Основные
направления
консультирования
в педагогической
практике
и оптимальные
условия проведения
консультирования
В настоящее время существует достаточно много различных направлений консультирования. Остановимся на краткой характеристике некоторых из них.
Ф Психоанализ
Главные теоретики: Зигмунд Фрейд, Анна Фрейд, Хайнц Кохут.
Взгляд на природу человека:
Акцент на раннем детстве и на психосексуальных стадиях развития; признание важности бессознательного и защитных
ш |
Психоанализ |
42 |
2. |
Адлерианское консультирование |
45 |
з. |
Личностно-центрированное консультирование |
48 |
Щ 4. |
Экзистенциальное консультирование |
51 |
5. |
Гештальт-терапия |
52 |
6. |
Рационально-эмотивная терапия |
56 |
V’ 7. |
Трансактный анализ |
59 |
8. |
Бихевиориальное и когаитивно-бихевиориальное консультирование |
61 |
9. |
Терапия реальностью |
64 |
10. |
Это интересно |
68 |
Основные направления консультирования в педагогической практике…
механизмов Эго. Психическая жизнь существует на сознательном, предсознательном и бессознательном уровнях.
Основные положения теории:
© Выделяется два вида инстинктов: эротические, или инстинкты жизни (эрос) и разрушительные, или инстинкты смерти (танатос).
• Энергия инстинктов жизни называется «либидо». Люди в значительной степени мотивированы принципом удовольствия.
в В состав психического аппарата входят следующие структуры: Ид—Оно (бессознательное, борется за инстинктивное удовлетворение), Супер-Эго—Сверх-Я (влияние родителей и морали) и Эго—Я (выполнение инстинктивных требований на основе принципа реальности).
Эго имеет трех руководителей—внешний мир, Ид и Супер-Эго, и каждый из них может вызывать тре-‘ вогу. Психическая энергия распределена между трех структур, которые могут гармонировать или конфликтовать друг с Другом.
* Люди сексуальны с рождения. Хотя склонны забывать об | этом обстоятельстве. Между полами имеются некоторые различия в сексуальном развитии, в частности различия, связан-
; ные с Эдиповым комплексом.
« Пока Эго ребенка слабо, оно склонно развивать защитные I механизмы, чтобы отражать сильные импульсы, исходящие от I Ид. Чрезмерное подавление ранних сексуальных переживаний I может привести к неврозу. Ослабленное Эго не имеет доступа I к материалу и подавленные импульсы преобразуются в невротические симптомы. Механизмами психологической защиты | могут быть: подавление (насильственный запрет на переживания), проекция (приписывание другим вытесненных пережива-I ний); рационализация (разумное объяснение иррациональных I поступков), инверсия (достижение цели способами, противоре-I чащими ранее избранным и приемлемым в социуме); отрица-I ние (вытеснение воспоминания о переживании как невозмож-I ном); самообвинение (критика себя с целью самооправдания); I регрессия (возвращение к детским способам защиты); сублима-| ция (вытеснение травмирующих переживаний через продукты I творческой или продуктивной деятельности).
Цель и задачи: консультант помогает сделать бессознатель-| ное сознательным посредством снятия подавления, произо-I шедшего в детстве, заполнения провалов в памяти и создания
Лекция 5
возможности выносить суждения, опираясь на силу Эго, а не используя его.слабость, имевшую место в прошлом. Консультант способствует тому, чтобы клиент прошел через нерешенные стадии развития; помогает клиенту научиться справляться с трудностями и адаптироваться.
Роль психолога-консультанта:
- консультант выступает в роли эксперта, учителя;
- способствует переносу и исследованию бессознательного; в помогает в интерпретации поведения клиента.
Ожидания от клиента:
• принятие концепции психоанализа;
- полная открытость и готовность к длительному периоду совместной работы;
- запрет на серьезные изменения в жизни и установление близких отношений с консультантом.
Методы, используемые консультантом:
- метод свободных ассоциаций;
- анализ сновидений как выхода из подсознания информации о прошлом;
- анализ переноса;
» анализ сопротивления;
• интерпретация опыта.
Достоинства:
• акцент на важности сексуальности и бессознательного в человеческом поведении;
« приемлемость диагностических инструментов; в разнонаправленность;
- изучение отобранных случаев на протяжении длительного периода развития;
- изучение жизненных стадий развития человека, особенно детства.
Ограничения метода:
- реализация подхода трудоемка и дорога;
- закрытая система применения, ограниченная в основном психиатрией;
- сосредоточенность на патологии;
/i/i
Основные направления консультирования в педагогической практике… в детерминистический характер;
в подход неэффективен для инвалидов с незначительными расстройствами.
© Адлерианское кон^льтирование
Главные теоретики: Альфред Адлер, Рудольф Дрейкурс, Томас Суини.
Взгляд на природу человека: Акцент на социальном интересе как главном источнике мотивации; важность порядка рождения ребенка, состава семьи, стиля жизни и телеологических (будущих) целей как главных факторов личностного роста и развития.
Основные положения теории:
в Личность—неделимая целостность, являющаяся интегральной частью социума, а индивидуальность—это неповторимый путь выработки способа самоутверждения, стиля жизни.
* В консультировании и коррекции важен учет трех моментов: прошлого опыта клиента; настоящей ситуации и направления движения.
® Первичная адаптация к жизни (прототип) формируется от 3 до 5 лет, большинство прототипов неосознаваемы, они становятся костяком, обрастают смыслами и обладают направляющей силой.
в Человеческое поведение носит целенаправленный характер; цели человека не меняются в течение жизни, а изменяется система отношений.
« Неполноценность, ее компенсация и социальная среда—это три составляющих, результирующая сила воздействия которых’ ; приводит к формированию стремления к значимости и превос-■ ходству.
ф Люди живут вымыслом, определяя с помощью него свои цели, определяя тем самым свое поведение и стиль жизни, поэтому на поведение человека больше влияют ожидания, связанные с будущим, чем события прошлого.
• Удовлетворенность жизнью исходит из социального интереса как основы человеческого существования.
Лекция 5
• Здоровая личность—это личность, которая имеет социальное личностное чувство (принадлежность к дому, вере, общности, человечность, оптимизм); социально-ориентированное поведение (помощь, участие, кооперация, эмпатия, реформирование, уважительность) и когнитивные допущения, ориентированные на социум—«Мои права И обязанности равны правам и обязанностям других», «Мои личные цели достигнуты во благо общества», «Я полагаю, что к другим стоит обращаться так же, как я бы хотел, чтобы они обращались ко мне».
в Возможны четыре ошибки в «картине мира клиента»: недоверие, себялюбие, нереалистические амбиции, недостаток уверенности.
Цель и задачи: консультант помогает найти ошибку в «картине мира» клиента, из-за которой возникают психологические проблемы; культивирует социальные интересы; снижает чувство неполноценности; исправляет искаженные представления и ошибочные цели, развивает способность клиента к инсайту, способствует поведенческим изменениям через действие по принципу «как будто бы».
Роль психолога-консультанта:
- консультант помогает разобраться в «картине мира» клиента;
- формирует равноправные отношения с клиентом;
». моделирует, изучает и оценивает ситуацию клиента;
• обсуждает с ним предположения;
• назначает домашнюю работу, поощряет, подбадривает, обращается к личностным ресурсам.
Ожидания от клиента:
« занимает партнерскую позицию;
в проявляет активность, ответственность, стремление к сотрудничеству и доверие.
Методы, используемые консультантом:
•. создание атмосферы поддержки, проявление искреннего интереса; демонстрация веры в возможности и способности человека;
• активное слушание;
• анализ личностной динамики («опросник «Семейного созвездия», набор вопросов «Раннее воспоминание»; анализ сновидений
[ Основные направления консультирования в педагогической практике…
|сак репетиции будущих действий; выявление и осознание приоритетов (превосходства, контроля, комфорта, желания быть «приятным, подведение итогов, нахождение главных ошибок); I ® подбадривание—признание личного мужества клиента, |его духовных сил и свободы выбора в поступках на основе приобретенного самопознания;
« поощрение инсайта—создание условий для инсайта (озарения) с последующей интерпретацией (намеки, подсказки ;и предположения);
б • помощь в переориентации—воплощение инсайта в действие с помощью техник: антисуггестии (парадоксальной интен-щии)—многократное преувеличение нежелательной активности: навязчивого движения, действия «Если бы…»—изыскание возможностей компенсации неадекватных чувств, установок, ^действий на протяжении определенного времени и не только 1в ситуации непосредственного взаимодействия с психологом. ■Методика «Поймай себя»—отслеживание клиентом деструктив-рого поведения с чувством юмора, не впадая в самообвинения, .«нажатие кнопки»—фокусировка на приятных или неприятных ; эмоциях, включение и выключение их мысленным нажатием соответствующей кнопки, «избегание плакунчика»— уход от ^привычной пессимистической позиции: «Меня никто не любит», «плевок в суп»—разрушение ценности определенного типа пове-■ дения клиента, вызывающего осложнения при взаимодействии с социумом; «владение собой»—распознавание клиентом само-|разрушительных действий или мыслей;
в упор на пробуждение у клиента достоинства и ответственности через конфронтацию, исследование воспоминаний, сновидений и приоритетов клиента.
Достоинства:
• поощрение консультантом ровных отношений; ® многосторонность;
- расширение профессиональной лексики отдельными терминами, например «комплекс неполноценности»;
- упор на социальную психологию,, учет порядковой позиции ребенка в семье;
в широкий спектр методик;
в может применяться в консультировании представителей различных социальных групп. Последователи Адлера разработали модели консультирования для работы с детьми,
46
47
подростками, родителями, целыми семействами, группами преподавателей, другими социальными группами.
Ограничения метода:
• не достает надежной исследовательской базы, реализация подхода трудоемка и дорога;
• во многом субъективен;
• слишком оптимистичен в объяснении природы человека; в консультант полагается на вербальную эрудицию, логику
и понимание со стороны клиента, что применимо только с клиентами с высоким интеллектом. Закрытая система применения, ограниченная в основном психиатрией.
(Ю Личностно-центрированное консультирование
Главныетеоретики: КарлРоджерс,АнджелоБой,ДжеральдПайн.
Взгляд на природу человека: Понимание человека как изначально положительного, движущегося вперед, заслуживающего доверия, феноменологический взгляд на личность как на индивидуальность; человек является самонаправляемым и ориентированным на рост при наличии благоприятных возможностей.
Основные положения теории:
© В личностно-центрированной, или клиент-це’нтрированной теории подчеркивается важность Я-концепции людей, зависящей от способов, которыми они осознают или определяют себя. «Я»-реальное—система представлений о самом себе, которая формируется на основе опыта общения и отношения к себе. «Я»-идеальное—идеальное представление о себе. Степень различия между «Я»-реальное и «Я»-идеальное определяет степень дискомфорта личности и личностный рост. Несоответствие | между «Я»-реальным и жизненным опытом, с одной стороны, I и «Я»-идеальным и «Я»-реальным вызывают у человека тревогу и нарушают психологическую адаптацию.
* «Самость»—центральное понятие, целостность, включаю- | щая в себя телесный (на уровне организма) и символический, духовный (на уровне сознания) опыт.
в Стремление к самоактуализации, свойственное организму и делающее возможным его самосохранение и самоусиление— единственный мотивирующий стимул для людей. Я-концеп-ция складывается у людей очень рано. Многие представления о себе, которые формируют Я-концепцию, вероятно, основываются на собственном организмическом оценочном процессе. Однако иные представления о себе отражают усвоенные понятия о ценностях других. Таким образом, возникает конфликт между стремлением к актуализации и Я-концепцией, которая является подсистемой стремления актуализации. Этот конфликт препятствует правильному восприятию как внутреннего, так и внешнего опыта.
© В зависимости от степени угрозы, которую несет собой опыт, организм может защищать свою Я-концепцию, отвергая опыт или искажая его восприятие. Люди психологически в той степени, в какой их представления о себе позволяют им воспринимать опыт.
в Условия создания благоприятной атмосферы консультирования: безусловное позитивное отношение к выражаемым клиентом чувствам, эмпатия, аутентичность (отказ от маски профессионала или от иного камуфляжа); воздержание от интерпретации и от подсказок решений проблем клиенту.
« Самоактуализирующиеся люди открыты для опыта, рациональны, несут личную ответственность,, имеют чувство собственного достоинства, способны к установлению и поддержанию хороших личностных отношений и ведут этичный образ жизни.
• В практике личностно-центрированного консультирования акцент делается на качестве межличностных отношений. Хорошее отношение конструктивно меняет личность клиента. Личностно-центрированный клиент обеспечивает всем клиентам конгруэнтность в отношениях, безусловное положительное отношение и эмпатию.
а Создание благоприятной обстановки в процессе консультирования способствует тому, что у клиентов возрастает конгруэнтность в отношениях, усиливается чувство собственного достоинства и эмпатии. Таким образом, клиенты находятся в процессе становления личности и регулирования собственной жизни.
Цель и задачи: самоизучение, открытость по отношению к себе и другим, самонаправленность и реалистичность; большая терпимость к себе, другим и окружению; акцент на «здесь и теперь».
48
4- iss9
49
Лекция 5
Роль психолога-консультанта:
• подчеркнуто холистический подход, непосредственность отношений «Я—ТЫ»;
« консультант способствует проявлению уникальности клиента и обращает на эту уникальность внимание самого клиента;
в консультант выступает в качестве средства; ‘•• акцент на личных качествах: сердечности, эмпатии, доброжелательности, конкретности и искренности.
Ожидания от клиента:
« клиент может чувствовать себя беспомощно;
- ведет себя неконгруэнтно;
- достаточно закрыт, но готов к позитивным изменениям.
Методы, используемые консультантом:
в одобрение;
• разъяснение; вербализация (внесение собственного видения «острых углов» путем перефразирования);
« отражение эмоций (называние эмоций клиента); » использование эмпатии, положительное отношение;
- конгруэнтность, самораскрытие, активное / пассивное слушание, открытые вопросы-утверждения;
- подытоживание.
Достоинства:
в открытость теории и ее способность эволюционировать;
- применимость к широкому диапазону человеческих проблем;
- эффективность при работе с определенными нарушениями (например, нарушениями адаптации);
- кратковременность воздействия;
- положительный взгляд на природу человека.
Ограничения метода:
- недостаток конкретности;
- работает лучше всего с разговорчивыми, сообразительными клиентами;
в игнорирует бессознательные и врожденные побуждения;
• имеет дело с поверхностными проблемами.
ф Экзистенциальное консультирование
Главные теоретики: Ролло Мей, Виктор Франкл, Абрахам ДОаслоу, Инвин Ялом, Сидней Жорард, Клеммонт Вонтресс.
Взгляд на природу человека: Вера в свободу человека и в его выбор жизненного стиля; сосредоточение на смысле тревожности, смысле жизни.
Цель и задачи: помогает клиентам осознавать свою ответственность, свободу и потенциал; отход от внешней системы координат.
Роль психолога-консультанта:
Щё акцент на искренности консультанта и на понимании
I уникальности клиента; № придание большого значения личностным отношениям, моделированию и обмену опытом.
«Ожидания от клиента:
Щ» поощрение открытости, спонтанной активности и сосредоточенности на основных проблемах жизни: рождение, любовь, тревога, судьба, вина, смерть, ответственность; клиент должен быть заинтересован, глубинно включен, внимателен к себе и к своей жизни.
^Методы, используемые консультантом:
открытость консультанта и заинтересованность в познании;
признание уникальности клиента; акцент на отношениях; преодоление неопределенности; конфронтация;
заимствование других «работающих» активных методов, таких, как методы, активизирующие воображение и понимание;
метод дерефлексии—снятие излишнего самоконтроля; метод парадоксальной интенции—психолог вдохновляет клиента на то, чего он старается избежать (борьба со страхами);
• персональное осмысление жизни по Франклу—осознание нужности и полезности;
.’• «сократовский диалог»—коррекция непоследовательных, противоречивых и бездоказательных суждений клиента.
Достоинства:
. в гуманистический акцент; » сосредоточенность на тревожности как мотиваторе; V использование философии и литературы для того, чтобы
информировать / направлять; в подчеркивание значения непрерывного роста;
• подход является эффективным в кросс-культуральном консультировании.
Ограничения метода:
» не полностью разработан;
» недостаточно обучающих подходов к теории научения; в субъективность, недостаток однородности;
• подход является более философским и менее функциональным, чем другие теории;
« избегает диагнозов и тестирования.
(D Гештальт-терапия
Главные теоретики: Фриц Перлз, Лаура Перлз, Джоан Фейгэа
Взгляд на природу человека: акцент на важности цельности и завершенности человеческой жизни; подчеркивание внутренй здравого смысла человека и важности аффекта; антидетермй-низм подхода; сосредоточенность на изменении.
Основные положения теории:
* Человек—целостная система, которая может существовав только в определенной окружающей среде. Следовательно, раз, деление «душа—тело» и «личность—окружающая среда» явлЛ ется ошибочным.
в Гештальт—это «форма», «образ», «модель» или «конфиг)) рация». Как только завершается один гештальт, наступай
Основные направления консультирования в педагогической практике…
другой, границей между ними является граница между средой и организмом, именно здесь разворачиваются психологические события.
• Людям нужно периодически испытывать фрустрацию, чтобы научиться мобилизовать собственные ресурсы на управление окружающей средой. Однако дети, часто испытывающие воздействие авторитарных взрослых, не могут приобрести достаточную самостоятельность и подавляют свои эмоции.
в Между Я-зоной и внешней зоной имеется промежуточная зона—зона фантазии. Возникновение беспокойства или страха перед аудиторией обусловлено активностью этой зоны. При неврозе ведется непрерывная борьба между действитель- ■ ностью и фантазией.
е Четыре основных невротических механизма, или расстройства, лежат на границе контакта—это интроекция (усвоение человеком норм, оценок, чувств, взглядов образцов поведения других людей, которые вступают в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются личностью, этот интроект чуждая для человека часть его личности, которая со временем не различима с собственными убеждениями), проекция (отчуждение человеком присущих ему качеств как не соответствующих «Я-концепции», человек делает другим то, в чем их обвиняет), ретрофлексия (перенос на себя энергии, предназначенной для удовлетворения потребностей во внешней среде, но заблокированных ею, например, аутоагрессия, внутрилич-. ностные конфликты, что ведет к мышечным зажимам) и слияние, или конфлуещия (стирание границ между «Я» и окружением).
Существует еще один механизм—дефлексия—уклонение от реального контакта, выражается в болтливости, уходе от конфликтов, тенденции «сглаживания» конфликтных отношений, ритуальности, условности поведения.
• Структура невроза пятислойная. Выделяют слой клише; слои управляемых фалынивых;ролей и игр (По Э. Берну или по .?• Фрейду)—это отказ от реализации своего «Я»; тупик (утрата ПоДДержки извне, ощущение беспомощности и бесцельности, нежелание реализовывать собственные ресурсы); смертель-
ыи, или имплозивный слой (внутреннее смятение, отчаяние, твращение к себе, ощущение страха смерти, человек стре-ится справиться с ситуацией), эксплозию (сброс фальшивого, аносного, действия от собственного «Я»);
• Целями консультирования является скорее поддержка самого себя, чем поддержка окружающей среды, поддержание контакта с собственными чувствами и экзистенциальным центром, скорее самоактуализация, чем актуализация своего мысленного образа, развитие ответственности, способности делать свободный выбор, а также формировать и завершать сильные гештальты.
э Гештальт-терапевты фокусируют свое внимание на том, каковы у их клиентов расстройства на границе контакта сейчас, в данной конкретный момент.
Цель и задачи: акцент на непосредственности опыта; осуществление выбора в настоящем; разрешение прошлых проблем, достижение конгруэнтности, умственный рост; избавление от неврозов, поощрение независимости и самодостаточности, обнаружение психологических блоков, препятствующих росту и изживание их.
Роль психолога-консультанта:
- консультант как катализатор, помощник, соТворец геш-тальт-личности клиента;
- консультанту необходимо быть искренним, побуждающим и активным;
- акцент делается на «теперь»;
- консультант помогает клиенту завершить незаконченное! дело;
- консультант обращает внимание на вербальные и невер-i бальные сигналы;
- конгруэнтность консультанта;
- использование «Я» вместо «Оно».
Ожидания от клиента:
в активная роль;
- право на собственные интерпретации позиций, на осо-знавание схем своего поведения и жизни;
- переключение с рационализирования на переживание;
- желание и готовность клиента принять сам процесс актуального переживания.
Методы, используемые консультантом:
• использование упражнений и незапланированных экспериментов;
- методики осознания, симпатии и фрустрации;
- упражнения включают фрустрационные действия (вызывание гнева);
- фантазирование (игра «Заброшенный магазин», идентифицируют с оставленным товаром части своего «Я»);
- ролевые игры: «репетиция» (осознание собственных стереотипов, использование новьгх идей), «у меня есть тайна» (исследование чувства стыда или вины);
- психодрама;
- эксперимент строится на взаимодействии клиента и консультанта и предполагает преувеличение телесных, вокальных движений для развития самосознания;
- применяется работа над содержанием сновидений, сновидения рассматриваются как знаки для отражения положения человека в настоящее время, просят побыть частью сна;
- техники «пустого стула» и диссоциированного диалога (разговор со стулом как частью себя, например с частью себя, отвечающей за возникновение страха, агрессии и т. д.);
- конфронтация—указание на неконгруэнтность мыслей и чувств клиента;
- работа в группе;
- гиперболизация;
- принятие ответственности, техника «Большой пес» (олицетворение обязанностей, требований, оценки) и «щенок» (пассивно-оборонительная позиция с уловками, оговорками, оправданиями, без агрессии);
Лысенко Индивид.консультирование — Стр 2
• техника «Наоборот» (игра несвойственного клиенту пове-ения).
Достоинства:
• помогает человеку объединить все аспекты жизни, разрешить все проблемы;
‘ подход делает упор на действие и активность; применим при определенных аффективных расстройствах;
- гибок в использовании методов. Ограничения метода:
- недостаток надежной теоретической базы;
• неопределенность; не принимает во внимание пассивное научение;
54
55
Лекция 5
в сторонится тестирования и диагностики; • эгоцентричность подхода.
© Рационально-эмотивная терапия
Главные теоретики: Альберт Эллис, Макси Молтсби, Джанет Вольф.
Взгляд на природу человека: Понимание человека’как изначально рациональной и иррациональной сущности; биологический дуализм; люди могут навредить себе тем, что они думают; дети наиболее ранимы; считается ошибочным использование формы глагола «быть» для того, чтобы описывать себя (например, я должен быть…).
Человек—самооценивающий, самоподдерживающий, самоговорящий.
Основные положения теории:
- Психологические проблемы появляются тогда, когда человек пытается следовать простым предпочтениям (желаниям любви, одобрения, поддержки) и ошибочно полагает, что эти предпочтения—абсолютные мерила его жизненного успеха.
- Выделяются три ведущих аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства, поведение.
- Выделяются два типа когниций: дескриптивные (информация о реальности, что человек воспринял в мире) и оценочные (отношение человека к реальности).
- Расстройства в эмоциональной сфере являются результатом нарушений в когнитивной сфере.
- Иррациональные установки (неверные), усвоенные в детстве от взрослых (иррациональные установки) не соответствуют реальности, но если они не реализуются, то клиент испытывает эмоциональные нарушения, сердцевиной которых становится самообвинение.
- Эллис разработал «кодекс невротика», т. е. комплекс ошибочных суждений, которые ведут к психологическим проблемам: существует жесткая необходимость быть любимым или одобряемым каждым человеком в значимом окружении; каждый должен быть компетентным во всех областях знаний; большинство людей подлые, испорченные и достойны презрения;
произойдет катастрофа, если события пойдут иным путем, чем запрограммировал человек; человеческие несчастья обусловлены внешними силами, и у людей мало возможности их контролировать; если существует опасность, то не следует ее преодолевать; легче избежать определенных жизненных трудностей, чем соприкасаться с ними и нести за них ответственность; в этом мире слабый всегда зависит от сильного; прошлая история человека должна влиять на его непосредственное поведение «сейчас»; не следует беспокоиться о чужих проблемах; необходимо правильно, четко и отлично решать все проблемы, а если этого нет, то произойдет катастрофа; если кто-либо не контролирует свои эмоции, то ему невозможно помочь.
в Эллис выделил четыре наиболее распространенные группы иррациональных установок, создающих проблемы: катастрофические установки; установка обязательного долженствования; установка обязательной реализации своих потребностей; глобальные оценочные установки.
• Клиент проходит три уровня инсайта: поверхностный— осознание проблемы, углубленный—распознавание собственных интерпретаций, глубинный—на уровне мотивации к изменению. ..
Цель и задачи: помогает клиенту жить более содержательной и продуктивной жизнью, прекращает иррациональное мышление; осуществляется устранение стрессогенных обязанностей; устранение пагубных привычек; толерантность, принятие себя и других.
Роль психолога-консультанта:
- активный, направляющий консультант обучает, противодействует, корректирует;
- консультант концентрируется на азах разговора о самом себе или на рациональном самоанализе.
Ожидания от клиента:
• признание личной ответственности за свои проблемы:
в принятие идеи, что имеется возможность решительно повлиять на эти проблемы;
• признание того, что эмоциональные проблемы клиента проистекают из его иррациональных установок о себе и о мире;
• обнаружение (осознание) клиентом у себя этих представлений;
о согласие принимать усилия к конфронтации со своими
алогичными суждениями; а согласие клиента.
Ожидания от клиента:
• заключение контракта, где оговариваются цели, пути их достижения, требования к клиенту;
с осознание клиентом того, что он хочет в себе изменить;
• ответственность за выполнение контракта.
Методы, используемые консультантом:
в обучение и оспаривание, обсуждение иррациональных
взглядов; « изучение анатомии эмоций;
- активизация рационально-эмотивного воображения (вообразить трудную для себя ситуацию и свои чувства в ней);
- убеждение;
- логические саморассуждения;
- «атака на страх»—смысл в выполнении действия, которое вызывает страх;
- советы-напоминания;
- домашние задания;
- библиотерапия;
- рациональный самоанализ, когнитивное домашнее задание.
Достоинства:
в теория последовательна, понятна, эффективна, легко оспаривается;
- хорошо совместима с другими теориями;
- воздействие краткосрочно;
- «имеются учебные центры;
- теория продолжает развиваться.
Методы, используемые консультантом:
« терапевтические контракты, их специфичность и конкретность; • дознание; уточнение; конфронтация; иллюстрация; кристаллизация;
концентрация на ранних воспоминаниях клиента; анализ структуры личности; комбинирование с методами гештальт-терапии.
Достоинства:
понятная и хорошо сформулированная терминология;
- легкое комбинирование с другими методами;
- возлагает на клиента ответственность за сделанный выбор;
- подход направлен непосредственно на достижение цели.
Ограничения метода:
- простота и популярность, выхолащивающие эффективность;
- когнитивная направленность;
- недостаток внимания к квалификации консультантов.
® Бихевиориальное и когнитивно-
Ограничения метода:
- теория применима не ко всем клиентам;
- велика сложность при работе с клиентами с психическими ОИХевИОрИЗЛЬНОе КОНСуЛЬТИрОВЯНИе нарушениями; ,
- продолжает рассматриваться как преимущественно ког- _
к, Альберт Бандура, Дональд Мейхенбаум, Аарон Бек.
нитивная теория. ВодьпГл оре™ки: Дж°н Б‘ Уотс°н, Б. Ф. Скиннер, Джозеф
58
ниеВ-^ЛЯА НЭ ПРИР°ДУ человека: Любое человеческое поведе-пРедмет научения; старые формы поведения могут быть
Й1
воги; развивает способности расслабляться; развивает способность самоутверждаться; развивает эффективные социальные навыки; позволяет достичь адекватного сексуального функционирования; развивает способность к саморегулированию.
подавлены, а новые—установлены; условное научение, оперант-ное обусловливание и социальное моделирование—три главных способа научения.
Основные положения теории:
- Павлов показал: формирование условного рефлекса подчиняется ряду требований: по смежности—совпадение по времени индифферентного и безусловного раздражителей, повторение—многократное сочетание индифферентного и безусловного раздражителей.
- В отличие от классического обусловливания «стимул—реакция» (S—R) ученые разработали принцип оперантного обусловливания «реакция—стимул» (R—S), согласно которому поведение контролируется его результатами и последствиями.
« Поведенческое консультирование начинается с поведенческой оценки, с функционального анализа проблемных зон клиента.
• Поведенческие консультанты делают попытки, основанные на СРП-оценке (С—стимул ситуационного прошлого, Р—реакции; П—последствия, или переменные результата).
Целью СРП-анализа является поиск ключевых переменных, которые управляют поведением клиента.
« Изменение поведения через изменение предпосылок или-последствий действий, устранение нежелательного поведения,;, обучение социальным навыкам, повышение компетентности за свои действия.
У клиента могут наблюдаться следующие виды поведения:;
а) неассертивное, или заторможенное, поведение, при кото-|ром люди жертвуют своими интересами;
б) агрессивное поведение, при котором люди «усилива-ются» за счет других;
в) ассертивное поведение, при котором усиление индиви-дуумов таково, что усиливаются обе взаимодействую-;щие стороны.
Цель и задачи: помогает клиенту лучше приспособиться изменить недостаточно адаптивное поведение, обучает продуК’; тивным реакциям; позволяет устанавливать конкретные цели’ и подцели и достигать их; изменяет мышление, устраняет дефй»: цит в поведенческих репертуарах; ослабляет или устраняет неадекватное поведение; устраняет изнурительные реакции тре’|
Роль психолога-консультанта:
- консультант проявляет активность на сессиях;
- консультант выступает в роли учителя, руководителя и эксперта;
« помогает клиенту прояснить цели и добиться изменений в поведении и мыслях;
• тщательная оценка, вмешательство.
Методы, используемые консультантом:
« использование подкрепления (первичного и вторичного, позитивного и негативного, непрерывного и прерывающегося);
- систематическая десенсибилизация—обучение глубокому мышечному расслаблению, выстраивание иерархии стимулов, вызывающих тревогу, предложение клиенту воображать, пребывая в состоянии релаксации, объекты из иерархии, вызывающие тревогу;
- обусловливание (классическое (Павловское)—научение благодаря подкрепляющему сочетанию стимулов; оперантное (скиннеровское)—научение происходит путем выбора стимулов, сопровождается положительным подкреплением);
- шейпинг—создание условий, благоприятствующих реализации цепочке шагов, овладение которыми приводит к усвоению программы поведения;
- положительное подкрепление; « моделирование;
- обмен услугами;
• затухание, снижение реакции за счет ослабления стимула (стимул дальше, тише);
• самонаблюдение;
• наказание (например, аверсивный метод (например, сла-ыи удар током) в связи с нежелательным поведением в соче-ании со специальной программой подкрепления);
- планирование окружения;
- систематическая десенсибилизация;
- техники «взрыва» и «погружения»;
- таимауты—удаление и лишение позитивного подкрепления;
• сверхкоррекция—наведение порядка, извинение и при-, нятие ответственности за нарушаемые ранее нормы;
• «скилл-терапия»—имитация поведения; . » приостановка мышления;
• метод «наводнения», или «имплозивная терапия—многократное повторение тревожащих сцен (встреча лицом к лицу с тревожащими кошмарами) с целью снижения их «потенциальной тревожности».
Достоинства:
в делает упор на «здесь» и «сейчас»;
а имеется множество доступных процедур;
а возможна хорошая профессиональная организация, основанная на применении подходов из теории научения;
в подходы эффективны при различных расстройствах, хорошо исследованы, продолжают развиваться;
• легко могут комбинироваться с другими теоретическими подходами.
Ограничения метода:
- внимание направлено не на целостную личность, а только на поведение;
- может применяться механически;
- временами труден в воспроизведении в конкретных уело-; виях консультирования;
- методы обгоняют развитие теоретической базы;
- игнорирует прошлое и бессознательное;
- не учитывает стадии развития личности.
(2) Терапия реальностью
Главные теоретики: Уильям Глассер, Роберт Вубболдинг.
. Взгляд на природу человека: Каждый индивид может добитьсЯ| благополучия или роста; проблемы возникают тогда, когда люди не берут на себя ответственность за свое поведение; научение представляет собой процесс, длящийся всю жизнь; люди имек4 потребность быть любимыми и любить, ощущать свою полез-! ность и успешность, активно управлять миром вокруг себя! добиваясь различных целей.
Основные направления консультирования в педагогической практике… Основные положения теории:
о В результате ослабления чувства реальности у человека резко снижается чувство ответственности перед самим собой за результаты своих поступков. Человек считает себя не хозяином своей жизни, а игрушкой в руках судьбы, поэтому формируется «искаженный образ будущего».
з Человек—самодетерминирующееся существо, которое обладает основными психологическими потребностями: достоинства, свободы, принадлежности, человек—творец, жизни, часть мира, которую создает он сам для себя.
в Личность сама выбирает свою позицию—жертвы или деятеля; сама выбирает себе жела’емый мир и желаемое поведение и осуществляет контроль над ними.
в Успешность персонализации и позитивная личностная направленность—это условия личностного здоровья.
в Семь шагов совместной работы с клиентом: установить отношения с клиентом; забыть о его прошлом; поощрять к оцениванию своего поведения и выяснению обстоятельств помощи и препятствий в достижении цели; помочь клиенту в поиске альтернативных способов действий и выработки планов; возложить на клиента обязательства по выполнению реалистичного плана; отказ принятия извинений; быть жестким с клиентом, но не .отказываться от работы с клиентом даже при наличии срывов.
Цель и задачи: помогает индивидам становиться психологически сильными и рациональными, брать на себя ответственность, разъясняет цели, формулирует реалистичный план, сосредотачивается на поведении и на настоящем, устраняет наказание и оправдания.
Роль психолога-консультанта:
- консультант выступает в роли учителя и модели;
- концентрируется на установлении отношений с клиентом;
- консультант занимает активную, директивную, прагматическую и дидактическую позицию.
Ожидания от клиента:
• клиент желает добиться удовлетворения основных потреб-• ностей, но использует неадекватные способы поведения;
0 принятие ответственности за свое поведение;
64
5-IS89
65
Лекция 5
• принятие помощи в преодолении разрыва между планами клиента и их осуществлением в реальной жизни.
Методы, используемые консультантом: 1
• обучение;
• фокусирование; •• оценивание,»
в помощь клиентам в составлении планов и их выполнении;
• неприятие обвинений, давления на клиента;
« использование ролевых игр, юмора, конфронтации, ролевого моделирования; в определение границ;
- сотрудничество с клиентом;
- обратная связь.
Достоинства:
© применимость в работе с различными популяциями; I •. эффективность при работе с определенными нарушениями;
• конкретна;
в краткосрочное воздействие; в имеются учебные центры;
• поддерживает ответственность и свободу;
• делает упор на «здесь» и «сейчас», включает в себя теорию выбора.
Ограничения метода:
- игнорирует бессознательное;
- игнорирует историю личности (анамнез);
- психические заболевания;
- может быть перегружен моральными ценностями;
- игнорирует собственную теорию развития.
Выявление истинной проблемы клиента. Наличие у психо-f; лога соответствующей профессиональной подготовки и опыта! проведения психологического консультирования. Достаточная! длительность психологической консультации. Действия пси-| холога-консультанта в случае разногласий с клиентом о сутй| и решении проблемы клиента. Необходимость соблюдения реко-i мендаций психолога-консультанта. Благоприятная внешняя» обстановка для проведения консультирования.
Во всех теориях консультирования должны быть предусмотрены меры предосторожности. Охарактеризуем некоторые потенциальные недостатки различных теорий (Р. Нельсон-Джоунс):
1. Ограничения теории консультирования. Многие теории кон-сультирования отражают проблему клиента частично. Так,Роджерс был склонен к чрезмерным обобщениям, он видел про-блему клиента в том, что тот не использует свои «реализующиетенденции». Он считал, что установление отношений помощиявляется необходимым и достаточным во всех случаях (Rogers,1957).
Традиционные бихевиористы недостаточно внимания уде-ляли мыслям и чувствам клиента, во главу угла ставя поведенче-ский аспект. Эллис сосредотачивал внимание на иррациональныхубеждениях, меньше внимания уделяя другим аспектам мышле-ния, например, точному восприятию или использованию вну-тренней речи. Фрейд делал основной акцент на извлечении под-сознательного, но мало говорил о разработке эффективных моде-лей поведения, необходимых для решения повседневных проблем.
В связи д этим многие практики тяготеют к эклектике.
- Жесткость клиента. Жесткость проявляется в излишней уверенности своих воззрений, жесткой приверженности взрастившей консультантов теоретической.школы и ригидности, что затрудняет точную оценку образа мыслей и поведения клиентов и их коррекцию. Существует опасность, что школы консультирования могут превратиться в престижные системы, занимающиеся самовосхвалением и поощряющие ригидность. Различные языки, которыми пользуются школы могут маскировать сходство между ними.
- Обессиливание клиента. Применение на практике некоторых теорий может привести к развитию у клиента патологических реакций по целому ряду причин:
- во-первых, потому, что консультант представляет клиенту его проблему как гораздо более серьезную, чем она есть на самом деле;
- во-вторых, он пользуется языком, непонятным для клиента, в результате чего клиент не может для себя сформулировать полученные от консультанта рекомендации;
- в-третьих, клиент может столкнуться с не очень компетентным консультантом, который злоупотребляет его Доверием.
4. Поддержание статус-кво. Теории консультирования могут со-Ржать много неподтвержденных предположений относительно
того, как люди должны вести себя и каковы причины их поступков. Практически во всех теориях консультирования недостаточно внимания уделено культурным различиям, игнорируются социальные условия (бедность, плохие жилищные условия, низкий социальный-статус).
Часть консультантов-теоретиков признает исключительно нормальный уровень интеллектуального развития, гетеросексуальность, демократический стиль воспитания и т. д. и абсолютно не признает иные варианты развития и взаимоотношений.
Лекция
Интервью как основной метод консультирования. Техники
психологического консультирования в педагогическом процессе
‘ Это интересно
Карл Роджерс, считая известное высказывание Лао Цзы слишком упрощенным, тем не менее нередко цитировал его для обобщения своих наиболее глубоких убеждений, касающихся человеческого роста:
- Если я воздержусь оттого, чтобы вмешиваться в дела людей, они сами о себе позаботятся.
- Если я не буду командовать людьми, они сами будут действовать самостоятельно.
- Если я воздержусь от проповедования, люди сами себя исправят.
— Если я не буду навязчивым, люди станут сами собой. Фриц Перлз сочинил гештальт-молитву:
«Я делаю свое, и ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями. И ты в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с моими ожиданиями. Ты—этоты, ая—это я, И если мы случайно находим друг друга, это прекрасно, Если же нет, то в этом случае ничем нельзя помочь». Эрик Берн писал: «Каждое человеческое существо рождается принцем или принцессой; полученный в раннем возрасте опыт убеждает некоторых людей в том, что они—лягушки, и это убеждение лежит в основе их пато: логического развития» (Berne, 1966).
Виктор франкл считал: «Быть человеком означает быть ответственным за осуществление смысла, потенциально присущего данной жизненной ситуации. Стремление найти смысл—первичная сила в жизни человека…» (Frankl, 1963, 1975).
ф Интервью
Интервью является одним из специальных методов анализа уникальной ситуации заказа с целью создания для другого человека альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей, т. е. для создания большей мобильности его психической реальности. Характерные особенности интервью заключаются в том, что оно.индивидуализировано, предметом взаимодействия Психолога с клиентом является психическая реальность последнего (например, его мысли и чувства).
Процесс интервью направлен на повышения динамичности клиента к разным свойствам психической реальности. Тема интервью задается жизненным контекстом клиента.
69
Восстановление контекста, появление темы—это необходимое условие осуществления интервью. Психолог-консультант должен дифференцировать объективные данные о контексте клиента и его роль в этом контексте, рефлексировать подтекст своих действий при построении предмета взаимо-
1- Интервью
~ 2^^иика психологического консультирования 80
^ТОследует знать 83