Межполушарная асимметрия и взаимодействие

    ПРОГРАММА дисциплины «ПРОБЛЕМАМЕЖПОЛYIIIAPНОЙ АСИММЕТРИИ И МЕЖПОЛYIIIAPНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

    В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»

    1. Организационно-методический раздел Цель курса

    Ознакомление студентов с теоретическими этапами решения проблемы; с нейропсихологическим подходом к изучению межпо- лушарных отношений; с многочисленными данными, полученны- ми на клиническом материале и на здоровых испытуемых; с совре- менными представлениями о механизмах межполушарного взаи- модействия, лежащих в основе нарушений психики при различ- ных заболеваниях, а также в основе компенсаторных перестроек функциональных систем.

    Задачи курса:

    — показать студентам важность проблемы межполушарной асим- метрии и межполушарноro взаимодействия для клинической пси- хологии, ее сложность и многоплановость; возможности ее реше- ния с позиций системно-деятельностного и междисциплинарного подходов; особое место проблемы в решении задач реабилитации и коррекции;

    — познакомить студентов с богатейшими фактическими данны- ми, полученными на клиническом и экспериментальном материа- ле, с синдромами нарушения межполушарного взаимодействия; — обозначить методологические принципы, лежащие в основе исследования межполушарной асимметрии и межполушарного вза- имодействия;

    — познакомить студентов с методиками исследования и оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.

    Место курса в профессиональной подготовке выпускника

    9 или 10 семестр, после лекционных курсов «Нейропсихоло-

    гия» И «Клиническая психология».

    Требования к уровню освоения содержания курса Студенты должны:

    — уметь определять проблему межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия как одну из центральных проб- лем клинической психологии и содержательно раскрывать ее тео- ретические и прикладные аспекты;

    — ориентироваться в научных публикациях по данной пробле- матике;

    — владеть методами исследования и оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.

    11. Содержание лекционного курса

    Раздел 1. Межполушарная асимметрия и межполушарное вза- имодействие как проблема нейропсихологии

    Тема 1. Вклад нейропсихологии в изучение межполушарной асим- метрии и межполушарного взаимодействия

    Аспекты проблемы межполушарной асимметрии и межполушар- ного взаимодействия: анатомические, физиологические, клини- ческие. История и современное состояние проблемы (модели, кон- цепции).

    3 стр., 1219 слов

    Межполушарная функциональная асимметрия

    ... мозга? К чему приводит повреждение левого или левого полушария? От чего зависит межполушарная асимметрия? Перечислите функции, локализованные в левом и правом полушарии. В чем состоит основная ... позы и целенаправленных движений? В чем заключается основная функция коры мозжечка? Охарактеризуйте взаимодействие мозжечка и коры большого мозга. Охарактеризуйте роль мозжечка в регуляции сенсорных и ...

    Два основных аспекта проблемы: функциональная специ- фичность полушарий и межполушарное взаимодействие. Прогрес- сивная латерализация психических функций. Асимметрия полуша- рий мозга на уровне коры и подкорковых образований. Асимметрия трех блоков мозга (А.р.лурия).

    Дифференцированный характер меж- полушарного взаимодействия.

    Тема 2. Методы исследования и оценки межполушарной асим- метрии и межполушарного взаимодействия

    Методологические принципы создания конкретных методов ис- следования межполушарных отношений. Модели изучения функ- циональной асимметрии мозга человека. Методы оценки межполу- шарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.

    Раздел п. Латеральные особенности мозговой организации выс- ших психических функций

    Тема з. Мозговые комиссуры

    Синдромы «расщепленного мозга». Роль мозолистого тела в орга- низации высших психических функций (ВПФ).

    Тема 4. Латеральные особенности зрительно-гностических функций Нарушения зрительного гнозиса при локальной патологии лево- го и правого полушарий головного мозга. Роль функциональной асим- метрии мозга в константности восприятия размеров, в восприятии дальнего и ближнего пространства, в опознании цветных изображе- ний и изображений лиц, в отображении пространственных отноше- ний в рисунке. Явления игнорирования части пространства.

    Тема 5. Взаимодействие полушарий головного мозга в мнестичес- ких процессах

    Особенности нарушений памяти при поражениях правого и лево- го полушарий мозга. Межполушарная организация памяти на моделях «узнавание — активное припоминание», «непроизвольное — произвольное запоминание».

    Тема 6. Латеральные особенности тактильного гнозиса Нарушения тактильных функций у больных с поражениями те- менных областей правого и левого полушарий головного мозга.

    Тема 7. Межполушарное взаимодействие в речевых процессах Нарушенные и сохранные структуры речи при поражен иях пра- вого и левого полушарий головного мозга. Латеральные особенно- сти письма и чтения. Язык и мозг.

    Тема 8. Функциональная асимметрия мозга и интеллектуальная деятельность

    Нарушения интеллектуальной деятельности при поражениях правого и левого полушарий головного мозга. Вклад правого и левого полушарий мозга в динамическую организацию интеллек- туальной деятельности. Мозг и два модуса мышления.

    Тема 9. Эмоции и функциональная асимметрия мозга Эмоциональные расстройства, вызванные односторонними по- ражениями мозга. Роль правого и левого полушарий мозга в регу- ляции эмоциональных состояний человека.

    6 стр., 2592 слов

    Межполушарная асимметрия мозга и ее влияние на психические процессы человека

    ... поможет определить, какой вклад вносит каждое полушарие в любую психическую функцию. Также межполушарная асимметрия мозга раскрывает особенности каждого человека и их формирование. Целью ... асимметрия полушарий позволяет совершенствовать те процессы, за которые ответственен мозг. Какими-то процессами управляет только одно полушарие, какими-то оба, и все это находится в особом сложном взаимодействии. ...

    Тема 10. Особенности нарушений психических процессов у не- праворуких

    Латеральные отличия нарушений психических процессов при локальных поражен иях мозга.

    Раздел 111. Место проблемы межполушарной асимметрия и меж- ПОЛУ1Парного взаимодействия в клинической психологии

    Тема 11. Исследования межполушарной асимметрии и межпо- лушарного взаимодействия и их значение для развития патопси- хологии

    Особенности нейропсихологических симптомов при шизофре- нии; эпилепсии; аффективных расстройствах настроения; посттрав- матических расстройствах, связанных со стрессом; соматоформных расстройствах. Изменение активации полушарий головного мозга при психической патологии. Функциональная асимметрия мозга и современная психофармакотерапия. Когнитивные модели межпо- лушарных отношений как попытка понимания различных наруше- ний психики и поведения.

    Тема 12. Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие в онтогенезе

    Динамика формирования межполушарного взаимодействия в онтогенезе. Роль фактора доминантности в проявлении нарушений психических процессов у детей. «Дисгенетический синдром» функ-

    ционального генеза. Феномен naтоло •••••••••••• _…». • ..,-. ~ •• ние межполушарных отношений и нокоторые типы диаонтoreиеэа. Межполушарная асимметрия при старении.

    Тема 13. Межполуwарное взаимодействие и ИНДИВIIД)’UItНW’ pu- JlИЧИЯ

    Профиль межполушарной асимметрии, или латеральной орга- низации мозга (ПЛО).

    Исследования типов ПЛО в норме. Диапазон индивидуальных различий по показателям ПЛО. Когнитивные спо- собности (когнитивный стиль) и их зависимость от типа доминант- ности полушарий. Межполушарное взаимодействие и вербальные процессы у здоровых людей. Состояние функциональных асимметрий мозга человека и различные факторы психической деятельности.

    Раздел 1V. Проблема межполушарной асимметрии и межполу- шарного взаимодействия в реабилитационном и коррекционном направлении клинической психологии

    Тема 14. Межnолушарное взаимодействие как один из базисных компенсаторных механизмов работы мозга

    Спонтанное восстановление ВПФ. Роль правого полушария мозга в восстановлении речи. Особенности восстановления речи у детей и неправоруких. Динамика межполушарного взаимодействия в ре- абилитации психических и неврологических больных.

    Тема 15. Особенности коррекции психических процессов у детей с патологическим левшеством

    Описание психологического статуса детей с наличием фактора левшества. Специфичность подхода к леворуким детям. Специаль- ные методы психологического и дефектологического воздействия в коррекционной работе.

    Контрольные вопросы и задания для самостоятельной ра- боты

    1. Является ли межполушарная асимметрия частным случаем межполушарного взаимодействия?

    2. Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодей- ствие: основа или механизм психической деятельности человека? 3. Вклад каждого из полушарий головного мозга в психическую деятельность человека.

    4. Различаются ли между собой понятия «межполушарные фак- торы» И «полушарные факторы»?

    5. Специфика построения эксперимента для исследования меж- полушарного взаимодействия.

    Темы рефератов и курсовых работ

    1. Особенности нейропсихологического синдрома у детей с аге- незией мозолистого тела.

    2. Проблема связи когнитивного стиля И особенностей межпо- лушарной организации мозга.

    3. Межполушарные отношения и возрастной фактор.

    Вопросы к зачету по всему курсу

    1. Определение межполушарной асимметрии и межполушарно- го взаимодействия.

    1. Модели изучения межполушарного взаимодействия.
    1. Варианты изменения межполушарного взаимодействия при локальной и психиатрической патологии.
    1. Динамика межполушарного взаимодействия в онтогенезе.
    1. Динамика межполушарного взаимодействия в ходе медика- ментозного лечения и реабилитационного процесса.

    6. Теоретические этапы развития проблемы межполушарной асим- метрии и межполушарного взаимодействия.

    7. Феномен левшества у детей и специфика коррекционной ра- боты с ними.

    1. ПЛО и когнитивный стиль человека
    1. Особенности нарушений ВПФ при различной латерализации поражения мозга.

    111. Распределение часов курса по темам и видам работ

    г-

    Аудиторные

    Самое-

    тоягель-

    K~

    Наименование тем и разделов

    Всего

    занятия (час.)

    (час.)

    ная ра-

    семинар

    бота

    лекции

    (час.)

    ы

    Раздел /. Межполушарная асимметрия и межпо-

    лушарное взаимодействие как проблема нейро-

    8

    4

    4

    психологии

    1

    Вклад нейропсихологии в изучение

    межполушарной асимметрии и межполушарного

    4

    2

    2

    взаимодействия

    2

    Методы исследования и оценки межполушарной

    4

    2

    2

    асимметрии И межполушарного взаимодействия

    Аудиторные

    Самое-

    тоятель-

    Х.

    Наименование тем и разделов

    Всего

    занятия (час.)

    (час.)

    ная ра-

    семи на-

    бота

    лекции

    ры

    (час.)

    Раздел 11. Латеральные особенности мозговой

    32

    16

    16

    организации высших психических функций

    3

    Мозговые комиссуры

    4

    2

    2

    4

    Латеральные особенности зрительно-гностичес-

    4

    2

    2

    ких функций

    5

    Взаимодействие полушарий головного мозга в

    4

    2

    2

    мнестических процессах

    6

    Латеральные особенности тактильного гнозиса

    4

    2

    2

    7

    Межполушарное взаимодействие в речевых про-

    4

    2

    2

    цессах

    8

    Функциональная аснмметрия мозга и интеллекту-

    4

    2

    2

    альная деятельность

    9

    Эмоции и функциональная асимметрия мозга

    4

    2

    2

    10

    Особенности нарушений психических процессов

    4

    2

    2

    I у неправоруких

    Раздел ш. Место проблемы межполушарной

    асимметрии и межполушарного взанмодействия в

    12

    6

    6

    клинической пснхологни

    11

    Исследования межполушарной асимметрин и

    межполушарного взаимодействия и их значение

    4

    2

    2

    для развития патопсихологии

    12

    Межполушарная асимметрия и межполушарное

    4

    2

    2

    взаимодействие в онтогенезе

    13

    Межполушарное взаимодействие и индивидуаль-

    4

    2

    2

    ные различия

    Раздел /V. Проблема межполушарной асиммет-

    рии и межполушарного взаимодействия в fieаби-

    8

    4

    4

    лнтационном И коррекционном направленни

    клинической психологии

    14

    Межполушарное взаимодействие как один IIЗ

    базисных компенсаторных механизмов работы

    4

    2

    2

    мозга

    15

    Особенности коррекции психических процессов у

    4

    2

    2

    детей с патологическим левшеством

    Итого

    60

    30

    30

    IV. Форма итогового контроля Зачет.

    v. Учебно-методическое обеспечение курса Литература

    Актуальные проблемы психофизиологии и нейропсихологии: Сб. науч. трудов / Под ред. А.н.лебедева, Б.А.Маршинина, н.в.гребенникова, Н.Г.Манелис, Е.Г.УдачиноЙ. М.: Институт психологии АН СССР, 1991. С.122-136, 163-171, 213-253.

    Балонов ля., Деглин в.л. Слух и речь доминантного и недоминант- ного полушарий. Л.: Наука, 1976. 220с.

    Брагина Н.Н, Доброхотова ГА, Функциональные асимметрии чело- века. М.: Медицина, 1986. 288с.

    Величко М.А., Ковязина М. С. Особенности психических процессов у детей с врожденной патологией мозолистого тела (обзор литературы) // Особый ребенок: Исследования и опыт помощи. Материалы семинара «Организация службы социально-психологической помощи детям с ост- рой школьной недостаточностью и их семьям». Москва, 4-7 мая 1998 г. М.: Теревинф, 1998. С.27-35.

    Газзанига М. Расщепленный человеческий мозг. М.: Мир, 1974. 172с. Глозман Ж.М., Ковязина М. С; Ермолаев д.в. Роль правого и левого полушарий в эмоциональной оценке зрительных стимулов // Физиоло- гия человека. 2000. Т.26. N24. с.25-29.

    Деглин в.л. Лекции о функциональной асимметрии мозга человека.

    Амстердам; Киев: Ассоциация психологов Украины, 1996. 151с.

    Доброхотова т.А .. Брагина НН Левши. М.: Книга, 1994. 231с. Ефремов в.с., Случевский Ф’И: Розенфельд Е.Н. и др. Межполушарная асимметрия и зрительное восприятие у больных шизофренией / / Труды ленингр. науч.-исслед. психоневр. ин-та им. В.М. Бехтерева. 1981. т.97.

    Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и нео- сознаваемое восприятие. М.: Наука, 1983. 170с.

    Котик Б. с. Межполушарное взаимодействие у человека. Ростов н / Д.: Изд-во Ростов. ун-та, 1992. 176с.

    Москвин В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные сти- ли эмоционального реагирования / / Вопросы психологии. 1988. N26. С.16-120.

    Москвин В.А. Индивидуальные профили латеральности и некоторые особенности психических процессов ( в норме и патологии): Автореф. дис … канд. психол. наук. М., 1990. 191 с.

    Московичюте л.и., Симерницкая э.г., Смирнов н.А.и др. О роли мозо- листого тела в организации высших психических функций / / А.р.лурия и современная психология / Под ред. Е.д. Хомской, Л.С. Цветковой, Б.В. Зейгарник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С.143-150.

    Невская А.А., Леушина л.и. Асимметрия полушарий головного мозга и опознание зрительных образов. Л.: Наука, 1990. 152с.

    Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга / Под ред. Е.д.хомской. М.: Наука, 1986. 206с.

    Нейропсихология сегодня / Под ред. Е.д.ХомскоЙ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. C.8-113.

    558

    Новые методы нейропсихологического исследования: Сб, науч. тру- дов / Под ред. Е.д.ХомскоЙ, И.В.ГребенниковоЙ, Б.А.Маршинина и др. М.: Институт психологии АН СССР, 1989. с.38-51, 63-82, 129-137, 159-176, 188-202.

    I Международная конференция памяти А.р.лурия: Сб. докладов / Подред. Е.д.хомской, Т.В.АхутиноЙ. М.: РПО, 1998. С.82-138.

    Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 112с.

    Семенович А.В. Актуальные проблемы нейропсихологической квали- фикации отклоняющегося развития: / / Актуальные проблемы нейро- психологии детского возраста: Учеб. пособие / Под ред. Л.С.ЦветковоЙ. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. С.84-138.

    Симерницкая э.г. Доминантность полушарий. Нейропсихологические исследования / Под ред. А.р.лурия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. Вып.Ю, 95с.

    Функциональная межполушарная асимметрия / Под ред. Н.Н.Бого- лепова, В.Ф.Фокина. М.: Научный мир, 2004. 728с.

    http://cerebral-asymmetry.narod.ru/FMA_book.htm

    Хамская ЕД., Ефимова и.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропси- хология индивидуальных различий: Учеб. пособие. М.: РПА, 1997. 282с.

    Хомская ЕД., Привалова Н.Н, Ениколопова Е.В., Ефимова и.в. и др.

    Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаи- модействия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. 78с.

    Шмарьян А.с. Мозговая патология и психиатрия. М.: Медицина, 1949. 351с.

    Эрдели А.к. Исследование функциональной асимметрии тактильно- го восприятия / / Вопросы психологии. 1979. N22. С.126-131.