Лысенко Индивид.консультирование

Основные

направления

консультирования

в педагогической

практике

и оптимальные

условия проведения

консультирования


В настоящее время существует достаточно много различных направлений консультирования. Остановимся на краткой характе­ристике некоторых из них.

Ф Психоанализ

Главные теоретики: Зигмунд Фрейд, Анна Фрейд, Хайнц Кохут.

Взгляд на природу человека:

Акцент на раннем детстве и на психосексуальных стадиях раз­вития; признание важности бессознательного и защитных

ш

Психоанализ

42

2.

Адлерианское консультирование

45

з.

Личностно-центрированное консультирование

48

Щ 4.

Экзистенциальное консультирование

51

5.

Гештальт-терапия

52

6.

Рационально-эмотивная терапия

56

V’ 7.

Трансактный анализ

59

8.

Бихевиориальное и когаитивно-бихевиориальное консультирование

61

9.

Терапия реальностью

64

10.

Это интересно

68

Основные направления консультирования в педагогической практике…

механизмов Эго. Психическая жизнь существует на сознатель­ном, предсознательном и бессознательном уровнях.

Основные положения теории:

© Выделяется два вида инстинктов: эротические, или инс­тинкты жизни (эрос) и разрушительные, или инстинкты смерти (танатос).

• Энергия инстинктов жизни называется «либидо». Люди в значительной степени мотивированы принципом удовольствия.

в В состав психического аппарата входят следующие струк­туры: Ид—Оно (бессознательное, борется за инстинктивное удо­влетворение), Супер-Эго—Сверх-Я (влияние родителей и морали) и Эго—Я (выполнение инстинктивных требований на основе принципа реальности).

Эго имеет трех руководителей—внеш­ний мир, Ид и Супер-Эго, и каждый из них может вызывать тре-‘ вогу. Психическая энергия распределена между трех структур, которые могут гармонировать или конфликтовать друг с Другом.

* Люди сексуальны с рождения. Хотя склонны забывать об | этом обстоятельстве. Между полами имеются некоторые раз­личия в сексуальном развитии, в частности различия, связан-

; ные с Эдиповым комплексом.

« Пока Эго ребенка слабо, оно склонно развивать защитные I механизмы, чтобы отражать сильные импульсы, исходящие от I Ид. Чрезмерное подавление ранних сексуальных переживаний I может привести к неврозу. Ослабленное Эго не имеет доступа I к материалу и подавленные импульсы преобразуются в невро­тические симптомы. Механизмами психологической защиты | могут быть: подавление (насильственный запрет на пережива­ния), проекция (приписывание другим вытесненных пережива-I ний); рационализация (разумное объяснение иррациональных I поступков), инверсия (достижение цели способами, противоре-I чащими ранее избранным и приемлемым в социуме); отрица-I ние (вытеснение воспоминания о переживании как невозмож-I ном); самообвинение (критика себя с целью самооправдания); I регрессия (возвращение к детским способам защиты); сублима-| ция (вытеснение травмирующих переживаний через продукты I творческой или продуктивной деятельности).

Цель и задачи: консультант помогает сделать бессознатель-| ное сознательным посредством снятия подавления, произо-I шедшего в детстве, заполнения провалов в памяти и создания

Лекция 5

возможности выносить суждения, опираясь на силу Эго, а не используя его.слабость, имевшую место в прошлом. Консультант способствует тому, чтобы клиент прошел через нерешенные ста­дии развития; помогает клиенту научиться справляться с труд­ностями и адаптироваться.

Роль психолога-консультанта:

  • консультант выступает в роли эксперта, учителя;
  • способствует переносу и исследованию бессознательного; в помогает в интерпретации поведения клиента.

Ожидания от клиента:

• принятие концепции психоанализа;

  • полная открытость и готовность к длительному периоду совместной работы;
  • запрет на серьезные изменения в жизни и установление близких отношений с консультантом.

Методы, используемые консультантом:

  • метод свободных ассоциаций;
  • анализ сновидений как выхода из подсознания информа­ции о прошлом;
  • анализ переноса;

» анализ сопротивления;

• интерпретация опыта.

Достоинства:

• акцент на важности сексуальности и бессознательного в человеческом поведении;

« приемлемость диагностических инструментов; в разнонаправленность;

  • изучение отобранных случаев на протяжении длитель­ного периода развития;
  • изучение жизненных стадий развития человека, особенно детства.

Ограничения метода:

  • реализация подхода трудоемка и дорога;
  • закрытая система применения, ограниченная в основном психиатрией;
  • сосредоточенность на патологии;

/i/i

Основные направления консультирования в педагогической практике… в детерминистический характер;

в подход неэффективен для инвалидов с незначительными расстройствами.

© Адлерианское кон^льтирование

Главные теоретики: Альфред Адлер, Рудольф Дрейкурс, Томас Суини.

Взгляд на природу человека: Акцент на социальном инте­ресе как главном источнике мотивации; важность порядка рождения ребенка, состава семьи, стиля жизни и телеологи­ческих (будущих) целей как главных факторов личностного роста и развития.

Основные положения теории:

в Личность—неделимая целостность, являющаяся инте­гральной частью социума, а индивидуальность—это неповтори­мый путь выработки способа самоутверждения, стиля жизни.

* В консультировании и коррекции важен учет трех момен­тов: прошлого опыта клиента; настоящей ситуации и направ­ления движения.

® Первичная адаптация к жизни (прототип) формируется от 3 до 5 лет, большинство прототипов неосознаваемы, они стано­вятся костяком, обрастают смыслами и обладают направляю­щей силой.

в Человеческое поведение носит целенаправленный харак­тер; цели человека не меняются в течение жизни, а изменяется система отношений.

« Неполноценность, ее компенсация и социальная среда—это три составляющих, результирующая сила воздействия которых’ ; приводит к формированию стремления к значимости и превос-■ ходству.

ф Люди живут вымыслом, определяя с помощью него свои цели, определяя тем самым свое поведение и стиль жизни, поэ­тому на поведение человека больше влияют ожидания, связан­ные с будущим, чем события прошлого.

• Удовлетворенность жизнью исходит из социального инте­реса как основы человеческого существования.

Лекция 5

• Здоровая личность—это личность, которая имеет социаль­ное личностное чувство (принадлежность к дому, вере, общности, человечность, оптимизм); социально-ориентированное поведе­ние (помощь, участие, кооперация, эмпатия, реформирование, уважительность) и когнитивные допущения, ориентированные на социум—«Мои права И обязанности равны правам и обязан­ностям других», «Мои личные цели достигнуты во благо обще­ства», «Я полагаю, что к другим стоит обращаться так же, как я бы хотел, чтобы они обращались ко мне».

в Возможны четыре ошибки в «картине мира клиента»: недо­верие, себялюбие, нереалистические амбиции, недостаток уве­ренности.

Цель и задачи: консультант помогает найти ошибку в «кар­тине мира» клиента, из-за которой возникают психологиче­ские проблемы; культивирует социальные интересы; снижает чувство неполноценности; исправляет искаженные представ­ления и ошибочные цели, развивает способность клиента к инсайту, способствует поведенческим изменениям через дей­ствие по принципу «как будто бы».

Роль психолога-консультанта:

  • консультант помогает разобраться в «картине мира» клиента;
  • формирует равноправные отношения с клиентом;

». моделирует, изучает и оценивает ситуацию клиента;

• обсуждает с ним предположения;

• назначает домашнюю работу, поощряет, подбадривает, обращается к личностным ресурсам.

Ожидания от клиента:

« занимает партнерскую позицию;

в проявляет активность, ответственность, стремление к сотрудничеству и доверие.

Методы, используемые консультантом:

•. создание атмосферы поддержки, проявление искреннего интереса; демонстрация веры в возможности и способности человека;

• активное слушание;

• анализ личностной динамики («опросник «Семейного созвез­дия», набор вопросов «Раннее воспоминание»; анализ сновидений

[ Основные направления консультирования в педагогической практике…

|сак репетиции будущих действий; выявление и осознание при­оритетов (превосходства, контроля, комфорта, желания быть «приятным, подведение итогов, нахождение главных ошибок); I ® подбадривание—признание личного мужества клиента, |его духовных сил и свободы выбора в поступках на основе при­обретенного самопознания;

« поощрение инсайта—создание условий для инсайта (оза­рения) с последующей интерпретацией (намеки, подсказки ;и предположения);

б • помощь в переориентации—воплощение инсайта в дей­ствие с помощью техник: антисуггестии (парадоксальной интен-щии)—многократное преувеличение нежелательной активно­сти: навязчивого движения, действия «Если бы…»—изыскание возможностей компенсации неадекватных чувств, установок, ^действий на протяжении определенного времени и не только 1в ситуации непосредственного взаимодействия с психологом. ■Методика «Поймай себя»—отслеживание клиентом деструктив-рого поведения с чувством юмора, не впадая в самообвинения, .«нажатие кнопки»—фокусировка на приятных или неприятных ; эмоциях, включение и выключение их мысленным нажатием соответствующей кнопки, «избегание плакунчика»— уход от ^привычной пессимистической позиции: «Меня никто не любит», «плевок в суп»—разрушение ценности определенного типа пове-■ дения клиента, вызывающего осложнения при взаимодействии с социумом; «владение собой»—распознавание клиентом само-|разрушительных действий или мыслей;

в упор на пробуждение у клиента достоинства и ответствен­ности через конфронтацию, исследование воспоминаний, сно­видений и приоритетов клиента.

Достоинства:

• поощрение консультантом ровных отношений; ® многосторонность;

  • расширение профессиональной лексики отдельными тер­минами, например «комплекс неполноценности»;
  • упор на социальную психологию,, учет порядковой пози­ции ребенка в семье;

в широкий спектр методик;

в может применяться в консультировании представите­лей различных социальных групп. Последователи Адлера раз­работали модели консультирования для работы с детьми,

46

47

подростками, родителями, целыми семействами, группами пре­подавателей, другими социальными группами.

Ограничения метода:

• не достает надежной исследовательской базы, реализа­ция подхода трудоемка и дорога;

• во многом субъективен;

• слишком оптимистичен в объяснении природы человека; в консультант полагается на вербальную эрудицию, логику

и понимание со стороны клиента, что применимо только с кли­ентами с высоким интеллектом. Закрытая система примене­ния, ограниченная в основном психиатрией.

(Ю Личностно-центрированное консультирование

Главныетеоретики: КарлРоджерс,АнджелоБой,ДжеральдПайн.

Взгляд на природу человека: Понимание человека как изна­чально положительного, движущегося вперед, заслуживающего доверия, феноменологический взгляд на личность как на инди­видуальность; человек является самонаправляемым и ориенти­рованным на рост при наличии благоприятных возможностей.

Основные положения теории:

© В личностно-центрированной, или клиент-це’нтрированной теории подчеркивается важность Я-концепции людей, завися­щей от способов, которыми они осознают или определяют себя. «Я»-реальное—система представлений о самом себе, которая формируется на основе опыта общения и отношения к себе. «Я»-идеальное—идеальное представление о себе. Степень раз­личия между «Я»-реальное и «Я»-идеальное определяет степень дискомфорта личности и личностный рост. Несоответствие | между «Я»-реальным и жизненным опытом, с одной стороны, I и «Я»-идеальным и «Я»-реальным вызывают у человека тревогу и нарушают психологическую адаптацию.

* «Самость»—центральное понятие, целостность, включаю- | щая в себя телесный (на уровне организма) и символический, духовный (на уровне сознания) опыт.

в Стремление к самоактуализации, свойственное организму и делающее возможным его самосохранение и самоусиление— единственный мотивирующий стимул для людей. Я-концеп-ция складывается у людей очень рано. Многие представления о себе, которые формируют Я-концепцию, вероятно, основы­ваются на собственном организмическом оценочном процессе. Однако иные представления о себе отражают усвоенные поня­тия о ценностях других. Таким образом, возникает конфликт между стремлением к актуализации и Я-концепцией, которая является подсистемой стремления актуализации. Этот кон­фликт препятствует правильному восприятию как внутрен­него, так и внешнего опыта.

© В зависимости от степени угрозы, которую несет собой опыт, организм может защищать свою Я-концепцию, отвер­гая опыт или искажая его восприятие. Люди психологически в той степени, в какой их представления о себе позволяют им воспринимать опыт.

в Условия создания благоприятной атмосферы консультиро­вания: безусловное позитивное отношение к выражаемым кли­ентом чувствам, эмпатия, аутентичность (отказ от маски про­фессионала или от иного камуфляжа); воздержание от интер­претации и от подсказок решений проблем клиенту.

« Самоактуализирующиеся люди открыты для опыта, раци­ональны, несут личную ответственность,, имеют чувство соб­ственного достоинства, способны к установлению и поддержанию хороших личностных отношений и ведут этичный образ жизни.

• В практике личностно-центрированного консультирова­ния акцент делается на качестве межличностных отношений. Хорошее отношение конструктивно меняет личность клиента. Личностно-центрированный клиент обеспечивает всем клиен­там конгруэнтность в отношениях, безусловное положительное отношение и эмпатию.

а Создание благоприятной обстановки в процессе консульти­рования способствует тому, что у клиентов возрастает конгруэнт­ность в отношениях, усиливается чувство собственного достоин­ства и эмпатии. Таким образом, клиенты находятся в процессе становления личности и регулирования собственной жизни.

Цель и задачи: самоизучение, открытость по отношению к себе и другим, самонаправленность и реалистичность; большая тер­пимость к себе, другим и окружению; акцент на «здесь и теперь».

48

4- iss9

49

Лекция 5

Роль психолога-консультанта:

• подчеркнуто холистический подход, непосредственность отношений «Я—ТЫ»;

« консультант способствует проявлению уникальности кли­ента и обращает на эту уникальность внимание самого клиента;

в консультант выступает в качестве средства; ‘•• акцент на личных качествах: сердечности, эмпатии, добро­желательности, конкретности и искренности.

Ожидания от клиента:

« клиент может чувствовать себя беспомощно;

  • ведет себя неконгруэнтно;
  • достаточно закрыт, но готов к позитивным изменениям.

Методы, используемые консультантом:

в одобрение;

• разъяснение; вербализация (внесение собственного виде­ния «острых углов» путем перефразирования);

« отражение эмоций (называние эмоций клиента); » использование эмпатии, положительное отношение;

  • конгруэнтность, самораскрытие, активное / пассивное слу­шание, открытые вопросы-утверждения;
  • подытоживание.

Достоинства:

в открытость теории и ее способность эволюционировать;

  • применимость к широкому диапазону человеческих про­блем;
  • эффективность при работе с определенными нарушени­ями (например, нарушениями адаптации);
  • кратковременность воздействия;
  • положительный взгляд на природу человека.

Ограничения метода:

  • недостаток конкретности;
  • работает лучше всего с разговорчивыми, сообразитель­ными клиентами;

в игнорирует бессознательные и врожденные побуждения;

• имеет дело с поверхностными проблемами.

ф Экзистенциальное консультирование

Главные теоретики: Ролло Мей, Виктор Франкл, Абрахам ДОаслоу, Инвин Ялом, Сидней Жорард, Клеммонт Вонтресс.

Взгляд на природу человека: Вера в свободу человека и в его выбор жизненного стиля; сосредоточение на смысле тревож­ности, смысле жизни.

Цель и задачи: помогает клиентам осознавать свою ответствен­ность, свободу и потенциал; отход от внешней системы координат.

Роль психолога-консультанта:

Щё акцент на искренности консультанта и на понимании

I уникальности клиента; № придание большого значения личностным отношениям, моделированию и обмену опытом.

«Ожидания от клиента:

Щ» поощрение открытости, спонтанной активности и сосре­доточенности на основных проблемах жизни: рождение, любовь, тревога, судьба, вина, смерть, ответственность; клиент должен быть заинтересован, глубинно включен, внимателен к себе и к своей жизни.

^Методы, используемые консультантом:

открытость консультанта и заинтересованность в позна­нии;

признание уникальности клиента; акцент на отношениях; преодоление неопределенности; конфронтация;

заимствование других «работающих» активных методов, таких, как методы, активизирующие воображение и пони­мание;

метод дерефлексии—снятие излишнего самоконтроля; метод парадоксальной интенции—психолог вдохновляет клиента на то, чего он старается избежать (борьба со стра­хами);

• персональное осмысление жизни по Франклу—осознание нужности и полезности;

.’• «сократовский диалог»—коррекция непоследовательных, противоречивых и бездоказательных суждений кли­ента.

Достоинства:

. в гуманистический акцент; » сосредоточенность на тревожности как мотиваторе; V использование философии и литературы для того, чтобы

информировать / направлять; в подчеркивание значения непрерывного роста;

• подход является эффективным в кросс-культуральном консультировании.

Ограничения метода:

» не полностью разработан;

» недостаточно обучающих подходов к теории научения; в субъективность, недостаток однородности;

• подход является более философским и менее функцио­нальным, чем другие теории;

« избегает диагнозов и тестирования.

(D Гештальт-терапия

Главные теоретики: Фриц Перлз, Лаура Перлз, Джоан Фейгэа

Взгляд на природу человека: акцент на важности цельности и завершенности человеческой жизни; подчеркивание внутренй здравого смысла человека и важности аффекта; антидетермй-низм подхода; сосредоточенность на изменении.

Основные положения теории:

* Человек—целостная система, которая может существовав только в определенной окружающей среде. Следовательно, раз, деление «душа—тело» и «личность—окружающая среда» явлЛ ется ошибочным.

в Гештальт—это «форма», «образ», «модель» или «конфиг)) рация». Как только завершается один гештальт, наступай

Основные направления консультирования в педагогической практике…

другой, границей между ними является граница между сре­дой и организмом, именно здесь разворачиваются психологи­ческие события.

• Людям нужно периодически испытывать фрустрацию, чтобы научиться мобилизовать собственные ресурсы на управление окружающей средой. Однако дети, часто испыты­вающие воздействие авторитарных взрослых, не могут при­обрести достаточную самостоятельность и подавляют свои эмоции.

в Между Я-зоной и внешней зоной имеется промежуточ­ная зона—зона фантазии. Возникновение беспокойства или страха перед аудиторией обусловлено активностью этой зоны. При неврозе ведется непрерывная борьба между действитель- ■ ностью и фантазией.

е Четыре основных невротических механизма, или расстрой­ства, лежат на границе контакта—это интроекция (усвоение человеком норм, оценок, чувств, взглядов образцов поведения других людей, которые вступают в противоречие с собствен­ным опытом, не ассимилируются личностью, этот интроект чуждая для человека часть его личности, которая со време­нем не различима с собственными убеждениями), проекция (отчуждение человеком присущих ему качеств как не соответ­ствующих «Я-концепции», человек делает другим то, в чем их обвиняет), ретрофлексия (перенос на себя энергии, предназна­ченной для удовлетворения потребностей во внешней среде, но заблокированных ею, например, аутоагрессия, внутрилич-. ностные конфликты, что ведет к мышечным зажимам) и сли­яние, или конфлуещия (стирание границ между «Я» и окруже­нием).

Существует еще один механизм—дефлексия—уклоне­ние от реального контакта, выражается в болтливости, уходе от конфликтов, тенденции «сглаживания» конфликтных отно­шений, ритуальности, условности поведения.

• Структура невроза пятислойная. Выделяют слой клише; слои управляемых фалынивых;ролей и игр (По Э. Берну или по .?• Фрейду)—это отказ от реализации своего «Я»; тупик (утрата ПоДДержки извне, ощущение беспомощности и бесцельности, нежелание реализовывать собственные ресурсы); смертель-

ыи, или имплозивный слой (внутреннее смятение, отчаяние, твращение к себе, ощущение страха смерти, человек стре-ится справиться с ситуацией), эксплозию (сброс фальшивого, аносного, действия от собственного «Я»);

• Целями консультирования является скорее поддержка самого себя, чем поддержка окружающей среды, поддержание кон­такта с собственными чувствами и экзистенциальным центром, скорее самоактуализация, чем актуализация своего мысленного образа, развитие ответственности, способности делать свободный выбор, а также формировать и завершать сильные гештальты.

э Гештальт-терапевты фокусируют свое внимание на том, каковы у их клиентов расстройства на границе контакта сей­час, в данной конкретный момент.

Цель и задачи: акцент на непосредственности опыта; осу­ществление выбора в настоящем; разрешение прошлых про­блем, достижение конгруэнтности, умственный рост; избавле­ние от неврозов, поощрение независимости и самодостаточно­сти, обнаружение психологических блоков, препятствующих росту и изживание их.

Роль психолога-консультанта:

  • консультант как катализатор, помощник, соТворец геш-тальт-личности клиента;
  • консультанту необходимо быть искренним, побуждающим и активным;
  • акцент делается на «теперь»;
  • консультант помогает клиенту завершить незаконченное! дело;
  • консультант обращает внимание на вербальные и невер-i бальные сигналы;
  • конгруэнтность консультанта;
  • использование «Я» вместо «Оно».

Ожидания от клиента:

в активная роль;

  • право на собственные интерпретации позиций, на осо-знавание схем своего поведения и жизни;
  • переключение с рационализирования на переживание;
  • желание и готовность клиента принять сам процесс акту­ального переживания.

Методы, используемые консультантом:

• использование упражнений и незапланированных экспе­риментов;

  • методики осознания, симпатии и фрустрации;
  • упражнения включают фрустрационные действия (вызы­вание гнева);
  • фантазирование (игра «Заброшенный магазин», иденти­фицируют с оставленным товаром части своего «Я»);
  • ролевые игры: «репетиция» (осознание собственных сте­реотипов, использование новьгх идей), «у меня есть тайна» (иссле­дование чувства стыда или вины);
  • психодрама;
  • эксперимент строится на взаимодействии клиента и кон­сультанта и предполагает преувеличение телесных, вокальных движений для развития самосознания;
  • применяется работа над содержанием сновидений, снови­дения рассматриваются как знаки для отражения положения человека в настоящее время, просят побыть частью сна;
  • техники «пустого стула» и диссоциированного диалога (разговор со стулом как частью себя, например с частью себя, отвечающей за возникновение страха, агрессии и т. д.);
  • конфронтация—указание на неконгруэнтность мыслей и чувств клиента;
  • работа в группе;
  • гиперболизация;
  • принятие ответственности, техника «Большой пес» (оли­цетворение обязанностей, требований, оценки) и «щенок» (пас­сивно-оборонительная позиция с уловками, оговорками, оправ­даниями, без агрессии);

Лысенко Индивид.консультирование — Стр 2

• техника «Наоборот» (игра несвойственного клиенту пове-ения).

Достоинства:

• помогает человеку объединить все аспекты жизни, разре­шить все проблемы;

‘ подход делает упор на действие и активность; применим при определенных аффективных расстрой­ствах;

  • гибок в использовании методов. Ограничения метода:
  • недостаток надежной теоретической базы;

• неопределенность; не принимает во внимание пассивное научение;

54

55

Лекция 5

в сторонится тестирования и диагностики; • эгоцентричность подхода.

© Рационально-эмотивная терапия

Главные теоретики: Альберт Эллис, Макси Молтсби, Джанет Вольф.

Взгляд на природу человека: Понимание человека’как изна­чально рациональной и иррациональной сущности; биологиче­ский дуализм; люди могут навредить себе тем, что они думают; дети наиболее ранимы; считается ошибочным использование формы глагола «быть» для того, чтобы описывать себя (напри­мер, я должен быть…).

Человек—самооценивающий, самопод­держивающий, самоговорящий.

Основные положения теории:

  • Психологические проблемы появляются тогда, когда чело­век пытается следовать простым предпочтениям (желаниям любви, одобрения, поддержки) и ошибочно полагает, что эти предпочтения—абсолютные мерила его жизненного успеха.
  • Выделяются три ведущих аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства, поведение.
  • Выделяются два типа когниций: дескриптивные (инфор­мация о реальности, что человек воспринял в мире) и оценоч­ные (отношение человека к реальности).
  • Расстройства в эмоциональной сфере являются результа­том нарушений в когнитивной сфере.
  • Иррациональные установки (неверные), усвоенные в дет­стве от взрослых (иррациональные установки) не соответствуют реальности, но если они не реализуются, то клиент испыты­вает эмоциональные нарушения, сердцевиной которых стано­вится самообвинение.
  • Эллис разработал «кодекс невротика», т. е. комплекс оши­бочных суждений, которые ведут к психологическим пробле­мам: существует жесткая необходимость быть любимым или одобряемым каждым человеком в значимом окружении; каж­дый должен быть компетентным во всех областях знаний; боль­шинство людей подлые, испорченные и достойны презрения;

произойдет катастрофа, если события пойдут иным путем, чем запрограммировал человек; человеческие несчастья обуслов­лены внешними силами, и у людей мало возможности их кон­тролировать; если существует опасность, то не следует ее пре­одолевать; легче избежать определенных жизненных трудно­стей, чем соприкасаться с ними и нести за них ответственность; в этом мире слабый всегда зависит от сильного; прошлая исто­рия человека должна влиять на его непосредственное поведение «сейчас»; не следует беспокоиться о чужих проблемах; необхо­димо правильно, четко и отлично решать все проблемы, а если этого нет, то произойдет катастрофа; если кто-либо не контро­лирует свои эмоции, то ему невозможно помочь.

в Эллис выделил четыре наиболее распространенные группы иррациональных установок, создающих проблемы: катастро­фические установки; установка обязательного долженствова­ния; установка обязательной реализации своих потребностей; глобальные оценочные установки.

• Клиент проходит три уровня инсайта: поверхностный— осознание проблемы, углубленный—распознавание собствен­ных интерпретаций, глубинный—на уровне мотивации к изме­нению. ..

Цель и задачи: помогает клиенту жить более содержательной и продуктивной жизнью, прекращает иррациональное мыш­ление; осуществляется устранение стрессогенных обязанно­стей; устранение пагубных привычек; толерантность, приня­тие себя и других.

Роль психолога-консультанта:

  • активный, направляющий консультант обучает, проти­водействует, корректирует;
  • консультант концентрируется на азах разговора о самом себе или на рациональном самоанализе.

Ожидания от клиента:

• признание личной ответственности за свои проблемы:

в принятие идеи, что имеется возможность решительно повлиять на эти проблемы;

• признание того, что эмоциональные проблемы клиента проистекают из его иррациональных установок о себе и о мире;

• обнаружение (осознание) клиентом у себя этих представ­лений;

о согласие принимать усилия к конфронтации со своими

алогичными суждениями; а согласие клиента.

Ожидания от клиента:

• заключение контракта, где оговариваются цели, пути их достижения, требования к клиенту;

с осознание клиентом того, что он хочет в себе изменить;

• ответственность за выполнение контракта.

Методы, используемые консультантом:

в обучение и оспаривание, обсуждение иррациональных

взглядов; « изучение анатомии эмоций;

  • активизация рационально-эмотивного воображения (вообразить трудную для себя ситуацию и свои чувства в ней);
  • убеждение;
  • логические саморассуждения;
  • «атака на страх»—смысл в выполнении действия, которое вызывает страх;
  • советы-напоминания;
  • домашние задания;
  • библиотерапия;
  • рациональный самоанализ, когнитивное домашнее зада­ние.

Достоинства:

в теория последовательна, понятна, эффективна, легко оспа­ривается;

  • хорошо совместима с другими теориями;
  • воздействие краткосрочно;
  • «имеются учебные центры;
  • теория продолжает развиваться.

Методы, используемые консультантом:

« терапевтические контракты, их специфичность и конкрет­ность; • дознание; уточнение; конфронтация; иллюстрация; кристаллизация;

концентрация на ранних воспоминаниях клиента; анализ структуры личности; комбинирование с методами гештальт-терапии.

Достоинства:

понятная и хорошо сформулированная терминология;

  • легкое комбинирование с другими методами;
  • возлагает на клиента ответственность за сделанный выбор;
  • подход направлен непосредственно на достижение цели.

Ограничения метода:

  • простота и популярность, выхолащивающие эффектив­ность;
  • когнитивная направленность;
  • недостаток внимания к квалификации консультантов.

® Бихевиориальное и когнитивно-

Ограничения метода:

  • теория применима не ко всем клиентам;
  • велика сложность при работе с клиентами с психическими ОИХевИОрИЗЛЬНОе КОНСуЛЬТИрОВЯНИе нарушениями; ,
  • продолжает рассматриваться как преимущественно ког- _

к, Альберт Бандура, Дональд Мейхенбаум, Аарон Бек.


нитивная теория. ВодьпГл ореки: Дж°н БУотс°н, Б. Ф. Скиннер, Джозеф

58

ниеВ-^ЛЯА НЭ ПРИР°ДУ человека: Любое человеческое поведе-пРедмет научения; старые формы поведения могут быть

Й1

воги; развивает способности расслабляться; развивает способ­ность самоутверждаться; развивает эффективные социальные навыки; позволяет достичь адекватного сексуального функци­онирования; развивает способность к саморегулированию.

подавлены, а новые—установлены; условное научение, оперант-ное обусловливание и социальное моделирование—три глав­ных способа научения.

Основные положения теории:

  • Павлов показал: формирование условного рефлекса под­чиняется ряду требований: по смежности—совпадение по вре­мени индифферентного и безусловного раздражителей, повто­рение—многократное сочетание индифферентного и безуслов­ного раздражителей.
  • В отличие от классического обусловливания «стимул—реак­ция» (S—R) ученые разработали принцип оперантного обуслов­ливания «реакция—стимул» (R—S), согласно которому поведе­ние контролируется его результатами и последствиями.

« Поведенческое консультирование начинается с поведен­ческой оценки, с функционального анализа проблемных зон клиента.

• Поведенческие консультанты делают попытки, основанные на СРП-оценке (С—стимул ситуационного прошлого, Р—реак­ции; П—последствия, или переменные результата).

Целью СРП-анализа является поиск ключевых переменных, которые управ­ляют поведением клиента.

« Изменение поведения через изменение предпосылок или-последствий действий, устранение нежелательного поведения,;, обучение социальным навыкам, повышение компетентности за свои действия.

У клиента могут наблюдаться следующие виды поведения:;

а) неассертивное, или заторможенное, поведение, при кото-|ром люди жертвуют своими интересами;

б) агрессивное поведение, при котором люди «усилива-ются» за счет других;

в) ассертивное поведение, при котором усиление индиви-дуумов таково, что усиливаются обе взаимодействую-;щие стороны.

Цель и задачи: помогает клиенту лучше приспособиться изменить недостаточно адаптивное поведение, обучает продуК’; тивным реакциям; позволяет устанавливать конкретные цели’ и подцели и достигать их; изменяет мышление, устраняет дефй»: цит в поведенческих репертуарах; ослабляет или устраняет неа­декватное поведение; устраняет изнурительные реакции тре’|

Роль психолога-консультанта:

  • консультант проявляет активность на сессиях;
  • консультант выступает в роли учителя, руководителя и эксперта;

« помогает клиенту прояснить цели и добиться изменений в поведении и мыслях;

• тщательная оценка, вмешательство.

Методы, используемые консультантом:

« использование подкрепления (первичного и вторичного, позитивного и негативного, непрерывного и прерывающегося);

  • систематическая десенсибилизация—обучение глубокому мышечному расслаблению, выстраивание иерархии стимулов, вызывающих тревогу, предложение клиенту воображать, пре­бывая в состоянии релаксации, объекты из иерархии, вызыва­ющие тревогу;
  • обусловливание (классическое (Павловское)—научение благодаря подкрепляющему сочетанию стимулов; оперантное (скиннеровское)—научение происходит путем выбора стиму­лов, сопровождается положительным подкреплением);
  • шейпинг—создание условий, благоприятствующих реа­лизации цепочке шагов, овладение которыми приводит к усво­ению программы поведения;
  • положительное подкрепление; « моделирование;
  • обмен услугами;

• затухание, снижение реакции за счет ослабления стимула (стимул дальше, тише);

• самонаблюдение;

• наказание (например, аверсивный метод (например, сла-ыи удар током) в связи с нежелательным поведением в соче-ании со специальной программой подкрепления);

  • планирование окружения;
  • систематическая десенсибилизация;
  • техники «взрыва» и «погружения»;
  • таимауты—удаление и лишение позитивного подкрепления;

• сверхкоррекция—наведение порядка, извинение и при-, нятие ответственности за нарушаемые ранее нормы;

• «скилл-терапия»—имитация поведения; . » приостановка мышления;

• метод «наводнения», или «имплозивная терапия—много­кратное повторение тревожащих сцен (встреча лицом к лицу с тревожащими кошмарами) с целью снижения их «потенци­альной тревожности».

Достоинства:

в делает упор на «здесь» и «сейчас»;

а имеется множество доступных процедур;

а возможна хорошая профессиональная организация, осно­ванная на применении подходов из теории научения;

в подходы эффективны при различных расстройствах, хорошо исследованы, продолжают развиваться;

• легко могут комбинироваться с другими теоретическими подходами.

Ограничения метода:

  • внимание направлено не на целостную личность, а только на поведение;
  • может применяться механически;
  • временами труден в воспроизведении в конкретных уело-; виях консультирования;
  • методы обгоняют развитие теоретической базы;
  • игнорирует прошлое и бессознательное;
  • не учитывает стадии развития личности.

(2) Терапия реальностью

Главные теоретики: Уильям Глассер, Роберт Вубболдинг.

. Взгляд на природу человека: Каждый индивид может добитьсЯ| благополучия или роста; проблемы возникают тогда, когда люди не берут на себя ответственность за свое поведение; научение представляет собой процесс, длящийся всю жизнь; люди имек4 потребность быть любимыми и любить, ощущать свою полез-! ность и успешность, активно управлять миром вокруг себя! добиваясь различных целей.

Основные направления консультирования в педагогической практике… Основные положения теории:

о В результате ослабления чувства реальности у человека резко снижается чувство ответственности перед самим собой за результаты своих поступков. Человек считает себя не хозя­ином своей жизни, а игрушкой в руках судьбы, поэтому фор­мируется «искаженный образ будущего».

з Человек—самодетерминирующееся существо, которое обладает основными психологическими потребностями: досто­инства, свободы, принадлежности, человек—творец, жизни, часть мира, которую создает он сам для себя.

в Личность сама выбирает свою позицию—жертвы или дея­теля; сама выбирает себе жела’емый мир и желаемое поведение и осуществляет контроль над ними.

в Успешность персонализации и позитивная личностная направленность—это условия личностного здоровья.

в Семь шагов совместной работы с клиентом: установить отношения с клиентом; забыть о его прошлом; поощрять к оце­ниванию своего поведения и выяснению обстоятельств помощи и препятствий в достижении цели; помочь клиенту в поиске аль­тернативных способов действий и выработки планов; возложить на клиента обязательства по выполнению реалистичного плана; отказ принятия извинений; быть жестким с клиентом, но не .отказываться от работы с клиентом даже при наличии срывов.

Цель и задачи: помогает индивидам становиться психологи­чески сильными и рациональными, брать на себя ответствен­ность, разъясняет цели, формулирует реалистичный план, сосредотачивается на поведении и на настоящем, устраняет наказание и оправдания.

Роль психолога-консультанта:

  • консультант выступает в роли учителя и модели;
  • концентрируется на установлении отношений с клиен­том;
  • консультант занимает активную, директивную, прагма­тическую и дидактическую позицию.

Ожидания от клиента:

• клиент желает добиться удовлетворения основных потреб-• ностей, но использует неадекватные способы поведения;

0 принятие ответственности за свое поведение;

64

5-IS89

65

Лекция 5

• принятие помощи в преодолении разрыва между планами клиента и их осуществлением в реальной жизни.

Методы, используемые консультантом: 1

• обучение;

• фокусирование; •• оценивание,»

в помощь клиентам в составлении планов и их выполнении;

• неприятие обвинений, давления на клиента;

« использование ролевых игр, юмора, конфронтации, роле­вого моделирования; в определение границ;

  • сотрудничество с клиентом;
  • обратная связь.

Достоинства:

© применимость в работе с различными популяциями; I •. эффективность при работе с определенными наруше­ниями;

• конкретна;

в краткосрочное воздействие; в имеются учебные центры;

• поддерживает ответственность и свободу;

• делает упор на «здесь» и «сейчас», включает в себя теорию выбора.

Ограничения метода:

  • игнорирует бессознательное;
  • игнорирует историю личности (анамнез);
  • психические заболевания;
  • может быть перегружен моральными ценностями;
  • игнорирует собственную теорию развития.

Выявление истинной проблемы клиента. Наличие у психо-f; лога соответствующей профессиональной подготовки и опыта! проведения психологического консультирования. Достаточная! длительность психологической консультации. Действия пси-| холога-консультанта в случае разногласий с клиентом о сутй| и решении проблемы клиента. Необходимость соблюдения реко-i мендаций психолога-консультанта. Благоприятная внешняя» обстановка для проведения консультирования.

Во всех теориях консультирования должны быть предусмо­трены меры предосторожности. Охарактеризуем некоторые потен­циальные недостатки различных теорий (Р. Нельсон-Джоунс):

1. Ограничения теории консультирования. Многие теории кон-сультирования отражают проблему клиента частично. Так,Роджерс был склонен к чрезмерным обобщениям, он видел про-блему клиента в том, что тот не использует свои «реализующиетенденции». Он считал, что установление отношений помощиявляется необходимым и достаточным во всех случаях (Rogers,1957).

Традиционные бихевиористы недостаточно внимания уде-ляли мыслям и чувствам клиента, во главу угла ставя поведенче-ский аспект. Эллис сосредотачивал внимание на иррациональныхубеждениях, меньше внимания уделяя другим аспектам мышле-ния, например, точному восприятию или использованию вну-тренней речи. Фрейд делал основной акцент на извлечении под-сознательного, но мало говорил о разработке эффективных моде-лей поведения, необходимых для решения повседневных проблем.

В связи д этим многие практики тяготеют к эклектике.

  1. Жесткость клиента. Жесткость проявляется в излишней уверенности своих воззрений, жесткой приверженности взра­стившей консультантов теоретической.школы и ригидности, что затрудняет точную оценку образа мыслей и поведения кли­ентов и их коррекцию. Существует опасность, что школы кон­сультирования могут превратиться в престижные системы, занимающиеся самовосхвалением и поощряющие ригидность. Различные языки, которыми пользуются школы могут маски­ровать сходство между ними.
  2. Обессиливание клиента. Применение на практике некото­рых теорий может привести к развитию у клиента патологиче­ских реакций по целому ряду причин:
  • во-первых, потому, что консультант представляет кли­енту его проблему как гораздо более серьезную, чем она есть на самом деле;
  • во-вторых, он пользуется языком, непонятным для кли­ента, в результате чего клиент не может для себя сформу­лировать полученные от консультанта рекомендации;
  • в-третьих, клиент может столкнуться с не очень ком­петентным консультантом, который злоупотребляет его Доверием.

4. Поддержание статус-кво. Теории консультирования могут со-Ржать много неподтвержденных предположений относительно

того, как люди должны вести себя и каковы причины их по­ступков. Практически во всех теориях консультирования не­достаточно внимания уделено культурным различиям, игно­рируются социальные условия (бедность, плохие жилищные условия, низкий социальный-статус).

Часть консультантов-тео­ретиков признает исключительно нормальный уровень интел­лектуального развития, гетеросексуальность, демократический стиль воспитания и т. д. и абсолютно не признает иные вари­анты развития и взаимоотношений.

Лекция

Интервью как основной метод консультирования. Техники

психологического консультирования в педагогическом процессе

‘ Это интересно

Карл Роджерс, считая известное высказывание Лао Цзы слишком упрощенным, тем не менее нередко цитировал его для обобщения своих наиболее глубоких убеждений, касающихся человеческого роста:

  • Если я воздержусь оттого, чтобы вмешиваться в дела людей, они сами о себе позаботятся.
  • Если я не буду командовать людьми, они сами будут действовать самостоятельно.
  • Если я воздержусь от проповедования, люди сами себя исправят.

— Если я не буду навязчивым, люди станут сами собой. Фриц Перлз сочинил гештальт-молитву:

«Я делаю свое, и ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожидани­ями. И ты в этом мире не для того, чтобы жить в соот­ветствии с моими ожиданиями. Ты—этоты, ая—это я, И если мы случайно находим друг друга, это прекрасно, Если же нет, то в этом случае ничем нельзя помочь». Эрик Берн писал: «Каждое человеческое существо рож­дается принцем или принцессой; полученный в раннем возрасте опыт убеждает некоторых людей в том, что они—лягушки, и это убеждение лежит в основе их пато: логического развития» (Berne, 1966).

Виктор франкл считал: «Быть человеком означает быть ответственным за осуществление смысла, потен­циально присущего данной жизненной ситуации. Стремление найти смысл—первичная сила в жизни человека…» (Frankl, 1963, 1975).

ф Интервью

Интервью является одним из специальных методов анализа уникальной ситуации заказа с целью создания для другого чело­века альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей, т. е. для создания большей мобильности его психи­ческой реальности. Характерные особенности интервью заключа­ются в том, что оно.индивидуа­лизировано, предметом взаимо­действия Психолога с клиентом является психическая реальность последнего (например, его мысли и чувства).

Процесс интервью направлен на повышения дина­мичности клиента к разным свой­ствам психической реальности. Тема интервью задается жизнен­ным контекстом клиента.

69


Восстановление контекста, появление темы—это необходи­мое условие осуществления интер­вью. Психолог-консультант должен дифференцировать объективные данные о контексте клиента и его роль в этом контексте, рефлекси­ровать подтекст своих действий при построении предмета взаимо-

1- Интервью

~ 2^^иика психологического консультирования 80

^ТОследует знать 83