщается инструкция: «Внимательно просматривайте строки таблицы, не пропуская ни одну. Вычеркивайте все буквы ДК, а Х – подчеркивайте. Работайте как можно быстрее, старайтесь не допускать ошибок. Начинайте работать по сигналу «начали». Прекратите работу по сигналу «стоп», поставьте вертикальную черту после последнего просмотренного знака. Время работы 2 минуты».
Обработка результатов:
- Найти числовые данные (по корректурной таблице):
- N2 – общее количество просмотренных знаков (в каждой строке по 40 знаков + количество знаков в неполной строке до вертикальной черты);
- n – количество букв, которое требовалось вычеркнуть на просмотренных строках;
- n1- число ошибок (количество пропущенных и неправильно вычеркнутых букв);
- t = 120 сек (общее время работы).
- Вычислить показатель точности работы: А2= (n – n1) / n (при работе без ошибок точность работы равна единице).
- Вычислить показатель темпа работы: Т2= N2 / n (знаков в секунду): чем больше значение Т, тем быстрее осуществлялась работа.
- Вычислить коэффициент продуктивности работы: К2= А2 х Т2. Таким образом, значение К зависит от точности и темпа работы: чем быстрее и точнее работа, тем выше К.
- В качестве показателя распределения внимания используется отношение К2/К1: чем ближе значения К2 и К1, тем лучше распределение внимания.
Диагностические методики для исследования памяти
Сравнение продуктивности произвольной и непроизвольной памяти
Оборудование и материалы: бумага, карандаш.
В качестве стимульного материала используется 20 слов:
Эхо, ящик, голова, молоко, птица, буква, корень, сено, лагерь, стекло, солнце, топор, знамя, рыба, железо, лето, дерево, рама, колесо, речка.
1 серия. Инструкция: «Сейчас вам будут прочитаны слова. Слушайте их внимательно. Постарайтесь запомнить слова среднего рода. По команде «пишите» постарайтесь написать все слова среднего рода в любом порядке».
Слова читаются монотонно, с интервалом 2-3 секунды.
2 серия. Инструкция: «А теперь запишите в любом порядке все остальные слова».
После окончания 2-ой серии проводится сверка: экспериментатор еще раз, уже медленно читает слова-стимулы (отдельно по каждой серии), а испытуемые проверяют ответы и отмечают правильно воспроизведенные слова.
Обработка результатов:
- Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов по каждой серии отдельно.
- Вычисляется коэффициент продуктивности произвольного запоминания:
К(п)= М / n х 100%, где М – количество правильно воспроизведенных слов,
n – объем материала (количество предъявленных слов).
В данном случае n = 10.
- Вычисляется коэффициент продуктивности непроизвольного запоминания:
К(н)= М / n х 100%, где М – количество правильно воспроизведенных слов,
n – объем материала (количество предъявленных слов).
В данном случае n = 10.
- Сравниваются значения К(п) и К(н) (в %), и делается вывод о продуктивности произвольного и непроизвольного запоминания. Составляется оценочная шкала, с помощью которой результаты испытуемого сравниваются со среднегрупповыми.
Исследование «эффекта края» в процессах памяти
Оборудование и материалы: карандаш, бумага.
«Эффект края» является одной из закономерностей процессов памяти. Он состоит в том, что при воспроизведении ряда однородных элементов, не связанных между собой по смыслу, больше всего воспроизводится стимулов, стоящих в начале и в конце ряда, а меньше всего – из середины.
Стимульный материал представляет собой ряд из двенадцати двузначных чисел:
28; 14; 32; 46; 84; 73; 19; 96; 23; 37; 15; 41.
Начало (Н) Середина (С) Конец (К)
Инструкция: «Внимательно прослушайте ряд чисел, постарайтесь запомнить их все, а затем по команде «Пишите» воспроизведите их на бумаге в любом порядке».
Обработка результатов:
- После выполнения инструкции проводится сверка ответов испытуемых. Для этого каждый испытуемый обозначает в своем протоколе три столбца буквами Н, С, К. Экспериментатор зачитывает тот же самый стимульный ряд чисел, но уже отдельно по частям: начало, середину и конец. Испытуемые проверяют свои ответы и записывают результат в каждом столбце соответственно (т.е., сколько чисел воспроизведено правильно из разных частей ряда).
- Сравнить количество правильно воспроизведенных чисел в столбцах Н и К со значением С. Сделать вывод о наличии «эффекта края», если Н>С и К>С и об отсутствии эффекта, если Н< С, К< С.
Исследование объема кратковременной памяти
Обработка результатов: сложить значения Н, С и К, полученные в предыдущем эксперименте (см. выше).
Данная сумма (Н+С+К) будет показателем объема кратковременной памяти данного испытуемого.
Зависимость продуктивности памяти от характера материала
Испытуемым предлагаются для запоминания и последующего воспроизведения стимульные ряды разного рода:
- Абстрактные понятия: сущность, качество, отношение, стоимость, истина, категория, значение, принцип, доверие, тенденция, аналогия, мощность.
- Числа: 19, 47, 28, 72, 61, 35, 14, 93, 59, 81, 68, 43.
- Конкретные слова: утюг, диван, вечер, небо, луна, мыло, лыжи, нож, тетрадь, стол, окно, мяч.
Инструкция испытуемым: «Вам будет прочитан ряд слов (чисел).
Внимательно слушайте и запоминайте. После этого в любом порядке запишите все, что Вам удалось запомнить».
После предъявления каждого ряда стимулов испытуемые воспроизводят его письменно. Затем проводится сверка и подсчитывается число верно воспроизведенных элементов ряда.
Сопоставлением результатов определяют, какой материал запоминается наиболее и наименее успешно. Делается вывод.
Диагностические методики для исследования школьной мотивации младших школьников
Детям предлагается сделать рисунки на тему «Что мне нравится в школе». Несоответствие рисунков теме указывают на:
А) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов (в этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и пр.);
Б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям (ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);
В) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития (дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме).
Такие ситуации оцениваются 0 баллов.
При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:
А) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);
Б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов);
В) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (10 баллов).
Оценивать уровень школьной мотивации можно также с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, нейтральный – 1 балл, положительный – 3 бала).
Вопросы анкеты
- Тебе нравится в школе или не очень?
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе хочется остаться дома?
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
- Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
- Ты хотел бы, чтобы в школе остались только любимые предметы?
- Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- У тебя в классе много друзей?
- Тебе нравятся твои одноклассники?
Шкала оценок
Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной мотивации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.
Методика диагностики направленности учебной мотивации
Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности при изучении ими конкретных предметов.
Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями учащихся, способных к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.
Инструкция. Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, поставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:
- верно (+ +)
- пожалуй, верно (+)
- пожалуй, неверно (-)
- неверно (- -).
Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов. Благодарим за участие в опросе.
- Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
- Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
- В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.
- Учебные задания по этому предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).
- Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.
- При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.
- Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.
- Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.
- На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
- Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя.
- Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).
- Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.
- По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
- Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
- Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.
- Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
- Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.
- Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
- Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.
- Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).
Обработка результатов. Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «Нет» — отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).
Ключ: Да: 1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19
Нет: 3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.
Анализ результатов. Полученный в процессе обработки ответов
- 0 – 5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации;
- 6 – 14 баллов – средний уровень внутренней мотивации;
- 15 – 20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.
Шкала явной тревожности CMAS
Шкала явной тревожности для детей (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale – CMAS) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет. Шкала была разработана американскими психологами A. Castaneda, B.R. McCandless, D.S. Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale) Дж. Тейлор (J.A.Taylor, 1953), предназначенной для взрослых. В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована А.М.Прихожан. Методика содержит 53 вопроса.
Инструкция
На следующих страницах напечатаны предложения. Около каждого из них два варианта ответа: ВЕРНО и НЕВЕРНО. В предложениях описаны события, случаи, переживания. Внимательно прочти каждое предложение и реши, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли оно описывает тебя, твое поведение, качества. Если да, подчеркни слово ВЕРНО, если нет – НЕВЕРНО. Не думай над ответом долго. Если не можешь решить, верно или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирай то, что бывает, как тебе кажется, чаще. Нельзя давать на одно предложение сразу два ответа (т.е. подчеркивать оба варианта).
Не пропускай предложения, отвечай на все подряд. Давай потренируемся:
- Ты мальчик. ВЕРНО НЕВЕРНО
- Тебе нравится играть на улице, а не дома. ВЕРНО НЕВЕРНО
- Твой любимый урок – математика. ВЕРНО НЕВЕРНО
Шкала cmas
1. Тебе трудно думать о чем-нибудь одном. ВЕРНО НЕВЕРНО
2. Тебе неприятно, если кто-нибудь наблюдает ВЕРНО НЕВЕРНО
за тобой, когда ты что-нибудь делаешь. ВЕРНО НЕВЕРНО
3. Тебе очень хочется во всем быть лучше всех. ВЕРНО НЕВЕРНО
4. Ты легко краснеешь. ВЕРНО НЕВЕРНО
5. Все, кого ты знаешь, тебе нравятся. ВЕРНО НЕВЕРНО
6. Нередко ты замечаешь, что у тебя ВЕРНО НЕВЕРНО
сильно бьется сердце. ВЕРНО НЕВЕРНО
7. Ты очень сильно стесняешься. ВЕРНО НЕВЕРНО
8. Бывает, что тебе хочется оказаться
как можно дальше отсюда. ВЕРНО НЕВЕРНО
9. Тебе кажется, что у других все
получается лучше, чем у тебя. ВЕРНО НЕВЕРНО
10. В играх ты больше любишь выигрывать,
чем проигрывать. ВЕРНО НЕВЕРНО
11. В глубине души ты многого боишься. ВЕРНО НЕВЕРНО
12. Ты часто чувствуешь, что другие
недовольны тобой. ВЕРНО НЕВЕРНО
13. Ты боишься остаться дома в одиночестве. ВЕРНО НЕВЕРНО
14. Тебе трудно решиться на что-либо. ВЕРНО НЕВЕРНО
15. Ты нервничаешь, если тебе не удается
сделать то, что тебе хочется. ВЕРНО НЕВЕРНО
16. Часто тебя что-то мучает, а что –
не можешь понять. ВЕРНО НЕВЕРНО
17. Ты со всеми и всегда ведешь себя вежливо. ВЕРНО НЕВЕРНО
18. Тебя беспокоит, что тебе скажут родители. ВЕРНО НЕВЕРНО
19. Тебя легко разозлить. ВЕРНО НЕВЕРНО
20. Часто тебе трудно дышать. ВЕРНО НЕВЕРНО
21. Ты всегда хорошо себя ведешь. ВЕРНО НЕВЕРНО
22. У тебя потеют руки.
23. В туалет тебе надо ходить чаще, чем другим детям. ВЕРНО НЕВЕРНО
24. Другие ребята удачливее тебя. ВЕРНО НЕВЕРНО
25. Для тебя важно, что о тебе думают другие. ВЕРНО НЕВЕРНО
26. Часто тебе трудно глотать. ВЕРНО НЕВЕРНО
27. Часто волнуешься из-за того что, как выясняется
позже, не имело значения. ВЕРНО НЕВЕРНО
28. Тебя легко обидеть. ВЕРНО НЕВЕРНО
29. Тебя все время мучает, все ли ты делаешь
правильно, так, как следует. ВЕРНО НЕВЕРНО
30. Ты никогда не хвастаешься. ВЕРНО НЕВЕРНО
31. Ты боишься того, что с тобой может
что-то случиться. ВЕРНО НЕВЕРНО
32. Вечером тебе трудно уснуть. ВЕРНО НЕВЕРНО
33. Ты очень переживаешь из-за оценок. ВЕРНО НЕВЕРНО
34. Ты никогда не опаздываешь. ВЕРНО НЕВЕРНО
35. Часто ты чувствуешь неуверенность в себе. ВЕРНО НЕВЕРНО
36. Ты всегда говоришь только правду. ВЕРНО НЕВЕРНО
37. Ты чувствуешь, что тебя никто не понимает. ВЕРНО НЕВЕРНО
38. Ты боишься, что тебе скажут: ВЕРНО НЕВЕРНО
«Ты все делаешь плохо». ВЕРНО НЕВЕРНО
39. Ты боишься темноты. ВЕРНО НЕВЕРНО
40. Тебе трудно сосредоточиться на учебе. ВЕРНО НЕВЕРНО
41. Иногда ты злишься. ВЕРНО НЕВЕРНО
42. У тебя часто болит живот. ВЕРНО НЕВЕРНО
43. Тебе бывает страшно, когда ты перед сном
остаешься один в темной комнате. ВЕРНО НЕВЕРНО
44. Ты часто делаешь то, что не стоило бы делать. ВЕРНО НЕВЕРНО
45. У тебя часто болит голова. ВЕРНО НЕВЕРНО
46. Ты беспокоишься, что с твоими родителями
что-нибудь случится. ВЕРНО НЕВЕРНО
47. Ты иногда не выполняешь свои обещания. ВЕРНО НЕВЕРНО
48. Ты часто устаешь. ВЕРНО НЕВЕРНО
49. Ты часто грубишь родителям и другим взрослым. ВЕРНО НЕВЕРНО
50. Тебе нередко снятся страшные сны. ВЕРНО НЕВЕРНО
51.Тебе кажется, что другие ребята смеются над тобой ВЕРНО НЕВЕРНО
52. Бывает, что ты врешь. ВЕРНО НЕВЕРНО
53. Ты боишься, что с тобой случится
что-нибудь плохое. ВЕРНО НЕВЕРНО
Методика может проводиться как индивидуально, так и в группах, с соблюдением стандартных правил группового обследования. Для детей 7-8 лет предпочтительней индивидуальное проведение. При этом если ребенок испытывает трудности в чтении, возможен устный способ предъявления: психолог зачитывает каждый пункт и фиксирует ответ школьника. При групповом проведении такой вариант предъявления теста, естественно, исключен.
Примерное время выполнения теста – 15-25 мин.
Обработка и интерпретация результатов
Предварительный этап
1. Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только «верно» или только «неверно»).
В CMAS диагностика всех симптомов тревожности подразумевает только утвердительный ответ («верно»), что создает при обработке трудности, связанные с возможным смешением показателей тревожности и склонности к стереотипии, которая встречается у младших школьников. Для проверки следует использовать контрольную шкалу «социальной желательности», предполагающую оба варианта ответа. В случае выявления левосторонней (все ответы «верно») или правосторонней (все ответы «неверно») тенденции полученный результат следует рассматривать как сомнительный. Его следует тщательно проконтролировать с помощью независимых методов.
2. Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двойные ответы (т.е. подчеркивание одновременно и «верно» и «неверно»), пропуски, исправления, комментарии и т.п. В тех случаях, когда у испытуемого ошибочно заполнено не более трех пунктов субшкалы тревожности (вне зависимости от характера ошибки), его данные могут обрабатываться на общих основаниях. Если же ошибок больше, то обработку проводить нецелесообразно. Следует обратить особое внимание на детей, которые пропускают или дают двойной ответ на пять или более пунктов CMAS. В значительной части случаев это свидетельствует о затрудненности выбора, трудностях в принятии решения, попытке уйти от ответа, т.е. является показателем скрытой тревожности.
Основной этап
1. Подсчитываются данные по контрольной шкале – субшкале «социальной желательности».
Ключ к субшкале «социальной желательности» (номера пунктов cmas)
Ответ ВЕРНО |
Ответ НЕВЕРНО |
5, 17, 21, 30, 34, 36 |
10, 41, 47, 49, 52 |
Критическое значение по данное субшкале – 9. Этот и более высокий результат свидетельствуют о том, что ответы испытуемого могут быть недостоверны, могут искажаться под влиянием фактора социальной желательности.
2. Подсчитываются баллы по субшкале тревожности.
Ключ к субшкале тревожности
Ответ ВЕРНО |
1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 48, 50, 51, 53 |
Полученная сумма баллов представляет собой первичную оценку.
3. Первичная оценка переводится в шкальную (по таблице перевода «сырых» баллов в стены).
В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка (стены).
Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола.
Тревожность. Перевод «сырых» баллов в стены
Стены |
Половозрастные группы (результаты в баллах) |
|||||||
7 лет |
8-9 лет |
10-11 лет |
12 лет |
|||||
Дев. |
Мал. |
Дев. |
Мал. |
Дев. |
Мал. |
Дев. |
Мал. |
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
0-2 3-4 5-7 8-10 11-14 15-18 19-21 22-25 26-29 29 и более |
0-3 4-6 7-9 10-12 13-15 16-18 19-21 22-24 24-26 27 и более |
0 1-3 4-7 8-11 12-15 16-19 20-22 23-26 27-30 31 и более |
0-1 2-4 5-7 8-11 12-14 15-17 18-20 21-23 24-26 27 и более |
0-3 4-7 8-10 11-14 15-18 19-21 22-25 26-28 29-32 33 и более
|
0-2 3-6 7-9 10-13 14-16 17-20 21-23 24-27 28-30 31 и более |
0-6 7-9 10-13 14-16 17-20 21-23 24-27 28-30 31-33 34 и более |
0-5 6-8 9-11 12-14 15-17 18-20 21-22 23-25 26-28 29 и более |
4. На основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого.
Характеристика уровней тревожности
Стены |
Характеристика |
Примечание |
1-2
3-6
7-8
9
10 |
Состояние тревожности испытуемому не свойственно
Нормальный уровень тревожности
Несколько повышенная тревожность Явно повышенная тревожность Очень высокая тревожность |
Подобное «чрезмерное спокойствие» может иметь и не иметь защитного характера
Необходим для адаптации и продуктивной деятельности
Часто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни Обычно носит «разлитой», генерализованный характер Группа риска |
Тест школьной тревожности Филлипса
Тест школьной тревожности Филлипса предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитать школьникам, а можно и предложить в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Инструкция
Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «Да», если вы согласны с ним, или «Нет», если не согласны.
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты такой работы будут сравнивать в классе с результатами твоих одноклассников?
26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с тем из своих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Обработка и интерпретация результатов
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует ответ «Нет». Ответы, не совпадающие с ключом, — это проявление тревожности. При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Распределение вопросов по факторам
Фактор |
Номера вопросов |
1. Общая тревожность в школе |
2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58 ∑= 22 |
2. Переживание социального стресса |
5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 ∑= 11 |
3. Фрустрация потребности в достижении успеха |
1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 ∑=13 |
4. Страх самовыражения |
27, 31, 34, 37, 40, 45 ∑= 6 |
5. Страх ситуации проверки знаний |
2, 7, 12, 16, 21, 26 ∑= 6 |
6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих |
38, 13, 17, 22 ∑= 5 |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
9, 34, 18, 23, 28 ∑= 5 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
26, 11, 32, 35, 41, 44, 47 ∑=8 |
Ключ к вопросам теста школьной тревожности
1 — |
18 — |
35 + |
52 — |
2 — |
19 — |
36 + |
53 — |
3 — |
20 + |
37 — |
54 — |
4 — |
21 — |
38 + |
55 — |
5 — |
22 + |
39 + |
56 — |
6 — |
23 — |
40 — |
57 — |
7 — |
24 + |
41 + |
58 — |
8 — |
25 + |
42 — |
|
9 — |
26 — |
43 + |
|
10 — |
27 — |
44 + |
|
11 + |
28 — |
45 — |
|
12 — |
29 — |
46 — |
|
13 — |
30 + |
47 — |
|
14 — |
31 — |
48 — |
|
15 — |
32 — |
49 — |
|
16 — |
33 — |
50 — |
|
17 — |
34 — |
51 — |
|
Содержательная характеристика каждого фактора
1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Исследование психологической структуры темперамента с помощью опросника Б.Н.Смирнова
Инструкция испытуемым: «Вам предлагается ответить на 48 вопросов. Отвечайте на каждый вопрос «да» (+) или «нет» (-), ставя свой ответ рядом с номером вопроса. Отвечайте на все вопросы, ничего не пропуская. Чем искреннее Вы это сделаете, тем точнее изучите свой темперамент».
Испытуемым дается бланк ответов, либо они заготавливают его самостоятельно, записывая числа от 1 до 48 четырьмя столбцами по 12 чисел в каждом.
Текст опросника
- Вы любите часто бывать в компании?
- Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивы?
- Часто ли у Вас бывают подъемы и спады настроения?
- Во время беседы Вы очень быстро говорите?
- Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей?
- Бывает ли, что Вы передаете слухи?
- Считаете ли Вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным?
- Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою так, что неохотно меняете ее на что-нибудь другое?
- Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые Вас понимают, могут ободрить и утешить?
- У Вас очень быстрый почерк?
- Ищете ли Вы сами себе работу, занятие, хотя можно было бы и отдыхать?
- Бывает ли так, что Вы не выполняете своих обещаний?
- У Вас много очень хороших друзей?
- Трудно ли Вам оторваться от дела, которым Вы поглощены, и переключиться на другое?
- Часто ли Вас терзает чувство вины?
- Обычно Вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет?
- В школе Вы бились над трудными задачами то тех пор, пока не решали их?
- Бывает ли, что иногда Вы соображаете хуже, чем обычно?
- Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми?
- Часто ли Вы планируете, как будете вести себя при встрече, беседе и т.д.?
- Вы вспыльчивы и легко ранимы намеками и шутками над Вами?
- Во время беседы Вы обычно быстро жестикулируете?
- Чаще всего Вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим?
- Бывают ли у Вас такие мысли, что Вы не хотели бы, чтобы о них знали другие?
- Вы любите подшучивать над другими?
- Склонны ли Вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем их сообщить кому-либо?
- Часто ли Вам снятся кошмары?
- Обычно Вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал?
- Вы настолько активны, что Вам трудно даже несколько часов быть без дела?
- Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?
- Вам нетрудно внести оживление в довольно скучную компанию?
- Вы обычно довольно долго раздумываете, принимая какое-то, даже не очень важное, решение?
- Вам говорили, что Вы принимаете все слишком близко к сердцу?
- Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции?
- Если у Вас что-то долго не получается, то обычно Вы все же пытаетесь сделать это?
- Возникало ли у Вас, хотя и кратковременно, чувство раздражения к Вашим родителям?
- Считаете ли Вы себя открытым и общительным человеком?
- Обычно Вам трудно взяться за новое дело?
- Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
- Обычно Вам трудно что-то делать вместе с медлительными и неторопливыми людьми?
- В течение дня Вы можете долго и продуктивно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости?
- У Вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться?
- Вас принимают иногда за человека беззаботного?
- Считаете ли Вы хорошим другом только того, чья симпатия к Вам надежна и проверена?
- Вас можно быстро рассердить?
- Во время дискуссии обычно Вы быстро находите подходящий ответ?
- Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо?
- Бывает, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
Ключ опросника
- Экстраверсия – интроверсия – «да»: (1, 7, 13, 19, 25, 31, 37)х3; (4, 43)х2; «нет»: 2х1.
- Ригидность – пластичность – «да»: (8, 26, 32)х3; (2, 14, 20, 38, 44)х2; «нет»: 37х2; (19, 46)х1.
- Эмоциональная возбудимость – уравновешенность – «да»: (15, 21, 33, 39, 45)х3; (3, 9)х2; 27х1.
- Темп реакций: «да»: (4, 16, 28)х3; (10, 22, 34, 40, 46)х2; (17, 29, 37)х1.
- Активность – «да»: (5, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47)х3; 10х1; «нет»: 38х1.
- Искренность – «да»: (30, 36, 42, 48)х3; (6, 12)х2; (18, 24, 25)х1; «нет»: 23х1.
Обработка результатов:
- Подсчитать сумму баллов по каждой шкале опросника.
- Определить искренность ответов по шкале «искренность». Если показатель по этой шкале 13-20 баллов – высокая надежность результатов, 8-12 – средняя, 0-7 – низкая.
Таблица интерпретации результатов
|
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Высокий |
Очень высокий |
|
Экстраверсия |
22-26 |
17-21 |
12-16 |
7-11 |
0-6 |
Интроверсия |
Ригидность |
16-23 |
12-15 |
7-11 |
3-6 |
0-2 |
Пластичность |
Эмоциональная возбудимость |
18-20 |
14-17 |
8-13 |
4-7 |
0-3 |
Эмоциональная устойчивость |
Быстрота реакций |
20-22 |
14-19 |
9-13 |
5-8 |
0-4 |
Медлительность реакций |
Активность |
24-26 |
21-23 |
14-20 |
9-13 |
0-8 |
Пассивность |
Сангвиник: Высокие показатели активности, пластичности, экстраверсии, эмоциональной возбудимости и темпа реакций.
Холерик: Высокие показатели активности, ригидности, экстраверсии, эмоциональной возбудимости и темпа реакций.
Флегматик: Высокая активность, ригидность, интроверсия, эмоциональная уравновешенность, замедленный темп реакций.
Меланхолик: Низкая активность, высокая интровертированность, высокая эмоциональная возбудимость, замедленный темп реакций.
Опросник В.М.Русалова для изучения темперамента
Для измерения экстраверсии-интроверсии и эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма) наиболее широко используется личностный тест EPI, предложенный Г.Айзенком и С. Айзенком в 1964 г.
Ниже приводится вариант этого опросника, модифицированный В.М.Русаловым в 1987 г. Опросник рассчитан на взрослых и поэтому в школе может использоваться только для обследования старшеклассников.
Инструкция испытуемому: «Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Отметьте крестиком ответ «да», минусом – ответ «нет». Отвечайте быстро и точно. Нет хороших и плохих ответов. Все вопросы направлены на выяснение Вашего обычного способа поведения».
- Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям и ощущениям?
- Часто ли Вы нуждаетесь в том, чтобы Вас одобрили или утешили?
- Легко ли Вы обычно отвлекаетесь от своих забот?
- Часто ли Вы испытываете чувство тревоги, отвечая другим «нет»?
- Долго ли Вы обычно размышляете перед тем, как что-либо предпринять?
- Если Вы обещаете что-либо сделать, всегда ли Вы сдерживаете свои обещания в зависимости от того, удобно Вам это или нет?
- Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения без особой причины?
- Обычно Вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?
- Бываете ли Вы печальны без достаточных на то причин?
- Любите ли Вы рискованные поступки?
- Возникает ли у Вас внезапно чувство робости и смущения, когда Вы хотите вступить в разговор?
- Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?
- Обычно Вы действуете мгновенно под влиянием момента?
- Часто ли Вы волнуетесь, что сделали или сказали что-то, чего не следовало бы делать или говорить?
- В свободное время предпочитаете ли Вы обычно чтение книг общению с людьми?
- Легко ли Вас обидеть?
- Любите ли Вы часто бывать в компаниях?
- Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?
- Бывает ли у Вас иногда так, что избыток энергии внезапно сменяется полной вялостью?
- Предпочитаете ли Вы обычно общаться с узким кругом хорошо известных Вам людей?
- Часто ли Вы мечтаете о несбыточных, нереальных вещах?
- Если на Вас накричат, Вы отвечаете мгновенно?
- Испытываете ли Вы иногда чувство вины без какой-либо причины?
- Все ли Ваши привычки хороши и желательны?
- Способны ли Вы «расслабиться» и вовсю повеселиться в компании?
- Считаете ли Вы себя человеком ранимым и чувствительным?
- Вы человек очень живой и подвижный?
- После того как Вы сделали какое-нибудь важное дело, часто ли Вы испытываете чувство тревоги, что сделали его хуже, чем могли бы?
- Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?
- Вы иногда сплетничаете?
- Часто ли Вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?
- Если Вы хотите что-то узнать, вам легче искать нужные сведения в книгах или расспрашивать людей?
- Случаются ли у Вас внезапно обильные сердцебиения?
- Нравится ли Вам работа, которая требует от Вас длительного внимания и большой сосредоточенности?
- Бывают ли у Вас от волнения приступы дрожи в руках или в ногах?
- Всегда Вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?
- Приятно ли Вам находиться в большой компании, где подшучивают друг над другом?
- Раздражительны ли Вы?
- Легко ли Вам обычно выполнять дела, требующие мгновенной активности?
- Вы склонны преувеличивать в своем воображении неприятные события, которые могли бы произойти?
- Ваши движения обычно медлительны и неторопливы?
- Вы когда-нибудь опаздывали на свидания или на работу?
- Часто ли Вам снятся тяжелые кошмары?
- Вы так любите поговорить с людьми, что постараетесь не упустить случая побеседовать с новым человеком?
- Часто ли Вас беспокоят боли?
- Вы чувствовали бы себя несчастным человеком, если бы на длительное время были лишены возможности общения с людьми?
- Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?
- Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?
- Легко ли Вы вступаете в общение с людьми?
- Легко ли Вы обижаетесь, когда люди указывают на Ваши личные недостатки и недостатки в Вашей работе?
- Вам мало доставляет настоящего удовольствия участие в вечеринке?
- Часто ли Вас беспокоит чувство собственной неполноценности?
- Способны ли Вы легко внести оживление в довольно скучную компанию?
- Бывает ли, что Вы рассуждаете о вещах, в которых не разбираетесь?
- Испытываете ли Вы чувство тревоги за свое здоровье?
- Любите ли Вы подшучивать над другими?
- Часто ли у Вас бывает длительная бессонница?
Ключи к опроснику
Экстраверсия – интроверсия (шкала Е)
«да» — вопросы №№ 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;
«нет» — вопросы №№ 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.
Эмоциональная стабильность – нестабильность (шкала N)
«да» — вопросы №№ 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
Для выявления количественной оценки тревожности, экстраверсии-интроверсии и ригидности-пластичности можно использовать опросник Маудсли, адаптированный В.В.Белоусовым.
Текст опросника
- Бывает ли у Вас так, что Вы настолько взволнованы какими-то мыслями, что не можете усидеть на одном месте?
- Вас когда-нибудь тревожила «бесполезная мысль», которая все время вертелась в голове?
- Быстро ли Вас можно переубедить в чем-либо?
- Считаете ли Вы, что на Ваше слово можно положиться?
- Можете ли Вы забыть обо всех делах и пойти повеселиться в хорошей компании?
- Бывает ли у Вас часто так, что Вы приняли решение слишком поздно?
- Считаете ли Вы свою работу как нечто «само собой разумеющееся»?
- Любите ли Вы работу, требующую значительной сосредоточенности внимания?
- Любите ли Вы вести разговоры о Вашем прошлом?
10. Трудно ли Вам забыть о Ваших делах, обо всем, на оживленной вечеринке?
11. Преследуют ли Вас иногда мысли и образы так, что Вы не можете спать?
12. Когда Вы заняты своей основной работой, то интересуетесь ли Вы в то же время и работой своих товарищей?
13. Часто ли бывают случаи, когда Вам необходимо остаться одному?
14. Считаете ли Вы себя счастливым человеком?
15. Смущаетесь ли Вы в присутствии лиц другого пола?
16. Тревожит ли Вас чувство вины?
17. Вы опаздывали когда-нибудь на занятия или на свидание?
18. Трудно ли Вам переключиться с одного экзамена на другой?
19. Часто ли Вы ощущаете свое одиночество?
20. Много ли времени Вы проводите в воспоминаниях о лучших временах своего прошлого?
21. Предпочитаете ли Вы оставаться незаметным на вечеринках, в гостях?
22. Верно ли, что Вас довольно трудно вывести из себя?
23. Часто ли Вы чувствуете неудовлетворенность?
24. Склонны ли Вы довести до конца предыдущую работу, если Вам предстоит другая, более интересная?
25. Бывает ли у Вас такое ощущение, что Ваша работа для Вас дело жизни и смерти?
26. Трудно ли Вам отказаться от привычек, которые Вам не по душе?
27. Любите ли Вы размышлять о своем прошлом?
28. Считаете ли Вы себя счастливчиком, человеком, которому в жизни все легко удается?
29. Легко ли Вас взволновать по разным поводам?
30. Склонны ли Вы к острым и решительным действиям?
31. Всегда ли Вам думается после какого-либо поступка, что Вам следовало сделать иначе?
32. Легко ли Вы переходите от одного дела к другому?
33. Бывает ли у Вас время от времени ощущение одиночества?
34. Работаете ли Вы иногда так, будто от этого зависит Ваша жизнь?
35. Можете ли Вы прервать начатое дело и тут же приступить к выполнению другого задания?
Ключ опросника
Ставится 1 балл за ответы «да» на вопросы: 1, 2, 4, 10, 11, 16, 23, 25, 29, 31, 34 и ответы «нет» на вопросы: 5, 7, 14, 15, 17, 20, 22 (у тревожных сумма больше 9);
1 балл — за ответы «да» на вопросы 6, 8, 9, 13, 19, 20, 21, 27, 33 и за ответ «нет» на вопрос 30 (если сумма больше 5 – интроверт, меньше 5 – экстраверт);
1 балл – за ответы «да» на вопросы 18, 14, 16 и за ответы «нет» на вопросы 3, 12, 32, 35 (у ригидных сумма больше или равна 4, у флексибильных (гибких) – меньше или равна 3).
Методика а.Белова для определения типа темперамента
Для определения преобладающего типа темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов можно использовать метод идентификации, предложенный А.Беловым. Испытуемому последовательно предъявляются четыре карточки, на каждой из которых написано по 20 свойств, характерных для представлений каждого типа темперамента: I карточка – холерика, II – сангвиника, III – флегматика, IV – меланхолика.
Инструкция требует внимательно прочитать перечень свойств и поставить знак (+), если испытуемый считает, что это свойство ему присуще, и знак (-) – если оно у него отсутствует. В сомнительных случаях ничего не ставится.
I
- неусидчивость, суетливость;
- невыдержанность, вспыльчивость;
- нетерпеливость;
- резкость и прямолинейность в отношениях с людьми;
- решительность и инициативность;
- упрямство;
- находчивость в споре;
- неритмичность в работе;
- склонность к риску;
- незлопамятность и необидчивость;
- быстрота и страстность речи;
- неуравновешенность и склонность к горячности;
- нетерпимость к недостаткам;
- агрессивность забияки;
- выразительность мимики;
- способность быстро действовать и решать;
- неустанное стремление к новому;
- обладание резкими, порывистыми движениями;
- настойчивость в достижении поставленной цели;
- склонность к резким сменам настроения.
II
- жизнерадостность;
- энергичность и деловитость;
- не доведение начатого дела до конца;
- склонность переоценивать себя;
- способность быстро схватывать новое;
- неустойчивость в интересах и склонностях;
- легкое переживание неудач и неприятностей;
- легкое приспосабливание к разным обстоятельствам;
- увлеченность любым делом;
- быстрое остывание, когда дело перестает интересовать;
- быстрое включение в новую работу и переключение с одного вида работы на другой;
- тяготение однообразной, будничной, кропотливой работой;
- общительность и отзывчивость, раскованность в общении с другими людьми;
- выносливость и работоспособность;
- громкая, быстрая, отчетливая речь;
- сохранение самообладания в неожиданной, сложной ситуации;
- всегда доброе настроение;
- быстрое засыпание и пробуждение;
- частая несобранность, поспешность в решениях;
- склонность иногда скользить по поверхности, отвлекаясь.
III
- спокойствие и хладнокровие;
- последовательность и основательность в делах;
- осторожность и рассудительность;
- умение ждать;
- молчаливость, нежелание болтать попусту;
- спокойная, размеренная речь, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики;
- сдержанность и терпеливость;
- доведение начатого дела до конца;
- умение использовать свои силы в дело (не растрачивать их попусту);
- строгое придерживание выработанного распорядка жизни, системы в работе;
- легкое сдерживание порывов;
- маловосприимчивость к одобрению и порицанию;
- незлобивость, проявление снисходительного отношения к колкостям в свой адрес;
- постоянство в своих отношениях и интересах;
- медленное включение в работу и переключение с одного вида работы на другой;
- ровность в отношении со всеми;
- аккуратность и порядок во всем;
- трудное приспособление к новой обстановке;
- обладание выдержкой;
- постепенное схождение с новыми людьми.
IY
- стеснительность и застенчивость;
- растерянность в новой обстановке;
- затруднительность в установлении контактов с незнакомыми людьми;
- неверие в свои силы;
- легкое перенесение одиночества;
- чувство подавленности и растерянности при неудачах;
- склонность уходить в себя;
- быстрая утомляемость;
- обладание слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота;
- невольное приспособление к характеру собеседника;
- впечатлительность до слезливости;
- чрезвычайная восприимчивость к одобрению и порицанию;
- предъявление высоких требований к себе и окружающим;
- склонность к подозрительности, мнительности;
- беспечная чувствительность и легкая ранимость;
- чрезмерная обидчивость;
- скрытность и необщительность, нежелание делиться своими мыслями;
- малоактивность и робость;
- безропотность и покорность;
- стремление вызвать сочувствие и помощь окружающих.
Обработка результатов.
1. Подсчитать количество плюсов по каждой карточке отдельно.
2. Вычислить процент положительных ответов по каждому типу темперамента:
Х=А1/А х 100%; С=А2/А х 100%; Ф=А3/А х 100%; М=А4/А х 100%,
где Х, С, Ф, М – типы темперамента,
А1, А2, А3, А4 – число положительных ответов по карточкам,
А – общее число положительных ответов по четырем карточкам.
Для наглядности результат может быть представлен в виде «Формулы темперамента»: Т= 17% Х + 37% С + 28% Ф + 18% М.
Список литературы
1. Изучение личности учащегося и классного коллектива и составление психолого-педагогической характеристики: Метод. указания для студентов, проходящих пед. практику/ Авт.-сост. Л. Н. Дичковская. – Мн.: БГУ. 2001 – 81с.
2. Ивашкин В.С. Психологическое изучение школьников. Учебное пособие.- Владимир: ВГПИ. 1990. — 108 с.
3. Ивашкин В.С., Онуфриева В.В. Методы психологического изучения темперамента: Учебно-методические рекомендации к проведению исследования темперамента.- Владимир: ВГГУ. 2008.- 34 с.
4. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – М.: Издательский центр «Академия». 2003. – 448 с
5. Т.Д. Дубовицкая. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. 2002 г., № 2, с. 42-46
6. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто.- Изд. 5-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 442 с.
Алла Валерьевна Нефёдова
Психолого-педагогическая характеристика
личности школьника
Методические рекомендации
Редактор: Рябова И.П.
Компьютерный набор: Нефёдова А.В.
___________________________________________________________
Подписано в печать Формат 84х108 1/32
Усл. п. л. — 2,3 Уч.-изд. л. – 2,5
Тираж 100 экз. Печать трафаретная
Заказ
___________________________________________________________
Отпечатано в отделе оперативной полиграфии ВГГУ
600024, г. Владимир, ул. Университетская, д. 2
Телефон: (4922) 33-87-40
39