ПРОГРАММА дисциплины «ПРОБЛЕМАМЕЖПОЛYIIIAPНОЙ АСИММЕТРИИ И МЕЖПОЛYIIIAPНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»
1. Организационно-методический раздел Цель курса
Ознакомление студентов с теоретическими этапами решения проблемы; с нейропсихологическим подходом к изучению межпо- лушарных отношений; с многочисленными данными, полученны- ми на клиническом материале и на здоровых испытуемых; с совре- менными представлениями о механизмах межполушарного взаи- модействия, лежащих в основе нарушений психики при различ- ных заболеваниях, а также в основе компенсаторных перестроек функциональных систем.
Задачи курса:
— показать студентам важность проблемы межполушарной асим- метрии и межполушарноro взаимодействия для клинической пси- хологии, ее сложность и многоплановость; возможности ее реше- ния с позиций системно-деятельностного и междисциплинарного подходов; особое место проблемы в решении задач реабилитации и коррекции;
— познакомить студентов с богатейшими фактическими данны- ми, полученными на клиническом и экспериментальном материа- ле, с синдромами нарушения межполушарного взаимодействия; — обозначить методологические принципы, лежащие в основе исследования межполушарной асимметрии и межполушарного вза- имодействия;
— познакомить студентов с методиками исследования и оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника
9 или 10 семестр, после лекционных курсов «Нейропсихоло-
гия» И «Клиническая психология».
Требования к уровню освоения содержания курса Студенты должны:
— уметь определять проблему межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия как одну из центральных проб- лем клинической психологии и содержательно раскрывать ее тео- ретические и прикладные аспекты;
— ориентироваться в научных публикациях по данной пробле- матике;
— владеть методами исследования и оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.
11. Содержание лекционного курса
Раздел 1. Межполушарная асимметрия и межполушарное вза- имодействие как проблема нейропсихологии
Тема 1. Вклад нейропсихологии в изучение межполушарной асим- метрии и межполушарного взаимодействия
Аспекты проблемы межполушарной асимметрии и межполушар- ного взаимодействия: анатомические, физиологические, клини- ческие. История и современное состояние проблемы (модели, кон- цепции).
Межполушарная функциональная асимметрия
... мозга? К чему приводит повреждение левого или левого полушария? От чего зависит межполушарная асимметрия? Перечислите функции, локализованные в левом и правом полушарии. В чем состоит основная ... позы и целенаправленных движений? В чем заключается основная функция коры мозжечка? Охарактеризуйте взаимодействие мозжечка и коры большого мозга. Охарактеризуйте роль мозжечка в регуляции сенсорных и ...
Два основных аспекта проблемы: функциональная специ- фичность полушарий и межполушарное взаимодействие. Прогрес- сивная латерализация психических функций. Асимметрия полуша- рий мозга на уровне коры и подкорковых образований. Асимметрия трех блоков мозга (А.р.лурия).
Дифференцированный характер меж- полушарного взаимодействия.
Тема 2. Методы исследования и оценки межполушарной асим- метрии и межполушарного взаимодействия
Методологические принципы создания конкретных методов ис- следования межполушарных отношений. Модели изучения функ- циональной асимметрии мозга человека. Методы оценки межполу- шарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.
Раздел п. Латеральные особенности мозговой организации выс- ших психических функций
Тема з. Мозговые комиссуры
Синдромы «расщепленного мозга». Роль мозолистого тела в орга- низации высших психических функций (ВПФ).
Тема 4. Латеральные особенности зрительно-гностических функций Нарушения зрительного гнозиса при локальной патологии лево- го и правого полушарий головного мозга. Роль функциональной асим- метрии мозга в константности восприятия размеров, в восприятии дальнего и ближнего пространства, в опознании цветных изображе- ний и изображений лиц, в отображении пространственных отноше- ний в рисунке. Явления игнорирования части пространства.
Тема 5. Взаимодействие полушарий головного мозга в мнестичес- ких процессах
Особенности нарушений памяти при поражениях правого и лево- го полушарий мозга. Межполушарная организация памяти на моделях «узнавание — активное припоминание», «непроизвольное — произвольное запоминание».
Тема 6. Латеральные особенности тактильного гнозиса Нарушения тактильных функций у больных с поражениями те- менных областей правого и левого полушарий головного мозга.
Тема 7. Межполушарное взаимодействие в речевых процессах Нарушенные и сохранные структуры речи при поражен иях пра- вого и левого полушарий головного мозга. Латеральные особенно- сти письма и чтения. Язык и мозг.
Тема 8. Функциональная асимметрия мозга и интеллектуальная деятельность
Нарушения интеллектуальной деятельности при поражениях правого и левого полушарий головного мозга. Вклад правого и левого полушарий мозга в динамическую организацию интеллек- туальной деятельности. Мозг и два модуса мышления.
Тема 9. Эмоции и функциональная асимметрия мозга Эмоциональные расстройства, вызванные односторонними по- ражениями мозга. Роль правого и левого полушарий мозга в регу- ляции эмоциональных состояний человека.
Межполушарная асимметрия мозга и ее влияние на психические процессы человека
... поможет определить, какой вклад вносит каждое полушарие в любую психическую функцию. Также межполушарная асимметрия мозга раскрывает особенности каждого человека и их формирование. Целью ... асимметрия полушарий позволяет совершенствовать те процессы, за которые ответственен мозг. Какими-то процессами управляет только одно полушарие, какими-то оба, и все это находится в особом сложном взаимодействии. ...
Тема 10. Особенности нарушений психических процессов у не- праворуких
Латеральные отличия нарушений психических процессов при локальных поражен иях мозга.
Раздел 111. Место проблемы межполушарной асимметрия и меж- ПОЛУ1Парного взаимодействия в клинической психологии
Тема 11. Исследования межполушарной асимметрии и межпо- лушарного взаимодействия и их значение для развития патопси- хологии
Особенности нейропсихологических симптомов при шизофре- нии; эпилепсии; аффективных расстройствах настроения; посттрав- матических расстройствах, связанных со стрессом; соматоформных расстройствах. Изменение активации полушарий головного мозга при психической патологии. Функциональная асимметрия мозга и современная психофармакотерапия. Когнитивные модели межпо- лушарных отношений как попытка понимания различных наруше- ний психики и поведения.
Тема 12. Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие в онтогенезе
Динамика формирования межполушарного взаимодействия в онтогенезе. Роль фактора доминантности в проявлении нарушений психических процессов у детей. «Дисгенетический синдром» функ-
ционального генеза. Феномен naтоло •••••••••••• _…». • ..,-. ~ •• ние межполушарных отношений и нокоторые типы диаонтoreиеэа. Межполушарная асимметрия при старении.
Тема 13. Межполуwарное взаимодействие и ИНДИВIIД)’UItНW’ pu- JlИЧИЯ
Профиль межполушарной асимметрии, или латеральной орга- низации мозга (ПЛО).
Исследования типов ПЛО в норме. Диапазон индивидуальных различий по показателям ПЛО. Когнитивные спо- собности (когнитивный стиль) и их зависимость от типа доминант- ности полушарий. Межполушарное взаимодействие и вербальные процессы у здоровых людей. Состояние функциональных асимметрий мозга человека и различные факторы психической деятельности.
Раздел 1V. Проблема межполушарной асимметрии и межполу- шарного взаимодействия в реабилитационном и коррекционном направлении клинической психологии
Тема 14. Межnолушарное взаимодействие как один из базисных компенсаторных механизмов работы мозга
Спонтанное восстановление ВПФ. Роль правого полушария мозга в восстановлении речи. Особенности восстановления речи у детей и неправоруких. Динамика межполушарного взаимодействия в ре- абилитации психических и неврологических больных.
Тема 15. Особенности коррекции психических процессов у детей с патологическим левшеством
Описание психологического статуса детей с наличием фактора левшества. Специфичность подхода к леворуким детям. Специаль- ные методы психологического и дефектологического воздействия в коррекционной работе.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной ра- боты
1. Является ли межполушарная асимметрия частным случаем межполушарного взаимодействия?
2. Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодей- ствие: основа или механизм психической деятельности человека? 3. Вклад каждого из полушарий головного мозга в психическую деятельность человека.
4. Различаются ли между собой понятия «межполушарные фак- торы» И «полушарные факторы»?
5. Специфика построения эксперимента для исследования меж- полушарного взаимодействия.
Темы рефератов и курсовых работ
1. Особенности нейропсихологического синдрома у детей с аге- незией мозолистого тела.
2. Проблема связи когнитивного стиля И особенностей межпо- лушарной организации мозга.
3. Межполушарные отношения и возрастной фактор.
Вопросы к зачету по всему курсу
1. Определение межполушарной асимметрии и межполушарно- го взаимодействия.
- Модели изучения межполушарного взаимодействия.
- Варианты изменения межполушарного взаимодействия при локальной и психиатрической патологии.
- Динамика межполушарного взаимодействия в онтогенезе.
- Динамика межполушарного взаимодействия в ходе медика- ментозного лечения и реабилитационного процесса.
6. Теоретические этапы развития проблемы межполушарной асим- метрии и межполушарного взаимодействия.
7. Феномен левшества у детей и специфика коррекционной ра- боты с ними.
- ПЛО и когнитивный стиль человека
- Особенности нарушений ВПФ при различной латерализации поражения мозга.
111. Распределение часов курса по темам и видам работ
г- |
|
|
|
|
|
|
|
|
Аудиторные |
Самое- |
|
|
|
|
тоягель- |
||
K~ |
Наименование тем и разделов |
Всего |
занятия (час.) |
|
|
(час.) |
|
|
ная ра- |
||
|
|
|
|
семинар |
бота |
|
|
|
лекции |
|
(час.) |
|
|
|
|
ы |
|
|
Раздел /. Межполушарная асимметрия и межпо- |
|
|
|
|
|
лушарное взаимодействие как проблема нейро- |
8 |
4 |
|
4 |
|
психологии |
|
|
|
|
1 |
Вклад нейропсихологии в изучение |
|
|
|
|
|
межполушарной асимметрии и межполушарного |
4 |
2 |
|
2 |
|
взаимодействия |
|
|
|
|
2 |
Методы исследования и оценки межполушарной |
4 |
2 |
|
2 |
|
асимметрии И межполушарного взаимодействия |
|
|
|
|
Аудиторные |
Самое- |
|
|
|
|
тоятель- |
||
Х. |
Наименование тем и разделов |
Всего |
занятия (час.) |
|
|
(час.) |
|
|
ная ра- |
||
|
|
|
|
семи на- |
бота |
|
|
|
лекции |
ры |
(час.) |
|
Раздел 11. Латеральные особенности мозговой |
32 |
16 |
|
16 |
|
организации высших психических функций |
|
|||
3 |
Мозговые комиссуры |
4 |
2 |
|
2 |
4 |
Латеральные особенности зрительно-гностичес- |
4 |
2 |
|
2 |
|
ких функций |
|
|||
5 |
Взаимодействие полушарий головного мозга в |
4 |
2 |
|
2 |
|
мнестических процессах |
|
|||
6 |
Латеральные особенности тактильного гнозиса |
4 |
2 |
|
2 |
7 |
Межполушарное взаимодействие в речевых про- |
4 |
2 |
|
2 |
|
цессах |
|
|
|
|
8 |
Функциональная аснмметрия мозга и интеллекту- |
4 |
2 |
|
2 |
|
альная деятельность |
|
|
|
|
9 |
Эмоции и функциональная асимметрия мозга |
4 |
2 |
|
2 |
10 |
Особенности нарушений психических процессов |
4 |
2 |
|
2 |
|
I у неправоруких |
|
|||
|
Раздел ш. Место проблемы межполушарной |
|
|
|
|
|
асимметрии и межполушарного взанмодействия в |
12 |
6 |
|
6 |
|
клинической пснхологни |
|
|
|
|
11 |
Исследования межполушарной асимметрин и |
|
|
|
|
|
межполушарного взаимодействия и их значение |
4 |
2 |
|
2 |
|
для развития патопсихологии |
|
|
|
|
12 |
Межполушарная асимметрия и межполушарное |
4 |
2 |
|
2 |
|
взаимодействие в онтогенезе |
|
|||
13 |
Межполушарное взаимодействие и индивидуаль- |
4 |
2 |
|
2 |
|
ные различия |
|
|||
|
Раздел /V. Проблема межполушарной асиммет- |
|
|
|
|
|
рии и межполушарного взаимодействия в fieаби- |
8 |
4 |
|
4 |
|
лнтационном И коррекционном направленни |
|
|
|
|
|
клинической психологии |
|
|
|
|
14 |
Межполушарное взаимодействие как один IIЗ |
|
|
|
|
|
базисных компенсаторных механизмов работы |
4 |
2 |
|
2 |
|
мозга |
|
|
|
|
15 |
Особенности коррекции психических процессов у |
4 |
2 |
|
2 |
|
детей с патологическим левшеством |
|
|||
|
Итого |
60 |
30 |
|
30 |
IV. Форма итогового контроля Зачет.
v. Учебно-методическое обеспечение курса Литература
Актуальные проблемы психофизиологии и нейропсихологии: Сб. науч. трудов / Под ред. А.н.лебедева, Б.А.Маршинина, н.в.гребенникова, Н.Г.Манелис, Е.Г.УдачиноЙ. М.: Институт психологии АН СССР, 1991. С.122-136, 163-171, 213-253.
Балонов ля., Деглин в.л. Слух и речь доминантного и недоминант- ного полушарий. Л.: Наука, 1976. 220с.
Брагина Н.Н, Доброхотова ГА, Функциональные асимметрии чело- века. М.: Медицина, 1986. 288с.
Величко М.А., Ковязина М. С. Особенности психических процессов у детей с врожденной патологией мозолистого тела (обзор литературы) // Особый ребенок: Исследования и опыт помощи. Материалы семинара «Организация службы социально-психологической помощи детям с ост- рой школьной недостаточностью и их семьям». Москва, 4-7 мая 1998 г. М.: Теревинф, 1998. С.27-35.
Газзанига М. Расщепленный человеческий мозг. М.: Мир, 1974. 172с. Глозман Ж.М., Ковязина М. С; Ермолаев д.в. Роль правого и левого полушарий в эмоциональной оценке зрительных стимулов // Физиоло- гия человека. 2000. Т.26. N24. с.25-29.
Деглин в.л. Лекции о функциональной асимметрии мозга человека.
Амстердам; Киев: Ассоциация психологов Украины, 1996. 151с.
Доброхотова т.А .. Брагина НН Левши. М.: Книга, 1994. 231с. Ефремов в.с., Случевский Ф’И: Розенфельд Е.Н. и др. Межполушарная асимметрия и зрительное восприятие у больных шизофренией / / Труды ленингр. науч.-исслед. психоневр. ин-та им. В.М. Бехтерева. 1981. т.97.
Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и нео- сознаваемое восприятие. М.: Наука, 1983. 170с.
Котик Б. с. Межполушарное взаимодействие у человека. Ростов н / Д.: Изд-во Ростов. ун-та, 1992. 176с.
Москвин В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные сти- ли эмоционального реагирования / / Вопросы психологии. 1988. N26. С.16-120.
Москвин В.А. Индивидуальные профили латеральности и некоторые особенности психических процессов ( в норме и патологии): Автореф. дис … канд. психол. наук. М., 1990. 191 с.
Московичюте л.и., Симерницкая э.г., Смирнов н.А.и др. О роли мозо- листого тела в организации высших психических функций / / А.р.лурия и современная психология / Под ред. Е.д. Хомской, Л.С. Цветковой, Б.В. Зейгарник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С.143-150.
Невская А.А., Леушина л.и. Асимметрия полушарий головного мозга и опознание зрительных образов. Л.: Наука, 1990. 152с.
Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга / Под ред. Е.д.хомской. М.: Наука, 1986. 206с.
Нейропсихология сегодня / Под ред. Е.д.ХомскоЙ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. C.8-113.
558
Новые методы нейропсихологического исследования: Сб, науч. тру- дов / Под ред. Е.д.ХомскоЙ, И.В.ГребенниковоЙ, Б.А.Маршинина и др. М.: Институт психологии АН СССР, 1989. с.38-51, 63-82, 129-137, 159-176, 188-202.
I Международная конференция памяти А.р.лурия: Сб. докладов / Подред. Е.д.хомской, Т.В.АхутиноЙ. М.: РПО, 1998. С.82-138.
Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 112с.
Семенович А.В. Актуальные проблемы нейропсихологической квали- фикации отклоняющегося развития: / / Актуальные проблемы нейро- психологии детского возраста: Учеб. пособие / Под ред. Л.С.ЦветковоЙ. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. С.84-138.
Симерницкая э.г. Доминантность полушарий. Нейропсихологические исследования / Под ред. А.р.лурия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. Вып.Ю, 95с.
Функциональная межполушарная асимметрия / Под ред. Н.Н.Бого- лепова, В.Ф.Фокина. М.: Научный мир, 2004. 728с.
http://cerebral-asymmetry.narod.ru/FMA_book.htm
Хамская ЕД., Ефимова и.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропси- хология индивидуальных различий: Учеб. пособие. М.: РПА, 1997. 282с.
Хомская ЕД., Привалова Н.Н, Ениколопова Е.В., Ефимова и.в. и др.
Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаи- модействия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. 78с.
Шмарьян А.с. Мозговая патология и психиатрия. М.: Медицина, 1949. 351с.
Эрдели А.к. Исследование функциональной асимметрии тактильно- го восприятия / / Вопросы психологии. 1979. N22. С.126-131.